Конспект урока для чего нужна дисциплина 7 класс – План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Конспект урока в 7 классе по обществознанию по ФГОС «Для чего нужна дисциплина» | скачать бесплатно

Урок по обществознанию в 7 классе «Что такое дисциплина?»

«Что такое дисциплина» 7 кл.

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, санкции.

Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

знать, что такое дисциплина, какой она бывает;

— понимать, какую роль играет дисциплина в человеческом обществе, и каковы последствия нарушения дисциплины;

— уметь осуществлять поиск информации, выделять главное

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных знаний.Проверка д/з. Игра «Крестики-нолики». Если верно, то Х, если нет – О.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Существуют внешние и внутренние угрозы безопасности страны.

3. Внешние угрозы разделяются на глобальные, региональные и частные.

4. В России регулярная армия была создана Иваном Грозным в 16 веке.

5. Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.

6. Гражданин обязан состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства.

7. Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную.

8. Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет.

9. Для военнослужащих не существуют военная форма и знаки различия.

III. Изучение нового материала.

3.1. Мотивация. Сегодняшний урок я хочу продолжить стихотворением Константина Подвербного. Послушайте его внимательно, в нем содержится тема нашего урока.

Вы, говорите, что я строг…

Но, дисциплина — это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом… С глазу на глаз…

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая наглость!

Пусть дети отдыхают… Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине). Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.

План урока:

1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

3.2. Приём “Корзина чувств”. Давайте нарисуем кластер, к слову «дисциплина» подберем ассоциации. Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение.

3.3. Объяснение нового термина «дисциплина».

— А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина — подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина — обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина — (лат. disciplina) — определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1. Обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.).
Выберете определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Давайте вспомним, что такое нормы морали и нормы права?

Вашему вниманию предложен ряд норм. Сгруппируйте их в три столбика: в первом записать правовые нормы, во втором — моральные, в третьем — требования той или иной организации. («переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу»). Нелишне будет попросить ребят пояснить основания, по которым они относят каждую норму в тот или иной столбик.

3.4. Дисциплина общеобязательная и специальная.

Существует два основных вида дисциплины.

Дисциплина

Общеобязательная Специальная

Нередко вы можете встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. Что это? Правильно, это законы. Все госорганы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Специальная дисциплина – обязательная только для членов определенной организации.

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. Именно от нее зависит боеспособность войск, их действия в боевой обстановке, а главное – жизнь многих людей.

Отношения совместной трудовой деятельности закрепляет трудовая дисциплина.

Вы сейчас учитесь в школе. Какую дисциплину вы должны соблюдать? Конечно, школьную.

Существует еще технологическая дисциплина. Нарушение именно этой дисциплины приводит к непоправимым последствиям. ( Пример из рубрики путешествие в прошлое).

3.5 Физкультминутка.

Ребята, а сейчас встаньте, выйдите из-за парт и сделайте несколько движений.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем наклоны.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

3.6. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Что побуждает людей быть дисциплинированными? Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет? Учащиеся с помощью учителя формулируют выводы: соблюдение государственной (общеобязательной) дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека. Еще дисциплину подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Что значит «дисциплина внешняя» и «дисциплина внутренняя»? Ответы на эти вопросы вы найдете в учебнике на стр. 100. (Работа с учебником)

3.7. Дисциплина, воля и самовоспитание.

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

Хочу вам зачитать один фрагмент из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу», через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел…

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

IV. Закрепление нового материала.

— О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.” (Воинская).

— Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется какая дисциплина? (Внешняя)
— Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о: (внутренней дисциплине)

— Залогом успешного самовоспитания является… (воля).

V. Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

VI. Домашнее задание. п. 9, р.т. № 1, 2. Подобрать пословицы о дисциплине.

Список используемой литературы и интернет-ресурсы:

1. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание, 7 класс» М., «Просвещение», 2011г.

2. О.А. Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание, рабочая тетрадь, 7 класс», М., «Просвещение», 2014г.

3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. «Обществознание, поурочные разработки», М., «Просвещение». 2013г.

4. Н.И. Козлов «Истинная правда или Учебник для психолога по жизни», М., 1998.

5. festival.1september.ru

6. ru.wikipedia.org›

7. prezentacii.com

8. nsportal.ru›

9. infourok.ru

infourok.ru

План-конспект урока по обществознанию по теме «Для чего нужна дисциплина» в 7 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 14 г.Феодосии Республики Крым»

Разработка урока обществознания

по теме:

«Для чего нужна дисциплина»

(7 класс)

учителя истории и обществознания

Цикал Натальи Алексеевны

Феодосия-2018

Урок №_____

Дата:

Учитель: Цикал Н. А.

План-конспект урока обществознания

7 класс

Тема: Для чего нужна дисциплина


Цель урока:
 осознание социального и личностного значения дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию к самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:  определять, что такое дисциплина, какая она бывает, каковы последствия нарушения дисциплины.

Метапредметные  результаты:

 а) познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы;

б) коммуникативные: 

вступать в речевое общение; планировать цели и способы взаимодействия;

в) регулятивные: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, дополнительной информацией; оценивать свою работу на уроке.

Личностные результаты: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать свою точку зрения.

Оборудование: Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.

Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, мораль.

Тип урока: урок по усвоению новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Актуализация знаний по предыдущей теме.

О чём идёт речь в афоризмах?

«Дисциплина — мать победы»А.В. Суворов, русский полководец

«Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может». Ф.Ф. Ушаков

«Строгая дисциплина-залог успеха». Ник Перумов, русский писатель-фантаст. Война мага

«Дисциплинированность — похвальное качество». Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель двадцатого века.

« … дисциплина — штука справедливая, правильная, и от нее так же никуда не денешься, как от кори…» Джон Стейнбек, американский прозаик

Ответы обучающихся

Учитель читает стихотворение Константина Подвербного «Дисциплина»:

Вы, говорите, что я строг…

Но, дисциплина — это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом… С глазу на глаз…

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая радость!

Пусть дети отдыхают… Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине). Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Узнать, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь.

Какие способы для достижения цели урока мы можем использовать? (работать с учебником, выполнять творческие задания, совместно обсуждать вопросы, записывать самую важную информацию в тетрадь).

План урока:

1.Что такое дисциплина.

2.Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

1.Подберите, пожалуйста, к слову «дисциплина» ассоциации (солнце с лучиками)

(Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение)

2. Объяснение нового термина «дисциплина».

— А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

1) Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина — подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний. 

2) Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина — обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

3) Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина — (лат. disciplina) — определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

Давайте выберем определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.(Работа со словарём в учебнике с.154 )

Формулируем определение, записываем в тетрадь.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

3.Обязательная дисциплина

      Дисциплина – необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

   В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством, называется общеобязательным.

Задание: выпишите виды дисциплины с кратким пояснением в тетрадь, работая с материалом учебника с.39-41.

Общеобязательная

Специальная: Военная Школьная Трудовая Технологическая

Проверка выполненного задания:

Общеобязательная дисциплина

Вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством.

Специальная дисциплина

Обязательна только для членов определенной организации:

А). Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов. Невыполнение военной дисциплины приводит к снижению боеспособности войск, отсутствию четкости управления ими, угроза жизни многих людей.

Б).Трудовая дисциплина

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда. Невыполнение трудовой дисциплины наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом.

В).Технологическая дисциплина

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе. Невыполнение технологической дисциплины ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.

Г). Школьная дисциплина

Соблюдение Устава школы

Отдельно рассматривается еще один вид дисциплины – моральная (дисциплина человека с позиции добро/зло).

Задание

Подберите пары по смыслу.

Технологическая дисциплина

Выполнение приказа командира

Общеобязательная дисциплина

Опоздание рабочего на смену

Трудовая дисциплина

Несоблюдение правил пожарной безопасности на борту самолёта

Военная дисциплина

Обязательное начало уроков в 8 часов 20 минут

Школьная дисциплина

Администрация Дубенского района выполняет возложенные на неё обязанности

Задание

  1. Дайте определение внутренней и внешней дисциплины (работа с учебником с. 44)

  2. Соотнесите примеры с разновидностями дисциплин.

Дисциплина

Внешняя дисциплина

Внутренняя дисциплина

Примеры:

А). Контроль со стороны других людей.

Б). Совесть.

В). Желание выиграть приз.

Г). Боязнь получить выговор.

Д).Чувство вины.

Ж). Увольнение с работы.

З). Требование к самому себе.

Беседа «Дисциплина, воля и самовоспитание».

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

Работа с фрагментом из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу», через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел…

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Домашнее задание: параграф 5 читать, отвечать на вопросы «Проверим себя» с. 46, дополнительно (по желанию) – задание № 6 «В классе и дома» с. 47.

multiurok.ru

План конспект по обществознанию 7 класс УРОК 9. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ДИСЦИПЛИНА

УРОК 9. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ДИСЦИПЛИНА (§ 5)

Занятие опирается на материал о правилах в жизни людей и нормах права, изученных на предыдущих уроках. В то же время это единственный в школьном курсе обще-ствознания урок, непосредственно посвящённый вопросам дисциплины, рассматривающий их в социальном и личностном контекстах. Изучение темы призвано повлиять на поведение и поступки учащихся, развить навыки самоконтроля и самовоспитания.

Задачи урока

1.    Показать социальное и личностное значение соблюдения дисциплины.

2.    Способствовать пониманию учащимися необходимости руководствоваться общепринятыми нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

3.    Развить умение анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения.

4.    Способствовать развитию у учащихся заинтересованности не только в личном успехе, но и в улучшении различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.

5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; самоконтроль и самооценивание; умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование урока

Учебник, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко, для проведения лабораторного занятия — отрывки из дополнительной литературы по теме.

План изучения нового материала

1.    Дисциплина общеобязательная и специальная.

2.    Внешняя и внутренняя дисциплина.

3.    Дисциплина, воля и самовоспитание.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок с элементами групповой работы

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Введением в тему может послужить повторение вопросов о том, какие правила жизни в обществе знакомы семиклассникам и почему эти правила необходимо соблюдать.

1. Начать изучение нового материала целесообразно с введения нового термина «дисциплина». Учитель поясняет значение термина (дисциплина — это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе правилам), а затем просит учащихся найти определение в тексте параграфа. Один из учащихся (по желанию) читает определение вслух.

Далее уместно пояснить, что подразумевается под нормами права, нормами морали и требованиями какой-либо организации. Учитель просит учащихся вспомнить, что такое право и правовые нормы, и привести примеры этих норм. Затем необходимо познакомить учащихся с тем, что такое мораль (значение этого слова дано в словаре), и попросить привести примеры моральных норм. Примером требований организации могут выступить положения, например, Устава школы. Можно заранее записать на доске ряд норм (например, «Переходить дорогу на зелёный сигнал светофора», «Помогать старшим», «Заботиться о младших», «Голосовать за кандидата в президенты страны», «Выполнять Устав школы», «При посещении больных надевать сменную обувь», «Добросовестно учиться», «Бережно относиться к школьному имуществу») и попросить учащихся сгруппировать их в три столбика. В первом записать правовые нормы, во втором — моральные, в третьем — требования организации.

Говоря о специальной дисциплине, учитель предупреждает, что ребята могут в дальнейшем услышать и прочитать о различных её вариантах. Но если понимать основной смысл, то можно догадаться и о значении той или иной специальной дисциплины. Например, что может означать «платёжная дисциплина»? Порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. А что означает «исполнительская дисциплина»? Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений.

Вопрос о последствиях несоблюдения дисциплины учитель раскрывает на основе материала рубрики «Путешествие в прошлое». В данном случае рекомендуется эмоциональный, с взвешенными смысловыми акцентами рассказ учителя. Предложенный в тексте параграфа материал о том, что нарушения дисциплины могут привести к непоправимым последствиям, должен найти не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик.

2. Освещение раздела о внешней и внутренней дисциплине учитель начинает с обсуждения следующих вопросов: что побуждает людей быть дисциплинированными? Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

В хорошо подготовленном классе учащиеся самостоятельно формулируют выводы: соблюдение государственной (общеобязательной) дисциплины контролируется государством, специальная дисциплина обеспечивается соответствующими организациями, соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека. В менее подготовленных классах эти выводы помогает сделать учитель.

После такого введения учитель даёт определения внешней и внутренней дисциплины, имеющиеся в учебнике.

Далее учитель проводит связь между изучаемым материалом и реальными событиями, происходящими в обществе. Учащимся предлагается рассказать, опираясь на сообщения средств массовой информации и Интернета, об

автомобильных авариях и других происшествиях, которые были вызваны нарушением дисциплины. При этом необходимо определить, что привело к авариям, какая дисциплина «хромала» в каждом конкретном случае.

3. Переходом к заключительному вопросу темы может стать коллективное размышление о том, в чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Учитель подводит к выводу, что именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Далее можно проверить, есть ли уже у ребят определённые победы на пути самовоспитания. Для этого можно обратить внимание учащихся на фрагмент текста параграфа, начинающийся словами «во-первых, оцени…» и завершающийся словами «…делать только то, что хочется».

Затем учитель делает акцент на трудностях самовоспитания, на том, что получается задуманное не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели. Можно попросить ребят привести примеры из известных им книг и кинофильмов о людях, добившихся цели исключительно благодаря своей силе воли. В случае затруднения учитель может привести примеры сам. В частности, рассказать или напомнить семиклассникам о судьбе Алексея Маресьева, Павла Корчагина.

Работа по материалу рубрики «Жил на свете человек» может сочетать рассказ учителя об А. С. Макаренко и небольшие выступления учащихся, подготовленные по отдельным страницам «Педагогической поэмы». (Учитель может заранее подобрать соответствующие теме фрагменты и попросить желающих накануне урока познакомиться с ними и пересказать в классе.) После заслушивания учащихся учитель организует небольшое обсуждение, подводящее к выводу о том, что именно дисциплина всего коллектива формировала культуру, характер, привычки воспитанников Макаренко, их внутреннюю дисциплину.

Одним из элементов этой части урока может стать анализ следующей ситуации:

«Однажды А. С. Макаренко доверил большую сумму денег бывшему вору Семёну Калабалину. Семён Калабалин

49


4-7190

не .подвёл своего заведующего. Более того, он сам впоследствии стал воспитателем беспризорных детей. Но тогда, когда Макаренко доверял ему деньги, он ещё всего этого не знал и сознательно шёл на большой риск. Как вы думаете, зачем нужен был этот риск? Можно ли было без него обойтись?»

Мнения ребят могут быть разными. Задача учителя — дать возможность сформулировать, выразить их и обосновать. В завершение обсуждения учитель акцентирует внимание на тех мнениях, в которых отразилась необходимость доверия к человеку — доверия, которое поднимает его над самим собой, делает лучше.

Затем учитель предлагает учащимся подумать над тем, какие правила их классного коллектива помогают формировать положительные привычки, образцы поведения.

В хорошо подготовленном классе можно организовать обсуждение проблемного вопроса: может ли чрезмерно жёсткая дисциплина оказаться вредной для общества? Выслушав мнения учащихся, важно подвести их к пониманию того, что в том случае, если дисциплина будет подавлять инициативу и творчество людей, она может оказаться вредной. Для развития общества необходимо сочетание, с одной стороны, следования нормам, обеспечивающим общественный порядок, с другой — разумной творческой мысли и инициативных действий.

С целью развития умений творческой деятельности учитель может организовать работу малых групп. Предлагаем два варианта организации работы учащихся по группам.

Можно предложить группам придумать и разыграть «зеркальные» сценки, в которых должно быть отражено: а) чёткое соблюдение дисциплины в определённой жизненной ситуации; б) поведение в этой же ситуации как в кривом зеркале — при полном отсутствии дисциплины.

Ситуации могут быть по просьбе учителя определены самими учащимися или распределены между группами учителем:

—    утро перед школой;

—    во время контрольной;

—    школьная переменка;

—    опять двойка;

—    когда родителей нет дома. И др.

Другим вариантом работы по группам может стать поисковое задание: узнать у учителя биологии, школьного врача, учителя физкультуры, классного руководителя, в библиотеке по специальной литературе:

1)    сколько часов в день семиклассникам рекомендовано: а) смотреть телевизор; б) делать уроки; в) проводить на свежем воздухе; г) спать.

2)    какое время лучше всего посвящать занятиям, как содержать в порядке своё рабочее место, какую помощь родителям по дому могут оказать ребята.

В сообщениях о результатах своего поиска учащиеся указывают источник информации: кто рекомендует, где написано.

Все выводы-рекомендации по соблюдению режима дня и организации труда и отдыха по ходу выступления групп должны записываться на большом листе бумаги. (Вариант: группы заранее оформляют свои рекомендации и во время выступления наклеивают их на большой общий лист.) После выступления всех групп учитель просит учащихся ещё раз посмотреть на получившийся круг рекомендаций и обращает их внимание на то, что ответственны за их выполнение они сами, ответственна совесть каждого ученика. Ведь совесть — это тот внутренний контролёр, который помогает становлению внутренней дисциплины.

Домашнее задание: § 5 учебника; задания рубрик «Проверим себя» и «В классе и дома».

Лабораторное занятие

1. Данная форма организации учебной деятельности по теме предполагает осмысленную работу с учебным текстом, выделение основных идей и положений.

Материал о государственной и специальной дисциплине может быть освоен путём обращения к тексту учебника. Проверкой освоения его содержания послужат вопросы: почему воинскую, трудовую и школьную дисциплину считают специальной дисциплиной? Какую дисциплину называют общеобязательной? Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется? Почему воинская дисциплина отличается наибольшей строгостью? Кого называют нарушителями трудовой дисциплины? Почему важна учебная дисциплина?

В случае затруднения при формулировке ответов рекомендуется адресовать учащихся к соответствующим абзацам в учебнике.

2.    В ходе изучения второго пункта плана учитель просит учащихся с помощью текста учебника ответить на ряд вопросов и выполнить задания, проверяющие усвоение материала и закрепляющие его: почему И. Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением? В чём принципиальное отличие внешней и внутренней дисциплины? Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? Назовите правила, которые вы установили сами для себя. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе на ближайшее время: просыпаться за час до выхода в школу, делать каждое утро зарядку, убирать за собой постель, идти в школу пешком, складывать школьную сумку вечером, помогать дома родителям без их напоминания и просьбы. Какими требованиями вы могли бы дополнить этот перечень?

3.    При изучении третьего пункта плана урока наряду с текстом параграфа возможна работа с двумя дополнительными источниками.

Первый источник — пример самовоспитания. Он взят из книги об А. В. Суворове.

«Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов, и в эту сторону устремились все его помыслы.

С проявившимся уже в детстве упорством и настойчивостью он начал готовить себя к военной деятельности. Это выражалось не только в штудировании специальных книг, но и в целой системе самовоспитания, которой подверг себя мальчик. Будучи от природы болезненным, легко подверженным простуде, он поставил себе целью закалиться; для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём и т. д. Домашние удивлялись странностям ребёнка, отец между делом читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг… В конце концов, Василий Иванович махнул рукой на упрямого ребёнка, а окружающие уже тогда окрестили его «чудаком». (Осипов К. Суворов. — М., 1939. — С. 10.)

Учащиеся отвечают на вопросы: какую цель поставил перед собой юный А. В. Суворов? Какие он определил для себя пути достижения цели? Как работал А. В. Суворов по преодолению своих слабостей — время от времени или регулярно, изо дня в день? Почему окружающие окрестили мальчика «чудаком»? В чём вы хотели бы походить на юного А. В. Суворова?

Второй фрагмент — о результатах работы над собой.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через «не хочу», через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел…

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазнёй. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать». (Козлов Н. И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. — М., 1998.)

Учащиеся отвечают на вопросы: на кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил дисциплину, а кто нет? О какой дисциплине можно вести речь применительно к поведению мальчиков — о внешней или внутренней? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Почему?

Завершением изучения темы может стать текст рубрики «Учимся быть дисциплинированными», ориентированный на практическое применение новых знаний с целью развития навыков самоконтроля и самовоспитания.

Домашнее задание: прочитать текст параграфа, ответить на вопросы, выполнить задания. К вопросу 3 рубрики «Проверим себя» можно дать уточнение: попросить определить, каковы последствия нарушения дисциплины: а) для общества; б) для самого человека. Вопрос 5 рубрики «В классе и дома» можно дать с подпунктами: дома; в школе; в подъезде; во дворе; на проезжей части и т. п. Литература для учителя

xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai

Конспект урока по обществознанию 7 класс. Для чего нужна дисциплина.

Разработка урока по обществознанию

«Для чего нужна дисциплина» 7 класс

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Метапредметные: формирование мыслительной операции «обобщение».

Основные понятия и термины: дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина.

Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф..– Просвещение, 2015;

ХОД УРОКА:

Орг. момент.

Рубрика «Вспомни»

1. Вводная беседа.

Какие существуют правила жизни людей в обществе?

— правила поведения в школе

— правила поведения на уроке

-правила дорожного движения

-правила поведения в театре

Почему важно соблюдать эти привила?

-они регулируют отношения между людьми,

-служат образцом поведения,

-помогают охранять порядок

-помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что обществом осуждается

— помогают охранять порядок

II. Изучение нового материала.

Что выступает необходимым условием нормальной жизни общества (дисциплина)

Первичное определение понятия. (Правила поведения, соблюдение правил, порядок).

«+» Помогает поддерживать порядок

Помогает чувствовать себя в безопасности

Это порядок

«_» Ее соблюдение требует постоянных усилий предъявляет строгие требования

Ограничивает свободу.

Предложения учащихся…

Дисциплина – важное условие хорошей работы.

Дисциплина – важное условие отличной учебы.

Соблюдай дисциплину.

ДИСЦИПЛИНА — определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Тема урока. Запись в тетрадь. «Для чего нужна дисциплина?». Что предстоит на уроке….(учащиеся рассказывают о плане предстоящей работы на уроке)

1) в чем отличие дисциплины от других норм принятых в обществе

2)рассмотреть на конкретных примерах и проверить знания по вопросу дисциплины.

— 1)? А чем отличаются моральные и правовые нормы?

Ответ. Правовые нормы обязательны и за их нарушение предусмотрены меры государственного воздействия.

www.prodlenka.org

Рабочий лист по теме «Что такое дисциплина» (7 класс)

Рабочий лист по теме «Что такое дисциплина»

ЗАДАНИЕ 1. Заполните пропуски.

4.

моральная

5.

6.

7.

воинская

ЗАДАНИЕ 2. Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

ПРИМЕРЫ: 1.переходить дорогу на зелёный свет светофора, 2.помогать старшим, 3.забо­титься о младших, 4.принимать участие в выборах пре­зидента страны, 5.выполнять устав школы, 6.знать и выполнять требования воинского устава, 7.добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу, 8.вовремя приходить на работу, 9. бережно относиться к школьному имуществу, 10.хранить государственную тайну.

Придумайте свои примеры на виды дисциплин:

1. _____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

5. _____________________________________________

6. _____________________________________________

7. _____________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера)

ПРИМЕРЫ:

1.Контроль со стороны других людей.

2.Совесть.

3.Желание выиграть приз.

4.Боязнь получить выговор.

5.Чувство вины.

6.Увольнение с работы.

7.Требование к самому себе.

ЗАДАНИЕ 4. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку, допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.

ЗАДАНИЕ 5. Выбери верный ответ (обведите цифру):

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это

1.право 2. дисциплина 3. мораль 4. закон

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности

1.трудовая 2.специальная 3.общеобязательная 4. школьная

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: «Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом»

1. военная 2.моральная 3. учебная 4. право

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина

1. внешняя 2. внутренняя

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о

1. внешней дисциплине 2. внутренней дисциплине

6. Внутренняя дисциплина основывается

1. на моральных нормах 2. на самоконтроле 3. специальных правилах

7. Залог успешного самовоспитания

1. совесть 2. воля 3. желание 4. привычки

8. Сознательная дисциплина относится к:

1. внешней дисциплине 2. к внутренней дисциплине

9. Правила устанавливаемые каждым человеком для себя называются:

1. самоконтроль 2. самодисциплина 3. самовоспитание

Рабочий лист по теме «Что такое дисциплина»

ЗАДАНИЕ 1. Заполните пропуски.

4.

моральная

5.

6.

7.

воинская

ЗАДАНИЕ 2. Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

ПРИМЕРЫ: 1.переходить дорогу на зелёный свет светофора, 2.помогать старшим, 3.забо­титься о младших, 4.принимать участие в выборах пре­зидента страны, 5.выполнять устав школы, 6.знать и выполнять требования воинского устава, 7.добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу, 8.вовремя приходить на работу, 9. бережно относиться к школьному имуществу, 10.хранить государственную тайну.

Придумайте свои примеры на виды дисциплин:

1. _____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

5. _____________________________________________

6. _____________________________________________

7. _____________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера)

ПРИМЕРЫ:

1.Контроль со стороны других людей.

2.Совесть.

3.Желание выиграть приз.

4.Боязнь получить выговор.

5.Чувство вины.

6.Увольнение с работы.

7.Требование к самому себе.

ЗАДАНИЕ 4. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку, допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.

ЗАДАНИЕ 5. Выбери верный ответ (обведите цифру):

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это

1.право 2. дисциплина 3. мораль 4. закон

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности

1.трудовая 2.специальная 3.общеобязательная 4. школьная

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: «Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом»

1. военная 2.моральная 3. учебная 4. право

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина

1. внешняя 2. внутренняя

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о

1. внешней дисциплине 2. внутренней дисциплине

6. Внутренняя дисциплина основывается

1. на моральных нормах 2. на самоконтроле 3. специальных правилах

7. Залог успешного самовоспитания

1. совесть 2. воля 3. желание 4. привычки

8. Сознательная дисциплина относится к:

1. внешней дисциплине 2. к внутренней дисциплине

9. Правила устанавливаемые каждым человеком для себя называются:

1. самоконтроль 2. самодисциплина 3. самовоспитание

Материалы для учителя Рабочий лист по теме «Что такое дисциплина»

ЗАДАНИЕ 1. Заполните пропуски. 3.

право

4.

моральная

5.

трудовая

6.

школьная

7.

воинская

1, 4

2, 3

8

5,7, 9

6, 10

ЗАДАНИЕ 2. Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

ПРИМЕРЫ: 1.переходить дорогу на зелёный свет светофора, 2.помогать старшим, 3.забо­титься о младших, 4.принимать участие в выборах пре­зидента страны, 5.выполнять устав школы, 6.знать и выполнять требования воинского устава, 7.добросовестно учиться, 8.вовремя приходить на работу, 9. бережно относиться к школьному имуществу, 10.хранить государственную тайну.

Придумайте свои примеры на виды дисциплин:

1. _____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

5. _____________________________________________

6. _____________________________________________

7. _____________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера)

ПРИМЕРЫ:

1.Контроль со стороны других людей.

2.Совесть.

3.Желание выиграть приз.

4.Боязнь получить выговор.

5.Чувство вины.

6.Увольнение с работы.

7.Требование к самому себе.

ЗАДАНИЕ 4. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку, допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.

ЗАДАНИЕ 5. Выбери верный ответ (обведите цифру):

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это

1.право 2. дисциплина 3. мораль 4. закон

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности

1.трудовая 2.специальная 3.общеобязательная 4. школьная

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: «Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом»

1. военная 2.моральная 3. учебная 4. право

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина

1. внешняя 2. внутренняя

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о

1. внешней дисциплине 2. внутренней дисциплине

6. Внутренняя дисциплина основывается

1. на моральных нормах 2. на самоконтроле 3. специальных правилах

7. Залог успешного самовоспитания

1. совесть 2. воля 3. желание 4. привычки

8. Сознательная дисциплина относится к:

1. внешней дисциплине 2. к внутренней дисциплине

9. Правила устанавливаемые каждым человеком для себя называются:

1. самоконтроль 2. самодисциплина 3. самовоспитание

infourok.ru

«Для чего нужна дисциплина?» (7 класс)

Для чего нужна дисциплина?

(учебник «Обществознание» под ред. А. Боголюбова, 7 класс)

Деятельностная цель: развивать навыки чтения и письма, поиска необходимой информации, умение обобщать и делать выводы.

Образовательная цель: дать определение слову «дисциплина», изучить виды специальной дисциплины, объяснить различие между внешней и внутренней дисциплиной.

Дидактическое и техническое обеспечение: видеопроектор, презентация с заданиями

Здравствуйте. Проверьте все ли у вас на партах… Сегодня на уроке у нас гости, давайте посмотрим на них, поприветствуем наших гостей. Присаживайтесь.

Слайд 1.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Защита Отечества..

Внимание на доску. Перед вами результаты онлайн-тестов в системе Дневник.ру. За 7 минут вы должны были ответить на 5 вопросов по домашнему параграфу. Свои баллы вы уже знаете и вам известна оценка за проделанную работу, 5 правильных ответов – 5 баллов, 4 балла – оценка «4» и т.д.

Слайд 2

-Наша с вами задача, выполняя подобную работу дома научиться внимательно читать параграф для того, чтобы закрепить, услышанное на уроке. Итак, разберем часто повторяющиеся ошибки. (на слайде показан вопрос и количество человек допустивших эту ошибку).

-Итак, мы снова проработали домашний параграф, поработали над ошибками. Оценки я выставлю в журнал. Дети, которые получили оценку «2» могут исправить положение тем, что повышают баллы своей работой на уроке, либо берете дополнительное задание по пройденной теме. Слайд 3

— А теперь внимание на доску — определяем тему нашего урока сегодня.

(фрагмент фильма «Добро пожаловать или вход воспрещен»)

Предположите, о чем мы будем говорить сегодня?

— о порядке, о дисциплине…

Совершенно верно. Мы будем говорить о дисциплине. Слайд 4

Какую проблему мы должны сегодня решить?

— Для чего нужна дисциплина?

Правильно (записываю на доску). Этот вопрос и станет нашей новой темой. Я запишу её на доску, а вы к себе в рабочие листы.

Что нам нужно выяснить, чтобы решить проблему урока?

выяснить, что такое дисциплина?

— определить виды или типы дисциплины…

— что бывает за несоблюдение дисциплины…

Молодцы! Практически все задачи урока вы определили (план урока на интерактивной доске: Слайд 5

1. Что такое дисциплина?

2. Виды дисциплины

3. Последствия нарушения дисциплины

4. Зачем нужна дисциплина?

Для того, чтобы мы могли ответить на первый пункт нашего плана я проведу с вами мозговой штурм (пишу на доске) Возникли вопросы, а что такое мозговой штурм? Это прием, когда вы предлагаете мне своё понимание термина «дисциплина». Посмотрите вокруг, вспомните жизненные ситуации и предложите гипотезу в отношении понятия «дисциплина». Что такое дисциплина? (пишу на доску) очень кратко, ключевым словом. Слайд 6 А вот теперь наша задача проверить, кто же близко приблизился к научному определению дисциплины. Вот сейчас — то мы и заглянем в философскую энциклопедию (вывожу термин на доску), Прочитайте про себя определение термина «дисциплина» и подумайте, чья гипотеза приблизилась к ответу.

Итак, с помощью дополнительного источника информации мы расширили понятие дисциплина.

Предлагаю записать определение в свои рабочие листы.

Получили ли мы ответ на первый пункт нашего плана?

— Да. Слайд 7.

— Следующее, что вы предложили, определить «Виды дисциплины». Дисциплина бывает общеобязательная и специальная. (слайд на доске). Работаем с учебником дстр.39-40 и фиксируем информацию в таблицу на рабочих листах.

(Таблица дублируется на интерактивную доску). Даем определение каждому виду дисциплины. На выполнение работы 2 минуты.

Уч.: Заканчиваем работу. Итак, дисциплина бывает общеобязательной и специальной (слайд на доске) Дайте определение общеобязательной дисциплине – это определенный порядок людей в обществе, которому подчиняются все граждане или организации.

Хорошо, следующая — специальная дисциплина. Дайте определение этому виду дисциплины.

Слайд 8

Специальная дисциплина подразделяется еще на ряд подвидов дисциплин. Рассмотрим трудовую, воинскую дисциплины с помощью информации учебника на стр. 40-41. Ребята, у которых карие глаза дают характеристику воинской дисциплине, ребята со светлыми глазами рассматривают трудовую дисциплину.

На выполнение работы отводится 5 минут.

Полученную информацию зафиксируйте в таблице «Специальная дисциплина» на рабочих листочках.

Итак, дайте развернутый ответ воинской дисциплине…

Теперь поговорим о трудовой дисциплине….

Почему требования воинской дисциплины строже учебной и трудовой?

— От неё зависит боеспособность войск, четкость управления ими, а главное – жизнь людей.

Слайд 9

4. Обратимся к истории. Внимание на доску. Фрагмент документального фильма «Крупнейшая ЖД катастрофа СССР на перегоне Аша – Улу – Теляк, Башкортостан, 4 июня 1989 г.» Ответьте на вопросы.

Вопросы на интерактивной доске

А) Что стало причиной этой катастрофы?

Б) Как можно избежать таких трагических событий?

В) Какие требования должны быть к дисциплине людей, работающих с газопроводом?

Вижу немного устали, проведем физминутку.

Дисциплина тесно связана с силой воли. Приведите примеры проявления силы воли у людей

диета у девушек, спорт всегда требует силу воли, так как требует постоянных тренировок.

— зависимость от наркомании, алкоголизма и т.п. есть люди, которым помогли и специалисты и сила воли.

О том, как сила воли способствует достижению высоких положительных результатов расскажет …(сообщение о Сергее Истомине – лауреат Международной премии им. А.П. Маресьева «За волю к жизни») Слайд 12

Согласны ли вы ребята, что силу воли нужно воспитывать?

Каким образом?

— Необходимо соблюдение определенных правил не от случая к случаю, а регулярно, где- то даже через «не хочу».

Совершенно верно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Как вы думаете, трудно ли воспитывать самого себя?

— Да трудно, потому, что задуманное не сразу увидишь.

Какое же правило мы выработаем сегодня, чтобы путь воспитания самих себя привел к реальным результатам.

— Не опускать руки, а продолжать идти к цели.

-Выполнять данное себе обещание. Слайд 12

Совершенно верно. И тогда в жизни вы добьетесь успехов, ни смотря на трудности.

Итак ,вернемся к нашему вопросу: Для чего же необходима дисциплина сначала для вас?

— для воспитания самого себя, для достижения положительных результатов в учебе, в труде и т.д.

Для чего нужна дисциплина обществу?

-для правильного формирования поведения людей, которое должно соответствовать нормам морали и права.

Совершенно верно. Достигли мы цели урока?

Да.

Все ли поставленные задачи решили?

Слайд

Пришло время обобщению. Сделать нам это позволит прием- «синквейн». Работаем по слову «Дисциплина».

Рефлексии.

У вас на столах имеются смайлики. Если вы выбираете красный смайлик – урок вы поняли, вопросов нет, если желтого – остались вопросы, надо подойти к учителю, спросить. И зеленый смайлик означает – ничего не понял. Закрепляем выбранный смайл к себе на обложку тетради, и показываем мне. Я хочу посмотреть, как вы оценили свое понимание урока. Слайд 13

А теперь обязательное домашнее задание по таблице в рабочих листах составить характеристику внешней и внутренне дисиплинам (§5)

Домашнее задание по выбору:

  1. Приготовить проект-презентацию на тему «Подвиды специальной дисциплины», которые вы хотели бы рассмотреть дополнительно (учебная, санитарная и т.д.)

  2. Микроисследование в виде таблицы. Оцените свой отрезок жизни с 3 до 30 лет, загляните в будущее и прошлое и определите те виды дисциплины, с которыми вы уже встречали или еще предстоит встретиться.

  3. Написать стихотворение на тему «Для чего нужна дисциплина?»

В рабочие листы запишите д/з. ну и последнее: откройте свои дневники и поставьте ту оценку, которую, как вы считаете заслужили своей работой на уроке карандашом.

Обсуждение оценок.

Кто на ваш взгляд сегодня заслуживает положительную оценку за работу на уроке?

infourok.ru

Конспект урока обществознания в 7 классе на тему «Что Такое дисциплина» (с презентацией)

Технологическая карта урока

Обществознание

Класс 7

Тема урока: Что такое дисциплина

Тип урока: Изучение нового материала

Карта обеспеченности урока

Материально техническое оснащение

Учитель

Обучающиеся

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

ПК

Обществознание, 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учрежд./Л.Н.

Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2011

Обществознание, 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрежд./Л.Н.

Боголюбов и др. – М.: Просвещение, 2011

Мульти -медиапроектор

Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобраз. школ/ Л.Н. Боголюбов (и др.).- М.: Просвещение, 2011

Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразов. школ/ О.А.Котова, Т.Е.Лискова.-М.: Просвещение, 2011

План урока

  1. Дисциплина обязательная и специальная
  2. Внутренняя и внешняя дисциплина
  3. Дисциплина, воля и самосознание

Цель урока

Формирование представлений о социальном и личностном значении дисциплины, самодисциплины

Формы и методы обучения

Методы: Объяснительно-иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Внутренняя и внешняя дисциплина, воля, самодисциплина

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта

Определять, что такое дисциплина, какая она бывает, каковы последствия нарушения дисциплины.

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать свою точку зрения; осуществлять поиск информации, выделять главное

Уметь определять понятия, вступать в речевое общение

Дидактическая структура урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, обучающие и развивающие компоненты

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

 Записывают тему и план урока в тетради

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока 

 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

 Понимают значение знаний для человека;

формулирование ответов на вопросы учителя; поиск существенной информации

Актуализация

 Отвечают на вопросы

 Организует диалог по вопросам:

— Какую главную мысль вы видите в стихотворении?

Какие существуют правила жизни людей в обществе?

Почему важно соблюдать правила?

Что такое нормы и санкции?

 Прочитать стихотворение «О дисциплине»

 Формулируют свое мнение, составляют диалог; осознанное высказывание; формулируют ответы на вопросы; осуществляют поиск информации из практического опыта

Изучение нового материала

 1.Просмотр презентации, запись в тетради

2. Выполняют задания

3. Выполняют задания, отвечают на вопросы

 1.Показывает и поясняет слайды презентации

2. поясняет задания, выполняемые обучающимися в тетради

3. Проводит беседу по вопросам:

Что такое технологическая дисциплина?

Приведите примеры нарушения дисциплины

  1. Презентация «Что такое дисциплина»
  2. Выполнить задания в рабочей тетради № 1 – 4
  3. Работа с материалами рубрик «Жил на свете человек» и «Путешествие в прошлое»

 Умение структурировать знания; дополнение и расширение имеющихся знаний о дисциплине; учитывают выделенные учителем ориентиры, принимают учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации; допускают существование различных точек зрения; составляют диалог, формулируют ответы

Закрепление нового материала

 Выполняют задания

 Поясняет задания, выполняемые обучающимися

 Задания в учебнике, с.107 (рубрика «В классе и дома»)

 Формулируют ответы, осуществляют поиск информации, принимают другое мнение и позицию

Итоги урока.

Рефлексия

 Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Проводит беседу по вопросам:

Что такое дисциплина? Виды дисциплины? Каковы последствия нарушения дисциплины? 

 Обобщить полученные на уроке сведения

 Понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

 Записывают домашнее задание

Объясняет домашнее задание 

 §9. Выполнить задания в рабочей тетради № 5-6, с.33

Просмотр содержимого презентации
«Что такое дисциплина»

Обществознание

7 класс

Попченко А.В., учитель МБОУ Колюдовская СОШ

Тема:

Что такое дисциплина.

Задачи урока:

  • усвоить понятие «дисциплина»;

ознакомиться с видами дисциплины

— осознать социальное и личностное значение дисциплины;

План

  • Дисциплина обязательная и специальная.
  • Внешняя и внутренняя дисциплина.
  • Дисциплина, воля и самовоспитание.

Вспомни…

— Какие существуют правила жизни людей в обществе?

— Почему важно эти правила соблюдать?

— Что такое нормы и санкции?

Правило – это установленный порядок чего-то.

— правила дорожного движения,

— правила поведения в общественном транспорте

— правила поведение учащихся

— правила гигиены

Норма — признанный обязательным порядок.

Обсудим вместе…

— Всем ли обязательно соблюдать дисциплину?

— Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина

— это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Дисциплина

  • Обязательная –
  • Правило поведения, обязательное для всех
  • Специальная
  • Обязательна только для членов определенной организации

Воинская дисциплина

Трудовая дисциплина

Школьная дисциплина

Нормы морали

— это правила поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки.

Совесть

— это внутренний контролер поведения человека, его стремлений и даже мыслей с точки зрения моральных норм.

Совесть

Проверь себя!

Определи, о какой дисциплине идет речь:

а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами;

б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве;

в) соблюдение правил для учащихся.

Ответ:

А – воинская дисциплина;

Б – трудовая дисциплина;

В – школьная дисциплина.

Определи, о какой норме идет речь:

а) переходить дорогу на зеленый сигнал светофора;

б) помогать старшим;

в) заботиться о младших;

г) принимать участие в выборах президента страны;

д) выполнять Устав школы;

Ответ:

А – норма права;

Б – норма морали;

В — норма морали;

Г — норма права;

Д — норма права.

Домашнее задание!

1. Учебник, стр. 54 – 58;

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *