Командно плановая экономическая система – — () —

Содержание

Плановая экономика

Плановая экономика

Введение

Плановая экономика это та экономика, при которой государство полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания предприятиям и колхозам, совхозам направлялись из центра, из министерств.

Обмен товарами также планировался в центре и шел через систему предприятий государственной торговли к потребителю. При такой экономике отсутствовала конкуренция, а значит, не было обратной связи между производителем и потребителем. Это приводило к тому, что производителю можно было работать, невзирая на качество продукции, а государству необходимо было принимать меры, чтобы заставить предприятия думать об этом. Директивный план всегда принимался на партийном съезде, потом принимал вид решения съезда депутатов Верховного Совета как законодательного органа и через министерства рассылался на места. Контроль за выполнением плана осуществлялся на основе уголовно-административной и партийной ответственности.

Сторонники плановой экономики (командно-административной системы) утверждают, что она обеспечивает устойчивое развитие без экономических кризисов, низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки. Ее же критики выделяют следующие негативные черты: отсутствие экономических стимулов у человека к трудовой деятельности; формирование у населения социального иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной продукции и др.

Данная работа является достаточно актуальной для изучения. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене.

Цель работы — понять сущность плановой экономики и ее влияние на общество.

Задачи: определить основные понятия и принципы плановой экономики; отразить достоинства и недостатки плановой экономики; показать теория дефицита (модель Я.Корнаи) и основные понятия Ф.А. Хайека.

1. Основные понятия плановой экономики

Прежде чем говорить о плановой экономике в целом, необходимо отметь основные ее понятия. Централизованную экономику называют плановой. Вообще, у понятия централизованной экономики существует целый ряд синонимов — командно-административная система, иерархическая система, директивная система, командная экономика и, наконец, просто социализм.

Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы и там, где план:

— составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за успех выполнения плана;

— реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи;

— вся существенная экономическая информация может быть собрана и осмыслена именно тем, кто принимает решения и отвечает за них;

— проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение в конечном счете определяет насколько вообще разумен был этот план.

Планирование в масштабах страны бывает порой полезным в условиях военного времени, когда рыночные механизмы не позволяют быстро сосредоточить все ресурсы страны ради защиты от внешнего врага. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время — особенно, если государство превращает план не в рекомендацию для участников хозяйственной жизни, а пытается добиться его неукоснительного исполнения, заставляя людей и хозяйственные организации действовать строго в соответствии с плановыми заданиями.

2. Принципы плановой экономики

Основополагающей чертой плановой экономики является11 Явлинский Г.А. Экономика России: наследство и возможности. Учебник.- М.: ЭПИцент, 2000.-261с.:

1. Все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству. Так, установление Советской власти в СССР сразу же сопровождалось целым рядом законов по экспроприации собственности, национализации банков, “Законом о социализации земли” (февраль 1918 года), “Декретом о национализации внешней торговли” (апрель 1918 года), введением продотрядов и комбедов, занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственных излишков у “кулаков” и т. д.

Плановая экономика вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Но если никто ничем не владеет, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Куда важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это директоров предприятий награждали орденами и назначали министрами. И совсем неважно, что эти товары и в рамках плановых заданий и у тем более — сверх их — могли быть совсем неинтересны для покупателей, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы совсем иные блага. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорог. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать этот уродливый мебельный гарнитур или этот безумно тяжелый станок. У людей не было альтернативы — другую мебель найти было просто невозможно. А предприятиям приобретение, например, такого станка прямо предписывалось планом и на это выделялись деньги;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяет наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, туристские путевки за границу и т. д.), или занятие должности, на которой тебя начинают пускать в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

2.Следующей чертой плановой экономики является то, что всё управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр берёт на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить. Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своём роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве. Здесь появляется государственный план, который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства — предприятиям, организациям народного хозяйства. Процесс планирования можно описать следующим образом: на самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, следует произвести в масштабах всей страны за год. За тем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рас считывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и про чих материалов для выпуска запланированного объёма автомобилей. Следующий этап — расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства исходных материалов. Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до работника-сталевара

11 Явлинский Г.А. Экономика России: наследство и возможности. Учебник.- М.: ЭПИцент, 2000.-261с..

3. К принципам плановой экономики (если рассматривать идеальную модель социализма) можно также отнести то, что она предполагает уничтожение рыночного механизма как децентрализованной системы связи на основе ценовых сигналов и ликвидацию денежной системы — определение доли каждого участника процесса производства осуществляется на основе трудовых затрат, что удостоверяется квитанциями, «трудовыми чеками» или другими подобными документами.

4. Если рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве принципа плановой экономики можно выделить монополию государственной власти, её однопартийность, и жесткий политический контроль с её стороны, который «исключает любые несанкционированные формы массовой активности».

Итак, определив принципы плановой системы, можно рассмотреть преимущества, которыми она обладает.

3. Достоинства и недостатки плановой экономики

3.1 Достоинства плановой экономики

Плановая экономика обладает целым рядом преимуществ11 Курс экономической теории. Учебник/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселева. -Киров: АСА, 1999.-624 c.:

1.Позволяет быстро сосредоточить все ресурсы общества на “направлении главного удара”.

2. В значительной степени снижены или вообще отсутствуют некоторые виды транзакционных издержек (при этом, появляется новый вид транзакционных издержек — издержки составления и согласования между инстанциями различного уровня плановых заданий). Так, при централизованной экономике отсутствуют издержки поиска информации (прежде всего, затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли-продажи), поскольку производители прикреплены к магазинам и поставщикам ресурсов директивным способом, а конечным потребителям благ не приходится прилагать усилия по поиску наилучших условий купли-продажи, так как каждый вид товара производится одним производителем и его цена и качество везде одинаковы

Директивный народнохозяйственный план — способ распределения ограниченных ресурсов на основе государственных заданий, обязательных для исполнения всеми предприятиями страны.

Идеальная модель предполагает также, что в ней практически отсутствуют издержки заключения хозяйственного договора, поскольку поставщики ресурсов, производители благ и магазины прикреплены друг к другу директивным способом. Однако в этот вид издержек входят также издержки непосредственного приобретения товаров конечными потребителями (приобретение товара покупателем тоже является хозяйственным договором). В принципе, значение этих издержек невелико, поэтому о них обычно не упоминается, однако во времена СССР они порою становились весьма ощутимы (у многих главная ассоциация с советской эпохой — это гигантские очереди, в которых люди стояли помногу часов, а порою даже ночевали; конечно, очереди есть и при рыночной экономики, но они не носят такого масштабного характера, как это иногда было при СССР, когда некоторые виды товаров являлись дефицитными).

Значительно снижены издержки измерения (издержки, связанные с оценкой потребителем свойств товаров), поскольку каждый вид товара производится одним производителем, а потому покупателю не нужно тратить время на измерение и сопоставление свойств товаров различных фирм и выбор для себя наиболее предпочтительного производителя.

При плановой экономике отсутствуют также издержки, связанные с нарушением условий контракта и контролем за его исполнением: никто не может нарушать плановое задание — или под страхом морального или физического наказания, или просто потому, что само задание полностью учитывает ресурсы и возможности предприятий, следовательно, выполнение его становится естественным и целесообразным занятием.

2. Отсутствуют и некоторые виды производственных издержек. В первую очередь, это издержки, связанные с затратами на рекламу и маркетинговые исследования. Насчитывается гораздо меньше профессий, которые не связаны непосредственно с производством материальных благ и оказанием услуг конечным потребителям. Отпадают многие ненужные обществу виды труда и общественных затрат, например, целая армия банков, бирж, страховых компаний, полчища юристов, маклеров, дилеров, посредников-спекулянтов разного рода, маркетинговых служб, рекламных организаций, служб охраны коммерческих секретов и чемоданов.

3. Ещё одним преимуществом плановой экономики является то, что она позволяет в значительной степени устранить циклические колебания, способна обеспечить полную трудовую занятость и, что очень важно, сгладить неравенства в распределении доходов.

4. К достоинствам относят также крупномасштабность производства. Эффект масштаба (экономия на масштабе) — это экономическая закономерность, согласно которой суммарные издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции. Данная экономия обусловлена следующим. Во-первых, по мере роста объема выпуска продукции постоянные издержки распространяются на все большее количество продукции, следовательно, их доля в единице продукции падает. Во-вторых, по мере увеличения размера предприятия появляется возможность специализации труда: сосредоточившись на выполнения одной операции, рабочий работает гораздо производительнее, к тому же исключаются потери времени при переходе рабочего от одной операции к другой. В-третьих, более крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно использовать лучшее оборудование, а также разрабатывать и внедрять новые технологии — для малых объёмов выпуска товара это не имеет смысла, поскольку разработка новых технологий требует очень больших капитало-вложений. Но существует также такое понятие, как «отрицательный эффект масштаба» («отрицательная экономия от масштаба»), проявляющийся в том, что начиная с некоторого момента рост размеров предприятия вызывает рост средних издержек производства. Причину этого видят в том, что управляемость большой организацией снижается: управленческий аппарат становится все более многочисленным и все дальше отдаляется от действительного производственного процесса, создаются проблемы обмена информацией и бюрократическая волокита. Кроме того, при росте размеров фирмы могут размываться побудительные мотивы деятельности персонала, так как работники начинают чувствовать большую отчужденность от руководящего центра. В принципе, отрицательный эффект масштаба не имеет практического обоснования, в дополнения к этому возникает вопрос: как определить, достигло ли предприятие оптимального размера (если допустить существование отрицательного эффекта масштаба). Поэтому анализируя экономику СССР, очень трудно сказать, была ли крупномасштабность производства отрицательным моментом, или же, наоборот, положительным: сторонники «рынка» считают, что издержки производства были огромными, «плановики» же придерживаются противоположного мнения.

5. К достоинствам можно отнести также и то, что плановый выпуск продукции в значительной степени фильтрует ассортимент производимых товаров и услуг, исключая из него те товары и услуги, которые пагубно воздействуют на физическое и нравственное состояние общества, но пользуются спросом при рыночной экономике. К таким товарам и услугам можно отнести, например, рестораны быстрого питания, «боевики» американского образца, бесчисленные ток-шоу, продукцию сексуальной направленности и много другое11 Курс экономической теории. Учебник/ Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселева. -Киров: АСА, 1999.-624 c..

3.2 Недостатки плановой экономики

1. В качестве главного недостатка выделяют невозможность плановых заданий объективно отражать потребности общества в тех или иных товарах. Для того, чтобы определить, сколько единиц каждого продукта нужно обществу, Центр должен обладать информацией о потребностях людей, их вкусах и предпочтениях. Ф.Хайек называл эту информацию «рассеянным знанием», указывая на то, что она расосредоточена между людьми и не может быть сконцентрирована в едином Центре. В рыночной экономике эта информация находит своё отражение через механизм колебания цен (изменение относительных цен и предельных норм замещения являются тем ориентиром, который подсказывает производителям, что производить, а потребителям — что покупать). При плановой экономике такой механизм отсутствует, а значит, плановая экономика в принципе не может точно определить, сколько каких товаров необходимо обществу.

Иными словами, даже если удастся собрать всю полноту информации о наличных ресурсах и потребностях в тех или иных товарах на какой-то конкретный момент, то через определённое время эта информация не будет объективно отражать реальность вследствие изменений в хозяйственной жизни, изменения же эти непредсказуемы, поэтому они не могут быть учтены плановым заданием. Так, австрийский экономист Людвиг фон Мизес11 Мизес Л. Социализм.Учебник.-М.: Инфра-М, 1995, — 142 с. рассматривает шесть больших групп факторов, которые, по его мнению, приводят экономику в постоянное движение: изменения в природном окружении, в численном составе населения, в величине и распределении капитала, в технике производства, в общественной организации труда, а также изменения в структуре спроса потребителей1. Конечно, не все эти факторы являются абсолютно непредсказуемыми. К примеру, динамику численности населения можно не только достаточно точно прогнозировать, но и непосредственно оказывать на неё влияние с помощью инструментов демографической политики, а изменения в технике производства учитываются плановым заданием, поэтому их предсказывать не нужно. Однако точно предугадать, например, изменения в природном окружении — это действительно задача практически невыполнимая. Ведь невозможно за несколько лет сказать, какой год будет урожайный, а какой — нет, когда и где произойдут природные катаклизмы и каковы будут масштабы разрушений, принесённых ими.

2. Запаздывание с принятием решений в сфере экономики. Ни один директор фабрики или магазина в социалистической стране не волен самостоятельно изменить структуры выпуска или продажи, либо их цены — даже, если видит, что это необходимо. Однако такие решения вправе были принимать только высшие органы управления экономикой: Государственный плановый комитет, Государственный комитет по ценам, Государственный комитет по материально-техническому снабжению, Министерство торговли и т. д. Естественно, что в такой системе решения принимались всегда очень медленно.

3. Ослабление восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу. Государственные предприятия в командной экономике не заинтересованы в использовании разработок ученых и конструкторов — ведь их продукции и так гарантирован сбыт в соответствии с планами.

 4. Подавление свобод граждан и гибели демократии. Невысокая результативность работы командной экономики порождает недовольство граждан низким уровнем своей жизни. Чтобы это недовольство не выливалось в открытый протест граждан, создается система запугивания населения и террора. Но никакой террор не способен заставить людей трудиться столь производительно и изобретательно, как они делают это, работая на себя или получая вознаграждение, сформированное в рыночным условиях. Именно в силу этих особенностей и дефектов даже такая богатейшая природными и людскими ресурсами страна как Россия к концу XX века пришла с уровнем жизни граждан куда более низким, чем у соседних европейских и некоторых азиатских стран (сравним, скажем, уровень жизни в России и в Финляндии — некогда бывшей одной из самых нищих провинций царской империи). А ведь эти страны не наделены были такими ресурсами, как СССР (в Японии, скажем, вообще нет никаких полезных ископаемых). Но зато они прожили ХХ век в рамках иной экономической системы — рыночной, то есть в условиях свободного экономического выбора. И это оказалось лучше, чем владение природными богатствами, но использование их в рамках командной системы.

5. В качестве недостатка выделяют также и то, что Центр, «стремясь расписать номенклатуру выпускаемой продукции в натуральном выражении вплоть «до гвоздя», должен содержать огромный бюрократический аппарат, поглощающий значительные трудовые и материальные ресурсы.

6. К недостаткам можно отнести и то, что у производителей отсутствуют стимулы повышать качество товаров массового потребления и внедрять более эффективные производственные технологии. Причина тому — отсутствие конкуренции. Ведь при отсутствии альтернативы покупателям не остаётся ничего иного, как покупать товары единственного производителя. К тому же мягкие бюджетные ограничения позволяют предприятию функционировать неэффективно, так как оно в принципе не может обанкротиться

7. В числе важных недостатков выделяются также отсутствие высоких стимулов к труду, так как при ней отсутствует мотив личной выгоды. Так, доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвел — он фиксирован и определяется исключительно занимаемой должностью. Многие считают, что сама природа человеческой натуры такова, что при коллективном ведении хозяйства он никогда не будет трудиться также добросовестно, как если бы работал на себя, причём это свойство человеческой натуры невозможно ничем искоренить.

8. Многие критикуют социализм также за концепцию определения доли каждого участника производственного процесса на основе трудовых затрат. Они аргументируют это тем, что существует различное качество работы, разная производительность труда и, что самое главное, множество его разновидностей (от высокоинтеллектуального — до чисто физического), а потому объективно оценить его стоимость достаточно сложно.

9. Активной критике подвергается плановая экономика и за то, что она способствует концентрации большой власти в руках одного человека (группы лиц), что может привести к установлению в стране тоталитарного режима и проведению государством агрессивной внешней политики.

10. К недостаткам относят также и большие размеры теневого сектора. Так, уже к началу 70-х годов 3-4% ВВП СССР производилось в теневом секторе, а в период с начала 60-х по конец 80-х в среднем масштабы теневого сектора увеличились в 30 раз (в строительстве — в 60 раз, в сфере транспорта и связи — в 40 раз, в сельском хозяйстве и промышленности — в 30 раз). Однако нужно отметить, что после развала СССР размеры теневого сектора не уменьшились.

В результате в странах командной системы сложилась ситуация, когда:

1) Даже самые простейшие из необходимых людям благ было невозможно свободно купить, так как они были «дефицитом». Например, в 80-х годах в крупнейших городах России привычным видом стали «парашютисты». Так прозвали жителей маленьких городов и деревень, которые приезжали в большие города с большими рюкзаками (похожими на ранцы с парашютами) за спиной, чтобы купить продукты питания на несколько недель. Ведь в их населенных пунктах в продовольственных магазинах просто ничего не было. Сходные последствия дефицита были свойственны экономикам всех социалистических стран. Именно поэтому известный венгерский экономист Янош Корнаи в своей книге под названием «Дефицит» писал11 Корнаи Я. Дефицит. Учебник.-М.: Наука, 1992.-608 c.: Венграм и советским людям, китайцам и румынам, кубинцам и полякам в равной мере известно, что, значит отстоять в очереди за мясом или обувью, а вместо покупки услышать грубость от продавца, им приходится годами ожидать ордера на квартиру, сталкиваться с остановками производства на предприятии из-за отсутствия материалов или комплектующих изделий.

2) Масса предприятий постоянно несли убытки, а многие из них были официально отнесены к такой поразительной категории как «планово-убыточные предприятия». При этом работники этих предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии.

3) Самой большой удачей для граждан и для предприятий было «достать» (по блату или по благосклонности начальства) какой-то импортный товар или оборудование. В России покупатели записывались в очередь за югославскими женскими сапогами с вечера, а югославы, в свою очередь, давали взятки за то, чтобы купить в магазинах своей страны обувь из Италии.

Именно поэтому в начале 90-х годов, когда СССР и страны Восточной Европы стали подводить итоги десятилетий «планового развития», картина вырисовалась крайне грустная.

Выяснилось, что подавляющее большинство производимой в этих странах продукции не только низкого качества и устаревшей конструкции, но и производится с непомерно высокими затратами. А потому она не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынках. А те новейшие технологические процессы (например, непрерывная разливка стали), которые были созданы учеными СССР и могли улучшить ситуацию, десятилетиями не использовались, тогда, как в государствах с рыночной экономикой их освоили очень быстро и в огромных масштабах.

Особенно явно слабости планово-командной системы проявляются при решении вопроса для кого производить блага, то есть при определении тех граждан, которые вправе получить те или иные произведенные страной блага.

Подавляющая же часть населения должна была «выслуживать» дефицитные блага годами послушного труда, независимо от того, насколько производителен и реально полезен был этот труд. Например, для получения талона на право покупки мебельного гарнитура надо было отработать без конфликтов с начальством 5 лет, а талона на покупку легкового автомобиля или ордера на бесплатную квартиру — 15-20 лет. Поэтому, уверения идеологов социализма о том, что плановое ведение хозяйства будет куда более рациональным, чем «стихия рынка» и обеспечит невиданный в истории рост благосостояния граждан оказались абсолютно ложными. Страны с планово-командной экономикой в ХХ веке полностью проиграли экономическое соревнование странам с рыночной экономикой. Именно поэтому в конце 80-начале 90-х годов этого века почти все бывшие социалистические страны встали на путь коренного преобразования своих экономических систем, воссоздавая частную собственность и рыночные механизмы

studfiles.net

Плановая экономическая система

Предпосылки формирования

Общество в период своего развития применяло различные экономические системы. Это типы строения экономики с определенными устоями, обычаями, законами и нормами, отношениями между экономическими субъектами. Первая экономическая система – это традиционная система. Системе была свойственна преимущественно аграрная экономика, технологии производства слабо развиты, а ручной труд преобладает над машинным.

Со временем общество стало переходить к рыночному типу экономики или смешанному. Однако, СССР и социалистические страны выбрали другой путь развития. Такой путь развития – это плановая экономическая система.

Основные особенности

Замечание 1

Одним из главных плюсов такой системы – это преодоление проблем безработицы.

В условиях плановой системы каждый человек может быть обеспечен рабочим местом. При этом цены строго регулируются государством как и все основные сферы деятельности. При этом плановые показатели производства продукции устанавливаются государством и направляются на исполнение. Выполнение плановых показателей является ключевым показателем эффективности и является строго обязательным. Информацию обрабатывает один информационный центр ( в СССР, например, Госплан).

Отсутствует частная собственность. Все сферы производства находятся в собственности государства.

Замечание 2

Таким образом, основа экономики и ее регулятор в экономической системе планового типа – государство.

Воплощается такая экономическая система с помощью сильной централизованной власти, пропаганды и идеологии. Основой такой системы обычно является идеология социализма. Яркий пример плановой системы – это, конечно, СССР.

На Кубе и в КНДР сохранилась плановая экономическая система.

Первым критиком такой системы выступил Людвиг Фон Мизес в 20 х годах 20 века. В настоящее время специалисты продолжают дискуссии о недостатках и преимуществах плановой системы. Альтернативные варианты многие эксперты находят в развитии новой экономической системы, основанной на информации и знаниях.

Ученый и кибернетик Н.И. Ведута разрабатывал сочетания взаимодействия планов и рынка. То есть основой должна стать экономическая кибернетика. Информационные потоки конечных потребителей (населения и предприятий) должны согласовываться с национальными задачами, что должно повысить эффективность принимаемых управленческих решений. Была разработана такая модель межотраслевого баланса, с помощью которой можно было улучшить управление экономикой в стране. То есть управление должно перейти к автоматизированному.

Основные недостатки

Рассмотрим основные недостатки, из-за которых плановая экономическая система не стала развиваться и практически прекратила свое развитие с распадом СССР:

  • различия в производимых ресурсах с реальными потребностями населения;
  • развитие дефицита на товары и услуги, но при этом наличие переизбытка на другие товары и услуги;
  • долгий процесс принятия решений на всех уровнях власти;
  • ограничение нововведений и НТР;
  • диспропорции народного хозяйства;
  • неконкурентоспособность предприятий на иностранном рынке;
  • цены не соответствовали структуре спроса и предложения;
  • наличие большого числа монополий;
  • высокие затраты на обработку и передачу информации;
  • потеря и искажение информации в процессе ее передачи;
  • продукция становится более материальной, а не технологичной;
  • сложности в быстром реагировании на проблемы в обществе;
  • постоянное стремление только к перевыполнению планов, что могло отражаться на качестве продукции, трудовых ресурсах.

spravochnick.ru

Плановая экономика | Экономика

Плановая экономика. Другим видом экономической системы является плановая экономика. Плановая экономика — экономика, при которой экономические ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля.

При плановой экономике основные экономические решения принимаются централизованно соответствующими органами государственной власти (министерствами, комитетами, комиссиями).

Исходя из основных задач, стоящих перед экономикой страны, разрабатываются планы социально-экономического развития. Посредством их достигаются сбалансированность и координация экономической деятельности, обеспечивается достижение приоритетных целей социально-экономической политики. Различают два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает обязательное господство государственной собственности на экономические ресурсы. Планирование, как правило, носит общий характер и не предусматривает детальной разработки экономических показателей. Их выполнение обязательно лишь для государственных организаций. Для остальных участников экономики плановые показатели имеют лишь рекомендательный характер. Элементы демократической плановой экономики успешно применяются многими развитыми странами рыночной экономики (Франция, Германия), а также некоторыми развивающимися странами.

Командная плановая экономика представляет более жесткую
модель экономики. Она в течение нескольких десятилетий
господствовала в бывшем СССР, а также в ряде стран Восточной
Европы, Азии. В условиях командной плановой экономика
национальное хозяйство приходит в движение на основе
централизованного планирования и управления. Поэтому

непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Сбалансированность экономики достигается исключительно административными методами (приказами, распоряжениями). Планы носят директивный характер, то есть выступают как законы, обязательные к выполнению. В результате непосредственные исполнители не имеют материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда. Все эти факторы сдерживают рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций.

При командной экономике производители не имеют возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, a также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. В свою очередь, потребители ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом всего этого является отсутствие конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

ibrain.kz

Командная экономика (плановая экономика) — контрольная работа

Командная экономика  (плановая экономика) — экономическая система, в которой  государство или советы руководят  экономикой. В системе с командной  экономикой центральное правительство  принимает все решения относительно производства и потребления товаров  и услуг. В крайних случаях, обширные отрасли экономики и промышленности находятся под контролем государства, все решения относительно распределения  ресурсов и производства также принимаются  государством. Органы планирования решают что должен быть изготовлено и  направляют предприятия низших уровней  на производство этой продукции. Команда  экономика является противоположностью рыночной экономике, в которой производство, распределение, ценообразование и  инвестиции принимаются владельцами  средств производства на основе собственных  интересов а не согласно всеобъемлющего плана. К мягким разновидностям планирования в командных экономиках принадлежит индикативное планирование, когда государство применяет «влияние, субсидии, дотации и налогообложения, но не указывает что делать.» Такие разновидности иногда называют «планируемыми рыночными экономиками.»

 

Некоторые исследователи различают  плановую экономику от командной, считая командную экономику крайним  случаем плановой. Однако, планирование экономической деятельности присутствует и в условиях свободного рынка.

 

К важным примерам командных  экономик прошлого принадлежит экономика  Советского Союзу, которая, за оценками CIA Factbook была некоторое время второй за размерами экономикой мира, Китая  до 1978 года и Индии до 1991 года.

 

Начиная из 1980-тих и 1990-тих  лет правительства стран с  командной экономикой начали внедрять политику де-регуляции (или, как в  Советском Союзе, система испытала крах) и движение в бок создания рыночной или смешанной экономики. Плановые экономики существуют в  таких странах, как Куба, Ливия, Саудовской Аравии, Иране, Северной Корее и Мьянма.

 

Характеристики плановой экономики

 

При условиях командной (плановой) экономики  главные экономические вопросы  решает определен центральный орган, который сначала определяет, что  и сколько производить, и непременно контролирует выполнение своих распоряжений. Таким способом самый решаются все  вопросы относительно того, как производить. Центральный орган решает также  вопрос «для кого» производить.

 

При условиях командной экономики  существуют достаточно жесткие ограничения  уровней заработной платы, пенсий, длительности отпусков работающим и тому подобное. Центр определяет объемы распределения  за районами выработанных товаров, а  также устанавливает цены на них.

 

Главной особенностью командной системы  является отсутствие у производителей свободы выбора. Да, директор швейной  фабрики не мог выбирать поставщика ткани для своего товара, поскольку  план «закреплял» за ним конкретного  поставщика. В то же время директор ткацкой фабрики не побаивался, что  его продукция останется нераспроданной по причине низкого качества: ведь он знает, что швейная фабрика по плану обязана приобрести ее.

 

Именно отсутствие свободы выбора предопределяет отсутствие у производителей заинтересованности (или стимулу) производить  лучшие и более дешевые товары, увеличивая их ассортимент и разрабатывая новые модели. Через это удовлетворение потребностей потребителей в такой  системе находится на низком уровне. Но следует отметить также, что планирование как метод управления отдельным  предприятием широко используется в  хозяйственной практике и может  способствовать повышению общей  эффективности производства.

 

Характерные черты плановой экономики:

 •

Избыточное огосударствление экономики

 

Избыточная централизация  производства (свыше 90 % предприятий  — государственная собственность)

 

Диктат производителя

 

Бюрократизация аппарата управления

 

Направление значительной части  дефицитных ресурсов на потребности  военно-промышленного комплекса

 

 

Критика плановой экономики

 

Склонность к диктатуре

 

Командная экономика склонна  к установлению диктатуры и карьерному росту людей аморальных и беспринципных. Да, Фридрих фон Гаек считал, что  диктатор или диктаторы, которые  стоят у кермы административно командной системы должны владеть исключительными способностями в сфере политической интриги и внутрипартийной борьбы. Распределение ресурсов в административном порядке невозможно без абсолютной политической власти. Административные приказы должны быть подкреплены угрозой наказания или применением силы. Распределение ресурсов, по определению, значит, что ресурсы отбирают в одних и отдают другим. Карьерный рост возможен лишь для людей беспринципных и не обремененных моралью.

 

Гаек считал, что даже если власть сама по себе может и не быть целью, тем не менее планирование ведет к диктатуре, поскольку диктатура — самый эффективный инструмент силового влияния и принудительного насаждения идеологии, и как такая необходимая для осуществления широкомасштабного централизованного планирования. «Для достижения своих целей коллективистам нужная власть — власть одних людей над другими, причем в невиданных до сих пор масштабах, и от того, смогут ли они ее достичь, зависит успех всех начинаний.» По мнению Гаека, именно беспринципные и бессовестные люди имеют больше всего шансов на успех в тоталитарном обществе. Также с этим выводом соглашается Франк Найт, который утверждает, что органы планирования должны будут «руководить беспощадно, для поддержки механизма организованного производства и распределения ресурсов». «Хотят они этого или нет, им придется это делать; вероятность того, что у кермы очутятся люди, не одержимые жаждой власти, равняется вероятности того, что чрезвычайно добра и мягкий человек получит работу надзирателя за крепостными.»

 

Гаек также утверждает, что поведение диктатора в  экономике не может сдерживаться моралью или любыми законами или  правилами, поскольку диктатор не может  заранее ограничить себя любыми формальными  правилами, способными отнестись предубежденно  своеволие. Ему все время придется решать проблемы, которые невозможно развязать, пользуясь лишь формальными  правилами


referat911.ru

Что такое плановая экономика: её преимущества и недостатки перед рынком

Человеческое общество в ходе своего развития использовало и использует разные экономические системы. Одной из них является плановая экономика, отличие которой от других систем заключается в подходах и методах решения главных экономических задач.

Данный тип экономики – государственная экономическая система, при которой все важнейшие материальные ресурсы, включая природные ископаемые вкупе со средствами производства — являются государственной (общественной) собственностью и не могут ни при каких обстоятельствах передаваться в частное владение.

При плановой экономике государство определяет важнейшие вопросы, а именно: объемы производства, регуляцию цен, баланс отраслей производства, инвестиции и пр.

Плановые задания предприятиям направляются непосредственно из центра посредством министерств. Таким же образом планируется обмен товарами и проходит через систему предприятий госторговли к потребителю.

Подобный тип экономики сопровождается, как правило, жесткой централизацией, когда решения на предприятиях принимаются исключительно с оглядкой на государственные органы отрасли.

Плановая экономическая система не исключает рыночных элементов, как пример — успешное развитие артелей при Сталине, а также современное развитие Китая.

Важно: сталинская модель плановой экономики.

Недостатки плановой экономики

Основным недостатком подобной системы является отсутствие конкуренции, а также недостаточное стимулирование производителей к улучшению качества товаров вкупе с повышением показателей производства. Итогом становится стагнация, рецессия.

Трудоемкость процесса планирования, а также сложность оперативного реагирования так же оказывают свое пагубное влияние. Возможно с развитием вычислительной техники эти проблемы решаться, во всяком случае на более мелких масштабах, например в рамка ритейл бизнеса — у крупных компаний, вроде Валмарт, это решается, причём очень успешно. Даже в плане прогнозирования.

Плановая экономика может сопровождаться волюнтаристскими действиями государственных деятелей, вызванные исключительно их желаниям и устремлениями, однако не соответствующими экономическим законам. Например, легендарные хрущевские целинные и кукурузные эпопеи. И более мелкие масштабы вроде цеховиков. Оба случая решаются либо карательными органами, либо системой сдержек-противовесов, если речь заходит о крупных представителях гос. власти.

В чистом виде административно плановая система на даёт свободу творчеству, предпринимательской активности. В СССР пытались заменить конкуренцию социалистическим соревнованием, движениями (Стахановцы), однако подобные решения действуют точечно и имеют более психологический эффект (см. Карнеги).

Впрочем, главный негатив плановой экономики в состоявшемся опыте её использования: крушение СССР, которое стало тяжелейшим испытанием для жителей страны, во многом состоялось из-за недостатков плановой системы.

Преимущества плановой экономики

Между тем плановая экономическая система имеет определенные достоинства перед рыночной.

При плановой экономике практически отсутствует безработица, средства производства не являются частной собственностью, сдерживается социальное расслоение, удерживается достойный уровень социальных гарантий обеспечивается государством.

Плановая экономика позволяет государству концентрировать усилия на важнейших проектах.

Плановая система, при адекватном управлении, более бережно относится к ресурсам. Как пример, многие вещи, выпущенные в СССР работают и сейчас, меж тем, то что производится сегодня, даже в США, Японии, тем паче — Китае — обычно имеет менее долгий ресурс работы. При рынке выгодно выпускать вещи с искусственно сниженным сроком эксплуатации, так потребитель быстрее купит новое. А это приводит к неразумному потреблению и к преступному расточительству ресурсов планеты.

Учитывая исчерпаемость ресурсов Земли и отсутствие реальных достижений по добыче ресурсов на других объектах солнечной системы, плановая экономика может стать единственным решением при надвигающейся экологической катастрофе, с учётом быстрого роста населения. Тем важнее опыт СССР, Китая и других стран «соц. лагеря» для идущей экономической глобализации.

Плановая экономика становится выходом для государства (пусть даже ранее рыночного) в состоянии войны, в состоянии изоляции и санкций, она позволяет максимально быстро переориентировать производства на потребности внутреннего рынка и фронта (пример есть в истории Бритиш Петролиум).

Компромисс

Необходимо отметить, что и рыночная, и плановая системы сегодня в абсолютном виде почти не представлены.

Например, социалистические страны неоднократно ослабляли контроль над экономикой, чтобы дать толчок для роста экономических показателей. Иногда такая практика становится постоянной, например, Китай, который допустил ряд поблажек для частных собственников и бизнесменов.

Обратным примером может служить США, когда великая депрессия вынудила государство применить элементы командной системы. Чтобы высадить человека на Луну, в США были исключены рыночные механизмы в финансировании и планировании миссии, для такой сложной задачи понадобилась концентрация в стиле СССР.

В России сегодня можно наблюдать использование элементов плановой экономики, правда, в не совсем привычной форме. Президентом РФ был подписан закон «О стратегическом планировании», в котором получила развитие концепция «пятилеток» правительства.

Потребность в плановой системе экономики значительно возросла, т.к. решения в социальной, оборонной, технологической сферах экономики приобретают все более долгосрочный характер.

kudavlozitdengi.adne.info

2.1 Плановая экономическая система командной экономики (на примере СССР). Координация выбора в различных хозяйственных системах

Похожие главы из других работ:

Агробизнес и конкуренция

1.1 Рыночные преобразования в аграрной сфере экономики СССР

В начале 1990 годов Россия выходила на ведущий план по объему производства, а так же и по объективному показателю — производство продукции на душу населения. Тем самым занимая лидирующие позиции на рынке, опережая страны ЕС…

Административно-командная экономическая система

1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине

После октябрьской революции 1917 года в России, а со временем и на всей территории бывшей Российской империи, была объявлена идея перехода к коммунизму, и установления социализма, как первой ступени на этом пути…

Административно-командная экономическая система

1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики

Существует множество способов охарактеризовать развитие экономики разных стран, но как наиболее общий и наиболее наглядный…

Административно-командная экономическая система

2. Сравнительная характеристика командной и рыночной систем экономики

Денежный рынок. Денежные агрегаты и их виды

3.1 Денежная система СССР

Денежная система СССР — это установленная на основе изданных органами верховной власти и управления законов и постановлений планомерная организация налично-денежного оборота и денежного обращения…

Исторический процесс формирования и развития рынка в России

Глава 1. Развитие экономики СССР

Координация выбора в различных хозяйственных системах

1.1 Командная система (на примере СССР)

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д. Представляется…

Проблемы трансформации отдельных институтов командной экономики в переходный период в 1990-х гг. в России

1. Проблемы трансформации отдельных институтов командной экономики в переходный период в 1990-х гг. в России

На рубеже 1980-х и 1990-х гг. почти во всех социалистических странах сменился политический строй. Перед новыми общественными силами, пришедшими к власти, встала задача проведения глубоких реформ…

Роль государства в формировании современной рыночной экономики. Экономическая роль государства в Республике Беларусь

2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики РБ. Экономическая роль государства в РБ

Рыночная экономика

1. Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику…

Сравнительная характеристика административно-командной и рыночной систем экономики

2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ

Субъекты экономического поведения в командной экономике

1. Особенности экономического поведения субъектов командной экономики

В СССР принуждение осуществлялось в рамках командной системы: плановики отдавали приказы производителям. Объем выпуска в такой экономике зависел от усилий производителей…

Теневая экономика

3.1 Особенности теневой экономики в СССР

Развитие теневой экономики в нашей стране и изучение этого развития прошли за последние полвека две основные фазы: 1). До начала 1990-х гг. — теневые экономические отношения как порождение советской административно-командной системы; 2)…

Экономические системы общества: есть ли альтернатива рыночному хозяйству?

2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ В СССР

Экономические системы общества: есть ли альтернатива рыночному хозяйству?

2.1 Характеристика административно-командной системы СССР

Социалистическая доктрина нашла наиболее последовательное и устойчивое воплощение в политическом и социально-экономическом устройстве СССР. Советские идеологи приложили огромные усилия для того, чтобы доказать…

econ.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *