Ментальная арифметика — эффективная методика или развод | AMAKids | Статьи AMAKids
Несмотря на то, что ментальной арифметике уже около 2 000 лет, разговоры о ее полезности и эффективности не утихают.
Противники данной методики приводят разные аргументы, но они больше напоминают информацию из серии «а вот в Интернете писали», а «учительница в школе считает, что это помешает обучению», при этом грамотных аргументов, которые бы действительно рассказать об отрицательном воздействии ментальной арифметики, нет.
Экскурс в историю ментальной арифметики
Давайте разберемся, что же такое ментальная арифметика и как она работает, что дает ребенку, с какого возраста лучше заниматься и есть ли у нее отрицательные стороны.
Ментальная арифметика появилась около 2 000 лет назад, родом она из Японии. Несмотря на такую древнюю историю, в странах Азии (особенно в Японии, Китае, Малайзии), а также в Турции, Казахстане и странах Северной Америки, она в настоящее время является очень распространенной, в некоторых из них включена в школьную программу.
С помощью обучения технике устного счета, ментальная арифметика позволяет развивать интеллект ребенка таким образом, что у него начинают одновременно работать оба полушария головного мозга (в отличие от стандартного школьного образования, которое предполагает развитие только левого полушария и не уделяет внимание правому).
Устный счет взят только за основу и не является самоцелью данной методики. Поэтому, если вы думаете, что ментальная арифметика способна только решить вопрос, как помочь ребенку решить задачи по математике, то это не так. Задачи у ментальной арифметики гораздо глубже и серьезнее.
Как выбрать правильную методику по ментальной арифметике
Несколько рекомендаций для тех, кто уже знает, зачем это нужно, но теряется в выборе школ и центров:
- Обратите внимание на наличие современной интеллектуальной онлайн-платформы, с помощью которой скорость обучения и эффективность возрастает в разы. Такая платформа есть в центрах детского развития «Амакидс» и дети обожают заниматься на ней, потому что это интересно, занимательно, на платформе разные скорости и режимы, обучающие вопросы и квесты.
- Важный момент — подготовка преподавателей. Если вам предлагают школы ментальной арифметики, в которых обучение преподаватели проходят в течение двух дней — это то, что называется словом «развод». Обучиться методике за такое короткое время невозможно. Поэтому обращайте внимание на то, что подготовка должна длиться не менее двух недель, обучающие семинары и аттестацию они тоже должны проходить регулярно.
- Не ведитесь на информацию о лицензировании, сертификации и признании дипломов той или иной школы ВУЗами. Требуйте подтверждения, обращайте внимание на то, какую именно лицензию получил центр, на какой вид деятельности, на какой регион действия и что означает сертификация.
В центрах детского развития «Амакидс» с удовольствием ответят на все ваши дополнительные вопросы. Ждем вас в гости и на бесплатное пробное занятие, чтобы вы лично убедились, какие потрясающие возможности раскрывает ментальная арифметика!
amakids.ru
Есть ли детям польза от ментальной арифметики
Ментальная арифметика — это метод счета в уме, навеянный старинными счетными досками-абаками. На сайтах учебных центров пишут, что абак появился в Древнем Китае, но упорно называют его на латинский манер абакусом. На самом деле этим приспособлением пользовались по всему свету, его точное происхождение неизвестно. Но стереотип гласит, что азиаты сильнее всех в математике, так что почему бы не отдать лавры изобретателей китайцам. А с латинским суффиксом, как известно, любое слово звучит весомее.
Программа обучения ментальной арифметике обычно занимает два-три года и делится на несколько этапов. Сначала дети учатся считать на настоящем абаке. Далее вместо доски им дают ее изображение: глядя на рисунок во время вычислений, нужно представлять, как передвигаются костяшки. В конце концов у ребят забирают и картинку — на этой стадии они видят абак в уме и могут производить с ним те же операции, что и с настоящим. Выглядит это поразительно и немного пугающе: двигая в воздухе невидимые костяшки, крохи, многие из которых даже еще не ходят в школу, перелопачивают длинные ряды трехзначных чисел и за какие-то секунды дают правильный ответ.
© China Photos/Getty ImagesЧто обещают родителям
Еще удивительнее, что, по заверениям учебных центров, быстрый счет в уме — всего лишь побочный эффект. Родителей убеждают, что ментальная арифметика развивает логическое мышление, аналитические навыки, увеличивает объем памяти, дети учатся визуализировать задачи, поэтому глубже их понимают, мыслят креативно, становятся более внимательными, лучше концентрируются, систематизируют знания, адаптируются к новым условиям и благодаря всему этому успешнее учатся в школе, причем пятерки они получают и по математике, и по всем остальным предметам.
В доказательство этих утверждений на сайте одной компании, которая продает по франшизе методику обучения ментальной арифметике, приведены результаты исследования некоей К. Васуки из Мадрасского университета в Индии. В нем участвовали две группы детей 8–12 лет по 160 человек в каждой. В первую отобрали ребят из классов ментальной арифметики первого уровня, во вторую — обычных мальчиков и девочек. За год дети пять раз прошли тесты на концентрацию, рабочую и ассоциативную память, креативность и еще несколько показателей. Вначале средние показатели в обеих группах были почти одинаковые, но под конец «ментальные счетоводы» заметно вырвались вперед.
Schoolchildren participate in the 5th Sociable Intellectual Progressive (SIP) Academy International Abacus, Brain Gym and Mental Arithmetic Competition in Bangalore, India, Saturday, Sept. 10, 2005. About 2,800 children from 9 Indian states and 70 children from 6 foreign countries participated in the competition held for the first time in India. The test involved solving arithmetic problems
© AP Photo/Gautam SinghИсследование Васуки выглядит так, будто выполнено по научным стандартам. Но кое-что в нем настораживает. Во-первых, чем дальше, тем труднее давались задания детям в контрольной группе. Почему за год они сдали почти по всем показателям, неясно. Во-вторых, ребят c IQ ниже среднего и из бедных и малообразованных семей почему-то не допустили до участия. В-третьих, при анализе результатов, судя по всему, не учтены другие факторы, например мотивация. Вдруг на курсы ментальной арифметики ходят те, кто в целом сильнее заинтересован в учебе? В-четвертых, статью об исследовании Васуки не удалось найти в рецензируемых научных журналах, то есть другие ученые его не проверяли. Наконец, к исследованию причастна компания, которая владеет правами на методику обучения, а это всегда подозрительно.
Помогает ли менар с математикой
Другие исследования дали не столь однозначные результаты. В США эффективность ментальной арифметики в течение года проверяли на учениках первых и вторых классов школ. Первоклашки вообще толком не справились с обучением, у ребят постарше дела шли чуть лучше, но этого все равно было недостаточно, чтобы заметно улучшить когнитивные навыки.
Авторы также прокомментировали работы коллег. Одни ученые утверждают, что ментальная арифметика развивает рабочую память, другие этого не обнаружили. Но даже если положительный эффект вправду есть, не исключено, что он проявляется лишь в лабораторных условиях или только у взрослых. У американских детей рабочая память лучше не стала. Авторы прямо написали, что в условиях обычной школы ментальная арифметика ничем не лучше других методик и точно не делает ребят умнее.
Двумя годами ранее тот же психолог Дэвид Барнер провел вместе с коллегами более продолжительное исследование в Индии. Тогда дети обучались ментальной арифметике не один, а три года. Выводы ученых гласили, что благодаря этой методике некоторые школьники, скорее всего, лучше справляются с арифметическими операциями, но результат, по-видимому, зависит от имеющихся способностей ребенка, а не от того, как он научился представлять и обращаться с объектами в рабочей памяти.
Развивает ли менар мозг
С влиянием ментальной арифметики на мозг ситуация еще более запутанная. В 2016 году китайские ученые подготовили обзор существующей научной литературы и пришли к выводу, что у мастеров менара и обычных детей при решении задач вправду задействуются разные области, также нашлись отличия в самой структуре мозга.
Но, во-первых, иногда эксперименты давали противоречивые результаты. Во-вторых, большинство исследований были краткосрочными: мозг — пластичная штука, поэтому неясно, сохраняются ли изменения спустя годы после обучения ментальной арифметике. В-третьих, не исключено, что именно особенности строения мозга привели детей в классы менара и позволили им достичь высот в этом деле. В-четвертых, в экспериментах участвовало мало детей — выводы надо делать осторожно.
На сайтах учебных центров говорится, что ментальная арифметика гармонично развивает оба полушария мозга и налаживает между ними связь. Якобы поэтому у детей улучшается концентрация, увеличивается объем памяти, усиливаются творческие и аналитические способности. Но обо всем этом судить рано. В большинстве исследований проверяли только математические навыки — данных о том, как ментальная арифметика влияет на другие когнитивные навыки и успеваемость в школе, недостаточно. Также пока нельзя судить, меняется ли благодаря занятиям связность сетей мозга, отвечающих за разные функции.
Что о менаре думают учителя
Педагоги, как и ученые, не спешат превозносить ментальную арифметику. По словам заслуженного учителя России Леонида Звавича, устный счет — дело полезное, но есть масса приемов устного счета без абака и какой из них лучше, сказать сложно. Успехи ребенка в математике зависят прежде всего от того, какие у него были учителя, а любые развивающие занятия помогают подтянуть разные школьные предметы. «Если человек идет в школу, зная 100 стихотворений, он учится лучше, чем человек, который не знает ни одного», — считает Звавич.Преподаватель математики, лауреат премии мэрии Москвы Александр Шевкин тоже думает, что всякое занятие, развивающее мышление, полезно и влияет на способности к обучению не по одному предмету. Но к ментальной арифметике он относится настороженно: «Это сильно распиаренный бизнес-проект. Под устную арифметику на русских счетах много денег не соберешь, а на загадочную ментальную арифметику получается. Ничего вредного в ней нет, а вот насколько нужна детям столь продвинутая техника устных вычислений, пусть решают родители. Я бы не стал переоценивать влияние этой методики, так как помню высказывание известного популяризатора правильных способов обучения математике Дьердя Пойи: «Можно научить дельфина крутить мяч на носу, но поможет ли это ему ловить рыбу?»
Сергей Рукшин, профессор РГПУ имени Герцена и учитель знаменитых математиков Григория Перельмана и Станислава Смирнова, оценивает ментальную арифметику еще более скептически: «Мне не известно ни одного исследования, доказательно обосновывающего преимущества этой методики, ее влияние на отдаленные результаты ребенка. В самом деле, нельзя же считать нынешние успехи китайской и японской экономики следствием того, что пять тысяч лет назад они начали применять счетные приспособления, аналогичные используемым в обучении «ментальной арифметике». А именно такие аргументы попадаются в рекламе. Гораздо важнее осознать следующее: многие современные родители не находят времени и душевных сил для личных занятий с собственным ребенком. Любое внимание, общение, обучение развивает личность ребенка и его способности. Ребенок развивается, чему бы его ни учили. А что касается «ментальной арифметики» — ничего личного, только бизнес».
Вероятно, кое-какая польза от ментальной арифметики все же есть, особенно если ребенку тяжело дается математика. Вдобавок на занятиях вырабатывается привычка трудиться — в жизни она пригодится, а целеустремленные сверстники — это хорошая компания и, возможно, новые друзья: ничто так не сближает, как общее дело. Но не стоит ждать от ментальной арифметики чудес: представляя в уме счетную доску, ребенок не приобретет цвет индиго.
Марат Кузаев
tass.ru
Ментальная арифметика — ключ к успеху или обман? | Статьи Академии SMARTUM
Японская методика ментальной арифметики существует уже более 2 000 лет. В настоящее время она имеет большую популярность не только в странах Азии, но и во всём мире. Занятия по данной методике способствуют развитию у детей обоих полушарий мозга, то есть в полной мере раскрывают его интеллектуальный потенциал.
Существует много споров касательно обучения по этой программе. Что же собой представляет ментальная арифметика: эффективную методику или развод? Узнайте больше в нашей статье.
История ментальной арифметики
Данная методика была разработана японцами более 2 000 лет назад и сегодня страны не только Азии (Япония, Китай, Малайзия), но и Северной Америки являются приверженцами обучения детей по этой программе. В некоторых государствах она является даже составляющей школьной программы.
Ментальная арифметика основана на обучении особой технике устного счета с помощью абакуса (японских счётов), однако не ставит самоцелью научить ребенка быстро решать различные математические задачи. Ее цели гораздо серьезнее: ментальная арифметика направлена на развитие обоих полушарий головного мозга, в то время как стандартное школьное образование развивает лишь левое полушарие. Противники методики приводят различные аргументы о её бесполезности и даже отрицательном воздействии, основными из которых является неактуальность устного счёта в современном мире и трудности с обучением такого ребенка в школе. Однако подобные аргументы основаны на домыслах и не подкреплены реальными фактами.
Выбор школы ментальной арифметики
При выборе школы ментальной арифметики в первую очередь нужно руководствоваться следующими важными критериями:
- Наличие в школе или центре современной интеллектуальной онлайн-платформы в разы увеличивает эффективность и скорость обучения. Такую платформу предлагает своим ученикам центр детского развития «Смартум». Платформа позволяет тренироваться в разных режимах, предлагает дополнительные вопросы и квесты.
- Не менее важен уровень квалификации преподавателей. Обучение должны проводить учителя, прошедшие специальные курсы подготовки, длительность которых составляет не менее двух недель. Кроме того, преподаватели должны регулярно проходить переаттестацию и курсы повышения квалификации.
- При выборе школы следует также ознакомиться со всеми сертификатами и лицензиями центра. Важно обратить внимание, на какой именно вид деятельности получил лицензию центр развития, что означает сертификация и на какой регион она распространяется.
Если перед вами стоит вопрос не только о том, как помочь ребенку решать задачи по математике, но и как дать ему всестороннее развитие, то следует попробовать методику ментальной арифметики. Центр детского развития «Смартум» предлагает своим клиентам качественное обучение по этой программе. Первое занятие в центре проводится бесплатно, чтобы вы могли ознакомиться с потрясающими возможностями, которые предлагает ментальная арифметика.
smartum.kg
Почему ментальная арифметика портит наших детей?
Почему ментальная арифметика портит наших детей? –
Подходит к концу первый месяц летних каникул, и многие родители до сих пор не знают, чем занять ребенка. И в эти моменты на память приходят многочисленные баннеры и объявления, которые висят на улице и рекламируют ментальную арифметику. Конечно же, каждый родитель хочет вырастить из ребенка великого Архимеда и поэтому отводит свое дитя на занятие. Но мы расскажем вам страшную тайну – ментальная арифметика фактически никак не влияет на развитие вашего чада и в лучшем случае может быть бесполезной.
Массовое действие на подсознание
«Научим считать вашего ребенка без калькулятора», «Ваш ребенок станет самым умным в классе», «Научите считать свое дитя быстрее калькулятора» – подобные объявления встречаются часто. Заманчиво? Даже очень. Маркетинг и реклама делают свое дело. Родители видят и слышат о ментальной арифметике всюду, и это действует на подсознание. Мамаши-домоседки тут же мчатся отдавать своих детей на чудо-курсы. Массовость этого тренда началась примерно год-два назад.
Для начала разберемся, что такое ментальная арифметика и в чем ее феномен в изложении адептов быстрого счета.
Несколько тысяч лет назад жители Китая изобрели необычные счеты – абакус. Это стало одним из серьезнейших достижений в области арифметики. В XVI веке эти же счеты дошли до Японии и там также обрели популярность. Но протяжении 400 лет абакус претерпевал изменения и усовершенствования, так появились еще одни счеты – соробан, которые также полюбились в народе. Эти самые счеты абакус помогают научиться быстро считать в уме, складывать, делить и производить другие действия с большими числами быстрее, чем это сделает калькулятор. На сегодняшний день особую распространенность получили именно счеты абакус, ими пользуются в Америке, Корее и в Южной Азии.
В один момент, как грибы после дождя, стали появляться школы ментальной арифметики. Учителя в этих школах утверждают, что после курса занятий ваш ребенок станет гением. Уроки по быстрому счету рассчитаны для детей от 4 до 16 лет. Считается, что именно в этот период мозг ребенка пластичен и им легко усваиваются новые навыки. Обучаясь с помощью абакуса, ученик может решить любые арифметические задачи, такие как сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа за несколько секунд в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.
Как утверждают маркетологи, ментальная арифметика может способствовать развитию обоих полушарий головного мозга. Занятия проходят один раз в неделю по два часа, курс длится 2-2,5 года. За это время ребенок учится быстро считать и может решать практически любые примеры из начальной школьной программы. Довольные родители утверждают, что их чадо подтянулось не только по математике, но и другим предметам. И как же раньше жили без ментальной арифметики?
А теперь – более трезвый взгляд на жизнь.
«Вы совершаете большую ошибку!»
Безусловно, первые результаты будут видны уже на начальной стадии. Родители удивляются умениям своих детей, радуются, гордятся ими и ждут, что из них вырастут самые лучшие математики. Но у любой медали есть обратная сторона и не стоит забывать, что громкие лозунги – это лишь реклама, способ вытащить побольше денег и привлечь народ. Эти школы обещают научить быстрому счету, и они это делают, но второго Пифагора на таких курсах вы не воспитаете.
Ильяс Шакенов
Ильяс Шакенов – преподаватель физики и математики, основатель компании Sky students. Окончил РСФМШИ им. Жаутыкова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, механико-математический факультет, бакалавриат, магистратуру, докторантуру по специальности «Вычислительная математика». Ильяс уже не первый год занимается с детьми и сталкивается с явлением ментальной арифметики. Он согласился ответить на наши вопросы и расставил все по местам.
Есть ли польза от ментальной арифметики?
– Я считаю, что ментальная арифметика интересна как метод вычисления, но не стоит уделять два с половиной года, чтобы развить такие навыки, как сложение и умножение многозначных чисел друг на друга, такие задания не просто не встречаются в школьной программе, но и не развивают логику и остальные необходимые навыки.
Разработчики метода утверждают, что занятия ментальной арифметикой развивают память, воображение, творческое начало, однако упражнения, которые они выполняют, не столь разнообразны и не подходят каждому. Можете уделить этому 5-7 дней, покачать головой и идти дальше.
Насколько она эффективна в решении задач?
– В решении задач на логику из стандартной школьной программы, задач на вступительных экзаменах навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, пригодятся очень мало. Это широко распиаренный ход для родителей, которые не хотят сами работать с детьми.
Правильно ли, что родители массово начали отдавать своих детей обучаться этому методу?
– Родители совершают большую ошибку, отдавая детей на курсы ментальной арифметики, да еще и на длительный период.
Так ли необходима эта программа для развития математических способностей у детей? Какие есть альтернативные и более действенные методы?
– Требуется большой комплекс упражнений, вызывающих интерес к математическим методам, занятия с логическими заданиями, любовь и предрасположенность родителей в вопросе образования, хорошие языковые навыки, поощрение к вычислениям в уме, объяснение теорем и методов с доказательствами, а не просто механическое заучивание.
Важно поддерживать интерес к чтению, необходимо учить решать практические задачи, чтобы ребята осознавали, что математика действительно работает и помогает в жизни. И наконец, ребенок должен развиваться всесторонне, в чем родителям поможет два аспекта: ограничить использование компьютеров и телефонов, а также начать заниматься со своими детьми с раннего возраста самостоятельно, а не впихивать им деньги и игнорировать их человеческие потребности.
Лучше разгадайте кроссворд
Занимаясь лишь ментальной арифметикой, гения не вырастишь. Ребенок развивается только в одном направлении – в устном счете. Причем этот навык, конечно же, пригодится при походе в магазин, но не более. И складывается тенденция, когда молодые мамочки, следуя новому тренду, насильно отдают дитя в школу арифметики в раннем возрасте, когда малыш и сам не может понять, интересно ему это или нет. Ребенок становится подобен компьютеру, в который заложили одну программу и требуют ее выполнения. И вред от метода быстрого сложения будет ощущаться чуть позднее, когда в старших классах придется решать задачи, которые требуют не только счета, но и разносторонности.
Заниматься со своими детьми нужно самостоятельно и делать это не однобоко. Умение быстро считать в уме действительно интересно, но при этом у ребенка просто атрофируются другие способности. И психологи заявляют, что ментальная арифметика – это не какое-то ноу-хау, это не чудо-методика, которая даст запредельные возможности ученику, это лишь один из вариантов тренировки мозга, как изучение языка, заучивание стихотворений, разгадывание кроссвордов. Поэтому подумайте, так ли нужно перегружать ребенка трехзначными вычислениями, когда эффект будет такой же, как от разгадывания кроссворда.
novostiifakty.ru
Стоит ли отдавать ребенка на ментальную арифметику? | Развитие и воспитание ребенка 7-17 лет, Развитие ребенка 3-7 лет
Возможно, не раз сталкивались с рекламой центров ментальной арифметики в социальных сетях или получали листовки с этим магическим словосочетанием. Дети могут решать любые арифметические задачи за несколько секунд в уме. Быстрее, чем калькулятор. Школы ментальной арифметики набирают широкую популярность. Идея быстро встала на бизнес-рельсы. Но мнения родителей расходятся: одни считают, что методика способствует улучшению внимания, памяти, воображения, творческого мышления, другие же на деле столкнулись с негативными последствиями от такого механического счета и считают это очередной бизнес-идеей. Что это за программа и каких результатов можно добиться?
Что такое ментальная арифметика?
Программа «Ментальная арифметика» работает в Казахстане третий год. Считается, что основоположниками данного направления являются сразу несколько математических гуру. Один из них – Мелик Дуяр, известный своими шоу-выступлениями по памяти на различных телевизионных каналах и как один из чемпионов мира по фотографической памяти. Он также занимает пост председателя международной организации «MEMORIAD™ – Всемирной Олимпиады по памяти, счету в уме и быстрому чтению». На сегодняшний день Мелик Дуяр входит в число десяти людей в мире с самой сильной памятью. И именно его сегодня культивируют, размещая фото Дуяра на рекламных щитах и брошюрах о ментальной арифметике.
Программа обучения направлена на развитие математического мышления у детей в возрасте от 5 до 12 лет. То есть именно в этом возрастном промежутке у ребенка есть все шансы стать Архимедами, Декартами, Ньютонами и Лобачевскими. Вот только если великие ученые-математики прошлых столетий с мастерством ювелира годами совершенствовали свой дар, тренировали мозг многоступенчатыми формулами, то в ментальной арифметике все намного проще. Согласно этой методике, все, что нужно – это специальные счеты и непосредственно сам ребенок.
Отличительная черта ментальной арифметики – то, что здесь заставляют работать сразу два полушария мозга обучающегося. К слову, поклонники и приверженцы ментального воздействия не раз приводили данный аргумент в защиту своего образовательного детища – изучая любую другую науку традиционным способом, удается задействовать всего 10% мозга, тогда как в ментальной арифметике эта доля выше в разы. Соответственно, талантов ребенка здесь уже не перечесть.
«Основная наша задача – не просто научить ребенка складывать большие цифры, умножать, делить, извлекать из-под корня, хотя все это делается в уме быстрее, чем на калькуляторе, наша главная цель – развить в ребенке фотографическую, зрительную, слуховую память, развить лидерские качества, логическое мышление. То есть клетки мозга человека, как губка, до 12 лет все впитывают, дальше, конечно, тоже идет развитие клеток мозга, но уже намного сложнее. Мы работаем с помощью трех методик – это счеты сарабан, когда мы учим считать ребятишек, вроде бы сначала обычным способом – один, два, три, четыре, пять, далее подключаем второй метод – это арифметика, счет на пальцах, здесь развивается моторика, за счет нее быстрее и равномернее начинают развиваться левое и правое полушария мозга. И третье. У нас также есть онлайн-система, когда каждому ребенку присваивается логин и пароль. Ежедневно по 15-20 минут они выполняют упражнения, домашнее задание. Это получается как тренировка мозга, точно так же если бы мы каждый день тренировали мышцы рук или ног, все очень просто», – объяснила Нурбеке Зарубекова, директор школы «Мега-арифметика».
Регулярная шлифовка мозга по методу ментальной арифметики впоследствии обязательно даст абсолютно невероятные результаты, обещают последователи обучения – у ребенка повышается успеваемость в школе, он становится более усидчивым, внимательным, хорошо усваивает материал, полученный от преподавателя, повышается концентрация внимания. Понятно, что от таких перспектив не откажется ни один амбициозный родитель. А как показывают практика и некоторая статистика, приведя однажды своего ребенка в школу по ментальной арифметике, мамы и папы, как правило, почти никогда его оттуда не забирают.
«Курс обучения у нас составляет 18 месяцев. Первые 9 месяцев мы учим сложение, вычитание, вторые 9 месяцев – умножение, деление. И чаще всего родители всегда настроены на то, чтобы пройти полный курс обучения. Это же понятно. Если раньше детишек старались отдавать на шахматы, на пианино, чтобы развивать моторику, умственный потенциал ребенка, то сейчас это новшество, новая технология, которая во всем мире актуальна и у нас в том числе – это ментальная арифметика. Дети с удовольствием идут сами, мы не даем, в общем-то, активную рекламу, люди друг от друга слышат, со школами мы сотрудничаем, с учителями, правда, конечно, не все преподаватели склонны к тому, что нужно развиваться за счет ментальной арифметики, некоторые преподаватели к этому ревностно относятся», – говорит Нурбеке Зарубекова.
Ментальная арифметика в Украине
В начале обучения основная часть работы заключается в интенсивном использовании ребенком счетов Абакус (Соробан). На всех стадиях обучения ребенок использует обе руки для операций с косточками счетов, стимулируя работу обоих полушарий головного мозга. Дети постигают все 4 вида математических операций сложение, вычитание, умножение и деление. При равном участии обоих полушарий головного мозга процесс обучения и размышления становится гораздо более эффективным. На каждой тренировке постепенно ослабляется привязка ребенка к счетам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий, он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус (Соробан) перед собой и мысленно совершая движения косточками (так называемая работа с воображаемыми счетами). Ребенок, обучаемый по программе ментальная арифметика, начинает решать математическую задачу, воспринимая числа как картинки, так как каждое конкретное число будет вызывать у него ассоциацию соответствующего изображения на косточках счетов.
Из информации на сайте http://smartum.com.ua: курс ментальной арифметики предполагает длительное обучение для детей в возрасте от 4 до 16 лет. Группы формируются по возрастам. Для младшей группы длительность обучения составляет 2,5 года, а для старшей – 2 года. Каждый месяц формируется и начинает обучаться новый класс желающих. Но присоединиться к уже начавшей занятия группе – невозможно. Первая возрастная категория детей – это 4-6 лет, вторая – 7-10 лет, третья 11-16 лет. Класс младшей группы состоит из 4-6 человек, старшие допускает 6-10 человек. Дети обязательно проходят пробное занятие. Это нужно для того, чтобы сформировать равные группы. Основное требование для учеников – умение считать до 10.
Периодичность занятий — 2 урока в день 1 раз в неделю. Но ежедневная домашняя тренировка должна быть не менее 15 минут. Постепенно ребенок накапливает навыки. Каждый день тренируется одно правило.
Для домашних занятий ребенку нужен доступ к компьютеру. Он получает логин и пароль для входа в программу вместе с рабочими материалами и счетами Абакус (Соробан) еще вначале занятий.
Для младшей группы обязательно участие родителей в тренировках, контроль правильности выполнения домашнего задания. Для старшей группы участие родителей не обязательно, но в расписании ребенка желательно выделить определенное время для тренировок, привязанное к режимному моменту (например, перед ужином). Ощутимые результаты и одновременную работу двух полушарий мозга вы сможете увидеть через 2-3 месяца регулярных занятий.
В нашем городе детей набирают с 5-5,5 лет, утверждают, что раньше не стоит. Занятия проводятся 1 раз в неделю, для младшей группы (5,5-7,5 лет) — это 2 урока по 30 минут, для более старших детей продолжительность уроков дольше. Еще 4 дня нужно выполнять домашние задания по 20-35 минут, вначале вместе с родителями, затем самостоятельно, и 2 дня — отдых от занятий.
Сколько длится и стоит обучение?
В Казахстане обучение длится от 1,5 до 4 лет. Стоимость — от 16 до 22 тысяч тенге в месяц.
В Украине: Для младшей группы длительность обучения составляет 2,5 года, а для старшей – 2 года. Стоимость обучения в Украине – от 650 до 1400 гривен в месяц в зависимости от города.
Отзывы родителей
Родители казахстанских школьников делятся своим мнением о новом арифметическом веянии в интернете, бесконечно советуясь и выбирая правильное решение. Звучат разные точки зрения:
«… Задание по ментальной арифметике сын делал молниеносно, перебирал абакус, карандашом писал ответы в тетради. Началось все потом, наш первоклассник перестал понимать СУТЬ заданной, написанной, прочтенной в учебнике задачи по математике. Читает и не понимает, как в голове сложить ТЕКСТ и как произвести правильное решение – выбито напрочь, не знает, что надо делать – отнимать, прибавлять, умножать или делить. Не находит РЕШЕНИЯ поставленной задачи, не рассуждает, отсутствует логика, отсутствует мышление, внимание и понимание.
Сейчас на лето наняли репетитора по математике, как она сказала – полный «отстой» в голове у малыша, это мы виноваты, взрослые.
Теперь я себя спрашиваю, а зачем моему малышу считать десяти-двадцатизначные цифры на скорость, перебирая абакус? А дальше, в школе, в институте – задачи с двумя неизвестными, тремя неизвестными, алгоритмы, тангенсы, котангенсы, линейные уравнения, задачи из пункта А в пункт Б, нахождение площади сечения призмы или шара, матрицы для решения дифференциальных уравнений, корни кубические, не только квадратные, одночлены, многочлены… Тут уже абакус не поможет».
«…Перерывы в ментальной арифметике вообще противопоказаны. Хотя говорят, что после окончания полного курса это уже должно дойти до автоматизма.
Мы были в отпуске сразу после окончания первого курса (примерно дней 20). Так на первом занятии второго курса преподаватель на сына так наехала, что он не занимался на отдыхе, и вместо того чтоб повторению уделить 30 минут, что считаю возможным при всего двух учениках на занятии в два часа, она на дом дала кипу заданий, да еще и новую тему он из-за этого не понял – разнервничался потому что. Вот после этого и взбрыкнул :(».
«Успехи реально есть, мне самой даже не верится. Дети складывают и вычитают двух-трехзначные цифры в уме, да еще и быстро. К примеру, 56-23+48+29+103-9= и сразу дают ответ (я бы без калькулятора не справилась). У старшего сына большие успехи в школе, думаю, по этой причине, он быстрее стал соображать, по математике сильно подтянулся, могу сказать в данный момент даже лучший в классе, недавно по математике была олимпиада, он занял 2-е место среди вторых классов, допустил одну ошибку, и то это даже не ошибка, а сделал каракулю, и ему снизили балл. Вот о младшем такого не скажу, списываю на возраст, усидчивости пока нет, и внимание рассеянное, но тоже результаты неплохие, такие же числа складывает, но иногда допускает ошибки.
Самое тяжелое в первое время – удержать их, чтобы не забросили, потому что вначале проходят 3+2-1+8= для 2-го класса это «раз плюнуть». И из-за этого они не хотят заниматься. Начищающим надо набираться терпения! Результат не заставит себя долго ждать.
Сейчас мои дети сами рады, что ходят туда, что отличаются от своих сверстников по скорости счета! Домашнее задание – одна страница в день – ничего сложного».
Мнение учителей
Как правило, преподаватели по математике, практикующие традиционные способы обучения, ментальную новинку категорически не принимают и все как один называют ее главный недостаток – ментальная арифметика превращает ребенка в счетную машину, лишая его возможности совершенствоваться привычными для всего человечества путями.
«Ребенок развивается только в одном направлении. Конкретно мне не нравится, когда школьник загружает свой мозг слишком большими цифрами, большими вычислениями. Ребенок, когда маленький, он не может четко дать понять своему родителю – есть ли у него склонность к математике или к любому другому предмету, но его насильно отдают на ментальную арифметику и он вынужден там, образно говоря, насиловать свой мозг, при этом теряя связь с другими предметами, к которым у него, может быть, есть талант от Бога. Ребенок просто становится компьютером, в который заложили определенную программу. Нет внутреннего смысла, нет полноценной оценки происходящего. Я все-таки поддерживаю то образование, по которому обучались все мы. В ментальной арифметике ничего хорошего нет», – высказался Серик Сарсен, учитель математики, в настоящее время практикующий репетитор по математике.
«Что касается самой методики, может быть, какие-то элементы ментальной арифметики традиционные учителя и используют, просто не знают об этом. Обычно существует много разных методик. Я, например, пользуюсь несколькими. Любой преподаватель сам для себя выбирает элементы той или иной схемы работы. Где-то есть укрупненные дидактические единицы – по такой методике работать тяжело, можно взять некоторые приемы, например, когда мы знакомим деток с умножением чисел, попутно берем следующую большую тему, по двузначным, трехзначным цифрам, и объясняем. У каждого свое восприятие, кому-то нравится, кому-то нет. Но я больше за традиционное образование, за то, что уже есть, уже проверено и работает», – считает Светлана Чернорай, преподаватель математики.
“Ментальная арифметика позволяет детям развивать чувство числа. Благодаря такому движению появилась некая мода на математику в целом. Родители тратят время и деньги, дети стараются. С помощью счетов дети делают мелкие движения руками, их мозг развивается намного активнее. Но это слишком рискованно утверждать, что методика работы на счетах (даже двумя руками сразу) влияет на всестороннее развитие ребенка. Умение быстро считать в уме – вовсе не проявление математических способностей. На практике многие дети, которые занимаются ментальной арифметикой, очень спешат и, это не удивительно, ошибаются. Они не считают по привычной форме для нас, не просчитывают промежуточные результаты в примерах. Они торопятся, хотят быстрее сказать ответ, а в итоге немного ошибаются. Не все, конечно. Но у меня есть такие дети. Мне отчасти приятно, что сейчас растет спрос на математику, модно учиться быстро считать, но математика – это не только счет, это цепочка логических суждений.”
Соломоново решение — мнение детского психолога
Соломоново решение, как это часто бывает в делах, где нет точного ответа – что нужно ребенку, а что нет, как правило, за детским психологом. Оксана Чулак, преподаватель психологии в центре коррекции и развития «Логос», научилась объективно оценивать любое ноу-хау, предлагаемое родителям и обещающее запредельные возможности их ребенку. Ментальная арифметика не имеет однозначной оценки, считает психолог. Изучив метод более тщательно, Оксана Даниловна пришла к выводу: несмотря на очень навязчивый маркетинг, это всего лишь один из многих вариантов тренировки мозга. Такой же, как изучение языка или разгадывание кроссвордов. Для психики ребенка ментальная арифметика имеет такое же воздействие, как заучивание стихотворений, формул или таблицы умножения. Психолог согласна, что числа и математические символы лучше всего распознаются левым полушарием мозга, поэтому данный метод воздействует именно на левое полушарие.
«Конечно же, мозг – это очень сложная и взаимосвязанная система. Его функции включают обработку всей поступающей информации. Следовательно, при обучении новым навыкам и поступлении новых эмоций и чувств он работает на несколько процентов больше, чем в покое. В общем, любое обучение формирует новые нейронные связи и питает кору головного мозга. Плюсы данного метода заключаются в том, что ребенок учится устному счету. Минусов тоже предостаточно: механический (устный) счет не формирует правильные математические представления у детей. Методики формирования математических представлений в классической педагогике складывались веками. «Порядковый, обратный счет», «состав числа», «сравнение чисел» формируют наглядно-образное мышление, а далее – словесно-логическое. А что нам предлагает ментальная арифметика? «Механический» пересчет», – говорит Оксана Чулак.
Наличие этих самых минусов – лишь полбеды, считает психолог. Самое печальное то, что родители зачастую отказываются их осознавать, уже нарисовав себе и своему ребенку его большое математическое будущее. Любые попытки внести коррективы в созданный образ гневно отметаются, и ребенок вынужден посещать школу, к которой у него на самом деле нет никакого интереса.
Источники: http://comode.kz, https://kapital.kz, http://smartum.com.ua, http://soroban.com.ua
Похожие публикации
Общая информация о статье
Название
Стоит ли отдавать ребенка на ментальную арифметику?
Описание
Возможно, не раз сталкивались с рекламой центров ментальной арифметики в социальных сетях или получали листовки с этим магическим словосочетанием. Дети могут решать любые арифметические задачи за несколько секунд в уме. Быстрее, чем калькулятор. Школы ментальной арифметики набирают широкую популярность. Идея быстро встала на бизнес-рельсы. Но мнения родителей расходятся: одни считают, что методика способствует улучшению внимания, памяти, воображения, творческого мышления, другие же на деле столкнулись с негативными последствиями от такого механического счета и считают это очередной бизнес-идеей. Что это за программа и каких результатов можно добиться?
wellness.co.ua
развитие способностей или мышление по шаблону
АСТАНА, 20 июл — Sputnik. Школы ментальной арифметики популярны в Казахстане уже лет пять. Но споры о том, хороша эта арифметика для ребенка или она плохо воздействует на неокрепшую психику не утихают по сей день.
Программа развития способностей
Родители повально записывают детей на курсы. В среднем детей принимают с 4 до 12 лет, но бывают исключения и по желанию на занятия могут приходить дети постарше. Почему с 4 до 12 лет?— В этом возрасте очень легко усваиваются основы практически всех дисциплин. И развитие работы обоих полушарий, которое обязательно в ментальной арифметике, достигается легче в этот период.
По словам родителей – после занятий в центрах ментальной арифметики у детей улучшается память, они быстрее усваивают новую информацию, дети становятся увереннее, успешнее в учебе.
Но не всегда со стороны общеобразовательных школ такое обучение воспринимается положительно. Учителя говорят об ощутимой разнице между детьми. Конечно ребята, которые занимаются ментальной арифметикой, отличаются от своих сверстников быстротой мышления. Теряют интерес на общих уроках в школе, так как знают правильные ответы раньше остальных.
«UCMAS(Universal Concept of Mental Arithmetic System) — это программа развития умственных способностей детей от 4 до 12 лет, основанная на системе устного счета и первая школа ментальной арифметики, которая появилась на территории Казахстана, другие школы появились немного позже. В мире UCMAS работает с 1993 года. Это малазийская программа, по которой активно обучаются дети во всем мире. Наши школы открыты во многих городах Казахстана. Обучение проводится с помощью абакуса — это счеты, на которых дети учатся считать двумя руками. Принцип в том, что детям сначала легче считать на абакусе, а потом они уже воображают его и считают в уме. Ведь с помощью устного счета у ребенка развиваются оба полушария параллельно. В результате развитие скорости восприятия и памяти происходит более активно», — рассказала Sputnik директор по учебной части школы ментальной арифметики UCMAS Гульжазира Байжуманова.
Директор одного из столичных центров ментальной арифметики «Genius» Надира Шаихова уверена, что занятия ментальной арифметикой никак не заменяют и не перегоняют школьную программу, а лишь служат хорошей основой для того, чтобы ребенок мог легче осваивать другие дисциплины. «Это отличная подготовка к школе. Ведь это не что-то новое в мире, ментальная арифметика давно популярна в очень развитых странах», — сказала Шаихова Sputnik.
Поймите, что нужно ребенку
Однако, не все родители согласны с тем, что ментальная арифметика способствует улучшению памяти, воображения, творческого мышления, общего развития;есть и такие, которые столкнулись с негативными последствиями от занятий и считают это просто модной темой сегодняшнего дня.
Результаты исследований эффективности данных занятий говорят о том, что методика действительно способствует когнитивному развитию, но ученые отмечают, что для ребенка важны не только интеллектуальные тренировки, но и эмоциональное развитие. Поэтому крайне важно, чтобы в таком нежном возрасте соблюдался баланс и правильная подача всех развивающих дисциплин.
По мнению психолога Шнары Наурызбаевой нельзя однозначно подходить к вопросу обучения детей, особенно в таком маленьком возрасте. «Родители должны быть максимально внимательны к способностям ребёнка. Только чуткий родитель поймет, нужно ли это его чаду. Поймите, я не категорически против ментальной арифметики, но давайте будем объективны, у нас в обществе принято следовать за тем, что модно и куда идут все. Если завтра появятся курсы, которые пообещают научить за неделю строить сложносочиненные предложения детей, которые только начинают говорить, то все наши мамочки побегут и туда. Конечно, любые занятия дают общее развитие, но всё же нужно понять, возможно, ваш ребенок хочет ходить на танцы, рисование, музыку? И также активно заниматься этим, как другие занимаются ментальной арифметикой?», — сказала психолог Sputnik.
По ее мнению, занятия ментальной арифметикой дают хорошую концентрацию и усидчивость, что полезно для учебного процесса в будущем. «Но не стоит забывать, что и другие занятия, например, спорт, музыка, танцы отлично дисциплинируют. Я знаю случаи, когда у детей есть успехи в ментальной арифметике, но ходят они на занятия со слезами. Родители их заставляют. Не думаю, что всем детям необходимо в 5 лет складывать огромные числа, ведь зачастую они даже не понимают, как они это делают, то есть ход своих мыслей они объяснить не могут», — говорит психолог.
Шнара Наурызбаевава советует разобраться родителям в том, что нужно их ребенку. «Дети всегда хотят понравиться родителям, получить их внимание. И если ребенок постоянно получает похвалу от мамы за успехи, допустим в ментальной арифметике, то он и дальше будет стараться, забивая в себе нежелание, посещать эти уроки. Конечно, если ребенок тянется и с радостью идет на занятия, то это другой вопрос. Целесообразнее отдавать детей на занятия по развитию логики. Я хочу сказать, что аналоговый подход к обучению детей всегда выигрышнее. Пусть лучше дети научаться находить правильный выход из сложившейся ситуации, нежели просто навык сложения и вычитания больших чисел», — поясняет эксперт.
Где логика?
Некоторые родители считают, что ментальная арифметика имеет явные минусы в том, что развивая способность быстро и четко совершать арифметические действия, совершенно не развивается умение последовательно описывать эти действия, оформление решений в письменном виде отсутствует. Такое мнение можно найти на форумах в интернете, которые переполнены в последнее время обсуждениями о ментальной арифметике.
«Ходили на презентацию центра ментальной арифметики. Много интересного услышали. Есть, конечно, польза и плюсы. Но на вопросы о том, почему дети не могут в итоге рассказать, каким образом они получают ответы, то есть расписать и оформить письменно свои решения, ответа мы не услышали. Так как их методика обучает только устному счету. Отсюда вопрос – всегда ли ментальная арифметика развивает концентрацию, логику и мышление?», — пишет одна мама.
С ней согласная и другая мама: «У нас представлено, как минимум, четыре школы с довольно разными программами и манерой проведения занятий. Реклама всех из них сулит невиданный прогресс ребенка в устном счете, а через него и развитие внимания, концентрации и т.д. Но, к сожалению, есть и другая сторона — тормозится развитие логики и мышления. Дети получают еще один шаблон. Никогда развитие интеллекта не осуществится через шаблоны. Существуют, конечно, разные мнения по поводу этой методики, но мне не хочется этому способствовать.
Вопрос о пользе ментальной арифметики остаётся открытым. Но выбирая тот или иной метод обучения для своих детей, мы должны знать об этом почти всё. Только тогда можно сделать правильный выбор.
ru.sputniknews.kz
Статьи — Мифы о ментальной арифметике
Миф 1. Ментальная арифметика — это техника быстрого счета.
Это ошибочное представление о ментальной арифметике, которое возникает у всех родителей, которые отправляют своих детей на курсы по ментальной арифметике, «загоревшись» видеороликами, в которых дети выполняют арифметические операции с огромной скоростью и точностью. Однако целью курса ментальной арифметики не является навык «скоросчета». Этот навык особо в жизни и не понадобится. Целью ментальной арифметики является развитие мозга ребенка. Сам «ментальный счет» — это упражнения для мозга, которые развивают концентрацию внимания, память, воображение и скорость мышления.
Как же ментальный счет развивает описанные выше навыки у детей?
1) Концентрация внимания. Для того, чтобы выполнить арифметический счет огромного количества чисел на воображаемых абакусах, необходимо полностью сконцентрироваться на воображаемой «картинке» абакуса, иначе «картинка» пропадет, и выполнить счет не получится. Таким образом и развивается концентрация внимания.
2) Воображение. Счет на воображаемых абакусах стимулирует развитие правого полушария, что способствует развитию фантазии, воображения, творческого мышления.
3) Память. Все промежуточные «картинки» ментальных цифр после выполнения арифметических операций хранятся в памяти.
4) Скорость мышления. Все «ментальные» арифметические операции выполняются на скорости, комфортной для детей, которую постепенно увеличивают и мозг «разгоняется».
Итак, быстрый счет — это всего лишь СРЕДСТВО и СЛЕДСТВИЕ развития описанных выше функций мозга, а никак не ЦЕЛЬ.
Миф 2. После 2-х месяцев занятий ребенок начнет быстро считать в уме.
Это заблуждение. По исследованиям нейрофизиологов, для наращивания новых стабильных нейронных связей, необходимых для выполнения подобных быстрых операций, потребуется как минимум год. В качестве сравнительного примера: для освоения игры на фортепиано, необходимо заниматься по 40 минут в день и только через 3 года можно ожидать какие-либо положительные результаты таких тренировок. Но если мозг что-то освоил, то это надолго.
Миф 3. После 2-х месяцев улучшатся показатели успеваемости в математике.
Это еще одно заблуждение. Ментальная арифметика — это НЕ МАТЕМАТИКА. Это комплекс упражнений для РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. На занятиях дети не решают математические задачки. Они выполняют упражнения, развивающие различные функции мозга.
Способ «ментального счета» очень отличается от обычного счета, которому учат детей в школе. И первое время может возникнуть конфликт между обычным счетом и «ментальным», а вернее конфликт между требованием преподавателя и «ментальным» способом счета. К сожалению, в основном большинстве, школа традиционна и не приветствует «инакомыслящих» и требует выполнения упражнений лишь по тем методам, которым обучают. И преподаватель математики может не оценить необычный для него «ментальный счет».
После того, когда пройден весь курс, дети уже смогут выполнять все виды арифметических операций. Функции мозга будут более развиты, и это развитие может проявиться в математике, а может и в других предметах, например, в изучении языков или даже в спорте, или в других областях человеческой деятельности.
xn—-7sbalxocxfgpq4a.xn--p1ai