История менеджмента как теории и практики управления – Лекция 2. История развития менеджмента

Лекция 2.Развитие теории и практики менеджмента

Вопросы:

  1. История возникновения менеджмента.

  2. Школы в теории управления:

а) научного управления;

б) административного управления;

в) человеческих отношений и поведенческих наук;

г) науки управления или количественных методов;

  1. Научные подходы в управленческой науке

1)процессный подход;

2) системный подход;

3) ситуационный подход.

1. История возникновения менеджмента.

История возникновения и развития менеджмента насчитывает примерно семь тысячелетий. За этот период прошло пять управленческих революций, радикально изменявших и его место, и значение в жизни общества. Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных общественно-экономических формаций.

Первая управленческая революция имела место около семи тысяч лет назад. В это время характерно появление письменности в древнем Шумере. Это огромное достижение в жизни человечества привело ко многим изменениям , в частности, к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, осуществлявших торговые операции, деловую переписку и коммерческие расчеты. Первая управленческая революция характеризуется как “религиозно-коммерческая”.

Уже в древних обществах — Шумере, Египте и Аккаде — наблюдалась трансформация, расслоение высшей касты священников, произошедшее потому, что они иначе, по-своему, переформулировали основополагающие религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, по мнению жрецов , им стала нужна жертва символическая. Боги будут удовлетворены, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и т.д. Собираемая таким образом дань с населения как бы в рамках отправления обряда накапливалась, обменивалась, пускалась в хозяйственный оборот. Благодаря пополнению денежных фондов, шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера вели юридические,. исторические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные и прочие функции, управляли движением средств. И в наше время эти операции относятся к управленческим процессам. Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности — имел для них прозаический характер, т.к. запомнить возрастающий объем деловой информации было просто невозможно, приходилось выполнять довольно сложные расчеты, что и побудило священнослужителей-бизнесменов к изобретению письма.

В результате первой революции в управлении менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие.

Вторая революция в области управления произошла приблизительно через тысячу лет после первой и была связана с именем вавилонского царя Хаммурапи ( 1792 — 1750 гг. до н.э.), разработавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. По этим законам был введен светский стиль управления, усилился контроль, возросла ответственность за выполнение работ. Это был качественно новый уровень управления. Не на микро, а на макроэкономическом уровне — уровне всей страны. Поэтому вторую управленческую революцию обычно называют “светско-административной”.

Огромное значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего всю систему отношений между социальными группами населения, заключается в том , что было создано своеобразное руководство для администраторов огромной империи. Даже если бы Хаммурапи сделал для истории только это, и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менеджмента. Однако не менее важно и другое — Хаммурапи выработал собственный лидерский стиль, постоянно поддерживал свой образ опекуна и защитника людей. Для традиционного руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было бесспорным нововведением.

Следовательно, существо революций в менеджменте заключено во внедрении светской манеры управления. Характерно появление первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождение первых ростков лидерского стиля и новых методов мотивации поведения. Лишь через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возродил былую славу центра развития практики менеджмента.

Третья управленческая революция известна как “производственно-строительная”, поскольку она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Она стала реальностью во времена правления Новуходоносора II. Царь Новуходоносор II (605 — 562 гг. до н.э.) был не только автором проектов Вавилонской башни и висячих садов, но также разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. На текстильных фабриках Новуходоносор ввел в практику применение цветных ярлыков. С их помощью определялось количество пряжи, поступавшей в производство еженедельно. Подобный метод контроля позволял точно установить, сколь долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Заметим, что это применяется в своей основе и в современной текстильной промышленности. Немало управленческих нововведений было внедрено и в Древнем Риме. Самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243 — 316 гг.) и административная организация Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма. Поныне ее оценивают как наиболее совершенную формальную организацию в западном мире. Этот вклад весьма высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, организация системы и формирования авторитета, а также специализация функций.

Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального развития европейских стран. Ее главные особенности — отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления. Если ранее открытия, обогащавшие теорию и практику менеджмента, происходили спонтанно, от случая к случаю, между ними проходили большие промежутки времени, то на данном этапе они стали уже регулярными событиями. Для этого появились новые объективные предпосылки. Индустриальная революция, связанные с ней новые общественные отношения оказали гораздо более существенное воздействие на теорию и практику управления, нежели все предшествовавшие революции.

По мере того, как промышленность развивалась, в частности перерастала границы ранней фабричной системы (мануфактуры), формировалась система акционерного капитала, владельцы последнего все более отходили от непосредственного занятия бизнесом как экономической деятельности, нацеленной на увеличение прибыли. Место руководителя-собственника постепенно было занято сотнями, тысячами акционеров. Появилась новая, преобразованная форма собственности, которая помогла ускоренному развитию промышленности, обусловила отделение управления от производства и капитала и в конце концов привела к превращению менеджмента в самостоятельное экономическое явление.

Администрирование стало трактоваться как процесс формирования общих целей и политики компании. Под менеджментом тогда понимали контроль за реализацией намеченного. Первоначальный (узкотехнический) смысл был на том этапе содержанием менеджмента. Демократизация собственности обусловила и специализацию контроля. Если раньше предприниматель контролировал как капитал, так и производство, то в новых условиях его заменило сообщество пайщиков. Менеджмент и администрация, назначаемые акционерами, стали полномочными их представителями на промышленном предприятии. С ростом объема производства ускорялись темпы оборота капитала, расширялся объем и содержание банковских операций. Прогрессировала сфера сбыта продукции, появился и стал неотъемлемой частью менеджмента маркетинг. Управление уже не могло быть эффективным только на основе одного здравого смысла. Потребовалось немало специальных знаний, навыков и умения специалистов. Методы дилетантов стали уходить в прошлое.

В фабричную эпоху деятельность менеджера ограничивалась процессом производства, в то время весьма далекого от организации труда на научной основе. В менеджменте, однако, постоянно расширяются функции. В его рамки постепенно входит планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, совершенствование организации, статистический анализ производства. Появилась и развилась система формирования и исполнения бюджета предприятия. В результате каждый производственный процесс вылился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Менеджмент и администрация разрабатывали и внедряли особые инструменты координирования деятельности персонала, в том числе, систему принятия решений, определение целей политики компании, внедрение философии управления.

Менеджмент имеет своей купелью частный сектор, а не государственный. Он зародился как бизнес-менеджмент, но оформился как научный и социальный инструмент не в средних и мелких фирмах, хотя там свободное предпринимательство и так было развито, а в крупных корпорациях. Здесь потери от неудовлетворительного управления могли быть колоссальными. Поэтому благосостояние государства, получающего налоги от бизнеса и частного сектора, все в возрастающей степени зависело от качества управления. Менеджмент втягивал в свою орбиту и формировал лучших специалистов в области управления. Порой даже средние по своим способностям люди, пройдя горнило бизнеса, рынка, сложный путь управленца, становились выдающимися личностями в предпринимательстве.

Следовательно, истоком четвертой революции в управлении выступила буржуазная революция. Она обозначила выход на арену совершенно новой фигуры — предпринимателя. Острейшая потребность в качественном профессиональном управлении привела к формированию нового типа “управленца” — наемного управляющего — менеджера. Однако лишь в эпоху монополистического капитализма возникли первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров наступила эра нового радикального переворота в обществе, который и стал пятой революцией в управлении.

Пятая управленческая революция, которая произошла в конце XIX — начале XX века известна под названием «бюрократической». Ее теоретической базой стала концепция “рациональной бюрократии”. Для нее характерны формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, внедрение норм и стандартов, формализация должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента — это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью, отражая изменения, происходящие в обществе, экономике, во всей системе социально- экономических отношений.

studfiles.net

Тема 15. Развитие теории и практики менеджмента

1. История менеджмента

История возникновения и развития менеджмента насчитывает, по крайней мер,. семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально менявших роль и значение управления в жизни общества. За начало отсчета в литературе принимают зарождение письменности в древнем Шумере (5 тыс.лет до н.э.). считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных с торговыми операциями, ведущих деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому в литературе по истории менеджмента эта первая управленческая революция характеризуется как «религиозно-коммерческая».

Вторая управленческая революция – «светско-административная» — связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ.

Третья управленческая революция известна как «производственно-строительная», т.к. она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена правления НавуходоносораII(605-652 гг. до н.э.).

Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации – главные факторы четвертой управленческой революции XYII-XYIIIвв. Ее результатом стало отделение менеджмента от собственности (капитала и зарождение профессионального управления.

Пятая управленческая революция (конец XIX- начало ХХ в.) известна под названиембюрократической: ее теоретической платформой послужила концепция «рациональной бюрократии». ее основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью, отражая континуум изменений, происходящих в экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Попытки научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления относятся к концу XIX– началу ХХ века. Несомненно, они были ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как:

— массовое производство и массовый сбыт;

— ориентация на рынки значительной емкости;

— ориентация на крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций.

Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно-обоснованными принципами, нормами, стандартами.

За последние 100 лет профессионализация менеджмента, возникновение учения о менеджменте как научной дисциплины и усиление необходимости теоретического обоснования предпринимательской практики привели к возникновению большого количества концепций, методов и методик. Результатом явилось, однако, не только нарабатывание фундаментальных знаний, но и лавина противоречащих друг другу рекомендаций, что дало повод Кундзу говорить уже в 1961 г. о «джунглях теории менеджмента». Такая оценка представляется справедливой, однако в истории менеджмента четко распознаются основные парадигмы и фазы, несмотря на дифференциацию внутри них.

В книге Клода Ст. Джоржа-младшего «История управленческой мысли» содержится описание развития менеджмента с 5 тыс. лет до н.э. до 50-х гг. ХХ века, когда психология и наука о поведении человека заняли в управлении особое место (табл. ).

studfiles.net

История развития теории и практики менеджмента

Московская государственная геологоразведочная академия

Имени С. Орджоникидзе

Экономический факультет

Учебно-методический Центр высшего и второго высшего

экономического образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине «Менеджмент»

На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)»

Выполнила студентка

группы ЗЭГт – 2000К

Кафырина Ирина Евгеньевна

Научный руководитель –

Профессор Е. И. Комаров

Москва – 2001 г.

ПЛАН

Введение 3

Цель курсовой работы 5

Основная часть

1 . Эволюция управленческой мысли 6

2 . Возникновение, формирование и содержание различных

школ менеджмента 9

2.1. Школа научного управления 9

2.2. Классическая (административная) школа в

управлении 10

2.3. Школа психологии и человеческих отношений 11

2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13

3 . Разнообразие моделей менеджмента 15

3.1. Особенности американской модели 15

3.2. Характеристика японской модели 16

3.3. Западноевропейская модель менеджмента 17

4 . Развитие менеджмента в России 20

Заключение 24

Словарь основных понятий 25

Список литературы 26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:

Любая наука базируется на использовании историче­ского опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать про­тиворечий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого по­зволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

• всегда интересно и нужно;

• позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;

• дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизиро­вать их;

• позволяет извлечь соответствующие уроки из про­шлого с тем, чтобы не повторять ошибок в буду­щем.

Знание и осмысление прошлого способствует лучше­му пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие нау­ки управления свидетельствует, что нежизненные кон­цепции гибли, а оставались только самые ценные, про­веренные практикой и временем.

Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происхо­дило в критические, судьбоносные периоды жизни об­щества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период ре­формирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.

Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когда также поя­вился целый рад работ по изучению эволюции зарубеж­ного опыта управления. Перестройка системы управле­ния, начатая в нашей стране М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению раз­вития управленческой мысли.

Создание принципиально новой системы управления в России адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удов­летворение потребностей рынка, на постоянное повы­шение эффективности производства (получение опти­мальных результатов с наименьшими затратами), на сво­боду в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в за­висимости от состояния рынка.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей . Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои произ­водственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров , подобно решениям государственных деятелей, могут опре­делять судьбы миллионов людей , государств и целых регионов.

Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближен­ность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического про­гресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы.

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента.

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.

2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.

3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.

4.Определить этапы эволюции менеджмента в России.

1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Ни одна организация, ни одно пред­приятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали жить органи­зованными группами, у них появилась необходимость управления

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним челове­ком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере раз­растания групп и усложнения выполняемых ими функ­ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только куль­туры древних египтян, но и их управленческого искусст­ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процес­сами, заботились о четкой специализации рабочих.

У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове­ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

В практике управления существуют примеры органи­заций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря соз­данию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наи­более простую структуру управления: папа, кардинал, ар­хиепископ, епископ и приходской священник.

К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *