Социальный статус низкий – Люди низкого социального статуса

Содержание

Способы повысить свой социальный статус и улучшить положение в обществе

5 комментариев 14.04.17

Социальный статус как индикатор благополучия

 Социальная структура мира, в котором живет сегодня человечество, регулируется различными сводами правил во всех областях человеческих отношений. Начиная с того, как и чем мы чистим зубы до манеры вождения автомобиля, наш мир очень предсказуем. Эта предсказуемость и определяется социальной структурой любого общества. Социальная структура и объединяет людей в общество, она же расставляет все и всех на свои места, а также определяет: что, как и почему мы делаем каждый день нашей жизни. Без этого в человеческом обществе царили бы бесконтрольные хаос и анархия.

Социальная структура направляет людей на выполнение повседневных задач и дает направление – как мы должны выполнять эти задачи.

В широком смысле под социальным статусом понимается положение человека, занимаемое им в обществе. Он предоставляет индивиду определенные права и привилегии, с другой стороны выдвигает и свои обязанности, которые его обладатель вынужден выполнять.

Высокий социальный статус многие воспринимают как синоним жизненного успеха. Эта аналогия, конечно же, не лишена оснований, но с точки зрения глубинного понимания вопроса все немного сложнее.

По мнению психологов, социальный статус представляется наиболее важным стимулом и мотивирующей силой социального поведения: известно, что чем заметнее диспропорции в статусе, тем больше люди заботятся о его повышении. Здесь идет речь не только о материальной стороне вопроса — каждый человек, вольно или невольно, размышляет о том месте, которое он занимает по отношению к своим сверстникам, коллегам, знакомым или даже членам семьи.

Вам может быть интересно:

Моральные ценности сегодня. Психология морали
Выбор стратегии карьерного роста
Для тех, кто хочет стать руководителем: факторы успешной карьеры
Какая карьера принесет успех лично вам: уточните свою мотивацию

Социальный статус бывает двух уровней:

 1  Личный – это то, какое место мы занимаем в малой (первичной) социальной группе (семье, школе, ВУЗе и пр.) благодаря личностным характеристиками и тому, как окружающие оценивают наши индивидуальные качества.

2  Социально-групповой – положение человека, которое он занимает в большой социальной группе. Под ним понимают принадлежность к той или иной профессии, общественному классу, нации, расе.

 Очень тесно с понятием статуса переплетаются такие характеристики как престиж и авторитет. Престиж – это то, как нас оценивают в сравнении с другими, каким почитанием и уважением мы пользуемся на фоне остальных. Престижность во многом зависит от системы ценностей преобладающих в обществе. Авторитет — это степень признания окружающими наших личных и деловых качеств. В целом, грань между этими понятиями довольно тонкая.

Как повысить свой социальный статус?

Социальный статус включает в себя ряд стандартных слагаемых, поработав с которыми можно улучшить свою личностную притягательность и значимость в обществе.

Привлекательный внешний вид и открытый язык тела – незаменимые составляющие человека, которые настроен располагать к себе других. Успешным людям важно следить за собой, поддерживать свое тело в форме, постоянно держать осанку и не быть «зажатым».

 

Социальная интуиция и взаимодействие с окружающими особенно важны для вашего статуса. Необходимо как можно больше общаться, расширять круг знакомых и налаживать выгодные коммуникации. Но важно, чтобы меркантильность в этом случае не брала верх над искренностью.

 

Чувство юмора – мощный инструмент в межличностных отношениях. Умея искрометно шутить, вы сможете разрешать сложные коммуникативные ситуации, снижать градус напряженности в общении и гарантированно располагать к себе окружающих.

 

Влияние и уверенность в себе – обязательные составляющие высокого социального статуса. Чтобы выглядеть влиятельным и авторитетным в глазах окружающих важно обладать внутренней непоколебимостью, быть сдержанным и не прибегать к импульсивным действиям. Люди не склонны всерьез воспринимать тех, кто громко кричит, меняет свои принципы и убеждения.

Низкий социальный статус: порочный круг и как из него выйти

Психологами отмечается, что люди с низким социальным статусом склонны к более агрессивному поведению и более бдительной психологической защите — что объясняется явлением компенсации. Такие люди более чувствительны к социальной отверженности и более склонны контролировать свою среду на предмет угроз. Из-за такой бдительности к защите своего чувства собственного достоинства, они склонны реагировать насильственно на личные угрозы и оскорбления.

Такой вариант поведения тем более прискорбен, что люди достигают более высокого социального статуса совсем другим путем: на основе доброжелательного и щедрого поведения по отношению к окружающим им удается повысить их ценность для своей группы. Некоторые психологи вообще считают щедрость ключом к статусу. Люди склонны относить таких лиц к более высокой социальной группе. Другими словами, ценность для своей группы и самоотверженность – служат наилучшим образом для повышения статуса.

 Это необходимый минимум, но это еще не все. В экспериментах и наблюдениях отмечено, что эти качества будут замечены окружающими только по отношению к тем лицам, которые уже интегрированы в данную социальную группу. Социальная связанность – следующее необходимое условие на пути к повышению статуса.

Люди с низким социальным статусом (или считающих его таковым), пытаясь поднять свою ценность в собственных глазах, зачастую задействуют механизмы психологической защиты, которые впоследствии принимают формы враждебного и агрессивного поведения, что в конечном итоге ведет к еще большему усугублению его личной ситуации.

В качестве рекомендации человеку, желающему повысить свое место на социальной лестнице предлагается начать со следующих шагов:

  • о своей ценности нужно сигнализировать другим, а не себе;  
  • подражание: в случае стремления повысить социальный статус; подражание индивидууму, со статусом которого вы идентифицируете себя — это очень успешная стратегия.

 

nataliaprahova.ru

§ 20 Социальный статус личности

Чем определяется наше положение в обществе? Прав ли был Шекспир, назвав

весь мир театром? Престиж и авторитет — в чем различие? Кто учит «правилам

игры»?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Понятие «личность», виды деятельности, игра,

мир общения, социальные нормы, роль семьи в обществе.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС?

Вы уже знаете, что положение социальных групп в обществе зависит от

многих показателей. То же можно сказать и о положении отдельного человека в

социальной структуре.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с

возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими

показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется

социальным статусом.

Реально любой человек занимает в обществе много позиций. Возьмем, к

примеру, школьника: помимо того, что он учащийся, он является молодым

человеком, сыном, часто внуком,

232

233

братом, возможно, членом спортивной секции. Поэтому социологи говорят о

статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для

человека наиболее существенной, определяет его социально. Это и будет

главный статус человека.

Попытайтесь определить свой главный статус.

Если внимательно присмотреться к тем показателям, которые определяют

статус личности, то можно увидеть, что одни из них — пол, расовая

принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от

рождения, называют предписанными. В то же время образованным, владеющим

определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает

новые статусы, их называют достигаемыми. Различные статусы человека могут

вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее

образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко

оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.

В открытых, динамично развивающихся обществах достигаемые статусы имеют

существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь

высокого социального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто

родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных

низов. Но целеустремленность, трудолюбие, поддержка родных становятся важным

ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «стартовые» условия.

К примеру, основатель и владелец всемирно известной японской фирмы,

производящей часы и калькуляторы, Тадео Касио родился в бедной крестьянской

семье. Его отец, чтобы дать сыну образование, экономил буквально на всем.

Когда семья переехала в город, он отказался даже от поездок на трамвае и

пять часов добирался пешком на работу и обратно. Сам Тадео, став после

окончания школы токарем на заводе, работал так много, что довел себя до

истощения. Его даже признали негодным для службы в армии, что было для того

времени величайшим позором.

С понятием социального статуса связано другое понятие — «престиж».

Престиж (от франц. prestige — влияние, уважение, которыми пользуется

кто-либо) — это оценка обществом или социальной группой общественной

значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда

считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы

в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием,

переходят на работу в магазины, рестораны и т. д. Если вы проанализируете

свои планы на даль-

нейшую жизнь, то, видимо, согласитесь, что престижность в них играет не

последнюю роль.

Понятием «авторитет » (от лат. auctoritas — власть, влияние) также

обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых

качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния

личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть профессия,

должность, вид деятельности, авторитетным — вполне определенный, конкретный

человек.

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии

его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но

нередко люди отказываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь

престижного положения в обществе, т. е. думают не столько о реализации своих

способностей, сколько о престиже, связанном с принадлежностью к определенной

социальной группе.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающие

ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает

конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с

родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами

(сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно

иного ролевого поведения ждут, к примеру, от поп-звезды.

Овладеть социальными ролями, которых, как и статусов, у человека

множество, бывает непросто. Подчас человек ведет себя совсем не в

соответствии со своей статусной ролью. Представим себе пожилого академика,

который, выступая на научной конференции, говорит на молодежном сленге, а

после заседания отправляется на дискотеку. Или настоятельницу монастыря,

снявшуюся в вечернем туалете для модного журнала. Конечно, наше время не

знает таких жестких ограничений и условностей по рангу и чину, как,

допустим, сословное общество Средневековья. Тем не менее несовпадение

ожидаемого в соответствии со статусом поведения и реальных поступков

личности вызывает непонимание со стороны окружающих, а нередко и осуждение.

Слово «роль» чаще связывают с театральным действием.

Именно сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения

актером на сцене позволило Шекспиру заявить устами одного из героев пьесы

«Как вам это понравится?»:

234

235

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

И все же в реальной жизни роли человека не заказаны ему от века, от

рождения. Человек одновременно и автор, и актер им самим написанной драмы.

Другое дело, что роль свою ему приходится и «писать», и «играть», исходя из

сложившихся требований общества по отношению к нему (не исключая, конечно,

его собственных целей и способностей).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением

социальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своим

представителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение.

(Вспомните основные виды социальных норм.)

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и

духовных ценностей называется социализацией.

Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна.

Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. Известно немало случаев,

когда дети, в силу разных причин, были резко ограничены в общении с

окружающими людьми. Это наносило развитию ребенка непоправимый ущерб.

Уже в первые месяцы жизни младенца, когда устанавливаются его отношения

с матерью, а затем с другими близкими, начинается первый этап социализации

личности. В дальнейшем большую роль в постижении мира взрослых приобретает

игра. В ней дети часто подражают взрослым, принимают, по выражению одного

психолога, роли другого. Вспомните свои еще недавние детские игры — кем

только в них вы не побывали! — строителями, шоферами, врачами, продавцами;

мальчики играют «в войну», девочки — «в дочки-матери».

В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учится видеть себя

так, как его видят другие, у него развивается самопознание. С этого момента,

считают психологи, можно говорить о социальной личности.

Примерно к 8—9 годам осваивается другой тип игр — игры по правилам. С

этого возраста становятся понятными идеи

справедливости, равного участия. А сколько эмоций вызывает сознательное

отклонение одного из участников от принятых правил; его обвиняют в

жульничестве, нередко исключают из игры. Таким образом, норма, правило уже

воспринимаются как нечто необходимое и соблюдаемое всеми. Возникает основа

для начала довольно длительного процесса постижения моральных норм, духовных

ценностей, утвердившихся в данном обществе. Социализация личности

продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает

человека всю жизнь. Социализация взрослого человека — это освоение им новых

социальных ролей: работника, родителя, супруга, руководителя и многих

других.

КТО УЧИТ НАС «ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»?

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье.

Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители. В

большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и

дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. В

традиционном обществе она определяет социальное положение личности

практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе

социальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могут

существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь влияние семьи очень

существенно.

Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих

детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства

социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций,

препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Дети

могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в

неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут

подвергаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрослые

злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с

матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей

последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на

социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает

новый тип отношений — равный с равным. Правда, в группе также

устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не

менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на

зависимости.

236

237

Одним из главных «социализаторов» каждого человека в современном

обществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование в

большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через

систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и

с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания,

общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка

в основных видах деятельности, готовит к их освоению.

Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику

лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы

общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло

признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им

норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением

личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и

возможности — важнейшая задача школы.

В современном обществе большую роль в социализации личности играют

средства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраном

телевизора, очевидно, не меньше времени, чем за учебниками. Воздействие СМИ

уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных

событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов

телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают

образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц,

а не общества в целом или государства. Поэтому сегодня многие сходятся во

мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством

манипуляции (от лат. manus — рука, в первоначальном смысле означает «ручное

управление»), т. е. неявного, незаметного для того, на кого оказывается

воздействие, побуждение его к определенным действиям, настроениям,

отношению. Подробнее о том, как средства массовой информации влияют на

личность, мы поговорим в одном из последующих параграфов.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Одной из сторон социализации является социальная адаптация.

Слово «адаптация» происходит от латинского adapto — приспособляю.

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся

социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди,

которые

238

стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе,

погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их

внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют

согласованного, совместного труда. Такие «раки-отшельники» — частые

персонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)

Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую

социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек

осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее

устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так,

ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как

школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения,

овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с

педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том,

что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим

себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к

большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и

более активные формы влияния на тех, кто «выбивается из общего ряда»,

нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее

скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы

живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы

друг с другом. «Новообращенному» городскому жителю рано или поздно придется

принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде,. В противном случае

его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к

постоянным конфликтам.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный

характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения,

видов деятельности.

Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление

человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также

общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый

характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только

осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы,

ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются

ему несовершенными или устаревшими.

239

Второй тип адаптации — это пассивное восприятие целей и ценностей

группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (в

переводе с латинского — подобный, сообразный). Внешним выражением

конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все

предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с

групповыми нормами и ценностями. Проанализируйте с этих позиций свою

деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?

Основные понятия

Социальный статус. Социальная роль. Социализация. Социальная адаптация.

Термины

Авторитет. Престиж. Манипуляция.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1

Что такое социальный статус личности и чем он определяется?

Какие позиции включает прирожденный статус; достигаемый статус?

О

%*J Что такое социальная роль?

Т» Как связаны роль и статус?

5

Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?

6 Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить

свой статус?

7

/ В чем сущность процесса социализации?

Какова роль семьи в социализации личности?

240

9 Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?

1f\ Покажите противоречивое воздействие на взгляды KJ человека средств

массовой информации.

ЗАДАНИЯ

1 Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите

предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете

главным?

2 Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию несовпадения статуса и

роли.

3 Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив

сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли

другие факторы, существенно повлиявшие на ваше приобщение к социальным

ценностям и нормам? Укажите их.

4 В социологии существует понятие «ресоциализация», означающее

разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это

может произойти? Приведите примеры.

5 Дети — основные телезрители, поэтому на них обращено пристальное

внимание рекламодателей. Существует точка зрения, согласно которой реклама

детских товаров на телевидении формирует у человека с ранних лет

потребительскую идеологию. Отсюда требование — запретить рекламу во время

детских передач. Определите свое отношение к данной позиции.

6 Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации

личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из

семей, занимающих низкое социальное положение, обрести более высокий

социальный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном

обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить

качественное образование могут лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих

позиций вам представляется более убедительной и почему?

241

7 Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к

выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в том случае, когда

мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие утверждают, что

любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства,

должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Чтобы быть довольным своим положением, необходимо сравнивать его с

положением худшим». Б. ФРАНКЛИН (1706—1790), американский ученый.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ

•4 На всех этапах развития в обществе существовали раз-I личные группы.

Основные из них выделяются с учетом различных критериев. О причинах

возникновения социального неравенства и возможностях его преодоления

высказываются различные суждения.

Индустриализация и модернизация ускорили социаль-.™ ные изменения в

обществе и повысили социальную мобильность населения. Семейные ценности

сохранили свое значение в современном мире.

Социальные процессы, происходящие в нашей стране, w сложны и

противоречивы. Общество заинтересовано в проведении государством продуманной

и результативной социальной политики.

4 Существование и прогресс человечества во многом зависят от

национального взаимопонимания. Гуманистической направленностью отличается

демократическая национальная политика, осуществляемая рядом государств, в

том числе и Российской Федерацией.

Крупную опасность для людей и человечества представляет агрессивная

националистическая политика, крайним проявлением которой является фашизм.

6 Молодежь — понятие не только возрастное, но и социальное. Переход

нашей страны к рыночной экономике неоднозначно влияет на положение молодежи

на рынке труда. Молодежная культура неоднородна, среди многих ее направлений

есть и антисоциальные.

7 Положение человека в обществе и обусловленное им поведение

характеризуют с помощью понятий «социальный статус личности» и «социальная

роль». Главную роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения ею

социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья,

группа сверстников, школа, средства массовой информации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ

Какие элементы образуют социальную структуру общества?

<» Чем определяется положение человека в обществе?

«2 Какие факторы способствуют, а какие препятствуют со-•,»• циальной

мобильности?

I Можно ли считать семью а) социальным институтом, * i б) малой

группой? Обоснуйте свой ответ.

,— В чем отличие национальной общности от других ви—*J дов социальных

общностей? Относится ли национальная принадлежность к предписанным статусным

характеристикам личности? Если да, то как с этим соотносится существующее в

демократических странах право каждого человека лично определять свою

национальную принадлежность?

В чем состоит процесс социализации личности? Какие социальные институты

участвуют в этом процессе?

242

243

studfiles.net

Социальный статус: понятие, виды, примеры

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня приготовил классный материал о том, что такое социальный статус. Эту тему необходимо знать всякому сдающему ЕГЭ по обществознанию, потому что она является базовой для понимания как социальной сферы, так и других сфер. В прошлом посте мы разбирали правовой статус личности. Но тема столь нужная, что решил написать отдельный пост.

Понятие социального статуса

Социальный статус — это фиксированное положение человека в обществе. Очень простое определение. Общество представляет собой слоеный пирог из социальных страт. Каждый человек занимает в той или иной стране фиксированное положение, которое можно однако изменить.

Например, статус ученика в школе. Ученик может быть первоклашкой (первоклассник), 10-классником или выпускником школы. Каждый из этих статутов предполагает свое положение в школе и в обществе. К выпускнику школы гораздо больше требований со стороны педагогов, чем к первокласснику, больше ответственность.

Статус ребенка подразумевает, что дитя должно слушаться родителей, ходить в детский сад, школу, познавать мир, расширять свой кругозор и выполнять свои домашние обязанности.

То же самое относится к других сторонах жизни общества. На любом предприятии есть специалисты, которые работают здесь уже по 10-20 лет. А есть стажеры, принятые на работу недавно. У стажера и специалиста разная доля ответственности, разные функции.

Преподаватель должен формировать у своих учеников необходимые для их профессиональной жизни компетенции. Шофер — нормально водить автобус или машину, чтобы пассажиры не чувствовали себя так, как будто едут в скотовозке и.т.д.

Кроме обязанностей статус наделяет своего владельца и правами. Например, если ты водитель автобуса твой ежегодный отпуск должен быть не менее 35 дней, а если преподаватель — то не менее 56-ти 🙂

Таким образом, статус имеет следующие характеристики: объем обязанностей по отношению к обществу, объем прав, статусные символы (например у военных), свою социальную роль.

Виды социальных статусов

С целью более подробного освещения данной темы взял из своих закромов вот такую инфокарту:

Скачать эту инфокарту в натуральном размере

Если разбираться с видами статусов, то думаю, тоже всё понятно.

Основной или главный социальный статус — тот, который для тебя в твоей жизни значим. Ясно, что если ты звезда Голливуда, как Мэт Дэймон (показан на инфокарте), то ты от него уже никуда не денешься. Твоя жизнь будет связана с ним. Если ты врач, то ясно и понятно, что твоя основная занятость — по лечению пациентов.

Второстепенный  — меняем несколько раз в день: пассажир автобуса, покупатель в магазине и пр. Само собой с ним мы себя гораздо слабее идентифицируем, чем в с главным социальным статусом. К примеру, когда ты выходишь на улицу, ты не почувствуешь себя пешеходом, пока не дойдешь до светофора. 

Аскриптивный — который тебе присваивается независимо от твоего желания и твоей воли. Родился в башкирской семье — будешь башкиром, родился в бурятской — будешь бурятом. Родился мальчиком  — будешь эээ… ну в большинстве случаев мальчиком, родилась девочкой скорее всего ей и останешься 🙂

Достигаемый социальный статус — который ты достигаешь по ходу жизни. Он может быть профессиональным, основным и пр. 

Смешанный статус — присваивается тогда, когда твое положение на социальной лестнице непонятное. Возможно ты стал люмпеном или социальным аутсайдером. Для ознакомления с этими терминами прочти статью про социальные процессы в России. Примеры: поколение pepsi, поколение большого пальца…, ну это когда ты постоянно жмешь на кнопки своего телефона, чтобы твой большой палец стал более приплюснутым.

Ребенок твой родится с уже нормальным приплюснутым пальцем, чтобы удобнее было на телефон нажимать 🙂 Вот и получается поколение большого пальца.

Личный социальный статус тот, который ты получаешь в социальной группе. Обычно он может быть как формальным (менеджер направления, директор, бригадир и пр.), так и неформальный (водолаз, очкарик — тот кто носит очки; мачо, чувак, чувиха, бомж, бич, лузер, здравый или нездравый  — теремное).

Надеюсь тема стала понятнее. Оформи подписку на новые статьи, поделись этим материалом с друзьями в социальных сетях!

 С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Социальный статус Википедия

Социа́льный ста́тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.

Понятие[ | ]

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэн.

Социальный статус — это место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей[1]; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ[2]. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей[1].

Социальные статусы — это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции — статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям[2].

Социальный статус — это место, которое индивид занимает в социальной системе (обществе) и которое характеризуется определенным набором прав и обязанностей.

Виды статусов[ | ]

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

  • прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Критерии социального статуса[ | ]

Большинство социологов придерживаются многомерного подхода, учитывая такие признаки, как:[3]

  1. собственность
  2. уровень дохода
  3. образ жизни
  4. отношения между людьми в системе общественного разделения труда
  5. отношения распределения
  6. отношения по потреблению
  7. место человека в иерархии политической системы
  8. уровень образования
  9. этническое происхождение и др.

Кроме того, в социологии существует так называемый главный статус, то есть наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью[3].

Статусная несовместимость[ | ]

Несовместимость статусов возникает лишь при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса.

История социальных статусов в России[ |

ru-wiki.ru

Низкий социальный статус бьет по иммунитету?

Чтобы навредить своему телу, не обязательно предпринимать активные действия. Нанести урон здоровью можно, всего-навсего находясь на нижних ступенях социальной лестницы, предполагает исследование американского Университета Дьюка, пишет BBC.com.

Эксперименты с участием обезьян показали, что низкий социальный статус изменяет иммунную систему таким образом, что риск развития сердечнососудистых заболеваний, диабета и психических отклонений повышается.

Один из экспертов заявил, что выводы были «ужасающе применимы» к людям.

Результаты научного исследования не основываются на изучении нездорового поведения, которое более распространено у бедных слоев населения.

Разрыв в продолжительности жизни между богатыми и бедными огромен: в США это более 10 лет для женщин и 15 лет для мужчин.

Частично это объясняется тем, что люди из бедных семей зачастую имеют худший образ жизни, в том числе курят, имеют низкую физическую активность и рацион, содержащий вредную пищу.

Но последнее исследование идет дальше, чтобы показать, что низкий статус в совокупности с уже перечисленными факторами до сих пор оказывает влияние на организм.

Наблюдения за 45-ю нечеловекообразными приматами позволили ученым регулировать только социальное положение, чтобы оценить его влияние. Провести такой эксперимент с людьми не представляется возможным.

Самки макаки-резус, содержащиеся в неволе, не имеющие родственных связей и ранее не встречавшиеся, были постепенно распределены в девять групп по пять особей в каждой.

Новый член группы почти всегда в конечном итоге оказывался на дне общественной иерархии, получал меньше ухода за шерстью и чаще подвергался преследованиям со стороны других обезьян.

Подробный анализ крови обезьян показал, что у особи, переходящей с лидирующего положения в группе на позицию аутсайдера, появлялось около 1600 различий в уровнях активности генов, участвующих в управлении иммунной системой.

У тех, кто имеет влияние на сородичей, иммунная система работает гораздо более агрессивно, чем у тех, кто не пользуется уважением. Высокий уровень раздражительности наносит дополнительный ущерб организму и повышает риск развития различных заболеваний.

Раздражение: революция в лечении депрессии?

«Результаты исследования дают основания предполагать, что есть что-то кроме поведения этих людей, что приводит к плохому состоянию здоровья», — сообщил веб-сайту BBC News Один из исследователей, доктор Ноа Снайдер-Маклер.

«Мы знаем, что курить, неправильно питаться и избегать физической активности плохо для людей, и ответственность за это лежит именно на них. Но также есть другие аспекты низкого социального статуса, которые находятся вне контроля граждан и оказывают негативное воздействие на их здоровье», — отмечает Снайдер-Маклер.

Дальнейшие эксперименты показали, что иммунная система не является неподвижной и может улучшаться или ухудшаться в зависимости от изменения положения в обществе.

Сэр Майкл Мармот, один из ведущих мировых экспертов по неравенствам в сфере здоровья, сотрудник Университетского колледжа Лондона, считает, что результаты исследования оказались «чрезвычайно интересными».

«Это точная наука, говорящая, что, вероятно, есть биологический механизм, который приводит к четким различиям в зависимости от места в иерархии. Путь, через который социальная среда влияет на здоровье, лежит через разум. Является ли это нездоровым поведением или связано со стрессом, разум играет важную роль, и это исследование вызывает реальное доверие к этому утверждению», — сообщил он веб-сайту BBC News.

Правительства не понимают этого

В то время как макаки-резуса действительно формируют жестко стратифицированные общества, они намного более просты, чем человеческие.

Но профессор Грэхам Рук из Университетского колледжа Лондона, сказал веб-сайту BBC News: «Все данные указывают на то, что результаты ужасно применимы к людям».

Он указал на свидетельства того, что люди из нижних слоев общества в конечном итоге обладают худшим здоровьем. Но несмотря на то, что представители «верхушки» становятся богаче, все остальные из-за этого не обязательно начинают жить беднее.

«Правительства не понимают этого. Они думают, что если люди из низших классов имеют автомобили и телевизоры, то они по сравнению с жителями Индии чрезвычайно богаты. Но на самом деле они чувствуют, что находятся внизу иерархии в своем государстве», — заявил Рук.

Иерархии являются непременным атрибутом общества. Тем не менее, исследователи полагают, что есть способы облегчить проблемы со здоровьем, происходящие из незавидного статуса в обществе.

«Состояние всегда относительно, но если мы могли бы сгладить различия между самым высоким положением и самые низким, сделать так, чтобы на дне общества жилось не так плохо, мы могли добиться смягчения последствий низкого социального статуса. Сегодня ухудшение здоровья из-за неудовлетворительного положения в обществе является проблемой, которую нельзя решить, но возможно есть шанс облегчить», — заявил доктор Снайдер-Маклер.

wek.ru

Как определить социальный статус 🚩 как одежда влияет на статус человека 🚩 Культура и общество 🚩 Другое

Вам понадобится

  • одежда человека, кошелек, обувь, аксессуары, ручка, часы, автомобиль

Инструкция

Обратите внимание на одежду. Как правило, люди, обладающие высоким социальным статусом, одеваются в довольно дорогих магазинах, но при этом их образ не кричит об их материальном положении. Все довольно лаконично, сдержанно, со вкусом.

Одну из главных ролей играет обувь. Чем обувь дороже, тем к более высокому классу принадлежит находящийся перед вами человек. Для мужчин — это туфли из натуральной кожи высокого качества. У женщин- изысканная обувь, подчеркивающая элегантность и красоту. Посмотрите на запястья: немаловажным фактором, помогающим определить социальный статус человека, является наличие часов. Причем не просто их присутствие, а их марка и цена. Тут действует такое же правило, как и в предыдущих пунктах: чем дороже и авторитетнее, тем выше положение человека в обществе.

Обратите внимание на жесты интересующего вас человека. Чем они увереннее и лаконичнее, тем больше власти скапливается в его руках.

Также стоит отметить и манеры. Правила этикета должны четко соблюдаться людьми с высоким социальным статусом и нередко ими пренебрегают люди, принадлежащие к социальным слоям низших ступеней..

Посмотрите на машину человека. Однако, если интересующий вас объект водит машину эконом класса, не стоит сразу делать вывод о его социальном статусе. Обратите внимание на марку. BMV, Lexus и подобные машины часто выбирают обеспеченные люди.

Можно обратить внимание и на кошелек. Если он дешевый, то с большой вероятностью можно говорить, что перед вами человек с невысоким социальным статусом. Об обратном свидетельствуют дорогие кошельки с отсутствием отделения для мелочи.

Отметьте различные аксессуары, например, галстук, запонки и т.п. Обратите внимание на ручку, которой пользуется человек. Как мужчины, так и женщины, имеющие высокий социальный статус, предпочитают пластиковым ручкам металлические и позолоченные.

www.kakprosto.ru

Социальный статус — Википедия. Что такое Социальный статус

Социа́льный ста́тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.

Понятие

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэн.

Социальный статус — место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей[1]; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ[2]. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей[1]. Социальные статусы — это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции — статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям[2].

Социальный статус — это место, которое индивид занимает в социальной системе (обществе) и которое характеризуется определенным набором прав и обязанностей.

Виды статусов

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

  • прирождённый статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Критерии социального статуса

Большинство социологов придерживаются многомерного подхода, учитывая такие признаки, как:[3]

  1. собственность
  2. уровень дохода
  3. образ жизни
  4. отношения между людьми в системе общественного разделения труда
  5. отношения распределения
  6. отношения по потреблению
  7. место человека в иерархии политической системы
  8. уровень образования
  9. этническое происхождение и др.

Кроме того, в социологии существует так называемый главный статус, т.е. наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Для представителей современного общества главный статус чаще всего связан с профессиональной деятельностью[3].

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает лишь при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности одного статуса человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого его статуса.

История социальных статусов в России

В Российской Империи выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах и указывавшиеся как «звание»:

  • крестьянин
  • мещанин
  • личный почётный гражданин
  • потомственый почётный гражданин
  • личный дворянин
  • потомственный дворянин

При этом, если имелся какой-либо чин, то вместо указанных категорий населения указывался именно чин.

В Советском Союзе выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах, и указывавшиеся как «социальное положение»:

  • крестьянин
  • рабочий
  • служащий

К категории служащих относились все, кто имел высшее образование или окончил техникум. К категории рабочих относились все, кто не имел указанного образования. К категории крестьян относились жители сельских населенных пунктов, занятых в сельском хозяйстве, не имевшие вышеуказанного образования.

При поступлении на работу (службу) заполнялся «личный листок по учету кадров», в котором имелась графа (№ 6) «Социальное происхождение». Обычно данную графу заполняли одним из следующих вариантов: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства. [4]

Примечания

  1. 1 2 Шкаратан, 2012, с. 54.
  2. 1 2 Шкаратан, 2012, с. 55.
  3. 1 2 Бадараев Д. Д. Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009-01-01. — Вып. 5. — ISSN 1994-0866.
  4. ↑ Часто не корректно заполнялась как «служащий», «служащая», «рабочий», «рабочая» или «служащие» и т.п. В середине ХХ века эта графа называлась иначе: «социальное происхождение (бывшее сословие (звание) родителей)». Данная графа могла содержать ответы «из крестьян», «из мещан», «из дворян», «из купцов», «из духовного звания», «из военного сословия».

Литература

На английском языке

  • Warner W. L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual co Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949
  • Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936

На русском языке

См. также

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *