Что такое когнитивный диссонанс простыми словами?
Расхожее словосочетание «Когнитивный диссонас» простыми словами описать довольно легко. Это психический дискомофорт, вызванный какими-либо противоречиями.
То есть всякий раз, когда мы слегка раздражены или же, наоборот, сильно ошарашены явным противоречием между какими-нибудь идеями, понятиями, высказываниями, событиями, у нас возникает когнитивный диссонанс. Иными словами: несостыковка, вызывающая неприятные чувства.
Этимология
Это понятие образовано сочетанием двух латинский слов:
Cognitio, что значит: «познание»
Disconantia, что значит: «несозвучность, дисгармония»
Впервые его ввёл американский психолог Леон Фестингер в 1957 году.
Его теория заключается в том, что человек, находящийся в состоянии когнитивного диссонанса, старается его преодолеть — выйти из этого дискомфорта, а также избежать любых ситуаций, вызывающих это неприятное состояние.
Примеры
Распространённый случай когнитивного диссонанса — когда вы видите, что человек выглядит и ведёт себя в полном несоответствии с вашим представлением о нём.
Например, большой, грузный мужчина с бородой, который по вашим представлением должен говорить хриплым голосом и непременно басом как подвыпивший дровосек из сурового канадского леса, вдруг начинает перед вами пищать тоненьким фальцетом. И выясняется, что это его настоящий голос.
Или человек на остановке, выглядящий как нищий, вдруг достаёт из кармана IPhone последней модели и начинает обсуждать с подчинёнными многомиллионный контракт.
Когнитивный диссонанс часто возникает у тех, кто резко меняет свой образ жизни, место жительства и попадает в незнакомую, чужую культурную среду.
Например, девушка из западной Европы, привыкшая к равноправию женщин и мужчин во всех сферах жизни (или, возможно, даже к доминированию прекрасного пола), выходит замуж за представителя традиционного мусульманского общества и переезжает жить в его родную страну, в которой отношение к женщинам и взгляд на их права кардинально отличается.
Когнитивный диссонанс может быть и не связан с жизнью в социуме и взаимодействием с другими людьми — он может возникать, например, при логическом несоответствии каких-либо фактов, суждений.
Как вариант: Вы в курсе, что планета Земля круглая. Вам рассказывали об этом в школе, вы знаете, что это научно доказанный факт. Более того, вам самим неоднократно представлялась возможность в этом убедиться. Но тут вы неожиданно натыкаетесь на статью или видео (а такого добра в интернете хватает), где человек, называющий себя академиком, на полном серьёзе утверждает, что Земля плоская. И приводит свои «доказательства».
Или вспомните, когда вы впервые задались вопросом о том, каковы размеры нашей вселенной и есть ли у неё границы. Готов поспорить, что даже сейчас при мысли о том, что вселенная бесконечна, которая в науке взята за аксиому, что-то внутри вас сжимается. Возникает лёгкий когнитивный диссонанс: наш мозг, наше сознание неспособно понять и осознать, что это такое — бесконечность.
Как преодолеть
Теория когнитивного диссонанса относится к мотивационным теориям. Это значит, что это явление рассматривается как некий поворотный момент, определяющий дальнейшее поведение человека.
Столкнувшись с когнитивным диссонансом, человек, как мы уже сказали, стремится к противоположному состоянию. Оно называется консонансом — это баланс, гармония.
Варианты в целях восстановления консонанса по большому счёту только два:
1) Игнорировать обстоятельство, вызвавшее когнитивный диссонанс, постараться забыть о нём, отвлечься на что-то другое.
Вы можете это делать как осознанно, так и подсознательно. Скажем, в случае со столкновением со странным человеком ваш мозг может убедить вас в том, что вы ничего не видели или вам всё показалось. Или же вы сами, взвесив «за» и «против» можете прийти к такому выводу.
2) Начать менять свои убеждения, внедряя в свою картину мира новые элементы.
Причём происходить это может по-разному. Например в случае с информацией от «плоскоземельщика», вы можете просто признать, что такие чудаки существуют — принять этот факт. А можете пойти на поводу и согласиться с его доводами.
Также часто говорят о понятии когнитивного диссонанса в контексте выбора человека в сложной ситуации. Тогда помимо указанных двух вариантов говорят ещё о третьем — изменении собственной линии поведения.
Это описано в следующем видео:
Единственно правильного варианта, конечно, нет — по сути любой имеет право на существование и может быть эффективен в зависимости от ситуации.
Что ж, надеюсь, об азах я рассказал и когнитивного диссонанса у вас не возникло. 🙂
Успехов в саморазвитии!
www.pravdaonline.ru
Когнитивность — Психологос
Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Когнитивность в господствующих направлениях психологии
Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Влияния
Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:
- Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
- Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
- Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
- Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
- Философия сознания
- Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
- Экономика (особенно экспериментальная экономика)
- Теория обучения
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
- Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
- Философия, эпистемология и онтология
- Биология и неврология
- Математика и теория вероятности
- Физика, где эффект наблюдателя изучается математически
Нерешённые проблемы когнитивной теории
Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?
Если да, то в чем эта связь заключается?
Когнитивная онтология
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
www.psychologos.ru
что это такое, когнитивные функции и процессы
Современные нейробиологи говорят, что люди одновременно живут в двух типах миров: физическом и придуманном мире знаков. Физический мир возможно пощупать, а придуманный существует только в гигантских объемах человеческого мозга. Как формируется наше сознание? Что происходит в глубинах мозга во время учебы или игры на музыкальном инструменте? Почему один человек знает больше другого? Когнитивный – именно то слово, которое объединяет ученых в одну команду по изучению функций мозга.
В статье расскажем о когнитивном шестиугольнике, искажениях и эффективных способах развить свои мыслительные способности.
Что такое когнитивный
Когнитивный — это мультидисциплинарный термин, объединяющий научные направления, связанные с изучением функций мозга – познанием, запоминанием, мышлением и размышлением, речевыми и аналитическими возможностями, понятийными психологическими структурами. Этимологически слово «когнитивный» происходит от латинского слова
Когнитивные науки в их современном виде дают возможность изучать сложнейшую из областей – человеческое сознание. Это растущая область изучения, которая объединяет психологию, антропологию, лингвистику, философию, нейронауки и искусственный интеллект.
Когнитивные функции – это процессы в мозге, которые позволяют получать, накапливать, анализировать, сохранять, создавать и восстанавливать информацию. Ключевую роль в этих познавательных процессах играют:
- Исполнительные функции – совокупность внимания, планирования, регулирования и выполнение преднамеренного поведения.
- Внимание – сосредоточенность на действии, реальном или идеальном объекте (идее, мысли, образе).
- Память – способность получать, сортировать, кодировать, хранить и воспроизводить в нужный момент полученную информацию.
- Речь – коммуникативная способность выражать мысли и говорить.
- Воображение – умение планировать, визуализировать, представлять промежуточные и конечные достижения.
- Зрительно-пространственные функции – способности восстанавливать и сравнивать ранее полученную информацию с полученной в реальном времени (так мы узнаем знакомые лица, похожие предметы).
История когнитивных наук
Проблемами познания, запоминания, обучения и понимания люди интересовались всегда. Если говорить о науке когнитивистике, то к первым исследованиям в этой области можно отнести работы античных мыслителей. Еще древнегреческие ученые задавались мыслью, где хранится человеческое знание. Одни считали местом накопления знаний сердце, другие – мозг.
В своих работах Платон развивал мысль о том, что каждый орган человеческих чувств отвечает за обнаружение одного вида природной энергии – световой, звуковой или любой другой. Аристотель предполагал, что главный накопитель знаний мозг работает по принципу ассоциаций – объединяет предметы по принципу сходства или контраста. Позже, во времена Средневековья и эпоху Возрождения кроме известных пяти чувств мозгу приписывались божественные источники познания.
Всплеск интереса к познавательным процессам человеческого мозга возник в 20-50 годы XX столетия. Основы новой когнитивной науки заложены в исследованиях английского логика и криптографа Алана Тьюринга. Тьюрингу удалось доказать, что сложные вычисления выполняются путем повторения простейших математических операций. Тем самым он подтвердил теорию о том, что мышление есть вычисление. Появилась идея, что можно создать умную машину, способную думать, как человек.
В это же время сложился первый круг проблем когнитивной сферы – обработка информации, структура языка и его влияние на мышление, развитие искусственного интеллекта и кибернетики. 11 сентября 1956 года на симпозиуме в Массачусетском университете лингвист Ноэм Хомский выступил с докладом о влиянии вербального поведения на сознание и способности к обучению. Эту дату считают официальным днем рождения когнитивных наук.
Когнитивный шестиугольник – это шесть базовых дисциплин когнитивной науки, которые одинаково важны для исследования:
- Философия – умение правильно сформулировать и задать вопрос, чтобы получить на него адекватный ответ.
- Лингвистика – изучает речевую коммуникацию и речевые возможности человека.
- Антропология – помогает узнать, кто мы такие и чем отличаемся от других биологических видов.
- Искусственный интеллект – возможность моделирования человеческих умений.
- Нейронауки – показывают, что происходит в человеческом мозге в момент слушания, обучения, действия, принятия решения.
- Психология – изучает сферу бессознательного и сознательного знания, которое определяет логику познания.
К когнитивистике сегодня также относят генетику, изучающую геномы наших доисторических предков.
Что такое когнитивная сфера личности и индивидуальные способности человека
Ученые дают разные определения о природе интеллекта, но сходятся в одном – на этот вопрос нет единого ответа. Потому что кроме интеллекта есть еще понятия ума, мудрости, гениальности. Определить интеллект с помощью тестирования невозможно, ведь он одинаково зависит от наиболее важных процессов в познавательной сфере: памяти, логического мышления, воображения и внимания. Например, есть люди с гениальными математическими способностями, абсолютно неспособные к коммуникации.
Вывод один – когнитивная сфера формируется у всех, но у каждого развивается она по-разному. Если познавательные способности натренированы в должной мере, человек:
- Быстрее ориентируется в происходящем и усваивает информацию.
- Эффективно фильтрует входящую информацию: запоминает нужное и отбрасывает лишнее.
- Лучше анализирует и запоминает исходные данные, быстрее извлекает их из памяти.
- Умеет концентрироваться на главном.
- Умеет мыслить логически и креативно одновременно.
- Делает быстро правильные выводы, принимает важные решения.
Именно поэтому когнитивные способности считаются той самой базой, что определяет счастье и самореализацию.
Как развить когнитивные функции мозга
Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.
Как развить память
Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:
- Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
- Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
- Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.
Итак, вы выспались, посмеялись и настроились на эффективное запоминание. Но простое чтение материала ничего не дает. Нужно делать это «с умом», используя научные приемы работы с большими объемами информации:
Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.
Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.
Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.
Как натренировать внимание
Упражнения для тренировки внимания – это хорошо, но недостаточно. Потому что внимание – это не изолированная мышца, которая срабатывает сама по себе, оно взаимодействует с другими «мышцами». Трудно сконцентрироваться, если вы устали, встревожены или расстроены. Поэтому для эффективной концентрации необходимы особые условия:
Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.
Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.
Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.
Как развить безбашенный креатив и воображение
Креативность невозможно включить кнопкой, но развивать ее можно и нужно. Есть 3 неожиданных способа развить и повысить творческие способности:
Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».
Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.
Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.
Что тормозит когнитивное развитие
Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.
Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:
- Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
- Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
- Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
- Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
- Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
- Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
- Доказываем, что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.
Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.
Причина 1: Информационная перегрузка.
Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал. Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной.
Причина 2: Недостаток смысла.
Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.
Причина 3: Вынужденная скорость действий.
Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.
Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.
Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.
Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.
Как ускорить когнитивное развитие с помощью игр
Есть мнение, что игры – только для детей или безответственных подростков. Но это мнение устарело. С помощью игр можно тренировать память, воображение, прокачивать логику и менять реальность. Не компьютерную, а жизненную.
Вот 3 научных факта, которые помогут пересмотреть свое мнение об играх:
Игры улучшают когнитивные процессы. В процессе игры в мозге геймера активно вырабатывается дофамин, который увеличивает объем серого вещества в гиппокампе – области, отвечающей за память. Больший объем серого вещества увеличивает познавательные ресурсы мозга, которые можно направить на обучение, мотивацию, самопознание.
Игры помогают справиться с травмирующими переживаниями. Психиатры доказали, что самая простая игра помогает снизить объем воспоминания после трагических событий. Этот эффект поможет и после тяжелой работы. Чтобы снять напряжение, перестать думать о неприятном, достаточно вечером поиграть 10-15 минут.
Игры развивают. Современные игры эволюционировали в сложные системы, которые увеличивают пластичность мозга и его познавательные способности в целом. Но здесь стоит оговориться – не все игры одинаково полезны. Избегание реальности – не самая эффективная стратегия. Зато стратегия саморасширяющегося погружения помогает сконцентрироваться на своих желаниях и позитивных мыслях.
Выводы:
- Термин «когнитивный» обозначает междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой сознание-мозг-познание.
- Мыслительные способности есть у всех, но развиваются у каждого по разному.
- Познавательные сферы личности взаимосвязаны. Улучшение в одной автоматически прокачивает остальные.
- Когнитивные искажения – это обманки мозга, с помощью которых он оправдывает наши заблуждения или ошибки.
- Сложные игры и стратегии – отличный способ увеличить пластичность мозга.
wikigrowth.ru
Когнитивность Википедия
Позна́ние, когни́ция — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью.
Познание изучается не только философией. Существует ряд других специальных наук и научных дисциплин, исследующих тот же предмет: когнитивная психология, научная методология, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Однако большинство этих наук изучает познание, рассматривая только его отдельные аспекты. В целом познание остаётся особым предметом изучения именно философии[1].
Цель познания
Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самой природы человека.[2]
Формы познания
Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание[3], причём к последнему относятся обыденное и художественное познание[4], а также познание мифологическое и религиозное[источник не указан 192 дня].
Научное
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей константной действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.
Художественное
Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
Философское
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология и этика. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Мифологическое
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
Моторное познание
Понятие моторного познания охватывает явление познания, воплощенного в действии, при котором моторная система участвует в том, что рассматривается как умственная обработка, включая процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие. Моторное познание принимает во внимание подготовку и производство действий, а также процессов, участвующих в распознавании, предсказании, имитации и понимании поведения других людей. Основная единица моторной парадигмы познания — действие, выраженное как перемещения, произведенные, чтобы удовлетворить намерение определенной моторной цели, или выраженное в реакции на значимое событие в физических и социальных средах. Эта парадигма получила большое внимание и эмпирическую поддержку в последние годы со стороны множества грандов исследования (Соммервиль Ж. А., Десети Дж.), включая психологию развития, познавательную (когнитивную) нейробиологию и социальную психологию.[5]
Уровни научного познания
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях[6].
История понятия
Платон
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государство» делит на два рода: чувственно-воспринимаемое и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.
Аристотель
«Сущее либо воспринимается чувствами, либо постигается умом».
«Представления — это как бы предметы ощущения, только без материи».
Кант
«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».
Познание в психологии
В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации[7]. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием.
Изучение типов когнитивных процессов находится под влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведённое деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Теория когнитивности, в отличие от нейрокогнитивности, не всегда рассматривает когнитивные процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями, описывая поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х годов.
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Что такое когнитивность
Статья по своему содержанию очень полезна для родителей и специалистов, так как знание как формируется память и восприятие, учитывая характеристику развития Вашего ребенка для определенных сравнений и выводов. Опираясь на знания, можем подбирать для ребенка с ЗПР или ОВЗ определенные игры и занятия, корректировать темп упражнений и длительность времени с переменным отдыхом.
Когнитивность в психологии трактуется как акт познания. Специалисты под этим термином рассматривают такие процессы как память, внимание, восприятие и принятие осознанных решений.
К когнитивным состояниям не относятся эмоции, так как они возникают бесконтрольно и берут начало из подсознания.
Познавательные процессы
Раздел психологии изучает когнитивные способности человека. Они могут быть одинаково развиты у человека, так и варьироваться в зависимости от генетических особенностей, воспитания или индивидуальных черт личности.
Когнитивные способности являются проявлением высших функций головного мозга.
К ним относятся: ориентация во времени, личности и пространстве, способность к обучению, память, тип мышления, речь и многие другие.
Психологи и неврологи в первую очередь обращают свое внимание на степень развития или нарушения именно этих функций.
Когнитивные функции, в первую очередь, связаны со способностью распознавать и перерабатывать информацию, а также характеризуют работу головного мозга.
Ученые выделяют два основных процесса:
гнозис – умение распознавать и воспринимать информацию; праксис — передача информации и совершение целенаправленных действий на основе этой информации. Если даже один из этих процессов нарушается, то можно говорить о возникновении когнитивных нарушений.
Возможные причины
Когнитивные нарушения, как и любой патологический процесс в организме, не возникает на ровном месте. Чаще всего имеют место быть нейро -дегенеративные заболевания, патологии сосудов головного мозга, инфекционные процессы, травмы, злокачественные новообразования, наследственные и системные заболевания.
Степень нарушения Описание симптомом
Легкая Незначительное отклонение когнитивных функций в пределах возрастной нормы. Возможны появление жалоб больного, которые носят субъективный характер. Окружающие не замечают значительных изменений в поведении человека.
Средняя Когнитивные нарушения уже выходят за возрастные рамки. Пациент жалуется на повышенную утомляемость, слабость, раздражительность. Ему сложно выполнять сложную умственную работу, появляются моно- или полифункциональные нарушения.
Тяжелая Возникает полная дезадаптация в повседневной жизни. Также по выпадениям определенных функций можно определить локализацию повреждения: Поражение левого полушария характеризуется расстройством письма и счета (аграфия, акалькулия).
Также может наблюдаться апраксия и афазия. Нарушается умение читать, распознавать буквы, страдает математическая деятельность; Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, воображение. Поэтому, у пациента наблюдается дезориентация в пространстве и времени, становится сложно что-то представить или нафантазировать;
Когнитивные нарушения при поражении лобных долей следующие: пациент не может формулировать и выражать свои мысли, теряется способность запоминать новую информацию и воспроизводить старую;
При поражении височных долей человек страдает от невозможности распознавать запахи и зрительные образы. Также этот участок мозга отвечает за накопление опыта, запоминание и восприятие окружающей действительности через эмоции;
При повреждении теменных долей симптоматика может быть довольно разнообразной: от нарушения письма и чтения до дезориентации;
В затылочных долях головного мозга расположены зрительные анализаторы, поэтому возникают расстройства именно этого органа чувств.
Также важно оценить эмоциональную сферу. Нередко у пациентов с депрессией наблюдается нарушение памяти и концентрации внимания. Также на это необходимо обратить пристальное внимание, так как скрининговые нейропсихологические тесты не всегда полностью раскрывают состояние психики. Обследование с помощью МРТ или КТ способно прояснить многие органические патологии, например, сдавление участков головного мозга новообразованием или гематомой.
Наблюдение и своевременное обращение к специалистам помогут Вам понять Вашего ребенка и помочь ему. Принять преждевременные, правильные действия в организации познавательного процесса, бодрствования и всего текущего дня.
Желаю ВАМ огромного терпения и твердости в рассмотрении таких важных, жизненных решений!
ya-autist.ru
Когнитивный диссонанс — что это такое простыми словами? Когнитивный диссонанс это… (узнай, чтобы не смотреть Википедию)
Каждый человек, по сути своей, стремится жить в мире с самим собой, формируя на протяжении жизни свой «космос»: свои взгляды, мировоззрения, свою философию и убеждения. Это как строительство своей крепости, в которой чувствуешь себя безопасно, и правым во всех своих действиях.
Но порой эту крепость хотят расшатать некие силы, которые приходят в нашу жизнь в виде действий других людей или какой-то непонятной и новой информации, никак не согласующейся с нашим внутренним пониманием вещей.
Именно в этот момент начинается некий внутренний конфликт и ступор, который каждый из нас пытается преодолеть или решить. И это самое состояние на умном научном языке носит название — когнитивный диссонанс.
Для примера, я говорю вам слово: монашки. И вы уже имеете представление о том, кто это, как они выглядят, какие действия присущи и какие не присущи этой категории людей. А теперь посмотрите на картинку и впадите в состояние когнитивного диссонанса.
Получилось? Думаю, да. Как видим наши представления отнюдь не состыковались с реальностью, отображенной на картинке.
Само понятие когнитивного диссонанса в 1957 году ввел психолог из Америки Леон Фестингер. Его теория должна была объяснить как порождаются ситуации конфликта внутри самой личности в процессе познания, которые вызываются какими — либо событиями или поступками других людей. В теории когнитивного диссонанса есть две основных гипотезы:
- Человек, испытывающий диссонанс, находится в состоянии психологического дискомфорта, что побуждает его к действиям убрать несоответствие внутренних убеждений и вновь узнанной информации.
- Чтобы не испытывать данный дискомфорт, человек станет избегать ситуаций, которые могут усугубить данное состояние.
Когнитивный диссонанс — это внутренняя разбалансировка
В обыденной жизни, люди не задумываются над тем, на сколько сложно бывает порой человеку, находящемуся в состоянии такой внутренней разбалансировки, недооценивается сама роль когнитивного диссонанса. А человек, находящийся в таком положении, дабы не усугубить свое состояние на время отказывается от своих установок и принимает какое-либо решение как бы в стороне от своего мировозрения, что вызывает несоответствие между тем, что человек делает и что на самом деле он думает.
Впоследствии данного опыта, у личности могут поменятся какие-то внутренние установки, чтобы уменьшать напряженность и впоследствии оправдать свои действия, ошибки или решения.
Причиной появления когнитивного диссонанса могут стать различные условия, это может быть спровоцировано и столкновением с другой культурой, и с какой-то новой ситуацией, которая вразрез идет с опытом из прошлого, так же это может быть мнение какого-то человека, несоответствующее мнению большинства или же логическое несоответствие вещей или фактов.
В зависимости от условий, в которых протекает когнитивный диссонанс он может как усиливаться, так и уменьшаться.
Примеры из жизни
Например, вы помогаете человеку, которому ваша помощь и не особо-то нужна, вроде как степень дискомфорта минимальна, но если к данной ситуации еще и прибавятся подавляющие над вами срочные дела, то степень его усилится в разы. Интенсивность диссонанса прямопропорциональна важности выбора, который стоит в эту минуту перед человеком, а само состояние внутреннего конфликта всегда мотивирует личность на его устранение. И чтобы выбраться из этого состояния, человек может поменять свои убеждения, либо изменить тактику действий или же просто критически оценить поступившую информацию, и не дать ей оказать влияние на его жизнь.
Например рассмотрим ситуацию, когда некая девушка «в теле», вдруг осознает необходимость обретения стройной красивой фигуры и задается целью как раз заполучить себе новое тело. Чтобы дойти до намеченной цели необходимо свершение многих дел, это и походы на тренировки, и пересмотр рациона, с соблюдением диет и правильный режим. Если внутренний конфликт желания стройной фигуры и необходимости свершения постоянных действий дойдет до пикового уровня, то чтобы избежать внутреннего конфликта начнется поиск необходимых причин: нет времени на хождение в спортзал, да и денег особо нет, да и самочувствие ухудшается от диеты, да и тело как тело и так сойдет…Все сведется к тому, чтобы избежать внутренних противоречий и вернуть «мир» внутри себя.
Как избежать это состояние?
Чтобы избежать состояние когнитивного диссонанса, можно проигнорировать информацию, которая касается данной проблемы, но вразрез идет к тем заданиям , которые уже имеются. Если же избежать диссонанса не удалось, можно сгладить его действия тем, что принять в свою систему убеждений, новые аспекты, заменив старые. На деле получится необходимость поиска информации, которая оправдает наши действия и мысли и игнорирование старых знаний, которые опровергают наши поступки. Но данный путь — это может быть путь к неврозу и психологическим расстройствам.
Если вы читали Карлоса Кастанеду, то возможно, вы сейчас вспомнили, как Дон Хуан рассказывал о том, как современный человек смотрит на этот мир. По его представлению, человек находится в мыльном пузыре своих иллюзий и сквозь замочную скважину пытается разглядеть этот мир, видя при этом лишь малую долю действительности и по большей части лишь свое отражение. Поэтому так важно в жизни расширять свое сознание и разрешать событиям, явлениям и новой информации входить в вашу жизнь безболезненно. Дать место для всего нового и не отрицать что-то, что не стыкуется с системой ваших ценностей.
Причины возникновения
Почему вообще возникает такое явление, как когнитивный диссонанс? Все просто, мы на столько убеждены в своей правоте и неоспоримости наших взглядов, что все должно быть только так, как мы представляем себе и никак иначе.
Многие люди считают, что их мнение — это истина и неподвергают свои мысли ни каким опровержениям или сомнениям.
Они считают, что все делают правильно и все должно быть так, как они хотят. Но жизнь на столько многообразна и диктует свое, сталкивая их как упертых ослов с их же крепостей, что полеты с этих отвесных стен порой меняют не только мысли человека, но и саму жизнь. И как правило, самые стойкие убеждения, ломаются самой жизнью, призывая к осмыслению многогранности мира и множеству путей.
Когнитивный диссонанс присущ всем людям, но его понимание и осознание может дать нам раскрытие новых идей, мыслей, а так же переосмысление своих покрытых паутиной устоев, это как глоток чистого воздуха в непрерывно скользящем потоке жизни.
Могли бы вы вспомнить состояние внутреннего конфликта? С чем это было связано и чему вас научило?
Напишите вашу ситуацию, которую вы можете отнести к когнитивному диссонансу, из вышесказанного. Форма комментариев, ждёт вас ниже…
Автор публикации
не в сети 6 месяцев
Tansha
0 Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 27-05-2016leadinlife.info
Когнитивное — это… Что такое Когнитивное?
Когнитивное развитие — (от англ. Cognitive development) развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и… … Википедия
Когнитивное картирование — метод, позволяющий выявить в политических текстах структуру рассуждения (что чему способствует/препятствует, что из чего следует и т.п.) и на основании этого делать выводы о мышлении автора текста и его видении политической ситуации. Фактически… … Википедия
Когнитивное отражение информационно-обменных процессов в мышлении оператора — Когнитивное отражение информационно обменных процессов: когнитивное (познавательное) семантическое отражение в мышлении оператора информационных представлений технических сущностей, содержащихся в информационно обменных процессах… Источник:… … Официальная терминология
когнитивное радио — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN cognitive radio … Справочник технического переводчика
Когнитивное религиоведение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
когнитивное отражение информационно-обменных процессов — 3.19 когнитивное отражение информационно обменных процессов: Когнитивное (познавательное) семантическое отражение в мышлении оператора информационных представлений технических сущностей, содержащихся в информационно обменных процессах. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Когнитивное искажение — Когнитивные искажения это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было доказано в психологических экспериментах … Википедия
КОГНИТИВНОЕ СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ — См. когнитивное крушение … Толковый словарь по психологии
Когнитивное развитие — это развитие человека от состояния, при котором мышление осуществляет незначительный контроль за деятельностью, своей и чужой, к состоянию, при котором непосредственно в деятельности и в процессах отражения мира и осознания его используют сложные … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ — важнейшая составляющая процесса научного познания, основанная на понимании последнего как принципиально межсубъектного процесса, как диалога между Я и не Я (Другой). Любой мыслительный акт всегда имеет двойную интенциональность (направленность на … Философия науки: Словарь основных терминов
estestvoznanie.academic.ru