Личные права политические права – Социальные, политические, личные права и свободы предусмотренные конституцией рф

Социальные, политические, личные права и свободы предусмотренные конституцией рф

конституционные
права и свободы человека и гражданина
— неотъемлемые наиболее важные права и
свободы, принадлежащие ему от рождения
(в надлежащих случаях в силу его
гражданства), защищаемые государством,
составляющие ядро правового статуса
личности и получающие высшую юридическую
силу.

 

Перечисление
в Конституции Российской Федерации
основных прав и свобод не должно
толковаться как отрицание или умаление
других общепризнанных прав и свобод
человека и гражданина.

В
соответствии с этим традиционно
конституционные права и свободы принято
классифицировать на три группы: 1)
личные, 2) политические, и  3) социальные,
культурные, экономические.

Личные
права и свободы 
связаны
непосредственно с личностью, не
увязываются с принадлежностью к
гражданству и не вытекают из него. Личные
права и свободы неотчуждаемы и принадлежат
человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие
права и свободы, которые необходимы для
обеспечения охраны жизни, свободы,
достоинства, и другие естественные
права, связанные с его индивидуальной,
частной жизнью.

Личные
права включают: право на жизнь, право
на свободу и личную неприкосновенность,
на неприкосновенность частной жизни,
жилища, свободное передвижение и выбор
места жительства, свободу совести,
свободу мысли и слова, на судебную защиту
своих прав, на юридическую защиту, на
процессуальные гарантии в случае
привлечения к суду и т.д.

Под политическими
правами и свободами
 подразумевают
права, затрагивающие непосредственно
политические интересы человека.
Политические права выражают возможности
индивида на участие в политической
жизни и осуществление государственной
власти. К числу данной категории прав
относятся: право на свободу мысли, право
беспрепятственно придерживаться своих
мнений, право на свободу искать, получать
и распространять информацию, право на
мирные собрания, право на свободу
ассоциаций, право на участие в ведении
государственных дел как непосредственно,
так и через своих представителей, право
избирать и быть избранными и др.

Социальные
и экономические права
 призваны
обеспечить человеку достойный жизненный
уровень, право на труд и свободный выбор
работы, право на равную оплату за

равный
труд, право на социальное обеспечение,
право на защиту материнства и детства,
право на образование.

К
этой категории также относят и культурные
права, гарантирующие доступ человека
к благам культуры, свободу художественного,
научного, технического творчества, его
участие в культурной жизни и пользовании
учреждениями культуры. Этот вид прав
позволяет реализовать культурные
потребности человека, обеспечить рост
уровня его культуры, без которой человек
не может полноценно осуществить свои
личные и политические права.

Порядок избрания и компетенция президента рф

Порядок
выборов Президента РФ определен
Конституцией РФ и Федеральным законом
«О выборах Президента Российской
Федерации»Президент РФ избирается на
шесть лет гражданами РФ на основе
всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. Он может
быть переизбран и на второй срок, но
одно и то же лицо не может занимать эту
должность более двух сроков подряд
Кандидатом в Президенты РФ может быть
гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в РФ не менее 10 лет. Правом
выдвижения кандидатов обладают как
непосредственно избиратели (не менее
100 избирателей), так и избирательные
объединения и их блоки, которые могут
выдвигать только одного кандидата. В
поддержку своего кандидата необходимо
собрать не менее одного миллиона подписей
избирателей, причем на долю одного
субъекта РФ должно приходиться не более
7% этого общего числа подписей. Центральная
избирательная комиссия проверяет
правильность сбора подписей и выносит
решение о регистрации кандидата. С
момента регистрации кандидат должен
на время выборов оставить государственную
службу или работу в средствах массовой
информации, а переизбирающийся Президент
РФ — не пользоваться преимуществами
своего служебного положения. Кандидаты
пользуются на равных основаниях рядом
льгот (получают статус неприкосновенности,
получают одинаковую финансовую поддержку
из госбюджета, равное и бесплатное
одинаковое время выхода в эфир, бесплатный
общественный транспорт и др.). В случае
если зарегистрированными оказываются
менее двух кандидатов, Центральная
избирательная комиссия откладывает
выборы с тем, чтобы обеспечить
альтернативный характер голосования.

Избранным
считается кандидат, получивший в первом
туре выборов более половины голосов
избирателей, принявших участие в
голосовании, т.е. абсолютное большинство
(50% поданных голосов + 1 голос). Если в
голосовании приняло участие менее
половины избирателей, внесенных в списки
для голосования, то выборы считаются
несостоявшимися. В том случае, если в
первом туре ни один из кандидатов не
получил хотя бы половины голосов плюс
один голос, то не позднее чем через 15
дней после установления итогов выборов
проводится повторное голосование по
двум кандидатам, набравшим наибольшее
количество голосов. Во втором туре
избранным считается тот, кто наберет
относительное большинство голосов по
сравнению с другим кандидатом, но при
условии, что число голосов, поданных за
этого кандидата, больше числа голосов,
поданных против всех кандидатов.

Избранный
Президент РФ вступает в должность на
30-й день со дня объявления Центризбиркомом
результатов выборов. При вступлении в
должность Президент РФ приносит народу
присягу, текст которой содержится в
Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Присяга
приносится в торжественной обстановке
в присутствии членов Совета Федерации,
депутатов Государственной Думы и судей
Конституционного Суда РФ. С этого момента
Президент РФ приступает к исполнению
своих обязанностей.

Выборы
признаются несостоявшимися, если в них
приняло участие менее половины
избирателей, внесенных в списки
избирателей.

В
случае, если выборы признаны несостоявшимися,
либо если на день проведения повторного
голосования оба зарегистрированных
кандидата, по которым назначено повторное
голосование, сняли свои кандидатуры,
либо если при повторном голосовании ни
один зарегистрированный кандидат не
был избран на должность Президента РФ,
Совет Федерации Федерального Собрания
назначает повторные выборы, которые
проводятся в том же порядке, что и первые.

Функции
Президента РФ конкретизируются в его
полномочиях. Полномочия представляют
собой совокупность предоставленных
Президенту РФ прав и обязанностей,
которые необходимы ему для выполнения
возложенных функций.
Функции Президента
РФ:
1) Президент РФ является гарантом
Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина;
2) Президент РФ в
установленном Конституцией РФ порядке
принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности;
3)
Президент РФ обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной власти;
4)
Президент РФ в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами определяет
основные направления внутренней и
внешней политики государства;
5)
Президент РФ представляет Российскую
Федерацию внутри страны и в международных
отношениях.
Полномочия Президента РФ
целесообразно рассматривать, объединив
их в группы в зависимости от сфер
государственной жизни, в которых
действует Президент РФ.

studfiles.net

Личные права и свободы человека и гражданина. Политические права и свободы человека и гражданина

Личные права и свободы — это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения.

Виды личных прав и свобод человека:

— Право на жизнь — Право на личное достоинство — Право на гуманное обращение — Право на свободу и личную неприкосновенность — Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени- Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы — Право на неприкосновенность жилища — Право на определение и указание своей национальной принадлежности — Право на пользование родным языком — Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства — Право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение — Провозглашается свобода совести и вероисповедания — Провозглашается свобода мысли и слова — Провозглашается право на информацию

Политические права и свободы — это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможности на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.

Виды политических прав и свобод:

— Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры — Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов — Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования — Право на участие в управлении делами государства — Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления — Право на участие в референдуме — Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. — Право на участие в отправлении правосудия


 

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ.

Иностранные граждане и апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

Нередко лицу для законного нахождения на территории РФ требуется вид на жительство (т. е. документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из РФ и возвращение в РФ). Вид на жительство выдается компетентным органом власти РФ по ходатайству иностранного гражданина, лица без гражданства.

На основании этого документа иностранцы и лица без гражданства вправе беспрепятственно въезжать на территорию РФ и выезжать за ее пределы попредставлении действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве.



Вид на жительство не предоставляется, если: 1) въезд лица может повредить обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, а также защите здоровья населения; 2) в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства депортировались; 3) ходатайствующее лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, признаваемого РФ тяжким или особо тяжким; 4) при обращении за визой иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда за ее пределы; 5) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания в РФ.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за виновные и наказуемые деяния допускается административное выдворение за пределы РФ (депортация).

Депортированное лицо должно покинуть территорию РФ немедленно на основании соответствующего решения компетентных органов.

Некоторым категориям лиц может быть предоставлено политическое убежище.

Политическое убежище предоставляется в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых в стране их постоянного проживания осуществляется преследование или возникла реальная угроза стать жертвой преследования за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом.

Политическое убежище не может быть предоставлено лицам, поддерживающим идеи расовой и национальной розни, возбуждающие антигуманные настроения и идею превосходства какой-либо группы людей.

Оно предполагает наличие у лица, которому предоставлено, всех прав и свобод, а также обязанностей граждан РФ, если иное не установлено федеральными законами или международным договором РФ.

Убежище предоставляется на основании заявления лица и Указа Президента РФ о предоставлении политического убежища. Этот Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

studopedia.net

Социальные, политические, личные права и свободы предусмотренные конституцией рф

конституционные права и свободы человека и гражданина — неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

 

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.

Личные права и свободысвязаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

Под политическими правами и свободамиподразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за

равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.


Судебная защита прав человека — совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46)1. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением реализации политических прав и выполнения воинских обязанностей.

Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации вправе обращаться как в российские суды, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.(см. конституция РФ. Ст. от 45)

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или которые прекратили свое участие в боевых действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.


Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего из себя совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Основанное на общепризнанных принципах международное право содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила.

Международное гуманитарное право применяется при вооруженных конфликтах. Оно не определяет правомерность применения силы государствами в том или ином случае; которая регулируются другими, не менее важными, отраслями международного права, изложенными в Уставе Организации Объединенных Наций.

cyberpedia.su

Политические права и свободы человека и гражданина

Ключевые слова: политические, права, свободы, человек, гражданин

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 — 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические — гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя РФ реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами — неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу.

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право — важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами РФ.

ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Для целей ФЗ используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

Законом установлены принципы проведения публичного мероприятия: 1) законность — соблюдение положений Конституции РФ, настоящего ФЗ, иных законодательных актов РФ; 2) добровольность участия в публичном мероприятии.

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. … читать далее …

newinspire.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о