Ликвидация приказов и учреждение коллегий год петр 1 – I

3.3 От приказов – к коллегиям

В 1711г. Был подписан проект организации особой коллегии для руководства горной промышленностью. В 1712г. – появились проекты организации Коммерц-коллегий и Ревизион-коллегии, в 1715г. Начата проработка вопроса об организации центральных органов управления и изучения опыта Дании, Швеции, Австрии. 1718г. начали работать три коллегии: Военная Адмиралтейская, Иностранная.

Реформа госаппарата началась в конце 1717 – начале 1718г., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований:

  • Он определил число и компетенции коллегий

  • Назначил в них президентов

  • Обязал их выбирать «подчиненных или товарищей своих», особо смотря, чтоб не было «свойственникоф»

12 Декабря 1718г. Реестр коллегиям. О должности, в которой управлять надлежит.

(Это первоначальная структура нового центрального аппарата)

  1. Чужестранных дел (посольский приказ). Всякие иностранные и посольские дел и пересылке со всеми окрестностями государствами и приезды послов и посланников и приезды курьеров и других иноземцев.

  2. Камер (казенные сборы) всякое расположение и ведение денежных доходов всего государства.

  3. Юстиция (т.е. расправа гражданских дел) судные и розыскные дела, в той же коллегии в ведение и поместный приказ.

  4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

  5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Воинском приказе и которые прилучаются во всем государстве.

  6. Адмиралтейский. Флот со всеми морскими воинскими службами, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями.

  7. Комерц. Смотреть над всеми торговыми действиями.

  8. Штатс – контор (казенный дом). Введенье всех государственных расходов.

  9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия, и заводы.1

Три первые коллегии – «первейшие» — это Военная, Адмиралтейская, Коллегия иностранных дел. Они занимали особое положение в системе государственных учреждений, т.к. Петр придавал им особое значение, а так – же сыграли их президенты – первейшие сподвижники реформатора-полководца: это генерал фельдмаршал светлейший князь А.Д.Меньшиков, генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин и канцлер, граф Г.И. Головкин.

Они возникли не на пустом месте. От начала северной войны создание армии, флота, дипломатии требовали других форм организации аппарата управления. Поэтому существующие приказы – Военный, Адмиралтейский, посольский сориентировались на специализацию, именно здесь прижились коллегионые (совместные) методы ведения дел. Это облегчило их переход к коллегиям.

1 см. №1 стр. 241

Главной коллегией стала – камер коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием поступлений. Штат – контор коллегия – обеспечивала расход на нужды государства. Ревизион коллегия – вела наблюдение и контроль за работой финансовых органов. Это было независимое от других коллегий учреждение.

В старых приказах три финансовые функции приход, расход и контроль вел каждый приказ. Сам приказ облагал население налогами.

Юстиц. коллегия заменила несколько судных приказов, отобрала судебные функции. Произошла унификация, централизация юстиции.

Особое место в системе управления заняли коллегии, ведавшие торговлей и промышленностью: комерц коллегии, Берг – мануфактур коллегии

Реформа 1718 – 1720-х годов упразднила приказы, канцелярии и ввела коллеги. В отличие от приказов решения принимались теперь коллегиально.

Посольский приказ заменила Коллегия иностранных дел во главе с канцлером П.П. Шафировым. Были образованы следующие коллегии: Военная (фельдмаршал, князь А Меньшиков), Адмиралтейская (генерал – адмирал Ф. Апраксин ), Комерц коллегия (князь Д. Галицин), Юстиц коллегия (Тайный советник граф А. Матвеев), Ревизион коллегия Сенат, коммерц коллегия (граф П. Толстой), Штатс – контор коллегия (граф И. Мусин-Пушкин), Берг – мануфактур коллегия (генерал фельдцейхмейстер Я. Брюс).

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. Дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело – находились в ведении специальных приказов, палат, контор.

Политическим сыском занимался Преображенский приказ (Тайная канцелярия с 1718г.) Им руководил князь Ф. Ромадановский.

Сначала каждая коллегия имела свой регламент, а с 1720г. руководствуясь с Генеральным регламентом, он определял единообразное организационное устройство, порядок деятельность. В 1721г. была создана в Москве вотчинная коллегия, она ведала дворянским землевладением.

При каждой коллегии были

1722г. – для управления Украиной создается Малороссийская коллегия в г. Глухов.

Для ведения поместных дел вотчинную контору юстиц коллегии сделал Петр I Вотчиной коллегий. Ревизион и штшатс-контор коллегии стали конторами Сената.

1721г. было 11 коллегий в 1723 – 10.

1722г. началось строительство здания 12 коллегий. План состоял из 12 участков:

  1. Аудиенц контора (зал для торжественных приемов)

  2. Сенат

  3. Коллегия иностранных дел

  4. Военная

  5. Адимралтейская

  6. Юстиции

  7. Камер и штатс контора

  8. комерц

  9. Берг

  10. Мануфактур коллегии

  11. Главный магистрат

  12. Синод

Коллегии стали основой центральной системы управления.

1720г. вместо Бурмистрской палаты возникает главный магистрат управляющий городским сословием ремесел и купечеством.

А в Москве вместо Бурмистрской палаты возникла ратуша

Главный магистрат стал во главе городовых магистров, они сменили земские избы.

Задачи главного магистрата:

  • Исполнение административных – полицейских функций

  • Судебных функций в городе

  • Развитие городских ремесел и торговли

  • Зашита купцов и ремесленников

Президентом этой коллегии магистрата был купец Исаев.

С созданием коллегии, разработкой регламента закладывается основа унификации и бюрократизации госуправления.

studfiles.net

Издан указ о создании коллегий

11 (22) декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе центральных органов управления. Возглавляли коллегии президенты и вице-президенты. В указе отмечалось: «Начать всем президентам с нового года сочинять свои Коллегии и ведомства отовсюды брать, а в дела не вступаться до 1719 г., а с будущего году конечно зачать свои Коллегии управлять. А понеже новым образом ещё не управились, того ради 1719 г. управлять старым маниром, а 1720 г. — новым».

Коллегии сменили приказы, существовавшие в Московской Руси в XVI-XVII вв., и по сравнению с ними имели более чёткое разделение обязанностей. Первоначально были организованы Коллегия иностранных дел, Камер-, Юстиц-, Ревизион-, Военная, Адмиралтейств-, Коммерц-, Штатс-контор-, Берг- и Мануфактур-коллегии.

В компетенцию Коллегии иностранных дел, заменившей собой Посольскую канцелярию, входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней «никаких судных дел не судят».

Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенными, питейными и др.), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвлённую судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов, и действовала как суд первой инстанции по спорным делам.

Ревизион-коллегии предписывалось осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счётных дел».

На Военную коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоявшая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейств-коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В её состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Штатс-контор-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Берг-коллегия до 1722 г. была объединена с Мануфактур-коллегией «по сходству их дел и обязанностей». В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах её компетенции. Мануфактур-коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири.

Количество и компетенция коллегий в течение XVIII в. неоднократно менялись. Сначала коллегий было девять, затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, Я. Ф. Долгорукий и др.

В 1802 г. коллегии были заменены министерствами, а часть здания, в котором они располагались, передали Главному педагогическому университету, который в 1819 г. был преобразован в Петербургский университет.

Лит.: Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. СПб., 1997; Исаев И. А. История государства и права России. М., 2006; Пескова Г. Н., Турилова С. Л. Коллегия иностранных дел в XVIII в. // Дипломатический вестник. 2001. № 2.

См. также в Президентской библиотеке:

Берендтс Э. Н. Барон А. Х. ф. Люберас и его записка об устройстве коллегий в России. СПб., 1891;

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 5 (1713-1719). № 3129. С. 525;

Сакович> В. А. Государственный контроль в России, его история и современное устройство в связи с изложением сметной системы, кассового порядка и устройства государственной отчётности. Ч. 1. СПб., 1896. Гл. 1.

www.prlib.ru

§2.2 Замена приказов коллегиями

1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений — коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их правопреемниками.

По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVП в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенностями коллегии являлось то, что в ней «ни каких судных дел не судят».

На Военную коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» и руководствовалась в своей деятельности «Регламентом о управлении адмиралтейства и верфи» (1722) и «Регламентом морским». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Малороссийская коллегиябыла образована указом от 27 апреля 1722г., с целью «ограждать малороссийский народ» от «неправедных судов» и «утеснений» налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

Камер-коллегиядолжна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях — конторы камерирских дел, в дистриктах — учреждения земских комиссаров.

Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегиядолжна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел». Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае несходства судили и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой — Мануфактур-коллегией «по сходству их дел и обязанностей» и как одно учреждение просуществовало до 1722г.

Мануфактур коллегиязанималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегиясодействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

С организацией Главного магистрата(1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением.

Юстиц-коллегия(1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегияобразованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия(1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

Синодбыл главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 был издан обширный “Генеральный регламент”, определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности.

Всю пирамиду государственной власти венчал император.После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Система государственного управления, созданая в первой четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра 1. Во второй четверти XVIII в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра1 были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.

studfiles.net

Чем отличаются коллегии от приказов

Органы управления в царской России существенно отличались от их нынешних аналогов. Институты власти прошли серьёзный путь от архаичных образований до спланированной системы, призванной ускорить процессы принятия решений. Анализ различий системы приказов и коллегий хорошо отражает динамику развития административной отрасли России и позволяет лучше понять истоки современной бюрократии. Возможно, понимание ошибок прошлого позволит преодолеть определённые проблемы настоящего.

Приказы – органы государственной власти, возникшие в 16-м веке в России и существовавшие до создания коллегий, а позже — министерств. В их состав входили судьи, которые принимали управленческие решения, а также дьяки и подьячие, на которых была возложены технические обязанности (делопроизводство). Количество приказов исчислялось десятками, часть из них заведовала делами царя (Челобитный приказ, Приказ Тайных дел), часть – военной сферой, часть – дворцовыми вопросами, торговыми отношениями и т.д.

Коллегии – органы государственного управления, сформированные по приказу Петра I взамен устаревших приказов и курировавшие широкий круг вопросов. Каждый такой орган обладал штатной структурой, построенной на принципах централизации. На вершине системы находился Главный магистрат, который координировал работу всех коллегий и являлся апелляционной инстанцией, призванной разрешать возникшие споры.

Сравнение

Итак, приказы образовались естественным образом для выполнения государственно-властных функций, переданных государем. Их количество постоянно росло и к началу 18 века уже составляло несколько десятков. Коллегии появились при реализации плана Петра I по централизации власти. Изначально их было 10, но затем к ним прибавились другие органы. Принцип управления в приказе – единоначалие, все важные решения принимались ответственным лицом. Коллегии представляли собой совещательный орган. Все важные решения вырабатывались коллегиально всеми членами органа власти.

Различался и состав учреждений. В приказе был один или несколько судей, дьяки и подьячие. Структура коллегии гораздо сложнее: во главе стоял Сенат, назначавший президента и вице-президентов, советники и асессоры, а также технический персонал (переводчик, регистратор, актуариус, секретарь и другие). Существовали серьёзные требования для службы в такой организации.

Изначально каждая коллегия должна была решать определённый круг вопросов, что исключило бы дублирование функций. Этот принцип был реализован в значительной степени, и эффективность управления по сравнению с приказами существенно возросла.

Выводы TheDifference.ru

  1. Происхождение. Система приказов сложилась спонтанно, естественным образом, в то время как система коллегий – искусственно.
  2. Централизация. Приказы зачастую подменяли друг друга, между ними не было соподчинения, а коллегии составляли властную вертикаль, которая замыкалась на Главном магистрате.
  3. Количество. Изначально коллегий было 10, позже к ним добавился Главный магистрат. Количество приказов исчислялось десятками.
  4. Состав. В каждом приказе были судьи (управленцы), а также подьячие и дьяки (технический персонал). В состав коллегий входил сенат, советники, асессоры, технические работники (актуариус, секретарь, переводчик, регистратор).
  5. Принцип управления. В приказах вся полнота власти находилась в руках судей, в коллегиях же решения принимались президентом с согласия остальных членов органа управления.

thedifference.ru

23 Приказная система действовавшая при Петре I

Петр I стремился приспособить приказную систему к нуждам государства в основном военным.

В 1689 г. был образован Преображенский приказ, первоначально ведавший делами Преображенского и Семеновского солдатских полков. Просуществовал Преображенский приказ до 1729 г. Во время подготовки ко второму Азовскому походу в 1696 г. создается Корабельный или Адмиралтейский приказ, занимавшийся строительством кораблей, их вооружением и снаряжением.

В 1700 г. был образован Провиантский приказ для централизованного снабжения войска продовольствием и обмундированием. В 1700 г. Рейтарский и Иноземный приказы объединяются в один, получивший название Приказ военных дел.

Отмечая серьезные недостатки приказной системы управления, надо сказать, что она все же выполняла свою роль по централизации Российского государства.

Приказы — это органы центрального управления, существовавшие в России в XVI — начале XVIII вв. Приказы являлись постоянно действующими учреждениями и в основу их деятельности был положен (хотя и не полностью выдержан) функциональный принцип.

Во второй половине XVII в. неоднократно предпринимались попытки преобразовать громоздкую приказную систему. В 80-х годах часть второстепенных учреждений была подчинена важнейшим приказом. Нередко, руководство несколькими приказами передавалось одному боярину. Однако такое соединение во многом было механическим, например, в ведение Посольского приказа передавался не только Малороссийский приказ, что по условиям того времени можно было бы назвать логичным, но и Новгородская, Владимирская и Устюжская четверти, занимавшиеся в основном сбором податей. В целом приказная система оказалась плохо реформируемой, и при Петре I была заменена коллегиями. В XVIII в. сохранились лишь немногие приказы, например, Сибирский приказ, просуществовавший до 1763 г.

Сибирский приказ выделился в 1637, в его управление была передана территория всей Сибири. Он ведал административными, судебными, военными, финансовыми, торговыми, ямскими, горно-рудными и др. вопросами, а частично и посольскими сношениями с сопредельными с Сибирью странами

24 Перестройка приказной системы в период с 1718 по 1720

Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1718 по 1720 гг., когда вместо приказов были созданы коллегии.

Преимущество коллегий перед приказами состояла в том, что их компетенция была строго ограничена в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом коллегий.

Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.

Три коллегии являлись финансовыми:

камер,

штатс-контор

ревизион-коллегия.

Берг-коллегия управляла горнорудной и металлургической промышленностью.

Мануфактур-коллегия руководила строительством казенных мануфактур, следила за их работой.

Коммерц-коллегия осуществляла руководство внешней торговлей. В ее ведении был экспорт корабельного леса, мехов и др. товаров, вывоз которых составлял монополию государства.

Юстиц-коллегия ведала судом, назначением на судебные должности

Делами духовенства занималась созданная в 1721 г. Духовная коллегия. Затем она была переименована в Святейший правительственный Синод.

В 1720 г. был образован Главный магистрат. Состав его назначался царем из купечества, имел коллегиальное устройство и предназначался для руководства деятельностью городской торговли.

В результате проведения петровских реформ большое количество приказов было заменено несколькими коллегиями, что позволяло установить повседневный контроль за их деятельностью. Деятельность коллегий простиралась на всю территорию Российского государства. Это являлось положительными сторонами коллегий.

Однако реформы не были до конца последовательными. Отраслевой принцип не был до конца выдержан. Так, Берг, Мануфактур и Коммерц коллегия подчас выполняла судебные и финансовые дела занимались сбором таможенных пошлин, сбором налогов и т.д..

studfiles.net

Коллегии.

Начиная с 1718 года и по 1722 года Петр I осуществил реформу центральных органов государственного управления. Суть этой реформы заключалась в том, что на смену приказной системе пришли коллегии. Петр I заимствовал идею этих органов у шведов.

Отличие коллегий от приказов.

  1. Коллегий было гораздо меньше, чем приказов.

  2. В основе принятия решений в коллегиях был положен принцип коллегиальности (коллективности).

  3. Коллегии, в отличие от приказов имели однообразную структуру и состав.

  4. Коллегии имели четкое правовое основание своей деятельности, в отличие от приказной системы.

  5. В коллегиях просматривается отраслевой принцип деятельности.

Во главе коллегии Петр I назначил президента, который назначался непосредственно царем. Первоначально отмечалась такая практика: Петр I стремился назначить президентом природного русского, а вторым человеком в коллегии, которым являлся вице-президент, он стремился назначить иностранца на русской службе. Вице президент также назначался царем, но по представлению Сената. Кроме президента и вице-президента в коллегию входили советники и асессоры (приблизительно по 5 человек). В структуру коллегии также входила канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль за исполнением принятых решений. Коллегии работали по понедельникам, вторникам, средам и пятницам, а в четверг президенты коллегий заседали в Сенате. Первоначально Петром был установлен порядок по которому президенты коллегий одновременно являлись сенаторами, но к концу второго десятилетия Петр осознал, что Сенату очень сложно исполнять надзорную функцию, имея в своем составе президентов коллегий, поскольку они контролировали сами себя. Затем, президенты коллегий были выведены из состава Сената, но какая-то часть осталась в Сенате и лишилась должности президента. Четыре президента основных коллегий все-таки в составе Сената остались, это были президенты военной коллегии, коллегии иностранных дел, адмиралтейства, Берг-коллегии. В принципе, на местах не была создана какая либо разветвленная система подразделений коллегий.

При создании большинства коллегий разрабатывался и утверждался регламент – это нормативный акт, который определял структуру, состав и порядок деятельности вновь создаваемых учреждений. Всего было принято около 7 регламентов. После того, как 1720 году был принят генеральный регламент, то отпала необходимость создавать новые регламенты, хотя такой регламент потом был принят, когда создавалась духовная коллегия.

Коллегии, также как и приказы в определенной степени оставались судебными органами, то есть они не были лишены судебных полномочий.

Вся деятельность каждой коллегии была достаточно жестко регламентирована.

Не все приказа в ходе этой реформы были заменены на новые учреждения (остались Преображенский, монастырский и несколько других приказов). К концу XVIII века явно начинает просматриваться тенденция на свертывание основных принципов деятельности коллегий, которые были заложены Петром, и постепенно в коллегиях начинает преобладать принцип единоначалия, а не коллегиальности. В конце XVIII столетия во главе коллегий стояли уже не президенты, а директора. Постепенно количество коллегий стало уменьшаться, продолжали функционировать только основные государственные коллегии, а все остальные были заменены на иные учреждения (комитеты, комиссии). В 1802 в результате министерской реформы коллегии были заменены на министерства.

Синод.

Синод был центральным органом государственного управления по делам русской православной церкви. 14 февраля 1721 года была создана новая коллегия, которая называлась духовная коллегия, и был принят регламент этой коллегии. Духовный регламент содержал ряд теоретических положений, обосновывающих объективную необходимость создания институтов абсолютной монархии. Духовная коллегия просуществовала очень недолго и в конце февраля была реорганизована в новое учреждение, которое получило название Святейшего Синода.

Создание Синода свидетельствует о том, что Петр I решил одну из важнейших задач, которая стояла в повестке дня российской власти на протяжении по крайней мере двух столетий – это подчинение церкви государству. Петр I был сторонником континентальной теории, которая заключалась в том, что тот, кому принадлежит власть светская, одновременно должен контролировать и власть духовную. Первым четким проявлением попытки поставить под контроль церковь было в 1700 году, когда после смерти патриарха Адриана, Петр I не назначил новых выборов, а учредил новую должность – место блюстителя патриаршего престола (Стефан Яворский). Члены Синода назначались императором из лиц духовного звания, и это были наиболее значимые фигуры в церковной иерархии. Как и все государственные чиновники того времени, члены Синода при своем назначении на должность принимали присягу, чего никогда до этого не было. Во главе Синода был поставлен обер-прокурор Синода, причем он не был лицом духовного звания, а был бюрократом.

studfiles.net

подскажите пожалуйста по Истории какие коллегии при Петре 1 за что отвечали?

Иностранных дел. Казённых сборов. Юстиции. Ревизион-коллегия (бюджетная) . Военная. Адмиралтейств-коллегия. Коммерц-коллегия (торговая) . Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам) . Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов) Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых).

В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России. Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала: Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством) . Совещательный порядок решения дел. Уже в 1718 году был принят реестр коллегий: Иностранных дел. Казённых сборов. Юстиции. Ревизион-коллегия (бюджетная) . Военная. Адмиралтейств-коллегия. Коммерц-коллегия (торговая) . Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам) . Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов) Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых) . В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии) . Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией. В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, а в 1722 году Берг-Мануфактур коллегия разделилась на две самостоятельных коллегии. Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *