Когда дело об административном правонарушении считается возбужденным – 28.1. /

19. Возбуждение дел об административных правонарушениях.

Возбуждение дел об административных правонарушениях – 1 стадия производства по делам об административных правонарушениях, вариативная стадия. Глава 28 КоАП РФ.

Для возбуждения дела необходимо:

1.основание (наличие достаточных данных, указывающих на событие)

2.повод (источник получения этих данных)

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; 

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в установленных случаях транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица. 

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования; 

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случаях, установленных КоАП РФ.

3 Варианта возбуждения дела об административном правонарушении:

1)обычный (дело возбуждается, как правило, путем составления протокола об административном правонарушении, исключение – постановление прокурора)

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о соответствующих административных правонарушениях

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора – 98 (20 утратили силу, значит 78).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАПа или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. 

Сроки составления протокола об административном правонарушении 

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. 

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.  Направляется (2 правила):

1) родовой подведомственности (какие органы и кто именно — глава 23 КоАП РФ)

2) территориальной подведомственности (глава 29 КоАП РФ).

2) усложненный вариант

Административное расследование — совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Условия, необходимые для проведения расследования (необходимы оба условия):

1) если после выявления административного правонарушения в области того законодательства, список которого приведен в ч.1 ст.28.7 КоАП

2) если по делу осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: 

1) на срок не более 1 месяца; 

2) на срок до 6 месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. 

3) упрощенный вариант (не надо составлять протокол, сразу выносят постановление)

Назначение административного наказания без составления протокола – ст.28.6 КоАП

1)Кто привлекается? – физическое лицо

2)Какое наказание назначается — предупреждение или административный штраф

3)Как себя ведет правонарушитель? — если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

studfiles.net

Что такое возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дел об административных нарушениях необходимо для пресечения административных проступков.

В ходе производства устанавливается личность нарушителя, составляется протокол обеспечивается своевременное рассмотрение дела и исполнение постановления.

Делами об административных правонарушениях могут заниматься уполномоченные органы или должностные лица, иногда иные субъекты, которые имеют право привлекать к ответственности.

Они же должны проследить, было ли исполнено вынесенное решение.

При любых обстоятельствах необходимо строго придерживаться принципа, что человек, которого привлекают к административной ответственности, считается невиновным, пока не будет доказана по закону его вина.

Обычно определяют несколько стадий производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение, рассмотрение, разрешение, обжалование, опротестование.

Стадия возбуждения дела по административным правонарушениям

На стадии возбуждения в первую очередь должен быть установлен факт правонарушения, затем должны быть приняты меры по прекращению действий, нарушающих закон.

Следующий шаг — установление личности нарушителя, после этого составляется протокол об административном правонарушении.

Протокол может быть составлен только должностными лицами, которые определены законодательством.

Если протокол составлен по форме, с соблюдением всех требований, дело может быть открыто.

Если протокол не был составлен или составлен с нарушениями, дело не может быть возбуждено.

В протоколе должны быть зафиксированы даты, фамилии (того, кто составлял, нарушителя, свидетелей), место и время, когда было совершено правонарушение, в чем оно заключалось, правовой акт, устанавливающий наказание за данное правонарушение, а также все сведения, которые могут помочь в разрешении дела.

Протокол подписывает тот, кто его составлял, и тот, кто совершил административное правонарушение.

Если были свидетели и потерпевшие, то они тоже могут подписать протокол.

Если тот, кто совершил правонарушение, отказывается подписывать протокол, то это вносят в протокол и указывают мотивы отказа.

Если у нарушителя возникли замечания по содержанию протокола, то их прилагают к протоколу.

С момента отправления протокола, а также сопроводительных материалов (показания свидетелей, вещи и т.п.) уполномоченному органу или должностному лицу заканчивается первая стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Стадия рассмотрения дела

Судья, должностное лицо или орган, который имеет право это делать, при получении дела для рассмотрения должен прежде всего определить, в его ли компетенции находится дело, нет ли ошибок в составленном протоколе, в других материалах, собраны ли дополнительные материалы, если такие имеются.

На рассмотрение отводится 15 дней, но возможно продление до 1 месяца, если есть для этого серьезный повод (например, для дополнительного выяснения обстоятельств дела).

Если совершено административное правонарушение, которое влечет за собой арест, то дело должно быть рассмотрено в день получения протокола.

Если нарушителя задержали, то не позднее 48 часов с момента его задержания

Лицам, которые должны участвовать в рассмотрении дела, заранее сообщается время и место, где это будет проходить. Обычно открытое рассмотрение дела происходит по месту его совершения.

Вынесение постановления

После этого выносится постановление (стадия разрешения) с указанием того, когда и как оно может быть обжаловано.

Если дело рассматривал коллегиальный орган, то постановление принимается с помощью голосования и его подписывают председатель и секретарь.

Если же было вынесено постановление о наложении административного взыскания, то оно объявляется немедленно после окончания рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. В тот же срок копия вручается или высылается потерпевшему по его просьбе.

В случае если она высылается, в деле обязательно делается запись об этом.

Исключением являются случаи, когда выносится предупреждение, налагается штраф (который взимается на месте правонарушения) или проводится арест.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Действия при утрате паспорта», где подробно объясняется за что берется штраф

Или ТУТ вы узнаете о сроках давности по административным правонарушениям

Как происходит регистрация временного пребывания иностранных граждан:

https://legalmap.ru/articles/ap/register/vrem-registr-inostran/

Стадия обжалования и опротестования

Если нарушитель или потерпевший не согласен с принятым по их делу решением, то последнее можно обжаловать.

Для этого необходимо написать заявление в суд или вышестоящий орган, который принимал решение.

Если были допущены ошибки в процессе, то опротестовать постановление по делу может прокурор.

Основания

Основания для возбуждения административного дела могут быть следующие:

  • если должностное лицо обнаружило правонарушение,
  • если поступили материалы от правоохранительных органов или общественности о правонарушении,
  • если было сообщение от юридических или физических лиц или средств массовой информации о правонарушении,
  • если было зафиксировано ДТП или были нарушения в области благоустройства территории;
  • если комиссия антимонопольного органа зафиксировала факт нарушения антимонопольного законодательства;
  • если составлен акт о наличии признаков правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Датой возбуждения дела об административном правонарушении считается день, когда:

  • был составлен протокол осмотра места совершения административного правонарушения;
  • был составлен протокол об административном правонарушении или было вынесено прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Должностное лицо не вправе возбудить административное дела, если:

  1. Не выявлены признаки состава административного правонарушения.
  2. Нет события административного правонарушения.
  3. Правонарушитель не достиг шестнадцатилетнего возраста.
  4. Лицо, совершившее правонарушение, невменяемо.
  5. Правонарушитель умер.

Стадия исполнения постановления

Завершающей стадией производства по делам об административных правонарушениях является исполнение постановления о наложении административного взыскания.

В процессе исполнения постановления лица, виновные в совершении административного проступка, испытывают соответствующие ограничения личного, морального или материального характера.

От того, как последовательно реализовано постановление об административном взыскании, доведено ли дело до конца, во многом зависит эффективность борьбы с административными правонарушениями, а также их предупреждение.

Таким образом, процесс возбуждения дела об административном правонарушении проходит в несколько этапов:

  1. Возбуждение дела возможно, если был совершен проступок.
  2. Грамотно составленный протокол позволяет перейти к рассмотрению дела, которое не может продолжаться более 15 дней, за исключением случаев, когда необходимо дополнительное время для выяснения обстоятельств, но не более чем на 1 месяц.
  3. После этого назначается слушание, в ходе которого принимается постановление, т. е. дело разрешается.
  4. Если обнаружены нарушения в ходе рассмотрения, то прокурор может опротестовать решение, или, если виновный не согласен с мерой наказания, он может подать заявление в суд для обжалования.

legalmap.ru

Срок возбуждения дела об административном правонарушении

Срок возбуждения дела об административном правонарушении с момента выявления факта правонарушения? По ст. 7.30. ч. 2 КоАП

Единого срока, в течение которого дело об административном правонарушении должно быть возбуждено после выявления факта правонарушения, КоАП РФ не установлено.

Дело об административном правонарушении в соответствии со ст.28.1 КоАП РФ считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.27.1 КоАП РФ;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст.28.7 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В то же время, необходимо отметить, что нарушение указанного срока, как правило, не признается судами самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Кодекс Российской Федерации об административном правонарушении

«Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.*

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Статья 28.7. Административное расследование

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения <…> о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, <…> осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.»*

2.Постановление 3 ААС от 24.02.2012 № А33−14 620/2011

«Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки арбитражного управляющего на нарушение установленного частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ срока вынесения определения о проведении административного расследования, поскольку в соответствии с положениями КоАП РФ само по себе нарушение сроков для принятия решения о проведении административного расследования не является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности. В свою очередь арбитражным управляющим не представлено пояснений о том, как нарушение указанного срока (4 дня) повлияло на полноту исследования события правонарушения, на выявление обстоятельств виновности ИП Степанова Б. В. в совершении вменяемого правонарушения, повлекло за собой нарушения его прав и законных интересов.*»

05.12.2014

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

www.law.ru

2. Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела, являясь начальной стадией производства, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием для возбуждения административного дела является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Действия, сходные по фактическим обстоятельствам с правонарушением, но не запрещенные нормами административного права, не могут рассматриваться в качестве основания для возбуждения дела.

Возбуждению дела предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки административного правонарушения, т.е. наличие повода к возбуждению и расследованию дела, ибо латентное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на каждый сигнал о совершенном правонарушении.

Поводами для начала производства по делу могут быть сообщения, заявления граждан и юридических лиц, средств массовой информации, материалы, поступившие из правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния уполномоченным должностным лицом.

Последний повод отличается от других тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по инициативе лиц, осуществляющих административный надзор. Здесь нет внешнего побудительного начала, толчка к тому, чтобы эти лица занялись решением вопроса. Данный повод имеет некоторые особенности. Во-первых, непосредственное усмотрение как известное действие нигде не фиксируется, поэтому не всегда поддается контролю. Во-вторых, предположение о правонарушении возникает лишь в сознании уполномоченного лица. В случае неподтверждения этого предположения нет необходимости официально опровергать его вынесением какого-либо специального документа.

Непосредственное обнаружение должностным лицом административного правонарушения не является препятствием для дальнейшего его разрешения данным субъектом. В уголовном процессе презюмируется, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существенные по делу факты и вынести правильное, основанное исключительно на материалах дела решение. Указанное обстоятельство не может быть механически перенесено на производство по делам об административных правонарушениях, поскольку исследование обстоятельств дела лицом, являвшимся очевидцем административного правонарушения, позволяет ему немедленно предпринять все необходимые действия по пресечению правонарушения, задержанию виновного, отысканию и закреплению доказательств. Так, инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД во всех случаях меры воздействия к нарушителям применяют непосредственно после обнаружения правонарушений.

При нарушении правил дорожного движения, в качестве повода к возбуждению дела об административном правонарушении, рассматриваются также фиксация правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, либо подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в названном случае транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.

В ст. 24.5 КоАП РФ названы обстоятельства, при наличии которых административное дело не возбуждается, а возбужденное дело подлежит прекращению. Таковыми являются: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом 16-летнего возраста или невменяемость лица, совершившего противоправные действия; 3) совершение лицом действия в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, устанавливающего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Это основание может иметь место в случаях, когда надзор за исполнением административно-правовых норм возложен на несколько органов; 8) смерть лица, совершившего административное правонарушение.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования. Оно может быть назначено, когда имеющихся данных недостаточно для возбуждения дела. Расследование позволяет получить дополнительные материалы, необходимые для правильного разрешения дела. Результаты расследования фиксируются в протоколе об административном правонарушении;

5) оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол не составляется;

6) вынесения постановления по делу о нарушении правил дорожного движения, зафиксированного в автоматическом режиме.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления. В случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. При проведении административного расследования протокол составляется после его окончания. При этом срок расследования не может превышать одного месяца. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а также правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – до шести месяцев.

Правом составления протоколов о правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, наделены должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса.

Помимо этого, протоколы об административном правонарушении вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с возложенными на них задачами и функциями. Их перечень указан в ст. 28.3 КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

На стадии возбуждения дела должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного правонарушения, которые можно подразделить на две группы. Во-первых – это обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава правонарушения1. К их числу относятся:

1. Событие правонарушения, время, место и иные обстоятельства его совершения. Прежде всего, необходимо выяснить, имело ли место деяние и какова его противоправность, т.е. является ли оно административным правонарушением. Если в деянии усматриваются признаки преступления, то административное дело не возбуждается и материалы направляются по подведомственности.

Установление времени, места, способа совершения правонарушения способствует определению объективных признаков деяния – объекта и объективной стороны. Например, квалификация мелкого хулиганства зависит от места и способа его совершения. Выяснение названных обстоятельств необходимо по каждому административному делу, поскольку вне этих обстоятельств невозможно и само правонарушение.

2. Виновность лица в совершении административного правонарушения. По каждому делу устанавливается, кем совершено правонарушение и достиг ли нарушитель 16-летнего возраста. По ряду дел необходимо выяснить должностное положение лица, например, при расследовании дел о допуске к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения (ст. 13.32 КоАП РФ).

Административную ответственность несет только лицо, виновное в совершении правонарушения. Вина характеризует психическое отношение субъекта к содеянному и наступлению общественно вредных последствий. Она может выступать в форме умысла или неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Вредные последствия правонарушения. Наступление вредных последствий правонарушения является одним из квалифицирующих признаков так называемых материальных административных правонарушений, например, нарушение пешеходами правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог и т.д. В этих случаях выясняются не только предполагаемые последствия деяния, но и причинная связь между совершенным правонарушением и наступившим результатом. При причинении материального ущерба устанавливаются его характер и точные размеры. Последнее важно для разграничения административных правонарушений и преступлений.

Во-вторых – это обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеющие значение для индивидуализации ответственности. К ним относятся:

1. Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя, то есть обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

2. Обстоятельства, способствующие совершению правонарушения. Одна из задач административного производства заключается в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и их предупреждение. Конкретные формы проявления названных обстоятельств весьма многообразны и зависят от особенностей расследуемого дела. Например, при употреблении спиртных напитков несовершеннолетними в качестве такого обстоятельства может выступать неправильное воспитание в семье, пьянство родителей и т.п. К сожалению, на практике этим факторам не всегда уделяют должное внимание. Между тем, выяснив причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений, уполномоченные должностные лица имеют возможность оперативно принять меры по устранению этих отрицательных явлений и предупреждению повторных аналогичных правонарушений.

На стадии возбуждения дела важно определить объем, границы исследования обстоятельств дела. Здесь нет необходимости использовать все возможности для сбора доказательств. Главное, чтобы вывод о наличии или отсутствии исследуемых фактов опирался на такую совокупность доказательств, которая не оставляла бы места для сомнений в достоверности этого вывода, соответствии его объективной действительности.

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол об административном правонарушении, который составляется о каждом правонарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством (ст. 28.6 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении является основным и нередко единственным документом, в котором фиксируются обстоятельства правонарушения. Поэтому от того, насколько грамотно и обоснованно он составлен, зависит правильность рассмотрения дела по существу. В связи с этим в ст. 28.2 КоАП РФ приводится перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе. Все они могут быть подразделены на три группы.

Первая группа сведений связана с закреплением обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указываются место, время совершения правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за его совершение, дается описание самих противоправных действий. Все эти данные нельзя считать пустой формальностью, так как они необходимы для правильной квалификации правонарушения.

К сожалению, в протоколах нередко употребляются общие фразы типа «нарушал общественный порядок», «нарушал правила торговли». Из подобных записей трудно понять, в чем конкретно выразилось противоправное деяние, так как речь идет не о существе правонарушения, а о его юридической квалификации, правильность которой невозможно проверить при рассмотрении дела. Если правонарушением причинен материальный ущерб, об этом также указывается в протоколе.

Вторую группу составляют сведения, характеризующие личность правонарушителя. Это фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, род занятий, размер заработной платы, место жительства и работы. Выяснение этих сведений позволяет индивидуализировать меры наказания. Так, данные о заработке и семейном положении необходимы для определения размера штрафа или других мер воздействия.

Протокол должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих личность лица, привлекаемого к административной ответственности. Делать это только с его слов рискованно: нередки случаи, когда эти лица выдают себя за других известных им граждан. Если правонарушитель не имеет при себе соответствующих документов и нет свидетелей, которые могли бы сообщить о нем необходимые сведения, он может быть доставлен в органы внутренних дел, помещение органа местного самоуправления сельского поселения для установления личности и составления протокола.

Протокол составляется на лицо, совершившее административное правонарушение. Однако при совершении некоторых правонарушений подростками в возрасте до 16 лет в протоколе указываются сведения о родителях или лицах, их заменяющих, поскольку к ответственности привлекаются не сами подростки, а лица, ответственные за их воспитание. Такого рода ответственность установлена, например, за распитие спиртных напитков подростками в возрасте до 16 лет.

К третьей группе сведений относятся дата и место составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются. Отсутствие сведений о лице, составившем протокол, делает его дефектным, так как не известно, составлен протокол уполномоченным на то лицом или кем-то другим.

Протокол подписывается его составителем и нарушителем (представителем юридического лица), а при наличии свидетелей и потерпевшего подписывается также этими лицами.

Нарушителю, представителю юридического лица необходимо разъяснить права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Они вправе ознакомиться с содержанием протокола, внести в него свои замечания и объяснения, изложить мотивы отказа от подписи протокола. Объяснения граждан могут быть изложены на отдельном листе и приложены к протоколу. Отказ правонарушителя подписать протокол не останавливает дальнейшего движения дела, но он должен быть зафиксирован специальной записью.

Существенным процессуальным нарушением является опрос и составление протокола в то время, когда правонарушитель находится в состоянии опьянения, то есть когда он не может дать объяснения по существу дела, понять содержание протокола и даже подписать его. Учитывая, что лица, находящиеся в нетрезвом состоянии задерживаются до вытрезвления, ознакомление нарушителя с протоколом должно производиться после его вытрезвления.

В случае, если правонарушение совершено группой лиц, протокол составляется на каждого нарушителя в отдельности. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать обвинение, предъявляемое каждому из них, и лишает их возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу дела.

Точное выполнение всех перечисленных требований придает протоколу юридическую значимость. Небрежно, с нарушением закона оформленные протоколы подрывают гарантии соблюдения законности и нарушают установленные Конституцией РФ права граждан.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов по подведомственности, поскольку субъект, возбудивший дело, часто неправомочен налагать административные наказания. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать соответствующую категорию дел, в течение суток с момента составления. Протокол о правонарушении, за совершение которого может быть назначен административный арест либо административное выдворение, направляется судье немедленно после его составления.

По общему правилу дела должны пересылаться руководителем органа, работники которого произвели расследование. Направляя материалы по подведомственности, руководитель проверяет обоснованность привлечения лица к административной ответственности, достаточность собранных доказательств, правильность оформления дела. При обнаружении каких-либо нарушений руководитель вправе вернуть материалы дела лицу, проводившему предварительную проверку, для устранения недостатков.

studfiles.net

2. Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела, являясь начальной стадией производства, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием для возбуждения административного дела является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Действия, сходные по фактическим обстоятельствам с правонарушением, но не запрещенные нормами административного права, не могут рассматриваться в качестве основания для возбуждения дела.

Возбуждению дела предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки административного правонарушения, т.е. наличие повода к возбуждению и расследованию дела, ибо латентное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на каждый сигнал о совершенном правонарушении.

Поводами для начала производства по делу могут быть сообщения, заявления граждан и юридических лиц, средств массовой информации, материалы, поступившие из правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния уполномоченным должностным лицом.

Последний повод отличается от других тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по инициативе лиц, осуществляющих административный надзор. Здесь нет внешнего побудительного начала, толчка к тому, чтобы эти лица занялись решением вопроса. Данный повод имеет некоторые особенности. Во-первых, непосредственное усмотрение как известное действие нигде не фиксируется, поэтому не всегда поддается контролю. Во-вторых, предположение о правонарушении возникает лишь в сознании уполномоченного лица. В случае неподтверждения этого предположения нет необходимости официально опровергать его вынесением какого-либо специального документа.

Непосредственное обнаружение должностным лицом административного правонарушения не является препятствием для дальнейшего его разрешения данным субъектом. В уголовном процессе презюмируется, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существенные по делу факты и вынести правильное, основанное исключительно на материалах дела решение. Указанное обстоятельство не может быть механически перенесено на производство по делам об административных правонарушениях, поскольку исследование обстоятельств дела лицом, являвшимся очевидцем административного правонарушения, позволяет ему немедленно предпринять все необходимые действия по пресечению правонарушения, задержанию виновного, отысканию и закреплению доказательств. Так, инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД во всех случаях меры воздействия к нарушителям применяют непосредственно после обнаружения правонарушений.

При нарушении правил дорожного движения, в качестве повода к возбуждению дела об административном правонарушении, рассматриваются также фиксация правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, либо подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в названном случае транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.

В ст. 24.5 КоАП РФ названы обстоятельства, при наличии которых административное дело не возбуждается, а возбужденное дело подлежит прекращению. Таковыми являются: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом 16-летнего возраста или невменяемость лица, совершившего противоправные действия; 3) совершение лицом действия в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, устанавливающего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Это основание может иметь место в случаях, когда надзор за исполнением административно-правовых норм возложен на несколько органов; 8) смерть лица, совершившего административное правонарушение.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования. Оно может быть назначено, когда имеющихся данных недостаточно для возбуждения дела. Расследование позволяет получить дополнительные материалы, необходимые для правильного разрешения дела. Результаты расследования фиксируются в протоколе об административном правонарушении;

5) оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол не составляется;

6) вынесения постановления по делу о нарушении правил дорожного движения, зафиксированного в автоматическом режиме.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления. В случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. При проведении административного расследования протокол составляется после его окончания. При этом срок расследования не может превышать одного месяца. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а также правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – до шести месяцев.

Правом составления протоколов о правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, наделены должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса.

Помимо этого, протоколы об административном правонарушении вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с возложенными на них задачами и функциями. Их перечень указан в ст. 28.3 КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

На стадии возбуждения дела должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного правонарушения, которые можно подразделить на две группы. Во-первых – это обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава правонарушения237. К их числу относятся:

1. Событие правонарушения, время, место и иные обстоятельства его совершения. Прежде всего, необходимо выяснить, имело ли место деяние и какова его противоправность, т.е. является ли оно административным правонарушением. Если в деянии усматриваются признаки преступления, то административное дело не возбуждается и материалы направляются по подведомственности.

Установление времени, места, способа совершения правонарушения способствует определению объективных признаков деяния – объекта и объективной стороны. Например, квалификация мелкого хулиганства зависит от места и способа его совершения. Выяснение названных обстоятельств необходимо по каждому административному делу, поскольку вне этих обстоятельств невозможно и само правонарушение.

2. Виновность лица в совершении административного правонарушения. По каждому делу устанавливается, кем совершено правонарушение и достиг ли нарушитель 16-летнего возраста. По ряду дел необходимо выяснить должностное положение лица, например, при расследовании дел о допуске к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения (ст. 13.32 КоАП РФ).

Административную ответственность несет только лицо, виновное в совершении правонарушения. Вина характеризует психическое отношение субъекта к содеянному и наступлению общественно вредных последствий. Она может выступать в форме умысла или неосторожности.

Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Вредные последствия правонарушения. Наступление вредных последствий правонарушения является одним из квалифицирующих признаков так называемых материальных административных правонарушений, например, нарушение пешеходами правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог и т.д. В этих случаях выясняются не только предполагаемые последствия деяния, но и причинная связь между совершенным правонарушением и наступившим результатом. При причинении материального ущерба устанавливаются его характер и точные размеры. Последнее важно для разграничения административных правонарушений и преступлений.

Во-вторых – это обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеющие значение для индивидуализации ответственности. К ним относятся:

1. Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя, то есть обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

2. Обстоятельства, способствующие совершению правонарушения. Одна из задач административного производства заключается в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и их предупреждение. Конкретные формы проявления названных обстоятельств весьма многообразны и зависят от особенностей расследуемого дела. Например, при употреблении спиртных напитков несовершеннолетними в качестве такого обстоятельства может выступать неправильное воспитание в семье, пьянство родителей и т.п. К сожалению, на практике этим факторам не всегда уделяют должное внимание. Между тем, выяснив причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений, уполномоченные должностные лица имеют возможность оперативно принять меры по устранению этих отрицательных явлений и предупреждению повторных аналогичных правонарушений.

На стадии возбуждения дела важно определить объем, границы исследования обстоятельств дела. Здесь нет необходимости использовать все возможности для сбора доказательств. Главное, чтобы вывод о наличии или отсутствии исследуемых фактов опирался на такую совокупность доказательств, которая не оставляла бы места для сомнений в достоверности этого вывода, соответствии его объективной действительности.

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол об административном правонарушении, который составляется о каждом правонарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством (ст. 28.6 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении является основным и нередко единственным документом, в котором фиксируются обстоятельства правонарушения. Поэтому от того, насколько грамотно и обоснованно он составлен, зависит правильность рассмотрения дела по существу. В связи с этим в ст. 28.2 КоАП РФ приводится перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе. Все они могут быть подразделены на три группы.

Первая группа сведений связана с закреплением обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указываются место, время совершения правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за его совершение, дается описание самих противоправных действий. Все эти данные нельзя считать пустой формальностью, так как они необходимы для правильной квалификации правонарушения.

К сожалению, в протоколах нередко употребляются общие фразы типа «нарушал общественный порядок», «нарушал правила торговли». Из подобных записей трудно понять, в чем конкретно выразилось противоправное деяние, так как речь идет не о существе правонарушения, а о его юридической квалификации, правильность которой невозможно проверить при рассмотрении дела. Если правонарушением причинен материальный ущерб, об этом также указывается в протоколе.

Вторую группу составляют сведения, характеризующие личность правонарушителя. Это фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, род занятий, размер заработной платы, место жительства и работы. Выяснение этих сведений позволяет индивидуализировать меры наказания. Так, данные о заработке и семейном положении необходимы для определения размера штрафа или других мер воздействия.

Протокол должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих личность лица, привлекаемого к административной ответственности. Делать это только с его слов рискованно: нередки случаи, когда эти лица выдают себя за других известных им граждан. Если правонарушитель не имеет при себе соответствующих документов и нет свидетелей, которые могли бы сообщить о нем необходимые сведения, он может быть доставлен в органы внутренних дел, помещение органа местного самоуправления сельского поселения для установления личности и составления протокола.

Протокол составляется на лицо, совершившее административное правонарушение. Однако при совершении некоторых правонарушений подростками в возрасте до 16 лет в протоколе указываются сведения о родителях или лицах, их заменяющих, поскольку к ответственности привлекаются не сами подростки, а лица, ответственные за их воспитание. Такого рода ответственность установлена, например, за распитие спиртных напитков подростками в возрасте до 16 лет.

К третьей группе сведений относятся дата и место составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются. Отсутствие сведений о лице, составившем протокол, делает его дефектным, так как не известно, составлен протокол уполномоченным на то лицом или кем-то другим.

Протокол подписывается его составителем и нарушителем (представителем юридического лица), а при наличии свидетелей и потерпевшего подписывается также этими лицами.

Нарушителю, представителю юридического лица необходимо разъяснить права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Они вправе ознакомиться с содержанием протокола, внести в него свои замечания и объяснения, изложить мотивы отказа от подписи протокола. Объяснения граждан могут быть изложены на отдельном листе и приложены к протоколу. Отказ правонарушителя подписать протокол не останавливает дальнейшего движения дела, но он должен быть зафиксирован специальной записью.

Существенным процессуальным нарушением является опрос и составление протокола в то время, когда правонарушитель находится в состоянии опьянения, то есть когда он не может дать объяснения по существу дела, понять содержание протокола и даже подписать его. Учитывая, что лица, находящиеся в нетрезвом состоянии задерживаются до вытрезвления, ознакомление нарушителя с протоколом должно производиться после его вытрезвления.

В случае, если правонарушение совершено группой лиц, протокол составляется на каждого нарушителя в отдельности. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать обвинение, предъявляемое каждому из них, и лишает их возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу дела.

Точное выполнение всех перечисленных требований придает протоколу юридическую значимость. Небрежно, с нарушением закона оформленные протоколы подрывают гарантии соблюдения законности и нарушают установленные Конституцией РФ права граждан.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов по подведомственности, поскольку субъект, возбудивший дело, часто неправомочен налагать административные наказания. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать соответствующую категорию дел, в течение суток с момента составления. Протокол о правонарушении, за совершение которого может быть назначен административный арест либо административное выдворение, направляется судье немедленно после его составления.

По общему правилу дела должны пересылаться руководителем органа, работники которого произвели расследование. Направляя материалы по подведомственности, руководитель проверяет обоснованность привлечения лица к административной ответственности, достаточность собранных доказательств, правильность оформления дела. При обнаружении каких-либо нарушений руководитель вправе вернуть материалы дела лицу, проводившему предварительную проверку, для устранения недостатков.

studfiles.net

76.Основания и поводы для возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении.

Производство по делам об административных правонарушени­ях слагается из: возбуждения дела; его рассмотрения и разреше­ния; обжалования или опротестования постановления по делу; ис­полнения постановления по делу.

Возбуждение административного дела – первоначальная ста­дия административного производства. Следует различать его пово­ды и основания.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное об­наружение уполномоченным должностным лицом факта соверше­ния административного правонарушения; материалы, поступаю­щие из правоохранительных органов, а также от других государ­ственных органов, органов местного самоуправления, обществен­ных объединений; сообщения и заявления физических и юриди­ческих лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточ­ных данных, указывающих на признаки административного пра­вонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбуж­денным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении админи­стративного производства.

Протокол об административном правонарушении – процес­суальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях (например, должностные лица ми­лиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителе; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматри­вающий административную ответственность за данное правонару­шение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения наруши­теля и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному предста­вителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замеча­ния, если таковые имеются. В случае отказа этих лиц от подписа­ния протокола в нем делается соответствующая запись. Копия про­токола вручается под расписку лицам, в отношении которых воз­буждено дело.

Протокол составляется сразу же после выявления факта со­вершения административного правонарушения. Если же требует­ся дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о. личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонару­шения.

Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой админи­стративный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях (ст. 237). Так, при совершении правонаруше­ния, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышаю­щего одного минимального размера оплаты труда, протокол не со­ставляется. Штраф взимается уполномоченным должностным лицом на месте совершения правонарушения. Если лицо оспари­вает взыскание, налагаемое на месте, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также в случаях, когда административное производство возбуждено постановлени­ем прокурора.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обяза­тельно, нарушитель может быть доставлен в милицию.

Все, что было рассмотрено ранее, конечно, имеет прямое отно­шение к производству по делам об административных правонару­шениях. Вместе с тем, КоАП Российской Федерации особо выделяет несколько его стадий (этапов), в рамках которых наиболее отчетливо выделяются особенности этого вида административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера.

Это — возбуждение дела об административном правонарушении, его рассмотрение, пересмотр постановления по делу. Каждая из этих стадий (этапов) имеет процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах. Фактически именно в них проявляется собственно административное производство.

Возбуждение дел об административных правонарушениях. Сле­дует различать поводы и основания такого возбуждения, являющегося начальной стадией производства в собственном смысле слова.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обна­ружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объедине­ний; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонару­шения.

Дело об административном правонарушении считается возбуж­денным с момента составления протокола о совершении правонару­шения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дан­ного дела. Следовательно, свое процессуальное оформление возбуж­дение дела об административном правонарушении получает в виде со­ставления процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении. Все процессуальные действия, совершаемые до этого момента, предшествуют собственно админист­ративному производству, способствуя созданию условий для качественного и эффективного рассмотрения и разрешения возбуждаемого дела.

studfiles.net

Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование

 

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении.

Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица, постольку инициатором возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях — представитель общественного объединения). Данный момент заслуживает внимания, так как административное производство в иных случаях может возбуждаться по инициативе, например, граждан, общественных объединений и даже исполнительных органов. Так, производство по жалобам начинается с момента подачи гражданином жалобы на неправомерные действия исполнительных органов (должностных лиц) и т.п.

Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения.

Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не вправе отказаться от его возбуждения; в случае его некомпетентности в его обязанности входит разъяснение установленного для возбуждения данного дела порядка либо направление дела по принадлежности.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении либо первого протокола о применении мер процессуального обеспечения или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица — представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.). Их перечень содержится в ст. 28.3 КоАП.

В Кодексе об административных правонарушениях установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителях; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если таковые имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях. Так, при совершении правонарушения, влекущего назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется. В таких случаях уполномоченным должностным лицом оформляется предупреждение либо налагается и взимается штраф на месте совершения правонарушения. Если лицо оспаривает наказание, налагаемое на месте, либо отказывается от уплаты штрафа, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также в случаях, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в милицию или в иной юрисдикционный орган.

В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев.

По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по нему постановления уполномоченные лица вправе применять предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях меры процессуального обеспечения производства: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; досмотр транспортных средств; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов и др. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер.

 

admin-laws.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *