Демократический режим примеры стран в настоящее время – Рейтинг стран мира по уровню демократии

Содержание

Демократические страны. Полная демократия. Рейтинг стран мира по уровню демократии

В истории становления любого государства есть примеры людей, которые боролись за свободу народа, равенство перед законом и культуру правления. Демократические порядки устанавливались в разных странах по-своему. Над определением демократии раздумывало множество ученых и исследователей.

Они смотрели на этот термин и с политической точки зрения, и с философской. И смогли дать эмпирическое описание разнообразных практик. Тем не менее теория не всегда давала свои плоды. Чаще всего на формирование понятие влияла практика государств. Благодаря ей можно было установить и создать нормативные модели демократического устройства. Сегодня в политологии трудно найти одно-единственное определение того или иного понятия. Поэтому прежде чем мы узнаем, какие демократические страны остались на карте мира, разберемся с общими терминами.

Власть народу

Демократия – это древнегреческий термин, который дословно трактуется как «власть народа». В политической науке это понятие обозначает режим, фундаментом для которого служит принятие коллективного решения. При этом воздействие на каждого члена должно быть равным.

В принципе, такой метод применим к разнообразным организациям и структурам. Но наиболее важным его приложением по сей день является держава. Это связано с тем, что государство имеет большую власть, а поэтому организовать ее и справляться с ней трудно.

Итак, демократические страны в этом аспекте должны характеризоваться по следующим признакам:

  • Осуществление людьми честных и обязательных выборов своего лидера.
  • Легитимный источник власти – народ.
  • Самоуправление обществом происходит ради удовлетворения интересов и установления общего блага в стране.

Каждый член общества имеет свои права, которые необходимы для обеспечения народного правления. К демократии часто относят целый спектр ценностей, который является «лакмусовой бумажкой» в политических опытах:

  • Равенство, как политическое, так и социальное.
  • Свобода.
  • Законность;
  • Права человека.
  • Право на самоопределение и др.

Неточности

Вот отсюда-то и начинаются неточности. Идеала народовластия трудно достичь, поэтому толкование «демократии» разнится. Уже с 18 века появились типы, точнее, модели этого режима. Наиболее известным считается прямая демократия. Эта модель предполагает принятие решения гражданами за счет консенсуса либо путем подчинения меньшинства большинству.

Рядом можно указать и представительную демократию. Этот тип предполагает принятие решения народом через избранных им депутатов либо других лиц, имеющих определенные должности. В этом случае эти персоны делают выбор, опираясь на мнение тех, кто им доверился, а после отвечают за результат перед ними.

За что боролись?

Нужно понимать, что такой политический режим, как демократия, работает на то, чтобы ограничить произвол и злоупотребление властью. Этого всегда было сложно достичь, особенно в тех странах, где гражданские свободы и другие ценности не были признанными правительством и оставались беззащитными в политической системе.

Сейчас понятие «демократия» имеет две стороны медали. Народовластие нынче стали отождествлять с либеральным управлением. Благодаря этому типу демократии наряду с честными и открытыми периодическими выборами существует верховенство права, раздел и ограничение власти, установленное конституцией.

С другой стороны, многие экономисты и политологи считают, что реализовать право принятия решений, связанных с политикой, а также влияние народа на систему государства, невозможно без становления социальных прав, низкого уровня неравенства в социально-экономическом аспекте, а также равноправия возможностей.

Угрозы

Демократические страны всегда стоят перед угрозой авторитарного режима. Главной проблемой для такой системы правления всегда остается сепаратизм, терроризм, рост социального неравенства или миграция. Несмотря на то что в мире существует множество организаций, которые защищают свободу и права граждан, история не лишена случаев, когда были спровоцированы спорные политические конфликты.

Современное положение вещей

Прежде чем мы рассмотрим самые демократические страны мира, следует посмотреть на общую картину современного положения. Несмотря на разнообразия режимов народовластия, нынче число стран-демократов наибольшее за всю историю. Больше половины всего населения земного шара может участвовать в выборах. При этом даже такой режим, как диктатура, с легкостью может существовать от имени народа.

Известно, что те страны, которые функционируют под демократическим режимом, наделили правом голоса почти всё совершеннолетнее население. Но позже столкнулись с такой проблемой, что интерес к политической жизни начал резко падать. К примеру, в США участие в выборах принимает 30-40% населения.

Этому есть несколько причин. Чтобы полностью разобраться с политикой своей страны, необходимо запастись не просто терпением, но и вагоном времени. Некоторые граждане считают, что политики больше уделяют времени политической гонке и собственным интересам. Другие и вовсе не видят различий между противоборствующими партиями. Так или иначе, современное положение вещей ведет к тому, что снова возрождается интерес к прямой форме демократии.

Аналитика

Многие политологи работали над тем, чтобы каждое государство мира получило свое определение. Британский исследовательский центр рассчитал методику, которая могла бы определить рейтинг стран мира по уровню демократии. Теперь можно классифицировать 167 стран. Каждая из них имеет свой индекс демократии.

Ныне сложно сказать, насколько объективным можно считать отбор государств по этому принципу. Всего существует 5 категорий по 12 показателей. Впервые индекс применили в 2006 году. За это время было несколько поправок, связанных с изменениями в политической картине мира. И даже спустя 10 лет не известно, кто же входит в комиссию: возможно, это сотрудники исследовательского центра, а может, независимые ученые.

Принцип

Итак, чтобы ранжировать государство на четыре категории, необходимо измерить уровень демократии внутри страны. Также нужно исследовать экспертные оценки и результаты опросов общественного мнения. Каждую страну характеризуют по 60 показателям, которые группируют в несколько категорий:

  1. Процесс выборов и плюрализм.
  2. Работа правительства.
  3. Участие граждан в политике своего государства.
  4. Политическая культура.
  5. Гражданские свободы.

Категории

По этому принципу страны можно разделить на несколько категорий. Первая – полная демократия. Многие и по сей день считают, что данный режим является недостижимым теоретическим идеалом. И тем не менее на данный момент в эту категорию входит 26 стран – это 12% всего населения. Есть мнение, что почти половину всех стран можно отнести к этому типу, но экспертное мнение немного разнится. 51 государство они относят в категорию «недостаточная демократия».

Третьей категорией считается гибридный режим, который является симбиозом народовластия и авторитаризма. В мире существует 39 держав с таким типом. Оставшиеся 52 страны все еще сохраняют авторитарный режим. Кстати, к четвертой категории можно отнести треть населения планеты – более 2.5 миллиарда человек.

Первый из первых

Последняя известная индексация была осуществлена в 2014 году. Всего к полноценной демократии можно отнести 25 стран. В первую десятку входит Исландия, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Нидерланды, Швейцария и Австралия.

Лидером уже несколько лет подряд считается Норвегия. Эта конституционная монархия получила индекс 9.93. Это государство в Северной Европе занимает часть Скандинавского полуострова. Ныне королем Норвегии является Харальд V. Унитарное государство основывается на принципе парламентской демократии.

Родина Пеппи Длинныйчулок

Второе место занимает Швеция (9.73). Это государство находится по соседству с Норвегией. Расположено также на Скандинавском полуострове. Державой управляет Карл XVI Густав. Форма правления построена также на принципе парламентской демократии в симбиозе с конституционной монархией.

Маленькое государство

Третье место с индексом 9.58 занимает Исландия. На карте эту страну можно найти рядом с Европой. Это островное государство.

Президентом является Гвюдни Йоуханнессон, который в июне этого года занял пост. Он является независимым кандидатом. Также знаменит тем, что имеет научную степень – профессор исторических наук. Несмотря на то что Исландия на карте еле заметна, эта страна находится не только в тройке лидеров демократических стран, но и знаменита благодаря другим своим рекордам. Например, как самый большой остров вулканического происхождения.

В надежных руках

Новая Зеландия заняла четвертую строчку (9.26). Это государство находится в Полинезии, в юго-западной части Тихого океана. Как и в Норвегии, здесь главенствует конституционная монархия и парламентская демократия. Этой страной правит знаменитая королева Елизавета II. Кстати, помимо того, что она является главой Британского Содружества наций и непосредственно Британии, она также королева 15-ти независимых государств, в том числе Канады, Белиза, Барбадоса, Гренады и др. Непосредственно в самой Новой Зеландии есть генерал-губернатор Джерри Матепараи.

Женская опека

Дания также попала в демократические страны и заняла в рейтинге пятое место (9.11). Еще одно государство, которое находится в Северной Европе. Этой державой также правит женщина – Маргрете II. Поэтому Дания – это конституционная монархия. Королеве помогает однопалатный парламент, который называется фолькетинг.

Сложное политическое устройство

Швейцария занимает шестую строчку (9.09). Это федеративная республика, конфедерация, которая работает с двухпалатным парламентом и по принципу полупрямой демократии. Швейцария имеет непростое политическое устройство. Президент Йоханн Шнайдер-Амманн является председателем Федеративного совета, но по факту он не является главой государства. Эта роль отведена всем членам совета. Хотя в случае сложных политических решений, его голос будет решающим.

Президент считается первым среди равных и у него нет полномочий руководить членами Федеративного совета. Избирается лишь на год. Причем делает это не народ, а члены совета. Их всего семь человек. Помимо того, что они коллективно управляют государством, каждый из них имеет свой департамент. Например, нынешний президент отвечает за Федеральный департамент по экономическим вопросам, образованию и исследованиям.

Многонациональная страна

Седьмое место заняла Канада (9.08). Это государство находится в Северной Америке. Как уже говорилось ранее, главой государства является королева Великобритании. Но внутри страны правит генерал-губернатор Дэвид Джонстон. Канада – это федерация с парламентарной монархией и парламентской демократией.

Государство состоит из 10-ти провинций. Наиболее популярной считается Квебек. Именно тут проживает большая часть франкоговорящего населения. Остальные провинции в большей степени являются «английскими».

Стабильность

С индексом 9.03 восьмое место заняла Финляндия. Характеристика страны главным образом базируется на оценке державы, как самой стабильной. В 2010 году государство стало лучшим в мире. Находится оно на севере Европы. Это парламентско-президентская республика, основанная на парламентской демократии. С 2012 года главой государства является Саули Нийнистё.

Президент избран всенародным голосованием сроком на шесть лет. Высшая исполнительная власть принадлежит ему. Часть законодательной власти также находится в руках главы страны, но вторую половину контролирует парламент – Эдускунте.

Государство-материк

Австралия занимает 9-е место в рейтинге демократических стран мира (9.01). Эта держава находится по соседству с Новой Зеландией и занимает одноименный материк. Главой страны считается королева Британского Содружества наций. Генерал-губернатор – Питер Косгроув. Австралия – это парламентарная монархия, которая существует как и все доминионы Великобритании. Деятельность правительства на прямую связана с Елизаветой II и Тайным советом.

Австралия признана одной из самых развитых стран мира. У неё стабильная экономика, высокий показатель ВВП на душу население. Она занимает второе место по индексу развития человеческого потенциала и с легкостью могла бы стать первой в рейтинге демократических стран.

Топ-10

Завершают первую десятку стран с полноценной демократией Нидерланды (8.92). Это государство является конституционной монархией. В данный момент глава королевства Виллем-Александр. В Нидерландах функционирует двухпалатный парламент, который основывается на парламентскую демократию. Столицей государства принято считать Амстердам. Именно тут монарх приносит присягу на верность королевству. Но существует и фактическая столица Гаага, где разместилась резиденция правительства.

Другие лидеры

В 26 государств с полноценной демократией также входит Великобритания, Испания, Ирландия, США, Япония, Южная Корея, Уругвая, Германия и др. Но стоит, пожалуй, упомянуть о последних местах рейтинга, о тех странах, которые подвластны авторитарному режиму. На 167-м месте расположилась Северная Корея с индексом 1.08. Немного выше её в рейтинге находятся Центрально-Африканская республика, ЧАД, Экваториальная Гвинея, Сирия, Иран, Туркменистан и Конго.

Россия занимает 117 строчку с рейтингом 3.92. Перед ней находится Камерун, после — Ангола. Белоруссия находится еще ниже России, на 139 месте (3.16). Обе страны относятся к категории «авторитарный режим». Украина находится на 79 месте в категории переходной режим и с индексом 5.94.

Нет развития

За несколько последних лет демократические страны Европы утратили свои позиции. Особенно это относится к восточной территории. Вместе с Россией упали в рейтинге и остальные страны СНГ. Некоторые сдали свои позиции незначительно, некоторые — на 5-7 ступеней.

С 2013 года глобальное народовластие остановилось. У этого режима нет регресса, но и прогресс не наблюдается. Такая ситуация относится к общей картине мира. В отдельных примерах все же заметен регресс. Многие государства теряют свои демократические процессы. Особенно на это влияет экономический кризис.

Авторитарные режимы, наоборот, стали еще более мощными. Так, демократия, которая наращивалась в мире начиная с 1974 года, ныне имеет рецессивный характер. Помимо того, что начинается снижение доверия к политическим институтам, особенно это касается Европы. Также и сам процесс народовластия не приносит населению желаемого результата.

fb.ru

Самые демократичные страны мира

1 Норвегия9.93Абсолютная демократия109.64101010
2 Исландия9.5Абсолютная демократия108.938.89109.71
3 Швеция9.39Абсолютная демократия9.589.648.33109.41
4 Новая Зеландия9.26Абсолютная демократия109.298.898.1310
5 Дания9.2Абсолютная демократия9.589.298.339.389.41
6 Канада9.15Абсолютная демократия9.589.647.788.7510
7 Ирландия9.15Абсолютная демократия9.587.868.331010
8 Швейцария9.09Абсолютная демократия9.589.297.789.389.41
9 Финляндия9.03Абсолютная демократия108.937.788.759.71
10 Австралия9.01Абсолютная демократия9.588.937.788.7510
11 Люксембург8.81Абсолютная демократия108.936.678.759.71
12 Нидерланды8.8Абсолютная демократия9.588.578.338.139.41
13 Германия8.63Абсолютная демократия9.588.577.787.59.71
14 Австрия8.41Абсолютная демократия9.587.868.33
6.88
9.41
15 Мальта8.39Абсолютная демократия9.178.216.118.759.71
16 Великобритания8.36Абсолютная демократия9.587.147.228.759.12
17 Испания8.3Абсолютная демократия9.587.147.228.139.41
18 Маврикий8.28Абсолютная демократия9.178.215.568.759.71
19 Уругвай8.17Абсолютная демократия108.934.447.510
20 Япония7.99Ограниченная демократия8.758.216.677.58.82
21 Соединенные Штаты7.98Ограниченная демократия9.177.147.228.138.24
22 Италия7.98Ограниченная демократия9.586.437.228.138.53
23 Кабо-Верде7.94Ограниченная демократия9.177.866.676.889.12
24 Франция7.92Ограниченная демократия9.587.147.786.258.82
25 Южная Корея7.92Ограниченная демократия9.177.57.727.58.24
26 Коста-Рика7.88Ограниченная демократия9.587.146.116.889.71
27 Ботсвана7.87Ограниченная демократия9.177.146.117.59.41
28 Португалия
7.86
Ограниченная демократия9.586.796.676.889.41
29 Израиль7.85Ограниченная демократия9.177.58.897.56.18
30 Эстония7.85Ограниченная демократия9.587.866.116.888.82
31 Чешская Республика7.82Ограниченная демократия9.587.146.676.888.82
32 Индия7.81Ограниченная демократия9.587.57.225.639.12
33 Тайвань7.79Ограниченная демократия9.588.216.115.639.41
34 Чили7.78Ограниченная демократия9.588.574.446.889.41
35 Бельгия7.77Ограниченная демократия9.588.5756.888.82
36 Кипр7.65Ограниченная демократия9.176.436.676.889.12
37 Словения7.51Ограниченная демократия9.587.146.675.638.53
38 Литва7.47Ограниченная демократия9.585.716.116.259.71
39 Южная Африка7.41Ограниченная демократия7.927.868.3357.94
40 Ямайка7.39Ограниченная демократия9.176.7956.889.12
41 Латвия7.31Ограниченная демократия9.585.715.56
6.88
8.82
42 Словакия7.29Ограниченная демократия9.587.145.565.638.53
43 Восточный Тимор7.24Ограниченная демократия8.677.145.566.887.94
44 Греция7.23Ограниченная демократия9.585.366.116.258.82
45 Панама7.13Ограниченная демократия9.586.436.1158.82
46 Тринидад и Тобаго7.1Ограниченная демократия9.587.145.5658.24
47 Болгария7.01Ограниченная демократия9.176.077.224.388.24
48 Индонезия6.97Ограниченная демократия7.757.146.676.257.06
49 Аргентина6.96Ограниченная демократия9.1756.116.887.65
50 Филиппины6.94Ограниченная демократия9.175.717.224.388.24
51 Бразилия6.9Ограниченная демократия9.586.795.563.758.82
52 Польша6.83Ограниченная демократия9.175.716.674.388.24
53 Суринам6.77Ограниченная демократия9.176.43558.24
54 Хорватия6.75Ограниченная демократия9.176.075.5657.94
54 Гана6.75 Ограниченная демократия8.335.716.116.257.35
56 Венгрия6.72Ограниченная демократия9.176.074.446.887.06
57 Доминиканская Республика6.67Ограниченная демократия8.755.7156.257.65
58 Колумбия6.67Ограниченная демократия9.177.144.444.388.24
59 Перу6.65Ограниченная демократия9.175.366.114.388.24
60 Сальвадор6.64Ограниченная демократия9.176.074.4458.53
61 Румыния6.62Ограниченная демократия9.175.71558.24
62 Монголия6.62Ограниченная демократия9.175.71558.24
63 Лесото6.59Ограниченная демократия8.255.366.675.637.06
64 Сербия6.57Ограниченная демократия8.755.366.6757.06
65 Малайзия6.54Ограниченная демократия6.927.866.116.255.59
66 Шри-Ланка6.48Ограниченная демократия7.836.7956.885.88
67 Мексика6.47Ограниченная демократия7.926.077.224.386.76
68 Гонконг6.42Ограниченная демократия3.925.715.567.5 9.41
69 Тунис6.4Ограниченная демократия66.077.786.255.58
70 Сингапур6.38Ограниченная демократия4.337.866.116.257.35
71 Намибия6.31Ограниченная демократия5.675.366.675.638.24
72 Парагвай6.27Ограниченная демократия8.335.7154.387.94
73 Гайана6.25Ограниченная демократия8.335.366.114.387.06
74 Сенегал6.21Ограниченная демократия7.925.364.446.257.06
75 Папуа — Новая Гвинея6.03Ограниченная демократия6.926.073.895.637.65
76 Молдова6.01Ограниченная демократия7.924.296.114.387.35
77 Замбия5.99Смешанный режим7.085.363.896.886.76
78 Грузия5.93Смешанный режим8.674.296.1155.59
79 Гондурас5.92Смешанный режим9.175.713.894.386.47
79 Гватемала5.92Смешанный режим7.926.073.894.387.35
81 Албания5.91Смешанный режим74.365.5657.65
82 Эквадор5.81Смешанный режим8.254.6454.386.76
83 Танзания5.76Смешанный режим755.566.255
84 Бангладеш5.73Смешанный режим7.425.0754.386.76
85 Черногория5.72Смешанный режим7.085.3654.386.76
86 Украина5.7Смешанный режим5.833.936.6757.06
86 Мали5.7Смешанный режим7.423.934.446.256.47
88 Бенин5.67Смешанный режим6.55.3655.635.88
89 Фиджи5.64Смешанный режим4.585.716.675.635.59
90 Боливия5.63Смешанный режим75.3653.757.06
91 Малави5.55Смешанный режим6.584.294.446.256.18
92 Кения5.33Смешанный режим4.3356.675.635
93 Либерия5.31Смешанный режим7.832.575.5655.59
94 Уганда5.26Смешанный режим5.253.574.446.886.18
95 Македония5.23Смешанный режим6.923.216.113.756.18
96 Мадагаскар5.07Смешанный режим5.923.575.565.634.71
97 Турция5.04Смешанный режим5.836.0755.632.65
98 Киргизия4.93Смешанный режим7.422.935.563.755
98 Бутан4.93Смешанный режим8.335.362.784.383.82
100 Таиланд4.92Смешанный режим4.53.93556.18
101 Босния и Герцеговина4.87Смешанный режим6.52.9353.756.18
102 Ливан4.86Смешанный режим4.422.147.784.385.59
102 Непал4.86Смешанный режим4.334.294.445.635.59
104 Никарагуа4.81Смешанный режим4.53.293.895.636.76
105 Марокко4.77Смешанный режим4.754.644.445.634.41
106 Буркина-Фасо4.7Смешанный режим4.424.294.445.634.71
107 Венесуэла4.68Смешанный режим5.672.55.564.385.29
108 Сьерра-Леоне4.55Смешанный режим6.581.862.786.255.29
109 Нигерия4.5Смешанный режим6.084.293.334.384.41
110 Палестина4.49Смешанный режим4.332.147.784.383.82
111 Пакистан4.33Смешанный режим65.362.782.55
112 Камбоджа4.27Смешанный режим3.175.713.3354.12
113 Мьянма4.2Смешанный режим3.173.574.446.882.94
114 Ирак4.08Смешанный режим4.330.077.224.384.41
115 Мозамбик4.02Смешанный режим4.422.14553.53
115 Гаити4.02Смешанный режим5.172.212.223.756.76
117 Мавритания3.96Авторитаризм34.2953.134.41
117 Иордания3.96Авторитаризм44.293.894.383.24
117 Нигер3.96Авторитаризм4.752.212.223.756.76
120 Армения3.88Авторитаризм4.332.864.441.885.88
121 Кувейт3.85Авторитаризм3.174.293.894.383.53
122 Кот-д’Ивуар3.81Авторитаризм3.422.863.335.633.82
123 Габон3.74Авторитаризм2.582.214.445.633.82
124 Коморские острова3.71Авторитаризм4.332.214.443.753.82
125 Эфиопия3.6Авторитаризм03.575.565.633.24
126 Алжир3.56Авторитаризм2.582.213.8954.12
127 Беларусь3.54Авторитаризм1.333.573.896.252.65
128 Камерун3.46Авторитаризм23.213.894.383.82
128 Куба3.46Авторитаризм1.754.643.894.382.65
130 Ангола3.4Авторитаризм0.923.215.564.382.94
131 Вьетнам3.38Авторитаризм03.213.896.882.94
132 Идти3.32Авторитаризм3.581.142.7854.12
133 Египет3.31Авторитаризм2.583.933.333.752.94
134 Россия3.24Авторитаризм2.672.552.53.53
135 Катар3.18Авторитаризм03.932.225.634.12
136 Китай3.14Авторитаризм04.643.336.251.47
136 Гвинея3.14Авторитаризм3.50.434.444.382.94
138 Руанда3.07Авторитаризм0.8352.224.382.94
139 Казахстан3.06Авторитаризм0.52.144.444.383.82
140 Зимбабве3.05Авторитаризм0.523.895.633.24
141 Оман3.04Авторитаризм03.932.784.384.12
142 Свазиленд3.03Авторитаризм0.922.862.225.633.53
143 Республика Конго2.91Авторитаризм1.672.863.333.752.94
143 Гамбия2.91Авторитаризм1.753.212.2252.35
145 Джибути2.83Авторитаризм0.422.143.335.632.65
146 Бахрейн2.79Авторитаризм1.253.212.784.382.35
147 Объединенные Арабские Эмираты2.75Авторитаризм03.572.2252.94
148 Азербайджан2.65Авторитаризм0.52.143.333.753.53
149 Афганистан2.55Авторитаризм2.51.142.782.53.82
150 Бурунди2.4Авторитаризм0.330.793.8952.65
151 Судан2.37Авторитаризм01.793.8951.18
152 Эритрея2.37Авторитаризм02.141.676.881.18
153 Лаос2.37Авторитаризм0.832.861.6751.47
154 Иран2.34Авторитаризм03.213.893.131.47
155 Ливия2.25Авторитаризм101.675.632.94
156 Йемен2.06Авторитаризм004.4450.88
157 Гвинея-Бисау1.98Авторитаризм1.6702.783.132.35
158 Узбекистан1.95Авторитаризм0.081.862.2250.59
159 Демократическая Республика Конго1.93Авторитаризм0.920.712.784.380.88
159 Саудовская Аравия1.93Авторитаризм02.862.223.131.47
161 Таджикистан1.89Авторитаризм0.580.071.676.250.88
162 Туркменистан1.83Авторитаризм00.792.7850.59
163 Экваториальная Гвинея1.7Авторитаризм00.432.224.381.47
164 Центрально-Африканская Республика1.61Авторитаризм1.750.361.112.52.35
165 Чад1.5Авторитаризм001.113.752.65
166 Сирия1.43Авторитаризм002.784.380
167 Северная Корея1.08Авторитаризм02.51.671.250

basetop.ru

Рейтинг стран по уровню демократии

1Норвегия9.93Полная демократия
2Швеция9.73Полная демократия
3Исландия9.65Полная демократия
4Дания9.52Полная демократия
5Новая Зеландия9.26Полная демократия
6Австралия9.22Полная демократия
7Швейцария9.09Полная демократия
8Канада9.08Полная демократия
9Финляндия9.06Полная демократия
10Нидерланды8.99Полная демократия
11Люксембург8.88Полная демократия
12Австрия8.62Полная демократия
13Ирландия8.56Полная демократия
14Германия8.34Полная демократия
15Мальта8.28Полная демократия
16Великобритания8.21Полная демократия
17Чехия8.19Полная демократия
18Уругвай8.17Полная демократия
18Маврикий8.17Полная демократия
20Южная Корея8.13Полная демократия
21Соединенные Штаты Америки8.11Полная демократия
22Коста Рика8.10Полная демократия
23Япония8.08Полная демократия
24Бельгия8.05Полная демократия
25Испания8.02Полная демократия
26Кабо-Верде7.92Недостаточная демократия
26Португалия7.92Недостаточная демократия
28Франция7.88Недостаточная демократия
28Словения7.88Недостаточная демократия
30Ботсвана7.85Недостаточная демократия
31Южная Африка7.79Недостаточная демократия
32Италия7.74Недостаточная демократия
33Греция7.65Недостаточная демократия
34Эстония7.61Недостаточная демократия
35Тайвань7.57Недостаточная демократия
36Чили7.54Недостаточная демократия
37Израиль7.53Недостаточная демократия
38Индия7.52Недостаточная демократия
39Ямайка7.39Недостаточная демократия
40Словакия7.35Недостаточная демократия
41Кипр7.29Недостаточная демократия
42Латвия7.24Недостаточная демократия
43Тимор-Лешти7.16Недостаточная демократия
44Польша7.12Недостаточная демократия
44Бразилия7.12Недостаточная демократия
46Панама7.08Недостаточная демократия
47Литва7.05Недостаточная демократия
48Тринидад и Тобаго6.99Недостаточная демократия
49Венгрия6.96Недостаточная демократия
50Хорватия6.93Недостаточная демократия
51Мексика6.90Недостаточная демократия
52Аргентина6.84Недостаточная демократия
53Индонезия6.76Недостаточная демократия
54Болгария6.72Недостаточная демократия
55Лесото6.66Недостаточная демократия
56Суринам6.65Недостаточная демократия
57Колумбия6.63Недостаточная демократия
58Таиланд6.55Недостаточная демократия
59Румыния6.54Недостаточная демократия
60Доминикана6.49Недостаточная демократия
61Сальвадор6.47Недостаточная демократия
61Перу6.47Недостаточная демократия
63Гонконг6.42Недостаточная демократия
64Малайзия6.41Недостаточная демократия
65Монголия6.35Недостаточная демократия
66Сербия6.33Недостаточная демократия
67Молдова6.32Недостаточная демократия
67Папуа — Новая Гвинея6.32Недостаточная демократия
69Филиппины6.30Недостаточная демократия
70Замбия6.26Недостаточная демократия
70Парагвай6.26Недостаточная демократия
72Намибия6.24Недостаточная демократия
73Македония6.16Недостаточная демократия
74Сенегал6.09Недостаточная демократия
75Малави6.08Недостаточная демократия
76Черногория6.05Недостаточная демократия
76Гайана6.05Недостаточная демократия
78Гана6.02Недостаточная демократия
79Бенин6.00Недостаточная демократия
80Украина5.91Гибридный режим
81Гватемала5.88Гибридный режим
81Сингапур5.88Гибридный режим
81Танзания5.88Гибридный режим
84Бангладеш5.86Гибридный режим
85Боливия5.84Гибридный режим
85Гондурас5.84Гибридный режим
87Эквадор5.78Гибридный режим
88Турция5.76Гибридный режим
89Шри-Ланка5.75Гибридный режим
90Тунис5.67Гибридный режим
90Албания5.67Гибридный режим
92Никарагуа5.56Гибридный режим
93Грузия5.53Гибридный режим
94Уганда5.16Гибридный режим
95Ливия5.15Гибридный режим
95Венесуэла5.15Гибридный режим
97Мали5.12Гибридный режим
98Босния и Герцеговина5.11Гибридный режим
99Ливан5.05Гибридный режим
100Камбоджа4.96Гибридный режим
101Либерия4.95Гибридный режим
102Мозамбик4.88Гибридный режим
103Палестина4.80Гибридный режим
104Кения4.71Гибридный режим
104Сьерра-Леоне4.71Гибридный режим
106Кыргызстан4.69Гибридный режим
107Бутан4.65Гибридный режим
108Пакистан4.57Гибридный режим
109Египет4.56Гибридный режим
110Мавритания4.17Гибридный режим
111Непал4.16Гибридный режим
111Нигер4.16Гибридный режим
113Ирак4.10Гибридный режим
114Армения4.09Гибридный режим
115Марокко4.07Гибридный режим
116Гаити3.96Гибридный режим
117Мадагаскар3.93Авторитарный режим
118Алжир3.83Авторитарный режим
119Кувейт3.78Авторитарный режим
120Нигерия3.77Авторитарный режим
121Иордания3.76Авторитарный режим
122Россия3.74Авторитарный режим
123Эфиопия3.72Авторитарный режим
124Фиджи3.67Авторитарный режим
125Бурунди3.60Авторитарный режим
126Габон3.56Авторитарный режим
127Буркина Фасо3.52Авторитарный режим
127Куба3.52Авторитарный режим
127Коморские Острова3.52Авторитарный режим
130Того3.45Авторитарный режим
131Камерун3.44Авторитарный режим
132Руанда3.36Авторитарный режим
133Ангола3.35Авторитарный режим
134Гамбия3.31Авторитарный режим
135Оман3.26Авторитарный режим
136Кот-д’Ивуар3.25Авторитарный режим
137Свазиленд3.20Авторитарный режим
138Катар3.18Авторитарный режим
139Азербайджан3.15Авторитарный режим
140Йемен3.12Авторитарный режим
141Беларусь3.04Авторитарный режим
142Китай3.00Авторитарный режим
143Казахстан2.95Авторитарный режим
144Вьетнам2.89Авторитарный режим
144Конго2.89Авторитарный режим
146Гвинея2.79Авторитарный режим
147Джибути2.74Авторитарный режим
148Зимбабве2.67Авторитарный режим
149Объединенные Арабские Эмираты2.58Авторитарный режим
150Бахрейн2.53Авторитарный режим
151Таджикистан2.51Авторитарный режим
152Афганистан2.48Авторитарный режим
153Эритрея2.40Авторитарный режим
154Судан2.38Авторитарный режим
155Мьянма2.35Авторитарный режим
156Лаос2.32Авторитарный режим
157Центрально-Африканская Республика1.99Авторитарный режим
158Иран1.98Авторитарный режим
159Демократическая Республика Конго1.92Авторитарный режим
160Экваториальная Гвинея1.83Авторитарный режим
161Узбекистан1.72Авторитарный режим
161Туркменистан1.72Авторитарный режим
163Саудовская Аравия1.71Авторитарный режим
164Сирия1.63Авторитарный режим
165Чад1.62Авторитарный режим
166Гвинея-Бисау1.43Авторитарный режим
167Северная Корея1.08Авторитарный режим

nonews.co

4. Политический режим.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны очень велико.

Политические режимы, как и другие элементы формы государства, тоже достаточно разнообразны. Они даже более разнообразны, поскольку в большей степени подвержены влиянию со стороны различных факторов и отличаются гибкостью и динамизмом. Однако, несмотря на это разнообразие, все политические режимы обычно подразделяют на демократические и антидемократические.

Политический режим – это совокупность методов, способов, приемов осуществления политической власти. Это итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

В основе политического режима лежат два принципа: демократизма и авторитарности. Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:

— равноправие сторон во всех видах общественных отношений;

— государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;

— взаимная ответственность личности и государства;

— существует свобода выбора варианта поведения;

— наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

— действует общедозволительное регулирование в праве (разрешено все, кроме прямо запрещенного законом).

Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:

— диктат государства и его органов;

— наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;

— односторонняя ответственность личности перед государством;

— разрешительный тип регулирования в праве (запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом).

Сочетание двух этих принципов дает конкретный вид политического режима. При организации власти в любом государстве, так или иначе, воплощаются как идеи авторитарности, так и идеи демократизма. В зависимости от того, черты какого принципа выражены более явно в законодательстве и общественной практике, политический режим можно охарактеризовать как демократический, тоталитарный или авторитарный (переходный). Среди современных политических режимов чаще всего выделяют демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Вместе с тем заслуживает внимания и такой режим, как либеральный или полудемократический.

В современном мире демократический режим присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.). В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы общественного мнения способен оказывать значительное влияние на государственную власть. Наиболее характерными признаками современного демократического режима, полагаю, можно считать следующие:

Во-первых, в современных государствах с демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются прежде всего представительные органы государственной власти (в частности, парламенты). Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Выборными и сменяемыми являются также и некоторые другие органы государственной власти (президент, правительство и т.д.).

Во-вторых, для современного демократического режима характерно участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Прямая демократия, т.е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референдумов (всенародного голосования) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и свободных выборов, на основе которых формируются представительные органы государственной власти. Представительная демократия, которая в современных демократических государствах имеет более широкое распространение, чем прямая демократия, выражена преимущественно в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы.

В-третьих, современный демократический режим характеризуется действием принципа разделения властей, в соответствии с которым единая государственная власть подразделяется на несколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законодательную, исполнительную и судебную), взаимодействующих на основе системы сдержек и противовесов.

В-четвертых, в современных демократических государствах государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. Например, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения существенно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом.

В-пятых, для современных демократических режимов характерны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония.

В-шестых, современный демократический режим характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом. Политический плюрализм (политическое многообразие) означает главным образом многопартийность, т.е. существование в обществе двух и более политических партий, обладающих равными правами в борьбе за власть, а также наличие политической оппозиции как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всего общества.

В-седьмых, для современного демократического режима характерны гласность, свободный доступ к информации, не признанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.

В-восьмых, характерной чертой современного демократического режима является также невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.

Для демократического режима характерны следующие черты:

— народ признается источником власти, поэтому органы власти избираются населением и являются институтами представительной демократии;

— выборы проводятся на основе всеобщего равного или прямого избирательного права при тайном голосовании;

— реальное действие принципа разделения властей;

— права и свободы человека и гражданина реально гарантированы;

— основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм, т.е. наличие многопартийной системы, допускается легальная (законная) оппозиция и не подавляется инакомыслие;

— господство закона во всех сферах общества;

— свобода личности в сфере экономической деятельности и др.

Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима. Возник он в первой половине ХХ в. в виде фашистского режима, который относят к правому тоталитаризму, и режима тоталитарного социализма, который считается левым тоталитаризмом. Позднее появились и некоторые другие разновидности тоталитарного режима (например, военный тоталитарный режим, который устанавливался после военных переворотов в ряде государств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании). В настоящее время тоталитарный режим в том или ином виде сохраняется в социалистических (Куба, КНДР, КНР, Вьетнам) и некоторых других государствах. Тенденция к тоталитаризму проявляется и в тех странах, где господствуют авторитарные режимы.

Для тоталитарного режима, в каком бы виде он не проявлялся, характерны, как представляется, следующие основные признаки.

Во-первых, любой тоталитарный режим – это отрицание демократии. Демократия и тоталитаризм – понятия несовместимые, хотя в отдельных случаях тоталитаризм маскируется под демократию. Особенно это характерно для режима тоталитарного социализма, который практически всегда выдает себя за демократию, таковой на деле не являясь.

Во-вторых, при тоталитарных режимах государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти, что имеет место при фашистских и военных тоталитарных режимах, или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры. Так, в бывшем СССР органы государственной власти формально формировались населением, однако в бюллетенях для тайного голосования всегда значилась только одна кандидатура, выдвинутая либо по инициативе, либо с одобрения партийных органов.

В-третьих, при тоталитарных режимах отсутствует разделение властей. Причем эта идея не только не получает законодательного закрепления, а вообще отбрасывается как неприемлемая в принципе.

В-четвертых, характерной чертой тоталитарного режима является полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. Государство монопольно контролирует экономику, политику, культуру, религию, средства массовой информации, вмешивается в частную жизнь граждан и тоже ее контролирует. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни превращение человека в послушный придаток государственного механизма.

В-пятых, не менее характерной чертой тоталитарного режима является фактическое отсутствие политического плюрализма. В тоталитарных государствах всегда господствует одна политическая партия, которая, как правило, возглавляется харизматическим лидером и практически сращивается с государством. Другие политические партии или запрещаются, или находятся в тесном союзе с правящей партией, не составляя ей какой – либо конкуренции. Политическая оппозиция не допускается.

В-шестых, для тоталитарного режима характерно также отсутствие идеологического плюрализма. В обществе насаждается единая для всех идеология, носящая официальный, государственный характер. Инакомыслие запрещается и преследуется.

В-седьмых, тоталитарный режим опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима. Для этих целей обычно создается специальный репрессивный аппарат, который и выполняет карательные функции.

В-восьмых, в тоталитарных государствах отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством. При этом и они, как правило, носят декларативный характер. Государство их провозглашает, но реального осуществления не гарантирует.

Для тоталитарного политического режима характерно:

— стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни;

— основу тоталитарного режима составляет моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию.

— наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию;

— сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т.д.;

— монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики;

— отсутствие политического плюрализма;

— применение физического террора и устрашения в отношении граждан.

Наиболее классическими примерами тоталитарного режима являются СССР, бывшие страны социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия. Фашистские, коммунистические политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тоталитарного режима.

Авторитарный режим имел довольно широкое распространение в ХХ в. в различных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.). Известны различные формы авторитарного режима: полуфашистский, военно–диктаторский, конституционно–автори­тар­ный, конституционно–патриархальный, клерикальный, расистский и другие.

Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерастать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемократический и затем в демократический. Однако, будучи самостоятельным видом политического режима, авторитарный режим характеризуется собственными, только ему присущими признаками. К наиболее важным из них, думаю, можно отнести следующие:

Во-первых, авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается более мягким, более либеральным режимом, поскольку несет в себе некоторые черты демократического режима.

Во-вторых, авторитарный режим характеризуется тем, что государственная власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы (хунты, партийной верхушки, военной, бюрократической или религиозной элиты). Принцип выборности государственных органов, подотчетности и подконтрольности их населению сужается или сводится на нет. Представительные органы власти могут существовать, но они при этом не играют существенной роли в управлении обществом и превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

В-третьих, в авторитарных государствах игнорируется разделение властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют. Характерным для авторитарных режимов является усиление исполнительных органов, которые нередко подчиняют себе все остальные государственные органы. Суды зачастую выступают в качестве вспомогательных органов, поскольку наряду с ними могут использоваться и внесудебные органы.

В-четвертых, при авторитарных режимах преобладают силовые, командные, бюрократические методы государственного управления. К компромиссам и консенсусу государственная власть не прибегает. В то же время при осуществлении власти практически не применяются террор и массовые репрессии.

В-пятых, в отличие от тоталитарных режимов отсутствует тотальный контроль государства над теми или иными сферами общественной жизни. Относительно независимыми от государственной власти могут быть (хотя и не всегда) экономика, культура, частная жизнь. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда существует монополия на политическую власть, сохраняется частичная цензура над средствами массовой информации.

В-шестых, при авторитарных режимах допускается ограниченный политический плюрализм. Конституции провозглашают свободу образования политических партий, однако государственная власть специальными законами разрешает деятельность только некоторых из них (тех, которые ориентируются на линию, выработанную правящей партией). Оппозиция либо не допускается, либо разрешается только в определенных пределах.

В-седьмых, при авторитарном режиме в отличие от тоталитарного не существует единой государственной идеологии, обязательной для всего общества. Следовательно, данный политический режим допускает определенный плюрализм в области идеологии.

В-восьмых, демократические права и свободы граждан в авторитарных государствах главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Особенно это касается политических прав и свобод. Часто вводится чрезвычайное или иное особое положение, которое на практике направлено против «врагов» режима. В этой связи личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.

В-девятых, при авторитарных режимах весьма высока роль главы государства (лидера). Не случайно авторитаризм нередко определяется как режим государственной власти, сочетающийся с элементами личной диктатуры. Вместе с тем в отличие от тоталитарных государств лидер в авторитарных государствах не является харизматическим.

Авторитарный режим характеризуется следующими чертами:

— наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;

— отсутствие единой идеологии;

— отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения;

— законодательная власть подчинена исполнительной, институты государства носят вторичный характер;

— граждане не подвергаются репрессиям и террору, но только до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

Авторитарный политический режим – весьма широкая категория. Он может характеризоваться различной степенью демократичности: может быть и жестко-авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод.

Либеральный (полудемократический) режим. Либеральный режим, как и авторитарный, тоже не имеет однозначного определения. Это выражается, в частности, в том, что отдельные авторы под либеральным режимом (они именуют его также либерально-демократи­ческим) понимают такие методы и способы осуществления государственной власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. То есть либеральный режим в этом случае мыслится как режим более высокого порядка, чем демократический, как режим, который вырастает из собственно демократического режима.

Вместе с тем большинство исследователей склоняется все же к тому, что либеральный режим – это режим полудемократический, режим, который сочетает в себе черты демократического и авторитарного режимов и является переходным к демократическому. Он возникает в результате ликвидации тоталитарных и авторитарных режимов, административно-командных и бюрократических методов управления обществом. В настоящее время либеральные, полудемократические режимы сложились в постсоциалистических странах Восточной Европы, в ряде государств СНГ (в том числе и в России), в Египте, Шри-Ланке, Никарагуа и многих других странах Азии, Африки и Латинской Америки после крушения тоталитарных и авторитарных режимов.

Либеральный режим, будучи переходным политическим режимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе – это демократический режим. Он базируется на достижениях современной демократии, признавая и законодательно закрепляя все ее основополагающие идеи: народовластие, разделение властей, естественные права человека, политический и идеологический плюрализм и т.д.

Но это еще неразвитая демократия, демократия в сочетании с некоторыми элементами авторитаризма. Так, например, деятельность представительных органов власти, в том числе и парламента, зачастую принижена, зато на первый план нередко выдвигается исполнительная власть, особенно президент; принижена также роль судов; в связи с чем, принцип взаимодействия властей нарушен; не сложилась подлинная многопартийность; не всегда положительно оценивается деятельность оппозиции; недостаточным образом осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина; в методах осуществления государственной власти встречаются проявления административно-командной системы управления и т.д.

studfiles.net

Признаки демократического государства. Современные демократические государства :: SYL.ru

Современное государство представляет собой очень сложный общественный организм. Но понять его суть не настолько сложно, как кажется, потому что практически все современные страны построены по демократическому образцу, на основе политического и идеологического многообразия и партийной полярности. В данной статье рассматриваются признаки демократического государства и гражданского общества, их определение и история формирования.

Определение понятия

Демократическим государством принято называть политическое устройство, которое основано на воле народа, всеобщих правах и свободах гражданина и человека. Источником власти всех уровней в таком типе государства является народный суверенитет.

Как известно, провозглашение государства демократическим еще не означает, что ему будут присущи признаки демократического государства. Лозунги народовластия выдвигали практически все тоталитарные режимы прошлого, но они не обеспечивали обустройство необходимых институтов и не предоставляли политических прав своим гражданам. Понятие «демократия» тесно связано с понятиями конституционного права и прав человека. В некотором смысле эти слова можно считать синонимами. Не может быть демократической страны без конституции и правовой системы, это незыблемые признаки демократического государства.

Сущность демократического государства

Следует отметить, что государство может отвечать критериям демократичности только в условиях наличия сформированного гражданского общества. Демократическое государство должно исключить политику этатизма (вмешательства в сферы общественной жизни) и, наоборот, обеспечивать свободу развития культуры, предпринимательства и духовной жизни. Демократическое общество выполняет функции обеспечения общенародных интересов при безусловном соблюдении личных интересов каждого индивида. Именно такое государство является своеобразным антиподом авторитарному государству, они практически исключают друг друга.

История демократии

Вышеописанный режим государственного правления существует очень давно. Демократические формы государственности существовали еще в античном мире. В развитом Средневековье в Европе также существовали демократические города в Италии, Голландии, Швейцарии и даже России (Новгород). Но в каждую историческую эпоху под такой формой правления понимали разное.

Древнегреческий философ Платон понимал демократию как «власть завистливых нищих». Критиковал идеи народовластия и Аристотель. Он смотрел на него как на правление большинства необразованных серых масс в своих интересах.

Во времена Французской буржуазной революции демократия понималась как устройство общества, которое было противоположно монархии, абсолютизму и элитарности. Именно в этот исторический период демократическое устройство государства стало основополагающим постулатом европейской политики. С тех пор возникло множество теорий понимания демократии, само понятие пережило своеобразную трансформацию, а демократическое государство стало основной формой организации общества.

Формы демократии

Демократическое общество существует и регулируется несколькими способами государственного управления. Рассмотрим их.

Прямая демократия

Прямая, или непосредственная, демократия – это участие всех без исключения граждан в обсуждении, подготовке и принятии решений. Формы демократии на том или ином этапе развития общества были разными. Прямая демократия была доминирующей в древних античных обществах. На сегодняшний день такая форма демократии распространена в маленьких городах, общинах или на экономических предприятиях. Существует вид прямой демократии, который также основан на прямом волеизъявлении народа — это плебисцитная демократия. Но в этом случае влияние людей на общественные процессы ограничено. Граждане могут только проголосовать либо не проголосовать за тот или иной закон или решение, которое разработано правительством или политической партией.

Представительная демократия

Ведущей во всех современных странах формой политического устройства и участия граждан в политической жизни является представительная демократия. Суть ее довольно проста – опосредованное участие народа в принятии политических решений. Граждане той или иной страны выбирают в органы государственной власти представителей, которые способны представить их интересы. Форма представительной демократии просто необходима в современных условиях существования огромных социальных институтов и сложных общественных процессов.

Избранные народные представители обязательно должны подчиняться всем предписаниям закона. Основным из них является конституция демократического государства. Этот аспект является фундаментальным и основополагающим.

Важнейшие признаки демократического устройства

Признаков демократического государства можно насчитать очень много. Но важнейшими являются:

  • обеспечение прав и свобод личности и гражданина;
  • реальная представительная демократия.

Разберем эти принципы по отдельности.

Права и свободы человека и гражданина

Обеспечение благоустройства общества с помощью права и гарантирование человеку свободы выбора, пожалуй — главный признак демократического государства. Таким образом, формируется тесная связь между политическим режимом и демократическими институтами, которые в нем существуют. Только в таких условиях права и личная свобода граждан становятся не иллюзорными, а вполне реальными. Никакие, даже самые прогрессивные цели не способны придать политическому устройству демократический характер, если законодательно не закреплены права и свободы человека. Множество конституций мировых держав закрепляют это положение, но в реализации его на практике возникают определенные трудности, в том числе и в РФ. Демократическое государство в некоторых странах мира не то что не построено, а выступает как общественная цель.

Говоря о свободе и правах гражданина и человека, следует отметить, что демократическое государство — это не государство вседозволенности. Высшей целью демократии является справедливость, поэтому тех членов общества, которые поступают несправедливо, наказывают.

Реальная демократия

Реальная, то есть представительская демократия осуществляется путем общенародных выборов, которые дают возможность лучшим членам общества выполнять представительские функции и принимать те или иные законы. Органы выборной власти (советы, парламенты, правительства) наделяются исключительным правом решения самых важных вопросов в жизни страны. В их полномочия входит принятие бюджета, справедливое решение гражданских споров, объявление войны или чрезвычайного положения.

Современные демократические государства

В мире существует множество государств, которые тем или иным образом заявили о своей демократичности, но образцовыми демократиями мира считаются:

  • США;
  • Германия;
  • Франция;
  • Швеция;
  • Канада;
  • Норвегия;
  • Италия;
  • Испания.

В России представительная демократия обеспечена возможностью выборов в Государственную думу и формирования Совета Федерации, а также органов местного муниципального самоуправления. Каждый уровень власти имеет особые полномочия и отвечает как перед вышестоящими властными инстанциями, так и перед народом (избирателями). Это фундаментальные признаки демократического государства.

www.syl.ru

25. Демократический политический режим

Демократический политический режим – это такой политический режим, для которого характерна демократия как способ функционирования политической системы государства, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

— население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии;

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— наличие гражданского общества, действующего наряду с государством;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— легитимность и легальность государственной власти;

— провозглашаются и обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

— наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д.), свобода СМИ от цензуры;

— реальное действие принципа разделения властей;

— отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, многопартийность и политический плюрализм.

Демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества; временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, создает условия для существования экстремистских сил.

Основные способы (формы) реализации демократии:

а) прямая демократия – весь народ (имеющий право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерной является для ранних форм демократии, например, в античные времена в греческих государствах – полисах, в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик;

б) плебисцитарная демократия — народ принимает решение лишь в определенных случаях, например, во время референдума по какому-то вопросу;

в) представительная демократия — народ избирает своих представителей и они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

26. Унитарное государство

Унитарное государство – представляет собой такую форму государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки, характеризующие унитарное государство:

а) унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;

б) на территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая финансовая, налоговая и кредитная политика.

в) составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;

г) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, достаточно часто допускает национальную автономию;

д) все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

е) унитарное государство имеет единые вооруженные силы и другие структуры национальной безопасности, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

ж) в подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным.

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

В централизованных унитарных государствах, как правило, не предполагается наличие местной или национальной автономии, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы.

В настоящее время унитарными государствами являются Голландия, Дания, Венгрия, Украина, Белоруссия, Китай, Монголия, Япония и др.

studfiles.net

люди,помогите,пожалуйста!надо привести примеры 3 политических режимов

Тоталитаризм можно подразделить на левый -про коммунистический (СССР, Сев. Корея, Китай, Куба) и правый-фашистский (фашистская Италия при Муссолини-родина тоталитаризма, фашистская Германия). Авторитарные режимы — режим Хуана Перрона в Аргентине, режим Августо Пиночета в Чили, режим Ататюрка (Мустафы Кемаля ) в Турции, режим Хомейни в Иране, вообще исторически абсолютные монархии тоже авторитарные режимы, так что Россия до 1917 тоже авторитарный режим) Ну а демократические режимы если брать со времени появления понятия демократия- Афинская классическая демократия, США, Франция, соврем. Германия и большинство развитых стран Запада.

Вам страны назвать, что ли надо, в каких странах эти режимы были или как?

Юлия, да мне нужно название стран.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *