Методы право социального обеспечения – § 3. Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения — КиберПедия

Известная группа социально-обеспечительных отношений, т. е. все то, что входит в предмет регулирования, объективно требует юридически своеобразной регламентации при помощи особого режима регулирования. Ярким и надежным показателем юридического своеобразия отрасли права социального обеспечения, создающей особый режим регулирования является метод.

Под методом в теории права понимают обусловленные предметом регулирования способы воздействия права на общественные отношения. Он служит вторым отраслеобразующим основанием для норм права, регулирующих отношения по социальному обеспечению.

Каким же образом право воздействует на общественные отношения в нужном обществу направлении?

Существует всего три исходных способа, которые могут использоваться законодателем в отдельности или в совокупности:

1) дозволение (поступайте, как сочтете нужным),

2) предписание (поступать только так),

3) запрет (так не поступать).

Их юридическая природа заключается в закрепленности каждого способа соответствующими правовыми нормами. «Следовательно, — считает В. Д. Сорокин, — метод правового регулирования, как таковой, состоит из трех способов воздействия одновременно»; он соединяет в органическое целое все три названных способа и может реально существовать только как объединение всех трех первичных компонентов метод правового регулирования, который распространяется на все право, а значит, и на каждую отрасль в отдельности. Такое заключение основывается на том логическом основании, что если право имеет единый предмет регулирования — общественные отношения, то и метод правового регулирования должен быть единым.

Принципиальная схема здесь такова: если один из субъектов обладает предоставленным ему законом правомочием (дозволение), то реализация этого правомочия в предусмотренных ситуациях обеспечивается обязанностью другого субъекта предпринять соответствующие действия (предписание). В свою очередь, невыполнение субъектом возложенной на него обязанности, корреспондирующей с правомочием первого субъекта, влечет за собой реализацию запрета путем применения того или иного вида ответственности за бездействие. Примеры подобного взаимодействия составных частей правового метода можно в большом количестве найти и в праве социального обеспечения.

Единый метод правового регулирования с учетом различной роли его компонентов оказывает непосредственное регулирование различных аспектов предмета отрасли права, что определяется его конкретными особенностями.



Приведенные положения доказывают наличие не разных отраслевых методов, а существование триединого метода правового регулирования. На уровне отрасли может идти речь лишь об особенностях метода отрасли права.

Критикуя позицию В. Д. Сорокина и его последователей, Р. И. Иванова ставит вполне закономерный вопрос: если пропорции классических правовых приемов воздействия зависят от типа общественных отношений и если они не одинаковы, то можно ли говорить о едином методе правового регулирования? Единый предмет и метод правового регулирования, считает она, есть не что иное, как научные абстракции, позволяющие выделить лишь общие признаки для всех реально существующих разновидностей предметов и методов регулирования. Все отраслевые методы сохраняют основное качество правового регулирования — установление нормативно обеспеченных государством прав и обязанностей участников регулируемых отношений. Но в разных отраслях права установление прав и обязанностей и обеспечение их государственным принуждением осуществляется по-разному. В зависимости от характера регулируемых отношений право пользуется велениями различного содержания. Приведенной позиции придерживаются многие ученые, в том числе и специализирующиеся в области права социального обеспечения.

Способ разрешения данного противоречия был предложен С. С. Алексеевым, который обратил внимание на то, что анализ метода правового регулирования должен не только учитывать характер волевых предписаний законодателя (предписание, запрет и дозволение), но и выявлять другие признаки приемов правового регулирования, позволяющих концентрированно раскрыть отраслевую специфику метода правового регулирования.

Это следующие признаки:

1) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов;



2) характер оснований возникновения, изменения, прекращения правоотношений;

3) характер общего юридического положения субъектов;

4) характер юридических мер воздействия.

Признаки метода, предложенные С. С. Алексеевым, восприняты рядом отраслевых правовых наук, в том числе и правом социального обеспечения, при обосновании метода правового регулирования, однако до настоящего времени, и они сохраняют дискуссионный характер. Названные им признаки говорят не о наличии, какого то особого метода отрасли права, а лишь об особенностях метода отрасли права.

Дискуссионность проблемы метода правового регулирования в общей теории права предопределила дискуссионность данной проблемы и в праве социального обеспечения. На наш взгляд, это одна из самых острых проблем в науке права социального обеспечения, не нашедшая до сих пор однозначного решения. И, тем не менее, изучение современных взглядов на метод права социального обеспечения позволило сделать вывод о том, что при значительном различии в подходах к содержанию основных его признаков позиции ученых в целом сблизились по сравнению с периодом зарождения отрасли.

В качестве результата такого сближения представляется возможным выделить следующие особенности метода нрава социального обеспечения:

1. Преимущественно императивное правовое регулирование социально-обеспечительных отношений. Рассматривая метод правового регулирования как реальное юридическое явление, обретающее свою жизнь только в рамках отрасли права, необходимо вместе с тем указать на некоторые первичные, исходные приемы правового регулирования. К ним относятся императивное и диспозитивное регулирование. Императивное регулирование выражается формулой все, что не разрешено, — запрещено, диспозитивное — формулой все, что не запрещено, — разрешено. В первом случае регулирование осуществляется посредством предписания, а во втором — дозволения.

Многие авторы при рассмотрении признаков метода права социального обеспечения на первое место с определенными оговорками ставят дозволения. Однако мы не разделяем эту точку зрения и вместе с М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой считаем, что в основном распределительный характер отношений, регулируемых данной отраслью, предопределяет общеправовой императивный способ регулирования — предписание поступать при распределении совокупного общественного продукта только так, как это предусматривается нормами права; предоставлять только те виды обеспечения, на которые у гражданина возникло право. Ведь перечень социальных рисков, при наступлении которых такое право возникает, жестко определен законами и расширительному толкованию не подлежит. Уровень обеспечения и объем материальных благ, предоставляемых в порядке социального обеспечения, строго нормирован и не может быть ни понижен, ни повышен. Таким образом, социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных социальных фондов определяется императивным путем. Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении определенного социального риска, указанного в законе.

Вместе с императивным способом в существенно ограниченных пределах используется и диспозитивный способ. При этом применение диспозитивного способа в форме дозволения в праве социального обеспечения имеет свои особенности. Здесь дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения, а лишь одному из них — физическому лицу. Это касается реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.

На каждом уровне правового регулирования отношений по социальному обеспечению осуществляется строгое нормирование видов, условий и объемов обеспечения, т. е. регулируются они сугубо императивным способом, при этом предписание как форма выражения этого способа адресовано органам, осуществляющим социальное обеспечение, а по отношению к субъектам получения конкретных видов обеспечения регулирование допускает и дозволение. В очень ограниченных пределах законодатель использует дозволение и по отношению к органам, осуществляющим социальное обеспечение. Так, эти органы могут определить конкретный вид государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, а также иным категориям граждане.

Однако при реализации того или иного рода социального обеспечения в большинстве случаев орган, осуществляющий социальное обеспечение, права на усмотренческое решение не имеет. Это обстоятельство еще раз доказывает использование императивного способа как элемента триединого метода правового регулирования общественных отношений, в том числе и социально-обеспечительных.

Таким образом, в правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению физических лиц применяется преимущественно императивный способ (предписание) в сочетании с диспозитивным способом (дозволение).

2. Сочетание централизованного способа регулирования прав и обязанностей субъектов с региональным, муниципальным и локальным способами.

Эта особенность метода права социального обеспечения вытекает из нормы ст. 72 Конституции РФ, которая закрепляет положение о том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится: «координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение».

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и соответствующие им законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Самостоятельное управление собственностью и денежными средствами субъекта РФ предполагает также финансирование за счет его средств дополнительных мер социальной защиты населения, в том числе и в порядке социального обеспечения на основании региональных программ. Следовательно, граждане, проживающие на территории того или иного субъекта РФ, могут наделяться дополнительными правами, реализуемыми уже за счет собственных источников данного субъекта. В этом случае нормирование меры социального обеспечения осуществляется на уровне субъекта РФ. К примеру. Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 4) уполномочил органы исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов РФ утверждать Перечень гарантированных государством социальных услуг.

Одним из важнейших нормативных правовых актов РФ в области социального обеспечения, который закрепляет рассматриваемый признак метода права социального обеспечения, является Закон о государственной социальной помощи. Этот Закон (ст. 4, 5) определяет полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области оказания государственной социальной помощи.

Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:

— принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

— разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Особую роль в закреплении сочетания централизованного способа регулирования с региональным, муниципальным и локальным способами как особенности метода права социального обеспечения сыграл Закон о монетизации льгот.

Данный закон принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами вопросов местного значения. В законе ставятся также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан и приведения системы социальной зашиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях указанного закона, субъекты РФ и муниципальные образования должны:

— при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты лиц с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

— реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

— предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

— не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

В современной России важное место в сочетании различных уровней правового регулирования социального обеспечения физических лиц занимает локальное регулирование. Под ним принято понимать такое правовое регулирование, которое осуществляется на уровне конкретной организации и с помощью которого закрепляются дополнительные меры социального обеспечения лиц в случае нетрудоспособности, ухода на пенсию, наличия детей в их семье и т. д. Такими лицами обычно становятся работники или бывшие работники. Законодатель создает правовые возможности для локального регулирования, которое непрерывно расширяется. Следовательно, локальное регулирование существенно дополняет централизованное, региональное и муниципальное регулирование и является еще одним приемом регулирования отношений по социальному обеспечению с участием работников. Правовой основой такого регулирования являются трудовые договоры, коллективные договоры и соглашения (двухсторонние и трехсторонние).

3. Преимущественное использование нормативного и допущение в отдельных случаях договорного регулирования социально-обеспечительных отношений.

Наряду с преимущественным нормативно-правовым регулированием отношений субъектов по праву социального обеспечения на всех уровнях регулирования, содержание этих отношений может устанавливаться и договорами.

Однако число договорных норм по сравнению с нормативно-правовыми ничтожно мало. Обычно договоры заключаются при оказании платных социальных услуг. В соответствии с Положением о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденным постановлением Правительства РФ № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами», государственные социальные службы заключают с гражданами или их законными представителями соответствующий договор на основе примерного договора, утверждаемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Например, постановлением Правительства РФ № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями.

В договоре на предоставление платных социальных услуг указываются виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также другие условия, определяемые сторонами. Изменение и расторжение договоров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На бесплатное социальное обслуживание договоры не заключаются.

Договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно и в рамках конкретной организации, региона и отрасли производства. Видами таких договоров могут быть трудовые договоры, коллективные договоры и двухсторонние или трехсторонние соглашения. Необходимо отметить, что закрепление мер социальной поддержки, прежде всего, возможно в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, предоставление бесплатного или на льготных условиях летнего отдыха детей).

В коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, бесплатное оздоровление в профилакториях и т. п.). Причем условия, достигнутые при договорном способе регулирования, не должны ухудшать положение граждан (в том числе работников) по сравнению с законодательством.

4. Специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение социально-обеспечительных отношений. В праве социального обеспечения почти все юридические факты — это не действия, а события, которые возникают объективно и не зависят от воли людей. Поэтому их можно назвать социальными рисками (именно так называет их законодатель, регулируя отношения по обязательному социальному страхованию). К социальным страховым рискам относятся временная нетрудоспособность, инвалидность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, наступление старости и др.

Специфика отношений по праву социального обеспечения заключается в том, что эти отношения редко возникают на основе договора их субъектов (по типу гражданско-правовых), и не на основе предписания компетентного органа, как в административном праве. В основном они возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует лицо. Причем если гражданин обладает правом на волеизъявление, то орган, осуществляющий социальное обеспечение, несет юридическую обязанность принять в связи с его волеизъявлением соответствующее решение (положительное или отрицательное) строго в соответствии с нормами законодательства.

5. Абсолютный характер имущественных прав физических лиц как субъектов социального обеспечения. Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется, прежде всего, тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Имущественные права, принадлежащие физическим лицам, носят абсолютный характер, а их обязанности — это в основном не материальные, а процедурные. Соответствующие материальные обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы и учреждения, предоставляющие социальное обеспечение.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Например, территориальный орган ПФ России не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием в фонде денег. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами. В частности, застрахованный может отказаться от получения пенсии или выбрать одну из двух по своему усмотрению. На основании ч. 5 ст. 154 Закона о монетизации льгот граждане, имеющие право на получение в 2015 г. ежемесячной денежной выплаты, вправе подать заявление об отказе в предоставлении им набора социальных услуг (социальной услуги) на 2015 г. до 1 октября 2013 г.

6. Специфика санкций правовых норм. Особенностью метода права социального обеспечения является специфика санкций, обеспечивающих защиту нарушенного права обеспечиваемого лица и защиту интересов обязанной стороны. Они могут быть право восстановительными и право ограничительными.

Специфика санкций в праве социального обеспечения состоит в том, что они носят правовосстановительный, а не штрафной характер, т. е. граждане, возвращают пере полученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно получили излишние суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу, учреждению) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган (учреждение), осуществляющий социальное обеспечение, не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Правоограничивающие санкции допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального обеспечения на определенный срок. Так, лицо, нарушившее режим, установленный для него врачом, может быть лишено пособия по временной нетрудоспособности со дня допущенного нарушения и на определенный срок. Правоограничивающие санкции могут быть применены к лицу, признанному безработным, если он не выполняет своих обязанностей, в виде уменьшения размера пособия по безработице либо приостановления его выплаты на определенный срок.

В то же время закон не допускает такого правоограничения по отношению к гражданину — субъекту пенсионного либо многих других правоотношений по социальному обеспечению. В связи с этим можно сделать вывод о довольно узком применении правоограничивающих санкций.

Следует отметить, что отдельные авторы в качестве особенности метода права социального обеспечения выделяют также специфику способа зашиты нарушенного права. В соответствии с законом она может осуществляться как в административном, так и в судебном порядке. Однако согласиться с таким утверждением не представляется возможным, ибо административный и гражданско-процессуальный способы защиты прав на социальное обеспечение — это уже предмет других отраслей права.

Таким образом, метод права социального обеспечения — это совокупность общеправовых и специальных способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению физических лиц.

cyberpedia.su

Метод права социального обеспечения и его особенности. Система права социального обеспечения

На протяжении всего времени своего существования род человеческий стремился к объединению. Ведь еще в самом начале эволюции стало понятно, что человек – это групповое существо, которое не может жить вне среды себе подобных. Поэтому люди начали создавать определенные примитивные формации. В самом начале они представляли собой родоплеменные общины. Но постепенное разрастание этих социальных объединений привело к появлению сверхструктуры, а именно государства. Однако появилась иная, более насущная проблема. Любому государству необходим универсальный регулятор общественных отношений, которого попросту не существовало. В процессе его поисков были перепробованы разные методы влияния на общественные отношения, например, насилие, религия и т. п. Но абсолютно все они не приносили должного результата. По истечении большого количества времени появилось право. Его следует считать наиболее удачным регулятором общественных отношений, так как оно исходит и от государства, и от человека. На сегодняшний день право является ключевым способом организации, регулирования и координации действий общества. Вследствие эволюции оно проникло практически во все сферы человеческой жизни. Чтобы как-то упорядочить процесс регулирования, право было разбито на отдельные отрасли. Одной из них сегодня является социальное обеспечение. Институты и отдельные нормы данной отрасли имеют свою специфику, а реализация происходит путем использования специальных методов, о которых пойдет речь далее в статье.

Понятие права социальной направленности

Прежде чем рассматривать каждый в отдельности метод права социального обеспечения, необходимо разобраться, что собой представляет данная отрасль. В современном РФ отрасль социального обеспечения — это совокупность норм права, которые посредством специфических методов производят регулирование общественных отношений в сфере распределения между людьми части внутреннего валового продукта. Проще говоря, данной отраслью регулируются отношения в сфере получения населением денежных выплат от государства, медицинской помощи, льгот и т. п. Следует отметить, что представленные категории распределяются между людьми в строго установленном количестве и порядке. Помимо этого, отрасль социального обеспечения позволяет гражданам РФ сохранить и защитить свои конституционные права, регламентирующие помощь государства.

Но представленная отрасль изначально не существовала на территории нашего отечества. Процесс её становления имеет свою длительную и достаточно интересную историю.

История развития права социальной направленности

Метод права социального обеспечения и его особенности, как и сама отрасль, формировались достаточно долго на территории современной России. Вообще сама политика социального обеспечения, а точнее, её отдельные положения впервые были сформированы лишь во времена Российской империи. Изначально для власти в государстве данный вопрос был реальной угрозой. Ведь никто не хотел давать какие-либо права обычному населению. Но по мере развития российского империализма вопрос социального обеспечения населения становился все острее. Таким образом, в «Своде законов Российской империи» предусматривались специальные выплаты за полученные увечья на производстве. Это стало первым шагом на пути к созданию принципиально новой отрасли правового регулирования. Уже в 1886 году в России отменили плату рабочих за медицинское обслуживание. С падением императорского режима и прихода к власти коммунистической партии социальное обеспечение становится ключевым интересом государственной власти. Можно сказать, что именно на этом этапе и зарождается одноименная отрасль, ведь многие вопросы требовали именно юридического урегулирования.

Система права социального обеспечения

Нужно отметить, что каждый метод права социального обеспечения напрямую связан с системой этой специфической отрасли юридического регулирования отношений. Сам по себе системный подход к анализу этой отрасли позволяет увидеть её мельчайшие детали и характерные особенности, а также выработать догматические принципы регулирования конкретных социальных отношений, которые входят в спектр действия этой достаточно важной части права. Следует заметить, что, как и многие государства СНГ, Российская Федерация принадлежит к странам с пандектной системой права. То есть, любая юридическая отрасль делится на два основных элемента: общую и особенную часть. Система права социального обеспечения в данном случае не является каким-то исключением. Однако внутреннее строение каждой представленной части, представляет значительный интерес в процессе изучения социальной отрасли. Таким образом, в общую и особенную часть входят следующие элементы, а именно:

1. Общая часть показывает, что собой представляет право социального регулирования вообще. Сюда входят нормы, регулирующие социальные права человека, принципы данной отрасли, компетенцию органов власти в процессе предоставления людям социальных благ и т. п. Следует отметить, что метод права социального обеспечения, а точнее, существующая совокупность методов, закреплены именно в общей части.

2. Особенная часть в большей степени состоит из конкретных правовых институтов. Ими регулируются вопросы предоставления тех или иных социальных видов обеспечения. Институты объединяются в специальные группы для более эффективного и оперативного влияния на конкретные общественные отношения. На сегодняшний день система данной отрасли является одной из лучших в плане реализации юридических норм и представления интереса государства в отдельных вопросах социальной политики.

Учитывая все вышеперечисленные особенности, можно сделать вывод, что система права социального обеспечения выстроена таким образом, чтобы население как можно более полно и быстро получало все необходимые блага.

Методы правовой отрасли – общие понятия

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов реального регулирования юридической отраслью отношений, которые входят в её предмет. В данном случае предмет является крайне важным условием существования методологической базы вообще. Ведь если не существует конкретных отношений, которые необходимо регулировать, то зачем тогда механизм этого регулирования вообще? Поэтому в теории права социальной направленности долгое время не могли выделить способы воздействия на отношения, которые, в свою очередь, не были до конца разработаны. Но, по мере развития отраслевых институтов, выработался не только механизм влияния, но и понятие методологической базы. Таким образом, метод права социального обеспечения – это конкретная группа специфических приемов, которые регулируют отношения в сфере социального обеспечения всего населения Российской Федерации и конкретных граждан. Стоит отметить тот факт, что методологическая база в целом охватывает как общепринятые приемы регулирования, так и специфические, существующие исключительно в данной отрасли. Помимо этого, значительную роль играет система права социального обеспечения. Благодаря ей институт методов существует и поддается теоретическому осмыслению.

Характерные особенности методов правового регулирования

Как и в остальных правовых отраслях в социальном обеспечении используются общепринятые методы, а именно: диспозитивный и императивный. Но особенность заключается в том, что они приобретают собственную специфику, когда используются в праве социального обеспечения. Однако представленная особенность не является единственной. Таким образом, метод права социального обеспечения характеризуется следующими особенностями, а именно:

1. Как правило, при регулировании конкретных общественных отношений происходит сочетание императивного и диспозитивного способов. Это значит, что институт, который называется «Методы права социального обеспечения», на практике не работает исключительно в виде властного веления государства. Подобный принцип регулирования был разработан вследствие особенностей сторон, характера правоотношений и юридических мер воздействия на нарушителей юридического режима.

2. В процессе оказания непосредственного влияния используется сочетание централизованного регулирования с локальным. Это значит, что социальные блага предоставляются субъектам не только со стороны государственных, но и иных органов, например, муниципальных, которые находятся в ведении субъектов Федерации. Не допускается договорное регулирование отношений в сфере социального обеспечения. Потому что эта отрасль подчинена минимальным стандартам, которые установлены в государстве. Поэтому даже обязательное страхование граждан осуществляется в пределах законодательства РФ и регулируется им же.

3. Методы регулирования зависят от юридических фактов, которые порождают отношения в сфере социального обеспечения. Помимо этого, весомое значение играют санкции, применяемые к нарушителям правового режима. Что касается первой категории, то она напрямую зависит от поведения и деятельности людей. А вот с санкциями дело обстоит интереснее. Суть в том, что институт ответственности в праве социального обеспечения, по сути, не развит в полной мере. Поэтому, как показывает практика, граждане чаще всего избегают какой-либо ответственности за нарушения каких-либо норм отрасли социального обеспечения.

4. Методы права социального обеспечения на практике регулируют отношения в режиме автономности субъектов друг от друга. Как мы знаем, основными сторонами отрасли является государство и социум. Каждый из них наделен спектром своих прав и обязанностей, и они ни коим образом не подчиняются друг другу.

5. Как уже указывалось ранее, субъекты права социального обеспечения не подчиняются друг другу. Поэтому органы власти не могут принимать решения на свое усмотрение, которые будут как-то касаться процесса жизнедеятельности обычных граждан.

6. Существует несколько способов защиты, которые использует методы права социального обеспечения. Судебная практика свидетельствует о существовании судебного способа, который используется, если административный порядок не принес должного результата. Как мы понимаем, в суд субъекты отрасли обращаются в том случае, если в порядке рассмотрения их жалоб вышестоящими органами не произошло никаких изменений.

Отдельные виды методов

Итак, в статье мы рассмотрели ключевые особенности методологической базы социального обеспечения. Что касается конкретных видов способов регулирования, то в процессе социального обеспечения используются основные и дополнительные методы. К основным можно отнести запреты и дозволения. С их помощью координируются наибольшие группы общественных отношений этой юридической отрасли. Дополнительными методами является поощрение, подтверждение, ограничение и т. д. Как мы видим, все представленные виды заимствованы из общей теории правового регулирования. Их специфика заключается исключительно в предмете права социального обеспечения.

Предмет отрасли

Метод права социального обеспечения как отрасти права напрямую зависит от её предмета, то есть тех правоотношений, на которые непосредственно распространяется юридический регламент. В свою очередь, предметом можно назвать комплекс отношений материального и процессуального характера, возникающие в связи с распределением внутри социума конкретных благ. Отношения, как правило, соотносятся между собой в отдельных группах, например:

1. Отношения обеспечения в форме предоставления денежных средств.

2. Отношения в форме предоставления населению услуг, социального характера, например, медицинского обслуживания.

3. Отношения процедурного характера, которые непосредственно связаны с получением гражданами тех или иных благ.

Нормативные источники отрасли социального обеспечения

Существует множество источников, которые фактически регламентируют методы права социального обеспечения. Из практики мы знаем, что в РФ есть целая система нормативных актов, благодаря которым отрасль «живет». Таким образом, нормативная база отрасли состоит из следующих элементов:

1. Конституция РФ.

2. Федеральное законодательств (ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», «О государственном пенсионном обеспечении» и т. д.).

3. Указы президента Российской Федерации.

4. Международные правовые акты, ратифицированные в России.

Учитывая нормативную базу, метод права социального обеспечения можно назвать сборным способом регулирования отношений, который создан из положений представленных нормативных актов и международных соглашений.

Соотношение права социального обеспечения с иными отраслями

Существует целый ряд отраслей, с которым соотносится и взаимодействует право социального обеспечения. Это доказывает единство и централизацию всей юридической системы РФ. Таким образом, сегодня право социального обеспечения наибольшим образом соотносится с трудовым и гражданским правом. Соотношение существует из-за фактической схожести этих отраслей.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели метод права социального обеспечения и его отдельные характеристики. В заключение следует отметить, что некоторые положения отрасли все еще нуждаются в значительной теоретической проработке, чтобы на практике их можно было использовать без каких-либо трудностей.

fb.ru

Метод права социального обеспечения, Основные функции права социального обеспечения, Система права социального обеспечения

. Метод правового регулирования — это совокупность приемов и средств, с помощью которых государство обеспечивает необходимое поведение участников правоотношений

Признаки метода правового регулирования:

• порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

• юридическое положение участников правоотношений;

• характеристика установления прав и способов обеспечения исполнения обязательств;

* способы обеспечения исполнения обязанностей. Социально-обеспечительные отношения возникают на основании

юридического фактического состава, который имеет три элемента: риск, волеизъявление лица, решение уполномоченного государством органа о назначении или отказе в назначении того или иного вида социальной нию.

Правовой статус участников социально-обеспечительных правоотношений характеризуется тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство, в лице уполномоченных орга. Ан, выступает обязывающим субъектом, а лицо имеет право требовать от государства предоставления тех или иных видов социального обеспеченияя.

Большинство социально-обеспечительных отношений имеют не договорный характер. Условия, порядок, виды социального обеспечения определяются исключительно законодательством

Санкции по праву социального обеспечения должны правовидновлюючий, а не штрафной характер

Основные функции права социального обеспечения

Функции права бывают юридическими и общесоциальных

К юридическим относятся регулятивная и охранительная

Основная функция права — регулятивная есть основное назначение права социального обеспечения — регулировать общественные отношения по поводу получения материальных благ из специально созданных для этого фо ондив в случае наступления социального риска. Право социального обеспечения определяет цели и задачи государства в сфере социального обеспечения населения; тех, кто участвует в создании специальных фондов и осуществлении социальных выплат, виды социального обеспечения, условия предоставления того или иного вида социального обеспеченияня.

Охранная функция заключается в воздействии норм этой отрасли прана на отношения с целью их охраны. Охранную функцию выполняют:

1) нормы права, запрещающие совершение или не совершение определенных действий;

2) санкции, применяемые к нарушителям, нормы, устанавливающие юридическую ответственность субъектов правоотношений

К общесоциальных функций относятся:

1. Социальная. Эта функция касается права в целом (поскольку оказывает влияние на общественные отношения) и конкретизируется в функциях права социального обеспечения

2. Политическая. Снятие социальной напряженности в обществе, обеспечения нормального уровня жизни людей путем предоставления пенсий, пособий, льгот, компенсаций, установления государственных социальных нормативов и состояние ндартиів.

3. Демографическая. Проявляется в том, что социально-обеспечительное законодательства направлено на обеспечение поддержки семьи, охраны материнства и детства

4. Охрана здоровья населения. Повышение уровня медицинского обслуживания, установление перечня и объема гарантированного уровня медицинской помощи гражданам

5 реабилитационных. Обновление утраченного через определенные объективные обстоятельства социального статуса личности

Система права социального обеспечения

В структуре права социального обеспечения выделяют общую и особенную части

Общую часть формируют правовые норма, определяющих основные права граждан в области социального обеспечения, государственные социальные стандарты и социальные гарантии, принципы социального обеспечения, организационно-правовые формы и виды социального обеспечения и и.

К особенной части права социального обеспечения включаются нормы, которые регулируют условия, основания и порядок предоставления отдельных видов социального обеспечения

Особенностью системы права социального обеспечения является наличие подотраслей права, которые объединяют группы однородных отношений. Сейчас можно выделить подотрасль права общеобязательного государственного социал льного страхования, и право социальной помощи. Каждая подотраслей имеет свою общую часть, свои принципы. Однако, они находятся в зоне действия общих положений целой отрасли права социального обес печенья. В состав каждой из подотраслей входят правовые институттути.

Понятие и виды принципов права социального обеспечения. Принципы права — это руководящие идеи, которые определяют содержание и направленность правового регулирования. Значение принципов состоит в том, что они в кратко ом виде отражают существенные черты права. Однако, нельзя рассматривать принципы лишь как руководящие идеи, поскольку идеи — это категории правосознания или правовой науки. Идеи существуют независимо от теле ения в нормах. А принципы права, как и само право, существуют реально и объективно; будучи явлениями идеологическими, они одновременно существуют в самом правраві.

Таким образом, правовые принципы (общие, отраслевые) непосредственно закрепляются в правовых нормах, или вытекают из их содержания. Те идеи, которые не закреплены в нормах права нельзя считать правовым принц ципамы. В современном законодательстве отраслевые принципы закрепляются в правовых нормаах.

Различают общие и специальные принципы права социального обеспечения

К общим относятся: 1. Законодательное определение условий и порядка осуществления социального обеспечения. Конституция Украины предусматривает, что только законами определяются основы социальной защиты, формы и вы иди пенсионного обеспечения. Законами определяются права человека в области социального обеспечения, основы социального страхования в Украине, его виды, способы аккумуляции и распределения средств на социальной нет нужды, утверждаются социальные стандарты, различные виды социального обеспечения и механизмы реализации права на определенный вид обеспеченияння.

Распространение права социального обеспечения всех граждан Украины устанавливает равную и одинаковую для всех возможность получения обеспечения в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, а также в старости и в других случаях. Равенство и одинаковость означает отсутствие дискриминации по признакам пола, расы, происхождения, языка, национальности имущественного положения, должности и др.. В статье 46. Конституции указано, что граждане имеют право на социальную защиту. А законодательство гласит, что каждый человек. В наибольшем объеме этими возможностями пользуются я граждане Украины, иностранцы — при наличии соответствующих международных соглашений, а беженцам предоставляются только отдельные виды социального обеспечения. В законодательстве не предусмотрено запретов относительно получения пенсий пособий, услуг или льгот. Но принцип всеобщности не означает безусловности права на получение определенного вида социального обеспечения есть, определяются конкретные условия для получения конкретного вида со социального обеспечения: уплата страховых взносов, наличие стажа, уровень дохода, законность пребывания на территории Украины. Доступность социального обеспечения означает, что законом установлены следующие требования для возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения, которые не создают трудностей в их получении есть должно быть минимальное количество документов, подтверждающих тот или иной юриди ческий факт, который имеет значение для получения того или иного вида социального обеспечениябезпечення.

Универсальность, множественность и дифференциация видов социального обеспечения. Множественность видов социального обеспечения обусловлено универсальностью социального обеспечения. Физическое лицо должно иметь обесп печенья во всех случаях наступления нетрудоспособности и потери заработка при обстоятельствах, которые государство считает социально значимыми. Такими обстоятельствами нормы права признают старость (наступления пенсионного возраста), х. Воробей, трудовое увечье и т.д.. Социальные риски, которые выступают юридическими фактами при возникновения, изменения и прекращения отношений в социальном обеспечении. Перечень не уменьшается, а наоборот, расширяется я. При наступлении того или иного социального риска государство придает лицу поддержку различным способами (пенсия, помощь, компенсация, льгота). Содержание дифференциации заключается в том, чтобы улучшить материальное е положение различных социально незащищенных категорий граждан. Существуют определенные факторы, которые влияют на работоспособность и порой приводят к потере заработка. Такими факторами являются возраст, пол, длительность и у языка труда, местность, где проживает лицо и др.. Все это находит отражение в содержании соответствующих правовых норм. Возникает необходимость предоставления дополнительных прав для отдельных категорий граждан с неза мых от них причинам не могут реализовать общую для всех норму. А это не что иное как льготы. Другим основанием для предоставления льгот являются особые заслуги гражданина. Осуществление обеспечение на уровне не ниж че установленных в государстве социальных стандартених стандартів.

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *