В России введено ЧПП — чрезвычайное политическое положение
Почему наша система госуправления переводится на «военные рельсы»
«Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика» — написал некогда в своем романе «Черный обелиск» Эрих Мария Ремарк. Еще считаные недели назад зачистка того или иного СМИ воспринималась российским журналистским сообществом как трагическая драма. Но сейчас новостей о «блокировке интернет-издания по запросу Генеральной прокуратуры» или о «смене главного редактора по решению акционера» столько, что они уже почти перестали вызывать всплеск эмоций.
И в известной мере это оправданно. То, что происходит на рынке СМИ, — это лишь мелкий фрагмент общей картины. Путинская Россия вот-вот подвергнется судьбоносному испытанию на прочность. И это изменило сам принцип работы нашей государственной машины. Управленческий механизм переведен на «военные рельсы».
В стране фактически введено «чрезвычайное политическое положение». То, что в недавнее «мирное» время представлялось «допустимыми вольностями», в новую эпоху «тотальной политической войны» воспринимается государственным аппаратом как нечто совершенно недопустимое и даже антипатриотичное. Приказ «патронов не жалеть» не прозвучал — и, надеюсь, не прозвучит. Но вот приказ «снимаем перчатки, господа» уже давно сформулирован и всеми услышан.
Что вызвало переход российского государства на «мобилизационный режим» работы? Психологические предпосылки к чему-то подобному исподволь формировались уже давно. Но если говорить о непосредственной причине нынешних изменений, то для этого потребуются только два слова — «Крым» и «Украина».
Россия уже давно живет в состоянии вялотекущей политической конфронтации с Западом. Но то, к чему мы привыкли, — это «бархатная конфронтация», схватка, при которой ни одна из сторон не ставит перед собой цель всерьез придушить другую.
Даже острый конфликт 2008 года из-за войны РФ и Грузии не смог радикально изменить эту картину. Запад тогда тоже обвинял Москву в «чудовищной и немотивированной агрессии» и грозил ей «катастрофическими санкциями». Но значительная доля того возмущения была напускной. И в США, и в ЕС основные политические игроки с самого начала знали: первой начала стрелять именно грузинская сторона.
Такая заставка появляется в ЖЖ при блокировке страницы по указанию Роскомнадзора.
Сейчас положение дел совсем иное. Россия под руководством Путина не просто наступила на любимую мозоль Запада. Мы переехали Западу «ногу» на многотонном «КамАЗе», а потом развернулись и переехали ее еще раз. Нынешний кризис не может завершиться по формуле «пошумели, поругались, разошлись, забыли, стали жить дальше». Одна из сторон неизбежно должна проиграть и самым зрелищным образом потерять лицо.
Понимает ли это Владимир Путин? Уверен, что даже не на 100%, а на 200%. Я читал мнение, что ВВП потерял голову и под влиянием эмоций загнал страну в ловушку. Не верю и никогда не поверю. Путин при всей его эмоциональности — расчетливый политик с опытом побольше, чем у других действующих мировых лидеров.
ВВП понимает, чем он рискует и чем рискует страна. Путин идет на этот риск осознанно. Он считает, что на кону фундаментальные интересы государства, интересы, которые перевешивают все прочие соображения.
А раз на кону фундаментальные интересы, то и меры по их защите должны быть самыми фундаментальными и радикальными. Вопрос сейчас стоит так: или дерзнувшую бросить вызов «западной модели миропорядка» Россию затопчут, или Москва покажет всем, что ей нипочем крайняя степень американского и европейского гнева.
Я убежден, что Путин рассчитывает на второй вариант. Но равным образом я убежден в следующем: с точки зрения Путина, чтобы иметь реалистичные шансы на победу, вся страна должна не просто консолидироваться. Вся страна должна быть превращена в «единый вооруженный лагерь», подчиненный достижению одной и только одной цели.
А при таком типе самоорганизации общества нет места сантиментам. Сантименты, согласно путинской логике, могут вернуться в нашу жизнь лишь в светлом будущем — «в пять часов вечера после войны». А пока это «светлое будущее» не наступило, власть намерена проявлять в общественной жизни совсем иную степень терпимости или, вернее, нетерпимости. Кремль посылает обществу сигнал: попытки столкнуть страну на «капитулянтские позиции» не пройдут. Учтите, что мы живем в режиме военного времени!
Вот в чем, на мой взгляд, заключается логика того «завинчивания гаек», которое мы наблюдаем в данный момент. Прав ли Кремль в своей оценке ситуации? Отвечу одной фразой: история обязательно расставит все по своим местам и раздаст всем сестрам по серьгам.
Обычно «труженики пера», конечно, не ждут «вердикта истории». Глубокомысленные рассуждения о том, в чем сильные мира сего ошиблись, а в чем нет, — «хлеб и соль» для политического журналиста. Но сейчас мы находимся в очень необычной точке временного пространства. В точке, в которой разговоры на эту тему являются удивительно бездарной тратой времени, нервной энергии и газетной площади.
Когда стремительный водный поток подхватил тебя и неумолимо несет к водопаду, тебе уже не стоит думать: «А в правильном ли месте я нырнул за жемчужиной? И надо ли было вообще за ней нырять?» Тебе стоит думать о другом: как выжить? Как не утонуть?
Дав жителям Крыма шанс выбрать — хотят ли они присоединения полуострова к нашей стране или нет, — Россия обрекла себя на «путешествие через водопад». Мы стремительно несемся вперед в неизвестность. На таком фоне любые отдельные потери — политические, экономические или журналистские — действительно представляются лишь «статистикой».
www.mk.ru
Чрезвычайное положение в России Википедия
Чрезвычайное положение
— особый правовой режим, который вводится в стране или отдельных её районах для защиты от появившейся внутренней угрозы. Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.При этом режим чрезвычайного положения, который вводится в случае сопровождающихся насилием беспорядков или столкновений, попытки переворота, стихийном бедствии или техногенной катастрофе, следует отличать от режима военного положения, который вводится в случае внешней агрессии.
Порядок введения и отмены чрезвычайного положения в России регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (2001), который заменил одноимённый закон 1991 года.
Ранее Государственная дума предпринимала несколько попыток подготовки и принятия закона, особенно в период действия режима чрезвычайного положения на части территории Северной Осетии и Ингушетии (1992—1995), однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.
История[ | ]
В России после распада СССР чрезвычайное положение на общефедеральном уровне не вводилось.
9 ноября 1991 года президент Борис Ельцин ввёл режим чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии, где Джохар Дудаев подписал указ о государственной независимости Чечни[1]. Однако Верховный совет РСФСР отказался утвердить этот указ, и уже 11 ноября режим ЧП прекратил действие.[2]
2 ноября 1992 года Ельцин ввёл чрезвычайное положение в Ингушетии и Северной Осетии, где разгорелся межнациональный конфликт. Как и годом ранее в Чечне, здесь был введён особый порядок управления и назначена временная администрация. Руководителем временной администрации стал федеральный вице-премьер Георгий Хижа, его заместителем — руководитель госкомитета по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.[3]
31 марта 1993 года режим чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии был отменён. Вместо него президент ввёл режим ЧП на части Пригородного района Северной Осетии и Назрановского района Ингушетии и в прилегающих местностях [4], который затем несколько раз продлевался. Однако в начале 1995 года Совет Федерации отказался санкционировать очередное продление этого режима, и он был отменён до 15 февраля 1995 года.[5]
С 3 по 4 октября 1993 года Ельцин вводил чрезвычайное положение в Москве, с целью подавления протестующих против разгона Верховного совета.
Введение и отмена[
ru-wiki.ru
Чрезвычайное положение в России Википедия
Чрезвычайное положение — особый правовой режим, который вводится в стране или отдельных её районах для защиты от появившейся внутренней угрозы. Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
При этом режим чрезвычайного положения, который вводится в случае сопровождающихся насилием беспорядков или столкновений, попытки переворота, стихийном бедствии или техногенной катастрофе, следует отличать от режима военного положения, который вводится в случае внешней агрессии.
Порядок введения и отмены чрезвычайного положения в России регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (2001), который заменил одноимённый закон 1991 года.
Ранее Государственная дума предпринимала несколько попыток подготовки и принятия закона, особенно в период действия режима чрезвычайного положения на части территории Северной Осетии и Ингушетии (1992—1995), однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.
История
В России после распада СССР чрезвычайное положение на общефедеральном уровне не вводилось.
9 ноября 1991 года президент Борис Ельцин ввёл режим чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии, где Джохар Дудаев подписал указ о государственной независимости Чечни [1]. Однако Верховный совет РСФСР отказался утвердить этот указ, и уже 11 ноября режим ЧП прекратил действие.[2]
2 ноября 1992 года Ельцин ввёл чрезвычайное положение в Ингушетии и Северной Осетии, где разгорелся межнациональный конфликт. Как и годом ранее в Чечне, здесь был введён особый порядок управления и назначена временная администрация. Руководителем временной администрации стал федеральный вице-премьер Георгий Хижа, его заместителем — руководитель госкомитета по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.[3]
31 марта 1993 года режим чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии был отменён. Вместо него президент ввёл режим ЧП на части Пригородного района Северной Осетии и Назрановского района Ингушетии и в прилегающих местностях[4], который затем несколько раз продлевался. Однако в начале 1995 года Совет Федерации отказался санкционировать очередное продление этого режима, и он был отменён до 15 февраля 1995 года.
С 3 по 4 октября 1993 года Ельцин вводил чрезвычайное положение в Москве, с целью подавления протестующих против разгона Верховного совета.
Введение и отмена
Чрезвычайное положение в России вводит президент при обстоятельствах, предусмотренных законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.
Новый закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации». Такие основания подразделяются на две категории:
- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).
Чрезвычайное положение вводится указом президента на всей территории России сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом президента. Когда цели введения чрезвычайного положения достигнуты, оно отменяется — полностью или частично.
Указ президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, однако он должен быть одобрен Советом Федерации «в возможно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа. Указ, не утверждённый Советом Федерации за эти 3 дня, автоматически утрачивает силу. Президентский указ о продлении чрезвычайного положения требует такого же одобрения Советом Федерации.
При этом указ подлежит не только незамедлительному официальному опубликованию, но и незамедлительному обнародованию по радио и телевидению.
Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности, национальная гвардия и спасатели. В исключительных случаях допускается привлечение военных — для ограничения въезда, для охраны критической инфраструктуры, для разъединения противоборствующих сторон, для пресечения деятельности незаконных вооружённых формирований и для ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей. При этом все войска в зоне чрезвычайного положения переходят в оперативное подчинение единому федеральному ведомству.
Допустимые ограничения
Президентский указ о введении чрезвычайного положения должен содержать «исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».
Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает три группы временных ограничений, которые может ввести президент.[6]
1. Общие ограничения:
- приостановка полномочий региональных и местных властей и действия региональных и местных законов, противоречащих указу о чрезвычайном положении;
- ограничение свободы передвижения, въезда и выезда, дорожного движения, досмотр транспортных средств;
- усиление охраны общественного порядка и критической инфраструктуры, остановка опасных производств;
- ограничение экономической и финансовой деятельности, особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости;
- запрет массовых мероприятий и забастовок;
- эвакуация ценностей, если есть реальная угроза их похищения или повреждения.
2. Ограничения в случае беспорядков или попытки переворота:
- комендантский час, выдворение иногородних нарушителей режима;
- цензура;
- проверки документов, личных вещей, транспортных средств и жилья;
- ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
- продление ареста подозреваемым в особо тяжких преступлениях — на весь срок действия чрезвычайного положения.
3. Ограничения в случае стихийных или техногенных катастроф:
- временное отселение в безопасные районы;
- карантин;
- мобилизация любых организаций и их переориентация для нужд чрезвычайного положения;
- отстранение руководителей государственных организаций, неспособных обеспечить режим чрезвычайного положения;
- мобилизация жителей и их транспортных средств для аварийно-спасательных работ.
При этом предполагаются оплата труда мобилизованных жителей, компенсации за использованное имущество. Запрещается создание чрезвычайных судов или ускоренное судопроизводство, судебная система и прокуратура действуют в прежнем виде. Запрещается расширять применения физической силы, специальных средств и оружия.
Порядок управления
Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает три варианта управления в случае чрезвычайного положения. Первый, базовый предполагает создание комендатуры.[7] Второй и третий называются «особым управлением» и вводятся в особенно сложных условиях.[8]
Обычное управление и комендатура
При введении чрезвычайного положения не проводятся выборы и референдумы, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в зоне действия чрезвычайного положения автоматически продлеваются. Если режим вводится на всей территории страны, Совет Федерации и Государственная дума продолжают работу в течение всего периода его действия.
Президент назначает в зоне действия чрезвычайного положения коменданта, который управляет обеспечивающими режим чрезвычайного положения правоохранителями и военными, определяет порядок действия введённых ограничений или предлагает президенту ввести дополнительные, а также участвует в работе любых государственных или местных органов на своей территории. Для координации действий различных сил и средств комендант может создать объединённый оперативный штаб.
Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращённого президентом к населению и должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на такой территории.
Временное специальное управление
Временный специальный орган управления территорией принимает на себя региональных и местных властей, полностью или частично. Руководителя этого органа назначает президент, а комендант становится его первым заместителем.
Федеральное управление
Федеральный орган управления заменяет временный специальный орган, если тот не справился со своими задачами. Его руководителя также назначает президент, а комендант так же становится его первым заместителем. При этом федеральный орган полностью принимает на себя полномочия региональных и местных властей.
См. также
Примечания
wikiredia.ru
Чрезвычайное положение в Российской Федерации — Википедия
Чрезвычайное положение — особый правовой режим, который вводится в стране или отдельных её районах для защиты от появившейся внутренней угрозы. Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
При этом режим чрезвычайного положения, который вводится в случае сопровождающихся насилием беспорядков или столкновений, попытки переворота, стихийном бедствии или техногенной катастрофе, следует отличать от режима военного положения, который вводится в случае внешней агрессии.
Порядок введения и отмены чрезвычайного положения в России регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (2001), который заменил одноимённый закон 1991 года.
Ранее Государственная дума предпринимала несколько попыток подготовки и принятия закона, особенно в период действия режима чрезвычайного положения на части территории Северной Осетии и Ингушетии (1992—1995), однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.
История
В России после распада СССР чрезвычайное положение на общефедеральном уровне не вводилось.
9 ноября 1991 года президент Борис Ельцин ввёл режим чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии, где Джохар Дудаев подписал указ о государственной независимости Чечни.[1]. Однако Верховный совет РСФСР отказался утвердить этот указ — и уже 11 ноября режим ЧП прекратил действовать.[2]
2 ноября 1992 года Ельцин ввёл чрезвычайное положение в Ингушетии и Северной Осетии, где разгорелся межнациональный конфликт. Как и годом ранее в Чечне, здесь был введён особый порядок управления и назначена временная администрация. Руководителем временной администрации стал федеральный вице-премьер Георгий Хижа, его заместителем — руководитель госкомитета по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.[3]
31 марта 1993 года режим чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии был отменён. Вместо него президент ввёл режим ЧП на части Пригородного района Северной Осетии и Назрановского района Ингушетии и в прилегающих местностях[4], который затем несколько раз продлевался. Однако в начале 1995 года Совет Федерации отказался санкционировать очередное продление этого режима, и он был отменён до 15 февраля 1995 года.[5]
С 3 по 4 октября 1993 года Ельцин вводил чрезвычайное положение в Москве, с целью подавления протестующих против разгона Верховного совета.
Введение и отмена
Чрезвычайное положение в России вводит президент при обстоятельствах, предусмотренных законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.
Новый закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации». Такие основания подразделяются на две категории:
- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).
Чрезвычайное положение вводится указом президента на всей территории России сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом президента. Когда цели введения чрезвычайного положения достигнуты, оно отменяется — полностью или частично.
Указ президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, однако он должен быть одобрен Советом Федерации «в возможно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа. Указ, не утверждённый Советом Федерации за эти 3 дня, автоматически утрачивает силу. Президентский указ о продлении чрезвычайного положения требует такого же одобрения Советом Федерации.
При этом указ подлежит не только незамедлительному официальному опубликованию, но и незамедлительному обнародованию по радио и телевидению.
Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности, национальная гвардия и спасатели. В исключительных случаях допускается привлечение военных — для ограничения въезда, для охраны критической инфраструктуры, для разъединения противоборствующих сторон, для пресечения деятельности незаконных вооружённых формирований и для ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей. При этом все войска в зоне чрезвычайного положения переходят в оперативное подчинение единому федеральному ведомству.
Допустимые ограничения
Президентский указ о введении чрезвычайного положения должен содержать «исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».
Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает три группы временных ограничений, которые может ввести президент.[6]
1. Общие ограничения:
- приостановка полномочий региональных и местных властей и действия региональных и местных законов, противоречащих указу о чрезвычайном положении;
- ограничение свободы передвижения, въезда и выезда, дорожного движения, досмотр транспортных средств;
- усиление охраны общественного порядка и критической инфраструктуры, остановка опасных производств;
- ограничение экономической и финансовой деятельности, особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости;
- запрет массовых мероприятий и забастовок;
- эвакуация ценностей, если есть реальная угроза их похищения или повреждения.
2. Ограничения в случае беспорядков или попытки переворота:
- комендантский час, выдворение иногородних нарушителей режима;
- цензура;
- проверки документов, личных вещей, транспортных средств и жилья;
- ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
- продление ареста подозреваемым в особо тяжких преступлениях — на весь срок действия чрезвычайного положения.
3. Ограничения в случае стихийных или техногенных катастроф:
- временное отселение в безопасные районы;
- карантин;
- мобилизация любых организаций и их переориентация для нужд чрезвычайного положения;
- отстранение руководителей государственных организаций, неспособных обеспечить режим чрезвычайного положения;
- мобилизация жителей и их транспортных средств для аварийно-спасательных работ.
При этом предполагаются оплата труда мобилизованных жителей, компенсации за использованное имущество. Запрещается создание чрезвычайных судов или ускоренное судопроизводство, судебная система и прокуратура действуют в прежнем виде. Запрещается расширять применения физической силы, специальных средств и оружия.
Порядок управления
Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает три варианта управления в случае чрезвычайного положения. Первый, базовый предполагает создание комендатуры.[7] Второй и третий называются «особым управлением» и вводятся в особенно сложных условиях.[8]
Обычное управление и комендатура
При введении чрезвычайного положения не проводятся выборы и референдумы, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в зоне действия чрезвычайного положения автоматически продлеваются. Если режим вводится на всей территории страны, Совет Федерации и Государственная дума продолжают работу в течение всего периода его действия.
Президент назначает в зоне действия чрезвычайного положения коменданта, который управляет обеспечивающими режим чрезвычайного положения правоохранителями и военными, определяет порядок действия введённых ограничений или предлагает президенту ввести дополнительные, а также участвует в работе любых государственных или местных органов на своей территории. Для координации действий различных сил и средств комендант может создать объединённый оперативный штаб.
Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращённого президентом к населению и должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на такой территории.
Временное специальное управление
Временный специальный орган управления территорией принимает на себя региональных и местных властей, полностью или частично. Руководителя этого органа назначает президент, а комендант становится его первым заместителем.
Федеральное управление
Федеральный орган управления заменяет временный специальный орган, если тот не справился со своими задачами. Его руководителя также назначает президент, а комендант так же становится его первым заместителем. При этом федеральный орган полностью принимает на себя полномочия региональных и местных властей.
См. также
Примечания
wikipedia.green
Чрезвычайное положение в Российской Федерации
Чрезвычайное положение — особый правовой режим, который вводится в стране или отдельных её районах для защиты от появившейся внутренней угрозы. Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
При этом режим чрезвычайного положения, который вводится в случае сопровождающихся насилием беспорядков или столкновений, попытки переворота, стихийном бедствии или техногенной катастрофе, следует отличать от режима военного положения, который вводится в случае внешней агрессии.
Порядок введения и отмены чрезвычайного положения в России регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (2001), который заменил одноимённый закон 1991 года.
Ранее Государственная дума предпринимала несколько попыток подготовки и принятия закона, особенно в период действия режима чрезвычайного положения на части территории Северной Осетии и Ингушетии (1992—1995), однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.
История
В России после распада СССР чрезвычайное положение на общефедеральном уровне не вводилось.
9 ноября 1991 года президент Борис Ельцин ввёл режим чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии, где Джохар Дудаев подписал указ о государственной независимости Чечни.[1]. Однако Верховный совет РСФСР отказался утвердить этот указ — и уже 11 ноября режим ЧП прекратил действовать.[2]
2 ноября 1992 года Ельцин ввёл чрезвычайное положение в Ингушетии и Северной Осетии, где разгорелся межнациональный конфликт. Как и годом ранее в Чечне, здесь был введён особый порядок управления и назначена временная администрация. Руководителем временной администрации стал федеральный вице-премьер Георгий Хижа, его заместителем — руководитель госкомитета по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.[3]
31 марта 1993 года режим чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии был отменён. Вместо него президент ввёл режим ЧП на части Пригородного района Северной Осетии и Назрановского района Ингушетии и в прилегающих местностях[4], который затем несколько раз продлевался. Однако в начале 1995 года Совет Федерации отказался санкционировать очередное продление этого режима, и он был отменён до 15 февраля 1995 года.[5]
С 3 по 4 октября 1993 года Ельцин вводил чрезвычайное положение в Москве, с целью подавления протестующих против разгона Верховного совета.
Введение и отмена
Чрезвычайное положение в России вводит президент при обстоятельствах, предусмотренных законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.
Новый закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации». Такие основания подразделяются на две категории:
- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).
Чрезвычайное положение вводится указом президента на всей территории России сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом президента. Когда цели введения чрезвычайного положения достигнуты, оно отменяется — полностью или частично.
Указ президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, однако он должен быть одобрен Советом Федерации «в возможно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа. Указ, не утверждённый Советом Федерации за эти 3 дня, автоматически утрачивает силу. Президентский указ о продлении чрезвычайного положения требует такого же одобрения Советом Федерации.
При этом указ подлежит не только незамедлительному официальному опубликованию, но и незамедлительному обнародованию по радио и телевидению.
Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности, национальная гвардия и спасатели. В исключительных случаях допускается привлечение военных — для ограничения въезда, для охраны критической инфраструктуры, для разъединения противоборствующих сторон, для пресечения деятельности незаконных вооружённых формирований и для ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей. При этом все войска в зоне чрезвычайного положения переходят в оперативное подчинение единому федеральному ведомству.
Допустимые ограничения
Президентский указ о введении чрезвычайного положения должен содержать «исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».
Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает три группы временных ограничений, которые может ввести президент.[6]
1. Общие ограничения:
- приостановка полномочий региональных и местных властей и действия региональных и местных законов, противоречащих указу о чрезвычайном положении;
- ограничение свободы передвижения, въезда и выезда, дорожного движения, досмотр транспортных средств;
- усиление охраны общественного порядка и критической инфраструктуры, остановка опасных производств;
- ограничение экономической и финансовой деятельности, особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости;
- запрет массовых мероприятий и забастовок;
- эвакуация ценностей, если есть реальная угроза их похищения или повреждения.
2. Ограничения в случае беспорядков или попытки переворота:
- комендантский час, выдворение иногородних нарушителей режима;
- цензура;
- проверки документов, личных вещей, транспортных средств и жилья;
- ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
- продление ареста подозреваемым в особо тяжких преступлениях — на весь срок действия чрезвычайного положения.
3. Ограничения в случае стихийных или техногенных катастроф:
- временное отселение в безопасные районы;
- карантин;
- мобилизация любых организаций и их переориентация для нужд чрезвычайного положения;
- отстранение руководителей государственных организаций, неспособных обеспечить режим чрезвычайного положения;
- мобилизация жителей и их транспортных средств для аварийно-спасательных работ.
При этом предполагаются оплата труда мобилизованных жителей, компенсации за использованное имущество. Запрещается создание чрезвычайных судов или ускоренное судопроизводство, судебная система и прокуратура действуют в прежнем виде. Запрещается расширять применения физической силы, специальных средств и оружия.
Порядок управления
Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает три варианта управления в случае чрезвычайного положения. Первый, базовый предполагает создание комендатуры.[7] Второй и третий называются «особым управлением» и вводятся в особенно сложных условиях.[8]
Обычное управление и комендатура
При введении чрезвычайного положения не проводятся выборы и референдумы, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц в зоне действия чрезвычайного положения автоматически продлеваются. Если режим вводится на всей территории страны, Совет Федерации и Государственная дума продолжают работу в течение всего периода его действия.
Президент назначает в зоне действия чрезвычайного положения коменданта, который управляет обеспечивающими режим чрезвычайного положения правоохранителями и военными, определяет порядок действия введённых ограничений или предлагает президенту ввести дополнительные, а также участвует в работе любых государственных или местных органов на своей территории. Для координации действий различных сил и средств комендант может создать объединённый оперативный штаб.
Закон предусматривает возможность введения «особого управления» территорией, на которой объявлен режим чрезвычайного положения, после соответствующего предупреждения, обращённого президентом к населению и должностным лицам органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, действующих на такой территории.
Временное специальное управление
Временный специальный орган управления территорией принимает на себя региональных и местных властей, полностью или частично. Руководителя этого органа назначает президент, а комендант становится его первым заместителем.
Федеральное управление
Федеральный орган управления заменяет временный специальный орган, если тот не справился со своими задачами. Его руководителя также назначает президент, а комендант так же становится его первым заместителем. При этом федеральный орган полностью принимает на себя полномочия региональных и местных властей.
См. также
Примечания
wiki.sc
Чрезвычайное положение в Российской Федерации Википедия
Чрезвычайное положение — особый правовой режим, который вводится в стране или отдельных её районах для защиты от появившейся внутренней угрозы. Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
При этом режим чрезвычайного положения, который вводится в случае сопровождающихся насилием беспорядков или столкновений, попытки переворота, стихийном бедствии или техногенной катастрофе, следует отличать от режима военного положения, который вводится в случае внешней агрессии.
Порядок введения и отмены чрезвычайного положения в России регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (2001), который заменил одноимённый закон 1991 года.
Ранее Государственная дума предпринимала несколько попыток подготовки и принятия закона, особенно в период действия режима чрезвычайного положения на части территории Северной Осетии и Ингушетии (1992—1995), однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.
История[ | ]
В России после распада СССР чрезвычайное положение на общефедеральном уровне не вводилось.
9 ноября 1991 года президент Борис Ельцин ввёл режим чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии, где Джохар Дудаев подписал указ о государственной независимости Чечни[1]. Однако Верховный совет РСФСР отказался утвердить этот указ, и уже 11 ноября режим ЧП прекратил действие.[2]
2 ноября 1992 года Ельцин ввёл чрезвычайное положение в Ингушетии и Северной Осетии, где разгорелся межнациональный конфликт. Как и годом ранее в Чечне, здесь был введён особый порядок управления и назначена временная администрация. Руководителем временной администрации стал федеральный вице-премьер Георгий Хижа, его заместителем — руководитель госкомитета по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.[3]
31 марта 1993 года режим чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии был отменён. Вместо него президент ввёл режим ЧП на части Пригородного района Северной Осетии и Назрановского района Ингушетии и в прилегающих местностях[4], который затем несколько раз продлевался. Однако в начале 1995 года Совет Федерации отказался санкционировать очередное продление этого режима, и он был отменён до 15 февраля 1995 года.[5]
С 3 по 4 октября 1993 года Ельцин вводил чрезвычайное положение в Москве
ru-wiki.ru
Чрезвычайное положение в Российской Федерации Википедия
Чрезвычайное положение — особый правовой режим, который вводится в стране или отдельных её районах для защиты от появившейся внутренней угрозы. Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан и юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
При этом режим чрезвычайного положения, который вводится в случае сопровождающихся насилием беспорядков или столкновений, попытки переворота, стихийном бедствии или техногенной катастрофе, следует отличать от режима военного положения, который вводится в случае внешней агрессии.
Порядок введения и отмены чрезвычайного положения в России регулируется федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (2001), который заменил одноимённый закон 1991 года.
Ранее Государственная дума предпринимала несколько попыток подготовки и принятия закона, особенно в период действия режима чрезвычайного положения на части территории Северной Осетии и Ингушетии (1992—1995), однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом.
История
В России после распада СССР чрезвычайное положение на общефедеральном уровне не вводилось.
9 ноября 1991 года президент Борис Ельцин ввёл режим чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии, где Джохар Дудаев подписал указ о государственной независимости Чечни[1]. Однако Верховный совет РСФСР отказался утвердить этот указ, и уже 11 ноября режим ЧП прекратил действие.[2]
2 ноября 1992 года Ельцин ввёл чрезвычайное положение в Ингушетии и Северной Осетии, где разгорелся межнациональный конфликт. Как и годом ранее в Чечне, здесь был введён особый порядок управления и назначена временная администрация. Руководителем временной администрации стал федеральный вице-премьер Георгий Хижа, его заместителем — руководитель госкомитета по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.[3]
31 марта 1993 года режим чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии был отменён. Вместо него президент ввёл режим ЧП на части Пригородного района Северной Осетии и Назрановского района Ингушетии и в прилегающих местностях[4], который затем несколько раз продлевался. Однако в начале 1995 года Совет Федерации отказался санкционировать очередное продление этого режима, и он был отменён до 15 февраля 1995 года.[5]
С 3 по 4 октября 1993 года Ельцин вводил чрезвычайное положение в Москве, с целью подавления протестующих против разгона Верховного совета.
Введение и отмена
Чрезвычайное положение в России вводит президент при обстоятельствах, предусмотренных законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.
Новый закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации». Такие основания подразделяются на две категории:
- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).
Чрезвычайное положение вводится указом президента на всей территории России сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом президента. Когда цели введения чрезвычайного положения дости
ruwikiorg.ru