Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность – Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность на любых двух из указанных уровней.

Какие уровни образования обеспечивают его непрерывность? Назовите организации, осуществляющие образовательную деятельность на любых двух из указанных уровней.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»
(Извлечения)

Из статьи 5

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и. творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Из статьи 10

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать ответ на вопрос и примеры образовательных организаций:

1) непрерывность образования обеспечивают общее среднее, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение;

2) допустим, общее среднее — школа; профессиональное — колледж, вуз; дополнительное — центр творчества, секция, кружок.

Могут быть приведены другие примеры.


neznaika.info

Вариант . Онлайн тесты ОГЭ Обществознание

29. Какие уровни образования обеспечивают его не­прерывность? Назовите организации, осуществ­ляющие образовательную деятельность на любых двух из указанных уровней.

Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке «пояснение». Если ответ правильный, то введите знак «+» в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак «-«. 

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

(Извлечения)

Из статьи 5

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национально­сти, языка, происхождения, имущественного, социаль­ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств.

3. В Российской Федерации гарантируются обще­доступность и бесплатность в соответствии с федераль­ными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессиональ­ного образования, а также на конкурсной основе бес­платность высшего образования, если образование дан­ного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается пу­тем создания федеральными государственными орга­нами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само­управления соответствующих социально-экономичес­ких условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получе­нии образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными ор­ганами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само­управления:

  1. создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррек­ции нарушений развития и социальной адаптации, ока­зания ранней коррекционной помощи на основе специ­альных педагогических подходов<…>;

  2. оказывается содействие лицам, которые про­явили выдающиеся способности и к которым в соот­ветствии с настоящим Федеральным законом относят­ся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способно­

5splusom-school.ru

Непрерывное образование

Роль непрерывности образования в современном обществе

Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека.

В непрерывном образовании выделяется несколько этапов:

  • детско-юношеское образование — обучение, воспитание и развитие человека, которое предшествует его вступлению в самостоятельную жизнь;
  • образование взрослых — учебная деятельность в период взрослой жизни, сопровождающаяся практической деятельностью.

Знаменитая пословица «Век живи — век учись» в сегодняшних реалиях обретает новый, важный смысл. Эта пословица воплощается в сегодняшней реальности. Без этого человек не может вести полноценную социальную жизнь.

Схема, представленная ниже, наглядно отражает непрерывность образования.

Рис. 1

Главная цель непрерывного образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности в человеке, укреплении способности приспосабливаться ко всему новому. Существует много форм непрерывного образования:

  • пожизненное;
  • начальное;
  • дополнительное;
  • последипломное;
  • профессиональное и другие формы.

Непрерывность образовательного процесса дает возможность человеку понять свой внутренний мир и окружающий мир. Такое образование содействует выполнению социальной роли индивидуума в процессе трудовой деятельности и жизни в социуме.

В контексте рассматриваемого вопроса следует различать непрерывное образование и непрерывное обучение. Образование — вопрос социализации, а обучение – это функционально воспитание и научение. Первое предполагает профессиональную переподготовку и обучение другим навыкам в течение жизни.

Посредством непрерывного образования обеспечивается образовательный потенциал личности на протяжении жизни. Для реализации непрерывности, образование должно быть обеспечено системой институтов, соответствующих потребностям конкретной личности и общества в целом.

Система непрерывного образования распространена сегодня во всем мире. Непрерывное образование выражается множеством терминов, например, продолжающееся образование, пожизненное образование, пожизненное учение, перманентное образование и другие. Одной из таких вариаций непрерывного образования является возобновляющееся образование. Оно представляет собой образование частями в течение всей жизни и подразумевает отход от длительного образования в образовательном учреждении. При возобновляющемся образовании происходит чередование процесса обучения с другими видами деятельности, в частности профессиональной.

Модернизация российского образования начинается и в проекте концепции обозначено четыре основных направления:

  • переход к непрерывному профобразованию;
  • рост качественной составляющей в профобразовании;
  • формирование инвестиционной привлекательности образования;
  • реформа общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в данном проекте состоит из трех элементов:

  • переход от управления высшими учебными заведениями к системе управления отдельными программами;
  • отказ от аккредитации вузов и переход к аккредитации учебных программ, постепенное введение кредитно-модульной системы образовательных программ;
  • создание независимых центров оценки качества образования.

Непрерывность хорошо сочетается с вариативностью образования и поддерживается многообразием видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических технологий.

Непрерывная система образования возможна при наличии сети связанных образовательных учреждений, внутри которой создается пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности современного человека.

Информационные технологии помогают успешно справиться с переходом к непрерывному образованию.

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Определение

Непрерывность – это последовательная цепь учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение обучающихся вперед на каждом из временных отрезков.

Преемственность, в свою очередь, — это непрерывность на границах различных этапов или форм обучения, по сути, это единая организация этих этапов или форм в рамках неделимой системы образования.

Схематично преемственность в образовании можно изобразить, как представлено на рисунке 2.

Рис. 2

Преемственность нуждается в разработке и принятии единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до послевузовского обучения.

В современном российском образовании отсутствует единая система, цели не согласованы между собой на стыках различных этапов и форм обучения.

Одной из важнейших задач является обеспечение целостного и содержательного единства учебной деятельности во всем образовательном процессе. Как уже говорилось, образование — это непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, соответственно необходимо говорить о единстве системы непрерывного образования.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей. Отдельные звенья образовательного процесса утрачивают свое единство. Это неизбежно отражается на формировании целостной, гармонично развитой личности и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образования на всех этапах обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждой отдельной личности.

spravochnick.ru

Непрерывное образование. Его цели, задачи и принципы.

Осознав необходимость пополнения знаний в течение всей жизни, человек должен постоянно стремиться к их расширению и обновлению, к развитию своей личности, а система образования обязана ему в этом помочь. Требовался качественный сдвиг в общественном сознании, выбор оптимальных путей для перемен в сфере образовательной практики общества.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

Различные, подчас противоречивые, подходы к трактовке непрерывного образования, в конце концов привели к следующему пониманию его сущности.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.

Итак, для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом:

  • формирования и удовлетворения его духовных потребностей,

  • развития задатков и способностей в различных учебных заведениях с помощью разных видов и форм обучения,

  • а также путем самообразования и самовоспитания.

Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению

  • благоприятных условий для общего и профессионального развития человека,

  • механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала,

  • условием развития общественного производства.

Функционирование непрерывного образования основывается на следующихпринципах, определяющих его специфику:гуманизма; демократизма; мобильности; опережения; открытости;непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования.

Он реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса. Этот принцип отвергает воспитание культа насилия, национальной и расовой исключительности, равнодушия к другим людям.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека.

Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышение квалификации; означает равенство всех граждан, независимоот сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. В основе этого принципа — демократизация всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса, широкое развитие самоуправления.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека.

Она ориентирует на использование разных методических систем и технологий, позволяющих «учиться меньше, но чаще», продуктивнее.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития,перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности.

Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средствобучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями.

Для этого требуется создание различных дополнительных форм -факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведение семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организация телевизионных и видеопрограмм.

Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается с помощью разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ. Это, в свою очередь, дает возможность человеку продвигаться в своем образовании, духовном развитии, повышать профессионализм индивидуальными темпами, включаться в те или иные звенья образовательной системы и выходить из них в случае необходимости.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества и как результат — преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом.

Опережающее отражение в содержании образования должны получить проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому: «Знания через всю жизнь».

Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

Задачи непрерывного образования

Непрерывное образование способствует решению трех основных задач:

  1. подготовке человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;

  1. совершенствованию, развитию человека, уже включенного в общественное производство, с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;

  1. разностороннему развитию личности, формированию ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей, общей культуры.

Задания для самостоятельной работы:

1. Как вы представляете себе основные тенденции развития образования в XXI века?

2. Дайте определение процесса модернизации системы образования. Какие аспекты процесса модернизации образования наиболее значимы, с вашей точки зрения? В какой степени процесс модернизации образования реализуется в деятельности вашего образовательного учреждения. Приведите примеры.

3. Обратитесь к Интернет-источникам и отберите информацию на тему: «Модернизация системы образования в мире». Определите свое отношение к прочитанному. Подготовьте по результатам своих изысканий тезисы.

4.Какие общие и особенные черты проявляются в системах образования развитых стран мира (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония) и почему? Какие глобальные тенденции можно выделить в развитии образования стран мира.

5. Какие международные соглашения в сфере высшего образования приняты в последнее время, в чем их суть? Что вы знаете о Болонском процессе? Какие задачи призваны решить европейские страны, присоединившиеся к Болонскому процессу?

6. Проанализируйте следующий текст (См. ст.: Вундеркинды цвета фиалки // Аргументы недели. – № 17 (51). – 2007).

Феномен одаренных детей с высоким уровнем интеллекта и необыкновенными способностями (например, обладающих магнитным притяжением или врожденным даром целительства) ученые стали изучать более 25 лет тому назад. Таких детей стали называть «индиго» благодаря фиолетовому цвету их ауры. Российский психолог И. Грязнова отмечает, что иммунитет детей индиго в 25 раз выше, чем у простых детей (это уже доказано). Среди 50-летних людей наблюдается индиго –1%, среди 30-летних – 10%, а среди 12-летних – 25%. Начиная с 2000 г. в мире появилось огромное количество детей с необыкновенным уровнем интеллекта.

Но высокая одаренность, гениальность – это всегда отклонение и в строении мозга, и в психическом развитии. Российский генетик В. Эфроимсон изучал биографии многих выдающихся людей. Он выявил не только династии талантливых семей, но и корреляцию гениальности с рядом врожденных отклонений в обмене веществ. Он считает, что задача воспитания – найти и раскрыть у детей блестки таланта – «стигмы». Обычно к четырем годам ребенок обнаруживает 50% тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести – 70, а к восьми – 90%. Но у многих современных малышей интеллектуальные способности проявляются уже в годовалом возрасте.

Существует множество примеров детей «индиго».В 1991 г. в МВТУ им. Баумана был принят без экзаменов 12-летний мальчик из российского города Рубцовска Алтайского края, которого звали весьма необычно: Эрнесто Евгений Санчес Шайда. Позже он стал автором нескольких гениальных изобретений. Еще более юным вундеркиндом был 10-летний Савелий Косенко, который также закончил МВТУ им. Баумана. Савелий в два года уже бегло читал, в семь — составлял программы на домашнем компьютере. Экстерном сдал экзамены за 5 классов. В 10 лет Савелий написал учебник по физике. А в десять лет и два месяца Савелий Косенко поступил в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Институт Савелий окончил в 16 лет; обучался подросток сразу на двух факультетах. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, как бы включает его в группу риска: такие люди чаще болеют.

Физиологи фиксируют существенные изменения в психофизическом развитии таких одаренных детей, обращая внимание на увеличение среди них доли астеников, то есть детей с повышенной утомляемостью, истощаемостью, нарушениями сна, удлинением сроков наступления пубертата – переходного подросткового возраста. Ученые фиксируют изменение формы черепа у детей нынешнего поколения.

Психологи утверждают, что из «фиолетовых» детей могут вырасти и гениальные художники, и жестокие бандиты, и сумасшедшие ученые, легко перешагивающие границы здравого смысла. Индиго ничего не боятся. Они настойчивы и решительны. У них потрясающая интуиция, они способны принимать верные решения. Индиго независимы и горды даже в унизительных для себя ситуациях. Они способны на ярость и жестокость в том случае, если наталкиваются на непреодолимую стену равнодушия. Некоторые из них понимают язык растений, птиц, рыб. Индиго имеют врожденный дар целительства и активно его используют, иногда даже не подозревая об этом. Они могут «читать» других людей как открытую книгу, быстро подмечать и незаметно нейтрализовывать сильно завуалированные попытки манипулировать собой.

В России еще не принята концепция воспитания и обучения детей-индиго. В США и Канаде уже несколько лет существуют специальные центры, где выявляют индиго. Для них созданы спецшколы. В Израиле проблематику индиго курирует правительство. Во Франции молодые люди с IQ выше 130 могут ехать учиться в любой престижный университет за государственный счет. Английские ученые советуют воспитывать вундеркиндов в спартанских условиях. Неслучайно, в одной из самых элитарных в мире школ колледже «Итон» в Великобритании организованы очень строгие спартанские условия пребывания.

В последние годы в США стали обращать внимание на участившиеся бунты школьников, которые сознательно противопоставляют себя окружающим. Их отнесли к разряду детей с психическими отклонениями от нормы. Этих подростков стали лечить психотропными веществами. Но после проведенного обследования выяснилось, что эти дети имеют высокий уровень интеллекта и выдающиеся способности.

Российский исследователь В. Жебит, который разрабатывает «индиговую» тему, обосновал проблему одаренных детей следующим образом:

«Гениальные личности были во все времена и во всех цивилизациях. Моцарт, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог относятся к разряду типичных индиго. Но понятие «суперинтеллект» часто смешивают с представлениями о паранормальных способностях. У индиго отмечаются проявления как выдающихся умственных способностей, так и таких способностей, как экстрасенсорика, телекинез и даже телепортация. Четко не определены критерии, по которым людей, обладающих подобными талантами, можно отнести к индиго. В том случае, если ученые откроют какие-то генетические отличия, можно будет с уверенностью говорить, что мы имеем дело с новой расой людей».

Обоснуйте ответы на следующие вопросы: Какие меры на уровне страны необходимо предпринимать, чтобы обеспечить полноценное развитие и обучение детей «индиго» – детей с высоким интеллектом и выдающимися способностями? Каковы подходы и направления воспитательной работы с детьми «индиго» в условиях учебного заведения?

Контрольные задания по теме:

studfiles.net

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития

В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности развития в современном мире. Имеет место исторические аспекты становления концепции непрерывного образования, отражаются его цели, задачи, функции, компоненты, принципы, значение для разностороннего развития личности.

Ключевые слова: система непрерывного образования, концепция, самообразование, интеграция, компетентностный подход, уровень образования, образовательная траектория.

 

Термин «непрерывное образование» многозначен. Во-первых, непрерывное образование обозначает некое постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков (ЗУН) человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде (профессиональной, социальной). Во-вторых, под этим термином понимается система взглядов на образовательный процесс в целом. Эта система рассматривает учебную деятельность как неотъемлемую и основную составляющую образа жизни человека в любом возрасте; предполагает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды жизни человека. В-третьих, непрерывное образование предусматривает постоянное обогащение творческого потенциала личности, развитие человека как творческой личности.

Непрерывное образование — процесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни.

В настоящее время непрерывное образование трактуется ещё как единая система государственных, общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны, — удовлетворять стремление человека к самообразованию, разностороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни [10].

Истоки идеи непрерывного образования можно обнаружить во взглядах Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Л. А. Сенеки, Вольтера, И. В. Гете, Ж. Ж. Руссо, которые связывали их с достижением полноценного развития человека как личности.

Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были осуществлены в XIII-XIV вв. в городах Европы на основе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами.

Основоположником современных представлений о непрерывном образовании является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, в работах которого содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.

Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появились новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающего населения. Однако к концу 60-х годов XX века концепция непрерывного образования претерпела неудачу, так и не успев стать центральной образовательной системой. Обращения к этой проблеме основаны были во многом на интуиции отдельных ученых и практиков.

Термин «непрерывное образование» впервые был употреблен в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а в 1972 году принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ образования во всех странах мира [2, с.106].

В настоящее время большое внимание уделяется развитию системы непрерывного образования. Меняются представления общества, расширяются научные знания, возникают новые взгляды на образовательный процесс, его цели, задачи, возможности. Жизнь выдвигает свои требования: развивать способность человека быстро реагировать на все изменения, проявлять инициативу, развивать коммуникативные навыки и т. п.

В условиях быстро меняющегося мира даже очень хорошего образования может быть недостаточно. Изменилась цель образования, связанная с возможностью человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Постепенно «образование на всю жизнь» заменяется «образованием через всю жизнь» [1, с.51].

Действительно, непрерывное образование — это постоянное совершенствование ЗУН человека, вызванное необходимостью «идти в ногу со временем», стремлением быть востребованным в существующей профессиональной и социальной среде.

Кроме того, непрерывное образование является важным компонентом взаимодействия науки, экономики и образования.

Идея непрерывного образования возникла также как ответ на динамичные изменения в науке и производстве. В большинстве стран мира её связывали с обучением, а впоследствии с необходимостью развития личности в процессе непрерывного образования.

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эффективность и возможность образовательной деятельности определяются взаимосвязями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами. Непрерывное образование может рассматриваться как часть структуры «обучения в течение всей жизни» [3].

Развитие системы непрерывного образования направлено на поддержку компетентностного развития личности, на реализацию концепции развивающего обучения. Компетентностный подход в образовании создает все необходимые условия для разностороннего развития личности, формирования компетенций и личностных качеств, позволяющих эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь» [3].

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Современный человек должен не только обладать определенными ЗУН, но и уметь учиться, постоянно стремиться к обогащению своих знаний, развитию умений, навыков, находить различные источники информации, т. е. заниматься самообразованием.

Самообразование может включать:

—          получение хорошего среднее профессионального, высшего профессионального образования;

—          овладение иностранными языками; ПК;

—          совершенствование своего культурно-технического уровня;

—          постоянное стремление к получению новых ЗУН, быстрому их обновлению и пополнению;

—          совершенствование таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, творческий подход к деятельности.

Таким образом, цель непрерывного образования не только в том, чтобы учить человека всю жизнь, но и в том, чтобы он учился сам [4].

Многие ученые считают, что формирование мотивационной среды необходимо начинать уже в начальной школе, учитывая физиологические и психические особенности возраста ребенка. Внедрение системы непрерывного образования предусматривает совершенствование и системы дополнительного образования. По данным Российской академии образования, до 50 % выпускников вузов работают не по специальности, а это значит, что к уже имеющемуся образованию люди вынуждены получать дополнительное (по большей части платное) [3].

Понятие системы непрерывного образования отражено в ряде стратегических документов. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г»., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, в качестве стратегической цели государственной политики в области образования определено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире [6,с.167]. Одной из важнейших задач, обеспечивающих реализацию указанной цели, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Целью утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия — 2020» является перевод к 2020 г. экономики России на новый путь развития. В качестве одной из основных задач Стратегии обозначено развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, предполагающее формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой, а также создание стимулов и условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения страны [6, с.168].

В основе системы непрерывного образования можно выделить определенные функции и компоненты, преобразующие данную систему в целостный процесс.

Так, профессор, доктор технических наук А. П. Владиславлев в своих работах в качестве основных принципов непрерывного образования выделяет:

1.         Принцип целенаправленности.

2.         Принцип индивидуализированного обучения.

3.         Принцип непрерывности, дающий человеку возможность выбирать траекторию получения образования.

4.         Принцип системности, заключающийся в том, что реализация концепции непрерывного образования должна включать не просто совершенствование работы отдельных типов образовательных учреждений, увеличение количества этих типов и направлений их деятельности, а создание именно системы непрерывного образования, основой построения которой должен стать именно системный подход.

Компонентами системы непрерывного образования являются:

—          образовательные программы;

—          образовательные структуры;

—          механизмы финансирования и управления;

—          социальная среда.

Система непрерывного образования направлена на реализацию следующих функций [9]:

—          обеспечение адаптации человека к постоянно меняющимся условиям не только профессиональной деятельности, но и социальной среды путем предоставления возможностей организации индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни;

—          укрепление, объединение образовательных ресурсов общества;

—          формирование образовательного социального партнерства как компонента гражданского общества.

Исходя из написанного, можно сказать, что непрерывное образование призвано установить более тесные связи с жизнью, проложить новые пути развития в области теории и методики обучения, обеспечить индивидуализацию обучения, использовать новые технологии, наиболее перспективные технические средства.

Непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общества. Оно становится непрерывным, связанным с жизнью, а не просто окончательным, предписанным человеку в период его обучения в школе, ссузе или вузе.

Развитие системы непрерывного образования позволяет создать все необходимые условия для обеспечения реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики [9]. Кроме того, многие ученые отмечают, что система непрерывного образования играет важную роль при формировании кадров для инновационного развития регионов нашей страны.

 

Литература:

 

1.         Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки / Э. Д. Днепров.- М.: Мариос, 2011.- 455 с.

2.         Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник ТГПУ.-2009.- № 7.-С.106.

3.         Концепция непрерывного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http// www.ido.tsu.ru

4.         Непрерывное образование [Электронный ресурс].- Режим доступа: http// www.womanwiki.ru

5.         Кулешов,И. В. Современная концепция непрерывного образования [Электронный ресурс] / И. В. Кулешов.-М.,2012.- Режим доступа: www.sch2929.edusite.ru

6.         Андреев, В. Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона / В. Н. Андреев // Псковский региональный журнал.-2013.- № 15.-С.167–172.

7.         Нюденова, Э. К. Тенденции развития среднего профессионального образования в условиях ВУЗА (на примере Калмыцкого госуниверситета) / Э. К. Нюденова // Вестник Бурятского государственного университета.- 2010.- № 1.- С.28–31.

8.         Игнатович, Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования / Е. В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век.- 2013.- № 2.-С.1–9.

9.         Омарова, Алина. Актуальность получения непрерывного образования [Электронный ресурс] / Алина Омарова // ДГПУ.-2011.- Режим доступа: http// www.mon-amina.livejournal.com

10.     Непрерывное образование [Электронный ресурс] / Гуманитарно- правовой портал.- Режим доступа: http// psyera.ru

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, развитие системы, жизнь, система, Российская Федерация, социальная среда, разностороннее развитие личности, образовательный процесс, образовательная деятельность, XIII-XIV.

moluch.ru

Непрерывное образование — это… Что такое Непрерывное образование?

   — процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью Н.о. является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором Н.о. служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека. Этим определяется упорядочение множества образовательных структур — основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систему. Единство целей Н.о. как системы и специфических задач каждого её звена органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления.

   Н.о. как педагогическая система — это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека Н.о. выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования. Для государства Н.о. является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества в целом Н.о. является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны. Для мирового сообщества Н.о. выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности. В мировой педагогике понятие «Н.о.» выражается рядом терминов, среди которых «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К понятию «Н.о.» тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности, гл.о. с работой. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам Н.о. (преимущественно в русле образования взрослых). С 1973 действует Международный совет по образованию взрослых. С начала 80-х гг. выходит «Международный журнал непрерывного образования»; с 1994 в Канаде издаётся международный электронный журнал «The International Journal of Continung Education Practice», посвящённый практике Н.о.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 168)

   — образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласовынных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни.

   (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 55)

   — единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностец человека. Нередко понимается как «продолженное образование», «образование через всю жизнь». Входит в понятие «возобновляемое образование».

   (Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. — Уфа, 2004. С. 35)

   34(2)7

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

pedagogical_dictionary.academic.ru

Непрерывное образование. Его цели, задачи и принципы.

Осознав необходимость пополнения знаний в течение всей жизни, человек должен постоянно стремиться к их расширению и обновлению, к развитию своей личности, а система образования обязана ему в этом помочь. Требовался качественный сдвиг в общественном сознании, выбор оптимальных путей для перемен в сфере образовательной практики общества.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

Различные, подчас противоречивые, подходы к трактовке непрерывного образования, в конце концов привели к следующему пониманию его сущности.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.

Итак, для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом:

  • формирования и удовлетворения его духовных потребностей,

  • развития задатков и способностей в различных учебных заведениях с помощью разных видов и форм обучения,

  • а также путем самообразования и самовоспитания.

Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению

  • благоприятных условий для общего и профессионального развития человека,

  • механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала,

  • условием развития общественного производства.

Функционирование непрерывного образования основывается на следующихпринципах, определяющих его специфику:гуманизма; демократизма; мобильности; опережения; открытости;непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования.

Он реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса. Этот принцип отвергает воспитание культа насилия, национальной и расовой исключительности, равнодушия к другим людям.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека.

Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышение квалификации; означает равенство всех граждан, независимоот сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. В основе этого принципа — демократизация всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса, широкое развитие самоуправления.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека.

Она ориентирует на использование разных методических систем и технологий, позволяющих «учиться меньше, но чаще», продуктивнее.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития,перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности.

Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средствобучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями.

Для этого требуется создание различных дополнительных форм -факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведение семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организация телевизионных и видеопрограмм.

Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается с помощью разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ. Это, в свою очередь, дает возможность человеку продвигаться в своем образовании, духовном развитии, повышать профессионализм индивидуальными темпами, включаться в те или иные звенья образовательной системы и выходить из них в случае необходимости.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества и как результат — преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом.

Опережающее отражение в содержании образования должны получить проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому: «Знания через всю жизнь».

Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

Задачи непрерывного образования

Непрерывное образование способствует решению трех основных задач:

  1. подготовке человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;

  2. совершенствованию, развитию человека, уже включенного в общественное производство, с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;

  3. разностороннему развитию личности, формированию ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей, общей культуры.

Задания для самостоятельной работы:

1. Как вы представляете себе основные тенденции развития образования в XXI века?

2. Дайте определение процесса модернизации системы образования. Какие аспекты процесса модернизации образования наиболее значимы, с вашей точки зрения? В какой степени процесс модернизации образования реализуется в деятельности вашего образовательного учреждения. Приведите примеры.

3. Обратитесь к Интернет-источникам и отберите информацию на тему: «Модернизация системы образования в мире». Определите свое отношение к прочитанному. Подготовьте по результатам своих изысканий тезисы.

4.Какие общие и особенные черты проявляются в системах образования развитых стран мира (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония) и почему? Какие глобальные тенденции можно выделить в развитии образования стран мира.

5. Какие международные соглашения в сфере высшего образования приняты в последнее время, в чем их суть? Что вы знаете о Болонском процессе? Какие задачи призваны решить европейские страны, присоединившиеся к Болонскому процессу?

6. Проанализируйте следующий текст (См. ст.: Вундеркинды цвета фиалки // Аргументы недели. – № 17 (51). – 2007).

Феномен одаренных детей с высоким уровнем интеллекта и необыкновенными способностями (например, обладающих магнитным притяжением или врожденным даром целительства) ученые стали изучать более 25 лет тому назад. Таких детей стали называть «индиго» благодаря фиолетовому цвету их ауры. Российский психолог И. Грязнова отмечает, что иммунитет детей индиго в 25 раз выше, чем у простых детей (это уже доказано). Среди 50-летних людей наблюдается индиго –1%, среди 30-летних – 10%, а среди 12-летних – 25%. Начиная с 2000 г. в мире появилось огромное количество детей с необыкновенным уровнем интеллекта.

Но высокая одаренность, гениальность – это всегда отклонение и в строении мозга, и в психическом развитии. Российский генетик В. Эфроимсон изучал биографии многих выдающихся людей. Он выявил не только династии талантливых семей, но и корреляцию гениальности с рядом врожденных отклонений в обмене веществ. Он считает, что задача воспитания – найти и раскрыть у детей блестки таланта – «стигмы». Обычно к четырем годам ребенок обнаруживает 50% тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести – 70, а к восьми – 90%. Но у многих современных малышей интеллектуальные способности проявляются уже в годовалом возрасте.

Существует множество примеров детей «индиго».В 1991 г. в МВТУ им. Баумана был принят без экзаменов 12-летний мальчик из российского города Рубцовска Алтайского края, которого звали весьма необычно: Эрнесто Евгений Санчес Шайда. Позже он стал автором нескольких гениальных изобретений. Еще более юным вундеркиндом был 10-летний Савелий Косенко, который также закончил МВТУ им. Баумана. Савелий в два года уже бегло читал, в семь — составлял программы на домашнем компьютере. Экстерном сдал экзамены за 5 классов. В 10 лет Савелий написал учебник по физике. А в десять лет и два месяца Савелий Косенко поступил в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Институт Савелий окончил в 16 лет; обучался подросток сразу на двух факультетах. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, как бы включает его в группу риска: такие люди чаще болеют.

Физиологи фиксируют существенные изменения в психофизическом развитии таких одаренных детей, обращая внимание на увеличение среди них доли астеников, то есть детей с повышенной утомляемостью, истощаемостью, нарушениями сна, удлинением сроков наступления пубертата – переходного подросткового возраста. Ученые фиксируют изменение формы черепа у детей нынешнего поколения.

Психологи утверждают, что из «фиолетовых» детей могут вырасти и гениальные художники, и жестокие бандиты, и сумасшедшие ученые, легко перешагивающие границы здравого смысла. Индиго ничего не боятся. Они настойчивы и решительны. У них потрясающая интуиция, они способны принимать верные решения. Индиго независимы и горды даже в унизительных для себя ситуациях. Они способны на ярость и жестокость в том случае, если наталкиваются на непреодолимую стену равнодушия. Некоторые из них понимают язык растений, птиц, рыб. Индиго имеют врожденный дар целительства и активно его используют, иногда даже не подозревая об этом. Они могут «читать» других людей как открытую книгу, быстро подмечать и незаметно нейтрализовывать сильно завуалированные попытки манипулировать собой.

В России еще не принята концепция воспитания и обучения детей-индиго. В США и Канаде уже несколько лет существуют специальные центры, где выявляют индиго. Для них созданы спецшколы. В Израиле проблематику индиго курирует правительство. Во Франции молодые люди с IQ выше 130 могут ехать учиться в любой престижный университет за государственный счет. Английские ученые советуют воспитывать вундеркиндов в спартанских условиях. Неслучайно, в одной из самых элитарных в мире школ колледже «Итон» в Великобритании организованы очень строгие спартанские условия пребывания.

В последние годы в США стали обращать внимание на участившиеся бунты школьников, которые сознательно противопоставляют себя окружающим. Их отнесли к разряду детей с психическими отклонениями от нормы. Этих подростков стали лечить психотропными веществами. Но после проведенного обследования выяснилось, что эти дети имеют высокий уровень интеллекта и выдающиеся способности.

Российский исследователь В. Жебит, который разрабатывает «индиговую» тему, обосновал проблему одаренных детей следующим образом:

«Гениальные личности были во все времена и во всех цивилизациях. Моцарт, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог относятся к разряду типичных индиго. Но понятие «суперинтеллект» часто смешивают с представлениями о паранормальных способностях. У индиго отмечаются проявления как выдающихся умственных способностей, так и таких способностей, как экстрасенсорика, телекинез и даже телепортация. Четко не определены критерии, по которым людей, обладающих подобными талантами, можно отнести к индиго. В том случае, если ученые откроют какие-то генетические отличия, можно будет с уверенностью говорить, что мы имеем дело с новой расой людей».

Обоснуйте ответы на следующие вопросы: Какие меры на уровне страны необходимо предпринимать, чтобы обеспечить полноценное развитие и обучение детей «индиго» – детей с высоким интеллектом и выдающимися способностями? Каковы подходы и направления воспитательной работы с детьми «индиго» в условиях учебного заведения?

Контрольные задания по теме:

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *