Когнитивные компоненты волевого акта – —

Когнитивные компоненты волевого акта — КиберПедия

В.А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как уже отмечалось, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации. Что же приэтом делает человек? Как он достигает необходимого изменения побуждения.

ц По мысли В.А. Иванникова, формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия. То есть действие после свершения болевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение 0 его реализации, но и в силу других мотивов. В исследовании А-В. Запорожца было показано, что в зависимости от того, какой сМысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень его исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой гРуппы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во

 

Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля

Контрольные вопросы. Тестовые задания

второй группе сообщалась его цель, т.е. их просили поднять гру3 максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд, Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситу. ацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников последней группы.

Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так, в работе А. И. Липкиной отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов. Смена позиции с «ученика» на «учителя, наставника» приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой.

Смысл действия может также быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия. П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций, рассмотренной нами выше (см. раздел 5.1.1), приводил для иллюстрации данного механизма случай из своей жизни. Когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть накануне. Поставив себя на его место и представив, как стыдно ему было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом.



Еще один механизм изменения смысла принятого действия заключается в добавлении нового смысла к уже существующему. Например, не только «пробежать 2 километра», но и «по дороге пересчитать все деревья в сквере».

Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами «мифологического мышления». Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. Например, студентка может загадать, что, если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит ее в кино.

Последним из распространенных вариантов трансформации смысла является связывание действия с новыми, не типичными для него мотивами (использование приема самостимуляции). Например, женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «Если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье».

Гипотеза В.А. Иванникова может быть хорошо проиллюстрирована с помощью знаменитой притчи о строительстве Шартрского собора. Когда у трех людей, каждый из которых толкал перед собой тележку, груженную камнями, спросили «Что ты делаешь?», один ответил: «Везу камни», другой: «Зарабатываю деньги, чтобы про-

рмить семью», а третий сказал: «Строю храм». Очевидно, кто из яХ толкал свою тележку с большим энтузиазмом и чье поведение ) более волевым.

g) Контрольные вопросы

1, Зачем возникают в эволюции эмоциональные процессы? I 2. Как можно объяснить тот факт, что одна и та же информация может вызвать сильную эмоцию или оставить человека равнодушным?

3. Почему представители азиатских культур оценивают европейцев и американцев как более эмоциональных людей, чем они сами? ; 4. Как развивается реакция стресса?

5. Каковы основные признаки волевого действия?

6. С помощью каких механизмов происходит трансформация или создание дополнительного смысла действия, регулирующего выполнение волевого действия?



© Тестовые задания

‘ 1. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению — возбуждению, удовольствию — неудовольствию, напряжению — разрядке, лежит в основе теории…

I А. Джеймса — Ланге.

к Б. Шахтера — Сингера.

Б В. Кэннона — Барда.

ш 2. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?

К А. Три. Б. Десять. В. Сорок пять.

3. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку информации на…

A. Смысловом уровне.

I Б. Семантическом уровне.

B. Сенсорном (аналоговом) уровне.

4. Данные исследований показывают, что, когда человек лжет, он непроизвольно…

* А. Понижает голос. Б. Повышает голос. В. Говорит в более быстром темпе.

5. Согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является…

А. Высокий материальный доход. Б. Физическая привлекательность.

 

В. Лучшее положение по сравнению с окружающими. 6. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?

A. биологический мотив побеждает социальный.

Б. Биологический мотив трансформируется в социальный.

B. Социальный мотив побеждает биологический.

Ш Литература Основная

1. Иванников В А. Психологические механизмы волевой регуляции. М 1998.

2. Изард К. Эмоции человека. Издательство МГУ, 1980.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Лекции 48—50. М, 2000.

4. Общая психология. Сборник текстов / Под ред. В.В. Петухова. Вып. П. М., 1998.

5. Психология эмоций/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, Изд-во МГУ, 1984.

6. Психология. Комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. Минск, 2002.

Дополнительная

1. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

3. Квинн В.Н. Прикладная психология. С.-Пб., 2000.

4. Мацумото Д. Психология и культура. Современные исследования. С.-Пб.-М., 2002.

5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. С.-Пб., 2001.

6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

7. Симонов П.В. Что такое эмоция. М., 1966.

8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. С.-Пб., 2001.

 

 

■-

■ —

 

Глава 6 Регулятивные процессы психики. Внимание

 

Гений — это внимание. В. Джеймс

6.1. Особенности внимания как психического процесса.

Объективные и субъективные явления внимания

и невнимания

На международном психологическом конгрессе 1925 г. был представлен доклад, который произвел на слушателей глубокое впечатление. Он назывался «Несуществование внимания». Докладчик, представитель гештальтпсихологии, Э. Рубин считал, что слово «внимание» является излишним и вредным, а термин «внимание» означает либо нечто весьма неопределенное, либо нечто неоднородное, в разных случаях различное». Действительно, трудно отыскать в психологии столь же противоречивый предмет, каким оказалось для исследователей внимание.

Многообразие явлений внимания приводит к тому, что каждая группа исследователей прибегает к своему (чаще всего метафорическому) объяснению того, что же все-таки представляет собой внимание. Представители психологии сознания сравнивали внимание с лучом прожектора, выхватывающим ясную область сознания; в Когнитивном подходе используется метафора фильтра, производящего селекцию поступающей информации; бытует также метафо-Ра внимания как управляющего центра, который распределяет ограниченный ресурс психической «энергии» между различными ви-Дами деятельности. Историки психологии насчитали 35 различных °Пределений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание!

Еще одна сложность в изучении внимания заключается в том,

1 внимание нигде не выступает как изолированный процесс. По

 

словам П.Я. Гальперина (1958), «и про себя, и внешнему наблюде. нию внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следователь. но, только как сторона или свойство этой деятельности». В связи с вышеизложенным очевидно, что внимание не имеет своего отдельного специфического продукта, который может стать предметом рассмотрения. В отличие, например, от желания — продукта моти-вационного процесса, воспоминания — продукта мнемического процесса и т.д. внимание лишь изменяет результат процесса, к которому присоединяется. Внимание — не просто регулятивный процесс психики, оно буквально «встроено» в само протекание других процессов. Таким образом, зачастую складывается мнение, что внимание не может быть суверенным предметом психологической науки. Не соглашаясь с этим мнением, другие исследователи считают, что именно содержательная «пустота» акта внимания делает его удобным для формального изучения. При таком понимании внимание служит своеобразным прототипом других психических процессов и, исследуя его, мы претендуем на получение данных, важных для психологии в целом. Недаром именно с моделей внимания в когнитивной психологии началось осмысление целостного процесса переработки информации человеческой психикой. Кроме того, не следует забывать, что существование внимания — очевидный факт внутреннего опыта каждого человека.

Состояние внимания переживается как напряжение, усилие, интерес, удивление, активность и т.д. В последние годы ученых, изучающих внимание, привлек еще один феномен, связанный с явлением всеохватывающего тотального внимания, —
опыт «потока».
Опыт «потока» (М. Чиксентми-хайя, 1990) сопряжен с осуществлением деятельности, которая доставляет субъекту наслаждение сама по себе, вне прямой зависимости от ее конечного результата. К деятельностям такого рода молено отнести игру, медитацию, вдохновение, любовные переживания и т.д. Многие люди, которых спрашивают, зачем они тратят время и деньги на практически бесполезные занятия, порой даже связанные с риском для жизни (например, альпинисты, ныряльщики, гонщики), отвечают, что делают это именно для того, чтобы достигнуть состояния полного погружения в деятельность или, другими словами, максимально интенсивного внимания.

Внимание в целом как психический феномен обладает рядом свойств. Во-первых, состояние внимания характеризуется не только особыми субъективными переживаниями, но и четко выраженными объективными признаками. Это различные соматические проявления (специфические позы, задержка дыхания, учащение

НУ-

яьса) и наблюдаемое повышение продуктивности деятельности, «о-вторых, внимание может быть произвольным и непроизвольным- Термины «концентрация» и «абсорбция» отражают аспект произвольности внимания. О концентрации говорят в том случае, когда мы намеренно направляем внимание на объект. Состояние абсорбции возникает в том случае, когда нечто захватывает наше внимание помимо воли. В-третьих, внимание обладает рядом динамических характеристик: оно может направляться, сосредоточиваться, удерживаться, колебаться, распределяться, переключаться и отвлекаться. В соответствии с основными свойствами внимания формулируются и вопросы конкретных исследований. Как быстро может переключаться внимание? Как долго можно удерживать внимание на одном объекте? Какова максимальная интенсивность внимания? На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Какие факторы приводят к отвлечению внимания? Наконец, надо отметить, что внимание обладает не только положительным влиянием на психические процессы. Зачастую приходится фиксировать отрицательные эффекты внимания, когда излишнее внимание нарушает плавное протекание деятельности. Можно упомянуть известный «эффект сороконожки»: как только бедное насекомое задумалось, в какой же последовательности она перебирает своими многочисленными ножками, оно уже не смогло сделать ни шагу.

Значимость проблематики внимания в повседневной жизни проявляется в многочисленных характеристиках личности человека, связанных с фактором внимания. Человек может быть как наблюдательным, собранным, усидчивым, внимательным, усердным, целеустремленным, так и рассеянным, халатным, разболтанным, ветреным, легкомысленным, непредусмотрительным.

Антонимом понятия «внимание» выступает «рассеянность». Можно говорить о четырех качественно различных видах рассеянности. Студенческая рассеянность переживается как состояние «пустой головы». Низкая концентрация внимания сопровождается в этом случае стремительным переключением внимания с одного предмета на другой. Поэтическая рассеянность присуща людям, Переполненным разнородными идеями. «Роение» мыслей приводит к тому, что внимание, достигающее высоких степеней концентрации в каждый отдельный момент времени, быстро перескакивает с одно-ГР объекта на другой и создает противоположный эффект. Такое Явление называют еще «скачкой идей». Профессорская рассеянность Представляет собой псевдо-рассеянность. В данном случае речь идет 0 Максимальной концентрации на одном объекте (обычно теме на-УЧныу изысканий) в ущерб адекватному реагированию на внешние

 

Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание

бытовые обстоятельства. Старческая рассеянность наблюдается при общем снижении уровня функционирования организма. Здесь плохая концентрация сопровождается низкой переключаемостью Пожилой человек «застревает» на одном объекте на длительное вре. мя, но все же не может эффективно осуществить действие с ним.

6.2. Классические теории внимания

cyberpedia.su

Когнитивные компоненты волевого акта — Мегаобучалка

В.А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как уже отмечалось, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации. Что же приэтом делает человек? Как он достигает необходимого изменения побуждения.

ц По мысли В.А. Иванникова, формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия. То есть действие после свершения болевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение 0 его реализации, но и в силу других мотивов. В исследовании А-В. Запорожца было показано, что в зависимости от того, какой сМысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень его исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой гРуппы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во

 

Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля

Контрольные вопросы. Тестовые задания

второй группе сообщалась его цель, т.е. их просили поднять гру3 максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд, Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситу. ацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников последней группы.

Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так, в работе А. И. Липкиной отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов. Смена позиции с «ученика» на «учителя, наставника» приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой.

Смысл действия может также быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия. П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций, рассмотренной нами выше (см. раздел 5.1.1), приводил для иллюстрации данного механизма случай из своей жизни. Когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть накануне. Поставив себя на его место и представив, как стыдно ему было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом.



Еще один механизм изменения смысла принятого действия заключается в добавлении нового смысла к уже существующему. Например, не только «пробежать 2 километра», но и «по дороге пересчитать все деревья в сквере».

Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами «мифологического мышления». Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. Например, студентка может загадать, что, если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит ее в кино.

Последним из распространенных вариантов трансформации смысла является связывание действия с новыми, не типичными для него мотивами (использование приема самостимуляции). Например, женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «Если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье».

Гипотеза В.А. Иванникова может быть хорошо проиллюстрирована с помощью знаменитой притчи о строительстве Шартрского собора. Когда у трех людей, каждый из которых толкал перед собой тележку, груженную камнями, спросили «Что ты делаешь?», один ответил: «Везу камни», другой: «Зарабатываю деньги, чтобы про-

рмить семью», а третий сказал: «Строю храм». Очевидно, кто из яХ толкал свою тележку с большим энтузиазмом и чье поведение ) более волевым.

g) Контрольные вопросы

1, Зачем возникают в эволюции эмоциональные процессы? I 2. Как можно объяснить тот факт, что одна и та же информация может вызвать сильную эмоцию или оставить человека равнодушным?

3. Почему представители азиатских культур оценивают европейцев и американцев как более эмоциональных людей, чем они сами? ; 4. Как развивается реакция стресса?

5. Каковы основные признаки волевого действия?

6. С помощью каких механизмов происходит трансформация или создание дополнительного смысла действия, регулирующего выполнение волевого действия?

© Тестовые задания

‘ 1. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению — возбуждению, удовольствию — неудовольствию, напряжению — разрядке, лежит в основе теории…

I А. Джеймса — Ланге.

к Б. Шахтера — Сингера.

Б В. Кэннона — Барда.

ш 2. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?

К А. Три. Б. Десять. В. Сорок пять.

3. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку информации на…

A. Смысловом уровне.

I Б. Семантическом уровне.

B. Сенсорном (аналоговом) уровне.

4. Данные исследований показывают, что, когда человек лжет, он непроизвольно…

* А. Понижает голос. Б. Повышает голос. В. Говорит в более быстром темпе.

5. Согласно современным данным надежным предсказателем субъективного состояния счастья является…

А. Высокий материальный доход. Б. Физическая привлекательность.

 

В. Лучшее положение по сравнению с окружающими. 6. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?

A. биологический мотив побеждает социальный.

Б. Биологический мотив трансформируется в социальный.

B. Социальный мотив побеждает биологический.

Ш Литература Основная

1. Иванников В А. Психологические механизмы волевой регуляции. М 1998.

2. Изард К. Эмоции человека. Издательство МГУ, 1980.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Лекции 48—50. М, 2000.

4. Общая психология. Сборник текстов / Под ред. В.В. Петухова. Вып. П. М., 1998.

5. Психология эмоций/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, Изд-во МГУ, 1984.

6. Психология. Комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. Минск, 2002.

Дополнительная

1. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

3. Квинн В.Н. Прикладная психология. С.-Пб., 2000.

4. Мацумото Д. Психология и культура. Современные исследования. С.-Пб.-М., 2002.

5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. С.-Пб., 2001.

6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

7. Симонов П.В. Что такое эмоция. М., 1966.

8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. С.-Пб., 2001.

 

 

■-

■ —

 

Глава 6 Регулятивные процессы психики. Внимание

 

Гений — это внимание. В. Джеймс

6.1. Особенности внимания как психического процесса.

Объективные и субъективные явления внимания

и невнимания

На международном психологическом конгрессе 1925 г. был представлен доклад, который произвел на слушателей глубокое впечатление. Он назывался «Несуществование внимания». Докладчик, представитель гештальтпсихологии, Э. Рубин считал, что слово «внимание» является излишним и вредным, а термин «внимание» означает либо нечто весьма неопределенное, либо нечто неоднородное, в разных случаях различное». Действительно, трудно отыскать в психологии столь же противоречивый предмет, каким оказалось для исследователей внимание.

Многообразие явлений внимания приводит к тому, что каждая группа исследователей прибегает к своему (чаще всего метафорическому) объяснению того, что же все-таки представляет собой внимание. Представители психологии сознания сравнивали внимание с лучом прожектора, выхватывающим ясную область сознания; в Когнитивном подходе используется метафора фильтра, производящего селекцию поступающей информации; бытует также метафо-Ра внимания как управляющего центра, который распределяет ограниченный ресурс психической «энергии» между различными ви-Дами деятельности. Историки психологии насчитали 35 различных °Пределений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание!

Еще одна сложность в изучении внимания заключается в том,

1 внимание нигде не выступает как изолированный процесс. По

 

словам П.Я. Гальперина (1958), «и про себя, и внешнему наблюде. нию внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следователь. но, только как сторона или свойство этой деятельности». В связи с вышеизложенным очевидно, что внимание не имеет своего отдельного специфического продукта, который может стать предметом рассмотрения. В отличие, например, от желания — продукта моти-вационного процесса, воспоминания — продукта мнемического процесса и т.д. внимание лишь изменяет результат процесса, к которому присоединяется. Внимание — не просто регулятивный процесс психики, оно буквально «встроено» в само протекание других процессов. Таким образом, зачастую складывается мнение, что внимание не может быть суверенным предметом психологической науки. Не соглашаясь с этим мнением, другие исследователи считают, что именно содержательная «пустота» акта внимания делает его удобным для формального изучения. При таком понимании внимание служит своеобразным прототипом других психических процессов и, исследуя его, мы претендуем на получение данных, важных для психологии в целом. Недаром именно с моделей внимания в когнитивной психологии началось осмысление целостного процесса переработки информации человеческой психикой. Кроме того, не следует забывать, что существование внимания — очевидный факт внутреннего опыта каждого человека. Состояние внимания переживается как напряжение, усилие, интерес, удивление, активность и т.д. В последние годы ученых, изучающих внимание, привлек еще один феномен, связанный с явлением всеохватывающего тотального внимания, — опыт «потока». Опыт «потока» (М. Чиксентми-хайя, 1990) сопряжен с осуществлением деятельности, которая доставляет субъекту наслаждение сама по себе, вне прямой зависимости от ее конечного результата. К деятельностям такого рода молено отнести игру, медитацию, вдохновение, любовные переживания и т.д. Многие люди, которых спрашивают, зачем они тратят время и деньги на практически бесполезные занятия, порой даже связанные с риском для жизни (например, альпинисты, ныряльщики, гонщики), отвечают, что делают это именно для того, чтобы достигнуть состояния полного погружения в деятельность или, другими словами, максимально интенсивного внимания.

Внимание в целом как психический феномен обладает рядом свойств. Во-первых, состояние внимания характеризуется не только особыми субъективными переживаниями, но и четко выраженными объективными признаками. Это различные соматические проявления (специфические позы, задержка дыхания, учащение

НУ-

яьса) и наблюдаемое повышение продуктивности деятельности, «о-вторых, внимание может быть произвольным и непроизвольным- Термины «концентрация» и «абсорбция» отражают аспект произвольности внимания. О концентрации говорят в том случае, когда мы намеренно направляем внимание на объект. Состояние абсорбции возникает в том случае, когда нечто захватывает наше внимание помимо воли. В-третьих, внимание обладает рядом динамических характеристик: оно может направляться, сосредоточиваться, удерживаться, колебаться, распределяться, переключаться и отвлекаться. В соответствии с основными свойствами внимания формулируются и вопросы конкретных исследований. Как быстро может переключаться внимание? Как долго можно удерживать внимание на одном объекте? Какова максимальная интенсивность внимания? На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Какие факторы приводят к отвлечению внимания? Наконец, надо отметить, что внимание обладает не только положительным влиянием на психические процессы. Зачастую приходится фиксировать отрицательные эффекты внимания, когда излишнее внимание нарушает плавное протекание деятельности. Можно упомянуть известный «эффект сороконожки»: как только бедное насекомое задумалось, в какой же последовательности она перебирает своими многочисленными ножками, оно уже не смогло сделать ни шагу.

Значимость проблематики внимания в повседневной жизни проявляется в многочисленных характеристиках личности человека, связанных с фактором внимания. Человек может быть как наблюдательным, собранным, усидчивым, внимательным, усердным, целеустремленным, так и рассеянным, халатным, разболтанным, ветреным, легкомысленным, непредусмотрительным.

Антонимом понятия «внимание» выступает «рассеянность». Можно говорить о четырех качественно различных видах рассеянности. Студенческая рассеянность переживается как состояние «пустой головы». Низкая концентрация внимания сопровождается в этом случае стремительным переключением внимания с одного предмета на другой. Поэтическая рассеянность присуща людям, Переполненным разнородными идеями. «Роение» мыслей приводит к тому, что внимание, достигающее высоких степеней концентрации в каждый отдельный момент времени, быстро перескакивает с одно-ГР объекта на другой и создает противоположный эффект. Такое Явление называют еще «скачкой идей». Профессорская рассеянность Представляет собой псевдо-рассеянность. В данном случае речь идет 0 Максимальной концентрации на одном объекте (обычно теме на-УЧныу изысканий) в ущерб адекватному реагированию на внешние

 

Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание

бытовые обстоятельства. Старческая рассеянность наблюдается при общем снижении уровня функционирования организма. Здесь плохая концентрация сопровождается низкой переключаемостью Пожилой человек «застревает» на одном объекте на длительное вре. мя, но все же не может эффективно осуществить действие с ним.

6.2. Классические теории внимания

megaobuchalka.ru

Когнитивные компоненты волевого акта

Количество просмотров публикации Когнитивные компоненты волевого акта — 38

В.А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как уже отмечалось, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации. Что же приэтом делает человек? Как он достигает необходимого изменения побуждения.

ц По мысли В.А. Иванникова, формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия. Таким образом действие после свершения болевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение 0 ᴇᴦο реализации, но и в силу других мотивов. В исследовании А-В. Запорожца было показано, что исходя из того, какой сМысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень ᴇᴦο исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой гРуппы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во

Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля

Контрольные вопросы. Тестовые задания

второй группе сообщалась ᴇᴦο цель, т.е. их просили поднять гру3 максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд, Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситу. ацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников последней группы.

Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так, в работе А. И. Липкинои̌ отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов. Смена позиции с ʼʼученикаʼʼ на ʼʼучителя, наставникаʼʼ приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой.

Смысл действия может также быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия. П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций, рассмотренной нами выше (см. раздел 5.1.1), приводил для иллюстрации данного механизма случай из своей жизни. Когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть накануне. Поставив себя на ᴇᴦο место и представив, как стыдно ему было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом.

Еще один механизм изменения смысла принятого действия состоит в добавлении нового смысла к уже существующему. Например, не только ʼʼпробежать 2 километраʼʼ, но и ʼʼпо дороге пересчитать все деревья в сквереʼʼ.

Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами ʼʼмифологического мышленияʼʼ. Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. Например, студентка может загадать, что, в случае если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит её в кино.

referatwork.ru

Когнитивные компоненты волевого акта

Психология Когнитивные компоненты волевого акта

Количество просмотров публикации Когнитивные компоненты волевого акта — 15

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Когнитивные компоненты волевого акта
Рубрика (тематическая категория) Психология


В.А.Иванников˸ волевая регуляция – это произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, которое сознательно принято по необходимости (внешней или внутренней) и выполняется человеком по своему решению. Необходимость в данном возникает при недостатке соответствующей мотивации. Формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия,т.е. есть действие после свершения волевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, но и в силу других мотивов.

Исследования А.В.Запорожца˸ трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой группы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во второй группе сообщался ʼʼспортивный интересʼʼ – их просили поднять груз максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд. Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситуацию, когда они вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет. Наивысший результат был получен у участников из последней группы.

Способы изменения смысла действия˸

1) Через изменение позиции субъекта (отстающим ученикам поручили опекать школьников младших классов; смена позиции с ʼʼученикаʼʼ на ʼʼучителя, наставникаʼʼ привела к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой).

2) С помощью предвосхищения последствий того или иного действия ( пример П.В.Симонова˸ когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть и представил, как тому стыдно было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом).

3) С помощью добавления нового смысла к уже существующему (не только ʼʼпробежать 2 километраʼʼ, но и ʼʼпо дороге пересчитать все деревья в сквереʼʼ). Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами ʼʼмифологического мышленияʼʼ (если ʼʼя хорошо подготовлюсь к семинаруʼʼ, то ʼʼон пригласит меня в киноʼʼ).

4) С помощью связывания действия с новыми, нетипичными для него мотивами (женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе˸ ʼʼЕсли я продержусь неделю, то куплю себе новое платьеʼʼ).


Когнитивные компоненты волевого акта — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Когнитивные компоненты волевого акта» 2014, 2015-2016.

Читайте также


  • — Когнитивные компоненты волевого акта

    В.А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Структура волевого акта.

    ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

    С.Л.Рубинштейн различает 4 стадии волевого акта:

    · Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

    · Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

    · Решение. Процесс принятия решения может протекать различно. В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л.Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию». Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов. Акт принятия решения характеризуется своеобразным субъективным переживанием. Человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. «Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности» (С.Л.Рубинштейн)

    · Выполнение.

     

    Когнитивные компоненты волевого акта.

    В.А.Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как мы уже говорили выше, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации. Что же при этом делает человек? Как он достигает необходимого изменения побуждения.

    По мысли В.А.Иванникова, формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия. То есть действие после свершения волевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение о его реализации, но и в силу других мотивов. В исследовании А.В.Запорожца (1960) было показано, что в зависимости от того, какой смысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень его исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой группы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во второй группе сообщался «спортивный интерес», то есть их просили поднять груз максимально возможное количество раз, чтобы установить личный «рекорд». Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситуацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет. Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников из последней группы.

    Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так в работе А.И.Липкиной отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов. Смена позиции с «ученика» на «учителя, наставника» приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой.

    Смысл действия может так же быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия. П.В.Симонов, автор информационной теории эмоций, рассмотренной нами выше, приводил для иллюстрации данного механизма случай из своей жизни. Когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть накануне. Поставив себя на его место и представив, как стыдно ему было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом.

    Еще один механизм изменения смысла принятого действия заключается в добавлении нового смысла к уже существующему. Например, не только «пробежать 2 километра», но и «по дороге пересчитать все деревья в сквере».

    Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами «мифологического мышления». Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. Например, студентка может «загадать», что если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит ее в кино.

    Последним из распространенных вариантов трансформации смысла является связывание действия с новыми, нетипичными для него мотивами (использование приема самостимуляции). Например, женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «Если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье».

    Гипотеза В.А.Иванникова может быть хорошо проиллюстрирована с помощью знаменитой притчи о строительстве Шартрского собора. Когда у трех людей, каждый из которых толкал перед собой тележку, груженную камнями, спросили «Что ты делаешь?». Один ответил: «Везу камни», другой: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью», а третий сказал: «Строю храм». Очевидно, кто из них толкал свою тележку с большим энтузиазмом, и чье поведение было более волевым.

     

     

    ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

    arhivinfo.ru

    Когнитивные компоненты волевого акта — Студопедия.Нет

    В.А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как уже отмечалось, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации.

    Формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия. То есть действие после свершения волевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение о его реализации, но и в силу других мотивов. В исследованииА.В. Запорожца было показано, что в зависимости от того, какой смысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень его исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой группы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во второй группе сообщалась его цель, т.е. их просили поднять груз максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд. Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситуацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников последней группы.

    Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так, в работе А.И. Липкиной отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов. Смена позиции с «ученика» на «наставника» приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой.

    Смысл действия может также быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия.Например, стыдно перед товарищами за то, что не сделал что-то.

    Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами «мифологического мышления». Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. Например, студентка может загадать, что, если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит ее в кино.

    Последним из распространенных вариантов трансформации смысла является связывание действия с новыми, не типичными для него мотивами (использование приема самостимуляции). Например, женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «Если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье».

    ВНИМАНИЕ

    Модели внимания в когнитивной психологии

    Возможности человеческой психики, к сожалению, не безграничны. В когнитивной психологии проблема внимания в целом формулируется в виде вопроса о природе ограничений, накладываемых на переработку информации свойствами психики. Другими словами, внимание понимается как своеобразный селектор, который спасает психику от перегрузки. Решение проблемы ограниченной способности переработки информации предполагается в трех вариантах.

    Три группы теорий:

    Теории ранней селекции. Модель фильтра Д. Бродбента Модель аттенюатора А. Трейсман

    Внимание как фильтр, отсекающий излишнюю в данный момент времени информацию, восходит к так называемому «эффекту вечеринки». Давно замечено, что человек, находящийся на вечеринке в шумной компании, легко справляется с задачей поддержания разговора, который его интересует. Первую собственно психологическую модель данного типа предложил Д.Бродбент (1958). В целом соглашаясь с описанием фильтра как устройства, которое жестко отсекает нерелевантную информацию на основе анализа сенсорных признаков, он дал объяснение того, как формируются настройки фильтра. Бродбент предположил, что фильтр включается не сразу, а только после того как возникает угроза перегрузки блока переработки информации ограниченной емкости. Этот блок находится после системы первичного сенсорного анализа и предназначен для перцептивной обработки поступающей информации. Блок перцептивной обработки может одновременно «впустить» в себя не более шести единиц информации. Как только он оказывается заполненным, включается фильтр, который «впускает» новые порции информации, подобные уже содержащейся в нем. Происходит это по мере «продвижения» перцептивно обработанной информации в глубь системы.Модель аттенюатора А. Трейсман предполагает, что фильтр, расположенный у входа с систему, не блокирует нерелевантный поток информации, а лишь ослабляет его (от фр. attenuer — смягчать, ослаблять). Модель Трейсман описывает и дальнейшую судьбу информации, которая проходит через аттенюатор. Трейсман включает в модель систему «словаря», во многом тождественную долговременной памяти. Поясним, как происходит переработка информации в модели А. Трейсман. После того как поток стимуляции преодолевает аттенюатор, часть каналов остается в неизменном виде, а часть ослабляется. Для того чтобы подвергнуться дальнейшей обработке, канал должен «встретиться» с соответствующей ему единицей словаря (категорией). Сигнал, идущий по неослабленному релевантному каналу, с максимальной вероятностью «встретит» свою семантическую единицу и подвергнется дальнейшей обработке. Сигналы, идущие по нерелевантным каналам и, следовательно, ослабленные, имеют меньше шансов достичь соответствующие им словарные единицы.

    studopedia.net

    Когнитивные компоненты волевого акта

    Психология Когнитивные компоненты волевого акта

    просмотров — 218

    Структура волевого акта

    С.Л. Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

    • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

    • Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

    • Решение. Процесс принятия решения может протекать различно. В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как gU бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить се6е цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит толь-к0 это почувствовать, чтобы уже перейти к действию». Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает какполное и окончательное разрешение того конфликта͵ который вызвал борьбу мотивов. В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие всœе еще бушующей борьбы мотивов. Акт принятия решения характеризуется своеобразным субъективным переживанием. Человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. «Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».

    I • Выполнение.

    В.А. Иванников рассматривает волевую регуляцию как произвольное изменение (усиление или ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому по крайне важности (внешней или внутренней) и выполняемому человеком по своему решению. Необходимость такого изменения возникает, как уже отмечалось, при недостатке соответствующей принятому действию мотивации. Что же приэтом делает человек? Как он достигает крайне важного изменения побуждения.

    ц По мысли В.А. Иванникова, формирование побуждения к волевому действию достигается через трансформацию или создание дополнительного смысла действия. То есть действие после свершения болевого акта осуществляется уже не только в силу исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение 0 его реализации, но и в силу других мотивов. В исследовании А-В. Запорожца было показано, что в зависимости от того, какой сМысл имеет для испытуемого задание, кардинально меняется уровень его исполнения. Трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой гРуппы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во

    Глава 5. Регуляторные процессы психики. Эмоции и воля

    Контрольные вопросы. Тестовые задания

    второй группе сообщалась его цель, ᴛ.ᴇ. их просили поднять гру3 максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд, Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситу. ацию, когда они не просто поднимают груз, а вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет Нетрудно догадаться, что наивысший результат был получен у участников последней группы.

    Изменение смысла действия возможно через изменение позиции субъекта. Так, в работе А. И. Липкиной отстающим ученикам поручали опекать школьников младших классов. Смена позиции с «ученика» на «учителя, наставника» приводила к изменению самого смысла учебы и, как следствие, к повышению настойчивости в овладении учебной программой.

    Смысл действия может также быть изменен при помощи предвосхищения последствий того или иного действия. П.В. Симонов, автор информационной теории эмоций, рассмотренной нами выше (см. раздел 5.1.1), приводил для иллюстрации данного механизма случай из своей жизни. Когда ему не хватило смелости для прыжка с парашютом, он подумал о своем товарище, который не решился прыгнуть накануне. Поставив себя на его место и представив, как стыдно ему было смотреть в глаза друзьям, Симонов прыгнул с парашютом.

    Еще один механизм изменения смысла принятого действия заключается в добавлении нового смысла к уже существующему. К примеру, не только «пробежать 2 километра», но и «по дороге пересчитать всœе деревья в сквере».

    Придание дополнительного смысла принятому действию может осуществляться приемами «мифологического мышления». Тогда недостаточно мотивированное действие способно превратиться в символический акт. К примеру, студентка может загадать, что, если она хорошо подготовится к семинару, юноша, который ей нравится, пригласит ее в кино.

    Последним из распространенных вариантов трансформации смысла является связывание действия с новыми, не типичными для него мотивами (использование приема самостимуляции). К примеру, женщина, которая решила соблюдать диету, может укрепить свою волю, сказав себе: «В случае если я продержусь неделю, то куплю себе новое платье».

    Гипотеза В.А. Иванникова может быть хорошо проиллюстрирована с помощью знаменитой притчи о строительстве Шартрского собора. Когда у трех людей, каждый из которых толкал перед собой телœежку, груженную камнями, спросили «Что ты делаешь?», один ответил: «Везу камни», другой: «Зарабатываю деньги, чтобы про-

    рмить семью», а третий сказал: «Строю храм». Очевидно, кто из яХ толкал свою телœежку с большим энтузиазмом и чье поведение ) более волевым.

    g) Контрольные вопросы

    1, Зачем возникают в эволюции эмоциональные процессы? I 2. Как можно объяснить тот факт, что одна и та же информация может вызвать сильную эмоцию или оставить человека равнодушным?

    3. Почему представители азиатских культур оценивают европейцев и американцев как более эмоциональных людей, чем они сами? ; 4. Как развивается реакция стресса?

    5. Каковы основные признаки волевого действия?

    6. С помощью каких механизмов происходит трансформация или создание дополнительного смысла действия, регулирующего выполнение волевого действия?

    © Тестовые задания

    ‘ 1. Гипотеза о том, что различные эмоциональные состояния можно определить по трем характеристикам: успокоению — возбуждению, удовольствию — неудовольствию, напряжению — разрядке, лежит в основе теории…

    I А. Джеймса — Ланге.

    к Б. Шахтера — Сингера.

    Б В. Кэннона — Барда.

    ш 2. Сколько универсальных эмоций выделяют в настоящее время психологи?

    К А. Три. Б. Десять. В. Сорок пять.

    3. В рамках уровневой теории функционирования эмоций предполагается, что эмоциональная реакция сопровождает переработку информации на…

    A. Смысловом уровне.

    I Б. Семантическом уровне.

    B. Сенсорном (аналоговом) уровне.

    4. Данные исследований показывают, что, когда человек лжет, он непроизвольно…

    * А. Понижает голос. Б. Повышает голос. В. Говорит в более быстром темпе.

    5. Согласно современным данным надежным предсказателœем субъективного состояния счастья является…

    А. Высокий материальный доход. Б. Физическая привлекательность.

    В. Лучшее положение по сравнению с окружающими. 6. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека?

    A. биологический мотив побеждает социальный.

    Б. Биологический мотив трансформируется в социальный.

    B. Социальный мотив побеждает биологический.

    Ш Литература Основная

    1. Иванников В А. Психологические механизмы волевой регуляции. М 1998.

    2. Изард К. Эмоции человека. Издательство МГУ, 1980.

    3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Лекции 48—50. М, 2000.

    4. Общая психология. Сборник текстов / Под ред. В.В. Петухова. Вып. П. М., 1998.

    5. Психология эмоций/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, Изд-во МГУ, 1984.

    6. Психология. Комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. Минск, 2002.

    Дополнительная

    1. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984.

    2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

    3. Квинн В.Н. Прикладная психология. С.-Пб., 2000.

    4. Мацумото Д. Психология и культура. Современные исследования. С.-Пб.-М., 2002.

    5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. С.-Пб., 2001.

    6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

    7. Симонов П.В. Что такое эмоция. М., 1966.

    8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. С.-Пб., 2001.

    ■-

    ■ —

    Глава 6 Регулятивные процессы психики. Внимание

    Гений — это внимание. В. Джеймс

    6.1. Особенности внимания как психического процесса.

    Объективные и субъективные явления внимания

    и невнимания

    На международном психологическом конгрессе 1925 ᴦ. был представлен доклад, который произвел на слушателœей глубокое впечатление. Он назывался «Несуществование внимания». Докладчик, представитель гештальтпсихологии, Э. Рубин считал, что слово «внимание» является излишним и вредным, а термин «внимание» означает либо нечто весьма неопределœенное, либо нечто неоднородное, в разных случаях различное». Действительно, трудно отыскать в психологии столь же противоречивый предмет, каким оказалось для исследователœей внимание.

    Многообразие явлений внимания приводит к тому, что каждая группа исследователœей прибегает к своему (чаще всœего метафорическому) объяснению того, что же всœе-таки представляет собой внимание. Представители психологии сознания сравнивали внимание с лучом прожектора, выхватывающим ясную область сознания; в Когнитивном подходе используется метафора фильтра, производящего селœекцию поступающей информации; бытует также метафо-Ра внимания как управляющего центра, который распределяет ограниченный ресурс психической «энергии» между различными ви-Дами деятельности. Историки психологии насчитали 35 различных °Пределœений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание!

    Еще одна сложность в изучении внимания заключается в том,

    1 внимание нигде не выступает как изолированный процесс. По

    словам П.Я. Гальперина (1958), «и про себя, и внешнему наблюде. нию внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следователь. но, только как сторона или свойство этой деятельности». В связи с вышеизложенным очевидно, что внимание не имеет своего отдельного специфического продукта͵ который может стать предметом рассмотрения. В отличие, к примеру, от желания — продукта моти-вационного процесса, воспоминания — продукта мнемического процесса и т.д. внимание лишь изменяет результат процесса, к которому присоединяется. Внимание — не просто регулятивный процесс психики, оно буквально «встроено» в само протекание других процессов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, зачастую складывается мнение, что внимание не может быть суверенным предметом психологической науки. Не соглашаясь с этим мнением, другие исследователи считают, что именно содержательная «пустота» акта внимания делает его удобным для формального изучения. При таком понимании внимание служит своеобразным прототипом других психических процессов и, исследуя его, мы претендуем на получение данных, важных для психологии в целом. Недаром именно с моделœей внимания в когнитивной психологии началось осмысление целостного процесса переработки информации человеческой психикой. Вместе с тем, не следует забывать, что существование внимания — очевидный факт внутреннего опыта каждого человека. Состояние внимания переживается как напряжение, усилие, интерес, удивление, активность и т.д. В последние годы ученых, изучающих внимание, привлек еще один феномен, связанный с явлением всœеохватывающего тотального внимания, — опыт «потока». Опыт «потока» (М. Чиксентми-хайя, 1990) сопряжен с осуществлением деятельности, которая доставляет субъекту наслаждение сама по себе, вне прямой зависимости от ее конечного результата. К деятельностям такого рода молено отнести игру, медитацию, вдохновение, любовные переживания и т.д. Многие люди, которых спрашивают, зачем они тратят время и деньги на практически бесполезные занятия, порой даже связанные с риском для жизни (к примеру, альпинисты, ныряльщики, гонщики), отвечают, что делают это именно для того, чтобы достигнуть состояния полного погружения в деятельность или, другими словами, максимально интенсивного внимания.

    Внимание в целом как психический феномен обладает рядом свойств. В первую очередь, состояние внимания характеризуется не только особыми субъективными переживаниями, но и четко выраженными объективными признаками. Это различные соматические проявления (специфические позы, задержка дыхания, учащение

    НУ-

    яьса) и наблюдаемое повышение продуктивности деятельности, «о-вторых, внимание может быть произвольным и непроизвольным- Термины «концентрация» и «абсорбция» отражают аспект произвольности внимания. О концентрации говорят в том случае, когда мы намеренно направляем внимание на объект. Состояние абсорбции возникает в том случае, когда нечто захватывает наше внимание помимо воли. В-третьих, внимание обладает рядом динамических характеристик: оно может направляться, сосредоточиваться, удерживаться, колебаться, распределяться, переключаться и отвлекаться. В соответствии с основными свойствами внимания формулируются и вопросы конкретных исследований. Как быстро может переключаться внимание? Как долго можно удерживать внимание на одном объекте? Какова максимальная интенсивность внимания? На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Какие факторы приводят к отвлечению внимания? Наконец, нужно отметить, что внимание обладает не только положительным влиянием на психические процессы. Зачастую приходится фиксировать отрицательные эффекты внимания, когда излишнее внимание нарушает плавное протекание деятельности. Можно упомянуть известный «эффект сороконожки»: как только бедное насекомое задумалось, в какой же последовательности она перебирает своими многочисленными ножками, оно уже не смогло сделать ни шагу.

    Значимость проблематики внимания в повсœедневной жизни проявляется в многочисленных характеристиках личности человека, связанных с фактором внимания. Человек может быть как наблюдательным, собранным, усидчивым, внимательным, усердным, целœеустремленным, так и рассеянным, халатным, разболтанным, ветреным, легкомысленным, непредусмотрительным.

    Антонимом понятия «внимание» выступает «рассеянность». Можно говорить о четырех качественно различных видах рассеянности. Студенческая рассеянность переживается как состояние «пустой головы». Низкая концентрация внимания сопровождается в этом случае стремительным переключением внимания с одного предмета на другой. Поэтическая рассеянность присуща людям, Переполненным разнородными идеями. «Роение» мыслей приводит к тому, что внимание, достигающее высоких степеней концентрации в каждый отдельный момент времени, быстро перескакивает с одно-ГР объекта на другой и создает противоположный эффект. Такое Явление называют еще «скачкой идей». Профессорская рассеянность Представляет собой псевдо-рассеянность. В данном случае речь идет 0 Максимальной концентрации на одном объекте (обычно теме на-УЧныу изысканий) в ущерб адекватному реагированию на внешние

    Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание

    бытовые обстоятельства. Старческая рассеянность наблюдается при общем снижении уровня функционирования организма. Здесь плохая концентрация сопровождается низкой переключаемостью Пожилой человек «застревает» на одном объекте на длительное вре. мя, но всœе же не может эффективно осуществить действие с ним.

    6.2. Классические теории внимания


    Читайте также


  • — Когнитивные компоненты волевого акта

    Структура волевого акта ‘ С.Л. Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта. • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто. • Стадия обсуждения и борьбы мотивов. • Решение…. [читать подробенее]


  • — Когнитивные компоненты волевого акта

    Структура волевого акта ‘ С.Л. Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта. • Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто. • Стадия обсуждения и борьбы мотивов. • Решение…. [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о