Какие признаки обязательны для философского мировоззрения – Какие признаки обязательны для философского мировоззрения?

Ответы на тесты по философии

Ответы на тесты по философии: Философия и ее роль в жизни человека и общества.

1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

*а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

б) собрание теорий, концепций философов;

в) наука, исследующая язык;

г) учение о познаваемости мира;

д) учение об устройстве мира.

2. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

*г) любовь к мудрости;

д) логику.

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) устройство мира;

б) красота мира;

в) счастье человека;

*г) всеобщее в системе «мир-человек»;

д) поиск идеального общества.

4. Философии присущи функции:

а) мировоззренческая и познавательная;

б) методологическая и прогностическая;

в) аксиологическая и ориентационная;

*г) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

а) мифологических образов;

б) откровения;

в) интуитивного прозрения;

*г) рациональной аргументации;

д) математики.

6. Философия — это:

*а) мировоззрение;

б) мирочувствование;

в) мироощущение;

г) мировосприятие.

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

*г) доводах и умозаключениях разума;

д) божественном откровении.

8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

*а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

б) каковы критерии истины?

в) как возник мир?

г) что есть добро и зло?

д) что есть Бог?

9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):

а) кто виноват (Герцен)?

*б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)?

*в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)?

*г) как быть счастливым (Сократ)?

д) что делать (Чернышевский)?

10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):

а) каковы точные размеры вселенной?

*б) в чем сущность человека?

в) из каких элементов состоит живая клетка?

*г) в чем смысл жизни?

д) какова родословная славян?

11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

*а) разумное миропонимание;

б) откровение;

в) истинное мироощущение;

г) специфическое мировосприятие.

12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:

а) конкретность;

б) наглядность;

в) системность;

*г) абстрактность;

д) экспериментальность.

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

а) мировосприятие;

б) мирочувствование;

*в) мировоззрение;

г) мироощущение;

д) мировидение.

14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

3а) философия;

1б) мифология;

4в) наука;

2г) религия.

15. В своих истоках философия и наука опирались на:

*а) мифологию;

б) технологию;

в) религию;

г) магию;

д) искусство.

16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное;

б) специфическое образное синкретическое мировоззрение;

в) фантастический рассказ, предание;

*г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

д) сказка, выдумка, заведомый обман.

17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

а) в научной;

б) в религиозной;

*в) в мифологической;

г) в философской;

д) в обыденной.

18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

а) философия является частью науки;

б) наука является частью философии;

*в) философия и наука частично включаются друг в друга;

г) философия и наука исключают друг друга;

д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.

19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):

*а) онтология;

б) фразеология;

в) политология;

*г) аксиология;

д) социология;

*е) антропология;

*ж) гносеология.

20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:

а) этика;

б) аксиология;

в) эсхатология;

*г) онтология;

д) антропология.

21. Философское учение о всеобщих законах познания — это:

*а) гносеология;

б) онтология;

в) эстетика;

г) этика;

д) антропология.

22. Центральной проблемой онтологии является:

а) смысл жизни человека;

б) познаваем ли окружающий нас мир;

*в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;

г) изучение законов мышления;

д) смерть и бессмертие человека.

23. Аксиология — это учение:

*а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о принципах познания;

г) о духовной культуре общества;

д) о сущности человеческой истории.

24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

*а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;

б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле Всевышнего;

*в) материя – это объективная реальность;

*г) атрибутом материи является движение;

д) пространство и время формы живого восприятия.

studfiles.net

Философия в системе культуры

1. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

а) 3 философия; в) 4 наука;

б) 1 мифология; г) 2 религия.

2. В этой картине мира "естественное" и "сверхъестественное" не отличаются друг от друга:

а) в научной; г) в философской;

б) в религиозной; д) в обыденной.

в) в мифологической;

3. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

а) философия является частью науки;

б) наука является частью философии;

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

г) философия и наука исключают друг друга;

д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.

4. Философия – это (подберите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

б) собрание теорий, концепций философов;

в) наука, исследующая язык;

г) учение о познаваемости мира;

д) учение об устройстве мира.

5. Предмет философии отражает в себе:

а) устройство мира; г) упорядоченность мира;

б) всеобщность мира; д) красоту мира.

в) полезность мира;

6. Философии присущи функции:

а) мировоззренческая и познавательная; в) аксиологическая и ориентационная;

б) методологическая и прогностическая; г) все эти функции вместе взятые.

7. Философия объясняет мир с помощью:

а) мифологических образов; г) рациональной аргументации;

б) откровения; д) математики.

в) интуитивного прозрения;

8. Философияэто:

а) мировоззрение; в) мироощущение;

б) мирочувствование; г) мировосприятие.

9. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия

а) этика; г) онтология;

б) аксиология; д) антропология;

в) эсхатология; е) социология.

10. Основные разделы философии (укажите все возможные варианты):

а) онтология; д) социология;

б) фразеология; е) антропология;

в) политология; ж) гносеология.

г) аксиология;

11. Способ существования философии:

а) вера; г) интуиция;

б) разум; д) опыт.

в) чувство;

12. Термин «философия» означает:

а) рассуждение; г) любовь к мудрости;

б) компетентное мнение; д) логика

в) профессиональную деятельность;

13. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях; г) доводах и умозаключениях разума;

б) мифологических представлениях; д) в божественном откровении.

в) научных исследованиях;

14. Философское учение о всеобщих законах познания это:

а) гносеология; г) этика;

б) онтология; д) эмпиризм.

в) эстетика;

15. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, это:

а) мировосприятие; г) мироощущение;

б) мирочувствование; д) мировидение.

в) мировоззрение;

16. Основной вопрос философии – это (выберите наиболее правильный ответ):

а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

б) каковы критерии истины;

в) как возник мир;

г) что есть добро и зло;

д) что есть бог.

17. Центральной проблемой онтологии является:

а) смысл жизни человека; г) изучение законов мышления;

б) познаваем ли окружающий нас мир; д) смерть и бессмертие человека.

в) соотношение материи и сознания;

18. Аксиологияэто учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г) о духовной культуре общества и человека;

б) о красоте; д) учение о сущности человеческой истории.

в) о добре и зле;

19. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) устройство мира; г) всеобщее в системе «мир-человек»;

б) красота мира; д) поиск идеального общества.

в) счастье человека;

20. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

а) онтология 4 1) красота

б) гносеология 3 2) нравственность

в) этика 2 3) истина

г) эстетика 1 4) бытие

21. К вечным философским вопросам относятся (укажите все варианты):

а) каковы точные размеры вселенной? г) в чем смысл жизни?

б) в чем сущность человека? д) какова родословная славян?

в) из каких элементов состоит живая клетка?

22. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:

а) философия – это разумное миропонимание;

б) философия – это богом данное мировоззрение;

в) философия – это истинное мироощущение;

г) философия – это специфическое мировосприятие.

23. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;

б) мир создан богом, и вес происходит в нем по воле Всевышнего;

в) материя – это объективная реальность;

г) атрибутом материи является движение;

д) пространство и время формы живого восприятия.

24. Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения:

а) конкретность; г) абстрактность;

б) наглядность; д) экспериментальность.

в) системность;

25. Для религиозного мировоззрения более определяющим является:

а) доброта; г) мудрость;

б) знание; д) страх.

в) вера;

26. Философия в своем существовании всегда противостоит и разоблачает:

а) науку; г) искусство;

б) религию; д) нравственность.

в) миф;

27. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

а) 3 философия; б) 1 мифология; в) 4 наука; г) 2 религия.

28. В философии миф понимается как:

а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъ­естественное;

б) специфическое образное синкретическое мировоззре­ние;

в) фантастический рассказ, предание;

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

д) сказка, выдумка, заведомый обман.

29. В своих истоках философия и наука опирались на:

а) мифологию; г) магию;

б) технологию; д) науку.

в) религию;

studfiles.net

1.3.3. Философия как форма мировоззрения, ее отличительные особенности

Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.

Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения - с позиции разума, рациональной оценки. Философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.

Понятие - это мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности.

Философия вынесла на первый план, интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия - это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни.

Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.

Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.

1.4. Функции философии. Место философии в системе культуры

1.4.1. Философия как наука

Философия - это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Философское понимание мира осуществляется посредством формирования различных философских теорий. Понятие теория в самом широком смысле обозначает комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснения какого-либо явления. Теория в узком и специальном смысле - это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории.

Любая философская теория обязательно проходит проверку практикой. Практика - это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

studfiles.net

Философское мировоззрение - Философия Библиотека русских учебников

Философия является разновидностью духовной культуры, назначение которого состоит в том, чтобы рациональными средствами выработать мировоззрение - обобщенная система представлений и знаний об окружающем мире, на айсуттевиши характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Выяснение места человека во. Вселенной связано с построением"картины мира"как. Упорядк. Ован целостности, синтезирующий разнообразные знания о нем на основании определенной системообразующих идетальної ідеї.

С развитием человечества, прежде всего общественного материального и духовного производства, мифологические и религиозные формы мировоззренческого сознания перестали удовлетворять человека, его не устраивали ни фантастич ческая, наивно-эмпирическая картина мира, которую предлагает мифология, ни религиозное объяснение мира, основанное на признании существования высших сверхъестественных сил, божественной воли. Состоялся постепенный переход от до- философского к философскому мировоззрению. Обращенные к миру вопрос человека получили философского характерру.

. Философское мировоззрение - выше теоретический тип мировоззрения, который стремится понять мир в единстве его проявлений, представить общее, универсальное, рациональное (умственное) его осознание

Главная проблема философского мировоззрения - выяснение места человека в системе"человек - мир", ее назначение

Предыдущие мировоззренческие формы (мифология, религия) также содержали в себе элементы философского отношения к миру (речь идет о мифологии как"философию"первобытного человека). Но они уже не удовлетворяли дух ной потребности человечества в понимании глубинных сущностей и закономерностей мира природы, человека, человеческого мышления. В результате возникла потребность в таком мировосприятии и объяснении мира, которое древние греки назвали философским, т.е. мудрым. Возникновение философского познания мира обусловлено необходимостью поиска новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих и направляют человеческую деятельностьку діяльність.

Ответы на мировоззренческие запросы человек отныне искала не в древних примитивных верованиях (магия), не в преданиях заветов предков (мифология), не во вере в священный авторитет (религия), а в доказательствах и умозаключениях разума. Такой поиск основывается именно на глубинном, сущностном знании. Если магия и мифология ограничивались изображением чувственно-наглядных образов проявления природных и общественных сил, а религ ия объясняла их причину сверхъестественными факторами, то философия стремилась понять их сущность и объяснить аргументами уже не ощущения (мифология) или верования (религия), а ума (рационализмм).

Выяснение сущности вещей, поиск их метафизических, то есть сверхчувственных, принципов и первопричин - характерный признак философского мировоззрения. Знание этих первоначала древнегреческий философ. Аристотель ( (384-322 до н.э) называл"першофилософиею"или просто"мудростью"По мнению. Платона, который был учителем. Аристотеля, цель философской мудрости состоит в познании подлинно сущего, то есть идей, которые можно в достичь только умом. Философские, метафизические, т.е. сверхъестественные, первопричины и першосмислы сущностей бытия скрыты от человека. Философия призвана познать их в умоосяжний, теоретический способ, дать философское знание. Такое знание о першозасады бытия, по мнению античных мудрецов, является целью человеческой жизни, источником умственной наслаждения бы мышление было способно выявить в подвижных явлениях единственные, универ сальные первопринципа и першосмислы бытия и небытия, жизни и смерти, добра и зла, человеческий разум был бы полностью"доволен и счастлив", - как отмечал французский философ. Альбер. Камю (1913-1960)"В п оривнянни с таким счастьем миф о блаженстве показался бы жалкой подделкой. Ностальгия по. Единому, стремление к. Абсолюту отражает сущность человеческой драмыдо. Абсолюту відбиває сутність людської драми".

Задумываться над философскими проблемами (первоначала, сущность, единое, универсальное, мудрое, должное, благо) люди начали тысячелетия назад. Появление первых философских взглядов приходится на эпоху переход ду от патриархальных обществ, регулирования жизни которых осуществляла мифологическая традиционная сознание, в первых земледельческих и городских цивилизаций. С появлением и укреплением в человеческой культуре зачатков науки происходило становление рационального (разумного, обоснованного, целесообразного) знания, углубления процесса разделения труда (отделение умственного труда от физического), появление социальных групп народ ей, которые профессионально занимались умственной работой, что требовало теоретического, абстрактного мышления, постановки и решения философских проблемойем.

Исследованием философских проблем занимались ученые восточных стран -. Китая,. Индии,. Египта. Философствование древних восточных мудрецов сочеталось с мифическим, мифологическим, религиозным мировосприятием, нередко в осуществлялось в форме установок, моральных учений и т.д.. Для философских школ. Востока характерен традиционализм - оправдание существующих социальных ценностей, обычаев и т.п.. Ими подробно разрабатывались и о грунтовувалися идеи космологической природы сознания, принципы жизненной мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля. Своеобразным олицетворением восточной философии является, в частности, понятие давньокитай ской философии"Дао"(путь, закономерность). Зарождение представлений о. Дао достигает древних религиозных попыток объяснения мира (магии, шаманства). Однако только в концепциях. Лао-цзы (IV-III века до н.э) и других предс тавникив даосизма это понятие стали истолковывать как основополагающий принцип всего сущего, как первоначальную, всеобъемлющую основу, субстанциональное (лат substantia - сущность, несколько основополагающее) начало, общий закон бытия. Вселеннаязакон буття. Всесвіту.

В индуизме и индийской философии аналогичным духовным абсолютом, из которого возникает мир и все, что он в себе содержит, есть. Брахман - высшая объективная реальность, абсолют, творческое начало, безграничная сознательные ость, высшее блаженство. Брахман - это верховный бог, создатель. Вселенная - это"яйцо. Брахмана"Дао и. Брахман является результатом обоснования и использования иррациональных принципов построения философских учений, а также же принципамми принципами.

Другой тип философствования сложился в западной, европейской, культуре Античная философия, прежде всего древнегреческая, ориентировалась на логически-рационалистическую построение философского знания методологического с значение в этом плане получило понятие"Логос"- основа, закон, смысл, разум, необходимо. Считается, что первым или одним из первых понятие"философия"предложил греческий ученый, религиозный и политический ый деятель. Пифагор. Самосский (ок 570-500 до н.э). Философами он назвал людей высшей мудрости и"правильного"образа жизни. Термином"философия"Пифагор зафиксировал появление новой формы мировоззрения - филос офського, призванного не только объяснить мир, но и научить людей правильно к нему относиться. Его философские взгляды формировались под влиянием учения восточных мудрецов: он посещал. Египет (пробыл и м 22 года), имел беседы с магами и. Халдеев. Ознакомившись с"таинствами философии",. Пифагор начал обучать своих учеников, которых у него было более 300. Однако собственного целостного философского учения он не с произведения. Однак власного цілісного філософського вчення він не створив.

Философия как определенная система внутренне согласованных теоретических положений была создана греческим мыслителем. Платоном, учеником античного философа. Сократа (ок 470 - 399 до н э) и учителем. Аристотеля. Платон, по словам древнегреческого историка философии. Диогена. Лаэртского, создал диалектику (греч dialektike - искусство вести беседу) - искусство доказательств, соединив учения. Гераклита,. Пифагора и. Сократа п ро все, что воспринимается чувствами (Гераклит), умом (Пифагор) и в социальный (нравственный) способ (Сократ) есть. Платон первым из европейских ученых создал философию как теорию, которая объединила такие ск строю мировоззрения, как мировосприятие, миропонимание и отношение к миру. Это привело к образованию философии как целостной системы взглядов на мир и место человека в нем. Платоновский мировоззрение является типов им образцом ранней философской картины мира. По его учению, существуют два начала всего -. Бог и вещество (Бога он называл умом и причиной). Единый мир содержит огонь, воздух и землю и является одухотво реним. Душа (psyche) - бессмертная, способна переселяться в разные тела. Она включает следующие части: разумную (logisticion), помещенных в голове; чувственную (thymoce и Ides) - в сердце; похотливую (epithymeticon) - при п упку и печени. Заслуга. Платон а как философа заключается в обосновании долгосрочной перспективы развития философской мысли. Он заложил основу многих понятийных философских методов. Учение. Платона, которое впитало много натурфилософских моделей и трансформаций мифологических сюжетов, является первым в европейской культуре образцом целостной и системной философско-мировоззренческой концепцииядної концепції.

Работу по систематизации античной философии завершил. Аристотель - ученик. Платона. Ему принадлежит создание системы абстрактных понятий философии (категорий):"форма","материя","начало","цель","возможные ость","действительность"("логика"). Аристотель создал особое учение -"первую философию", то есть метафизику. Он, по словам. Гегеля, впервые делает философию научной, обосновывая умозрительность с помощью абстрактных понятий. Все философское знание. Аристотель разделял на теоретическое, или умозрительное, - знания для самого знания; практическое - знания для деятельности; поэтическое, творческое - знания для творчества. В бгрунтування теоретического мировоззрения европейскими мыслителями-классиками означало качественно новый этап в мировоззренческой культуре человечествкими мислителями-класиками означало якісно новий етап у світоглядній культурі людства.

В отличие от магически мифологической и религиозной мысли философия утверждает принципиально новый тип понимания мира. Логический анализ, обобщение, аргументированные доказательства в нем постепенно вытесняют образные ный дух мифологии, оставив ее в сфере художественного творчества. В философии мифологические сюжеты используются только как метафоры -"огонь. Прометея","пещера. Платона","путешествия. Одиссея","танталовые стра ожидание","ящик. Пандоры"и т.п.. Философия как рациональное мировоззрение преодолевает пределы обычной практического разума, ее взгляд ищет начало всех вещей, пониманию их сущности, желание и умение сдобу ваты истинное знание - истину. Любовь к истине и мудрости становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью, элементом духовной культур галуззю і вищою цінністю, елементом духовної культури.

Итак, магический мировоззрение представлял дорефлексивного (неосознанную) форму взгляда на мир, которая основывалась на чувствах, в которых доминировало опасения; мифологическое мировоззрение обеспечивал понимание мир ту средствами очеловечивания окружающей действительности (анимация) с помощью чувственно-наглядных образов, религия как мировоззрение выходила из положения о двойственности мира, веры в сверхъестественное начало всех начал (ид ея. Бога), формулировала свое понимание мира в символах, философия показала появление системы научно-теоретического объяснения мира с помощью логически выстроенных понятий - категории.

uchebnikirus.com

Отличительные признаки мировоззрения

Это целостная система, т. е. взгляды не на отдельную строну мира, а на весь мир

Это отношение человека к миру, который его окружает

Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т. е. мировоззрение носит исторический характер.

Мировоззрение зависит

Отуровнязнанийи

развития науки

Отпроблем,стоящих

перед людьми

Отнепосредственных

условий жизни

Отличного

опыта

Выбор мировоззрения – это дело сугубо личное.

Мировоззрение связано

Сжизненнойпозицией

людей

Субеждениями,идеалами,

принципамипознанияидеятельности

Сценностными

ориентациями

Типы мировоззрения:

Обыденное или житейское; Религиозное;

Научное;

Гуманистическое.

Роль мировоззрения в жизни и деятельности людей

Даёториентир,цель,т.е.

позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной жизни

Даётпрограммуповедения,т.

е. определяет методы, решения проблем, образцы для действий, нормы повеления, характер деятельности

Даётжизненнуюпозицию,

т. е. определяет принципы жизни, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни

Ядром мировоззрения является убеждение.

Убеждение

Убеждение-вера

Убеждение-знание

Пример:убеждениеДжорданоБруно

Пример:убежденияГалилеоГалилея

Вераособыйвидубеждения;

Верить можно не только в Бога;

Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой;

Окончательно заменить веру знанием невозможно.

Знаниеэтообъективнаяистинадля

субъекта познания;

Знания основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации

Вераэтопсихологическаяустановка

человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развивать по его предположению

Знаниеэтопроверенныйпрактикой

результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека

Убеждения:

Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний; Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;

Выступает регулятором сознания и поведения личности;

Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.

Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.

Убеждения – это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.

Тема 23 Мораль

Мораль

Предмет изучения этики

Форма общественного сознания

Связана со всеми сферами

общественной жизни

Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

Явление культурно- историческое, классовое

Категории (общие понятия) морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.

Задачи морали

Оценить

Регулировать

Воспитывать

Т.е.определять

хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение

Т.е.направлятьдеятельность

человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменить человека или общество

Т.е.воздействоватьна

человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию ориентацию

Мораль – это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.

Нравственность этообластьпрактическихпоступков,практическогоповедения,

реальных дел и действий.

Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.

Отличие морали и права

Моральормыморали)

Право(нормыправа)

Появиласьраньшеполитики,праваи

государства

Появиласьпозжеморали

Пронизываетвсесторонычеловеческой

жизни

Регулируетопределённуюобласть

общественных отношений

Формируетсяобществом(людьми)и

выражает мнение общества

Устанавливаетсяификсируется

государством и выражает волю государства

Существуетидействуеткаксвод

неписанных правил в виде поучений и притч

Формируетсяв письменномвидев

юридических актах

Формулируетсятребованиявабстрактной

форме

Даётконкретнуюформулировку,что

можноичтонельзя

Предъявляеттребованиякпоступкам,

мыслямичувствам

Регулируеттолькопоступки,действия

людей

Использоватьилинет,решаетсамчеловек

Обязательныдляисполнениявсеми

studfiles.net

Специфика философского мировоззрения


ТОП 10:

 

Философия начинается с осознания того, чем она являлась и является в качестве духовного образования. Выяснение необходимых и достаточных условий ее возникновения, а также способов функционирования в общественной жизни и той роли, которую она играет в ее духовной сфере, – это первое, что следует понять. Многочисленные определения философии в известной мере характеризуют ее полифункциональность, многомерность и смысловую нагруженность. В круг вопросов, необходимых для рассмотрения, можно включить следующие:

– Что представляет собой философия как явление культуры?

– Каково соотношение философии с другими областями жизни человека и общества?

– Какие вопросы являются философскими?

– Какие можно выделить специфические черты философии?

– Каковы предметная область, структура и функции философии?

В точном переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости». Так впервые это понятие объяснил Пифагор, а в качестве названия особой науки стал использовать древнегреческий философ Платон. Но что такое мудрость, к которой тянется душа философа, ради которой он читает и пишет книги, ведет беседы, поискам которой посвящает дни и ночи жизни? К мудрецам – а таких людей всегда было не очень много – издревле приходили за жизненным советом. Мудрыми называли тех, кто способен врачевать душевные раны, кто может помочь найти смысл жизни, указать цели и пути к ним. Но для того, чтобы помогать другим, сам мудрец должен был уже обладать огромными духовными и умственными возможностями. Тот, кто указывает цели и ценности, не может не быть причастен к таким тайнам бытия, которые не очевидны для обычного человека. Мудрым может быть назван тот, кто познал законы мироустройства и человеческой души, кто находится в гармонии со Вселенной и может научить других, как жить в мире и в счастье.

Философия – это не сама мудрость, а поиск мудрости и размышление о ней. Мудрости как таковой научить нельзя (она или есть, или нет), а основам философии – можно. Человек способен приобрести хорошие и добротные философские знания, но станет ли он после этого мудрым, зависит, по большей части, от него самого. Если он удачно переплавит философские знания с собственным жизненным опытом, научится так ориентироваться в мире, что сумеет еще и помогать другим, тогда он сделается мудрецом.

 

Один философ сказал: «Философии нельзя научить, ей можно только поделиться». Как бы Вы истолковали его мысль?

 

Рассмотрение вопроса о специфике философии можно начать с ее определения.
В самом общем плане философию можно определить следующим образом:

Философия – форма духовной активности человека, направленная на постановку и решение мировоззренческих вопросов.

Данная формулировка нуждается в пояснениях.

Во-первых, философия является одной из форм духовной активности человека. Существование человека в мире состоит в постоянном достижении определенного соответствия между жизненными потребностями человека и теми весьма динамичными в современных условиях обстоятельствами, которые складываются в ходе реализации своей жизнедеятельности. Поэтому человек вынужден быть активным, чтобы выживать в мире, адаптироваться к изменяющимся условиям и – что более важно подчеркнуть – изменять существующие ситуации в соответствии со своими намерениями и целями. Среди множества форм проявления активности человека активность в виде духовного освоения мира является совершенно необходимой для собственно человеческого существования. Человек не может не размышлять, приступая к какому-либо делу (кстати, чем масштабнее мероприятия, тем выше требования к продуманности и обоснованности их содержания, а также к осмысленности и предвидению вызываемых ими последствий). Человек не может не осмысливать существующее положение вещей, если он хочет определить свое место среди них. Человек не может не переживать ситуации, если он оказывается их участником
(часто помимо его воли и желания), а тем более, если он сознательно становится их активным агентом. При этом философия отличается от всех других форм духовной активности.

Во-вторых, философия ставит перед собой и решает мировоззренческие вопросы. Философия, какой она была изобретена в античной культуре, есть определенный тип мыследеятельности, это абстрактно-теоретическое мышление. В ней осмысливается и в абстрактно-теоретической форме выражается (прежде всего, в понятиях, категориях, принципах, законах и т. д.) отношение Человека и Мира. Это такие вопросы, в которых либо спрашивается о том, какое место занимает человек в мире, либо задаются возможные варианты его отношения к миру. Выясняя свое место в Мире, человек одновременно мыслит о том, какое место он в принципе может занять в нем, кем и чем он может быть в Мире, на что он может надеяться, на что рассчитывать и как ему вести себя по отношению к Миру в целом или по отношению к «возможным мирам», которые мыслятся, а потом и созидаются самим человеком.

Многообразное проявление отношения и связей Человека и Мира составляют предметную область философствования, а полученные результаты осмысления этой области в виде взглядов, представлений, суждений, утверждений, сформулированных принципов, систем знания и даже целых учений составляют сферу весьма мозаичного знания, которая и именуется философией.

Из этого следует, что философия представлена многими направлениями, течениями, мировоззренческими позициями и различными систематиками знания.

Главным отличительным признаком философского знания и философствования (в виде размышлений, рассуждений, обоснования тех или иных утверждений и т. д.) является выраженное в них отношение или связь Человека и Мира. Это само отношение проявляется в различных формах. Оно может быть прагматическим, познавательным, ценностным, эстетическим, нравственно-этическим, религиозным, экологическим и т. д.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем, ставшая для человека убеждением и служащая ему программой поведения и деятельности.

Помимо ценностей, которыми руководствуется человек, мировоззрение включает в себя знания о мире и самом себе; идеалы, в которых человек интегрирует свое отношение к миру и придает ему осознанный характер; нравственно-этические нормы, которые усваиваются человеком в обществе. Мировоззрение – своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации.

Мировоззренческие вопросы подразумевают возможность различных вариантов своего решения. Это обеспечивает возможность в довольно широких пределах строить объяснительные схемы, а вместе с тем и выражать личностное мировидение. У каждого есть свои ценностные предпочтения. То, что ценно для одного человека, для другого может таковым не являться.

Исторически сложились такие виды мировоззрения, как мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение есть первая попытка образного синкретического объяснения явлений окружающего мира и коллективной жизни, оправдания определенных общественных установок, санкционирования определенных типов верований и поведения. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов был генетический: проблема рождения мира и человека сводилась к рассказу о том, кто кого породил (вспомните, к примеру, картины, рисуемые в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера или представления древних евреев в Библии – в книге Бытия). Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни, они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, обеспечивая внутреннее согласие человеческой жизни.

Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей, разделением мира на земной и небесный. Религия тоже стремится ответить на вопросы: «в чем смысл жизни?»
и «как устроен мир?», – но ее ответы заранее предопределены и предрешены. Будь то христианство, ислам или буддизм, иудаизм или новая современная секта, берущая ото всего понемножку, в любом случае религия предполагает Священное писание, традицию и авторитет духовного главы. В этом смысле религия догматична (догмат – основное положение вероучения, которое является обязательным для всех верующих, признается непреложной истиной и не подлежит сомнению или критике). Например, догматом любой религии является положение о бытии Бога (богов, духов или иных сверхъестественных существ). Любой верующий, будь то христианин, мусульманин или буддист, прежде всего признает бытие своего Бога. В противном случае, едва ли такого человека можно считать верующим. Религия основана на вере, на живом открытом переживании богоприсутствия и на строгом следовании принятым нормам понимания и действия. Только тот крепок в вере, кто не рассуждает, а радостно доверяется отцам церкви, слову ее святых и текстам, написанным тысячу лет назад. Религия зовет к молитве, а не к дискуссии.

Основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Главная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то вечного, абсолютного, тем самым придавая смысл и знание, а значит, и устойчивость бытию, помогая преодолевать житейские трудности.

Итак, мифологически-религиозное мировоззрение, предшествовавшее философскому, носило духовно-практический характер.

Философское мировоззрение представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности, философия сближается с мифологией, религией, искусством. Однако, в отличие от них, она обращается не к чувствам, догматам и иррациональной вере, а к разуму; для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой.

В буквальном смысле философские вопросы – это вопрошание человека, обращенность к бытию с целью снять неопределенность своего существования. Это становится возможным при выяснении оснований. С помощью оснований строятся объяснительные схемы, которые обеспечивают более или менее надежные способы действия в той или иной ситуации.
Чтобы «добраться» до оснований, т. е. установить, что именно необходимо принять в качестве оснований, нужно выстроить целую цепочку вопросов. Установление оснований, поиск предельной реальности касается не только способов описания жизни человека, но и природы, общества, политики, науки, техники и т. д., – в общем, всего, к чему может проявляться философский интерес. Можно сделать вывод: философия спрашивает об основаниях, т. е. о том, что является изначальным, исходным и фундаментальным для тех или иных явлений мира.

Философия в качестве интеллектуально-мыслительного установления предельных оснований получила статус метафизики. Философия в форме метафизики – это постоянное осмысление (и переосмысление) предельных оснований существующего и его описание в понятиях абстрактно-теоретического мышления. Первоначально философия в форме метафизики была представлена Аристотелем. Она называлась «первой философией» и определялась как учение о первоначалах бытия и познания. Итак, специфику философского мышления нельзя адекватно определить без уяснения его универсализма и принципиальной рефлексивности, т. е. обращенности на поиск предельных оснований бытия, познания, практики, культуры.

В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания философия, как правило, стремилась зафиксировать в языке своих категориальных определений интегральные представления о культуре как целостности и выразить их в совокупности предельных оснований культуры.

Творческая и продуктивная природа философского мышления убедительно обнаруживает себя в процедурах генерации и обоснования потенциально возможных социальных миров и понятийно-категориальных каркасов будущих состояний культуры. Философия представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной духовной интенцией является проблематизация, осмысление и рационализация различных образов мира и человека, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры.

Также одной из особенностей философии является и то, что она направлена на переосмысление общепринятых положений. В повседневной жизни человек обычно руководствуется стереотипами: устойчивыми, обобщенными и стандартизированными представлениями о действительности. Стереотипы воспринимаются как нечто должное, само собой разумеющееся, и используются без перепроверки своего содержания. Существует масса стереотипов, они пронизывают самые разные стороны жизни. Вот только некоторые примеры стереотипного мышления: «Женщины управляют автомобилем хуже, чем мужчины», «Мужчины не умеют готовить», «Лица кавказской национальности представляют угрозу» и т. д. Часто человек опирается на «общее мнение», стереотипы и клише, укоренившиеся предрассудки и заблуждения, которые упрощают и ускоряют его жизнеориентацию. Устойчивость стереотипов объясняется тем, что обычно (но не всегда) они находят подтверждение в жизни. Однако это не дает никакого права считать стереотипы чем-то безусловно правильным и не подлежащим сомнению; напротив, при критическом рассмотрении очевидность стереотипов оказывается мнимой.

Философия парадоксальна и критична, любое, даже кажущееся очевидным положение, может подвергнуться переосмыслению. С философской точки зрения все может быть подвергнуто сомнению. Принцип универсального сомнения выдвинул французский философ Р. Декарт. Он предложил такую формулу: во всем следует сомневаться. Это значит, что ни одно положение не может быть принято как данность без его критического рассмотрения. Конечно, нельзя сразу сомневаться во всем; но и не следует слепо верить всему, что говорится. Критическое отношение к действительности не означает, что человек все отрицает. Ведь критика не обязательно предполагает отказ от какого-либо убеждения. Скорее, критика направлена на его корректировку или преобразование. Возможно и такое, что переосмысливаемое положение может быть и вовсе оставлено без изменений.

Критичность философского мышления приобретает особое значение в современном мире. Способность к критическому восприятию помогает человеку устоять перед огромными информационными потоками, которые поступают из разных источников и зачастую поставляют противоречащую друг другу информацию.

Сделаем вывод: философия способствует развитию критичности мышления. Вследствие этой критичности в философии отсутствуют какие-либо обязательные нормы или правила. Правда, философы могут придерживаться определенных установок, применять систему понятий или формулировать законы, но это делается лишь для того, чтобы лучше изложить свои взгляды, а не для того, чтобы другие в обязательном порядке использовали эти установки, понятия и законы. Это отличает философию не только от науки, которая имеет свои законы, но и от религии, которая придерживается определенных догматов.

Особенностью философского мировоззрения является также и то, что его положения, утверждения и выводы приобретают определенную социально-культурную и индивидуально-личностную окраску. Подход к решению философских вопросов в значительной мере зависит от исторической эпохи, социальной и политической ситуации, духовно-идеологического климата, от самого человека, его индивидуальности, ведь он решает их для себя, и потому решит по-своему. Другой же человек может не согласиться с его точкой зрения и предложить собственное решение.

Однако здесь можно возразить: если все решают философские вопросы по-своему и все эти решения будут индивидуальны и самоценны, тогда как можно говорить о великих философах – Платоне, Августине, Канте – ведь их решения подходят лишь для них самих и с ними можно соглашаться или не соглашаться?!

Дело в том, что тот, кто решает философские вопросы (а с этим рано или поздно сталкиваются почти все люди), не обязательно является профессиональным философом.
Да, люди могут философствовать, но при этом их философствование, скорее всего, будет ограничиваться их собственной жизнью. Они вряд ли заинтересуются проблемами бытия, познания или общества. Они вряд ли смогут по-новому сформулировать философские вопросы, предложить новые понятия и образы для описания действительности. Этим занимаются лишь профессиональные философы. Заслуги классиков философской мысли состоят в том, что они или впервые, или в наиболее совершенном виде сформулировали идеи, принципы, концепции, ставшие общезначимыми и эффективными при решении многих проблем человеческого бытия.

Таким образом, выделенные особенности философии определяют ее специфику. Подчеркнем следующие моменты.

Во-первых, философия предполагает вариативный характер вопрошания, которое направлено на уяснение условий бытия человека в мире и, одновременно, на выявление возможностей самореализации человека в мире. Во-вторых, философия предполагает постановку и решение мировоззренческих вопросов, которые выражаются в индивидуально-личностной форме. В-третьих, в философии устанавливаются (выбираются, принимаются, утверждаются) предельные основания существующего, при помощи чего строятся объяснительные схемы, а вместе с тем разрабатываются проектные схемы деятельности человека. В-четвертых, философия предполагает критическое отношение к представлениям о действительном мире, человеке и его месте в нем, следствием чего является их постоянное переосмысление.

Философия особым образом вплетена в ткань жизни человека и общества. Изменения в философии влекут за собой изменения в духовном мире человека или духовной сфере общества, а изменения в последних – изменения в состояниях жизни человека и общества.

 

 




infopedia.su

6. Специфика философского мировоззрения

Задачи, методы, функции, направления и основные этапы философии

Основными чертами философского мировоззрения являются:

• философское мировоззрение универсально, поскольку предметом изучения философии является мир в целом, в самом многообразном единстве его проявления, поскольку философия первоначально в себе объединяла формы рационального знания;

• философское мировоззрение системно, поскольку с нем органически сочетаются в единстве природные, духовные и социальные образования;

• философское мировоззрение субстанционально (субстанция – предельно общее основание), поскольку при построении философских систем всегда берется какое – либо основание, основываясь на котором, выстраивается общая картина;

• философское мировоззрение рационально, поскольку здесь присутствует не простое отношение сознания и мира, а отношение разумного мышления и мира. При этом заметим, что разумное мышление не передается генетически и не приходит с возрастом, а выступает индивидуального развития каждого человека.

Философия (с греч. — любовь к истине, мудрости) — форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Метод философии – система правил и норм, используя которые, можно получить истинные знания о мире.

Методы философии:

• диалектический метод – система наиболее общих законов и закономерностей развития мира;

• герминефтика – метод понимания текстов;

• дедуктивный метод – метод познания, при котором мысль движется от общего к частному;

• индуктивный метод – метод познания, в котором мысль движется от честного к общему;

• формально – логический метод – группа методов формальной логики, по которым выстраиваются суждения о мире.

Задачи философии. Все многообразие задач философии можно свести к группе вопросов: Что есть мир? Что есть человек? Он существо биологическое или социальное? Есть ли смысл жизни? Основные этапы жизни предопределены? Познаваем ли мир?

Функции философии:

1. мировоззренческая – ее главная задача — сформировать целостное рациональное мировоззрение;

2. методологическая – ее главная задача – разработать систему универсальных методов познания мира;

3. онтологическая – ее главная задача – разрабатывать систему знаний об устройстве мира на его макро – и микроуровнях;

4. аксиологическая – разрабатывается система ценностей и происходит активное их вливание в социальную жизнь.

Направления философии выделяются через призму решения основного вопроса философии, который имеет две стороны:

1. это первично – материя или сознание?

2. познаваем ли мир?

Те философы и философские школы, которые считали, что первична материя, образовали философское направление материализм.

Философы и школы, которые считали первичным сознание, образовали философское направление идеализм.

Философы, которые считали в качестве первоначала и сознание и материю, образовали направление дуализм.

Философы, которые отрицали возможность познания мира, образовали философское направление агностицизм.

В истории философии выделяют 4 ее типа:

1. западно – европейская философия;

2. восточная философия;

3. арабо – мусульманская философия;

4. русская философия.

Основные этапы западно – европейской философии:

• античная;

• средневековая;

• философия эпохи Возрождения;

• философия Нового времени;

• немецкая классическая философия;

• постклассическая философия.

Восточная философия: учения философов Индии, Китая.

Арабо – мусульманская философия: идеи этой философии основаны на Коране.

Русская философия: славянофилы, западники.

www.i-po.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *