Метод муниципального права это – 2. Методы муниципального права.

Содержание

Метод муниципального права — это… Что такое Метод муниципального права?



Метод муниципального права
способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально-правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально-правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования общественных отношений: императивный, диспозитивный и метод гарантий.

Императивный метод предполагает преобладание предписания в системе способов воздействия на муниципально-правовые отношения, в которых поведение их субъектов строится на прямом подчинении, субординации. Законодательство о местном самоуправлении предусматривает создание в каждом субъекте РФ совета муниципальных образований субъекта РФ, официальное опубликование проекта местного бюджета, решения об утверждении местного бюджета, представление отчетов об исполнении местного бюджета в орган государственной власти, обязательность решений, принятых на местном референдуме, вступление в силу муниципально-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, только после их официального опубликования.


Метод властных предписаний характерен и для отношений, складывающихся в системе муниципальной службы, где отношения муниципальных служащих построены на субординации.

Диспозитивный метод, заимствованный из сферы частного права, представляет участникам муниципально-правовых отношений выбирать модель своего поведения в зависимости от конкретных обстоятельств. Причем участники таких отношений, в основе которых лежит диспозитивный метод, являются равноправными. Этот метод используется при возникновении отношений между органами и должностными лицами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в состав муниципальной собственности (заключение договоров). Для диспозитивного метода характерно дозволение. Закон предоставляет право органам местного самоуправления поселений при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств решать помимо вопросов местного значения поселений иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти; передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти; создавать муниципальные предприятия и учреждения, хозяйственные общества; муниципальные образования вправе привлекать заемные средства.

Такой способ регулирования муниципально-правовых отношений, как запрет, характерен как для императивного, так и диспозитивного методов. Действующее законодательство устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, не допускается подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования.

Наряду с императивным и диспозитивным методами регулирования муниципально-правовых отношений используется метод гарантий.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект.
А. В. Малько.
2009.

  • Метод гарантий
  • Метод правового регулирования

Смотреть что такое «Метод муниципального права» в других словарях:

  • Метод гарантий — Государство не только признало местное самоуправление, но и предоставило ему право на судебную защиту (обращение должностных лиц местного самоуправления в судебные инстанции с иском о признании недействительными акты государственных органов,… …   Большой юридический словарь

  • Старилов, Юрий Николаевич — Старилов Юрий Николаевич Дата рождения: 25 июня 1963(1963 06 25) (49 лет) Место рождения: Воронеж, СССР Страна …   Википедия

  • Старилов — Старилов, Юрий Николаевич Старилов Юрий Николаевич Дата рождения: 25 июня 1963(1963 06 25) (46 лет) Место рождения: Воронеж, СССР Гражданство …   Википедия

  • Приватизация — (Privatization) Понятие приватизации, способы и формы приватизации Понятие приватизации, способы и формы приватизации, методы приватизации Содержание Содержание 1. Понятие и разгосударствления Раздел 1. Понятие 2. Способы и формы приватизации… …   Энциклопедия инвестора

  • Бюджет — (Budget) Содержание Содержание Определение Бюджетное право Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) История развития БОР в Нормативная база БОР Задачи БОР Местный бюджет Экономическая сущность Федеральный бюджет Российской Федерации… …   Энциклопедия инвестора

  • Ипотека — (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… …   Энциклопедия инвестора

  • Секта — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке …   Википедия

  • Торги — (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… …   Энциклопедия инвестора

  • Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… …   Энциклопедия инвестора

  • Инновация — (Innoatsiya) Определение инноваций, инновационная деятельность Определение инноваций, инновационная деятельность, инновационная политика Содержание Содержание Общее определение новаций Инновация и др. похожие понятия Что такое новация Основы… …   Энциклопедия инвестора

Книги

  • Муниципальное право России. Учебник, Гасанов К., Хазов Е., Прудников А. и др.. Изложены основные теории местного самоуправления, рассмотрена история возникновения и развития самоуправления в России. По-казаны современные подходы к пониманию местного самоуправления,… Подробнее  Купить за 1328 руб
  • Муниципальное право России. Учебно-методический комплекс, Чепурнова Н., Филиппова А.. Рассмотрены различные аспекты местного самоуправления и муниципального права в РФ. Раскрыты понятие, предмет, метод и система муниципального права, его место в российской правовой системе.… Подробнее  Купить за 1328 руб
  • Муниципальное право России. Учебник, Прудников А., Хазов Е., Грудцына Л. и др.. Изложены основные теории местного самоуправления, рассмотрена история возникновения и развития самоуправления в России. Показаны современные подходы к пониманиюместного самоуправления,… Подробнее  Купить за 1083 руб

Другие книги по запросу «Метод муниципального права» >>

big_law.academic.ru

2. Предмет и метод муниципального права. Их особенности.

Предмет муниципального права – это
система общественных отношений,
возникающих в процессе организации и
деятельности местного самоуправления,
которые объективно подлежат нормативному
регулированию и в данных социально-политических
условиях требуют такого воздействия.

Автором этого определения является
Костюков Александр Николаевич.

Особенности предмета муниципального
права:

  1. Предмет муниципального права носит
    комплексный характер. Но здесь несколько
    иное содержание: если комплексная
    отрасль – содержит нормы других
    отраслей. А комплексный предмет означает,
    что данные отношения очень разнообразны,
    различны по своему содержанию. Сюда
    входят, и социально-культурные проблемы,
    финансовые проблемы, экономические
    отношения, вопросы, связанные с
    ответственностью…

  2. Отношения в сфере местного самоуправления
    – это отношения локально-территориального
    характера. В русскому языке «самоуправление»
    применяется во множестве случае (в
    семье, в студенческой группе, в
    организации, в государстве…), но
    предметом является только некая
    совокупность людей проживает на одной
    определённой территории и факт проживания
    на этой территории вызывает у них
    необходимость решения общих проблем.
    Проистекает из территориальной природы
    самоуправленческих отношений.

Метод муниципального право.

В основном выделяют три общих метода:
дозволение, предписание, запрет.

В каждой отрасли есть набор средств, и
этот набор средств называют «правовым
режимом».

Выделяют прежде всего сочетание методов
дозволения и предписания, это очень
роднит муниципальное право с
конституционным, там то же сочетание
методов.

Кроме этого, выделяют два особых способа,
метода:

  1. Метод гарантий. Это означает, что
    государство должно в своих нормах
    создавать определённые условия для
    местного самоуправления: какая-то
    финансовая свобода для органов местного
    самоуправления…

  2. Метод рекомендаций. Обязательные
    задания давать нельзя в постановлениях,
    но они могут написать: «рекомендовать
    органам местного самоуправления при
    решении такой-то проблемы сделать
    то-то…». Гордеев (наш губернатор)
    порекомендовал уйти с должности глава
    Липецкой (?..) области.

3. Муниципально-правовые отношения. Виды и особенности субъектов и объектов муниципальных правоотношений.

Муниципальные правоотношения – это
общественные отношения, возникающие в
процессе организации деятельности
местного самоуправления и урегулированные
нормами муниципального права.

Отношения: субъекты, объекты и содержание.

Особенности субъектов муниципальных
правоотношений:

  1. Обязательные субъекты муниципальных
    правоотношений.

  2. Иные субъекты муниципальных правоотношений,
    которые могут присутствовать в данных
    правоотношениях.

Чтобы какое-нибудь правоотношение
считалось муниципальным, обязательно
хотя бы один из субъектов должен быть
из группы обязательных субъектов.

Круг обязательных субъектов:

  1. Население муниципального образования,
    как синоним – местное население, местное
    сообщество, территориальный коллектив.

В каких правоотношениях: выборы,
референдум…

  1. Муниципальное образование и их
    объединение. Примеров таких правоотношений
    немного. Чаще всего на практике
    встречается при объединении в какие-то
    союзы (к примеру, союз российских
    городов…).

  2. Органы местного самоуправления. Это
    самый распространённый субъект:
    отношения, связанные с предоставлением
    льгот, реализацией компетенции.

  3. Депутаты представительных органов
    местного самоуправления, должностные
    лица органов местного самоуправления
    и муниципальные служащие. Депутаты
    отчитываются перед избирателями… Или
    аттестация муниципального служащего.

  4. Иные органы. Это весь остальной широкий
    круг субъектов, которые могут вступать
    в отношения с депутатами и т.д. Это могу
    быть государственные органы: прокуратура
    с протестом на решение воронежской
    государственной думы… Взаимоотношения
    между органами государственной власти
    и местного самоуправления, в ходе
    которого ему делегируются какие-либо
    полномочия.

  5. Различные общественные объединения.
    Тоже могут быть участниками. Например,
    политические партии выдвигают кандидатов
    на муниципальных выборов. Или выступать
    с инициативой на обсуждении какого-то
    вопроса.

  6. Предприятия, учреждения и организации.
    Органы местного самоуправления принимают
    какие-то решения о правилах сдачи в
    аренду муниципального имущества…

  7. Отдельные физические лица: граждане
    РФ, иностранцы, лица без гражданства.
    Также могут быть участниками: участвовать
    в собраниях, вносить предложения…

Вывод: круг этих субъектов достаточно
широк и разнообразен.

Объекты муниципальных правоотношений.

Круг объектов также весьма обширен.

Классификация профессора Костюкова из
Омска. Он предлагает разделить все
объекты муниципально-правовых отношений
разделить на 3 группы исходя из их
содержания:

  1. Объекты, складывающие в
    административно-политической сфере.
    Прежде всего, это отношения, вытекающие
    из самой власти; это вопросы, связанные
    с муниципальным правотворчеством; это
    вопросы, связанные с определением
    статуса депутатов, служащих, должностных
    лиц; это отношения, которые возникают
    по поводу территориальных границ, по
    поводу территории муниципального
    образования…

  2. Объекты, складывающиеся в имущественной
    сфере (сфере имущественного характера).
    Отношения, возникающие по поводу
    муниципальной собственности. Самые
    разные отношения, связанные с её
    приватизацией, арендой… Сюда же входят
    отношения, связанные с предоставлением
    муниципальных услуг населению.

  3. Это объекты, складывающиеся в финансовой
    сфере, в сфере финансовых отношений.
    Это такие объекты, как местный бюджет,
    налогообложение, местные налоги,
    осуществление муниципального финансового
    контроля.

Содержание – это субъективные права и
обязанности участников.

Особенности: права и обязанности
публичных правовых участников обычно
называются таким термином, как
«полномочия». То есть полномочие – это
совокупность прав и обязанностей
публичных правовых участников. Зачастую
права являются и одновременно обязанностью,
то есть право и обязанность принимать
бюджет, «правообязанность».

studfiles.net

Методы муниципального права

Количество просмотров публикации Методы муниципального права — 37

Предмет муниципального права, его особенности.

Муниципальное право как комплексная отрасль российского права

Предметом муниципального права являются отношения связанные с регулированием местного самоуправления. Данные отношения можно объединить в несколько групп. Делœение в данной классификации осуществляется по институтам:

1. Организационные основы: терминология, принципы местного самоуправления, правовая основа местного самоуправления, полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления

2. Территориальные основы: административно-территориальное делœение, муниципально-территориальное устройство, виды и статус муниципальных образований, образование, преобразование, упразднение муниципальных образований.

3. Компетенция муниципальных образований: вопросы местного значения. Полномочия органов местного значения, осуществление отдельных государственных полномочий.

4. Функциональные основы местного самоуправления: органы местного самоуправления, статус органов местного самоуправления, статус выбранных лиц местного самоуправления.

5. Участие населœения в осуществлении местного самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы, институт отзыва, собрания, конференции, сходы граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и др.

6. Экономические основы местного самоуправления: муниципальная собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы и другие.

7. Ответственность местного самоуправления

8. Гарантии местного самоуправления.

признаки местного самоуправления

1. м.с. один из институтов гражданского общества, и политич. системы россии, составляющий основу конституц. строя

2. один из институтов публичной власти, власти самост. и независимой

3. право населœения на самостоятельное решение вопросов местного значения

4. имеет особый объект управления в вопросах местного значения

5. собственная ответственность муниципальных образований

Данные отношения имеют ряд особенностей:

1) Οʜᴎ реализуются на особом территориальном уровне (на муниципальном уровне).

2) Обязательным субъектом данных отношений всœегда будет являться населœение.

3) Данные отношения носят комплексный характер.
Размещено на реф.рф
Некоторые нормы муниципального права регулирующие имущественные, финансовые, земельные и иные отношения одновременно являются нормами гражданского, финансового, земельного и иных отраслей права.

Для муниципального права характерно применение императивного и диспозитивного метода. В тех случаях, когда речь идет об отношениях обязывания или запрета основанием возникновения таких отношений, как правило, является властные предписания, в связи с этим в данных случаях применяются императивный метод. Императивный метод по большому счету не дает свободы выбора для сторон. Основанием отношений дозволения, как правило, является договор, при таких отношениях используется диспозитивный метод (есть свобода выбора, она должна быть в рамках закона). Для муниципального права свойственно применение этих двух методов в совокупности и в связи с этим муниципальное право относится как к отрасли частного, так и к отрасли публичного права.

Муниципальному праву свойственны и свои методы:

1) Метод саморегулирования. Он связан с самостоятельностью местного самоуправления.

2) Метод гарантии. Государство предоставляет некие гарантии местному самоуправлению.

Особенностью муниципального права является то, что ни один из этих методов не используется в качестве основного. Получается, что в муниципальном праве происходит синтез методов. Всё идет от того, что муниципальное право — это комплексная отрасль.

А почему? – а потому что местное самоуправление самостоятельно! – ответ на всœе времена.

Источники муниципального права (правовая основа местного самоуправления)

1) Федеральные источники муниципального права

a. Конституция – основной источник муниципального права. Статья 12 Конституции задает самостоятельный характер местного самоуправления. Статья 3 Конституции устанавливает, что одной из форм осуществления власти народа является её реализация посредством органов местного самоуправления. Также местное самоуправление закрепляется в главе 8 Конституции, где местное самоуправление получает развитие в качестве одного из элементов гражданского общества. Глава 8 определяет территориальные границы местного самоуправления, закрепляет статус местного сообщества, устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления.

b. Нормы Конституции о местном самоуправлении развиваются в федеральном законодательстве. Федеральное законодательство о местном самоуправлении имеет ряд особенностей:

1) На сегодняшний день действует два федеральных закона ʼʼОб общих принципах организации местного самоуправления в РФʼʼ от 28 августа 1995 года и от 6 октября 2003 года. Закон от 1995 года действительно регулировал общие принципы местного самоуправления. Закон 2003 года более жестко подошел к порядку регистрации уставов муниципальных образований к определœению границ муниципальных образований, к вопросам участия населœения в осуществлении местного самоуправления. Указанный закон должен полностью вступить в силу с 1 января 2009 года. Новый закон ни на ком не был пробирован, это совершенно новый закон, реформаторский. Был установлен переходный период для вступления в силу нового закона. За время переходного периода местные власти должны были решить всœе организационные, правовые, финансовые и другие вопросы. Но не всœе смогли решить такие вопросы. По этой причине решили продлить переходный период до 1 января 2009 года. Но для тех субъектов, которые успели подготовиться к вступлению закона, закон вступает как это было предусмотрено первоначально. По этой причине на данный момент новый закон действует частично.

2) Данные законы являются базовыми в части регулирования муниципально-правовых отношений, однако, особенностью источников муниципального права является то, что в России существуют федеральные законы, регулирующие отдельные аспекты местного самоуправления. К примеру, ФЗ ʼʼоб базовых гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФʼʼ или ФЗ ʼʼо муниципальной службе в РФʼʼ.

Кроме того в РФ действуют федеральные законы регулирующие общественные отношения связанные с обороной, градостроительством, здравоохранением, образованием и так далее. Данные законы закрепляют полномочия органов местного самоуправления в соответствующих сферах (отраслевые законы).

2) Международные источники муниципального права

Основным международным источником муниципального права является Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года (принята Советом Европы в Страсбурге), ратифицирована 11 апреля 1998 года. Хартия состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей.

В преамбуле закреплены наиболее важные принципы местного самоуправления. К примеру, местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя. Полномочия местного самоуправления должны быть реальными и обеспечивать эффективное управление.

Часть 1 хартии устанавливает, регламентирует статус местного самоуправления. Хартия закрепляет, что местное самоуправление должно осуществляться в интересах населœения, устанавливает, что изменение границ территорий допускается только с учетом местного населœения. Часть 1 Хартии устанавливает обязанность административного контроля за органами местного самоуправления, но в исключительных случаях и с целью обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Также Хартия устанавливает, что финансовые ресурсы, должны быть соразмерны полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того Хартия закрепляет право на судебную защиту органов местного самоуправления.

Вторая часть Хартии содержит так называемые ʼʼпрочие положенияʼʼ, главным из которых является то, что государства, вступающие в Хартию должны в своем законодательстве учесть, по меньшей мере, 20 пунктов из содержательной части Хартии. Из 20 пунктов 10 должны обязательно закреплять:

· Принцип местного самоуправления

· Осуществление местного самоуправления через представительные органы, сформированные путем выборов

· Реальные полномочия органов самоуправления

· Учёт мнения населœения

· Правовую защиту местного самоуправления

· Другие

Третья часть хартии содержит процессуальные моменты: денонсация Хартии и другие. Для государства желающего вступить в Хартию, она вступает в силу в первый день месяца следующего по истечению трех месяцев считая с даты сдачи на хранение ратификационной грамоты.

Государство не может денонсировать Хартию в течение 5ти лет с момента её вступления её в силу в данном государстве. За 6 месяцев до денонсации государства должны направить предварительные уведомления Генеральному Секретарю Совета Европы.

3) Муниципальные правовые акты

Введен в действие законом 2003 года. Определœение муниципального правового акта дается в статье 2 Закона 2003 года.

Можно выделить следующие виды муниципальных правовых актов:

· По объекту принятия

o Акты принимаемые по вопросам местного значения

o Акты принимаемые по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий

· По субъекту принятия:

o Акты принятые населœением

o Акты принятые органами местного самоуправления

o Акты принятые должностным лицом местного самоуправления

· По юридической природе:

o Акты устанавливающие общеобязательные правила

o Акты имеющие индивидуальный характер

В любом случае муниципальный правовой акт является документально оформленным решением обязательным для исполнения на территории муниципального образования.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) Устав муниципальных образований

2) Правовые акты принятые на местном референдуме (сходе граждан)

3) Правовые акты представительного органа муниципального образования

4) Правовые акты главы муниципального образования

5) постановления или распоряжения главы местной администрации

6) постановления и распоряжения иных органов и должностных лиц органов местного самоуправления

Закон не включил в систему муниципальных правовых актов, акты принятые местной администрацией. В систему муниципальных правовых актов не могут входить законы.

Муниципальные правовые акты нельзя отождествлять с локальными актами

14.09.08

Мун прав акты не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, иным НПА РФ, Конституции (Уставу), законам и иным НПА субъектов РФ. Порядок принятия, вступления в силу и опубликования МПА устанавливается уставом мун образования. В любом случае порядок опубликования МПА должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. МПА бывают отменены или их действие должна быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими данный акт либо судом. В части, регулирующей осуществление отдельных гос полномочий МПА бывают отменены уполномоченным органом гос власти.

Устав муниципального образования.

Любое изменение в устав проходит ту же процедуру, что и устав.

Устав является основным НПА мун образования. Признаки устава мун образования:

1.Устав обязателœен для принятия в любом мун образовании:

a.Некоторые вопросы организации местного самоуправления должны содержаться исключительно в уставе мун образования и ни в каком ином МПА

b.При гос регистрации одним из обязательных документов должна быть заверенная копия зарегистрированного устава мун образования и копия свидетельства о его гос регистрации

2.Высшая юридическая сила в системе МПА, иные МПА не должны противоречить уставу мун образования

3.Устав мун образования имеет прямое действие; нормы устава действуют непосредственно;

4.Устав распространяется на территорию того мун образования, где он был принят;

5.Особое содержание устава – существуют вопросы, которые в обязательном порядке должны найти отражение в уставе мун образования (п1 ст.44 Закона от 2003 ᴦ.), так же существуют вопросы, которые бывают закреплены в уставе (положение, когда устав был создан, кем закреплен и т.п.)

6.Особый субъект и особая процедура принятия устава. Устав мун образования должна быть принят только представительным органом мун образования; устав не должна быть принят на местном референдуме, в посœелœениях с численностью жителœей, обладающих избирательным правом менее 100 человек устав принимается на сходе граждан; устав считается принятым представительным органом, в случае если за его принятие проголосовали не менее 2/3 депутатов от установленной численности; устав считается принятым на сходе, в случае если за его принятие проголосовало большинство участников схода; процедура принятия устава не ограничивается актом голосования. Проект устава не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежит официальному опубликованию представительным органом мун образования. Вместе с проектом устава официальному опубликованию подлежит порядок учета предложений по проекту устава, а также порядок участия граждан в обсуждении проекта устава. Наряду с данным обсуждением проект устава в обязательном порядке выносится на публичные слушания.

7.Государственная регистрация устава. Устав является единственным МПА, который подлежит обязательной гос регистрации. Процедура регистрации по своей сути представляет собой правовую экспертизу устава на соответствие его Конституции и законодательству. Регистрация осуществляется управлением Министерства Юстиции по соответствующему федеральному округу и его территориальному подразделœению. Регистрация устава осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ. По закону 1995 ᴦ. регистрация осуществлялась в порядке, предусмотренном законом субъекта. Существует ФЗ от 21.07.05 ᴦ. ʼʼО гос регистрации уставов мун образованийʼʼ. Для гос регистрации устава главой мун образования в регистрирующий орган представляются сед документы (в 2-х экземплярах, в т.ч. и на электронном носителœе):

a.устав, который должен быть прошит, пронумерован, с печатью представительного органа; а если устав был принят на сходе, то с печатью местной администрации;

b.Решение представительного органа или схода о принятии устава;

c.Протокол заседания представительного органа или схода, на котором был принят устав;

d.Сведения об источнике и дате официального опубликования проекта устава

e.Сведения об источнике и дате официального опубликования результатов публичных слушаний

Указанные документы отправляются не позднее 15 дней со дня принятия устава. Регистрация устава осуществляется в срок не позднее 30 дней с момента предоставления всœех документов (максимальный срок). Отказ гос регистрации устава возможен по двум основаниям:

(1) Противоречие устава Конституции РФ, ФЗ, Конституциям (Уставам), законам субъектов РФ.

(2) Нарушение установленного порядка принятия устава.

Регистрация устава осуществляется путем присвоения уставу гос регистрационного номера, внесения устава в единый гос реестр уставов мун образований и выдача свидетельства о гос регистрации устава. Глава мун образования обязан официально опубликовать устав после его гос регистрации и устав вступает в силу только после его официального опубликования (дается возможность для злоупотребления правом – обязанности публиковать устав у главы есть, а срок, в течение которого он должен это сделать не указан). В течение пяти дней после опубликования глава мун образования обязан представить в регистрирующий орган сведения об источнике и дате официального опубликования устава мун образования.

Территориальная организация местного самоуправления.

referatwork.ru

I. Муниципальное право как отрасль российского права

1. Понятие муниципального права как отрасли российского права.

Муниципальное право — это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

 

2. Предмет муниципального права как отрасли российского права.

Предмет муниципального права — это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.

Предмет муниципального права составляют следующие виды общественных отношений:

— Общественные отношения между субъектами местного самоуправления.

— Общественные отношения в сфере деятельности муниципальных органов власти.

 

3. Метод муниципального права как отрасли российского права.

Метод муниципального права — это средства, нацеленные на урегулирование общественных отношений в сфере действия норм муниципального права, а также достижения задач и реализацию функций муниципального права.

Система методов муниципального права:

— Императивный метод

— Диспозитивный метод

— Метод гарантий

— Метод рекомендаций

 

4. Система муниципального права как отрасли российского права.

Систему муниципального права как отрасли российского права составляют следующие элементы:

— Отрасль муниципального права, как совокупность всех правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Отдельные институты муниципального права, представляющие собой совокупность норм права регулирующих однородные общественные отношения, возникающих в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

— Субинститут муниципального права, как совокупность норм права регулирующих отдельные стороны институтов муниципального права.

— Норма права

5. Понятие источников муниципального права.

Источники муниципального права — это нормативные правовые акты, которые содержат норма права, лежащие в сфере действия муниципального права.

 

Система источников муниципального права:

— Конституция РФ  (глава 8, статьи 3, 8,9,12,32  Конституции РФ)

— Федеральные законы РФ ( ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г , ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г , ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»).

— Указы Президента РФ (в частности, указ « О конгрессе муниципальных образований», указ «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка»).

— Постановления Правительства РФ

— Акты министерств

— Постановления Конституционного суда РФ

— Нормативно-правовые акты субъектов РФ (Конституции и уставы субъектов РФ, иное законодательство субъектов РФ).

— Международные договоры, ратифицированные РФ (в частности, Европейская Хартия Местного Самоуправления).

6. Понятие муниципально-правовых норм.

Муниципально-правовая норма — это норма права, регулирующая отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения

7. Классификация  муниципально-правовых норм.

Муниципально-правовые нормы подразделяются:

По объекту правового регулирования:

— нормы, закрепляющие общее понятие местного самоуправления

— нормы, закрепляющие организационные основы местного самоуправления

— нормы, определяющие основные положения государственной муниципальной службы

— нормы, складывающиеся в процессе принятия решений по вопросам местного значения.

— нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

 

По характеру:

— управомочивающие правовые нормы

— обязывающие правовые нормы

— запрещающие правовые нормы

 

По территориальным пределам действия:

— нормы, действующие на всей территории Российской Федерации

— нормы, действующие только в пределах конкретного субъекта Российской Федерации

— нормы, действующие только в определенном муниципальном образовании.

 

По методу правового регулирования:

— Императивные правовые нормы

— Диспозитивные правовые нормы

 

По назначению в механизме правового регулирования:

— Материальные правовые нормы

— Процессуальные правовые нормы.

8. Понятие муниципально-правовых отношений.

Муниципально-правовые отношения — это общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления и подлежащие регулированию муниципально-правовых норм.

 

9. Классификация муниципально-правовых отношения.

Виды муниципально-правовых отношений:

— общественные отношения в сфере организации местного самоуправления

— общественные отношения в сфере осуществления своих полномочий органами местного самоуправления

— общественные отношения, связанные с осуществлением муниципальной службы

10. Субъекты муниципально-правовых отношений.

Субъекты муниципально-правовых отношений — это участник общественных отношений в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения, наделенный конкретными правами и обязанностями.

 

Виды субъектов муниципально-правовых отношений:

— граждане РФ

— органы местного самоуправления

— муниципальные образования

— муниципальные служащие

— иные государственные и негосударственные органы и организации.


Предыдущие статьи:


allstatepravo.ru

Предмет и методы муниципального права. Система муниципального права

Большинство населенных пунктов в России имеет местные органы власти, которые обладают достаточно широким кругом полномочий в аспекте реализации направлений социально-экономического развития. Есть отдельная отрасль законодательства, которая регулирует данный процесс — муниципальное право. Каковы его особенности и структура?

Определение

Прежде чем говорить о том, что представляют собой методы муниципального права, определимся с основным предметом изучаемой нами темы. Термин, о котором идет речь — достаточно новый для российской юридической науки. И потому, чтобы понять его природу, сначала будет полезно узнать, что означает слово «муниципальный». Оно имеет латинское происхождение: municipium — это, если следовать распространенной трактовке, община, которая управляет собой сама. Таким образом, муниципалитет — это некое общественно-политическое образование (город, сельское поселение, район), наделенное функциями самоуправления.

Понятие муниципалитета практически не было распространено в советской юридической науке. Местное самоуправление так или иначе осуществлялось в рамках системы советов, которая была достаточно строго вертикализирована. Локальных полномочий у городов и районов было не так много. Поэтому муниципальное право РФ, как полагают многие исследователи, все еще претерпевает стадию становления. Хотя, как отмечают многие эксперты, наша страна — если говорить о развитии соответствующих политических институтов — в этом направлении делает значительные успехи. В России есть муниципальные бюджеты и законодательства. Локальные общественно-политические образования в РФ обладают в целом значительной самостоятельностью в принятии ключевых решений в аспекте самоуправления.

Что же такое муниципальное право? Сразу отметим — понимать этот термин можно в нескольких трактовках. В рамках первой его можно понимать как отрасль права, регулирующего отношения субъектов на локальных уровнях, то есть в процессах, отражающих механизмы самоуправления. Другая трактовка термина предполагает понимание под ним учебной дисциплины. Третья — соответственно, научного направления — в юриспруденции. Вместе с тем все три трактовки взаимосвязаны. Дело в том, что их объединяет основной предмет муниципального права — общественные отношения, которые возникают в ходе реализации административной единицей функции самоуправления. В каждой из интерпретаций данный аспект так или иначе затрагивается.

Предмет

Перед нами стоит задача подробно изучить муниципальное право именно в первой трактовке. Чем оно отличается от других отраслей законодательного регулирования? Прежде всего, есть особый предмет и специфические методы муниципального права как отрасли права. Рассмотрим соответствующие категории более подробно.

Сущность предмета мы, в принципе, изложили выше — это комплекс социальных отношений, возникающих в процессе реализации функций местного самоуправления. Вместе с тем можно несколько структурировать данное определение. Дело в том, что понятие «предмет», «метод муниципального права» — явления сложносоставные. В чем это проявляется? На примере предмета можно сказать, что его формируют несколько базовых структурных единиц. Во-первых, это субъекты муниципального права — люди, должностные лица, коллективы, организации и т.д. Во-вторых, это действия лиц, участвующих в процессе самоуправления. В-третьих, это предметы взаимоотношения субъектов муниципального права. Некоторые эксперты выделяют также и четвертый структурный элемент предмета соответствующей отрасли права — общественные события, которые формируют собой факторы возникновения взаимоотношений на уровне местного самоуправления.

Метод

Метод отрасли муниципального права, так же, как и аналогичный компонент других сфер законодательного регулирования, представляет собой способ, с помощью которого некий субъект воздействует на подконтрольный ему объект или взаимодействует на аналогичную себе структурную единицу. Таким образом, как таковых отдельных методов, задействуемых в муниципальном праве, на практике достаточно много. Поэтому перечислять их все не слишком целесообразно. Мы выделим только основные их категории.

Диспозитивный и императивный методы

В частности, базовые методы муниципального права — императивный, диспозитивный. Какой из них в соответствующей отрасли законодательного регулирования преобладает? Есть мнение, что, поскольку местное самоуправление в целом публичный институт, то для него в большей степени свойственны императивные методы. Их сущность в том, что, во-первых, предполагается неравенство между субъектами, формирующими взаимоотношения, а во-вторых, имеют место правила и нормы, обязательные к исполнению — обычно на уровне законов.

Как правило, система муниципального права включает следующие основные императивные методы. Во-первых, это предписание. Его сущность — в установлении норм и алгоритмов действий, адресованных субъектам правоотношений, нарушение которых (или заметное отклонение) будет противоречит законодательству. Во-вторых, это запрет. Его сущность — в установлении ограничений на действия, которые может осуществлять субъект правоотношений при наличии механизмов ответственности.

Диспозитивные методы муниципального права, в свою очередь, также делятся на несколько разновидностей. Во-первых, это дозволение. Его сущность в том, что субъекты правоотношений наделяются равными возможностями в аспекте совершения некоторых действий (а также принятия решений о том, чтобы не производить никаких активностей). Дозволение может носить характер определенного. В этом случае субъект может выбирать действие из предложенного спектра. Возможно также и неопределенное дозволение — когда субъект может делать то, что желает. Во-вторых, это согласование. Данный метод правового регулирования муниципального права предполагает, что два субъекта должны прийти к общему пониманию по некоторому вопросу. В-третьих, это рекомендации. Этот метод подразумевает, что субъекты правоотношений имеют некие желательные к исполнению модели поведения с точки зрения законодателя. В-четвертых, это поощрение. Его суть: если субъект правоотношений изберет некоторую модель поведения, то он может рассчитывать на некие преференции и льготы от законодателя.

По мнению некоторых экспертов, есть также еще один метод, который содержит муниципальное право как отрасль права. Речь идет о механизме гарантий. Но сущность данного метода, главным образом, характеризует взаимоотношения не столько субъектов, локализованных внутри муниципалитета, сколько самой общественно-политической единицы, занимающейся самоуправлением, и государства. Основная идея здесь — федеральная или общенациональная власть гарантирует муниципалитету право реализовывать соответствующие полномочия.

Муниципальное право как система

По мнению современных юристов, муниципальное право формирует собой отдельную систему норм и отношений. Даже при сравнительно молодой конфигурации структуры государственного устройства в РФ в нашей стране данная закономерность также наличествует. Система муниципального права — это сложносоставное явление. В его структуре выделяют следующие основные компоненты.

Во-первых, это демократические механизмы, формирующие процесс местного самоуправления. На этом уровне определяются основные субъекты правоотношений. Во-вторых, это ресурсы местного самоуправления — бюджетные, территориальные, кадровые и т.д. На этом уровне, как правило, определяется потенциал для совершения субъектами правоотношений неких активностей. В-третьих, это полномочия местных органов. На этом уровне в значительной степени определяется то, какие методы муниципального права могут применяться в преимущественном порядке.

Законодательные источники

Муниципальное право как отрасль права подразумевает наличие соответствующих законодательных источников, формирующих совокупность норм, которые фиксируют и регулируют отношения между субъектами самоуправления. В числе таковых могут быть конституционные источники, федеральные, региональные и местные законы РФ, указы Президента, постановления Правительства.

Источники местного права классифицируются юристами на две основные группы.

Типы нормативных актов

Во-первых, это как таковые нормативные акты, которые представляют собой односторонние, волевые распоряжения в адрес всех или некоторых субъектов правоотношений, должностных лиц. Данного вида источники, в свою очередь, подразделяются на систематизированные, представляющие собой комплекс правовых норм, которые затрагивают ключевые, общие для большинства субъектов вопросы, а также на отраслевые — те, что регулируют процессы в отдельных сегментах. Некоторые юристы предпочитают подразделять нормативные акты, исходя из их юридической природы. В частности, источники могут быть изданы парламентами муниципалитетов или же быть подзаконными правовыми актами, которые издают органы исполнительной власти. Есть еще один критерий классификации нормативно-правовых актов — уровень, на котором они принимаются. Источник права может быть издан федеральным органом власти, региональным, муниципальным или же посредством одного из прямых демократических институтов — референдума, народного схода.

Во-вторых, это муниципально-правовые соглашения. Они представляют собой договоры, которые регулируют уровень полномочий муниципалитетов соотносительно с управлением на уровне государственной власти. Безусловно, природа нормативно-правовых актов второго типа во многом определяет сущность первых. Для того чтобы эффективно управлять какой-то сферой, муниципалитет должен иметь соответствующие полномочия. Если, скажем, у какого-то города или района власть отберет право решать вопросы, связанные, например, со сферой образования, то локальные нормативные акты, регулирующие соответствующую отрасль, муниципалитет разрабатывать в принципе не будет.

Есть предлагаемый некоторыми исследователями критерий классификации норм в зависимости от уровня их воздействия на процессы. В рамках данной концепции, регулирование осуществляются на следующих основных уровнях.

Во-первых, это правовые нормы, которые фиксирует положение муниципальных органов власти в национальной политической системе, определяют структуру органов власти в локальных общественно-политических единицах. Это могут быть конституционные источники, федеральные законы и подзаконные акты. Также к этой категории нормативных актов эксперты относят те, что раскрывают суть имеющих отношение к муниципальному праву терминов.

Во-вторых, это правовые нормы, которые фиксируют то, как должны формироваться ключевые институты власти в рамках муниципалитетов — посредством выборов или назначений, то, как долго выполняют свои функции должностные лица, какие полномочия есть у них, каковы их предметы ведения.

В-третьих, это нормы гарантирующего типа. Выше мы сказали, что такое метод правового регулирования муниципального права как гарантии. Речь здесь идет в большинстве случаев о нормах общенационального или регионального уровня, которые отражают самостоятельность местной власти в аспекте функционирования ключевых локальных политических институтов — парламента, исполнительных органов, судов.

Также существуют нормы, фиксирующие ответственность местных властей и должностных лиц. Муниципалитеты могут быть подотчетны как собственным гражданам, так и государству в целом. В некоторых случаях законом определяются механизмы ответственности местных властей также и перед организациями.

Цели муниципального права

Сущность и основные методы муниципального права мы изучили. Рассмотрим теперь иной нюанс — цели, определяющие необходимость функционирования институтов законодательного регулирования местного самоуправления. А также соответствующие им задачи.

Для начала изучим то, какова основная цель создания института муниципального управления. Согласно распространенной точке зрения, она заключается в повышении уровне жизнеобеспечения граждан, живущих в рамках локальной общественно-политической единицы — города, района, сельского поселения. Соотносительно с этой целью есть ряд ключевых задач, таких как, например, развитие социальной инфраструктуры, локальной экономики, охрана природы, совершенствование системы занятости и т. д. Для того чтобы указанные задачи выполнить и достигнуть, таким образом, цели, местными органами власти задействуются механизмы управления. Собственно, их правовое обеспечение определяется спецификой системы муниципального права. Таким образом, основная цель муниципального права — законодательное обеспечение деятельности местных органов власти, легитимизация процедур управления.

Муниципальное право и другие сферы регулирования

Каким образом соотносится муниципальное право и другие сегменты законодательства? Как считают многие юристы, отрасль, о которой идет речь, относится к категории дополнительных. Предмет и метод муниципального права, таким образом, вторичны по отношению к аналогичным явлениям для других сегментов законодательства. Они появились в результате эволюционных изменений в механизмах местного самоуправления. Взаимодействующие с муниципальным отрасли права — конституционное (оно определяет ключевые начала, влияющие на механизмы самоуправления), административное, гражданское, трудовое, финансовое и другие.

Если говорить о конституционном праве, то оно во многом отвечает за уровень полномочий, которым обладают местные органы власти. Выше мы назвали, перечисляя методы муниципального права, метод гарантий. Он во многом основан на действии конституционных положений. Административное право — также в числе наиболее близких отраслей соотносительно с муниципальным. С чем это связано? Дело в том, что один из ключевых признаков местных органов власти — административная правосубъектность. То есть мэрии, городские советы и прочие структуры власти на уровне муниципалитетов могут задействовать в своей работе административное законодательство, налагать соответствующие взыскания на граждан или же должностных лиц. Гражданское, в свою очередь, право также тесно взаимодействует с муниципальным. Основная область их взаимосвязи — нормативные положения законов, которые определяют гражданско-правовой статус общественно-политической единицы, а также конкретных органов управления, в ней учрежденных.

Муниципальное право как наука

Выше мы обозначили, что под термином «муниципальное право» может также пониматься научная дисциплина. Изучим и этот аспект. Муниципальное право — это область юридической науки. В России, как считают многие эксперты, оно выделилось в самостоятельный сегмент в 90-х годах. Хотя проблематика, связанная с процессами местного самоуправления, имеет долгую историю. Прообразы современных муниципалитетов существовали еще в Российской Империи, некоторого рода сходство с таковыми были также и у советов при СССР — соответствующий исторический опыт современными исследователями права также берется в рассмотрение. Более того, ключевыми источниками, отражающими сущность соответствующей отрасли, оказавшими влияние на критерии, позволившие современным исследователям выделить предмет и метод муниципального права, во многих российских юридических школах являются книги, изданные именно в Российской Империи. Вместе с тем ученые дореволюционного времени, как полагают эксперты, не выделяли отрасль, о которой идет речь, в самостоятельную научную дисциплину. Соответствующая проблематика затрагивалась, главным образом, при задействовании методов государственного, а также административного права.

Как мы уже сказали в начале статьи, в СССР муниципальные процессы в современном понимании фактически отсутствовали. Однако советские ученые также сформировали ценный для российских исследователей опыт в аспекте изучения проблематик, связанных с активностями субъектов правоотношений на локальном уровне. Какие методы муниципального права как науки задействуются современными российскими учеными? Как правило, они делятся на общенаучные — такие как диалектика, конкретизация, системный метод, и специальные — это статистика, историко-юридический анализ, нормативно-логическое исследование и т.д. Соответствующий инструментарий российских исследователей постоянно совершенствуется.

fb.ru

Методы и особенности муниципального права

Основные методы муниципального права

Метод, наряду с предметом выступает ключевой характеристикой любой отрасли права. Муниципальное право не является исключением в этом отношении, в связи с чем представляется необходимым детальное рассмотрение понятия и особенностей методов муниципального права. Прежде всего, говоря об определении методов муниципального права, следует обратить внимание на то, что одной из наиболее распространенных и общепризнанных в юридической литературе дефиниций рассматриваемой категории выступает следующее определение:

Определение 1

Методы муниципального права – это совокупность определенных приемов, способов и средств правового регулирования, посредством которого нормы муниципального права оказывают влияния на те общественные отношения, которые входят в предмет рассматриваемой отрасли.

При этом следует отметить то, что помимо отмеченного регулятивного воздействия, в общей теории права отмечается то, что значение метода юридической отрасли служит необходимым критерием для отграничения ее от других отраслей и определения отраслевой самостоятельности.

Переходя к рассмотрению конкретных видов методов муниципального права, следует обратить внимание на то, что в рамках анализируемой юридической отрасли, как правило, используются стандартные методы правового регулирования, выработанные общей теорией права:

  • Императивный метод, который в рамках муниципального права используется в процессе установления категорических предписаний, строго определенных правил поведения субъектов соответствующих правоотношений, и т.д. Реализуется на практике путем принятия и применения императивных юридических норм;
  • Диспозитивный метод, суть которого предполагает возможность выбора форм поведения самими участниками муниципально-правовых отношений, в том числе из числа прямо установленных моделей поведения.

Однако следует обратить внимание на то, что особенностью метода рассматриваемой отрасли выступает то, что рассмотренные выше стандартные способы правового регулирования используются в рамках муниципального права в особом сочетании публично-правового и частноправового методов. Использование того или иного метода правового регулирования во многом зависит от способа правового воздействия, который закреплен в муниципально-правовой норме, подлежащей применению к сложившемуся правовому отношению.

Способы воздействия государства на участников муниципал-правовых отношений

В процессе рассмотрения методов правового регулирования муниципального права необходимо также обратить внимание на характеристику тех способов, которые доступны государству в лице его органов и должностных лиц для осуществления юридически-значимого воздействия на участников муниципально-правовых отношений. В числе соответствующих способов традиционно выделяют:

  • Дозволение – способ правового воздействия, выраженный в предоставлении участнику правового отношения возможности выбора конкретного варианта собственного поведения, в установленном законом пределе;
  • Запрещение – прямое установление обязанности для участников общественных отношений в сфере муниципального права воздерживаться от определенных форм поведения, совершения действия, прямо запрещенных действующим законодательством, под угрозой применения мер юридической ответственности;
  • Обязывание – воздействие на поведение участников муниципально-правовых отношений, путем установления юридической обязанности вести себя определенным образом, совершить конкретное действие и т.д.

Наряду с рассмотренными методами и способами правового воздействия на субъектов муниципального права, следует обратить внимание на применение в рамках рассматриваемой отрасли еще одного метода правового регулирования – метода рекомендаций.

Его выделение предопределено относительной самостоятельностью органов местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации.

Замечание 1

В этой связи, поскольку соответствующие органы местного самоуправления не входят в систему и структуру органов государственной власти, в определенных сферах, затрагивающих решение вопросов местного значения, государственными органами может быть оказано исключительно рекомендательное воздействие на местные органы.

Особенности муниципального права

Анализ научной и учебной литературы, посвященной изучению и анализу местного самоуправления и вопросов правового регулирования в соответствующей сфере, позволяет сделать вывод о выделении ряда особенностей, присущих местному самоуправлению, и оказывающих, в этой связи, влияние на отрасль муниципального права. В числе таких особенностей может быть названо:

  1. Демократизм местного самоуправления, связанный с тем, что в рамках действующего российского законодательства соответствующая категория рассматривается в качестве особой формы народовластия, призванного выражать и обеспечивать реализацию интересов жителей соответствующего муниципального образования. При этом в рамках муниципального права выделяются как непосредственные формы демократического управления (референдум, сход, и т.д.), так и представительные, выраженные в деятельности выборных органов местного самоуправления и должностных лиц;
  2. Самостоятельность и независимость местного самоуправления, позволяющие местному населению самостоятельно решать многие вопросы местного значения, в том числе принятие решений о формах осуществления соответствующего управления, структуре органов, и т.д.;
  3. Многообразие форм организации муниципального образования и органов местного самоуправления внутри них. Так, действующим федеральным и региональным законодательством предусматриваются самые разнообразные организационные формы реализации местного самоуправления, призванные учитываться местные традиции, особенности и т.д.;
  4. Финансово-экономическая обособленность местного самоуправления, обусловленная тем, что современным муниципальным правом устанавливается возможность обладания муниципальным образованием определенным имуществом на праве собственности, а также правом самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местного бюджета и установления местных налогов и сборов.

spravochnick.ru

Понятие, предмет и метод муниципального права


Понятие муниципального права, как и любой другой отрасли права, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений. Предметная определенность — главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления. При определении предмета муниципального права и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего это комплексный характер отрасли права. Местное самоуправление не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права.

Например, реализация прав и свобод человека и гражданина, осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы местного самоуправления руководствуются нормами гражданского права и т.д.

Таким образом, предмет муниципального права включает часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Кроме того, нормы муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера. К первым можно отнести отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами, а также муниципалитетами. Ко вторым — предпринимательскую деятельность муниципальных предприятий, гражданско-правовые отношения органов местного самоуправления с иными юридическими и физическими лицами.

Таким образом, муниципальное право России рассматривается как совокупность правовых институтов, регулирующих разнородные общественные отношения, что и определяет его комплексный характер. При определении предмета и метод муниципального права необходимо также учитывать, что муниципальное право России — это совокупность институтов права и норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъектов Федерации и Российской Федерации в целом. Соответственно, муниципальное право отражает интересы, которые формируются и регулируются на каждом из этих уровней публичной власти, а также взаимодействие таких уровней и соотношение их интересов.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы и муниципальных служащих;

отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления. Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Автор: Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин

http://flash.uz

voxlex.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о