Какая в россии система выборов – (, ) — —

По каким избирательным системам в России выбирают президента и депутатов Государственной Думы 🚩 Политика

Именно разница этих способов и лежит в основе понятия избирательной системы. Как понять, кто выиграл выборы, сколько голосов нужно набрать, а сколько процентов этих голосов?

Существуют три типа избирательных систем:

Мажоритарная 

Пропорциональная

Мажоритарно-пропорциональная, или смешанная (является сочетанием первых двух типов)

​В Российской Федерации граждане выбирают президента, депутатов Государственной Думы, а также глав субъектов. К самым значимым выборам, которые относятся к федеральному уровню, относятся избрание президента и депутатов нижней палаты парламента. Для них применяется сразу две разные системы. Мажоритарная используется при выборах президента, а смешанная с 2014 года при выборах депутатов Государственной Думы (в период с 2007 до 2014 действовала пропорциональная система).

В чем же их суть? 

Выборы президента

Президента России, так же как и президента Франции, например, выбирают абсолютным большинством мажоритарной системы. То есть действует схема 50% голосов плюс 1 голос. Если кандидат не набрал более 50%, то назначается второй тур выборов, в который войдут всего два кандидата, набравшие наибольшее  количество голосов. Такая ситуация сложилась в России в 1996 году, когда страна выбирала между Борисом Ельцином и Геннадием Зюгановым.

В некоторых странах, например США, Канаде и других, действует система относительно большинства, когда кандидату нужно набрать просто больше всех голосов, при этом не обязательно более 50 %.

Выборы депутатов Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Половину из них избиратели выбирают по мажоритарной системе, то есть голосуют за определенного человека. Выбираются они по избирательным округам. Один округ — один депутат в нижней палате парламента. При этом такой кандидат может выдвигаться как от партии, так и самостоятельно. А еще 225 депутатов избиратели выбирают по пропорциональной системе, голосуя за партию. Число мест (мандатов) в Государственной Думе устанавливается пропорционально количеству голосов избирателей, то есть чем больше процентов голосов есть у партии, тем больше мест достанется ей в нижней палате российского парламента. Партии, которые не преодолевают определенный порог в нижнюю палату парламента России не проходят  (в истории Российской Федерации такой порог  устанавливался от 5 до 7%).

 

Система выборов в России, как и в любом другом демократическом государстве, является важнейшим элементом политической системы. Она регламентируется избирательным правом – сводом норм, законов, обязательных для исполнения всеми субъектами Российской Федерации. Избирательная система отражает принципы и условия формирования государственных органов, а также устанавливает порядок и организацию процесса выборов.

Основными законами, регламентирующими систему выборов в России, являются Конституции государств и республик, входящих в его состав. Кроме этого в данной области действуют и другие локальные нормативные акты: уставы субъектов Федерации, федеральные и республиканские законы, указы и распоряжения Президента, глав администраций, других исполнительных органов.Основой избирательного права в стране, являются равные, прямые, всеобщие выборы, осуществляемые тайным голосованием. Оно призвано обеспечить свободу предвыборной агитации и равные права всех кандидатов, участвующих в выборах. При проведении избирательной компании.Особенностью выборного процесса России является смешанный принцип системы представительства. В ней используется как мажоритарный, так и пропорциональный способ выдвижения кандидатов. При мажоритарном подходе один кандидат избирается от одного избирательного округа абсолютным или относительным большинством голосов. Но в этом случае меньшинство не имеет своего представительства в органах власти.Использование пропорциональной схемы позволяет меньшинству получать места в парламенте и иметь представительство адекватное численности этого меньшинства. При ней устанавливается соответствие между количеством голосов, отданных за ту или иную партию, и количеством мест, которые представители этой партии получат в парламенте. Существенным недостатком этой системы является то, что теряется связь между электоратом и конкретным депутатом, представителем победившей в выборах партии.Пропорциональная схема прекрасно зарекомендовала себя в тех странах, где существует давно сформировавшаяся многопартийная система. Поскольку в России этот процесс еще не завершен и новые партии постоянно возникают на политическом поле, в последнее время идет речь о том, чтобы пока остановиться на мажоритарной системе выборов.

www.kakprosto.ru

Какая избирательная система нужна России

Избирательная система России не очень удачна (ее предлагают’изменить и парламентарии, и Президент Российской Федерации, и представители средств массовой информации, выражающие общественное мнение). В дискуссии высказываются суждения, настолько далекие от объективного анализа, выражающие партийные интересы и интересы властей предержащих, что. видимо, целесообразно обсудить эту проблему представителям различных общественных наук: юристам, политологам, социологам и др. Поле данного журнала представляется для этого подходящей трибуной. Особое значение имеет совершенствование выборов в одну из палат парламента — Государственную Думу (другая палата — Совет Федерации — состоит из представителей субъектов Федерации), хотя свои недостатки имеет порядок выборов и в субъектах Федерации (эти выборы регулируются законами субъектов), и на муниципальном уровне.

Как известно, на выборах в Государственную Думу применяется смешанная избирательная система, идея которой была заимствована у Германии. Половина депутатов Думы (225) избираются

по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина — по пропорциональной системе по единому федеральному округу. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он подает за конкретного кандидата в одномандатном округе, а второй — за ту или иную партию (избирательное, объединение, избирательный блок). Каждое избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов, который публикуется до выборов и регистрируется в Центральной избирательной комиссии. В первом случае избранным считается кандидат, получивший больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом по округу. Это избрание — персональное. При голосовании за список того или иного избирательного объединения каждое из них получит число мест в пропорции к собранным голосам, а кандидаты получат депутатские мандаты, как правило, в порядке очередности в списке.

При прочих равных условиях мажоритарная избирательная система относительного большинства эффективна при двухпартийной системе (например, в Великобритании, США). Пропорциональная система обеспечивает представительство разных партий, социальных слоев в условиях сложившейся, стабильной многопартийности. Она укрепляет «многополюсность» политической системы. Соединение двух этих подходов казалось бы идеальным. Но в России нет двухпартийной системы (или хотя бы только двух соперничающих крупных блоков), нет и подлинной многопартийности. Многие партии — это группировки вокруг лидеров, мало связанные с повседневными нуждами граждан и регионов («партии Садового кольца»). Поэтому соединение двух разных избирательных систем в России приводит не столько к положительным результатам (они есть), сколько к удвоению недостатков.

Для преодоления ряда из них в 1999 году были внесены поправки в закон о гарантиях избирательных прав и права участвовать в референдуме (этот закон неоднократно изменялся и до 1999 года) также принят новый закон о выборах в Государственную Думу. В результате были введены важные новеллы: избирательный залог (наряду с возможностью по-прежнему собирать подписи избирателей для регистрации кандидатов), публикация сведений (в том числе в избирательном бюллетене) о неснятой или непогашенной судимости, обязанность возвратить денежные средства, полученные от государства для целей выборов, если кандидат или избирательное объединение набрали по результатам голосования ничтожный процент голосов (соответственно менее 3% и 2%), что свидетельствует об отсутствии их поддержки избирателями. Па таких же условиях возмещаются государству или органам местного самоуправления расходы, связанные с использованием кандидатами или партиями государственных и муниципальных средств телевидения, радио, печати. Предусмотрены и определенные гарантии против манипулирования избирательными технологиями. Однако принципиальные подходы к российской избирательной системе остались прежними, в связи с чем дискуссия о ее совершенствовании продолжается.

Эта дискуссия началась по существу сразу после первых выборов в Государственную Думу в 1993 году, когда население и исследователи начали пристально и нередко с удивлением вглядываться в работу этого представительного органа. Различные суждения (в основном в средствах массовой информации) стали еще интереснее, когда обнаруж

mirznanii.com

Избирательная система современной России

Введение

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные “выборы”, которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, “народные избранники” традиционно получали по официальным данным 98-99 процентов поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы

Выборы – важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства.

Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.

Основополагающим законодательным актом такого регулирования является Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”.

Без преувеличения можно сказать, что от соблюдения и исполнения этого закона зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и принципиальность в решении государственных дел. Собственно, это относится и к другим высшим должностным лицам Российской Федерации и её субъектов, избираемым российскими гражданами. Пока результаты предшествующих избирательных компаний неутешительны: многие лица избранные во властные структуры государства, не оправдали доверия своих избирателей, не выполнили своих предвыборных обещаний и не освободились от сложившихся в прошлом стереотипов. О каких бы проблемах ни говорили кандидаты, решение этих проблем в значительной степени зависит от того, насколько они компетентны в них, насколько способны квалифицированно использовать свои полномочия, придя к власти. О прежних функционерах властных структур государства у избирателей уже сложилось негативное мнение. Ведь если не выполняются данные ими обещания, если годами назревают и не решаются проблемы, если обмануты ожидания людей на улучшение их жизненных условий, а их законные требования сплошь и рядом наталкиваются на барьеры президентский указов, постановлений и распоряжений правительства, инструкций министров и ведомств, то как ещё можно оценить их деятельность? Разумеется, только радикально обновить высшие эшелоны власти. И здесь правовым подспорьем должен послужить Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”.

Исходя из положений закона, граждане России могут в полной мере воспользоваться своим избирательным правом и теми гарантиями, которые обеспечивают его беспрепятственную реализацию. Собственно, требованиями закона должны руководствоваться все иные объединения, должностные лица, кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели в процессе проведения избирательной компании.

Вместе с тем нельзя не отметить, что является отражением субъективной позиции его разработчиков.

Первая глава Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” посвящена общим правовым положениям, имеющим основополагающее значение при решении вопросов, связанных с обеспечением избирательных прав российских граждан. В ней сформулированы пределы действия закона, раскрывается содержание основных терминов, используемых в нем, провозглашаются принципы участия граждан в выборах.

Общие положения, содержащиеся в первой главе, определяют содержание и сферу применения всех остальных норм закона.

Главные вывод из специфики норм первой главы закона в процессе из реализации заключается в том, что ни одна из её статей, ни деятельность властных структур государства или общественных объединений не могут противоречить закреплённому в Конституции РФ положению, согласно которому высшим непосредственным выражением власти народа являются, помимо референдума, свободные выборы. Это подчеркивается и в преамбуле федерального закона. В частности, в ней говорится, что “демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти”.

Основное содержание ст. 1 сводится к тому, что Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” не могут противоречить нормативно-правовые акты, издаваемые как на федеральном, так и на региональном уровне. Избирательные права граждан Российской Федерации и их гарантии могут быть изменены только путем принятия нового федерального закона. При всей кажущейся позитивности этого императивного предписания все же обращает на себя внимание одно немаловажное обстоятельство: оно не обставляется указанием на Конституцию РФ как на незыблемую правовую основу избирательных прав и гарантий граждан Российской Федерации, в строгом соответствии, с которой и может быть принят такой закон. Поэтому связывать изменение избирательных прав и гарантий граждан с принятием обычного федерального закона – значит вольно или невольно ставить под сомнение верховенство Конституции РФ. И вообще не понятно, какой смысл вкладывается в понятие “изменение избирательных прав и гарантий”. Ведь согласно ст. 2 настоящего закона, под избирательными правами граждан следует понимать их конституционное право избирать и быть избранными. Ну, а если это конституционное право, то оно может быть изменено только федеральным конституционным законом, который вносит изменения и дополнения в Конституцию.

Особенностью закона является и тот факт, что он предусматривает его изменение на региональном уровне. Это имеет место только лишь в том случае, когда федеральный закон обогащается законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (пр

mirznanii.com

1. Избирательные системы, применяемые на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

1.1. Избирательная система, применяемая на выборах Президента Российской Федерации

В соответствии с российским избирательным законодательством на выборах президента страны применяется мажоритарная система абсолютногобольшинства. Голосование граждан проводится по единому федеральному избирательному округу, включаю-щему в себя всю территорию Российской Федерации. Указанный округ, по сути, является одномандатным, поскольку от него избирается одно лицо. Голосование на президентских выборах в Российской Федерации построено на принципе «один избиратель – один голос».


Для того чтобы быть избранным в первом туре голосования, кандидат должен заручиться поддержкой более чем половины отчисла избирателей, принявших участие в голосовании (определяется по числу избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования).
В случае если ни одному из кандидатов в первом туре не удалось получить более половины голосов избирателей, назначается повторное голосование(второй тур).

В нем принимают участие два кандидата, получившие в первом туре наибольшую поддержку избирателей. По результатам повторного голосования (второго тура) избранным считается тот кандидат, которому удалось получить большее, по сравнению с соперником, количество голосов[III].

 

 

 

 ————————————————————————————————————————————————————————

[III] См. подробнее: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

 

1.2. Пропорциональная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации

В разное время выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводились на основе смешанной или пропорциональной избирательных систем.

В рамках предыдущих двух электоральных циклов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого и шестого созывов (2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г., соответственно) применялась пропорциональная избирательная система. Она предполагала, что все 450 депутатов нижней палаты парламента избирались в едином избирательном округе. Голосование проводилось по спискам кандидатов, выдвигаемым политическими партиями и, аналогично президентским выборам, строилось на принципе «один избиратель – один голос»[IV]. К распределению мандатов допускались списки кандидатов, преодолевшие «заградительный барьер», то есть получившие не менее 7% голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.


Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 г. проводились в соответствии с законодательными новациями, предусматривающими среди прочего так называемые поощрительные мандаты для политических партий, которые смогли набрать значительное в абсолютных цифрах количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не преодолели установленный «заградительный барьер» (7%). В частности, избирательное законодательство предусматривало, что списку кандидатов, получившему от 6 до 7% голосов граждан, по результатам распределения мандатов, предоставляется два места в нижней палате парламента,а списку, получившему от 5 до 6% голосов, – одно.

В случае получения единственным списком кандидатов более 7% голосов избирателей законом предусматривалось допущение к распределению мандатов также списка кандидатов, получившего наибольшее число голосов из оставшихся. В случае если бы списки кандидатов, допущенные к распределению мандатов, в совокупности получили бы менее 60% голосов, закон предусматривал допуск к распределению мандатов списков кандидатов, следующих по числу полученных голосов, до тех пор, пока совокупное число голосов, полученное списками, допущенными к распределению мандатов, не превысило бы 60% (так называемый плавающий барьер). Однако на выборах в 2011 г. (как и в 2007 г.) эти нормы своего применения не получили.

Мандаты распределялись между списками кандидатов пропорционально числу голосов, поданных за каждый список. Надо сказать, что для корректного распределения мандатов между списками кандидатов от политических партий используется избирательная квота (или первоеизбирательное частное). Методика распределения мандатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации основана на методе наибольших остатков (Квоте Хэра). В соответствии с указанным методом избирательная квота вычисляется следующим образом: вначале число голосов, полученное в совокупности списками кандидатов, допущенными к распределению мандатов, делится на число распределяемых мандатов (т.е. на 450). Результат деления представляет собой первое избирательное частное. Далее число голосов, полученное каждым списком, допущенным к распределению мандатов,
делится на первое избирательное частное. Целая часть частного от этого деления есть число мандатов, получаемых списком в результате первичного распределения мандатов. Если после этого остаются нераспределенные мандаты (а так бывает практически всегда), происходит их вторичное распределение: оставшиеся мандаты получают по одному списки, у которых оказалась наибольшая дробная часть частного от деления числа полученных голосов на первое избирательное частное.

  ————————————————————————————————————————————————————————

[IV] См. подробнее: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г. в списках кандидатов предусматривалось наличие нескольких групп федеральной и региональных. При этом требования к составу и численности указанных групп различались. Так, если на выборах 2 декабря 2007 г. в федеральной части списка могло было быть не более трех кандидатов, а количество региональных групп должно было составлять не менее 80, то на выборах 4 декабря 2011 г. федеральную часть списка могло формировать не более 10 человек, а число региональных групп долж-но было быть не менее 70. 

Региональные группы могли включать отдельный субъект Российской Федерации, несколько субъектов страны, образующих единую территорию, или часть большого субъекта (имеющего более 1,3 млн).
В избирательном бюллетене указывались все кандидаты из федеральной части списка и три кандидата из соответствующей региональной группы[V]. При этом при распределении мандатов внутри списка использова-
лось следующее правило: вначале мандаты получали кандидаты из федеральной части, а оставшиеся – распределялись между региональными группами по методике, аналогичной методике распределения мандатов
между списками.

————————————————————————————————————————————————————————
[V] Володькина Е.А. Избирательная система в широком смысле: законодательная трактовка понятия // Актуальные проблемы нормотворчества: Сб. ст. Всерос. научно-практич. конф., посвящ. 10-летию Ин-та законотворчества ГОУ ВПО «Саратовская гос. акад. права»(6 октября 2009 г.). Саратов, 2010.


1.3. Смешанная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации

В 1993–2003 г. на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации применялась избирательная система, которую обычно называют смешанной. По сути, речь идет об одновременном использовании двух избирательных систем – пропорциональной и мажоритарной относительного большинства. Поскольку итоги выборов по обеим системам подводятся независимо друг от друга,политологи называют такую систему смешанной несвязанной[VI].

Пропорциональная составляющая смешанной системы, действовавшей в 1993–2003 гг., мало отличается от пропорциональной системы, действовавшей в 2007 и 2011 гг. Одно из главных отличий состоит в том, что по единому округу распределялось не 450, а 225 мандатов.

В 1993–2003 гг. действовал 5-процентный «заградительный барьер». «Плавающий барьер» появился на выборах 1999 г. (но применять его не пришлось). Правила разделения списков кандидатов на региональные группы постоянно менялись. В 1993 г. разделение было не обязательным. В 1995 г. это разделение приобрело обязательный характер, а федеральная часть списка была ограничена 12 кандидатами. В 1999 г. размер федеральной части был увеличен до 18 человек. В 2003 г. было установлено минимальное число групп – 7 (до этого минимум, по факту, составлял две группы).

По мажоритарной составляющей также избирались 225 депутатов. Для этого вся территория страны разбивалась на 225 одномандатных избирательных округов. Они должны были быть примерно равны по числу избирателей с одним существенным исключением. Каждому субъекту Российской Федерации должен был соответствовать один или несколько одномандатных округов, и нельзя было включать в один округ территории двух или нескольких субъектов Российской Федерации. Указанное обстоятельство приводило к сильному неравенству округов почислу избирателей. Так, в 2003 г. максимальный округ (соответствовавший Курганской области) был больше минимального (соответствовавшего Эвенкийскому автономному округу) в 59 раз[VII].


В одномандатных округах действовала мажоритарная система относительного большинства. Конкурировали между собой отдельные кандидаты. Каждый избиратель имел один голос. Избранным считался кандидат, получивший относительное большинство, то есть больше голосов, чем другие.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится внесенная Президентом Российской Федерации новая редакция Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Фе-дерального Собрания Российской Федерации», которая предусматривает возвращение к смешанной системе выборов: половина парламентариев будет избираться по партийным спискам, другая половина – по 225 одномандатным округам. При этом претенденты смогут выдвигаться на выборы как самостоятельно, так и от политических партий.

Федеральный список кандидатов партии предлагается разбивать на региональные группы, соответствующие территориальным единицам. Ограничений по числу региональных групп не устанавливается (в настоящее время в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 70 региональных групп). В одной региональной группе должно быть не более четырех кандидатов, а в федеральном списке – не менее 100 кандидатов. С учетом такого регулирования наличие общефедеральной части федерального списка кандидатов не предусматривается.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Сначала мандаты будут распределяться между списками кандидатов в зависимости от полученных голосов, а затем внутри каждого списка. Заложен компенсационный механизм, обеспечивающий представительство избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации. Обеспечение такого представительства осуществляется путем передачи не менее одного депутатского мандата федеральному списку кандидатов, получившему наибольшее число голосов в соответствующем субъекте Российской Федерации.

————————————————————————————————————————————————————————

[VI] Арустамов Л.Г. Особенности становления и эволюции избирательной системы России// Вестн. Гос. ун-та управления. 2010. № 22.
[VII] Конституционное право России: Учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Авт.: А.В. Безруков и др.; Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 4-е изд., пересм. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2010.

uik44.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *