Какие существуют вероисповедания – Основные виды религий. Мировые религии :: BusinessMan.ru

Содержание

Виды вероисповедания в России :: SYL.ru

Россия – это огромное государство, объединяющее множество наций одним словом «россияне». Однако это не мешает каждому народу иметь свои религиозные традиции и обычаи. Многих иностранцев удивляет и восхищает то, как в нашей стране относятся к вопросу вероисповедания. В России ни одно из религиозных течений не может принять статус главенствующего, так как на законодательном уровне страна признана светским государством. Поэтому народы могут выбирать для себя ту веру, которую желают, и никто не станет преследовать их за это. Но все же, какие вероисповедания существуют в России? Действительно ли в стране так много разнообразных течений, которые мирно соседствуют друг с другом? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в статье.

Рассмотрим тему под призмой закона

Свобода вероисповедания в России закреплена конституционно. Граждане сами решают, во что именно им верить и какие храмы посещать. Также всегда можно остаться атеистом и не поддерживать ни одну из конфессий. А их на территории страны немало: по последним данным, выделено семьдесят религиозных конфессий, активно действующих в государстве. Исходя из этого можно смело делать выводы, что вопрос вероисповедания в России не стоит остро. Верующие соблюдают права и свободы друг друга, не посягая на чуждые религиозные традиции.

На законодательном уровне закреплен запрет на оскорбление чувств верующих и совершение действий, которые могут трактоваться как неуважение к ним. За подобные деяния предусмотрено уголовное наказание.

Такое отношение к религии обеспечивает неприкосновенность и неизменность свободы вероисповедания в России. Многие ученые считают, что это предопределено исторически. Ведь наша страна всегда была многонациональным государством, где конфликты на почве религиозной розни не возникали никогда. Все нации и народы уважали права и убеждения друг друга на протяжении многих столетий. Данная ситуация наблюдается и в наши дни.

Однако многим интересно, какое вероисповедание в России можно считать самым главным? Давайте искать ответ на этот вопрос вместе в следующих разделах статьи.

Религиозный состав населения России

Виды вероисповедания в России определить несложно. Это приблизительно может сделать каждый житель страны, имеющий достаточное количество друзей и знакомых. Скорее всего, среди них будут христиане, буддисты и даже приверженцы ислама. Однако это далеко не все религии, представленные в государстве. На самом деле каждая из них имеет ответвления и немногочисленные религиозные объединения. Поэтому в реальности религиозный «ковер» выглядит гораздо более пестрым.

Если ориентироваться на официальные статистические данные, то основным вероисповеданием в России можно назвать христианство. Примечательно, что его придерживается большая часть населения. Но при этом религия представлена всеми основными ответвлениями:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм.

Какое вероисповедание в России можно поставить на второе место по распространенности? Как ни странно для многих, но эта религия – ислам. Она исповедуется в основном на юге нашей страны.

Третье и последующие места занимают буддизм, даосизм, иудаизм и иные религиозные течения. В следующем разделе мы более подробно расскажем о вероисповедании народов России.

Статистические данные

Чтобы узнать о вероисповедании в России в процентах, необходимо обратиться к официальным источникам. Однако с ними в стране существует некая напряженность. Дело в том, что благодаря свободе вероисповедания, государство не контролирует количество верующих. Оно не может привести точных данных о конфессиях и религиозной самоидентификации граждан. Поэтому сколько-нибудь полезную информацию возможно извлечь только из социологических опросов населения, а за их достоверность ручаться сложно. Более того, большинство данных социологов довольно противоречивы и только после тщательного сравнительного анализа можно делать какие-то выводы.

Если ориентироваться на последние данные Российской академии наук (2012-2013 годов), то в процентном соотношении религиозная картина выглядит следующим образом:

  • православными считают себя семьдесят девять процентов опрошенных;
  • мусульманами – четыре процента россиян;
  • к другим религиозным течениям причислили себя не более одного процента граждан страны;
  • не отнесли себя ни к одной религии девять процентов респондентов;
  • атеистами назвались семь процентов населения.

А вот как выглядит список вероисповедания в России на те же годы в процентах согласно данным одной из социологических организаций:

  • православие исповедуют шестьдесят четыре процента россиян;
  • иные христианские течения – один процент;
  • ислам – шесть процентов;
  • другие религии – один процент;
  • не могут самоопределиться около четырех процентов граждан.

Как видите, информации из разных источников немного отличается друг от друга. Однако подобная статистика вероисповеданий в России общей картины не искажает.

Христианство в России

За последние десятилетия население нашей страны все активнее стало возвращаться к религиозным традициям своих предков. Люди вновь потянулись в храмы и стали стараться соблюдать религиозные традиции и предписания. Большая часть населения осталась верной традиционному вероисповеданию — христианству. В России его исповедует более половины населения страны. Однако не все из тех, кто причислил себя к данной религии, посещают храмы и службы. Чаще всего они называются христианами номинально, подразумевая под этим вековые традиции славянского народа в целом.

Но не стоит забывать, что сама религия имеет несколько течений и представители практически каждого живут на территории российского государства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • старообрядцы и другие немногочисленные по составу течения.

Если констатировать факты, не вдаваясь в подробности, то подавляющее своим большинством последователей вероисповедание в России – православие. И только потом следуют остальные течения. Но все они однозначно заслуживают уважения и внимания.

Православие

Если мы говорим о том, какое вероисповедание в России — православие или христианство, может претендовать на звание «основной религии», то стоит отметить некомпетентность самого вопроса. Многие несведущие в религиозных вопросах почему-то разделяют эти понятия и иставят их по разные стороны барьера. Однако на самом деле православие является всего лишь одной из равных конфессий христианства. Но в нашей стране ее последователями является большинство населения.

По некоторым данным, православие исповедуют более восьмидесяти миллионов человек. Они живут в разных субъектах Российской Федерации и преобладают в них. Естественно, что основная часть верующих является русским населением. Но и среди других народов православных немало, к ним относят себя:

  • карелы;
  • марийцы;
  • чукчи;
  • энцы;
  • эвенки;
  • тофалары;
  • калмыки;
  • греки и так далее.

Социологи насчитывают не менее шестидесяти народностей, которые из большого количества видов вероисповеданий в России делают свой выбор в пользу православия.

Католицизм

Данное вероисповедание в России присутствует со времен принятия христианства. За столетия численность общины постоянно менялась, как и отношение к конфессии. В одни времена католики пользовались большим уважением, в другие – подвергались гонениям со стороны государственной власти и православной церкви.

После революции семнадцатого года количество католиков значительно сократилось и лишь в девяностые годы, когда отношение к религии в общем изменилось, последователи латинских обрядов начали активно открывать в России свои храмы.

В среднем католиков в нашей стране насчитывается около пятисот тысяч, они сформировали двести тридцать приходов, объединенных в четыре крупные епархии.

Протестантизм

Эта христианская конфессия является одной из самых многочисленных в нашей стране. По данным трехлетней давности, она насчитывает около трех миллионов человек. Такое невероятное количество верующих может вызывать сомнения в правильности подсчетов, однако необходимо учитывать, что протестантская община разделена на многочисленные течения. К ним можно отнести баптистов, лютеран, адвентистов и другие общины.

По информации социологических служб, среди христианских конфессий протестанты по количеству верующих уступают только православным.

Православные объединения на территории России: старообрядцы

Мы уже упоминали, что многочисленные вероисповедания в России, и христианство в том числе, раздроблены на небольшие группы, отличающиеся друг от друга обрядами и формами служения. Православие не является исключением. Верующие не представляют собой единую структуру, они относятся к различным течениям, имеющим свои приходы и храмы.

На бескрайних российских просторах проживает обширная община старообрядцев. Это православное течение сформировалось в семнадцатом веке после непринятия церковной реформы. Патриарх Никон повелел привести все религиозные книги в соответствие с греческими исходниками. Это вызвало раскол православной церкви, длящийся до сих пор.

При этом сами старообрядцы тоже не едины. Они разделены на несколько церковных объединений:

  • поповцы;
  • беспоповцы;
  • единоверцы;
  • древлеправославная церковь;
  • андреевцы и тому подобные группы.

По довольно грубым подсчетам каждое объединение насчитывает по несколько тысяч последователей.

Ислам

Данные по поводу численности мусульман на территории России часто искажаются. Эксперты утверждают, что ислам исповедует около восьми миллионов жителей страны. А вот само высшее духовенство называет совсем иные цифры – приблизительно двадцать миллионов человек.

В любом случае эта цифра не статична. Социологи отмечают, что ежегодно приверженцев ислама становится на два процента меньше. Эту тенденцию связывают с военными конфликтами на Ближнем Востоке.

Примечательно, что большая часть мусульман называет себя «этническими». Они традиционно связаны с этой религией, но сами не придерживаются определенных обрядов, традиций и очень редко посещают мечеть.

Историки отмечают, что славяне очень тесно связаны с исламом. В четырнадцатом веке он являлся государственной религией на части российских территорий. Когда-то они представляли собой мусульманские ханства, но были присоединены к землям Руси в результате завоеваний.

Самый многочисленный народ, исповедующий ислам, — это татары. Они играют важную роль в управлении конфессией и сохранении культурных традиций своих предков.

Иудаизм

Представителей этого религиозного течения в России не менее полутора миллионов человек. В своем большинстве они представляют собой еврейский народ. Иудеи проживают в основном в крупных городах. Приблизительно половина верующих обосновалась в Москве и Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день в стране функционирует семьдесят синагог. Отличительной особенностью иудеев, проживающих на территории России, является их приверженность традициям. Они регулярно посещают синагогу всей семьей и совершают все положенные обряды.

Буддизм

Буддистов в нашей стране около двух миллионов человек. В основном это население трех российских регионов:

  • Бурятия;
  • Тува;
  • Калмыкия.

Основная часть представителей этой конфессии является этническими буддистами. Они из поколения в поколение исповедуют одну религию и передают традиции своим детям. За последние десятилетия буддизм стал крайне популярен. Многие начинают изучать его основы ради интереса и потом становятся его активными последователями.

О популяризации данного религиозного течения свидетельствуют планы постройки дацана в Москве. Этот храм должен получиться одним из самых больших и роскошных в России.

Иные религии и распространенные верования

Невысокий процент последователей некоторых верований не позволяет выделить их в крупные и значимые конфессии, однако в последние годы отмечена активизация всевозможных религиозных объединений.

Большой интерес вызывает оккультизм, восточные практики и неоязыческие культы. Данные течения имеют свои обряды, традиции и нормы служения. С каждым годом православная церковь с большой тревогой отмечает рост последователей различных религиозных верований. Однако сдерживать его им пока не удается.

Не стоит забывать и о шаманизме. Многие народы, в том числе удмурты, марийцы и чуваши, несмотря на то, что самоопределяются как православные, сохраняют приверженность древним обрядам и ритуалам предков. Шаманизм очень развит на этих территориях.

Жители отдаленных российских сел также возвращаются к вере предков. В поселениях нередко можно встретить последователей родноверов. Они возрождают давно забытые традиции и поклоняются силам природы. Существует и такое течение, как народное православие. Оно чем-то сродни язычеству, но имеет яркие отличительные черты.

Запрещенные вероисповедания в России

Несмотря на то, что в нашей стране свято соблюдается свобода вероисповедания, существуют определенные организации, которые запрещены в России. В эту категорию попадают деструктивные секты и группы экстремистского толка. Что нужно понимать под этой формулировкой? Попробуем разобраться.

Не всегда человек приходит к вере простым и понятным путем. Порой на его дороге встречаются люди, которые состоят в религиозных группировках. Они подчиняются духовному лидеру и часто находятся полностью под его контролем. Организаторы подобных групп обладают гипнотическими способностями, знаниями по нейролингвистическому программированию и другими талантами, позволяющими управлять массами. Объединения с лидерами, которые умело управляют и направляют свою паству таким образом, что наносят вред их психическому и физическому здоровью, а также материальному благополучию, называются «сектами». Причем большая их часть имеет приставку «деструктивные». Они воздействуют на сознание людей и наживаются за их счет. К сожалению, таких организаций в России появлялось немало. О некоторых запрещенных сектах мы упомянем в данном разделе более подробно:

  • «Белое братство». Лидером организации стал бывший сотрудник КГБ, который умело применял свои знания на практике. Приблизительно десять лет назад руководство секты оказалось на скамье подсудимых, но до этого им удалось буквально зомбировать несколько тысяч людей. Они полностью лишились своего имущества и отправились жить в секту, где влачили бесправное существование впроголодь.
  • «Неопятидесятники». Пришедшая к нам из Америки секта сумела заполучить в свои ряды около трехсот тысяч адептов разного возраста. Целью работы лидеров организации было обогащение. Они умело управляли толпой, доводя ее словами и красочным шоу практически до экстаза. В этом состоянии люди готовы были отдать лидерам все свое имущество и остаться ни с чем.
  • «Свидетели Иеговы». Эта секта знакома практически любому россиянину, ее адепты имеют привычку стучаться в каждую квартиру в поисках новых членов организации. Технология вербовки сектантов настолько тонко продумана, что люди даже не замечали, как становились частью религиозной организации. Однако деятельность лидеров преследовала сугубо меркантильные цели.


Многие экстремистские организации, основывающие свою деятельность на религиозных убеждениях и существующие ради террора, обычному человеку неизвестны. Однако их список довольно обширен, привести его полностью в рамках статьи мы не можем. Но некоторые группировки перечислим:

  • «Исламское государство». Вряд ли найдется человек, не знающий это название. Организация, устраивающая террористические акты по всему миру, запрещена на территории России уже в течение двух лет.
  • «Джебхат ан-Нусра». Данная группировка также считается запрещенной религиозной террористической группой.
  • «Нурджулар». Эта организация является международной и ее деятельность на территории нашей страны наказывается по законам РФ.

Многие страны считают, что пример России, сумевшей объединить множество народов и религиозных течений, необходимо рассматривать в мировом масштабе. Ведь в некоторых государствах проблема вероисповедания стоит очень остро. Но в нашей стране каждый гражданин сам выбирает, в какого бога ему стоит верить.

www.syl.ru

Список религий мира и религиозных учений

 Какие религии и учения вообще есть в мире в настоящее время? Основые мировые религии, древние религии, религии востока, современные учения и другие в подробном списке религий.

 

Все религии и учения 

Иудаизм

Раввинистский иудаизм

Ортодоксальный иудаизм

— Харедим
   хасидизм
   литваки (миснагдим)
   сефарды

— Ортодоксальный модернизм

— Нетурей карто

Консервативный иудаизм

Реформистский иудаизм

Прогрессивный иудаизм

Нераввинистический иудаизм

Самаритяне

Караизм

Хайманот (Эфиопские евреи)

Гуманистический иудаизм

Реконструктивистский иудаизм

Бней Ноах

Исторические течения

Ессеи

Зелоты

Фарисеи

Саддукеи 

Христианство

Древние восточные церкви

Ассирийская церковь Востока

Армянская апостольская церковь

Коптская православная церковь

Эфиопская православная церковь

Эритрейская православная церковь

Сирийская православная церковь

Маланкарская православная церковь

Католицизм

Римско-католическая церковь

Восточнокатолические церкви

Старокатолицизм

Католики-традиционалисты

Православие

Каноническое православие

Неканоническое православие

Старообрядчество

Протестантизм

Вальденсы

Лютеранство

Кальвинизм

Анабаптизм

Меннониты

Амиши

Англиканство

Методизм

Баптизм

Квакерство

Адвентизм

Пятидесятники

Харизматическое движение

Антитринитарии

Унитарианство

Сведенборгиане

Мормонизм

Кристадельфиане

Исследователи Библии

Свидетели Иеговы

Христианский универсализм

Духовное христианство 

Гностицизм

Христианский гностицизм

Сердониане

Симониане

Эбиониты

Поздний гностицизм

Борбориты

Герметизм

Каиниты

Карпократы

Офиты

Розенкрейцеры

Средневековый гностицизм

Богомилы

Катары / Альбигойцы

Павликиане

Тондракийцы

Персидский гностицизм

Мандеи

Манихейство

Сиро-халдейский гностицизм

Сифиане

Ислам

Хариджиты

Азракиты

Ибадиты

Суфриты

Шииты

Алавиты

Алевиты

Али-илахи

Друзы

Зейдиты

Исмаилизм
 —Низариты

 

Шииты-двунадесятники / Джафариты

Сунниты

Калам

 -Ашариты

 -Матуридизм

 -Мутазилиты

Мазхабы

 -Маликитский мазхаб

 -Ханафитский мазхаб

 -Ханбалитский мазхаб

 -Шафиитский мазхаб

Суфизм

Бекташи

Интернациональный Суфийский Орден

Кадырия

Накшбанди

Ниматуллахи

Тарикат

Тиджанийа

Чишти

Другие исламские течения

Ахмадие

Ваххабиты

Джадидизм

Исламский либерализм (евроислам)

Народ богов и земель

Салафия

Бабизм

Азалиты

Бахаи

Растафарианство

Мандеи

Индуизм

Вайшнавизм

Шри-вайшнавизм

Кришнаизм

Рамаизм

Движение Сваминараян

Шиваизм

Шайва-сиддханта

Натха

Лингаята

Каумара

Другие

Шраута

Шактизм

Тантризм

Смартизм

Индуизм в Индонезии

Реформаторские движения в индуизме

-Брахмо-самадж

Школы и течения философии индуизма

Ньяя

Вайшешика

Веданта (уттара-миманса)

-Адвайта

-Вишишта-адвайта

-Двайта

Миманса

Санкхья

Йога

-Бхакти-йога, бхакти

-Сахаджа-йога

-Сурат-шабд-йога

-Тантрическая йога

-Хатха-йога

-другие виды йоги

Айявари 

Буддизм

Тхеравада (ранние школы буддизма -Никая)

Амарапур-никай

Сиам-никай

Рамання-никай

Сангхарадж-никая

Махастхабир-никая

Тхудхамма-никая

Шведжин-никая

Маха-никай

Махаяна

Мадхъямака

-Прасангака

-Сватантрика

-Саньлунь («школа трёх трактатов»)

Нитирэнизм

-Нитирэн-сю

-Сока Гаккай

Теория Татхагатагарбхи

-Дашабхумика

-Хуаянь

Йогачара

Чань / Дзэн / Сон / Тхиен

Ваджраяна

Сингон

Тибетский буддизм

-Гэлуг

-Кагью-па

-Ньингма-па

-Сакья-па

-Дзогчен

Необуддизм

Общество друзей Западного буддийского ордена

Джайнизм

Дигамбары

Шветамбары 

Сикхизм 

Иранские религии

Зороастризм

Маздакизм

Манихейство

Язданизм 

Даосизм 

Конфуцианство 

Синтоизм 

Некоторые религии Восточной Азии

Игуаньдао

Као Дай

Легизм

Моизм

Оомото

Тэнрикё

Фалуньгун

Хоа-Хао

Чхондогё 

Религии африканской диаспоры

Религии, возникшие в Америке среди африканских рабов и их потомков, основанные на традиционных африканских верованиях.

Кандомбле

Умбанда

Вуду 

Языческие религии

Африканские

Индейские

Мифология ацтеков

Мифология инков

Мифология майя

В Азии

Бон

Китайская народная религия

Тенгрианство

Шаманизм

В Европе

Германское язычество

Скандинавская мифология

Славянская мифология

Эстонская мифология

Марийская традиционная религия

Осетинская традиционная религия

В Австралии и Океании

Религия австралийских аборигенов 

Исторические политеистические религии

Ближний Восток

Древнеегипетская религия

Древние семитские религии

Шумеро-аккадская мифология

-Арабская мифология

Индоевропейские религии

Праиндоиранская религия

-Ведийская религия

-Зороастризм

Балтийская мифология

Германская мифология

-Германо-скандинавская мифология

Кельтская мифология

Армянская мифология

Греческая мифология

Римская мифология

Румынская мифология

Славянская мифология

Неоязычество

Славянское неоязычество

Эзотеризм и мистицизм

Солонаризм

Антропософия

Христианский мистицизм

Эзотерическое христианство

Мартинизм

Мехер Баба

Орден розенкрейцеров

Теософия 

Новые религии, духовные и мистические учения

Нью-эйдж

Неошаманизм

Рэйки

«Международная взаимопомощь»

Оккультизм и магия

Ведьмачество

Магия Хаоса

Оккультный нацизм

Телема

Худду

Церемониальная магия

-Енохианская магия

-Гоетическая магия

Другие мистические течения

Сатанизм

-Церковь Сатаны

Храм Сета

Новые религии и учения

Кёдан Абсолютной Свободы

Оомото

Тэнрикё

Неошаманизм

Неоязычество

Бурханизм

Учение Ошо (Индия)

Саентология

Раэлиты

Агни-Йога (Живая Этика)

Родонизм

Учение Дона Хуана

 

 
Карты религий мира

Интерактивная карта преобладающих религиозных убеждений в каждой стране

d3tt741pwxqwm0.cloudfront.net

Данные, представленные на этой интерактивной карте, были взяты из результатов демографического исследования 2010 Pew Research Center из более чем 230 стран и территорий. Исследование основывалось на более чем 2500 переписях, опросах и реестрах населения.

Подробная карта мировых религий

brilliantmaps.com/religion-world-map

Карта религий, созданная пользователем reddit scolbert08

Карта, показывающая распространение религий по всему миру

www.businessinsider.com

Эта анимированная карта показывает, как религия распространяется по всему миру

 

 

infoselection.ru

Религия — Википедия. Что такое Религия

Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община)

[1].

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения[2].
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[3].
  • духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности[4].

Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т. п.) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее)[5].

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру[6], некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь[7]. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа[8]).

Религия является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относят себя к одному из вероисповеданий[9][10].

Этимология слова «религия»

В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio — «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа»[11]). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством[11][12][13][14].

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (ок. 250 – после 325 г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом[11][12][13][14].

Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом[13].

Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare[12][15][14].

В других культурах первоначальные значения терминов, которыми обозначаются явления, соответствующие феномену, именуемому латинским religio, иные. Соответствующий термин в санскрите — dharma (от dhar — утверждать, поддерживать, защищать) — означает учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, порядок мироздания и др. Чаще всего это слово употребляется применительно к народному образу жизни, имеет в виду сумму правил, определяющих его. По отношению к явлениям, распространенным в элитарных кругах, используется санскритское moksa, что означает реализующееся в определённой практике стремление оставить повседневную жизнь, подняться над круговоротом наличного бытия, освободиться от цепи рождений и смертей[14].

В исламе используется название din, которое первоначально означало власть — подчинение, обычаи, а впоследствии стало употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху и его безграничной власти, предания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. Поэтому din стало обозначать: иман (вера, от глагола «верить, уверовать»), ислам (предание себя Богу, покорность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (истовость, совестливость, чистосердечие — совершенствование в искренности веры)[14].

В китайском языке для обозначения того, что в европейской культуре обозначается словом «религия», используется слово сhiao — «учение». В японском — сюке — «учение»[14].

В старославянском употреблялись слова «вера», «верство», «верование», а в русском языке слово «религия» известно с начала XVIII века[14].

Структура религии

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Виды религий

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Единобожие (монотеизм)[16] характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм[17].

Религиоведы отмечают, что пока нет общеубедительного ответа на вопрос о том, что такое религия[18][19][20]. В связи с этим религиовед Е. Н. Васильева отмечает, что проблема создания единой ёмкой классификации, которая позволила бы упорядочить многообразие религий, заключается, в частности, в том, что известные нам более пяти тысяч религий настолько различны, что невозможно найти для них единого основания, то есть общего для всех религий свойства; кроме того, религии – очень динамичные объекты, поэтому любая классификация религий, по мере их развития, будет неизбежно претерпевать изменения; и, самое главное, определение религии — это самый тяжёлый вопрос религиоведения, по которому среди учёных пока нет единого мнения[21].

Возникновение религии

Эволюция религии

Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения[22]:

  • религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.
  • промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии. Концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила своё развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога»[23]. Однако позднее она была подвергнута критике[24][25][26]. По мнению И. А. Крывелёва, в сочинении Вильгельма Шмидта есть ошибки. После смерти Шмидта его ученики, группирующиеся вокруг журнала «Anthropos», предприняли ревизию его работы и фактически отказались от неё, постулируя в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм[27].
  • эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм (см. Антропология религии)[28].

Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм). В настоящее время теория об эволюционной последовательности магии, религии и науки отвергнута[29].

Основатели марксизма также разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности[30]. Также широко известно выражение «религия есть опиум народа»[31].

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики — как мы могли бы их себе вообразить — сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности[32][33][34][35].

Некоторые из исследователей полностью отвергают мысль о существовании дорелигиозного периода, а в качестве обоснования своего взгляда утверждают, что «современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное»[36].

Однако другие исследователи считают, что все утверждения о том, что религия изначально присуща человеку, не выдерживают критики[37]. По их мнению, дорелигиозный период длился очень долго, вплоть до формирования неандертальца. Некоторые из них также полагают, что признаки, свидетельствующие о наличии религиозных представлений и обрядов, становятся действительно многочисленными и убедительными лишь для периода верхнего палеолита (около 40-18 тысяч лет назад)[37]. С определением времени возникновения религиозных обычаев тесно связана проблема определения различия и разграничения первобытных «формирующихся людей» (архантропов и палеоантропов) и первобытных людей современного физического типа (неоантропов, Homo sapiens), к которым принадлежали люди верхнего палеолита, именуемые обычно кроманьонцами[38].

Французский антрополог Паскаль Буайе отмечает, что религия и/или верования в сверхъестественные силы наблюдаются у всех народов и племён Земли, но отсутствуют у животных. На основании своих многолетних исследований Буайе заключает, что причины возникновения религий, суеверий и других верований в сверхъестественное заключаются в физиологии мышления человека как вида[39].

Религия и демография

Религиовед Р. А. Силантьев отмечает, что все традиционные религии выступают за высокую рождаемость, против абортов и осуждают контрацепцию. В связи с этим рождаемость среди верующего населения выше, чем среди атеистов: например в Израиле самая высокая рождаемость у евреев-ортодоксов, у которых редко меньше 5 детей в семье. Высокая рождаемость характерна для мусульман. В тех христианских странах, где сохранилась религиозность населения, рождаемость не ниже мусульман: например, в Боснии и Герцеговине рождаемость православных сербов выше рождаемости мусульман-бошняков. В семьях украинских и русских православных священников редко бывает меньше 3-4 детей, а семьи с 10-15 детьми встречаются в каждой епархии. Поэтому причина демографического кризиса в утрате христианских ценностей, а ислам в Европе побеждает не само христианство, а пост-христианское общество, которое утратило религиозность[40].

Утрату православной религиозности как главную причину падения рождаемости в России называет кандидат социологических наук, директор Института демографических исследований и главный редактор портала Демография.ру И. И. Белобородов[41].

Slon.ru отмечает, что проведённые исследования показали, что в среднем рождаемость среди верующего населения выше, чем среди атеистов. Однако данная зависимость неоднородна по регионам: если в странах западной, северной и южной Европы фактор религиозности оказывает существенное влияние на среднее число детей в семье, то в странах восточной Европы исследования показали скорее отсутствие зависимости между религиозностью и рождаемостью[42].

В России согласно исследованиям Т. М. Малевой и О. В. Синявской в рамках проекта РиДМиЖ (GGS) самый высокий уровень рождаемости у исповедующих ислам этнических групп, тогда как в других религиях рождаемость находится на одинаково низком уровне и нет существенной разницы между рождаемостью верующих и неверующих[43].

По мнению магистра социологии, преподавателя кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ Е. В. Пруцковой связь между религиозностью и рождаемостью определяется наличием или отсутствием первичной религиозной социализации[44].

Однако отношения к абортам и планированию семьи в религиозной среде как показали выступления на всемирной конференции по народонаселению и развитию (Каир, сентябрь 1994 г.) далеко не однородны[45].

Религия и общество

В статье рассматриваются следующие вопросы:

Религия и мораль

Религии и верования мира

Архаические верования и обряды

Магия

Магия — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи[46]; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём[47].

Тотемизм

Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм — представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом — тотемом: животным, растением, неодушевлённым предметом, природным явлением[48].

Анимизм

В основе находится вера в духов и потусторонние существа и одушевлённость всей природы. «Анимизм есть минимум определения религии».

Фетишизм

Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами.

Аниматизм

Вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений.

Шаманизм

Взаимодействие с миром духов. Связь, которую осуществляет шаман.

Религиозный синкретизм античного мира

Религия Древнего Египта

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла за 3000 лет длительный путь развития до сложных теологических систем Востока: от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления — признание единого культа бога Атона, появились теогония и космогония, культ, разнообразные мифы, представления о загробной жизни, организации клира (жречество) и его положения в обществе, обожествление фараона и т. д.[49]

В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия во время правления фараона Эхнатона. Этот фараон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца, Атона. Идея не прижилась, во многом по причине неудачного правления Эхнатона.

Религии Древней Греции и Рима

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции и древнего Рима.

У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

Авраамические религии

Праотец Авраам из Пятикнижия считается основателем традиции, получившей отражение и развитие в иудаизме, христианстве и исламе.

Иудаизм

Иудаизм формировался, по меньшей мере, с XIX в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.

Христианство

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. 3, 28), в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное — а не кажущееся или мнимое — вочеловечение Бога и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения. Вочеловечивание Бога происходит в Иисусе Христе, как осуществление ветхозаветных пророчеств.

В христианстве присутствует ряд религиозных предписаний, характерных и для иудаизма («Десять заповедей», «Заповеди любви», «Золотое правило нравственности»). Однако благодаря представлению о благодати христианство сняло со своих последователей множество других, менее значимых религиозных ограничений (бремена неудобоносимые). Диалектика «закона» и «благодати», «страха Божьего» и «любви» продолжает оставаться актуальной для христианства на протяжении всей его истории, принимая разные формы («Слово о законе и благодати», «Либеральное христианство», «Фундаментализм»).

Ислам

Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммеда, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.

Индийские религии

Религии, возникшие на Индийском субконтиненте. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму — универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К индийским религиям относятся индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм и другие.

Мировые религии

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Распределение численности последователей по конфессиям

По данным христианского сайта «Laborers Together» на 2011 год распределение населения Земли по религиозному признаку следующее[50]:

Карта демонстрирует распространение крупнейших религий мира и их основных конфессий
  • христиане — 2,31 млрд (33 % населения Земли)
  • мусульмане — 1,58 млрд (23 % населения Земли)
  • исповедующие индуизм — 0,95 млрд (14 % населения Земли)
  • буддисты — 0,47 млрд (6,7 % населения Земли)
  • исповедующие традиционные китайские религии — 0,46 млрд (6,6 % населения Земли)
  • сикхи — 24 млн (0,3 % населения Земли)
  • иудеи — 15 млн (0,2 % населения Земли)
  • приверженцы местных верований — 0,27 млрд (3,9 % населения Земли)
  • нерелигиозные — 0,66 млрд (9,4 % населения Земли)
  • атеисты — 0,14 млрд (2 % населения Земли).

Данные о распределении численности последователей по конфессиям по состоянию на конец XIX — начало XX вв. публиковались в статье «Религия»[3]Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Религия в культуре

Большое количество литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства отображают представления людей о религии и религиозных объектах.

Критика религии

Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н. э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара и продолжая до настоящего времени с приходом Нового атеизма, представленного такими авторами, как Сэм Харрис, Дэниел Деннет, Ричард Докинз, Кристофер Хитченс и Виктор Стенджер.

В XIX веке критика религии перешла на новый этап с выходом работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Последователи развили его идеи, представляя эволюцию как опровержение Божественного участия в творении и истории человечества. Основываясь на предположениях Дарвина и трудах Фейербаха, Маркс продолжил критику религии с позиций философского материализма.

Критики религии (Лео Таксиль, Е. М. Ярославский) утверждают, что теистические религии и их священные книги не боговдохновенны, а созданы обычными людьми с целью разрешения социальных, биологических и политических проблем. И сравнивают положительные аспекты религиозных верований (душевное утешение, организация общества, поощрение чистоты нравов) с их отрицательными сторонами (суеверие, фанатизм).

Некоторые критики считают религиозные верования устаревшей формой сознания, приносящей вред для психологического и физического состояния личности (обрезание, «промывание мозгов» детям, надежда на исцеление болезней с помощью религиозной веры вместо своевременного обращения к врачам), а также вредоносной для общества (религиозные войны, терроризм, нерациональное использование ресурсов, дискриминация гомосексуалистов и женщин, сдерживание развития науки).

Предметом критики могут быть также поведенческие нормы (спор о соотношении религии и морали), по тем или иным причинам не принятые в светском обществе.

Религия и наука

Религия формулирует положения космогонии (происхождения мира) и антропологии (происхождение человека), которые вступают в противоречие с современными научными представлениями. В связи с этим, современная наука критикует многие религиозные положения. Примером может послужить борьба сторонников креационизма с теорией эволюции (критика эволюционизма).

Религии иногда постулируют тезисы, противоречащие или не согласующиеся с имеющимися научными представлениями о законах природы. Чудеса, описанные во многих религиозных произведениях, могут оцениваться с точки зрения их соответствия законам природы.

Критически могут оцениваться религиозные тексты с точки зрения их соответствия современным представлениям исторической науки. Например, некоторые места в Библии светскими библеистами рассматривают как содержащие противоречивые или не согласующиеся между собой факты и повествования (например, разница некоторых текстовых мест и вопрос их истолкования между четырьмя Евангелиями Нового Завета). Интерпретация этих мест библейскими критиками может значительно отличаться от традиционных религиозных интерпретаций богословов и апологетов. Часть богословов (либерального направления) могут соглашаться с этой критикой, в то время как другие (главным образом консервативные) в свою очередь могут критически оценивать научный уровень этой критики. Вопрос совместимости науки и религии есть предмет дискуссий. Как учёные, так и теологи высказывают зачастую прямо-противоположные взгляды.

Мнения о совместимости

Прекрасную формулировку нашел самый именитый участник наших встреч, один из создателей современной теории инфляции Вселенной, академик РАН Алексей Старобинский. Он сказал: «Бог благословил нас не учитывать его в научных исследованиях». То есть действительно, когда ученый действует в рамках научного исследования и изучает природу, ему совершенно не нужно искать следы непосредственного действия Бога. Но как только мы вспоминаем о человеке и его сознании, тут без Бога уже не обойтись. Тот же академик Старобинский сказал, что Бог существует хотя бы в том смысле, что в истории огромное количество людей действовало исходя из своей веры, и это проявлялось в их поступках, причем иногда очень благородных и жертвенных.

Мнения о несовместимости
  • Известный американский генетик Д. А. Койн высказывает мнение о полной несовместимости научных взглядов и религиозного мировоззрения[52].

wiki.sc

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ — это… Что такое ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ?

религия или конфессия, а также принадлежность того или иного лица к религии или конфессии. Слово «вероисповедание» или, точнее, «исповедание» соответствует лат. confessio и соотносится с credo (кредо) — символом веры. В значении религии В. (исповеданием) может быть названо христианство, ислам, буддизм и т. п., в значении конфессии — Православие, католицизм, лютеранство и т. п. Ввиду двойственности значения этого термина в наст. время он используется относительно редко. Вместо него употребляют слова «религия», «конфессия», но не «деноминация», к-рая обозначает помимо конфессии также юрисдикционную принадлежность применительно к христ. исповеданиям, или др. специальные термины, обозначающие разные направления в нехрист. религиях — секты, школы, ветви, и т. п.

В наст. время словом «вероисповедание» обыкновенно обозначают и христ. секты, напр. секту адвентистов, но в синодальную эпоху в России слово «вероисповедание», как правило, не употреблялось применительно к сектам и расколам. В. называли лишь признанные гос-вом, легально существовавшие в Российской империи религии и христ. конфессии (из императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905: «1. Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение… 2. Признать, что при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание…» и далее). Указание на В., или исповедание, носило тогда офиц. характер и включалось в офиц. персональные документы, в частности паспорта. Этот термин не являлся непременно характеристикой личных религ. убеждений: принадлежность к тому или иному В. в Российской империи носила статусный характер, в значительном большинстве случаев была пожизненной.

Перемена В. в России дозволялась лишь в ограниченных случаях: всякий российский подданный христианин неправосл. исповедания мог беспрепятственно быть присоединенным к правосл. Церкви, нехристиане при соблюдении определенных условий могли быть присоединены к одному из признанных христ. исповеданий, но не к раскольническим или сектантским общинам. Отпадение от Православия или от инославного христианства в иноверие или атеизм не могло быть легальным. В результате утратившие веру лица продолжали считаться принадлежащими к тому В., к какому они принадлежали от рождения.

Принадлежность к господствующему В., к правосл. Церкви, или к др. признанным христ. или нехрист. исповеданиям мало влияла на личные права российского подданного, за исключением существования «черты оседлости» для евреев. Лица неправосл. христ. исповедания могли одинаково с православными принадлежать к высшему дворянскому сословию, занимать самые высокие гос. должности, включая должность министров и премьер-министров. Доступ в дворянское сословие был открыт и для мусульман, в исключительных случаях также для евреев и язычников. Но императором всероссийским могло быть только лицо правосл. В. (см. ст. Акт о наследовании Всероссийского императорского престола).

Ситуация с правовым статусом нек-рых религ. общин, напр. старообрядческих, изменилась после издания имп. св. мч. Николаем II Александровичем указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905 г., по к-рому, в частности, старообрядчество получило статус признанного В.

Зависимость правового статуса российских граждан от В. была упразднена уже рядом актов Временного правительства, гл. обр. законом «О свободе совести» от 14 июля 1917 г., хотя правовой статус самой правосл. Церкви оставался еще юридически привилегированным вплоть до издания в советской России 23 янв. 1918 г. декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». С этого времени указание на В. того или иного лица исключается из всех офиц. гос. документов и В. формально рассматривается как частное дело гражданина, однако в действительности фактическая принадлежность к любому В. в советскую эпоху могла послужить основанием для дискриминации и даже прямого преследования, хотя при этом она не рассматривалась как юридическое основание для возбуждения уголовного дела.

В совр. России юридически и фактически равноправны как В., так и принадлежащие к ним лица на основании Конституции Российской Федерации и иных гос. законодательных актов.

Лит.: Градовский А. Начала русского государственного права. СПб., 1875. Т. 1; Рейснер М. А. Государство и верующая личность: Сб. ст. СПб., 1905; Казанский П. Е. Власть Всероссийского Императора. Од., 1913; Гидулянов П. В. Отделение Церкви от государства: Сб. док-тов. М., 1924; Русская Православная Церковь и право: Коммент. / Сост. А. И. Масляев. М., 1999. С. 109-112.

Прот. Владислав Цыпин

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

pravoslavnaya.academic.ru

Вероисповедания в России. Государственная религия и другие вероисповедания современной России

В этой статье мы дадим ответ на вопрос, какие вероисповедания в России существуют. Российской религией является комплекс церковных течений, укрепившихся на землях Российской Федерации. Как светскую страну, Русь определяет Конституция, действующая от 1993 года.

Что такое свобода вероисповедания? Конституция является тем документом, который гарантирует и суверенитет вероисповедания, и независимость совести. Он предоставляет право исповедовать лично либо совместно с другими любое верование или не верить ни во что. Благодаря данному документу можно вольно популяризировать, выбирать, иметь религиозные и иные убеждения, функционировать в соответствии с ними. Известно, что закон федеральный от 26 сентября 1997 года № 125-Ф «О религиозных коалициях и свободе совести» заверяет «равноправие перед законом независимо от взглядов и отношения к вере».

В России не существует специального государственного федерального органа, призванного контролировать соблюдение правил религиозными организациями. Известно, что в СССР при Совете Министров существовал Совет по делам религий.

Базовыми вероучениями, фигурирующими в России, являются: буддизм, ислам и христианство (протестантизм, православие и католицизм). Одновременно часть населения РФ в бога не верит.

Количество верующих

Какое доказательство Бога вы знаете? Хотим вам сказать, что Господь доказательств своих деяний не предоставляет: деяния либо есть, либо у вас нет веры. В РФ сейчас отсутствует официальная статистика членства в богомольных структурах: закон запрещает выяснять у граждан их религиозную принадлежность. В результате о богобоязненности россиян можно рассуждать, лишь изучив итоги социологических опросов народонаселения.

Интересно, что данные подобных мероприятий двойственны. Так, в блиц-опросе от 2007 года РПЦ заявляла, что её последователями являются около 120 миллионов российских граждан. А руководители ислама в то же время считали, что в стране проживает от 13 до 49 миллионов мусульман. Но в РФ пребывает всего 144 миллиона душ! Следовательно, одна из конфессий значительно преувеличивает свою известность.

В августе 2012 года служба «Среда» провела всероссийское исследование «Атлас национальностей и религий» в 79 из 83 субъектов РФ. Вот что она выяснила:

  • 58,8 миллиона (или 41%) жителей РФ принадлежат к РПЦ (исповедуют православие).
  • 9,4 миллиона человек (или 6,5%) веруют в ислам (включая шиитов, суннитов и тех, кто не считает себя ни шиитом, ни суннитом).
  • 5,9 миллиона (или 4,1%) жителей исповедуют христианство, но не причисляют себя ни к католикам, ни к православным, ни к протестантам.
  • 2,1 миллиона (или 1,5%) жителей исповедуют православие, но не являются старообрядцами и не принадлежат к РПЦ.
  • 1,7 миллиона (или 1,2%) причисляют себя к классической религии своих предков, служат силам природы и разным богам.
  • 0,4% (или 700 000) жителей исповедуют буддизм (обычно тибетский).
  • 0,2% (или 350 000) людей являются старообрядцами.
  • 0,2% (или 350 000) людей именуют себя протестантами (лютеранами, баптистами, англиканцами, евангелистами).
  • 0,1% или (170 000) человек относят себя к восточным религиям и духовным практикам (кришнаиты и индуисты).
  • 0,1% (или 170 000) именуют себя католиками.
  • 170 000 (или 0,1%) являются иудеями.
  • 36 миллионов (или 25%) человек верят в Господа, но не относят себя к конкретной религии.
  • 18 миллионов (или 13%) совершенно не верят в Господа.

Известно, что в июле 2012 года служба «Глас Рунета» провела опрос, благодаря которому выяснилось, что богобоязненными являются 67% посетителей русскоговорящего Интернета.

А исследование Левады-Центра, проведённое в ноябре 2012 года, показало, что процент верующих в РФ распределился таким образом:

  • Православие – 74%.
  • Протестанты – 1%.
  • Католицизм – 1%.
  • Атеисты – 5%.
  • Отказались отвечать – 0%.
  • Ислам – 7%.
  • Иудаизм – 1%.
  • Индуизм — <1%.
  • Буддизм — <1%.
  • Другое — <1%.
  • Затруднились ответить – 2%.
  • Ни к какой религии – 10%.

Информация ФОМ на июнь 2013 года выглядит так:

  • Православие – 64%.
  • Не считают себя боголюбцами 25%.
  • Иные христианские конфессии (униаты, протестанты, католики, баптисты и др.) – 1%.
  • Другие вероучения – 1%.
  • Ислам – 6%.
  • Затрудняются ответить, не могут называть конкретную конфессию – 4%.

Русское христианство

Вероисповедания в России, как видите, получили большое распространение. Христианство представлено тремя базовыми направлениями: православием, протестантизмом и католицизмом. В этой стране также имеются последователи разнообразных новых христианских течений, сект и культов.

Православие

Согласитесь, вероисповедания в России распространены повсеместно. Попытаемся сейчас изучить православие. Известно, что Закон РСФСР 1990 года (от 25 октября) был заменён Федеральным законом 1997 года (от 26 сентября) №125-ФЗ «О религиозных коалициях и свободе совести». Вводная часть его содержит принятие «экстраординарной роли христиан в истории Руси».

Православие в РФ представлено Православной Русской Церковью, старообрядческими объединениями, а также большим количеством альтернативных (неканонических) христианских структур русской традиции.

Вообще Русская Христианская Церковь является крупнейшим религиозным объединением на землях России. РПЦ считает себя исторически первой русской христианской общиной: официально её государственное начало было заложено в 988 году святым князем Владимиром, согласно установившейся историографии.

По мнению лидера «Общественного Русского Движения», политолога Святенкова Павла (январь 2009 года), РПЦ де-факто находится на особом положении в нынешнем русском обществе и политической жизни.

Популяризация православия в России

А как распространены вероисповедания в России? В марте 2010 года ВЦИОМ был проведён всероссийский опрос, по данным которого, 75% жителей относят себя к православным христианам. Примечательно, что лишь 54% из них изучали Библию, около 73% христиан соблюдают религиозные постулаты.

Тарусин Михаил Аскольдович, занимающий пост главы социологического отдела Института коллективного проектирования, считает, что эта информация совершенно ничего не показывает. Он сказал, что эти данные являются лишь показателями русской современной национальной идентичности. Если считать православными людьми тех, кто хотя бы пару раз в год принимает участие в таинствах причащения и исповеди, то их всего насчитывается 18-20%.

Аналитики считают, что социологические опросы показывают: подавляющее количество верующих называет себя православными на основе национального единодушия.

Католицизм

Итак, существует Господь или нет? Кто-нибудь может предъявить какое-либо доказательство? Бога ведь никто не видел. И тем не менее исторически латинское христианство на землях восточных славян присутствовало с зарождения Киевской Руси. Очень часто правители Российского государства меняли своё отношение к католикам: либо отвергали их, либо благожелательно принимали. Сегодня католическая община Руси включает несколько сот тысяч верующих.

Мы знаем, что в 1917 году в России свершилась Октябрьская революция, но католические храмы некоторое время продолжали свободно работать. И всё-таки Советская власть в 20-х годах начала в России искоренять эту веру. В то смутное время было расстреляно и арестовано множество католических священников, разграблены и закрыты почти все храмы. Множество активных прихожан было репрессировано и сослано. В РСФСР после Великой Отечественной войны действовало лишь два католических храма: Богоматери Лурдской (Ленинград) и св. Людовика (Москва).

Образ Христа не оставил Русь, и с начала 1990-х годов католики возобновили свою деятельность в России. Появились два Апостольских католических управления латинского обряда, колледж католической теологии и духовная высшая семинария.

Федеральная регистрационная служба в декабре 2006 года сообщила, что на территории России работает около 230 приходов, четверть из которых не имеет храмовых строений. Приходы состоят в четырёх епархиях, вместе объединённых в митрополию.

В 1996 году в России католиков насчитывалось от 200 до 500 тысяч душ.

Протестантизм

Количество протестантов в России Р. Н. Лункин оценивает в три миллиона человек (2014 год). Он сообщил, что свыше половины из них являются прихожанами большого количества пятидесятнических и неопятидесятнических церквей. К иным крупным протестантским конфессиям относятся десятки тысяч верующих граждан: баптисты, лютеране, евангельские христиане и адвентисты.

По числу официально оформленных Минюстом религиозных организаций протестанты в стране находятся на втором месте, уступая лишь православным. Кстати, протестанты в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах уступают также мусульманам, а в Дальневосточном округе занимают первое место.

Прочие

Образ Христа почитают и свидетели Иеговы. Их численность в России в 2013 году составила в среднем 164 187 активных проповедников. Известно, что около 4988 россиян в 2013 году приняли крещение, превратившись в свидетелей Иеговы. Вечерю Воспоминания в 2013 году посетили 283 221 человек. На Руси также существует духовное христианство, к которому относятся молокане и духоборы.

Ислам

Имена богов древнего мира почти забыты. Сегодня в России около 8 миллионов человек исповедуют ислам. Мусульманское духовное управление европейской части РФ утверждает, что на территории этой страны живёт около двадцати миллионов последователей ислама.

Подавляющее большинство, конечно же, именует себя «этническими» мусульманами. Они не исполняют требований вероучения и относят себя к нему благодаря традициям либо месту проживания (Татарстан, Башкоростан). На Кавказе общины имеют большую силу (христианский регион Северной Осетии является исключением).

Множество мусульман живёт в Волго-Уральском регионе, Санкт-Петербурге, Москве, на Северном Кавказе и в Западной Сибири.

Иудаизм

Согласитесь, религии народов весьма интересно изучать. Давайте выясним, сколько человек в РФ почитает иудаизм. Всего в России насчитывается 1,5 миллиона иудеев. Федерация еврейских российских общин (ФЕОР) сообщает, что в Москве проживает 500 тысяч иудеев, а в Санкт-Петербурге — около 170 тысяч. На Руси работает около 70 синагог.

Одновременно с ФЕОРом функционирует ещё один крупный альянс еврейских религиозных общин – Конгресс духовных еврейских объединений и организаций России.

Перепись населения 2002 года гласит, что официально в России проживает 233 439 евреев.

Буддизм

Убеждения и вероисповедание можно изучать бесконечно. Для каких регионов РФ традиционен буддизм? Он распространён в Бурятии, Калмыкии и Туве. Буддийская ассоциация России подсчитала, что число людей, поклоняющихся Будде, составляет от 1,5 до 2 миллионов.

Вообще численность «этнических» буддистов на Руси (в соответствии с информацией о переписи жителей 2012 года) составила: калмыки – 174 тысячи человек, буряты – 445 тысяч, тувинцы – 243 тысячи человек. Итого около 900 тысяч душ традиционно относят себя к тибетскому буддизму школы Гелуг.

В 90-х годах ХХ века дзэн и тибетский буддизм завоевали огромную популярность у городской интеллигенции. В те времена появились даже соответствующие общины.

В Санкт-Петербурге расположена самая северная в мире буддийская церковь. Её возвели ещё до революции в Петрограде («Дацан Гунзэчойнэй»). Сегодня это здание — туристический и культовый центр буддистской культуры.

Иные религиозные формы и язычество

Существование Бога наукой не доказано, но коренные жители дальневосточных и сибирских регионов одновременно с официально исповедуемым православием сохраняют нюансы традиционного боголюбия. Некоторые финно-угорские народы (удмурты, марийцы и другие) также чтут древние вероучения.

Их верования зависят от сохранности традиционного элемента и характеризуются как народное православие либо шаманизм. Кстати, термин «православие народное» можно употребить и в отношении большинства россиян, особенно деревенских.

Имена богов творят чудеса. Поэтому многие народы России пытаются возродить традиционные верования. В 2013 году экспериментальная служба «Среда» определила, что язычниками себя именуют 1,5% россиян. Интересно, что все религиозные течения подобного рода обозначают как «неоязычество».

А в городской среде, помимо устоявшихся верований, процветают новейшие религиозные движения восточного (тантризм и т. д.), оккультного и неоязыческого (родноверие и т. д.) толка.

Государство и религия

Свобода вероисповедания является наибольшей ценностью в любой стране. Согласно Конституции, РФ является светской страной, в которой ни одна религия не может быть обязательной либо государственной. В современной РФ доминирующей тенденцией является клерикализация страны – постепенное создание модели с господствующей религией.

На практике в России отсутствует чёткая демаркационная линия между государством и вероучениями, за которыми государственная жизнь завершается и начинается конфессиональная.

Кстати, член Комиссии РАН по борьбе с фальсификацией научных экспериментов и лженаукой В. Кувакин считает, что нынешнее руководство России совершает огромнейшую историческую ошибку, пытаясь в государственную религию превратить православие. Ведь такие действия противоречат Конституции.

Клерикализация

Все мы знаем, что Творец Вселенной велик! Религия проникает во все сферы общественной жизни. Её можно найти и в тех областях, которые, согласно Конституции, отделены от веры: в школах, армии, государственных органах, науке и образовании. Известно, что Государственная дума договорилась с патриархатом Москвы о проведении предварительных консультаций по всем пунктам, зарождающим сомнения. В школах РФ ученики начали изучать основы религиозных культур, в некоторых вузах страны существует специальность «теология».

В штатное расписание Вооружённых Сил ввели новую должность – капеллан (военный священник). Огромное количество ведомств, министерств, государственных учреждений владеет собственными храмами. Очень часто в этих министерствах имеются общественные советы, освещающие религиозную тематику.

Армения

А давайте теперь изучим вероисповедание армян. Что оно собой представляет? Известно, что большая часть жителей Армении – христиане, именующие себя приверженцами Армянской апостольской церкви. В этой стране христианство появилось в I веке н. э. Именно тогда здесь проповедовали Христовы апостолы Варфоломей и Фаддей, которые считаются сторонниками Апостольской армянской церкви.

Известно, что в начале IV века (традиционной датой считается 301 год) царь Трдат III государственной религией объявил христианство. Именно так Армения превратилась в первое христианское государство на Земле.

Вера, православие являются неотъемлемой частью жизни почти каждого армянина. Так, перепись жителей Армении 2011 года гласит, что христианство различных конфессий в государстве исповедует 2 858 741 душа. Эта цифра говорит о том, что в этой стране проживает 98,67% богобоязненного населения.

Вероисповедание армян неодинаково: 29 280 верующих почитают Армянскую евангелистскую церковь, 13 843 – Армянскую католическую церковь, 8695 относят себя к свидетелям Иеговы, 7532 именуют себя православными (халкадонитами), 2872 – молоканами.

Кстати, Апостольская армянская церковь находится в числе Православных ориентальных церквей. К ним относятся: Коптская, Эритрейская, Эфиопская, Маланкарская и Сирийская.

Езидизм

Известно, что свобода вероисповедания существует и в Армении. В этой стране проживает 25 204 сторонника езидизма (почти 1% набожного населения государства). В основном это курды-езиды. Они живут в деревнях Араратской долины, немного северо-западнее Еревана. В Армавирской области государства 29 сентября 2012 года был торжественно открыт храм «Зиарат».

Он считается первым храмом, возведённым за рубежом Северного Ирака – изначальной родины езидов. Его задача состоит в удовлетворении духовных потребностей езидов Армении.

Иудаизм

Бог – Творец всего живого на Земле. Такого мнения придерживаются все верующие, к какой бы религии они ни относились. Интересно, что в Армении насчитывается до 3 тысяч иудеев, которые в основном проживают в Ереване.

Ислам

Христианское вероисповедание Армении мы разобрали. А кто в этой стране приветствует ислам? Известно, что это вероучение здесь исповедуют курды, азербайджанцы, персы, армяне и иные народы. В Ереване специально для мусульман возведена мечеть.

Сегодня в этом государстве община мусульман-курдов включает несколько сотен душ, большинство которых живёт в Абовянском районе. Некоторые мусульмане-азербайджанцы проживают около северных и восточных границ Армении в сёлах. Вообще в Ереване около одной тысячи мусульман – курды, выходцы из Ближнего Востока, персы и примерно 1500 армянок, принявших ислам.

Неоязычество

Вы не устали ещё изучать бесконечные религии народов? Итак, продолжаем далее разбирать эту интереснейшую тему. Перепись 2011 года свидетельствует, что в Армении живёт 5434 сторонника язычества.

Неоязыческое религиозное движение именуют гетанизмом. Оно воссоздаёт устоявшееся армянское дохристианское вероучение. Гетанизм основал арменолог Слак Какосян на базе сочинений Гарегина Нжде — армянского известнейшего националиста.

Беспрестанно все неоязыческие таинства проводятся в храме Гарни. Главой армянских языческих общин является жрец Петросян Зограб. Конкретное число последователей этой веры никто не знает. Вообще армянское неоязычество популярно, как правило, у поклонников ультраправых и националистических течений.

Известно, что гитанистами себя считали известные политики Армении: Ашот Навасардян (основал правящую Республиканскую армянскую партию) и Маргарян Андраник (бывший премьер-министр страны).

Свобода веры в России

Убеждения и вероисповедание русского народа подтолкнули императора Николая II в 1905 году (17 апреля) издать именной высочайший указ для Сената. Данный указ повествовал об упрочении истоков веротерпимости. Именно эта бумага впервые в истории Руси законодательно утверждала не только права на свободу верований лиц неправославной веры, но и устанавливала, что выход из нее в иные вероучения не подлежит преследованию. Дополнительно царь легализовал старообрядчество и отменил существовашие ранее запреты и ограничения для иных христианских конфессий.

Закон о вероисповедании гласит, что религия с 20 января 1918 года в России является личным делом каждого. Именно так провозгласил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

А Конституция РФ (часть 2, статья 14) говорит, что:

  • Россия является светской страной. Никакая религия здесь не может устанавливаться как обязательная либо государственная.
  • Религиозные сообщества отделены от государства и перед законом равны. Федеральный закон «О религиозных коалициях и свободе совести» в 1997 году зафиксировал «исключительную роль православия в российской истории, в становлении её культуры и духовности».

Надеемся, данная статья помогла вам получить общее представление о российских вероисповеданиях.

fb.ru

Ответы@Mail.Ru: сколько религий в мире?

Главных -три, ответвлений семь, измов — много, измочек ещё больше: 1.Зап. часть- Ислам (Иудаизм. Христианство, Магометанство) 2. Восточн. часть: Буддизм (Саньяс, Сикхи) 3. Индуизм Всё остальное производные от этих и измы от производных и секты от измов — дерево. (ствол- индуизм)

столько сколько и людей… (которые хотят большие деньги)

Мировых три: христианство, ислам, буддизм Рели&#769;гия (от глагола лат. ligare — связывать, соединять с возвратной частицей re — снова) — совокупность способов достижения человеком единения с высшим идеальным бытием, которое может пониматься различно. Например, как некая сила (духи природы, высший разум) , всеобщий закон (дхарма, дао) или божественная личность (Бог, Элохим, Аллах, Кришна) . Тотемизм многие исследователи рассматривают как древнейшую и универсальную религию первобытного человечества. Они указывают на следы тотемизма в язычестве, во всех современных религиях и даже в сказках и мифах. Политеистическия религия (язычество) Антропоморфная сущность языческих богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами) , уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми, угодными идолу поступками. Авраами&#769;ческие рели&#769;гии К авраамическим религиям относятся: — Иудаизм (зародился в Древнем Израиле) — Христианство (Римская Империя) — Ислам (Аравия) Пандеизм Мировая религия Под мировыми религиями приято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности) . Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Направления в основных религиях: Направления в христианстве: 1. Католицизм 1.1 Католическая церковь 1.1.2 Римско-католическая церковь 1.1.3 Восточно-католические церкви 1.2 Старокатолицизм 2. Православие Старообрядчество Катакомбная церковь 3. Нехалкидонские вероисповедания: Монофизиты Несториане 4. Протестантизм Адвентисты Седьмого Дня Англиканская церковь Баптизм Кальвинизм Пресвитерианство Квакеры Лютеранство Меннонизм Методизм Пятидесятники Харизматы Молокане 5. Парахристианские конфессии Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней) Ученики Христа Свидетели Иеговы Церковь Объединения (мунисты) Направления в исламе Сунниты Шииты Суфии Хариджиты Направления в буддизме Тхеравада Махаяна Ваджраяна Направления в индуизме и близкие им вероучения Вишнуизм Шиваизм Кришнаизм Джайнизм Сикхизм Религии Восточной Азии Конфуцианство Синтоизм Даосизм Као Дай Бон Дзогчен Другие национальные религии и традиции Растафарианство Язычество Шаманизм Вуду Неоязычество Синкретические учения Бахаизм Сикхизм Зороастризм Ошо религия Друзов Караимизм Церковь объединения Оккультизм, движение Нью-Эйдж, сатанизм Оккультизм Магия Теософия Викка Телема Виссариониты Сатанизм Спиритизм Неоязычество Псевдонаучные НРД Саентология Раэлиты

2780 различных верований. Вопросу 7 лет. За это время умерло и возродилось много религий, но сути атеизма не поменялось. Какой смысл верить в 2780 различных сказок, если можно раскрыть глаза и увидеть, что бога нет, нет духов, призраков, демонов, ангелов, нет ничего, непостижимого законам физики. Есть лишь люди, хотящие денег и зарабатывающие их на глупых, неустоявшихся в своём мировоззрении людях.

Главных -три, ответвлений семь, измов — много, измочек ещё больше: 1.Зап. часть- Ислам (Иудаизм. Христианство, Магометанство) 2. Восточн. часть: Буддизм (Саньяс, Сикхи) 3. Индуизм Всё остальное производные от этих и измы от производных и секты от измов — дерево. (ствол- индуизм)

Религия на самом деле одна, это мораль. Книги основных религий дублируют друг друга. Бог-есть Абсолют, Абсолют-есть Любовь, ЛЮБОВЬ-есть вселенная.

многие пишут, что религия одна, но ведь по сути они все разные, даже по смыслу. Никакая из религий не права.

touch.otvet.mail.ru

Вероисповедание — это… Что такое Вероисповедание?

Конфе́ссия (лат. confessio — испове́дание) — особенность вероиспове́дания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии, сам термин «конфессия», используется религиоведами практически только для различения исповеданий в христианстве.

Конфессиональное деление в Христианстве

Единого мнения о разделении христианства на исповедания и количество конфессий не существует. Однако, широко распространено мнение, что христианство делится на три конфессии — Православие, Католицизм и Протестантизм. С таким упрощенным делением, в одной конфессии оказываются на самом деле разные по вероисповеданию группы.

Так к Протестантизму, помимо действительно Протестантских церквей (Лютеранство, Англиканство, Кальвинизм), отделившихся от Римской католической церкви во времена Реформации и сохраняющих основные признаки традиционной церковности, относят и течения отделившиеся от самого Протестантизма, как то Баптизм, Адвентизм, Пятидесятничество и другие течения, радикально поменявшие протестантское вероисповедание и которые было бы уместнее назвать неопротестантскими. Еще менее подходят под определение протестантских, многочисленные маргинальные течения, наиболее известные среди которых Свидетели Иеговы, Мормоны и Мунисты.

Не менее сложна ситуация и с Ортодоксальными церквями. Так относящие себя к Католицизму Старокатолики и другие группы называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак Католицизма в признании папы Римского главою церкви. К Православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными — дохалкидонские Древневосточные православные церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания[1], до обвинений в ересях[2].

Кроме того, в такую трехчастную схему совершенно не вписывается Ассирийская церковь Востока, единственная церковь исповедующая Несторианство, а стало быть в своем лице являющая отдельную христианскую конфессию. В связи с этим, более наглядной схемой конфессионального деления, представляется распределение разных групп церквей по хронологии формирования их исповедания.

Христианские конфессии согласно хронологии их возникновения

Конфессии в России

В России все конфессии обладают равными правами перед законом, что обеспечивает свободу вероисповедания. Однако в Законе о свободе совести РФ зафиксирована особая роль Православия и ряда традиционных для России конфессий.

Этим же федеральным Законом (статья 13, часть 2) иностранным религиозным организациям запрещено «заниматься культовой и иной религиозной деятельностью» в России, хотя им и разрешено открывать свои представительства.

Принцип разделения государства и церкви

В России религиозные конфессии регулируются принципом разделения государства и церкви. Согласно этому принципу, религия является личным делом каждого. Также, согласно основным принципам, все конфессии равны перед законом. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания.

Примеры конфессий

См. также

Примечания

  1. «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию, — сказал при встрече с главой ААЦ-и США митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) – она воспринимается Русской Церковью как православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы Отцов Церкви».
    (митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, «Православие и Экуменизм: Новые вызовы», МДА, «Церковь и время», n3 (6), 1998, стр. 65).
  2. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=1374

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *