Регресс культуры это – 6.4. Культурный прогресс и регресс. Критерии культурного прогресса.

6.4. Культурный прогресс и регресс. Критерии культурного прогресса.

Культурный
прогресс — это поступательное, восходящее
развитие культуры, смена культурных
типов, из которых каждый последующий
превосходит предыдущий, открывает
большие возможности для развития
культуры.

Культурный
регресс — это развитие культуры по
нисходящей линии, ее попятное движение,
утрата уже достигнутого, уничтожение
культурных ценностей.

Регресс
не следует понимать как возврат к
старому. Это процесс качественного
обновления систем, но с той особенностью,
что уровень развития новых образований
менее высок, чем у исходных форм.

Посмотрим,
как в историческом плане разрабатывались
концепции культурного прогресса? Уже
в античности существовала вера в
культурный прогресс. Она нашла отражение
в учениях Протагора, Демокрита, Лукреция.
Заслуга разработки теории культурного

прогресса
принадлежит философам второй половины
XVIII века — Ж.
Кондорсе
(1743 — 1794), А.
Тюрго
(1724 — 1781), И.Г.
Гердеру.
Основой прогресса просветители считали
совершенствование разума, рост знаний.
Культурный прогресс они связывали
прежде всего с прогрессом науки, научного
познания.

Дальнейшую
разработку теория культурного прогресса
получает в марксизме. Основу марксистской
концепции культурного прогресса
составляет учение об общественно-экономических
формациях. Культурный прогресс в ней
понимается как закономерный, поступательный
процесс смены формационных типов
культуры. Иногда классиков марксизма
упрекают в том, что они свели все
многообразие культуры к пяти формационным
типам. Это не совсем верно. В марксистской
теории культуры обращается внимание
на то, что любая культура существует в
рамках того или иного региона, особенности
которого (географические, хозяйственные,
общие национальные, этнические,
религиозные традиции, общность
исторической судьбы) в значительной
мере влияют на конкретно-историческое
развитие входящих в него культур. К
примеру, в рамках феодального типа
культуры можно выделить существенные
различия между византийской и
западноевропейской культурами.

В
марксизме развитие культуры связывается
с материальным производством, с развитием
производительных сил и производственных
отношений. При этом отмечается, что
связь способа производства материальных
благ с культурой опосредована рядом
промежуточных звеньев, и прежде всего
характером политического устройства.
В рамках одного и того же экономического
базиса формы политического устройства
могут существенно различаться по странам
и регионам. И это оказывает влияние на
своеобразие культуры. Так, античная
демократия, гармония интересов гражданина
и государства послужила основой для
расцвета древнегреческого искусства,
в центре которого оказался человек как
«мера все вещей». Централизованная
теократия, воинственность ислама
обусловили слабое развитие индивидуального
начала и традиционность ближневосточной
и азиатской культур. Централизованная
власть, получившая религиозную санкцию,
культ императора и империи приводят к
унификации и централизации общественной
мысли и художественного творчества в
Византии. Эти особенности политического
развития во многом объясняют строгую
регламентированность и канонизацию
византийского искусства.

Кроме
того, в марксистской теории отмечается,
что не только экономический базис и
политическая система влияют на культуру,
но и все виды культуры оказывают влияние
друг на друга и на экономический базис.
Все эти факторы обуславливают своеобразие
культур, принадлежащих к одной и той же
общественно-экономической формации.
Например, в рамках рабовладельческой
формации, на основе одного и того же
экономического базиса развивались
такие разные культуры, как греческая,
римская, египетская, вавилонская,
китайская. Таким образом, понятие
общественно-экономической формации
позволяет показать единство и многообразие
культурно-исторического процесса.

Посмотрим,
как рассматривается проблема культурного
прогресса в современной культурологии?
Прежде всего, обращается внимание на
то, что о культурном прогрессе можно
говорить лишь как об общей тенденции,
магистральном направлении развития
культуры. Следует иметь в виду и то, что
культурный прогресс имеет противоречивый
и неравномерный характер. Неравномерность
развития культуры проявляется в
следующем:

1.Неодинаковы
темпы и уровень развития отдельных
видов и элементов культуры. В разные
исторические эпохи на первый план
выступали те виды культуры, которые
наиболее полно отражали своеобразие
эпохи, ее потребности и идеалы. Например,
в античную эпоху главную роль играли
сначала мифология, затем — философия, в
средние века — религия, в эпоху Возрождения
— искусство, в Новое время — наука. Если
взять искусство, то в античности на
первый план вышли скульптура и театр,
в средние века — архитектура и музыка,
в эпоху Возрождения, прославляющую
красоту человека и мира, портретная и
пейзажная живопись стала играть
первостепенную роль. В современном мире
лидируют такие виды искусства, как
кинематограф, телевидение, эстрадная
музыка.

2.Центры
мировой культуры постоянно перемещаются
из одной страны в другую, из одного
региона земного шара в другой. Вначале
это были страны Древнего Востока, затем
античные Греция и Рим, в средние века —
Византия, в эпоху Возрождения — Италия,
в XVII веке — Голландия, в XVIII — Англия и
Франция и т.д.

3.
Неравномерность проявляется в том, что
в развитии культуры периоды подъема,
расцвета могут сменяться периодами
упадка, застоя, кризиса.

Культурный
застой
— это состояние длительной неизменности
и повторяемости норм, ценностей, смыслов
и знаний, приверженность общества
неизменным традициям и резкое ограничение
или запрет нововведений.

Устойчивость
обычаев, норм и стилей не обязательно
означает застой, так как подразумевает
сохранение самобытности данного
общества. Однако консервация системы
ценностей, догматизация религии или
идеологии, канонизация художественной
жизни, отторжение нововведений или
заимствований может означать застой и
приводить к длительной стагнации
общества в целом. В этом состоянии
общество может существовать десятилетиями
и даже веками. Застой — характерная черта
устойчивых малых этнических групп,
адаптированных к окружающей среде и не
способных выработать механизм изменений.
Однако застой становится уделом и
высокоорганизованных цивилизаций,
сложившихся в различных регионах
Востока. Как застой следует охарактеризовать
длительный период существования
цивилизаций древности, (фараоновский
Египет и др.), цивилизаций доколумбовой
Америки или же восточных цивилизаций
позднего средневековья, столкнувшихся
в XVII — XIX вв. с вызовом европейского
Запада.

Упадок
и деградация культуры
— это изменения, которые ведут к ослаблению
или устранению каких-то элементов
культуры, прежде устойчивых норм и
идеалов, упрощению культурной жизни.

Такого
рода процессы описываются этнографами
на материале некоторых малых народов,
попавших в орбиту сильных культур
(индейцы Северной Америки, малочисленные
народы Севера). Слабые локальные культуры
обнаруживают способность к выживанию,
но ценой изоляции и замыкания в себе.
Упадок имеет место и в различных сферах
высокой культуры — в том случае, когда
ослабевает духовная значимость тех или
иных направлений и жанров, а в обществе
получают признание другие варианты
художественного творчества. Такова
была, например, судьба художественной
культуры в Италии, Франции, Англии, когда
после взлета высокого Возрождения
появились упадочные школы маньеризма
(II половина XVI в.). Маньеристы стремились
подражать мастерам Возрождения. Но при
этом они усваивали лишь внешние формы,
формальные приемы, вырывая их из общего
контекста. Они копировали «змеевидные»
повороты фигур Микеланджело, заимствовали
у Леонардо таинственные улыбки. Но все
это принимало вычурный, жеманный, даже
карикатурный характер. Маньеристы
стремились к занимательности, к
виртуозности, к сложным формальным
решениям, но утратили при этом ясность
языка, монументальность, гармонию,
присущую работам мастеров Возрождения.

Упадком
была отмечена русская иконопись в XVIII
— XIX вв., воспроизводившая лишь слабые
подобия работ иконописцев Древней Руси.
Примитивизация и архаизация неоднократно
имели место в истории культуры и общества
в прошлом и в современности. Установление
жесткого тоталитарного правления
неизбежно сопровождается подавлением
развитых форм политической и духовной
жизни, стандартизацией мышления и
поведения.

Развитие
культуры носит противоречивый характер.
Противоречивость развития культуры
проявляется в том, что возможны
несоответствия, противоречия между
разными видами культуры, (например,
культурой эстетической и нравственной).
Об этом писал еще римский историк К.
Тацит. В дальнейшем к этой проблеме
обращались Ж.-Ж.
Руссо,
А.
Швейцер
и другие мыслители. Историческая практика
подтвердила правоту их взглядов. В
Германии — стране с высочайшим уровнем
художественной культуры, науки, философии
возникает фашизм с его расовой идеологией,
концентрационными лагерями.

Возможны
несоответствия, противоречия между
элементами, сторонами одного и того же
вида культуры, (например, между
познавательной и нравственной сторонами
науки). Развитие науки связано с
приобретением новых знаний, и это
прогрессивный процесс. Благодаря этому
улучшаются условия жизни человека,
полнее удовлетворяются его потребности.
В то же время научные знания могут быть
использованы в различных, в том числе
и в антигуманных, военных целях, могут
обернуться против самого человека.
Таким образом, возможно рассогласование
познавательного и нравственного аспектов
науки.
Возможны противоречия между
создателями и потребителями культурных
ценностей, между старым и новым. Велика
сила сложившихся стереотипов, сила
инерции. Поэтому почти каждое новое
направление в культуре встречало
непонимание и непризнание современников
и с трудом пробивало себе дорогу. Так
было с многими научными открытиями, с
такими направлениями в искусстве, как
романтизм, импрессионизм, авангардизм.

Одним
из проявлений противоречивости развития
культуры является инверсия.

Инверсия
— это изменения от одного полюса культурных
значений к другому (маятниковые
колебания).

Такого
рода перепады возникают в том случае,
если в культуре не сложилось устойчивое
ядро, «золотая середина» или прочная
структура. Поэтому ослабление жесткой
нормативности и ограничений может
приводить к распущенности нравов,
бессловесная покорность по отношению
к существующим порядкам и их носителям
может сменяться бунтарством и анархией,
разгул страстей и чувственности может
уступать место крайнему аскетизму и
рационализму. Чем меньше степень
стабильности общества и чем слабее
налажены отношения между его компонентами,
тем больший размах приобретают повороты
в его духовной или политической жизни.

Элементы
противоречивости присутствуют на разных
уровнях развития культуры. Для
мифологического сознания эта
противоположность осмысливается как
соперничество двух разнонаправленных
витальных начал: дня и ночи, жизни и
смерти и т. д. Их поочередная инверсия
означает лишь временную смену состояний.
В китайском культурном наследии большое
место отводится соотношению двух
противоположных жизненных начал — ян и
инь. Это два главных символа китайской
культуры. Они имеют условные обозначения
в виде геометрических фигур, знаков,
цвета, природных стихий. Ян — активное,
светлое, положительное, мужское начало,
небо, нечетное число, круг. Инь — пассивное,
темное, отрицательное, женское начало,
земля, четное число, квадрат. Эти знаки
обнаруживаются в узорах на бронзовых
зеркалах, в планировке культовых
сооружений (квадратный алтарь земли и
круглый храм неба в Пекине). На более
высоком уровне развития философского
сознания возникает концепция «единства
и борьбы противоположностей» и
«перехода количественных изменений
в качественные».

Инверсионный
характер имели изменения в разные
времена и в разных обществах. На
определенном этапе такой характер
принимал переход от язычества (политеизма)
к монотеизму, сопровождавшийся
искоренением предшествующих культов;
от религии к атеизму, приведший к
разрушению прежних святынь, огульной
критике религии; от культурной изоляции
к интенсивному подражанию западным
образцам; от государственно-партийного
тоталитаризма к плюрализму как прямо
противоположной модели политической
и культурной жизни.

Как
инверсионное движение социокультурной
системы зачастую предстает революция,
означающая радикальное изменение как
социальных отношений, так и доминирующего
в обществе типа ценностей. Далеко идущая
инверсия приводит к разрушению
накопленного ранее позитивного достояния,
что приводит рано или поздно к возрождению
или реставрации прошлого, восстановлению
необходимых компонентов духовной
культуры, без которых жизнь общества
оказывается неполноценной. Западноевропейский
Ренессанс привел к восстановлению
достижений античной языческой культуры,
культурных ценностей, которые отвергались
церковью на протяжении многих веков.
Однако за Ренессансом последовали
Реформация и Контрреформация, частично
восстановившие религиозное достояние.
За революцией неизменно следует
реставрация, частично восстанавливающая
прежние компоненты социокультурного
достояния, ощущаемые как необходимые.

Говоря
о противоречивом характере развития
культуры следует обратить внимание и
на такой момент. Диалектика становления
нового качества такова, что оно не сразу
и не во всех отношениях превосходит
старое. На стадии становления новое
только набирает силу, еще не может
развернуть свои преимущества во всей
полноте и в определенных отношениях
уступает старому. Этим объясняется
существование моментов регресса на
этапе становления более прогрессивной
по своему качеству культуры. Например,
переход от рабовладельческого общества
к феодальному был прогрессивным
процессом. Однако на первых этапах
феодальное западноевропейское общество
уступало античной рабовладельческой
цивилизации, прежде всего по уровню
развития политической, правовой,
художественной культуры. В Европе в
эпоху средневековья был длительный
период упадка, деградации, и только с
XII века начался подъем.

Таким
образом, культурный прогресс носит
противоречивый и неравномерный характер.
Всю сложность и противоречивость
культурного прогресса отражает
спиралеобразная форма. Она показывает,
что в развитии культуры есть и
поступательная направленность, и моменты
регресса — утраты достигнутого, и
повторение пройденного на более высоком
уровне развития. На новом витке развития
культуры могут повторяться определенные
принципы, идеалы, ценности, нормы
предшествующих этапов развития культуры.
Например, в истории культуры неоднократно
происходило обращение к античному
наследию: в эпоху Возрождения, в
классицизме XVII века, в неоклассицизме
конца XVIII — начала XIX вв.

Важным
для данной темы является вопрос о
критериях культурного прогресса. В
литературе нет единого мнения по этой
проблеме. Одни авторы (Л.И.
Котов)
считают возможным ограничиться одним
универсальным критерием. Другие
исследователи (В.В.
Ванслов, Р.В. Петропавловский, А.Н.
Иезуитов)
полагают, что невозможна выработка
единого критерия культурного прогресса,
что для каждого вида культуры существуют
свои критерии прогресса. Третья группа
исследователей (А.С.
Бушмин, Н.В. Гончаренко, А.И. Арнольдов,
А.И. Титаренко)
приходит к выводу о том, что наряду с
определением специфических критериев
возможна и необходима выработка единого,
основного, высшего критерия прогресса
культуры.

Главным
критерием культурного прогресса является
мера развития сущностных сил человека
(объективированных и субъективированных).
В процессе культурного развития все
более совершенными становятся средства
практического и духовного освоения
действительности, растет мастерство
человека, совершенствуются его умения,
навыки, практические способности
(технологическая сторона прогресса).
Происходит прогрессивное развитие и
объективированных сущностных сил
человека, прежде всего средств
производства. Прогресс здесь очевиден
— от примитивных каменных орудий до
современных автоматизированных линий,
роботов, микропроцессоров, компьютеров.
Культурный прогресс включает и
гносеологическую сторону. Он связан с
обогащением человеческих знаний, со
все более углубленным и разносторонним
отражением действительности в различных
видах духовной культуры (философии,
науки, искусства и др.). Развитие
гносеологической стороны культурного
прогресса в свою очередь создает условия
для расширения свободы выбора. По мере
исторического развития возрастает
свобода выбора во всех сферах общественной
деятельности человека: экономической,
политической, духовной. Культурный
прогресс связан также с развитием и
обогащением человеческих потребностей.

Кроме
главного существуют и специфические
критерии культурного прогресса для
отдельных видов культуры. Прогресс в
искусстве проявляется в том, что в
процессе его развития расширяется и
углубляется область художественного
исследования, возрастает информационное
содержание искусства, становятся более
совершенными и многообразными
художественные средства, возникают
новые виды, жанры и направления в
искусстве. В качестве примера рассмотрим
литературу. Аристотель в «Поэтике»
различал три вида литературы: эпос,
трагедию и поэзию. А сейчас существует
многообразие ее видов и жанров.
Многообразие наблюдается даже в рамках
одного и того же вида литературы. Из
истории литературы мы знаем о существовании
таких видов романа, как плутовской,
социально-бытовой, психологический,
роман-метафора (типа «Чумы» А.
Камю),
интроспективный, исторический и др.
Каждый из них отличается своим содержанием
и формой — техникой, стилистикой,
композицией.

Общепринятым
критерием прогресса науки считается
накопление, обогащение, рост знаний.
Человеческое познание развивается как
вглубь, так и вширь. Рост познания находит
выражение в таких количественных
показателях, как объем научных знаний,
число ученых, количество книг и журналов,
научных учреждений и лабораторий.
Происходит ускорение научного прогресса.
За каждые 10 — 15 лет удваивается объем
научной информации. Важным критерием
прогресса науки является возникновение
новых направлений познания и рост числа
научных дисциплин. Этот показатель
свидетельствует о том, что расширяется
сфера научных исследований и область
практического применения науки. Критерием
прогресса науки, как и других видов
культуры, следует также считать степень
распространения научных знаний. Передача
знаний происходит в процессе обучения,
обмена информации между странами. Науке
подчинена и такая область культурной
жизни, как образование, просвещение.

Критерии
прогресса образования вытекают из
критериев прогресса науки. К ним можно
отнести количество школ и университетов
по сравнению с предшествующим периодом,
число учащихся школ и студентов,
количество и качество подготовки
педагогических кадров; число книг,
библиотек и лабораторий, имеющихся в
распоряжении учащихся и студентов;
доступность образования.

Противники
идеи прогресса часто аппелируют к сфере
морали. Однако и в этой сфере можно
говорить о прогрессе. Прогресс в сфере
морали проявляется в том, что в процессе
ее исторического развития происходит
обогащение мотивов поведения, возрастает
свобода выбора, расширяется диапазон
возможных форм поведения, происходит
вытеснение элементов принуждения в
морали, равноправие распространяется
на все больший круг лиц, возрастает мера
осознанного, духовно мотивированного
в нравственном поведении.

Таким
образом, критериями культурного прогресса
являются количество и качество
материальных и духовных благ, производимых
определенной общественной системой, а
также доступность этих благ для членов
данного общества и степень их участия
в культурном творчестве. Культурный
уровень развития общества определяется
комплексом факторов:

  1. Характером
    производства духовных ценностей,
    степенью участия людей в культурном
    творчестве.

  2. 2.
    Содержанием тех духовных ценностей,
    которые создаются в данном обществе,
    полнотой и разнообразием культурной
    жизни, характером идей, господствующих
    в обществе, состоянием науки и искусства.

  3. 3.
    Системой распределения духовных
    ценностей, состоянием образования,
    степенью демократичности культурных
    ценностей, равномерностью их распределения
    по территории страны.

  4. 4.
    Характером процесса потребления
    духовных ценностей, уровнем культурного
    развития различных слоев общества,
    содержанием и направленностью их
    духовных запросов, разносторонностью
    их духовных потребностей.

Таким
образом, критерии культурного прогресса
включают в себя как богатство содержания
духовных ценностей, так и всю систему
их производства, обмена, распределения
и потребления.

studfiles.net

35. Инженерия как форма технологической культуры

Специфика деятельности
инженера состоит, во-первых, в том, что
это деятельность практическая. Главная
ее цель — не в том, чтобы получать или
давать знание, как это делают, например,
ученый, учитель, журналист, а в том, чтобы
знание применять в каких-то практических
целях, для внесения изменений в реальную
действительность. Во-вторых, инженерная
деятельность связана с решением
технических задач практики. В-третьих,
особенностью инженерной деятельности
(в ее современной форме) является то,
что она направлена на такие технические
задачи, для решения которых требуются
научные знания.

Инженерия —
соединение науки и практики.

♦ Тенденции развития
инженерной культуры: экспансия и
универсализация.♦ Инженерия в широком
смысле — любая деятельность, направленная
на приложение науки к практике, на
развитие техники с помощью научных
методов.♦ С XX века — «постклассическая»
инженерия.

36. Социокультурная динамика ее модели и образцы

Когда речь идет не
просто о культурных изменениях, а об
изменениях, в которых имеет место
целостность и направленность, когда
можно проследить определенные
закономерности, то говорят о динамике
культуры.социодинамика
культуры – это теоретическая дисциплина,
предметом которой является
культурно–историческое развитие.

То есть
предметом изучения становится не столько
культура сама по себе, сколько движущие
ее общественные факторы, социальные
механизмы культуры.

37. Природа законов и характер эволюции природы

Ж.-Б.
Ламарк считал, что существует два
направления эволюции. С одной стороны,
происходит усложнение организации.
Крупные группы организмов можно выстроить
в «лестницу существ», установить
их «градацию» от простого к сложному.
Все организмы стремятся к совершенству;
нижние ступени лестницы постоянно
самозарождаются. Впоследствии Ламарк
пришел к мысли, что соотношение между
организмами нельзя выразить в форме
единой прямой цепи, и внес разветвления
в схему восходящего ряда живых существ;
при этом, однако, он продолжал считать
градацию отображением основной тенденции
развития природы.

С другой
стороны, организмы приспосабливаются
к среде обитания, приспособление к новым
условиям приводит к тому, что одни виды
превращаются в другие.

38. Прогресс и регресс культуры. Культура и некультура

Культурный
прогресс — это поступательное, восходящее
развитие культуры, смена культурных
типов, из которых каждый последующий
превосходит предыдущий, открывает
большие возможности для развития
культуры.

Культурный
регресс — это развитие культуры по
нисходящей линии, ее попятное движение,
утрата уже достигнутого, уничтожение
культурных ценностей.

Регресс
не следует понимать как возврат к
старому. Это процесс качественного
обновления систем, но с той особенностью,
что уровень развития новых образований
менее высок, чем у исходных форм.

Посмотрим,
как рассматривается проблема культурного
прогресса в современной культурологии?
Прежде всего, обращается внимание на
то, что о культурном прогрессе можно
говорить лишь как об общей тенденции,
магистральном направлении развития
культуры. Следует иметь в виду и то, что
культурный прогресс имеет противоречивый
и неравномерный характер.

Общепринятым
критерием прогресса науки считается
накопление, обогащение, рост знаний.
Человеческое познание развивается как
вглубь, так и вширь. Рост познания находит
выражение в таких количественных
показателях, как объем научных знаний,
число ученых, количество книг и журналов,
научных учреждений и лабораторий.
Происходит ускорение научного прогресса.
За каждые 10 — 15 лет удваивается объем
научной информации. Важным критерием
прогресса науки является возникновение
новых направлений познания и рост числа
научных дисциплин.

Массовая культура
и антикультура

В самом начале XX
в. прозвучали мрачные предсказания О.
Шпенглера о «закате Европы», о гибели
высокой культуры, о постепенном замещении
культурных (духовных) ценностей ценностями
цивилизации в их грубо материальном
воплощении.

Постепенный процесс
демократизации общественной жизни,
достижение высокого материального
уровня, техническое оснащение основных
производственных процессов привели к
формированию массового общества, в
котором культурные ценности пере­стали
быть элитарным достоянием и получили
эгалитарный (уравнительный) характер,
что обусловило появление массовой
культуры, т.е. усредненной культуры,
создаваемой средствами массовой
информации и тиражируемой с помощью
специальной, технически высокооснащенной
индустрии

В заключение следует
подчеркнуть, что культура реально
существует как исторически сложившаяся
разноуровневая система, обладающая
своими вещными формами, своей символикой,
традициями, идеалами, установками,
ценностными ориентациями и, наконец,
образом мысли и жизни — этой центрирующей
силой, живой душой культуры. И в этом
смысле бытие культуры обретает
сверхиндивидуальный характер, существуя
вместе с тем как глубоко личный опыт
индивида.\

studfiles.net

Процесс, регресс в культурном развитии — контрольная работа

Процесс, регресс в культурном развитии

 

Понятие о культурных
процессах (прогресс, кризис, застой, регресс).

 

 

Для того, чтобы начать
говорить о культурных процессах, необходимо
знать, что из себя представляет понятие 
«культура».

 

Итак, культура (лат. сulture) — 1) совокупность материальных и духовных
ценностей, созданных человеческим обществом
и характеризующих определенный уровень
развития общества, различают материальную
и духовную культуру; в более узком смысле
термин культура относят к сфере духовной
жизни людей; 2) уровень, степень развития,
достигнутая в какой-либо отрасли знания
или деятельности; 3) степень общественного
и умственного развития, присущая кому-либо.

 

Тогда, культурные процессы
— изменение во времени состояния 
культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия
между людьми и их социальными группами.
Хотя культурные процессы эмпирически
проявляются в совокупности культурных
событий, эти понятия не тождественны.
Под процессами имеются в виду типические,
универсальные по масштабам распространения
в разных культурах и устойчивые в своей
повторяемости функциональные процедуры,
поддающиеся классификации на основании
общих признаков.

 

Культурные процессы-
это прежде всего динамика культуры.

 

В конечном счете все 
культурные процессы функционально связаны с осуществлением
и обеспечением коллективной жизнедеятельности
людей, повышением уровня их социальной
интегрированности, организацией, регуляцией,
коммуникацией, социальным воспроизводством
их сообществ, таким образом культура
никогда не стоит на месте, она всегда
находится в движении.

 

 Само понятие «культурных 
процессов» включает в себя: прогресс, регресс. Рассмотрим
эти понятия.

 

Прогресс (лат. progressus) — движение
вперед, от низшего к высшему, переход 
на более высокую ступень развития, изменение к лучшему; развитие
нового, передового.

 

Прогресс распространяет
свое действие не только на человеческое
общество, но и на само историческое
познание. Накопление знаний о прошлом,
все более точное, полное и подробное 
выявление и изучение цепочек причинно-следственных связей
должны были привести в конце концов к
формулированию строгих законов исторического
развития. Эти законы уже имели ту или
иную абстрактную философскую формулировку.
Необходимо лишь конкретизировать их
в применении к эмпирическим историческим
данным. Но реальный исторический опыт
показывает, что в любом обществе наряду
с прогрессом непременно имеет место и
регресс, что еще раз подтверждает законы
цикличности и непрерывности исторического
развития.

 

Регресс — понятие, обратное прогрессу — (лат. regressus) — возвращение,
движение назад, переход от более высоких
форм развития к более низким, изменения
к худшему.

 

1. Идея культурного 
развития процесса в истории 
европейской мысли

 

 

Характерной чертой становящейся
новоевропейской культуры стало ее своеобразное
отношение к культурно-исторической традиции.
В истории разных народов нередки ситуации,
когда та или иная культурная эпоха демонстрировала
избирательное отношение к традиции, отвергая
непосредственно предшествующую ей и
обращаясь к другим. Теперь же был провозглашен
отказ от всякой традиции и предания вне
зависимости от их содержания, источника
и способа существования. Объективной
основой столь пренебрежительного отношения
к исторической культурной традиции в
самосознании XVII в. был распад прежних
общественных порядков, форм общественной
жизни и оправдывающего их сознания. И
все же новая культурная эпоха была по
сути гораздо более прочно и органично
связана с античной и средневековой традициями,
чем это представлялось ей самой в очаровании
собственной новизны.

 

Критически-негативное отношение 
к прежней философии, мотивированное
ссылками на ее практическую бесплодность
и неспособность выработать единую
достоверную истину, выразилось в 
стремлении мыслителей Нового времени 
отказаться от опоры на авторитеты и выстроить
здание новой философии на фундаменте
самозаконодательствующего “естественного
разума”, исходя из принципа субъективной
достоверности. Уже античная мысль зафиксировала
различие между врожденными и приобретенными,
привитыми воспитанием качествами человека.
Типологически предшествовавшая Новому
времени историческая форма культуры
резко обострила в сознании общества противоположность
“природного” и “цивилизованного”.
Блестящий испанский моралист Бальтасар
Грасиан, современник Декарта, полагал, что человек рождается чуть
ли не “дикарем” и что только привитая
воспитанием культура способна сформировать
в нем личность, значительность которой
определяется мерой ее культурности, т.
е. усвоенными ею знаниями, обычаями, правилами
поведения. Декарту же свойственны уже
совершенно иные оценки того, что в современной
терминологии именуется “воспитанием
в культурной традиции”. Для него несомненно,
что принятые в обществе обычаи, взгляды,
формы воспитания оказывают на людей мощное
воздействие и убеждают их обычно эффективнее,
чем научные доказательства. Индивид разумный,
как европеец, с детства живущий среди
китайцев или каннибалов, становится совсем
другим человеком, хотя, добавлял Декарт,
нет оснований считать людей варварами
или дикарями из-за того, что они имеют
другие понятия и обычаи. Противоречащие
одна другой традиции разных народов равноправны,
но не потому, что все они хороши (“эквивалентны”,
как сказали бы позже сторонники культурного
релятивизма), а напротив: потому, что все
они плохи, все они в буквальном смысле
“пред-рассудки”, не содержат в себе объективного
и истинного, а потому и не заслуживают
того, чтобы стать предметом философии
и науки. Воздействие культурных предрассудков
пагубно, полагал Декарт, так как замутняет
разум и препятствует самостоятельному
поиску истины.

 

Негативизм в отношении 
культурно-исторической традиции среди 
философов — современников Декарта,
был общим достоянием. Ведущий 
теоретик английского эмпиризма 
и оппонент Декарта по существенным
вопросам философских дискуссий Джон Локк несколько
позже выразил аналогичную позицию в развернутой
форме. Сколь бы мощным ни было влияние
исторической традиции и какой бы истинной
и высоконравственной по своему содержанию
она ни была, ее первородный грех, по Локку,
заключается в том, что она — традиция.
У всякой традиции в момент ее возникновения
был родоначальник, автор, и любое ее признание
основано на доверии к чужому мнению. Но
сколь бы авторитетным ни представлялось
чужое мнение, предпочесть его собственному
— значит отказаться от собственного
разума и от своей свободы.

 

Декарт допускал, что выросший в 
пустыне одинокий здравомыслящий человек 
собственными усилиями без обучения
и воспитания способен открыть все 
необходимые истины и все познания,
какими может располагать человечество.
Нет нужды ни в исторической передаче
и накоплении знаний, ни в сотрудничестве
с современниками и даже чтении книг, хотя
бы в них и содержались все истины. В такого
рода полемически заостренных высказываниях
проявились фундаментальные установки
новой философии, предполагавшей, что
разум (рассудок, интеллект) как человеческая
способность в полной мере присущ всем
людям и по сути одинаков во все времена.
Все в равной мере разумны, количественные
различия между людьми “по разуму” несущественны,
а потому для столь “демократически”
понятного разума всякие авторитеты излишни
и вредны: они затемняют его естественный
свет и лишают самостоятельности. Истинным
же может считаться лишь то, что удостоверено
собственным разумом человека.

 

Очищение человеческого разума от
всего привнесенного извне и некритически
воспринятого должно было стать необходимым
предварительным условием достоверного
познания. Декарт требовал освободить
воображение от всех запечатленных в нем
несовершенных идей, подвергнуть сомнению
все прежние знания, чтобы, разрушив до
основания здание существующих наук, воздвигнуть
новое. Методически последовательно программа
очищения человеческого разума была сформулирована
Бэконом в его знаменитой критике “идолов”,
или “призраков”, целью которой было
устранить из познавательного процесса
все, способное исказить его ход и результаты.
Бэкон считал необходимым очистить разум
не только от внешних, заимствованных
им предрассудков, верований, но и от внутренне
присущих ему и проистекающих из его собственной
природы человеческих антропоморфных
моментов: родовых, социальных, исторических,
индивидуальных. Эта задача “дезантропоморфизации”
познания, исключения из него “всего человеческого”
последовательно конкретизировалась
в XVII в. Гоббсом и Спинозой.

 

В “естественном разуме” Декарт
различал то, что врождено, и то, что 
приобретено с помощью “искусства”,
и полагал, что с помощью искусственно
выработанных правил можно преодолеть
медлительность ума, расширить его 
возможности и гарантировать 
истину. Совершенный разум — это разум
организованный, действующий по правилам,
а отсюда и задача совершенствования,
культивирования разума. “Гносеологическая
робинзонада”, предполагавшая суверенность
и полноту возможностей изолированного
познающего субъекта в отношении содержания,
“материала” знания, считала необходимой
выработку методической “формальной”
культуры применения разума. Декарт не
хотел, чтобы излагаемые им правила метода
воспринимались как преподанные кому-то
извне, как попытка “научить методу”
и побудить ему следовать. Он трактовал
эти правила как рассказ о его личном опыте
руководства собственным разумом с тем,
чтобы каждый решал, следовать им или же
выработать свои. Терминологически и по
существу ему близок Гоббс, называвший
“природным” ум не только врожденный,
но и развитый стихийно в жизненном опыте
“без метода, культуры и обучения”. Для
него культура не объект, не реальность
или ее аналитический срез, а качество
(ума человека), искусственно сформированное
целенаправленной организующей деятельностью.

 

Большинство мыслителей XVII в. были убеждены
в громадных практических возможностях
научного знания и рассматривали его применение
как необходимое и достаточное условие
господства человека над природой и оптимального
устройства общества. В своем гносеологическом
оптимизме они надеялись, что истинное
знание само по себе в состоянии обеспечить
благополучие людей, а потому очищение
и культивирование познающего разума
представлялось главным средством как
научного познания, так и общего совершенствования*
человека и общества (по сути эти задачи
совпадали).

 

Спиноза еще в “Трактате 
об усовершенствовании разума” завершил
этот выработанный новоевропейской 
философией подход к осмыслению культуры.
Целью трактата стало исследование того, есть
ли “истинное” и “высшее” благо и как
его достичь. Когда люди представляют
себе некий идеал человека, более совершенный,
чем они сами, познают этот идеал и средства
его достижения, то сам идеал оказывается
высшим благом, а средства совершенствования
человека в направлении идеала — истинным
благом. В результате же оказалось: не
только средства свелись к знанию, но и
высшее благо, совершенство человека —
это всего лишь знание единства человека
со всей природой. Все то, что, модернизируя,
можно назвать культурой, исчерпывается
знанием, и главная задача человека состоит
в поиске способов врачевания и очищения
разума в целях истинного познания.

 

Программа культивирования 
разума стала первым проблемно-тематическим
направлением в философии XVII в., имевшим непосредственное
отношение к философии культуры. Она включала
три главные задачи: очищение разума от
предрассудков, совершенствование разумного
познания с помощью методических правил
и осуществление разумного контроля над
страстями и волей. Во всех этих задачах
программа совершенствования разума интерпретировалась
как теоретико-познавательная, гносеологическая.
Культура здесь не объект, а качество “окультуренного”
разума вместе с процессом его “культивирования”.

 

2. Проблема 
культурного развития

 

Задачи, которые стоят 
перед духовной культурой, многообразны.
Это хорошо видно на примере искусства 
и литературы, о назначении которых 
велись жаркие споры. Так, в России в
XIX-начале XX вв. одни считали их общественной
трибуной, а другие полагали, что искусство существует
для искусства, то есть для узкого круга
посвящённых. Отметим, что в искусстве
и прочих областях духовной культуры все
задачи решаются одновременно. Но из многих
выделяются наиболее важные, как бы подчиняющие
себе остальные. Иногда духовная культура
несёт, прежде всего, идеологическую (пропагандистскую)
и воспитательную нагрузку (так было, например,
у нас в СССР), в некоторые периоды такую
роль выполняли религия и религиозное
искусство. Но в настоящее время в развитых
странах на первый план вышли такие задачи,
как развлекательная и информативная.
Это связано как с общим подъёмом роли
информации и многообразия способов её
преподнесения, так и с тем, что культурная
продукция всё больше становится делом
коммерции. Какие же проблемы современной
культуры волнуют передовых людей нашего
времени больше всего?

1. Через средства массовой 
информации она теперь распространяется 
не в узком кругу, а на 
миллионы, десятки и сотни миллионов 
людей. Таким образом, казалось 
бы, ответственность тех, кто её создаёт, вырастает неимоверно.
Но, напротив, она снижается чуть не до
нуля. Если хулиган в передаче позволяет
себе на всю страну произносить безобразные
слова, миллионы зрителей могут воспринимать
это как норму.

2. Коммерциализация культуры 
и направленность на самых малообразованных
и некультурных людей ведёт к понижению
её уровня, антиморальности (секс, ужасы,
насилие, суеверие и т.п.). При этом произведения
высокохудожественные не в состоянии
экономически конкурировать с низкопробными:
их нельзя поставить на поток, а создание
требует значительного времени и аудитория
меньше. Это же в большой мере касается
и науки. Какие-нибудь прикладные вещи,
полезные для практики, но с научной точки
зрения незначительные ценятся гораздо
больше, чем серьёзные открытия. Талантливые
люди могут порой нищенствовать, не находя
применения шедеврам. А какая-нибудь бездарная
певичка, все достоинства которой в наглости
и в том, что она демонстрирует свои прелести,
баснословно богата. В результате происходит
отток способных людей от высокой культуры
и растрачивание таланта впустую.

myunivercity.ru

3.3. Прогресс и регресс культуры

О прогрессе культуры говорят, если сумма
позитивных последствий изменений
превышает негативные. О регрессе говорят
в противном случае. Социальный прогресс
– это глобальный всемирно-исторический
процесс восхождения человеческих
обществ от состояния дикости к вершинам
цивилизации. Социальный прогресс имеет
постепенный (реформистский) и скачкообразный
(революционный) виды.

Реформа – это частичное усовершенствование
в какой-либо сфере жизнедеятельности,
не затрагивающее основ существующего
социального строя.

Революция – это комплексное изменение
большинства сторон общественной
жизнедеятельности.

Революции носят не только
социально-политический характер, но и
научный, религиозный, управленческий,
технический, экономический. Важнейшая
революция в истории человечества –
неолитическая – приручение животных
и окультуривание растений.

4. Культурную динамику также описывает
ряд следующих понятий:

1) «культурный лаг» – ситуация, при
которой одни части культуры изменяются
быстрее, а другие – медленнее;

2) культурная трансмиссия – передача
культуры от предшествующих поколений
к последующим через обучение. Благодаря
ей осуществляется преемственность
культуры;

3) культурная аккумуляция – добавление
к накопленному культурному наследию
новых элементов;

4) культурное истощение – процесс, при
котором культурных черт исчезает больше,
чем добавляется;

5) интеграция культуры – объединение
культурных различных элементов в некую
целостность;

6) диверсификация культуры – разделение
доминирующей культуры на множество
субкультур;

7) культурная экспансия – расширение
сферы влияния доминирующей (национальной)
культуры за первоначальные или
государственные границы.

4. Модернизация культуры

Важным процессом динамики культуры
является культурная модернизация.
Авторы теории модернизации считают,
что этот термин относится только к
современному этапу социального прогресса.

Суть модернизации связывается с
распространением ценностей и достижений
капитализма: рационализма, расчетливости,
урбанизации, индустриализации.

Модернизация – это революционный
переход от доиндуст-риального к
индустриальному, или капиталистическому,
обществу, осуществляющийся путем
комплексных реформ, растянутых во
времени.

Выделяют два вида модернизации:

1) органическую модернизацию – это
момент собственного развития страны,
подготовленный всем ходом предшествующей
эволюции. Этот вид модернизации начинается
с культуры и изменения общественного
сознания, а затем затрагивает экономику.
Пример – страны Западной Европы, где
капитализм возник в результате
естественных изменений в мировоззрении,
укладе жизни, традиций людей;

2) неорганическую модернизацию – это
ответ какой-либо страны на внешний вызов
более развитых стран, представляющую
собой способ «догоняющего» развития.
Она предпринимается правительственными
органами, для того чтобы преодолеть
историческую отсталость и избежать
зависимости. Неорганическая модернизация
начинается с экономики и политики, а не
с культуры. В результате она не всегда
получает социальную поддержку общества.

studfiles.net

регресс культуры — это… Что такое регресс культуры?



регресс культуры

мәдениеттің кері кетуі

Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология». — Академия Педагогических Наук Казахстана.
2014.

  • регресс культурный
  • регулирование

Смотреть что такое «регресс культуры» в других словарях:

  • РЕГРЕСС — (от лат. regressus возвращение, движение назад) движение назад. Развитие человеческого общества носит сложный, противоречивый, зигзагообразный и полилинейный характер. В ходе этого развития те или иные конкретные социальные организмы в силу… …   Философская энциклопедия

  • ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС — (от лaт. progressus – движение вперед и regressus – возвращение) – наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П. – тип… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Индия — (India) История Индии, географическое положение Республики Индия Административное деление Индии, растительный и животный мир Индии, внешняя и внутренняя политика Индии, культура Индии, экономика Индии Содержание Содержание Раздел 1. История .… …   Энциклопедия инвестора

  • Индская цивилизация — Ареал распространения цивилизации. Индская или Хараппская цивилизация  одна из древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и ш …   Википедия

  • ПРОГРЕСС — (лат. progressus движение вперед, успех) направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Идея прогрессивного развития вошла в науку как секуляризованная… …   Философская энциклопедия

  • ПРОГРЕСС —         (в культуре)         процесс постулат, развития, движения вперед, истор. эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значит, разработки по теории социокультурного П. были сделаны представителями школы эволюционизма (Спенсер,… …   Энциклопедия культурологии

  • Кургинян, Сергей Ервандович — Эта статья является предметом процедуры посредничества. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за чего начата процедура посредничества. Просьба вносить свои правки в соответствии с принятыми решениями… …   Википедия

  • Цивилизация — (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы …   Энциклопедия инвестора

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия

  • Этногенез славян — Этногенез славян  процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Славяне… …   Википедия

  • Цивилизация — (от латинского слова civis, гражданин , прилаг. civilis, гражданский, общественный откуда Ц. = гражданственность ) состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом, и которое характеризуется удалением от… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

politology_rus_kaz.academic.ru

41. Культурный прогресс. Сущность и критерии

Культурный прогресс
и регресс. Критерии культурного прогресса

Культ прогресс —
поступ восход развит К., переход от К.
одного кач-ва к К. более высокого кач-ва.
Смена куль-историч типов, при кот каждый
послед тип К. превосх прдыдущ. Куль
регресс связан с утратой достигнутого,
попятных движ, уничтож культ цен-й. В
марксизме проблема к прогресс связана
с учением об общ-эк формациях. Макрс и
Энгельс выделяли 6 формаций. Культурный
прогресс предстаёт, как закономер,
поступ процесс смены формац типов К.
Классики марксизма считали, что о
культурно-ист процессе можно говорить
лишь, как об общей тенденции развития
К. В разные ист эпохи на первый план
выходят те виды К., кот наиболее полно
отраж своеобразие эпохи, её потреб и
идеалы. В процессе развит К. периоды
расцвета могут сменяться пероидами её
застоя, деградации. Центры мировой К.
постоянно перемещ из одной страны в др.
Противореч хар-р в развитии К. прояв в
том, что: 1. возможны несоответствия,
противореч м/у разн видами К.; 2. возможны
несоответствия, противореч м/у разными
сторонами, элементами одного и того же
вида К.; 3. возможны несоответствия,
противореч м/у создателями и потребит
к цен-й. Диалектика становл нового
такова, что новое не может сразу и во
всех отнош превзойти старое. Этим
объясняются моменты регресса на этапе
становл более высокой по своему качеству
К. Всю сложность и противореч развит К.
отраж спиралеобраз форма. Она показ,
что в развитии К. есть и поступат
направленн и моменты регресса и повторения
пройденного на более высок ур-е. Многие
исслед полаг, что при наличии специфич
критериев культ прогресса возможна и
необходима выработка главного высшего
критерия прогресса К. В кач-ве главного
критерия культ прогресса рассм мера
развития сущ-х сил чел. В процессе
развития К. совершенис-я ср-ва дух и
практич освоения чел дейс-ти, повыш его
мастерства, соверш умений, навыков,
практич способностей (технологич сторона
прогресса) . Культ прогресс включ и
гносиологич сторону, он связан с обогащ
чел знаний со всё более углубленным и
распростр отраж-м дейст-и в различ видах
дух К. Развитие гносиологич стороны
расширяет возможн для свободы выбора.
К прогресс связан с развитием и обогащением
потреб чел

42. Актуальные проблемы экологии культуры

Культурная
экология –
это и произведения архитектуры, различных
искусств, литературы в том числе, это и
язык, это и все культурное наследие
человечества.

В отличие от
целостности природы целостность культуры
изучается в различного рода историях
культуры. Давно установлено, что отдельные
культуры, взаимовлияя и соотносясь не
только в географическом пространстве,
но и в историческом времени, стремятся
к некоему, не всегда достигаемому
единству. Прогресс разного рода средствах
сообщения увеличивает возможности
объединения культур.

Необходимо, впрочем,
сказать, что так называемые истории
культуры упускают многие связи, которые
выходят за рамки наших узких современных
представлений о культуре. Особенно это
следует сказать о явлениях общечеловеческого
характера, вообще всего того, что выходит
за рамки одной национальности или группы
национальностей.

Изучая экологию
культуры, необходимо обратить внимание,
что экологические катастрофы захватывают
собой чрезвычайно широкие сферы культуры.
Некоторые примеры: вывоз культурных
ценностей и выведение их из сферы,
доступной для той или иной группы людей.
К экологическим бедствиям, происходящим
в наше время, следует отнести обеднение
лексики русского языка, замену русских
слов однозначными иностранного
происхождения, исчезновение склонения
сложных числительных, экспансию предлога
«о». Исчезновение поговорок и пословиц
в устной речи одних и отдельных выражений
из басен Крылова или «Горя от ума»
Грибоедова у других. Зоной экологического
бедствия может оказаться кино, классический
репертуар театров, частично музыка

Изучению экологии
культуры подлежат взаимоотношения
между отдельными областями культуры,
например, между искусством и наукой –
зависимости их друг от друга, равномерности
их развития в обществе. В пределах науки
изучению подлежат взаимоотношения
гуманитарных наук и «естественных»,
«точных и «неточных» Особый интерес
имеет изучение органического единства
в пределах человеческого поведения:
падение сексуальной стыдливости и
стыдливости отправлениями человеческого
тела; уменьшение общей стыдливости и
снижение интереса к личной репутации
в человеческом обществе, в результате
чего исчезает чувство чести, честность,
наступает хаос в науке, в экономической
области и т.д. и т.п.

Нет необходимости
говорить о том, в какой мере «экология
культуры», изучающая органическое
единство и равновесие всех сторон
человеческой культуры, представляет
интерес для нормального развития
человеческого общества, для создания
определенной системы воспитания,
правильного распределения средних и
высших учебных заведений в стране и
более или менее продуманного распределения
разных образовательных дисциплин и
дисциплин специальных.

studfiles.net

РЕГРЕСС — это… Что такое РЕГРЕСС?

  • РЕГРЕСС — (лат., от regredi идти назад, возвращаться). 1) взыскивание убытков с кого либо. 2) движение, возвращение назад, противоположное прогрессу. 3) требование векселедержателем удовлетворения от лиц, передавших ему вексель, или же от лица, давшего… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РЕГРЕСС — РЕГРЕСС, регресса, мн. нет, муж. (лат. regressus возвращение) (книжн.). 1. Упадок в развитии, переход от более высоких форм развития к низшим, менее совершенным, движение назад; ант. прогресс (книжн.). В капиталистическом хозяйстве происходит… …   Толковый словарь Ушакова

  • регресс — возвращение, ухудшение, понижение, деградация, спад, упадок, застой Словарь русских синонимов. регресс см. ухудшение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • Регресс — право на предъявление претензий к третьей стороне. В сделках по документарным аккредитивам негоциирующий банк оставляет за собой право регресса на предъявителя документов в случае, если банк эмитент не рамбурсирует его, при условии, что… …   Финансовый словарь

  • Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляется одним физическим или юридическим лицом к другому обязанному лицу. Регресс применяется при протесте векселя или чека… Источник: Письмо Банка России от 09.09.1991 N 14 3/30 О… …   Официальная терминология

  • регресс — Обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляемое одним физическим или юридическим лицом другому обязанному лицу. Р. применяется при протесте векселя или чека. Индоссант, оплативший опротестованный вексель (чек), имеет право… …   Справочник технического переводчика

  • Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляется одним физическим или юридическим лицом к другому обязанному лицу. Регресс применяется при протесте векселя или чека. Индоссант, оплативший опротестованный вексель (чек), имеет право …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляемое одним физическим или юридическим лицом другому. Р. применяется при протесте векселя или чека. Индоссант, оплативший опротестованный вексель (чек), имеет право обратного требования к …   Словарь бизнес-терминов

  • РЕГРЕСС — (от латинского regressus обратное движение), тип развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Включает также моменты… …   Современная энциклопедия

  • РЕГРЕСС — (от лат. regressus обратное движение) тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о