Местные представительные органы это – Местные представительные органы | Конституционное право

Местные представительные органы | Конституционное право

Порядок формирования, компетенцию местных представительных органов регулируют Конституция, закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г., конституцион-

ный закон «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. и другие нормативные акты.

Представительным органом населения на территории области, рай­она, города (кроме города районного подчинения и района в городе) явля­ется маслихат. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударствен­ных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контро­лируют их осуществление.

Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Ка­захстан, достигший 20-ти лет. Гражданин республики может быть депута­том только одного маслихата.

Аппарат маслихата обычно состоит из секретаря, председателя реви­зионной комиссии, организационного отдела, советников (консультантов), консультанта-организатора, референтов.

Секретарь маслихата является должностным лицом, работающим в маслихате на постоянной основе и ему подотчетным. Он избирается из числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии. По­рядок внесения предложений об избрании секретаря маслихата и освобож­дения его от должности определяется регламентом маслихата. Доброволь­ное сложение секретарем своих полномочий может быть осуществлено по его заявлению. В случае непринятия маслихатом отставки секретарь впра­ве сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи за­явления. При отсутствии секретаря маслихата его полномочия по распоря­жению председателя сессии маслихата временно осуществляются предсе­дателем одной из постоянных комиссий данного маслихата.

Секретарь маслихата:

— организует подготовку сессии маслихата;

— оказывает содействие депутатам маслихата в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой инфор­мацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депута­тов от выполнения служебных обязанностей для участия в работе маслихата;

— контролирует рассмотрение запросов депутатов руководителями структурных подразделений местной администрации;

— возглавляет аппарат маслихата, руководит его деятельностью, назна­чает на должность и освобождает от должности его служащих;

— регулярно представляет в маслихат и председателю его сессии ин­формацию об обращениях избирателей и о принятых по ним мерам;

— организует взаимодействие маслихата с органами местного само­управления;

— выполняет по решению маслихата либо поручениям председателя его сессии иные функции.

Важная роль в организации и деятельности маслихата принадлежит ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия избирается на срок полно­мочий маслихата для контроля за исполнением местного бюджета. В со­став ревизионной комиссии могут включаться лица, не являющиеся депу­татами маслихата. Ревизии могут проводиться по решению маслихата,

принимаемому по предложению акима, ревизионной комиссии, не менее одной трети от общего числа депутатов маслихата. Права и обязанности, порядок работы ревизионной комиссии определяются регламентом масли-хата.

К ведению маслихатов относится:

— утверждение планов, экономических и социальных программ разви­тия территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;

— решение отнесенных к их ведению вопросов местного ад­министративно-территориального устройства;

— рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных орга­нов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихатов;

— образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслиха-тов, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопро­сов, связанных с организацией работы маслихата;

— утверждение по представлению акима схемы управления ад­министративно-территориальной единицей;

— утверждение правил, за нарушение которых законодательством уста­новлена административная ответственность;

— участие в распределении средств, выделяемых для финансирования республиканских программ и иных мероприятий, осуществление контроля за их расходованием;

— принятие решений о выпуске, условиях, размещении и реализации лотерей, а также о заимствовании средств у вышестоящего бюджета или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года и только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему;

— внесение представлений об утверждении схемы районной планиров­ки области, проекта генерального плана застройки областного центра, городов республиканского значения и столицы в Правительство Рес­публики Казахстан, утверждение генеральных планов застройки на­селенных пунктов;

— образование и утверждение по представлению местного ис­полнительного органа состава административной, наблюдательной комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, по охране па­мятников истории и культуры и других специальных комиссий;

— осуществление в соответствии с законодательством республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан. Маслихаты вправе принимать обязательные правила, за на­рушение которых предусматривается административная ответственность. Это правила:

— застройки территории населенных пунктов;

— охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы, а также памятников истории и культуры;

— торговли в общественных местах;

— общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, безо­пасности на водах;

— меры по предотвращению эпидемий и эпизоотий;

— охраны инженерных коммуникаций;

— санитарной очистки территорий;

— использования рекламы, вывесок, объявлений и других информаци­онных материалов;

— пользованием общественным транспортом;

— благоустройство территории, содержание и защита зеленых насажде­ний;

— содержания домашних животных;

— парковки автотранспорта;

— общественного порядка в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных условиях, мероприятия по предупреждению и ликви­дации их последствий;

Установленные маслихатом правила не должны противоречить зако­нодательству республики Казахстан и подлежат официальному опублико­ванию.

 

ibrain.kz

32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.

Представительный ОМС – это выборный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в МО. В исключительных случаях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.

Структура определяется населением самостоятельно:

-руководящие органы представительного органа.

— функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии: постоянные и временные)

— объединения депутатов ( фракции, депутатские группы)

— аппарат представительного органа.

Руководящие органы:

Председатель — им может быть избранный на заседании представительного органа депутат, либо глава муниципального образования, если уставом предусмотрено что он по должности входит в представительный орган и является его председателем.

Председатель и его заместители работают в составе представительного органа на освобожденной основе и получают вознаграждение на основе местного бюджета. Представительный орган может иметь в своем составе не более 10% депутатов работающих на освобожденной основе.

Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численный их состав определяется Уставом МО. Численность представительного органа зависит от:

• размеров МО

• исторических, религиозных, национальных и иных традиций

• объёма работы представительного органа и т.д.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Срок полномочий представительного органа не более 5-и лет. Как правило, 4 года. Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.

Порядок формирования представительного органа: общее и особенное. Основания досрочного прекращения.

Представительный ОМС – это выборный ОМС, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории МО. Наличие представительного органа обязательно в МО.

Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.

2 способа формирования:

1) Формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.

Он формируется по первому варианту, если такое решение в течение 1 года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района.

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.

Срок, на который избирается представительный орган, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. В случае досрочного роспуска не позднее, чем через 3 месяца должны быть назначены новые выборы.

Досрочное прекращение полномочий:

1) Если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят НПА, противоречащий КРФ, ФЗ, основным и текущим законам субъектов, а так же уставу МО

2) В случае принятия решения о самороспуске в порядке, установленном уставом муниципального образования

3) Вступление в силу решения суда субъекта о неправомочности данного состава депутатов в представительном органе.

4) Преобразование муниципального образования.

Компетенция представительного органа: понятие, виды. Порядок ее осуществления

Представительный ОМС – это выборный ОМС, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории МО.

Компетенция определяется: видом МО и характером вопросом местного значения.

Исключительной компетенция – входят вопросы, которые могут быть решены только представительным органом на его заседаниях:

1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов

4) принятие планов и программ развития муниципального образования

5) определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий

7) контроль за исполнением ОМС и ДЛ местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

8) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Полномочия общего характера – могут осуществляться как самим представительным органом, так и исполнительными органами на основе принципа разграничения полномочий:

1) утверждение структуры местной администрации

2) создание контрольного органа

3) формирование избирательной комиссии муниципального образования;

4) назначение муниципальных выборов и местных референдумов;

7) осуществление финансового контроля;

8) установление порядка предоставления муниципальных гарантий, порядка предоставления бюджетных кредитов из бюджета МО;

Порядок деятельности представительного органа. Виды принимаемых актов.

Основной организационно-правовой формой деятельности представительного органа являются сессии или заседания. Они могут быть:

  • Очередными — порядок созыва и проведения устанавливается его регламентом.

  • Внеочередными – по мере необходимости, по письменному предложению его председателя, одной из постоянных комиссий, 1/3 депутатов, по письменному предложению главы МО.

  • Открытыми

  • Закрытыми. Порядок проведения закрытых заседаний предусматривается регламентом представительного органа

Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более двух третей депутатов — кворумом.

В начале каждого заседания утверждается его повестка.

Основной функцией представительного органа является нормотворческая, поскольку все свои полномочия он реализует в форме правовых актов.

Вопросы, касающиеся наименования актов, порядка их принятия, определяются уставом.

Екатеринбургская гордума принимает:

  1. Решения — акты, принятые по общеобязательным вопросам.

  2. Постановления — по вопросам формирования постоянных и временных органов думы, признания полномочий депутатов, одобрения проектов решений, кадровым вопросам думы и иным вопросам внутренней организации деятельности умы.

Решения думы направляются на подпись главы думы не позднее 5-дневного срока со дня их принятия.

Решения, принятые думой, могут быть возвращены главой города для повторного рассмотрения. Если решения принимаются повторно, то глава города подписывает решение либо обращается в суд.

Постоянные комиссии представительного органа МО.

Из числа депутатов в представительном органе создаются постоянные или временные комиссии.

Постоянные комиссии в рамках своих направлений обычно:

  • осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов представительного органа

  • разрабатывают проекты решений и иных правовых актов;

  • организуют проведение депутатских слушаний;

  • содействуют депутатам, помощникам депутатов в их деятельности.

В екатеринбургской городской думе в обязательном порядке создаются следующие постоянные комиссии:

1. По бюджету и экономической политике

2. По местному самоуправлению, связям с общественностью и сми

3. По социальной политике

4. По городскому хозяйству и муниципальной собственности

5. По правоохранительной деятельности и вопросам военнослужащих. Предметы ведения:

  • Взаимодействие думы с ОВД, судом, прокуратурой

  • Программы и нормативные акты, направленные на укрепление правопорядка и

Борьбу с преступностью

Численный состав комиссии не менее трех депутатов. Депутат не может быть членом более чем двух постоянных комиссий. Депутат может быть председателем только одного постоянного комитета комиссии.

Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комиссия может создавать рабочие группы с привлечением научных учреждений, специалистов и ученых.

Комиссии вправе запрашивать у ОГВ и ОМС, иных организаций, ДЛ материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит законодательству.

studfiles.net

Тема 6. Местные представительные органы.

Место и роль представительного органа в системе местного самоуправления .

Полномочия представительного органа.

Заседания (сессии) представительного органа.

Структура представительного органа.

Правовые акты представительного органа.

Статус депутата представительного органа.

Нормативные акты:

  1. ФЗ «О статусе депутата» от 22.04.1997г.

  2. Регламент представительного органа.

Место и роль представительного органа в системе органов местного самоуправления. Ст. 1 ФЗ «Об общих принципах»:

Представительный орган – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Элементы правового статуса представительного органа:

  1. наличие представительного органа является обязательным (ст. 14 п.2) и только в отдельных поселениях, имеющих небольшую численность, представительный орган может не создаваться, но в этом случае его непосредственно жители через собрания, сходы, конференции (ст. 15 п.6).

  2. представительный орган не входит в систему органов государственной власти, что является конституционной гарантией невмешательства государства в его компетенцию.

  3. Представительный орган является органом первичным, поскольку не создается никакими другими органами.

  4. По объему властных полномочий представительный орган является органом местной власти, его полномочия распространяются только в границах территории, на которой он функционирует.

  5. По широте компетенции это орган общей компетенции. Под широтой компетенции понимается тот круг вопросов, который полномочен решать какой-либо орган.

  6. По принципу разделения властей это правоустанавливающий орган, поскольку он наделен правом принимать общеобязательные правила (местные законы).

  7. По способу организации и принятию решений это орган коллегиальный (ст. 15 п. 5). Коллегиальность: представительный орган работает в форме заседания, должно быть определенное количество депутатов для принятия решений. Кворум- необходимое количество депутатов.

  8. Представительному органу подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного самоуправления, а также подотчетен глава муниципального образования.

  9. Представительный орган правом законодательной инициативы в законодательный орган субъекта федерации (ст. 45) – это гарантия местного самоуправления. Представительный орган должен выражать волю населения. Другие элементы правового статуса фиксируются в правовых актах субъектов федерации (наименование, численность и т.д.), уставах.

Наименование. В советское время – Советы народных депутатов. В настоящее время – разные названия. Наиболее часто встречающееся – Дума, также муниципалитет, муниципальный совет, муниципальное собрание, комитет самоуправления.

Численность. Определяется уставом муниципального образования (у нас – 27 депутатов).

Проект закона: если < 1000, то 10 человек.

До 9000 – 15 депутатов

До 25000 – 25 депутатов

До 50000 – 30 человек

До 100000 – 40 депутатов

> 100000 – 50 депутатов

По проекту депутаты уже не могут работать на постоянной основе.

Полномочия представительного органа.

Полномочия представительного органа производны от предметов ведения муниципального образования. П.4 ст. 14 устанавливает, что полномочия представительного органа определяются Уставом муниципальных образований. Но п.3 ст.15 закрепляет круг полномочий представительного органа, которые определяются как исключительные то есть такие, которые момент осуществлять только представительный орган.

Исключительные полномочия:

  1. только представительный орган вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения муниципальных образований. Об обязательности решений представительный орган говорится в ст. 44

  2. утверждать местные бюджеты, а также отчет о его исполнении.

  3. Принимает планы и программы социально-экономического развития и отчеты об их исполнении.

  4. Установление местных налогов и сборов.

  5. Устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

  6. Контрольные полномочия, контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Представительный орган вправе приглашать на свои заседания любых должностных лиц местной администрации, руководителей муниципальных предприятий. Глава муниципального образования представляет ежегодные отчеты по своей деятельности, представительный орган может поставить вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования. Депутатский контроль образуется в форме депутатских обращений, могут создаваться депутатские группы по расследованию обстоятельств ст. 18 ч. 2 Устава г. Екатеринбурга – полномочия представительного органа не могут быть менее 2 лет и более 5 (в основном – 4 года, в республиках – 5 лет). Полномочии представительного органа могут быть прекращены досрочно:

  1. в случае его роспуска на основании и в порядке, предусмотренном ст. 49 ФЗ «Об общих принципах».

  2. В случае принятия решение о самороспуске, если за это решение проголосует не менее 2/3

  3. В случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов.

В случае досрочного роспуска не позднее, чем через 3 месяца должны быть назначены новые выборы.

Вновь избранный состав депутатского корпуса правомочен приступать к работе, если избрано не менее 2/3 состава.

Структура представительного органа.

Представительный орган внутри себя создает определенные структурные образования, которые можно поделить на несколько групп:

  1. руководящие органы и должностные лица (председатель, заместитель председателя, президиум).

  2. Функционально-отраслевые подразделения – постоянные и временные комиссии.

  3. Территориальные органы (депутатские группы).

  4. Рабочие звенья (аппарат).

(1) Руководящие органы и должностные лица.

По действующему законодательству председатель избирается из числа депутатов на первой организационной сессии тайным голосованием и является выборным должностным лицом представительного органа местного самоуправления.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность вхождения в состав представительного органа главы муниципального образования.

Глава муниципального образования председательствует на заседаниях, в этом случае председатель не избирается (ст. 16 п.3). Новый проект такую форму исключает.

Полномочия председателя представительного органа можно разбить на 2 группы:

  1. внешние: (за пределами выборного органа). Он представляет орган перед населением, перед другими органами местного самоуправления, государственными органами, перед федеральными органами, предприятиями, учреждениями. Организация приема граждан – внешняя функция, информирование общественности о работе представительного органа. От имени представительного органа вправе заключать договоры.

  2. внутренние: руководство аппаратом, прием и увольнение сотрудников, координация деятельности постоянных комиссий, созыв заседаний представительного органа, руководство их подготовкой, подписывает постановления, протоколы заседаний, открывает и закрывает расчетные счета, оказывает содействие депутатам. С помощью председателя может быть избран заместитель председателя. Президиум. Создается для решения организационных и контрольных функций. В президиум входят председатели постоянных комиссий, председатель, заместитель председателя, председатели депутатских групп.

(2) Постоянные и временные комиссии.

Постоянные комиссии – одна из форм содеятельности депутатов, самоорганизация депутатского корпуса. Они не являются самостоятельными органами, вспомогательное структурное подразделение комиссии – совещательные органы, факультативные, контрольные, рекомендательные. Постоянные комиссии образуются на 1-ой организационной сессии. Постоянные комиссии это только депутатские комиссии. Один депутат может быть членом не более 2 комиссий.

Обязательные комиссии: мандатная комиссия, комиссия по регламенту, по бюджету и налогам, по социальной политике, по земле и муниципальной собственности, по законности и др.

В соответствии с уставом, регламентом и положениями о постоянных комиссиях они наделяются следующими полномочиями:

  1. предварительно рассматривать и осуществлять подготовку заключений по проектам решений представительного органа.

  2. Вправе заслуживать не своих заседаниях доклада и сообщения руководителей структурных подразделений администрации. Руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

  3. Входить с предложениями в представительный орган, которые должны быть рассмотрены на заседании.

  4. Выступать с докладами и содокладами по вопросам, относящихся к их ведению.

  5. Могут выступать от своего имени, контактируя с различными органами, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами.

  6. Вправе запрашивать у широкого круга субъектов необходимые документы и информацию по вопросам их компетенции, осуществлять контроль за исполнением решений представительного органа, относящихся к их ведению. Постоянные комиссии ответственны, подотчетны.

(3) Территориальные органы представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы на избирательных округах.

(4) Аппарат, вспомогательные органы. Структура аппарата зависит от характеристик муниципального образования, устанавливается на сессии. Структура аппарата: правовой отдел, материально-технический отдел, руководитель, отдел по связи с общественностью, пресс-служба и другие службы. В аппарате могут работать на постоянной основе помощники депутата, в этом случае они могут наделяться статусом муниципальных служащих. Временные образования: секретариат, счетные комиссии.

Заседания (сессии) представительного органа.

«Сессия» переводится как заседание. Заседание – это организационно-правовая форма деятельности депутатов, представляющая из себя одно или несколько пленарных заседаний, объединенных повесткой дня.

Пленарность: должно присутствовать 2/3 депутатов.

Повестка дня: о ней должны быть извещены все заинтересованные стороны.

Виды сессий:

По периодичности: — очередные

— внеочередные.

По форме проведения: — открытые

— закрытые.

— выездные.

Очередное заседание проводится в установленные регламенты сроки в соответствии с рабочим планом проведения заседаний. Рабочий план устанавливается на календарный год. Очередное заседание созывается председателем, внеочередные могут проводиться в силу различных обстоятельств, могут быть инициированы председателем представительного органа, одной из постоянных комиссий, группой депутатов (численностью не менее 1/3), главой муниципального образования, населением (иногда, если будет собрано подписей -–1%). Внеочередное заседание должно быть проведено не позднее, чем 7-дневный срок с момента его инициирования.

(2) Открытые заседания: в их работе в качестве наблюдателей могут присутствовать желающие из числа местного сообщества (представители предприятий, средства массовой информации), для присутствующих отводится отдельное место.

Закрытые заседания: организуются в особых случаях решение вопроса об отзыве председателя с его поста, вопросы, связанные с государственной тайной и т.д. Депутаты могут принять решение о проведении закрытого заседания путем голосования как на открытом так и на закрытых заседаниях. Вправе присутствовать глава муниципального образования и прокурор. По решению депутатов может быть проведено выездное заседание, проводимое с целью приближения депутатов к избирателям, к месту действия. Такие заседания проходят совместно с общественностью.

Организация работы сессий.

Этапы:

  1. подготовка к сессии, осуществляется председателем представительного органа совместно с депутатами, председатель – организатор, подготовка депутатскими осуществляется через постоянные комиссии. Итог подготовки – проекты решений, которые выносятся на повестку дня.

  2. Открытые сессии – работа на заседании начинается с регистрации; если кворум есть, председатель открывает заседание. Первую сессию открывает старейший депутат (по возрасту).

  3. Утверждение повестки дня.

  4. Создаются рабочие органы сессии (редакционные комиссии, счетные, секретариат).

  5. Доклады, обсуждение вопроса.

  6. Принятие решения по вопросам, вынесенным в повестку .

Правовые акты представительного органа.

Раньше представительный орган принимал решение и постановления, теперь все правовые акты, принимаемые представительным органом, — решения.

Виды решений:

  1. решения, принимаемые по вопросам местного значения (подписываются главой муниципального образования).

  2. Решения, принимаемые по внутриорганизационным вопросам (подписываются председателем представительного органа).

Порядок принятия решений: 1) начинается с правотворческой инициативы, которой ФЗ наделяет население, депутатов (отдельного депутата), группу депутатов, главу муниципального образования, главу местной администрации, органы территориального общественного самоуправления и др.

2) работа над проектом, для этих целей создается или временная депутатская комиссии или рабочая группа (работает на возмездной основе).

  1. Обсуждение, сначала по депутатским комиссиям, потом обсуждение по сессии.

  2. Голосование. Голосование по решению может проходить только при соблюдении следующих правил и процедур:

Кворум – это нормативно установленное, минимально необходимое число депутатов, которое должно присутствовать при рассмотрении и решении вопроса – 2/3 от числа, установленного для данного представительного органа.

Норма голосования – определяет минимальное число депутатов, голосующих за решение (абсолютное – от 50 % + 1 голос от числа избранных; простое – 50 % + 1 голос от числа присутствующих; квалифицированное большинство – 2/3 от числа, установленного для данного представительного органа).

По решению представительного органа может быть принят один из следующих способов голосования:

  • тайна

  • открытое

  • письменное

Нормативно-правовые акты принимаются открытым голосованием большинством (50 % + 1 голос от числа избранных).

Решения, принимаемые по вопросам местного значения, принятые представительным органом, направляются главе муниципального образования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативно-правовой акт, принятый представительным органом. В этом случае указанный акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений, депутаты повторно рассматривают нормативно-правовой акт. Если при повторном рассмотрении указанный нормативно-правовой акт будет одобрен квалифицированным большинством в раннепринятой редакции, он подлежит в течение 7 дней подписанию и обнародованию. Нормативно-правовые акты представительного органа, предусматривающие утверждение, изменения или отмены местных налогов и сборов, осуществления расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительным органом только по инициативе главы муниципального образования или при заключении главы муниципального образования. Нормативно-правовые акты представительного органа затрагивающие законные права и интересы граждан, должны быть официально обнародованы и опубликованы для всеобщего сведения. Официальным опубликованием признается опубликование в местной газете; официальное опубликование нормативно-правовых актов не полностью не допускается. Официально опубликованные нормативно-правовые акты обязательны, за неисполнение наступает ответственность.

Правовой статус депутатов .

2 типа мандатов : свободный и императивный.

Депутат – избранное лицо, уполномоченное представлять в выборном органе интересы населения гарантии депутатской неприкосновенности:

1) депутат представительного органа не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности (только) за высказанное при голосовании и за другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные оскорбления, ответственность за которые предусмотрена ФЗ.

studfiles.net

§ 3. Представительный орган местного самоуправления

Общие положения и место в структуре органов местного самоуправления. Центральное место в системе органов местного самоуправления принадлежит представительному органу – выборному органу местного самоуправления, обладающему правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования. Как справедливо отмечается в литературе, депутаты представляют все население, проживающее на определенной территории, т.е. и тех, кто голосовал за избранных кандидатов, и тех, кто голосовал против них, и тех, кто вообще не участвовал в голосовании, но входит в местное сообщество. Представляя все население, депутаты должны учитывать в своей деятельности и отражать в своих решениях мнения и интересы различных общественных слоев1.

Ведущая роль представительного органа в системе муниципальных органов власти определяется тем, что именно ему предоставлено право выражать волю населения муниципального образования, придавать ей общеобязательный характер, осуществлять от имени этого населения власть.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Представительный орган обладает правами юридического лица. Представительный орган муниципального образования имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.

Порядок формирования. Представительные органы муниципальных образований формируются на основе всеобщего участия населения, прежде всего путем муниципальных выборов.

Порядок формирования представительных органов для поселений и для муниципальных районов может быть различен.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. В случае, если в таком поселении численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Ст. 35Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района.

Основным для большинства муниципальных районов является вариант, согласно которому представительный орган избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Согласно второму варианту, представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

В таком порядке представительный орган муниципального района формируется, если такое решение в течение 1 года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о таком порядке формирования представительного органа оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с рассмотренным нами первым вариантом.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Численность депутатов. Численность депутатов представительного органа муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. При этом в зависимости от вида муниципального образования Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает нижние пределы такой численности. Так, численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

10 человек – при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек – при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек – при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек, а депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения– не может быть менее 10 человек.

Компетенция и полномочия представительного органа муниципального образования. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Среди таких полномочий можно назвать следующие:

принятие решения о назначении местного референдума;

назначение выборов депутатов представительного органа муниципального образования;

назначение выборов главы муниципального образования;

дача согласия на назначение на должность отдельных должностных лиц администрации муниципального образования;

осуществление права законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации;

заслушивание отчетов должностных лиц администрации муниципального образования и руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций о текущей работе и внесение главе муниципального образования представлений по их отчетам;

установление порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

утверждение документов территориального планирования муниципального образования и иной градостроительной документации;

назначение в соответствии с уставом муниципального образования голосования по отзыву депутата представительного органа, главы муниципального образования, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, а также преобразования муниципального образования;

установление в соответствии с уставом муниципального образования порядка реализации правотворческой инициативы граждан;

назначение в соответствии с уставом муниципального образования публичных слушаний, проводимых по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;

определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения опроса граждан, назначение опроса граждан;

определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения собрания граждан, а также полномочий собрания граждан, назначение собрания граждан, проводимого по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;

определение в соответствии с уставом муниципального образования порядка назначения и проведения конференций граждан, назначение конференций граждан, проводимых по инициативе населения или представительного органа муниципального образования;

установление в соответствии с законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального района;

утверждение структуры администрации муниципального образования;

формирование контрольного органа муниципального образования, определение порядка его работы и полномочий;

определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством;

утверждение перечня объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требует согласия представительного органа муниципального образования;

определение порядка предоставления и изъятия земельных участков в соответствии с земельным законодательством;

установление правил проведения открытого конкурса по размещению муниципального заказа, финансируемого за счет местного бюджета на выполнение работ (оказание услуг), внесение в них изменений и дополнений;

установление порядка привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг и др.

Таким образом, представительный орган любого муниципального образования выполняет три функции – учредительную, правотворческую и контрольную.

Учредительная функция представительного органа выражается, например, в выборах главы муниципального образования, формировании иных органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Основная функция любого представительного органа власти, в том числе представительного органа муниципального образования – принятие общеобязательных нормативных правовых актов. Нормотворческий процесс в муниципальном образовании имеет схожие черты с законотворческим процессом на федеральном и региональном уровне1.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Контрольная функция играет важную роль в деятельности представительного органа муниципального образования. Особое значение имеют такие виды контроля представительного органа муниципального образования, как:

1) контроль за исполнением местного бюджета или финансовый контроль. Такой контроль может быть предварительным, текущим и последующим2. При предварительном контроле, в ходе обсуждения и утверждения проектов актов о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам, осуществляется оценка и последствия принятия таких актов. При текущем контроле исполнение местного бюджета рассматривается на заседаниях специально созданных комитетов, бюджетно-финансовых комиссий представительного органа муниципального образования, в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль осуществляется представительным органом муниципального образования в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета;

2) контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) контроль за соблюдением и исполнением муниципальных правовых. Представительный орган муниципального образования нередко дает оценку состоянию соблюдения и исполнения муниципальных правовых актов и в случае необходимости принимает решение о подготовке изменений и дополнений в такие акты, о проведении дополнительных и последующих проверок за соблюдением и исполнением муниципальных правовых актов;

4) контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью муниципального образования. Данный вид контроля является обобщающим предыдущие три: частично реализуется в форме финансового контроля, частично в форме контроля за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования своих полномочий и исполнением муниципальных правовых.

Для реализации контрольных полномочий представительный орган муниципального образования может направлять запросы. Представительный орган вправе направить запрос главе муниципального образования, руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования, иным должностным лицам органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Запрос, как правило, принимается большинством голосов от установленного числа депутатов представительного органа в порядке, установленном его регламентом.

Депутат представительного органа также может направить запрос главе муниципального образования, руководителям структурных подразделений администрации муниципального образования, иным должностным лицам органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Запрос депутата направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании представительного органа муниципального образования. Нередко депутат, направивший запрос, имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов депутат, направивший запрос, должен быть извещен заблаговременно.

Конечно, следует учитывать, что формальное наличие у представительного органа муниципального образования контрольных полномочий далеко не всегда означает реальное их использование. Например, только одного указания на то, что представительный орган осуществляет контроль за исполнением установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью, будет недостаточно. В уставе муниципального образования необходимо четко определить, каким образом осуществляется такой контроль, регламентировав при этом его этапы и процедуры. В ряде муниципальных образований принимаются и специальные акты, регламентирующие контрольную деятельность представительного органа муниципального образования.

Организация деятельности представительного органа. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Для предварительного изучения и подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на сессии, а также для содействия реализации своих решений, контроля за их исполнением представительный орган формирует комиссии, комитеты и другие структурные подразделения.

Как правило, председатель представительного органа муниципального образования:

1) осуществляет руководство подготовкой заседаний представительного органа и вопросов, выносимых на рассмотрение представительного органа;

2) ведет заседания представительного органа, ведает внутренним распорядком представительного органа;

3) представляет представительный орган в отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

4) созывает заседания представительного органа, доводит до сведения депутатов время их проведения, а также проект повестки дня;

5) осуществляет общее руководство работой аппарата представительного органа; в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата представительного органа; налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, решает вопросы об их поощрении;

6) координирует деятельность комитетов (комиссий) представительного органа;

7) подписывает протоколы заседаний и другие документы представительного органа;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом муниципального образования и регламентом представительного органа.

Деятельность представительного органа муниципального образования осуществляется в различных организационно-правовых формах, которые включают в себя (заседания, работу в комитетах, постоянных и временных комиссиях, работу в составе депутатских групп и фракций1.

Заседания являются основной формой деятельности представительного органа муниципального образования. Порядок созыва и проведения заседаний, а также их периодичность определяется либо в уставе муниципального образования, либо регламентом представительного органа.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 % от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в 3 месяца.

Заседания представительного органа являются открытыми. Открытость заседаний гарантирует возможность присутствия на них заинтересованных лиц. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, представительный орган муниципального образования вправе проводить закрытые заседания. Первое заседание представительного органа муниципального образования, как правило, открывает старейший по возрасту депутат, который ведет заседание до избрания председателя данного органа.

На заседаниях представительного органа муниципального образования каждый депутат имеет один голос. На заседаниях представительного органа муниципального образования решения по рассматриваемым вопросам принимаются в основном открытым голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование может осуществляется также с использованием электронной системы подсчета голосов (в случае наличия такой технической возможности).

Досрочное прекращение полномочий. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73 Федерального закона № 131-ФЗ:

1) В случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 1 месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

2) В случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение 3 месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

3) В случае, если соответствующим судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение 3месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Полномочия представительного органа муниципального образования во всех перечисленных случаях прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 %, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть также предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся досрочные выборы в указанный представительный орган.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение 1 месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

studfiles.net

Представительный орган местного самоуправления — это… Что такое Представительный орган местного самоуправления?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.

Порядок формирования

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Исключительная компетенция

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
  10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Финансирование деятельности

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Досрочное прекращение полномочий

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 — 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Правовые акты и литература

Журналы

Ссылки

dic.academic.ru

Местные представительные органы.


Тема 6. Местные представительные органы.

Место и роль представительного органа в системе местного самоуправления .

Полномочия представительного органа.

Заседания (сессии) представительного органа.

Структура представительного органа.

Правовые акты представительного органа.

Статус депутата представительного органа.

Нормативные акты:

  1. ФЗ «О статусе депутата» от 22.04.1997г.

  2. Регламент представительного органа.

Место и роль представительного органа в системе органов местного самоуправления. Ст. 1 ФЗ «Об общих принципах»:

Представительный орган – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Элементы правового статуса представительного органа:

  1. наличие представительного органа является обязательным (ст. 14 п.2) и только в отдельных поселениях, имеющих небольшую численность, представительный орган может не создаваться, но в этом случае его непосредственно жители через собрания, сходы, конференции (ст. 15 п.6).

  2. представительный орган не входит в систему органов государственной власти, что является конституционной гарантией невмешательства государства в его компетенцию.

  3. Представительный орган является органом первичным, поскольку не создается никакими другими органами.

  4. По объему властных полномочий представительный орган является органом местной власти, его полномочия распространяются только в границах территории, на которой он функционирует.

  5. По широте компетенции это орган общей компетенции. Под широтой компетенции понимается тот круг вопросов, который полномочен решать какой-либо орган.

  6. По принципу разделения властей это правоустанавливающий орган, поскольку он наделен правом принимать общеобязательные правила (местные законы).

  7. По способу организации и принятию решений это орган коллегиальный (ст. 15 п. 5). Коллегиальность: представительный орган работает в форме заседания, должно быть определенное количество депутатов для принятия решений. Кворум- необходимое количество депутатов.

  8. Представительному органу подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного самоуправления, а также подотчетен глава муниципального образования.

  9. Представительный орган правом законодательной инициативы в законодательный орган субъекта федерации (ст. 45) – это гарантия местного самоуправления. Представительный орган должен выражать волю населения. Другие элементы правового статуса фиксируются в правовых актах субъектов федерации (наименование, численность и т.д.), уставах.

Наименование. В советское время – Советы народных депутатов. В настоящее время – разные названия. Наиболее часто встречающееся – Дума, также муниципалитет, муниципальный совет, муниципальное собрание, комитет самоуправления.

Численность. Определяется уставом муниципального образования (у нас – 27 депутатов).

Проект закона: если < 1000, то 10 человек.

До 9000 – 15 депутатов

До 25000 – 25 депутатов

До 50000 – 30 человек

До 100000 – 40 депутатов

> 100000 – 50 депутатов

По проекту депутаты уже не могут работать на постоянной основе.

Полномочия представительного органа.

Полномочия представительного органа производны от предметов ведения муниципального образования. П.4 ст. 14 устанавливает, что полномочия представительного органа определяются Уставом муниципальных образований. Но п.3 ст.15 закрепляет круг полномочий представительного органа, которые определяются как исключительные то есть такие, которые момент осуществлять только представительный орган.

Исключительные полномочия:

  1. только представительный орган вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения муниципальных образований. Об обязательности решений представительный орган говорится в ст. 44

  2. утверждать местные бюджеты, а также отчет о его исполнении.

  3. Принимает планы и программы социально-экономического развития и отчеты об их исполнении.

  4. Установление местных налогов и сборов.

  5. Устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

  6. Контрольные полномочия, контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Представительный орган вправе приглашать на свои заседания любых должностных лиц местной администрации, руководителей муниципальных предприятий. Глава муниципального образования представляет ежегодные отчеты по своей деятельности, представительный орган может поставить вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования. Депутатский контроль образуется в форме депутатских обращений, могут создаваться депутатские группы по расследованию обстоятельств ст. 18 ч. 2 Устава г. Екатеринбурга – полномочия представительного органа не могут быть менее 2 лет и более 5 (в основном – 4 года, в республиках – 5 лет). Полномочии представительного органа могут быть прекращены досрочно:
  1. в случае его роспуска на основании и в порядке, предусмотренном ст. 49 ФЗ «Об общих принципах».

  2. В случае принятия решение о самороспуске, если за это решение проголосует не менее 2/3

  3. В случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов.

В случае досрочного роспуска не позднее, чем через 3 месяца должны быть назначены новые выборы.

Вновь избранный состав депутатского корпуса правомочен приступать к работе, если избрано не менее 2/3 состава.

Структура представительного органа.

Представительный орган внутри себя создает определенные структурные образования, которые можно поделить на несколько групп:

  1. руководящие органы и должностные лица (председатель, заместитель председателя, президиум).

  2. Функционально-отраслевые подразделения – постоянные и временные комиссии.

  3. Территориальные органы (депутатские группы).

  4. Рабочие звенья (аппарат).

(1) Руководящие органы и должностные лица.

По действующему законодательству председатель избирается из числа депутатов на первой организационной сессии тайным голосованием и является выборным должностным лицом представительного органа местного самоуправления.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность вхождения в состав представительного органа главы муниципального образования.

Глава муниципального образования председательствует на заседаниях, в этом случае председатель не избирается (ст. 16 п.3). Новый проект такую форму исключает.

Полномочия председателя представительного органа можно разбить на 2 группы:

  1. внешние: (за пределами выборного органа). Он представляет орган перед населением, перед другими органами местного самоуправления, государственными органами, перед федеральными органами, предприятиями, учреждениями. Организация приема граждан – внешняя функция, информирование общественности о работе представительного органа. От имени представительного органа вправе заключать договоры.

  2. внутренние: руководство аппаратом, прием и увольнение сотрудников, координация деятельности постоянных комиссий, созыв заседаний представительного органа, руководство их подготовкой, подписывает постановления, протоколы заседаний, открывает и закрывает расчетные счета, оказывает содействие депутатам. С помощью председателя может быть избран заместитель председателя. Президиум. Создается для решения организационных и контрольных функций. В президиум входят председатели постоянных комиссий, председатель, заместитель председателя, председатели депутатских групп.

(2) Постоянные и временные комиссии.

Постоянные комиссии – одна из форм содеятельности депутатов, самоорганизация депутатского корпуса. Они не являются самостоятельными органами, вспомогательное структурное подразделение комиссии – совещательные органы, факультативные, контрольные, рекомендательные. Постоянные комиссии образуются на 1-ой организационной сессии. Постоянные комиссии это только депутатские комиссии. Один депутат может быть членом не более 2 комиссий.

Обязательные комиссии: мандатная комиссия, комиссия по регламенту, по бюджету и налогам, по социальной политике, по земле и муниципальной собственности, по законности и др.

В соответствии с уставом, регламентом и положениями о постоянных комиссиях они наделяются следующими полномочиями:

  1. предварительно рассматривать и осуществлять подготовку заключений по проектам решений представительного органа.

  2. Вправе заслуживать не своих заседаниях доклада и сообщения руководителей структурных подразделений администрации. Руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

  3. Входить с предложениями в представительный орган, которые должны быть рассмотрены на заседании.

  4. Выступать с докладами и содокладами по вопросам, относящихся к их ведению.

  5. Могут выступать от своего имени, контактируя с различными органами, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами.

  6. Вправе запрашивать у широкого круга субъектов необходимые документы и информацию по вопросам их компетенции, осуществлять контроль за исполнением решений представительного органа, относящихся к их ведению. Постоянные комиссии ответственны, подотчетны.

(3) Территориальные органы представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы на избирательных округах.

(4) Аппарат, вспомогательные органы. Структура аппарата зависит от характеристик муниципального образования, устанавливается на сессии. Структура аппарата: правовой отдел, материально-технический отдел, руководитель, отдел по связи с общественностью, пресс-служба и другие службы. В аппарате могут работать на постоянной основе помощники депутата, в этом случае они могут наделяться статусом муниципальных служащих. Временные образования: секретариат, счетные комиссии.

 

Заседания (сессии) представительного органа.

«Сессия» переводится как заседание. Заседание – это организационно-правовая форма деятельности депутатов, представляющая из себя одно или несколько пленарных заседаний, объединенных повесткой дня.

Пленарность: должно присутствовать 2/3 депутатов.

Повестка дня: о ней должны быть извещены все заинтересованные стороны.

Виды сессий:

По периодичности: – очередные

– внеочередные.

По форме проведения: – открытые

– закрытые.

– выездные.

Очередное заседание проводится в установленные регламенты сроки в соответствии с рабочим планом проведения заседаний. Рабочий план устанавливается на календарный год. Очередное заседание созывается председателем, внеочередные могут проводиться в силу различных обстоятельств, могут быть инициированы председателем представительного органа, одной из постоянных комиссий, группой депутатов (численностью не менее 1/3), главой муниципального образования, населением (иногда, если будет собрано подписей -–1%). Внеочередное заседание должно быть проведено не позднее, чем 7-дневный срок с момента его инициирования.

(2) Открытые заседания: в их работе в качестве наблюдателей могут присутствовать желающие из числа местного сообщества (представители предприятий, средства массовой информации), для присутствующих отводится отдельное место.

Закрытые заседания: организуются в особых случаях решение вопроса об отзыве председателя с его поста, вопросы, связанные с государственной тайной и т.д. Депутаты могут принять решение о проведении закрытого заседания путем голосования как на открытом так и на закрытых заседаниях. Вправе присутствовать глава муниципального образования и прокурор. По решению депутатов может быть проведено выездное заседание, проводимое с целью приближения депутатов к избирателям, к месту действия. Такие заседания проходят совместно с общественностью.

Организация работы сессий.

Этапы:

  1. подготовка к сессии, осуществляется председателем представительного органа совместно с депутатами, председатель – организатор, подготовка депутатскими осуществляется через постоянные комиссии. Итог подготовки – проекты решений, которые выносятся на повестку дня.

  2. Открытые сессии – работа на заседании начинается с регистрации; если кворум есть, председатель открывает заседание. Первую сессию открывает старейший депутат (по возрасту).

  3. Утверждение повестки дня.

  4. Создаются рабочие органы сессии (редакционные комиссии, счетные, секретариат).

  5. Доклады, обсуждение вопроса.

  6. Принятие решения по вопросам, вынесенным в повестку .

 

Правовые акты представительного органа.

Раньше представительный орган принимал решение и постановления, теперь все правовые акты, принимаемые представительным органом, – решения.

Виды решений:

  1. решения, принимаемые по вопросам местного значения (подписываются главой муниципального образования).

  2. Решения, принимаемые по внутриорганизационным вопросам (подписываются председателем представительного органа).

Порядок принятия решений: 1) начинается с правотворческой инициативы, которой ФЗ наделяет население, депутатов (отдельного депутата), группу депутатов, главу муниципального образования, главу местной администрации, органы территориального общественного самоуправления и др.

2) работа над проектом, для этих целей создается или временная депутатская комиссии или рабочая группа (работает на возмездной основе).

  1. Обсуждение, сначала по депутатским комиссиям, потом обсуждение по сессии.

  2. Голосование. Голосование по решению может проходить только при соблюдении следующих правил и процедур:

Кворум – это нормативно установленное, минимально необходимое число депутатов, которое должно присутствовать при рассмотрении и решении вопроса – 2/3 от числа, установленного для данного представительного органа.

Норма голосования – определяет минимальное число депутатов, голосующих за решение (абсолютное – от 50 % + 1 голос от числа избранных; простое – 50 % + 1 голос от числа присутствующих; квалифицированное большинство – 2/3 от числа, установленного для данного представительного органа).

По решению представительного органа может быть принят один из следующих способов голосования:

  • тайна

  • открытое

  • письменное

Нормативно-правовые акты принимаются открытым голосованием большинством (50 % + 1 голос от числа избранных).

Решения, принимаемые по вопросам местного значения, принятые представительным органом, направляются главе муниципального образования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативно-правовой акт, принятый представительным органом. В этом случае указанный акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений, депутаты повторно рассматривают нормативно-правовой акт. Если при повторном рассмотрении указанный нормативно-правовой акт будет одобрен квалифицированным большинством в раннепринятой редакции, он подлежит в течение 7 дней подписанию и обнародованию. Нормативно-правовые акты представительного органа, предусматривающие утверждение, изменения или отмены местных налогов и сборов, осуществления расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительным органом только по инициативе главы муниципального образования или при заключении главы муниципального образования. Нормативно-правовые акты представительного органа затрагивающие законные права и интересы граждан, должны быть официально обнародованы и опубликованы для всеобщего сведения. Официальным опубликованием признается опубликование в местной газете; официальное опубликование нормативно-правовых актов не полностью не допускается. Официально опубликованные нормативно-правовые акты обязательны, за неисполнение наступает ответственность.

Правовой статус депутатов .

2 типа мандатов : свободный и императивный.

Депутат – избранное лицо, уполномоченное представлять в выборном органе интересы населения гарантии депутатской неприкосновенности:

1) депутат представительного органа не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности (только) за высказанное при голосовании и за другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные оскорбления, ответственность за которые предусмотрена ФЗ.


 

Метки текущей записи:
вопрос, действие, документы, закон, мотив, норм, Норма, права, право, прокурор, республика, спор, статус
Больше из этой рубрики
Больше этого автора

bip-ip.com

Представительные органы местного самоуправления

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Муниципальному праву

Вариант №5

План

Введение

Раздел 1. Представительные органы местного самоуправления

§1. Структура и порядок формирования

§2. Принимаемые акты и компетенция

Раздел 2. Задачи

Заключение

Литература

Введение

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций , т.е. на местном уровне.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права человека и интересы регионов и государств в целом.[1]

Раздел 1. Представительные органы местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления – это выборный коллегиальный орган местного самоуправления, обладающий правами юридического лица, состоящий из представителей населения (депутатов), количество и срок полномочий которых определяется в уставе муниципального образования в соответствии с федеральным законом.[2]

§1. Структура и порядок формирования

В соответствии с требованием Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структура и порядок формирования органов местного самоуправления, а так же срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц должны определяться уставом муниципального образования.

Структура представительного органа муниципального образования характеризует численный состав представительного органа, его внутреннее строение и устройство и, как правило, получает свою конкретизацию в регламентах, которые принимаются представительными органами.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.[3] Для представительных органов муниципальных районов минимальная численность их депутатов не может быть менее 15 человек, городов федерального значения – менее 10.

Глава муниципального образования, может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и, как правило, он является председателем представительного органа.

Уставами муниципального образования может быть предусмотрено избрание заместителя (или нескольких заместителей) председателя представительного органа.

Структура представительного органа включает также формируемые представительным органом его внутренние рабочие, вспомогательные органы.[4] Такие, как, совет представительного органа, совет думы и т.д., которые осуществляют предварительное рассмотрение организационных и иных вопросов, связанных с деятельностью представительного органа.

Представительный орган образует постоянные и временные комиссии (комитеты). Постоянные комиссии представительного органа формируются из числа депутатов на срок его полномочий. Постоянные комиссии избирают из своего состава председателя и заместителей. Кандидатура председателя утверждается представительным органом. Перечень и наименование постоянных комиссий определяется решением представительного органа.

Временные комиссии могут создаваться представительным органом по любым вопросам своей деятельности. Задачи, состав, полномочия и порядок их работы определяются представительным органом при образовании временных комиссий. В состав временных комиссий могут входить лица не являющиеся депутатами.

Наряду с временными комиссиями представительные органы могут создавать временные рабочие группы для реализации конкретных задач. Их состав также не ограничивается только депутатами.

В представительном органе могут формироваться депутатские объединения. Все они обладают равными правами. Внутренняя деятельность таких объединений организуется ими самостоятельно. Депутатские объединения работают во взаимодействии с постоянными комиссиями.

Представительный орган может иметь свой аппарат, осуществляющий организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное обеспечение его деятельности. Аппарат оказывает помощь постоянным комиссиям представительного органа и депутатам.

Представительные органы формируются путем избрания депутатов в представительные органы на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Закон допускает возможность формирования представительного органа муниципального района путем вхождения в него по должности глав поселений, находящихся на территории муниципального района, и избрания представительными органами данных поселений депутатов из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства.

Срок полномочия представительного органа не может быть менее двух лет и более пяти лет. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. полномочия представительного органа независимо от порядка его формирования могут быть прекращены в случаях:

а) наступления ответственности перед государством (ст. 73)[5] ;

б) принятием представительным органом решения о самороспуске;

в) вступления в силу решения суда субъекта Федерации, о неправомочности данного состава депутатов представительного органа, в т.ч. в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) преобразования муниципального образования.

В случае досрочного прекращения своих полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий данного органа проводятся досрочные муниципальные выборы. При досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального района, сформированным не путем муниципальных выборов, а иным способом, представительные органы поселений, расположенные в границах муниципального района, обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.[6]

§2. Принимаемые акты и компетенция

Согласно ст. 15 Федерального закона 1995 г.[7] к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относятся:

а) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом;

б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

в) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

г) установление местных налогов и сборов;

д) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

е) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных об

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *