Классификации налогов – .

Классификация налогов

Системная группировка налогов по различным признакам – классификация – занимает важное место в теории налогов. В научной литературе ее обычно именуют таксономией. Существует большое количество налоговых классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями. Однако любая классификация является условной, поскольку экономику нельзя отнести к точным наукам.

В табл. 1.3 представлена классификация налогов применительно к современной налоговой системе РФ. Приведем некоторые пояснения к ней.

Таблица 1.3

Классификация налогов

Классификационные признаки

Виды налогов

Субъект налога

  • налоги физических лиц

  • налоги юридических лиц

  • смешанные налоги (субъектом выступают как юридические, так и физические лица)

Объект налога

  • реализация товаров (работ, услуг)

  • имущество

  • прибыль

  • доход

  • расход

  • или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики (например, земельный участок)

Вид ставки

  • твердые (специфические) – устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения

  • процентные (адвалорные) – устанавливаются в % к единице налогообложения

  • комбинированные – сочетают твердую и процентную ставки

  • кратные МРОТ – устанавливаются в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда

Метод обложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы

  • равные – для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога

  • пропорциональные – для каждого налогоплательщика  устанавливается равная ставка налога

  • прогрессивные – с ростом налоговой базы возрастает ставка налога

  • регрессивные – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога

Периодичность

  • разовые – уплата связана с бессистемным, случайным событием

  • регулярные (систематические, текущие) – взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия видом деятельности, приносящей доход

Бюджетное назначение

  • общие – налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода

  • целевые – налоги предназначены для финансирования конкретного расхода бюджета

Возможность переложения

  • прямые

  • косвенные

По платежеспособности налогоплательщика

  • личные

  • реальные

Принадлежность к уровням власти  и управления

  • федеральные

  • региональные

  • местные

В зависимости от степени учета имущественного и финансового положения налогоплательщика, т. е. от платежеспособности, различают:

  • реальные налоги, которые не учитывают финансовое положение налогоплательщика, уровень доходности объекта налогообложения: налог на операции с ценными бумагами, земельный налог, налог на имущество;

  • личные налоги, учитывающие платежеспособность налогоплательщика: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.

Если в качестве критерия классификации использовать возможность переложения налога, то выделяют:

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и др.;

  • косвенные налоги, объектом обложения которыми выступает реализация товаров (работ, услуг). Косвенные налоги включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки, увеличивают ее и уплачиваются потребителем товара (работы, услуги) в их цене. При этом налогоплательщиком является продавец, а налоговое бремя перекладывается на покупателя – носителя налога.

К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины. Они занимают основное место в налоговой системе РФ (см. табл. 1.1).

В мировой практике налогообложения известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населения, например ряд арабских стран – Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом наблюдается связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму налога, которую он уплачивает в цене товара, т. о. подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством налоговых доходов бюджета.

В зависимости от назначения различают общие и целевые налоги. В российском налоговом законодательстве к целевым налогам относится единый социальный налог. Средства от взимания единого социального налога расходуются на цели пенсионного и медицинского обеспечения, а также социального страхования.

Одним из классификационных признаков налога может являться способ уплаты. Различают три основных способа уплаты налога:

  1. Способ начисления предполагает предоставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговый орган налоговой декларации – официального заявления о своих налоговых обязательствах. В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие сведения, связанные с его исчислением и уплатой.

  2. Способ удержания применяется в том случае, когда обязанность по исчислению налога возложена на третье лицо, которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом. В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты – это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такую обязанность возлагает, например, ст. 226 НК РФ на работодателей, производящих выплаты физическим лицам. При этом работодатель при выплате физическому лицу дохода производит одновременно удержание налога на доходы физических лиц. Для налогоплательщика этот способ представляет собой автоматическое удержание налога.

  3. Кадастровый способ. В этом случае имущество облагается на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода. Кадастр – это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта налогообложения. В основу построения кадастра положена какая-либо характеристика соответствующего объекта. Например, при построении земельного кадастра – вид земли (пашня, пастбища, леса и др.). Этот способ применяется при уплате земельного налога, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Классификация налогов в зависимости от принадлежности к уровням власти и управления применительно к налоговой системе РФ будет подробно рассмотрена в теме 1.2.

studfiles.net

Классификация налогов — Answr

Налоги — обязательные сборы, взимаемые государственными фискальными органами.

Цель — обеспечение бесперебойного финансирования деятельности страны, удовлетворение территориальных потребностей образований разного уровня (федеральных, региональных, муниципальных). В зависимости от ряда признаков принята общая классификация налоговых платежей, которая используется повсеместно.

Общепринятая классификация

Чтобы упорядочить платежи, регламентировать и устранить вероятность дублирования государственная власть применяет специальную классификацию налогов, которые характеризуются обязательностью, безвозмездностью, направленностью на определенные цели. Все сборы, принятые на территории государства, отмечены в Налоговом кодексе. В зависимости от субъекта налогообложения действуют следующие группы:
  • платежи, уплачиваемые гражданами;
  • налоги, перечисляемые предприятиям;
  • смешанный налог (предусмотренный для граждан и компаний).
В России законодательством закреплены платежи в три уровня бюджета. Это федеральный, региональный и местный бюджет.

Все они регулируются законами, нормативными актами и соответствующими положениями. В зависимости от способа взимания налоги бывают прямыми и косвенными. В первом случае это платежи, которые начисляются с имущества плательщиков, его доходов. Второй вид не зависит от уровня прибыли потребителей. Косвенные платежи — тарифы и надбавки на стоимость продукции (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы).

Группировка налогов в зависимости от признаков позволяет обеспечить равномерное и эффективное распределение налогового давления. Так, используется классификация в зависимости от действующих ставок. В России общепризнанными являются две группы платежей. Первый вид — твердые платежи. Речь идет о налогах, размер которых установлен на единицу базы налогообложения. Для примера можно назвать акцизы на алкоголь, где для расчета берется 1 литр этилового спирта. Следующая обширная группа — процентные налоги. В нее входят прогрессивные, пропорциональные и регрессивные платежи.

Еще одно деление платежей связано с их источниками выплаты. В России компании и граждане проводят выплату налогов из индивидуальных доходов, финансовых результатов своей деятельности, из выручки, которая поступает от продаж. Также платежи могут направляться только в конкретный бюджет (например, местный) или распределяться в разные бюджеты. Второй вариант носит название регулирующие налоги. Их размер устанавливают законодательные органы власти.

Функции и значение налогообложения

Без налогов невозможно представить нормальное функционирование любого государства. Платежи, поступающие от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных лиц, обеспечивают страну требуемым объемом финансовых ресурсов. Они же являются стимулятором хозяйственной деятельности или, наоборот, сдерживающим фактором для некоторых видов бизнеса. Органы власти, используя налоговые инструменты, могут заставить экономических агентов более активно действовать в своих секторах, предложив им снижение платежей. Государство может препятствовать в осуществлении некоторых видов деятельности путем резкого повышения налогов.

Обязательные платежи в бюджеты разных уровней — мощный рычаг, при помощи которого ответственные и контролирующие структуры проводят выгодную для общества экономическую и социальную политику.

answr.pro

Классификация налогов

 

Тема:     Классификация налогов

 

 

Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов

1. Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные, — это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций, на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как они наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, эти налоги обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно коррелируют с уровнем экономической активности. Также фискальная роль косвенных налогов более значимо реализуется и в переходный период от командной к рыночной экономике. В то время как поступления от прямых налогов напрямую завязаны с эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, достаточно невысокой в условиях отсутствия рыночного опыта и соответствующих норм рыночного поведения, поступления от косвенных налогов завязаны прежде всего на потребление, объем которого существен в силу доминирования потребления над сбережением.

Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалировано для конечного потребителя, так как номинальные и реальные налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогоплательщиком, у которого с государством возникают налоговые правоотношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Реальный налогоплательщик — покупатель, не вступая в эти отношения, соответственно и не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогообложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные налоги имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учитывают материального состояния реального налогоплательщика. Прямые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребления. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом соотношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, образование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому косвенное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме того, данные налоги, приводя к повышению цен товаров, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

Косвенное налогообложение активно применяется практически всеми странами. Достаточно сказать, что к моменту введения в России самого признанного косвенного налога — НДС — в 1991 г. он успешно применялся уже в 21 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), убедительно продемонстрировав свои преимущества по сравнению со столь же ранее распространенным в мировой практике косвенным налогом — с оборота розничной торговли. Однако гармонизация налогообложения достигается за счет разумного сочетания прямых и косвенных налогов, соотношение которых объективно определяется уровнем социально-экономического развития страны и потребностями обеспечения доходной части бюджета. В экономически развитых странах с высокими доходами населения и предприятий, значимым имущественным комплексом превалируют прямые налоги, в то время как в развивающихся странах наблюдается доминирование косвенных налогов, обусловленное низкими доходами значительной части населения, неустойчивым финансовым положением предприятий, малой имущественной обеспеченностью.

2. Классификация налогов по объекту обложенияклассификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Встречается также выделение в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках {в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто получает доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.

Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в предыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными — облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС, а монопольными — облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.

Налоги с использования ресурсов {рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДГТИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

3. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, является также достаточно распространенной.

Следует отметить, что теоретическая значимость этой классификации в последнее время существенно снизилась. Ранее достаточно точная классифицирующая основа теперь размывается в связи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль организаций и на имущество организаций, соответственно составляющих группу налогов с юридических лиц.

4. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.

Способ «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций.

Способ «по кадастру» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, например предполагаемой средней доходности, объектов налогообложения. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном (для физических лиц).

5. Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

Налоги с твердыми (специфическими) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Данные налоги не зависят от размера дохода или прибыли налогоплательщиков. К ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.

В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остает

znakka4estva.ru

Классификация налогов и ее значение

Классификация налогов призвана иметь не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация должна позволять:
•   проводить укрупненный анализ налоговой системы;
•   обосновывать суждения о решении комплекса задач налогового федерализма;
•  давать   различные   оценки   и   проводить   сопоставления   по группам налогов не только в статике, но и особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов меняется;
•   устанавливать сходства и различия групп налогов, соотносить их с определенными источниками покрытия, группами объектов и субъектов обложения;
•   оценивать тяжесть обложения по разным группам объектов и субъектов;
•   проводить   международные   сопоставления,   ведь   налоговые системы разных стран существенно различаются и прямые сравнения по всему перечню налогов просто не осуществимы они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям;
•   использовать ее для  нужд ведения  Системы  национальных счетов (СНС) и др.
Понятно, что такой комплекс задач просто не по силам какой-либо одной классификации. Каждая из них призвана наилучшим образом решать свою задачу. Следовательно, обоснованным будет следующее определение.
Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.
По способу изъятия
– прямые
(непосредственно связаны с результатом хозяйственной деятельности, увеличением стоимости имущества:  Налог на прибыль, земельный налог НДФЛ и др.)
– косвенные
(надбавки к цене в зависимости от размера добавленной стоимости оборота или продаж тов. раб. усл.)

По субъектам уплаты: – с физ.л. – с юр.л. – смешанные

По степени учета имущественного и финансового состояния налогоплательщика
– реальные (не зависят от финансового состояния плательщика: налог на имущество ф.л. налог на землю и т.д.)
– личные (наоборот завися: Налог на прибыль, НДФЛ)
По уровню взимания – федеральные – региональные – местные
ПО объекту – имущественные – ресурсные – взимаемые  от дохода
ПО характеру использования – общие – специальные
ПО методу исчисления – прогрессивные – регрессивные – твердые – кратные сумме – линейные
По периодичности – регулярные – разовые
По способу обложения – у источника – по декларации – по уведомлению
Роль кл: помогает разобраться в большом количестве разных нал. и их систематизировать

Еще ответы по госам:

Экономическая сущность и объективная необходимость налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней
Функции налогов. Единство и внутреннее противодействие функций налогов
Классические принципы налогообложения и их значение в современных условиях. Современные принципы налогообложения, их роль и значение для развития налоговой системы.
Налоговая система РФ: общая характеристика, структура, пути совершенствования.
Налоговая политика государства. ЕЁ содержание, цели, задачи, основные направления совершенствования.
Региональная политика налогообложения: ее задачи и проблемы
Региональная и местная системы налогообложения как фактор развития территорий
Условия казначейского учета региональных и местных налогов и сборов на счетах органов Федерального казначейства
Региональные налоги: значение, состав, характеристика, перспективы развития

Похожие статьи:

nalogpro.ru

Классификация налогов

Согласно НК РФ существует одна классификация налогов,

которая носит нормативный характер  и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие платежи по ним.

  • Федеральные налоги, которые устанавливает НК РФ и оплачиваются на всей территории РФ. (НДС, подоходный налог, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины и сборы, государственная пошлина, экологический налог)
  • Региональные налоги, которые вводятся законами субъектов РФ и оплачиваются на их территории (налог на имущество организаций, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанавливаются по каждому региону.
  • Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправления и обязательны к оплате на территории муниципалитетов (налог на землю, на имущество физических лиц, на рекламу).

Классификация налогов и сборов по категории налогоплательщика разграничивают их на те, которые уплачивают физические лица (подоходный, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, полученное по наследству или в дар.) Выделяют налоги, которые оплачиваются организациями (налог на прибыль, налог на имущество организации). Самая большая группа налогов эта смешанные налоги, которые оплачиваются и организациями и индивидуальными предпринимателями (НДС, акцизы, таможенные и государственные пошлины, земельный, налог с владельца транспортного средства)

Традиционная российская классификация налогов по способу взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

  • Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать  (налог на прибыль организации, подоходный).
  • Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара.
  • Пошлины и сборы

Налоги, которые платятся в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, это те, которые  целиком поступают в конкретный бюджет на федеральном, региональном или местном уровне. Регулирующие же одновременно и пропорционально поступают в различные бюджеты, согласно законодательства (подоходный налог физических лиц, налог на  прибыль организации).

В зависимости от целей использования имеют значение  следующие виды налогов и их классификация:

  • общие (абстрактные)
  •  целевые (специальные).

 Общие  перечисляются в бюджет в целом, а специальные для финансирования конкретных затрат из государственного бюджета. Например, специальный налог на благоустройство территории или для нужд образования в стране.

Классификация налогов  в практической работе бухгалтера подразделяет их на срочные и календарные в зависимости от срока уплаты. Кроме того,  на практике учитывают налоги, которые удерживают  с доходов и перечисляют в бюджет, которые уплачивают с прибыли и которые, включенные в цену товаров и услуг.

По объекту налогообложения разграничивают налог:

  •  на прибыль (для предприятий) и доход (для физических лиц),
  •  на имущество,
  •  на определенный вид деятельности.

Для организаций учитывается все движимое и недвижимое имущество, которое находится на основных средствах на балансе предприятия. Для физических лиц под имуществом понимают землю, транспортное средство, имущество, полученное в дар или по наследству, недвижимость.

Под прибылью предприятия понимают разницу между доходами и расходами, то есть чистый доход без затрат. Физические лица уплачивают налоги, как с общего совокупного дохода, так и с отдельных видов дохода, таких как дивиденды, выигрыши, призы. Некоторые виды товаров облагаются акцизами, независимо от дохода, например алкогольная и табачная продукция. При реализации  товаров налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара и перекладывает уплату на плечи покупателя, компенсируя свои затраты. 

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о