Статья «Роль личности в историческом развитии России»
Роль личности в историческом развитии России
Россия – это уникальное государство, и как сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев: «У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах».
Рассматривая данную тему я решила взять две совершенно различные исторические личности, такие как Владимир Мономах(1053-1125) умудрённый политик, вдохновитель и руководитель многих походов против врагов Древней Руси, образованный человек и одарённый писатель, и Владимир Ильич Ленин (1870–1924), революционер, политический деятель советской России, лидер большевистской революции, глава советского правительства (1917–1924). Не смотря на различные эпохи – значение личности в историческом развитии России не изменилось, и не изменится никогда. Ведь как сказал Федор Тютчев:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».
Поскольку роль личности растет в зависимости от масштаба сцены, а также от того, сколько «запасных» путей есть у эволюции, можно говорить о том, что глобализация существенно повышает роль личности, в том числе роль ученых и иных инноваторов. Ведь альтернативных путей развития становится меньше, а, следовательно, риск растет.
Одной из великих личностей Древнерусского государства является Владимир Мономах. Его деятельность, как политическая, так и на военном поприще оставила яркий след в нашей истории. С политической точки зрения Владимир Мономах являлся лидером Древней Руси. 30 лет он был посредником в княжеских распрях, общим миротворцем, стражем отечества от лютых половцев. Как отмечает Николай Герасимович Устрялов «Мономах возвышался над всеми современными князьями дальновидной политикой, твердостью, мужеством, народ привык видеть в нём главу Руси». Так же Владимир Мономах запомнился тем, что проводил разнообразные реформы направленные на развитие населения, предоставление ему доступных в то время благ. Для древнерусского государства появление такой личности, как Владимир Мономах стало значительным, но вполне ожидаемым шагом. По словам немецкого философа Фридриха Гегеля- герои появляются вовремя, когда созревают необходимые условия для принятия решительных действий, имеющих всемирно-историческое значение. Вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный момент обществу. Они делают своей целью то, что необходимо в настоящее время социуму, в чем давно нуждалась сама история. В эпоху Мономаха появилось первичное образование, начинал формироваться слой грамотных, разносторонне развитых людей, т.е. зарождается интеллигенция.
Военная деятельность Мономаха заключается прежде всего в противостоянии главным врагам того времени – половцам, одним из первых Владимир Мономах сумел объединить почти до ¾ Древнерусского государства. Множество княжеств объединилось под началом Владимира Мономаха для общей цели – укрепление и сохранение государства в целом.
Таким образом Владимир Мономах стоит у корней истории Древней Руси, и является центральной фигурой того времени. Его деятельность, направленная на укрепление и развития государства. Становление государства в целом. Благодаря его не заурядному уму и сильному, волевому характеру. Он смог выйти на новый, более современный уровень того времени. К тому же объединение княжеств и создание единой системы тоже не маловажный шаг. Как говорил сам Мономах: «Не хочу я лиха, но добра хочу братьи и Русской земли.». постепенное введение начального образования одаренных боярских детей указывает на то, что уже в то время Мономах понимал, что только грамотные, разносторонние личности смогут развивать и поднимать государство. Так же под влиянием Мономаха наступил рассвет литературной деятельности, его поучения детям сохранились до наших лет. Но и про церковь нельзя не упомянуть, так как он был глубоко религиозным человеком, что подтверждается его же словами: «Не ленитесь ни на что доброе, а особенно не будьте ленивы к церкви ». И заметьте все эти деяния, повлиявшие на ход истории были предприняты всего одним, великим человеком своего времени, по сути дела создавшим предпосылки для последующего развития, и указавшим путь политического направления.
Личность – это уже история, воплощение в жизнь чего-то нового, что пугает и одновременно притягивает народ своей дерзостью. Нашему народу всегда был необходим стимул, стремление к недостижимому, но прекрасному. Николай Константинович Михайловский утверждал, что решающая роль в истории принадлежит герою, а им надо «называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело». Другой русский философ – Пётр Лаврович Лавров — писал, что историю творят личности, и они могут ее по своему усмотрению повернуть в любую сторону и что «прогресс человечества лежит исключительно на критически мыслящих личностях: без них он, безусловно, невозможен.»
Для более подробного раскрытия темы: «роль личности в историческом развитии России» рассмотрим ещё одну личность, которая будет отличаться от Владимира Мономаха эпохой, политической обстановкой и социальным статусом, но оставившая о себе не менее яркий след в историческом развитии России. Такой личностью является Владимир Ильич Ленин.
Великий революционер, лидер большевистской партии, политический деятель – все это относится к Ленину – основному разработчику марксистских идей. Деятельность Ленина, это сложный тернистый путь, пройденный с большими потерями, но с сохранением главного — основной, задуманной изначально идеей: вносить сознание в «темную» и «незрелую» рабочую массу и революционное (единственно возможное) изменение строения страны в корне, переход к новому коммунистическому режиму. Русская нация устроена так, что необходим идеал, лидер, который будет являться воплощением правды и несокрушимости в их глазах, этим свойством весьма грамотно сумел воспользоваться Владимир Ильич Ленин (урожденный Ульянов). Еще с детства он проявлял замечательные способности к обучению и по примеру брата Александра увлекся революционным движением. Он одним из первых начал использовать простейшие средства массовой информации, в виде листовок, плакатов, агитаторов и тому подобное, благодаря этому он смог донести выгодную правду до крестьянских слоев населения и собрать необходимые для победы силы. Однако не все было так просто, как кажется на первый взгляд. Долгие годы Ленину и его союзникам приходилось работать подпольно, находиться под присмотром властей, ссылках и тюремных заключениях. Но даже находясь в таких, казалось бы, безвыходных ситуациях Ленин находил силы и способы для продвижения к поставленной цели. На такое способны только воистину люди с железной волей и крепким внутренним миром. Эмоциональное состояние таких людей я взяла на себя смелость охарактеризовать такими словами:
Не жизнь, а вечная блокада
Полета мысли и души,
А мне ведь много и не надо –
Я просто крик в ночной тиши.
Заставить сердце биться чаще,
Заставить разум замолчать,
И заглушить порок ненастья,
Людские души растрепать.
Холодным ветром разметая
Как листья сонные – умы…
Вновь старый мастер, возрождая,
Бросает капельки души.
Политическая деятельность Владимира Ильича Ленина – это масштабный труд, но, как правило, такие люди обладают феноменальной способностью убеждения, притягивают к себе людей и, воздействуя на их сознание даже на расстоянии, например через агитаторов, убеждают в необходимости определенных изменений в стране, ради которых можно подняться на войну. Как сказал Гегель, появление великих людей на исторической сцене необходимо и неизбежно, так как дальнейший прогресс общества становится невозможным из-за накопившихся противоречий между старым и новым.
Ленин – критически мыслящий, глубокий и развитый человек, который буквально «творил» историю своими действиями, что повлияло на ход истории в целом, а не только на развитие нашей страны. Несмотря на незначительный предписанный статус, сопротивление властей и части общества, а также на отрицательные воздействия из-за границ нашего государства, Ленин смог построить налаженную систему оппозиции, организовать стратегию борьбы и достижения цели, привлечь к себе значительную часть общества и в результате – создать Советский Союз. Достичь этого, не отступить, не бросить свое дело – вот ключевые задачи, формировавшиеся с детства этого человека. Такие люди не могут не вызывать восхищения.
Проследив вкратце жизнедеятельность двух великих личностей, таких как Владимир Мономах и Владимир Ильич Ленин, нельзя не заметить и те качества, которые присущи им обоим: это, прежде всего, образованность и разносторонность, умение воздействовать на сознание окружающих с целью донесения своих идей, и, несомненно, твердый характер и железную волю, умение найти выход из сложной ситуации.
infourok.ru
Викторина «ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ РОССИИ»
Викторина «ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ РОССИИ»
Разработана учителем истории Зекуновой Л.В.Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.
В.М.Васнецов
Тема «Русь, Россия, Российская империя».
Цели и задачи: повторить и обобщить знания обучающихся по истории Отечества с древнейших времен до начала XX века, закрепить представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и стимулировать обучающихся к дальнейшему проникновению в мир истории, продолжить формирование активной жизненной позиции старшеклассников.
Порядок проведения и правила викторины:
В игре задействованы все учащиеся. Эта игра – личное первенство.
Оформление игры: название игры, тема, на стендах портреты выдающихся деятелей истории России, исторические карты, высказывания известных людей.
— О каком русском князе X века летописец говорил, что он ходил легко как барс, в походы не брал с собой ни шатра, ни котлов, а спал под открытым небом, подложив под голову седло, и предупреждал своих противников перед походом «иду на вы». (Святослав.)
— Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда? (Олег Вещий.)
— Княгиня, первая женщина-правительница на Руси и первая принявшая христианство в 957 г. (Княгиня Ольга.)
— В 988 году крестил киевлян водах реки Днепр(Владимир IСвятославович )
— Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. Семнадцать статей сборников древних законов Русского Права принадлежат князю. Находился в родственных связях с царствующими домами Англии, Франции, Германии, Польши, Венгрии. (Ярослав Мудрый.)
— Русский князь, опытный военачальник совершил 83 дальних похода и путешествия. Надолго обезопасил Русь от грабительских половецких набегов. Писатель. Он был автором нескольких литературных произведений, которые прославили его на века, как и победы над половцами. Пожалуй, наиболее известно его «Поучение детям». ( Владимир Мономах.)
— В лето 1097 г. в древнерусском городе Любече по его инициативе собрался съезд русских князей с целью остановить междоусобную вражду. (Владимир Мономах)
— Сам он снискал славу в достаточно юном возрасте. В его честь был учреждён орден — одна из высших наград Российской империи. В СССР во время войны, в 1942 г. был также учрежден орден его имени, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей. (Александр Невский)
— Благодаря ему Москва впервые упоминалась в летописях, когда он в 1147 году принимал в ней своего союзника – князя Святослава. (Юрий Долгорукий.)
— Взяв Киев, разграбил его и, покинув, прихватил с собой святыню Руси, ставшую святыней Владимирской земли — икону Божьей Матери. (Андрей Боголюбский).
— Первым из московских князей получил право сбора дани с русских земель в пользу Орды, и, собирая которую, немалую долю оставлял себе, за что и был прозван «денежный мешок». Это он в начале XIV в. перенес в Москву княжескую резиденцию. (Иван Калита.)
— «Наши, – сообщает летопись, – поразили многих из пищалей, а стрелы ордынцев падали и никого не ранили. И отбили их от берега, так и не вступив в сражение». (Иван III, 1480 г. стояние на реке Угре.)
— Это одна из самых неоднозначных личностей российской истории. Талантливый государственный деятель, мудрый реформатор и одновременно кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий. Его было нерадостным. В три года он потерял отца, а в восемь лет остался круглым сиротой. К своим опекунам он на всю жизнь сохранил недобрые чувства. (Иван Грозный)
— Быть просто царем Ивану Грозному показалось мало. К титулу он добавил еще и это слово в знак полной независимости от ордынских ханов. Назовите это слово. (Самодержец.)
— Назовите город, в котором погиб царевич Дмитрий, младший сын Ивана IV. (Углич.)
Тема 2: Династия Романовых.
— С начала какой новой династии вопрос «что выше – церковная власть или царская» временно потерял актуальность, так как отец первого царя из этой династии, патриарх Филарет во время царствования Михаила фактический правитель России. (Романовы, поскольку царь Михаил и патриарх Филарет были сыном и отцом.)
— Этот царь из династии Романовых первым отведал чай на Руси. (Михаил Романов)
— Именно он приказал создать в Москве и Санкт-Петербурге аптекарские огороды. (Петр 1 )
— Кто был первым редактором первой русской газеты. (Петр 1 )
— Обладавший неуемным темпераментом и бешеной энергией этот человек испробовал себя в сотне профессиональных и человеческих ролей – от дантиста, артиллериста, плотника и парикмахера до богохульника и палача собственного сына. Символично, что обычно не слишком церемонившийся с судьбами и даже жизнями окружавших его людей, он умер от болезни, которую подхватил, спасая солдат во время наводнения. (Пётр I) А.С.Пушкин:
— То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(Петр1)
— Кем приходился Петр II Петру I (внук).
— 12 января 1755 г. (стар. стиль), в Татьянин день, издала указ об учреждении Московского университета. (Елизавета Петровна)
— Русскую историю малолетнему Александру преподавал М.Н.Муравьев, математику – Массон, географию и естествознание – Петр Симон Паллас, физику – Крафт. А учебники будущему царю составлял человек весьма просвещенный, корреспондент Марата, Линнея и Гримма, автор пьесы «Олег». Как звали этого человека? (Екатерина II)
— Кто назвал реку Яик Уралом? ( Екатерина II )
— Присоединила к Российской империи полуостров Крым? (Екатерина II )
— Настольной книгой малолетнего Александра I, по которой его учили читать, была «Бабушкина Азбука. 211 изречений, элементарных сведений и поучительных анекдотов». А кто был ее автором. (Екатерина II )
— В памяти эпоха ее правления осталась как эпоха могущества и процветания России и ее главного сословия – дворянства. (Екатерины II)
— Император заметил на часах у Адмиралтейства пьяного офицера и приказал его арестовать. Однако офицер заметил: «Прежде чем арестовать, Вы должны…». После его слов император велел произвести офицера в следующий чин, сказав: «Он, пьяный, лучше нас, трезвых, свое дело знает!» Что сказал офицер императору? (Офицер сказал: «Прежде чем арестовать, Вы должны сменить меня, Ваше Величество») Кто был этот император? (Павел I)
— До восшествия на престол он носил прозвище «Русский Гамлет», позднее его стали называть «венценосным Дон Кихотом». О ком идет речь. (Павел I)
— Русский император, возведенный в рыцари Мальтийского ордена.( Павел I)
— Манифест, установивший 3-х дневную барщину, а также запрещавший помещиков заставлять крестьян работать в выходной и праздничные дни, подписал император (считавшая себя рыцарем на троне), при котором слова нация, отечество, патриот запрещено употреблять в России. (Павел I.)
— «Дворянин в России — лишь тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю», — заявил этот император. (Павел I.)
— Историк и писатель Г. И. Чулков писал об императоре: «Ему пришлось войти на подмостки истории, худо зная свою роль. Впрочем, иные думали, что у него был тогда хороший суфлер — русский народ». Кто был этот император? (Александр I)
— Начало его правления ознаменовалось снятием запрета выезда за границу, разрешением ввоза иностранной литературы, указом о запрете печатать объявления в газетах о продаже крестьян. ( Александр I.)
А.С.Пушкин:
— Воспитанный под барабаном
,,Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел! (Александр I)
— Когда будущему императору его наставник задал написать сочинение на тему: «Доказать, что военная служба не есть единственная служба дворянина, но есть и другие занятия, для него столь же почтенные и полезные», тот не написал вообще ничего, он не мог себе представить более абсурдного утверждения. Кто был этот будущий император? (Николай I)
— Утром 14 декабря он сказал: «Сегодня вечером, может быть, нас обоих не будет более на свете, но, по крайней мере, мы умрем, исполнив наш долг». Он пережил этот день, как и его собеседник, участник Отечественной войны, и прожил еще почти тридцать лет. Назовите его. (Николай I)
Комментарий: В день восстания декабристов Николай I произнес эту фразу, обращаясь к Бенкендорфу.
— 25 июня 1796 г. Екатерина II сообщала в письме: «Сегодня в 3 часа мамаша родила большущего мальчика… Голос у него бас, а кричит он удивительно; длиною он аршин без двух вершков, а руки немного меньше моих. В жизнь мою в первый раз вижу такого рыцаря. Если он будет продолжать, как начал, то братья окажутся карликами перед этим колоссом». И, действительно, в историю этот «горластый рыцарь» вошел не только благодаря своему командному голосу. Назовите его имя. ( Николай I).
— Его судьба была тесно связана с восстанием декабристов. Можно сказать, его жизнь и свобода из-за этого восстания висели на волоске. Не без мрачного юмора в личных письмах он называл декабристов «мои друзья по 14-му числу». Назовите его. (Николай I).
— Он, без сомнения, один из самых выдающихся представителей своей семьи. Родившись 17 (29) апреля 1818 г. (в один год с Карлом Марксом), получил блестящее домашнее образование. Достаточно сказать, что наставниками его были выдающийся юрист М.И. Сперанский, великий поэт В.А. Жуковский, талантливый финансист Е.Ф. Канкрин и многие другие почтеннейшие ученые мужи. (Александр II)
— За эту важную реформу он получил имя «Освободитель» ( Александр II)
— По случаю восшествия на престол этого императора во дворце был дан пир. Первым номером в меню значился суп. Суп был с подтекстом. Он был черепаховый — намёк на пожелание длительного царствования. (Николая II)
— Он был основан в 1721 г. и назван в честь ПЕРВОЙ, а свою смерть нашел в нем ВТОРОЙ. Я не спрашиваю вас, как он назывался с 1924 по 1991 гг., назовите ПЕРВУЮ и ВТОРОГО. (Екатерина I, Николай II).
Комментарий: Это Екатеринбург, названный в честь Екатерины I. В нем в 1918 г. был расстрелян со своей семьей последний русский император Николай II. В советское время город назывался Свердловском.
Тема 3: Государственные деятели.
– По слухам, Наполеон в дни его свиданий с Александром I предложил государю обменять этого человека на какое-нибудь королевство. О ком шла речь? (М.М.Сперанский.)
— Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный.
О ком написал К.Рылеев? (А.А .Аракчеев.)
– Либералы называли время его правления «диктатурой сердца», а ведущий критик Н.К.Михайловский политикой «пушистого лисьего хвоста» и «волчьей пасти». (М.Т. Лорис-Меликов.)
– «Крепостное состояние есть пороховой погреб под государством», — докладывал он царю. (А.Х. Бенкендорф.)
– В результате реформы, которую он провел, государственные крестьяне получили новую систему бюрократической опеки над ними в виде Министерства государственных имуществ. (П.Д. Киселев.)
— Результатом проведенной им денежной реформы главным платежным средством стал серебряный рубль. (Е.Ф. Канкрин)
-Этот человек – известный государственный деятель и патриот. По происхождению был потомственный дворянин, среди предков его попадались сенаторы, казачьи атаманы, генералы и прочие горячие головы, радеющие о благе Отечества. Дальними родственниками его семьи были Лермонтов и Толстой.
Он вел здоровый образа жизни: не курил, спиртное употреблял только в исключительных случаях, не любил игры в карты, считал это занятие пустым и даже вредным, чем зачастую ставил в затруднительное положение своих сослуживцев и подчиненных. Но при всем этом окружающие считали его радушным, веселым и остроумным, великолепно воспитанным и всесторонне образованным, то есть человеком весьма позитивным.
(П.А.Столыпин)
— Окончив гимназию с золотой медалью, молодой провинциал поступил на юридический факультет Казанского университета, но вскоре был исключен. С головой окунувшись в самообразование, которым не переставал заниматься всю жизнь, он экстерном заканчивает юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
С молодости он начинает продуктивно заниматься писательской карьерой. Любопытно, что во всевозможных анкетах в графе «род занятий» он неизменно указывал «писатель». И в самом деле, имел на то все основания. За годы жизни он написал огромное количество книг, статей, брошюр, заметок. Из-под его пера выходила и актуальная публицистика и серьезные научные труды, и литературная критика, и философские сочинения. (В.И.Ленин)
— О себе он говорил так: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметёт его». Известно, почти афористично, его высказывание о писателях: «Инженеры человеческих душ». (И.В.Сталин)
— Он родился в семье ремесленника. Его мать происходила из крестьянской семьи. Жили они бедно, ребёнком он часто болел и не отличался презентабельной внешностью, зато отличался настырностью и целеустремленностью, что в дальнейшем, безусловно, способствовало его продвижению по государственной лестнице. Обучение в духовном училище не отвечало его интересам, и он покинул училище и увлёкся другими противоположными идеалами. (И.В.Сталин)
Тема 4: Деятели науки и культуры.
— Его жизнь изучена по дням и даже минутам. Этому посвящена гигантская, мощнейшая наука. Но до сих пор и она не выработала целостного представления о нем, о том, что это за феномен. Он, пожалуй, самый изученный, остается и самым загадочным и спорным. Западники видят в нем носителя европейской культуры, славянофилы – хранителя «русского духа», традиционалисты – основателя традиций, модернисты – разрушителя традиций и пр. Он у всех у нас разный. У Цветаевой – свой, у Тынянова – свой. Ну, где, в какой еще истории есть такое явление? ( А.С.Пушкин)
–Учился в Москве, Петербурге, Германии. По словам А.С.Пушкина, … «историк, механик, химик, минеролог, художник, стихотворец…». ( М.В. Ломоносов.)
—Талантливый писатель, в его книге, испугавшей Екатерину II, с небывалой силой изображались ужасы крепостного права, осуждение монархии. ( А.Н.Радищев.)
– Писатель-сентименталист и публицист, написал «Историю государства Российского». ( Н.М. Карамзин.)
— Был почетным членом многих академий мира, но не был членом императорской Академии наук, всегда соединял работу с работой в промышленности. Книга «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки. ( Д.И.Менделеев.)
– В Государственном Эрмитаже можно увидеть интересный экспонат – часы яичной фигуры. Каждый час в них распахиваются дверца и появляются крошечные человечки из золота и серебра и под музыку разыгрывают целое представление. Эти часы императрице Екатерине II преподнес мастер-самоучка из Нижнего Новгорода. ( И. П. Кулибин.)
Подведение итогов
Награждение победителей
infourok.ru
Человек и личность в истории России. Конец XIX — XX век — История России
Человек и личность в истории России, конец XIX — XX век: Материалы международного коллоквиума (Санкт-Петербург, 7–10 июня 2010 года). — СПб.: Нестор-История, 2012. — 660 с.
В книге представлены материалы 8-го Санкт-Петербургского международного коллоквиума по русской истории, который анализировал исторический процесс сквозь призму личности. Историки, литературоведы и антропологи России, США, Западной Европы, Латвии и Израиля рассматривали, какие концепции личности превалировали в позднеимперской России и Советском Союзе, как эти концепции воспринимались и видоизменялись на протяжении столетия, отмеченного войнами и революциями, как они влияли на формирование поколений и понимание людьми самих себя. Издание рассчитано на специалистов и всех интересующихся российской историей.
Человек и личность в истории России
конец XIX — XX век:
Материалы международного коллоквиума
(Санкт-Петербург, 7–10 июня 2010 года)
Предисловие
Б.И. Колоницкий, У. Розенберг
Памяти Леопольда Хеймсона (1927–2010)
Н.Н. Смирнов, С.И. Потолов
Двадцать лет сотрудничества
Секция I
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ РОССИИ:
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Г.C. Померанц. Становление личности сквозь террор и войну
Николай Плотников. Понятия «государства» и «личности» в русской интеллектуальной истории
А.С. Сенявский. Трансформации российского общества в ХIХ–ХХ вв. и личностные модели поведения
Райнер Гольдт. Личность и этос науки в позднесоветский период: об одном «померанцевском подтексте» у братьев Стругацких
Дискуссия
Й. Хелльбек (100), О.В. Хархордин (104), Н.В. Михайлов (111), Б.Б. Дубенцов (113), В.П. Булдаков (115), С.Г. Померанц (117), А.С. Сенявский (118), В.П. Булдаков (119), А.С. Сенявский (119), Р. Гольдт (121), Й. Хелльбек (121), Н.Н. Смирнов (122)
Секция II
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОТРЯСЕНИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
КОНЕЦ XIX В. — 1920-е гг.
А.Ю. Полунов. Личность на фоне империи: К.П. Победоносцев в восприятии творческой интеллигенции рубежа XIX–XX вв.
К.Н. Морозов. Феномен субкультуры российского революционера начала ХХ в.
Е.Е. Левкиевская. Ребенок и революция: Становление личности в кризисную эпоху
В.П. Булдаков. Деструкция личности революционера в России, 1920-е гг.
Мария Ферретти. Рабочий Василий Иванович Люлин: опыт микроисторического подхода к исследованию генезиса сталинизма
Дискуссия
Д. Орловски (205), В.Ю. Черняев (209), П.Г. Рогозный (213), Н.В. Михайлов (213), У. Розенберг (215), Т.А. Абросимова (216), Н.Н. Смирнов (217), Й. Хелльбек (218), В.В. Ведерников (219), Е.Л. Варустина (220), Л. Манчестер (220), А. Щербенок (221), Б.Д. Гальперина (222), И. Халфин (222), А.Ю. Полунов (222), К.Н. Морозов (223), Е.Е. Левкиевская (225), В.П. Булдаков (225), М. Ферретти (227)
Секция III
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ
СУБЪЕКТИВНОСТИ. КОНЕЦ XIX в. — 1920-е гг.
Барбара Алперн Энгел. Семейный деспотизм и права личности: политический аспект личного на закате Российской империи
Марк Стейнберг. Ущербная, падшая личность: Общественный дискурс личности и городской жизни в России, 1906–1916 гг.
Б.И. Колоницкий. Керенский как «новый человек» и новый политик: к изучению генеалогии культа личности
О.Г. Усенко. О моделировании личности в российском игровом кино 1908–1919 гг.
Ольга Великанова. Крестьянский союз в 1920-е гг. и формирование крестьянской идентичности: модернизационный дискурс
Дискуссия
Л. Энгельштейн (311), А.Е. Иванов (314), Н.Н. Смирнов (317), В.П. Булдаков (317), И. Коэн (319), А. Сумпф (320), Н.Г. Кедров (321), А.Ю. Полунов (322), Д. Файнберг (322), К.Н. Морозов (322), Г.А. Орлова (323), Б. Энгел (323), М. Стейнберг (324), Б.И. Колоницкий (324), О.Г. Усенко (326), О. Великанова (327)
Секция IV
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА ФОНЕ ОБРАЗА «ДРУГОГО»
Лаури Манчестер. Носители дореволюционных традиций становятся советскими гражданами: возвращение русских из Китая в СССР
Н.П. Тимофеева. Война и послевоенное пребывание за границей как катализатор личного самоопределения офицеров Советской военной администрации в Германии, 1945–1949 гг.
А.Н. Чистиков. Советский турист за рубежом в 1950–1960-е гг.
Дина Файнберг. По Америке в поисках социалистической души: советские журналисты-международники в США
Дискуссия
Б. Натанс (386), В.А. Иванов (388), А.З. Ваксер (392), Г.П. Сидорова (396), М. Стейнберг (397), А.Ю. Полунов (397), Й. Хелльбек (398), Л. Манчестер (399), Н.П. Тимофеева (402), А.Н. Чистиков (404), Д. Файнберг (406), Н.Б. Лебина (408)
Секция V
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ:
ПЕРИОД СТАЛИНИЗМА
Ив Коэн. Сравнительный анализ режимов субъективности в период между двумя войнами (Советский Союз и Франция)
Андрей Щербенок. Имплицитный зритель сталинского кино как субъект идеологии
Франциска Тун-Хоенштайн. В лаборатории советской биографии: серия «Жизнь замечательных людей», 1933–1941 гг.
А.Н. Еремеева. В жанре агиографии: конструирование биографий русских ученых в эпоху позднего сталинизма
Дискуссия
И. Халфин (475), Н.Б. Лебина (478), В.П. Булдаков (480), Н. Митрохин (481), Й. Хелльбек (482), А.Ю. Полунов (483), Б.И. Колоницкий (484), М. Ферретти (484), В.В. Рыжковский (485), В.В. Ведерников (487), Г.А. Орлова (487), И. Коэн (488), А. Щербенок (489), Ф. Тун-Хоенштайн (490), А.Н. Еремеева (491)
Секция VI
ЛИЧНОСТЬ И ВОЙНА
1914–1918, 1941–1945 гг.
Александр Сумпф. Политическая мобилизация и военная демобилизация ветеранов как общественный и личный опыт Великой войны в России, 1914–1921 гг.
Эмили Ван Баскирк. Лидия Гинзбург и постиндивидуалистический человек: теории ленинградской блокады
Алексис Пери. Личность в осаде: самоанализ в дневниках жителей блокадного Ленинграда
Полина Барскова. «Автопортрет перед смертью»: воспроизведение блокадной личности посредством гибридного дневника
Дискуссия
И. Салениеце (558), Н.А. Ломагин (560), Л.А. Булгакова (562), И. Халфин (564), С.И. Потолов (564), В.П. Булдаков (566), Т.Ю. Воронина (567), О. Великанова (568), Й. Хелльбек (569), М. Ферретти (569), С.В. Яров (570), Б.И. Колоницкий (571), А. Сумпф (572), Э. Ван Баскирк (573), А. Пери (573), П. Барскова (574)
Секция VII
ЛИЧНОСТЬ И ИДЕАЛЫ СОЦИАЛИЗМА
ОТ «ОТТЕПЕЛИ» ДО ПЕРЕСТРОЙКИ
М.Я. Рожанский. Практический идеализм: эйфория коллективизма на «ударной стройке», 1950–1980-е гг.
А. Пинский. Значение искренности: Федор Абрамов и первая «оттепель», 1952–1954 гг.
Николай Митрохин. «Ответственный работник ЦК КПСС» Владимир Сапрыкин: карьера одного советского профессионального атеиста
С.А. Панкратов. Трансформация имперского «я» в сознании моего поколения, или Сегодняшние сорокалетние о 80–90-х гг. прошлого века
Дискуссия
С. Ушакин (635), А.З. Ваксер (639), Й. Хелльбек (641), Н.Б. Лебина (642), П.Г. Рогозный (643), А.Ю. Полунов (643), Д.М. Нечипорук (644), Л. Манчестер (645), А. Щербенок (645), Е.Л. Варустина (646), Д. Файнберг (647), В.В. Рыжковский (647), Н.Н. Смирнов (648), В.В. Носков (649), М.Я. Рожанский (649), А. Пинский (651), Н. Митрохин (652), С.А. Панкратов (654)
Список участников коллоквиума
histrf.ru
Личность в истории России
Кротов Павел Александрович – 5 лекций и 8 семинаров (доклады, коллоквиумы, дискуссии). Экзамен – 1 вопрос в билете.
Темы докладов:
Пугачев: феномен самозванства в истории России 18 в.
Сперанский и Аракчеев.
Александр 1: трагедия реформатора западника на российском престоле.
Николай 1: охранитель основ в эпоху начала промышленного переворота.
Витте. Программа реформ (доклад).
Столыпин.
Николай 2. Последний русский император.
Два подхода: государственный и либеральный. Государственники считают, что роль личности слишком велика, особенно в нашу эпоху. Либералы считают, что главную роль должны играть институты, а не личность.
Царь Алексей Михайлович – правитель на рубеже средневековья и нового времени
Оценить роль личности особенно сложно: должен быть объективный подход, а сам предмет (субъект) – личность и тут очень много мнений, сложно выделить человеческие особенности личности. Для того периода, который мы рассматриваем, у исследователей все получается. Личность царя Алексея Михайловича и его период изучают целые поколения историков: Берх В.Н. «Царствование царя Алексея Михайловича» (1831 г.), Ключевский В.О. и Соловьёв С.М. написали различные статьи о жизни царя, Платонов С.Ф. «Царь Алексей Михайлович» (1886 г.), занимались темой также историки Б.А.Романов, Б.Н.Флоря и другие. По существу, если начать из одного из завершающий выводов, как это не удивительно, Алексей Михайлович выступил родоначальником практически всех начинаний Петра Великого, всех его реформ. Он начал движение к модернизации, между ними очень много общего, даже угловатый, сильный с нажимом почерк. Период правления Алексея Михайловича – переходный период, спорят о его хронологических рамках, переход от позднего феодализма (Московской Руси) к Новой России, от старомосковской государственности к абсолютной монархии, от московской культуры к культуре нового времени. И нас будет интересовать какова роль воспитания и образования для начала реформ? Какова была эволюция монарха? В 1670-е гг. он стал по-другому понимать и действовать, до этого у него было 11 детей (5 сыновей и 6 дочерей) от первого брака, кому он дал традиционные имена для московской правящей династии Дмитрий, Алексей, Семён, Фёдор и Иван. А от второго брака сын Пётр, совершенно несоответствующее для русской государственности имя, это намёк на имперскую амбицию Алексея Михайловича, отсюда и идея «Москва – Третий Рим».
Царица Наталья Кирилловна была женщиной крепкой и дородной по сравнению с первой женой царя. Мы посмотрим, как Алексей Михайлович смог выбраться из старомосковского уклада жизни, как он находил возможности в своей личности переходить к новому. Этот переходный период начинают не с середины 17 века, а после смутного времени (с начала 17 века), Россия осознала, что старая концепция российской государственности уже не состоятельна, и нужны радикальные перемены, иначе страна исчезнет, что едва не произошло во время Смуты. Начинают с духовного переворота (исследователи Чёрная и другие). Михаил Фёдорович – бледная картина личности, он находился в тени своего отца патриарха Филарета, который правил страной и умер в 1633 г. И это символ государственности, но сам Михаил Фёдорович был «совершенно бесцветной личностью» (Р.Г.Скрынников). Как не странно, но его сын Алексей Михайлович более деятельный государственный деятель, реформатор, а не сторонник эволюционного пути, первый царь, который заметно разорвал с обычной традицией русских царей. Алексей Михайлович родился в 1629 г., а на престол вступил 13 июля 1645 г. В один год умерли его мать и отец, он оказался на престоле в 13 лет. 13 июля 1645 г. – начало его правление, 30 января 1676 г. – смерть и конец правления. 18 августа 1645 г. скончалась его мать Евдокия. В начале на него оказывал влияние его дядька боярин Борис Иванович Морозов. Но надо сказать, что уже в дни «соляного бунта» 2-4 июня 1649 г. начинается самостоятельное правление, когда ему было 19 лет. Алексей Михайлович был в старомосковских одеждах, но сделал шаг к новой Руси. Г.В.Галина нашла очень хороший термин для того характера государственности, который создал Алексей Михайлович «русская форма абсолютизма», «абсолютическое государство». Но вёл себя царь как самодержавный монарх, всегда добивался своих целей и задач. Как же появился его феномен?
Надо обратиться к его становлению как личности. Традиционно во многом начиналось образование с воспитание до 5 лет мамками, няньками, кормилицами. А с 5 лет ключевую роль играл дядька (Борис Иванович Морозов, который из стольников сразу стал боярином, как воспитатель царевича, а его помощник Стрешнев из стольников сразу в окольничие (чин рангом ниже боярина)). Личность Морозова заслуживает добрых слов, он придал новый импульс воспитанию, он показывал юному царевичу листы гравюр, где была изображена зарубежная Европа, портовые города, каменные высокие здания, баталии. Морозов заказал игрушки для будущего царя – латы, пушечки, копья, т.е. приучал воспитанника к марсовым потехам. Подкладывал исторические книги о крупных исторических деятелях древности или значимых событиях из древней истории, т.е. воспитатель закладывал амбиции в юного монарха. Шло религиозное обучение, в 5 лет стали учить читать и писать, изучалась азбука (специально для царевича была напечатана в 1634 г. азбука Василия Бурцева — первая печатная азбука в России). Царевич выучился читать и писать, читал «Часослов», «Деяния апостолов», при этом изучая светские труды, а не только религиозные тексты. С детских лет и юности Алексей пристрастился к охоте, даже на медведей, любил соколиную охоту, т.е. практическая деятельность. Это не посещение, только монастырей, всю жизнь царь будет любить личное участие. И в последующем, занятия охотой – это способ вырваться из старомосковского уклада, где было много богослужений и церемоний. При Алексее Михайловиче активно строятся загородные резиденции, что потом продолжится при Петре Великом.
Образцом для подражания у Алексея был император Константин, который вместо Византия основал Константинополь, идея «Москва – Третий Рим» продолжила иметь место, получила новый толчок. Алексей Михайлович сумел оценить отсталость России от западных соседей и осознал необходимость преобразований. Толчок к переходу к самостоятельному правлению – Соляной бунт 1648 г., увидел социальное потрясение, когда царь возвращался из монастыря, был атакован толпой. В итоге был сослан Б.И.Морозов и Алексею Михайловичу досталась участь самостоятельного правителя, без опеки. Что показательно? По существу, вопрос остро стоял: либо Россия исчезнет с карты Европы и Азии (это показала Смута), либо победить, выстоять и превратиться в Великую державу. И Алексей Михайлович вступил на этот путь. Для нас важны не только реформы, но и личность. Как ему в 19 лет удалось начать самостоятельный курс? Потом, что удивительно, будет повторять Пётр Великий. Алексей противопоставляет мелких выдвиженцев старой аристократии, даёт им соответствующие посты (Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (глава многих приказов) и князь Никита Иванович Одоевский). Алексей берёт под личный контроль деятельность приказов, ставит туда своих любимцев, создаёт команду людей, которые очень заинтересованы в карьере, так как многие из них не аристократы, они заинтересованы в реформаторской деятельности и карьерному росту. Алексей устанавливал дружественные отношения с ближними подданными, а они будут верны ему. Исток этой компании, схож с тем, что было у Петра. Вместе с дядькой воспитателем были московские дворяне, назначены 20 стольников одного возраста с царём, т.е. появляются друзья с детства. Важно, что какой-то элемент художественный присутствовал в воспитании Алексея – дудки, лиры, гусли были вместе с игрушками, и он стал чувствовать художественную сферу, ближе к искусству. В подготовке царя не было никаких физических упражнений, многие дети Алексея Михайловича поэтому и умирали рано. Однако вскоре появились конные выезды, охота, военные баталии. Алексей Михайлович усилил это начинания в воспитании детей, в 1664 г. детям назначил учителя, известного белорусского учёного Симеона Полоцкого, который давал детям царя современное воспитание в духе Европы. Изучалась грамматика, история, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрология (7 свободных искусств), но кроме того изучались иностранные языки (латынь, славянский, греческий, польский) и история России и зарубежных стран. Это был поворот от системы образования старой к новой системе изучения 7 свободных искусств, как и в остальной Европе, шаг к светскому воспитанию. Алексей Михайлович большое внимание уделял родителям, проходил службу царь рядом со всеми, как и затем его сын Пётр Великий. Алексей Михайлович свою дочь Софью отдал в обучение Симеона Полоцкого, в итоге учёба не прошла даром – мужское мышление, жажда власти, придворная жизнь, где покровительствовали искусствам и наукам (художники, музыканты, архитекторы).
Алексей Михайлович имел в голове определённую концепцию: всю жизнь следовал модели созидания российской государственности по примерам великих держав античности – брал образец с Александра Македонского (первый создатель европейской империи и второй в мире после державы Ахеменидов) и Гая Юлия Цезарем (первый император Рима, который начал восхождение к короне, получил титул «вечного императора»). Алексей Михайлович тоже имел модель переустройства России, к концу жизни в 46 лет ещё более усилил эту модель в своей голове. Имя «Пётр» придумал он, с явным намёком на Древний Рим. Это построение империи, с абсолютным монархом во главе, имеющим неограниченную власть. И Алексей Михайлович, и Пётр 1, приносили особую роль регулярной армии, в идее превращения России в империю. В 1648 г., во время Версальского мира московский царь назывался «Великий князь московский», т.е. Россия не была частью общеевропейской системы, ценили её не сильно, ибо даже в международных договорах имя царя стояло после императоров и королей Европы. Особая роль армии в процессе превращения России в великую державу и в достижении абсолютной монархии, по примеру Цезаря и Македонского, которые опирались на армию и пришли к величию. Майкл Робертс (Великобритания, 20 век) написал немало трудов по так называемой «военной революции», в современной науке показывается, как при помощи армии, правители Европы с конца 16 века приходили к абсолютным монархиям. Армия позволяла свести на нет роль старой аристократии, выдвигала новые слои, более преданные императору. Денег в казне не хватало, но Алексей Михайлович поддерживал армию изо всех сил, сам ею командовал, это было после большого перерыва (Иван Грозный участвовал в походе на Казань). Алексей Михайлович в 1654 г. возглавил лично армию в походе на Польшу, вступил в Вильно (Вильнюс), в общем он вдохновлял армию своим примером и лично ей руководил, придавая армии особое значение. Не был как китайские или японские императоры в тени не только сражений, но и в государственной жизни, а наоборот – появлялся на публике. Царь лично руководил переговорами с противником, в Большом Кремлёвском дворце, чтобы что-то согласовать дипломаты ходили на поклон к царю.
Алексей Михайлович очень интересовался европейской прессой, с которой знакомился по переводам, выполненным в Посольском приказе. Одну из статей (о том, что свергшие и казнившие своего короля англичане сильно жалеют об этом) царь лично зачёл боярам на заседании Боярской думы. С 1659 г. Алексей Михайлович пытался наладить регулярную доставку в Россию иностранных газет. В 1665 г. с этой целью была организована первая регулярная почтовая линия, связавшая Москву с Ригой, а через неё с общеевропейской почтовой системой. Царь проявлял большой интерес к разным системам тайнописи. Вновь разработанные шифры использовали в дипломатической практике. В приказе Тайных дел хранились прорисовки египетских иероглифов, выполненных по книге египтолога А. Кирхера. В круг интересов царя входила астрология. Следуя советам своего врача Сэмуэля Коллинза, он позволял на основе рекомендаций медицинской астрологии пускать себе кровь. Алексей Михайлович был настолько увлечен звёздным небом, что в начале 1670-х гг. он, через руководившего Посольским приказом А.С.Матвеева, попросил датского резидента достать ему телескоп. В последние годы жизни царь увлекся европейской музыкой. 21 октября 1674 г. Алексей Михайлович устроил для себя и ближних людей пир, который сопровождался очень необычной потехой: «Играл в арганы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били ж во все».
Он был очень русским по своим действиям, по мерам предпринимаемым, он был открыт к усвоению тех элементов цивилизации, которых не было в России. Это особенно отразилось в 1670-е гг., в 1672 г. был создан театр с немецкой труппой под руководством пастора Грегори, который существовал до 1676 г. Он стал инициатором первого балета в России «Орфей», царь лично участвовал в постановке спектакля. Драматический театр – это яркое явление, тот элемент, который царь взял и перенёс в Россию, драму «Артаксерксово действо» царь смотрел, не вставая 10 часов, по свидетельству современников. Алексей Михайлович лично подписывал акты исключительной государственной важности, после Лжедмитрия 1, до этого ставили только печати. Алексей ввёл отчётность воевод лично царю, что усиливало взаимодействие подданных с властью. Он был эмоционален, государственное дело воспринимал как Божья воля (судьба, поручение), и царь должен был его выполнять, у него был добрый спокойный человек, но при всём при том сохранял важность, но иногда приходил в ярость. Илья Давидович Милославский – тесть царя, высказался в Боярской думе, что «если бы ему дали войско, он бы разгромил польские войска наголову», в итоге царь выставил родственника из палаты заседаний. Алексей Михайлович свою государственную деятельность находил нужным пропагандировать народу, чтобы все видели, что он ведёт Россию по правильному пути, устраивались церемонии (торжественные шествии, пиры), которые должны были подчеркнуть успехи государства, его триумфы. Это элемент пропаганды.
Царь Алексей имел сильную волю, в этом смысле надо сказать несколько слов о его отношениях с патриархом Никоном. Познакомившись с монахом Никоном на севере страны, в 1652 г. скончался патриарх Иосиф, Никон стал патриархом, после поста митрополита Новгородского. Патриарху Никону было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653—1655 годах и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 году Московский собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией. Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть. Однако царь не пожелал долго терпеть патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приёмы. Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако царь поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран. И именовался титулом великого государя, наряду с царём – два правителя (царь и патриарх), в итоге церковная реформа (раскол), стал претендовать на верховенство над властью монарха («священство выше царства»), а затем охлаждение в отношениях между царём и патриархом. А в 1666 г. собор с участием Восточных патриархов Никона низложил окончательно и отправил в ссылку на Белоозеро, т.е. в этом конфликте с Никоном царь Алексей проявил волю и понял, что Никон с его амбициями не подходит к его теории о построении империи.
studfiles.net
Личность в истории России. | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Исследовательская работа: «Личность в истории России» Выполнила : у ченица 2 «В» класса ГБОУ «Школа 2017» Кривенко Дарья Александровна Руководитель: Кантемирова Елена ИвановнаСлайд 2
Актуализация темы: История каждой семьи, это часть истории страны. Каждый человек, это личность. Каждая семья хранит память о всех своих членах, которых рядом с нами уже нет. В нашей семье, как и во о многих семьях, семейные истории передаются по наследству. Из рассказов моей бабушки и папы, мне больше всего заинтересовала жизнь моего прадедушки Кривенко Петра Никифоровича.
Слайд 3
Цели исследования: Изучить семейные архивы; Узнать у своих родственников о жизни моего прадедушки Задачи исследования: Объекты исследования: Просмотреть семейные альбомы; Проанализировать семейные архивы с документами; Найти информацию в интернете; Обобщение рассказов моих родных о прадедушки Биография моего прадедушки Методы исследования: Узнать о жизни моего прадедушки
Слайд 4
Этапы проекта: Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация семейных фотографий и документов, беседа с родственниками) Основной (написание работы, систематизация информации) Защита проекта .
Слайд 5
Жизнь моего прадеда до войны. Мой прадедушка, Кривенко Петр Никифорович, родился в городе Краснодаре 29 января 1911 года. Его родители были санитарами и умерли когда он был ещё ребёнком. Воспитывала прадедушку его старшая сестра. В 1923 году в Краснодаре окончил начальную школу (семилетку). После школы устроился на работу в кукольный театр в качестве подмастерья. В 1929 году окончил три курса профтехшколы.
Слайд 6
Ашхабадский театр рабочей молодёжи В 1929 году переехал в город Ашхабад где в течении полутора лет работал счётчиком Госплана и Регистратором ЦИК Туркменской ССР. Но тяга к театральной атмосфере взяла вверх и привела его на работу в Ашхабадский театр рабочей молодёжи, где он работал зав. электроцехом . Во время службы в армии получил специальность связист.
Слайд 7
Мой прадедушка во время Великой Отечественной войны В июле 1941 года был призван в армию красноармейцем в 20-й батальон ВНОС (войска Воздушного Наблюдения, Оповещения и Связи)- род войск ПВО. Там он прослужил до 1943 года . В феврале 1943 года был переведён в 1181 Стрелковый полк 356 стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта, где служил и воевал связистом в звании старший сержант.
Слайд 8
Медаль «За боевые заслуги» он получил за участие в бою 19 октября 1943 года, где под сильным артиллеристским, миномётным и пулемётным огнём противника устранил 12 порывов телефонной линии, чем дал возможность командованию управлять подразделениями
Слайд 9
Мой прадедушка принимал участие во множестве боевых действиях и сражениях. Дошел до самого Берлина . Он был н аграждён орденом ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ II степени.
Слайд 10
Рассматривая семейные архивы, я увидела несколько именных благодарностей за отличие в боевых сражениях.
Слайд 11
На фронте он вступил в Коммунистическую партию. В месте со всеми коммунистами сразу после Победы восстанавливал разрушенную во время войны Польшу.
Слайд 12
Жизнь моего прадедушки после войны С войны вернулся в 1946 году в город Нижний Тагил, туда во время войны вынужденно переехала его семья, и устроился на работу в городской драматический театр.
Слайд 13
Работая в театре, мой п радедушка написал письмо с просьбой о переезде Михаилу Ивановичу Калинину в Москву. В письме он написал свою биографию, рассказал о том как воевал на войне и о своих дальнейших планах. В ответ на письмо было получено разрешение на переезд.
Слайд 14
После переезда в Москву, в 1946 году Пётр Никифорович начал работать электромонтёром на Курьяновской станции аэрации.
Слайд 15
Через год он перешёл на работу в Центральный авторемонтный завод №39 и работал там электриком-монтажником. Заводу доверяли производить ремонт автомашин для высшего командного состава, в том числе для Министра обороны включительно.
Слайд 16
По мимо работы в после военное время до пенсии и далее прадедушка продолжал заниматься художественной самодеятельностью. Пётр Никифорович был фокусником иллюзионистом. Ездил на гастроли по воинским частям, колхозам. Выступал в Центральном Парке им. Горького. Так же он занимался активной Партийной деятельностью. Прадедушка умер от старости в 1992 году.
Слайд 17
Выводы: Изучив семейные архивы, я узнала много интересного о жизни не только прадедушки, но и о других своих родственниках Жизнь и подвиги наших родных и близких людей никогда и ни кем не забудутся . В будущем своим детям, я обязательно буду рассказывать о судьбе своих близких. Ничто не забыто, никто не забыт!
Слайд 18
Спасибо за внимание!
nsportal.ru
Роль личности в истории России
Мы все знаем о том, что отдельные личности остаются в анналах истории, а миллионы и миллиарды людей, целые поколения, уходят в небытие, и их забывают. Противоречие в том, что масштабно ход истории и личность одного человека несоизмеримы. Могут ли отдельные личности влиять на ход истории, изменять его, отменять или влиять на действие исторических закономерностей? Или же личности просто выполняют свою историческую миссию и их действия были заранее обусловлены всем ходом истории? Остановимся на роли личности А. М. Горчакова в истории России. Рассмотрим как соотносились жизненные приоритеты, личностные особенности А. М. Горчакова с историческими событиями истории России. С практической точки зрения актуальность темы работы в том, что каждый человек хоть единожды задавался вопросами: «Могу ли я изменить жизнь?», «Могу ли я повлиять на мир?», «Важно ли то, что я делаю?». От того, какие ответы на свои вопросы найдет человек, зависит как личная жизнь человека,
Эпиграфом к работе я выбрал слова ученого И. П. Павлова: «Когда мы любим, гордимся отечеством — это значит, что мы гордимся его великими людьми, теми, которые сделали его сильным и уважаемым на исторической сцене». Ведь выдающиеся люди — основа каждого общества, а Россия занимает определенное место в мире. Недаром философ Н.Бердяев говорил: “С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия особая страна, не похожая ни на какую страну мира”. Ведь самое большое богатство России — это люди — талантливые, несгибаемые, творческие! Доктор исторических наук, профессор Вячеслав Михайлов писал: «Суть «горчаковской» дипломатии состояла в том, что, играя не столько на противоречиях, а главным образом на нюансах европейской дипломатии, на особенностях психологии и истории взаимоотношений Англии, Франции, Италии, Пруссии, Австрии, без единого выстрела, без какого-либо жесткого прессинга, в течение нескольких лет Россия оказалась свободна от всех унизительных договоров и вновь вошла в ряд ведущих Европейских держав» [4].
Горчаковы — «князья Горчаки» — происходили от Рюриковичей — князей Черниговских. Получивший прекрасное домашнее образование князь Александр после переезда семьи в Северную столицу закончил Петербургскую гимназию императора Александра I. 8 августа 1811 года Александр Горчаков, с детства знавший английский, немецкий и французский языки, «блистательно выдержал» вступительный экзамен и был принят в Царскосельский лицей, приравненный к университетам. Сохранились отзывы преподавателей лицея о Александре Горчакове. Преподаватель физики и математики Я. И. Карцев писал в то же время: «Горчаков был, как и всегда, весьма внимателен, отменно прилежен, в суждении тверд и основателен; успехи оказывает быстрые и решительные». Гувернер Г. С. Чириков отмечал: «Горчаков благоразумен, благороден в поступках, любит крайне учение, опрятен, вежлив, усерден, чувствителен, кроток, но самолюбив. Отличительные его свойства: самолюбие, ревность к пользе и чести своей и великодушие» [1]
В лицее князь Горчаков учился вместе с Александром Пушкиным [3], написавшим ему три стихотворных послания. 9 июня 1817 года Горчаков закончил лицей с золотой медалью, отказался от наследства в пользу своих четырех сестер и, получив чин титулярного советника, поступил в канцелярию Министерства иностранных дел России. В Похвальном листе, полученном князем Александром 9 июня при выпуске было сказано:
«Примерное благонравие, прилежание и отличные успехи по всем частям наук, которые оказывали Вы во время шестилетнего пребывания в императорском лицее, сделали Вас достойным получения второй золотой медали, которая и дана Вам с высочайшего его императорского величества утверждения. Да будет Вам сей первый знак отличия, который получаете Вы при вступлении вашем в общество граждан знаком, что достоинство всегда признается и награду свою получает, да послужит он Вам всегдашним поощрением к ревностному исполнению обязанностей ваших к государству и отечеству» [1]. Позднее князь Горчаков писал: «…я избрал себе статскую и из статской благороднейшую часть — дипломатику» [1].
В 1841 он был послан в Штутгарт для устройства брака великой княжны Ольги Николаевны с Карлом Фридрихом, наследным принцем вюртембергским, а после состоявшегося бракосочетания оставался там чрезвычайным посланником в течение двенадцати лет. Князь Горчаков пробыл во Франкфурте-на-Майне четыре года; там он особенно близко сошёлся с прусским представителем, Отто фон Бисмарком. Горчаков не разделял увлечений императора Николая восточным вопросом, и начавшаяся дипломатическая кампания против Турции вызывала в нём большие опасения; он старался по крайней мере способствовать поддержанию дружбы с Пруссией и Австрией, насколько это могло зависеть от личных его усилий.
Летом 1854 года Горчаков был переведён в Вену. В этот критический период, когда Австрия «удивила мир своей неблагодарностью» и готовилась действовать совместно с Францией и Англией против России (по договору 2 декабря 1854), положение русского посланника в Вене было крайне тяжелым и ответственным.
После смерти императора Николая I в Вене была созвана конференция представителей великих держав для определения условий мира, на которой отчасти благодаря искусству и настойчивости Горчакова Австрия вновь отделилась от враждебных России кабинетов и объявила себя нейтральной.
Парижский трактат 18 [30] марта 1856года закончил собою эпоху активного участия России в западноевропейских политических делах.
Граф Нессельроде вышел в отставку, и в апреле 1856 года министром иностранных дел назначен князь Горчаков. Тягостные впечатления от крымской войны и венских конференций наложили свою печать на последующую деятельность Горчакова как министра. Прежде всего необходимо было соблюдать большую сдержанность в первые годы, пока совершались великие внутренние преобразования; затем князь Горчаков поставил себе две практические цели — во-первых, отплатить Австрии за её поведение в 1854–1855гг. и, во-вторых, добиться постепенного денонсирования Парижского трактата.
В 1856 год Горчаков уклонился от участия в дипломатических мерах против злоупотреблений неаполитанского правительства, ссылаясь на принцип невмешательства во внутренние дела чужих держав (цирк. нота от 10 (22) сентября). В то же время он дал понять, что Россия не отказывается от права голоса в европейских международных вопросах, но только собирается с силами для будущего: «La Russie ne boude pas — elle se recueille» (Россия сосредотачивается). Эта фраза имела большой успех в Европе и была принята за точную характеристику политического положения России после Крымской войны. Три года спустя князь Горчаков заявил: «Россия выходит из того положения сдержанности, которое она считала для себя обязательным после Крымской войны».
Итальянский кризис 1859 года серьёзно озаботил российскую дипломатию. Горчаков предлагал созвать конгресс для мирного разрешения вопроса, а когда война оказалась неизбежной, в ноте 15 (27) мая 1859 он призвал второстепенные германские государства воздержаться от присоединения к политике Австрии и настаивал на чисто оборонительном значении Германского союза. В 1860 году Горчаков признал своевременным напомнить Европе о бедственном состоянии христианских народностей, подвластных турецкому правительству, и высказал мысль о международной конференции для пересмотра постановлений Парижского трактата по этому вопросу (нота 2 [20] мая 1860). «События на Западе отозвались на Востоке как поощрение и надежда», выразился он, и «совесть не позволяет России долее сохранять молчание о несчастном положении христиан на Востоке». Попытка не имела успеха и была оставлена как преждевременная.
Осуждая так резко народные стремления Италии, Горчаков отступил от принципа невмешательства, провозглашенного им в 1856 году по поводу злоупотреблений неаполитанского короля, и невольно вернулся к традициям эпохи конгрессов и Священного союза. Его протест, хотя и поддержанный Австрией и Пруссией, не имел практических последствий.
В начале 60-ых годов Горчаков начал налаживать дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки. Твердо отказавшись участвовать во вмешательстве европейских держав в гражданскую войну в США в 1862 году, поддержал северян, заложив основы дружественных отношений с США. Заступничество Англии, Австрии и Франции за национальные права поляков было решительно отклонено князем Горчаковым, когда в апреле 1863 года оно приняло форму прямого дипломатического вмешательства. Искусная, а в конце и энергичная переписка по польскому вопросу доставила Горчакову славу первостепенного дипломата и сделала его имя знаменитым в Европе и России. Это был высший, кульминационный пункт политической карьеры Горчакова.
В 1867 году за успешную службу А. М. Горчаков получил чин канцлера. Политическая карьера князя Горчакова завершилась Берлинским конгрессом; с тех пор он уже почти не принимал участия в делах, хотя и сохранял почётный титул государственного канцлера.
Горчаков оказал решающее влияние на ход истории России, потому что А. М. Горчаков в своей деятельности руководствовался интересами страны.
Получается, роль в истории играют отдельные личности, выдающиеся? И эти личности способны изменить ход истории? Такая в них внутренняя сила, харизма? Да, личность в истории важна. Точнее, вся история — это мозаика личностей, человеческих поступков, мыслей, мечтаний, желаний, страстей.
Только тогда личность может влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Истинные патриоты не думают о своих выгодах. У них в душе неподдельное святое чувство любви к родине. Таким патриотом России был последний канцлер Российской империи Александр Михайлович Горчаков.
Литература:
- А.Андреев «Последний канцлер Российской империи», М., 1986
- Большая Советская Энциклопедия. М, 1933, 1972
- Виноградов В. Н. Балканская эпопея князя А. М. Горчакова. М., 2005.
- В. Михайлов «История России»,М,, 1978.
- Отечественная история. Энциклопедия. М, 1994.
yun.moluch.ru
Самая великая личность в истории России
О том, кого признать самой великой личностью в истории России, давно идут споры. Безусловно, достойных личностей в многовековой истории страны предостаточно. Это великие писатели и поэты, политики и реформаторы, спортсмены и представители духовенства. Русская земля щедро дарила и дарит миру талантливых людей, гениальных ученых, мудрых политиков и смелых экспериментаторов. Но кого же признать самым выдающимся? Мнения здесь разнятся.
В соответствие с проведенными исследованиями, именно эта фигура занимает первое место в перечне самых великих людей России. Петр I, несомненно, сделал настоящий прорыв, который навсегда изменил облик страны и дал отправную точку совершенно новому пути развития. Царь-реформатор стал создателем регулярных армии и флота, основал Петербург. Благодаря Петру была основана сильная держава, получившая название Российской Империи. Еще одной несомненной заслугой Петра Великого явилось его желание превратить Россию в цивилизованное светское государство.
Еще одна значимая фигура в российской истории. Екатерина II по праву признается «собирательницей земель». Во времена ее правления к российской земле были присоединены территории Белоруссии и западной Украины, Литвы, Курляндии и Крымский полуостров. Императрица провела много немаловажных реформ в торговой, социальной и образовательной отраслях. Во времена Екатерины был построен Эрмитаж и памятник Петру I, который по сей день является символом Петербурга.
Величайший полководец прошел долгий путь от рядового до генералиссимуса. Удивительные подвиги, смелые военные решения и, конечно, достойные победы, которые принесли славу российской земле – все это заслуги Александра Суворова. Во время войны с Наполеоном под руководством великого полководца были разгромлены самые лучшие французские войска и был совершен знаменитый переход через Альпы.
Самый яркий ученый России, создатель университета в Москве, который носит его имя. Его участие имеет неоспоримое значение во многих областях наук. Большие достижения в молекулярной химии, физике, астрономии и других областях знаний. Кроме того, Ломоносов является автором трудов по филологии, истории и грамматике.
Достойных личностей на звание величайшего представителя России действительно много. Ежегодно проводятся многочисленные исследования и социологические опросы, целью которых является определение победителя. У каждого русского человека есть собственное мнение по этому поводу.
www.kakprosto.ru