Как открыть частную школу. Бизнес-план частной школы. Документы для открытия школы :: BusinessMan.ru
Наверное, нет такого педагога, который не мечтал бы открыть частную школу. О собственной школе мечтают и некоторые родители, и конечно, дети. Их фантазии мало похожи на реальную жизнь учебного заведения. Но даже учителя, проработавшие в обычной школе всю жизнь, плохо представляют себе, как открыть частную школу, для чего это нужно и через какие тернии придется пройти. Преподаватели, обычно, плохие менеджеры, поэтому для успешного функционирования такого заведения нужны и те, и другие.
Открытие частной школы: три причины
Частная школа как бизнес, приносящий доходы, рассматривается далеко не всеми. Статистические исследования показывают, что в России есть три основные причины для их открытия.
- Некоторые бизнесмены стараются открыть школу не для получения прибыли, а для того, чтобы дети учредителей получили достойное образование. Такие родители самостоятельно финансируют учебное заведение. Часто случается так, что по окончании учебы детей учредителей школа потихоньку умирает.
- Крупные компании нередко открывают школы закрытого типа, в которых учатся только дети сотрудников. Эти заведения также не приносят дохода, а чаще всего полностью субсидируются учредителями. Подобные заведения в России и за рубежом содержит «Газпром» и некоторые другие гиганты бизнеса. Цель обучения: получение образования европейского уровня, подготовка резерва для своей компании.
- Только третья часть частных школ открывается для того, чтобы дети могли получить достойное образование, а учредители и учителя — такую же прибыль.
С чего начать?
Если рассматривать школу как бизнес-проект, приносящий прибыль, начать придется с анализа рынка. Задумываться сначала придется не о том, как создать частную школу, а о том, какого учебного заведения не хватает городу и каким оно должно быть.
Общие слова и размытые цели типа «дать качественное образование» в корне неправильны. Цель, которую нужно ставить сразу после анализа рынка, так же как и весь бизнес-план школы, должна быть предельно конкретной. Вот удачный пример.
- Краткосрочная цель: создание узнаваемого собственного имени, выход на рынок частных школ, окупаемость вложенных средств (или получение прибыли).
- Долгосрочные цели:
- создание сети школ;
- расширение рынка услуг;
- создание базы для подготовки к международным экзаменам;
- установление связи с вузами;
- создание детского сада как звена, предшествующего школе.
Цели могут быть и другими, но не менее конкретными. Есть такая закономерность: прежде чем понять, как открыть частную школу, нужно научиться ставить задачи.
Что отличает одну школу от другой?
Многие из тех, кто хотел открыть «свое» учебное заведение, ошибались в самом начале, пытаясь открыть частную школу как самоцель. Она должна отличаться от уже открытых не только уровнем образования, но и оригинальными авторскими методиками, дополнительными курсами, не похожим на другие воспитательным процессом.
Задумываясь о том, как открыть частную школу в России, учредитель должен четко понимать: хорошая школа умело сочетает следование установленным стандартам и все пожелания родителей. Это под силу далеко не каждому менеджеру или педагогу. Вот почему в штате такого заведения должны быть не только преподаватели, администраторы и психологи.
Если учредитель хочет открыть школу, чтобы получать прибыль, он должен включить в штат менеджеров, экономистов, аналитиков, маркетологов, предпринимателей. Естественно, что бюджет заведения, который на 80% состоит из родительских денег, не выдержит такой нагрузки. И тогда директору или учредителю придется решать, кто справится с обязанностями этих специалистов. Все эти размышления должны сформироваться в бизнес-план школы и ее Устав.
С чего начинается открытие частной школы?
Как только цели определены, а на примете появились достойные сотрудники, можно переходить к основам: начинать открывать частную школу в реальной жизни, а не на бумаге. Вначале регистрируют юридическое лицо, открывают ИП.
Открывают счет, получают печать и приступают к получению Лицензии. И тут первая сложность.
Лицензию на открытие частной школы выдают только тогда, когда Учредитель предоставляет:
- Разрешение (оформленное должным образом) всех инстанций.
- Штатное расписание.
- Расписание уроков.
- Программное обеспечение (имеются в виду школьные, а не компьютерные программы).
Процесс сбора этих документов занимает очень много времени, и это следует учитывать. Параллельно можно подыскивать здание, помня, что оно должно не только соответствовать требованиям инстанций, но и иметь собственную стоянку: большинство учеников привозят родители. Если на этом этапе бизнесмен все еще думает о том, как открыть частную школу, он может заняться ее оснащением и выбором учебных программ.
О программах, учебниках и стульях
Вопрос не менее важный, чем мысли о том, как без посторонней помощи открыть частную школу. Программы можно взять стандартные, но тогда такое заведение будет мало востребованным. Лучше разработать их самому, учитывая существующие стандарты и требования.
Преподаватели знают, что любая авторская программа должна быть обязательно утверждена в Министерстве. Поэтому Учредителю придется позаботиться о методисте, который сможет проверить все документы перед подачей в Министерство.
Потом необходимо будет приобрести нужные учебники, методички, пособия и т. д. Это значит, что уже на этом этапе придется решать вопрос о финансировании.
О том, как открыть частную школу, должны заботиться не только экономисты и методисты, но и хозяйственники. Именно они покупают мебель, обеспечивают ремонт, формируют техническую базу. Хорошо, если персонал будет набран по конкурсу: лучшей школе нужны лучшие работники.
Где найти преподавателей и чем их привлечь?
Когда на повестку дня выходит вопрос о том, как открыть частную школу, организаторы проекта начинают подыскивать хороших преподавателей. Они (но не только они) станут основой нового учебного заведения. Многие набирают учителей по конкурсу, но не многие умеют правильно подобрать стимул для педагога.
Зарплата, которая, естественно, должна быть на порядок выше, чем в обычных школах, привлекает не всех. Некоторые педагоги ценят возможность работать по своим программам, другие любят экспериментировать. Поэтому прежде чем пригласить на конкурс учителя, руководитель должен как можно больше о нем узнать.
Учителя не только ведут уроки. В свободное время они должны учить детей танцам и музыке, информатике, экономике, всему тому, что нравится ребятам и что будет внесено в программу учебного заведения. Открытие частной школы требует не только хороших педагогов, но ответственного, любящего детей технического персонала. Об этом тоже не стоит забывать.
Примерная схема бизнес-плана
Открытие частной школы должно начинаться с бизнес-плана. Составить его можно по-разному. Вот краткая схема одного из самых удачных вариантов.
План начинается с изложения сути проекта, например «создание частной школы полного цикла для 1-11 классов».
- На втором месте обозначают краткосрочные и долгосрочные цели, поставленные перед школой.
- Указывают сроки, за которые проект будет просчитан и воплощен.
- Маркетинговое описание. В этом разделе подробно указывают, какие именно образовательные услуги будут оказываться, прописывают источники финансирования, общую стоимость проекта.
- Преимущества данного учебного заведения. Обычно здесь указывают возможность изменять количество предметных часов по желанию учеников, нетипичные предметы, авторские методики и т. д.
- Риски проекта. Когда учредители-дилетанты думают о том, как открыть частную школу в России, эти риски учитывают не всегда. Но именно они способны не только сделать будущий бизнес убыточным, но и привести к закрытию школы. К рискам относятся: снижение спроса на образование в связи с кризисом, открытие конкурирующих заведений и т. д.
Продолжаем создавать бизнес-план
Второй раздел плана следует посвятить описанию предполагаемых услуг. Следует не только подробно объяснить, почему именно эти предметы будут изучать дети, но и указать, чем это изучение будет не похоже на такую же работу в других школах. Описывая дополнительные услуги, рекомендуется четко мотивировать каждую из них. Например: «Углубленное изучение иностранного языка для сдачи МБА».
Обязательно указывать воспитательную направленность будущей школы: «Организация кружков для выявления и раскрытия таланта учащихся». В этом же разделе стоит определить ценообразовательную концепцию. Поскольку далеко не все школы могут годами удерживать стабильные цены, некоторые руководители сообщают, что планируется «установить стоимость обучения на уровне конкурентов, но ниже, чем в элитных школах».
Третьим разделом должен стать маркетинговый план. Его начинают с позиционирования уникальности школы, продолжают ценовой политикой. Здесь же можно указать порядок приема учеников.
Финансовое обоснование проекта
Следующими разделами бизнес-плана могут стать:
- План наполняемости учебного заведения.
- Правовой статус.
- Управленческая политика и структура.
- Анализ планируемых затрат.
- Полный финансовый план.
- Организационный план осуществления задуманного проекта.
Хорошо, если бизнес-план будет сопровождаться схемами, таблицами и диаграммами. Вполне уместными, например, будут:
- Диаграммы, демонстрирующие возраст детей, количество дополнительно изучаемых предметов, детских интересов и т. п.
- Финансовые и временные таблицы с указанием затрат, сроков, рейтингов, графиков.
- Схемы, наглядно показывающие управленческую структуру.
Что нужно учесть будущему бизнесмену?
Как открыть частную школу в России для получения прибыли? Если кому-то приходит в голову такой вопрос, то предприниматель должен знать: никак.
Существует только один путь легального сбора денег: плата за учебу, строго зафиксированная договором. Школу невозможно превратить в ЗАО. Все полученные деньги она должна тратить на себя. Частные школы могут пользоваться льготным налогообложением, но стоит открыть свое производство (типографию, теплицу и т. д.), как оно будет отменено.
Следующий нюанс будет больше интересен родителям. Учебное заведение может работать без аккредитации, если документы на нее находятся в производстве. Однако в этом случае у выпускников могут возникнуть сложности с выпускными экзаменами, которые придется сдавать в государственной школе. Будущий предприниматель должен учесть и то, что в частной школе бывает больше проверок и комиссий: в нашей стране все еще с недоверием относятся к такого рода бизнесу.
Родители и деньги
Успешность частной школы в том числе зависит и от ее наполняемости. Исследования показывают, что сегодня только 20% родителей готовы за образование платить. Поэтому для того чтобы завлечь учеников в новую школу, директору придется убедить их мам и пап в том, что именно за образование, полученное в этой школе, следует платить. Сделать это сложно. Поэтому независимо от того, менеджер или педагог будет руководить школой, он должен уметь:
- Разбираться в требованиях родителей и популярных направлениях обучения.
- Быть отличным оратором, уметь убеждать (спонсоров, руководство, родителей).
- Создавать положительный имидж школы, используя для этого «сарафанное радио», Интернет, любые другие востребованные виды рекламы.
- Разбираться в психологии детей, родителей, спонсоров и т. д.
- Выстраивать правильную финансовую политику.
Частные не общеобразовательные школы
Общеобразовательная школа — не единственный вид частного учебного заведения. Большой популярностью пользуются частные музыкальные, спортивные, художественные, танцевальные школы. Как открыть школу дополнительного образования?
Схема этого процесса похожа на описанную выше. Так же придется анализировать рынок, вычислять, насколько востребованы услуги, составлять бизнес-план частной школы и утверждать программы. Узконаправленные частные заведения — не альтернатива, а дополнение к обычным, государственным. Их задачей должно быть не только развитие талантов детей (что само собой разумеется), но и их воспитание, ограждение от негативного влияния среды.
Мы выбираем, нас выбирают
Частные школы сдают экзамены каждый год. Речь не о государственных экзаменах, а о тех, которые принимают родители. Это они выбирают школу среди конкурирующих заведений, поэтому преподавателям приходится постоянно создавать имидж. Победы в конкурсах, досрочное поступление в вузы, обустройство территории, высокотехнологичное оборудование — вот инструменты, при помощи которых можно воздействовать на родителей. Но… только адекватные родители заинтересованы в серьезном образовании, а не в получении оценок за деньги. Поэтому, принимая детей в школу, следует обращать внимание не только на состоятельность семьи, но и на ее адекватность.
businessman.ru
Как открыть частную школу в россии. Частная школа как вид прибыльного бизнеса

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получал только самое лучшее – еду, одежду, образование. Учебный процесс является одним из очень серьезных и сложных этапов в жизни не только для ребенка и родителя, но и учителей. Государственные школы в последнее время все чаще и чаще сталкиваются с такой проблемой, как большой наплыв учащихся и снижение уровня качества образования. Задуматься о том, чтобы создать частную школу – очень смелый шаг. Но насколько это актуально? Ведь далеко не все планируют использовать школу в качестве бизнеса, которой может приносить хороший доход.
Есть люди, которые открывают учебное учреждение для того, чтобы получить место, откуда будет идти доход, а не помочь получить детям должное образование. Родители оплачивают такое заведение сами.
Крупные компании создают школы закрытого типа, но эти учреждения не направлены на получение прибыли. Такая школа готовит будущий резерв для компании, которая ее и создала.
Частная школа образуется, как правило, для получения хорошего образования и получения прибыли.
Чего ждут родители от таких школ? Подобные учреждения должны быть направлены на углубленное изучение материала, которого не может дать государственная школа. Важно дать понять, что ребенок получит качественное образование без дополнительных репетиторских занятий. Теперь не так важен престиж, сколько хорошее объяснение учебной программы.
Как открыть частную школу и с чего же начать? Копать надо очень глубоко, так как, поверьте, это не поверхностный бизнес. Нужно решить главный вопрос: необходима ли школа в вашем районе, городе? С каким именно уклоном она нужна? Нельзя говорить «хочется открыть место для качественного образования».
Нужно составить конкретный план:
План открытия частной школы в России
- Срочная цель: создать узнаваемость, то есть собственное имя, влиться в рынок частных школ, сделать план окупаемости.
- Одной частной школы мало, поэтому открыть еще несколько. Пусть это будет целая сеть.
- Создать необходимую основу для подготовки к международным экзаменам.
- Установить взаимоотношения с ВУЗами.
- Для более успешного дела создайте дошкольную подготовку для детей.
Этот краткий план по тому как открыть частную школу можно менять и варьировать при необходимости.
Чтобы ваша школа стала действительно востребованной и индивидуальной, необходимо создать свои методики, различные курсы, открытые уроки, которые не будут похожи на программу других школ. Важно знать не только то, чего хотят дети, но и удовлетворять все потребности родителей.
Для приобретения дохода школа должна содержать достаточно большой штат: преподаватели, психологи, аналитики, экономисты, маркетологи. Необходимо все распределить по возможности правильно, потому что родительские деньги на 100% не окупят всю школу.
Чтобы открыть частную школу, необходимо открыть ИП и получить лицензию. И вот на этом моменте начинаются сложности:
- Необходимо получить разрешение всех инстанций.
- Составить рабочее расписание.
- Составить расписание занятий.
- Закупить школьное программное обеспечение.
На это тратится просто колоссальное количество времени. И именно на этом этапе необходимо приходить к мысли, как обустроить вашу школу. Необходимо закупить все необходимые учебники, методички, столы, стулья, компьютеры. И, наконец, самый важный момент – запатентовать свою учебную методику в Министерстве образования.
Далее идет поиск преподавателей. Каких же критериев придерживаться в поиске грамотного и квалифицированного учителя и как его заинтересовать? Самый лучший стимул для преподавателя – это высокая зарплата. Со своей стороны вы должны знать его методики, любовь к экспериментам – в общем, все те нюансы, по которым они будут работать. И одно главное качество, которым должен обладать каждый учитель – это любовь и грамотный подход к детям.
Но рано думать, что все беды позади, когда вы откроете свою школу. Вам дадут три года для того, чтобы доказать, что именно ваша школа имеет право на существование. После прохождения аттестации необходимо получить государственную аккредитацию для того, чтобы выдавать ученикам государственные аттестаты.
Для настоящего престижа школы необходимо создать по-настоящему радужную атмосферу. Соберите лучших преподавателей района или города, участвуйте во всевозможных конкурсах и фестивалях – пойте, танцуйте, займитесь театральной деятельностью. Создайте строгую дисциплину, чтобы дети получали знания не за деньги, а за счет того, что они узнают на уроках. Поэтому когда принимаете ребенка в свою школу, необходимо тщательно изучить родительские интересы.
Для рекламы вашей школы напишите объявление или статью в газету, в которой будут затронуты воспитательные и образовательные процессы. Проникнитесь проблемами родителей и детей, добейтесь идеальных результатов, и отклик будет гарантирован.
Читайте также:
govermedia.plus
Как открыть частную школу, что нужно для открытия в России
Образовательные услуги во все времена пользовались большим спросом и хорошей ликвидностью. Лишь 25 лет назад монополия на предоставление образования со стороны государства перестала действовать и вместе с развитием частной инициативы и предпринимательства стали появляться первые частные школы.
Зачастую уровень образования в таких заведениях на порядок выше, чем государственных учреждениях, что связано со многими факторами. Однако даже по прошествии такого срока открыть такое учреждение довольно тяжело, так как количество требований к организации велико, а деятельность проверяющих органов связана с большой долей бюрократизма и коррупции.
Однако при положительном решении такой вид бизнеса является достаточно прибыльным и долгосрочным.
Требования к частному образовательному учреждению
Порядок формирования пакета документов, типовые требования и отношения между предпринимателем, решившим открыть школу и различным множество государственных органов, осуществляющих контроль в данной сфере достаточно четко урегулированы федеральным законодательством (в частности законом об образовании ФЗ-273, Трудовым кодексом). При этом перед открытием организатору школы необходимо собрать определенный пакет документов, определиться с помещением (к нему предъявляются достаточно жесткие требования) и получить разрешение на ведение образовательной деятельности в соответствии с образовательными стандартами и нормами безопасности обучающихся.
К самым большим трудностям относятся введение в эксплуатацию специального помещения для обучения и прохождение различных проверок (аттестация, аккредитация и лицензирование) в государственных органах. Проведение всех мероприятий может затянуться на срок до полугода, что будет связано с определенными финансовыми потерями, так как специальное здание необходимо будет содержать, а проводить процесс обучения (который начинается с сентября) возможности не будет.
На видео- как открыть частную школу:
Получение аттестационных разрешений
Для того чтобы получить право образовательной деятельности частная школа должна:
- Пройти процедуру аттестации. Данная процедура является необходимой составляющей в процессе получения разрешения на образовательную деятельность и осуществляется государственным органом образования субъекта РФ или муниципалитета (в зависимости от полномочий органа). В ходе проведения аттестации государственный орган проверяет соответствие образовательной программы государственным стандартам (которые были введены в 2013 году) и уровню подготовки педагогического состава. Процедура проходит без отрыва от образовательной деятельности. Именно прохождение аттестации позволяет организации получить статус образовательного учреждения определенной направленности (с обучением в определенном уклоне – гуманитарном, физическим или иным). Длительность проведения аттестации напрямую зависит от размера организации и в среднем составляет порядка одного месяца;
- Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности. Процедура схожая с аттестацией, однако имеющая свои нюансы. Для того чтобы начать процесс обучения любая организация должна обладать лицензией, которая выдается органом образования по результатам заключения данного органа, а также службы СЭС и МЧС. Выдача лицензии является конечным этапом на пути получения права на ведение образовательной деятельности и проводится в соответствии с федеральным законом об образовании;
- Аккредитация необходима для получения права организацией на участие в процессе образования детей. Лишь после получения аккредитации учреждению предоставляется право на выдачу документов государственного образца об образовании (аттестата об образовании). До этого момента организация может осуществлять образовательные услуги, однако при окончании школы ученики не получат никаких документов, что сводит конечный итог образовательной деятельности к нулю.
Получение всех видов разрешения от образовательных органов составляет порядка 2-3 месяцев.
Разрешение из СЭС и МЧС
При этом одновременно необходимо получить разрешение от службы СЭС в соответствии с требованиями санитарной безопасности:
- Минимальный возраст детей при приеме в школу. В требованиях СЭС указывается, что таковой возраст составляет шесть с половиной лет. Ранее этого возраста принимать детей в школу запрещено;
- Наполняемость классов. Размер класса не должен превышать более 25 человек, таким образом все дети будут охвачены учебным процессом и каждому ребенку учитель сможет уделить внимание. Для соблюдения данного требования школа должна обладать достаточным штатом педагогов;
- Длительность урока не должна превышать 45 минут. Данное требование содержится в федеральном законодательстве, для воспрепятствования утомляемости учеников;
- Количество уроков для средних и старших классов не должно превышать 6 за один учебный день. Для младших классов такое количество равняется 5;
- Уроки не могут начинаться ранее 8 часов утра;
- В каждом учреждении должен быть оборудованный согласно санитарным нормам кабинет врача;
- При наличии столовой, необходимо соблюдать требования хранения, транспортировки и приготовления пищи.
Подробнее о том, как получить разрешение СЭС, можно прочитать на сайте www.yur-expert.ru.
Самыми жесткими требованиями являются запросы МЧС по соблюдению безопасности и комплектности таких учреждений:
- Допустимая температура в помещении должна находится в пределах 22 градусов по Цельсию. Это требование необходимо для сохранения здоровья детей и недопущению простудных заболеваний;
- На каждого учащегося необходимо в среднем 3.6 квадратных метра площади;
- В обязательном порядке в школе должны присутствовать средства для тушения пожаров. На каждом этаже должно находится несколько огнетушителей в рабочем состоянии. Также руководство школы должно своевременно заправлять огнетушители и производить замену агрегатов вышедших из строя;
- В помещении необходимо предусмотреть несколько запасных выходов на случай возникновения пожаров;
- Вблизи здания школы не должно находиться крупных коммуникаций;
- Общая площадь школы должна составлять не менее полутора тысяч квадратных метров.
www.zakon-ptz.ru
Как открыть частную школу
Образовательная деятельность всегда остается наиболее востребованной и необходимой отраслью в нашей жизни. Но не всегда уровень общеобразовательных учреждений устраивает родителей, и тогда они начинают для своих детей альтернативу — частные школы. На данный момент подобные учебные заведения приобретают все большую популярность, поэтому согласно спросу растет и количество предложений. Несмотря на то, что открытие частной школы — это увлекательное и интересное занятие, этот вид бизнеса подразумевает множество нюансов и сложностей.
Специалисты отмечают, что для открытия частного учебного заведения необходимо соблюсти три условия:
- Для такого проекта нужны независимые и достаточно мощные источники финансирования. Поскольку родители могут оплатить только 80% затрат, остальное должны обеспечить инвесторы.
- Необходимо отдельно стоящее здание с достаточной территорией.
- Очень желательно собственная методика в системе образования и воспитания. Оригинальная идея — так называемая ‘фишка’ — значительно поможет развитию школы.
Процесс открытия частной школы довольно сложный. Вкратце он выглядит следующим образом: первым делом надо получить разрешение на преподавательскую деятельность. Подробности об этой процедуре можно узнать в районном отделе народного образования. Далее следует найти и арендовать подходящее помещение, сделать в нем капремонт, создать все необходимые комфортные условия и приобрести все необходимое для учебного процесса.
- Тем, кто рассчитывает на быстрые прибыли, также не стоит начинать такой проект: единственным легальным способом заработка в частной школе является взимание платы за учебу (порядка 500 долларов с каждого ученика).
- Школу нельзя превратить в ЗАО и открыть накопительный счет для прибыли или продавать акции. Все полученные средства учебное заведение должно тратить на себя.
- Также надо помнить о том, что государственную аккредитацию частная школа получит не сразу, поэтому первые ученики будут сдавать экзамены два раза — в самой школе и государственном учебном заведении.
У частных школ есть и преимущества:
- В соответствии с пожеланиями учеников и их родителей может меняться учебная программа и количество часов
- Методики преподавания в таких заведениях направлены на развитие у детей коммуникабельности, лидерских качеств и деловой активности.
- Список изучаемых предметов может включать и нетипичные для обычных школ танцы, вокал, итальянский язык и т.д.
- Помимо одного-двух иностранных обязательных языков, в частных школах изучают еще два факультативно.
- Успешные частный школы ориентируются на престижные ВУЗы, поэтому ученики обучаются по специальной программе, призванной подготовить к поступлению в то или иное высшее учебное заведение.
Основы
Для начала необходимо проанализировать рынок образовательных услуг в своем регионе, разработать устав будущей частной школы, составить бизнес-план. Вторым шагом должно стать открытие юридического лица или ИП с указанием в виде деятельности образовательных услуг. Также надо открыть счет в банке и зарегистрировать печать.Основным моментом является получение лицензии. Ее выдают государственные органы, например, департамент образования. Документы для получения лицензии перечисляются на сайтах государственной организации. Получение лицензии — это сложный и длительный процесс, ведь ее выдают только тем, у кого уже есть штанное расписание и коллектив преподавателей, есть разрешения всех инстанций.
Помещение
Лучшим помещением для частной школы может стать помещение бывшего садика — это отдельно стоящие здание в отдельной территорией. Такие здания чаще всего попадаются в спальных районах. Но стоит помнить о том, что для частной школы нужна и стоянка, поскольку большинство учеников частных школ привозят на автомобилях. Важно оформить помещение согласно всем требованиям пожарной и санитарной служб.
Учебные программы и оснащение
Можно разработать учебные программы самостоятельно или же использовать уже имеющиеся. Они должны быть составлены специалистами и утверждены в Министерстве образования. Также необходимо закупить необходимое оборудование и мебель, учебные и научные материалы, учебники, методички, пособия и т.д. Для формирования библиотеки можно заключить договора с одним или несколькими издательствами.
Персонал
Преподавателей необходимо набирать по конкурсу, ведь частная школа предполагает наивысший уровень квалификации. Учителя частной школы должны не просто обладать высоким уровнем знаний и опытом обучения, но и уметь и любить работать с детьми. Помимо основных учителей также могут понадобится педагоги для дополнительных занятий, например, хореографы или музыканты. Также понадобится медперсонал, бухгалтер, администратор, уборщики, охрана. Если в учебном заведении запланировано питание учеников, то понадобится повар и персонал для кухни.
Реклама
Первое время частное учебное заведение будет нуждается в рекламе как никогда. Одним из способ привлечения учеников является сайт, где можно подробно изучить концепцию обучения в школе, ее преимущества и перспективы. Также можно подать объявление об открытии новой школы в местные СМИ и печатные издания. Поскольку важным фактором при выборе школы является ее репутация, то не следует сразу же рассчитывать на большое количество учеников. Со временем, когда заведение станет ‘на слуху’ с набором учащихся не будет проблем.
Хорошей рекламой может стать ‘сарафанное радио’, поэтому важно рассказать о новой частной школе всем знакомым и друзьям.
Для привлечения как можно большего количества учеников частной школе следует разрабатывать собственные авторские программы, при этом, не забывая о стандартном учебном плане общеобразовательных школ.
Итоги
Основными пунктами расходов при открытии частной школы являются:
- Регистрация юридического лица
- Аренда и ремонт подходящего помещения
- Создание комфортных условий (закупка оборудования, мебели и инвентаря)
- Зарплата сотрудникам
- Реклама и создание (раскрутка) сайта
- Текущие расходы
- Разработка новых учебных планов и закупка обучающего материала
Доходы частной школы могут состоять из:
- Ежемесячной платы за обучение (70%)
- Грантов (15-20%)
- Вступительных взносов (3-7%)
- Платных дополнительных занятий (2-5%)
В среднем прибыль частной школы составляет 3-7 тысячи у.е., но большую часть ее приходится тратить на разработку новых программ, организацию учебы, покрытие непредвиденных трат.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!newbusiness.su
Как открыть частную школу и заработать в этом бизнесе
Общеобразовательную деятельность можно назвать не только всегда востребованной, но и необходимой. Однако очень часто уровень образования трудно назвать должным, из-за чего родители всё чаще задумываются о поиске частной школы для своего ребенка, так как именно эти заведения квалифицированно помогают осваивать любой предмет. Вот почему, должен быть не только спрос, а и предложение. Сегодня существует множество частных школ, однако открыть подобное заведение довольно трудно. Несмотря на это, открытия частной школы можно отнести к самому привлекательному, интересному и окупаемому виду бизнеса, особенно в том случае, если сделать всё с умом, тщательно изучив каждый нюанс и закономерность данного вида бизнеса.
Как было замечено, для открытия частной школы необходимо приложить немало усилий. Прежде всего, нужно обзавестись разрешением, позволяющим осуществлять преподавательскую деятельность.
Для этого придется выполнить большое количество указаний, о которых расскажут сотрудники районного отделения народного образования. После этого надо отыскать подходящее помещение и арендовать его. Оно должно быть приемлемых размеров. Плюс ко всему, не обойтись и без капитального ремонта, создающего комфортные и безопасные условия для детей. Также стоит приобрести соответствующие предметы интерьера.
Нужно отметить и тот факт, что получать прибыль от частой школы – это тоже дело не из легких. Ведь для того, чтобы выплачивать заработную плату, и повышать ее, необходимо набрать определенное количество учеников, которые смогут платить за месяц обучения не меньше 500 долларов. Лишь этим способом можно заработать на частной школе. Кроме того, из школы не получится создать, к примеру, ЗАО, и получать при этом дивиденды с ценных бумаг. Школа специфицируется на том, что все заработанные денежные средства должны идти на ее содержание. Плюс ко всему, частная школа далеко не сразу получит государственную аккредитацию, а это значит, что каждый из выпускников будет два раза сдавать экзамены – в самой частной школе и в учебном заведении государственного уровня. Причем можно обойтись и вовсе без внутренних экзаменов либо использовать их исключительно в качестве подготовки перед экзаменами в общеобразовательной школе.
Но частные школы имеют и преимущества. Например, они отличаются от государственных заведений тем, что могут расширять стандартные общеобразовательные программы, а также увеличивать общее количество часов, отведенных на изучение предметов, что будет зависеть только от интересов родителей и самих детей. Кроме этого, дети, учась в частных школах, осваивают программы и методики, развивающие в них качества лидеров, деловую активность и коммуникабельность.
Частные школы считают приоритетными вопросы, связанные с языковой подготовкой. Ведь сегодня многие родители, прежде всего, заботятся о том, насколько хорошо их дети знают иностранные языки. Вот почему, стоит расширить программу парой обязательных языков и парой языков в виде факультатива. Плюс ко всему, очень часто частные школы занимаются подготовкой детей к экзаменам по иностранным языкам, за которые они получат международные сертификаты.
Однако родителям еще важнее перспектива поступления своего ребенка в определенное высшее учебное заведение. Именно по этой причине, ориентация самых успешных частных школ направлена на конкретные престижные ВУЗы. Вот почему, когда ученики переходят в старшие классы, специалистами учебного заведения подбираются те программы, что призваны подготовить собственных выпускников к дальнейшей учебе.
Чтобы привлечь максимальное количество учеников, в частных школах должны разрабатываться индивидуальные программы, связанные с углубленным изучением определенных предметов. Но при этом стоит помнить о том, что существует базовый учебный план, которым руководствуются государственные общеобразовательные школы.
Большая часть частных школ развивается благодаря учредителям и педагогическому коллективу. В основном, открытием частных школ занимаются педагоги-новаторы, которым надоело довольствоваться программами государственных общеобразовательных школ. Причем, внимание к частным общеобразовательным услугам со стороны других инвесторов является крайне малым, так как они считают этот бизнес не доходным, из-за чего и не вкладывают в него собственные средства. А связано это с тем, что частные школы, в соответствии с российским законодательством, не относятся к коммерческим организациям, а все финансовые средства, заработанные с их помощью, должны направляться цели, которые определены в уставе. Стоит также отметить, что прибылью владельца будет только зарплата, начисленная ему.
Плюс ко всему, еще один пугающий инвесторов фактор – это то, что в самом массовом сегменте со средней ценой прибыль редко превышает 7000 долларов. Причем больше половины из нее нужно тратить на то, чтобы разработать новые учебные программы либо на их покупку, а также на то оплату внештатным педагогам.
Стоит также отметить, что 70 процентов дохода в частных школах формируется благодаря ежемесячной оплате за учебу. Еще 15-20 процентов прибыли приносят гранты и спонсоры. Также около 3-7 процентов приносят вступительные платежи. Кроме того, можно проводить в школе дополнительные платные занятия, однако их доля очень мала – всего 2-5 процентов.
Друзья, если для вас открытие школы это большая проблема, то вам просто необходимо обратиться к специалистам, которые вам помогут, на сегодняшний день существует множество организаций, которые предлагают свои услуги, одна из таких важных услуг это — юридическая помощь малому бизнесу, проконсультировавшись вы поймете с чем имеете дело.
dengivsetakipahnyt.com
«Открыть частную школу не так сложно» ~ Премиум-сервис ~ Континент Сибирь Online

Зачастую, когда предприниматель начинает свой путь в бизнесе, он обращается к ритейлу. Также популярным стало открытие своего салона красоты или предприятия общепита. При этом такая бизнес-ниша, как частное образование, представлена в Новосибирске достаточно слабо. О сложностях в образовательном бизнесе корреспондент «КС» ПОЛИНА ЗВЕЗДИНА побеседовала с кандидатом педагогических наук, директором НОУ «София» ЕЛЕНОЙ ЧЕКАЛИНОЙ.
— Насколько, по вашему мнению, рынок частных школ высококонкурентен? Почему этот бизнес не слишком распространен?
— Я бы не сказала, что этот бизнес не распространен, — на сегодняшний день в Новосибирске существует большое количество частных образований. Другой вопрос, что далеко не все из них имеют лицензию и аккредитацию. Конкуренцию именно «Софии» могут составить только те школы, которые, во-первых, давно на рынке образовательных услуг («София» существует 23 года. — «КС»), а во-вторых, те, которые прошли и лицензирование, и аккредитацию. При этом аккредитованные и лицензированные школы, успевшие зарекомендовать себя в течение длительного времени, практически не конкурируют между собой. Между директорами, наоборот, присутствует некоторое единение, потому что проблемы у нас одни и те же. Нами была создана ассоциация частных школ, во главе которой стоит директор НОУ «Аврора» Людмила Дегтярева. Вместе проще решать все вопросы. И уж конечно, вы не услышите ничего плохого от директора одной частной школы о другой. Кроме того, в Новосибирске на этом рынке сложилось определенное разделение — у каждого учреждения есть спецификация. Ряд школ принадлежит различным конфессиям, а среди светских школ легко выбрать, если родители ребенка четко знают, на что они хотят сделать акцент в образовании своего чада. Например, если вы хотите развивать у ребенка «супермышление», то для этого лучше подходит «Наша школа», если требуется инклюзивное образование, то с этим справятся преподаватели «Авроры». «София» хорошо подходит для детей со склонностью к гуманитарным наукам, так как является школой с углубленным изучением английского языка. Бывает, когда звонят родители и описывают ситуацию, мы сами же можем посоветовать своего «конкурента», если поймем, что именно он лучше всего справится с поставленными задачами.
— Есть ли в вашем бизнесе какие-то нюансы, которые характерны только для данного сегмента?
— Первое, что необходимо отметить, это то, что мы являемся некоммерческим учреждением, то есть мы не имеем права получать прибыль, даже несмотря на то, что у нас форма собственности частная. Но зато у нас льготное налогооблажение. Если же мы все-таки введем дополнительные платные услуги — откроем, например, типографию, то от льгот придется отказаться. Также иногда бывают сложности с государственным лицензированием, поскольку когда к нам приходят различного рода комиссии, мы можем заметить несколько предвзятое отношение к частной школе. Могу сказать, что проверяют нас очень тщательно.
— Насколько сложно организовать этот бизнес?
— Сейчас открыть частную школу, на мой взгляд, не так сложно. Все этапы давно кем-то пройдены, и можно просто обратиться к директору частной школы или садика и попросить рассказать, что и как нужно сделать, — мы не держим ничего в тайне. Конечно, в начале обязательно необходима определенная концепция и новые интересные решения, потому что при открытии частной школы в силу все-таки вступит конкуренция. Те, кто давно работает на рынке общеобразовательных услуг, друг с другом не конкурируют, но если вы только начали этот бизнес, надо обязательно подумать над тем, чем привлечь людей.
— Школа — это не салон красоты и не магазин, под нее требуются действительно большие площади. Насколько сложно частной школе решить проблему с арендой?
— Ни одна частная школа не имеет своего помещения, мы все их арендуем. Этот вопрос действительно проблемный. Вся аренда согласуется с департаментом земельных и имущественных отношений, и договор всегда подписывался лишь на 11 месяцев. Только в этом году, во время решения другой проблемы, мы смогли обнаружить «лазейку» и заключить договор аренды на пять лет. Теперь можем по крайней мере четыре с половиной года жить спокойно. А до этого я каждый год девять месяцев жила относительно спокойно, а потом два месяца собирала кучу документов. Но все же в Новосибирске грех жаловаться на государство: у частных школ в Новосибирской области хорошие отношения с властными структурами. Люди из управления образования поддерживают нас напрямую. Весь механизм взаимодействия отрабатывался очень долго, он довольно близок к совершенству, хотя до сих пор так и не дошел до идеала: например, в этом году чиновники вычеркнули из договора аренды повременную оплату. Это привело к ряду проблем. «София» располагается в школе № 137 на постоянной основе, но мы лишь иногда используем местную столовую и кабинеты физики и химии. Без повременной оплаты столовую, в которой мы бываем 20 минут, я должна оплачивать круглосуточно. Руководство 137-й школы пошло нам навстречу, но такие «огрехи» случаются периодически, и хотелось бы их избегать. Дело в том, что этот бизнес очень юридически незащищен, толком нет даже хороших юристов, которые бы знали все тонкости, — приходится разбираться во всем самим.
— Есть мнение, что работать в частной школе очень сложно, так как и у родителей, и у учеников более высокие требования к процессу обучения. Так ли это?
— Работать в частной школе действительно тяжело. Очень многие статусные учителя государственных школ не смогли найти общий язык с нашими детьми. Необходим индивидуальный подход, нужно учитывать огромное количество информации. Например, формально в классе сидит 15 школьников, у каждого свои проблемы, знания и возможности, и учителю все это нужно помнить, поэтому ему приходится вести как будто 15 уроков одновременно. Также существует определенная проблема с молодыми родителями. Сейчас к нам приходят родители, повзрослевшие в 90-е годы, и сложность заключается в том, что они относятся к образованию только как к услуге. Они заплатили деньги и не готовы быть участниками процесса обучения и воспитания, что пока еще не является в нашем обществе нормой. Тем не менее ребенок не виноват, что у его родителей такой подход, поэтому мы стараемся по мере возможности подстраиваться под эти новые веяния. Начинаем по-другому работать со школьником, если понимаем, что дома с ним совсем не занимаются. Главная наша задача — избежать дискомфорта для ребенка, чтобы он не чувствовал себя как-то ущемленно и неполноценно от того, что у него не все до конца сделано, начиная от творческого домашнего задания и заканчивая отсутствием блинов на какой-нибудь праздник, когда у всех мамы напекли, а у него нет.
— Кстати, и название школы, и оформление логотипа отсылает к славянской традиции. Насколько в школе делается упор на историю России и православия и как на это реагируют дети и родители?
— Такое название школе было дано исключительно потому, что имя-слово «София» обозначает в переводе с греческого «мудрость». Наша школа прежде всего светская, но на протяжении всех 23 лет существования у нас есть традиция, которую ввела основатель школы Елена Михайловна Шаталова: 30 сентября праздновать день святой Софии. Дети других конфессий либо просто не приходят, либо присутствуют как зрители — никаких конфликтов на этой почве ни разу не было. Обычно в этот день к нам приезжают отец Александр с матушкой Татьяной из Вознесенского храма, служат молебен и освящают кабинеты на хорошую учебу — дети особенно любят эту традицию. В конце отец Александр проводит беседы с первоклассниками о проблемах добра и зла, рассказывает историю Софии и ее дочерей. Также в школе существует и множество других традиций, никак не связанных с православием. Например, у нас бывают недели истории: в прошлом году мы устраивали стилизацию под 1970–1980-е годы, а в этом каждый класс изображал ту историческую эпоху, которую он сейчас изучает.
— Присутствуют ли у вас определенные проблемы при взаимодействии частной и общеобразовательной школ? Как ладят между собой ученики, учителя?
— Мы располагаемся здесь только третий год. Безусловно, перед тем, как мы переехали сюда, было очень много долгих разговоров, много встреч с попечительскими советами. В первую очередь мы сильно боялись, что школьники поделятся между собой на детей «богатеньких» родителей и обычных и перессорятся, но именно этого мы опасались совершенно напрасно — ничего подобного не случилось. Дети прекрасно общаются. Между руководством и учителями школ также не бывает конфликтов.
— Расскажите, как вы подбираете персонал?
— Я работаю в этой школе с 1994 года, и еще тогда сразу поставила себе задачу сформировать единое учительское пространство, поэтому сейчас передо мной проблема кадров не стоит столь остро, как могла бы. Тем не менее, чтобы сформировать такой коллектив, какой мы имеем сейчас, потребовалось много времени. Помню, как тогда, в 1990-х, директор, работавший в то время, постоянно хотела меня уволить, так как я то отправляла учителей на семинары, то сама на них ездила, то получала второе высшее, то писала кандидатскую диссертацию. Зато теперь все речи, которые ведутся о новых образовательных стандартах, для нас не страшны, потому что мы с 1995 года практикуем системно-деятельностный подход и давно уже ждали, когда такую форму обучения наконец-то введут в стране. Такая система позволяет не просто заполнять голову ребенка знаниями, а стратегически развивать его личность. Суть в том, чтобы понимать, зачем и почему ты это учишь. Наши ученики умеют анализировать и применять информацию. С другой стороны, государство само себе противоречит, поэтому перед директорами и учителями школ сейчас стоит глобальная задача — сделать так, чтобы параллельные прямые пересеклись. Так как нет ничего, что соотносилось бы между собой меньше, чем ЕГЭ и системно-деятельностный подход. Это даже если закрыть глаза на такие «мелочи», как третий час физкультуры. Идея хорошая, но где взять учителя и залы для занятий? Многие директора и педагоги серьезно недовольны реформами господина Фурсенко. Написаны все нововведения красиво, но изменения в образовании маловероятны без серьезных изменений всего учебного процесса. Хотя, конечно, нам проще, чем многим, так как у нас все же замечательный кадровый состав.
— Так как же все-таки сформировался ваш коллектив?
— Многих мы воспитали. У нас есть примеры, когда мы начиная со второго курса брали практикантов и выращивали из них специалистов. Бывало, что приходили хорошие кадры и из государственных школ, готовые меняться. Много преподавателей осталось в школе с 1994 года, когда я сама пришла в «Софию» — они росли и развивались вместе со мной.
— Когда вы рассказывали про общение ребят из обычной и частной школ, вы упомянули, что они прекрасно ладят. А в самой «Софии» вы замечали, чтобы дети мерились доходами родителей?
— Финансовые состояния родителей в «Софии» действительно абсолютно разные: от учителей до миллионеров. Не все могут просто достать из кармана 10 тысяч в месяц на обучение, но в классах я никогда не замечала выяснения отношений на эту тему. Конечно, кто-то может похвастаться новым телефоном или чем-нибудь вроде этого, но не более. Наверняка единичные случаи бывают, но они так и остаются единичными.
— Не возникает ли у детей и у родителей ощущения, что раз они платят за образование, то оценки должны быть хорошими?
— Сразу скажу, что у нас сейчас в школе 105 детей, которые учатся хорошо, и один отличник. Это не потому, что мы придираемся: если наш учитель ставит оценку, то она действительно соответствует уровню знаний ребенка. В свое время мы выпускали очень талантливые классы с четырьмя медалистами, сейчас у нас сильные ученики начальной школы. Показательно, что у наших выпускников нет двоек ни за ГИА, ни за ЕГЭ.
— Ваша школа все же больше тяготеет к гуманитарным наукам, а сейчас на кону технические специальности, нет ли по этому поводу возмущения у родителей или учеников?
— Нет. У нас в школе действительно гуманитарный уклон, но начиная с 9-го по 11-й класс на элективных курсах ученика углубленно готовят по любым предметам, которые он выбирает для будущей профессии. Тем более что лицензированные и аккредитованные частные школы дают по основным предметам не меньше часов, чем государственные общеобразовательные школы.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
ksonline.ru
Открываем свою частную школу: секреты и рекомендации
Сегодня все больше родителей предпочитает частные школы в Москве, ведь роль качественного образования для развития ребенка сложно переоценить. Взрослые понимают, что индивидуальный подход в обучении и качественный преподавательский состав способны раскрыть возможности и таланты ребенка.
Но как отрыть собственную школу? Какие шаги необходимо предпринять? В чем преимущества такого обучения?
Перед тем, как заняться подготовкой документов и оформлением бизнеса, необходимо осознать все перспективы и особенности данной деятельности.
Если приводить в пример Россию, то здесь частное образование еще не слишком развито – данный сектор занимает не более 1-1,5 процентов от общего числа образовательных учреждений.
При этом большая часть заведений располагается в столице и Санкт-Петербурге, где родители имеют финансовую возможность обеспечить своих детей.
В чем же преимущества частных школ? Здесь можно выделить целый ряд положительных аспектов, которыми не может похвастаться обычное общеобразовательное заведение.
Во-первых, ученик получает больше внимания преподавателя из-за меньшей численности класса.
Во-вторых, обучение происходит в комфортных для ребенка условиях, у него есть все необходимое для полноценного обучения.
В-третьих, инфраструктура гораздо более развита – там обязательно будет бассейн, тренажерный зал, полноценный компьютерный класс.
В-четвертых, подбор персонала производится более качественно, и каждая кандидатура внимательно изучается.
В-пятых, обучение производится по новым и более прогрессивным методикам, которые позволяют проявить лучшие качества учеников.
В-шестых, дети обучаются не только общеобразовательным предметам, но и получают более углубленные знания по лингвистике, иностранным языкам, экономике, театральному мастерству и так далее (в зависимости от направленности школы).
В-седьмых, ребенок находится в школе полный рабочий день на полном пансионе.
В-восьмых, по окончанию учебного заведения ученик получает возможность поступить в один из вузов, с которым сотрудничает заведение.
Спрос и доходы
Доходность частной школы определяется несколькими основными факторами – платой за обучение, а также дополнительными услугами, вступительными взносами, грантами, спонсорской помощью и так далее.
Основные клиенты таких учебных заведений — родители, которые имеют средний или высокий доход, бизнесмены, предприниматели, интеллигенция.
Мотивацией для родителей является желание инвестировать в развитие своего ребенка, обеспечивать ему безопасные и комфортные условия обучения.
Есть также люди, которые отдают детей в платную школу ради поддержания своего высокого статуса.
По каким критериям выбирается частная школа?
При выборе школы родители ориентируются на несколько основных факторов – репутацию заведения, количество детей в классах, квалификацию учителей, материальную базу, приближенность к дому, наличие аккредитации, отзывы друзей и знакомых.
Кроме этого, учитываются часы работы заведения, обучение иностранным языкам и так далее.
Каковы особенности регистрации и налогообложения?
По закону общеобразовательная организация не может иметь коммерческую основу, поэтому создавать негосударственную школу необходимо в виде некоммерческой организации.
В названии школы обязательно должен упоминаться тип заведения. При этом допускается открытие ИП и привлечение к работе преподавателей. Если выбирать форму налогообложения, то оптимальным вариантом является УСН.
Особенности прохождения лицензирования, аккредитации и аттестации
Для ведения образовательной деятельности организация или ИП должны получить лицензию. Исключение составляют лишь те предприниматели, которые ведут образовательную деятельность своими силами. Узнать о необходимых документах для получения лицензии можно в региональных отделениях или интернете.
Аккредитация – добровольная процедура и частная школа в этом не нуждается, но без подтверждающего документа выдача аттестатов будет попросту невозможной. Если же заведение не аккредитовано, то дети вынуждены будут сдавать экзамены в другой школе.
Наличие аккредитации – это гарантия качества предоставляемых школой услуг, эффективности ее образовательного процесса. При этом аккредитация должна проводиться один раз в шесть лет.
Нельзя забывать и о такой важной процедуре, как аттестация, которая также является показателем качества услуг и профессионализма преподавательского состава. Данная процедура должна проводиться каждые пять лет. Преподавателям в этом случае присваивается конкретная категория. Исключение могут составлять только учителя с двухлетним (и более) стажем, а также беременные женщины.
Помещения школ и требования к ним
При выборе помещения необходимо учитывать требования пожарной и СанПин службы. Идеальное место для негосударственной школы – отдельно стоящее здание с площадью от одного до трех тысяч квадратных метров.
Около здания должна быть своя автостоянка, подъездные пути, прилегающая территория и так далее. Здания школы могут располагаться в жилых кварталах, но только при условии удаления от транспортных объектов, дорог и так далее.
Обязательным требованием является озеленение прилегающей территории не менее чем на 50%. Территория школы должна быть зонирована – в ней стоит выделить зоны отдыха, физкультурно-спортивные, хозяйственные зоны и так далее.
Кроме этого, начальные классы должны размещаться в отдельном здании, имеющем свой выход на территорию школы. На первом этаже частного учебного заведения обязательным является размещение спортзала, раздевалки, медицинского кабинета и так далее.
Это лишь маленькая толика всех требований к частной школе. Более точные требования можно узнать в соответствующей инстанции.
Какое необходимо оборудование?
Обязательно должно быть качественное и современное оборудование. К примеру, классы оборудуются качественной мебелью, в распоряжении учеников есть электронные журналы и дневники, интерактивные доски, мощные и современные компьютеры, интернет и так далее.
Выводы
Данный вид бизнеса можно назвать одним из наиболее перспективных. Конечно, стоимость услуг частной школы в Москве является высокой, но подобные затраты для родителей оправданы. При этом спрос на такие услуги постоянно растет. Остается только повышать уровень образовательного процесса, улучшать репутацию и, конечно, получать прибыль.
Вконтакте
Google+
www.schoolioneri.com