Классификатор разрешенного использования земельных участков – . |

Содержание

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Определены категории и стандарты, обозначенные кодами 3.1 — 3.10.2

Норматив наименования землепользования по ВРИ для ЗУРегламентное описание норматива ВРИКод классификатора ВРИ ЗУ
Коммунальное обслуживаниеДопускается размещение строений, связанные с коммунальным хозяйством и предоставлением услуг физическим и юридическим лицам, указанные в ВРИ 3.1.1-3.1.23.1
Предоставление коммунальных услугСтроительство зданий и эксплуатация помещений, являющиеся источниками снабжения – воды, газовая служба, электроподстанции, для отвода канализации, для уборки объектов недвижимости ( в том числе все типы зданий и сооружений используемые для котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега)3.1.1
Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услугЗдания административного типа для исполнителей, указанных в ВРИ 3.1 по предоставлению услуг юридическим и физическим лицам3.1.2
Социальное обслуживаниеЗдания используемое для социального обслуживания. Допускается совмещение по требования с категориям ВРИ 3.2.1 — 3.2.43.2
Дома социального обслуживанияРазмещение зданий, имеющие статус дом инвалидов, дом ребенка, детский дом, убежище для ночлега, предназначенное для бездомных граждан. Размещение зданий для вынужденных переселенцев, граждан признанные беженцами3.2.1
Оказание социальной помощиРазмещение зданий, предназначенных для служб психологической и бесплатной юридической помощи, социальных, пенсионных и иных служб (службы занятости населения, пункты питания малоимущих граждан), в которых осуществляется прием граждан по вопросам оказания социальной помощи и назначения социальных или пенсионных выплат, а также для размещения общественных некоммерческих организаций: некоммерческих фондов, благотворительных организаций, клубов по интересам 3.2.2
Оказание услуг связиЗдания используемые в качестве объектов для передачи связи – телефон, телеграф, интернет, почта, в том числе для междугородних и международных направлений3.2.3
ОбщежитияЗдания, используемые в качестве временного проживания для лиц, работающих по вахтовому методу, в том числе на время командировки, время обучения. Исключение в соответствии с категорией 4.73.2.4
Бытовое обслуживаниеЗдания и помещения, используемые для предоставлению бытовых услуг населению и организациям – прачечная, баня, химчистка, похоронное бюро, ателье, ремонт мелкого типа бытовой техники, мастерские3.3
ЗдравоохранениеРазмещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.4.1 — 3.4.23.4
Амбулаторно-полигиничное обслуживаниеПомещения, здания, используемые в качестве фельдшерских пунктов, поликлиники, центры материнства и детства, молочные кухни, станции первого медицинской помощи, станции донорства крови, клинические лаборатории, диагностические комплексы, поликлиники. Комплексы предоставляют услуги населению3.4.1
Стационарное медицинское обслуживание населенияРазмещение ОКС используемые для населения, в качестве размещения пациентов по оказанию неотложной медицинской помощи в зданиях стационарного типа – больницы, родильные дома, диспансеры, научно-медицинские учреждения. Размещение станций скорой помощи. Размещение площадок для санитарной авиации 3.4.2
Медицинские организации особого назначенияРазмещение объектов капитального строительства для размещения медицинских организаций, осуществляющих проведение судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы (морги)3.4.3
Образование и учреждениеРазмещение зданий, сооружений и строений, используемые для образовательных целей. Категория имеет совместимость с ВРИ 3.5.1-3.5. 23.5
Дошкольное, и среднее начальное общее образованиеРазмещение зданий с помещениями предназначенные для просвещения, дошкольного, а также для категории начального и среднего общего образования ( в том числе для категорий детские ясли, детские сады, школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению, в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом)3.5.1
Среднее и высшее профессиональное образованиеРазмещение объектов капитального строительства, предназначенных для исключительно профессионального образования и просвещения ( для категории образовательных стандартов -профессиональные технические училища, колледжи, художественные, музыкальные училища, общества знаний, институты, университеты, организации по переподготовке и повышению квалификации специалистов и иные организации, осуществляющие деятельность по образованию и просвещению, в том числе зданий, спортивных сооружений, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом)3.5.2
Культурное развитиеСтроительство и размещение зданий с помещениями, используемые для культурных целей. Имеет совместимость с категориями ВРИ 3.6.1 — 3.6.33.6
Объекты для культурно досугового обслуживания Строительство и размещений зданий предназначенные для музейных комплексов, домов культуры и отдыха, выставочные залы, библиотеки, кинозалы, кино-холлы, кинотеатры, филармонии, концертная деятельность, научные планетарии3.6.1
Парки культуры и отдыхаРазмещение зональных участков под парки культуры и отдыха3.6.2
Цирки и зверинцыЗдания, сооружения, предназначенные для содержания животных, океанариумы, зоосады. Допускается содержание животных в неволе3.6.3
Религиозное использованиеРазмещение зданий и сооружений для религиозного и культового обряда. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.7.1-3.7.23.7
Осуществление религиозных обрядовЗдания и помещения предназначенные для культовых религиозных обрядов – церкви, мечети, синагоги, храмы, соборы, молельные дома, а также часовни3.7.1
Религиозное управление и просвещениеРазмещение зданий и сооружений, предназначенные для пребывания паломников, место нахождения духовных лиц, послушников, связанные с религиозной деятельностью. Осуществление благотворительной и религиозной образовательной цели — монастыри, скиты, дома священнослужителей, воскресные и религиозные школы, семинарии, духовные училища3.7.2
Общественное управлениеЗдания и сооружения, связанные с государственной и общественной деятельность. Включает в себя категории ВРИ с кодами 3.8.1 — 3.8.23.8
Государственное управлениеЗдание и сооружения связанные с государственным управлением — государственных органов, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность или оказывающих государственные и (или) муниципальные услуги3.8.1
Представительская деятельность Здания и сооружения иностранных государств, а также представительства субъектов федерации в регионах – посольства, консульские учреждения, дипломатические миссии3.8.2
Обеспечение научной деятельностиСтроительство и размещение зданий и сооружений, используемые для научной деятельности. Совместимость с кодами ВРИ 3.9.1 — 3.9.33.9
Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областяхРазмещение объектов капитального строительства, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного — космического пространства, зданий и сооружений, используемых в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (доплеровские метеорологические радиолокаторы, гидрологические посты и другие)3.9.1
Проведение научных исследованийРазмещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые)3.9.2
Проведение научных исследованийРазмещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые)3.9.3
Ветеринарное обслуживаниеСтроительство зданий и сооружений, используемое для ветеринарной деятельности для животных, не являющиеся сельскохозяйственные, и находящиеся под надзором человека. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.10.1 — 3.10.2 3.10
Амбулаторное ветеринарное обслуживаниеЗдания предназначенные для амбулаторного обследования и лечения животных, без содержания последних в помещениях постоянного пребывания3.10.1
Приюты для животныхРазмещение объектов капитального строительства для оказания ветеринарных услуг в стационаре. Объекты строительства, используемые для содержания, разведения животных, не являющихся сельскохозяйственными, под надзором человека, оказания услуг по содержанию и лечению бездомных животных. Объекты строительства, используемые для гостинец для животных3.10.2

kadastrmap.ru

Приказ 540 Классификатор видов разрешенного использования земельных участков / 540

Приказ Министерства экономического развития РФ

от 1 сентября 2014 г. № 540

«Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»

(в редакции, актуальной с 7 ноября 2017 г.
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно приказам Минэкономразвития России: от 30.09.2015 г. № 709,
от 06.10.2017 г. № 547)

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 1, ст. 15, 17; № 10, ст. 763; № 30, ст. 3122, 3128; 2006, № 1, ст. 17; № 17, ст. 1782; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2880, 2881; № 31, ст. 3453; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279, 5282, 5498; 2007, № 1, ст. 23, 24; № 10, ст. 1148; № 21, ст. 2455; № 26, ст. 3075; № 31, ст. 4009; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597, 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 19; № 11, ст. 1261; № 29, ст. 3582, 3601; № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 47, 54; № 13, ст. 1688; № 15, ст. 2029; № 25, ст. 3531; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4284; № 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7027, 7043; № 50, ст. 7343, 7365, 7359, 7366; № 51, ст. 7446, 7448; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322; № 53, ст. 7643; 2013, № 9, ст. 873; № 14, ст. 1663; № 30, ст. 4080; 2014, № 26, ст. 3377) приказываю:

1. Утвердить классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

2. Установить, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

 

Министр

А.В. Улюкаев

 

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2014 г.

 

Регистрационный № 33995

 

 

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 1 сентября 2014 г. № 540

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Наименование вида разрешенного использования земельного участка1

Описание вида разрешенного использования земельного участка2

Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка3

1

files.stroyinf.ru

Результаты практического применения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков: достоинства и недостатки

В последние годы правовое регулирование в сфере земельно – имущественных отношений претерпевает существенные изменения. Одним из основных нормативных правовых актов, значительно повлиявших на реформирование земельного законодательства, стал утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 Классификатор видов разрешенного использования земельных участков [1]. 

Классификатор разработан во исполнение пункта 13 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р [2], пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации [3] и определяет исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земельных участков (далее также – ВРИ, виды разрешенного использования).

Классификатор направлен на устранение бессистемности, излишней конкретизации, ненужного разнообразия видов разрешенного использования, сложившихся в результате многолетней практики самостоятельного установления ВРИ органами местного самоуправления путем закрепления их в правилах землепользования и застройки муниципальных образований.

Классификатор ВРИ представляет собой единую систему типологии видов разрешенного использования земельных участков. Он устанавливает определенный стандарт видов разрешенного использования — их наименования, содержание и кодовые обозначения. В описании вида разрешенного использования приводится разрешенная деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.

Виды разрешенного использования земельных участков изложены в Классификаторе не просто путем последовательного перечисления. В структуре Классификатора отдельные виды разрешенного использования объединены в более крупные группы. Данная группировка использована не только для наиболее понятного восприятия содержащейся в Классификаторе информации, но и как показывает практика, удобна в применении разработчиком правил землепользования и застройки при подготовке градостроительного регламента.

Стоит отметить то обстоятельство, что описание содержания видов разрешенного использования является достаточно широким и включает в себя обширный спектр видов деятельности, разрешенных к осуществлению на земельном участке, в том числе, предусматривает размещение объектов, которые раньше должны были быть включены в состав вспомогательных видов разрешенного использования. Так, например, в содержание видов разрешенного использования «Жилой застройки» включено размещение гаражей, автостоянок. Кроме того, часть видов разрешенного использования земельных участков, связанных с жилой застройкой, содержит в своем составе выращивание плодовых, ягодных овощных, бахчевых, декоративных культур, обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха. В данном примере речь идет о сопутствующем использовании земельного участка, которое неразрывно связано с его основным назначением, и, по сути, является вспомогательным видом разрешенного использования.

Данное обстоятельство исключает необходимость закрепления в градостроительном регламенте размещение объектов, требующихся для полноценного функционирования территории (таких как объекты, предназначенные для временного хранения автомобильного транспорта, объекты, обслуживающие жилую застройку и пр.) в качестве вспомогательных видов разрешенного использования в жилых, общественно-деловых и иных зонах, что, безусловно, является положительным моментом.

Кроме того, Приказ № 540 содержит отдельную оговорку о том, что содержание всех видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков. Из этого следует, что объекты инженерно-технического обеспечения зданий, строений, сооружений являются разрешенными во всех территориальных зонах.

Учитывая то, что функционирование практически любого объекта не представляется возможным без инженерных сетей (связь, водопровод, канализация, электроснабжение, теплоснабжение и т.д.), ранее их указание было необходимо в градостроительном регламенте всех территориальных зон в качестве вспомогательного вида разрешенного использования, а с принятием Классификатора, закрепившего возможность размещения и эксплуатации линейных объектов совместно с любым видом разрешенного использования земельного участка без необходимости отдельного указания таких объектов, содержание градостроительных регламентов значительно упростилось.

Рассмотренные примеры наглядно иллюстрируют то, что Классификатор ВРИ существенно облегчил работу по подготовке правил землепользования и застройки за счет унификации подходов, ликвидации разночтений, возникающих при определении видов разрешенного использования, исключения их излишней детализации, приводящей не только к перегруженности градостроительных регламентов, но и к последующей необходимости их частой корректировки.

Казалось бы, унификация и упорядочивание ВРИ путем введения Классификатором единой терминологии с четко определенным содержанием, должны устранить проблемы двоякого толкования и неправильного определения видов разрешенного использования при подготовке проектов правил землепользования и застройки, что, в общем — то, и произошло. Однако структура Классификатора и некоторые формулировки ВРИ при практическом применении вызывают больше затруднения, нежели устраняют неточности.

В результате практической деятельности по подготовке документов градостроительного зонирования специалистам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также иным правоприменителям пришлось столкнуться с рядом трудноразрешимых вопросов, вызванных нововведенными видами разрешенного использования, закрепленными в Классификаторе.

Стоит отметить, что разработчики Классификатора, понимая значимость его принятия и в то же время осознавая не безупречность первой редакции, изначально предвосхищали неизбежное возникновение необходимости корректировки в целях его улучшения. Так, М.В. Бочаров, заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, отмечал, что «Его совершенствование будет продолжаться также и в связи с появлением новых видов деятельности (в качестве примера можно привести институт некоммерческого найма), так и с целью лучшего приспособления классификатора для прочих нужд – оценки, предоставления земельных участков и т.д. При этом в его совершенствовании необходимо проявлять определенную сдержанность и мудрость. Потребности и условия многих регионов могут отличаться (так, в некоторых городах существуют особые традиции зонирования и наименования), но нужно понимать, что классификатор должен служить интересам страны в целом, и последующие его изменения должны быть обоснованы вескими причинами» [4].

Вместе с тем, до внесения необходимых изменений, осознавая не совершенность Классификатора, а также проявляя «сдержанность и мудрость» правоприменители, сталкиваясь с проблемами в процессе его использования, пытались самостоятельно найти оптимальные решения преодоления таких проблем и адаптировать Классификатор с учетом специфики муниципальных образований.

Один из главных, существенных недостатков, связанный с определением видов разрешенного использования для жилой застройки, был выявлен при первом же применении Классификатора на практике. В результате использования установленных норм сложилась неоднозначная ситуация в части определения ВРИ для зоны малоэтажной жилой застройки, являющейся характерной, как правило, для большинства муниципальных образований страны.

Классификатор не предусматривал основной вид разрешенного использования, отражающий потребности и соответствующий в полной мере назначению зоны малоэтажной жилой застройки. В первоначальной редакции Классификатора был предложен вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилое строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», под которым фактически понималось индивидуальное жилое строительство, а именно «размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры», что автоматически исключало возможность его применения, как ВРИ, предусматривающего строительство многоквартирной жилой застройки малой этажности. Таким образом, Классификатором не был предусмотрен вид разрешенного использования, к которому однозначно и бесспорно можно было бы отнести 2-3 этажные многоквартирные жилые дома.

В поисках наиболее подходящего решения был рассмотрен вариант включения в градостроительный регламент зоны малоэтажной жилой застройки такого основного ВРИ, как «блокированная жилая застройка» с максимальным количеством блоков до 10, что, в свою очередь, делает данную застройку приближенной к многоквартирным жилым домам. Такой вариант применения видов разрешенного использования не совсем подходит для муниципальных образований, где планируется или существует застройка многоквартирными жилыми домами в 2-3 этажа с количеством квартир больше 10.

Осознавая некую проблематичность данного подхода, в поисках иных решений, был найден еще один вариант, заключающийся в установлении основного ВРИ «среднеэтажная жилая застройка» и ограничении его в параметрах — этажность до 3-х этажей. Однако необходимо отметить, что данное решение могло противоречить нормативам градостроительного проектирования, которые предусматривают для среднеэтажной жилой застройки количество этажей от 4 и выше. Так, к примеру, региональные нормативы градостроительного проектирования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, утвержденные Постановлением Правительства Ханты –Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 № 534 – п [5], предусматривают для среднеэтажной жилой застройки этажность от 4 до 8 этажей. Поэтому, стоит признать, что ни один подход в полной мере не устранял сложившуюся проблему и не являлся оптимальным решением.

Учитывая изложенное выше, наиболее целесообразным и результативным выходом являлось внесение изменений в Классификатор, которые позволяли бы однозначно определять вид разрешенного использования земельных участков и объектов, расположенных на них.

В продолжение вопроса жилого строительства, необходимо остановиться на еще одном пробеле, связанном с отсутствием возможности размещения жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Указанный ВРИ, несмотря на его актуальность и распространенность как в городских округах, так и в поселениях, не предусмотрен Классификатором. Данное обстоятельство влечет негативные последствия в виде недопустимости формирования земельного участка под такой вид разрешенного использования и, как следствие, размещения такого ВРИ.

Справедливости ради стоит отметить, что Классификатором не полностью упущен вопрос дачного строительства. Так, размещение дачных домов было предусмотрено ВРИ «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», однако, данный вид разрешенного использования применим лишь к землям населенного пункта, что не исправляет возникшую проблему.

Учитывая, что данный вопрос является крайне актуальным, а ВРИ востребованным для многих муниципальных образований, в целях устранения пробела также возникла необходимость внесения изменений в Классификатор, в части дополнения соответствующим видом разрешенного использования.

Кроме того, в некоторых случаях отрицательную реакцию у правоприменителей вызывало нелогичное и неуместное распределение ВРИ по группам. В частности, несовместимое сочетание было закреплено в ВРИ «коммунальное обслуживание», который включал в себя «Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, места сбора вещей для их вторичной переработки, а также здания или помещения, предназначенные для приема населения и организаций в связи с предоставлением им коммунальных услуг)».

Данный ВРИ содержал противоречивые для одной группы виды разрешенного использования. Поскольку такой ВРИ, как «коммунальное обслуживание» характерен для включения в качестве основного и вспомогательного видов разрешенного использования в градостроительный регламент многих территориальных зон, установление в нем некоторых ВРИ, просто недопустимо. К примеру, «коммунальное обслуживание» подлежит включению в качестве основного вида разрешенного использования в ряд общественно — деловых зон, что, в свою очередь, автоматически вызывает негативное отношение к возможности размещения в них «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировки бытового мусора», учитывая степень негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов, в то время как «газопроводы, линии связи, канализации и т.д.» не просто допустимы, а являются необходимыми ВРИ для нормального функционирования объектов расположенных в данных территориальных зонах. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающих заводы, полигоны по захоронению и сортировки бытового мусора, являются специальными объектами, требующими установления санитарно — защитных зон, и подлежат включению в соответствующую группу ВРИ «Специальная». Ранее эту проблему пытались решить путем установления такого ограничения в градостроительном регламенте, как запрет на размещение объектов, причиняющих вред окружающей среде и санитарному благополучию, что подразумевало под собой недопустимость размещения заводов и полигонов, требующих установления санитарно – защитных зон. Вместе с тем, указанное выше обстоятельство предопределяет потребность разграничения объектов, содержащихся в описании ВРИ «коммунальное обслуживание», и исключения «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора».

Содержание некоторых ВРИ вызывало в ходе работы вопросы, аргументированные ответы на которые не были найдены. Например, один из таких вопросов связан с описанием содержания ВРИ «автомобильный транспорт», закрепляющего «размещение автомобильных дорог вне границ населенного пункта», на что возникает вполне разумный вопрос: «а как же дороги в границах населенного пункта?». Полагаю, что доводов, обуславливающих правильность данной формулировки, нет, и это является недочетом, требующего корректировки Классификатора путем внесения изменений.

Также вопросы вызывали описания видов разрешенного использования «деловое управление» и «банковская деятельность», которые включают в себя тождественные объекты: «Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения органов управления производством,…, банковской, страховой деятельностью,…» и «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые». Каким критерием необходимо руководствоваться при выборе ВРИ для включения организации в сфере банковской деятельности, остается загадкой. В целях устранения путаницы при выборе вида разрешенного использования целесообразно исключить объекты банковской и страховой деятельности из ВРИ «деловое управление».

Кроме того, Классификатор содержит закрытый перечень видов разрешенного использования, что исключает возможность учета индивидуальных особенностей территории в градостроительном проектировании. Например, установлен закрытый перечень объектов, которые могут быть размещены на земельном участке с видом разрешенного использования «Развлечения». При этом виды развлекательных сооружений не ограничиваются дискотеками, танцевальными площадками, ночными клубами, аквапарками, боулингом, аттракционами, ипподромами, игровыми автоматами или игровыми площадками. Достаточно распространен на практике бильярд или пейнтбол, которые не включаются ни в одну из категорий. Закрытый перечень содержит и вид разрешенного использования «Спорт», в котором также учтены не все объекты, востребованные на практике, например, отсутствуют картодромы. Поэтому наиболее разумным выходом является установление формулировок расширительного толкования содержания ВРИ, включающих в себя множество различных объектов, которые невозможно перечислить в Классификаторе для недопущения перегруженности.

Учитывая изложенные выше недостатки и пробелы, а также важность применения Классификатора в практической деятельности и его влияние на земельно — имущественные отношения, назрела острая необходимость внесения изменений с учетом выявленных проблем.

Именно поэтому в конце 2015 года был принят приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» [6] (далее также – Приказ № 709).

Приказ № 709 направлен на уточнение формулировок отдельных видов разрешенного использования и дополнение Классификатора рядом новых ВРИ на основе правоприменительной практики. В частности, в Классификатор были внесены следующие изменения, устраняющие вышеперечисленные проблемы.

В новой редакции Классификатора малоэтажная жилая застройка разделена на индивидуальное жилищное строительство и малоэтажную многоквартирную жилую застройку. Введены новые виды разрешенного использования, среди которых – «ведение дачного хозяйства», предполагающее размещение жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Также уточнены описания ВРИ, в том числе, «Коммунальное обслуживание», «Деловое управление», «Автомобильный транспорт», «Специальная деятельность», «Спорт» и другие.

В Классификатор также внесен ряд иных изменений, устраняющих другие недостатки, выявленные при его применении. Данные изменения, безусловно, улучшают содержание Классификатора и повышают эффективность его использования в ходе практической деятельности.

Однако, несмотря на существенные корректировки Классификатора ВРИ, вопросы, требующие его дальнейшее совершенствование все же остались.

Так, по-прежнему сохранились закрытые перечни в описании видов разрешенного использования («Культурное развитие», «Спорт», «Развлечения» и др.), что не позволяет учитывать индивидуальные особенности территории при подготовке документов градостроительного зонирования. Не полностью устранено дублирование тождественных формулировок («научная и селекционная работа») в разных ВРИ. Кроме того, Классификатором охвачены не все виды объектов, подлежащие на практике включению в градостроительный регламент. К примеру, нет однозначного ответа, к какому виду разрешенного использования относить аптеки, пожарные депо и другие. Вместе с тем, в Классификаторе присутствуют ВРИ («Резервные леса»), целесообразность закрепления которых ставится под сомнение в силу регулирования их правового положения федеральным законодательством.

В заключение хотелось бы сказать, что принятие Классификатора, бесспорно, является важным достижением, играющим огромную роль в упорядочивании земельно-имущественных отношений посредством введения единого подхода при установлении видов разрешенного использования земельных участков, включая унификацию наименований таких видов, их описания и содержания, а его влияние на эффективное установление видов разрешенного является положительным и значимым.

 

 Библиографический перечень: 

  1. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» //СПС КонсультантПлюс.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» //СПС КонсультантПлюс.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации//СПС КонсультантПлюс.
  4. Интервью с М.В. Бочаровым о классификаторе видов разрешенного использования земельных участков //Управление развитием территории. 2014. № 3. С. 16-20.
  5. Постановление Правительства ХМАО — Югры от 29.12.2014 № 534-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  6. Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» //СПС КонсультантПлюс.

itpgrad.ru

Виды разрешенного использования земельных участков (классификатор)

Важно! Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Виды разрешенного использования земельных участков

 

Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

 

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  1. Основные виды разрешенного использования.
  2. Условно разрешенные виды использования.
  3. Вспомогательные виды разрешенного использования.

I. Основные виды разрешенного использования земельных участков:

  • для индивидуального жилищного строительства (для ИЖС)
  • для ведения личного подсобного хозяйства (для ЛПХ)
  • для дачного строительства
  • для ведения дачного хозяйства
  • для сельскохозяйственного производства
  • для организации фермерского хозяйства
  • для организации крестьянско-фермерского хозяйства
  • для ведения сельского хозяйства
  • под малоэтажное жилищное строительство
  • для сельскохозяйственного использования
  • для жилищного строительства
  • жилая, коммерческая застройка
  • иное разрешенное использование

II. Условно разрешенные виды использования земельных участков

 

Перечень условно разрешенных видов использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки. 

 

Отличие условно разрешенного вида использования земельного участка и объектов капитального строительства от их основного вида разрешенного использования заключается в том, что если для выбора одного из основных видов разрешенного использования участка его правообладателю, как правило, не требуется получения каких-либо согласований и разрешений от соответствующих органов, то для выбора одного из видов условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства они требуются.

 

III. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков

 

Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка допустимы только как дополнительные к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

 

Примерами вспомогательных видов функционального использования территории могут быть встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи или открытые стоянки для временного хранения автотранспорта.

 

Правовой режим земельного участка

Первичное установление категории земельного фонда

Целевое назначение земельных участков

Изменение целевого назначения земельного участка

Разрешенное использование земельных участков 

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

pravoross.jimdo.com

Виды разрешённого использования земельных участков классификатор ври

Новый классификатор видов разрешённого использования земельных участков был принят актом Минэкономразвития РФ 1 сентября 2014 и был одобрен Министерством юстиции 8 сентября 2014 года. День, в который он должен начать действовать, составляет 90 суток после одобрения акта. Таким образом, классификатор ВРИ (видов разрешённого использования) земли начал действовать с 8 декабря 2014 г.

Государство планировало сделать новый классификатор земельных участков задолго до его официального издания. Ещё в 2010 г. в Земельный кодекс были включены поправки, которые установили обязанность создать такой классификатор ВРИ и закрепили ответственность по этой работе на Минэкономразвития.

Что содержит в себе классификатор ВРИ земельных участков

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

В новый классификатор о ВРИ земельного участка включаются следующие данные о земле:

  • Наименование типа надела земли, который разрешено использовать.
  • Описание ВРИ земельного участка.
  • Код или номер, выраженный в цифрах, которым обозначается ВРИ.

На любом земельном участке независимо от применения и возможного использования закон позволяет:

  1. строить и эксплуатировать объекты линейного типа, кроме любых типов дорог, которые относятся к общедоступным дорогам;
  2. размещать леса, нужные для защиты от вредных для людей погодных условий и техногенных факторов;
  3. размещать знаки, используемые геодезистами во время измерения территории земельного участка, и иные информационные знаки, если только закон не устанавливает в отношении этого участка земли иное.

Этот нормативный акт разделяет всю землю в России по 12 видам использования, особенности которых будут рассмотрены ниже.

Сельскохозяйственное использование


В данный блок классификатора входят земли, имеющие коды использования 1.1 –1.18, на которых закон разрешает осуществлять сельскохозяйственную деятельность, а также строить на таких землях сооружения и иные здания, используемые преимущественно для переработки и хранения аграрной продукции.

Коды растениеводства

Если участок в официальном документе имеет кодовый номер 1.1, то он по требованиям права должен применяться для выращивания растений и занятий растениеводством. Кроме того, если по документам земле присвоен такой номер, то на ней разрешается осуществлять деятельность, предусмотренную номерами от 1.2. до 1.6.

  • 1.2 — нормы закона позволяют использовать эти угодья под зерновые, эфиромасличные, бобовые, технические и кормовые растения и культуры.
  • 1.3 — на этих землях разрешается заниматься овощеводством как открытым способом, так и с применением теплиц.
  • 1.4 — таким номером обозначаются земли, предназначенные для выращивания чая и иных тонизирующих растений, а также цветов и других растений, которые используются в качестве лекарств.
  • 1.5 — здесь разрешается заниматься садоводством, а именно: высаживать виноград и прочие плодовые растения, живущие много лет.
  • 1.6 — разрешается выращивать коноплю и лён.

Коды животноводства и связанных с ним отраслей

  • 1.7 — животноводческие земли, на которых разрешается осуществлять деятельность, связанную с разведением животных, необходимых для племенных целей, покосом сена, использованием племенного материала, выпасом животных, а также строить здания, которые предназначены для того, чтобы содержать и разводить в них животных сельскохозяйственного назначения. Кроме того, правовые нормы позволяют на подобных земельных наделах строить здания, в которых будет осуществляться переработка или хранение продукции, которая получилась после такой переработки.
  • 1.8 — скотоводческие цели. Закон разрешает разводить на этих наделах земли таких животных, как лошади, козы, олени, верблюды, КРС и пасти этих животных. Кроме того, обычно на них производят корма и осуществляют покос сена для животных, а также строят постройки, в которых их содержат.
  • 1.9 — под таким кодом в официальных документах обозначаются земельные угодья, применяемые для разведения пушных животных в условиях неволи; на них позволяется строить сооружения и здания, предназначенные для достижения подобных целей, а также строить сооружения, необходимые для хранения вещей, полученных после переработки пуха или меха и разведения зверей в селекционных целях.
  • 1.10 — земли, предназначенные для птицеводства или, иными словами, для деятельности, имеющей своей целью разведение птиц как домашних, так и диких, включая плавающих по воде.
  • 1.11 — под этим номером законодатель закрепил участки, предназначенные для свиноводства, в том числе, для строительства зданий, где будут содержаться свиньи, а также перерабатываться и храниться продукция, получаемая из свиней.
  • 1.12 — земли, отданные под пчёл или выращивание других, полезных для человека, насекомых, включая стройку ульев и других требующихся объектов для содержания пчёл, хранения и переработки мёда, прополиса и иных пчеловодческих продуктов.
  • 1.13 — рыба и аквакультуры, в том числе, стройка объектов, необходимых рыбоводам для полноценного занятия разведением рыбы и прочей аквакультуры.

Иные коды земель, которые используются при производстве пищи

  • 1.14 — земли, отданные науке для исследований в области производства пищи, а именно: селекционной работы; размещения генетических запасов растений; получения ценных пород биологических организмов.
  • 1.15 — склады, а также амбары, в которых хранится произведённая еда.
  • 1.16 — под этим номером законодатель закрепил земельные наделы, предназначенные для ЛПХ без права постройки там недвижимых объектов.
  • 1.17 — питомники. Необходимы, чтобы осуществить вырост интересующих человека деревьев или иных растений.
  • 1.18 — классификатор ВРИ земельных участков закрепляет этот кодовый номер за землями, на которых находятся объекты, предназначенные для технического обеспечения полноценного процесса производства пищи, например, башни, созданные для поддержания требующегося водяного напора, трансформаторные будки, амбары, хранилища для сельхозтехники, ремонтные станции.

Застройка жилья и относящиеся к нему объекты

  • 2.0 — на этих наделах земли находится жильё, функция которого заключается в обеспечении возможности проживания там людей. К исключениям относится следующее:
    1. помещения, необходимые для бизнеса.
    2. помещения, построенные для одновременного лечения, а также проживания в них.
    3. помещения, цель которых — обеспечить постоянное производство без перерывов, например, помещения, необходимые для жилья вахтовым рабочим.
    4. помещения, обеспечивающие функционирование государственных учреждений с режимным типом работы, например, помещения для караулов, следственные изоляторы, казармы и т. д.
  • 2.1 — на таких наделах земли размещается застройка, которая по генеральному плану не должна разделяться на квартиры и не превышает 3 этажей. На них также можно построить гараж для личного транспорта и выращивать любые разрешённые сельхозкультуры.
  • 2.2 — земля на ЛПХ.
  • 2.3 — земли, на которых строится застройка блокированного типа, т. е. личные дома высотой до трёх этажей, имеющие, как минимум, одну совмещённую стену друг с другом.
  • 2.4 — жилье, которое возможно передвигать. Под ним понимают объекты, не имеющие постоянной связи с землёй в виде фундамента, например, палатки, жилые вагончики. Их можно подключать к инженерным коммуникациям.
  • 2.5 — застройка с высотой, не превышающей восемь этажей, которая разделена на квартиры, с прилегающей территорией, где может быть паркинг, площадка для детей или места отдыха.
  • 2.6 — застройка, которую делают на девять этажей или ещё выше. Это жильё разделено на квартиры, с прилегающей территорией к этому объекту.
  • 2.7 — земли для стройки объектов, удовлетворяющих потребности людей повседневного характера в области жилой застройки, которые не наносят ущерб благополучию жилой территории и не требуют отчуждения части земли под санитарные зоны.

Объекты, необходимые для общественных целей

  • 3.0 — постройки, прочно связанные с наделом земли, с помощью которых осуществляется удовлетворение самых разнообразных и многочисленных нужд и потребностей людей.
  • 3.1 — постройки, обеспечивающие первичное функционирование людей. На этих землях строят здания, необходимые в целях обеспечения людей газом, телефонной связью, электричеством, канализацией.
  • 3.2 — обслуживание социальных нужд. Таким номером в документах отмечают землю, на которой размещают объекты, обеспечивающие возможность предоставления нуждающимся помощи от социума.
  • 3.3 — обозначение типа участка, необходимого для удовлетворения требований бытового содержания. Сюда относятся бани, похоронные бюро и химчистки.
  • 3.4 — охрана здоровья. На этих участках находятся объекты, назначение которых заключается в содействии врачам при оказании ими медицинских услуг.
  • 3.5 — образовательные услуги. На таких землях размещают сооружения и здания, построенные для просвещения как детей, так и взрослых.
  • 3.6 — культурно-развивающие объекты. Это, в частности, музеи, океанариумы.
  • 3.7 — учреждения религиозного характера, в которых люди удовлетворяют свои духовные потребности.
  • 3.8 — управление обществом. На этих землях строят объекты, в которых размещают государственные органы власти и организации, занимающиеся обеспечением и поддержанием осуществляемой ими деятельности.
  • 3.9 — земли, используемые в качестве фундамента для науки. Это выражается в постройке на них конструкций, нужных для научных исследований.
  • 3.10 — услуги для животных, которые живут с людьми дома, а не используются в промышленных целях. Предназначение данных участков земли в том, чтобы на них находились целевые объекты, созданные для лечения и заботы о животных, не относящихся к сельхоз видам.

Размещение объектов предпринимательской деятельности

  • 4.0 — на этих землях размещаются сооружения и здания, которые используются людьми с целью получить выгоду от деятельности, основанной на принципах предпринимательства, например, торговой, страховой, банковской или иной деятельности.
  • 4.1 — деловое управление. Предназначены для возведения бирж или зданий, где находятся управляющие органы корпораций и иных предпринимательских организаций.
  • 4.2 — торговые центры с площадью свыше пяти тысяч квадратных метров, предназначенные для продажи различных услуг или товаров.
  • 4.3 — рынки, где индивидуальное торговое место не может превышать двухсот квадратных метров, которые могут работать как на временной, так и на постоянной основе.
  • 4.4 — магазины, имеющие площадь до пяти тысяч квадратных метров, которые построены для продажи различных товаров.
  • 4.5 — страховая или банковская деятельность.
  • 4.6 — общественное питание.
  • 4.7 — гостиничное обслуживание.
  • 4.8 — развлечения. В эту категорию входят здания, построенные для размещения: ночных клубов, ипподромов, боулинга, дискотек, игровых площадок.
  • 4.9 — обслуживание транспорта. На данных землях размещаются гаражи, автомастерские, мойки, придорожный сервис и заправочные станции.

Отдых и рекреация

  • 5.0 — обустроенные земельные участки для отдыха, пикников, занятий спортом, рыбалки или охоты, а также иной деятельности, которая подразумевает под собой отдых.
  • 5.1 — спорт. На этих земельных участках размещаются площадки, на которых можно заниматься спортивной деятельностью, спортклубы, автодромы, скалодромы, а также водные объекты, используемые для занятий спортом.
  • 5.2 — природно-познавательный туризм.
  • 5.3 — охота и рыбалка.
  • 5.4 — причалы, предназначенные для размещения маломерных судов.
  • 5.5 — поля и земли, на которых совершаются конные прогулки или играют в гольф.

Коды для производственной деятельности

  • 6.0 — предназначен для размещения объектов, имеющих своей целью изготовление вещей или предметов промышленным способом, разработку недр.
  • 6.1. – недропользование.
  • 6.2 — тяжёлая промышленность.
  • 6.3 — лёгкая промышленность.
  • 6.4 — пищевая промышленность.
  • 6.5 — нефтехимическая промышленность.
  • 6.6 — строительная промышленность.
  • 6.7 — энергетика.
  • 6.8 — связь.
  • 6.9 — склады и сооружения, созданные с целью хранения вещей.
  • 6.10 — объекты, созданные с целью обеспечить космическую деятельность.

Транспорт

  • 7.0 — на таких землях располагаются пути сообщения и сооружения, обеспечивающие бесперебойную перевозку и перемещение в пространстве людей и грузов, в том числе, передачу химических веществ, например, нефти через трубопровод.
  • 7.1 — железнодорожный транспорт, включая метрополитен, монорельсовые и канатные дороги.
  • 7.2 — автомобильный транспорт.
  • 7.3 — водный транспорт, включая постройку водных каналов.
  • 7.4 — воздушный транспорт.
  • 7.5 — трубопроводный транспорт, в том числе, сооружение объектов, обеспечивающих правильную эксплуатацию трубопроводов.

Обеспечение безопасности государства и его обороны

  • 8.0 — таким кодом отображаются на официальных документах земли, на которых размещаются сооружения, построенные с целью поддержать армию и иные вооружённые формирования государства в боеспособном состоянии.
  • 8.1 — объекты, обеспечивающие вооружённые силы, а именно: заводы по производству вооружений, испытательные полигоны, ремонтные базы, места уничтожения взрывчатки и захоронения отходов, склады военной техники.
  • 8.2 — охрана границы РФ, в целях обеспечения которой устанавливаются пограничные знаки, заграждения и прочие инженерные коммуникации, строятся пункты пропуска и оборудуются контрольные полосы на землях, выделенных под реализацию этих задач.
  • 8.3 — обеспечение внутреннего правопорядка, а именно: размещение зданий, поддерживающих функционирование служб спасения и полиции.
  • 8.4 — обеспечение функционирования государственных органов, ответственных за исполнение наказаний.

Деятельность, связанная с охраной природы и её изучением

  • 9.0 — земли, на которых изучается и сохраняется живая природа в неизменном виде, получающие статус природных территорий, находящихся под особой охраной. На этих земельных участках не допускается любая хозяйственная деятельность, за исключением изучения либо охраны природы.
  • 9.1 — охрана природных территорий, например, создание государственных заповедников или дендрариев с целью сохранить естественную среду на этих землях, ограничив деятельность человека на них.
  • 9.2 — курортная деятельность.
  • 9.3 — историческая деятельность, связанная с изучением и поддержанием сохранности и целостности объектов, входящих в культурное наследие, например, археологических артефактов, исторических зданий, древних захоронений.

Коды, обозначающие манипуляции человека с лесными ресурсами

  • 10.0 — деятельность на наделах земли, связанная с использованием древесины, а именно: её заготовкой, вывозом и обработкой. Кроме того, в этот блок включают деятельность, направленную на сохранение баланса лесных ресурсов и охрану лесного наследства.
  • 10.1 — порубка естественных лесных ресурсов. Порубка лесных ресурсов, которые выросли без вмешательства человека в условиях природы.
  • 10.2 — плантации лесных ресурсов. Такая деятельность состоит из посадки насаждений деревьев, их выращивания и последующей рубки для хозяйственных нужд людей.
  • 10.3 — порубка леса. Сбор или порубка ресурсов недревесного характера, например, живицы, дикорастущих растений или грибов.
  • 10.4 — резервные лесные ресурсы. Деятельность, имеющая своей целью охрану и защиту этих ресурсов.

Объекты, состоящие из природной воды

  • 11.0 — данный блок номеров классификатора ВРИ земельных участков состоит из манипуляций человека с землями, на которых расположены ледники, территориальные моря, реки, а также иные объекты, состоящие из воды.
  • 11.1 — применение водных объектов в общих целях, например, купания, мойки технических средств, личного водоснабжения, прогулок на катерах.
  • 11.2 — применение водных объектов в иных целях, например, для сброса нечистот, проведения бурения или дноуглубительных работ, а также водозабора на общественные нужды.
  • 11.3 — постройки, созданные человеком на водных объектах в целях надёжной и безопасной работы на них.

Коды других типов деятельности

  • 12.0 — земля для общественного использования, например, автодороги и тротуары в городах и любых иных населённых пунктах, которые могут посещаться любым желающим бесплатно.
  • 12.1 — похоронно-ритуальная деятельность. В качестве примера можно привести наделы земли, выделяемые под кладбища.
  • 12.2 — участки земли для особых работ и назначения. Сюда относятся свалки, а именно: бытовые и промышленного характера, а также скотомогильники.
  • 12.3 — запасные участки, где нет какой-либо деятельности людей.

domovik.guru

Классификатор разрешенного использования земельных участков. Вид разрешенного использования земельного участка :: BusinessMan.ru

Вид разрешенного использования участка земли принадлежит к перечню его характеристик как объекта недвижимости. Правовыми источниками этого понятия одновременно являются земельное и градостроительное законодательство.

Какое использование земли является разрешенным

Понятие «разрешенное использование земель» означает, что в процессе эксплуатации учитывается как целевое назначение земель, так и дополнительные требования, источниками которых могут быть законодательные акты федеральных властей и субъектов РФ, а также акты местных органов.

Следовательно, это юридическое понятие включает в себя как правомочие в виде разрешения использовать участок, так и обязанности, включая обязанность использовать землю по ее целевому назначению и в соответствии с ограничениями, которые установлены правовым режимом участка земли.

Правовые источники понятия «вид разрешенного использования участка»

Внутри установленных согласно ЗК РФ земельных категорий возможно множество разрешенных способов использования земель по их целевым назначениям. В принципе, было бы логично использовать для различных методов такого использования участка без изменения его целевого назначения (категории по ЗК РФ) термин «вид целевого назначения участка земли», как это сделано в земельном законодательстве той же Украины. Почему же в России появился новый термин «разрешенное использование»?.

Дело в том, что в РФ имеется два основных правоустанавливающих документа, регулирующих земельные отношения: ЗК РФ и ГрК РФ. Так вот, если отталкиваться от положений только ЗК РФ, то вполне логично выстраивается такая иерархическая цепочка понятий: «целевое назначение земель» — «категории земель» — «виды целевого назначения земель (или их подкатегории)». Именно таким путем пошли создатели законодательства о земле в Украине.

В РФ исходным правовым источником появления рассматриваемого понятия является ГрК РФ, широко применяется разрешенное использование земли населенных пунктов при зонировании их территорий (выделении специализированных зон, вроде спальных районов, промзон, зон отдыха и т.д.). Именно этот принцип градостроительства послужил основанием для первоначального внесения еще в 1998 году в ГрК РФ термина «разрешенное использование земельных участков», перечень которых содержится в градостроительных регламентах, входящих в качестве отдельных разделов в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемые властями каждого населенного пункта. Отсюда данный термин, как и термин «зонирование территорий», перекочевал в ЗК РФ и во все последующие нормативные документы.

Как классифицирует ВРИ земельных участков ГрК РФ

Итак, в ПЗЗ конкретного населенного пункта входит в виде одного из разделов карта его территориальных зон, а также градостроительный регламент, содержащий кроме всего прочего и перечень ВРИ земельных участков для каждой такой зоны. К услугам правообладателей участков для каждой зоны приводится прежде всего перечень основных ВРИ, которые они могут выбирать самостоятельно безо всяких разрешений и согласований.

Кроме того, для конкретной зоны может быть предусмотрен перечень условно-разрешенных ВРИ, которые также выбираются правообладателями самостоятельно, но им нужно будет получить разрешение местных властей после проведения публичных слушаний по этому вопросу для учета мнения населения. Если для данной зоны предусмотрен перечень вспомогательных ВРИ, то он может быть присоединен правообладателем участка к любому из первых двух ВРИ, но не может использоваться сам по себе.

Как выбирались ВРИ земельных участков до 2015 года

Предположим, что из нескольких земельных участков неким их собственником формировался в территориальной городской зоне для жилой застройки (зона ЖЗ) новый участок для строительства 9-этажного жилого дома. Для выбора ВРИ нового участка собственник должен был обратиться к ПЗЗ своего города (или к ПЗЗ конкретной территориальной городской зоны для Москвы и Санкт-Петербурга), найти там раздел градостроительного регламента, в нем перечень ВРИ для зоны ЖЗ и выбрать соответствующий его цели основной вид разрешенного использования или условно-разрешенный.

При принятии градостроительных регламентов законодательные городские власти самостоятельно придумывали наименования ВРИ, в связи с чем в стране возникло большое их разнообразие. Это существенно затрудняло ведение кадастрового учета земельных участков. Именно поэтому в конце прошлого года был введен в действие классификатор разрешенного использования земельных участков.

Особенности российского классификатора ВРИ

Любой классификатор упрощает восприятие и понимание какого-либо процесса. Так и классификатор ВРИ упорядочивает всевозможные виды использования земельных участков и условно выделяет из них наиболее значимые для избранных общественных отношений. Например классификатор ВРИ г. Нью-Йорка содержит их более тысячи. Разрешенное использование земельных участков классификатор России делит на сотни видов (в т.ч. укрупненные).

Классификатор не использует то разделение ВРИ, которое приведено в ГрК РФ. Для него все ВРИ равнозначны, т.е. отнесение их к основным или условно-разрешенным остается за разработчиками местных ПЗЗ, что, конечно же, совершенно правильно.

Все ВРИ из классификатора предполагают возможность размещения на участке линейных объектов: водопровода, газопровода, ЛЭП, но не авто- или железной дороги. До этого при описании ВРИ приходилось переусложнять их перечнем возможных коммуникаций, а любое изменение этих коммуникаций требовало изменения и кадастрового паспорта участка.

В каждой из своих 12-ти условных групп классификатор содержит так называемые укрупненные ВРИ, которые содержат несколько различных видов использования. Это будет нужно для тех участков, по которым еще нет ясности в направлениях их дальнейшего использования.

Какие последствия повлечет введение классификатора ВРИ

Когда разрешенное использование земельных участков классификатор упорядочит, это существенно изменит правовое регулирование хоздеятельности на земельных участках.

С 24.12.2014 классификатор уже определяет ВРИ земельных участков, устанавливаемые после указанной даты. С 25.12.2014 в госкадастр недвижимости уже не включаются виды, не предусмотренные классификатором.

Местные же власти обязаны до 01.01.2020 откорректировать свои ПЗЗ, указав в их градостроительных регламентах те ВРИ, которые предусмотрены классификатором.

Как быть с участками, ВРИ по которым уже установлен без классификатора

Уже установленный вид участка после введения в действие классификатора замене не подлежит, поскольку российские законодатели предусмотрительно ввели такое правило в изменениях в ЗК РФ (частью 11 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ). И это абсолютно справедливо, так как защищаются права собственников таких земельных участков, если они предполагают продолжать на них деятельность согласно ВРИ, установленному до введения классификатора.

Кроме того, правообладатель участка может подать заявление об установлении соответствия имеющегося ВРИ участка классификатору в уполномоченные органы госвласти, которые обязаны в срок не более месяца установить такое соответствие.

Выбираем вид по классификатору

Если вернуться в вышеописанной процедуре выбора ВРИ земельного участка под 9-этажный жилой дом, то собственник участка должен по классификатору выбрать вид разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», код 2.6.

Рассматривая ВРИ из группы 2 (жилые помещения), можно убедиться, что их наименование и описание выполнены с целью предотвращения злоупотреблений застройщиков и более четкого соблюдения требований к застройке конкретных территориальных зон. Так, например, если в данной зоне установлено ограничение по высоте жилых домов, то вместо типового ВРИ «для размещения многоквартирного дома», широко используемого во многих существующих ПЗЗ, по классификатору можно установить «малоэтажную жилую застройку» (до 3-х надземных этажей), «среднеэтажную жилую застройку» (до 8 надземных этажей) или «многоэтажную жилую застройку» (от 9-ти надземных этажей). Такие ВРИ не позволят застройщикам слишком вольно интерпретировать их содержание, что довольно часто встречается в настоящее время.

Зачем нужно изменять ВРИ

Нередки ситуации, когда возникает необходимость использования участка не по установленному ВРИ. Например, у собственника участка с установленным видом «земля для садоводства» возникло намерение выстроить на нем капитальный частный дом для собственного проживания. Или, наоборот, собственник участка под ИЖС вознамерился использовать его для ведения бизнеса, хочет построить на нем магазин или автомастерскую.

Как же выполнить изменение разрешенного использования земельного участка?

Этого можно добиться только одним способом – изменением его ВРИ. Но сделать это можно двумя путями: с заменой категории земель участка по ЗК РФ на другую (если этого требует новый ВРИ) или без такой замены.

Изменение ВРИ с заменой категории участка на другую

Такой способ изменения ВРИ подходит для больших участков земли, предназначенных, например, под пригородный коттеджный поселок или под новый жилой микрорайон, когда нужно перевести землю из категории сельхозземель в землю населенного пункта.

Изменение вида разрешенного использования по этому способу позволяет установить для участка любой применяемый в практике ВРИ.

Порядок замены категории четко прописан в ЗК РФ, а также в ФЗ № 172 от 21.12. 04 г.

Сначала готовится следующий пакет документов:

  • ходатайство с указанием причины замены категории, имеющейся и требуемой категории, кадастрового номера участка;
  • личные документы заявителя;
  • выписку из госкадастра;
  • выписку из ЕГРП;
  • нотариально заверенное согласие собственника, если заявление от землепользователя.

Документы подаются в уполномоченный орган госвласти (Правительство РФ, Правительство субъекта РФ, местные власти) в зависимости от собственности на землю, который в срок до 30 дней его рассматривает.

При положительном решении органом госвласти выдается акт о переводе участка в другую категорию. Затем орган госвласти в 10-дневный срок направляет копию своего решения в Росреестр для внесения им изменений в госкадастр и ЕГРП в срок до 7 дней.

Изменение ВРИ внутри одной категории по ЗК РФ

Этот способ основан на ст. 37, 38 ГрК РФ и ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие ГрК РФ».

Сначала правообладатель участка обращается в местное Управление по архитектуре и градостроительству за ПЗЗ данного населенного пункта. Во включенном в ПЗЗ градостроительном регламенте должны быть прописаны все основные условно-разрешенные и вспомогательные ВРИ по каждой территориальной зоне.

Выбрав по перечню видов своей зоны нужный вид использования, следует обратиться к местным властям с заявлением об установлении для участка нового ВРИ. Здесь нужно помнить, что проще всего устанавливать его из числа основных, для которых не требуется дополнительных разрешений.

Получив соответствующее решение власти, можно обращаться в Росреестр с заявлением об учете изменений ВРИ участка.

businessman.ru

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков в 2019 году

При оформлении земельного участка в собственность, нужно учитывать, для чего его можно применять, то есть определить возможную деятельность в его пределах.

Чтобы выяснить это, можно применять классификатор видов использования земель, который позволяет регулировать отношения в этой сфере и обеспечить защиту некоторых типов участков.

Каждый владелец земли может понять, какие процедуры допустимо производить на собственных владениях, воспользовавшись именно классификатором использования, разделенным как на категории, так и на виды разрешенной деятельности.

Что нужно знать

В законодательстве Российской Федерации, которым регулируются правовые особенности земельных участков, оговаривается, что каждый из них должен принадлежать к категории.

Предназначение земли нужно прописать заранее, чтобы статус участка был известен, а другие земли, которые нельзя применять в некоторых сферах, остались защищенными законом.

Несмотря на наличие категорий, это не тождественное с видом использования понятие, поскольку всего категорий есть 7, при этом каждая из них включает в себя некоторый объем узких видов использования.

Чтобы структуризировать все особенности использования земель, был разработан классификатор видов использования участков, а утвержден он был по приказу Минэкономразвития РФ под номером 540.

Каждому участку присваивается собственный код, отображающий, для чего предназначена земля, и каким образом владелец может ей распорядиться, чтобы тем самым не нарушить законов.

Каково его назначение

С помощью классификатора разрешенного использования участков можно будет определить, какими способами можно вести разную деятельность на земельном участке.

Всего в таблице есть три характеристики каждого вида:

Название
ОписаниеРаскрывающее особенности использования и нюансы распоряжения землей
Числовой кодИспользуемый в документах

Сам документ современного вида был введен в работу в 2014 году, но для реального применения на участках госслужбы были готовы только в 2015 году, поскольку информация менялась.

Поскольку есть и классификаторы, существовавшие ранее, то они действуют и на данный момент, но только если границы земли или ее назначение не менялись.

При изменении параметров используется действующий на момент внесения информации нормативный акт.

В 2016 году свод информации касательно видов использования обновлялся в последний раз, и в 2019 году работает все тот же нормативный акт.

В целом он нужен только для того, чтобы соединить в себе информацию о назначении земель, свести их в более понятный код вместо прописывания полного наименования, а также упорядочить всю информацию об участках.

Общая структура таблицы ВРИ с расшифровкой

На данный момент в перечне классификатора находятся 12 пунктов разрешенного использования, каждый из них работает в разных условиях, поэтому важно разобраться, что именно понимается под цифрами.

Прежде всего, есть коды и группы, объединяющие целые системы земельных участков, и специалисты должны обязательно знать, для чего указывается конкретный номер и что он обозначает в официальной документации.

Группа (диапазон кодов)Характеристика
1 (1.1-1.18)Земли для ведения сельского хозяйства, которые подразумевают не только наличие огородов, но и хозяйственных построек. На таких участках вполне можно развивать дачное хозяйство
2 (2.1-2.7)Жилые помещения, к которым относятся самые разные здания, используемые для проживания человека, но есть и разные исключения. К примеру, на этих землях не может размещаться здание для создания временного жилья, гостиниц и отелей. Еще на этих участках нельзя размещать больницы и санатории, а также вахтовые постройки и режимные объекты
3 (3.1-3.10)Капитальные объекты, которые используются для удовлетворения социальных, духовных и бытовых нужд человека, то есть точки общественного питания, прачечные и т.д.
4 (4.1-4.9)Строительные объекты, с помощью которых получается прибыль в предпринимательской деятельности
5 (5.1-5.5)Зоны, в которых были созданы условия для занятия спортом или физкультурой, а также для досуга на открытом воздухе, это может быть охота и рыбалка, территория для пикников
6 (6.1-6.9)Территория для добычи недр, которые планируется переработать для создания промышленных продуктов
7 (7.1-7.5)Объекты транспортной инфраструктуры, которые нужны для перевозки грузов или людей
8Участки, на которых размещаются капитальные постройки учреждения исполнения наказаний, вооруженных сил, оборонной сферы и прочих служб охраны правопорядка
9Земля, имеющая историческое значение, а также используемая для курортной деятельности, природоохранения и изучения экологии, а также содержащая постройки для охраны окружающей среды
10Объекты, которые предназначены для лесозаготовок, получения ресурсов и выращивания лесных резервов
11Земли водяного фонда, это водные объекты, гидротехнические постройки
12Территории для особой деятельности, к примеру запасные земельные фонды, места общего пользования, а также ритуальная и специальная земли

Действующие виды деятельности по нему утверждаются федеральными органами, но есть нюанс, связанный с территориями, которые были установлены ранее, по прошлому классификатору.

Если его границы не изменялись и право собственности также осталось прежним, то участок останется действительным, невзирая на законодательные изменения, но только до момента, пока не нужно будет произвести правовые действия касательно земли.

Как разрешается использовать землю

В зависимости от назначения участка, на нем могут вести деятельность различные субъекты, которые соответствуют определенной категории.

В 2019 году каждая из категорий обладает подпунктами, к примеру, сельскохозяйственная деятельность может в свою очередь разделяться на скотоводство, садоводство и звероводство, а также прочие сходные структуры. Но не всегда одна категория объединяет похожие виды деятельности.

Это можно заметить на примере последнего пункта современного классификатора “Общее пользование”, который в себе объединяет:

Земли ритуального назначенияСюда относятся крематории, кладбища и здания культов
Специальную деятельностьМеста для захоронения отходов и их утилизации, как бытовых, так и радиоактивного мусора
ЗапасУчастки без ведения деятельности, но которые законсервированы на случай потребности

Чтобы вид деятельности, предписанный для участка и те занятия, которые по факту там происходят, совпадали, необходимо осуществлять контроль за этим.

Нарушение может повлечь за собой разные последствия, из которых наиболее серьезным будет наказание административного характера, к примеру штраф.

Гражданско-правовые последствия тоже могут быть, поскольку расторжение договора аренды за несоблюдение нормативов касательно назначения земли или прочие такие действия тоже могут применяться.

Чтобы не допустить нарушений, необходимо прослеживать все изменения в классификаторе, ведь если сейчас использовать участок, соответствующий нормам, действовавшим ранее — вполне законно, то в дальнейшем это может стать проступком.

Если земля применяется для деятельности, но для этого нет оснований, то данная ситуация может стать незаконной, и поэтому последует наказание для виновной стороны.

Видео: по данной теме

Можно ли изменить вид участка

Участок не может постоянно использоваться по одному профилю, поскольку у владельца возникают разные потребности и назначение земли потребуется сменить.

Этот нюанс решается в несколько этапов, для начала необходимо узнать, какой тип может быть назначен участку, но обычно это все те, которые есть в классификаторе.

Получить такую информацию можно в Росреестре, МФЦ или архитектурном отделе местных властей.

Чтобы изменить вид разрешенного использования, желательно выбирать не разнополярную с текущей деятельность, а запрос на это отправляется в Кадастровую палату или ответственный отдел местной администрации.

Для изменения типа потребуются:

  • копия удостоверения личности;
  • копия документа, который подтверждает полномочия человека, это понадобится, если заявку подает представитель;
  • согласие от собственника на изменение ВРИ;
  • документ о праве собственности.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2019 года используется для систематизации и оформления земель по принципу их пригодности к использованию.

Всего есть 12 групп, которые отличаются по применению земли, но при желании, изначально имеющийся тип деятельности можно сменить, для этого нужно обращаться к государственным специалистам.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

realtyaudit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *