Категория детей с овз педагогическая классификация: расшифровка, что такое ОВЗ, классификация и виды, развитие и обучение детей с отклонениями, шкала ограниченных возможностей.

Классификация детей с ОВЗ по видам и степеням тяжести
Классификация детей с ОВЗ

Вопреки все более возрастающим достижениям медицины, с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, нуждающихся в специальном уходе и особых условиях для их формирования. Они отличаются многообразными видами нарушений общего развития различной степени, которые не всегда ограничивают их общение с внешним миром. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья производит пересмотр своих ценностных ориентиров и мотивационных установок, воспитание детей с ОВЗ требует от родителей систематической корректировки и контроля.

Содержание

Базовые понятия об ОВЗ и классификации

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это детишки-инвалиды, либо иные ребята в возрасте до совершеннолетия, обладающие временными или постоянными ограничениями в физическом и (или) психическом развитии и требующие создания специальных условий для развития, обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Классификация детей с ОВЗ зависит от типа отклонения, касающегося физической либо психической области, и его степени. Далеко не любое нарушение обусловливает аномалии, поэтому к категории детей с ОВЗ обычно относят тех, кому необходимы особые условия для их функционирования в обыденной жизни. Имеются в виду физические, чувственные или психические отклонения, которые могут быть кратковременными либо постоянными, фрагментарными или общими.

Факторы, влияющие на классификацию появления патологий

Существуют различные типы детей с ОВЗ, которые обусловлены различным характером оснований появления патологий у малышей, классификация которых зависит от причин их появления. Внутренние факторы бывают трех категорий:

  • эмбриональные (до родов), обусловленные заболеванием матери, нервным напряжением, травматизмом либо наследственными факторами;
  • натальные (во время родов), произошедшие в результате осложненных либо слишком стремительных родов, неквалифицированной помощи медиков;
  • постнатальные (послеродовые), полученные в качестве последствия травмы.

К внешним причинам, позволяющим сделать классификацию, относятся причины социального либо биологического типа:

  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • курение;
  • алкогольная либо наркотическая зависимость родителей;
  • серьезные инфекционные заболевания (СПИД).

Внешние-факторы,-влияющие-на-рождение-детей-с-ОВЗ

Дети-сироты с ОВЗ нуждаются в особом подходе к их социализации и адаптации в обществе.

Классификация видов ОВЗ у детей

Уровни отклонений различных категорий ОВЗ

По общепринятой классификации, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) условно делятся на 4 категории, обусловленные степенью отклонения от нормы и вероятностью приспособления к повседневной жизни.

Таблица классификации детей с ОВЗ по видам и степеням тяжести.

Степень

Характеристика

1 степень

Отличается легким и умеренным поражением возможностей организма, которое в отдельных случаях может служить основанием для установления инвалидности, однако при корректной работе по реабилитации существует вероятность реставрации всего функционала. Организация благоприятных условий для маленьких пациентов с ОВЗ позволяет устранить множество проблем в развитии.

2 степень

Классификация соответствует 3-й взрослой группе нетрудоспособности и характеризуется значительной патологией деятельности организма. Вопреки интенсивности терапии отклонения полностью не устраняются, при этом необходимы специфические условия для жизни и развития.

3 степень

Классификация совпадает с 2-й группой инвалидности взрослых. Имеют место быть значительные проявления поражений органов, серьезно ограничивающих функции и потенциал жизнедеятельности маленького человека с ОВЗ и требующих больших усилий от окружающих.

4 степень

Отчетливо проявляются нарушения систем и функциональности органов, приводящих к невозможности нормальной жизни в обществе. Патология не подлежит излечению, терапевтические и реабилитационные меры обычно малоэффективны. Старания медиков ориентированы на сохранение положения и недопущение ухудшения состояния.

Степени тяжести детей с ОВЗ

Официальная классификация ОВЗ

В 80-е гг. ХХ столетия ВОЗ утвердила шкалу определения ограничений возможностей, состоящий из 3 стадий и принятую в Британии. Классификация детей с ОВЗ по видам содержит поступательные этапы:

  1. Болезнь, заключающаяся в любом осложнении, ущербе или неправильности анатомического строения, физиологии либо психологии.
  2. Какой-либо изъян и невозможность выполнения функций, обыденных и привычных для других людей.
  3. Нетрудоспособность.

Некоторые из ребят с ОВЗ характеризуются серьезным отставанием физического и психического развития в результате органического поражения ЦНС и утраты функций слуховых, зрительных, двигательных или речевых видов деятельности. Другие обладают сходными дефектами, ограничивающими их способности в несколько меньшей мере. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ОВЗ в коллективе.

Адаптация детей с ОВЗ в коллективе

Классификация по группам функциональных нарушений

Выделяются следующие категории нарушений:

  • слуховая группа, к которой относят глухих, слабослышащих и позднооглохших ребятишек;
  • нарушение зрения, в которую входят слепые и слабовидящие детки;
  • вербальные сбои разной степени;
  • отставание интеллектуального развития;
  • повреждение опорно-двигательной системы;
  • задержка психо-речевого развития;
  • отклонения в эмоциональной и волевой области.

Важно! К отдельной категории в этой классификации относятся дети с множеством расстройств, отличающиеся комбинацией двух и более отклонений.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Дети с нарушением слуха

Утрата способности слышать обделяет ребенка существенным ресурсом получения сведений и сдерживает этим его умственное развитие. Производится дополнительная классификация на несколько категорий детей с дефектами слуха:

  1. Совершенно не слышащие, отличающиеся абсолютной дисфункцией слуховых анализаторов, не позволяющей им накапливать словарный запас.
  2. Слабослышащие, характеризующиеся фрагментарной слуховой неполноценностью, напрямую воздействующей на развитие речевых способностей и обусловливающей отклонения в формировании мыслительных способностей и памяти.

Отличительные черты личности и манеры поведения неслышащих и слабослышащих не считаются детерминированными и весьма неплохо корректируются в случае организации надлежащих условий. Большую роль в постижении окружающего мира играют остальные чувства:

  • осязание,
  • движение,
  • зрение,
  • вибрация.

Дети с нарушением слуха (категория ОВЗ)

Специфика мышления ребенка с расстройством слуха обусловлены заторможенным освоением словесных понятий. Нарушение слуха воздействует на становление всех интеллектуальных процессов, вызывая трудности применения теоретических навыков в жизни и отставание от общего уровня своих ровесников.

Серьезные нарушения речи

Специфика вербального развития воздействует на становление личности и интеллекта. Расстройство речевых функций усложняет приспособление в социуме и нуждается в исправлении отклонений, которые влияют на иные сферы – чувственную, мыслительную и волевую. Взаимосвязь словесных нарушений с иными моментами развития психики выражается в особенностях мыслительной деятельности. Такие детки располагают осуществимостью для нормального интеллекта, однако запаздывают с совершенствованием словесно-логического, им трудно даются операции сопоставления и подведения итогов. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе.

Дети с нарушением речи (категория ОВЗ)

Соматические заболевания

Дети, страдающие болезнями отдельных органов, отличаются сохранностью интеллектуальных способностей и внешне выглядят как обычные, тем не менее они в классификации выделяются в отдельную группу. Таких ребят характеризует различные недоразвития:

  • личностных качеств,
  • мыслительная инерция,
  • приятие минимального объема информации,
  • отсутствие интереса к новому

и др.

Дети с соматическими заболеваниями (категория ОВЗ)

Умственное отставание

Довольно значительную категорию среди детей с умственными и психическими нарушениями развития представляют отстающие в формировании интеллекта, большая часть которых страдает олигофренией. Этот вид недоразвитости является результатом поражения коры головного мозга в период внутриутробного созревания, в момент или сразу после рождения. Формирование интеллектуально отсталых детей серьезно разнится с эволюцией обычных. У них наблюдается задержка физического формирования, психологическая заторможенность, недоразвитость речевого аппарата.

Многие из них осваивают первые слова лишь к 4-5 годам. Умственно отсталые дети с ограниченными возможностями здоровья являются недееспособными, их должны опекать родители или замещающие лица.

Дети с умственным отставанием (категория ОВЗ)

Отклонения психического развития (ЗПР)

Такие дети отличаются непостоянством внимания, несосредоточенностью, перманентной трудоспособностью, отсутствием целенаправленной деятельности. Многие дети сложно воспринимают окружающее. Память таких детей, особенно вербальная, имеет особенности нечеткого воссоздания и скорой утраты информации. Отстают они в процессе оперирования пространственными понятиями, выделения фрагментов из целого и их соединения. Ребенка с ЗПР выделяют проявления тревожности в отношении к человеку, который рядом, усиливающейся с возрастом. Они также формируют довольно большую группу в классификации.

Дети с ЗПР (категория ОВЗ)

Нарушение и расстройство опорно-двигательных функций

Для ДЦП, наступающего ввиду поражения головного мозга (внутриутробного, в процессе или после рождения) характерны расстройства движений и речевых возможностей, а также им свойственно отставание развития психики, объясняющееся замедлением созревания лобных долей мозга, взаимосвязанных с эмоциями и волевыми качествами, хотя умственная активность отвечает возрастным нормам. Такие ребята также выделяются в отдельную большую группу в классификации. Обычно такие дети эгоистичны, не считаются с интересами других, не могут взаимодействовать в составе группы.

Дети с нарушением опорно двигательных функций (категория ОВЗ)

Аутизм

Заболевание представляет собой удаление ребенка от реальной обстановки в выдуманный мир. Возникновение болезненного состояния связано с патологией или воздействием психотропных и других препаратов. Важными признаками аутизма являются:

  • абсолютное отсутствие нужды в коммуникации с посторонними;
  • замкнутость;
  • совершенная бесчувственность к родственникам;
  • повышенная восприимчивость к слабым стрессорам;
  • единообразное поведение, склонное к стереотипам;
  • всевозможные вербальные расстройства.

Дети аутисты (категория ОВЗ)

Заключение

Проблемы детей с ОВЗ приходится решать их родителям, хотя в наши дни общество начинает проявлять внимание к таким семьям. Умственно отсталые дети с ограниченными возможностями здоровья являются недееспособными, их должны опекать родители (замещающие лица). Их развитием – как органическим, так и психическим – необходимо заниматься регулярно, создавать им благоприятные условия для комфортного существования. Социальная поддержка детей с ОВЗ основывается на международных и отечественных правовых нормах.

Видео

014


ОВЗ. Какую продукцию выпускать? — Ассоциация участников рынка артиндустрии
Категория Восприятие Мышление Речь Память Внимание Движения Поведение
Нарушение зрения
● незрячие и слабовидящие
● органическое поражение зрительного анализатора
● не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
● нет полноты, целостности
● осязательно-двигательное и двигательно-слуховое
● сужены понятия
● нет целостности
● не имеют обоснованных суждений и заключений
● словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих
● практически-действенное при действии с предметами
● медленное развитие
● несоответствие слов и образов
● формализм
● быстрое забывание
● ограниченный объем
● медленное запоминание
● плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная
● развитая словесно-логическая
● преобладание непроизвольного
● переключение на второстепенные объекты и рассеянность
● утомляемость
● низкий объем ● хаотичность и отсутствие целенаправленности
● трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков
● снижена двигательная активность
● нет точности и координации
● двигательная расторможенность
● отсутствие целеустремленности и сдержанности
● суетливость
● низкая дисциплина и неорганизованность
● конфликтность
● возможен невроз в виде неврастении
Нарушение слуха
● глухие и слабослышащие
● двустороннее нарушение слуховой функции
● речевое общение затруднено или невозможно
● нарушен вестибулярный аппарат
● доминирует зрительное
● развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов
● дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность
● снижены  аналитические способности
● неумение выделять свойства и отношение объектов, их  название
● наглядно-действенное
● отсутствие внутренней речи
● отсутствие речи  при планировании
● нет логичности и последовательности
● выделение не главного, а частностного
● хорошая наглядно- образная
● отсутствие слуховой
● отсутствие слухового внимания
● концентрация на губах говорящего
● устойчивость зависит видов деятельности
● трудность переключения
● плохая координация и неуверенность
● медленное овладение двигательными навыками
● трудность в сохранении статического и динамического равновесия
● не развита пространственная ориентировка
● медлительность
● проблемы с мелкой моторикой
● нет согласованности и переключаемости
● ригидность, импульсивность, эгоцентричность
● аккуратность, трудолюбие
Задержка психического развития (ЗПР)
● замедлен темп формирования высших психических функций
● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы
● интеллектуальная недостаточность
● нет целостности и последовательности
● затруднения при новых ракурсах
● снижена познавательная активность
● наглядно-действенное
● нарушены пространственные представления
● преобладание анализа
● инертность и регидность
● смещение с главного на частности
● бессвязность, нет логики, ясности
● бедность лексики
● низкий объем и скорость
● преобладание наглядной
● непродуктивность непроизвольная
● нарушена механическая
● неустойчивость и отвлекаемость
● сниженная концентрация
● трудность  переключения и распределения
● замедленное развитии
● нечеткость и нарушение регуляции
● импульсивность и резкая расторможенность
● плаксивость
● негативизм
● агрессивность
Нарушение интеллектуального развития
● умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность, дебильность)
● органическое поражение головного мозга ведет к  нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития
● искажение образов
● отсутствие перестройки
● нет осмысленности, целостности, избирательности
● поверхностность
● вялость процессов
● нет  обобщений, сравнений, оценки
● снижено наглядно-действенное, наглядно-образное словесно-логическое
● анализ беден и  фрагментарен
● отсутствие внутренних взаимосвязей
● неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны
● задержка понимания речи
● дефицит слов
● трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании
● лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию ● низкая устойчивость
● трудность распределения и замедленность переключения
● >быстрая отвлекаемость
● затруднена пространственная ориентировка
● задержка формирования  двигательных навыков
● низкая двигательная активность
● нет точности и координации
● двигательная расторможенность
● безынициативность, неумение самостоятельно действовать
● импульсивность
● повышенная возбудимость
● подчиненность
● слабость собственных намерений
● стереотипность
● сниженная самооценка
● диструктивность
Тяжелые нарушения речи
● нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия –  отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, дислексия –  трудность овладения чтением; заикание)
● разные психофизические отклонения
● нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического
● трудность восприятия при усложненных условиях
● снижена целостность
● поверхностность
● отставание словесно-логического
● трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения
● отсутствие речи или невнятность
● неправильность произношения звуков
● расхождение между звуком произносимого слова и его образом
● снижена вербальная
● сохранена логическая и смысловая
● низкая продуктивность
● неустойчивость
● ограниченность в распределении
● нет координации и ловкости
● медлительность
● нарушения тонкой и мелкой моторики
● заниженная или неадекватно завышенная самооценка
● раздражительность и обидчивость
● смена интересов
Нарушения опорно-двигательного аппарата:

● ДЦП и поражение спинного мозга.
● органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений.

● трудность восприятия формы и объема ● сложность с абстрактными и пространственно-временными понятиями
● замедленность
● нарушена артикуляция
● искажение фонетического произношение звуков или их замена
● нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки
● медленное увеличение лексики
● недоразвитие устной речи
● слабая образная
● хорошая механическая
● трудность опосредованного запоминания
● плохая сосредоточенность и  концентрация ● патология перераспределения мышечного тонуса
● снижение силы мышц
● нарушение взаимодействия между категориями мышц
● движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему
● повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия
● чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам
● инфантилизм и эгоцентричность
● неподчинение требованиям коллектива
Расстройство поведения и общения:
● разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
● психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков
РАС
● дезорганизовано
● фрагментарно, нет целостности
СДВГ
● неполная обработка входящей информации
РАС
● не понимают подтекста
● осмысление с одного ракурса
● трудности обобщения и абстрагирования
СДВГ
● цикличность:периоды активности и восстановления
● при восстановлении перестают осмысливать информацию
РАС
● иногда не понимают значение
● богатая лексика, но мало используется
● затруднения с диалогами
● повторяют только что сказанное другим  («эхолалия»)
● говорят, не слушая других
СДВГ
● задержка развития
● недостаточная артикуляция
● замедление или ускорение речи
РАС
● мехническое запоминание
СДВГ
● снижена
● забывание информации в период восстановления
РАС
● развитое непроизвольное и минимум произвольного
● лучше воспринимают обращение к другим
● замедленность
● нет концентрации
СДВГ
● нет концентрации
● легко отвлекаются
РАС
● трудности ориентации в пространстве и с равновесием
● нет согласованности движений двух сторон тела
● непроизвольные движения
СДВГ
● нарушение тонкой и мелкой моторики
● низкая координация и неуклюжесть
РАС
● стереотипность
● избегание контактов
● отрешенность  от мира
● закрытость
● агрессивность
СДВГ
● говорливость и суетливость
● конфликтность
● негативизм
Комплексное нарушение развития
Имеют сочетание двух или более первичных нарушений
● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях
Категории ОВЗ и особенности работы с ними в детсаду

В российском здравоохранении есть понятие ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Термин относится к людям, имеющим физические или психические особенности. Давайте разберемся, что такое категории ОВЗ применительно к детям. С вами снова Татьяна Сухих, предлагаю ознакомиться с моим материалом для расширения кругозора. Воспитателям и методистам ДОУ он будет особо полезен. Категоризация ОВЗ помогает спланировать и организовать учебный процесс.

Содержание статьи:

Полезные ссылки и литература по теме

Для начала несколько суперполезных изданий, которые помогут повысить квалификацию воспитателя, педагога, логопеда и дефектолога. Это бумажные пособия:

  • Настольная книга педагога, работающего с ОВЗ. Знакомит с психолого-педагогическими портретами детей с особенностями. В основном, рассчитана на школьных учителей, но будет полезна родителям и воспитателям ДОУ.
  • Чрезвычайно важное пособие для коррекционного педагога – «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ». Расскажет, в каком документе искать нужную информацию.
  • Сборник локальных нормативных актов, которыми регулируется обучение детей с ОВЗ по ФГОС. Приведенные документы можно использовать в качестве примеров, чтобы разработать адаптированную программу, приказ, рабочий план.
  • Методичка по работе с дошкольниками «Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения». Очень хорошие отзывы о материале.
  • Пособие «Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ». Предлагает инновационные подходы в развитии инклюзивного образования, тема актуальная.

Есть менее важная, но не менее интересная литература. Для тех, кто уже немножко в теме и пытается вникнуть поглубже, могу посоветовать еще несколько изданий:

  • На важную тему тьюторов в школе. Методичка «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии».
  • Пособие для организаторов культурных мероприятий в детсаду – «Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ».
  • Для логопедов и дефектологов – «Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ». Поможет не только совладать с математикой, но и развивать речь.
  • Пособие «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ». Рассказывает, когда и кому из деток нужны альтернативные и дополнительные методы общения, как их применять.
  • На ту же тему – рекомендации по альтернативным коммуникациям от других авторов.
  • Пара книжек по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ – одна и вторая. Родителей надо сделать активными участниками образовательного процесса.
  • CD-диск с вебинаром в помощь педагогам-психологам. Имеет сложное название «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации». Учит оказывать социальное сопровождение, способствовать раскрытию личностного потенциала.

ОВЗ – педагогический, а не медицинский термин

Лица с особенностями здоровья встречаются достаточно часто. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 13% детей имею ОВЗ. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта. Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается и России, и других стран.

социализация

Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет. Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический. В каком документе аббревиатура расшифровывается? Например, в законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Там говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития. Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.

Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). У деток с ОВЗ есть право на образование. По обычным программам они учиться не могут. То есть в группу ОВЗ попадают только ребята, которым действительно нужна особая программа для обучения и адаптации в общество. Специальные условия, подход, учебники, программы, пособия и т.д.

Почему мы должны знать, что таит в себе аббревиатура ОВЗ? Потому что стараемся создать инклюзивное общество. Мы должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто входит в наш близкий и дальний круг общения. Воспитателям нужно разобраться в категориях ОВЗ, так как они связаны с обучением детей. Методисты и другие работники детсадов должны постоянно соврешенствовать профессиональный уровень.

Пару лет назад я проходила повышение квалификации по инклюзивному образованию. Об этом писала в статье «ОВЗ – какие заболевания входят». Сейчас попытают рассказать более подробно.

8 категорий детей с ОВЗ

Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей. Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.

ОВЗ

Иногда пишут, что есть 9 категорий ОВЗ. Такая категоризация получается, когда пытаются разделить одну из установленных категорий на две. Например, выделить особенности деток слепых и слабовидящих. Общепринятая классификация поводится Лапшиным и Пузановым. Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:

  1. Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.
  2. Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
  3. Нарушения речи. В эту группу входят логопаты. О нарушениях речи я писала тут, о тяжелых разновидностях – тут. Про адаптированную программу для деток с логопедическими нарушениями тоже писала.
  4. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
  5. Умственная отсталость. К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
  6. Задержки психического развития (ЗПР). Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
  7. Нарушения поведения и общения. Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
  8. Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т.д.

Вот в этой публикации приведена интересная таблица. В ней объясняется, как ребенок с той или иной ОВЗ воспринимает информацию. Рассказывается об особенностях его мышления, памяти, внимания, поведения.

Четыре степени нарушения здоровья

В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой. Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна. И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.

Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:

  1. Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
  2. Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
  3. Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
  4. Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.

Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.

Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:

  • Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры).
  • Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди.
  • Недееспособность (инвалидность).

Варианты адаптированных программ для детей в ОВЗ

Если у ребенка есть определенные трудности, ему рекомендуют АООП – «адаптированную основную общеобразовательную программу». АОПП разрабатывается, чтобы помочь в преодолении трудностей. Каждая программа имеет код из двух цифр через точку. Первая – от 1 до 8 по локализации расстройства. Цифры немного не совпадают с теми, которые я привела в классификации ОВЗ. Вторая – от 1 до 4, в зависимости от ожидаемого результата:

  1. К окончанию обучения ребенок с ОВЗ достигнет тех же результатов, что и детки без особенностей.
  2. Результат по окончании будет тот же, но программа растянута на более длительный срок.
  3. Итоги образования будут отличаться от тех, которые получат обычные дети после детсада или школы.
  4. Будут отличаться не только результаты обучения, но и сроки.

Например, вариант 6.2 рассчитан на ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Он сможет получить те же знания, что и дети без отклонений. Но не за один год, а за более длительный срок, так как вряд ли сможет полноценно посещать все занятия.

По образовательному стандарту ФГОС НОО, для ребят с ОВЗ могут быть такие АООП:

  • для глухих – 1.1, 1.2, 1.3, 1.4;
  • слабослышащих – 2.1, 2.2, 2.3;
  • слепых – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;
  • слабовидящих – 4.1, 4.2, 4.3;
  • с ТНР – 5.1, 5.2;
  • с нарушениями ОДА – 6.1, 6.2, 6.3, 6.4;
  • ЗПР – 7.1, 7.2;
  • с РАС – 8.1, 8.2, 8.3, 8.4;
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями) – 1599, варианты 1 и 2.

Ученики с особенностями ощущают сложности в организации собственного поведения и коммуникации. Они по-другому усваивают информацию. При составлении программы обучения педагоги должны учесть следующее:

  • общую ослабленность, связанную с недостатком здоровья;
  • ограниченные возможности, не дающие полноценно участвовать в деятельности, которая соответствует возрасту;
  • индивидуальные особенности психофизиологического состояния;
  • особенности и навыки коммуникации.

Зачем детям с ОВЗ ходить в детсад

Дети с ОВЗ требуют особого внимания в детсадах и школе. Заниматься с детсадовцами можно в обычном общеобразовательном, инклюзивном или специализированном ДОУ. Еще вариант – обучаться на дому. Я считаю, что для социализации лучше постараться отправить ребенка в детсад. Важно учесть три фактора: наличие там специалиста, условия и организационные моменты.

В общеобразовательном ДОУ ребенок посещает те же занятия, что остальные дети. И еще – дополнительные уроки. Например, с логопедом или дефектологом. Это подходит не всем. В остальных дошкольных заведениях есть специальные адаптированные программы.

Основная функция ДОУ при работе с детками, имеющими ограниченные возможности здоровья – социализация. Именно для этого создаются интегрированные группы. Дети с разными психическими и физическими возможностями обязательно должны пересекаться и взаимодействовать. Это важно для всех участников группы. Такое общение раздвигает рамки познания мира для деток.

Хочу дать еще несколько ссылок. Это онлайн-курсы для педагогов, которые занимаются с детками с ОВЗ. Каждый длится 72 часа. Все можно проходить онлайн, без отрыва от основной работы. Все-таки нам есть за что любить современные технологии! Итак:

  • Курс по навыкам сопровождения ребенка с ОВЗ и инвалидностью в детсаду и школе. Новая онлайн-программа, обучение начинается в июне 2019-го.
  • Курс, помогающий разрабатывать и воплощать адаптированные основные, неосновные и индивидуальные школьные программы для деток с ОВЗ. Будет полезен моим коллегам в школе.
  • Такая же тема – разработка основных, адаптированных и индивидуальных программ для школьников с ОВЗ– от других авторов.
  • Спецкурс для тех, кто занимается адаптацией детей с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. Для меня такие педагоги – настоящие герои.
  • Курс по составлению адаптированных программ для деток с ОВЗ, имеющих глубокую умственную отсталость. В продолжение предыдущего пункта.

Тема обширная, говорить о ней можно долго. О регулирующих документах, особенностях деток с ОВЗ в группе. О том, как здорово наблюдать результаты, над которыми бились вместе. Но я вас утомила, поэтому прощаюсь, до следующей встречи!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
Нарушения слуха

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Нарушения речи

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Нарушения зрения.

Слепые дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.

Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость

Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Классификация детей с ОВЗ

Обучение детей с ОВЗ

Категории детей с ограниченным здоровьем Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы:

— с расстройством поведения и общения;

— с нарушениями слуха;

— с нарушениями зрения;

— с речевыми дисфункциями;

— с изменениями опорно-двигательного аппарата;

— с задержкой психического развития;

— с отсталостью умственного развития;

— комплексные нарушения.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов.

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие.

В школах II вида учатся глухонемые дети. 

Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. 

Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. 

Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. 

Школы VII вида для детей с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и ЗПР.

 Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций.

И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

педагогическая классификация и задачи внеурочной деятельности — Российский учебник

Педагогическая классификация детей с ОВЗ

Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. На основе педагогической классификации выделяются несколько категорий нарушений.

Нарушение слуха (глухие и слабослышащие). Имеют стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, делающее речевое общение с окружающими посредством устной речи затрудненным или невозможным.

Нарушение зрения (слепые, слабовидящие). Имеют органическое поражение зрительного анализатора, не дающее использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. Имеют органическое поражение двигательных центров головного мозга, приводящее к невозможности или частичному нарушению движений скелетно-мышечной системы во времени и пространстве.

Тяжелые нарушения речи. Имеют психофизические отклонения, вызывающие расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи.

Задержка психического развития. Имеют замедленный темп формирования высших психических функций, приводящий к стойкому состоянию незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.

Нарушения интеллектуального развития. Имеют органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушение высших познавательных процессов и стойкое необратимое нарушение психического развития, в первую очередь, интеллектуального.

Нарушение эмоционально-волевой сферы (разнородная группа, в т.ч аутизм) Имеют различные клинические симптомы и психолого-педагогические особенности, ведущие к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков.

Комплексное нарушение развития. Имеют сочетание двух или более первичных нарушений (слабовидящий с ЗПР, слабослышащий с ДЦП)

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители. Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе. Кто автор Ольга Маховская — известный психолог, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, ВГИКа. Стипендиат международных научных программ. Директор по содержанию детского телевизионного проекта «Улица Сезам в России», автор и ведущая программ для родителей. Автор книг «Американские дети играют с удовольствием, французские – по правилам, а русские – до победы», «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».

Купить

Задачи внеклассной работы

Реабилитация и социальное воспитание детей с ОВЗ идет по трем направлениям.

1. «Я как самоценность». Проблемы: неадекватная самооценка, отсутствие устойчивой иерархии мотивов и целеполагания. Задачи: сформировать положительную Я-концепцию, то есть уверенность в доброжелательном отношении других людей, убежденность в успехе в разных видах деятельности и чувства собственной значимости.

2. «Я и ты». Проблемы: нарушения речи, импульсивность, необдуманность поступков и неумение их критически осмыслить. Неумение договариваться, сосредотачиваться на собеседнике. Задача: развить речь, научить осознано общаться, сотрудничать, договариваться, распределять обязанности, хорошо относиться к другим людям и помогать им.

3. «Я и мир». Проблемы: психологическая, моральная, духовная незрелость и отсутствие профессиональных интересов. Задачи: через участие в продуктивной социально полезной деятельности снизить тревогу и страх, развить моральные и духовные качества, помочь определиться с профессией.

Формы внеклассной работы

Индивидуальная. Стимулирует формирование навыка самостоятельной работы через беседы с педагогами и психологами, подготовку научно-исследовательских и творческих проектов, сольных выступлений, подбор экспонатов к тематическим выставкам, изготовление пособий.

Кружковая. Развивает врожденные задатки и способности к творческой, научно-технической, спортивной деятельности. Главное, чтобы дети осознавали реальный результат своей работы.

Прикладные кружки. Вязание крючком, бисероплетение, шитье, столярное дело, вырезание по дереву, флористика (создание коллажей-аппликаций из засушенных растений). Желательно участие работ в выставках, конкурсах, ярмарках. В результате:

  • развивается мелкая моторика
  • активизируется мышление
  • снижается уровень тревожности.
  • выявляются профессиональные интересы
Эстетические кружки. В танцевальных кружках через танец и импровизацию идет обучение нормам поведения, которые переносятся в социум. Театральные кружки развивают речь и коммуникацию, объединяя детей с ОВЗ, здоровых детей и родителей в команду по подготовке к спектаклям. Музыкальные кружки предлагают хоровое пение, игру на шумовых музыкальных инструментах. С детьми, имеющими музыкальные способности, идет работа на индивидуальных занятиях. Такие кружки помогают:
  • развить речь
  • чувствовать свое тело
  • действовать во времени и пространстве
  • свободно выражать ощущения и эмоции
  • реализовывать свои идеи
  • обучаться правилам поведения и конструктивного общения
  • формировать эмпатию
  • раскрепоститься и повысить самооценку
  • развивать творческую и познавательную активность
Технические и IT-кружки.Автомодельные, ракетомодельные, авиамодельные и судомодельные предлагают интегрированную систему обучения: конструирование моделей, участие в соревнованиях, экскурсии в музеи и на предприятия, встречи со специалистами изучаемой сферы. Те же приемы используются при обучении IT-технологиям. Результатом становится:
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, памяти, внимания
  • развитие интеллекта
  • активизация воображения, образного мышления, изобретательности
  • умение работать с информацией
  • развитие лидерских качеств
  • осознанный выбор профессии
Секции адаптивного спорта, особенно парусного и конного, предполагающие соответствие высоким духовным ценностям. В целом спорт:
  • переносит акцент с «особенностей» развития на развитие способностей
  • повышает функциональные возможности организма
  • благоприятно воздействует на психику
  • мобилизует волю
  • расширяет круг общения
  • дает навык конкурентной борьбы
Объединяющая. Создает широкое пространство для общения и формирует навыки продуктивного сотрудничества и коллективного самоуправления. Детские клубы: профильные, творческие, патриотические. Например, «Клуб интеллектуальных игр», «Экологический клуб». Каждый клуб имеет название, устав, работает по секциям и на основе самоуправления.

Школьные музеи: исторические, краеведческие, природоведческие, историко-литературные, художественные. Собирая материал для экспозиций, дети участвуют в походах и научных экспедициях, работают в архивах, ведут переписку. Материалы используются на уроках, с ними знакомят родителей, гостей школы, жителей региона. Так, несколько лет назад на городском конкурсе в Москве победил проект, полнометражный фильм «Что такое Холокост?», созданный на базе школьного музея двумя десятиклассницами, одна из них с ОВЗ.

Если с ребенком трудно

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Объединения по типу групп по интересам, групп здоровья, групп выходного дня, использующие мультисенсорную среду: сенсорные интерактивные комнаты, корректирующие нарушения каналов восприятия.

Массовая. Развивает эмоционально-волевую сферу, познавательные интересы, творческие способности, охватывая одновременно большое количество учащихся и родителей. Формы массовой работы — школьные и региональные концерты и праздники, смотры, предметные декады, олимпиады, военно-спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением родителей. Участие в общероссийских проектах (например, «Лыжи мечты»).

Развивающие, ролевые, творческие, подвижные игры, игры-квесты — тоже массовая работа:

Задачи духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания решают экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение спектаклей, концертов. Но необходимо заранее узнавать о наличии специального оборудования для людей с ОВЗ в помещениях и оговаривать с экскурсоводами особенности подачи информации.

В систему коррекционных мероприятий по экологическому воспитанию и здоровьесбережению входят походы, экскурсии в заповедники и, как анималотерапия, в дельфинарии и океанариумы, посещение конюшен и центров ездовых собак.

Классные часы и беседы. Воспитывают нравственно, духовно, в духе ЗОЖ. Например, цикл классных часов «Питание и здоровье». Дети выступают с докладами «Полезные продукты», «Витамины в нашей жизни», «Правильное питание и интеллект». Приглашаются для беседы врач-диетолог, шеф-повар.

Важность включения ребенка с ОВЗ во внешкольную и внеклассную работу заключается в его успешной социализации, возможности реализовать социальные, духовно-нравственные, эстетические, физические потребности. Дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются в ситуации, максимально приближенной к условиям и стилю жизни общества, и имеют все шансы добиться значительных успехов. Большая книга про вас и вашего ребенка

Большая книга про вас и вашего ребенка

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» — книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры. Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми. В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

Купить
Дети с ОВЗ | Социальная сеть работников образования

17.06.2016

Приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

В условиях работы в группах компенсирующей направленности в детском саду необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно-педагогической.

С этой целью рекомендуется использовать синтез приемов, который дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы.

        Упражнения, способствующие осознанию собственного тела, относятся к таким направлениям психокоррекции,  как гештальттерапия, телесно-ориентированная психотерапия.

История телесной терапии восходит к работам ученика З. Фрейда В. Райха, который полагал, что механизм психологической защиты можно противодействовать с помощью прямого телесного контакта.  Защитное поведение, выражающееся в напряжении мышц и стесненном дыхании, он назвал «телесной броней».  «Броня» — это хроническое мышечное напряжение, избавляющее человека от переживания неприятных эмоций. В момент напряжения мышц происходит ослабление чувствительности.

В  коррекционной работе с детьми наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации ( «здесь и теперь»), что помогает овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Такие навыки дети приобретают путем освоения упражнений по следующим направлениям:

  • освобождение от мышечных зажимов;
  • общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;
  • развитие внимания, чувственного восприятия.

Данное деление направлений работы является условным, так как большинство упражнений имеет многоцелевой характер. Упражнения по мере их усвоения, а так же в зависимости от контекста, наполняются новым содержанием.

Большую роль  играет работа над пластикой тела. Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с ОНР:

  • увеличение диапазона эмоциональных проявлений, способствующих обогащению чувственного опыта;
  • совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом («Подвески», «Росток», «Потянулись-сломались» и др.)

Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на синтезе  известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, Структура педагогической науки, Основные категории и концепции педагогики

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения этой главы студент должен:

знать

• структура педагогической науки;

• основные категории и понятия педагогики;

сможет

• Анализ основных моделей образования;

владеют

• навыки самореализации и самореализации личности.

Структура педагогической науки

Педагогика (с латыни pais — мальчик и agogos — лидер) — доктрина образования, искусство образования, наука об образовании. Педагогика в широком смысле этого слова представляет собой совокупность явлений, связанных с областью образования и воспитания. Образование в первую очередь формирует духовный облик человека, который развивается под влиянием нравственных и духовных ценностей.Это также подразумевает процесс образования, самообразования, влияния, полировки, то есть процесс формирования человека. Главное не количество знаний, а сочетание последних с личными качествами, умение самостоятельно распоряжаться своими знаниями. В образовании вы можете зафиксировать как формальную сторону, то есть духовную деятельность или духовные способности, так и материальную, т.е. содержание образования.

Педагогика имеет, прежде всего, огромный арсенал теоретических знаний, который обогащался из века в век.Он также включает в себя дидактику, то есть теорию обучения.

В философии СИ идея целостного образования была разработана С.И. Гессеном. Он рассматривал образование как многогранный процесс, протекающий на уровне биологической, социальной, духовной, культурной и духовно-религиозной жизни. На первом уровне воспитание происходит в форме педагогических навыков, формирования привычек, «опекунства» и обучения ». На втором, социальном уровне, образование связано с формированием члена социальной группы, с «обработкой» молодого поколения в соответствии с потребностями общества.На третьем, духовно-культурном уровне, образование означает вовлечение в культурные ценности, осуществляемые через образование, то есть образование. поглощение культурного наследия человечества. Наконец, на четвертом, духовном и религиозном уровне, смысл воспитания заключается в спасении души; в духовном преображении человека, его втором, духовном рождении.

Основные категории и понятия педагогики

Уже названы такие категории педагогики, как образование, обучение, воспитание.Педагогика также использует термин «педагогическая деятельность», что означает особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на достижение целей образования. Педагогический процесс — это прогресс от целей образования к его результатам через единство обучения и воспитания. Педагогическая технология (или технология обучения) обозначает целесообразные и оптимальные шаги и пути достижения целей образования. «Педагогическая технология — это целостная взаимозависимая система действий учителя, связанная с применением определенного комплекса методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогической деятельности. процесс; трансформация контента в учебный материал; анализ межпредметных и внутрисубъектных связей; выбор методов, средств и форм педагогического процесса.»

,
педагогическое образование | Статья о педагогическом образовании от Free Dictionary

о системе подготовки педагогических кадров, таких как учителя и педагоги, для общеобразовательных школ и других учебных заведений при педагогических институтах, школах и университетах. В широком смысле этот термин относится к подготовке педагогических кадров для учебных заведений всех типов, в том числе профессионально-технических и средних специальных школ и высших учебных заведений.

дореволюционная Россия . В дореволюционной России основными учительскими семинариями были учебные заведения для подготовки учителей начальных классов. Эти учителя также проходили обучение в педагогических классах в женских гимназиях , женских епархиальных школах и женском педагогическом институте в Санкт-Петербурге. В некоторых высших начальных школах и четырехлетних гимназиях были двухгодичные педагогические курсы. Учителя приходских школ обучались в приходских школах подготовки учителей и в школах учителей второго класса.Многие учителя, особенно в отдаленных районах, не имели педагогического образования и получили специальность учителя после сдачи специальных экзаменов. Учителя муниципальных и районных школ прошли обучение в трехлетних педагогических институтах.

Педагогические семинарии и институты ограничили дальнейшее образование: выпускник семинарии может поступить только в институт учителя, а выпускник института учителя может поступить только в коммерческий институт. Благодаря усилиям прогрессивных педагогов, некоторые педагогические учебные заведения предлагают качественную подготовку.Преподавателями в средних учебных заведениях обычно были выпускники университетов, некоторых непедагогических высших учебных заведений и теологических академий.

В соответствии с университетским уставом 1804 года в университетах Москвы (1804), Харькова (1811), Казани (1812), Дорпата (позже Юрьев, теперь Тарту, 1820) были открыты трехлетние педагогические институты. и Киев (1834). Выдающимся был педагогический институт Санкт-Петербурга, созданный в 1804 году как преемник учительской семинарии, а в 1816 году преобразованный в Главный педагогический институт.В 1860-х и 1870-х годах были организованы курсы повышения квалификации для женщин на университетском уровне. Они готовили учителей, прежде всего, для женских средних учебных заведений и для младших классов средних школ для мужчин. Широко известны курсы повышения квалификации женщин-преподавателей и педагогов им. Д. И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт в Санкт-Петербурге, курсы Фребеля в Санкт-Петербурге и Институт Фребеля в Киеве. В 1908 году В. М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт им.Петербург, передовая медико-педагогическая школа для подготовки врачей, преподавателей и юристов.

Активными в развитии педагогического образования были Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, А. М. Бутлеров. Менделеев придавал большое значение высшему педагогическому образованию, от которого, по его словам, зависят все отрасли высшего образования. В 1907 году прогрессивные общественные деятели и ученые создали Педагогическую академию Лиги просвещения в Санкт-Петербурге.Петербург, а в 1911 г. Педагогический институт им. П. Г. Шелапутина в Москве. Оба учреждения обеспечивали педагогическую подготовку лиц с высшим образованием. Однако дореволюционные педагогические учебные заведения не подготовили достаточно учителей для общеобразовательных школ.

СССР . Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила характер народного образования, систему подготовки учителей и состав учащихся педагогических учебных заведений с точки зрения классового происхождения и национальности.Идеи В. И. Ленина и участие Ленина в надзоре за работой Народного комиссариата просвещения оказали решающее влияние на организацию новых типов школ и подготовку учителей. Становление советской системы педагогического образования связано с именами Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потемкина и И. А. Каирова. С 1918 по 1920 годы были организованы относительно небольшие специализированные школы, дошкольные и другие педагогические учебные заведения и курсы; позже они были объединены в педагогические вузы.Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в четырехлетние институты народного образования, а другие педагогические учебные заведения стали школами для подготовки учителей начальных классов.

Система педагогического образования, созданная в РСФСР в 1920-х годах, состояла из педагогических техникумов (с 1937 года называемых педагогическими школами), педагогических институтов и педагогических факультетов в университетах. Последние два обычно имели отделения социального и политического образования и подразделения для подготовки учителей техникума.Одним из первых крупных советских педагогических вузов была Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, положившая начало советской системе педагогического образования. В 1918 году В. И. Герье основал Второй Московский университет в качестве преемника Высших женских курсов, а в Петрограде был основан Государственный педагогический институт.

В 1930-х годах в Москве были созданы муниципальный педагогический институт, позднее — педагогический институт им. В. П. Потемкина и областной педагогический институт.Московский педагогический институт был основан в 1930 году как преемник педагогического факультета Второго МГУ; с 1941 года он известен как Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. В 1920-х годах в Москве были основаны Академия трудового образования (1920–21) и Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923–42). В это время в университетах таких городов, как Владивосток, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов и Казань, были созданы педагогические отделения.Многие различные педагогические курсы, в том числе высшие курсы, были открыты.

Фундамент советской системы педагогических учебных заведений был заложен в 1930-х годах. Педагогические и другие факультеты университета были заменены сетью педагогических институтов, в том числе специализирующихся на иностранных языках. Особое внимание было уделено развитию образования и культуры среди народов Крайнего Севера, Средней Азии и Закавказья. В 1939 году был открыт Ленинградский государственный педагогический институт народов Крайнего Севера; в 1958 году он был преобразован в отдел А.Педагогический институт им. И. Герцена. В связи с особенностями развития женского образования в нескольких республиках Средней Азии и Закавказья были созданы временные женские педагогические учебные заведения, которые впоследствии стали постоянными.

Когда было введено всеобщее семилетнее образование, были созданы институты учителей; в течение 1950-х годов они были преобразованы в педагогические институты и школы. Началось обучение учителей посредством заочного обучения и вечернего обучения.Значительным содействием совершенствованию педагогического образования были указ Центрального исполнительного комитета СССР «Об учебных планах и распорядке в высших школах и техникумах» (1932 г.), постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б). О работе учреждений высшего образования и надзора за высшими школами (1936 г.) и постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, совершенствованию подготовки и использования специалистов (1963), о мерах по улучшению подготовки специалистов и надзору за высшим и средним специальным образованием (1966), о мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования (1972) и о завершении перехода к всеобщему среднему образованию для молодежи Люди и дальнейшее развитие общеобразовательных школ (1972).

Основными видами педагогических учебных заведений сегодня являются педагогические школы, в том числе специализирующиеся на музыке; техникумы промышленных учителей; педагогические институты, в том числе специализирующиеся на иностранных языках; и университеты. Учителя начальных классов, учителя дошкольных учреждений и старшие руководители Pioneer проходят подготовку в педагогических школах. Некоторым выпускникам других средних специальных учебных заведений также поручено преподавать в школах. Учебная программа по подготовке учителей в педагогических школах включает общеобразовательные дисциплины, изучаемые в средних школах, и специальные предметы, такие как методы обучения, анатомия и физиология школьников в начальной школе, школьная гигиена, психология и педагогика.Кроме того, обеспечена существенная педагогическая практика зачислению Всего зачислению Выпускники пединститутов Университеты Педагогические институты Университеты пединститутов Университеты Русский язык и литература……. 30 900 8 600 153 900 44 300 26 400 6 200 Советские национальные языки и литература 7 900 4500 42 800 25 500 8 500 8 500 3 800 Романские и германские языки и литература ………………. 5 100 26 800 3 900 Иностранные языки…………… 18 100 87 400 16,600 Математика ……………. … 27 800 9 400 125 900 40 800 22 400 4 900 Физика ………………… 9 900 7 800 41 500 34 800 8 900 5 300 Биология…………………. 11 600 6 700 69 300 35 600 13 200 5 700 Химия …… ………….. 1 700 5 400 7 000 26 100 700 4 700 География …………. ……. 7 100 3 800 37 500 20 000 6 200 3 100 История…………………. 11 700 8 600 60 600 48 600 10 200 7 000 Чертеж и механический чертеж … … 2 800 11 800 1 600 Дошкольная педагогика и психология …. 5 100 25 000 4 600 900 900 900 900 900 Дефектология ,……………… 2 100 9 700 2 000 Физическое воспитание ……….. …. 10,900 45,600 8,700 Музыка и пение …………… 2 800 11 300 2,200 Общетехнические дисциплины……… 4 800 17 000 1 400 Начальная школа педагогики и методики преподавания ………….. 12 400 56,400 10 300 Итого ……………………. 227 500 1 105 200 188 100

для. Преподаватели общеобразовательных школ проходят подготовку в педагогических институтах и ​​университетах.

Педагогические институты предлагают четырехлетнюю специализацию в области русского языка и литературы, национального языка и литературы, математики, физики, химии, биологии, географии, истории, рисования и механического рисунка, дошкольной педагогики и психологии, дефектологии, физического воспитания, музыка и пение, и начальная школа педагогика и методы обучения. Для программ с двойной специализацией, таких как биология и химия, география и биология и иностранные языки, установлен пятилетний срок обучения.Учебные планы всех областей специализации в педагогических институтах включают историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, политическую экономию и научный коммунизм. Основы марксистско-ленинской этики и эстетики и принципы научного атеизма являются факультативными. Другими необходимыми предметами являются педагогика, история педагогики, психология, методы обучения, школьная гигиена и физическое воспитание. Основное место в учебной программе занимают специальности дисциплины в выбранной предметной области.

Педагогическое образование в университетах характеризуется более обширной научной и теоретической подготовкой и несколько меньшим акцентом на педагогике и методологии. Срок обучения, как правило, пять лет. В целом, педагогические учебные заведения и университеты готовят достаточно учителей для общеобразовательных школ. В течение 1974–75 учебного года учителя прошли подготовку в более чем 400 педагогических школах, в которых обучалось около 300 000 человек, а также в 199 педагогических институтах и ​​63 университетах (см. Таблицу 1).В общеобразовательных школах в 1974 году было занято 2,4 миллиона учителей. В 1914 году в России было занято 280 000 учителей, а также 208 учительских семинарий и 53 учительских института. Преподаватели средних школ также проходят обучение в определенных художественных институтах и ​​институтах физической культуры.

Среднее образование

Предоставление вашему ребенку международно признанного образования является целью многих родителей в наши дни. Среднее образование в Канаде особенно ценно из-за продолжающегося финансирования школ канадским правительством, которое можно сравнить только с несколькими другими странами. Качество образования, экономическое развитие, широкие возможности для выпускников, низкий уровень преступности — вот факторы, которые способствуют решению многих родителей отправить своих детей в канадскую среднюю школу.

Стоимость обучения в Канаде — 7 000 — 40 000 $
канадских долларов Стоимость наших услуг (вход + виза) — 1 500 канадских долларов

Помимо повышения качества жизни в Канаде и возможности трудоустройства, канадские средние школы могут предоставить иностранным студентам ряд преимуществ. Например:

    Образовательная система
  • объединяет европейские традиции с западной прогрессивностью;
  • каждая школа оснащена современными технологиями;
  • школ регулярно принимают детей на поездки и различные практические занятия;
  • навыков, которые изучают дети, чрезвычайно ценны во всех сферах жизни.

Кроме того, детям, окончившим канадскую среднюю школу, будет легче поступать в канадские университеты. После этого они смогут получить пиар, а со временем и канадское гражданство. Еще одним замечательным дополнением к преимуществам канадских школ является то, что родители могут приехать в Канаду со своим ребенком. Конечно, они будут здесь по гостевой визе и не смогут работать, но это может стать вашим первым шагом к иммиграции, потому что опыт жизни в Канаде очень важен для принятия окончательного решения.Родители могут получить визу до тех пор, пока их ребенок учится.

Во-первых, вам нужно выбрать, что важно для вас и что самое важное в школе. Есть три основных направления:

    • Язык — есть школы, в которых учителя говорят на иностранных языках, и хотя они не говорят на нем в классе, они могут помочь новому ученику быстрее адаптироваться. В некоторых случаях эта дополнительная поддержка может быть очень полезна. Обратите внимание, что если вы выберете школу в Квебеке, ваши учителя, скорее всего, будут говорить по-французски, так как 80% жителей Квебека являются носителями французского языка;
    • Стоимость обучения — есть бесплатные школы (государственные школы) и частные школы.Качество образования схоже, в основном это зависит от статуса школ, который определяет их стоимость. Чем популярнее школа, тем сложнее получить там своего ребенка;
    • Пол — есть школы для девочек и мальчиков, которые имеют свои преимущества. Тем не менее, большинство школ смешанные, поэтому есть варианты для каждого родителя.

После того, как вы решите, какая школа будет работать для вас, и после того, как вы оплатите сборы и получите свое письмо о принятии, вы должны подать заявление на визу и разрешение на учебу.Процесс подачи заявки достаточно прост и доступен онлайн.

Есть важный аспект, который можно легко упустить из виду. Несовершеннолетний студент не может приехать в Канаду без опекуна, он / она даже не получит визу, если этот вопрос не решен. Канадское правительство очень защищает несовершеннолетних студентов, поэтому они предпримут все меры предосторожности, чтобы убедиться, что у студента есть кто-то в Канаде, который может взять пирог в чрезвычайных ситуациях. Есть несколько вариантов выбора сопровождающего взрослого:

      • интернатов.В этих школах дети живут в школе, и у них всегда есть наблюдатели. Часто директора выступают в роли опекунов для иностранных студентов, но родители могут выбрать другого человека.
      • Страж. Опекун должен проживать в том же городе, что и студент, и иметь пиар или статус гражданина в Канаде. Опекун не должен быть связан со студентом. Marcus Educate предоставляет услуги опекуна для несовершеннолетних студентов в Торонто и GTA.
      • Родитель. Поскольку родители могут приехать в Канаду со студентом по гостевой визе, они могут выступать в качестве опекунов.

Когда ученик молод, один из родителей обычно приезжает с ними в Канаду, чтобы поддержать и контролировать ребенка. Кроме того, родители часто пытаются повысить свой иммиграционный статус из Канады.

Вы должны знать, что канадские школы могут отличаться от школ в других странах с точки зрения продолжительности занятий и того, как преподаются предметы. Чтобы привыкнуть к этой новой системе, некоторые ученики проходят подготовительные курсы перед тем, как идти в школу.Канадская школа имеет 12 классов и делится на:

      • Элементарный. Базовые знания о мире и обществе. 6-8 классов в зависимости от провинции.
      • Средний. 2 года, когда студент может выбрать, куда он хотел бы пойти дальше;
      • Выс. Последние 2 класса, после чего студенты получают диплом.

Каждый класс длится 9 месяцев, которые делятся на 2 семестра.Есть летние, осенние и зимние каникулы.

Мы также должны поговорить о выборе подходящих классов для вашего ребенка. В Канаде нет единой утвержденной правительством системы образования, у студентов есть выбор, когда речь заходит об уроках, которые они посещают. Все учащиеся должны набрать определенное количество «кредитов», но не имеет значения, какие предметы они выбирают, если это соответствует их расписанию и добавляет правильное количество «кредитов». В разных провинциях существуют разные системы.Например, в Онтарио студентам необходимо набрать 40 кредитов. Всегда есть несколько обязательных курсов, таких как математика, английский и естественные науки. Студентам разрешается выбирать свои классы на раннем этапе, даже если их выбор ограничен. Когда ученик становится старше, у него появляется все больше гибкости. Последние несколько лет позволяют студентам специализироваться на вещах, которые помогут им поступить в университеты по своему выбору. В разных школах будут предлагаться разные классы, и если вы уже знаете, какая область обучения является наиболее важной для вашего ребенка, вы должны попытаться найти школу, которая сильнее в этих областях.Также большая часть учебной программы посвящена общему развитию молодежи. Будут поездки и спортивные соревнования. Последнее обычно имеет большое значение для школы. У них будут полностью оборудованные тренировочные сооружения, школьные команды и даже стипендии для особо перспективных спортсменов.

,
Структура педагогической деятельности — Педагогика

Структура педагогической деятельности

Для более глубокого понимания сущности педагогической деятельности, помимо осознания специфических особенностей, необходимо обратиться к анализу ее структуры (структуры). Психологическая модель любой деятельности — это единство цели, мотивов, действий (операций), результата. В соответствии с этим Маркова разработала психологическую модель педагогической деятельности, которую она рассматривает как «профессиональную деятельность учителя», направленную на решение задач обучения и / и воспитания и включающую следующие компоненты:

1.Постановка целей и задач учителя.

2. Выбор и применение средств воздействия на студентов.

3. Мониторинг и оценка их педагогических воздействий (самоанализ).

Наряду с принятым в психологии пониманием деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, в педагогической деятельности применяется подход выделения его компонентов как относительно самостоятельной функциональной деятельности учителя. ,

г. В. Кузьмина выделила три основных компонента в структуре педагогической деятельности: конструктивную, организационную и коммуникативную. Эти виды педагогической деятельности связаны с поиском оптимальных путей решения педагогических задач. Однако автор отмечает, что важной составляющей работы учителя является не только решение проблем, но и предотвращение возможных конфликтных ситуаций. В связи с этим добавляются компоненты педагогической деятельности шиу, такие как гностик и дизайн.Успешная реализация этих функциональных видов педагогической деятельности требует соответствующих способностей, проявляющихся в умениях.

Конструктивная деятельность может быть представлена ​​как конструктивно-содержательная (подбор и состав учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-эксплуатационная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальная база педагогического процесса).

Организационная деятельность предполагает внедрение системы действий, направленных на вовлечение студентов в различные виды деятельности, создание команды и организацию совместных мероприятий.

Коммуникативная деятельность направлена ​​на установление педагогически соответствующих педагогических отношений с учениками, другими школьными учителями, представителями общественности, родителями.

Gnostic и design Деятельность включает в себя прогнозирование, проектирование, прогнозирование вариантов предстоящих действий и коммуникацию на основе научного, теоретического понимания каждого педагогического явления.

А. И. Щербаков рассматривает структуру педагогической деятельности через ее функции (информация, развитие, ориентация, мобилизация, исследования).

Во-первых, он ставит информационных функций в качестве отправной точки всей образовательной работы. Суть его сводится к бесплатному владению учебным материалом, методам и методам его преподавания, а также искусству устной речи, «обратной связи» и коррекции знаний учащихся.

Развивающая педагогическая деятельность отражает единство обучения, воспитания и развития, обеспечивает управление перцептивной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой и другими составляющими деятельности студентов.

Функция ориентации определяет содержание ценностей учащихся в природной и социальной среде.

Мобилизирующая функция проявляется в деятельности учителя, направленной на обновление знаний и жизненного опыта учащихся с целью формирования познавательной самостоятельности.

Исследовательская (гностическая) педагогическая деятельность требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, умения выдвигать гипотезы, разрабатывать и проводить простой педагогический эксперимент, анализировать собственный опыт и опыт другие.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *