Какова география безработицы в россии – Безработица в России

Безработица в России

Занятость населения в Российской Федерации регулируется законом «О занятости населения в Российской Федерации». Граждане, не имеющие работы или другого доходного занятия, вправе получать содействие государства в трудоустройстве, профессиональном обучении и переподготовке, а в случае признания их безработными имеют право на государственное пособие по безработице. Граждане, нуждающиеся в трудоустройстве, могут искать работу самостоятельно, обратиться в негосударственное агентство по трудоустройству и т. д. Безработным гражданам может быть предложено участие в оплачиваемых общественных работах, т. е. в общественно полезной деятельности, не требующей специальной квалификации и организуемой в целях социальной поддержки безработных граждан.

Наиболее распространённые причины потери работы: увольнение по собственному желанию и увольнение в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и учреждений.

Уровень безработицы в России в 1990-е годы составлял 8–15% экономически активного населения, что объяснялось спадом производства и трансформационными процессами, происходившими в российской экономике. В начале 1999 г. общая численность безработных достигла максимального значения (10,4 млн человек). В1999–2001 гг. произошло сокращение общей численности безработных до 6,3 млн человек. Уровень российской безработицы, сложившийся к началу XXI в., несколько ниже среднеевропейских показателей, но превосходит примерно в 1,5 раза уровень безработицы в США, Канаде, Японии. Общая численность безработных, определяемая по методологии Международной организации труда (МОТ) за последнее десятилетие ХХ в. увеличилась более, чем в 2 раза и начала снижаться, составив в 2002 г. 6,2 млн человек или 8,6% экономически активного населения. Несмотря на снижение безработицы и рост занятости средний период поиска работы остаётся на уровне 8–9 месяцев. Удельный вес длительно безработных (более 1 года) достигает 45% и более, что характерно для трудоизбыточных территорий, городов и посёлков с моноструктурной занятостью.

Наибольший уровень безработицы зафиксирован в Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия–Алания, в Республике Дагестан; наименьший уровень — в Центральном федеральном округе.

Средний возраст безработных составляет 35 лет. Наибольшую долю безработных составляют лица в возрасте 20–24 лет, т. к. значительная часть из них не имеет опыта работы и впервые вступает на рынок труда. Удельный вес женщин среди безработных более 45%.

Социально ориентированная политика государства предполагает создание условий для развития отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей населения; расширения инвестиций, профессиональной подготовки и переподготовки рабочей силы, гарантирующих работу и современную профессию. Такая политика способна смягчить проблемы безработицы и смежные социальные проблемы, среди которых основными являются падение доходов и уровня жизни, а также социальное неравенство.

geographyofrussia.com

Уровень безработицы в России в 2018-2019 году: статистика, аналитика, причины

По данным ФСГС, за второй квартал 2018 года безработица в России составила 4,8%. Это один из самых низких показателей за всю историю РФ. По сравнению с 2017 годом, статистика отображает увеличение занятости на 0,7 пунктов. Если проводить параллели с кризисным 2009 годом, то уровень нетрудоустроенности и вовсе сократился почти вдвое: в том году показатель безработицы составлял 8,3%.

Статистика безработицы в 2018-2019 году

Показатель безработицы складывается из следующих значений:

  • Численность экономически активного населения (ЭАН). В число экономически неактивных граждан входят нетрудоспособные, пожилые или несовершеннолетние лица;
  • Далее высчитывается сам процент безработицы в России: те из ЭАН, кто не трудоустроен, и является безработным.

На примере это можно рассчитать следующим образом:

  • Допустим, нам нужно посчитать процент безработных от 1000 человек, проживающих в данном конкретном регионе. Из общей численности населения нужно вычесть экономически неактивных граждан — допустим, таких в регионе 280 человек;
  • Среди оставшихся 720 человек не работают 120 граждан. Высчитываем процент от общего числа, получается уровень безработицы в размере 16.67%.

Именно такой метод подсчета использует Федеральная Служба Государственной Статистики (ФСГС). Среди экономистов принято использовать статистические данные, полученные от ФСГС, т.к. они прозрачны и математически верны.

Динамика занятости в России, согласно отчетам ФСГС, показывает, что уровень безработицы в 2019 году сокращается по сравнению с предыдущими годами: в среднем по стране он уменьшился с 5,5% в 2017 году до 4,8%.

На данный момент из актуальных сводок доступна статистика только за второй квартал 2018-го года, но для полного понимания ситуации этих данных достаточно: согласно отчетам ФСГС, с июля 2018-го года никаких резких ухудшений ситуации в сфере безработицы не происходило.

Уровень безработицы в зависимости от возраста.

Безработица в зависимости от образования.

Срезы по регионам

Разумеется, динамика занятости разнится в зависимости от географии, демографических показателей региона и т.д. Поэтому ответ на вопрос, сколько безработных в России, нужно всегда уточнять: имеются ли в виду общие федеральные значения или же с разбивкой на регионы.

По состоянию на 2019 год, традиционно невысокую безработицу показывают крупные города федерации, а также высоко урбанизированные регионы. Так, например, Центральный Федеральный Округ, включая Москву и Московскую область, показывает уровень безработицы на уровне 3,1% от общего числа работоспособных граждан (здесь и далее — данные на второй квартал 2018 года).

Северо-Западный Федеральный Округ, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, отстает незначительно с показателем безработицы 4,4%. В Приволжском Федеральном Округе уровень нетрудоустроенности составляет 4,7%, в остальных федеральных субъектах показатели приближаются к общим федеральным значениям.

И, наоборот, более 60% всех безработных приходятся на деревни, села и мало урбанизированные регионы: так, например, «лидером» в этой области является Северо-Кавказский федеральный округ со средним значением 11%. Отдельные субъекты — например, Республика Ингушетия — установили новые рекорды: в указанной республике уровень нетрудоустроенности составил 26,2%, Республика Тыва догоняет с показателем 18,8%.

С полным перечнем статистических данных, учитывающих особенности регионов и их показатели занятости, вы можете ознакомиться в таблице ниже.

 Численность рабочей силы,
тысяч человек
ЗанятыеБезработныеБезработица, %
Российская Федерация
76518,4
73001,5
3516,9
4,6
Центральный ФО21464,7
20876,2
588,6
2,7
Белгородская область
827,6
795,4
32,1
3,9
Брянская область
629,6
607,6
22,0
3,5
Владимирская область
722,6
690,8
31,8
4,4
Воронежская область
1186,6
1149,9
36,7
3,1
Ивановская область
526,7
504,3
22,5
4,3
Калужская область
559,6
535,9
23,7
4,2
Костромская область
318,6
304,6
13,9
4,4
Курская область
574,1
552,1
22,0
3,8
Липецкая область
599,7
577,4
22,4
3,7
Московская область
4149,0
4042,7
106,3
2,6
Орловская область
363,1
345,7
17,4
4,8
Рязанская область
547,6
527,0
20,7
3,8
Смоленская область
514,7
490,1
24,6
4,8
Тамбовская область
500,5
481,1
19,4
3,9
Тверская область
687,3
660,2
27,1
3,9
Тульская область
797,6
767,4
30,3
3,8
Ярославская область
670,5
643,1
27,3
4,1
Москва
7289,4
7200,9
88,5
1,2
Северо-Западный ФО7516,0
7232,2
283,8
3,8
Республика Карелия
310,4
284,7
25,7
8,3
Республика Коми
451,8
420,1
31,7
7,0
Архангельская область
571,7
535,1
36,5
6,4
Вологодская область
569,7
542,9
26,8
4,7
Калининградская область
521,5
497,9
23,6
4,5
Ленинградская область
965,4
927,6
37,8
3,9
Мурманская область
424,3
396,2
28,1
6,6
Новгородская область
311,4
298,6
12,8
4,1
Псковская область
327,8
311,8
16,0
4,9
Санкт-Петербург3062,0
3017,3
44,8
1,5
Южный ФО8262,0
7821,0
441,0
5,3
Республика Адыгея
200,9
183,7
17,2
8,6
Республика Калмыкия
137,5
125,3
12,2
8,8
Республика Крым
902,3
852,7
49,5
5,5
Краснодарский край
2841,7
2705,0
136,7
4,8
Астраханская область
512,3
474,3
38,0
7,4
Волгоградская область
1314,2
1241,9
72,3
5,5
Ростовская область
2134,6
2027,6
106,9
5,0
Севастополь
218,6
210,5
8,1
3,7
Северо-Кавказский ФО4697,7
4233,0
464,7
9,9
Республика Дагестан
1377,0
1230,8
146,3
10,6
Республика Ингушетия
248,6
183,2
65,4
26,3
Кабардино-Балкарская Республика
460,3
415,8
44,5
9,7
Карачаево-Черкесская Республика
214,2
191,9
22,3
10,4
Республика Северная Осетия – Алания
367,3
336,5
30,8
8,4
Чеченская Республика
628,8
543,7
85,2
13,5
Ставропольский край
1401,4
1331,2
70,2
5,0
Приволжский ФО15197,7
14560,9
636,8
4,2
Республика Башкортостан
1954,5
1860,2
94,3
4,8
Республика Марий Эл
337,9
326,6
11,3
3,4
Республика Мордовия
424,8
408,0
16,7
3,9
Республика Татарстан
2042,3
1978,2
64,2
3,1
Удмуртская Республика
778,7
745,7
33,0
4,2
Чувашская Республика
619,7
590,2
29,5
4,8
Пермский край
1274,2
1206,3
67,9
5,3
Кировская область
661,8
628,6
33,2
5,0
Нижегородская область
1758,1
1687,0
71,2
4,0
Оренбургская область
1040,0
998,0
42,0
4,0
Пензенская область
704,1
673,6
30,5
4,3
Самарская область
1748,0
1684,6
63,4
3,6
Саратовская область
1215,3
1157,2
58,1
4,8
Ульяновская область
638,2
616,7
21,4
3,4
Уральский ФО6383,7
6092,7
291,0
4,6
Курганская область
384,1
357,2
26,9
7,0
Свердловская область
2167,4
2064,2
103,2
4,8
Тюменская область
1959,1
1902,1
57,0
2,9
Ямало-Ненецкий АО
315,4
309,4
5,9
1,9
Челябинская область
1873,1
1769,2
103,9
5,5
Сибирский ФО9648,9
9016,1
632,8
6,6
Республика Алтай94,3
83,7
10,6
11,2
Республика Бурятия
463,7
423,4
40,3
8,7
Республика Тыва
130,1
114,1
16,0
12,3
Республика Хакасия
256,2
242,2
14,1
5,5
Алтайский край
1161,0
1097,1
63,9
5,5
Забайкальский край
530,6
477,1
53,5
10,1
Красноярский край
1498,9
1421,6
77,3
5,2
Иркутская область
1170,3
1071,5
98,8
8,4
Кемеровская область
1321,9
1244,4
77,5
5,9
Новосибирская область
1448,1
1357,9
90,2
6,2
Омская область
1033,4
969,6
63,8
6,2
Томская область
540,4
513,5
27,0
5,0
Дальневосточный ФО3347,8
3169,5
178,3
5,3
Якутия
509,4
475,2
34,1
6,7
Камчатский край
177,9
171,7
6,3
3,5
Приморский край
1046,9
987,1
59,8
5,7
Хабаровский край
717,7
686,2
31,5
4,4
Амурская область
415,2
394,1
21,0
5,1
Магаданская область
89,1
84,4
4,6
5,2
Сахалинская область
281,9
267,7
14,2
5,0
Еврейская АО
79,3
73,8
5,5
6,9
Чукотский АО30,4
29,2
1,2
4,0

Динамика безработицы

На данный момент можно утверждать, что количество безработных в России стабильно уменьшается с 1999-го года. Всплески нетрудоустроенности наблюдались только в кризисные года: 2009 и 2015.

Причины безработицы в России связаны, как правило, с падением цен на нефть — основным экспортным товаром страны, составляющим большую часть федерального ВВП: если цены падают, уровень безработицы растет, но верно и обратное.

Поэтому мы могли наблюдать провальную статистику по трудоустроенности в период с 1991 по 1999 года, когда баррель нефти стоил 20-25 долларов (по сравнению с нынешними 60-65 долларами). Этим же объясняются и всплески нетрудоустроенности в 2008 и 2015 годах.

Согласно официальным источникам, уровень нетрудоустроенности падает благодаря невысоким требованиям к бизнесу — в частности, благодаря низким показателям МРОТ и юридической «гибкости» законодательства РФ. Так, например, многие руководители предприятий в России оформляют сотрудников на «минималку», т.е. оплачивая по трудовому договору только часть реального дохода, все остальное выплачивается в конверте.

Все, кроме работника, остаются в выигрыше: работодатель экономит на налоговых отчислениях, ФСГС получает данные о высокой трудоустроенности. Работник же получает низкую социальную защищенность из-за того, что получение зарплаты в конверте автоматически означает риск обмана со стороны работодателя. Не вполне законное трудоустройство приводит и к другим проблемам: формализации бюрократии, сокрытии от государства реальной статистики.

И отсюда можно сделать вывод о т.н. «скрытой безработице». Это те люди, которые официально числится как трудоустроенные, но на самом деле не получающие доход. Работодатель в таком случае пользуется юридическими лазейками и, например, отправляет работника в длительный неоплачиваемый отпуск. Как результат — человек фактически не работает, но в статистику о безработице не попадает.

Поэтому динамика занятости по стране в целом следующая:

  • Официальная безработица сокращается. С 2017-го года она упала на 0,7 пунктов до значения 4,8%. Обратите внимание: в эти цифры включены и проблемные регионы с традиционно низкой занятостью;
  • Вследствие кризиса растет теневой сектор, а за ним — скрытая безработица. В отличие от европейских стран, в Российской Федерации подсчет уровня занятости производится без учета скрытой безработицы, в результате уровень безработицы в стране является одним из самых низких в мире. Но эти данные не отображают реальной ситуации. А эти реалии, к сожалению, показывают неутешительное состояние рынка труда.

Прогноз, чего ждать в 2019 году

Можно ожидать продолжение тенденций, которые наблюдаются в современной России: безработица, как реальная, так и по официальным данным, вряд ли увеличится. В этом плане очень показательно мнение директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяной Малевой, занимающейся исследованием нынешнего рынка труда в стране (цитата из интервью изданию РИА Новости):

«Да, в России низкая безработица — одна из самых низких в мире. Но в экономической теории имеется четкая корреляция: при невысоком уровне жизни низкая безработица стоит населению низких зарплат. И наоборот: если зарплаты высокие, а уровень жизни в целом падает по стране, сильно увеличивается безработица — мы это видим на примере современной Испании. Другими словами, если уровень жизни падает, а занятость — нет, неизбежно падает уровень заработных плат».

Безработица в мире.

Исходя из официальных данных, зарегистрированная нетрудоустроенность не будет расти, по крайней мере быстро. Однако, с 2014-го года стабильно падает уровень жизни, это приводит к двум следствиям:

  • Хотя официальная статистика это не зарегистрирует, вырастет показатель скрытой безработицы и роль теневого сектора;
  • Наконец, еще значительнее уменьшатся зарплаты в реальном выражении (т.е. в пересчете на продуктовую корзину, которую можно приобрести в российских рублях).

Вывод

Итак, каков уровень безработицы в России? Для Российской Федерации свойственен низкий уровень занятости в слабо урбанизированных регионах и, наоборот, в крупных мегаполисах по-прежнему много свободных рабочих мест. К 2019 году показатель занятости повысился еще на 0,7 пунктов, что в целом является очень хорошим показателем.

Однако, официальная статистика не отражает реальную ситуацию на рынке труда из-за широкого применения «теневых» расчетов. Поэтому в 2019 году не следует ожидать резкого падения официально зарегистрированной занятости в стране, фактическое падение этого показателя тоже маловероятно. Станет проблемой в ближайшее время разве что уменьшение заработных плат в реальном выражении.

vkreditbe.ru

Конспект урока по географии на тему: «Рынок труда России»

Конспект урока географии в 8-9 классе на тему: «Рынок труда и занятость населения России»

Цели урока:

  1. Сформировать представления о рынке труда России, причинах безработицы, изменения в структуре занятого населения;

  2. Определить понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»;

  3. Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации;

  4. Способствовать профессиональному самоопределению учащихся в условиях рыночной экономики.

Оборудование: учебник А.И. Алексеева, политико-административная карта России, схемы, графики, таблицы.

Термины и понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, рынок труда.

Ход урока:

  1. Организационный момент;

  2. Проверка домашнего задания;

  3. Изучение нового материала.

— Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда. Что же вам нужно знать о рынке труда России?

1. Понятие «рынок труда».

Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение со стороны трудоспособного населения.

Рассмотрим схему (рис.221 учебника) и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда. Сделать выводы как влияет спрос при низкой и при высокой оплате труда.

2. Трудовые ресурсы России.

Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями.

Основная часть трудовых ресурсов – население в трудоспособном возрасте: женщины 16-54 лет, мужчины 16-59 лет. Но не все люди в трудоспособном возрасте способны к труду, среди них есть инвалиды и пенсионеры-льготники. К трудовым ресурсам относится и население в нетрудоспособном возрасте – работающие пенсионеры и подростки.

Записать в тетрадь самостоятельно состав трудовых ресурсов:

  1. Население в трудоспособном возрасте;

  2. Работающие пенсионеры;

  3. Работающая молодежь до 16 лет.

Проанализируйте схему «Трудовые ресурсы России и их использование» (рис.220 учебника). Определите, в какой группе на данной схеме оказались члены вашей семьи, ближайшие родственники.

Доля россиян, находящихся в трудоспособном возрасте, постоянно изменяется. Проанализируйте по статистическим материалам динамику изменения численности населения разных возрастных групп России и для сравнения данные нашего города, за последние 5 лет. Как изменялись пропорции и почему?

3. Экономически активное население.

В других странах понятие «трудовые ресурсы» не используется. В связи с переходом России к рыночным отношениям для учета всей рабочей силы, которая существует на рынке труда, стал применятся термин «экономически активное население». Он включает часть трудовых ресурсов, которая работает в хозяйстве (занятые) или ищет работу (безработные).

Проанализируйте график «Динамика численности занятых и безработных России» и «Динамика численности занятых и безработных города Златоуста». Сделайте выводы.

Составьте данные об изменении численности занятых и безработных в городе Златоусте.

За годы реформ занятость населения по отраслям экономики. Так же как и распределение занятых по формам собственности очень изменилось. По статистическим материалам выявите, какие изменения в отраслевой структуре занятости произошли в России за последние годы. Сравните эти данные с показателями города Златоуста.

4.Безработица – это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

По стандартам МОТ безработными считаются лица:

  1. Не имеющие работу;

  2. Занимающиеся поиском работы;

  3. Готовые приступить к работе в течение определенного времени.

От чего зависит география безработицы? Запишите в тетрадь. (Демографическая ситуация. Структура народного хозяйства).

Как зависит безработица от структуры хозяйства? (Рост безработицы – в отраслях, где наблюдается спад производства: ВПК, легкая промышленность, машиностроение; отраслях, где идет подъем производства: добывающая промышленность, металлургия).

Как зависит безработица от демографической ситуации? (Районы с высоким естественным приростом, работающие пенсионеры, невозможность создания новых рабочих мест для молодежи – увеличение числа безработных).

Какова география безработицы в России? Проанализируйте карту «Уровень безработицы в России». Назовите регионы с высоким уровнем безработицы? В каких районах уровень безработицы низкий? Объясните причины.

К какой группе можно отнести Челябинскую область по уровню безработицы?

Дискуссия. Как вы считаете, может ли сейчас безработный жить на пособие по безработице? Лучше заниматься любой работой, даже если она вам не нравится, или жить на пособие и дожидаться работу по душе? Какие профессии вы считаете престижными? Какую бы профессию хотели получить вы?

  1. Закрепление.

Вопросы:

  1. Объясните смысл и содержание понятий «экономически активное население» и «трудовые ресурсы».

  2. Какое население относится к трудоспособному? Относятся ли вы к трудоспособному населению?

  3. Какие изменения в структуре занятости в России и в Златоусте произошли в последние годы?

  4. От чего зависит безработица? В каких районах страны она высока? Почему?

  5. Назовите причины существования безработицы в городе Златоусте?

  1. Итог урока.

В современное время в Россия переходит к рыночной экономике. В связи с этим появляются изменения на рынке труда, меняется соотношение спроса и предложения на рабочую силу, вводится конкурсный отбор кадров. Современный работник должен приобретать новые знания и умения, осваивать новые профессии. Трудовые ресурсы – это главный капитал страны, он все чаще определяет современное ее развитие.

infourok.ru

«Занятость и безработица в Российской Федерации в мае 2019 года»

 

Численность
рабочей
силы,

тыс. человек

В том числе

Уровень, в %

занятые

безра-
ботные

участия в рабочей силе

заня-
тости

безра-
ботицы

 Российская Федерация

74967,7

71476,6

3491,0

61,9

59,0

4,7

 Центральный
  федеральный округ

21131,1

20516,1

615,0

63,5

61,6

2,9

 Белгородская область

825,6

792,7

32,9

63,4

60,9

4,0

 Брянская область

593,5

571,8

21,7

58,4

56,3

3,7

 Владимирская область

714,1

682,4

31,7

61,4

58,7

4,4

 Воронежская область

1181,8

1142,4

39,4

59,4

57,5

3,3

 Ивановская область

515,1

494,9

20,2

60,2

57,8

3,9

 Калужская область

527,8

508,0

19,9

62,0

59,6

3,8

 Костромская область

312,0

299,7

12,3

58,7

56,4

3,9

 Курская область

568,2

544,5

23,7

60,6

58,1

4,2

 Липецкая область

598,1

575,4

22,7

62,0

59,6

3,8

 Московская область

4108,2

3995,1

113,1

65,7

63,9

2,8

 Орловская область

334,3

319,6

14,7

52,9

50,6

4,4

 Рязанская область

504,7

483,7

21,0

52,9

50,7

4,2

 Смоленская область

475,4

448,4

27,0

58,8

55,4

5,7

 Тамбовская область

505,5

484,7

20,8

57,0

54,6

4,1

 Тверская область

674,6

646,4

28,2

62,5

59,9

4,2

 Тульская область

790,0

760,0

30,0

61,6

59,3

3,8

 Ярославская область

645,1

604,4

40,7

60,9

57,1

6,3

 г.Москва

7257,1

7162,2

94,9

67,7

66,8

1,3

 Северо-Западный
  федеральный округ

7457,0

7200,1

256,9

63,7

61,5

3,4

 Республика Карелия

307,1

283,3

23,9

59,7

55,1

7,8

 Республика Коми

432,7

403,3

29,4

63,7

59,3

6,8

 Архангельская область

548,3

513,3

35,0

57,8

54,1

6,4

   в том числе
    Ненецкий авт.округ

21,6

19,9

1,8

64,2

58,9

8,2

    Архангельская область
     без авт.округа

526,6

493,4

33,2

57,6

54,0

6,3

 Вологодская область

553,2

533,3

19,9

57,6

55,5

3,6

 Калининградская область

548,2

521,6

26,6

66,2

63,0

4,9

 Ленинградская область

963,3

926,0

37,3

62,1

59,7

3,9

 Мурманская область

417,8

399,0

18,8

67,3

64,3

4,5

 Новгородская область

307,6

298,1

9,5

60,9

59,0

3,1

 Псковская область

316,0

300,4

15,6

58,9

55,9

4,9

 г.Санкт-Петербург

3062,9

3021,9

41,0

67,1

66,2

1,3

 Южный
  федеральный округ

8091,1

7654,9

436,2

59,4

56,2

5,4

 Республика Адыгея

200,4

183,8

16,6

54,2

49,7

8,3

 Республика Калмыкия

135,3

122,6

12,6

62,0

56,2

9,3

 Республика Крым

909,6

856,7

53,0

57,4

54,0

5,8

 Краснодарский край

2781,0

2647,0

134,0

60,3

57,4

4,8

 Астраханская область

510,0

469,3

40,7

62,2

57,2

8,0

 Волгоградская область

1226,7

1158,4

68,4

58,1

54,9

5,6

 Ростовская область

2108,4

2006,6

101,8

59,5

56,6

4,8

 г.Севастополь

219,7

210,5

9,2

60,0

57,5

4,2

 Северо-Кавказский
  федеральный округ

4625,0

4103,6

521,4

61,1

54,2

11,3

 Республика Дагестан

1393,9

1202,8

191,1

60,3

52,0

13,7

 Республика Ингушетия

258,3

190,6

67,7

72,8

53,8

26,2

 Кабардино-Балкарская
  Республика

433,4

386,0

47,4

63,0

56,1

10,9

 Карачаево-Черкесская
  Республика

195,7

171,8

23,9

52,1

45,8

12,2

 Республика Северная
  Осетия – Алания

306,7

274,4

32,3

54,6

48,8

10,5

 Чеченская Республика

634,5

548,2

86,4

65,3

56,4

13,6

 Ставропольский край

1402,5

1329,9

72,6

60,9

57,8

5,2

 Приволжский
  федеральный округ

14708,9

14074,2

634,7

60,4

57,8

4,3

 Республика Башкортостан

1896,6

1812,8

83,7

57,8

55,3

4,4

 Республика Марий Эл

330,7

316,5

14,3

59,7

57,1

4,3

 Республика Мордовия

436,2

416,8

19,4

63,3

60,4

4,4

 Республика Татарстан  

2032,7

1966,4

66,3

63,9

61,8

3,3

 Удмуртская Республика

767,7

726,7

41,0

63,0

59,6

5,3

 Чувашская Республика 

582,4

551,8

30,6

57,8

54,8

5,3

 Пермский край

1220,6

1153,7

66,9

57,6

54,4

5,5

 Кировская область

635,5

603,6

31,9

59,8

56,8

5,0

 Нижегородская область

1752,3

1681,1

71,1

64,5

61,9

4,1

 Оренбургская область

933,3

896,9

36,4

58,3

56,0

3,9

 Пензенская область

638,9

611,2

27,8

56,5

54,1

4,3

 Самарская область

1680,5

1614,7

65,8

62,9

60,5

3,9

 Саратовская область

1191,9

1135,2

56,6

57,5

54,7

4,8

 Ульяновская область

609,5

586,7

22,9

57,9

55,7

3,8

 Уральский
  федеральный округ

6302,9

6029,3

273,6

63,2

60,5

4,3

 Курганская область

363,9

333,9

29,9

52,7

48,4

8,2

 Свердловская область

2100,9

2011,6

89,3

59,6

57,1

4,2

 Тюменская область

1961,0

1902,2

58,8

67,7

65,6

3,0

   в том числе:
    Ханты-Мансийский
     авт.округ — Югра

917,9

895,1

22,8

71,1

69,3

2,5

    Ямало-Ненецкий
     авт.округ

316,8

310,5

6,3

76,2

74,7

2,0

    Тюменская область
     без авт.округов

726,3

696,7

29,6

60,9

58,5

4,1

 Челябинская область

1877,1

1781,5

95,6

65,8

62,5

5,1

 Сибирский
  федеральный округ

8431,7

7930,1

501,6

60,5

56,9

5,9

 Республика Алтай

94,4

84,4

10,0

59,1

52,9

10,6

 Республика Тыва

117,8

104,1

13,7

54,7

48,3

11,7

 Республика Хакасия

245,7

234,8

11,0

57,7

55,2

4,5

 Алтайский край

1128,7

1063,4

65,3

58,6

55,2

5,8

 Красноярский край

1465,2

1399,9

65,3

62,7

59,9

4,5

 Иркутская область

1142,0

1066,1

75,9

59,9

55,9

6,6

 Кемеровская область

1264,0

1192,5

71,5

57,6

54,3

5,7

 Новосибирская область

1409,2

1318,5

90,7

61,4

57,5

6,4

 Омская область

1016,6

948,5

68,1

63,7

59,4

6,7

 Томская область

548,1

517,9

30,2

62,0

58,6

5,5

 Дальневосточный
  федеральный округ

4219,9

3968,4

251,5

63,9

60,1

6,0

 Республика Бурятия

421,2

381,7

39,5

55,8

50,5

9,4

 Республика Саха (Якутия)

498,3

464,3

34,0

67,6

63,0

6,8

 Забайкальский край

525,7

476,6

49,1

62,5

56,7

9,3

 Камчатский край

182,1

175,7

6,5

70,2

67,7

3,5

 Приморский край

1005,7

954,6

51,1

63,2

60,0

5,1

 Хабаровский край

713,0

688,9

24,1

65,4

63,2

3,4

 Амурская область

405,6

384,0

21,7

63,0

59,6

5,3

 Магаданская область

85,2

81,1

4,2

71,9

68,4

4,9

 Сахалинская область

275,9

260,8

15,1

69,0

65,3

5,5

 Еврейская авт.область

76,7

71,8

4,9

59,1

55,3

6,4

 Чукотский авт.округ

30,4

29,0

1,4

78,6

75,0

4,6

В целях повышения представительности данных показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.

nangs.org

Особенности безработицы в России

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной курсовой работы является «Особенности безработицы в России».

Причина выбора данной темы ее актуальность.

В настоящее время безработица представляет собой важную макроэкономическую проблему, так как оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего народного хозяйства. Она характеризует потери ограниченных ресурсов для производства товаров, следовательно, замедляются возможности экономического роста. От масштабов безработицы зависят основные микро- и макроэкономические показатели: уровень издержек, прибыли, рентабельности; уровень реального объёма ВНП, инфляции, размер налоговых поступлений в бюджет, уровень и качество жизни населения и т.д. Важным требованием времени становится исследование безработицы, с одной стороны, как социально-экономической системы, воспроизводящей себя, а с другой — как элемента, воспроизводимого развитием экономики и влияющего на эффективность деятельности предприятий.

Безработица как самостоятельная научная проблема, связанная с эффективностью использования трудовых ресурсов, ещё не получила достаточного теоретико-методологического обоснования и практического решения. В связи с этим считаю, что проблема изучения сущности безработицы, её места в системе экономических отношений, особенностей, причин и форм, экономических и социально-экономических последствий этого сложного явления актуальна в научном плане. Необходимо учитывать и специфику безработицы в России в региональном и отраслевом аспектах, причины и особенности которой выявлены слабо. Это особо важно, учитывая историческое, геополитическое, национальное своеобразие России, а также масштабность проводимых преобразований.

Отсутствие опыта разработки и реализации политики по сокращению безработицы на рынке труда, развитой и эффективной его инфраструктуры обусловливает потребность институтов рынка труда в концептуальном и научно-методическом обеспечении, что позволит повысить эффективность механизма регулирования безработицы за счёт мер по сокращению диспропорции между спросом и предложением на услуги труда. Наряду с этим, необходимо создание действенного механизма регулирования процесса увольнений на микроуровне. В силу этого, исследование проблемы безработицы отражает не только современные требования экономической теории, но и хозяйственной практики.

Целью курсовой работы является изучение уровня занятости и безработицы населения РФ и ее особенности.

Задачи исследования:

1. Изучить вопрос о занятости населения в РФ.

2. Ознакомиться с основными моментами безработицы.

3. Изучить состояние безработицы в России и ее изменение за последние годы.

Объект исследования – население РФ.

Предмет исследования – уровень занятости и безработицы среди населения РФ.

1. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

1.1 Безработица, как социально-экономическое явление

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них — проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения — наша действительность.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг [1 стр.279]. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Рассмотрим макроэкономическое обоснование безработицы. У правительства существует одна обязанность, которая в наши дни привлекает к себе почти столько же внимания, сколько все остальные вместе взятые — это обязанность предотвращать, устранять или каким-то образом контролировать инфляцию и спады производства. В данном случае рассмотрим проблему спада производства и безработицу. Спады действительно вызывают рост безработицы. Но она не начинает расти с нуля и не падает до нулевого уровня после окончания спада. Наличие какого-то числа безработных ни у кого не вызывает беспокойства, поскольку не является проблемой. Но какое это число? Какой уровень безработицы является допустимым? Как узнать,

когда безработица становится проблемой, а когда еще нет? Это отличие очень важно, поскольку, когда безработица достигает «проблемного уровня», то начинают множиться требования к политикам предпринять какие-то меры. То, что сделает федеральное правительство в ответ на эти требования, без сомнения, будет связано с издержками, а возможно, и нежелательными последствиями, особенно если в действительности безработица не превышает «проблемного уровня».

Итак, безработицу относят к макроэкономическим проблемам потому, что она:

1) порождается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны;

2) сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.

Кроме того, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, т.к. оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории её обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде растёт медленнее, чем в машинах и оборудовании. В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому, как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающей структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении “между работами”. Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу. И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие “искатели” работы и временно уволенные работники заменяют их в “общем фонде безработных”.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять, откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признание человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

— трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижен

mirznanii.com

статистика по регионам и годам, методы ее учета

Безработица – явление распространенное. Нет ни единого места в мире, где бы не возникало данное явление.

Она затрагивает все сферы жизни человека, провоцируя изменения производства.

Исчисление уровня безработицы проводится путем анализа соотношения числа граждан, которые не имеют возможности устроиться на работу, при этом являются трудоспособными к числу работающих лиц. В пределах РФ, число безработных, начиная с 2014 года, непреклонно растет.

Основы безработицы – понятие, анализ, учет

Экономическое развитие страны, частично, выражается в показателе безработицы. Она является социально-экономическим явлением, при котором активная часть населения не может трудоустроиться, признается как бы «лишним», среди основной трудовой массы.

Международная организация труда дала определение безработным. Так, безработным признан человек, который не имеет постоянного рабочего места, находится в поиске работы и может с готовностью приступить к ней. Очень важно, чтобы этот человек был официально зарегистрированным в фонде безработицы.

Примечательно, что численность безработных в каждый из периодов варьируется в зависимости от изменения цикла и темпа экономического роста, от того, насколько возрос или упал показатель производительности труда, а также от уровня профессионально-квалифицированной структуры и спросу на рабочую силу.

Оценка показателей, которые оказывают влияющее давление на показатель безработицы, производится путем:

  1. Исчисления коэффициента занятости населения.
  2. Определения нормы безработицы.
  3. Вывода  процентного соотношения естественной безработицы.

Первый коэффициент определяет удельное число взрослого населения, которое имеет непосредственную занятость в процессе производства в масштабах страны. Второй показатель – это численность безработных в процентном соотношении к численности рабочих. Последний показатель – процентное соотношение между безработными и рабочими в момент экономического благосостояния.

Важно понимать, что норма безработицы или ее уровень, может постоянно изменяться в виду влияния производства. В зависимости от цикла, а именно – роста или спада экономики и изменчивости производства, технического прогресса, зависящего от квалификации сотрудников, профессионализма наемного персонала. Если тенденция уровня безработицы падает вниз, значит происходит расширение и подъем производства, в противном случае – наблюдается рост показателя. Причем динамика ВНП и безработицы неразрывно связаны между собой.

Безработицу можно рассматривать в таких аспектах:

  1. Вынужденная.
  2. Зарегистрированная.
  3. Маргинальная.
  4. Неустойчивая.
  5. Технологическая.
  6. Структурная.

При вынужденной или добровольной безработице, как правило, сам работник стремится работать при определенном уровне заработной платы и определенных условиях, однако не может устроиться на работу. Или же работник не хочет работать на условиях низкой оплаты труда (добровольная безработица). Второй вариант имеет тенденцию к усилению при экономическом буме или напротив – при его спаде понижается. Масштаб и продолжительность данного вида безработицы зависти от профессионализма и квалификации работников, от социально-демографической группы населения.

При зарегистрированной безработице часть незанятого населения ищет работу и состоит на учете в фонде занятости.

Маргинальная безработица характеризуется отсутствием работы у слабо защищенного слоя населения и в социальных низах.

При неустойчивой разновидности безработицы решающим фактором будет временная проблема, связанная с остановкой роста производства.

Скрытый вид безработицы – это официально не признанная безработица, а сезонная, та, что возникает только в некоторых отраслях экономики, по мере нужды в рабочих на таком производстве.

Существует также технологическая безработица, которая вызвана наладкой процесса производства за счет использования механизма. При таком виде безработицы, как правило , возрастает производительность туда, но затрат на повышение квалификации сотрудников требуется меньше.

Существует такой вид безработицы как институциональный. Этот вид можно охарактеризовать как совокупность вмешательства профсоюза или государства в установление оплаты труда, которая должна быть сформирована на основании  рыночного спроса.

Безработица может возникать как следствие:

  1. Применения мер по усовершенствованию экономической структуры. Это подразумевает проявление и внедрение оборудования, которые влекут сокращение рабочих мест. То есть «машинное» производство вытесняет человеческий труд.
  2. Колебания по определенному сезону. Это значит, что уровень определенного производства имеет место увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от времени года, в каждой отдельной отрасли.
  3. Цикличность экономики. При экономическом спаде иди кризисе потребность в использовании человеческого ресурса может понижаться.
  4. Изменения в демографической картине. Рост трудового населения в этом случае приводит к тому, что минимальный размер оплаты труда с повышением влечет пропорциональное понижение потребности в рабочей силе.
  5. Политическое влияние на сферу оплаты труда.

Возникновение такого социально-экономического состоянии, как безработица, неизбежно влечет такие последствия:

  1. Изменения экономического характера.
  2. Изменения неэкономического характера.

Первый случай влечет:

  • сокращение доходов финансирования федерального бюджета , за счет минимизации поступления налогов – НДФЛ;
  • растут затраты в качестве государственного бремени на предмет финансирования и выплаты пособий по безработице, малоимущим. Перепрофилирования рабочих и т.д.;
  • понижается уровень жизни. В частности лица, которые лишились работы, теряют свой достаток, соответственно уровень качества их жизни становится ниже;
  • сокращается выпуск продукции из-за того, что наблюдается отставание фактического ВВП от потенциального.

Неэкономические изменения обозначают наращивание криминогенной обстановки в стране, возрастание стресса в обществе, а также провоцирование общественных и политических беспорядков.

Анализ уровня безработицы, согласно методике Международной организации труда, уровень безработицы проводится путем разделения численности безработных на число активного населения.

Официальные статистические данные

Статистическое наблюдение основывается на тщательном анализе динамики показателя по годам и месяцам. Статистическое наблюдение имеет подтвержденные официальные данные. Основа этих данных – опубликованная информация Росгосстат.

По состоянию на январь 2019, количество безработных в стране составило около 800 тысяч человек. При этом Министерство труда и социальной защиты РФ прогнозирует, что число официально безработных в 2019 году вырастет почти на 40% и достигнет 1,1 млн. россиян.

Если рассматривать ситуацию по отдельным регионам, следует отметить , что в Москве самая низкая степень безработицы – 1,3% , относительно Ингушетии, в которой показатель составил 26,2%.

Оценка уровня безработицы по годам позволяет сказать, что с 2011 года показатель стал ниже. Так, на начало 2011 года этот уровень закрепился на значении 7,8%. В 2014 и 2015 годах, уровень безработицы имел тенденцию к росту из-за массового сокращения персонала.

Начиная с последних месяцев 2013 года, в первой половине 2014 года показатель безработицы упорно держался на одном месте, затем началось плавное снижение уровня безработицы до середины лета 2014 года. К концу 2014 года уровень безработицы стал достигать 5,3%, к 2015 году этот уровень закрепился на показателе 5,8%.

В среднем уровень безработицы в России с 2011 года постепенно снижался. Так на начало 2000 года показатель был 10,6%, затем к 2001 году он понизился до 9%, последующие года он имел такое выражение – 2002 – 7,9%, 2003 – 8,2%, 2004 – 7,8%, 2005 – 7,1%, 2006 – 7,1%, с 2007 по 2008 уровень безработицы упал до 6%, в 2009-2010 – уровень составил 8,2%, а начиная с 2011 уровень постепенно уменьшался.

Статистические данные по этому показателю представлены в следующем видеосюжете:

Скрытая безработица и ее уровень

При развитии экономического явления, которое предполагает сохранение рабочего места за конкретным человеком, с сохранением формальных взаимоотношений с работодателем, но не давать ему возможность быть занятым в производстве фактически, появляется скрытая безработица. Как правило, она встречается во времена кризиса, когда фактическая рабочая сила не является необходимостью.

Как правило, уровень безработицы скрытого типа не превышает диапазон от 7 до 10 миллионов человек. Этот показатель имеет тенденцию непреклонного роста.

Социальная защита безработных граждан и перспективные сферы труда

Граждане, которые на деле столкнулись с таким экономическим явлением, могут воспользоваться получением помощи от государственной экстренной службы, имеют право брать участие в некоторых видах работ, получают материальную помощь в виде пособия по безработице и прочее.

В период кризиса, во время роста числа безработных, как никогда ценятся сотрудники IT программирования. Важно отметить, что именно эта сфера деятельности, имеет спрос во все времена, так как развитие технического прогресса и проектирования разных систем ценны не только в просторах страны, но и во всем мире.

Не менее популярны разработчики на базе Android и iOS. Следующие за ними по популярности – специалисты в области транспортной логистики, автосервиса, менеджеры среднего звена в сфере продаж, кассиры и рабочие. Среди последних – грузчики, медсестры, токари и аграрии, почтальоны. Среди профессий, которые становятся невостребованными, как правило, выделяют бухгалтеров, поваров, водителей и менеджеров по недвижимости.

Причины и перспективы

Теорий развития безработицы существует много, однако их можно свести в три основных:

  • Увольнение или потеря работы.
  • Добровольное освобождение рабочего места.
  • Первое появление на рынке труда.

Независимо от причины появления, сама сущность безработицы – бедствие, так как на страну, в макроэкономическом плане, ложится огромное бремя, как экономического, так и социального характера. Помимо того, что развивается нестабильность населения психологического и социального аспекта, появляются проблемы политического характера. Ведь население жаждет конструктивных решений и действии со стороны власти. Более того, не имея постоянного и стабильного источника дохода, человек прибегает к нарушению закона. А значит возрастает социальная напряженность, повышается криминогенная обстановка и т.д. Страна недополучает производство ВВП.

С безработицей можно бороться только в комплексе, принимая разноплановые меры. В частности:

  1. Создание учреждений, в которых будут предоставлять помощь по переподготовке и переквалификации, усовершенствование уже существующих.
  2. Налаживание процесса предоставления информации для населения о вакансиях.
  3. Проведение политики о недопущении развития безработицы.

Правила расчета уровня безработицы изложены в следующем видеосюжете:

posobie-help.ru

Безработица в РФ

Содержание

Введение

1. Теоретические основы статистического изучения безработицы в России

1.1 Понятие и виды безработицы

1.2Причины безработицы и ее последствия

2. Статистический анализ уровня безработицы в России

2.1 Общая характеристика уровня безработицы в России

2.2 Анализ уровня безработицы на основе изучения рядов динамики

2.3 Показатели уровня безработных

3. Тенденции уровня безработицы в России

3.1 Государственная служба занятости, как метод борьбы с безработицей

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время безработица становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране, в чем и заключается актуальность поставленной темы исследования.

Уровень безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

Важнейшее направление изучения безработицы – ее экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как экономическое явление. Необходимо учитывать ее социальные стороны (влияние на уровень жизни населения, на уровень квалификации безработных и т.п.).

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства стало разрушение связей между отраслями и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции привели к снижению объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.

Экономически активное население не могло удовлетворить требованиям новой экономики, которая нуждалась в активных работниках, способных самостоятельно обучаться, активно действовать, не боясь брать на себя ответственность. Существующее в то время негативное отношение к малому предпринимательству препятствовало созданию новых рабочих мест, тем самым, способствуя безработице.

В последнее десятилетие рынок труда динамично изменяется. Высокие технологии внедряются во все большее число сфер жизнедеятельности. Поэтому значимость высококвалифицированного труда возрастает. Конец XX века ознаменовался бумом высшего образования, который выразился в значительном увеличении числа выпускников школ, продолжающих обучение в ВУЗе. В то же время в недавнем прошлом осталась социально-экономическая трансформация России, признаками которой стала кризисная ситуация на рынке труда и утечка умов.

Цель данной работы провести статистический анализ безработицы в России.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

— определить теоретические основы безработицы;

— дать характеристику динамики безработицы в России;

— определить перспективы безработицы в России.

1. Теоретические основы статистического изучения безработицы в России

1.1 Понятие и виды безработицы

Безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако, если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.

Следует отличать безработицу как экономическую категорию от ее учетно-статистического измерения. Суть безработицы как экономической категории состоит в том, что часть экономически активного населения страны не может применить свою рабочую силу (способность к труду), становится «излишним населением», лишенным возможности на различный по продолжительности срок трудиться, получать трудовой доход и подвергающимся угрозе потери квалификации, профессии, социального статуса, снижения жизненного уровня. Учетно-статистическое измерение безработицы несет в себе элемент условности в зависимости от критериев отнесения тех или иных лиц к разряду безработных и базы, с которой сопоставляется их численность (трудоспособное население, занятое население, экономически активное население и т.д.). В настоящее время показатель, характеризующий уровень безработицы, рассчитывается как отношение числа безработных к численности экономически активного населения, т. е. ко всей численности занятых и незанятых, включая безработных лиц. [1]

С безработицей Россия вплотную соприкоснулась начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали официально присваивать статус безработных людям, ищущим работу.

«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека — право на труд» — отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятости населения» (ст.5 гл.1) записано: «Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость».

В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл.1 указано, что статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Согласно Конвенции МОТ № 168 от 1988 г. «О содействии занятости и защите от безработицы» полную безработицу понимают «как потерю заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу.

Таким образом, если состояние безработицы в России базируется на пяти критериях, то в Конвенции МОТ — только на трех, связанных в основном с деятельностью человека за конкретный период времени и не зависящих от правовых норм, обусловленных регистрацией безработного в службе занятости и выплатой пособия по безработице, как это практикуется в России.

На практике эти критерии в различных странах также отличаются от рекомендаций МОТ. В соответствии, законодательством ФРГ статус безработного могут получить лица, лишившиеся работы и проработавшие до этого не менее 150 дней. В Японии человек считается безработным, если он предпринял хотя бы одну попытку трудоустроиться в течение последней недели. В США безработному засчитывается хотя бы одна попытка найти работу в течение месяца. Критерий, принятый в США, увеличивает число безработных по сравнению с критерием, принятым в Японии.

Согласно стандартам международной организации труда (МОТ), к безработным относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые в данный период:

o не имели работы (либо занятия, приносящего доход),

o занимались поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости),

o готовы приступить к работе в течение ближайшего времени.[11]

В состав безработных включают также граждан, которые обучаются по направлению служб занятости. К категории безработных могут быть отнесены учащиеся, студенты, инвалиды и пенсионеры, если для этих групп выполняются два последних из трех основных критериев, т.е. они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней в ближайший период времени. Численность безработных определяется на основе сплошного исследования (перепись населения), выборочного, а также по числу лиц, зарегистрированных государственными службами занятости, которые получают формальный статус безработного.

В статистической практике большое значение уделяется выборочному обследованию (в форме анкетирования) рабочей силы, которое способно охватить практически все категории населения (занятых, безработных, экономически неактивных), кроме вооруженных сил, бездомных и т.д.

Эти исследования дают возможность определить прежде всего общую численность безработных, тем более что численность официально зарегистрированных в службах занятости существенно отличается от общей численности безработных, особенно в России. Это связано с тем, что по тем или иным причинам не все, потерявшие работу и занимающиеся ее поиском, регистрируются в службе занятости. Численность официально незарегистрированных может составлять 50% и выше.

Общее количество безработных и официально зарегистрированных учитывается при расчете уровня безработицы, когда рассчитываются два основных коэффициента: общий коэффициент безработицы Коб и коэффициент официально зарегистрированной безработицы Кофб .

Общий коэффициент безработицы (общий уровень безработицы) рассчитывается как отношение общего числа безработных Боб к численности экономически активного населения Тэа :

(1.1)

Коэффициент официально зарегистрированной безработицы (уровень официально зарегистрированной безработицы) рассчитывается как отношение официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения:

(1.2)

Уровень безработицы рассматривается во многих странах как один из важнейших социальных индикаторов развития экономики.

Статистическая информация, классифицируемая по видам безработицы, дает возможность проанализировать общее состояние занятости на рынке труда, а также обеспечивает статистической информацией соответствующие государственные службы о причинах невостребованности рабочей силы, о масштабах и тенденциях безработицы, вызванной структурными и циклическими факторами, что, в свою очередь важно для своевременного профессионального переобучения рабочей силы.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *