15 профессиональных навыков современного учителя
Диплом и опыт работы — далеко не все, что необходимо учителю для профессионального развития. Параллельно со знаниями учителям нужно освоить ряд навыков, чтобы не просто быть в профессии, а быть конкурентоспособным высокооплачиваемым специалистом.
#Teachaholic предлагает 15 навыков, которыми должен владеть учитель 21 века:
Адаптивность
В наше время меняется все — семимильными шагами вперед скачет наука, ежедневно внедряются новые технологии, меняются подходы к тому, как студентам нужно учиться и тому, как учителям их нужно учить.
В таких условиях учитель должен быть гибким и открытым новым идеям и знаниям, чтобы соответствовать постоянно повышающимся требованиям.
Уверенность
Будьте уверены — не только в себе, но и в своих учениках и коллегах. Уверенность заразна, так что ваша убежденность в собственной компетентности и профессионализме вселит это чувство и в ваших учеников.
Коммуникативность
Учитель должен уметь общаться — со студентами, их родителями, администрацией, коллегами. 90% рабочего времени учителя проходит в коммуникации с другими людьми, так что критически важно уметь излагать свои мысли просто, понятно и четко, чтобы точно доносить адресату свою точку зрения.
Умение работать в команде
Учитель всегда должен играть, так сказать, в одной команде со своими учениками. Будьте на их стороне, будьте вовлечены в работу класса — это в первую очередь положительно отразится на успеваемости, да и просто поможет построить здоровые отношения в классе.
Successful teacher = lifelong learner!
Обучение non-stop
Быть учителем — значит ни на минуту не переставать учиться. Знания никогда не будут лишними, так что successful teacher = lifelong learner!
Богатое воображение
Воображение — самый мощный инструмент учителя. Только с его помощью можно придумать, что делать с группой уровня Beginner на первом разговорном занятии =))
Ну а если серьезно, то творческий подход необходим для того, чтобы поддерживать вовлеченность учеников даже в самые сложные темы. Плюс, разнообразие уроков поможет учителю не только интересовать учеников, но и самому быть заинтересованным.
Лидерство
Учитель в классе — это ментор, который не просто учит, а направляет своих учеников в правильную сторону, подает хороший пример и поощряет. Только такой учитель может заработать авторитет и стать профессионалом, которому будут благодарны десятки и сотни учеников.
Организационные навыки
Реалии профессии таковы, что учителю нужно уметь планировать и готовиться буквально к неизвестному — к работе с новыми учениками, к незапланированному уроку, к 10 минутам, которые вдруг остались в конце занятия и т.д.
Организованный учитель способен создать более эффективную обучающую среду, в которой студенты будут достигать высоких результатов.
Новаторство
Не забывайте пробовать новое — новые подходы, методики, приложения и гаджеты. Обсуждайте это с учениками и связывайте уроки с инновациями, которые появляются в мире. В языковом классе это добавит урокам жизненности и поможет развить креативность студентов.
Вовлеченность в профессию
Do what you love. Love what you do. Студенты должны видеть перед собой профессионала, увлеченного своим делом и заинтересованного в работе с ними.
Умение работать с онлайн репутацией
Настоящий навык 21 века. Если вы есть в социальных сетях — у вас есть репутация онлайн. Ваши аккаунты доступны руководству, студентам, родителям, и вы должны быть готовы к пристальному вниманию с их стороны.
Понимание технологий
Отслеживать абсолютно все технологические новинки сложно, да это по сути и не нужно. Но полностью игнорировать их было бы настоящим преступлением! Из потока инноваций важно научиться выделять те цифровые инструменты, которые пойдут на пользу ученикам.
Умение вовлекать
Ваша задача — среди всех современных материалов найти те, которые смогут пробудить интерес в классе. Для овладения этим навыком достаточно уметь то, о чем мы писали выше, — быть новатором, уметь использовать технологии и любить свое дело.
Умение “отключаться” от работы
Давайте перерывы себе и своим ученикам. Научитесь делать себе настоящие выходные — без звонков с работы, проверок домашних заданий и мыслей с планами на следующую рабочую неделю.
Умение давать возможности другим
Вдохновляйтесь и вдохновляйте! Вот, что нужно ученикам.
По большому счету всему можно научиться самостоятельно — но только учитель, настоящий наставник и помощник, сможет мотивировать, научит студента быть открытым новым идеям, креативным, гибким и по-настоящему полюбить процесс обучения.
Помогайте ученикам решать их проблемы, связанные с обучением, направляйте их, заставляйте размышлять, давайте знания, которые пригодятся не только в решении тестов, но и в жизни. И такие ученики останутся с вами надолго!
comments powered by HyperCommentsРАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
www.teachaholic.pro
Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества образовательного процесса
Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм
Каждый учитель строит себе собственную школу,
подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.
Ш. Амонашвили
Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство, чтобы удовлетворить растущие потребности наших студентов. Когда мы размышляем об изменениях, которые видели в образовании на протяжении последних 20 лет, мы поражены появляющимися возможностями новых технологий и методов. Тем не менее, что будет требоваться от нас, чтобы подготовить наших студентов к испытаниям и трудностям 21-го века?
Было много разговоров об учащихся 21-го века, учителях 21-го века и занятиях. Каждый день новые технологии попадают в ваш почтовый ящик, и вы чувствуете, что ваши занятия не идут в ногу со временем, даже если вы применяете модель «перевернутого класса», используете Интернет и MOOC. Каковы же современные учителя, чтобы понимать весь этот жаргон и техно-лепет, которые сыплются на них весь день?
Обладаете ли вы современными навыками преподавания? Как и в большинстве профессий сегодня, в преподавании происходят быстрые и крупные преобразования, которые вызваны социальными и технологическими изменениями. Если вы в курсе всех этих событий в сфере образования, вы получите дивиденды в виде улучшенных навыков преподавания. Навыки необходимые, чтобы быть хорошим педагогом теперь изменились; современные учителя должны обладать такими навыками, которые были неизвестны их предшественникам.
Если вам не терпится попробовать новую модель занятия или просто интегрировать новые технологии, сделайте один цифровой шаг в конкретный момент времени. Нет необходимости пытаться реконструировать или произвести революцию в своем классе в один день. Это рецепт неудачи.
Некоторые преподаватели пытаются интегрировать 30 iPad в свой класс, а затем пытаются выяснить, какие приложения стоит использовать. Интеграция какой мощной модели занимает месяцы подготовки, профессионального развития, и одобрения студентов. Если студенты просто думают, что это лишь способ, чтобы играть в Angry Birds во время занятий, то вас ожидает длинный путь. Вот почему мы призываем современных преподавателей внедрять современные методы по одному.
Для того, чтобы сделать это, необходимы навыки современные учителя. Так что, если вы готовы поднять ваши занятия или цифровые навыки на следующий уровень, мы представляем 10 навыков, которыми на наш взгляд должны обладать современные учителя (Рис. 1).
Рис. 1. Навыки современного педагога
Первые 6 преподавательских навыков (красных на рис. 1) не новы, но их важность значительно возросла для современного учителя.
Ответственность. Очень важно, чтобы преподаватели были преданы своей работе и воспитанию молодых людей. Ответственность, которая лежит на преподавателях огромна, поэтому современный учитель должен всегда помнить об этом и быть по-настоящему привязан к своей профессии.
Подготовка. Было время, когда правильный темперамент позволил вам стать учителем. В настоящее время почти невозможно найти учителя без официального академического образования. Требования возрастают, чтобы улучшить уровень образования в обществе. Чем лучше вы подготовлены, как учитель, тем более эффективны вы будете. Так что вы должны продолжать своё обучение с этими мыслями в голове. Преподавание — это динамическая концепция, которая постоянно развивается и расширяется, поэтому учителя являются вечными учениками. Они всегда должны быть такими, какими требует быть от них время, необходимость и прогресс.
Организация. Хорошая организация и планирование курса заранее являются ключевыми факторами успеха. Очень важно, чтобы преподаватель организовывал уроки правильно и выделял достаточно время на всё важное. Студенты видят плохо запланированные занятия за версту и как только они понимают, что учитель не прикладывает никаких усилий, они тоже не будут.
Терпимость. В разнообразном и мультикультурном обществе учителю необходимо справляться с любыми предрассудками, которые у него могут быть и относиться ко всем своим ученикам одинаково, не имея любимчиков. Очень важным навыком преподавателя является ненавязывание своего взгляда на мир студентам, вместо этого он должен открыто обсуждать темы и позволить студентам решать для себя.
Рассказчик. Один из лучших способов научить и передать идеи — это истории. Лучшие учителя использовали этот метод в своих классах на протяжении веков. Обучение путем включения метода рассказа является фантастическим преподавательским умением, которое можно развивать в любое время. Использование данной техники позволяет спровоцировать свой класс желать узнать, что произойдет дальше. А заинтересованный класс — это лучший способ увеличить степень участия и сотрудничество.
Открыт для вопросов. Наличие дискуссии и сотрудничества в классе имеют важное значение для поощрения студентов и внедрения новых методов обучения. Учителя должны быть открыты для вопросов со стороны студентов. Современные учителя действительно слушают вопросы своих студентов и отвечают на них честно, не используя поверхностные ответы или ответы по учебнику. Иногда может случиться так, что вы не знаете ответа на вопрос, или у вас нет время. Если это происходит, не болтайте попусту и не отделывайтесь от вопроса, объясните, что вы посмотрите и вернетесь к студенту с надлежащим ответом позже.
Новые навыки преподавания дополняют более традиционные. Эти навыки связаны с новыми технологиями (синие на рис.1). Включение их в ваш репертуар преподавания обеспечит вам статус современного учителя.
Изобретательный. Современный учитель должен быть готов к инновациям и пробовать новые вещи, навыки преподавания и обучающие приложения, инструменты информационно-коммуникационных технологий и электронные устройства. Современный учитель должен быть «первопроходцем».
Поклонник технологии. Современный педагог должен быть не только изобретательным, но и готовым изучать новые технологии. Будь то это современные портативные устройства, приложения или персональные среды обучения. Современные учителя должны быть в постоянном поиске новых решений в области ИКТ для реализации на своих занятиях.
Мы должны знать, когда технология является правильной для нас. 99 % времени, нам не нужен новейший гаджет или веб-инструмент. Но, допустим, есть большой ресурс, который мы хотим попробовать. Не нужно бояться неудачи. Мы не должны бояться, что наши студенты, коллеги, или администраторы будут придраться к тому, что мы делаем. Погрузитесь в новую технологию и не оглядывайтесь назад. Но если новая технология не работает, как нам хотелось или вообще… не бойтесь потерь и двигайтесь дальше.
Общительный. Одним из традиционных навыков преподавания должна быть открытость для вопросов. Современный преподаватель должен поддерживать общение в социальных сетях, чтобы изучать возможности за пределами класса.
Поиск лучшей социальной сети для использования является трудной задачей. Мы не застрахованы от проб и ошибок. Нужно просто определить лучший способ как заставить средства массовой информации работать на вас. Мы имеем в виду, что мы должны курировать список людей, с которыми мы будем контактировать на Twitter, Facebook и других социальных сетях. Если мы периодически не будем урезать и контролировать список контактов в социальных сетях, мы столкнёмся с трудным решением — бросить все это или использовать их меньше.
Фанатик. В лучшем смысле этого слова. Интернет самый большой источник знаний, который человечество когда-либо знало. Поэтому, чтобы быть современным преподавателем, вы должны быть любопытным человеком и задействовать этот ресурс при любой возможности. Вы должны быть тем, кто всегда исследует и ищет новую информацию, чтобы бросить вызов своим студентам и вовлечь их в диалог в классе и в Интернете.
На основе новых информационных и педагогических технологий развивающего и проблемного обучения стало возможным изменить роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы старшеклассника, выступить в качестве проводника в массиве разнообразнейшей информации, научить думать, анализировать и рассуждать.
Как учителя, мы постоянно должны проверять, оценивать и обновлять наши учебные стратегии, чтобы выровнять их с культурной, технологической и педагогической этикой эпохи, в которой мы живем. В нынешнюю эпоху, цифровая составляющая находится на переднем плане и, очевидно, требует нового мышления, новой концептуальной основы, которая рассматривает технологию не как конечный результат, а как способ достижения образовательной цели.
Педагог 21 века поставлен в сложные условия современного нравственного кризиса, с одной стороны; развитием новых технологий, внедряемых в учебный процесс, с другой стороны. На преподавателе лежит высокая ответственность за умение в век компьютерных технологий максимально интересно преподносить знания, грамотно с осторожностью научить пользоваться новыми технологиями, чтоб не потерять учеников в информационной, компьютерной, виртуальной реальности [3].
Существует книга американских педагогов «21 признак учителя 21 века», которая демонстрирует то, каким должен быть педагог, идущий в ногу с прогрессом. Некоторые из признаков выглядят примерно так:
— Вы требуете от своих учеников использовать многообразные источники для их исследовательских проектов, и они ссылаются на блоги, подкасты и интервью, которые они провели, используя скайп.
— Ваши ученики работают над совместным проектом…с учениками из другой страны.
— Еженедельно вы сообщаете о новостях группы в вашем блоге.
— Ваши ученики участвуют в уроке, отправляя вопросы и комментарии через Твиттер.
— Вы просите ваших студентов исследовать и создать доклад по спорной теме, и вы оцениваете их видео презентации.
— Ваши ученики создают учебное пособие, работая вместе в группе-вики.
— Вы делитесь учебными планами со своими друзьями-учителями по всему миру.
— Существует много бесплатных ресурсов в интернете, которые вы используете.
— Вы осознаете важность профессионального развития, и вы читаете блоги, присоединяетесь к сетевым сообществам.
— Вы ведете своих учеников на экскурсию к Великой китайской стене, никогда не покидая при этом свою классную комнату.
— Ваши ученики делятся историями о летних каникулах, используя онлайн хранилище фотографий.
— Вы просите своих учеников включить сотовые телефоны перед началом урока, потому что вы планируете их использовать на уроке [4].
Главное, на наш взгляд, что следует сделать современному педагогу, это понять, что он не должен догонять, а должен быть впереди идущим.
Литература:
1. Modern teacher quarterly. № 1. 2013. URL: https://modernteacher.com/images/MTQ.pdf (дата обращения: 02.05.2015)
2. Ujlakyné Szucs E. The role of teachers in the 21st century. URL: http://www.sens-public.org/spip.php?article667&lang=fr. (дата обращения: 05.05.2015)
3. Ессе на тему «Каким должен быть педагог 21 века?». URL: http://azbyka.ru/detforum/entry.php?16- %C5 %F1 %F1 %E5- %ED %E0- %F2 %E5 %EC %F3-quot. (дата обращения: 08.08.2012)
4. Погребная О. 21 признак учителя 21 века. URL: http://pogrebnayao.blogspot.ru/2012/07/21–21.html. (дата обращения: 08.08.2012)
moluch.ru
советы и рекомендации по составлению :: BusinessMan.ru
Огромную роль для соискателей играет резюме. Для каждой вакансии обычно указываются свои особенности. Какое резюме учителя может назваться хорошим? Какие особенности следует указывать здесь, а о чем можно умолчать? Точного шаблона нет, каждый самостоятельно описывает свою личность для трудоустройства. Но некоторые рекомендации помогут вам составить хорошее резюме для учителя. Это не так трудно, как кажется.
Образование
Огромную роль при трудоустройстве в качестве учителей играет ваше образование. Оно должно быть, причем высшее. Резюме учителя начальных классов (и старших тоже) не может называться успешным, если в нем нет данных о вашем образовании. Оно в обязательном порядке должно быть высшим.
Необходимо окончить «педагогику». Также можно окончить любую предметную специальность: математику, физику, химию, биологию, филологию (русский язык). Все зависит от того, какой предмет вы планируете преподавать. Для учителей начальных классов необходимо именно педагогическое образование.
Важно: оно должно быть высшим. Техникумы и разнообразные курсы приветствуются, но только как дополнение. Запомните это. Никто не станет нанимать в качестве преподавателя человека без высшего образования.
Личные качества
Резюме учителя начальных или старших классов также должно отражать ваши положительные личные качества. Те, что указывают на навыки общения с детьми. Люди, которые не умеют общаться, как преподаватели никудышны. Их вряд ли возьмут обучать детей.
Что конкретно писать? В личных качествах обязательно укажите дружелюбность и общительность. Редкие в современном мире черты характера, присущие преподавателям. Особенно они важны для учителя младших классов. С детьми необходимо найти общий язык, чтобы научить их чему-то. Фактически подружиться с каждым ребенком.
Далее идет стрессоустойчивость. Тоже немаловажный пункт. Работа учителем — это постоянный стресс, вечное напряжение. Поэтому вы не должны поддаваться эмоциям. Умение справиться со стрессом и не поддаваться ему очень ценится работодателями на любой специальности.
Быстрая обучаемость и активность — очередные пункты, которые должны быть в резюме учителя. Данные личные качества указываются для всех профессий. Человек, который схватывает все налету, всегда способен принести пользу компании. Для преподавателей же умение учить не менее важно, чем личная обучаемость. Если человек сам способен быстро учиться, то и другим он может давать знания.
Пунктуальность — то, что ценят работодатели. Для учителя пунктуальность особо важна. Ведь такому сотруднику придется четко следовать составленному расписанию. Умение управлять временем встречается не слишком часто, но оно обязательно будет оценено работодателем по существу.
Профессиональные навыки
Какими профессиональными навыками должен обладать любой преподаватель? В резюме учителя обязательно должен быть пункт под названием «грамотная речь». Человек, который разговаривает безграмотно, не умеет строить предложения, никогда не сможет нормально обучать детей.
Разборчивый почерк — еще один момент, который придется учесть. Его отсутствие не критично, но лучше, чтобы он был.
Резюме учителя, образец которого можно назвать успешным, должно содержать в обязательном порядке пункт, говорящий о вашей любви к детям. Это тоже профессиональное качество преподавателя. Оно играет важную роль. Особенно для того, кто хочет обучать детей в начальной школе.
Трудолюбие является очередным важным фактором, имеющим значение для преподавателя. Резюме учителя начальных классов (и старших в том числе), содержащее упоминание о вашем трудолюбии, привлечет внимание к кандидатуре.
Пример
А теперь наглядный пример «визитной карточки» преподавателя. Сначала вы должны написать данные о себе: фамилию, имя и отчество, город проживания, домашний адрес, контактный телефон и семейное положение. А дальше действуйте по предложенному плану:
Образование: высшее, специальность «учитель начальных классов», БФУ им. Канта, 2000-2005 г., были закончены курсы по детской психологии в 2006 году.
Личные качества: пунктуальность, дружелюбность, стрессоустоивость, активность, быстрая обучаемость, умение находить общий язык с людьми, открытость, уравновешенность, ответственность.
Профессиональные навыки: понятный и разборчивый почерк, любовь к детям, трудолюбие, знание ПК, познания в психологии, дисциплинированность, грамотная речь.
Далее ставите дату и подпись. Вот и все. Данный шаблон поможет вам быстро составить успешное резюме учителя.
businessman.ru
Педагогические умения и навыки | PSYERA
Для научно обоснованного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо не только хорошо знать ту науку, которую он преподает, ее современное состояние, ее связь с другими науками, с жизнью, с практикой, но и уметь передавать свои знания детям. Без этого нельзя стать хорошим педагогом.
Каждый школьный предмет, каждая область научных знаний имеет свои особенности, свои трудности, свой основной метод познания. В связи с этим для каждой школьной дисциплины должна быть глубоко продуманная методика преподавания. Знание методики преподавания помогает учителю обеспечить глубокое понимание и прочное усвоение учащимися основ науки, связей между явлениями природы и окружающей жизнью, умелое применение полученных знаний на практике и использование усвоенных знаний для развития и формирования личности школьника.
Эффективность обучения и воспитания учащихся зависит прежде всего от внутреннего единства знаний, целенаправленных умственных действий и правильно сформированных отношений ребенка к окружающей действительности, к людям, к делу и к самому себе как субъекту деятельности. А если это так, то совершенно очевидно, что в своей педагогической деятельности учитель не может ограничиться только функцией сообщения знаний учащимся. Он обязательно должен уметь руководить умственной деятельностью учащихся, корректировать и направлять ее. Только в этом случае учитель в состоянии обеспечить всестороннее развитие и воспитание ребенка как личности.
Эффективность управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения зависит не только от упорядочения источника информации (содержания знаний, сообщаемых учащимся), но и от упорядочения самой системы умственных действий детей. Эта система должна обеспечить решение конкретных задач. Только при этих условиях каждый школьник может активно функционировать как сознательный и самостоятельно мыслящий субъект учебной деятельности.
Вот почему учитель должен овладеть не только соответствующими знаниями, но и умениями и навыками преподнесения этих знаний. Он должен уметь мобилизовать внимание учащихся, развивать их мышление и формировать у них общественно значимые ценностные ориентации.
Овладение учителем умениями и навыками преподавания, обеспечивающего включение личности каждого школьника в активную учебную деятельность,— непременное условие продуктивности образования, умственного развития и воспитания школьника. Именно в этой функции учителя проявляется и реализуется вся сила педагогического воздействия личности учителя на личность ученика. Навыками и умениями педагогической деятельности учитель должен овладеть еще в процессе своей профессиональной подготовки в высшей педагогической школе.
Какими же общепедагогическими умениями и навыками должен обладать учитель каждого школьного предмета? Важнейшими среди них являются следующие.
Информационные умения и навыки:
- осуществлять дидактическую переработку материала науки в материал учебного предмета;
- вычленять основные дидактические единицы (понятия, умения, убеждения), разрабатывать пути их формирования, дальнейшего развития и приведения в определенную систему знаний учащихся;
- не только применять, но и развивать систему методов, наиболее характерных для данного школьного предмета;
- применять технические средства преподавания, пользоваться средствами наглядности;
- применять элементы программированного обучения;
- говорить с детьми доступно их пониманию, логично, четко, кратко и выразительно;
- в необходимых случаях графически выражать мысль с помощью несложных схематических рисунков;
- обеспечивать обратную связь, т. е. проверку, оценку, корректировку и закрепление в памяти учащихся усвоенных знаний и умений;
- проводить с детьми экскурсии в музеи, природу, на производство, знакомить их с сельскохозяйственным трудом, строить занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках.
- Мобилизационные умения и навыки:
- привлекать внимание учащихся и формировать у них устойчивые интересы к учению и труду; учить их учиться; учить их приготовить рабочее место, работать с книгой, инструментами и т. п.;
- обучать учащихся умению применять знания при решении практических задач;
- руководить ростом коллектива, уметь правильно расставлять силы в коллективе учащихся, организовывать их на выполнение общего дела; четко планировать работу, контролировать и объективно ее оценивать.
Развивающие умения и навыки:
- использовать в преподавании методы наблюдения и различные школьные опыты;
- применять все многообразие методов преподавания в соответствии с данными возрастной физиологии, психологии, педагогики я школьной гигиены;
- управлять умственной деятельностью учащихся в процессе обучения и формирования системы умственных действий и отношений к окружающему;
- создавать в процессе обучения проблемные ситуации, требующие самостоятельного мышления детей, установления причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;
- формулировать и ставить учащимся вопросы, требующие применения усвоенных ранее знаний, сравнений и самостоятельных умозаключений, активной познавательной деятельности;
- развивать речь учащихся.
Ориентационные умения и навыки:
- формировать научное мировоззрение, атеистическую убежденность, коммунистическое отношение к природе и труду;
- прививать учащимся устойчивый интерес к учебной деятельности и науке, к производительному труду и профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества и личными склонностями и возможностями детей;
- осуществлять гуманистическое, эстетическое и идейно-политическое воспитание учащихся в духе высоких нравственных идеалов коммунистического общества, определяющих правильную социальную и профессиональную ориентацию каждого школьника.
Указанные выше общепедагогические умения и навыки не исчерпывают всех умений и навыков, которые необходимы учителю-воспитателю. Учитель должен также обладать умениями и навыками конструктивной, организаторской, коммуникативной и исследовательской деятельности, чтобы творчески решать задачи обучения, развития и воспитания учащихся.
В структуре деятельности учителя-предметника есть своя специфика, обусловленная предметным содержанием его знаний, умений и навыков. Эта специфика также во многом определяет оптимизацию учебно-воспитательного процесса, его эффективность.
В практической деятельности учитель всегда выступает как целостная личность, как сознательный субъект и активный деятель социального прогресса. Поэтому исключительно велико значение его личных качеств, его способностей, нравственности, убежденности, его такта и черт характера.
psyera.ru
18.2. Профессиональные знания и педагогические умения учителя
Знания, педагогические умения и личностные особенности, а также результаты деятельности педагога можно считать составляющими профессиографического модуля учителя. Соотношение данных параметров у работающего педагога может быть различным, что и позволяет говорить о разных уровнях профессионализма учителя.
Профессиональные знания (психолого-педагогические, предметно-научные, методологические, общекультурные и т.д.) по основам наук, сведения о соответствующем опыте практической деятельности, обеспечивающие преемственность в профессиональной деятельности учителя, составляют основу его профессионального развития. Среди них особую значимость приобретают знания о сущности труда учителя в современный период, об особенностях педагогической деятельности и общения, о личностных особенностях учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных и индивидуально-типологических особенностях.
Современной тенденцией развития науки, культуры является взаимодействие различных областей, что отражается на открытии новых межнаучных направлений, культурных сфер, специальностей и специализаций. В этой связи в образовательном процессе актуализируется проблема объединения учебных дисциплин, методологических стратегий, подходов в реализации межпредметных связей, создания единой развивающей среды. По-видимому, уходит время жестокой предметной специализации учителя. Разработка целостных междисциплинарных интегрированных курсов в значительной мере изменит структуру знаний учителя.
Педагогические умения – основа профессии учителя. Психологической основой педагогических умений, по К.К.Платонову, является единое взаимоотношение между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. Под педагогическим умением будем понимать владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний (О.А.Абдуллина).
При определении перечня профессиональных умений большинство исследователей исходит из функций педагога. Так, О.А.Абдуллина считает первейшей функцией любого педагога изучение учащихся и выдвигает на первый план диагностические умения, затем –проектировочные, воспитательные и исследовательские. А.И.Щербаков выделяет следующие функции умений: информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, организаторская, исследовательская. В.А.Сластенин выделяет конструктивно-планирующую, организаторскую, коммуникативно-обучающую, воспитывающую и исследовательскую функции педагогических умений.
Следуя за Н.В.Кузьминой, мы исходим из того, что профессиональный модуль учителя имеет в своем составе педагогические умения двух классов: общепедагогические и специальные. Специальные умения связаны с преподаванием конкретного предмета. Дадим краткую характеристику каждого общепедагогического умения.
Познавательные умения связаны с познанием предмета, учащихся и результативности собственной деятельности. Педагог:
умеет добывать новые знания, приводить их в мобилизационную готовность при решении педагогических задач;
ориентируется на инновационную деятельность (инновация – внедрение новшеств в уже существующую реальность) как объективную ценность;
осознает себя субъектом профессионального выбора, понимает и принимает необходимость выбора и самоопределения в отношении собственной профессиональной стратегии в условиях существующих технологий;
умеет анализировать свою деятельность и деятельность учащихся во взаимосвязи, ищет причины неудач в недостатках собственной деятельности и личностных свойствах.
Проектировочные умения связаны с перспективным планированием, со структурированием плана, координацией его отдельных частей. Педагог:
умеет формулировать стратегические педагогические задачи;
устанавливает цели обучения и воспитания по своей дисциплине в виде одной или нескольких профессиональных стратегических задач, расчленяет конечную цель на подцели, выбирает средства для их осуществления;
изучает личность ребенка в целях диагностики и прогнозирования развития;
создает модули (виды работы) обучения, строя их по принципу функционального узла, интегрирующего все компоненты системы и обеспечивающего ее динамику;
конструирует проблемно-модульные учебные программы;
разрабатывает перспективный план изучения материала в целом, устанавливая связи интегрирующего характера по всему курсу, соотнося изучение материала курса со стандартами, базисным учебным планом, учитывая культурные традиции, национально-исторические особенности при планировании курса.
Конструктивные умения связаны с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного урока, занятия, лекции. Педагог:
умеет выбирать рациональную структуру урока и определять его построение;
осуществляет презентативную (предъявление), интенсивную (побуждение), диагностическую и корректировочную функции при конструировании урока;
понимает и принимает ценностное и смысловое содержание диалога как максимально продуктивной стратегии отношения к окружающему миру, людям, системе ценностей межличностного общения;
учитывает при планировании разноуровневость, профильность и вариативность образования;
отбирает, моделирует, актуализирует учебный материал с позиции его адекватности интересам развивающейся личности учащегося;
определяет движущие силы развития ребенка и заботится о развитии его индивидуальности и неповторимости;
создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников, стимулирует интерес учащихся;
умеет планировать свою работу и работу учащихся на конкретном уроке, занятии, лекции.
Организаторские умения связаны с организацией учебного материала, организацией своей деятельности и деятельности учащихся. В организаторских умениях отражаются требования образовательных систем к методам, технологиям, техникам, средствам, формам, приемам в области организации содержания обучения. Педагог:
организует исполнение профессиональных замыслов, методологических ориентиров, педагогических проектов;
предъявляет учебно-воспитательную информацию в соответствии с принципами педагогики сотрудничества;
организует обучение как процесс самовыражения учащихся;
вооружает учащихся технологиями деятельности и способами работы, создает условия для проявления личностных качеств учащегося, в основе которых лежат их индивидуальные особенности и возможности.
Коммуникативные умения проявляют искусство общения педагога с детьми. Они обширны и многообразны и разделяются на две группы: 1) связанные с саморегуляцией педагога, управлением его своим поведением, настроением, вниманием, речью; 2) умения строить взаимоотношения с учащимися, среди которых выделяются коммуникативно-познавательные, коммуникативно-конструктивные, коммуникативно-организаторские и собственно коммуникативные умения. Подобное деление объясняется тем, что коммуникативная деятельности представляется производной от всех других, она является своеобразной экстериоризацией познавательной, проектировочной, конструктивной и организаторской деятельности педагога.
Общепедагогические и специальные умения по-разному развиты у каждого учителя. Их взаимосвязи могут быть сильными, слабыми или вообще отсутствовать. Структурное сочетание их является показателем уровня продуктивности деятельности педагога, показателем его профессионализма.
studfiles.net
Статья «Навыки необходимые педагогу в современной школе»
ЗНАНИЯ И НАВЫКИ НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА)
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель»
Лев Николаевич Толстой
Как заметил Томас Фридман в своей недавней статье для «Нью-Йорк таймс», глобализация ставит сегодняшних учеников перед срочной необходимостью развивать те умения и обретать те знания, которые будут необходимы для экономического и социального успеха в 21 веке [7]. Но хотя все: родители, работники сферы образования, работодатели, законодатели — единодушно согласны с тем, что ученики должны обладать критическим мышлением, уметь творчески подходить к решению задач и работать в команде, именно этим навыкам чрезвычайно трудно научить и научиться.
Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении. От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс, владение современными средствами решения педагогических задач, умение строить содержание занятия в соответствии с целями. По мере того, как меняются образовательные цели, должны измениться учебные планы, методы обучения и способы оценки. Эти изменения потребуют большего профессионализма от учителей и администрации, затронут многие аспекты их человеческого капитала, включая подготовку учителей, их профессиональное развитие, мобильность и культурные принципы учительской профессии.
Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога:
Профессиональная направленность – это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Это качества: профессиональная позиция, ориентация, мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.
Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно – воспитательные задачи, создавая условия для формирования личности другого человека.
Профессионально – важные качества это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
Каждый человек за свою жизнь много раз побывал и в роли ученика, и в роли учителя. Поэтому профессия педагога – одна из важнейших в мире. Педагог – человек, который ведет ребенка. Но сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, образования и обучения. Стоит обратить внимание на слово «профессионализм». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям [3].
На уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. Но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.
В динамике можно выделить четыре стадии развития профессионализма:
допрофессионализм
когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока
собственно профессионализм
когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз
суперпрофессионализм или мастерство
приближение к вершине профессиональных достижений
послепрофессионализм
когда человек может остаться профессионалом в прошлом, а может оказаться советчиком, наставником для других специалистов
Самой главной составляющей профессионализма является компетентность (способность к актуальному выполнению деятельности). А. К. Маркова [3] выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Поэтому в работе учителя, должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире чрезвычайно велика. Задача учителя заключается не в передаче знания, а в поддержке зарождающихся в самом ученике новых видов деятельности, обучении новым способам мышления. Ориентация учебного процесса на самостоятельную и поисковую деятельность, несомненно, обеспечивает умение использовать знания с наибольшей эффективностью.
Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства самого себя, но и воспитать других, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие общекультурной компетенции, которая интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя. Формирование общекультурной компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности. В связи с этим, ряд авторов выделяют пять основных видов компетентности: мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные [2]. Ориентироваться нужно не на какие-то новомодные течения, а на личность ребёнка, нужно постараться создать ему комфортные условия для учёбы и существования в коллективе. Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, руководить групповой проектной деятельностью учащихся, обладать исследовательским мышлением. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. Применение компьютерных технологий на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Задача учителя на этих уроках – сформировать у учеников информационную компетентность. Эти уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывать навыки работы на компьютере. Уметь вести занятия в режиме дискуссии и диалога, создавая атмосферу, в которой учащиеся сами хотели бы высказывать свои мнения, точки зрения на обсуждаемый предмет. В.П.Беспалько отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни [1]. Нужно и не забывать, что здоровье является одним из условий профессиональной компетентности современного педагога. Оно составляет главную основу продуктивности всех аспектов его труда. Профилактика профессионального выгорания педагогов, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит здоровье поколения. Чтобы работа стала творческой, человек обязательно должен чувствовать поддержку. Поэтому ученик должен чувствовать поддержку, когда творит в своей учебной деятельности.
Педагогам в «современной школе», необходимо делать акцент на урок, как средство воспитания, которое представляет, возможность каждому не только проявить себя и почувствовать успех, но и ощутить трудности, которые ведут к нему, так и на жизнь вне урока, помогая каждому ученику открыть и развить его таланты. Приоритетны и методы воспитания, такие, как метод уважения детской личности, убеждение, самопознание, самоанализа. Важен метод убеждения, который широко применим в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, определяющих выбор поступков и поведения. Если учитель будет бережно относиться к ученику, сможет помочь ему осмыслить свой труд и увидеть его полезность, то в нём обнаружится мощный потенциал творческой активности. Способность найти свою личную грань, определить собственную оптимальную дистанцию между собой и своими учениками – одно из необходимых профессиональных качеств учителя в «современной школе». Вместе с тем развивается личность самого педагога. В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.
Современный учитель действительно творческий человек. К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования. Например, в психологии было доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнить следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причины и следствия, планировать и выполнять практическую деятельность. Для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд. Общение с учащимися, собственный опыт, опыт других учителей и целых коллективов, общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная интуиция, являются основными источниками творчества учителя. Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.
Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участия в экспертных комиссиях и проектах с применением ИКТ, путешествия, рождают уверенность в свои силы, и ведут вперёд. Конкурсы открывают новые таланты, создают плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег.
Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Само включение в конкурсы способствуют ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе. Поэтому, в «современной школе», участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности, так и ученика в школьной жизни. Высокая степень развития творческой активности педагога будет являться важнейшим условием формирования творчески активной личности современных школьников.
Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Еще одно качество связано с педагогическим общением. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью.
Идеал педагога – это сплав социального заказа общества и педагогическое кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии в видении себя в педагогическом процессе. Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и творческий характер.
Список литературы
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Республика, 1989. – 190 с.
Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном образовании / Под ред. Н.В. Виноградовой. – Н.Новгород: Деловая полиграфия, 207 с.
Маркова К. Психология профессионализма. М. «Международный гуманитарный фонд знаний», 1996 г.
Подунов А.С. Слагаемые мастерства педагога. – М.: ДОСААФ, 1999. – 96 с.
Симен О.В. – Северская. Педагогическая компетентность и профессионализм учителя. Серия «Гуманитарная наука», выпуск 6.
Смирнов Г.М. Содержание профессиональной компетентности педагога профессионального обучения. М. 2010г.
Статья «Nine Lessons on How to Teach 21st Century Skills and Knowledge»by Anna Rosefsky Saavedra and V. Darleen Opfer
infourok.ru
Резюме учителя
Основной функцией учителя является организация учебно-воспитательного процесса.
Как составить резюме учителя
Чтобы написать качественное резюме, помимо опыта работы и функциональных обязанностей, необходимо также выделить профессиональные навыки, умения и деловые личные качества учителя.
Профессиональные навыки и качества учителя
- грамотная речь;
- гуманизм;
- дисциплинированность;
- доброжелательность;
- доброта;
- знание педагогической теории;
- знание основ психологии;
- коммуникабельность;
- любовь к детям;
- мудрость;
- настойчивость;
- нравственность;
- обязательность;
- оптимизм;
- организованность;
- ответственность;
- педагогический такт;
- порядочность;
- работоспособность;
- рассудительность;
- сдержанность;
- скромность;
- справедливость;
- терпеливость;
- требовательность;
- трудолюбие;
- уважение к людям;
- уравновешенность;
- человечность;
- честность;
- чувство юмора;
- щедрость.
Образец резюме педагога
Иванова Илона Викторовна
Дата рождения: 12.07.1987 г.
Адрес проживания: г. Москва, ул. Верхоянская, 52, кв. 58
Телефон: моб. (903) 102-58-89
e-mail: [email protected]
Цель: получение работы учителя английского языка.
Опыт работы:
сентябрь 2011 г.– настоящее время – учитель английского языка, ГОУ СОШ № 126, г. Москва.
Функциональные обязанности:
- обучение школьников английскому языку;
- проведение консультаций, факультативов по английскому языку;
- классное руководство;
- участие в школьных мероприятиях;
- организация и проведение учебных экскурсий.
сентябрь 2009 г.– август 2011 г. – учитель английского языка, ЧОШ «Лотос», г. Москва.
Функциональные обязанности:
- преподавание английского языка;
- сопровождение учеников в Великобританию на каникулах.
Образование: 2004-2009 гг., Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. Шолохова, факультет «Иностранных языков», специальность «Учитель иностранного языка», диплом с отличием.
Дополнительное образование:
- июнь-август 2012 г. — курс «Английский для учителей» в Международном языковом центре Language Link, г. Москва;
- июль 2011 г. — Course for Overseas Teachers of English, колледж St. Giles, г. Лондон.
Профессиональные навыки: знание основ детской психологии и педагогической теории.
Личные качества: гуманизм, любовь к детям, обязательность, скромность, ответственность, сдержанность, оптимизм, трудолюбие, справедливость.
Рекомендации будут предоставлены по требованию.
Для того, чтобы Ваше резюме учителя могло заинтересовать потенциального работодателя, воспользуйтесь советами статьи Как написать резюме.
Дополнительным преимуществом перед другими кандидатами станет наличие сопроводительного письма к резюме и рекомендаций.
hr-portal.ru