Модели рынка образовательных услуг – , —

Формирование рынка образовательных услуг

Определение специфики механизмов формирования рынка образовательных услуг. В статье речь идёт о выборе тех составляющих образовательной услуги, которые будут удовлетворять потребителей, и о формировании компонентов услуги, способных обеспечить соответствующее ее качество.

Сегодня образование – это одна из наиболее динамичных и перспективных отраслей экономики, а рынок образовательных услуг один из наиболее высоких по темпам роста. Так, по некоторым оценкам ежегодный прирост объемов спроса и предложения на образовательные услуги в сфере высшего образования и образования для взрослых (в том числе и постдипломного) в наиболее быстро развивающихся странах достигает 10-15%. Такие темпы развития только подстегиваются высоким уровнем прибыльности инвестиций в сферу образования в этих странах.

Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом [1].

Особенности развития сферы образования и сама сущность образования предопределяют тот факт, что рынок образовательных услуг отличается значительной спецификой. Он подвержен тем же силам, которые воздействуют на любой рынок, будь то рынок товаров или услуг. Именно рынок образовательных услуг сочетает в себе рыночные и не рыночные механизмы функционирования и в этом заключается его специфика. Такой дуализм механизмов функционирования рынка образовательных услуг вытекает из специфики образовательной услуги как деятельности, которая удовлетворяет не только частные потребности, но и общественные.

Некоторые авторы рассматривают образовательную услугу как деятельность образовательного учреждения направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности. Так, Т.А. Сон утверждает, что «

… образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации …» [2].

Нерыночные механизмы, формирующие рынок образовательных услуг, сводятся в основном к определенному набору методов, средств и инструментов государственной политики в области образования и управления государственными учебными учреждениями.

Процесс оказания или, поставки образовательных услуг, как правило, включает в себя следующие факторы:

  1. Образовательное пространство.
  2. Субъектов рынка, то есть поставщиков услуг – человеческий фактор и потребителей/получающих образование – человеческий фактор.
  3. Оборудование и материалы, применяемое при оказании услуг и(или) содействующее процессу оказания услуг (образовательному процессу и вспомогательным процессам).
  4. Материальную базу в виде помещений, то есть здания, отдельные помещения в зданиях, иная недвижимость.
  5. И, наконец, в силу большой социально-общественной значимости, влияние государственных и общественных интересов.

Анализ воздействия различных типов внешней среды на рыночную стратегию субъектов рынка, позволяет выделить следующие основные моменты:

  • чем сложнее и динамичнее конкурентная среда, тем сложнее проблема прогнозирования, тем выше необходимость в корреляции рыночной стратегии и отслеживании изменений, происходящих на рынке;
  • именно сложность среды и уровень ее изменчивости (динамизма) будут оказывать решающее влияние на процесс выбора типа стратегии;
  • чем сложнее и динамичнее среда, тем выше степень риска при определении рыночной стратегии.

Одна из наиболее известных моделей структурного анализа была предложена профессором Гарвардской бизнес-школы и известным ученым-экономистом М. Портером и получила название «модели пяти сил конкуренции» или «модели пяти сил Портера» (Porter’s Five Forces of Competition framework).[3] Эта концепция строится на следующих предпосылках:

  • структурный анализ признает, что конкуренция на рынке выходит за пределы непосредственно конкурирующих компаний;
  • при проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и в этой связи потенциальные уровни воздействия на организацию пяти ключевых сил. Методика позволяет определить наиболее мощные ключевые силы для формулирования стратегии.
  • методика структурного анализа позволяет компании разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, позволит ей занять прочную позицию при столкновении лицом к лицу с различными конкурентными силами.

В рамках данной концепции выделяется 5 сил:

  1. Угроза вторжения новых участников — конкурентов (Entry of competitors) – насколько легко или трудно новым участникам рынка выйти на рынок, какие существуют барьеры.
  2. Угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей (Threat of substitutes) – насколько просто заменить продукт или услугу, в частности удешевить.
  3. Рыночная власть покупателей (Bargaining power of buyers) – насколько сильно положение покупателей, могут ли они совместно заказывать большие объемы.
  4. Рыночная власть поставщиков (Bargaining power of suppliers) – насколько сильно положение продавцов. Много ли существует потенциальных поставщиков или только несколько, монополия?
  5. Конкуренция среди уже действующих на рынке игроков (Rivalry among the existing players) – насколько сильна конкуренция между существующими игроками? Есть ли доминирующий(щие) или все они равны по силе и размеру?

Причем привлекательность рынка будет тем выше, чем слабее воздействие перечисленных пяти сил.

Применительно к торговле услугами применяется более расширенная структура, состоящая уже из семи элементов:

  • Услуги, как продукция, поставляемая на рынок
  • Цена
  • Место предоставления услуг
  • Продвижение услуг
  • Человеческий фактор – все те, кто вовлечен в процесс предоставления услуг и каким-либо образом оказывает влияние на восприятие услуг потребителем, включая персонал поставщика услуг, самого потребителя и других потребителей в среде, в которой осуществляется поставка услуг.
  • Материальное подкрепление – среда, в которой происходит оказание (поставка) услуг и в которой осуществляется контакт поставщика услуг и потребителя и все те материальные, осязаемые компоненты, которые способствуют оказанию услуг. В случае образовательных услуг, это, в том числе и образовательные материалы и товары.
  • Процесс оказания услуг – фактическая процедура, механизм оказания услуг.

В плане идентификации того, что является товаром или продукцией на рынке образовательных услуг, представляется необходимым разграничить образовательную услугу как таковую от смежных услуг и товаров, которые реализуются в рамках функционирующей образовательной системы. Однако такое различие, невозможно провести со стопроцентной точностью. Если рассматривать современную сферу образования, то можно вычленить несколько форм образовательных услуг, которые практически сливаются с поставкой образовательных товаров в их материальной форме.

Кроме того, образовательные товары как раз и являются тем материальным подкреплением процесса оказания образовательных услуг, который подкрепляет виртуальную передачу знаний и информации чем-то более осязаемым, а значит для многих учащихся (в зависимости от психофизиологических особенностей каждого индивидуума), более доступным, запоминающимся.

Образовательное пространство даже внутри страны, в рамках национального рынка образовательных услуг является неоднородным. Рынок образовательных услуг может быть сегментирован, причем каждый сегмент его рынка отличается значительными особенностями. Однако в другом сегменте рынка образовательных услуг, а именно в сегменте дистанционного обучения, образовательные товары в той или иной опосредованной на материальных или электронных носителях форме, как уже говорилось, практически идентифицируются с самой услугой, что осложняет, как оценку рынка услуг с количественной, статистической точки зрения, так и оценку возможной маркетинговой стратегии в данном сегменте.

Несмотря на то, что услугой является деятельность или действия, связанные с передачей информации и знаний, потребитель заинтересован в конечном итоге в результатах, которые он получит в ходе потребления образовательных услуг, то есть в определенном комплексе знаний, умений и навыков, которые у него формируются или, по крайней мере, должны сформироваться в процессе потребления услуги. Для построения правильной рыночной стратегии учебными заведениями, прежде всего, высшими учебными заведениями, осуществляющими также и научно-исследовательскую деятельность, необходимо четко различать два вида рынка знаний:

  • Рынок распределения и передачи существующих знаний, который включает в себя рынок образовательных услуг, в рамках которого уже существующие в обществе знания трансформируются и передаются другим лицам.
  • Рынок новых знаний – это та область, в рамках которой создаются новые научные знания и технологии в ходе научных и опытно-конструкторских работ.

Механизмы функционирования данных рынков существенно разнятся и, как следствие, разнятся и подходы к их оценке и к выбору рыночной стратегии учебного заведения на каждом из этих рынков.

Непосредственным поставщиком образовательной услуги является преподаватель, даже если по юридической структуре договора на оказание образовательных услуг исполнителем является образовательное учреждение. Разумеется, что именно качества преподавателя, такие как его интеллектуальный уровень, опыт, навыки в преподнесении материала, психологический настрой и т.п. напрямую связаны и с качеством образовательной услуги. Именно поэтому предполагаемое качество образовательной услуги (например, уровень доступности лекционного материала, манера его преподнесения, умение работать с учеником и т.д.) можно оценить только в общении непосредственно с преподавателями, а не с административным персоналом образовательного учреждения.

Это может быть организовано, например, за счет проведения в образовательных учреждениях дней открытых дверей. Школы, ВУЗы и другие поставщики образовательных услуг могут активно использовать информационные технологии и ресурсы сети Интернет для организации постоянного общения с потенциальными потребителями, например, через организацию сайтов, форумов в Интернет.

Помимо перечисленного, проблему неотделимости образовательной услуги от непосредственных поставщиков ее можно частично решать за счет определенной формализации и материализации учебного материала в виде учебников, наглядных пособий и т.п., позволяющего оценить возможное качество поставляемого в ходе оказания образовательной услуги набора знаний и навыков.

Наконец, непостоянство качества может быть преодолено за счет построения системы контроля качества услуг, повышения профессионального мастерства и квалификации преподавательского состава, поддержание мотивации преподавателей и обучающихся.

Одним из эффективных инструментов в преодолении проблемы непостоянства качества является постоянное отслеживание удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг. Здесь инструментарий весьма широк. Могут использоваться, например:

  • опросники учеников/студентов, родителей, работодателей;
  • обмен мнениями на специализированных образовательных сайтах;
  • обмен мнениями и отзывами студентов/родителей на сайтах самих образовательных учреждений и т.д.

Цепочка создания ценности образовательной услуги с использованием инструментов маркетинга для нивелирования недостатков, связанных с отдельными характеристиками (свойствами) услуги как товара, представлена на схеме 1:

Схема 1.

Таким образом, с позиции поставщиков образовательных услуг обеспечение качества оказываемых услуг заключается в:

  • своевременной оценке потребностей потребителей в области образовательных услуг;
  • в выборе нужного сегмента рынка образовательных услуг;
  • информирование о качестве образовательных услуг потребителям;
  • в выборе компонентов услуги, которые могут обеспечить соответствующее ее качество;
  • в постоянном мониторинге потребностей на рынке образовательных услуг.

novainfo.ru

Маркетинг рынка образовательных услуг

Маркетинг первичного рынка образовательных услуг.

Привлекательность сегментов рынка моделируется и рассчитывается по формуле

П= a x b x c x d,

Где

а — общее количество образовательных услуг по профилю, оказанных в данном географическом сегменте в учебном году;

b — доля рынка соответствующих образовательных услуг и продуктов образовательного учреждения по длительности их оказания, цене или другому фактору, по которому у данного учебного заведения могут наблюдаться значительные преимущества перед конкурентами;

с — доля образовательных услуг и продуктов, реализованных по наиболее предпочтительным для данного учреждения каналам их продвижения;

d — доля, которую учреждение будет стремиться получить, завоевать в этом сегменте рынка.

Проведенная сегментация потребительского рынка образовательных услуг обнаружила достаточно сложную мотивационную структуру получения высшего образования. Существует три интегральных типа в этой структуре: социальное лидерство, социальная конъюнктура, профессиональное самоопределение.

При этом только один из десяти школьников обнаруживает широкий спектр профессиональной мотивации выбора конкретного вуза или профессии.

Модели развития вторичного рынка образовательных услуг

Уровень

Частно-экономический интерес

Государственный интерес

Инвестиционная модель

  • Подготовка кадров и повышение квалификации на производстве, как составная часть стратегического управления

  • Инвестиции обязательны

  • Общее и профессиональное повышение квалификации — как государственная задача на будущее

  • Повышение квалификации — как задача бытия с точки зрения постоянного совершенствования

Модель “Дефицит”

Индивидуаль-ная модель

Отсутствие модели

Несистематические единичные случаи повышения квалификации

Тема 4. Формирование рынка медицинских услуг и организация его маркетинга в муниципальном образовании

Основными этапами маркетинга в здравоохранении в соответствии с концепцией маркетинга в непромышленной сфере являются:

1. Определение, прогнозирование и удовлетворение потребностей в медицинских услугах лечебно-профилактическим учреждением или посредником — страховой медицинской организацией.

2. Разработка стратегии маркетинга лечебно-профилактического учреждения, страховой медицинской организации на рынке медицинских услуг.

3. Сегментация рынка медицинских услуг и поиск рыночной ниши или рыночного окна.

4. Разработка планов маркетинга в конкретной демографической ситуации в зависимости от платежеспособного спроса населения, конъюнктуры рынка медицинских услуг, реальных возможностей организации.

5. Разработка и выбор каналов продвижения медицинских услуг.

6. Создание рынка новых медицинских услуг.

7. Определение факторов, влияющих на покупательское поведение на рынке медицинских услуг.

8. Создание служб маркетинга и организация маркетинговой деятельности.

9. Обеспечение рентабельности производства медицинских услуг. Знание потребностей населения на рынке медицинских услуг в целом в России и регионах создает научную основу для разработки и эффективной реализации долгосрочных целевых комплексных программ, которые могут быть направлены как на удовлетворение потребностей, так и на формирование спроса, покупательского поведения в определенном целесообразном для общественного развития направлении.

Для обеспечения маркетинговых исследований в муниципальном образовании необходима организация маркетингового центра.

Исследования, проведенные в муниципальном образовании, показывают, что маркетинговый подход к управлению муниципальным образованием возможен только в том случае, когда будет создана организационная структура для осуществления маркетинговой функции в муниципальном образовании как в промышленной, так и в непромышленной сферах. Автором предлагается создание во всех субъектах федерации, муниципальных образованиях маркетинговых центров с дальнейшим организационным объединением в единый межрегиональный информационно-маркетинговый центр, предметом деятельности которых должны являться:

1. Организация системных потоков информации, позволяющих промышленным и непромышленным структурам, администрациям субъектов федерации, муниципальных образований принимать оптимальные, экономически обоснованные решения по всему комплексу проблем, связанных с изучением, прогнозированием и удовлетворением потребностей потребителей, производством и реализацией товаров и услуг как потребительского назначения, так и производственно-технического, инвестированием в эти сферы, кредитованием в эти сферы, кредитованием, ценовой и налоговой политикой.

2. Экспертиза, консультирование, разработка проектов и подготовка заключений по вопросам производства товаров и оказания услуг по поручению администрации субъектов федерации, муниципальных образований заказам заинтересованных физических и юридических лиц.

3. Организация финансирования освоения, выпуска новых товаров и предоставления новых услуг путем привлечения банков, а также инвестирования собственных средств.

4. Анализ информации о состоянии региональных и местных рынков промышленной и непромышленной сфер, их перспективах развития.

5. Анализ товарных потоков и каналов товародвижения.

6. Подготовка систематизированных сведений о конъюнктуре и тенденциях изменения цен на региональных, муниципальных рынках товаров и услуг России и СНГ.

7. Разработка прогнозов объема и структуры спроса по различным группам и видам товаров и услуг промышленной и непромышленной сфер.

8. Содействие кооперации промышленных и непромышленных структур в организации проектирования, инвестирования и выпуска товаров и оказания услуг.

9. Предоставление системы услуг по формированию договорных связей с потенциальными поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, знаний, а также с каналами товародвижения.

10. Участие в создании фирменной торговой сети.

11. Предоставление услуг по стандартизации и сертификации продукции.

12. Разработка и проведение рекламных компаний в целях формирования спроса на отдельные товары и услуги.

13. Организация и проведение выставок и ярмарок с целью реализации товаров и услуг и изучения конъюнктуры конкурентоспособности изделий и услуг на соответствующих рынках.

14. Выпуск специализированных информационных изданий по комплексу маркетинга в регионах.

15. Маркетинговые исследования ресурсного потенциала в регионе. Этому направлению должны уделять больше внимания как региональные маркетинговые, так и межрегиональный информационно-маркетинговый центры.

Согласно Международному кодексу деятельности по исследованию маркетинга такая работа заключается в объективном сборе и анализе добровольно полученной информации в отношении рынков потребителей, ресурсов, товаров и услуг.

studfiles.net

основные характеристики и тенденции развития

Образование для иностранных студентов в Китае быстро развивается параллельно масштабному обучению китайских студентов за рубежом. В 2008 г. в различных странах обучались 178 900 китайских студентов, в 2009 г. – 229 300.

В китайско-американском совместном заявлении, подписанном в 2009 г., отмечается, что Соединенные Штаты будут поощрять обучение американцев в Китае, отправив 100 000 студентов в течение ближайших четырех лет (в настоящее время в Китае по различным программам обучаются 20 000 студентов из США). Международное образование в Китае становится более разнообразным.

Также увеличивается количество учебных заведений, в которых обучаются иностранные студенты. Кроме обычных высших учебных заведений многие научные институты и другие типы образовательных учреждений выбираются иностранными студентами для обучения, например Китайская академия наук или Китайский институт управления гражданской авиации.

Среди стран, стремящихся потеснить лидеров на международном рынке образования, в последнее десятилетие экспертами выделялась Австралия. Образовательные услуги в 2007–2008 гг. были третьим по значению источником доходов страны, ежегодно экспорт образовательных услуг приносил около 18 млрд долларов. Международные студенты составляли 20 % всех студентов страны. Отличительной особенностью этой страны по сравнению с другими мировыми лидерами в области образования является значительно более высокий процент студентов, привлекаемых на программы бакалаврской подготовки, а не постдипломного обучения, как в США или Великобритании. Австралия принимала такое же количество студентов из Китая (включая Гонконг), как и Соединенные Штаты.

В последние годы Австралия под давлением конкурентов (США, Новая Зеландия и Канада) начала терять свои позиции; так, в 2010 г. число студентов из Индии уменьшилось на 80 %, а из Таиланда, Вьетнама и Гонконга – на 20 %.

Одним из направлений конкуренции на МРОУ является привлечение вузами известных зарубежных преподавателей и исследователей. Лидирующие университеты мира имеют интернациональный состав научно-педагогических кадров, а показатель доли иностранных педагогических сотрудников используется при подсчете одного из наиболее известных мировых рейтингов университетов – QS World University Rankings. Условия и правила найма иностранных научно-педагогических кадров, требования к квалификации кандидатов в различных странах заметно отличаются. Данные отличия в значительной мере определяются позицией и ролью страны на международном рынке образования и рынке труда.

Изучение ситуации в этой сфере показывает, что страны, занимающие ведущие позиции на международном рынке образовательных услуг, ограничивают иностранцам доступ на рынок труда в секторе высшего образования и отдают предпочтение иностранным специалистам с уникальными знаниями и навыками, в которых имеется особая потребность. Страны, стремящиеся усилить свои позиции на международном рынке образовательных услуг, такие как Китай, Южная Корея, не устанавливают жестких требований к иностранным кандидатам. Они активно реализуют государственные программы по поддержке привлечения для работы в вузах иностранных граждан, стараясь уменьшить сложности и ограничения в вопросах их трудоустройства и пребывания в стране. В этих странах процесс трудоустройства после принятия решения о найме занимает в среднем около одного месяца и не требует специальных разрешений со стороны внешних органов, достаточно решения вуза.

На поведение и позиции стран на рынке международного образования, включая лидеров, не мог не повлиять мировой финансовый кризис.

Результаты исследования «Контингенты иностранных студентов в США: анализ базы данных отчетов “Открытые двери” за последние 60 лет» [Чоу, Чам-берс] свидетельствуют о значительном воздействии, которое продолжает оказывать мировой финансовый кризис на ситуацию в образовании в различных регионах мира.

В 2011 г. наиболее известные программы Департамента образования США, программы преподавательских и студенческих обменов, были урезаны с 635 млн до 600 млн долларов в 2011 г., в 2012 г., например, бюджет комитета государственных и зарубежных операций был урезан на 10 % по сравнению с 2011 гг. [Интернационализация…].

Существенные сокращения (до 40 %) были сделаны в бюджетах программ Раздела VI и блоке программ Фулбрайт-Хейса на 2011 г., которые в 2010 г. были профинансированы на уровне 125 млн долларов. Программы Фулбрайта – Хейса главным образом поддерживают докторантов, проводящих свои исследования за рубежом, а программы Раздела VI поддерживают различные академические центры, ориентированные на международные исследования. Большинство инициатив по привлечению иностранных студентов финансируются за счет ресурсов самих университетов.

Только пять из десяти ведущих стран-доноров смогли увеличить число студентов, направляемых в США. Кроме роста студентов из Китая зафиксировано значительное увеличение числа студентов из Саудовской Аравии (на 25 %). Рост числа студентов связан не только со стабильностью основных экспортных отраслей страны, но и планомерной политикой поддержки программ обучения за границей через правительственные стипендии и гранты. Было отмечено увеличение числа студентов из Турции, Великобритании, Бразилии, Франции, Нигерии, Малайзии, Венесуэлы и Вьетнама [Дуглас, Эделштейн]. В США сокращение бюджетного финансирования в высших учебных заведениях стимулирует рост приема иностранных студентов, которые вносят нерезидентскую плату и не получают федеральную финансовую помощь, помогают этим университетам преодолеть финансовые трудности.

Несколько государственных университетов, включая Kent State University, Iowa State University и Arkansas State University, сообщили о двойном увеличении приема международных студентов в 2010 г. В ряде университетов пропорция международных студентов-первокурсников увеличилась с 3,5 % осенью 2008 г. до 5,3 % осенью 2010 г. [Рахул Чоудаха].

Проблеме влияния финансового кризиса на высшее образование в Европе посвящено исследование Европейской ассоциации университетов. Один из выводов исследования заключается в том, что последствия кризиса проявляются во всем многообразии, которое обусловлено различиями образовательных систем европейских стран. Масштабы и продолжительность кризиса, основные сферы, подвергнувшиеся сокращению или реформированию, темпы роста или восстановления заметно варьируются в зависимости от страны.

Анализируя финансовую статистику европейских стран, эксперты Европейской ассоциации университетов отмечают, что наиболее пострадал такой аспект жизнедеятельности вуза, как преподавание. В Великобритании или Латвии вузам были значительно сокращены выделяемые средства, в других европейских странах сокращения проявились опосредованно. Увеличение числа желающих получить высшее образование в период кризиса при том же (в лучшем случае) уровне финансирования привело к сокращению расходов при расчете на одного студента. Такое «скрытое сокращение бюджетов» было отмечено в Чехии, на Кипре и в Венгрии. Наиболее остро в этом случае встают вопросы сохранения качества преподавания и высоких академических стандартов. Иногда университеты вынуждены закрывать учебные программы или целые факультеты (как в Эстонии или Испании), иногда – сокращать часы работы библиотек или вспомогательных служб (например, консультационных служб по вопросам карьеры или образования).

Последствием кризиса стал отмечаемый рост слияний академических учреждений или присоединение отдельных институтов в качестве факультетов. Наиболее последовательно в этом направлении развиваются высшие учебные заведения Финляндии, где за прошедшие годы количество вузов продолжило сокращаться – с 20 до 15. В результате объединения формируются новые вузы, призванные стать флагманами национального образования. Аналогичные процессы протекают в Дании, где из 25 вузов и исследовательских центров было создано 8 университетов и 3 научно-исследовательских центра. Во Франции в результате слияния трех вузов создан крупнейший вуз страны – Университет Страсбурга. Кроме финансовой экономии на административных расходах укрупнение вузов связано с другой целью – улучшить свои показатели в международных рейтингах.

Однако интеграционные процессы не следует связывать только с кризисом, скорее это часть политики по реформированию системы высшего образования на фоне роста конкуренции на международном рынке образовательных услуг, укрупнение университетов – общемировая тенденция, характерная для Европы и США в последние 20–30 лет. В зависимости от специфики национальной системы образования этот процесс проходит по-разному, однако все страны сталкиваются со сходными проблемами, об этом, в частности, свидетельствует опыт европейских стран.

Во Франции основная часть реформы системы высшего образования, науки и специализированных школ связана с формированием образовательных кластеров Initiatives d’Excellence (Idex), в результате в стране планируют сократить количество университетов с 87 до 10 (на 2007 г. во Франции было 87 университетов и 225 разных вузов – ecole superieure).

В рамках образовательных кластеров Idex объединяются финансируемые государством университеты, привилегированные вузы, а также центры НИОКР. Около половины запланированных на реформу средств – 11 млрд евро – должны пойти на организацию новых программ подготовки студентов, из них 7,7 млрд евро – в укрупненных университетах. Еще 5 млрд евро тратится на создание 12 новых университетских комплексов в Париже и регионах, на организацию и стимулирование научно-исследовательской деятельности выделяется 7,9 млрд евро. Организационный этап формирования кластеров Idex продлится до 2014–2015 гг., после этого оценка деятельности университетов будет осуществляться по количеству публикаций преподавателей, количеству выпускников, получивших дипломы и устроившихся на работу, а университеты с низкой оценкой будут получать меньше дотаций.

В системе высшего образования Норвегии процессы интеграции начались в 1994 г., когда органы управления образованием страны приняли решение, что в будущем большинство норвежских вузов должны объединиться в 8–10 крупных университетских комплексов с большим количеством кампусов, исследовательских подразделений и единой администрацией. Они должны были включить в себя большую часть существовавших на тот момент в Норвегии колледжей. Среди преимуществ укрупнения называли оптимизацию расходов на административный персонал и аккумуляцию средств, которая позволит больше вкладываться в исследования. Тогда же для ускорения процессов интеграции было принято четкое определение колледжа, позволяющее отделить его от университета. Последний должен предлагать своим студентам программы PhD, тогда как первый – нет.

За прошедшие годы интеграционные процессы идут в Норвегии с переменным успехом: заявленной в самом начале цели – создания 8–10 крупных университетских комплексов – достигнуть пока не удалось. Следует отметить важнейшее отличие интеграции по-норвежски: вузы, решившие объединиться, могут через несколько лет вернуться к прежнему формату.

В Германии в 2006 г. был создан союз технических университетов TU9 – объединение, созданное для улучшения сотрудничества с реальным сектором экономики, производством и бизнесом. В 2009 г. началась интеграция Технологического института Карлсруэ (KIT) и находящегося там же исследовательского центра, в новой структуре KIT работает 8500 сотрудников, а годовой бюджет превышает 500 млн евро. В октябре 2012 г. 15 университетов объединились в союз под лаконичным названием U15. Важно отметить, что объединились сильные: университеты Бонна, Вюрцбурга, Геттингена, Гамбурга, Гейдельберга, Кельна, Лейпцига, Майнца, Мюнхена, Мюнстера, Тюбингена, Франкфурта-на-Майне, Фрайбурга и два берлинских университета, имеющие хорошую репутацию на рынке образовательных услуг.

В последние годы в европейских странах стали вводить дифференциацию в оплате обучения для местных и иностранных студентов, соответствующие меры приняты в Дании, Голландии, Швеции, Германии, Словакии, Ирландии и на Мальте. Профессиональное сообщество по-разному реагирует на такой отход от традиции, справедливо опасаясь оттока студентов в более «гостеприимные страны». После введения оплаты за обучение для иностранных студентов в вузах Дании их количество сократилось за два года на 50 %.

Проведенное Европейской ассоциацией университетов исследование о влиянии финансового кризиса на высшие учебные заведения выявило взаимосвязь между автономностью вуза и способностью принимать успешные меры по преодолению последствий кризиса. Предоставление вузам дальнейшей автономии, возможности самостоятельно определять направление развития и источники финансирования представляется экспертам, собравшим данные по 33 странам, важнейшим условием модернизации образовательных систем и, как следствие, повышения их устойчивости и жизнеспособности.

В условиях кризиса важным фактором, определяющим успешность вуза, является возможность гибко и оперативно реагировать на вызовы времени. Финансовая самостоятельность вуза, по мнению авторов исследования, является необходимым условием для принятия оперативных решений и правильного распределения средств для решения стратегических задач.

Среди актуальных тенденций развития международного образования следует выделить формирование региональных рынков образовательных услуг. В последнее время все активнее объединяют свои образовательно-исследовательские усилия страны Юго-Восточной Азии. В декабре 2010 г. состоялась первая конференция стран АСЕАН по теме «Исследовательские кластеры в сфере высшего образования» (Higher Education Research Clusters). Было принято решение о том, что первые три кластера будут специализироваться в вопросах здравоохранения и медицины; координирующими эти кластеры странами станут Сингапур и Таиланд. Еще два кластера (сельское хозяйство и пищевая промышленность) будут приоритетно управляться с участием исследовательских центров Малайзии, Таиланда и Вьетнама. Странами-координаторами кластеров в области энергетики и биологических исследований станут Филиппины и Индонезия. Таким образом, лучшие исследовательские коллективы из соответствующих стран будут отвечать за максимизацию эффекта научно-педагогической работы всего сообщества.

Этот проект основан на деятельности университетов всех стран АСЕАН и будет координироваться правительством Таиланда в рамках совместных работ по созданию единого экономического сообщества АСЕАН к 2015 г. В рамках проекта будет осуществляться гармонизация систем высшего образования входящих в сообщество стран. Таиланд имеет богатый опыт в организации национальных исследовательских кластеров, другие страны будут отвечать за мобильность студентов между странами, усиление лидирующей роли высшего образования в регионе и развитие e-learning. Таким образом, несмотря на то, что национальные исследовательские кластеры уже существуют в таких странах, как Таиланд и Малайзия, решение о создании регионального блока исследовательских кластеров АСЕАН является весьма амбициозным и требует серьезно реформировать сами принципы организации исследований в странах АСЕАН.

Несмотря на рост конкуренции на рынке международного образования, принципиально ситуация не меняется, лидеры сохраняют свои позиции. Однако современные тенденции и процессы подтверждают прогноз, что лидерство США уже не очевидно и международные студенты могут выбирать страну для своего обучения из множества вариантов. Развитие системы высшего образования в целом ряде стран (Китай, Индия, Малайзия, Япония, Сингапур и др.) и меры по привлечению иностранных студентов (миграционная политика, стоимость обучения и его качество, вопросы безопасности) могут серьезно повлиять на рынок международных образовательных услуг, а также ослабить привлекательность обучения, по крайней мере долгосрочного, для своих студентов за рубежом.

Таблица

Распределение стран по количеству обучавшихся в них
иностранных студентов в 1999–2000 и 2009–2010 учебных годах


Страна

1999–2000

2009–2010

Количество иностранных студентов
в стране, чел.

Доля иностранных студентов, %

Количество иностранных
студентов в стране, чел.

Доля иностранных студентов в стране, %

США

514 723

31

690 923

20

Великобритания

224 598

13

455 600

13

Франция

160 532

10

278 213

8

Австралия

138 381

8

253 717

7

Германия

175 065

10

244 776

7

Китай

52 150

3

238 184

7

Канада

44 335

2

174 760

5

Япония

64 011

4

141 774

4

Россия

58 992

3

113 823

2

Другие страны

262 080

16

932 746

27

Итого

1 680 000

100

3 454 615

100

Литература

Де Вит Х. Последние тенденции и проблемы международной мобильности студентов // Международное высшее образование [Электронный ресурс]. URL: http:// ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59/ (de Witt H. Recent tendencies and problems of international mobility of students // International Higher Education [Electronic resource]. URL: http:// ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59/).

Дуглас Д. О., Эделштейн Р. Глобальный рынок международных студентов: перспективы Америки // Международное высшее образование [Электронный ресурс]. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59/8 (Douglass J. A., Edelstein R. Global market of the international students: Prospects of America // International higher education [Electronic resource]. URL: http://ihe .nkaoko.kz/archive/ihe59/8).

Интернационализация вузов США во времена сокращающихся ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://www.aei.gov.au/Internationalnetwork/northamerica/Policy Updates-USA/Pages/Policy updates.aspx (Internationalization of Higher Education Institutions of the USA during the time of reducing resources [Electronic resource]. URL: http://www.aei.gov.au/Internationalnetwork/ northamerica/Policy Updates-USA/Pages/Policy updates.aspx).

Интернационализация высшего образования: тенденции стратегии, сценарии будущего. М., 2010. (Internationalization of higher education: Tendencies, strategies, scenarios of the future. Moscow, 2010).

Рахул Чоудаха. Двигатели мобильности студентов Китая и Индии // Международное высшее образование [Электронный ресурс]. URL: http://ihe.nkaoko.kz/ archive/ihe (Rahul Choudaha. Drivers of mobility of Chinese and Indian students // International higher education [Electronic resource]. URL: http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe).

Чоу П., Чамберс Д. Контингенты иностранных студентов в США: анализ базы данных отчетов «Открытые двери» (Open doors) за последние 60 лет [Электронный ресурс]. URL: http://opendoors.iienetwork.org (Chou P., Chambers D. Foreign students in the USA: The analysis of the database of reports ‘Open doors’ for the last 60 years [Electronic resource]. URL: http://opendoors.iienetwork.org).

Шевцова Е. В. Основные механизмы миграционной политики по привлечению учебных мигрантов: чему Россия может научиться у ведущих мировых держав? // Вестник НГУЭУ. 2012. № 1. С. 78–87. (Shevtsova E. V. Main mechanisms of migration policy on involvement of learning migrants: What Russia can learn from the leading world countries? // Bulletin of NGUEU. 2012. No. 1. Pp. 78–87).

Bhandari R., Belyavina R., Gutierrez R. Student and the Internationalization of Higher Education: National Policies and Strategies from Six World Regions. Institute of Interna-tional Education. New York, 2011.

Code of Good Practice in the Provision of Transnational Education. UNESCO/Council of Europe [Электронный ресурс]. URL: http://www.cepes.ro/hed/recogn/groups/transnat/ code.htm

Education at a Glance 2012: OECD Indicators [Электронный ресурс]. URL: http:// www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2012_eag-2012-en

Marginson S. Global Position and Position-taking: the Case of Australia // Journal of Studies in Interna¬tional Education. 2007. Vol. 11. No. 1. P. 5–32.

Open Doors Survey, November 14, 2011. Institute of International Education [Элек-тронный ресурс]. URL: http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/Open-Doors

Vincent-Lankrin S. “Cross-border Higher Education: Trends and Perspectives” как глава публикации ОЭСР “Higher Education to 2030”. 2009. Vol. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264075375-4-en

Project Atlas: Trends and Global Data 2011 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.iie.org/en/Research-and-Publications/~/media/Files/Services/ProjectAtlas/Project-Atlas-Trends-and-Global-Data-2011.ashx

www.socionauki.ru

Разработка модели взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда в масштабе субъекта Российской Федерации с привлечением маркетинговых механизмов

В ходе работы исследованы концептуальные основы маркетингового взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда. Разработаны теоретические модели взаимодействия участников рынков образовательных услуг и труда на основе анализа отечественного и зарубежного опыта. Произведено описание реальной практики маркетингового взаимодействия вуза с другими субъектами рынка образовательных услуг и участниками рынка труда на примере Кемеровской области. Разработаны научно-методические основы маркетингового анализа рынка образовательных услуг и рынка труда Кемеровской области. Сделано обоснование формирования маркетинговых служб вузов и возможностей создания региональных маркетинговых центров. Созданы проекты нормативно-методических документов и материалы для проведения семинара по созданию маркетинговых служб вузов на базе Кемеровского государственного университета.

Данный заключительный отчет по проекту «Разработка модели взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда в масштабе субъекта Российской Федерации с привлечением маркетинговых механизмов» (программа «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования», раздел «Научно-методическое обеспечение управления образованием: мониторинг, статистика, прогнозирование развития образования; развитие государственно-общественного управления системой образования; управление учреждениями образования») является результатом теоретических и прикладных исследований, проведенных Государственным университетом — Высшей школой экономики и соисполнителем — Кемеровским государственным университетом.

Отчет состоит из шести основных разделов.
Первый раздел посвящен рассмотрению концептуальных основ маркетингового взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда. В нем последовательно изложены глубинные фундаментальные причины, связанные с рационализацией системы образования, приводящие к необходимости использования принципов маркетинга; дана сравнительная характеристика общих и особенных черт маркетинга высшего образования; раскрыто понятие образовательной программы и представлены критерии сегментации рынка; обоснована необходимость изменения жесткой системы организации вузов; исследованы позиции вузов на рынках образовательных услуг и труда.

Второй раздел посвящен теоретическим моделям взаимодействия участников рынков образовательных услуг и труда на основе анализа отечественного и зарубежного опыта и литературы. Опираясь на опубликованные результаты исследований российских и иностранных авторов, рассмотрены предпосылки моделирования взаимодействия рынков образовательных услуг и труда, в том числе дисциплинарная база, взаимоотношения рынков в контексте различных систем ценностей, сущность рынка труда и вклад высшего образования; проанализированы отдельные наиболее важные аспекты данного взаимодействия и дана оценка степени изученности основных элементов маркетинга-микс. Результатом анализа явился подробный обзор теоретических моделей взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда.
Третий раздел содержит описание реальной практики маркетингового взаимодействия вуза с другими субъектами рынка образовательных услуг и участниками рынка труда на примере Кемеровской области. Дан анализ существующих в Российской Федерации подходов и моделей организации взаимодействия вузов с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда, а также маркетинговых методов и инструментов реализации моделей взаимодействия рынков.

В четвертом разделе отчета описывается предлагаемая модель активного взаимодействия вузов с участниками рынка образовательных услуг и труда, рассматривается подробная схема взаимодействия, в том числе каналы коммуникации и мероприятия по продвижению. Здесь же представлена эволюция маркетинга высшего учебного заведения.

Пятый раздел посвящен разработке научно-методических основ и подходов к содержанию модели активного взаимодействия вузов с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда. В нем представлены результаты исследования укрупненных сегментов (зон) покупателей, выявлены основные критерии и мотивы выбора образовательных услуг на примере Кемеровской области, обоснованы наиболее распространенные критерии многомерной сегментации, описан механизм оценки конкурентных преимуществ вуза. На основе изучения основных элементов стратегического плана вуза предложены подходы к формированию миссии и основных приоритетных направлений развития вуза, представлены этапы разработки стратегии вуза, его миссии и позиционирования на двух рынках. Здесь же описано, каким образом организуется практическое взаимодействие вуза с участниками рынка труда и рынка образовательных услуг.

В шестом разделе показано, каким образом общая модель активного взаимодействия вузов с участниками рынков образовательных услуг и труда может быть адаптирована к региональным особенностям и профилю вуза на примере Кемеровской области.

www.hse.ru

Маркетинг рынка образовательных услуг

Маркетинг первичного рынка образовательных услуг.

Привлекательность сегментов рынка моделируется и рассчитывается по формуле

П= a x b x c x d,

Где

а — общее количество образовательных услуг по профилю, оказанных в данном географическом сегменте в учебном году;

b — доля рынка соответствующих образовательных услуг и продуктов образовательного учреждения по длительности их оказания, цене или другому фактору, по которому у данного учебного заведения могут наблюдаться значительные преимущества перед конкурентами;

с — доля образовательных услуг и продуктов, реализованных по наиболее предпочтительным для данного учреждения каналам их продвижения;

d — доля, которую учреждение будет стремиться получить, завоевать в этом сегменте рынка.

Проведенная сегментация потребительского рынка образовательных услуг обнаружила достаточно сложную мотивационную структуру получения высшего образования. Существует три интегральных типа в этой структуре: социальное лидерство, социальная конъюнктура, профессиональное самоопределение.

При этом только один из десяти школьников обнаруживает широкий спектр профессиональной мотивации выбора конкретного вуза или профессии.

Модели развития вторичного рынка образовательных услуг

Уровень

Частно-экономический интерес

Государственный интерес

Инвестиционная модель

  • Подготовка кадров и повышение квалификации на производстве, как составная часть стратегического управления

  • Инвестиции обязательны

  • Общее и профессиональное повышение квалификации — как государственная задача на будущее

  • Повышение квалификации — как задача бытия с точки зрения постоянного совершенствования

Модель “Дефицит”

Индивидуаль-ная модель

Отсутствие модели

Несистематические единичные случаи повышения квалификации

studfiles.net

от качества к конкурентоспособным бизнес – моделям ( часть 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАДАНИЕ 1……………………………………………………………………….4

ЗАДАНИЕ 2………………………………………………………………………20

ЗАДАНИЕ 3………………………………………………………………………27

ЗАДАНИЕ 4………………………………………………………………………32

ЗАДАНИЕ 5………………………………………………………………………36

ЗАДАНИЕ 6………………………………………………………………………38

ЗАДАНИЕ 7………………………………………………………………………41

ЗАДАНИЕ 8…………………………………………………………………..….44

Задание 1 РАБОТА С ОФИСНЫМ ПАКЕТОМ MS OFFICE (WORD, EXCEL, ACCESS)

    1. Microsoft Word

Microsoft Word – это текстовый редактор, предназначенный для создание, просмотра и редактирования текстовых документов с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов. Текстовый процессор выпускается корпорацией Microsoft в составе пакета Microsoft Office.

В открытом документе Word набираем текст. Далее к набранным текстам применяем сервисные функции процессора Microsoft Word.

Для проверки правописания в открытом документе выбираем команду Сервис – Правописание. В открывшемся диалоговом окне проверяем все слова и выражения.

Поиск синонимов: выделяем слово, вызываем контекстное меню, выбираем синонимы.

Создание таблиц: команда Таблица – Нарисовать таблицу.

Создание рисунков: выбираем команду Вставка – Рисунок. Далее по желанию: Картинки, Из файлов, Со сканера, Автофигуры, Объект Word Art, Диаграмма.

Создание текстовых эффектов: в документе выделяем текст, нажимаем контекстное меню, выбираем Шрифт, Интервал или Анимация и добавляем необходимые эффекты.

«Высшее образование в России» № 5, 2011г.

Ю.Б. Рубин

Любая парадигма рыночной трансформации имеет шанс быть реализованной в России на основе понимания тог, что развитие образования должно как минимум не отставать от сопределенных рынков, а в идеале- опережать его. Идеальная картина состоит в том, чтобы российское образование приобретало несомненные конкурентные преимущества в рамках мирового образовательного порядка, выполняя функцию локомотива перемен по отношению к другим секторам рынка, что позитивно сказывалось бы на их эволюции и способствовало реализации законного интереса благополучателей к обеспечению конкурентоспособности своей рабочей силы на открытом рынке труда.

Для достижения хотя бы минимально приемлемого эффекта преобразований необходим обязательный комплекс рациональных изменений, каждое их которых опиралось бы на признание заинтересованными сторонами рынка образовательных услуг качества образования и конкурентоспособности их общей ценностью и на обеспечение согласия их интересов на данной платформе. Формирование рационального рыночного порядка и сопутствующее преодоление постсоветской эклектики недостижимо без преобразования поставщиков образовательных услуг из институциональных символов присутствия на рынке в полноценных участников рынка образовательных услуг, обладающих адекватным набором прав и ответственности.

Центральное место в системе таких прав занимает сочетание права высших учебных заведений на инициативное формирование конкурентоспособного содержания образования и технологий оказания образовательных услуг. Степень конкурентоспособности образовательных услуг может быть выявлена только при оценке всего бизнес- процесса как единого целого. Невостребованные рынком потому нереализованные услуги не могут обнаруживать уровни конкурентоспособности просто потому , что у них не выявляются объективные интересанты. Между тем предпочтения заинтересованных сторон оказываются значимыми для участников рынка именно в процессе доведения образовательных услуг до потребителей, что было очевидно даже в советское время.

Производство услуг для продажи и оказание услуг после непосредственной продажи являются повседневными рутинными операциями всякого рынка услуг. Поэтому производство оказание образовательных услуг и их продажа, хотя и являются двумя разными направлениями деятельности участников рынка, требующими от вузов и их менеджеров разных профессиональных компетенций, оказываются связанными воедино сторонами одного бизнес- процесса. И необходимость инициативного формирования учебными заведениями конкурентоспособных образовательных услуг возникает именно потому, что вузам как участникам рынка приходится систематически вступать в образовательные отношения с абитуриентами, учащимися, работодателями, государством и посредством этих отношений подтверждать уровень конкурентоспособности качества образования на рынке, степень востребованности и признания предлагаемых услуг.

Бизнес – моделирование участниками рынка образовательных услуг профессиональной деятельности опирается на увязку инициатив в сфере производства конкурентоспособных образовательных услуг и в сфере их продаж. Плательщиками за образовательные услуги могут выступать любые заинтересованные стороны рынка: благополучатели, работодатели, государство.

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

Факультет:____ИТУ___________

Специальность: __ГМУ________

Форма обучения: __очная______

Курс, группа: __2, 3_______

_________Хайбрахманова Алсу Абударовна________

(Фамилия, имя, отчество студента)

studfiles.net

Модель поведения потребителей на рынке образовательных услуг малого города

Самсонова Е.В.,Самсонова М.В.

Образовательному учреждению необходимо определить на основе каких критериев потребитель делает свой выбор и построить модель потребительского поведения.

Начальная стадия процесса принятия решения о покупке образовательной услуги – осознание потребности в получении образования. Потребитель-личность понимает, что для достижения поставленных целей ему необходимо получить профессиональное образование по определенному профилю.

Большинство потребителей выбирают образовательное учреждение с целью поиска работы в дальнейшем, а также в целях личностного роста, обосновывая свой выбор будущими перспективами (они уверены в себе, как специалистах и желают работать по профилю). Кроме того, потребители считают возможным найти работу по профилю, используя различные способы поиска работы, рассчитывая на содействие института в поиске места работы.

После осознания потребности потребитель переходит на следующую стадию – поиск и анализ информации об образовательных учреждениях и их услугах.

 Третьей стадией принятия решения о покупке является оценка вариантов получения образования по различным критериям, то есть конкретным показателям, которые рассматриваются при выборе альтернатив.

Четвертый этап – приобретение образовательной услуги – прохождение вступительных испытаний и зачисление в образовательное учреждение, то есть поступление в образовательное учреждение. На этом процесс принятия решения потребителем образовательных услуг не заканчивается. После начала обучения потребитель реагирует на покупку и оценивает предоставляемую образовательным учреждением услугу. В течение всего срока обучения у потребителя появляется возможность оценивать удовлетворяются его образовательные потребности или нет самому, а не на основе чьего-либо мнения или рекламы. При этом потребитель оценивает не только качество образовательной услуги, но и такие составляющие качества как отношение потребителя к предоставляемому услугу образовательному учреждению, а также ожидания потребителя от процесса потребления.

В процессе обучения потребитель уделяет особое внимание тому, насколько соответствует содержание программы его ожиданиям, соответствует ли обучение уровню программы, какова практическая значимость и актуальность получаемых знаний, в каких условиях проводятся занятия, насколько обеспечен учебный процесс. Особое внимание уделяется квалификации профессорско-преподавательского состава.

Завершающим этапом процесса принятия решения потребителем образовательных услуг является оценка перспектив найти работу по полученному профилю после окончания образования, а также применение полученных знаний и умений на практике.

На каждой из перечисленных стадий поведение потребителей поддается воздействию при условии достаточной информации о факторах, влияющих на принятие решения. В ходе маркетингового исследования, определив факторы, на которые можно повлиять и факторы, на которые повлиять невозможно, можно моделировать поведение потребителя (Рис. 1).

Поведение потребителя на рынке образовательных услуг малого города можно разделить на три этапа: предпотребление, потребление, постпотребление, включающее на каждом этапе определенные действия под воздействием различных факторов.

Рис. 1 Модель поведения потребителя на рынке образовательных услуг малого города (Источник: составлено авторами)

На стадии предпотребления потребитель совершает ряд действий до момента приобретения образовательной услуги:

— осознает потребность в образовании, обосновывая свое поведение тем, что желает найти работу, самореализоваться или создать (укрепить) семью;

— собирает информацию об образовательных учреждениях, используя различные способы поиска;

— оценивает существующие варианты, уделяя особое внимание тому, где расположено учебное заведение, каков его статус, престиж, какова стоимость обучения, учитывая советы родственников, друзей, знакомых.

На стадии потребления потребитель поступает в образовательное учреждение и в течение всего срока обучения оценивает свой выбор:

— какова ценность образовательной услуги;

— на сколько соответствует содержание программы его ожиданиям, а обучение — уровню программы;

— какова практическая значимость и актуальность получаемых знаний;

— в каких условиях проводятся занятия;

— насколько обеспечен учебный процесс;

— какова квалификация профессорско-преподавательского состава.

На стадии постпотребления  потребителями оцениваются будущие перспективы:

— насколько потребитель уверен в себе, как в специалисте;

— каково его желание работать по профилю и существует ли возможность найти работу по полученному профилю.

Литература:

1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие. [Текст] — М.: ФА-ИР-ПРЕСС, 1999. — 384 с.ПРЕСС, 1999. — 384 с.

2. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. Уникальный отечественный опыт: Учебное пособие [Текст] / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. — СПб.: Питер, 2004. — 269 с.: ил. (Учебное пособие).

3. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. [Текст] — М.: ИКФ «Омега-Л», 2009. — 656 с.

be5.biz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *