Когда пишется объяснительная записка – пример, форма акта об отказе (2019 год)

Содержание

В каких случаях пишется объяснительная записка

Как написать объяснительную записку

используется как инструмент разрешения споров и конфликтов, связанных с опозданиями, нарушениями трудового распорядка и дисциплины. Как правильно составить, расскажем в данной статье. что такое объяснительная записка; какие могут быть причины требования; каков срок написания; к чему может привести отказ писать объяснительную; как правильно писать записку.

В каких случаях пишется объяснительная записка на работе?

необходима работодателю для законного применения дисциплинарного взыскания.

Это регулируется ст. 193 Трудового кодекса РФ. Согласно ей работник обязан написать объяснение в течение 2 трудовых дней с того момента, когда работодатель предложил предоставить его.

Для фиксации даты, когда работодатель предложил работнику составить, желательно составить письменное уведомление.

Как и в каком формате писать объяснительную записку

  • Оправдательный документ, когда событие произошло по вине сотрудника.
  • Разъяснительный документ, в случае происшествия по независящим от человека причинам, участником или свидетелем которого он является.

Сроки, отведенные на предоставление объяснительной, установлены Трудовым Кодексом РФ и составляют два рабочих дня с момента требования. Поэтому если сотрудник расстроен или плохо себя чувствует, а возможно ему надо собраться с мыслями или проконсультироваться со специалистами, вовсе необязательно молниеносно выполнять требование руководства.

Как писать объяснительную на работу — правила написания

Объяснительная записка — это документ.

Он не имеет движения за пределами работы организации и доступен только для внутреннего обращения.

В нем указывается, по какой причине виновник совершил тот или иной поступок.

Что послужило следствием другого отрицательного явления. Объяснительная может быть как самостоятельным документом, так и дополнением к основному. В последнем случае в нем указываются пояснения к основному.

Цель составления записки: прояснение сложившейся ситуации главным лицом.

Объяснительная записка: как написать и зачем она нужна (образец)

И для сотрудника объяснительная — это лучший выход в таком случае, ведь в некоторых организациях опоздания могут грозить штрафом или даже увольнением. Необходимо только знать, как составить записку правильно. Объяснительная записка — это документ, объясняющий причину дисциплинарного нарушения.

Согласно статьи 193 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику возможность написать объяснительную записку.

Как пишется объяснительная записка

В сложных случаях, которые зачастую сопровождаются необходимостью опираться на нормы законодательства, в составлении оправдательного документа лучше прибегнуть к помощи квалифицированного юриста. Получить бесплатную юридическую онлайн-консультацию Вы сможете на нашем портале, а основные требования к составлению подобного рода документов, полезные советы и примеры записок читайте далее.

записка — это докладная работника своему непосредственному руководителю или руководителю предприятия, организации, определенного учреждения о событии или происшествии на производстве, при выполнении определенных обязательств, поручений по работе, нахождения в командировке, даже в некоторых случаях во время отдыха и т.д.

Объяснительная записка – это один из видов служебной записки, который содержит объяснения причины какого-то события, поступка, факта: причины опоздания на работу, прогула, отсутствия ученика в школе на уроках, невыполнения задания и т.п.

Как писать объяснительные грамотно

Статья 193 Трудового Кодекса гласит, что применение дисциплинарного взыскания работодателем к работнику в случае нарушения должно предваряться письменным объяснением последнего.

То есть необходимо взять с него записку. Что это такое? Как писать объяснительные? Столкнувшиеся с этим впервые часто теряются и начинают паниковать.

Между тем, все не так страшно. — это документ, содержащий официальную версию случившегося от лица «проштрафившегося» сотрудника с его подписью и датой.

Пример объяснительной записки

У каждого человека наверняка бывали случаи на работе, когда приходилось писать.

На первый взгляд кажется, что все просто, но когда приходится ее писать, сложно собраться с мыслями и довести до руководства суть проблемы. Итак, в этой статье поговорим о том, как правильно составлять подобный документ и рассмотрим пример. Для начала попробуем ответить на вопрос о том, что такое объяснительная записка.

juridicheskii.ru

Как писать объяснительную записку 🚩 что можно написать в объяснительной 🚩 Офисная жизнь

В каких случаях необходимо писать объяснительную записку?

Но чаще всего объяснительная записка составляется для прояснения возникшей ситуации, повлекшей некие нарушения производственной дисциплины или производственного процесса, причем с точки зрения ее виновника. Этому сотруднику необходимо писать объяснительную записку, чтобы представить начальству свою версию произошедшего, а также помочь ему разобраться в причинах возникших проблем.

Стоит отметить, что в соответствие с законодательством работодатель обязан попросить сотрудника составить объяснительную записку в случае серьезного дисциплинарного нарушения, к примеру, прогула. Вместе с этим работник имеет право отказаться от написания объяснительной. В этом случае работодатель может воспользоваться возможностью составить соответствующий акт об отказе и применить дисциплинарное взыскание даже без учета объяснений виновного.


Писать объяснительную записку можно в произвольной форме

На сегодняшний день Трудовой кодекс строго не регламентирует форму написания такого документа и его содержание. Поэтому писать объяснительную записку можно в абсолютно произвольном виде, не придерживаясь каких-то строгих правил. Необходимо лишь соблюдать определенные требования, предъявляемые к большинству официальных документов.

В правом верхнем углу объяснительной записки должен быть указан адресат, а также составившее ее лицо. В качестве адресата выступает, как правило, директор предприятия или его заместитель. Немного отступив от этой «шапки», посередине листа необходимо написать Объяснительная записка. Затем ее автор излагает суть произошедшего инцидента, дает его оценку, указывает причины и последствия. Объем данной пояснительной части может быть произвольным.

В левом нижнем углу объяснительной записки работник ставит дату ее составления, в правом – подпись и ее расшифровку. После этого объяснительную записку можно представлять на рассмотрение начальству.

www.kakprosto.ru

запрос записки, срок предоставления, образец, акт об отказе

Если работник не выполнил свои обязанности, по статье 139 ТК РФ, его начальник должен потребовать у него объяснение причин этому. Требование объяснительной записки может быть в устной или в письменной форме. В законе отсутствует норма, которая бы прописала форму запроса. Для работодателей лучше, чтобы запрос оформлялся в письменном виде.

Что такое объяснительная от работника

Понятие и нормативное закрепление

Статья 193 ТК РФ устанавливает, что при нарушении трудовой дисциплины работник обязан объяснить работодателю мотивы своего поведения.

Если в течение двух дней этого не будет сделано, составляется акт о том, что работник не согласен с написанием объяснительной.

В кадровом делопроизводстве объяснительная записка является документом служебного характера. Его предназначением выступает разъяснение со стороны работника причин, которые побудили его нарушить трудовую дисциплину. Но это не означает, что гражданин должен писать в объяснительной сочинение. Наоборот: сухо и сжато, лаконично, грамотно он должен изложить обстоятельства, при которых произошло нарушение трудовых прав.

Работодатель также обязан запросить этот документ у своего сотрудника, но только при наличии обстоятельства, указанных в статьях 192, 193 ТК РФ, то есть в случаях, когда работник не выполнил возложенные на него трудовые обязанности.

Когда сотрудник обязан написать записку

В каких случаях работник обязан писать:

  1. Опоздание на работу.
  2. Неисполнение обязанностей, которые определены функционалом работника.
  3. Неприсуствие на работе свыше 4 часов.
  4. Причинение ущерба собственности работодателя.
  5. Приход на работу в опьянении (алкоголь, наркотики).
  6. Неисполнение правил по охране труда.
  7. Разглашение коммерческой тайны предприятия и т.п.

О том, что делать, если работник покинул рабочее место, расскажет видео ниже:

Кто может затребовать документ

Объяснительную с работника имеет право требовать работодатель по статье 139 ТК РФ. Этот документ должен быть написан. Судебная практика показывает, что часто судьи принимают в споре сторону работника по причине того, что работодатель не оформляет требование к письменной форме объяснения.

Если сотрудник отказывается принимать требование от начальника, написанного в форме документа, об этом составляется акт. Срок составления записки – два дня. Законодатель дает работнику этот срок для того, чтобы он четко объяснил в записке мотивы своих действий. Например, что побудило его нарушить трудовую дисциплину.

Вместе с тем, в ТК РФ отсутствует императивная норма в отношении работника о написании объяснения. Возможно, это связано со следующей логикой законодателя: если человек дорожит своей работой, не хочет увольнения, то он обязательно, без принуждения напишет объяснение своим поступкам.

Работодатель на основании этого документа привлекает работника к ответственности. Работодатель со своей стороны обязан реально оценить сложившеюся ситуацию, а работник – четко изложить обстоятельства дела. Если решение, которое будет принято работодателем по факту разбора объяснительной записки, не удовлетворит работника, он может обратиться к КТС. Но комиссии по трудовым спорам создаются на предприятиях — добровольно, поэтому далеко не на всех они присутствуют.

В какой срок нужно предоставить бумагу

Работодатель обязан в каждом случае тщательно разобраться. Записка, написанная от лица работника, аргументирует детали произошедшего, описывает их, разъясняет мотивы поступка человека.

Если в течение двух рабочих дней работник так и не сможет ничего объяснить работодателю в письменной форме, выносится акт о несоставлении записки. Акт не является помехой к тому, чтобы вынести дисциплинарное взыскание в отношении работника.

Как написать объяснительную при прогуле, расскажет это видео:

Как запросить

Уведомление составляется в двух экземплярах. Один из них вручается работнику, а второй остается у его начальника. Для подтверждения факт получения уведомления, работник на экземпляре работодателя должен расписаться.

Запрос объяснительной записки у работника (образец)

Составление документа

Объяснительная записка является документом, которые объясняет работодателю причины какого-либо поступка, произошедшего факта. Это может быть опоздание, нарушение должностных обязанностей, прогул и т.п. Самыми известными видами таких записок можно считать разъяснение положений и обстоятельств произошедшего.

Записка пишется собственноручно, адресатом будет считаться затребовавшее ее лицо. То есть, работодатель. Также записку можно создать и на ПК, в соответствии с формой, которая принята на конкретном предприятии. Закон не устанавливает строгой формы к этим документам, исходя из этого, он пишется произвольно. Но к нему необходимо подходить ответственно.

Важно понимать, что записка, это не докладная или заявление. В ней нужно отразить уже свершившийся факт.

Основные правила написания:

  1. Тон записки – официально-деловой. Не должна в нем присутствовать просторечная лексика, тем более, ругань.
  2. Информация, изложенная в этом документе, должна быть достоверной.
  3. Записка пишется от имени сотрудника.

Форма составления объяснительной расписки – свободная. Она оформляется на листе А4 согласно положениям ГОСТ (Р-6.30-2003).

Образец объяснительной

Работодатель имеет право потребовать объяснительную записку у сотрудника не позднее полного календарного месяца. Срок начинает исчисляться с момента, когда работодатель узнал о совершенной работником дисциплинарной провинности, был составлен по этому случаю акт. Из этого срока исключается периоды болезни работника, его отпуска.

Если работник отказывается писать объяснение

Такое тоже возможно: работник может отказаться писать заявление, либо в течение двух дней не предоставить его своему начальнику. В этом случае составляется акт. Этот документ важен с правовой точки зрения, суть написания этого документа состоит в том, что он является доказательвтом отсутствия объяснительной, а также раскаяния работника в том, что он по факту совершил.

Таким образом, акт дает полное право начальнику провинившегося работника наказать его.

Дисциплинарное взыскание работника имеет три формы:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Увольнение.

Одно из этих наказаний должно быть прописано в приказе, который издает в отношении конкретного человека его директор. Степень ответственности зависит от тяжести его поступка.

Бланк акта можно скачать здесь.

Акт от отказе писать объяснительную (пример) 

Акт от отказе писать объяснительную составляет начальник отдела, в котором трудится его работник. Для того чтобы акт обрел правовую силу, необходимо привлечь сотрудников фирмы в качестве свидетелей отказа их коллеги от написания объяснительной записки. Свидетелей должно быть не менее трех человек. В этот состав в обязательном порядке должен входить начальник работника. В качестве других свидетелей можно привлечь секретаря фирмы. Закон не прописывает списка лиц, имеющих право засвидетельствовать акт отказа от написания объяснительной записки.

uriston.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *