Маршрутное такси это такси – Маршрутное такси — в 2019 году, расписание, транзит

Киевское маршрутное такси — это… Что такое Киевское маршрутное такси?

Киевское маршрутное такси
Автобусная система
Страна

 Украина

Город

Киев

Дата открытия

1960-е гг.

Количество маршрутов

221

Стоимость проезда

2.00 — 3.00 грн

Киевское маршрутное такси — вид общественного транспорта, количество маршрутов которого в городе превышает количество автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов вместе взятых.

История

Маршрутное такси впервые появилось в Киеве в 1960-х годах. На линиях использовали автобусы особо малого класса РАФ-977 «Латвия». Маршрутное такси или в просторечье «маршрутка» быстро набрало популярность, несмотря на значительно более высокую стоимость проезда (20 коп.).

Во второй половине 1970-х годов на линии маршрутного такси стали поступать новые микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». К 1987 году в городе действовало 28 таксомоторных маршрутов, протяженность которых составляла свыше 100 км. На линиях работали 62 микроавтобуса РАФ-2203 «Латвия»

[1]. В результате экономических потрясений конца 1980-х — начала 1990-х годов маршрутное такси, находившееся в государственной собственности, стало нерентабельным и быстро пришло в упадок. Маршрутки исчезли с улиц города.

Кризисную ситуацию, сложившуюся с пассажирскими перевозками в городе, улучшило внедрение таксомоторных перевозок. В 1996 году автобусные парки стали впервые осуществлять перевозку пассажиров без предоставления льгот. На автобусах появились таблички «Автобусный таксомотор». Первые экспрессные маршруты появились на Вигуровщине-Троещине (№ 21к, 26э, 57э, 59э). В этот период курсировали автобусы с междугородных трасс — ЛАЗ-699р и Икарус-250 (более 50 единиц).

С 1997 года в Киеве началось возрождение маршрутного такси. На рынок вышел первый крупный частный автоперевозчик — компания «Автосвіт». Она запустила параллельно существующим маршрутам городского транспорта 300 оранжевых микроавтобусов Псковавто-2214 на базе «ГАЗели» .

Быстро выяснилось, что рынок городских пассажироперевозок маршрутными такси гораздо шире, чем предполагалось, и на рынок стали приходить другие частные автоперевозчики и государственные АТП. Маловместительные «ГАЗели» не справлялись с возрастающим пассажиропотоком. Автоперевозчики начали закупки новой техники. На маршрутах «ГАЗели» были заменены на пассажирские модификации IVECO Daily 2, которые продержались на линиях несколько лет. Были попытки заменить их автобусами на базе Mercedes-Benz Vario, но неудачно.

Требовалась более вместительная и недорогая в обслуживании машина. Такой машиной стал отечественный автобус малого класса «Богдан» А091. Он быстро завоевал популярность и стал основной маршруткой на улицах Киева. Наряду с его поздней модификацией «Богдан» А092 этот автобус и сегодня можно увидеть в городе повсеместно.

Флагман украинского, а в прошлом советского автобусостроения, Львовский автобусный завод тоже предложил на рынок свой вариант маршрутки — автобус малого класса ЛАЗ-A07310. Но проволочки с серийным выпуском этой машины не позволили ей занять свое место на рынке пассажирских перевозок. В Киев попало только три таких маршрутки.

Пассажирская конверсия коммерческого фургона Mercedes-Benz Sprinter (T1N) — наиболее популярный вариант маршрутки среди киевских водителей-частников.

Кроме того, к этому времени был начат серийный выпуск автобусов малого класса Днепровского автобусного завода ДАЗ-3220, но и они не получили в Киеве распространения. Крупных перевозчиков автобус не заинтересовал.

Также киевлянам запомнились ярко-желтые маршрутки необычного вида Peugeot J9 Karsan и очень удачные автобусы Otoyol, закупленные частными транспортными компаниями и около двух лет эксплуатировавшиеся на улицах города.

Государственные АТП, ввиду убыточности муниципального транспорта, находившиеся на дотациях, тем не менее, не желали оставаться в стороне от прибыльного направления автоперевозок маршрутками. Не имея средств на закупку автобусов малой вместимости, они выпустили на свои автобусные линии в качестве маршруток междугородные и туристические автобусы Ikarus-250, Ikarus-255, Ikarus-256, ЛАЗ-699, в тот период имевшиеся в автопарках в больших количествах. Плохо приспособленные к такой работе, эти громоздкие автобусы были сняты с линий при первой возможности.

Кроме перечисленных машин, в конце 1990-х — начале 2000-х годов на маршрутах работали автобусы мелких автоперевозчиков и отдельных водителей-частников. Если не считать старые советские ПАЗы и единичные КАвЗы, в основном это были подержанные коммерческие автофургоны известных компаний Mercedes-Benz, Volkswagen, Ford, Peugeot, Renault, Citroën, DAF, FIAT, IVECO разных моделей, пригнанные из Европы и переоборудованные для пассажирских перевозок. Однако мелкие автоперевозчики не выдержали финансовой конкуренции с крупными операторами и были вытеснены на городскую периферию и пригородные маршруты. В настоящее время переоборудование грузовых фургонов для пассажирских перевозок запрещено, однако ранее зарегистрированные переделанные машины продолжают работать.

На сегодня самой распространённой в Киеве маркой маршрутного такси остается «Богдан» моделей А091 и А092. Но в последние годы столичный рынок перевозок у «Богдана» начали понемногу отвоевывать автобусы малого класса БАЗ А079 «Эталон» и ЗАЗ А07А «І-Ван».

Автобусы «Богдан» моделей А091 и А092, БАЗ А079 «Эталон» и «І-Ван» составляют основной парк маршрутного такси в Киеве.

Иногда АТП, обслуживающие киевские автобусные маршруты, выпускают на линии свои автобусы в режиме «таксомотора», то есть, в качестве маршрутных такси. Причём, это может быть машина любой из марок, составляющих парк киевских автобусов. Стоимость проезда в таких автобусах такая же, как и в обычных маршрутках. Автобусные проездные билеты и льготные удостоверения при этом не действуют, что вызывает нарекания пассажиров, особенно пенсионеров, имеющих право бесплатного проезда в муниципальном транспорте. По этой причине работа городских автобусов в режиме «таксомотора» в Киеве ограничена.

За машинами сегодняшнего киевского маршрутного такси прочно закрепилось общее наименование «маршрутка». Реже применяется название «бусик». В период возрождения маршрутного такси 1997—1998 гг. любой микроавтобус, работавший на линии, называли «автосвитом» по имени первой частной компании, пришедшей на киевский рынок пассажирских автоперевозок.

Стоимость проезда в маршрутках с 1997 г. до 2011 г. изменилась с 50—75 копеек до 2—3 грн.

Маршруты

В Киеве существует 221 маршрут маршрутных такси. Маршруты составлены таким образом, что из любого района города можно добраться до другого района на маршрутках. Среди маршрутов представлены как длинные (проходящие несколько районов, такие, как 529МТ, 416МТ, 590дМТ), так и короткие (между двумя соседними станциями метро или от станции метро до массива, например, 559МТ, 241МТ, 582МТ и другие).

Подвижной состав

Автобусы «Богдан» моделей А091 и А092, БАЗ А079 «Эталон» и «І-Ван» составляют основной парк маршрутного такси в Киеве. Наряду с ними маршруты некоторых городских районов и пригородов обслуживают автобусы Рута, БАЗ 2215 «Дельфин», ХАЗ-3250 «Антон», «Богдан» А144, ПАЗ-3205. На особо загруженных маршрутах эксплуатируются полноразмерные автобусы МАЗ-103. В некоторых районах города встречаются отдельные маршрутки типа ГалАЗ-3209, «Богдан» А064, «Богдан» А069, ЧАЗ А074, «ГАЗель», более крупные БАЗ А148, пассажирские версии IVECO Daily 2 (Turbo Daily), автобусы, переоборудованные из коммерческих фургонов IVECO Daily 2, IVECO Daily 3, FIAT Ducato, Ford Transit, Citroën Jumper, Peugeot Boxer, Renault Master, Volkswagen LT, Volkswagen Crafter, Mercedes-Benz Vario, Mercedes-Benz Sprinter (T1N), и его дорестайлинговых предшественников Mercedes-Benz T1, принадлежащие мелким перевозчикам и водителям-частникам.

  • «Богдан» А091. Используется на маршрутах, которые ещё не обновили парк до «Богданов» А092.
  • «Богдан» А144. Вначале использовались на маршрутах 46-экспресса, после отмены 58-экспресса на 46Э стали использоваться Volvo B10M55, а «Богданы» А144 перешли на обычные маршрутки. Встречаются на маршрутах № 157, 157Д, 213, 550.
  • МАЗ-103. Встречаются на маршрутах № 550, 211, 220.
  • БАЗ 2215 «Дельфин». Очень маловместительное транспортное средство. В Киеве немного маршрутов, где используется «Дельфин». Можно увидеть на маршрутах № 444, 441-к, 450, 600.
  • БАЗ А079 «Эталон». Используется на маршрутах № 192, 151, 316.
  • «Рута». Небыстрые и невместительные маршрутки можно встретить на маршрутах № 200-к 600, 579, 178.
  • ЗАЗ А07А «І-Ван». По конструкции, характеристикам и агрегатам почти идентичен БАЗ «Эталон». Встречается на тех же маршрутах.
  • ХАЗ-3250 «Антон». Можно увидеть в районе станции метро Академгородок. Автобусы обслуживают пригородные маршруты. Кроме того, некоторые маршрутки ездят и на городских маршрутах.
  • ЧАЗ А074. Встречается на маршрутах № 316, 317 (Киев — Борисполь), 151, 504 и некоторых других.
  • ПАЗ-3205. Медленный и шумный. Встречается нечасто, можно встретить на маршрутах № 485 (ранее на 485МТ только «ПАЗы» ездили, состоянием на 2011 год преимущественно БАЗ «Эталон»), 243, 504.
  • ГалАЗ-3209. Можно увидеть в районе станции метро Бориспольская. Работает на пригородных маршрутах.
  • ГАЗель. Используется, как правило, на небольших маршрутах в черте города, на окраинах и на маршрутах, ведущих в сёла внутри Киева. Можно встретить на маршрутах № 236, 215, 441-к.
  • Mercedes-Benz. Используются небольшие по размерам автобусы (600МТ), средние (535МТ, 316МТ) и большие (416МТ, 590дМТ).

Оплата проезда

Пассажиры оплачивают проезд при входе в салон водителю или кондуктору. Стоимость проезда варьирует от 2.00 гривен (на небольших маршрутах: 559, 441-к и аналогичных) до 3.00 гривен (на крупных маршрутах: 550, 529, 416 и аналогичных). И это не предел.

[2]

В киевских маршрутных такси предусмотрен льготный проезд ветеранов войны, инвалидов I, II групп, детей-инвалидов и некоторых других категорий населения, перечисленных в «Выдержке из Правил предоставления услуг по перевозке пассажиров». За один оборотный рейс допускается перевозка не более 2 «льготников».[3]

Перспективы

  • Цены на проезд в маршрутных такси будет увеличиваться пропорционально с изменением цен на топливо.[4]
  • Из центра Киева уберут мелкие маршрутки.[5]

Примечания

Ссылка

dic.academic.ru

Маршрутное такси | Наука | FANDOM powered by Wikia

Страна или местностьНазвание
Шаблон:ALGфр.
Taxi collectif
— коллективное такси
Шаблон:ANGпорт. Candongueiro
Шаблон:BULболг. Маршрутно такси или кратко Маршрутка
Шаблон:BOT«Комби» (по названию модели микроавтобусов Фольксвагена)
Бразилия Бразилияпорт. Táxi lotação, alternativo или pau-de-arara
Шаблон:VENисп. Por puesto
Шаблон:HAITap-Tap
Шаблон:GHATro-tro
Германия Германиянем. Sammeltaxi
Шаблон:HKGангл. Public light bus — лёгкий общественный автобус или minibus; кит. 公共小型巴士 или 小巴
Шаблон:Флаг Доминиканской Республики Доминиканская Республикаисп. Concho, Público
Индияангл. Shared taxi — совместно используемое такси, Six-seater auto — шестиместный автомобиль,

Eight-seater auto, Phat-a-Phat, Polaamboo

Шаблон:INABemo, Colt, Oplet или Mikrolet
Шаблон:ZIMангл. Commuter Omnibus или Tshova
Израиль Израиль«Монит шерут»
Канада Канадаангл. Jitney, в Квебеке фр. Taxi collectif, transport collectif par taxi — коллективное такси; англ. collective taxi или taxibus
Кения Кения«Матату»
ДР Конго

science.wikia.org

Маршрутка Википедия

Страна или местностьНазвание
Алжир Алжирфр. Taxi collectif — коллективное такси
Ангола Анголапорт. Candongueiro
Армения Арменияарм. Երթուղային տաքսի — маршрутное такси
Белоруссия БелоруссияМаршрутное такси, Маршрутка
белор. Маршрутнае таксі, Маршрутка
Болгария Болгарияболг. Маршрутно такси или кратко Маршрутка
Ботсвана Ботсвана«Комби» (по названию модели микроавтобусов Фольксвагена)
Бразилия Бразилияпорт. Táxi lotação, alternativo или pau-de-arara
Венесуэла Венесуэлаисп. Por puesto
Гаити ГаитиTap-Tap
Гана ГанаTro-tro
Германия Германиянем. Sammeltaxi
Гонконг Гонконгангл. Public light bus — лёгкий общественный автобус или minibus; кит. 公共小型巴士 или

ru-wiki.ru

Самарские маршрутные такси — это… Что такое Самарские маршрутные такси?

Сама́рское маршру́тное такси́ — совокупность всех линий маршрутного такси в городе Самара, Россия. В настоящее время маршрутным такси пользуются многие жители города. При этом по объёму перевозок маршрутное такси уступает трамваям и автобусам.

Первые микроавтобусы появились на дублирующих маршрутах в конце 90-х. Вскоре началась работа по созданию и разработке новых удобных маршрутов, что позволило быстро без пересадок добираться в любую часть города, пригородов, городов и посёлков-спутников Самары. Городские АТП, с возникновением конкуренции, стали вынуждены в ускоренном порядке совершенствовать собственную маршрутную систему — удлинять существующие маршруты, и создавать новые, часто дублирующие маршруты уже созданные микроавтобусным транспортом.

В основном на маршрутах перевозчиками используются микроавтобусы Газель, Hyundai County, Ford, Mercedes, Peugeot, ПАЗ, Богдан и автобусы средней вместимости других производителей.

По объёму перевозок микроавтобусы уступают смежному виду транспорта — автобусам:

№ 74, 22-д, 46.

Начало маршрутаКонец маршрутаПодвижной состав
1Красная ГлинкаЖелезнодорожный вокзалPeugeot, Ford
2Автостанция «Аврора»ул. ВысоцкогоГазель
4улица ОлимпийскаяЖелезнодорожный вокзалHyundai
6ЮнгородокСанаторий «Самарский»Газель
21Приволжский микрорайонБезымянский рынокГазель, ПАЗ
22Автостанция «Аврора»Железнодорожный вокзалFord
24Автостанция «Аврора»Хлебная площадьPeugeot, ПАЗ, Hyundai
30Дом ПечатиКировский рынокГазель
34Завод «Металлург»Хлебная площадьПАЗ
37Приволжский микрорайонХлебная площадьHyundai, Peugeot, Ford, Газель
389-й микрорайонКировский рынокГазель
47ЮнгородокХлебная площадьHyundai, Peugeot, Ford
50Красная ГлинкаЖелезнодорожный вокзалHyundai, Peugeot, Ford
52Автостанция «Аврора»Железнодорожный вокзалHyundai
61дТЦ «Колизей»Хлебная площадьГазель, Peugeot
63Автостанция «Аврора»Совхоз «Рубежный»Газель
66Автостанция «Аврора»Сухая Самарка
68МехзаводМетро «Победа»Газель
70Приволжский микрорайонДом молодёжи
Начало маршрутаКонец маршрутаПодвижной состав
п. УправленческийЖелезнодорожный вокзалГазель
5д (5)Губернский рынокпосёлок Сухая СамаркаПАЗ
21мПриволжский микрорайонТЦ «МегаМебель»Hyundai, ПАЗ
2315-й микрорайонУнивермаг «Юность»Газель, МАЗ-256.
27кПлощадь им. КироваКинотеатр «Луч» (полукольцевой)
32дТроицкий рынокСовхоз Кряж
4115-й микрорайонУлица ВысоцкогоHyundai, Богдан, Peugeot, Ford, Газель
44Экономический университетУлица ВысоцкогоГазель
46Автостанция «Аврора»Площадь РеволюцииPeugeot, Hyundai, Ford
48дПригородный автовокзалулица ГрозненскаяПАЗ
48кПлощадь Революцииулица ГрозненскаяПАЗ
67ТЦ «ИКЕА»Железнодорожный вокзалHyundai, Peugeot.
89пос. НФСул. ДзержинскогоPeugeot, Ford, Газель
91Сухая Самаркаулица Антонова-Овсеенко
92ул. КалининградскаяБольница имени ПироговаПАЗ
94Завод «Металлург»Хлебная площадьГазель
96ТЦ «ИКЕА»ул. ТухачевскогоГазель
97МехзаводРечной вокзалГазель
99ул. ОлимпийскаяЖелезнодорожный вокзалГазель
110Автовокзал «Центральный»с. Красный ЯрБогдан
113Барбошина полянапос. МирныйPeugeot, ПАЗ, Газель
124Рынок «Норд»пос. СмышляевкаГазель
126кПлощадь им. Кироваг. Кинель (юг)Газель
126сЖелезнодорожный вокзалг. Кинель (север)Hyundai, Peugeot, Ford
126юЖелезнодорожный вокзалг. Кинель (юг)Hyundai, Peugeot, Ford
203Кировский рынокСанаторий «Самарский»Газель
205ТК «Московский»Речной вокзалПАЗ
206Завод «Экран»Железнодорожный вокзалГазель
207Хлебная площадьЗавод «Экран»Газель
210п. УправленческийЦУМ «Самара»Peugeot, Hyundai, Ford, Газель
213Кабельный заводРынок «Норд»Газель
215Автовокзал «Центральный»пос 113-й кмПАЗ
217Кинотеатр «Луч»Стадион «Динамо»ПАЗ
221Красная ГлинкаКировский рынокHyundai, Peugeot
226улица СолнечнаяХлебная площадьПАЗ
229улица ТранзитнаяАвтовокзал «Центральный»Газель
230ТЦ «ИКЕА»Кировский рынокГазель
232Красная ГлинкаРечной вокзалГазель
240п. ЗубчаниновкаПлощадь РеволюцииFord, Peugeot, Газель, ПАЗ
246пос. НФСКлиники МедуниверситетаГазель
247Завод «Экран»Речной вокзалБогдан
253Рынок «Норд»Кинотеатр «Луч»ПАЗ
257Завод «Металлург»Сухая СамаркаГазель
25915-й микрорайонРечной вокзалГазель
261Завод «Экран»Хлебная площадьHyundai, Peugeot
264ул. ОлимпийскаяЖелезнодорожный вокзалГазель
266ЮнгородокЖелезнодорожный вокзалHyundai
272Метро «Безымянка»Санаторий «Волга»Газель
279Завод «Металлург»пос. МясокомбинатаГазель
281Приволжский микрорайонпос. МясокомбинатаГазель
283Юнгородокулица Егорова
295ТК «Московский»Речной вокзалHyundai, Peugeot, Газель, Ford
296ТК «Московский»ТЦ «МегаСтрой»Газель
297Завод «Экран»Речной вокзалГазель
298Железнодорожный вокзалп. Алексеевка (пост ГИБДД)Газель
389Барбошина полянап. Курумоч (с. Старая Бинарадка)Hyundai, Peugeot
392Совхоз «Молодая гвардия»п. БерёзаPeugeot, Газель, Ford, Hyundai
406Барбошина полянас. Новый БуянПАЗ, Peugeot, Газель
410aЖелезнодорожный вокзалпос. НовосемейкиноБогдан
429Барбошина полянаг. НовокуйбышевскГазель, FIAT
447Барбошина полянапос. ПрибрежныйPeugeot, Ford
480Железнодорожный вокзалпос. Петра-ДубраваPeugeot, Ford, Газель
492Аквапарк г. НовокуйбышевскFord
Начало маршрутаКонец маршрутаПодвижной состав
77дПригородный автовокзалсело Преображенка
101аАвтостанция «Аврора»село ЛопатиноГазель
102Площадь Революциисело Журавли
103аАвтостанция «Аврора»совхоз «Юбилейный» — совхоз «Чёрновский»
104кПлощадь имени Кировасовхоз «Чёрновский»
105Пригородный автовокзалсело Яблоновый Овраг
105дПригородный автовокзалсело Подъём-Михайловка
106Пригородный автовокзалсовхоз «Октябрьский» — совхоз «Первомайский»
108Пригородный автовокзалсело Дубовый Умёт
112Площадь имени Кировасело Новый Сарбай
114Пригородный автовокзалсело Красноармейское
118Пригородный автовокзалсело Сухая Вязовка
123Площадь им. Кировапосёлок Петра-Дубрава
127Пригородный автовокзалгород Новокуйбышевск (через РЭБ)
128Пригородный автовокзалгород Новокуйбышевск (через Кряж)
128кПригородный автовокзалгород Новокуйбышевск (72-й квартал)
129Автовокзал «Центральный»город Новокуйбышевск
131Железнодорожный вокзалпосёлок Алексеевка
139аАвтостанция «Аврора»посёлок Рощинский
140Пригородный автовокзалгород Чапаевск
140аАвтовокзал «Центральный»город ЧапаевскFord
233/109Пригородный автовокзалсело Колывань — посёлок Ленинский

dic.academic.ru

Такси — общественный транспорт или нет?

 

Такси, согласно словарным формулировкам, является общественным транспортом, но при этом каждый пользователь этого сервиса абсолютно уверен, что это не так. Не личное средство передвижения, конечно, но все же и не автобус, не троллейбус, не плотно набитый вагон метро (в час-пик особенно, хотя на самом деле наши люди просто не знают, что такое «час-пик» в истинном его проявлении – в Китае, например, в крупных городах на платформах станций стоят «специально обученные люди», которые натуральным образом утрамбовывают людей в вагон – тех, кто не может туда пролезть своими силами из-за того, что там уже и так существенно превышены все допустимые нормы присутствия людей на одном квадратном метре площади).

Не личный, но… и не совсем уж общественный. Раньше, в советские времена, когда не было ни возможности вызвать такси по телефону, ни возможности договориться с определенным конкретным таксистом о том, чтобы он на постоянной основе забирал бы определенного клиента в одно и то же время из одного и того же места, а можно было лишь воспользоваться услугами сервиса, подойдя на определенную стоянку (правда, их было не так уж и мало) – да, мог считаться общественным.

 

Но теперь-то ситуация существенно изменилась. У тех, кто пользуется услугами такси постоянно, уже есть «свои» водители, у тех, кто часто летает на самолетах, есть возможность вызвать такси из Шереметьево недорого даже в том случае, если на стоянке возле самого аэровокзала свободных машин нет, у тех, кто посреди ночи (неважно, при каких обстоятельствах) оказался не в самом людном месте города, нет необходимости искать возможность добраться до ближайшей стоянки такси – они могут просто позвонить (уж сегодня-то, когда мобильные телефоны есть у каждого второго, это вообще никаких проблем не представляет). И как его при таких условиях называть «общественным транспортом» — не очень-то понятно. Тот же автобус или троллейбус, например, не вызовешь в определенную точку пространства, более того – даже на остановке того транспорта, который действительно является общественным, придется ждать всю ночь, так как «дежурные» ходят далеко не по всем маршрутам и при этом довольно редко. А такси… это в своем роде палочка-выручалочка для тех, кто тем самым «общественным» воспользоваться просто не имеет возможности в силу определенных обстоятельств (то же самое ночное время, например).

← Продукт, который изменил мир   Покупать одежду надо уметь →

tranzito.com

Маршрутные такси Википедия

Страна или местностьНазвание
Алжир Алжирфр. Taxi collectif — коллективное такси
Ангола Анголапорт. Candongueiro
Армения Арменияарм. Երթուղային տաքսի — маршрутное такси
Белоруссия БелоруссияМаршрутное такси, Маршрутка
белор. Маршрутнае таксі, Маршрутка
Болгария Болгарияболг. Маршрутно такси или кратко Маршрутка
Ботсвана Ботсвана«Комби» (по названию модели микроавтобусов Фольксвагена)
Бразилия Бразилияпорт. Táxi lotação, alternativo или pau-de-arara
Венесуэла Венесуэлаисп. Por puesto
Гаити ГаитиTap-Tap
Гана ГанаTro-tro
Германия Германиянем. Sammeltaxi
Гонконг Гонконгангл. Public light bus — лёгкий общественный автобус или minibus; кит. 公共小型巴士 или 小巴
Грузия

ru-wiki.ru

Московское маршрутное такси — Википедия. Что такое Московское маршрутное такси

Московское маршрутное такси — совокупность всех линий маршрутного такси (маршруток) в Москве, действовавшая до 15 августа 2016 года[1].

История

Советский период

В Москве маршрутные такси появились в 30-е годы XX века. Легковые автомобили ЗИС-101, позже ЗИС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 году доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами занимались 120 автомобилей маршрутного такси. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времён; так, проезд от площади Свердлова до ВСХВ обходился в 3 рубля. С учётом культуры посадки на такси, происходившее, как правило, на оборудованных стоянках, трасса зачастую отличалась от основных маршрутов, посадка осуществлялась только на конечных, высадка по требованию.

В 60-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса (микроавтобусы) РАФ-977 и автобусы малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения.

В 1964 году в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси. Нумерация последних начиналась с цифры 5. Дневные маршрутные такси работали в будни с 7 до 21 часа, по воскресеньям с 10 до 19 часов. Ночные маршрутные такси работали с 0:30 до 6 часов.

Дневные линии маршрутных такси в 1964 году:[2]

  • № 1. Пушкинская пл. — ул. Горького — Красная пл. — ул. Куйбышева — пл. Ногина — Яузские ворота.
  • № 5. Пушкинская пл. — ул. Горького — Ленинградский просп. — ул. «Правды» — комбинат «Правда».
  • № 6. Пушкинская пл. — Тверской бульвар — ул. Герцена — пл. Восстания — ул. Чайковского — Кутузовский просп. — гостиница «Украина».
  • № 7. Белорусский вокзал — ул. Горького — Бульварное кольцо — Покровские ворота.
  • № 8. Белорусский вокзал — Бутырский вал — Савёловский вокзал — Бутырская ул. — ул. Руставели.
  • № 9. Пл. Маяковского — Садовое кольцо — Курский вокзал.
  • № 10. Марьина роща — Октябрьская ул. — пл. Коммуны — Самотёчная ул. — Садовое кольцо — Каланчёвская ул. — Комсомольская пл.
  • № 11. Киевский вокзал — наб. Тараса Шевченко — гостиница «Украина».
  • № 12. Павелецкий вокзал — Кожевническая ул. — Павелецкая наб. — 56-я больница — Даниловская наб.
  • № 13. Пушкинская пл. — Бульварное кольцо — Покровские ворота.
  • № 18. Курский вокзал — Лялин пер. — ул. Чернышевского — ул. Богдана Хмельницкого — Ильинские ворота — Старая пл. — пл. Ногина.
  • № 21. 3 м-р Новокосино — ст. м. Новокосино
  • № 25. Ст. м. «Октябрьская» — Ленинский просп. — универмаг «Москва».
  • № 38. Гостиница «Советская» — ул. Горького — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская».
  • № 39. Ст. м. «Краснопресненская» — Баррикадная ул. — пл. Восстания — ул. Герцена — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская».
  • № 40. Павелецкий вокзал — ул. Осипенко — ул. Солянка — пл. Ногина — Ильинские ворота — ст. м. «Дзержинская».
  • № 44. Просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская» — Новая пл. — ул. Куйбышева — Красная пл. — Москворецкий мост — ул. Б. Ордынка — Добрынинская пл. — Люсиновская ул. — Даниловская пл.
  • без номера. Пл. Революции — аэропорт «Внуково».
  • без номера. Пл. Революции — аэропорт «Шереметьево».

Ночные линии маршрутных такси[3]

  • № 501. Ст. м. «Октябрьская» — Ленинский просп. — ул. Кравченко — ст. м. «Проспект Вернадского».
  • № 502. Ст. м. «Киевская» — гостиница «Украина» — Кутузовский просп. — ул. Барклая — 1-я Филевская ул. — Кастанаевская ул. — ст. м. «Пионерская».
  • № 503. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ул Горького (Советская пл. — пл. Маяковского — ст. м. «Белорусская») — Ленинградский просп. — ст. м. «Сокол».
  • № 504. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ул. Дзержинского — ул. Сретенка (Сретенские ворота) — Колхозная пл. — просп. Мира — ст. м. «Ботанический сад» — ст. м. «Рижская» — ст. м. «Мир» — ст. м. «ВДНХ» — городок Моссовета.
  • № 505. Манежная пл. — ст. м. «Площадь Революции» — просп. Маркса — ст. м. «Дзержинская» — ул. Богдана Хмельницкого (Ильинские ворота) — ул. Чернышевского (Покровские ворота) — Земляной вал — Садовая-Черногрязская ул. — ст. м. «Лермонтовская» — Каланчёвская ул. — ст. м. «Комсомольская» — Краснопрудная ул. — ст. м. «Красносельская» — Русаковская ул. — ст. м. «Сокольники» — Преображенская ул. — Преображенская пл. — Б. Черкизовская ул. — Щёлковское шоссе (15-я Парковая ул.).
  • № 506. Пл. Ногина — ул. Солянка — Яузские ворота — Ульяновская ул. — пл. Прямикова — Школьная ул. — пл. Ильича — платформа Новая — шоссе Энтузиастов — кинотеатр «Слава» (1-я Владимирская ул.).
  • № 507. Пл. Ногина — ул. Солянка — Яузские ворота — Верхняя Радищевская ул. — ст. м. «Таганская» — Воронцовская ул. — пл. Крестьянской заставы — Волгоградский просп. — платформа «Текстильщики».
  • № 508. Ст. м. «Добрынинская» — Люсиновская ул. — пл. Серпуховской заставы — Б. Тульская ул. — Варшавское шоссе (Бассейн).
  • № 509. Ст. м. «Белорусская» — 2-я Брестская ул. — ст. м. «Маяковская» — Садовое кольцо (пл. Восстания) — ст. м. «Смоленская» — Смоленская ул. — ст. м. «Киевская» — Бородинский мост — Смоленская ул. — ст. м. «Смоленская» — Садовое кольцо (Зубовская пл. — ст. м. «ПКиО» — ст. м. «Октябрьская» — ст. м. «Добрынинская» — Валовая ул.) — ст. м. «Павелецкая».
  • № 510. Ст. м. «Павелецкая» — Зацепский вал — Народная ул. — ст. м. «Таганская» — ул. Чкалова — ст. м. «Курская» — Земляной вал — Садовая-Черногрязская ул. — ст. м. «Лермонтовская» — Каланчёвская ул. — «Комсомольская» — 1-й Дьяковский пер. — Орликов пер. — Садовое кольцо (ст. м. «Лермонтовская» — Колхозная пл. — Самотёчная пл. — ст. м. «Маяковская») — ул. Горького — ст. м. «Белорусская».

С конца 70-х до середины 90-х в качестве маршрутных такси использовались исключительно микроавтобусы латвийского производства РАФ-2203 и РАФ-22038 с 11 пассажирскими местами.

По данным на 1980 год, в качестве маршрутных такси использовалось 480 микроавтобусов, преимущественно РАФ-2203. Было 46 маршрутов, общая протяжённость составляла около 400 км. Ежесуточно маршрутные такси перевозили более 100 тысяч пассажиров[4].

Российский период

С 1996 года по 1998-й, ставшие импортными латвийские микроавтобусы РАФ были полностью вытеснены более просторными отечественными микроавтобусами ГАЗ-32213 «ГАЗель». Массовый выпуск дешёвых микроавтобусов «ГАЗель» дал маршрутному такси новую жизнь. В конце 1990-х предпринимались попытки использовать в качестве маршрутных такси автобусов малого класса ЗИЛ-3250, «ИВЕКО Дэйли» и «ИВЕКО-Бреда», но после дефолта 1998 года использование иномарок было прервано на несколько лет. Тем не менее, в связи с увеличением пассажиропотока и повышением требований к уровню безопасности, после 2003 года ряд крупных автоперевозчиков начал применять в качестве маршрутных такси импортные автобусы малого класса «Мерседес-Бенц Спринтер», «Форд Транзит», «Фольксваген ЛТ 2», «ИВЕКО Дэйли», «Фольксваген Крафтер», «Хёндэ Каунти», низкопольные ситибусы ПАЗ-3237 (опытная эксплуатация), а также полунизкопольные автобусы большого класса «Скания ОмниЛинк».

1990-е

Уменьшение финансирования транспортных предприятий и ослабление контроля над оплатой проезда в 90-е годы привело к ухудшению работы городского общественного транспорта. В 1992 году структура государственных маршрутных такси была фактически уничтожена, а подвижной состав (микроавтобусы) был выкуплен водителями и фактически перестал выполнять регулярные пассажирские перевозки. Возрождение маршрутных такси началось с 1994 года с появлением частных автотранспортных компаний (пример — московская компания «Автолайн»). В условиях рыночной экономики маршрутные такси начали выступать как более дорогое (отсутствие льгот, изначально более высокая плата за проезд), но более быстрое, гибкое, комфортное и с гарантированным сидячим местом средство передвижения. Кроме того, перевозчики иногда формировали новые маршруты, которые были востребованы пассажирами, но не обслуживались «Мосгортрансом» (подъезд к крупным рынкам и хордовое соединение соседних станций метро по кратчайшему пути). Постепенно маршрутные такси перетянули к себе основную часть платежеспособных пассажиров наземного транспорта.

2000-е

К началу 2000-х годов маршрутные такси стали серьёзным конкурентом муниципального транспорта, охватив практически все коммерчески интересные маршруты. Однако уже с конца 90-х маршрутные такси стали менять нишу, занимаемую ими. Если в начале 90-х они были условно более комфортной, быстрой и, в то же время, более дорогой альтернативой муниципальному транспорту, то постепенно они стали восприниматься лишь как более быстрый, но при этом значительно менее безопасный и даже менее удобный вид транспорта. Цены на проезд между маршрутками и муниципальным транспортом также выровнялись. Во многом этому способствовали некоторые успехи «Мосгортранса» по замене подвижного состава и, наоборот, полное отсутствие контроля частных перевозчиком над качеством обслуживания пассажиров маршрутных такси. Разбитые ГАЗели с низкоквалифицированными водителями уже не могли удовлетворить платёжеспособных пассажиров.

Ситуация коренным образом изменилась с внедрением «Мосгортрансом» систем АСКП на своём подвижном составе. Из-за больших задержек на посадке (особенно на некоторых остановках) многие пассажиры стали вновь уходить на маршрутки. В то же время владельцы маршрутных такси начали использовать более современный и безопасный импортный подвижной состав большей вместимости, улучшив тем качество обслуживания. Постепенно ситуация выровнялась. С ноября 2007 года происходит активная замена подвижного состава, ГАЗели в перспективе могут исчезнуть с улиц.

Но переход на более вместительные модели подвижного состава привёл к следующим проблемам:

  1. При переходе с ГАЗелей на транспорт малой вместимости, в основном Спринтер и Транзит, количество остановок в час пик возрастает до 3—4 раз по сравнению с дублируемыми маршрутами. Хотя маршрутах в удалённые районы приводит к ускорению путём пролёта большого участка (обычно от метро до МКАД), останавливаясь только на высадку пассажиров по основным пунктам.
  2. Перевозка стоячих пассажиров, бывшая исключением в эпоху ГАЗелей, стала правилом.
  3. Если раньше маршрутка могла отправиться по достижении полной загрузки, то сейчас стало правилом отправление за 1—2 минуты до дублируемого транспорта.
  4. При наличии двух станций метро на маршруте нередки случаи промежуточной стоянки, достигавшие 20 минут.

С 2006 г. все маршрутные такси планировалось переподчинить Департаменту транспорта и связи г. Москвы и ввести обязанность координирования своей работы с «Мосгортрансом».

2010-е

В 2015—2016 годах в рамках реализации новой модели транспортного обслуживания Москвы все внутригородские маршрутки подлежали ликвидации с преобразованием в новые коммерческие маршруты с единым тарифным меню или с заменой усилением дублируемого маршрута Мосгортранса. Официально система маршрутного такси в Москве завершила свою работу 15 августа 2016 года. Тем не менее, в течение нескольких недель (и даже месяцев) на некоторых отмененных маршрутах нелегально продолжили свою работу те же микроавтобусы, но с заклеенными в трафаретах литерой «м». При этом на линии стал появляться подвижной состав, никогда не бывший на балансе таксомоторного предприятия (как правило, значительно меньший по вместимости). Кроме того, на линии замечались микроавтобусы, работавшие вообще без номера маршрута (указывались лишь конечные и промежуточные пункты следования). После участившихся рейдов со стороны ГКУ «Организатор перевозок» и сотрудников автоинспекций работа и этих перевозчиков была прекращена. В настоящее время, на некоторых из ранее существовавших маршрутах организована работа нелегальных такси под видом обычных легковых автомобилей.

Роль в перевозках

Сеть маршрутных такси во многом повторяет сеть автобусных (реже троллейбусных) линий, но всё же имеет свою специфику. Маршруты такси, как правило, короче автобусных (отсекаются «нерентабельные» участки), могут изменяться в зависимости от загруженности улиц, очень часто обслуживают перевозку пассажиров на относительно небольшое расстояние (причём одной из конечных в этом случае, как правило, выступает станция метро).

Особенно велика роль маршрутных такси на пригородных участках. В некоторых случаях они являются единственным видом транспорта. Например маршрут № 581 от станции метро Медведково до Университета Сервиса.

Источники

См. также

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *