Средства прокурорского реагирования – —

Акты и иные средства прокурорского реагирования

Для устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, которые им способствовали, обеспечения неизбежности привлечения лиц, допустивших указанные нарушения, к соответствующим видам ответственности могут применяться предусмотренные законом акты прокурорского реагирования и иные средства прокурорского реагирования.

К актам прокурорского реагирования, применяемым как в отношении органов дознания, так и в отношении органов предварительного следствия, относятся представление и постановление.

При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью прокурором не используются полномочия, специально предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» для предупреждения нарушений закона, которые применяются при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, например предостережение, предусмотренное ст. 25

1 указанного Закона.

При применении актов прокурорского реагирования следует учитывать, что руководитель следственного органа осуществляет процессуальный контроль и процессуальное руководство подчиненными следователями при расследовании преступлений, прокурор же надзирает за исполнением законов следователями и не должен ограничивать их процессуальную самостоятельность.

Для устранения нарушений закона, допущенных органами дознания, прокурор обращается не к дознавателю, а к начальнику соответствующего органа дознания, соответственно, при нарушении закона следователями прокурор обращается к руководителю следственного органа.

Представление применяется прокурором в соответствии со ст.ст. 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Представление является универсальным актом прокурорского реагирования и поэтому может быть применено в отношении любого вида нарушения уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия самостоятельно либо одновременно с иными актами реагирования. Представление, как правило, применяется в виде итогового акта прокурорского реагирования, обобщая несколько однотипных нарушений закона. Однако иногда представление допустимо вносить и по единичным фактам нарушения закона, если они имеют существенный характер либо вызвали общественный резонанс. При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, представление должно быть направлено на устранение и предупреждение нарушений законов либо на побуждение органов предварительного расследования к осуществлению законной деятельности, причем указанные цели могут преследоваться как по отдельности, так и все одновременно.

Путем внесения представления прокурор самостоятельно не устраняет выявленные нарушения, а действует опосредованно, обращаясь к руководителям органов предварительного расследования с требованием использовать имеющиеся у них полномочия по осуществлению ведомственного контроля.

Постановление является важным актом прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Согласно п. 25 ст. 5 УПК РФ постановление в досудебных стадиях — это решение прокурора, вынесенное при производстве предварительного расследования. Однако согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» постановления выносятся прокурором при осуществлении надзора как в стадии предварительного расследования, так и в стадии возбуждения уголовного дела.

Постановление как акт прокурорского реагирования, так же как и представление, может быть направлено на устранение и предупреждение нарушений законов, но прежде всего постановление направлено на побуждение органов предварительного расследования к осуществлению законной деятельности, связанной:

с проведением проверки сообщения о преступлении, принятием решения о возбуждении уголовного дела;

определением направления расследования, производством следственных и процессуальных действий;

применением, изменением и отменой мер пресечения;

рассмотрением жалоб участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, нижестоящего прокурора.

При осуществлении надзора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства прокурор вправе выносить постановления различных видов, к основным из которых относятся:

постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела;

постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления нижестоящего прокурора, а также незаконного или необоснованного постановления дознавателя;

постановление о возвращении уголовного дела следователю или дознавателю для производства дополнительного расследования;

постановление об освобождении незаконно задержанного, лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока установленного УПК РФ;

постановление об отмене постановления о приостановлении либо о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

Любое постановление прокурора должно быть мотивированным и отвечать установленным требованиям по форме и содержанию. Форма и содержание постановлений определяется нормами УПК РФ.

Посредством вынесения постановлений прокурор имеет возможность оперативно воздействовать на деятельность органов предварительного расследования, поскольку постановления прокурора могут немедленно и непосредственно устранить нарушения закона либо предупредить возможные нарушения. В иных случаях, предусмотренных законом, постановления должны незамедлительно рассматриваться компетентным органом или должностным лицом. Таким образом, применяя постановления, прокурор действует как непосредственно, самостоятельно устраняя выявленные нарушения, так и опосредованно, обращаясь к компетенции ведомственного руководства поднадзорного органа.

Для эффективного влияния на ход расследования преступления прокурор вправе давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Письменные указания по своей правовой природе в большей степени характерны для средств осуществления ведомственного контроля, поскольку существенно ограничивают процессуальную самостоятельность лица, осуществляющего предварительное расследование. Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ прокурор был лишен права самостоятельно осуществлять предварительное расследование, руководить им и давать указания органам предварительного следствия. Тем не менее законодателем было сохранено право прокурора давать письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий дознавателю.

По целям применения письменное указание совпадает с таким средством реагирования, как постановление, и направлено на побуждение органов дознания к осуществлению законной деятельности. Письменные указания прокурора всегда обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору, но обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ст. 41 УПК РФ).

Письменное указание прокурор дает дознавателю по конкретному уголовному делу либо материалам доследственной проверки. Оно должно содержать императивное предписание о совершении тех или иных проверочных действий по материалу доследственной проверки, следственных и процессуальных действий по уголовному делу.

Письменные указания позволяют прокурору непосредственно и оперативно воздействовать на деятельность органов дознания. В основном письменные указания применяются для активизации дознания и не являются актом, непосредственно направленным на устранение нарушений, хотя и способствуют их предупреждению.

Эффективность письменных указаний зависит от их обоснованности и конкретности. Прокурор должен контролировать исполнение указаний и требовать предоставления информации об их исполнении в определенные сроки.

Письменное указание как средство прокурорского надзора оформляется отдельным документом. Однако в уголовном процессе на стадии принятия прокурором решения по уголовному делу, поступившему от следователя с обвинительным заключением, либо по уголовному делу, поступившему от дознавателя с обвинительным актом, существует возможность дать письменные указания как дознавателю, так и следователю в форме постановления. Такие указания прокурор вправе изложить в постановлении о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ) или в постановлении о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Следует помнить, что указания прокурора относятся к актам прокурорского реагирования только в том случае, если они предусмотрены федеральным законодательством и оформлены в виде отдельного документа. Указания прокурора, содержащиеся в иных актах реагирования (например, в постановлении) либо представляющие собой резолюцию на процессуальных документах, являются уже иными средствами прокурорского надзора.

Перечисленные акты прокурорского реагирования должны отвечать общим требованиям: отражать актуальные события, содержание которых обуславливает необходимость вмешательства прокурора; выноситься своевременно; выводы, содержащиеся в них, должны быть конкретными, обоснованными и аргументированными. Акты прокурорского реагирования должны быть составлены юридически и стилистически грамотно.

К иным средствам прокурорского реагирования за исполнением законов органами предварительного расследования относится требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Так, в соответствии с Письмом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 49-64532-07 прокуроры могут направлять в органы предварительного следствия отдельные документы, именуемые требованиями об устранении нарушений федерального законодательства.

Вместе с тем требование как форму прокурорского реагирования на нарушения законодательства нельзя причислять к актам прокурорского реагирования, поскольку в числе актов прокурорского реагирования требование в федеральном законодательстве не упоминается.

Кроме того, прокурор может возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

studfiles.net

Средства прокурорского реагирования

Средства прокурорского реагирования

 

 

Правовые средства прокурора принято делить на 2 группы: средства по выявлению нарушений и средства по реагированию на них. Разберемся подробнее с правовыми средствами прокурорского реагирования. Они представляют собой предусмотренные законом и совершаемые в порядке им установленным действия прокуроров, которые направлены на устранение выявленных нарушений, причин и условий, которые им поспособствовали, восстановление законности, привлечение лиц, виновных в нарушениях, к ответственности, а также недопущение нарушений законных требований в будущем.

 

Средства прокурорского реагирования достаточно многочисленны, поэтому их можно разделить на несколько групп по разным критериям.

 

1) по функциональной принадлежности: надзорные — т.е. средства, которые применяет прокурор при осуществлении надзорной функции; ненадзорные — т.е. средства, которые применяет прокурор при осуществлении своей ненадзорной функции.

 

2) по правовому регулированию: процессуальные — такие, которые закреплены в процессуальном законодательстве, непроцессуальные — которые регламентированы не в процессуальном законодательстве, а в ином.

 

3) по предмету реагирования: на правомерные действия — т.е. на действия, которые совершены в рамках закона, на неправомерные действия — т.е. на действия, которые нарушают законные требования.

 

Стоит сказать, что к процессуальным надзорным средствам можно отнести: письменное указание прокурора, его утверждение, дача согласия, требование, предусмотренное УПК РФ.

 

К процессуальным средствам на правомерные действия относится: согласие прокурора, утверждение прокурора. На неправомерные: протест, представление, предостережение и т.п.

 

Надзорные средства также подразделяются на процессуальные и непроцессуальные. К первой группе принято относить — представления и жалобы на судебные акты, ко второй — сообщения, письма, доклады прокурора.

 

4) по целевому назначению: основные — т.е. те, которые предусмотрены законом и несут основную нагрузку, сигнализационные — т.е. содержат информацию о состоянии законности без требования устранения нарушений (те же самые информации, сообщения).

 

К актам прокурорского реагирования, которые являются непроцессуальным надзорным средством реагирования на неправомерные действия применяются несколько требований, таких как:

 

-требование законности, т.е. акт должен быть составлен в соответствии с требованием закона;

 

-требование императивности, т.е. должен содержать требование об обязательном рассмотрении, в некоторых случаях — о сообщении прокурору в письменной форме о результатах рассмотрения;

 

-требование оперативности, т.е. все должно быть сделано в установленный срок;

 

-требование индивидуальности, предусматривающее, что каждый акт отличен друг от друга по содержанию;

 

-требование убедительности, т.е. прокурор должен аргументировать все нарушения, убедить в отрицательных последствиях действий;

 

-требование результативности, т.е. акт должен устранять нарушения;

 

-требование опосредованности, т.е. прокурор сам не устраняет нарушения закона, а требует устранение их от компетентных лиц.

 

Таким образом, можно сказать, что средства прокурорского реагирования играют очень важную роль, так как именно с помощью них прокурор реагирует на выявленные нарушения, тем самым выполняет одну из целей своей деятельности — обеспечение законности и соблюдение прав и свобод человека.

 

 

 

 

collegium-advocates.ru

Правовые средства прокурорского реагирования.

Обязанность прокурора устранять выявленные или ставшими ему известными нарушения законов предполагает необходимость нормативного наделения его рядом прав и обязанностей. Для этого в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и других законах, регулирующих прокурорский надзор, предусматривается комплекс специфических полномочий прокуроров по обеспечению устранения нарушений законов. Такие полномочия в теории и практике прокурорского надзора принято именовать правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законов, выявленные при осуществлении надзора за исполнением законов.Их можно определить как yстановленные законодательством полномочия прокурора по устранению выявленных нарушений законов, их причин и способствующих им условий, привлечению к ответственности виновных и предупреждению нарушений закона.

Свою реализацию правовые средства реагирования прокурора нарушения законности находят в форме актов прокурорского надзора и актов прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирования должны быть законными, обос­нованными и мотивированными.

Протест прокурораакт реагирования на противоречащий закону правовой акт должностного лица, в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведение его в соответствие с законом.

Протест прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Данный протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части указываются место и дата вынесенного протеста, наименование должностного лица или органа, который издал этот правовой акт, наименование опротестованного акта, его номер и дата.

В описательной части протеста излагается содержание опротестованного акта или той его части, которая противоречит закону, а также юридическое обоснование протеста.

Резолютивная часть протеста содержит предложения прокурора о том, что следует сделать для устранения нарушения закона, указание о необходимости рассмотрения протеста не позднее чем в десятидневный срок с сообщением об этом прокурору, а также наименование должности, звание и фамилия прокурора, подписавшего протест.

Представление прокурора — акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данных правонарушений.

Внесение представлений направлено на устранение выявленных правонарушений и обстоятельств, способствующих им, и их предупреждение в будущем.

Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания данного органа.

Представление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной частиуказываются место и дата вынесенного представления, наименование должностного лица или органа, который полномочен устранить допущенные нарушения.

В описательной частипредставления излагается существо выявленных прокуратурой нарушений закона, причин и условий, способствовавших этим нарушениям, указание на конкретных лиц, виновных в них, источник получения сведений о нарушениях закона.

Резолютивная частьпредставления содержит указание о необходимости рассмотрения представления и принятия конкретных мер по нему не позднее чем в месячный срок с обязательным сообщением об этом прокурору; предложения прокурора о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении закона, если в этом имеется необходимость; меры, предлагаемые прокурором для устранения нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям; наименование должности, звания и фамилию прокурора, подписавшего представление.

Постановление прокурора — акт реагирования прокурора на административный проступок.

Решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении выносится исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Если в деянии лица содержатся признаки общественно опасного деяния, признаваемого преступлением, прокурор направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В случае же, если деяние должностного лица носит характер административного проступка, прокурор принимает решение о привлечении данного лица к административной ответственности, о чем выносится мотивированное постановление.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной частиуказываются место и дата вынесения постановления, должность, звание и фамилия прокурора, вынесшего постановление, наименование должностного лица или органа, которым направляется постановление.

В описательной частипостановления излагается существо нарушения закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям, делается ссылка на закон, который нарушен.

В резолютивной частипостановления содержатся предложения прокурора о наложении взыскания со ссылкой на ст. 25 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», разъяснение права обжалования данного постановления вышестоящему прокурору, указание о рассмотрении постановления не позднее чем в десятидневный срок, наименование должности, звания и фамилии прокурора, его подпись.

Также прокурор, реализуя свои полномочия в рамках надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, своим постановлением незамедлительно освобождает незаконно содержащихся в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере, одиночной камере, дисциплинарном изоляторе и др.

Предостережение — акт реагирования прокурора на наличие сведений о готовящихся противоправных действиях, в котором содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Данное предупреждение объявляется в письменной форме должностным лицам, в отношении которых оно вынесено.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Предостережение может быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его материальной, дисциплинарной или административной ответственности.

При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено.

Предостережение состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части указывается должность, фамилия и инициалы, место жительства лица, к которому применено предостережение, время и место применения предостережения.

В описательной частиизлагается сущность возможного нарушения с указанием конкретного закона.

Резолютивная частьсодержит разъяснение сущности предостережения и права на его обжалование, наименование должности, звания и фамилия прокурора, применившего предостережение, его подпись, а также фамилию и подпись правонарушителя.

 

Тема 6. Надзор за соблюдением федерального законодательства.

Предмет и пределы надзора.

 

Надзор за исполнением законов — одно из ведущих направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В нем выделены два самостоятельных элемента:

1.Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов,действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и лицами.

Содержание используемого в ст.21 Закона понятия «соблюдение Конституции РФ и исполнение закона» включает в себя как собственно исполнение законов, представляющее собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний, так и соблюдение законов, которое обычно понимается как следование установленным законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми.

Часть 2 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре гласит: «При осу­ществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения зако­нов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры ин­формации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором». По существу, в изложенном положении, кроме прочего, законодатель ставит вопрос о пределах прокурорского надзора за испол­нением законов.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конститу­ции РФ и исполнением законов, действующих на территории Россий­ской Федерации. Следовательно, надзор за исполнением иных норма­тивных правовых актов поднадзорными объектами не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

Второй элемент предмета надзора включает в себя законность всех правовых актов. Сюда включаются не только нормативные правовые акты. Так, например, прокурор вправе принести протест и на незаконное распоряжение (приказ) руководителя организации в отношении подчиненного работника.

Пределы данного элемента предмета надзора выражаются в ис­черпывающем круге названных законодателем в ч. 1 ст. 21 Федераль­ного закона о прокуратуре органов и должностных лиц. В число под­надзорных субъектов не входят граждане. Исполнение законов этими субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной сис­темой органов исполнительной власти, органов местного самоуправле­ния, органами контроля (надзора) и их должностными лицами. В систе­му субъектов надзора не входят высшие органы государственной власти и суды.

Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона о прокуратуре установле­ны также пределы этого элемента предмета надзора с позиции реализа­ции организационных форм деятельности прокуратуры. Заключается это в том, что органы прокуратуры при осуществлении надзора за ис­полнением надзора не подменяют иные государственные органы, не вправе налагать взыскания, а про­верки исполнения законов проводят на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

 

Полномочия прокурора

Перечень полномочий прокурора по надзору за исполнением закона содержится в ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», делятся они на три группы:

1) полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и спо­собствующих им условий;

2)полномочия по устранению нарушений закона;

3)полномочия по предупреждению нарушений закона.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеуказанных органов;

— иметь доступ к их документам и материалам;

— проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

— требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

— требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

— требовать проведения ревизий;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

— возбуждать производство об административном правонарушении по основаниям, установленным законом;

— требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

— предостерегать о недопустимости нарушения закона.

Следует иметь в виду, что прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», содержащих коммерческую, врачебную и иные виды тайн, и не вправе разглашать полученные сведения. Ознакомление с документами, которые содержат государственную, военную тайну (с грифом «Секретно» и «Совершенно секретно») осуществляется на основании соответствующего допуска.

Если устанавливается факт нарушения закона, то прокурор вправе освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, принести протест на противоречащие закону акты, обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; внести представление об устранении нарушений закона, обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, в том числе в сфере общего надзора, влечет за собой установленную законом ответственность. Так, например, за невыполнение законных требований прокурора и за неявку по его вызову предусмотрена административная ответственность.

Осуществляя общий надзор, прокурор:

— выявляет нарушения законов;

— устанавливает причины и условия, способствующие нарушениям законов;

— принимает меры к устранению нарушений закона;

— принимает меры по предупреждению нарушений законов,

— принимает меры к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов,

— устанавливает лиц, допустивших нарушения законов;

— принимает меры к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.

В ходе проверки прокурор планирует место проведения проверки, с какими документами и материалами необходимо ознакомиться в целях получения сведений о нарушении закона, где и по каким вопросам изучить состояние законности, где, когда и какие прокурорские проверки провести, кому поручить проведение проверок, привлекать ли к проверкам специалистов и каких именно, какие направления или участки прокурорской работы следует изучить и проанализировать.

 




infopedia.su

Cредства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона — Правоохранительные органы

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:

  • возбуждает производство об административном правонарушении;
  • требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
  • предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами,указанными в пункте 1 статьи 21 закона:

  • освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
Протест прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 23 закона).

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению (ст. 24 закона).

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 закона).

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 закона).

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

jurkom74.ru

Акты прокурорского реагирования. Правовые средства прокурорского надзора, используемые для выявления, устранения и предупреждения нарушений закона.

Акт прокурорского реагирования — это широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого правового средства является протест, в котором указы­вается, какой акт не соответствует закону (какому конкретно), излагаются требования прокурора об отмене (полной или частичной) незаконного акта.

Предусмотренные законодательством и совершаемые в установ­ленном порядке действия по устранению выявленных нарушений за­конов, а также причин и условий, им способствующих, привлечению к ответственности виновных лиц являются правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законов.

Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например представлений, вносимых в порядке уголовного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная форма.

Внесение соответствующих актов прокурорского надзора — это не столько право, сколько обязанность прокурора. Выявив нарушение закона, кем бы оно не было совершено, прокурор обязан реагировать на это в установленном законом порядке.

Акты прокурорского надзора — это индивидуальные акты, обращен­ные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами (нарушениями законов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо, руководителя коммерческой организации реагировать на него установленным законом образом: рас­смотреть, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное составление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.

Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений зако­нов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей. Обычно применяются такие правовые средства реагирования и акты прокурорского надзора, избираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать высшего эффекта, при том наиболее опера­тивно — в плане устранения и предупреждения нарушения законов.



К прокурорскому реагированию предъявляются определенные требования: оно должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Оно должно дополняться мерами профилактического характера. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативны.

Институт прокурорского реагирования — это не только действенное средство устранения нарушений законов и привлечения к ответственности виновных в этом лиц, но и, что особенно важно, эффективный инструмент предупреждения нарушений законов. Принятие прокурором оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов и установленных обстоятельств, им способствующих, а также к привлечению к соответствующему виду ответственности виновных лиц способствует предупреждению правонарушений, формированию у исполнителей законов здорового (правильного) правосознания, основанного на уважительном отношении к закону.

Опротестование прокурором правовых актов, противоречащих законам

В случаях выявления правовых актов или их отдельных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или выше­стоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Прокурору предоставлено право выбора. Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства. Реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незаконных актов, учитывая большую загруженность судов разного рода делами. Кроме того, проведенные опросы показывают — протест как акт реагиро­вания воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болезненно, чем направляемые в суды заявления о признании соответствующих актов недействующими или недействительными.



В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если он отклонен должностным лицом, издавшим незаконный акт; в протесте наряду с другими вопросами ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, издавшего незакон­ный акт; имеется необходимость об издании незаконного акта довести до сведения других аналогичных, а также иных органов. К тому же, не исключено, может возникнуть необходимость обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного нарушения закона.

Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить нарушенные права и свободы граждан, а также права и законные интересы государст­венных, иных органов.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Внесение прокурором представлений об устранении нарушений закона

Представление является наиболее часто применяемым средством реа­гирования прокурора на нарушения закона. В соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление вносится на основе обстоятельно проведенной проку­рорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

Представление — это универсальный акт прокурорского реагирования, позволяющий ставить самые различные вопросы, по преимуществу правового характера, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.

В случаях, если нарушения закона совершены впервые, если нет не­обходимости привлекать руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то пред­ставление целесообразно внести в адрес руководителя этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представ­ляют повышенную общественную опасность, либо необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица на выявленные нарушения в подведомственном органе, то представление следует внести в адрес вышестоящего органа.

В течение месяца со дня внесения представление должно быть рассмотрено органом (должностным лицом), которому адресовано, с приня­тием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления колле­гиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания. Прокурор может выступить на этом заседании в обоснование внесенного представления.

Вынесение прокурором постановлений

В случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности, и этот вопрос не был поставлен в представлении или в другом акте реагирова­ния, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление может выно­ситься в отношении должностных лиц, граждан и юридических лиц.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении имеет определенное целевое назначение — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нару­шении закона лица или нескольких лиц к административной ответствен­ности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствующего ор­гана или должностного лица к допущенному нарушению закона, степени общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответственности виновного в целях пресечения и предупреждения в будущем противоправных действий. Постановление прокурора о возбуждении производства об админист­ративном правонарушении рассматривается в сроки, установленные Ко­дексом Российской Федерации об административных правонарушениях для конкретных составов административных правонарушений.

В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, прокурор выносит поста­новление о возбуждении уголовного дела, которое оформляется по прави­лам, установленным уголовно-процессуальным законодательством.

При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подвергнутых ад­министративному задержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению: выносится мотивированное постановление об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке.

Военные прокуроры в случаях выявления военнослужащих, незакон­но содержащихся на гауптвахтах, которые были арестованы в дисципли­нарном порядке, принимают незамедлительные меры к их освобождению, вынося мотивированное постановление об освобождении из под стражи военнослужащего, незаконно содержащегося на гауптвахте.

Прокуроры принимают меры к возмещению материального ущерба (вреда), причиненного правонарушениями. В этих целях они нередко в представлениях об устранении нарушений закона ставят вопрос о при­влечении к материальной ответственности работников, виновными дей­ствиями которых причинен ущерб государственным и муниципальным предприятиям, иным органам.

На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реа­лизацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования тре­бования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимо­сти следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона

В соответствии со ст. 25′ Закона о прокуратуре в целях предупреж­дения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противо­правных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости наруше­ния закона.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъ­яснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу­дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Предостережение — самостоятельное правовое средство реагирова­ния прокурора на нарушения закона, применяемое при осуществлении надзора за исполнением законов, Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся со­вершить единоличные противоправные действия (бездействие), не вле­кущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам либо государ­ственным или общественным интересам.

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствую­щих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходи­мость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут пре­кращены.

Предостережение правомерно рассматривать как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Основная цель предостережения о недопустимости нарушения зако­на— пресечение (прекращение) и предупреждение противоправного ан­тиобщественного деяния, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, но дополняет дру­гие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений про­куроры могут использовать внесение протестов и представлений.

Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами по­вышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлече­но к ответственности в установленном законом порядке.

cyberpedia.su

Акты прокурорского реагирования

 Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Как уже отмечалось, прокуратура, не обладает административно-властными полномочиями в отношении в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц, при осуществлении надзора. Таким образом, в случае издания незаконных актов или фактов выявления нарушения закона, прокурор самостоятельно не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушения закона. Также не может применить меры воздействия к лицу, которое допустило нарушение закона. Но и оставить без внимания выявленное правонарушение, прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан реагировать на все факты нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, которые уполномочены устранять допущенные нарушения. На выявленное нарушение закона реагирование прокурором реализуется путем вынесения соответствующего документа, который именуется актом прокурорского реагирования (акт прокурорского надзора).

Акт прокурорского надзора – это официальный документ, который вынесен прокурором в адрес должностного лица или соответствующего органа, где содержится сущность выявленных нарушений закона и дается предписание на их устранение. 

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) в ст. 23-25.1 закреплены виды прокурорского реагирования. К ним относятся:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона. 

От степени и характера правонарушения, распространенности таких нарушений, правового статуса должностного лица или органа, которому адресуется акт прокурора – от всего этого зависит выбор вида акта прокурорского реагирования. 

Протест прокурора – это акт реагирования, на правовой акт, который противоречит закону, с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо же его отмене. Принести протест может прокурор и его заместитель. Он направляется должностному лицу или органу, который издал этот акт, либо в суд или же в вышестоящий орган, должностному лицу. Протест должен быть обязательно рассмотрен не позднее чем в 10-дневный срок, с момента его поступления. Если протест был принесен на решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то рассматривается на ближайшем заседании. Прокурор имеет право, при исключительных обстоятельствах, которые требуют немедленного устранения нарушения закона, сократить срок рассмотрения протеста. Прокурору, в письменной форме, незамедлительно сообщаются результаты рассмотрения протеста. Если же протест рассматривается коллегиально, то прокурору, который принес протес, сообщается дата заседания. Прокурор имеет право отозвать протест.

Представление – это акт прокурорского реагирования, об устранении выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина либо об устранении выявленных нарушений закона, который направлен прокурором или его заместителем, должностному лицу либо органу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. 

Поводом для вынесения представления является множество причин:

  • факты неоднократных нарушений законов;
  • незаконные действия или бездей

zaochnik.com

Средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закон.

Поделись с друзьями

Основные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по осуществлению прокурорского надзора:

1) Протест прокурора — протест на противоречащий закону правовой акт в орган илидолжностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10 дневный срок с момента его поступления

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

2) Представление прокурора об устранении нарушений закона — вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

3) Постановление прокурора — о возбуждении производства об административном правонарушении. Подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом.

О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

4) Предостережение о недопустимости нарушения закона — в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Направляется в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *