Как складывать на абакусе – НИИ Эврика. Как считать на абакусе

Ментальная Арифметика на Пальцах

Вы когда-нибудь задумывались, почему у восточных сорабанских счетчиков- математиков, которые занимаются Ментальной Арифметикой есть 4 отдельных бусинки? Они находится в базе 10, а не 4 или 5, так зачем организовать такой счет таким образом?

Ответ счета в Ментальной Арифметики может исходить только с объяснением математики пальцев. Если вы посмотрите на этот аккуратный способ подсчета до 99 на ваших двух руках, то вы поймете Соробан — Абакус! Четыре бусинки означают четыре пальца на руке и отдельную бусину для большого пальца это нашу пятерку.

Человеческая рука несет пять пальцев; у двух рук их десять. Несомненно, этот факт отвечает за универсальное принятие десятичной системы.

Дети учатся рассчитывать, считая пальцы в математике, сначала до 5 с одной стороны, а затем до 10 на две руки. Тем не менее, есть простой способ подсчитать до 10 с помощью всего 5 пальцев одной руки и до 100, используя обе руки.

Вот как это сделать:

Сложенный кулак может стоять на 10, если вы не планируете использовать секундную стрелку или 0, если вы это сделаете:

Вторая рука используется таким же образом, но для подсчета в математике 10 секунд:

С фотографиями  и скриншотами из онлайн—счетов Soroban мы можем показать эту идею. Он работает лучше всего, если вы считаете. Сначала используйте четыре пальца правой руки для подсчета 1, 2, 3, 4. Это соответствует четырем шарикам в первом ряду Соробана, показанным желтым.

Затем вещи становятся немного более абстрактными. Большой палец — 5, сам по себе, точно так же, как и одинокий желтый шарик. Мы переходим от прямого подсчета к символам или иначе образности:

Вы добавляете пальцы в большой палец, чтобы подсчитать 6, 7, 8, 9. Представьте, что маленький ребенок играет с традиционными играми с пальцами с родителями. Дети могут мгновенно распознавать (сублицировать) количества от 1 до 4, но подсчет западных пальцев проходит до 10 — намного выше диапазона субтитизации. В отличие от подсчета западных пальцев, эта система вводит группы и символы (большой палец — 5), а также добавление, как только вы покидаете диапазон субтитизации. Другими словами, система следит за тем, как работают умы детей.

Что происходит, когда вы достигаете 10? Что-то очень полезное и захватывающее! Вы можете использовать другую руку, которая означает значение нового места — и новый ряд бус на абакусе. Цифры, бусины и пальцы — все вместе, как рука в перчатке.

Это интересно, читайте также:

Ментальная арифметика обучение для педагогов
Ментальная Арифметика методика
Поурочное планирование в Ментальной Арифметике
Как считать на абакусе

Вот еще одно отличие этой системы от подсчета ваших 10 пальцев. Вы можете сосчитать весь путь до 99 на ваших двух руках!

И если вы объедините силы с другом, вы можете показать еще большие цифры.

Вот видео, показывающее, как считать весь путь от 1 до 99:

Ментальная Арифметика удивительная наука, которая помогает понимать самую из всех точных наук нашу любимую математику. Изучайте и любите математику, она откроет вам много тайн, которые всегда очевидны и интересны. Ваша Ментальная Арифметика.

Автор публикации

10 Комментарии: 12Публикации: 332Регистрация: 06-06-2017

mentalar.ru

способ вырастить вундеркинда или маркетинговый ход

Если ввести в Google фразу «ментальная арифметика», поисковик предложит вам сотни видеороликов, на которых детсадовцы и младшие школьники уверенно складывают и перемножают числа, сменяющиеся на экране с бешеной скоростью. «Вот это да!» – восхищаются родители и спешат записать любимое чадо в новомодный кружок, который есть почти в каждом райцентре. За кругленькую сумму педагоги обязуются научить ребенка считать на древнекитайских счетах – абакусе, обещая, что благодаря занятиям он не только выбьется в отличники по математике, но и станет собранней, усидчивей, сосредоточенней. Но так ли это на самом деле?


Раз костяшка, два костяшка

Чтобы увидеть, как проходят уроки по ментальной арифметике, «Знаменка» отправилась на занятие в одну из самых известных минских школ. Внешне это обычный класс: парты, ноутбук с проектором, маркерная доска. «Пейзаж» нарушает только привинченный к стене абакус, или, как его еще иногда называют, соробан. По сути это прадедушка обычных деревянных счетов, которыми еще лет 15 назад вовсю пользовались в деревенских ма­газинах. Отличие конструкции в том, что костяшки здесь расположены не горизонтально, а вертикально. Самый правый столбик – единицы, левее – десятки, затем сотни, тысячи, десятки тысяч… Но если советский продавец одной рукой мог перебирать костяшки, а другой взвешивать сахар или муку, то на абакусе считают строго двумя руками – мол, это помогает развивать оба полушария мозга: и то, что отвечает за творчество, и то, что за логику и анализ.


Программа по ментальной арифметике длится два с половиной года: первые полтора дети учатся складывать и отнимать, еще год – умножать и делить. Тренер ментальной арифметики Марина Анашенкова уверяет, что, если бросить раньше, толку не будет, потому что лишь после двух лет занятий навыки переходят на под­сознательный уровень, а иначе потеряются:

– И в Китае, и в Японии занятия ментальной арифметикой в обя­зательном порядке включены в учебную программу. Основная цель наших уроков – не просто научить ребенка хорошо считать, а подготовить его мозг для быс­трого восприятия любой информации. Таким детям легче даются и учебная программа, и иностранные языки.


Четвероклассник Кирилл Кривошеев и пятиклассник Тимур Вой­техович осваивают абакус полгода и уже многому научились. Преподаватель включает

слайды с примерами, и мальчишки начинают с  пулеметной скоростью выдавать результаты вычислений:

– 7! 11! 23! 15!

Дождавшись паузы, спрашиваю, помогают ли им новые знания на школьных уроках математики.

– Очень! – уверяет Кирилл. – Раньше у меня по мате­матике за четверть была семерка, а сейчас девятка. И по чтению результат тоже улучшился.

– А у меня нет, – признается Тимур. – В четвертом классе десятка была, а когда перешел в пятый, только восьмерка.


В голове – каша

Отзывы о занятиях ментальной арифметикой неоднозначные. Многие хвалят, но есть и те, кто не скрывает разочарования – чуда не произошло: ребенок

хоть и научился быстро складывать, но отметки не улучшились, да и сам он остался таким же невнимательным и несобранным.

Мама восьмилетнего Ярослава, жительница деревни Мясота Молодечненского района Светлана Кайбелева объявление о занятиях увидела в «Фейсбуке»:

– Больше всего подкупили фразы про «гармоничное развитие» и «работу сразу двух полушарий». Дело в том, что у моего сына есть небольшое отставание в развитии, и я надеялась, что кружок поможет это скорректировать. Поначалу Ярославу очень нравилось, правда, ему не слишком хорошо давались упражнения на скорость. Мне кажется, они подходят не всем, ведь есть дети быстрые, холеристичные, а есть медленные, для которых быстро сменяющиеся слайды – это стресс. Но главным минусом стало то, что сын начал путать ментальную арифметику со школьными уроками математики. «Мама, хочу взять в школу абакус! Буду на нем считать!» – сын никак не мог понять, почему ему этого не разрешают.


Лучше отдайте ребенка на фоно

Психолог Елена Комиссарук не сомневается, что все это – дань моде:

– Если раньше детей с пеленок водили в центры раннего развития, то сейчас все спешат записаться на ментальную арифметику. Умение быстро считать – это, наверное, нужный навык, но чудес от таких занятий я бы не ждала. Есть много других, гораздо более эффективных способов развивать оба полушария сразу: например, можно отдать ребенка в музыкалку по классу фортепиано или в секцию по плаванию – пловцы ведь тоже делают взмахи обеими руками. Или просто предложить порисовать круги обеими руками одновременно – помню, была такая методика. И за кружок платить не нужно.


А вот учитель математики минской гимназии № 61 Мария Матюшонок придерживается другого мнения:

– У детей большая проблема с устным счетом. Согласитесь, нет стимула учить таблицу умножения, если у тебя в кармане лежит мобильный телефон со встроенным калькулятором. Не знаю, есть ли от таких занятий существенная польза, но вреда точно не будет.

ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ

Студентка Института журналистики Белгос­университета Ольга Водчиц учится по обмену в Хэнаньском университете. По нашей просьбе, она спросила у однокурсников, действительно ли в китайских школах всех учат считать на абакусе:

– Я разговаривала со многими людьми из разных провинций. Но все они отвечали, что абакусу могут посвятить пару уроков в начальных классах, но это давно не обязательно. В большинстве школ счетами вообще не пользуются. Мои китайские знакомые недоумевают: «Кому нужны древние счеты, если есть калькуляторы?»

[email protected]

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by

Числа на абакусе: учимся правильно набирать

Большой привет большим и маленьким любителям ментальной арифметики. А может, пока еще не любителям, а просто интересующимся. А так же всем тем, кто зашел на эту страничку совершенно случайно. Рекомендую здесь задержаться, будет интересно.

Сегодня будем разбираться с тем, как правильно набирать разные числа на абакусе. Абакус или соробан – это основной инструмент ментальной арифметики, подробнее о его устройстве и истории возникновения я рассказывала здесь. Кстати, это отличный тренажер для развития мелкой моторики.

Если вы готовы, давайте приступать! Читайте и смотрите внимательно, в конце статьи для вас имеется задание. Всем кто выполнит его правильно поставлю пятерку с плюсом)

И сперва определимся, где же у нас спица единиц. Мой абакус 13-разрядный. Это значит, что у него 13 спиц. Можете пересчитать, проверить)

Смотрим внимательно на изображение и видим, что на абакусе есть четыре косточки черного цвета. Они-то и будут помогать нам ориентироваться.

На 13-разрядном соробане спица единиц шестая слева. Все, что левее, нас пока не интересует, там живут дроби, а мы сегодня займемся целыми числами.

Если на спице к перекладине не придвинута ни одна из косточек – это значение ноль.

Начнем с числа 1.

Легким движением большого пальчика правой руки мы подняли вверх одну нижнюю косточку на спице единиц.

Не трудно догадаться, что число 2 будет выглядеть вот так.

А это у нас троечка.

Четверка.

Внимание, вопрос! А где же наша любимая пятерочка? Обратимся к косточке, которая зависает над перекладиной.

Это 5.

Как мы знаем, 6 — это 5 и 1. Так и сделаем. Придвинем к перекладине верхнюю косточку со значением 5 и одну нижнюю со значением 1. Получим 6.

А это уже 7.

Так будет выглядеть восьмерка.

Это девять.

А где же число 10? На спице единиц косточки закончились. Ну и хорошо, ведь 10 – это уже 1 десяток, следовательно, нужно перейти на спицу десятков. А она расположена слева от наших единичек.

Поднимем к перекладине одну нижнюю косточку, которая и имеет значение 1 десяток, то есть 10.

А это 20.

Тридцать.

Сорок.

Где возьмем 50? Правильно, 50 – это верхняя косточка.

И по аналогии с единичками, отложим 60.

Семьдесят.

Восемьдесят.

И девяносто.

Думаю, вы уже догадались, как нам обозначить сотню. Она живет левее.

Далее следуют тысячи.

Десятки тысяч.

Сотни тысяч.

Миллионы и т.д.

Давайте немного попрактикуемся. Понабираем на соробане двузначные числа.

Например, 11. Это один десяток и одна единица.

А теперь 32. Три десятка и две единицы.

79. Семь десятков и 9 единиц.

А теперь попробуйте сами  определить, какие числа показаны на абакусе.

Двузначные.

Трехзначные.

Четырехзначные.

Пятизначные.

И, для самых смелых, шестизначные числа.

Как видите, ничего сложного. Даже очень интересно. Если вам удалось понять, что показывает мой соробан, то ответами можете поделиться в комментариях) Удачи! и нескучного счета.

На блоге уже есть и другие интересные статьи, которые могут вас заинтересовать:

Дорогие счетоводы, уже совсем скоро я планирую запустить первую он-лайн школу домашней ментальной арифметики для детей и взрослых. В этой школе мы будем учиться считать быстрее калькуляторов и развивать наши способности с помощью нескучных,  интересных игр и упражнений. Участникам стартового набора будут предложены многочисленные приятные бонусы и самые демократичные цены. Чтобы не пропустить анонс старта обучения в школе, подпишитесь на новости блога.

Успехов вам во всем!

Ваш инструктор по ментальной арифметике, Евгения Климкович.

shkolala.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *