Кто такие тунеядцы – Кто такие тунеядцы и как с ними бороться

Содержание

Кто такие тунеядцы и как с ними бороться

Раскрытие сути понятия «тунеядец»

Тунеядец – это человек, который утверждает, что, не смотря на все приложенные усилия просто нереально найти нормальную работу с достойной заработной платой. Поэтому легче довольствоваться малым, «сидя на шее» у своих близких людей, в ожидании того самого «великого шанса», который изменит всю жизнь и докажет окружающим правильность данной теории.

Иногда сложно бывает отличить тунеядца от обычного безработного, но если вникнуть в ситуацию, то это не составит большого труда. Проблемы с работой могут возникнуть у каждого, но у большинства нормальных людей они обычно носят временный характер. О потенциальных методах борьбы с тунеядством на законодательном уровне можно узнать по ссылке http://ooocivilist.ru/nalog-na-tuneyadstvo-v-rossii-kakovyi-perspektivyi-ego-vvedeniya.html.

Какие слои населения подвергаются особым рискам?

Тунеядство – это своего рода болезнь, которая возникает из-за невозможности найти работу, а потом становится привычкой или способом жизни. Сложности с поиском места работы чаще всего могут возникать у женщин с маленькими детьми, людей пред пенсионного возраста, выпускников ВУЗов или других учебных заведений, которые не имеют опыта работы и связей, чтобы реализовать вновь приобретенные знания и навыки. Также к группе риска можно отнести людей со слабым здоровьем или проблемами с ним, поскольку для них рынок становится еще более ограниченным.

Тунеядец – это тот, кто пришел к пониманию, что ему просто нет необходимости работать, да и желания особого также не наблюдается. В некоторых случаях он даже может создавать видимость активности, делая вид, что штудирует объявления и ходит на собеседования. Он будет специально отказываться от предложений, находя все более веские аргументы «против», убеждая в этом и себя и окружающих. Данный случай можно отнести к разряду «запущенных».

«Портрет» тунеядца глазами психологов

В настоящий момент психологи выделяю четыре группы тунеядцев:

«Джентльмены удачи». Люди одержимые надеждой на богатую жизнь. Они не хотят долго и упорно работать, для достижения поставленной цели, желая получить все «здесь и сейчас»;

Философы. У таких людей в приоритете духовная сторона жизни. Они путешествуют, занимаются саморазвитием и способны довольствоваться малым;

«Инфантилы». Это люди, которые так и не выросли из детского возраста. Они просто не приспособлены к реальной жизни и самостоятельному принятию решений;

«Хикикомори». Люди, что абстрагируются от реальности, предпочитая жизнь в своем, выдуманном мире.

Как бороться с тунеядством?

Многие могут посчитать, что проблема носит чисто психологический характер. Но на самом деле чаще всего тунеядцами становятся те, у кого «за спиной» стоит человек, имеющий возможность оплатить его нужды и делает это на регулярной основе. Такие люди часто «одевают маску» жертвы. Близкие стараются всячески поддержать тунеядца, воспринимая его тщетные поиски близко к сердцу, тем самым еще больше усугубляя ситуацию. Если лишить его подспорья, то есть шанс, что он пересмотрит свое отношение к жизни.

Читать далее

www.infpol.ru

Понятие «тунеядство»: что такое?

Наверняка некоторым из нас не раз приходила мысль о том, что было бы здорово не работать, получать деньги, отдыхая и даже не поднимаясь с дивана. Но не стоит долго об этом мечтать. В ином случае вас будут считать тунеядцем. Многие слышали о таком термине при просмотре фильма или видели при прочтении книги. Но все же тунеядство — это что? Давайте попробуем разобраться.

Что такое тунеядство: определение

Открыть сущность тунеядства можно всего лишь обозначив его значение: лень, безделье. Слово имеет устаревшие корни и происходит от церковнославянского. Разделяется на две части: первая — «туне» — означает «бесплатно», «даром», а вторая — глагол «ясти» — означает «есть» или «питаться». Кстати, что неудивительно, похожее происхождение и у слова «дармоед».

Бездельники были всегда, в том числе и в Российской империи. До наказаний в то время, конечно, еще не дошло, однако что такое тунеядство, представляли многие, и это упоминалось в определенных документах и совсем не одобрялось. В Российской империи многие бездельники жили в основном за счет близких и родственников.

Образ жизни

Тунеядство – это своего рода социальный паразитизм, когда человек отклоняется от ответственности за свои обязательства полезного труда перед государством. В советское время за такое можно было лишиться свободы или отправиться в ссылку. Иными словами, тунеядство – это определенный образ жизни человека, который живет за счет другого или за счет государственных выплат.

Идеология борьбы с «паразитизмом»

Во времена Сталина борьбу можно было оправдать благодаря тому, что на предприятиях не хватало рабочих, то есть основной движущей силой являлась экономика. При Хрущеве же появилась идеологическая основа.

В 1957 году газеты пестрели заголовками о проекте закона «Об усилении борьбы с общественно-вредными паразитическими элементами». Гонению подверглись следующие люди (к слову, именно в этом году появилось определение «тунеядство»): совершеннолетние, но работоспособные личности, уклоняющиеся от полезного труда, и личности, живущие на нетрудовые доходы. Предприниматели и люди, работающие на своем участке, также попадали под понятие «паразитов». В конце 1950-х открылась борьба с представителями религиозных сект, которые по той или иной причине уклонялись от общественного труда.

209-ая статья менялась несколько раз, а если быть точными, то четыре: в 1975-ом, 1979-ом, 1982-ом, 1984-ом годах. Изменения были разными — то меры наказания усиливались, то, наоборот, ослаблялись: таким людям грозило несколько лет колоний либо ссылки с исправительными работами.

Тунеядство — что такое это для бродяг, алкоголиков и наркоманов? Ведь их во времена Брежнева ввели в состав категории «паразитов» и асоциальных элементов. Трудно сказать, ведь даже профилактические беседы не дали ожидаемого эффекта, разве что такие люди пошли в обход системы и устраивались на работу стороами и дворниками.

Так исторически сложилось

В 1951 году в Советском Союзе появилось определение «злостное паразитирование», и наказание за него было не из приятных. Бродяжек и попрошаек высылали за 101 километр. И это в лучшем случае, а в худшем назначали год колонии, многих ловили на железных дорогах. Вот что такое тунеядство и к чему оно могло привести.

В 1961 году входит в действие новый указ, и теперь, чтобы загреметь в ссылку, достаточно просто четыре месяца не работать. Если трудовая книжка доказывает, что это время человек спокойно уклонялся от работы, его привлекали к уголовной ответственности. Только женщины в декрете были исключением. Неприятно времяпрепровождение в ссылке, особенно несколько лет подряд. Страдали люди, имеющие желание просто заниматься домашними делами. Например, инженер-технолог, ставший заниматься кроликами, или пожарный, который выращивал и продавал фрукты и овощи.

1965 год ознаменовался очередной статьей, касающейся цыган, которые занимались бродяжничеством. Разгулявшаяся власть отправила 10 тысяч цыган в ссылку на север. Основная масса отсылалась на два года или пять лет, детей цыган отнимали и отправляли в интернат. Видимо, тунеядство не только распределяло людей на работающих и безработных, но и отбрасывало их в ямы общества по национальному признаку.

До 1991 года власти не прекращали с преследования тунеядцев.

Тунеядство — что такое это для активистов и членов правительственных служб, когда они сами не раз делали ошибки? По показаниям социологов, более половины отосланных нечаянно попадали в список тунеядцев.

Классификация преступности

Множество специалистов сошлись во мнении по поводу понятия «тунеядство». Что такое этот бич общества? Они согласились, что тунеядство создает хорошие условия для появления личностей, занимающихся преступными делами.

БОРЗ расшифровывается как «без определенного рода занятий». Аббревиатура, относящаяся к дармоедам. Спустя некоторое время появился жаргонизм «борзой», что означало: человек, не стремящийся искать работу и, собственно, работать.

Причины

Что значило тунеядство (что такое, мы разобрали) для человека, попадающего под «прицел», и каковы причины его возникновения? Некоторые из основных причин заинтересованности человека в бездельничестве можно описать так:

  • в запасе много свободного времени;
  • основной материальный доход не связан с официальной трудовой деятельностью;
  • отношения или общение с особами, занимающимися бездельничеством и попрошайничеством.

По статистике, самые распространенные преступления, совершаемые «борзыми», такие:

  • шантаж и вымогательство денег, чаще всего у близких, родственников;
  • хулиганство как форма развлечения;
  • мошенничество;
  • попрошайничество как вид деятельности, ведущий к обогащению;
  • воровство, быстрое получение денег;
  • грабеж;
  • растление малолетних и постановка фильмов порнографического содержания.

fb.ru

это кто такой? Происхождение, значение, синонимы и толкование

Мы знаем, что в СССР была статья за тунеядство. Поэтому многие люди трудились фиктивно, кому-то помогали родственники, кого-то устраивали друзья. Теперь же безделье перестало беспокоить государство и превратилось в личное дело каждого. Хотя думается, что власть еще возьмется за тех, кто манкирует работой. Но наше дело сейчас – это «тунеядец». Существительное – вот что нас занимает в данный момент.

Происхождение

Этимологический словарь говорит, что существительное появилось благодаря союзу наречия «втуне» и существительного «ядец» – «едок», «охотник поесть». Если переводить вольно: «это тот, кто ест впустую».

Последнее надо расшифровать. Если почитать пушкинского «Балду», то в тексте можно найти соотношение потребленных работником попа продуктов и результатами его труда: «Ест за четверых, работает за семерых». Из этого следует, что Балда – не тунеядец, это понятно.

А с героем нашего исследования наоборот: он есть, но энергия тратится не на общественно полезный труд, а вообще неизвестно на что. И вот это сильно раздражало советскую власть. Хотя, если подходить фактически, то какие-нибудь писатели или рок-музыканты не были тунеядцами, и этому мы обязательно найдем доказательства далее. На самом деле подтвердить гипотезу нетрудно: они писали книги, песни, играли квартирники и подпольные концерты. Ведь это работа? Только власть не видела в такой деятельности пользы. Зато теперь наши «подпольщики» – классики, а кое-кто даже дожил до светлого будущего.

Значение

Пусть уж читатель не сердится на нас за то, что мы стали толковать значение, не дождавшись раздела: тема интересная. Поэтому слова буквально разрывают душу и изливаются на лист. Кроме того, когда речь идет о тунеядцах-бездельниках, то хочется спросить: кого можно считать таковыми? Спокойствие, если слегка перефразировать известный афоризм, на все ваши ответы найдутся вопросы. Но начнем мы с толкового словаря: «Человек, который живет на чужой счет, чужим трудом». Вот такое суровое определение. Иногда тунеядец – это, скорее, юридический термин, который свидетельствует о человеке, работающем тайно или, если говорить менее загадочным языком, неофициально. А если еще проще сказать, то он не платит в казну государства налогов, никаких и никогда.

Поэт или тунеядец: как отличить одного от другого?

Правда, иногда подобная характеристика справедлива и не содержит никакого двойного дна или камней, спрятанных в воде. Встречали вы когда-нибудь молодых поэтов, которые пишут плохие стихи, но при этом в них пафоса больше, чем может позволить себе, к примеру, Есенин? Как можно догадаться, у таких людей, как правило, нет работы, а живут они за счет родителей.

Такие люди не обязательно примеряют на себя роль поэтов, но последние первыми приходят на ум. Если у читателя есть еще профессии, которые подвергались нашествию самозванцев, то он может мысленно их добавить и поставить в один ряд. И да, творческие специальности зачастую страдают от подобных казусов, потому что мнимая творческая интеллигенция не обязана что-то предъявлять в качестве результата своего труда.

Синонимы

Парадокс в том, что настоящий писатель или журналист не будут бить себя в грудь и говорить: «Я писатель!». Да, в этом контексте вспоминается замечательная миниатюра Д. Хармса, но здесь мы ее цитировать не осмелимся. Лучше узнаем о том, что включает в себя список синонимов. Тунеядец все еще главный герой:

  • бездельник;
  • трутень;
  • дармоед;
  • паразит;
  • захребетник;
  • хлыстун;
  • чужеспинник.

Последние два определения дивны, хоть и слегка неуклюжи, особенно последнее. Смысл у них один на всех. Надеемся, читатель сделает из материала правильные выводы. Но и строго судить тех, кто оказался в роли бездельника, тоже не следует. Порой тунеядец – это стечение обстоятельств. Да, иногда такое случается.

fb.ru

Кто такие тунеядцы? Это и основные законы :: BusinessMan.ru

Наверное, каждый из нас в кино, литературе или жизни неоднократно слышал о тунеядстве. Что же это такое и кто попадает под данное определение? В общем, тунеядцы — это люди, которые ведут паразитический образ жизни. В Советском Союзе можно было получить наказание за такой вид существования.

Определение

Слово «тунеядец» произошло от устаревшего наречия, которое означало «даром» или «бесплатно», а также глагола «есть». Поэтому тунеядство — суть дармоедства. Также «тунеядец» (значение слова мы рассмотрели), имеет и синоним — социальный паразитизм. Под данным термином понимается существование человека или группы людей за счет других. Закон о тунеядстве появился в СССР в 1961-м и просуществовал до 1991 года. Суть его заключалась в том, что каждый совершеннолетний гражданин, проживающий на нетрудовые средства и уклоняющийся от общественно полезного труда, привлекался к ответственности. Ответственность убрали 5 декабря 1991 года. Сегодня данный термин в законодательстве РФ не применяется.

Тунеядство в Российской империи

«Тунеядцы» — это слово, которое начало использоваться в некоторых документах еще в Российской Империи. Однако наказания за такой образ жизни предусмотрено не было. Хотя закон о тунеядстве и не был принят, но в определенных табелях значились упоминания о тунеядцах. В те времена существовали бездельники в основном за счет родственников, при этом следовало лишь неодобрение общественности. В СССР тунеядцы — это личности, ведущие паразитический образ жизни за счет общества в целом, а не отдельных граждан.

Борьба с тунеядством

После прихода к власти большевиков начались существенные преобразования. Заключались они в том, что у богатого населения забиралось имущество, которое использовалось для ускорения построения социализма. Тогда же стали появляться первые привычные значения того, кто такие тунеядцы. Это были граждане, которые далеки от сознательного пролетариата. Они, по мнению Ленина, должны были перевоспитываться.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР. Главным, что вошло в нее, стали права работающего и эксплуатируемого народа. Граждане, которые проживали на деньги, заработанные нетрудовым путем и использовали наемный труд, были лишены политических привилегий.

В 1936 году в соответствии с двенадцатой статьей труд в Советском Союзе считался обязанностью и делом чести всего народа, который способен работать. Начал использоваться принцип поговорки «кто не работает, тот не ест».

Борьба с нищенством

В 1951 году появилось постановление, в соответствии с которым усилилась борьба с нищенством и паразитическими элементами. Однако на первых порах это не дало особого результата. Судили граждан по данной статье неохотно. За два года понес наказание за нищенство лишь один процент от общего количества данного ряда граждан.

Усиление борьбы

4 мая 1961 года был принят указ об усилении борьбы с лицами, ведущими паразитический образ жизни. Согласно данному постановлению, люди, нежелающие честно работать и избегающие общественного труда, а также получающие прибыль запрещенными способами, обязаны быть выселенными в определенную местность. Срок переселения варьировался от двух до пяти лет. При этом происходила конфискация имущества, которое было получено нетрудовым путем. В дальнейшем осужденное лицо должно было привлекаться к труду по месту переселения. Приговору подвергались граждане, которые не прислушались к призывам встать на путь честного труда.

Кто считается тунеядцем, мы рассмотрели, теперь перейдем непосредственно к тому, кто попал под действия постановления. Уже через три года в соответствии с законом было сослано тридцать семь тысяч человек. При этом под действия закона попал инженер-технолог, который покинул рабочее место и получал прибыль от разведения кроликов. Также был сослан пожарный, занимающийся трудом на собственном земельном участке и получающий прибыль от продажи выращенных овощей и фруктов.

Были случаи, когда данный указ применялся для преследования преступников по политическим мотивам. Ярким примером может выступать Иосиф Бродской.

В Советском Союзе граждане, которые были осуждены по данному закону, именовались аббревиатурой БОРЗ. Расшифровывается она как «без определенного рода занятий».

Каждое разбирательство начиналось с того, что судам требовалось для начала скрупулезно проверить срок неучастия лица в трудовой деятельности и причины.

Боролись с тунеядством вплоть до 1991 года. Затем последовало принятие Закона о занятости населения. В соответствии с ним было отменено уголовное наказание за тунеядство, а также признана безработица. Впоследствии термин «тунеядство» в законах стран СНГ не применялся.

Преступность

По мнению многих специалистов, тунеядство является отличным условием для появления лиц, вовлеченных в преступную деятельность. Ведь именно люди, не имеющие постоянной работы, нередко прибегают к получению прибыли незаконными путями. Главные условия, предрасполагающие лиц БОРЗ к преступной деятельности:

  • Достаточно много свободного времени.
  • Желание получать доход без ведения трудовой деятельности.
  • Общение с подобными элементами (БОРЗ).

Главные преступления, которые совершаются лицами без определенного рода занятий:

  • Наиболее распространено воровство.
  • Нередко вынуждены прибегать к получению прибыли посредством грабежа.
  • Часто прибегают лица БОРЗ к изготовлению и продаже порнографической продукции, а также к растлению малолетних с целью получить прибыль.
  • Заработок при помощи мошенничества.
  • Нередко прибегают к хулиганству.
  • Частым способом заработка выступает попрошайничество.
  • Нередко лица БОРЗ прибегают к вымогательству денежных средств.

businessman.ru

Качество личности Тунеядство Тунеядец | Что такое Тунеядство Тунеядец

Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы. Кто хочет сегодня поработать ? …

Операция «Ы»  и другие приключения Шурика

Братцы, помогите разобраться,
Относить правительство куда?
Термин применимый – тунеядство?..
(Жизнь за счёт народного труда)

Стихотворение «С праздником, тунеядцы!»

     Тунеядство как качество личности –  склонность жить на  чужой счёт, чужим трудом.

     Раньше тунеядство преследовалось по закону, а сейчас — вершина успеха.

     Hа суде адвокат (А) защищает тунеядца-алкоголика (Т). А) — Сжальтесь, товарищи судьи, у подзащитного было трудное      детство, но еще не все потеряно, наверняка среди его      родственников есть порядочные люди, и они помогут ему      встать на ноги. Скажите, подсудимый, кто ваш отец? Т) — Умер от цирроза печени. А) — А мать? Т) — В психушке. А) — Сестра? Т) — Ошивается по вокзалам. А) — А брат? Т) — В медицинском институте. А) — Он студент? Т) — Нет, он в банке. А) — ? Т) — Он с двумя головами родился.

        Тунеядец не желает исполнять обязанности, возложенные на него самой природой. Интересно, что слово «тунеядство», образовано слиянием устаревшего наречия «туне», означающего «даром», с глаголом «ясти» то есть «есть», «питаться».

     Тунеядство не поддерживается ни одной духовной традицией. Любая религия говорит о том, что человек должен работать, чтобы прокормить свою семью. Тунеядец считает, что он никому ничего не должен, что не его дело  содержать свою семью так, чтобы семья была счастлива.

     Философ Вячеслав Рузов считает, что тунеядцем можно назвать того, у кого не хватает денег на собственных детей. Ни одна духовная традиция не говорит: — Не работай, пользуйся обносками, ешь объедки, пусть твои дети болеют, страдают, заражаются чужими инфекционными заболеваниями и кожными грибками. Законы семейной жизни для всех одинаковы. И неважно, какой традиции следует человек. Он должен работать очень серьезно, чтобы поддерживать свою семью. Это факт. И никто не может ему сказать, что ты должен не работать, и пусть твоя семья делает, что хочет, иди по помойкам, собирай одежду — это очень подозрительно. Здоровый человек должен работать. Всё очень просто.

    Тунеядец считает не зазорным подбирать выброшенные вещи. Работяга очень удивится, если вы принесёте ему свои старые носки и скажете: «Вот тебе носки, я себе новые купил, вы хороший человек, и я вам их дарю, может, пригодятся». Это очень подозрительно всё.

      В СССР тунеядцы очень не любили статью 209 Уголовного кодекса. Под  «тунеядцем» стали понимать лицо, сознательно уклоняющееся от труда. На XXII съезде председатель КГБ СССР Александр Шелепин выступил с программной речью, в которой обрушился на паразитов и тунеядцев: «Советские законы — самые гуманные в мире, но их человеколюбие должно распространяться лишь на честных тружеников, а в отношении паразитических элементов, всех тех, кто живет за счет народа, законы должны быть суровы, ибо указанная категория лиц — это наш внутренний враг».

    В мае 1961 года вступает в силу указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Теперь для того, чтобы попасть под действие статьи 209 УК РСФСР, достаточно было не работать более четырех месяцев в году. Отсутствие соответствующих записей в трудовой книжке служило основанием для привлечения к уголовной ответственности. Исключение составляли только женщины, воспитывающие малолетних детей. Наказанием для тунеядцев стала высылка в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет и обязательное привлечение к труду по месту поселения.

     В СССР лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определенного рода занятий), а несколько позже в уголовной среде появилась формулировка на жаргоне — «борзой», то есть человек стойко не желающий работать.

    Жукналист Павел Пряников рассказывает, что выявление и отлов тунеядцев возложили на МВД, но их сил на это не хватало, и тогда на помощь милиции пришли так называемые общественные суды — группы активистов, состоящие из дружинников, комсомольцев, партийных и хозяйственных деятелей. Фактически до половины тунеядцев проходили через этих активистов. Через три месяца действия Указа в служебной записке для Бюро ЦК КПСС приводилась статистика: «В РСФСР выявлено 130 тысяч тунеядцев. После проведения разъяснительной работы большинство лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, приступило к работе на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.

    Самый известный в советской истории тунеядец — поэт Иосиф Бродский. После масштабной травли в газетах он чуть не умер в камере от сердечного приступа, а весной 1964-го получил максимальное наказание по 209 статье — пять лет принудительных работ на Севере. Как сообщала советская печать, «постановление суда было встречено горячими аплодисментами людей с честными рабочими руками». «Перевоспитывался» Бродский в совхозе «Норинское» Архангельской области, где он провел чуть менее полутора лет (под давлением мировой общественности приговор поэту был сокращен). Поэт Евгений Рейн вспоминал про жизнь Бродского в ссылке: «Были у него несколько раз. Ему там отвели половину избы, очень просторной, уютной. В основном он занимался стихами, иногда их вывозили на какие-то работы. Он помогал убирать урожай, раскидывал на поля навоз. Как потом рассказывал сам Бродский, это было самое счастливое время в его жизни. Помню, поехали вместе с Найманом поздравлять его с 25-летием. Привезли икры зернистой, водки ящик, американские сигареты и японский радиоприемничек. Очень хорошо отпраздновали. А через несколько месяцев его амнистировали. Жан-Поль Сартр попросил председателя Верховного Совета повлиять на ситуацию, и это сработало».

    За четыре года действия Указа судьбу Бродского (но не с таким счастливым финалом) разделили 37 тысяч человек, всего же было выявлено 520 тысяч тунеядцев. Выслали бы больше, чем 37 тысяч, но власти северных областей, куда отправляли «паразитов» (Архангельская и Пермская область, Удмуртия и Коми — всего около тридцати регионов) засыпали Москву бесконечными жалобами, что не могут принять такое число ссыльных. Аргумент их был прост — для тунеядцев нет ни работы, ни жилья. В 1965 году высылка тунеядцев была отменена. Вместо этого их привлекали к труду по месту жительства.

 Поэт Сергей Михалков высмеял тунеядцев в басне «Шарик– Бобик»:

У ресторана «Горная вершина»,
Где ждут курортников и шашлыки и вина,
С утра до вечера крутился тихий Пёс.
Всем посетителям равно хвостом виляя,
На трезвых не рыча, на пьяного не лая,
Он повседневно здесь своё дежурство нёс.
Пёс откликался на любую кличку,
И это у него вошло в привычку:
Окликнут Шариком — он вмиг хвостом вильнёт.
«Эй, Бобик!» — он уже к чужой коленке льнёт,
А сам глядит в глаза — глядит и не моргнёт!
«А ну, Дружок! Поди сюда, собачка!» —
Собачка тут как тут — и ей уже подачка:
Кидает чья-нибудь рука
То косточку от шашлыка
С кусочком сладкого, поджаренного жира,
То птичье крылышко, то просто ломтик сыра…
Нет, хлеба не искал курортный этот пёс —
От хлебного куска он воротил свой нос…
Его собратья сторожат жилища,
На складах тявкают, врага по следу ищут —
Несут служебный долг, гордясь своим постом,
А этому милее кров и пища,
Добытые глазами и хвостом…

***
Любых мастей и видов тунеядцы!
Ведь это вы попали в басню, братцы!

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Кто такие тунеядцы и как с ними боролись в СССР?

Современникам образ тунеядца знаком по сатирическим образам советских фильмов. Этакий добрый, но бесшабашный, вроде и не вредитель, но ведущий праздную жизнь. Он не встает по утрам рано и не спешит на работу. По сюжету фильмов чаще всего рядом с ним находятся примерные граждане СССР, которые стараются его образумить и помочь встать на путь истинный. Непременными героями фильма также являются порядочные милиционеры, отправляющие тунеядца на исправительные работы. А как было на самом деле?

«Граждане дебоширы, алкоголики, тунеядцы…»

Тунеядство в СССР стояло в одном ряду с более серьезными проступками, такими как нарушение общественного порядка, злоупотребление алкоголем, нанесение легких физических травм. Этот термин появился в обиходе из церковнославянского языка, дословно он означает даром (без оплаты) есть, кушать. Жить за счет другого человека, использовать чужой труд, бездельничать, не приносить пользу обществу — тунеядство считалось самой популярной разновидностью социального паразитизма.

Плакат, призывающий трудиться.

В 1961-1991 годах в законодательстве Советского Союза существовала четкая формулировка такого правонарушения, состав преступления находили в «длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда».

Само по себе слово «тунеядство» и его производные упоминались еще в официальных документах Российской империи, но тогда оно не имело столь негативной окраски и не воспринималось как правонарушение.

Как становились тунеядцами?

Причины тунеядства были весьма разнообразны. Обтекаемость самой статьи закона, содержание которой постоянно редактировалось, позволяло подводить под это понятие совершенно разных людей. Изначально за бродяжничество судились цыгане, бродяги и профессиональные попрошайки, потом к списку тунеядцев добавились люди, ведущие асоциальный образ жизни. Попадали и те, кто не успел за определенное время поступить в училище или устроиться на работу. По статье за тунеядство часто судили верующих и диссидентов.

Тунеядец — обуза коллектива.

В конце 50-х годов список пополнился лицами, преднамеренно уклонявшимися от физического труда, и теми, кто получал доход с приусадебных участков. Еще одной категорией потенциальных преступников стали представители сект, которые отказывались работать по определенным убеждениям.

После редакции закона о тунеядстве в 1961 году, наказание по статье ожидало тех, кто по каким либо причинам не имел определенного места работы в течение 4 месяцев в году.

Во времена сталинского режима борьба с тунеядством была вынужденной мерой — пережившая военную разруху страна нуждалась в большом количестве рабочих рук. А вот когда у руля встал Хрущев, все эти действия получили уже идеологическую окраску.

Кто не работает — тот не ест! Или как вычисляли тунеядцев

Совсем неудивительно, что все законы, направленные на борьбу с социальным паразитизмом, которые то ужесточались, то смягчались, встречались с восторгом добропорядочными гражданами СССР. Воспитанные на идеологии светлого коммунистического государства, с утра до вечера честно строящие свою великую страну у станков заводов и фабрик — они считали справедливым требование властей и принуждение к труду, а вследствие нарушений — строгое наказание.

Плакат «Кто не работает, то не ест».

Изначально поиск и выведение на чистую воду тунеядцев были возложены исключительно на органы МВД. Но слуги народа часто не справлялись с нагрузкой, и тогда им на помощь приходили бдительные граждане СССР. Создавались так называемые суды общественности — группы добросовестных активистов, в число которых входили комсомольцы, дружинники, партийцы, примерные хозяйственники.

В коллективах с тунеядцами проводили беседы, брали их на перевоспитание, а в случае если ничего не помогало — отдавали милиции, где наказания становились гораздо строже. Бдительные соседи и родственники тоже прилагали усилия к вычислению лентяев — часто причиной преследования становились доносы соседей и друзей семьи.

Тунеядству — бой!

Большинство источников утверждают, что статья 209, регламентирующая наказание для тунеядцев, появилась в 1961 году. Но правильнее будет считать, что она стала лишь удачной редакцией существовавших ранее подобных формулировок. Меры наказаний для тунеядцев постоянно менялись.

Например, в 1951 году за «злостное паразитирование» (если неработающий попадался второй раз) отправляли в колонию на 1 год, а если арестован впервые — ссылали за 101-й километр.

Во второй половине 50-х наказанием стала ссылка в отдаленные северные районы страны. В 1961 году ужесточились параметры, по которым можно было получить клеймо тунеядца, а наказанием стали принудительные физические работы в местах поселения сроком от 2 до 5 лет.

Не работать стыдно!

Во времена правления Леонида Брежнева к тунеядцам относили алкоголиков, бродяг, наркоманов, криминальных элементов. С ними проводили профилактические беседы, порой помогали устроиться на работу. Именно тогда пошли массовые трудоустройства дворниками, сторожами и появились первые липовые записи в трудовых книжках.

Интересно, что в Советском Союзе всем лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивали аббревиатуру «БОРЗ», которая расшифровывалась как «без определенного рода занятий». Впоследствии в обиходе появился жаргонизм «борзой», характеризующий человека, стойко не желающего работать на благо общества.

Против тунеядства была развернута агитационная деятельность, об этом свидетельствует огромное количество плакатов и листовок, посвященных обличению этого явления.

Самые известные советские тунеядцы

Парадокс существования закона о тунеядцах заключался еще и в том, что среди тех, кто был в соответствии с ним осужден, можно найти немало людей, известных на всю страну — это писатели, публицисты, актеры, поэты. А все потому, что их труд система не признавала общественно полезным и значимым.

Среди тех, кто получил срок с формулировкой «за тунеядство», оказался нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский. Он был арестован и отправлен в ссылку на принудительные работы сроком на 5 лет в Архангельскую область. Причем в его обвинении участвовали не только представители власти, но и коллеги, читатели. На суде Бродский пытался оправдаться, но все было бесполезно, судья решил, что поэтом подсудимого никто официально не признавал, а значит, и профессии, и работы у него нет. Правда, срок наказания в итоге был сокращен благодаря мощной поддержке писателей и поэтов со всего мира.

Публицист Андрей Амальрик в 1965 году получил 2,5 года исправительных работ и был сослан в Сибирь. Актер Николай Годовиков, прославившийся на всю страну после сыгранной роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни», также имеет судимость по 209 статье. Согласно его биографии, в 1977 году он получил травму, после которой не мог работать, а в 1979 его посадили в тюрьму за тунеядство.

Кадр из известного советского фильма — тунеядцы на исправительных работах.

Еще одним неоднозначным арестованным стал Иосиф Бегун, который занимался преподаванием иврита. Он тщетно пытался доказать, что преподавание является трудовой деятельностью, но суд его доводы не принял, решив, что никакой пользы обществу такая деятельность не приносит и отправил его в ссылку в Магадан на 2 года.

Под подозрение в тунеядстве попадал и писатель Владимир Войнович, но его не осудили. Правда, нашли антисоветчину в его знаменитом произведении «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и выслали писателя из страны. Среди тех, кто был под подозрением и неоднократно подвергался преследованиям правоохранительных органов СССР, были талантливые ученые, уважаемые преподаватели, сатирики и даже пенсионеры.

Cоветский плакат.

Погрешности системы

Как и в любом идеологически окрашенном деле, в поиске и наказании тунеядцев были свои погрешности и ошибки. Анализ всех случаев ареста показал, что далеко не все граждане, осужденные по статье 209, справедливо получали свое наказание.

В списке преступников-тунеядцев были те, кто по стечению обстоятельств оказался временно нуждающимся, пытался заниматься частным трудом, вел образ жизни, неугодный властям, поменял место жительства и вовремя не получил запись в трудовой книжке, а также те, чей труд представителям власти не казался важным и приносящим пользу обществу. Как и во многих законах и решениях, субъективный фактор играл в то время весомую роль. Хотя нельзя ни сказать, что была и польза от преследования тунеядцев. Многие граждане СССР вставали на путь истинный после бесед, проводимых с ними. И в советские годы не работать, злоупотреблять алкоголем, вести асоциальный образ жизни, жить за счет жены и других родственников все же стыдились, чего нельзя сказать о нынешнем времени.

homsk.com

Тунеядство — это… Что такое Тунеядство?

Тунея́дство — в нетерминологическом значении «лень, безделье»[1], «жизнь за счёт чужого труда, на чужой счёт»[2], «паразитическое существование за счёт общества»[3]. Синонимичный термин — социальный паразитизм — образ жизни, характеризующийся тем, что один человек или социальная группа живут за счёт другого человека или социальной группы[4].

В законодательстве СССР в 1961—1991 гг. — состав преступления, заключавшегося в «длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда»[4].

Этимология

Существительное «тунеядство» церковнославянского происхождения; это сложное слово, образованное слиянием устаревшего ныне наречия «туне», означающего «даром», «бесплатно», «безвозмездно», с глаголом «ясти» (означающего «есть», «питаться»). Аналогично устроено исконное существительное дармоед.

Резко критическое отношение к социальному паразитизму характерно для социалистов начиная с XIX в. Французский текст гимна социалистов «Интернационал» (1875) содержит эту идею, заострённую в русском переводе Аркадия Коца (в 1917—1944 — советский гимн):

Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда,
Владеть землёй имеем право,
Но паразиты — никогда!

(В оригинале Эжена Потье: Ouvriers, paysans, nous sommes // Le grand parti des travailleurs: // La terre n’appartient qu’aux hommes // L’oisif ira loger ailleurs «Мы, рабочие, крестьяне — великая партия трудящихся. Земля принадлежит только людям, бездельник пойдёт жить в другое место»).

Слово «тунеядец» употреблялось в некоторых законодательных актах Российской империи, но не составляло особого состава преступления. Петровская «Табель о рангах», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий, «…дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона. В досоветские времена в понятие тунеядства не вкладывалось никакого особого социально значимого контекста. Бездельник жил за счёт своих близких, общественной моралью это не одобрялось, и не более того. В Советском Союзе под тунеядством уже понималось паразитическое существование за счёт не отдельных граждан, а за счёт всего общества.

Борьба с тунеядством в СССР

Вскоре после захвата власти в крупных городах России большевики занялись проведением марксистских экономических реформ, сводившихся к конфискации имеющегося в наличии у зажиточного населения имущества и мобилизации людских ресурсов в целях скорейшего построения социализма. В своей статье «Как организовать соревнование?» (декабрь 1917 — январь 1918 гг.). Ленин говорит о необходимости применения суровых мер по отношению к классово чуждым сознательному пролетариату элементам, которые, по мнению Ленина, нуждались в разных формах перевоспитания:

Тысячи форм и способов практического учёта и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами должны быть выработаны и испытаны на практике самими коммунами, мелкими ячейками в деревне и в городе. Разнообразие здесь есть ручательство жизненности, порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых, от блох — жуликов, от клопов — богатых и прочее и прочее. В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы…
    В другом — поставят их чистить сортиры.
    В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, жёлтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми.
    В четвёртом — расстреляют на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве.
    В пятом — придумают комбинации разных средств и путём, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает — ибо только практика может выработать — наилучшие приёмы и средства борьбы.

— В. И. Ленин, ПСС, т. 35, стр. 204

Конституция РСФСР 1918 года была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

12-я статья Конституции СССР 1936 года гласила: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: „кто не работает, тот не ест“»[5].

4 мая 1961 года на основании ст. 12 Конституции Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Он гласил:

«Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путем, и обязательным привлечением к труду по месту поселения. Этим же мерам воздействия, назначаемым как по постановлению районного (городского) народного суда, так и по общественному приговору, вынесенному коллективами трудящихся по предприятиям, цехам, учреждениям, организациям, колхозам и колхозным бригадам, подвергаются также лица, устраивающиеся на работу на предприятия, в государственные и общественные учреждения или состоящие членами колхозов лишь для видимости, которые, пользуясь льготами и преимуществами рабочих, колхозников и служащих, в действительности подрывают дисциплину труда, занимаются частнопредпринимательской деятельностью, живут на средства, добытые нетрудовым путем, или совершают иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни. Постановление районного (городского) народного суда или общественный приговор о выселении выносятся после того, когда лицо, ведущее паразитический образ жизни, несмотря на предупреждение общественных организаций или государственных органов, в установленный ими срок не встало на путь честной трудовой жизни».

— Е.Жирнов.»Внушить полезный страх»

К середине 1964 г. по этому указу было сослано 37 тысяч человек. При этом, в частности, тунеядцами признавались и ссылались инженер-технолог, который прекратил работу, оборудовал кролиководческую ферму и стал жить за счет приносимых ею доходов, пожарный, который занимался своим земельным участком и торговал на рынке овощами и фруктами. Иногда суды принимали решения о выселении нетрудоспособных[6].

Данный указ иногда также использовался для преследований по политическим мотивам.Наиболее известный пример — дело поэта Иосифа Бродского (1964 г.)

Статьёй 209 УК РСФСР устанавливалась ответственность за три разные формы т. н. паразитического существования, образующие самостоятельные составы преступления, — занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни. Под понятие иного паразитического образа жизни, ведущегося в течение длительного времени подпадали те случаи, когда лицо уклоняется от общественно полезного труда и проживает на нетрудовые доходы более четырёх месяцев подряд или в общей сложности в течение года и в этой связи ему сделано официальное предостережение о недопустимости такого образа жизни.[7]

Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, продолжаемое после повторного предупреждения, сделанного административными органами, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.

— Статья 209 УК РСФСР. Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством.[8]

При этом под «общественно полезным трудом» понимался лишь труд в санкционированной государством форме. Самодеятельный же труд разрешался только в свободное от «общественно полезного труда» время, иначе он приравнивался к тунеядству. Учёба в государственном учебном заведении считалась достаточным эквивалентом «общественно полезного труда».

В СССР лицам, обвинённым в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определённого рода занятий), и в уголовной среде на т. н. «блатном» жаргоне появились формулировки — «борзо́й» и «бо́рзый», то есть человек, стойко не желающий работать.

В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена.[9].

Вопреки мнению о массовом использовании 209-ой уголовной статьи на самом деле тотальной массовости наказания за тунеядство в СССР не наблюдалось.[источник не указан 30 дней] В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена.[10] Так называемой «показательной порки» (слушания по «делам о тунеядцах» действительно не проводились в закрытом режиме, напротив, их было настолько мало, что такие дела использовались для пропагандистской кампании с публикацией отчётов в центральных СМИ) и последующему уголовному наказанию подвергались только самые выдающиеся, самые «борзые» борцы за право не заниматься общественно полезным трудом.

Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу. В дальнейшем в законодательстве постсоветских государств термин «тунеядство» не употребляется.

Тунеядство и преступность

Основные условия и направления в создании преступных ситуаций совершаемых лицами без определённого рода занятий[11]:

  • Наличие значительного количества свободного времени.
  • Предрасположенность к получению материальных благ без трудовой деятельности.
  • Наличие контактов и общения с подобными элементами (то есть такими же лицами, ведущими праздный образ жизни).

Основные преступления совершаемые при прямом и косвенном участии лиц без определённого рода занятий:

  • Воровство: Как случайное средство для приобретения т. н. «лёгких денег».
  • Ограбление: Как вынужденная обстоятельствами мера для добычи средств к существованию тунеядца.
  • Мошенничество: Добывание средств путём обмана (например, так называемое «целительство»).
  • Хулиганство: Как одна из характерных форм поведения и развлечения в группах бездельников.
  • Попрошайничество: Как источник средств к существованию и обогащению.
  • Вымогательство: Чаще встречается т. н. бытовое вымогательство (выуживание денежных средств у родственников и знакомых).

См. также

Ссылки

Литература

  • Социальный паразитизм как тормоз общественного прогресса // Современные проблемы уголовного права и криминологии. — Владивосток, 1991. — С. 71—84.
  • Социально-правовые и медицинские аспекты борьбы с тунеядством, пьянством и наркоманией. — Владивосток, 1987. — 272 с — Соавт.: Яцков Л. П., Готлиб Р. М.
  • Боголюбова Т.А, Растегаев А. А. Исследование паразитического образа жизни как научно-криминологическая проблема // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Хабаровск, 1985. С.26.
  • Н. Н. Кондрашков. Тунеядство: Против закона и совести.
  • Павлов. Б. Г. Вопросы уголовной ответственности за ведение паразитического образа жизни[1].
  • Ляпунов Ю. И. Ответственность за тунеядство. М., 1982, с. 23.
  • Клюшниченко, А. Административная борьба с тунеядством.
  • Шляпочников, А. С. Борьба с тунеядцами — всенародное дело.
  • Теньчов, Э. С. Посягательства на социалистическую собственность как опасное проявление социального паразитизма и уголовно-правовые средства борьбы с ними. // Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с проявлениями социального паразитизма. — Иваново, 1987. — С. 62—69
  • Щедрина, А. К. Борьба с тунеядцами.
  • Чубарев, В. Л., Женунтий, В. И Особенности личности тунеядца.
  • Красноокий, А. А. Прокурорский надзор за исполнением законов о борьбе с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими паразитический образ жизни.
  • Перлов, И. Д. Суд и общественность в борьбе с тунеядцами.
  • Шляпочников, А. С. Тунеядцев к ответу[2].
  • Криминологические аспекты социального паразитизма // Организационно-правовые и управленческие проблемы борьбы с правонарушениями среди лиц, ведущих антиобщественный паразитический образ жизни: Сб. науч. тр. — Хабаровск, 1985. — С. 34- 40.

Примечания

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *