Налоги и сборы рф – Налоги и сборы в Российской Федерации

Содержание

Виды налогов и сборов в РФ

Виды налогов и основания их классификации могут быть самыми разными. Виды налогов и сборов в Российской Федерации можно сгруппировать по различным признакам: субъектам, объектам, ставкам, целевому назначению и т.п. Один из главных критериев для группировки видов налогов и сборов в РФ – это тот уровень, на котором утверждается порядок уплаты этих обязательных платежей. В соответствии с данным признаком налоги бывают федеральные, региональные и местные. Основным нормативным документом, регулирующим систему налогообложения в РФ, является НК РФ. Именно этот документ содержит понятие и виды налогов и сборов и все базовые принципы формирования налоговой системы. В частности, НК РФ содержит и закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13, 14, 15). Рассмотрим виды налогов в РФ. Таблица, в которой перечислены виды налогов и их классификация в зависимости от уровня, находится ниже.

Виды налогов в РФ

Федеральные налоги

Все хозяйствующие субъекты на территории РФ платят налоги этой группы по одним и тем же правилам. Данные правила, а также любые вносимые в них изменения для этих налогов определяются только положениями НК РФ.

Среди федеральных налогов особую категорию составляют спецрежимы (раздел VIII.1 НК РФ).

Их особенность в том, что при использовании любого спецрежима налогоплательщик имеет право не платить некоторые другие федеральные, региональные и местные налоги.

Кроме того, с 2017 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.

Несмотря на свое название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья. Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл. 7-9), зачисляются в региональные и местные бюджеты. Так проявляется одна из основных функций налогов – регулирующая. Правительство, перераспределяя финансовые потоки между различными бюджетами, стимулирует развитие приоритетных отраслей или регионов.

Региональные и местные налоги

Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.

Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).

Виды налогов для ИП

Индивидуальные предприниматели платят меньшее количество налогов, чем юридические лица. Но среди этих обязательных платежей присутствуют как федеральные налоги (НДС, НДФЛ), так и налоги более «низкого» уровня (транспортный, на имущество, торговый сбор). Каких-либо специальных правил для ИП, касающихся обязательных платежей того или иного уровня, не существует. Порядок уплаты предпринимателем обязательных платежей зависит только от особенностей его деятельности и выбранного режима налогообложения.

Выводы

По уровню установления в РФ выделяются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Общий порядок начисления и уплаты для налогов, независимо от уровня, прописывается в первую очередь в НК РФ. Кроме того по региональным и местным налогам конкретные правила утверждаются местными органами власти. Порядок, в соответствии с которым основные виды налогов в РФ распределяются между уровнями бюджета, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Данное распределение используется правительством для стимулирования развития тех или иных регионов или отраслей экономики.

spmag.ru

Виды налогов и сборов в России

Какие налоги мы платим и какие существуют налоги? В январе 1992 года в России была введена единая система уплаты налогов и с тех пор она постоянно совершенствовалась и адаптировалась к федеративному устройству государства. На сегодняшний день Налоговый Кодекс РФ сгруппировал все налоги по их принадлежности к соответствующему уровню управления, что позволяет любому налогоплательщику легко ориентироваться в налоговом законодательстве.

Знать все виды системы налогообложения и дополнительных сборов необходимо не только тем, кто планирует уплату налоговых платежей со своей предпринимательской деятельности, так же эта информация будет полезна тем, кто только начинает разрабатывать бизнес-план.

Виды налоговых сборов

В соответствии с НК РФ имеются следующие виды сборов и налогов:

  • налоги, собираемые в федеральный бюджет;
  • налоги, идущие в региональный бюджет;
  • налоги, идущие в местный бюджет.

Какое-либо другое налогообложение, которое не регулируется действующим НК, устанавливаться не может. Это указано в статье 12 Налогового Кодекса. Федеральное налогообложение регулируется НК РФ, и никто не должен платить налоги и сборы, которые не установлены законодательством.

Налоговый Кодекс четко определяет список региональных, федеральных и местных налоговых сборов.

Федеральное налогообложение:

  • налог на добавочную стоимость;
  • налог на водные ресурсы;
  • налоги на использование объектов животного и водного мира РФ;
  • сборы с наследуемого имущества и имущества полученного в дар;
  • налог на выработку полезных ископаемых;
  • налог на полученную прибыль предприятий;
  • акцизные сборы;
  • социальный налог;
  • сборы на прибыль физических субъектов;
  • государственная пошлина.

Местное налогообложение:

  • налоговый сбор, собираемый с физических лиц на имущество;
  • налог на владение землей.

Региональное налогообложение:

  • налог на собственность компаний;
  • налог на транспорт;
  • налог на бизнес в сфере игровой индустрии.

В 2017 году в Налоговый кодекс был добавлен новый вид налогов – страховые взносы.

Специальные режимы уплаты налогов

На сегодняшний день на территории России действуют специальные режимы уплаты налогов. Они разработаны для регулирования порядка налогообложения некоторых отдельных субъектов предпринимательской деятельности и предоставления возможности освобождения от уплаты налоговых сборов (ст. 13, 14, 15 НК РФ).

К специальным режимам уплаты налогов относится следующее:

  • упрощенная система уплаты налогов;
  • единый налог на ведение деятельности в сфере сельского хозяйства;
  • единый налоговый сбор на вмененную прибыль;
  • система уплаты сборов при выполнении соглашений о делении продукции;
  • патентная система уплаты налоговых сборов.

В соответствии с Налоговым Кодексом таможенная пошлина исключена из списка специальных режимов уплаты налогов в 2004 году, хотя до внесения поправок она там фигурировала.

Порядок уплаты налогов

Для каждого вида налогообложения законодательство предусмотрело свои сроки уплаты налогов. Но, не смотря на это, некоторые региональные органы самоуправления самостоятельно устанавливают ставки и период уплаты сборов. За основу назначения размера и срока выплаты налоговой суммы берутся общие правила НК РФ.

Предприятия и юридические лица самостоятельно занимаются расчетом налоговых сборов. Сроки сдачи отчетной документации в налоговую инспекцию устанавливаются персонально для каждого субъекта предпринимательской деятельности. Однако, в том случае, если расчетом налоговых сборов занимаются представители налоговой инспекции, то время, отведенное на уплату налогов, не может превышать одного календарного месяца.

В некоторых случаях налоговые сборы могут быть выплачены в виде авансовых взносов. Это подразумевает под собой постепенную предварительную выплату налоговой суммы, которая осуществляется в течение всего отчетного периода. Если же юридическое лицо использует в качестве уплаты налогов авансы, то привлечь его к ответственности за уклонение от неуплаты авансовых взносов нельзя.

Оплату налогов можно осуществить как наличным, так и безналичным платежом. Оплата проводится через расчетный счет субъекта предпринимательской деятельности в банке. Если же требуется выполнить оплату налоговых сборов физическому лицу, то он может сделать это через почтовые отделения и кассы администраций.

Каждому предпринимателю очень важно помнить, что при ведении своего бизнеса на него ложиться ответственность социального характера, которую он несет перед государственными органами, контролирующими уплату налогов в бюджет. Этими органами является налоговая инспекция и в том случае, если предприятие нарушило порядок уплаты налогов и сборов, к нему могут быть применены штрафы. Поэтому, для того чтобы избежать каких-либо неприятностей, вне зависимости от вида налогообложения очень важно соблюдать порядок оплаты налоговых сборов.

ooocivilist.ru

Виды налогов и сборов в России

В РФ существуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены налоговым кодексом (НК) и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в данной статье.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор (с июля 2015г.)

Страховые взносы (с 2017 г.)

 

Подпишись на рассылку «Ваш налоговый консультант» и получи подарок и доступ к закрытым разделам сайта.

ПОДПИСАТЬСЯ

fedorovasv.ru

Система налогов и сборов в РФ

Определения налога, сбора, страхового взноса приводятся в ст. 8 НК РФ «Понятие налога, сбора, страховых взносов».

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в пользу государства и/или муниципальных образований, то есть перечисляемый в бюджетную систему РФ.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, без уплаты которого плательщик сбора не может получить соответствующее разрешение или лицензию, к примеру, на пользование объектами животного мира (п. 1 ст. 333.1 НК РФ), либо уплата которого обязательна при ведении отдельных видов деятельности на определенной территории, как в случае с торговым сбором (гл. 33 НК РФ).

Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц для обеспечения прав застрахованных лиц на страховое обеспечение по каждому виду обязательного социального страхования.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Все налоги и сборы в РФ можно разделить на федеральные, региональные и местные. Таким образом, в основу заложен федеративный принцип построения системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Федеральные налоги и сборыРегиональные налоги и сборыМестные налоги и сборы
— НДС;
— акцизы;
— НДФЛ;
— налог на прибыль организаций;
— НДПИ;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина
— налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор

Функции налогов и сборов

Экономическая сущность налогов и сборов раскрывается через их функции.

Фискальная функция. Означает то, что за счет налогов и сборов формируются доходы бюджетной системы, обеспечивающие деятельность государства.

Распределительная функция. Налоги и взносы, уплаченные конкретными налогоплательщиками, расходуются на создание / поддержание общественных благ. То есть происходит перераспределение денежных средств;

Контрольная функция. Заключается в том, что посредством обязательных платежей государство осуществляет контроль за доходами организаций и физических лиц и в целом за финансовыми потоками;

Регулирующая функция. Сводится к тому, что для отдельных категорий налогоплательщиков могут быть предусмотрены более низкие ставки налогов, льготы с целью улучшения экономической ситуации в конкретных сферах деятельности, отраслях, регионах.

Признаки налога и сбора

Из понятия налогов и сборов вытекают признаки налогов и сборов. Это:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • денежная форма уплаты.
  • общественные цели налогообложения.

Таким образом, налоги и сборы представляют собой платежи, которые законодательно устанавливаются государством в одностороннем порядке, характеризуются безвозвратностью и должны использоваться в общих интересах населения.

glavkniga.ru

Региональный налог. Налоги и сборы в Российской Федерации :: BusinessMan.ru

Российская бюджетная система делится на 3 уровня — федеральный, региональный и муниципальный. То же можно сказать и налогах, принятых в РФ. Есть федеральные налоги, которые перечисляются плательщиками и структурами ФНС непосредственно в политический центр. Есть региональные сборы, которые направляются в бюджет субъекта РФ.

Есть местные налоги, что подлежат зачислению в казну муниципалитета. Платежные обязательства, относимые к региональным, вызывают повышенный интерес со стороны многих исследователей. Это вызвано разными причинами. Так, например, в среде аналитиков популярна дискуссия относительно того, стоит ли российским властям давать регионам больше полномочий в части реализации налоговой и бюджетной политики. Есть исследователи, которые однозначно поддерживают подобную идею, другие активно приводят контраргументы. В чем заключаются тезисы экспертов касательно данного вопроса? В чем специфика региональных налогов, установленных российским законодательством?

Какие налоги признаются региональными?

Если следовать положениям НК РФ, к региональным налогам относятся те, что предполагают исчисление и уплату в бюджет субъекта РФ, если иное не установлено на уровне федерального законодательства. Сборы рассматриваемого типа вводятся в действие НК РФ, а также региональными законами. Субъекты РФ имеют полномочия по регулированию соответствующих налогов в части ставок, порядка, а также срока уплаты сборов, если необходимые нормы не зафиксированы на уровне НК РФ. Также региональные власти вправе определять льготы и специфику исчисления базы для сборов, о которых идет речь.

Система региональных налогов, таким образом, фиксируется на федеральном уровне, однако фактическую величину сборов в большинстве случаев уполномочены устанавливать субъекты РФ. Вместе с тем распоряжаться соответствующими платежами российские регионы вправе по своему усмотрению. Данный процесс связан с функционированием бюджетной системы. Изучим ее нюансы подробнее.

Налоги и бюджетная система

Региональные и местные налоги РФ, наряду с федеральными, формируют национальную бюджетную систему России, которая выстроена по единым принципам. Это означает, что процедура сбора соответствующих платежей унифицирована, механизмы распределения денежных средств строго регламентированы. Рассматриваемые налоги в региональный бюджет направляются в полном объеме. В свою очередь, субъект РФ может получать также определенную долю от федеральных сборов, что предусмотрена Бюджетным кодексом. Аналогичная закономерность установлена также и в отношении местных налогов. Иные меры бюджетной поддержки регионов РФ — субсидии, субвенции и прочие меры. Таким образом, даже если региону не хватает собственных налогов, федеральный центр будет готов помочь.

Какие региональные налоги установлены в РФ?

В России в данный момент введено 3 региональных налога. Это налог на имущество организаций (платят только юрлица), на игорный бизнес (его субъекты — юрлица), транспортный налог (его должны уплачивать юрлица, ИП и физлица). Перечень региональных сборов — сравнительно небольшой. Меньше — только местных налогов. Основной объем сборов в бюджетной системе занимают, таким образом, федеральные платежи. Ответить на вопрос о том, с чем связана подобная специфика, мы попробуем позже. Изучим теперь специфику каждого из отмеченных сборов подробнее.

Налог на имущество организаций

Данный региональный налог регулируется положениями статьи 373 НК РФ. Уплачивать его должны организации, в собственности которых есть имущество, которое должно быть объектом налогообложения, исходя из положений статьи 374 Кодекса. Собственно, в указанной части НК РФ говорится о том, что налог, о котором идет речь, должен начисляться на все типы имущества, что учитываются на балансе предприятия как основные фонды.

Рассматриваемый региональный налог, как и другие сборы, относящиеся к данной категории, устанавливается законодательными актами субъектов РФ в части налоговой ставки, порядка, а также сроков перечисления соответствующих платежей в бюджет. База по нему определяется как стоимость балансового имущества в среднегодовом выражении. Учитывается оно при этом по остаточной стоимости, которая формируется, исходя из установленного в конкретной организации порядка реализации бухгалтерского учета, что утвержден в учетной политике.

Если во владении фирмы — недвижимость, и она расположена в другом субъекте РФ, то правила, по которым на нее начисляется соответствующий региональный налог, должны применяться те, что установлены в конкретном субъекте. Базу по рассматриваемому сбору в бюджет плательщики должны исчислять самостоятельно — в соответствии с положениями НК РФ. Так, средняя стоимость собственности, которая формирует налогооблагаемую базу, должна определяться как результат деления суммы, что получена по факту сложения показателей остаточной стоимости активов по состоянию на 1-е число каждого месяца в соответствующем периоде и 1-е — следующего за ним, на общее количество месяцев периода, которое увеличено на 1.

Среднегодовой показатель стоимости собственности, которая является объектом налогообложения, определяется как результат деления суммы, что получается по факту сложения показателей остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца периода, а также последнее — периода, на общее количество месяцев, которое увеличено на единицу. Налоговая база по рассматриваемому платежному обязательству уменьшается на величину капитальных вложений на суммы, отражающие расходы на строительство, реконструкцию либо модернизацию сооружений, что располагаются на водных путях внутри РФ, в портах, в аэропортах.

Можно отметить, что имущественный сбор, установленный для физлиц — местный, в то время как налог на имущество — региональный, как мы определили выше. Таким образом, первый тип сбора, предполагающий налогообложение юрлиц, предназначен для пополнения бюджетов муниципалитетов, второй, который платят физлица, направляется в казну субъектов РФ.

Налог на игорный бизнес

Следующий региональный налог — тот, что платят игорные бизнесы.

Область его функционирования — доходы, что получают предприятия от организации азартных игр. Под игорным бизнесом законодатель понимает деятельность, которая направлена на получение доходов в виде различных выигрышей, сборов за проведение игр, а также пари. Активности предприятий в рассматриваемой сфере могут предполагать задействование игровых столов, автоматов, организацию приема букмекерских ставок.

Можно отметить, что в РФ созданы особые игорные зоны — на Алтае, в Приморье, в Краснодарском крае, а также в Калининградской области. Поэтому значительный процент налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере, работает в указанных регионах. Вместе с тем в других субъектах РФ не запрещены букмекерские конторы. Которые также должны уплачивать налог на игорный бизнес. Рассмотрим подробнее специфику формирования налоговой базы для сбора, о котором идет речь.

Так, в статье 366 НК РФ сказано о том, что объектами налогообложения в данном случае могут быть столы, автоматы, процессинговые центры, пункты приема ставок. При этом каждый из перечисленных ресурсов должен быть обязательно зарегистрирован в ФНС за 2 дня до инсталляции. Для этого необходимо направить в налоговую службу заявление по установленной форме. ФНС, в свою очередь, выдаст фирме, занимающейся игорным бизнесом, свидетельство о регистрации.

Полномочия регионов в регулировании налога на игорный бизнес

Если какой-либо из перечисленных выше объектов налогообложения планируется исключить из оборота, то ФНС также должна быть в курсе этого за 2 дня до выбытия соответствующего ресурса. Как мы отметили выше, региональные налоги и сборы устанавливаются субъектами РФ, и рассматриваемое платежное обязательство бизнесов — в этом смысле не исключение. Регулирование соответствующих платежей осуществляет законодатель на соответствующем уровне. Но в случае если в том или ином субъекте РФ ставки на налог, о котором идет речь, не установлены, то должны применяться минимальные, которые зафиксированы в положениях НК РФ. Налоговый период по рассматриваемому сбору — 1 месяц.

Транспортный налог

К региональным налогам относятся те, что мы рассмотрели выше, а также транспортный. В чем его специфика? Прежде всего, в том, что его плательщики, в соответствии с законодательством, — это не только предприятия, но также и физлица, на которые зарегистрированы в установленном порядке те или иные транспортные средства. При этом подходы законодателя к регулированию исчисления соответствующего налога организациями и гражданами разнятся. Так, юрлица должны определять суммы платежей по сбору, о котором идет речь, самостоятельно. Аналогичную работу за физлиц, в свою очередь, должны проводить сотрудники ФНС на основе сведений, что предоставляют органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств.

Транспортные средства как объект налогообложения

Объекты налогообложения по транспортным платежам в соответствии с НК РФ:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • самолеты;
  • вертолеты;
  • речные и морские суда, гидроциклы;
  • снегоходы.

В целом это практически все виды транспорта, что используются современным человеком. Вместе с тем законодательно определены категории машин, что не могут быть объектами налогообложения. В числе таковых:

  • лодки на веслах, а также моторные, если мощность их двигателя не превышает 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили для людей с ограниченными возможностями, а также те, что имеют мощность до 100 л. с. и выданы гражданам через органы соцзащиты;
  • промысловые суда;
  • пассажирские и грузовые самолеты;
  • морские и речные суда, что находятся в собственности фирм и ИП, для которых пассажирские либо грузовые перевозки — основной вид деятельности;
  • тракторы, комбайны, иные сельскохозяйственные машины — при условии их использования по основному профилю;
  • воздушные суда санитарной авиации, медслужбы;
  • суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре, морские платформы, буровые установки.

Насколько значимы региональные налоги?

Какое значение имеют региональные налоги и сборы для экономики РФ? Можно отметить, что в общем объеме бюджетных поступлений соответствующие платежи занимают сравнительно небольшой процент. Федеральные и региональные налоги в этом смысле очень сложно сопоставить в контексте значимости для экономики страны в целом, поскольку первые имеют выраженное преимущество по общим суммам, перечисляемым плательщиками в бюджет государства. Вместе с тем, как считают многие аналитики, такое положение дел соответствует социально-политическим и экономическим реалиям развития России.

Если региональные и местные налоги будут занимать слишком большую долю в общем объеме бюджетных поступлений, то это, с одной стороны, может привести к выраженному неравенству субъектов РФ в части хозяйственного развития, а с другой — к слишком сильной децентрализации социально-политических и экономических процессов. Некоторые эксперты рассматривают данный тренд как позитивный, однако полагают, что хозяйственная система РФ, ее общество и институты должны подготовиться к передаче большего объема полномочий регионам в части сбора налогов. Это может занять определенное время.

Пока что региональные налоги в РФ значительно уступают по объему федеральным. Вместе с тем политический центр всегда готов, как мы отметили выше, оказать поддержку регионам посредством субсидий, дотаций и иных механизмов, предусмотренных законодательством. Субъекты РФ вправе оставлять у себя некоторый процент от федеральных налогов — в пределах нормативов, зафиксированных в БК РФ. Более того, некоторые аналитики считают, что законодатель оказывает поддержку регионам также и на уровне правового регулирования рассматриваемых сборов — в части предоставления субъектам РФ полномочий устанавливать свои ставки. Правда, в пределах тех крайних значений, что зафиксированы на федеральном уровне. Но эта преференция дает регионам возможность осуществлять более сбалансированную бюджетную политику. Руководство может поднимать ставки там, где сбор соответствующих платежей может быть более эффективным с точки зрения формирования бюджетной выручки и опускать в тех сферах, где слишком большой уровень налоговой нагрузки нецелесообразен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели те виды региональных налогов, что установлены в НК РФ. Соответствующие обязательства перед бюджетом имеют очень разные правовые основания для взимания, базы, принципы исчисления, и в то же время сформированы для решения одной задачи — обеспечения бюджетной выручки на уровне субъекта РФ. Региональные власти имеют полномочия в части опеделения ставок по налогам, о которых идет речь, льготам, особенностям исчисления. Однако сами по себе платежи соответствующего типа устанавливаются на федеральном уровне, равно как и предельные значения по ставкам, по которым должны взиматься региональные налоги. Перечень соответствующих сборов, их наименования, назначение фиксируются в положениях НК РФ.

businessman.ru

Понятие налога и сбора, общие условия их установления, система налогов и сборов в Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно п. 3 ст. 17 Кодекса при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам, а именно:

  • плательщики сборов;
  • объекты обложения сборами;
  • ставки сборов;
  • порядок исчисления сборов;
  • порядок и сроки уплаты сборов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ (специальные налоговые режимы).

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4.  налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6.  водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8.  государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Что такое налог: Видео

legalquest.ru

Виды налогов и сборов в РФ и их классификация :: SYL.ru

Виды налогов и сборов в РФ и их класификация довольно сложны, поэтому в настоящее время в нашей стране они являются предметом отдельной дисциплины, ответственной за правовые основы и аргументацию каждой из введенных такс. Главный документ, регламентирующий эту сферу, – Налоговый кодекс. Из года в год к нему вводят новые дополнения, делающие (в идеале) систему более совершенной. На практике виды налоговых сборов в РФ столь разнообразны, что обыватели не имеют представления обо всех существующих категориях. Детально разбираются в этом только юристы, а также те, кто по роду своей деятельности сталкиваются с необходимостью ориентироваться в указанной сфере.

Многообразие и формы: что есть?

Установленные НК РФ виды налогов и сборов делятся на следующие категории:

  • федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные.

Выше некуда

Все основные нормативы по уплате такс в нашей стране регламентированы введенными в силу законами, действующими на территории всего государства. Такие виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, распространяются на все части державы (исключений нет). Практика уплаты, правила, особенности – все это установлено в нормативных актах федерального уровня.

Специфические категории этой группы такс могут быть скорректированы на региональном уровне. Таковая возможность прописывается в действующих нормах права. Корректируемые виды налогов и сборов по законодательству РФ могут меняться в аспекте величины ставки. От этого напрямую зависит та сумма, которую регион направит в госбюджет. Федеральные налоги регламентируются соответствующими нормативными актами, где указано, на каких основаниях и какого размера допускается ввести ослабления. Типичный пример корректируемых основных видов налогов и сборов в РФ – это такса на прибыль, уплачиваемая юрлицом.

Работаем с умом: уплата положенного

Рассматривая и анализируя основные виды налогов и сборов в РФ, нельзя обойти вниманием суммы, взимаемые с полученной юрлицом прибыли. Уплачивать эту подать должны все те, кто зарегистрирован в качестве организации, будь то отечественное лицо или иностранное. Основное условие для уплаты таксы – наличие финисточника в пределах нашей державы.

Четко регламентированная действующая налоговая система РФ, виды налогов и сборов в рамках которой установлены достаточно детально (хотя многие специалисты считают, что ряд формулировок недопустимо спорный), устанавливает, что налоги на прибыль снимаются с той суммы, которую можно причислить к этой категории. Ее должны получать лица, по закону принадлежащие к группам, на которые можно возложить обязанность уплаты таксы. При этом важно соблюдать 25-ю главу НК, которая имеет наивысшую силу в аспекте регламентации обложения юрлиц налогами в пределах России.

Сколько заплатить?

Так как основные виды налоговых сборов в РФ включают таксы на прибыль, требуемые властью по этому аспекту финансовые суммы для многих – исключительно важная информация. Нормативные акты устанавливают, что необходимо на общих основаниях заплатить одну пятую. Два процента от прибыли придется направить в бюджет державы, а прочие суммы предназначены для отдельных субъектов, на территории которых зарегистрированы юрлица.

Установленные в РФ виды налогов и сборов регламентируют, что ряд категорий имеет право на снижение указанной величины. Для льготных лиц можно сократить сумму до 13,5 %, но еще ниже опускать недопустимо. Для предоставления такого послабления заинтересованная организация обязана выполнить установленные законодательством требования и условия, в том числе по подаче документации положенной формы в ответственные госинстанции.

Специальные случаи

284-я статья упомянутой выше главы основного документа, устанавливающего в нашей державе налоговые правила, четко указывает, в каких конкретных случаях можно использовать специальные показатели ставок для начисления такс, положенных к взиманию с юрлиц. Расчет ведется на один год по календарю, а отчётность необходимо предоставлять в ответственные за это инстанции после первых 4, 6, 9 месяцев.

Установленные в РФ виды налогов и сборов, взимаемых с полученной юрлицом финансовой выгоды, должны вычисляться по результатам авансов, итоговой информации по периоду, описываемому отчетностью. В ряде случаев могут допускаться иные подходы, но это обговаривается в индивидуальном порядке и должно соответствовать нормативным актам. Лицо, на которое возложена обязанность уплатить таксу, определяет, насколько велики авансы, и анализирует при этом как показатели прибыли, так и применяемые для него ставки. Итог считают в виде нарастающего значения. Старт – когда год только начинается. Завершающий день – последний для этапа, за который необходимо отчитаться и по которому предстоит рассчитаться. По авансам необходимо все заплатить до 28 числа следующего месяца, а за год последняя дата расчёта – 28 марта следующего периода.

НДС

Рассматривая виды налогов и сборов в РФ, нельзя обойти вниманием эту таксу – одну из основополагающих для наполнения бюджетов разных уровней. По закону обязательства по перечислению денег возложены на ИП, юрлиц, а также тех, кто перевозит товары через границу, контактирует с таможней и подпадает под условия, по которым признают обязанными к уплате. Для регулировки последнего пункта необходимо применять нормативы, декларированные основными законами таможни.

Некоторые лица могут платить таксы в уменьшенном варианте. Действующие в настоящее время правовые акты также допускают полное освобождение от обязательств по уплатам этого вида налогов и сборов в РФ. Официальный термин, применимый к такой ситуации, – освобождение. Таковое распространятся на тех, кто за три месяца (по календарю) суммарно получил прибылью два миллиона и меньше. В эту величину включается потенциальный налог. Для расчета анализируются суммы, полученные в ходе оказания услуг, продажи товаров. В равной степени правило распространяется и на ИП, и на других юрлиц.

С чего платить?

Как и прочие основные виды налогов и сборов в РФ, НДС достаточно четко, детально регламентирован правовыми нормативами, введенными действующими кодексами. В частности, указано, что подать придется перечислить при оказании услуг, реализации товаров, исполнении работ, за которые исполнитель (продавец) получил финансовое вознаграждение. Чтобы рассчитать, какую сумму нужно заплатить, следует исследовать средние по рынку цены на сходные позиции и на их основании подсчитать, как много мог бы получить тот, на кого возложены обязательства уплатить таксу.

Действующие виды налогов и сборов в РФ предполагают начисление НДС, если некоторое юрлицо занималось стройкой, монтажом, причём результат такой деятельности предусмотрен для использования самим этим субъектом. Также оплата возложена на тех, кто перевозит товары через госграницу, контактируя при этом с таможней.

А когда не надо?

Освобождение возможно при соответствии ряду условий. Законы устанавливают список операций, за которые не требуется предусматривать отчисления в адрес бюджета. Сюда входят, к примеру, продажа доли или цельного участка земли, а также заключение концессионной сделки на некоторые права либо объекты. Важно, чтобы сделка осуществлялась в соответствии с законами нашей державы. Некоторые специальные случаи освобождения от НДС указаны в двадцать первой главе кодекса, регламентирующего таксы в адрес власти. Этому посвящены статьи под номерами 146, 149.

Освобождение распространяется на операции, предполагающие обращение валюты. Правило действует применительно и к отечественной, и к иностранной. Также не нужно платить НДС, если юрлицо специализируется на финуслугах, предлагая определенным группам клиентов деньги в долг. Упрощенная стратегия взимания налога действует на процесс передачи некоторого имущества, если его можно признать инвестицией. Это касается уставных капиталов, в которые желающие могут вложить то, чем они располагают, а также процесса передачи имущества, необходимого для ведения деятельности несколькими лицами одновременно. Если инвестиции возвращаются, при этом сумма совпадает с той, которая была передана изначально в адрес предприятия, организации, тогда уплаты налога тоже не требуется. На весь «навар» придется заплатить положенные по закону проценты.

Налоговая база

Для НДС к таковой необходимо отнести суммы, полученные в качестве прибыли при продаже товаров, оказании услуг, исполнении работ. Сюда же причисляются величины, на которые предприятие оказалось в плюсе, передав права на имущество. Учитываются все без исключения доходы лица, на которого законом возложены обязательства по уплате налога. Также НДС положено перечислить бюджету, если происходит передача прав на имущество, полученное в финансовом и натуральном выражении. Это правило распространяется на ценные бумаги. Если налогообложение предполагает операции по ввозу иностранных товаров, тогда в качестве налоговой базы будут использованы стоимость (с точки зрения НК), пошлины, перечисляемые в адрес таможни, акцизы.

Сколько платить?

Действующее законодательство достаточно четко регламентирует, какие величины необходимо перечислить в тот или иной бюджет, если юрлицо обязано заплатить НДС. В частности, если это лицо подпадает под первый пункт главного налогового закона нашей державы (речь идет о 21-й главе 164-й статьи), тогда сумма исчисляется и вовсе нулем процентов. Десять процентов придется уплатить тем, кто работает с перечисленными во втором пункте той же части основополагающего нормативного акта спецификациями. На все прочие позиции НДС установлен в размере 18 %, о чем гласит третий пункт упомянутого документа.

При расчете сумм, положенных к уплате по программе налогообложения, нужно помнить, что в качестве периода берется четырехмесячный временной промежуток. Рассчитанные величины необходимо перечислить в адрес ответственных за это государственных инстанций до 20 числа того месяца, который следует сразу за промежутком, применительно к которому производился расчет.

Акцизы: о чем идет речь

К этой категории причисляют такие налоги и сборы, обязательства по уплате которых возложены на специфические группы юрлиц, занимающихся перевозкой товаров через таможню. При этом границами считаются не федеральные, а установленные для специального содружества нескольких государств. Были введены специфические законы, регламентирующие эту сферу. Особенное внимание деятельности таможни уделено как в общем законодательстве нашей державы, так и в специальном кодексе. Кроме того, есть дисциплина, ответственная за правильное ведение деятельности, – таможенное дело. Ее нормативам необходимо подчинять как исчисление, взимание такс, пошлин, так и особенности, собственно, перевозок.

Акциз – налоговое бремя, возложенное только на строго определенные группы продукции. В частности, это спирт, а также продукты, в которых концентрация этого соединения превышает 9 %. Сюда же причисляют разнообразные алкогольные изделия, в том числе на пивной основе, и все те, в которых доля спирта превышает полтора процента. Акцизы предусмотрены для табака и сопряженных с ним товаров, машин, двигатель которых мощнее 112,5 кВт. Подакцизными являются топливо, бензин и некоторые иные группы продуктов. Все они достаточно четко и понятно перечислены в НК. Регламентированием этой сферы занимается глава 22 статьи 181.

Объекты и ставки

В качестве объекта налогообложения применительно к акцизным пошлинам выступают лица, которые продают в пределах нашей державы товары, перечисленные в НК. Этот же документ регламентирует налоговую базу. Точную, актуальную в настоящий момент информацию можно извлечь из статей с 187 по 191 упомянутой ранее двадцать второй главы. Данные время от времени меняются в силу обновления законодательных нормативов. В частности, достаточно часто повышаются налоговые ставки, о чем можно узнать из специализированных новостных источников.

Величина действующих в настоящий день ставок в НК указана в главе 26 ст. 193. В следующей за ней статье даны перечисления правил, в соответствии с которыми вычисляют значение пошлины, а том числе авансовой составляющей.

Водный налог

Эту таксу должны уплатить те, кто добился для себя возможности пользоваться водными ресурсами по особым правилам. Ситуация распространяется на забор ресурса, использование акваторий, а также применение территории для гидроэнергетических целей, сплава дерева. О том, каковы ставки для этой категории пошлин нашей державы, рассказывает НК в главе 25. Подробно вопрос рассматривается двенадцатой частью статьи 333. Если юрлицо перебрало установленный для него лимит, придется заплатить налог в увеличенном количестве – ставка возрастает в пять раз.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *