Демократические страны. Полная демократия. Рейтинг стран мира по уровню демократии
В истории становления любого государства есть примеры людей, которые боролись за свободу народа, равенство перед законом и культуру правления. Демократические порядки устанавливались в разных странах по-своему. Над определением демократии раздумывало множество ученых и исследователей.
Они смотрели на этот термин и с политической точки зрения, и с философской. И смогли дать эмпирическое описание разнообразных практик. Тем не менее теория не всегда давала свои плоды. Чаще всего на формирование понятие влияла практика государств. Благодаря ей можно было установить и создать нормативные модели демократического устройства. Сегодня в политологии трудно найти одно-единственное определение того или иного понятия. Поэтому прежде чем мы узнаем, какие демократические страны остались на карте мира, разберемся с общими терминами.
Власть народу
Демократия – это древнегреческий термин, который дословно трактуется как «власть народа». В политической науке это понятие обозначает режим, фундаментом для которого служит принятие коллективного решения. При этом воздействие на каждого члена должно быть равным.
В принципе, такой метод применим к разнообразным организациям и структурам. Но наиболее важным его приложением по сей день является держава. Это связано с тем, что государство имеет большую власть, а поэтому организовать ее и справляться с ней трудно.
Итак, демократические страны в этом аспекте должны характеризоваться по следующим признакам:
- Осуществление людьми честных и обязательных выборов своего лидера.
- Легитимный источник власти – народ.
- Самоуправление обществом происходит ради удовлетворения интересов и установления общего блага в стране.
Каждый член общества имеет свои права, которые необходимы для обеспечения народного правления. К демократии часто относят целый спектр ценностей, который является «лакмусовой бумажкой» в политических опытах:
- Равенство, как политическое, так и социальное.
- Свобода.
- Законность;
- Права человека.
- Право на самоопределение и др.
Неточности
Вот отсюда-то и начинаются неточности. Идеала народовластия трудно достичь, поэтому толкование «демократии» разнится. Уже с 18 века появились типы, точнее, модели этого режима. Наиболее известным считается прямая демократия. Эта модель предполагает принятие решения гражданами за счет консенсуса либо путем подчинения меньшинства большинству.
Рядом можно указать и представительную демократию. Этот тип предполагает принятие решения народом через избранных им депутатов либо других лиц, имеющих определенные должности. В этом случае эти персоны делают выбор, опираясь на мнение тех, кто им доверился, а после отвечают за результат перед ними.
За что боролись?
Нужно понимать, что такой политический режим, как демократия, работает на то, чтобы ограничить произвол и злоупотребление властью. Этого всегда было сложно достичь, особенно в тех странах, где гражданские свободы и другие ценности не были признанными правительством и оставались беззащитными в политической системе.
Сейчас понятие «демократия» имеет две стороны медали. Народовластие нынче стали отождествлять с либеральным управлением. Благодаря этому типу демократии наряду с честными и открытыми периодическими выборами существует верховенство права, раздел и ограничение власти, установленное конституцией.
С другой стороны, многие экономисты и политологи считают, что реализовать право принятия решений, связанных с политикой, а также влияние народа на систему государства, невозможно без становления социальных прав, низкого уровня неравенства в социально-экономическом аспекте, а также равноправия возможностей.
Угрозы
Демократические страны всегда стоят перед угрозой авторитарного режима. Главной проблемой для такой системы правления всегда остается сепаратизм, терроризм, рост социального неравенства или миграция. Несмотря на то что в мире существует множество организаций, которые защищают свободу и права граждан, история не лишена случаев, когда были спровоцированы спорные политические конфликты.
Современное положение вещей
Прежде чем мы рассмотрим самые демократические страны мира, следует посмотреть на общую картину современного положения. Несмотря на разнообразия режимов народовластия, нынче число стран-демократов наибольшее за всю историю. Больше половины всего населения земного шара может участвовать в выборах. При этом даже такой режим, как диктатура, с легкостью может существовать от имени народа.
Известно, что те страны, которые функционируют под демократическим режимом, наделили правом голоса почти всё совершеннолетнее население. Но позже столкнулись с такой проблемой, что интерес к политической жизни начал резко падать. К примеру, в США участие в выборах принимает 30-40% населения.
Этому есть несколько причин. Чтобы полностью разобраться с политикой своей страны, необходимо запастись не просто терпением, но и вагоном времени. Некоторые граждане считают, что политики больше уделяют времени политической гонке и собственным интересам. Другие и вовсе не видят различий между противоборствующими партиями. Так или иначе, современное положение вещей ведет к тому, что снова возрождается интерес к прямой форме демократии.
Аналитика
Многие политологи работали над тем, чтобы каждое государство мира получило свое определение. Британский исследовательский центр рассчитал методику, которая могла бы определить рейтинг стран мира по уровню демократии. Теперь можно классифицировать 167 стран. Каждая из них имеет свой индекс демократии.
Ныне сложно сказать, насколько объективным можно считать отбор государств по этому принципу. Всего существует 5 категорий по 12 показателей. Впервые индекс применили в 2006 году. За это время было несколько поправок, связанных с изменениями в политической картине мира. И даже спустя 10 лет не известно, кто же входит в комиссию: возможно, это сотрудники исследовательского центра, а может, независимые ученые.
Принцип
Итак, чтобы ранжировать государство на четыре категории, необходимо измерить уровень демократии внутри страны. Также нужно исследовать экспертные оценки и результаты опросов общественного мнения. Каждую страну характеризуют по 60 показателям, которые группируют в несколько категорий:
- Процесс выборов и плюрализм.
- Работа правительства.
- Участие граждан в политике своего государства.
- Политическая культура.
- Гражданские свободы.
Категории
По этому принципу страны можно разделить на несколько категорий. Первая – полная демократия. Многие и по сей день считают, что данный режим является недостижимым теоретическим идеалом. И тем не менее на данный момент в эту категорию входит 26 стран – это 12% всего населения. Есть мнение, что почти половину всех стран можно отнести к этому типу, но экспертное мнение немного разнится. 51 государство они относят в категорию «недостаточная демократия».
Третьей категорией считается гибридный режим, который является симбиозом народовластия и авторитаризма. В мире существует 39 держав с таким типом. Оставшиеся 52 страны все еще сохраняют авторитарный режим. Кстати, к четвертой категории можно отнести треть населения планеты – более 2.5 миллиарда человек.
Первый из первых
Последняя известная индексация была осуществлена в 2014 году. Всего к полноценной демократии можно отнести 25 стран. В первую десятку входит Исландия, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Нидерланды, Швейцария и Австралия.
Лидером уже несколько лет подряд считается Норвегия. Эта конституционная монархия получила индекс 9.93. Это государство в Северной Европе занимает часть Скандинавского полуострова. Ныне королем Норвегии является Харальд V. Унитарное государство основывается на принципе парламентской демократии.
Родина Пеппи Длинныйчулок
Второе место занимает Швеция (9.73). Это государство находится по соседству с Норвегией. Расположено также на Скандинавском полуострове. Державой управляет Карл XVI Густав. Форма правления построена также на принципе парламентской демократии в симбиозе с конституционной монархией.
Маленькое государство
Третье место с индексом 9.58 занимает Исландия. На карте эту страну можно найти рядом с Европой. Это островное государство.
Президентом является Гвюдни Йоуханнессон, который в июне этого года занял пост. Он является независимым кандидатом. Также знаменит тем, что имеет научную степень – профессор исторических наук. Несмотря на то что Исландия на карте еле заметна, эта страна находится не только в тройке лидеров демократических стран, но и знаменита благодаря другим своим рекордам. Например, как самый большой остров вулканического происхождения.В надежных руках
Новая Зеландия заняла четвертую строчку (9.26). Это государство находится в Полинезии, в юго-западной части Тихого океана. Как и в Норвегии, здесь главенствует конституционная монархия и парламентская демократия. Этой страной правит знаменитая королева Елизавета II. Кстати, помимо того, что она является главой Британского Содружества наций и непосредственно Британии, она также королева 15-ти независимых государств, в том числе Канады, Белиза, Барбадоса, Гренады и др. Непосредственно в самой Новой Зеландии есть генерал-губернатор Джерри Матепараи.
Женская опека
Дания также попала в демократические страны и заняла в рейтинге пятое место (9.11). Еще одно государство, которое находится в Северной Европе. Этой державой также правит женщина – Маргрете II. Поэтому Дания – это конституционная монархия. Королеве помогает однопалатный парламент, который называется фолькетинг.
Сложное политическое устройство
Швейцария занимает шестую строчку (9.09). Это федеративная республика, конфедерация, которая работает с двухпалатным парламентом и по принципу полупрямой демократии. Швейцария имеет непростое политическое устройство. Президент Йоханн Шнайдер-Амманн является председателем Федеративного совета, но по факту он не является главой государства. Эта роль отведена всем членам совета. Хотя в случае сложных политических решений, его голос будет решающим.
Президент считается первым среди равных и у него нет полномочий руководить членами Федеративного совета. Избирается лишь на год. Причем делает это не народ, а члены совета. Их всего семь человек. Помимо того, что они коллективно управляют государством, каждый из них имеет свой департамент. Например, нынешний президент отвечает за Федеральный департамент по экономическим вопросам, образованию и исследованиям.
Многонациональная страна
Седьмое место заняла Канада (9.08). Это государство находится в Северной Америке. Как уже говорилось ранее, главой государства является королева Великобритании. Но внутри страны правит генерал-губернатор Дэвид Джонстон. Канада – это федерация с парламентарной монархией и парламентской демократией.
Государство состоит из 10-ти провинций. Наиболее популярной считается Квебек. Именно тут проживает большая часть франкоговорящего населения. Остальные провинции в большей степени являются «английскими».
Стабильность
С индексом 9.03 восьмое место заняла Финляндия. Характеристика страны главным образом базируется на оценке державы, как самой стабильной. В 2010 году государство стало лучшим в мире. Находится оно на севере Европы. Это парламентско-президентская республика, основанная на парламентской демократии. С 2012 года главой государства является Саули Нийнистё.
Президент избран всенародным голосованием сроком на шесть лет. Высшая исполнительная власть принадлежит ему. Часть законодательной власти также находится в руках главы страны, но вторую половину контролирует парламент – Эдускунте.
Государство-материк
Австралия занимает 9-е место в рейтинге демократических стран мира (9.01). Эта держава находится по соседству с Новой Зеландией и занимает одноименный материк. Главой страны считается королева Британского Содружества наций. Генерал-губернатор – Питер Косгроув. Австралия – это парламентарная монархия, которая существует как и все доминионы Великобритании. Деятельность правительства на прямую связана с Елизаветой II и Тайным советом.
Австралия признана одной из самых развитых стран мира. У неё стабильная экономика, высокий показатель ВВП на душу население. Она занимает второе место по индексу развития человеческого потенциала и с легкостью могла бы стать первой в рейтинге демократических стран.
Топ-10
Завершают первую десятку стран с полноценной демократией Нидерланды (8.92). Это государство является конституционной монархией. В данный момент глава королевства Виллем-Александр. В Нидерландах функционирует двухпалатный парламент, который основывается на парламентскую демократию. Столицей государства принято считать Амстердам. Именно тут монарх приносит присягу на верность королевству. Но существует и фактическая столица Гаага, где разместилась резиденция правительства.
Другие лидеры
В 26 государств с полноценной демократией также входит Великобритания, Испания, Ирландия, США, Япония, Южная Корея, Уругвая, Германия и др. Но стоит, пожалуй, упомянуть о последних местах рейтинга, о тех странах, которые подвластны авторитарному режиму. На 167-м месте расположилась Северная Корея с индексом 1.08. Немного выше её в рейтинге находятся Центрально-Африканская республика, ЧАД, Экваториальная Гвинея, Сирия, Иран, Туркменистан и Конго.
Россия занимает 117 строчку с рейтингом 3.92. Перед ней находится Камерун, после — Ангола. Белоруссия находится еще ниже России, на 139 месте (3.16). Обе страны относятся к категории «авторитарный режим». Украина находится на 79 месте в категории переходной режим и с индексом 5.94.
Нет развития
За несколько последних лет демократические страны Европы утратили свои позиции. Особенно это относится к восточной территории. Вместе с Россией упали в рейтинге и остальные страны СНГ. Некоторые сдали свои позиции незначительно, некоторые — на 5-7 ступеней.
С 2013 года глобальное народовластие остановилось. У этого режима нет регресса, но и прогресс не наблюдается. Такая ситуация относится к общей картине мира. В отдельных примерах все же заметен регресс. Многие государства теряют свои демократические процессы. Особенно на это влияет экономический кризис.
Авторитарные режимы, наоборот, стали еще более мощными. Так, демократия, которая наращивалась в мире начиная с 1974 года, ныне имеет рецессивный характер. Помимо того, что начинается снижение доверия к политическим институтам, особенно это касается Европы. Также и сам процесс народовластия не приносит населению желаемого результата.
fb.ru
1 | Норвегия | 9.93 | Абсолютная демократия | 10 | 9.64 | 10 | 10 | 10 |
2 | Исландия | 9.5 | Абсолютная демократия | 10 | 8.93 | 8.89 | 10 | 9.71 |
3 | Швеция | 9.39 | Абсолютная демократия | 9.58 | 9.64 | 8.33 | 10 | 9.41 |
4 | Новая Зеландия | 9.26 | Абсолютная демократия | 10 | 9.29 | 8.89 | 8.13 | 10 |
5 | Дания | 9.2 | Абсолютная демократия | 9.58 | 9.29 | 8.33 | 9.38 | 9.41 |
6 | Канада | 9.15 | Абсолютная демократия | 9.58 | 9.64 | 7.78 | 8.75 | 10 |
7 | Ирландия | 9.15 | Абсолютная демократия | 9.58 | 7.86 | 8.33 | 10 | 10 |
8 | Швейцария | 9.09 | Абсолютная демократия | 9.58 | 9.29 | 7.78 | 9.38 | 9.41 |
9 | Финляндия | 9.03 | Абсолютная демократия | 10 | 8.93 | 7.78 | 8.75 | 9.71 |
10 | Австралия | 9.01 | Абсолютная демократия | 9.58 | 8.93 | 7.78 | 8.75 | 10 |
11 | Люксембург | 8.81 | Абсолютная демократия | 10 | 8.93 | 6.67 | 8.75 | 9.71 |
12 | Нидерланды | 8.8 | Абсолютная демократия | 9.58 | 8.57 | 8.33 | 8.13 | 9.41 |
13 | Германия | 8.63 | Абсолютная демократия | 9.58 | 8.57 | 7.78 | 7.5 | 9.71 |
14 | Австрия | 8.41 | Абсолютная демократия | 9.58 | 7.86 | 8.33 | 6.88 | 9.41 |
15 | Мальта | 8.39 | Абсолютная демократия | 9.17 | 8.21 | 6.11 | 8.75 | 9.71 |
16 | Великобритания | 8.36 | Абсолютная демократия | 9.58 | 7.14 | 7.22 | 8.75 | 9.12 |
17 | Испания | 8.3 | Абсолютная демократия | 9.58 | 7.14 | 7.22 | 8.13 | 9.41 |
18 | Маврикий | 8.28 | Абсолютная демократия | 9.17 | 8.21 | 5.56 | 8.75 | 9.71 |
19 | Уругвай | 8.17 | Абсолютная демократия | 10 | 8.93 | 4.44 | 7.5 | 10 |
20 | Япония | 7.99 | Ограниченная демократия | 8.75 | 8.21 | 6.67 | 7.5 | 8.82 |
21 | Соединенные Штаты | 7.98 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.14 | 7.22 | 8.13 | 8.24 |
22 | Италия | 7.98 | Ограниченная демократия | 9.58 | 6.43 | 7.22 | 8.13 | 8.53 |
23 | Кабо-Верде | 7.94 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.86 | 6.67 | 6.88 | 9.12 |
24 | Франция | 7.92 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 7.78 | 6.25 | 8.82 |
25 | Южная Корея | 7.92 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.5 | 7.72 | 7.5 | 8.24 |
26 | Коста-Рика | 7.88 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 6.11 | 6.88 | 9.71 |
27 | Ботсвана | 7.87 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.14 | 6.11 | 7.5 | 9.41 |
28 | Португалия | 7.86 | Ограниченная демократия | 9.58 | 6.79 | 6.67 | 6.88 | 9.41 |
29 | Израиль | 7.85 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.5 | 8.89 | 7.5 | 6.18 |
30 | Эстония | 7.85 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.86 | 6.11 | 6.88 | 8.82 |
31 | Чешская Республика | 7.82 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 6.67 | 6.88 | 8.82 |
32 | Индия | 7.81 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.5 | 7.22 | 5.63 | 9.12 |
33 | Тайвань | 7.79 | Ограниченная демократия | 9.58 | 8.21 | 6.11 | 5.63 | 9.41 |
34 | Чили | 7.78 | Ограниченная демократия | 9.58 | 8.57 | 4.44 | 6.88 | 9.41 |
35 | Бельгия | 7.77 | Ограниченная демократия | 9.58 | 8.57 | 5 | 6.88 | 8.82 |
36 | Кипр | 7.65 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.43 | 6.67 | 6.88 | 9.12 |
37 | Словения | 7.51 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 6.67 | 5.63 | 8.53 |
38 | Литва | 7.47 | Ограниченная демократия | 9.58 | 5.71 | 6.11 | 6.25 | 9.71 |
39 | Южная Африка | 7.41 | Ограниченная демократия | 7.92 | 7.86 | 8.33 | 5 | 7.94 |
40 | Ямайка | 7.39 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.79 | 5 | 6.88 | 9.12 |
41 | Латвия | 7.31 | Ограниченная демократия | 9.58 | 5.71 | 5.56 | 6.88 | 8.82 |
42 | Словакия | 7.29 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 5.56 | 5.63 | 8.53 |
43 | Восточный Тимор | 7.24 | Ограниченная демократия | 8.67 | 7.14 | 5.56 | 6.88 | 7.94 |
44 | Греция | 7.23 | Ограниченная демократия | 9.58 | 5.36 | 6.11 | 6.25 | 8.82 |
45 | Панама | 7.13 | Ограниченная демократия | 9.58 | 6.43 | 6.11 | 5 | 8.82 |
46 | Тринидад и Тобаго | 7.1 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 5.56 | 5 | 8.24 |
47 | Болгария | 7.01 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.07 | 7.22 | 4.38 | 8.24 |
48 | Индонезия | 6.97 | Ограниченная демократия | 7.75 | 7.14 | 6.67 | 6.25 | 7.06 |
49 | Аргентина | 6.96 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5 | 6.11 | 6.88 | 7.65 |
50 | Филиппины | 6.94 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.71 | 7.22 | 4.38 | 8.24 |
51 | Бразилия | 6.9 | Ограниченная демократия | 9.58 | 6.79 | 5.56 | 3.75 | 8.82 |
52 | Польша | 6.83 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.71 | 6.67 | 4.38 | 8.24 |
53 | Суринам | 6.77 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.43 | 5 | 5 | 8.24 |
54 | Хорватия | 6.75 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.07 | 5.56 | 5 | 7.94 |
54 | Гана | 6.75 | Ограниченная демократия | 8.33 | 5.71 | 6.11 | 6.25 | 7.35 |
56 | Венгрия | 6.72 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.07 | 4.44 | 6.88 | 7.06 |
57 | Доминиканская Республика | 6.67 | Ограниченная демократия | 8.75 | 5.71 | 5 | 6.25 | 7.65 |
58 | Колумбия | 6.67 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.14 | 4.44 | 4.38 | 8.24 |
59 | Перу | 6.65 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.36 | 6.11 | 4.38 | 8.24 |
60 | Сальвадор | 6.64 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.07 | 4.44 | 5 | 8.53 |
61 | Румыния | 6.62 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.71 | 5 | 5 | 8.24 |
62 | Монголия | 6.62 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.71 | 5 | 5 | 8.24 |
63 | Лесото | 6.59 | Ограниченная демократия | 8.25 | 5.36 | 6.67 | 5.63 | 7.06 |
64 | Сербия | 6.57 | Ограниченная демократия | 8.75 | 5.36 | 6.67 | 5 | 7.06 |
65 | Малайзия | 6.54 | Ограниченная демократия | 6.92 | 7.86 | 6.11 | 6.25 | 5.59 |
66 | Шри-Ланка | 6.48 | Ограниченная демократия | 7.83 | 6.79 | 5 | 6.88 | 5.88 |
67 | Мексика | 6.47 | Ограниченная демократия | 7.92 | 6.07 | 7.22 | 4.38 | 6.76 |
68 | Гонконг | 6.42 | Ограниченная демократия | 3.92 | 5.71 | 5.56 | 7.5 | 9.41 |
69 | Тунис | 6.4 | Ограниченная демократия | 6 | 6.07 | 7.78 | 6.25 | 5.58 |
70 | Сингапур | 6.38 | Ограниченная демократия | 4.33 | 7.86 | 6.11 | 6.25 | 7.35 |
71 | Намибия | 6.31 | Ограниченная демократия | 5.67 | 5.36 | 6.67 | 5.63 | 8.24 |
72 | Парагвай | 6.27 | Ограниченная демократия | 8.33 | 5.71 | 5 | 4.38 | 7.94 |
73 | Гайана | 6.25 | Ограниченная демократия | 8.33 | 5.36 | 6.11 | 4.38 | 7.06 |
74 | Сенегал | 6.21 | Ограниченная демократия | 7.92 | 5.36 | 4.44 | 6.25 | 7.06 |
75 | Папуа — Новая Гвинея | 6.03 | Ограниченная демократия | 6.92 | 6.07 | 3.89 | 5.63 | 7.65 |
76 | Молдова | 6.01 | Ограниченная демократия | 7.92 | 4.29 | 6.11 | 4.38 | 7.35 |
77 | Замбия | 5.99 | Смешанный режим | 7.08 | 5.36 | 3.89 | 6.88 | 6.76 |
78 | Грузия | 5.93 | Смешанный режим | 8.67 | 4.29 | 6.11 | 5 | 5.59 |
79 | Гондурас | 5.92 | Смешанный режим | 9.17 | 5.71 | 3.89 | 4.38 | 6.47 |
79 | Гватемала | 5.92 | Смешанный режим | 7.92 | 6.07 | 3.89 | 4.38 | 7.35 |
81 | Албания | 5.91 | Смешанный режим | 7 | 4.36 | 5.56 | 5 | 7.65 |
82 | Эквадор | 5.81 | Смешанный режим | 8.25 | 4.64 | 5 | 4.38 | 6.76 |
83 | Танзания | 5.76 | Смешанный режим | 7 | 5 | 5.56 | 6.25 | 5 |
84 | Бангладеш | 5.73 | Смешанный режим | 7.42 | 5.07 | 5 | 4.38 | 6.76 |
85 | Черногория | 5.72 | Смешанный режим | 7.08 | 5.36 | 5 | 4.38 | 6.76 |
86 | Украина | 5.7 | Смешанный режим | 5.83 | 3.93 | 6.67 | 5 | 7.06 |
86 | Мали | 5.7 | Смешанный режим | 7.42 | 3.93 | 4.44 | 6.25 | 6.47 |
88 | Бенин | 5.67 | Смешанный режим | 6.5 | 5.36 | 5 | 5.63 | 5.88 |
89 | Фиджи | 5.64 | Смешанный режим | 4.58 | 5.71 | 6.67 | 5.63 | 5.59 |
90 | Боливия | 5.63 | Смешанный режим | 7 | 5.36 | 5 | 3.75 | 7.06 |
91 | Малави | 5.55 | Смешанный режим | 6.58 | 4.29 | 4.44 | 6.25 | 6.18 |
92 | Кения | 5.33 | Смешанный режим | 4.33 | 5 | 6.67 | 5.63 | 5 |
93 | Либерия | 5.31 | Смешанный режим | 7.83 | 2.57 | 5.56 | 5 | 5.59 |
94 | Уганда | 5.26 | Смешанный режим | 5.25 | 3.57 | 4.44 | 6.88 | 6.18 |
95 | Македония | 5.23 | Смешанный режим | 6.92 | 3.21 | 6.11 | 3.75 | 6.18 |
96 | Мадагаскар | 5.07 | Смешанный режим | 5.92 | 3.57 | 5.56 | 5.63 | 4.71 |
97 | Турция | 5.04 | Смешанный режим | 5.83 | 6.07 | 5 | 5.63 | 2.65 |
98 | Киргизия | 4.93 | Смешанный режим | 7.42 | 2.93 | 5.56 | 3.75 | 5 |
98 | Бутан | 4.93 | Смешанный режим | 8.33 | 5.36 | 2.78 | 4.38 | 3.82 |
100 | Таиланд | 4.92 | Смешанный режим | 4.5 | 3.93 | 5 | 5 | 6.18 |
101 | Босния и Герцеговина | 4.87 | Смешанный режим | 6.5 | 2.93 | 5 | 3.75 | 6.18 |
102 | Ливан | 4.86 | Смешанный режим | 4.42 | 2.14 | 7.78 | 4.38 | 5.59 |
102 | Непал | 4.86 | Смешанный режим | 4.33 | 4.29 | 4.44 | 5.63 | 5.59 |
104 | Никарагуа | 4.81 | Смешанный режим | 4.5 | 3.29 | 3.89 | 5.63 | 6.76 |
105 | Марокко | 4.77 | Смешанный режим | 4.75 | 4.64 | 4.44 | 5.63 | 4.41 |
106 | Буркина-Фасо | 4.7 | Смешанный режим | 4.42 | 4.29 | 4.44 | 5.63 | 4.71 |
107 | Венесуэла | 4.68 | Смешанный режим | 5.67 | 2.5 | 5.56 | 4.38 | 5.29 |
108 | Сьерра-Леоне | 4.55 | Смешанный режим | 6.58 | 1.86 | 2.78 | 6.25 | 5.29 |
109 | Нигерия | 4.5 | Смешанный режим | 6.08 | 4.29 | 3.33 | 4.38 | 4.41 |
110 | Палестина | 4.49 | Смешанный режим | 4.33 | 2.14 | 7.78 | 4.38 | 3.82 |
111 | Пакистан | 4.33 | Смешанный режим | 6 | 5.36 | 2.78 | 2.5 | 5 |
112 | Камбоджа | 4.27 | Смешанный режим | 3.17 | 5.71 | 3.33 | 5 | 4.12 |
113 | Мьянма | 4.2 | Смешанный режим | 3.17 | 3.57 | 4.44 | 6.88 | 2.94 |
114 | Ирак | 4.08 | Смешанный режим | 4.33 | 0.07 | 7.22 | 4.38 | 4.41 |
115 | Мозамбик | 4.02 | Смешанный режим | 4.42 | 2.14 | 5 | 5 | 3.53 |
115 | Гаити | 4.02 | Смешанный режим | 5.17 | 2.21 | 2.22 | 3.75 | 6.76 |
117 | Мавритания | 3.96 | Авторитаризм | 3 | 4.29 | 5 | 3.13 | 4.41 |
117 | Иордания | 3.96 | Авторитаризм | 4 | 4.29 | 3.89 | 4.38 | 3.24 |
117 | Нигер | 3.96 | Авторитаризм | 4.75 | 2.21 | 2.22 | 3.75 | 6.76 |
120 | Армения | 3.88 | Авторитаризм | 4.33 | 2.86 | 4.44 | 1.88 | 5.88 |
121 | Кувейт | 3.85 | Авторитаризм | 3.17 | 4.29 | 3.89 | 4.38 | 3.53 |
122 | Кот-д’Ивуар | 3.81 | Авторитаризм | 3.42 | 2.86 | 3.33 | 5.63 | 3.82 |
123 | Габон | 3.74 | Авторитаризм | 2.58 | 2.21 | 4.44 | 5.63 | 3.82 |
124 | Коморские острова | 3.71 | Авторитаризм | 4.33 | 2.21 | 4.44 | 3.75 | 3.82 |
125 | Эфиопия | 3.6 | Авторитаризм | 0 | 3.57 | 5.56 | 5.63 | 3.24 |
126 | Алжир | 3.56 | Авторитаризм | 2.58 | 2.21 | 3.89 | 5 | 4.12 |
127 | Беларусь | 3.54 | Авторитаризм | 1.33 | 3.57 | 3.89 | 6.25 | 2.65 |
128 | Камерун | 3.46 | Авторитаризм | 2 | 3.21 | 3.89 | 4.38 | 3.82 |
128 | Куба | 3.46 | Авторитаризм | 1.75 | 4.64 | 3.89 | 4.38 | 2.65 |
130 | Ангола | 3.4 | Авторитаризм | 0.92 | 3.21 | 5.56 | 4.38 | 2.94 |
131 | Вьетнам | 3.38 | Авторитаризм | 0 | 3.21 | 3.89 | 6.88 | 2.94 |
132 | Идти | 3.32 | Авторитаризм | 3.58 | 1.14 | 2.78 | 5 | 4.12 |
133 | Египет | 3.31 | Авторитаризм | 2.58 | 3.93 | 3.33 | 3.75 | 2.94 |
134 | Россия | 3.24 | Авторитаризм | 2.67 | 2.5 | 5 | 2.5 | 3.53 |
135 | Катар | 3.18 | Авторитаризм | 0 | 3.93 | 2.22 | 5.63 | 4.12 |
136 | Китай | 3.14 | Авторитаризм | 0 | 4.64 | 3.33 | 6.25 | 1.47 |
136 | Гвинея | 3.14 | Авторитаризм | 3.5 | 0.43 | 4.44 | 4.38 | 2.94 |
138 | Руанда | 3.07 | Авторитаризм | 0.83 | 5 | 2.22 | 4.38 | 2.94 |
139 | Казахстан | 3.06 | Авторитаризм | 0.5 | 2.14 | 4.44 | 4.38 | 3.82 |
140 | Зимбабве | 3.05 | Авторитаризм | 0.5 | 2 | 3.89 | 5.63 | 3.24 |
141 | Оман | 3.04 | Авторитаризм | 0 | 3.93 | 2.78 | 4.38 | 4.12 |
142 | Свазиленд | 3.03 | Авторитаризм | 0.92 | 2.86 | 2.22 | 5.63 | 3.53 |
143 | Республика Конго | 2.91 | Авторитаризм | 1.67 | 2.86 | 3.33 | 3.75 | 2.94 |
143 | Гамбия | 2.91 | Авторитаризм | 1.75 | 3.21 | 2.22 | 5 | 2.35 |
145 | Джибути | 2.83 | Авторитаризм | 0.42 | 2.14 | 3.33 | 5.63 | 2.65 |
146 | Бахрейн | 2.79 | Авторитаризм | 1.25 | 3.21 | 2.78 | 4.38 | 2.35 |
147 | Объединенные Арабские Эмираты | 2.75 | Авторитаризм | 0 | 3.57 | 2.22 | 5 | 2.94 |
148 | Азербайджан | 2.65 | Авторитаризм | 0.5 | 2.14 | 3.33 | 3.75 | 3.53 |
149 | Афганистан | 2.55 | Авторитаризм | 2.5 | 1.14 | 2.78 | 2.5 | 3.82 |
150 | Бурунди | 2.4 | Авторитаризм | 0.33 | 0.79 | 3.89 | 5 | 2.65 |
151 | Судан | 2.37 | Авторитаризм | 0 | 1.79 | 3.89 | 5 | 1.18 |
152 | Эритрея | 2.37 | Авторитаризм | 0 | 2.14 | 1.67 | 6.88 | 1.18 |
153 | Лаос | 2.37 | Авторитаризм | 0.83 | 2.86 | 1.67 | 5 | 1.47 |
154 | Иран | 2.34 | Авторитаризм | 0 | 3.21 | 3.89 | 3.13 | 1.47 |
155 | Ливия | 2.25 | Авторитаризм | 1 | 0 | 1.67 | 5.63 | 2.94 |
156 | Йемен | 2.06 | Авторитаризм | 0 | 0 | 4.44 | 5 | 0.88 |
157 | Гвинея-Бисау | 1.98 | Авторитаризм | 1.67 | 0 | 2.78 | 3.13 | 2.35 |
158 | Узбекистан | 1.95 | Авторитаризм | 0.08 | 1.86 | 2.22 | 5 | 0.59 |
159 | Демократическая Республика Конго | 1.93 | Авторитаризм | 0.92 | 0.71 | 2.78 | 4.38 | 0.88 |
159 | Саудовская Аравия | 1.93 | Авторитаризм | 0 | 2.86 | 2.22 | 3.13 | 1.47 |
161 | Таджикистан | 1.89 | Авторитаризм | 0.58 | 0.07 | 1.67 | 6.25 | 0.88 |
162 | Туркменистан | 1.83 | Авторитаризм | 0 | 0.79 | 2.78 | 5 | 0.59 |
163 | Экваториальная Гвинея | 1.7 | Авторитаризм | 0 | 0.43 | 2.22 | 4.38 | 1.47 |
164 | Центрально-Африканская Республика | 1.61 | Авторитаризм | 1.75 | 0.36 | 1.11 | 2.5 | 2.35 |
165 | Чад | 1.5 | Авторитаризм | 0 | 0 | 1.11 | 3.75 | 2.65 |
166 | Сирия | 1.43 | Авторитаризм | 0 | 0 | 2.78 | 4.38 | 0 |
167 | Северная Корея | 1.08 | Авторитаризм | 0 | 2.5 | 1.67 | 1.25 | 0 |
basetop.ru
1 | Норвегия | 9.93 | Полная демократия |
2 | Швеция | 9.73 | Полная демократия |
3 | Исландия | 9.65 | Полная демократия |
4 | Дания | 9.52 | Полная демократия |
5 | Новая Зеландия | 9.26 | Полная демократия |
6 | Австралия | 9.22 | Полная демократия |
7 | Швейцария | 9.09 | Полная демократия |
8 | Канада | 9.08 | Полная демократия |
9 | Финляндия | 9.06 | Полная демократия |
10 | Нидерланды | 8.99 | Полная демократия |
11 | Люксембург | 8.88 | Полная демократия |
12 | Австрия | 8.62 | Полная демократия |
13 | Ирландия | 8.56 | Полная демократия |
14 | Германия | 8.34 | Полная демократия |
15 | Мальта | 8.28 | Полная демократия |
16 | Великобритания | 8.21 | Полная демократия |
17 | Чехия | 8.19 | Полная демократия |
18 | Уругвай | 8.17 | Полная демократия |
18 | Маврикий | 8.17 | Полная демократия |
20 | Южная Корея | 8.13 | Полная демократия |
21 | Соединенные Штаты Америки | 8.11 | Полная демократия |
22 | Коста Рика | 8.10 | Полная демократия |
23 | Япония | 8.08 | Полная демократия |
24 | Бельгия | 8.05 | Полная демократия |
25 | Испания | 8.02 | Полная демократия |
26 | Кабо-Верде | 7.92 | Недостаточная демократия |
26 | Португалия | 7.92 | Недостаточная демократия |
28 | Франция | 7.88 | Недостаточная демократия |
28 | Словения | 7.88 | Недостаточная демократия |
30 | Ботсвана | 7.85 | Недостаточная демократия |
31 | Южная Африка | 7.79 | Недостаточная демократия |
32 | Италия | 7.74 | Недостаточная демократия |
33 | Греция | 7.65 | Недостаточная демократия |
34 | Эстония | 7.61 | Недостаточная демократия |
35 | Тайвань | 7.57 | Недостаточная демократия |
36 | Чили | 7.54 | Недостаточная демократия |
37 | Израиль | 7.53 | Недостаточная демократия |
38 | Индия | 7.52 | Недостаточная демократия |
39 | Ямайка | 7.39 | Недостаточная демократия |
40 | Словакия | 7.35 | Недостаточная демократия |
41 | Кипр | 7.29 | Недостаточная демократия |
42 | Латвия | 7.24 | Недостаточная демократия |
43 | Тимор-Лешти | 7.16 | Недостаточная демократия |
44 | Польша | 7.12 | Недостаточная демократия |
44 | Бразилия | 7.12 | Недостаточная демократия |
46 | Панама | 7.08 | Недостаточная демократия |
47 | Литва | 7.05 | Недостаточная демократия |
48 | Тринидад и Тобаго | 6.99 | Недостаточная демократия |
49 | Венгрия | 6.96 | Недостаточная демократия |
50 | Хорватия | 6.93 | Недостаточная демократия |
51 | Мексика | 6.90 | Недостаточная демократия |
52 | Аргентина | 6.84 | Недостаточная демократия |
53 | Индонезия | 6.76 | Недостаточная демократия |
54 | Болгария | 6.72 | Недостаточная демократия |
55 | Лесото | 6.66 | Недостаточная демократия |
56 | Суринам | 6.65 | Недостаточная демократия |
57 | Колумбия | 6.63 | Недостаточная демократия |
58 | Таиланд | 6.55 | Недостаточная демократия |
59 | Румыния | 6.54 | Недостаточная демократия |
60 | Доминикана | 6.49 | Недостаточная демократия |
61 | Сальвадор | 6.47 | Недостаточная демократия |
61 | Перу | 6.47 | Недостаточная демократия |
63 | Гонконг | 6.42 | Недостаточная демократия |
64 | Малайзия | 6.41 | Недостаточная демократия |
65 | Монголия | 6.35 | Недостаточная демократия |
66 | Сербия | 6.33 | Недостаточная демократия |
67 | Молдова | 6.32 | Недостаточная демократия |
67 | Папуа — Новая Гвинея | 6.32 | Недостаточная демократия |
69 | Филиппины | 6.30 | Недостаточная демократия |
70 | Замбия | 6.26 | Недостаточная демократия |
70 | Парагвай | 6.26 | Недостаточная демократия |
72 | Намибия | 6.24 | Недостаточная демократия |
73 | Македония | 6.16 | Недостаточная демократия |
74 | Сенегал | 6.09 | Недостаточная демократия |
75 | Малави | 6.08 | Недостаточная демократия |
76 | Черногория | 6.05 | Недостаточная демократия |
76 | Гайана | 6.05 | Недостаточная демократия |
78 | Гана | 6.02 | Недостаточная демократия |
79 | Бенин | 6.00 | Недостаточная демократия |
80 | Украина | 5.91 | Гибридный режим |
81 | Гватемала | 5.88 | Гибридный режим |
81 | Сингапур | 5.88 | Гибридный режим |
81 | Танзания | 5.88 | Гибридный режим |
84 | Бангладеш | 5.86 | Гибридный режим |
85 | Боливия | 5.84 | Гибридный режим |
85 | Гондурас | 5.84 | Гибридный режим |
87 | Эквадор | 5.78 | Гибридный режим |
88 | Турция | 5.76 | Гибридный режим |
89 | Шри-Ланка | 5.75 | Гибридный режим |
90 | Тунис | 5.67 | Гибридный режим |
90 | Албания | 5.67 | Гибридный режим |
92 | Никарагуа | 5.56 | Гибридный режим |
93 | Грузия | 5.53 | Гибридный режим |
94 | Уганда | 5.16 | Гибридный режим |
95 | Ливия | 5.15 | Гибридный режим |
95 | Венесуэла | 5.15 | Гибридный режим |
97 | Мали | 5.12 | Гибридный режим |
98 | Босния и Герцеговина | 5.11 | Гибридный режим |
99 | Ливан | 5.05 | Гибридный режим |
100 | Камбоджа | 4.96 | Гибридный режим |
101 | Либерия | 4.95 | Гибридный режим |
102 | Мозамбик | 4.88 | Гибридный режим |
103 | Палестина | 4.80 | Гибридный режим |
104 | Кения | 4.71 | Гибридный режим |
104 | Сьерра-Леоне | 4.71 | Гибридный режим |
106 | Кыргызстан | 4.69 | Гибридный режим |
107 | Бутан | 4.65 | Гибридный режим |
108 | Пакистан | 4.57 | Гибридный режим |
109 | Египет | 4.56 | Гибридный режим |
110 | Мавритания | 4.17 | Гибридный режим |
111 | Непал | 4.16 | Гибридный режим |
111 | Нигер | 4.16 | Гибридный режим |
113 | Ирак | 4.10 | Гибридный режим |
114 | Армения | 4.09 | Гибридный режим |
115 | Марокко | 4.07 | Гибридный режим |
116 | Гаити | 3.96 | Гибридный режим |
117 | Мадагаскар | 3.93 | Авторитарный режим |
118 | Алжир | 3.83 | Авторитарный режим |
119 | Кувейт | 3.78 | Авторитарный режим |
120 | Нигерия | 3.77 | Авторитарный режим |
121 | Иордания | 3.76 | Авторитарный режим |
122 | Россия | 3.74 | Авторитарный режим |
123 | Эфиопия | 3.72 | Авторитарный режим |
124 | Фиджи | 3.67 | Авторитарный режим |
125 | Бурунди | 3.60 | Авторитарный режим |
126 | Габон | 3.56 | Авторитарный режим |
127 | Буркина Фасо | 3.52 | Авторитарный режим |
127 | Куба | 3.52 | Авторитарный режим |
127 | Коморские Острова | 3.52 | Авторитарный режим |
130 | Того | 3.45 | Авторитарный режим |
131 | Камерун | 3.44 | Авторитарный режим |
132 | Руанда | 3.36 | Авторитарный режим |
133 | Ангола | 3.35 | Авторитарный режим |
134 | Гамбия | 3.31 | Авторитарный режим |
135 | Оман | 3.26 | Авторитарный режим |
136 | Кот-д’Ивуар | 3.25 | Авторитарный режим |
137 | Свазиленд | 3.20 | Авторитарный режим |
138 | Катар | 3.18 | Авторитарный режим |
139 | Азербайджан | 3.15 | Авторитарный режим |
140 | Йемен | 3.12 | Авторитарный режим |
141 | Беларусь | 3.04 | Авторитарный режим |
142 | Китай | 3.00 | Авторитарный режим |
143 | Казахстан | 2.95 | Авторитарный режим |
144 | Вьетнам | 2.89 | Авторитарный режим |
144 | Конго | 2.89 | Авторитарный режим |
146 | Гвинея | 2.79 | Авторитарный режим |
147 | Джибути | 2.74 | Авторитарный режим |
148 | Зимбабве | 2.67 | Авторитарный режим |
149 | Объединенные Арабские Эмираты | 2.58 | Авторитарный режим |
150 | Бахрейн | 2.53 | Авторитарный режим |
151 | Таджикистан | 2.51 | Авторитарный режим |
152 | Афганистан | 2.48 | Авторитарный режим |
153 | Эритрея | 2.40 | Авторитарный режим |
154 | Судан | 2.38 | Авторитарный режим |
155 | Мьянма | 2.35 | Авторитарный режим |
156 | Лаос | 2.32 | Авторитарный режим |
157 | Центрально-Африканская Республика | 1.99 | Авторитарный режим |
158 | Иран | 1.98 | Авторитарный режим |
159 | Демократическая Республика Конго | 1.92 | Авторитарный режим |
160 | Экваториальная Гвинея | 1.83 | Авторитарный режим |
161 | Узбекистан | 1.72 | Авторитарный режим |
161 | Туркменистан | 1.72 | Авторитарный режим |
163 | Саудовская Аравия | 1.71 | Авторитарный режим |
164 | Сирия | 1.63 | Авторитарный режим |
165 | Чад | 1.62 | Авторитарный режим |
166 | Гвинея-Бисау | 1.43 | Авторитарный режим |
167 | Северная Корея | 1.08 | Авторитарный режим |
nonews.co
4. Политический режим.
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны очень велико.
Политические режимы, как и другие элементы формы государства, тоже достаточно разнообразны. Они даже более разнообразны, поскольку в большей степени подвержены влиянию со стороны различных факторов и отличаются гибкостью и динамизмом. Однако, несмотря на это разнообразие, все политические режимы обычно подразделяют на демократические и антидемократические.
Политический режим – это совокупность методов, способов, приемов осуществления политической власти. Это итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
В основе политического режима лежат два принципа: демократизма и авторитарности. Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:
— равноправие сторон во всех видах общественных отношений;
— государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;
— взаимная ответственность личности и государства;
— существует свобода выбора варианта поведения;
— наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
— действует общедозволительное регулирование в праве (разрешено все, кроме прямо запрещенного законом).
Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:
— диктат государства и его органов;
— наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;
— односторонняя ответственность личности перед государством;
— разрешительный тип регулирования в праве (запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом).
Сочетание двух этих принципов дает конкретный вид политического режима. При организации власти в любом государстве, так или иначе, воплощаются как идеи авторитарности, так и идеи демократизма. В зависимости от того, черты какого принципа выражены более явно в законодательстве и общественной практике, политический режим можно охарактеризовать как демократический, тоталитарный или авторитарный (переходный). Среди современных политических режимов чаще всего выделяют демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Вместе с тем заслуживает внимания и такой режим, как либеральный или полудемократический.
В современном мире демократический режим присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.). В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы общественного мнения способен оказывать значительное влияние на государственную власть. Наиболее характерными признаками современного демократического режима, полагаю, можно считать следующие:
Во-первых, в современных государствах с демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются прежде всего представительные органы государственной власти (в частности, парламенты). Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Выборными и сменяемыми являются также и некоторые другие органы государственной власти (президент, правительство и т.д.).
Во-вторых, для современного демократического режима характерно участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Прямая демократия, т.е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референдумов (всенародного голосования) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и свободных выборов, на основе которых формируются представительные органы государственной власти. Представительная демократия, которая в современных демократических государствах имеет более широкое распространение, чем прямая демократия, выражена преимущественно в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы.
В-третьих, современный демократический режим характеризуется действием принципа разделения властей, в соответствии с которым единая государственная власть подразделяется на несколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законодательную, исполнительную и судебную), взаимодействующих на основе системы сдержек и противовесов.
В-четвертых, в современных демократических государствах государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. Например, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения существенно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом.
В-пятых, для современных демократических режимов характерны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония.
В-шестых, современный демократический режим характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом. Политический плюрализм (политическое многообразие) означает главным образом многопартийность, т.е. существование в обществе двух и более политических партий, обладающих равными правами в борьбе за власть, а также наличие политической оппозиции как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всего общества.
В-седьмых, для современного демократического режима характерны гласность, свободный доступ к информации, не признанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.
В-восьмых, характерной чертой современного демократического режима является также невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.
Для демократического режима характерны следующие черты:
— народ признается источником власти, поэтому органы власти избираются населением и являются институтами представительной демократии;
— выборы проводятся на основе всеобщего равного или прямого избирательного права при тайном голосовании;
— реальное действие принципа разделения властей;
— права и свободы человека и гражданина реально гарантированы;
— основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм, т.е. наличие многопартийной системы, допускается легальная (законная) оппозиция и не подавляется инакомыслие;
— господство закона во всех сферах общества;
— свобода личности в сфере экономической деятельности и др.
Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима. Возник он в первой половине ХХ в. в виде фашистского режима, который относят к правому тоталитаризму, и режима тоталитарного социализма, который считается левым тоталитаризмом. Позднее появились и некоторые другие разновидности тоталитарного режима (например, военный тоталитарный режим, который устанавливался после военных переворотов в ряде государств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании). В настоящее время тоталитарный режим в том или ином виде сохраняется в социалистических (Куба, КНДР, КНР, Вьетнам) и некоторых других государствах. Тенденция к тоталитаризму проявляется и в тех странах, где господствуют авторитарные режимы.
Для тоталитарного режима, в каком бы виде он не проявлялся, характерны, как представляется, следующие основные признаки.
Во-первых, любой тоталитарный режим – это отрицание демократии. Демократия и тоталитаризм – понятия несовместимые, хотя в отдельных случаях тоталитаризм маскируется под демократию. Особенно это характерно для режима тоталитарного социализма, который практически всегда выдает себя за демократию, таковой на деле не являясь.
Во-вторых, при тоталитарных режимах государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти, что имеет место при фашистских и военных тоталитарных режимах, или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры. Так, в бывшем СССР органы государственной власти формально формировались населением, однако в бюллетенях для тайного голосования всегда значилась только одна кандидатура, выдвинутая либо по инициативе, либо с одобрения партийных органов.
В-третьих, при тоталитарных режимах отсутствует разделение властей. Причем эта идея не только не получает законодательного закрепления, а вообще отбрасывается как неприемлемая в принципе.
В-четвертых, характерной чертой тоталитарного режима является полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. Государство монопольно контролирует экономику, политику, культуру, религию, средства массовой информации, вмешивается в частную жизнь граждан и тоже ее контролирует. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни превращение человека в послушный придаток государственного механизма.
В-пятых, не менее характерной чертой тоталитарного режима является фактическое отсутствие политического плюрализма. В тоталитарных государствах всегда господствует одна политическая партия, которая, как правило, возглавляется харизматическим лидером и практически сращивается с государством. Другие политические партии или запрещаются, или находятся в тесном союзе с правящей партией, не составляя ей какой – либо конкуренции. Политическая оппозиция не допускается.
В-шестых, для тоталитарного режима характерно также отсутствие идеологического плюрализма. В обществе насаждается единая для всех идеология, носящая официальный, государственный характер. Инакомыслие запрещается и преследуется.
В-седьмых, тоталитарный режим опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима. Для этих целей обычно создается специальный репрессивный аппарат, который и выполняет карательные функции.
В-восьмых, в тоталитарных государствах отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством. При этом и они, как правило, носят декларативный характер. Государство их провозглашает, но реального осуществления не гарантирует.
Для тоталитарного политического режима характерно:
— стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни;
— основу тоталитарного режима составляет моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию.
— наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию;
— сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т.д.;
— монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики;
— отсутствие политического плюрализма;
— применение физического террора и устрашения в отношении граждан.
Наиболее классическими примерами тоталитарного режима являются СССР, бывшие страны социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия. Фашистские, коммунистические политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тоталитарного режима.
Авторитарный режим имел довольно широкое распространение в ХХ в. в различных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.). Известны различные формы авторитарного режима: полуфашистский, военно–диктаторский, конституционно–авторитарный, конституционно–патриархальный, клерикальный, расистский и другие.
Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерастать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемократический и затем в демократический. Однако, будучи самостоятельным видом политического режима, авторитарный режим характеризуется собственными, только ему присущими признаками. К наиболее важным из них, думаю, можно отнести следующие:
Во-первых, авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается более мягким, более либеральным режимом, поскольку несет в себе некоторые черты демократического режима.
Во-вторых, авторитарный режим характеризуется тем, что государственная власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы (хунты, партийной верхушки, военной, бюрократической или религиозной элиты). Принцип выборности государственных органов, подотчетности и подконтрольности их населению сужается или сводится на нет. Представительные органы власти могут существовать, но они при этом не играют существенной роли в управлении обществом и превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.
В-третьих, в авторитарных государствах игнорируется разделение властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют. Характерным для авторитарных режимов является усиление исполнительных органов, которые нередко подчиняют себе все остальные государственные органы. Суды зачастую выступают в качестве вспомогательных органов, поскольку наряду с ними могут использоваться и внесудебные органы.
В-четвертых, при авторитарных режимах преобладают силовые, командные, бюрократические методы государственного управления. К компромиссам и консенсусу государственная власть не прибегает. В то же время при осуществлении власти практически не применяются террор и массовые репрессии.
В-пятых, в отличие от тоталитарных режимов отсутствует тотальный контроль государства над теми или иными сферами общественной жизни. Относительно независимыми от государственной власти могут быть (хотя и не всегда) экономика, культура, частная жизнь. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда существует монополия на политическую власть, сохраняется частичная цензура над средствами массовой информации.
В-шестых, при авторитарных режимах допускается ограниченный политический плюрализм. Конституции провозглашают свободу образования политических партий, однако государственная власть специальными законами разрешает деятельность только некоторых из них (тех, которые ориентируются на линию, выработанную правящей партией). Оппозиция либо не допускается, либо разрешается только в определенных пределах.
В-седьмых, при авторитарном режиме в отличие от тоталитарного не существует единой государственной идеологии, обязательной для всего общества. Следовательно, данный политический режим допускает определенный плюрализм в области идеологии.
В-восьмых, демократические права и свободы граждан в авторитарных государствах главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Особенно это касается политических прав и свобод. Часто вводится чрезвычайное или иное особое положение, которое на практике направлено против «врагов» режима. В этой связи личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.
В-девятых, при авторитарных режимах весьма высока роль главы государства (лидера). Не случайно авторитаризм нередко определяется как режим государственной власти, сочетающийся с элементами личной диктатуры. Вместе с тем в отличие от тоталитарных государств лидер в авторитарных государствах не является харизматическим.
Авторитарный режим характеризуется следующими чертами:
— наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;
— отсутствие единой идеологии;
— отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения;
— законодательная власть подчинена исполнительной, институты государства носят вторичный характер;
— граждане не подвергаются репрессиям и террору, но только до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.
Авторитарный политический режим – весьма широкая категория. Он может характеризоваться различной степенью демократичности: может быть и жестко-авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод.
Либеральный (полудемократический) режим. Либеральный режим, как и авторитарный, тоже не имеет однозначного определения. Это выражается, в частности, в том, что отдельные авторы под либеральным режимом (они именуют его также либерально-демократическим) понимают такие методы и способы осуществления государственной власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. То есть либеральный режим в этом случае мыслится как режим более высокого порядка, чем демократический, как режим, который вырастает из собственно демократического режима.
Вместе с тем большинство исследователей склоняется все же к тому, что либеральный режим – это режим полудемократический, режим, который сочетает в себе черты демократического и авторитарного режимов и является переходным к демократическому. Он возникает в результате ликвидации тоталитарных и авторитарных режимов, административно-командных и бюрократических методов управления обществом. В настоящее время либеральные, полудемократические режимы сложились в постсоциалистических странах Восточной Европы, в ряде государств СНГ (в том числе и в России), в Египте, Шри-Ланке, Никарагуа и многих других странах Азии, Африки и Латинской Америки после крушения тоталитарных и авторитарных режимов.
Либеральный режим, будучи переходным политическим режимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе – это демократический режим. Он базируется на достижениях современной демократии, признавая и законодательно закрепляя все ее основополагающие идеи: народовластие, разделение властей, естественные права человека, политический и идеологический плюрализм и т.д.
Но это еще неразвитая демократия, демократия в сочетании с некоторыми элементами авторитаризма. Так, например, деятельность представительных органов власти, в том числе и парламента, зачастую принижена, зато на первый план нередко выдвигается исполнительная власть, особенно президент; принижена также роль судов; в связи с чем, принцип взаимодействия властей нарушен; не сложилась подлинная многопартийность; не всегда положительно оценивается деятельность оппозиции; недостаточным образом осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина; в методах осуществления государственной власти встречаются проявления административно-командной системы управления и т.д.
studfiles.net
Признаки демократического государства. Современные демократические государства :: SYL.ru
Современное государство представляет собой очень сложный общественный организм. Но понять его суть не настолько сложно, как кажется, потому что практически все современные страны построены по демократическому образцу, на основе политического и идеологического многообразия и партийной полярности. В данной статье рассматриваются признаки демократического государства и гражданского общества, их определение и история формирования.
Определение понятия
Демократическим государством принято называть политическое устройство, которое основано на воле народа, всеобщих правах и свободах гражданина и человека. Источником власти всех уровней в таком типе государства является народный суверенитет.
Как известно, провозглашение государства демократическим еще не означает, что ему будут присущи признаки демократического государства. Лозунги народовластия выдвигали практически все тоталитарные режимы прошлого, но они не обеспечивали обустройство необходимых институтов и не предоставляли политических прав своим гражданам. Понятие «демократия» тесно связано с понятиями конституционного права и прав человека. В некотором смысле эти слова можно считать синонимами. Не может быть демократической страны без конституции и правовой системы, это незыблемые признаки демократического государства.
Сущность демократического государства
Следует отметить, что государство может отвечать критериям демократичности только в условиях наличия сформированного гражданского общества. Демократическое государство должно исключить политику этатизма (вмешательства в сферы общественной жизни) и, наоборот, обеспечивать свободу развития культуры, предпринимательства и духовной жизни. Демократическое общество выполняет функции обеспечения общенародных интересов при безусловном соблюдении личных интересов каждого индивида. Именно такое государство является своеобразным антиподом авторитарному государству, они практически исключают друг друга.
История демократии
Вышеописанный режим государственного правления существует очень давно. Демократические формы государственности существовали еще в античном мире. В развитом Средневековье в Европе также существовали демократические города в Италии, Голландии, Швейцарии и даже России (Новгород). Но в каждую историческую эпоху под такой формой правления понимали разное.
Древнегреческий философ Платон понимал демократию как «власть завистливых нищих». Критиковал идеи народовластия и Аристотель. Он смотрел на него как на правление большинства необразованных серых масс в своих интересах.
Во времена Французской буржуазной революции демократия понималась как устройство общества, которое было противоположно монархии, абсолютизму и элитарности. Именно в этот исторический период демократическое устройство государства стало основополагающим постулатом европейской политики. С тех пор возникло множество теорий понимания демократии, само понятие пережило своеобразную трансформацию, а демократическое государство стало основной формой организации общества.
Формы демократии
Демократическое общество существует и регулируется несколькими способами государственного управления. Рассмотрим их.
Прямая демократия
Прямая, или непосредственная, демократия – это участие всех без исключения граждан в обсуждении, подготовке и принятии решений. Формы демократии на том или ином этапе развития общества были разными. Прямая демократия была доминирующей в древних античных обществах. На сегодняшний день такая форма демократии распространена в маленьких городах, общинах или на экономических предприятиях. Существует вид прямой демократии, который также основан на прямом волеизъявлении народа — это плебисцитная демократия. Но в этом случае влияние людей на общественные процессы ограничено. Граждане могут только проголосовать либо не проголосовать за тот или иной закон или решение, которое разработано правительством или политической партией.
Представительная демократия
Ведущей во всех современных странах формой политического устройства и участия граждан в политической жизни является представительная демократия. Суть ее довольно проста – опосредованное участие народа в принятии политических решений. Граждане той или иной страны выбирают в органы государственной власти представителей, которые способны представить их интересы. Форма представительной демократии просто необходима в современных условиях существования огромных социальных институтов и сложных общественных процессов.
Избранные народные представители обязательно должны подчиняться всем предписаниям закона. Основным из них является конституция демократического государства. Этот аспект является фундаментальным и основополагающим.
Важнейшие признаки демократического устройства
Признаков демократического государства можно насчитать очень много. Но важнейшими являются:
- обеспечение прав и свобод личности и гражданина;
- реальная представительная демократия.
Разберем эти принципы по отдельности.
Права и свободы человека и гражданина
Обеспечение благоустройства общества с помощью права и гарантирование человеку свободы выбора, пожалуй — главный признак демократического государства. Таким образом, формируется тесная связь между политическим режимом и демократическими институтами, которые в нем существуют. Только в таких условиях права и личная свобода граждан становятся не иллюзорными, а вполне реальными. Никакие, даже самые прогрессивные цели не способны придать политическому устройству демократический характер, если законодательно не закреплены права и свободы человека. Множество конституций мировых держав закрепляют это положение, но в реализации его на практике возникают определенные трудности, в том числе и в РФ. Демократическое государство в некоторых странах мира не то что не построено, а выступает как общественная цель.
Говоря о свободе и правах гражданина и человека, следует отметить, что демократическое государство — это не государство вседозволенности. Высшей целью демократии является справедливость, поэтому тех членов общества, которые поступают несправедливо, наказывают.
Реальная демократия
Реальная, то есть представительская демократия осуществляется путем общенародных выборов, которые дают возможность лучшим членам общества выполнять представительские функции и принимать те или иные законы. Органы выборной власти (советы, парламенты, правительства) наделяются исключительным правом решения самых важных вопросов в жизни страны. В их полномочия входит принятие бюджета, справедливое решение гражданских споров, объявление войны или чрезвычайного положения.
Современные демократические государства
В мире существует множество государств, которые тем или иным образом заявили о своей демократичности, но образцовыми демократиями мира считаются:
- США;
- Германия;
- Франция;
- Швеция;
- Канада;
- Норвегия;
- Италия;
- Испания.
В России представительная демократия обеспечена возможностью выборов в Государственную думу и формирования Совета Федерации, а также органов местного муниципального самоуправления. Каждый уровень власти имеет особые полномочия и отвечает как перед вышестоящими властными инстанциями, так и перед народом (избирателями). Это фундаментальные признаки демократического государства.
www.syl.ru
25. Демократический политический режим
Демократический политический режим – это такой политический режим, для которого характерна демократия как способ функционирования политической системы государства, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Демократический режим характеризуется следующими признаками:
— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии;
— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
— наличие гражданского общества, действующего наряду с государством;
— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
— легитимность и легальность государственной власти;
— провозглашаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
— наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д.), свобода СМИ от цензуры;
— реальное действие принципа разделения властей;
— отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, многопартийность и политический плюрализм.
Демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества; временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, создает условия для существования экстремистских сил.
Основные способы (формы) реализации демократии:
а) прямая демократия – весь народ (имеющий право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерной является для ранних форм демократии, например, в античные времена в греческих государствах – полисах, в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик;
б) плебисцитарная демократия — народ принимает решение лишь в определенных случаях, например, во время референдума по какому-то вопросу;
в) представительная демократия — народ избирает своих представителей и они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.
26. Унитарное государство
Унитарное государство – представляет собой такую форму государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Признаки, характеризующие унитарное государство:
а) унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;
б) на территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая финансовая, налоговая и кредитная политика.
в) составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;
г) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, достаточно часто допускает национальную автономию;
д) все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
е) унитарное государство имеет единые вооруженные силы и другие структуры национальной безопасности, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
ж) в подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным.
С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
В централизованных унитарных государствах, как правило, не предполагается наличие местной или национальной автономии, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы.
В настоящее время унитарными государствами являются Голландия, Дания, Венгрия, Украина, Белоруссия, Китай, Монголия, Япония и др.
studfiles.net
люди,помогите,пожалуйста!надо привести примеры 3 политических режимов
Тоталитаризм можно подразделить на левый -про коммунистический (СССР, Сев. Корея, Китай, Куба) и правый-фашистский (фашистская Италия при Муссолини-родина тоталитаризма, фашистская Германия). Авторитарные режимы — режим Хуана Перрона в Аргентине, режим Августо Пиночета в Чили, режим Ататюрка (Мустафы Кемаля ) в Турции, режим Хомейни в Иране, вообще исторически абсолютные монархии тоже авторитарные режимы, так что Россия до 1917 тоже авторитарный режим) Ну а демократические режимы если брать со времени появления понятия демократия- Афинская классическая демократия, США, Франция, соврем. Германия и большинство развитых стран Запада.
Вам страны назвать, что ли надо, в каких странах эти режимы были или как?
Юлия, да мне нужно название стран.
touch.otvet.mail.ru