Некоммерческие организации бухгалтерский и налоговый учет – Бухгалтерский и налоговый учет в некоммерческой организации в 2018

Как вести бухгалтерский учет в некоммерческой организации

Бухучет в некоммерческой организации (далее – НКО) строят на основании тех же нормативно-правовых актов, что и для коммерческих структур. Есть лишь несколько особенностей. Подробно о том, как применять в НКО действующие ПБУ, какие из них необязательны и можно ли вести учет упрощенно, вы узнаете из этой рекомендации.

ПБУ для НКО

Среди ПБУ есть те, которые для любых НКО необязательны. И есть положения, которые могут не применять лишь отдельные категории некоммерческих организаций.

Абсолютно любые НКО могут не применять в работе ПБУ, перечисленные в таблице ниже.

Название ПБУ, которые необязательны для всех НКО

Основание

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»

П. 1 ПБУ 7/98

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»

П. 1 ПБУ 11/2008

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»

П. 1 ПБУ 12/2010

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

П. 1 ПБУ 13/2000

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

П. 1 ПБУ 16/02

ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

П. 1 ПБУ 17/02

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»

П. 1 ПБУ 20/03

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»

П. 1 ПБУ 23/2011

НКО, которые не ведут предпринимательскую деятельность, вправе не применять:

  • ПБУ 9/99 «Расходы организации»;
  • ПБУ 10/99 «Доходы организации».

Но заметьте: если НКО хотя бы разово продает товары (работы, услуги, имущественные права), получает банковские проценты, то применять эти два ПБУ она обязана. Это следует из абзаца 2 пункта 1 ПБУ 9/99 и абзаца 2 пункта 1 ПБУ 10/99.

НКО, которые вправе вести бухучет упрощенно, могут не применять: ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;

  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Так прописано в пункте 2.1 ПБУ 2/2008, пункте 3 ПБУ 8/2010 и пункте 2 ПБУ 18/02.

Упрощенные способы бухучета в НКО

Многие некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы учета. Просто потому, что они НКО (подп. 2 п. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Но исключения все же есть.

Вот перечень НКО, которым запрещено вести упрощенный учет:

  • НКО на обязательном аудите, то есть созданные в форме фондов;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы, включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;

Эти исключения прописаны в пункте 5 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Как применять ПБУ НКО на упрощенном способе учета

Некоммерческие организации, которые вправе вести учет упрощенно, применяют обязательные для них ПБУ с особыми оговорками. Разобраться с каждым ПБУ будет проще по таблице ниже.

Название

Особенности применения для НКО

Основание

ПБУ 1/2008 «Учетная политика»

Последствия изменений учетной политики можно отражать перспективно.

Можно предусмотреть ведение бухучета без метода двойной записи

П. 6.1 и 15.1 ПБУ 1/2008

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Признавать выручку можно по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), то есть применять кассовый метод учета доходов и расходов

П. 12 ПБУ 9/99

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Если выручку признавать кассовым методом, то и расходы тоже. То есть признавать их после погашения задолженности

П. 18 ПБУ 10/99

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

Все расходы по займам можно признавать в составе прочих расходов

П. 7 ПБУ 15/2008

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Последующую оценку всех финансовых вложений можно делать в том же порядке, что и для вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. То есть отражать их в учете и отчетности по первоначальной стоимости.

Также можно решить не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, когда его трудно рассчитать. Каких-либо критериев оценки трудности нет, поэтому бухгалтер может опираться на свое профессиональное мнение и решить сам, отражать обесценение или нет

П. 19 ПБУ 19/02

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»

Существенные ошибки прошлого года, выявленные после утверждения годовой отчетности по нему, можно исправить в текущем. Используйте счет 91 «Прочие доходы и расходы». Ретроспективный пересчет не понадобится

П. 14 ПБУ 22/2010

nalogobzor.info

Бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.Р.Захарьин

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы деятельность некоммерческих организаций приобретает все большее значение в экономике Российской Федерации. В странах с рыночной экономикой некоммерческие организации выполняют некоторые функции, которые в государствах с плановым ведением хозяйства осуществляются исключительно государством или уполномоченными им органами: удовлетворение отдельных нематериальных потребностей членов общества, создание и реализация нематериальных благ, имеющих общественную значимость, и т.д.

По данным Госкомстата России, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается примерно 500 000 некоммерческих организаций. Из всех форм некоммерческих организаций наиболее распространенными являются общественные объединения и организации.

Увеличение количества некоммерческих организаций, расширение сферы деятельности и усложнение их функций становятся причиной все более жестких требований, предъявляемых к бухгалтерам.

В данной книге вниманию читателей предлагается подробный практический комментарий к требованиям законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, порядок организации и ведения бухгалтерского учета, а также особенности налогообложения таких организаций.

Особое внимание обращается на правовое положение отдельных видов некоммерческих организаций: общественных организаций или объединений; религиозных организаций или объединений; некоммерческих партнерств; автономных некоммерческих организаций; социальных и благотворительных фондов; ассоциаций и союзов; государственных корпораций. Подробно рассматриваются вопросы создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций.

В главах, посвященных организации и ведению бухгалтерского учета, рассматриваются вопросы, являющиеся специфическими для данной организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов: учет уставного фонда, средств целевого финансирования, а также доходов, получаемых от предпринимательской деятельности, ведущейся в установленном законодательством порядке. Отдельно приводятся рекомендации по составлению и ведению смет доходов и расходов некоммерческих организаций. Кроме того, достаточно подробно излагаются и вопросы учета отдельных видов активов и обязательств (основных средств, нематериальных активов, денежных средств, расчетов и т.п.).

Текст книги проиллюстрирован большим количеством примеров и графического материала.

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. Общие положения

В соответствии со ст.50 ГК РФ некоммерческие организации — это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Пунктом 5 ст.50 ГК РФ установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Данное положение является основным при определении права таких организаций на осуществление предпринимательской деятельности, распределение средств, полученных от такой деятельности, а также в некоторых случаях и на определение права на льготы по налогообложению.

Отдельной разновидностью некоммерческих организаций являются союзы и ассоциации, которые представляют собой объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируются Законом о некоммерческих организациях.

Из всех возможных форм некоммерческих организаций действие Закона о некоммерческих организациях не распространяется на потребительские кооперативы, деятельность которых регулируется нормами ГК РФ, законодательством о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами. Это обусловлено особенностями функционирования этой организационно-правовой формы, в частности тем, что в деятельности потребительских кооперативов большое значение и большой удельный вес имеют торговые операции.

Кроме того, некоторые положения Закона о некоммерческих организациях не распространяются на религиозные организации.

Закон о некоммерческих организациях выделяет следующие основные цели, для которых может быть создана некоммерческая организация:

— достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

— охрана здоровья граждан;

— развитие физической культуры и спорта;

— удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

— защита прав, законных интересов граждан и организаций;

— разрешение споров и конфликтов;

— оказание юридической помощи;

— иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в следующих формах:

— общественные и религиозные организации или объединения;

— фонды;

— государственные корпорации;

— некоммерческие партнерства;

— учреждения;

— автономные некоммерческие организации; — ассоциации и союзы и т.д.

Как юридическое лицо некоммерческая организация обязана обладать следующими признаками:

— иметь в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество;

— отвечать (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом;

— иметь право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; — иметь самостоятельный баланс или смету.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо (так же как и организация, основанная на иных отношениях собственности) с момента ее государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Срок деятельности некоммерческой организации, как правило, не ограничивается, если иное не установлено учредительными документами.

Некоммерческая организация имеет право открывать счета в кредитных учреждениях на территории Российской Федерации и за ее пределами. Печать некоммерческой организации для скрепления денежных и иных документов (в установленных случаях) должна иметь полное ее название на русском языке.

Некоммерческая организация может иметь собственные штампы и бланки, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Для нужд бухгалтерского учета и налогообложения существенное значение имеет внутренняя организация хозяйствующего субъекта, в частности наличие структурных подразделений, как выделенных, так и не выделенных на обособленные балансы. Право некоммерческих организаций на создание филиалов и представительств закреплено ст.5 Закона о некоммерческих организациях. Филиалом некоммерческой организации считается ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет ее интересы и осуществляет их защиту.

Филиал или представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководитель филиала или представительства назначается некоммерческой организацией и действует на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией. Ответственность за деятельность своих филиалов и представительств несет создавшая их некоммерческая организация.

Особенности правового положения отдельных форм некоммерческих организаций установлены гл.II Закона о некоммерческих организациях.

Общественные и религиозные организации (объединения). Основной особенностью общественных и религиозных организаций (объединений) является то, что круг лиц и перечень целей, для которых они могут создаваться, ограничен. В соответствии со ст.6 Закона о некоммерческих организациях общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Таким образом, членами общественных и религиозных организаций не могут быть юридические лица (другие организации), а круг потребностей, которые объединившиеся граждане могут удовлетворять, ограничивается нематериальными.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Это право создает условия для предоставления таким организациям налоговых и иных льгот. Следует, правда, учитывать, что основной целью предпринимательской деятельности подобных организаций является поиск дополнительных источников финансирования для достижения целей, ради которых эти организации были созданы.

mirznanii.com

Бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций: практические рекомендации

Как правильно отразить целевые средства, в каком случае их трата будет признаваться нецелевой и облагаться налогом на прибыль? Может ли некоммерческая организация вести предпринимательскую деятельность, и если да, то как учитывать общехозяйственные расходы? Что лучше получить- освобождение от уплаты НДС или перейти «упрощенку»?

Ответы на эти, а также на другие актуальные вопросы, возникающие в сложной работе НКО, вы получите в предлагаемой книге, которая несомненно станет полезным практическим руководством для главных бухгалтеров, аудиторов, юристов, руководителей и членов правления некоммерческих организаций.

Автор: Митюкова Эльвира Сайфулловна, к.э.н., управляющий партнер ООО “Академия успешного бизнеса”

Содержание:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список сокращений

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕКОММЕРЧЕСКИХОРГАНИЗАЦИЯХ

1.1. Формы создания некоммерческих организаций

1.1.1. Потребительские кооперативы
1.1.2. Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественные организации
Общественные фонды
Религиозные организации
1.1.3. Фонды
1.1.4. Учреждения
1.1.5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
1.1.6. Профессиональные союзы
1.1.7. Благотворительные организации
1.1.8. Государственные корпорации
1.1.9. Некоммерческие партнерства
1.1.10. Автономные некоммерческие организации
1.2. Как зарегистрировать некоммерческую организациюи изменения в учредительных документах
1.2.1. Порядок регистрации новой некоммерческой организации
1.2.2. Регистрация изменений в документах некоммерческой организации
1.2.3. Отчетность перед регистрирующим органом

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Правоустанавливающие документы некоммерческой организации: что нужно знать бухгалтеру
2.1.1. Устав
2.1.2. Смета
2.2. Бухгалтерский учет целевых средств
2.3. Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации
2.3.1. Состав форм бухгалтерской отчетности
Особенности заполнения бухгалтерского баланса
Особенности заполнения отчета о прибыляхи убытках
Особенности заполнения отчета о целевом использовании полученных средств
Особенности заполнения пояснительной записки

3. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

3.1. Когда поступления не облагают налогом на прибыль
3.1.1. Целевое назначение
3.1.2. Срок использования
3.1.3. Раздельный учет
3.2. Виды целевых средств
3.2.1. Средства целевого финансирования
Гранты
3.2.2. Целевые поступления
Средства бюджета
Пожертвования на общественно полезные цели
Пожертвования на формирование целевогокапитала
Благотворительные взносы
Вступительные и членские взносы
3.3. Когда поступления облагают налогом на прибыль
3.3.1. Доходы от предпринимательской деятельности (от реализации)
Доходы от продажи основного средства
3.3.2. Внереализационные доходы
Безвозмездно полученное имущество
Курсовые разницы
Штрафные санкции
Проценты, полученные по банковским счетам
3.3.3. Расходы некоммерческой организации, учитываемые для налогообложения
Расходы на оплату труда
Амортизационные отчисления
3.4. Декларация по налогу на прибыль

4. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА НДС

4.1. Какие поступления облагают НДС
4.2. Льготы по НДС
4.2.1. Льготы для образовательных организаций
4.2.2. Льготы для товариществ собственников жилья (ТСЖ)
4.2.3. Льготы для благотворительных организаций
4.3. Освобождение от уплаты НДС
4.4. Некоммерческая организация – налоговый агент по НДС
4.5. Декларация по НДС

5. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ЗАРПЛАТЫ И НАЛОГОВ С НЕЕ

5.1. Кадровые тонкости
5.1.1. Выплата заработной платы
5.1.2. Труд добровольцев (волонтеров)
Компенсация расходов добровольцев
5.2. Особенности расчета «зарплатных» налогов в некоммерческих организациях
5.2.1. Расчет ЕСН, если зарплата выплачена за счет целевых средств
5.2.2. Особенности расчета НДФЛ с выплат работникам
Налогообложение материальной помощи

6. ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

6.1. Как исчисляется налог на имущество
6.2. Льготы по налогу на имущество
6.2.1. Использование льготируемого имущества в предпринимательстве
6.3. Декларация по налогу на имущество

7. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

7.1. Некоммерческие организации,которые могут стать «упрощенцами»
7.2. Упрощенный налогдля некоммерческих организаций
7.3. Бухгалтерский учет при «упрощенке»
Приложение

www.sba-consult.ru

Бухгалтерский учет НКО — Консультационно-методический центр СО НКО Самарской области

Почему так важно вести раздельный учет средств?

Имущество, полученное НКО в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления на их содержание и ведение ими уставной деятельности, налогом на прибыль не облагаются. При этом НКО, получившие целевые средства, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений).

При отсутствии раздельного учета у организации, получившей целевое финансирование, указанные средства рассматриваются как подлежащие обложению налогом на прибыль с даты их получения. Это означает, что необходимость ведения раздельного учета некоммерческими организациями закреплена законодательно и обусловлена строго определенной целью — средства целевого финансирования не должны рассматриваться как подлежащие налогообложению.

Здесь речь идет о налоговом учете и, соответственно, ведении самостоятельных регистров налогового учета. Тем не менее их можно и не вести. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, то налогоплательщик вправе дополнять применяемые им регистры бухгалтерского учета специальными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Поскольку дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета определенными реквизитами менее трудоемко, чем вести самостоятельные регистры налогового учета, то НКО, осуществляющим наряду с уставной некоммерческой предпринимательскую деятельность, проще вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования (целевых поступлений), и доходов (расходов) по коммерческой деятельности непосредственно в бухгалтерском учете.

Что следует понимать под ведением раздельного учета — ни в налоговых, ни в бухгалтерских нормативных документах не сказано. На практике под организацией раздельного учета подразумевается любой метод, который позволяет достоверно:

  • отразить на счетах бухгалтерского учета данные, характеризующие доходы и расходы по разным видам деятельности;
  • определить показатели, необходимые для полноты исчисления какого-либо налога.

Избранный метод раздельного учета следует обязательно закрепить в своей учетной политике, причем как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Раздельный учет доходов

Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется НКО в соответствии с требованиями Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг (если они есть) отражается НКО по счету 90 «Продажи», а средства целевого финансирования учитываются на счете 86 «Целевое финансирование».

Таким образом, раздельный учет доходов у НКО, занимающихся предпринимательской деятельностью, возникает автоматически — в связи с отражением выручки и средств целевого финансирования на разных синтетических счетах, а вот с раздельным учетом целевых поступлений дело обстоит несколько сложнее.

НКО обычно имеет несколько источников целевого финансирования — это могут быть как субсидии, полученные из бюджета, так и пожертвования от физических и юридических лиц. Для разделения полученных целевых средств, следует, как и в случае с доходами от предпринимательской деятельности, воспользоваться возможностями синтетических счетов, а именно различными субсчетами. Как уже было сказано выше, целевые доходы НКО отражаются на счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется в соответствии с назначением целевых средств и в разрезе источников поступления.

Рассмотрим пример:

Некоммерческая организация в течении 1 квартала получила средства целевого финансирования из нескольких источников: субсидия на содержание помещения, пожертвования от частных лиц на уставную деятельность, пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции, средства от благотворительного фонда на реализацию программы. В данном случае, аналитический учет в разрезе 86 счета будет выглядеть следующим образом:

86.1 – субсидия на содержание помещения

86.2 – пожертвования от частных лиц на уставную деятельность

86.3 – пожертвования от частных и юридических лиц на проведение акции

86.4 —  средства от благотворительного фонда на реализацию программы

Таким образом, мы получаем возможность разделить источники финансирования и вести установленный законодательством учет целевых поступлений.

Раздельный учет расходов

Напомним, что целевые средства некоммерческие организации должны расходовать строго по назначению. То есть только на те цели, которые указаны организацией (физическим лицом) — источником целевых средств. В соответствии с пунктом 4 статьи 582 Гражданского Кодекса РФ, иное использование пожертвования возможно только с согласия жертвователя. Использование пожертвования не в соответствии с назначением, указанным жертвователем, дает ему право требовать отмены пожертвования. При изменении целевого назначения средств без согласия лица, являющегося источником целевых поступлений, у некоммерческой организации могут возникнуть налоговые последствия. Средства целевого финансирования и целевые поступления, использованные не по целевому назначению (исключая бюджетные средства), признаются внереализационным доходом и включаются в налоговую базу при исчислении налогооблагаемой прибыли (п. 14 ст. 250 НК РФ). Это происходит в момент фактического использования целевых средств не по целевому назначению либо в момент нарушения условий, на которых они предоставлялись. Так сказано в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 НК РФ. Таким образом, НКО должны не только вести раздельный учет расходов по предпринимательской и уставной деятельности, но также организовать раздельный учет расходования целевых средств, поступивших на содержание и ведение уставной деятельности НКО. Это можно осуществить с помощью сметы.

Смета — это финансовый план поступления и расходования денежных средств на покрытие расходов по уставной деятельности организации. Для выполнения целевых программ по уставной деятельности некоммерческой организации следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени — месяц, квартал, год, ряд лет.

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательно не определены. НКО может самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности. Если некоммерческая организация выполняет несколько целевых программ, необходимо составлять отдельные сметы по каждой из них. Ведь по окончании отчетного периода либо после выполнения каждой целевой программы нужно составлять отчет об исполнении сметы. Те или иные расходы НКО при согласовании сметы должны быть ограничены только целями и задачами, определенными учредительными документами организации. Жертвователи, грантодатели и учредители вправе определить цели, на которые ими предоставлены средства (в пределах целей и задач, определенных уставными документами некоммерческой организации).

Если некоммерческая организация выполняет одновременно несколько целевых программ, то при распределении административно-хозяйственных расходов она вправе самостоятельно выбрать метод их учета и распределения. Выбранный метод нужно обязательно отразить в учетной политике организации. К административно – хозяйственным (или распределяемым) расходам относят обычно расходы на связь, Интернет, обслуживание помещения и пр. Т.е те расходы, которые необходимы для функционирования организации не только во время реализации проекта. Если целевые программы рассчитаны на несколько лет, целевые средства расходуются в течение всего срока реализации этих программ.

Обычно некоммерческие организации распределяют такие расходы следующим образом:

  • путем списания всех административно-хозяйственных расходов на выполнение тех программ, в которых сметой предусмотрены такие расходы и определены их конкретные размеры;
  • путем списания расходов пропорционально удельному весу средств, поступивших на каждую из программ.
  • применяя оба метода.

Первый метод распределения расходов производится на основании сумм, указанных в утвержденной жертвователем смете и подходит скорее для тех НКО, у которых есть только один или два источника целевого финансирования.

Что касается второго метода, то здесь существует определенная методика распределения расходов, основанная опять же на сметах организации. Для того, что бы правильно распределить общехозяйственные расходы, организации необходимо определить долю каждого источника финансирования в общем бюджет. Эта доля рассчитывается путем деления общей суммы финансирования по отдельному проекту на сумму всех целевых поступлений организации. В случае если сумма целевых поступлений организации изменяется (например, добавляется новый источник финансирования), доля отдельных проектов может быть пересчитана на соответствующий период. В законодательстве не предусмотрены формы, отражающие данный расчет, но организация вправе самостоятельно ввести новый внутренний документ, отражающий распределение общехозяйственных расходов.

Третий метод распределения расходов наиболее оптимальный, т.к. позволяет совместить оба способа распределения расходов.

Что касается аналитического учета расходования целевых средств, то стандартные рекомендации бухгалтерского учета здесь не очень подходят – определяемые для разнесения расходов счета 20 «Основные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»  не слишком приспособлены для отражения средств целевого финансирования. По этому, НКО вправе относить целевые расходы сразу на 86 счет по соответствующим субсчетам.

При раздельном отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по целевой и предпринимательской деятельности очень важно правильно оформлять первичные документы. Необходимо ставить пометки на первичных документах, которые помогут быстро и правильно отнести указанный вид расхода к тому или иному источнику финансирования.

Как это выглядит на практике

Готовя проект или получая пожертвования, мы всегда составляем смету и планируем свои расходы (более подробно о финансовом плане организации можно прочитать в одноименной статье). Очень часто, расходы по разным проектам перекликаются (например, расходы на содержание помещения, которые можно разделить на несколько проектов, канцелярские товары, расходы на связь и т.д.) Начиная реализовывать полученные финансы, желательно заранее продумать, каким образом будут документально подтверждены наши расходы. Проще всего, заказывая, например, канцелярские товары, попросить у поставщика выставить несколько счетов на нужные суммы и оплатить разным платежными поручениями (это касается и сумм выплачиваемой заработной платы). Можно (и нужно) воспользоваться указанным выше способом добавления дополнительных реквизитов не только к регистрам налогового учета, но и первичным документам.

Это наиболее удобный вариант, который не позволит произойти путанице и способствует достаточно беспроблемному учету целевых средств.

Например, можно указать номер договора целевого финансирования в графе «наименование платежа» в платежном поручении, указать название проекта авансовом отчете и т.п.

Но так получается далеко не всегда. Например, счета на оплату расходов по содержанию помещения разделить вряд ли удастся.  В таких случаях следует воспользоваться вторым способом распределения расходов, а именно, распределение в соответствии с долей проекта в общем бюджете организации.

Например:

Расходы на содержание помещения в организации составляют 15000 р. в месяц.

Средства целевого финансирования из нескольких источников:

(А)субсидия на содержание помещения – 100000 р. на 12 месяцев,

(Б)пожертвования от частных лиц на уставную деятельность – 10000 р.

(В)средства от благотворительного фонда на реализацию программы 700000 р. на 12 месяцев

Общая сумма целевых средств: 100000+10000+7000000 = 810000 р. На 12 месяцев.

Определим долю каждого проекта:

(А):  100000/810000 = 12%

(Б): 10000/810000 = 1%

(В): 700000/810000 = 87%

Соответственно, распределение суммы расходов на содержание помещения по нескольким проектам будет выглядеть следующим образом:

На проект (А): 15000*12% = 1800 р. в месяц

(Б): 15000*1% = 150 р.

(В): 15000*87% = 13050 р.

Точно так же можно распределять и другие «общие» для всех проектов расходы.

Что касается отражения этих расчетов в первичных документах, то, конечно, можно оплатить данные расходы разными платежами. Но не возбраняется сделать запись от руки как на выставленном счете, так и на самом платежном поручении (или другом отчетном документе, подтверждающем расход).

songo63.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *