Плюсы и минусы обыденного мировоззрения
Прежде всего, следует разобраться в самом термине «обыденное мировоззрение» и что принято под ним обозначать. Этот момент является очень важным, так как огромное количество людей имеют искаженное представление о термине и его наполнении в общем. Обыденное принято считать чем-то обычным, ничем не примечательным, это то, с чем каждый сталкивается ежедневно, что не вызывает удивления или каких-либо других эмоций.
Чтобы дать более полный ответ на вопрос, что означает слово «обыденный», не нужно углубляться в фундаментальные науки. Выяснить это можно с помощью наводящих вопросов самому себе. На сегодняшний день человек живет в агрессивном мире, где нечто обыденно выступает реакцией на все тревожные события. Цель обыденного мировоззрения понизить коэффициент тревожности. Обычно это бывает путем упрощения отношения к жизни.
Преимущества обыденного мировоззрения
- Стоит отметить, что такая позиция не является истинно верной. Постоянно прятаться от проблем также не стоит. Иногда лучше посмотреть страху в лицо и попытаться предпринять что-либо для улучшения ситуации.
- Обыденное мировоззрение наполнено стереотипами. Но кто сказал, что стереотипы — это всегда плохо? С помощью стереотипов из поколения в поколение передается опыт, накапливаемый десятилетиями. Отсюда идет все обычаи и традиции.
- Действуя под влиянием стереотипов человек социализируется, находит для себя круг общения и среду, которая будет ему наиболее комфортна.
- Еще одним аспектом обыденного мировоззрение является существование догмы. Догма представляет собой веру во что-то без требования доказательств. Положительная сторона догмы заключается в предоставлении человеку самостоятельного выбора.
Недостатки обыденного мировоззрения
К недостаткам такого мировоззрения можно также отнести стереотипы и догмы, рассмотрев их с другой стороны.
- Стереотипы часто отличаются следующими недостатками: ответственность за свои поступки снижается, свобода мысли и действий ограничивается, креативность падает.
- Когда все общество в целом следует стереотипам, все стандартизируется, креативность снижается. Если отклонение от нормы высмеивается или карается другими способами, немногие начинают идти против системы. Большая часть людей просто смирится и будет делать то, что нужно. Из-за этого возможен общий спад креативности. Следствием выступает исчезновение новых идей, мыслей. Такая ситуация ведет к стагнации. Если же стагнация продолжается довольно долго, общество начинает деградировать. Такая ситуация отлично подходит властям, которые считают, что стереотипность помогает контролировать общество. Нередко в истории можно отметить случаи управления обществом с помощью пропаганды и навязывания идеологии. Социальная устойчивость возможна лишь при условии развития социума. Урегулирование социальной устойчивости возможно поддержанием баланса между стереотипностью и креативностью.
- Скепсис и ирония занимают далеко не последнее место в жизни любого человека. Недостатком догмы является снижение коэффициента проявления данных характеристик. Как известно, психология доказывает, что для выработки свежих и креативных идей, а также для принятия наиболее рациональных решений, человек должен руководствоваться скепсисом и иронией. Именно ирония зачастую спасает человека от каких-либо фанатичных идей и помогает более трезво оценивать ситуацию. Зачастую догматичность возникает именно в местах с ограниченным выбором. Если у человека есть несколько вариантов развития событий, он выберет более комфортный именно для него, но, если это лишь видимость альтернативы, скрытая за одним единственным исходом, догматичность сознания возрастет.
- Человек, обладающий обыденным мышлением, всегда стремится копить информацию, систематизировать ее. Чем больше знаний накапливается, тем более верно люди могут воспринимать действительность. Прежде всего, следует учесть, что в добавок к чужому мнению всегда добавляется своя оценка ситуации, поэтому обыденное мировоззрение всегда субъективно. Всю сознательную жизнь человек с обыденным мировоззрением стремится удовлетворить и накопить две составляющие «быть» и «иметь». Для их наполнения в течение жизни копится информация. Порой люди вовсе не замечают, что в ходе такого накопления формируется среда обитания. Ее можно описать в виде графика, где коррелируют две прямые-быть и иметь.
- Каждый человек на планете, даже если он об этом не задумывается, стремится сохранить свое существование. И если задать кому-нибудь простой вопрос: «Представьте, что ваша цель на Земле выполнена. Как вы думаете, были бы вы счастливы?» Вряд ли. Но несмотря на это, стремление к жизни проходит через всю культуру и порой оправдывается фантастическими теориями. Например, в Америке предположили, что сейчас человек находится в промежуточном этапе развития. Впереди нас ждет новый, кибернетический вид.
- Стремление человека обладать чем-либо объясняется еще проще. Обыденное сознание как бы подталкивает к присвоению определенных материальных и нематериальных благ. Для того чтобы существовать на планете необходимо развиваться и социализироваться. Социализация же продолжается до тех пор, пока человек не перестанет присваивать себе окружающую реальность. Это может быть выражено не только в покупке недвижимости или движимости. Вся информация, которую человек ежедневно черпает извне является продуктом окружающей реальности. Данный процесс может прекратить лишь смерть.
Таким образом, обыденное мировоззрение присутствует у каждого человека. Как и любое другое оно имеет массу положительных и отрицательных черт. К сожалению, а может и к счастью, человек не сможет полностью искоренить данный вид мировоззрения. Единственным вариантом влияния не него будет развитие и черпание новых знаний.
Похожие записи
plusiminusi.ru
Типы мировоззрения – плюсы и минусы — Студопедия.Нет
Типы мировоззрения у каждого человека могут иметь разное соотношение и от этого картина мира выглядит индивидуальной, хотя и имеет общие черты у большинства. Можно верить в Бога и быть при этом прекрасным ученым, опирающимся на реальные факты, а можно соединять в себе и мифологическое и религиозное сознание и при этом находиться в этом очень гармонично. Какой тип мировоззрения самый правильный – на этот вопрос нет правильного ответа. Типы мировоззрения сильные и слабые стороны:
1. Мифологическое мировоззрение – дает связь между поколениями, позволяет творчески и креативно смотреть на мир, видеть в нем мощные проявления природы, но само по себе оно стихийно и иррационально и искажено.
2. Религиозное – схоже с мифологическим в плане иллюзорного восприятия мира, но дает человеку придерживаться социальных и нравственных норм, общепринятых ценностей, способствует сплочению.
3. Философское – объединяет в себе иррациональный взгляд на мир с научным и дополняет мифологическое и религиозное.
4. Научное мировоззрение – объясняет мир с помощью теорий, фактов, то что раньше считалось из разряда чудес получает свое научное обоснование, но не все поддаётся логике и разуму.
1. Что в переводе с древнегреческого означает «философия»? ___________________________________________________ |
2. Дайте определения понятиям: | |
Мифология | |
Религия |
3. Перечислите основные проблемы философии. Какую из них вы считаете наиболее важной? Почему? | ||
Проблема философии | Суть философской проблемы | |
Я считаю, что одной из важных философских проблем является проблема … |
Назовите типы мировоззрения и их характерные черты.
Тип мировоззрения | Основные черты |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
5. Нужна ли философия человеку и обществу (на примере вашей специальности)? Обоснуйте вашу точку зрения. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
studopedia.net
В чем плюсы и минусы обыденного мировоззрения?
Мировоззрение людей всегда существовало в исторически определенных и культурно обусловленных формах — мифологии, религии, философии, науки. Кроме того, различаются два основных уровня его функционирования — обыденно-практический (жизненно-повседневный) и мыслительный (когнитивно-теоретический) . Такое разделение по «вертикали» начинает обнаруживаться уже в древних обществах и сохраняется до наших дней. Разумеется, взаимосвязь и взаимодействие между обоими указанными пластами мировоззренческого сознания со временем менялись и, в зависимости от господствующего типа миропонимания, приобретали различную окраску.Обыденное мировоззрение занимает особое место в культуре, ибо представляет собой как бы твердую породу первичного слоя, такую реальность духовной жизни людей, которая служит отправной точкой для любого мировоззренческого творчества. Первичный, наиболее устойчивый слой мировоззрения основывается на «данностях» культуры и всеобщих «очевидностях» здравого смысла соответствующей эпохи. И любой исторический период в обществе функционирует некая система устойчивых представлений о мире и человеке, которая образует ядро мировоззренческих структур — категорий, установок, архетипов. Структуры эти являются результатом многовекового стихийного опыта поколений и носят бессознательный, неявный характер; например, убежденность здравого смысла в том, что окружающие нас вещи существуют вне человеческого сознания.
Было бы неверно видеть в убеждениях и установках здравого смысла всего лишь мысленные образования в головах людей. Весь образ жизни, поведенческие стереотипы людей, мотивы их деятельности — все так или иначе подчиняется и происходит в соответствии с этими убеждениями и установками. Они выступают как некая социокультурная реальность истории, которую нельзя изменить по желанию отдельных личностей и целых социальных групп.
Несмотря на всю диффузность, стихийность, расплывчатость массового мировоззренческого сознания, оно на протяжении тысячелетий успешно выполняет свою функцию осмысления жизни и истории. И ни одна философская или религиозная система прошлых эпох не могла соперничать, — с точки зрения своей устойчивости, — с мироощущением и миропониманием обыденного слоя. Сила его в том, что оно непосредственно связано с материальной практикой людей, со сферой человеческой повседневности, образуя с этой последней единый комплекс жизнедеятельности. Из сказанного следует, что мы не можем всесторонне понять природу философского или, скажем, религиозного мировоззрения, игнорируя первичные мировоззренческие структуры. Так, очевидно, что некоторые философские системы прямо опирались на исходный базис здравого смысла, другие ориентировались на религию, на предшествовавшие философские учения, на науку. Но при всем при том ни одна философская доктрина, если она претендовала на мировоззренческую значимость, не могла развиваться и существовать, не определив — явно или неявно — свои взаимоотношения с «идеологией здравого смысла».
urokam.net
Что такое сверхразум… его плюсы и минусы в нашем мировоззрении?
Под сверх разумом понимается любой разум, значительно превосходящий лучшие умы человечества практически во всех областях, включая научные исследования, житейскую мудрость и социальные навыки… появления сверх разума ставит много серьезных вопросов, над которыми пора серьезно задуматься… к примеру, что нужно предпринять для того, чтобы увеличить шансы появления сверх разумов, которые не причинят людям вреда, а помогут. Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимы гораздо более широкие знания, чем те, которыми обладают исследователи в области искусственного интеллекта.. . Появление сверх разума неизбежно нанесет серьезный удар по любому нашему мировоззрению, так как человеческий вид больше не будет «самой разумной» формой жизни в известной нам части Вселенной. Но гораздо важнее практические последствия… создание сверх разума может станет последним изобретением, которое людям потребуется сделать, поскольку сверх разумы смогут позаботиться о дальнейшем научно — техническом прогрессе гораздо эффективнее, чем это смогут сделать люди….
Сверхразум — контролирует зергов идущих из глубин космоса что бы нас всех сожрать. Готовьтесь к войне с космическими тараканами.
Хм) ) Просто слово, которым пугАють недорАзвитых))
Возможно — «ГРОМ. Совершенный ум. » ?? Плюс и минус, думается, в том, что он СВЕРХ чьего-то понимания. . может быть. )
Объединение нескольких разумов взаимодействующих в духе гармонии и есть сверхразум. Наполеон Хилл — «Закон успеха»
От самого слова понятно. А плюсы тоже видны из слова. А минус нужно уметь вытянуть — уничтожение людей как пример слабого развития. Можно много рассуждать на эту тему. Хотя сверхразум в этом плане очень прав…
touch.otvet.mail.ru
Ответы@Mail.Ru: «Философское мировозрение» — дайте определение, его плюсы и его минусы! помогите пожалуйста…?
ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД Всё выглядит так, будто наука постоянно продвигается вперёд, а философия неизменно проигрывает. Но это только потому, что философия берёт на себя трудную и опасную задачу – заниматься недоступными для научных методов проблемами, как-то: добро и зло, красота и уродство, порядок и свобода, жизнь и смерть; но как только познаваемая область выдаёт знания, достаточные для точного формулирования, её называют наукой. Любая наука начинается как философия и заканчивается как искусство; она возникает как гипотеза и приходит к достижениям. Философия есть гипотетическая интерпретация неизвестного или неточно известного; она – авангард, осаждающий истину. Наука – это покорённая территория, а у неё в тылу находятся те безопасные области, в которых знания и искусство строят наш несовершенный и чудесный мир. Кажется, будто философия застыла в недоумении; но это оттого только, что она отставляет плоды побед своим дочерям-наукам, а сама переходит, в божественном неудовлетворении, к неопределённому и неисследованному. Должны ли философы становиться технарями? Наука – это аналитическое описание, философия – синтетическая интерпретация. Наука желает приводить целое к частям, организмы к органам, туманное – к известному. Она не интересуется ценностью или идеальным состоянием вещей, как и их полным и окончательным смыслом; ей достаточно показать их насущную реальность и действие, она ограничивает свой взгляд единственно природой и процессом вещей, как они есть. Учёный беспристрастен, как Природа в стихотворении Тургенева: он равно интересуется и блошиной лапкой, и творческими муками гения. Но философу недостаточно простого описания факта; он хочет определить его отношение к опыту в целом, и посредством этого установить его значение и ценность; он сочетает вещи в синтезе интерпретации; он стремится вновь собрать – и лучше, чем прежде – эту огромную вселенную-часы, которую дотошный учёный аналитически разобрал. Наука говорит нам, как исцелять и как убивать; она сокращает смертность в розницу, а затем убивает нас оптом на войне; но только мудрость – желание, скоординированное в свете всего опыта – может сказать нам, когда исцелять и когда убивать. Наблюдать процессы и наращивать средства – это наука; обсуждать и координировать цели – это философия; и поскольку в наше время средства и инструменты намного превосходят интерпретацию и синтез идеалов и целей, наша жизнь полна шума и суеты, не означающих ничего. Ибо факт безотносительно желания есть ничто; он неполон, если не соотнесён с целью и с целым. Наука без философии, факты без перспектив и оценок не спасут нас от хаоса и отчаяния. Наука даёт нам знания, но мудрость способна принести только философия. Уилл Дюрант
в нём нету не плюсов не минусов, оно находится в равновесие между тем и другим.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру. Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. Основные черты философского мировоззрения: концептуальная обоснованность; систематичность; универсальность; критичность. Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
А вообще Философия — осмысленное систематизирование уже сказанного, сделанного кем-то другим. разнос по полочкам. систематизация ценностей. И копаться в этом можно сколько хочешь. А вот Психология круче — разбор природы каждой ценности ведёт к познанию Мира в целом. Фуфло ваша философия, короче.
Философия Определение. Слово «философия» — греческого происхождения и имеет значение «любовь к мудрости» . Философия, в том смысле, в котором о ней говорится в этой статье, не строится на вере в Бога, она пытается дать людям целостное представление о Вселенной и побуждает их мыслить критически. В поисках истины философия опирается главным образом на умозрительные рассуждения, а не на наблюдения. Как появляются человеческие философии? Их создают люди, возможности которых ограниченны. В Библии говорится: «Не может идущий направлять свои шаги» (Иер. 10:23). История подтверждает, что попытки пренебречь этим ограничением не приносят ничего хорошего. Однажды «Иегова отвечал Иову из бури и сказал: „Кто это затемняет замысел словами без знания? Подоткни под пояс свою одежду по-мужски и позволь, я расспрошу тебя, а ты рассказывай мне. Где ты был, когда я основывал землю? Скажи, если ты наделен пониманием“» (Иов 38:1—4). (Люди имеют лишь ограниченные возможности. Кроме того, их жизненный опыт относительно невелик и обычно ограничивается одной культурой или окружающей средой. Поэтому круг знаний, которыми обладают люди, сравнительно узок, а в мире все настолько взаимосвязано, что люди постоянно находят какие-то новые, не учтенные ими аспекты. Эти ограничения отражаются во всех созданных ими философиях. ) Их создают несовершенные люди. «Все согрешили и лишены славы Бога» (Рим. 3:23). «Есть путь, который кажется человеку правильным, но в конце его — пути смерти» (Прит. 14:12). (Из-за несовершенства людей в их философиях часто отражается элементарный эгоизм, который, хотя и может приносить сиюминутное удовольствие, ведет к разочарованию и лишает счастья. ) На них влияют демоны. «Весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоан. 5:19). В Библии говорится, что Сатана Дьявол «вводит в заблуждение всю обитаемую землю» (Отк. 12:9). «Вы когда-то ходили, сообразуясь с системой вещей этого мира, по воле того, кто повелевает властью воздуха, духа, который действует теперь в сыновьях непокорности» (Эф. 2:2). (Такое влияние отражается в философиях, которые подталкивают людей к тому, чтобы не подчиняться полезным и справедливым требованиям Бога. Неудивительно, что, как свидетельствует история, человеческие философии и планы часто приносят горе множеству людей. ) Как Бог относится к «мудрости» , предлагаемой человеческими философиями? 1 Кор. 1:19—25: «Написано: „Погублю мудрость мудрых и разум разумных отвергну“. Где мудрый? Где книжник? Где спорщик этой системы вещей? Не сделал ли Бог мудрость этого мира глупой? Когда, по Божьей мудрости, мир своей мудростью не познал Бога, то угодно было Богу глупостью [«глупостью» с точки зрения мира] того, что проповедуется, спасти верующих. ..Потому что глупое Божье [«глупое» в глазах мира] мудрее людей и слабое Божье [«слабое» , как это, возможно, кажется миру] сильнее людей» . (В таком отношении Бога к мудрости людей нет ничего деспотичного или неразумного. Он ясно изложил свой замысел в самой распространенной в мире книге — Библии. Он посылает своих свидетелей, чтобы они рассказывали об этом замысле всем, кто готов их слушать. Как же глупо со стороны какого бы то ни было творения думать, что оно мудрее Бога! )
touch.otvet.mail.ru
Мировоззрение
1. Мировоззрение, его компоненты и исторические типы: мифологическое, религиозное, философское (их сходство и различие).
Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.
Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.
При изучении мировоззрения
выделяют также ступени мировоззренческого
освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие»,
«миропонимание».Мироощущение —
Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную (знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека), аксиологическую (предметные и субъектные ценности), праксеологическую (обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека – духовная сторона).
Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».
По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения — религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.
На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.
Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.
Все типы мировоззрений
имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое
и религиозное мировоззрение
по-своему, зачастую стихийно, осуществляют
связь поколений, закрепляют и передают
систему социальных ценностей, идеалов
и норм поведения. Вместе с тем, действительность
воспринимается в них в иллюзорном,
искаженном виде, противореча данным
науки. Научное мировоззрение
На основе мифологического и религиозного мировоззрений, а так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.
stud24.ru
2.Плюсы и минусы религиозного влияния на общество.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………2
1. Функции религии……………………………………………………………..5
2. Плюсы и минусы религиозного влияния на общество…………………….6
2.1 Религия и мировоззрение……………………………………………………6
2.2 Религия и политика………………………………………………………….9
2.3 Религия и культура…………………………………………………………10
2.4 Религия и нравственность…………………………………………………12
3. Место религии в современном российском обществе……………………15
3.1 Религия и молодежь России……………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………25
Религия есть — или по крайней мере притязает быть -,
художницей спасения, и дело ее — спасать. От чего же
спасает нас религия? Она спасает нас от нас, — спасает
наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она
одолевает гиену, которая в нас и языки которой,
прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание.
Она улаживает душу, а водворяя мир в душе, она
умиротворяет и целое общество, и всю природу.
Флоренский П. А.
Введение.
Для каждого человека среди всех вопросов всегда остается главным вопрос о смысле жизни. Не каждый может ответить на него. Даже решив этот вопрос для себя, не каждый может достаточно аргументировано обосновать его. Однако, в каждом человеке неистребима потребность найти этот смысл и разумно оправдать его.
При решении вопроса смысла жизни человеческое сознание оказывается перед необходимостью выбора одной из двух возможных альтернатив. Ведь все разнообразие мировоззрений и идеологий в конечном итоге сводится к двум противоположным направлениям: религия или атеизм. Трудно дать точное определение, что есть религия, но одно можно сказать определённо: вера в сверхъестественное — есть универсальная характеристика всех ранних форм общественной жизни, и она сохраняется до наших дней. Слово «религия» буквально обозначает — связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика I в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование). Религия — это, прежде всего факт социальной жизни и, согласно одному из определений, представляет собой систему символов, действующих с целью установления глубоких, убедительных и длительных настроений и мотиваций людей через формулирование представлений об общем порядке существования и облекающих эти представления аурой подлинности, чтобы эти настроения и мотивации выглядели как единственно реальные.
Функция религии в обществе рассматривается как соединяющая сила для членов группы, будь это домохозяйство, клан, племенной союз или современное государство. Тем самым религия, наряду, например, с государством, политикой и правом, выступает как один из фундаментальных факторов стабильности и социального порядка.
Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера — не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система. Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.
1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.
2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.
3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.
Любой из перечисленных элементов культа — храм, предметы культа, священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.
4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного — церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).
От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.
Функции религии.
Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания, загробного существования и т. п. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система религиозных верований – религия приобретала тем самым определенные социально-политические и культурно-этические функции.
Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются — это пока еще предмет дискуссии между историками. Я же представлю точку зрения, согласно которой существуют четыре основные функции религии. Они основные в том смысле, что их можно делить на функции второго порядка. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или как) они влияют на жизнь людей. Мировоззренческая функция религии — это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.
Политическая функция религии — это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.
Культуротранслирующая функция религии — это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.
Нравственная функция религии — это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.
Во всех случаях функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.
2.1 Религия и мировоззрение.
Мировоззрение — это совокупность идей, о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.
Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если отрицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм «ломается». От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религиозное утешение — это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.
Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение — это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.
Ну, а каковы минусы мировоззренческой функции? Здесь надо отметить, что о минусах говорят только историки. С точки зрения богословов, у религии (по крайней мере, у так называемой «истинной религии») никаких минусов не было, нет и быть не может.
Историки говорят о наличии двух минусов у этой функции. Первый минус — отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий.
Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (бахаизм), моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок.
Второй минус мировоззренческой функции (по мнению историков) – понижение уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т.п.). Каким образом? Иногда через прямые запреты на участие в общественно-политической деятельности (так, например, обстоит дело в конфессии Свидетелей Иеговы), но чаще всего через выросшую на почве мировоззрения атмосферу морального одобрения людей, которые в структуре своего личного времени «львиную долю» отдают собственно религиозной деятельности (молитвам, другим обрядам, изучению религиозной литературы, ее распространению и т.п.). В этой ситуации для деятельности на благо «других» или совсем не остается времени, или его остается очень мало.
Но ведь многие религии призывают к благотворительности? Разве это не призыв к социальной активности? Да, конечно, это призыв к социальной активности, который заслуживает одобрения со стороны общества. Но этот призыв порожден другой функцией религии: нравственной. Одновременно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой функцией. С точки зрения историков, здесь существует реальное противоречие, в котором в зависимости от традиций конфессии и уровня цивилизованности верующих доминирует или социально-пассивная или социально-активная сторона. Есть остроумное высказывание мужчин о женщинах: женщины вдохновляют нас на великие дела, но не дают времени на их осуществление. То же самое можно сказать о некоторых религиозных конфессиях. Можно соглашаться с историками, можно не соглашаться с ними, но во всяком случае надо знать, что же именно они говорят о влиянии религии на социальную активность людей. А они говорят, что религия является «тормозом» в развитии этой формы активности.
Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим. Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие «тормоза», и часто более сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровень культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др.
Например, когда пьяница-атеист становится трезвенником-верующим, от этой перемены выигрывают и личность, и общество. По сравнению с кем же по уровню социальной активности проигрывают верующие? По сравнению с самими собою, с теми, какими бы они могли стать. Иначе говоря, по сравнению с идеалом.
studfiles.net