2. Мировоззрение и типы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Религиозное и философское мировоззрение. Философское мировоззрение.
Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии
Научная философия возникает как ответ на потребность человеческого общества (т.е. познание мира и самого себя).
Социально-экономические предпосылки для появления научного знания:
Высокий уровень развития способа производства (обуславливает необходимую степень овладения человеком материальными силами природы и общества)
На основе развитой социальной структуры возникает потребность в осознании себя. На сложной ступени развития объективно проявляются внутренние механизмы и законы действительности. Такой ступенью развития является – капитализм (общественные отношения чисто экономические).
Развитие торговли и судоходства
Появление частной собственности
Путешествия
Увеличение богатства и его перераспределение
Создание научной философии происходит на основе достаточного зрелого капитализма (40-е года 19 в.): в обществе происходят кризисы – идут процессы перепроизводства, революционные выступления рабочих
Огромную роль в появлении научного знания сыграли социальные силы – пролетариат (новое общество должно даровать свободное развитие каждого, что является условием свободного развития всех). Пролетариат не может освободить себя от гнета, не освобождая все общество. Начинает критиковать все старое (мировоззрение), что способствует возникновению научного мировоззрения.
Исходя из данных причин, в обществе появилась необходимость создания права, законодательства для защиты частной собственности. Рост знаний об обычаях других народов приводит к кризису мифологическое мировоззрение и людям требуется рациональное объяснение действительности. Греция становится центром ремесленной индустрии и торговли. Осуществляется переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В это время труд разделяется на умственный и физический, появляются классы. Господствующий класс получает больше свободного времени и занимается умственным трудом. Эта умственная деятельность направлена на попытки объяснить сущность мира, человека, месте человека в мире и т.д. Отсюда и возникает философия. Расширялся географический горизонт греков, и тем самым Гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров. Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос.
Мировоззрение – это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также система принципов, которыми люди руководствуются в жизни. Существует несколько типов мировоззрений (житейское, религиозное, научное) но центральным вопросом является вопрос о смысле человека в обществе. Житейское мировоззрение– система знаний которые приобретаются человеком в процессе жизнедеятельности. Оно передается из поколения в поколения через традиции навыки, но эти знания имеют бессистемный, эмпирический характер. Они применимы только дома. Научное мировоззрение – основано на рациональном способе познания действительности. Носит системный характер. Пользуется научными понятиями, которых нет в религии. Опирается на факты, аргументирует свои положения. Дает научную картину мира.
Особенности религиозного мировоззрения. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Философское мировоззрение шире, чем научное т.к. научное строится на основе данных частных наук и опирается на разум, фил. мировоззрение еще и на ощущения. Оно отражает мир через понятия и категории. Особенности: — это рациональное объяснение действительности — философия имеет понятийно-категориальный аппарат — философия носит системный характер — философия носит рефлексивный характер — философия носит ценностный характер — философия носит оценочный характер — философия требует определенного уровня интеллекта Отношение человека к миру – вечный
Предмет, структура и функции философии. Основной Вопрос Философии и его структура (стороны и уровни)
Философия – наиболее общая часть мировоззрения, его фундамент. У каждой науки (Н.) есть свой предмет, содержание, структура и метод(ы).
Области действительности бывают:
Объективная действительность (физическая и социальная реальность)
Субъективная реальность (психологические процессы)
Предмет научной философии: в первом приближении – мир в целом + процесс его познания (недостаток этого определения: мир как целое изучается целой системой наук включая философию). Предмет Ф – сущность мира, человека, место человека в мире, смысл его существования.
Разделы философского знания: Онтология – философское учение о бытии
Гносеология – фил. учение о познании
Диалектика – учение о развитии
Социальная философия – учение об обществе
Философия экономики, права и т.д.
История философии
Философия истории
Логика – учение о законах мысли
Этика – учение о морали
Эстетика – учение о прекрасном
Философия религии и атеизма
Философская антропология 6 функций философии: 1. Мировоззренческая функция: Способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. 2. Познавательная (или гносеологическая) функция философии:правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания) 3. Методологическая. Философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Метод – способ познавать и преобразовывать деятельность. 4. Прогностическая . На основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, человека, природы и общества. 5. Идеологическая. Идеология – система взглядов на социально-экономический строй общества, выражающий интересы определенной группы, призванный изменить строй либо его укрепить. 6. Критическая (преобразующая): Её роль — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание. Задача функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Философия решает 2 общих для человеческого познания вопроса:
Основной вопрос философии (ОВФ)
Вопрос о движении и развитии. Развитие включает в себя движение. В зависимости от решения вопроса о развитии выделяют 2 концепции: диалектика (учение о развитии) и метафизика (отрицает развитие). ОВФ связан с решением вопроса о развитии. Развивается ли мир, человеческая сущность? Если материя первична по отношению к сознанию, то сознание возникает из развития материи.
Фундаментальный уровень ОВФ имеет 2 стороны:
Понятие первичности имеет 3 смысла (связанных др с др):
Что существует первым т.е. что чему предшествует?
Что является свойством или проялением другого: сознание принадлежит высокоорганизованной материи или наоборот?
Что отражает другое: сознание отражает внешний для него мир или мир – отражение духа?
Признание познаваемости мира (материалисты. Но среди них встречаются агностики)
Отрицание познаваемости мира – агностики (а-не гносиз — знание): Юм, Кант, идеалисты
уровень ОВФ: Включает 3 вопроса (взаимосвязаны др с др)
Вопрос о сущности мира, сущности сознания, сущности отношения 2го к первому
3 уровень ОВФ:
Вопрос о сущности мира
Сущности человека и его месте в этом мире + перспективах его развития
studfiles.net
Мировоззрение и его структура. Знания, сомнения, вера. — КиберПедия
Мировоззрение — система представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей. Мировоззрение — образование интегральное (синтезирующее). В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав» (компонентами его являются образы, представления, рациональные понятия, эмоциональные переживания, ценности, волевые установки, разнородные «блоки» знаний, настроений, стремлений, надежд), предстающий как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
В качестве субъекта мировоззрения реально выступают общество в целом, класс, социальная группа и личность.
В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные
Существуют три основных типа мировоззрения — житейское (обыденное), религиозное и философское.
Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.
Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически — преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).
В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения — разум.
Мировоззрение — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности.
Структура мировозрения.
1.Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение.
2. Ценности — это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как «значимость», «полезность» или «вредность». Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения — что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.
Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность — это наше негативное отношение к какому-то явлению.
3. Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.
Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть «мрачные» эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.
Вместе с тем, людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.
4. Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.
Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.
5. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика их побудительная сила.
Убеждения — это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.
6. Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.
7. Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.
Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.
Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм, или нигилизм — неверие ни во что, утрату идеалов.
Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.
Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.
cyberpedia.su
Понятие мировоззрения.
Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.
Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.
Мировоззрение представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.
В мировоззрении человек осознаёт себя не через своё отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщённое, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нём, что принято называть сущностью, что остаётся наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.
В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят обобщённые знания, определённые системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, то есть взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека. Морфология мировоззрения.
Морфология мировоззрения.
В процессе исследования уровня и характера отражения действительности в сознании человека выделяют обыденное и теоретическое мировоззрение.
Обыденное (житейское) мировоззрение складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
Теоретическое мировоззрение
Более высокий уровень мировоззрения. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.
По субъекту выделяют индивидуальное, групповое и общественное мировоззрение.
Индивидуальное мировоззрение – это система обобщенных взглядов личности на мир, место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Содержание индивидуального
мировоззрения можно представить как систему категорий, отражающих обобщенные представления личности о разных сторонах и аспектах действительности.
Групповое мировоззрение характеризуется системой убеждений, присущих только определённой социальной группе и определяет групповое отношение к миру.
Общественное мировоззрение – система убеждений, присущих всем людям независимо от их групп.
studfiles.net
Обыденное мировоззрение. Философы о смысле жизни человека
Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог! Я рада Вам!
Вы часто встречаете по жизни людей, имеющих обыденное мировоззрение или сознание. У таких людей отсутствует потребность искать истину. Часто такие люди внешне выглядят более счастливыми, чем люди с философским подходом к жизни. Можно много десятилетий искать смысл жизни и секрет счастья, и только в конце жизни прийти к пониманию того, как можно было прожить жизнь счастливо. Но исправить уже ничего нельзя. А можно воспользоваться мудростью многих поколений мыслителей, узнать, что говорят философы о смысле жизни человека, получить рекомендации и практические советы, как прожить в этом мире, совершая минимальное количество ошибок, не «изобретая велосипед» и «не наступая на грабли» тьмы тем людей, живших до тебя.
Спешу поделиться с Вами лекцией по философии (в сокращенном виде) современного философа Алексея Цуркана, благодаря которой вы полностью измените свое отношение к жизни, счастью, мировосприятию и сможете найти свой смысл жизни и секрет счастья. Начнете жить по-другому — легко, непринужденно и счастливо!
Те, кто обладают любовью к мудрости и философии, смогут посмотреть видео с лекций полностью (в конце статьи):
- Часть 1. Обыденное и философское: 2 подхода к жизни. Обыденное сознание (видео лекция 40 минут).
- Часть 2. Обыденное и философское: 2 подхода к жизни. Философское сознание (видео лекция 30 минут).
Итак приступим. Приготовьтесь узнать себя, как и я узнавала себя во многих примерах. Обещаю, что будет очень интересно!
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Часть 1. Обыденное и философское: 2 противоположных подхода к жизни. Обыденное мировоззрение (сознание).
1. Что такое обыденное мировоззрение (обыденный тип сознания)?
Само название этой темы предполагает необходимость дать определение исходных понятий.
Сам термин «обыденное» говорит нам о явлении, которое имеет обычный характер, повседневный предсказуемый, простой.
Когда мы с вами пытаемся понять феномен обыденного, необходимо уяснить для себя ту природу, ту финальную причину, как учит об этом Аристотель, которая провоцирует появление этого типа сознания.
Наиболее простой ответ на этот вопрос окажется и самым правильным Здесь мы следуем давнему философскому принципу, которой называется: «Бритва Оккама: не умножай аргументы без необходимости». Любая проблема, как правило, имеет самое простое решение и когда мы спрашиваем себя, каково происхождение обыденного, какова его роль в жизни человека, то ответ на этот вопрос лежит на поверхности.
Обыденное возникает как своеобразная реакция в отношении агрессивной среды, в которой пребывает человек. Среда в которой мы пребываем чаще всего сопряжена с высоким коэффициентом тревожности и для того чтобы понизить этот коэффициент, человек должен каким-то образом адаптироваться к этой среде.
И чаще всего наиболее эффективным инструментом адаптации к агрессивной среде является упрощение своего отношениям жизни. Поэтому обыденное сознание строится на принципе упрощения.
Как правило, упрощение восприятия реальности влечет за собой более комфортные условия существования для человека в ней, но одновременно и создает массу новых проблем поскольку по сути своей является подобием позиции страуса, который вместо того чтобы смотреть в лицо проблеме и пытаться решать ее, пробует замаскировать проблему, чаще всего забалтывая ее.
Поскольку индивид, человек, в процессе своего бытействования вынужден постоянно сталкиваться с агрессивной внешней средой, коэффициент упрощения восприятия реальности может варьироваться. Но, тем не менее, как показывает практика и исследования на эту тему не только философов, но и представителей смежных гуманитарных дисциплин, можно вычленить некий вариант, некую модель восприятия реальности и ее составляющие, которая воспроизводится из поколения в поколение и носит константный характер.
2. Обыденное сознание. Стереотип и догма. Достоинства и недостатки.
Сознание обыденного — это сознание, которое по большей части состоит из стереотипов и догм.
Стереотипность сознания — достоинства и недостатки.
Стереотип — это не всегда плохо. ДОСТОИНСТВА:
- Стереотип обеспечивает трансляцию культурного опыта, передачу информации от одного поколения другому. Обычаи, традиции, все то, что составляет код культуры, в конечном итоге, фиксируется в наборе стереотипов.
- Помимо всего прочего, стереотип обеспечивает человеку некую иллюзию предсказуемости собственного бытия, его устойчивости.
- Следуя стереотипам, человек социализирует себя среди себе подобных, ищет свое место в мире, и выстраивает ту систему отношений, которая представляется ему наиболее комфортной.
Но у стереотипа есть и отрицательные аспекты. НЕДОСТАТКИ связаны с:
- пониженным коэффициентом ответственности за поступок,
- пониженным коэффициентом свободы,
- пониженный коэффициентом креативности.
Когда в обыденном сознании начинает превалировать стереотип, общество теряет коэффициент креативности. Оно перестает генерировать интересные, новые, свежие идеи. Это приводит к стагнации (застою). Что является первым признаком деградации любой социальной системы.
Хотя с точки зрения властей, верхушки той пирамиды, согласно которой, в конечном итоге, структурируется любое человеческое, наличие высокого коэффициента стереотипности сознания помогает обеспечивать управляемость социальной системы и часто власти этим злоупотребляют, пытаясь всячески наращивать это с помощью пропаганды и идеологии, чему множество примеров, как в истории прошлого, так и в истории настоящего.
Залог социальной устойчивости и способности социума развиваться и быть эффективным — это некий компромисс между стереотипностью, с одной стороны и креативностью с другой.
Попытка найти динамическое равновесие между этими двумя элементами должны были бы, с одной стороны, обеспечить общество определенным коэффициентом устойчивости, а с другой — позволить человеку искать эффективные ответы на те вызовы, который доставляет ему внешняя среда.
Это не всегда получается и, когда коэффициент стереотипности мироощущения достигает критически высокой точки, общество начинает деградировать и вслед за этим наступает дезинтеграция.
Догматичность сознания — достоинства и недостатки.
Второй компонент обыденного — это догма. Сознание повседневного, обыденного догматично в силу того, что догма обеспечивает очень устойчивые стереотипы взаимодействия людей в обществе.
Догма — это принятие чего-либо на веру, без требования доказательств.
ДОСТОИНСТВА. Догма фактически лишает человека возможности самостоятельно выбирать и это облегчает ему жизнь в значительной мере.
НЕДОСТАТКИ. Но вместе с тем, в этом мире все диалектично и цена за это может быть очень высокой. Догматичность сознания чаще всего ведет к понижению коэффициента скепсиса и иронии.
А скепсис и ирония – это две характеристики человеческой психологии, которые абсолютно необходимы для выработки творчески свежих, новых решений. Более того, скепсис и ирония являются наиболее эффективным антидотом в отношении любой формы фанатизма и экстремизма. Тогда как наличие догмы в качестве доминанта сознания обыденного чаще всего генерирует, влечет за собой экстремизмы, фанатизмы, которые, как мы знаем из истории, бывают оплачены чрезвычайно высокой ценой.
Как показывает историческая практика с древнейших времен до сегодняшнего дня, догматичность сознания вырастает там, где нет альтернативы.
3. Два важнейших стремления человека с обыденным сознанием — БЫТЬ и ИМЕТЬ.
Человек с обыденным сознанием наделяет избыточным ценностно-смысловым статусом те вещи, которые его окружают и стремится к их накоплению. Человек устроен таким образом, что он стремится к 2-м главным вещам — БЫТЬ и ИМЕТЬ:
- ИМЕТЬ — к накоплению вещей, ценностей;
- БЫТЬ — к пролонгации своей жизни.
Человек стремясь к накоплению вещей, которые с его точки зрения обладают смыслом и ценностью, фактически создает условия, при которых его жизнь выстраивается в рамках чрезвычайно простого графика, который состоит из двух прямых. Одна из них может быть именована термином быть, другая термином иметь.
Стремление БЫТЬ.
Если бы мы с вами решили пофантазировать и спросить себя: «Вот если бы цель человека в этом мире была бы достигнута и он бы жил вечно на этой земле, был бы он счастлив?» Вряд ли, но тем не менее стремление к этому, пожалуй, пронизывает всю человеческую культуру. Иногда это приводит к довольно экстравагантным вещам, например появление таких философских явлений, как философия трансгуманизма.
Эта теория чрезвычайно популярна в Америке. Сводится к тому, что человек, как он существовал последние полтора миллиона лет (биологический вид «homosapiens»), является лишь промежуточной формой эволюции человека от примата к некому кибернетическому организму, который будет синтетическим по своей природе, будет объединять искусственное и естественное, белковонуклеиновую материю, искусственно созданные элементы.
Все это граничит с научной фантастикой и чрезвычайно популярно у футурологов, но, тем не менее, в качестве некой культурной установки, эта идея чрезвычайно популярна на западе, где технологические возможности для подобного рода модификации человека достигли довольно высокого уровня. Всё это тема пролонгации бытия.
Стремление ИМЕТЬ.
Второе стремление обыденного сознания человека в этом мире может быть условно названо термином «иметь». Это очень емкая категория, которая означает систематическое присвоение человеком окружающей действительности. Собственно, человек выживает, и как биологический вид, и как социальное существо, только до тех пор, пока присваивает окружающую его реальность.
Это можно назвать экспансией определенного рода. Экспансия, как способность человека удовлетворять неуклонно возрастающие свои потребности, в которых, пожалуй, нет никаких естественных барьеров, кроме смерти.
4. Философское объяснение, почему деньги могут «раздавить» человека? Совет мудрецов об отношении к вещам.
Пытаясь присваивать как можно больше внешней среды и пытаясь пролонгировать свое бытие, человек с обыденным сознанием сам своими собственными руками конструирует для себя ловушку и это ловушка имеет прямое отношение к глубинным структурам самого бытия.
Самая талантливая формулировка этой темы была предложена Арсением Николаевичем Чанышевым, выдающимся философом. Он сформулировал своеобразный закон. У Чанышева есть потрясающий трактат о небытии 1962 года, который сделал много шума, произвел большой скандал, когда появился в прессе.
В рамках своих размышлений о диалектики небытия и бытия Чанышев пришел к поразительному выводу, который может быть сформулирован следующим образом: «Чем больше человек стремится к уплотнению своего бытия за счет наращивания коэффициентов «быть» и «иметь», тем более хрупкими и нестабильным становится его бытие, тем более уязвимым становится сам человек в отношении тех деструктивных сил, которые в конечном итоге уносят его в ничто».
Пытаясь сымитировать свое существование за счет накопления вещей, за счет пролонгации своей жизни любыми возможными способами (и здесь, конечно, достижения медицины играют чрезвычайно важную роль), человек ставит себя под удар, потому что чем больше вещей он имеет, тем более хрупким и нестабильным оказывается его собственное существование.
Все это, в конце концов, вписывается в естественную физическую закономерность. Мы знаем, что чем более проста система, тем она более устойчива.
Самая устойчивая система это та, что состоит из двух элементов. Появление третьего, четвертого, пятого, десятого и дальше до бесконечности, фактически ведет к наращиванию коэффициента хаоса. Поэтому чем больше вещей имеет человек, тем более неустойчивым оказывается его бытие.
Аналогичный принцип работы в отношении социальных контактов любой формы социальной коммуникации. Чем ближе друг другу два индивида, тем более нестабильным оказывается бытие каждого.
С одной стороны, человек не может выживать без высокого коэффициента социализации и он нуждается в этом. С другой стороны избыточная социализация, нарастание различных форм и способов коммуникации ведет к тому, что человек становится нестабильным.
Культура становится невротической и опасной для пребывания в ней.
Все это, в общем и целом, характеризует обыденное сознание, которое разворачивает себя в этом мире в этих двух векторах «быть» и «иметь». Очень важно подчеркнуть здесь то обстоятельство, что человек приобретающий вещь, думает что он владеет ею. На самом деле в реальности все происходит с точностью до наоборот. Хозяин обслуживает вещь и служит ей, как раб.
В результате возникает поразительная совершенно ситуация. Человек превращается в раба мертвой материи и эта мертвая материя, в конечном итоге, не только подавляет его, но и разрушает его жизнь.
ВАЖНО! СОВЕТ ФИЛОСОФОВ, МУДРЕЦОВ ДРЕВНОСТИ, актуальный для современности: нужно всегда помнить о временном характере всего того, что нас окружает и пореже использовать глагол я «владею» или я «имею». Правильнее говорить: я «пользуюсь».
Примеры и подтверждения этому в историческом прошлом человека:
Однажды великий афинский законодатель Солон, который, собственно, придумал в Афинах демократию, гостил у царя Лидии по имени Крез. Крез был известен своим богатством и однажды на пиру, решив похвастаться, спросил Солона о том, кого он считает наиболее счастливыми из смертных. Солон был один из семи греческих мудрецов и дал Крезу очень интересный и глубокий ответ. Он сказал, что наиболее счастливым из смертных он считает афинского гражданина по имени Теллас, которой умер от ран, полученных в битве за свободу родного города, на руках у благодарных сыновей. Крез был оскорблен таким ответом, потому что ожидал что Салон укажет на него, как на самого счастливого из людей. Но прошло время и царь из соседнего государства Мидия по имени Кир, основатель персидской державы, захватил это лидийское царство и решил подвергнуть Креза жестокой казни, сжечь его на костре и когда Крез стоял уже на костре он вдруг стал кричать: «Солон, Солон». Кир, который решил понаблюдать за этой сценой изумился и стал спрашивать, что за слово он выкрикивает, кого он зовет и приказал привести к себе Креза. Когда тому был адресован вопрос о том, что за имя он только что прокричал, Крез рассказал ему историю о своей беседе с Солоном. О том, что счастливейшим из смертных Салон назвал мертвеца, умершего на руках у благодарных детей. Кир решил пощадить Креза и усвоил эту мудрость. Все это свидетельствует о том, что мудрость древних, в данном случае, мудрость греков говорит нам о том, что иметь в этом мире практически ничего невозможно, потому что человек не знает, откуда он, зачем он, и куда идет. Иными словами, «causa finalis». Последняя причина человеческого бытия для него скрыта, неизвестна. Стало быть можно только пользоваться, только использовать. И подобного рода отношение к жизни может свидетельствовать о наличии определенной доли мудрости.
5. Понятие «смысла жизни» в обыденном сознании. Философы о смысле жизни человека.
Сознание обыденного — это сознание, которое постоянно сталкивается с проблемой «смысла жизни».
Проблема «смысла жизни» в философии — это, пожалуй, одна из самых сложных и интересных проблем. Начнем с того, что чрезвычайно сложно определить понятие «смысла». Чаще всего в обыденном сознании понятие «смысла» подменяется понятием «цель» или «ценность». Когда у человека спрашиваешь: «В чем смысл твоей жизни?», чаще всего он отвечает на этот вопрос следующим образом: «Смысл моей жизни купить Lexus (например)». Не нужно быть крупным философом, чтобы понять, что речь идет о подмене понятий.
Философия и обыденное сознание имеют различные взгляды на смысл жизни. Если философа попросить дать определение «смысла жизни», то он бы сказал, что «смысл» — это конечный результат усилий.
Применительно к человеческой жизни «смысл» — это конечный результат совокупных усилий всей человеческой жизни и проблема здесь заключается в том, что смысл человеческой жизни познается только после того, как процесс закончен, то есть после того, как человеческая жизнь закончилась.
Трагедия человека заключается в том, что смысл его жизни опознается не им самим, а теми, кто идет за ним. А для самого человека совокупный результат усилий перестает иметь какое бы то ни было значение, когда он умирает.
Чрезвычайно оптимистическим и даже комичным моментом является то, что в обществе постоянно все находятся в состоянии конкуренции и состязательности. Однако у лузера, у проигравшего есть сильный мощный союзник — это само время, которое в конечном итоге нивелирует любой успех.
Время устраняет, стирает все совокупные результаты человеческих усилий. Поэтому философ на вопрос «кто выигрывает в этой борьбе с точки зрения вечности?», сказал бы, что лузер срывает банк, потому что победителю есть, что терять и он теряет, проигравшему нечего терять и по результатам этих потерь проигравший теряет значительно меньше.
Несколько подтверждающих примеров из истории человечества.
В Риме есть место, где 15-го марта 44-го до нашей эры убили Гая Юлия Цезаря. Там проходили заседания Римского сената. Цезаря убили его ближайшие сподвижники, друзья, заговорщики, нанеся ему множество кинжальных ударов. Теперь на этом месте растут два высоких кипариса, чтобы это место не забыли потомки. Вот таков итог совокупных усилий этого человека, таков итог его жизненного пути. В этом есть, на самом деле, большой коэффициент иронии.
Цезарь стал салатом с курицей, Наполеон стал тортом со сливочным соусом.
Вот таков удел человеческой славы на этой Земле и в результате мы можем прийти к следующему промежуточному выводу.
Когда мы ставим проблему «смысла жизни», а проблема смысла человеческой жизни является актуальной особенно в плоскости обыденного, мы с вами приходим к выводу о том, что:
- смысл, если он вообще существует, открывается не самому человеку, а тем, кто идет за ним;
- в конечном итоге любые смыслы стирает время и, с точки зрения вечности, не остается ровным счетом ничего.
- все это создает довольно драматическую перспективу. Потому что человек, пребывающий в сфере обыденного, нуждается в устойчивом ощущении того, что все его повседневные усилия имеют какой то смысл, значение.
В сфере обыденного человек:
- верит в ценности,
- верит в ценность социальных институтов,
- верит в то, что посадить дерево, родить сына, построить дом имеет значение.
Человек жертвует своим временем, своей жизнью на постоянное поддержание этих вер и тем самым обретает моменты счастья, без которых, пожалуй, существование в сфере обыденного было бы вовсе невыносимо.
ВАЖНО! Речь не идет о том, что все эти вещи не имеют значения. Напротив, в зависимости от того, какая точка зрения, какой взгляд на вещи избирает человек, он формулирует ту систему ценностей в которой ему комфортно.
Ценность — это способность явления предмета удовлетворять потребности человека и, если потребности человека вполне удовлетворяются этим набором вещей, которые он считает для себя значимыми, значит, у этого человека есть ощущение комфорта пребывания в бытии. Периодически его посещают моменты счастья.
Мудрые греки не зря называли счастье термином «eudaimonia», то есть посещение человека добрым богом и добрым демоном. Они понимали, что счастье не бывает долгим, оно бывает кратковременными и чаще всего познается только после того, как закончилось.
6. Высказывания философов о смысле жизни.
Привожу здесь свои любимые высказывания именно философов о смысле жизни. Другие мудрые высказывания великих людей про жизнь, высказывания великих людей о смысле жизни Вы можете найти на этом полезном сайте, которым я сама всегда пользуюсь. Всего на сайте собрано более 1000 высказываний о смысле жизни.
7.Резюме. Главные тезисы об обыденном сознании.
Подведем итог. Из статьи Вы узнали о том, что такое обыденное мировозpрение, сознание, отношение к жизни. Какие имеет достоинства и недостатки. В чем для человека с обыденным сознанием заключается смысл жизни и что говорят философы о смысле жизни человека. Почему многочисленные накопленные вещи могут раздавить человека.
Вот главные тезисы об обыденном сознании:
Обыденное мировоззрение (сознание) — неизбежно, поскольку является естественным результатом усилий человека по понижению коэффициента тревожности от пребывания в довольно агрессивной среде.
Обыденное зиждится на стереотипах и догмах. Это одновременно и хорошо, но чаще плохо.
В обыденном низкий коэффициент скепсиса (сомнения) и иронии. Обычный человек чаще всего не умеет иронизировать и сомневаться, поскольку и то, и другое для него оказывается чем то дискомфортным.
Обыденное сознание мотивировано стремлением жить как можно дольше и иметь как можно больше.
Обыденное сознание подвержено гиперсоциализации, поскольку в этом человек ищет утешения, поддержки и опоры для своей собственной жизни, фактически паразитируя на бытие другого и одновременно получая от него удары.
А теперь пришло время узнать об ЭФФЕКТИВНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЕ ОБЫДЕННОМУ ПОДХОДУ К ЖИЗНИ – О ФИЛОСОФСКОМ ПОДХОДЕ.
Обыденное и философское сознание проистекают из одного источника. В конечном итоге и то, и другое являются следствием усилий человека по снижению болевого синдрома от пребывания в самой реальности под названием жизнь. Обыденное решает эту проблему теми способами, о которых вы узнали выше.
Философские же способы решения той же проблемы, могут быть условно разделены на два аспекта:
- метафизика, то есть выстраивания реальности, параллельной той, в которой живет человек;
- практическая философия с набором тех рекомендаций, которые доступны любому человеку, если он хочет выработать правильное отношение к жизни и прожить эту жизнь относительно спокойно и уверенно, по возможности, не совершив тех ошибок, которые совершает обыватели в рамках сознания обыденного.
О философском типе сознания и отношении к жизни со списком практических рекомендаций, выработанных мудрыми философами предыдущих веков, Вы узнаете из 2-й части статьи (из 2-й лекции, посвященной философскому сознанию и подходу к жизни).
До встречи на страничках блога!
Желаю найти свой путь, свое отношение к жизни, своё счастье, свой смысл жизни!
Алёна Краева
SMARTБЛОГ
Можете посмотреть полную версию ЧАСТИ 1 Лекции Обыденное и философское — 2 подхода к жизни:
alenakraeva.com