17.3 Задачи и направления переходной экономики. Либерализация. Цели и направления государственного регулирования в переходной экономике.
Выделяют следующие главные задачи переходной экономики:
1) преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в переходную экономику;
2) формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
3) реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
4) создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
5) формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:
* либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;
* реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Оно необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;
* стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний цен и формирование устойчивых финансовых отношений;
* реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую санацию производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройку технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;
* интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого необходимо либерализовать внешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, внешнюю и внутреннюю конвертируемость национальной валюты. Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация.
Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Значимость либерализации заключается в возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, предоставляющему производителю сигнальную информацию о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Роль либерализации не ограничивается только «отпуском» цен. В переходной экономике она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных заказов и поставок, ликвидацию государственной производственной и торговой монополии, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностранной валюты.В постсоциалистических странах либерализация была осуществлена в различные сроки. В Венгрии частичные преобразования начались в 60-е годы, в Китае — в 70-е. В Польше провели «мгновенную» либерализацию, когда в январе 1990 г. отпустили 90 % цен, отменили монополию государства в сфере торговли и обеспечили конвертируемость валюты. Подобная модель быстрой и комплексной либерализации была реализована в Албании, Чехословакии, странах Балтии и Кыргызстане.
В России и некоторых других странах СНГ на первоначальном этапе перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортных операций. В то же время более медленными темпами в этих странах освобождаются цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.
Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опыт разных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40 % в год, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестирования.
Важнейшей функцией государства является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой цели расположены по степени их значимости и срокам достижения.
Так, стратегической целью реформирования экономики Беларуси является повышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейских государств. Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня качества жизни населения, улучшения среды обитания на снова формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики.
Этот стратегический курс является тем стержнем, вокруг которого разворачиваются остальные направления экономической политики и формируются их долгосрочные цели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения, обеспечение экономической свободы для субъектов рынка, поддержание равновесия в экономике и стабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение устойчивого роста, обеспечение социальных гарантий поддержание внешнеэкономического равновесия, защита от внешней экспансии.
Кроме того, на каждом этапе переходной экономики существуют свои, более локальные цели. Так, цель современного этапа для стран СНГ, в том числе и для Беларуси, является стабилизация социально-экономической ситуации и создание предпосылок для экономического pоста.
Все цели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с ресурсами, необходимыми для их достижения. Вместе с тем сложность и новизна стоящих перед государством задач объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике.
studfiles.net
Либерализация экономики в России. Либерализация экономики
Во времена СССР существовала плановая экономика. Тогда были денежно-товарные отношения, но не было реальных рыночных механизмов, которые регулировали бы сделки купли-продажи, цены, финансовые потоки. Не было равновесия цен, конкуренции, на стоимость товара не влияли законы спроса и предложения, так как она формировалась на основе трат и была оторвана от ситуации на мировом рынке. Именно поэтому либерализация экономики — это главная задача для перехода к рыночным капиталистическим отношениям.
Значение термина
Либерализация экономики — это система мер, направленных на освобождение от ограничений в виде государственного давления на экономику и бизнес. Либерализация – термин, происходящий от слова «либеро», что значит в переводе «свобода». Таким образом, движение к «свободной» экономике направлено на создание благоприятных условий для вольного движения цены, рыночного оборота услуг и товаров. Также либерализация экономики — это создание более открытого рынка, прозрачного, с честной конкуренцией.
Процессы либерализации в условиях переходной экономики
В первую очередь рассматривается создание рыночных институтов и перевода их на капиталистические принципы хозяйствования. Либерализации — политика экономики государства и экономического развития, которая охватывает все сферы жизни общества. Она предполагает уничтожение монополии государства на формирование деятельности народных хозяйств и предприятий, снижение уровня государственного и муниципального контроля за обменными операциями, полную отмену распределения ресурсов центральными органами власти, открытие всех возможностей для освоения других рынков субъектами хозяйства. Речь идет о пути развития конкретных структур в секторах экономики, где монополия государственных органов была наиболее сильна. Либерализация экономики в России и во многих других странах СНГ происходит именно в таком направлении, и именно в этом ключе необходимо ее рассматривать. Должен произойти процесс снятия разных запретов, устранения барьеров, которые препятствуют свободному доступу на различные рынки и усложняют конкуренцию.
Направления движения
Либерализация экономики — это процесс, который не затрагивает собственность государственных секторов предпринимательской деятельности, но усиленно содействует формированию новых субъектов, которые способны создавать активную конкурентную среду. В общем виде развитие «свободной» экономики идет по трем основным направлениям.
- Важнейшим исходным моментом либерализации является освобождение формирования цены от регулирования центральными органами власти.
- Свободная торговля для всех физических и юридических лиц.
- Наиболее сложным и глубоким моментом либерализации является подчинение всей деятельности субъектов производства требованиям рынка, то есть идеальная модель регулирования через баланс спроса и предложения.
«Отпускание» цены
Все вышеперечисленные преобразования меняют в корне всю систему рыночных отношений и хозяйствования, образ мышления и жизни людей, порождают многочисленные противоречия и проблемы в обществе. В первую очередь, либерализация экономики — это процесс «отпускания» цен, который приводит к их резкому повышению, а это естественным образом запустит процесс снижения доходов у населения, снижение уровня жизни, изменение всей структуры рыночных потребительских отношений и тому подобное. В экономической теории есть два основных варианта «отпускания» цены: «шоковый» одномерный и градуалистский постепенный. Однако либерализация экономики — это всегда смешанный процесс, который в разные моменты склоняется в сторону одного или другого типа. Есть и некоторая закономерность: чем менее развиты внутри государства рыночные отношение, тем менее эффективным будет путь «шоковой» терапии.
Возможные противоречия
Либерализация экономики – это всегда множество острых противоречий в производственной и социальной сфере. Многие предприятия, которые работают в военно-промышленной сфере с ориентацией на государственные заказы, теряют возможности сбыта своей продукции. Множество предприятий в условиях рыночной экономики могут оказаться неконкурентоспособными и обанкротится, с последующей их ликвидацией. Трудности в сфере сбыта могут породить проблемы закупки материалов и сырья, то есть, по сути, ставят под вопрос существование и функционирование компаний, фирм, заводов и предприятий как таковых. Сокращение спроса у населения существенно влияет на положение дел у производителей, и без того не легкое. В тяжелейшем положении могут оказаться производства, которым предоставляются субсидии и льготы от государства, в первую очередь это касается аграрного и сельскохозяйственного сектора. Внедрение «свободной» экономики может во многом противоречить сложившимся стереотипам и менталитету, что породит непринятие данного курса движения у самых широких масс населения. Именно с такими проблемами столкнулся президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Либерализация экономики – процесс многогранный и крайне сложный, достигнуть каких-то даже начальных целей сложно и в среднесрочной перспективе.
Последствия проведения политики «отпускания» цен и свободного рынка
Либерализация отношений в экономическом плане между странами – естественное следствие внутриэкономических процессов внутри отдельно взятой страны. Либерализация экономики – это создание рыночных механизмов при тесной связи между рынками разных стран, сформированных в одно единое рыночное внешнеэкономическое пространство. Отсюда следует и важность правовых взаимосвязей и адекватной регуляции отношений между государствами. Либерализация внешнеэкономическая может расширить возможности оказания помощи при переходе от плановой экономики, чем существенно ускоряет решение сложных задач для достижения «свободного» рынка. К основным плюсам необходимо отнести расширение возможности вхождения в страну инвестиций от различных иностранных институций, устранение внешнеэкономических централизованных связей, снятие и отмену всех ограничений по импорту (отмену льгот, квот, пошлин и лицензий), максимальную ликвидность и конвертируемость валюты.
fb.ru
17.3 Задачи и направления переходной экономики. Либерализация. Цели и направления государственного регулирования в переходной экономике.
Выделяют следующие главные задачи переходной экономики:
1) преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в переходную экономику;
2) формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
3) реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
4) создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
5) формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:
* либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;
* реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Оно необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;
* стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний цен и формирование устойчивых финансовых отношений;
* реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую санацию производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройку технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;
* интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого необходимо либерализовать внешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, внешнюю и внутреннюю конвертируемость национальной валюты. Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация.
Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Значимость либерализации заключается в возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, предоставляющему производителю сигнальную информацию о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Роль либерализации не ограничивается только «отпуском» цен. В переходной экономике она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных заказов и поставок, ликвидацию государственной производственной и торговой монополии, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностранной валюты.
В постсоциалистических странах либерализация была осуществлена в различные сроки. В Венгрии частичные преобразования начались в 60-е годы, в Китае — в 70-е. В Польше провели «мгновенную» либерализацию, когда в январе 1990 г. отпустили 90 % цен, отменили монополию государства в сфере торговли и обеспечили конвертируемость валюты. Подобная модель быстрой и комплексной либерализации была реализована в Албании, Чехословакии, странах Балтии и Кыргызстане.
В России и некоторых других странах СНГ на первоначальном этапе перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортных операций. В то же время более медленными темпами в этих странах освобождаются цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.
Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опыт разных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40 % в год, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестирования.
Важнейшей функцией государства является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой цели расположены по степени их значимости и срокам достижения.
Так, стратегической целью реформирования экономики Беларуси является повышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейских государств. Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня качества жизни населения, улучшения среды обитания на снова формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики.
Этот стратегический курс является тем стержнем, вокруг которого разворачиваются остальные направления экономической политики и формируются их долгосрочные цели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения, обеспечение экономической свободы для субъектов рынка, поддержание равновесия в экономике и стабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение устойчивого роста, обеспечение социальных гарантий поддержание внешнеэкономического равновесия, защита от внешней экспансии.
Кроме того, на каждом этапе переходной экономики существуют свои, более локальные цели. Так, цель современного этапа для стран СНГ, в том числе и для Беларуси, является стабилизация социально-экономической ситуации и создание предпосылок для экономического pоста.
Все цели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с ресурсами, необходимыми для их достижения. Вместе с тем сложность и новизна стоящих перед государством задач объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике.
studfiles.net
Либерализация экономики — это… Что такое Либерализация экономики?
Либерализация экономики (economic liberalization, deregulation) – процесс освобождения экономики от чрезмерного управляющего воздействия государственной власти на рыночные механизмы, — воздействия, сковывающего внутренние силы рынка, как самоорганизующейся, саморазвивающейся и самонастраивающейся системы. Его основные направления: дерегулирование хозяйственных отношений между экономическими агентами (субъектами рынка), а также между ними и государством, либерализация цен, либерализация внешней торговли, приватизация государственного сектора экономики, расширение самостоятельности каждого человека в принятии им экономических решений, и др. Теоретическую основу этого процесса дает концепция экономического либерализма(См.). Последний крупный исторический пример либерализации экономики дал состоявшийся на рубеже 21-го века переход почти трех десятков стран Европы и Азии от централизованного планирования и управления экономикой (социализма) к рыночной экономике (капитализму). Его изучение составило предмет новой науки транзитологии. Он происходил по-разному в разных странах, по-разному определялись приоритеты среди перечисленных направлений, но в целом общие закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку проявились как тенденция общемирового значения.
Например, в силу сложившихся обстоятельств, в России первым актом либерализации экономики было освобождение большей части оптовых и розничных цен 2 января 1992 года, одним из следующих актов – либерализация внешней торговли, а затем, с 1 июля 1992 года – введение внутренней конвертируемости рубля. Массовая приватизация, начавшаяся с небольших предприятий торговли, развернулась в 1993-4 годах. В других странах последовательность событий могла быть, разумеется, иной, но общие принципы – те же.
В 1992 году противники реформ выдвиули против правительства Е.Гайдара обвинение, будто бы оно руководствуется дилеммой: «либо рыночная экономика, либо государственное регулирование», то есть стремится к полному устранению государства из экономики. Это показывает глубокое непонимание того, что такое либерализация экономики. На самом деле тогда дилемма была в другом: либо централизованная система планирования и управления экономикой, либо рыночная экономика. И сегодня можно утверждать: она решена. Россия стала признанной во всем мире страной рыночной экономики. Что же касается регулирования, то никто и никогда его необходимости для рыночного хозяйства не отрицал – вопрос в мере и эффективности использования. Строго говоря, вопреки широко распространенному мнению, цель либерализации экономики — не «устранение государства», а наоборот, совершенствование инструментов государственного регулирования в рыночной экономике и улучшение их практического использования в целях преодоления «провалов рынка» (см.),а также общего повышения эффективности экономической системы.
В «Программе углубления реформ» подготовленной Правительством в 1992 году, говорилось: «Либерализация экономики означает ограничение возможностей вмешательства государства в процессы ее функционирования. Ставка делается на саморегулирование и самоорганизацию. Правительство имеющимися в его распоряжении средствами может лишь направлять естественно протекающие процессы, удерживая в определенных рамках их негативные последствия и ускоряя появление позитивных результатов».
Не устранение государства из экономики, а ограничение возможностей вмешательства. Не «планирование и управление» по постановлениям ЦК КПСС и по «мудрым указаниям» очередного вождя, как было некогда, а способность «направлять естественно протекающие процессы». Это и есть сущность длительного процесса либерализации экономики, который в России еще далеко не завершен. К тому же, нельзя считать, что он необратим. Об этом говорит опыт. После т.н. программы Грефа (2000 г.), предусматривавшей важные шаги по дальнейшей либерализации экономики, примерно в 2005 году был осуществлен поворот экономической политики – началось обратное расширение государственного сектора экономики. Пока неясно, надолго ли это, но процесс либериализации российской экономики требует продолжения.
См.Макроэкономическое регулирование, Закономерности перехода от социализма к социализму, Транзитология.Экономический либерализм.
Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.
economic_mathematics.academic.ru
Тема 14. Переходная экономика: общие закономерности
14.1. Понятие переходной экономики, её основные черты
Общие закономерности трансформационного перехода:
14.2.1. Приватизация как исходное системное преобразование;
14.2.2. Либерализация цен и необходимость стабилизационной политики;
14.2.3. Институциональные изменения финансовой, банковской и других систем.
14.3. Трансформационный спад. Специфика динамики ВВП. Кривая О.Бланшара.
14.1. Понятие переходной экономики, её основные черты
Экономика переходного периода – это экономика страны, или стран, которые совершают переход от одного состояния социально-экономической системы к качественно новому состоянию. Иначе говоря, это экономика страны, совершающей трансформацию, изменение производственных отношений. В иностранной литературе это понятие обозначается как economyintransition. Отсюда синоним – транзитивная экономика1.
Что отличает транзитивную экономику от таких систем, которые находятся в относительно стационарном состоянии?
На теоретическом уровне надо прежде всего отметить тот факт, что «стационарная» экономика развивается на своей собственной основе, путем совершенствования, путем частичных изменений институтов2, тогда как экономика переходного периода развивается путем создания новых, ранее ей не присущих институтов, связей, отношений. Таким образом, главной чертой социально-экономической системы отношений переходного периода является сосуществование нового и старого, «эклектика» хозяйственного механизма.
Доля старого и нового в производственных отношениях и в хозяйственном механизме зависит от стадии преобразований, от того, как конкретно осуществляются основные реформы. Причем, как показывает история, вовсе не обязательно революционность, быстрота преобразований обеспечивает их успешность.3
Общие закономерности трансформационного перехода:
Приватизация, либерализация экономики в целом, либерализация цен в частности, создание рыночной инфраструктуры (адекватной банковской системы, фондового рынка, рынка труда, рынка недвижимости и пр.).- вот мероприятия, которые обеспечивают создание рыночной системы хозяйствования в тех странах, где господствовала командно-административная система.
14.2.1. Приватизация как исходное системное преобразование;
Центральным звеном рыночных преобразований является приватизация. В ходе именно этого мероприятия создаются новые отношения собственности. Около 30 стран, входящих в список стран с переходной экономикой, продемонстрировали эту закономерность.
В знаменитом словаре Уэбстера понятие «приватизация» впервые появилось в издании 1983 г. и расшифровывалось как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную» 4. Как видим, само слово имеет сравнительно короткую историю, хотя предмет, который оно обозначает, в сущности, отнюдь не нов и существовал задолго до появления этого понятия. Собственно говоря, вся новейшая экономическая история представляет собой процесс формирования рыночного мира, в котором бы гармонично сочетались государственное начало и рыночные структуры. В поиске меры госсобственности в рыночной экономике заключается, в частности, суть двухпартийного противостояния в западноевропейских странах и странах Северной Америки. Чтобы подчеркнуть неодноактность такого мероприятия, как приватизация, его протяженность во времени, мы будем понимать подприватизацией экономики происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта.
Мы хотим обратить внимание на то, что приватизация может осуществляться и в странах с развитой рыночной экономикой. Не случайно это слово вошло в лексику макроэкономической политики до начала рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Союза Независимых Государств (СНГ). Восьмидесятые годы ХХ века были «эпохой приватизации» в западном мире. Государственная собственность стала первой жертвой неоклассического натиска конца 1970-х годов в странах Западной Европы, США и Канады. По разным причинам – отчасти идеологическим, отчасти бюджетного дефицита, отчасти экономической неэффективности — в течение 1980-х годов государственный сектор в экономике этих стран существенно сократился. Однако при этом общая суть производственных отношений осталась прежней. Можно говорить лишь об увеличении доли частного сектора за счет сокращения государственного.(Слайд)
Совсем иные последствия имеет приватизация в переходной экономике. Она призвана создать новый базис общества, принципиально новые производственные отношения. Это обуславливает трудности в решении целого ряда вопросов о том, как её осуществлять: медленно или быстро? бесплатно или за деньги? кому достанется собственность? каковы механизмы передачи собственности?
Приватизация является необходимой системной предпосылкой либерализации экономики. Только собственники могут распоряжаться произведенными благами, поэтому институт частной собственности является основой рыночных отношений — таких отношений, когда основные вопросы экономики «что», «как», «для кого» решаются не единым экономическим центром, как в условиях господства государственной собственности, а рыночным механизмом.(Слайд)
Либерализация экономики предполагает освобождение государства от хозяйственных функций в той мере, в какой это диктуется соображениями эффективности. Это снятие многообразных административных барьеров и ограничений на хозяйственную деятельность. Либерализация экономики предполагает демонтаж институтов планово-распределительной системы. Препятствием для радикальной либерализации являются соображения социальной справедливости. Этот общий теоретический постулат на практике отражается в парламентских баталиях между «правыми» и «левыми». «Правые» — это сторонники свободного рынка, отсюда и название «экономические либералы», а левые – сторонники как можно большего присутствия государства в экономике, сторонники большего вмешательства государства в производство, распределение, обмен и потребление благ. Они, как правило, представлены такими партиями, которые признают в качестве теоретического фундамента своих экономических программ неокейнсианскую парадигму.
14.2.2. Либерализация цен и необходимость стабилизационной политики;
Одним из базовых институтов планово-распределительной системы является институт фиксированных, централизованно образуемых цен. Поэтому первым системным преобразованием, первым шагом в сторону «свободы рынка» наряду с приватизацией является либерализация цен.Этот шаг осуществляется, как правило, одноактно, или, по крайней мере, в более сжатые сроки, чем приватизация. Не случайно во всех программах перехода к рынку обозначается «ключевая точка» — день отпуска цен. Таким образом, под либерализацией цен понимается упразднение государственного вмешательства в ценообразование на рынках ресурсов и благ, не являющихся благами первой жизненной необходимости. Это наиболее трудный шаг, поскольку его драматические последствия обнаруживаются немедленно и выражаются в стремительном взлете цен. Не случайно именно это мероприятие предвосхищает отставку проводившего его правительства. Инфляция – одно из первых по времени и самых ярких социально-экономических последствий либерализации цен. (Слайд)
Закономерностью переходного периода является сочетание высокой инфляции с дефицитом государственного бюджета, который накапливался в недрах командно-административной экономики и стал особенно высоким вследствие начавшихся институциональных преобразований. Не случайно усилия первых правительств в странах переходной экономики является получение иностранных займов, а международные кредиторы – МВФ, Парижский клуб и др. дают их с условием сокращения дефицита госбюджета до определенных параметров, например, до 3% от ВВП. Не случайно Г. Колодко и В.Макмагон в связи с этим ввели понятие «инфляцит» как признак переходной экономики. Оно означает сочетание подавленной и открытой инфляции с дефицитом госбюджета.
До сих пор представляется трудным сказать, какие методы и темпы преобразований – быстрый, «шоковая терапия» или медленный, «градуализм» — надо признать более подходящими и успешными. Образец реформ в духе «шоковой терапии» показала Польша, где реализовывался, в частности, так называемый план Бальцеровича. Градуализм в рыночных преобразованиях демонстрирует Белоруссия. В России делались попытки постепенного перехода – в 1990г. было принято «Положение об акционерных и паевых обществах», в соответствии с которым предполагалось постепенное разгосударствление предприятий – они преобразовывались в АО с 51% государственным пакетом и последующей его распродажей. В это же время, летом 1990г., в Венгрии на международном семинаре в Шопроне была принята почти такая же программа – программа корпоратизации госпредприятий со 100%-м пакетом государства, с последующей их продажей населению. Таким образом, на подступах к приватизации Россия примеряла методы градуалистского характера. Правда, малая приватизация – приватизация предприятий сферы услуг, главным образом, торговли, начинала осуществляться по рецептам ультрарадикального либерализма: раздать всем всё и бесплатно.
Точно также – в борьбе мнений за скачок или постепенный переход — подходили к либерализации цен. Правительство Н.И. Рыжкова предполагало, что фиксированные цены необходимо сначала неоднократно приблизить к равновесным, то есть повысить их. Это и было отчасти сделано. Фиксированные цены на нефть, например, возросли в 5, на уголь – в 5,5 раз. Заметьте, при этом они оставались фиксированными! В конечном итоге целый ряд факторов заставил российских реформаторов идти по пути быстрых преобразований, но об этом пойдет речь в следующей лекции.
Здесь мы отметим лишь, что какими бы методами не осуществлялись основные системные преобразования – приватизация и либерализация цен — революционными, быстрыми, или постепенными, градуалистскими, в любом случае экономика в результате этих системных изменений попадает в стадию кризиса. Некоторые экономисты-транзитологи считают этот кризис фазой обыкновенного среднего цикла. Венгерский экономист Янош Корнаи ввел в научный оборот понятие трансформационного спада, показав, что отрицательная динамика ВВП является не столько проявлением циклического кризиса, сколько следствием проводимых реформ, разрушением устоявшихся хозяйственных связей, переориентацией поведенческих мотивов и т.д. Так или иначе, столкнувшись с высокой инфляцией, правительства в трансформационной экономике должны в первую очередь решать проблему финансовой стабилизации.
Антиинфляционная политика реализовывалась в тяжелых условиях отсутствия соответствующих ей институтов. В частности, для финансовой стабилизации в рамках нарождающихся рыночных отношений необходима двухуровневая банковская система и соответствующий механизм формирования и исполнения госбюджета, новые межбюджетные отношения (так называемый «бюджетный федерализм»)
studfiles.net
Тема 14. Переходная экономика: общие закономерности
14.1. Понятие переходной экономики, её основные черты
Общие закономерности трансформационного перехода:
14.2.1. Приватизация как исходное системное преобразование;
14.2.2. Либерализация цен и необходимость стабилизационной политики;
14.2.3. Институциональные изменения финансовой, банковской и других систем.
14.3. Трансформационный спад. Специфика динамики ВВП. Кривая О.Бланшара.
14.1. Понятие переходной экономики, её основные черты
Экономика переходного периода – это экономика страны, или стран, которые совершают переход от одного состояния социально-экономической системы к качественно новому состоянию. Иначе говоря, это экономика страны, совершающей трансформацию, изменение производственных отношений. В иностранной литературе это понятие обозначается как economyintransition. Отсюда синоним – транзитивная экономика1.
Что отличает транзитивную экономику от таких систем, которые находятся в относительно стационарном состоянии?
На теоретическом уровне надо прежде всего отметить тот факт, что «стационарная» экономика развивается на своей собственной основе, путем совершенствования, путем частичных изменений институтов2, тогда как экономика переходного периода развивается путем создания новых, ранее ей не присущих институтов, связей, отношений. Таким образом, главной чертой социально-экономической системы отношений переходного периода является сосуществование нового и старого, «эклектика» хозяйственного механизма.
Доля старого и нового в производственных отношениях и в хозяйственном механизме зависит от стадии преобразований, от того, как конкретно осуществляются основные реформы. Причем, как показывает история, вовсе не обязательно революционность, быстрота преобразований обеспечивает их успешность.3
Общие закономерности трансформационного перехода:
Приватизация, либерализация экономики в целом, либерализация цен в частности, создание рыночной инфраструктуры (адекватной банковской системы, фондового рынка, рынка труда, рынка недвижимости и пр.).- вот мероприятия, которые обеспечивают создание рыночной системы хозяйствования в тех странах, где господствовала командно-административная система.
14.2.1. Приватизация как исходное системное преобразование;
Центральным звеном рыночных преобразований является приватизация. В ходе именно этого мероприятия создаются новые отношения собственности. Около 30 стран, входящих в список стран с переходной экономикой, продемонстрировали эту закономерность.
В знаменитом словаре Уэбстера понятие «приватизация» впервые появилось в издании 1983 г. и расшифровывалось как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную» 4. Как видим, само слово имеет сравнительно короткую историю, хотя предмет, который оно обозначает, в сущности, отнюдь не нов и существовал задолго до появления этого понятия. Собственно говоря, вся новейшая экономическая история представляет собой процесс формирования рыночного мира, в котором бы гармонично сочетались государственное начало и рыночные структуры. В поиске меры госсобственности в рыночной экономике заключается, в частности, суть двухпартийного противостояния в западноевропейских странах и странах Северной Америки. Чтобы подчеркнуть неодноактность такого мероприятия, как приватизация, его протяженность во времени, мы будем понимать подприватизацией экономики происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта.
Мы хотим обратить внимание на то, что приватизация может осуществляться и в странах с развитой рыночной экономикой. Не случайно это слово вошло в лексику макроэкономической политики до начала рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Союза Независимых Государств (СНГ). Восьмидесятые годы ХХ века были «эпохой приватизации» в западном мире. Государственная собственность стала первой жертвой неоклассического натиска конца 1970-х годов в странах Западной Европы, США и Канады. По разным причинам – отчасти идеологическим, отчасти бюджетного дефицита, отчасти экономической неэффективности — в течение 1980-х годов государственный сектор в экономике этих стран существенно сократился. Однако при этом общая суть производственных отношений осталась прежней. Можно говорить лишь об увеличении доли частного сектора за счет сокращения государственного.(Слайд)
Совсем иные последствия имеет приватизация в переходной экономике. Она призвана создать новый базис общества, принципиально новые производственные отношения. Это обуславливает трудности в решении целого ряда вопросов о том, как её осуществлять: медленно или быстро? бесплатно или за деньги? кому достанется собственность? каковы механизмы передачи собственности?
Приватизация является необходимой системной предпосылкой либерализации экономики. Только собственники могут распоряжаться произведенными благами, поэтому институт частной собственности является основой рыночных отношений — таких отношений, когда основные вопросы экономики «что», «как», «для кого» решаются не единым экономическим центром, как в условиях господства государственной собственности, а рыночным механизмом.(Слайд)
Либерализация экономики предполагает освобождение государства от хозяйственных функций в той мере, в какой это диктуется соображениями эффективности. Это снятие многообразных административных барьеров и ограничений на хозяйственную деятельность. Либерализация экономики предполагает демонтаж институтов планово-распределительной системы. Препятствием для радикальной либерализации являются соображения социальной справедливости. Этот общий теоретический постулат на практике отражается в парламентских баталиях между «правыми» и «левыми». «Правые» — это сторонники свободного рынка, отсюда и название «экономические либералы», а левые – сторонники как можно большего присутствия государства в экономике, сторонники большего вмешательства государства в производство, распределение, обмен и потребление благ. Они, как правило, представлены такими партиями, которые признают в качестве теоретического фундамента своих экономических программ неокейнсианскую парадигму.
14.2.2. Либерализация цен и необходимость стабилизационной политики;
Одним из базовых институтов планово-распределительной системы является институт фиксированных, централизованно образуемых цен. Поэтому первым системным преобразованием, первым шагом в сторону «свободы рынка» наряду с приватизацией является либерализация цен.Этот шаг осуществляется, как правило, одноактно, или, по крайней мере, в более сжатые сроки, чем приватизация. Не случайно во всех программах перехода к рынку обозначается «ключевая точка» — день отпуска цен. Таким образом, под либерализацией цен понимается упразднение государственного вмешательства в ценообразование на рынках ресурсов и благ, не являющихся благами первой жизненной необходимости. Это наиболее трудный шаг, поскольку его драматические последствия обнаруживаются немедленно и выражаются в стремительном взлете цен. Не случайно именно это мероприятие предвосхищает отставку проводившего его правительства. Инфляция – одно из первых по времени и самых ярких социально-экономических последствий либерализации цен. (Слайд)
Закономерностью переходного периода является сочетание высокой инфляции с дефицитом государственного бюджета, который накапливался в недрах командно-административной экономики и стал особенно высоким вследствие начавшихся институциональных преобразований. Не случайно усилия первых правительств в странах переходной экономики является получение иностранных займов, а международные кредиторы – МВФ, Парижский клуб и др. дают их с условием сокращения дефицита госбюджета до определенных параметров, например, до 3% от ВВП. Не случайно Г. Колодко и В.Макмагон в связи с этим ввели понятие «инфляцит» как признак переходной экономики. Оно означает сочетание подавленной и открытой инфляции с дефицитом госбюджета.
До сих пор представляется трудным сказать, какие методы и темпы преобразований – быстрый, «шоковая терапия» или медленный, «градуализм» — надо признать более подходящими и успешными. Образец реформ в духе «шоковой терапии» показала Польша, где реализовывался, в частности, так называемый план Бальцеровича. Градуализм в рыночных преобразованиях демонстрирует Белоруссия. В России делались попытки постепенного перехода – в 1990г. было принято «Положение об акционерных и паевых обществах», в соответствии с которым предполагалось постепенное разгосударствление предприятий – они преобразовывались в АО с 51% государственным пакетом и последующей его распродажей. В это же время, летом 1990г., в Венгрии на международном семинаре в Шопроне была принята почти такая же программа – программа корпоратизации госпредприятий со 100%-м пакетом государства, с последующей их продажей населению. Таким образом, на подступах к приватизации Россия примеряла методы градуалистского характера. Правда, малая приватизация – приватизация предприятий сферы услуг, главным образом, торговли, начинала осуществляться по рецептам ультрарадикального либерализма: раздать всем всё и бесплатно.
Точно также – в борьбе мнений за скачок или постепенный переход — подходили к либерализации цен. Правительство Н.И. Рыжкова предполагало, что фиксированные цены необходимо сначала неоднократно приблизить к равновесным, то есть повысить их. Это и было отчасти сделано. Фиксированные цены на нефть, например, возросли в 5, на уголь – в 5,5 раз. Заметьте, при этом они оставались фиксированными! В конечном итоге целый ряд факторов заставил российских реформаторов идти по пути быстрых преобразований, но об этом пойдет речь в следующей лекции.
Здесь мы отметим лишь, что какими бы методами не осуществлялись основные системные преобразования – приватизация и либерализация цен — революционными, быстрыми, или постепенными, градуалистскими, в любом случае экономика в результате этих системных изменений попадает в стадию кризиса. Некоторые экономисты-транзитологи считают этот кризис фазой обыкновенного среднего цикла. Венгерский экономист Янош Корнаи ввел в научный оборот понятие трансформационного спада, показав, что отрицательная динамика ВВП является не столько проявлением циклического кризиса, сколько следствием проводимых реформ, разрушением устоявшихся хозяйственных связей, переориентацией поведенческих мотивов и т.д. Так или иначе, столкнувшись с высокой инфляцией, правительства в трансформационной экономике должны в первую очередь решать проблему финансовой стабилизации.
Антиинфляционная политика реализовывалась в тяжелых условиях отсутствия соответствующих ей институтов. В частности, для финансовой стабилизации в рамках нарождающихся рыночных отношений необходима двухуровневая банковская система и соответствующий механизм формирования и исполнения госбюджета, новые межбюджетные отношения (так называемый «бюджетный федерализм»)
studfiles.net
2.3. Переходная экономика, ее основные черты и особенности функционирования
Понятие, особенности и задачи переходной экономики. Переходная экономика в общем смысле представляет собой особе состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся экономической системы к другой. Переходная экономика стран СНГ представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночной экономике. Переходный период в пашей экономике — это отрезок времени, в течение которого осуществляется демонтаж командно-административной системы и формируются основы рыночной экономики. Поэтому сущность переходной экономики — это сочетание административно-командной и современной рыночной систем.
Содержанием переходной экономики постсоциалистических стран является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.
Переходная экономика представляет собой межсистемное образование, поэтому для нее характерны смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной экономики с их зачастую противоречиво функционирующими элементами. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качествен-но иной, преобразующейся экономической системе и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой экономической системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
Основная задача переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др. Переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизации) и введения института частной собственности, либерализации экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).
Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей.
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
• преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходiryio экономику;
• формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
• реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
• создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
• создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Основные социально-экономические преобразования. Первоочередным шагом реформирования экономики является широкомасштабная либерализация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и уменьшение контроля со стороны государства. Она позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурных преобразований. В России и некоторых других странах СНГ па первоначальном этапе перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортных операций. В то же время более медленными темпами в этих странах освобождаются от госрегулирования цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены па многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.
Важнейшим направлением перехода к рыночной экономике является реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации национальной экономики, создания и развития конкурентных рыночных отношений.
Большое значение имеет реструктуризация экономики и отдельных предприятий, включающая мероприятия по санации производства, приведение структуры хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, изменению технической базы предприятий па основе передовых, высокоэффективных технологий.
Макроэкономическая стабилизация хозяйства призвана устранить резкие колебания освобожденных цеп и сформировать устойчивые финансовые отношения. Она означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в экономике и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие жесткие монетаристские методы.
Сейчас во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределением собственности. На очереди второй этап — создание условий для повышения конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции предприятий, притока инвестиций. Для этого необходимо создание соответствующей законодательной базы, увязка программы приватизации с программой структурной перестройки экономики, формирование полноценных рынков Ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, становление акционерных предприятий и финансово-промышленных групп.Одно из основных направлений переходного периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство, становление экономики открытого типа. Ключевая проблема заключается в приведеиии внешней торговли в соответствие с требованиями рыночной экономики. Советская экономика отличалась закрытостью, основной оборот совершался между странами — членами СЭВ, а также между республиками СССР, теперь предстоит переориентация направления внешней торговли на другие страны. Для этого необходимы развитие экспорто-образующих отраслей; более эффективное участие стран СНГ в различных международных экономических организациях; осуществление разумной протекционистской политики для защиты отечественных производителей в сочетании с полной или частичной ликвидацией таможенных барьеров (пошлины, импортные тарифы, налоговые квоты и др.) и ряд других аналогичных мер. Успешная интеграция стран СНГ в мировую экономику даст значительные экономические преимущества. В частности, она позволит более широко получать иностранные кредиты, эффективно развивать хозяйственную международную кооперацию, значительно увеличить объем иностранных инвестиций.
Важную роль в преодолении трудностей переходного периода играет экономическая интеграция в рамках СНГ. Наиболее тесные экономические отношения возникли между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном. В 1996 г. был подписан договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а в 2000 г. — о создании Союзного государства.
Вместе с тем следует признать, что успехи интеграции в странах СНГ не так велики, как ожидалось. Это связано, прежде всего, с большими различиями в способах и темпах проведения реформ, их масштабах. Страны СНГ различаются и по уровню экономического развития, территории, численности населения. Кроме того, отдельные государства вступают в двусторонние отношения с другими странами за рамками СНГ (Азербайджан — Турция, Молдова — Румыния).
Модели трансформации экономики. К настоящему времени сложилось несколько моделей трансформации командной экономики. Первая, получившая название «шоковая терапия», предполагает радикальные системные преобразования экономики и общества: либерализацию цен, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий. «Шоковую терапию» успешно прошли Польша, в разной степени -страны Восточной Европы, Россия.
Сущность второго направления — постепенный переход к рыночным отношениям. Предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. Основная роль в рыночных преобразованиях отводится государству. Наиболее характерный пример реализации второй модели — Китай и Венгрия, а среди стран СНГ — Беларусь.
studfiles.net