понятие и отличия :: BusinessMan.ru
Роль юриспруденции и законе в жизни современных людей переоценить сложно, потому что именно благодаря своду законов в общественной жизни можно достигнуть порядка и благополучия. Законы – это инструменты и средства для регулирования и достижения общественных целей.
Роль законных актов в юриспруденции
Правотворческие акты в сфере законодательного поля являются нормативными установленными документами, которые издаются компетентными властными органами или представительствами социальных структур с целью урегулирования юридических отношений и наведения порядка.
Правовые акты делятся на нормативные и ненормативные, они обладают общими признаками и некоторыми отличиями. Для служителей государственного порядка и закона, а также для желающих быть осведомленными в законе, очень важно знать и понимать, что между ними есть общего. Из статьи мы узнаем их основные отличия.
В чем же разница между ненормативными актами и нормативными актами? В первую очередь нужно конкретизировать их значения и указать на общие признаки. Данные виды законодательных актов – это законная правотворческая документация, оформленная определенным структурным органом государственного полномочия. Формирование таких законных актов находится в сфере компетенции наивысших органов законодательной государственной власти, а также органы исполнительного назначения, ведомственные учреждения. Они вступают в законное действие после их принятия, но между ними есть ряд отличий.
Разница
Чем отличается нормативно-правовой акт от ненормативного?
Разница между ними есть, причем на практике она достаточно существенна. Очень важно учитывать отличия и понятия нормативных актов и ненормативных актов. Их действие распространяется на важнейшей сферы общественной, социальной и экономической жизни населения.
Первое отличие состоит в высшей законной полноправности нормативных актов по сравнению с ненормативными с юридической точки зрения. Первый вид документов вступает в силу посредством принятия представителями органов законодательной власти. Тем временем, ненормативные акты подготавливаются исполнительной властью.
Второе отличие свидетельствует о том, что нормативные документы предназначены для регулирования наиболее важных сфер общественной жизни, а ненормативная документация регулирует другие виды общественных связей и операций. Они нуждаются в юридическом сопровождении. Документы ненормативного характера дополняют, конкретизируют, служат в качестве вспомогательных актов.
Также разница между нормативными актами и ненормативными актами состоит в разности юридической увесистости. Первые обладают наивысшей юридической силой и весом. А вторые уступают первым по силе и значимости, подчиняются им, прекращают свое действие при каких-то нестыковках или противоречиях с нормативными документами.
Четвертое отличие гласит о том, что нормативные правовые акты принимаются коллективным способом высшими органами власти, а ненормативные формируются коллегиально либо индивидуально. Создаются они соответствующими уполномоченными или юридически задействованными в деле лицами.
Пятое отличие нормативного акта от ненормативного гласит о разности их состава и структурированности. Акты нормативных видов по своей структуре разветвленные, обширные и детализированные, а документы второго типа не имеют четкого составного содержания.
Почему важно их разграничивать?
Смешание нормативных актов и ненормативных актов весьма чревато, поскольку с практической точки зрения границы компетенций определенных властных органов и подчиняющихся им структурно-организационным единицам должны быть строго регламентированы и очерчены. Стирание граней между ними ведет к превышению полномочий определенных органов, которые призваны лишь придерживаться, исполнять и контролировать действие законов, а не издавать их. Это еще один факт того, чем отличается нормативный акт от ненормативного. Непонимание этих границ влечет за собой нарушения правопорядка, хаос, бессистемность, неразбериху со стороны органов различного назначения в процессе принятия актов.
Какое же главное отличие нормативного акта от ненормативного?
Разграничение этих правовых документов дает возможность правильно осуществлять деятельные законотворческие правила, надлежащим образом разбираться в различных правовых ситуациях, оценивать правильно правовые последствия и причины юридических разбирательств и действий. Благодаря усвоению разности этих правовых актов в гражданском обществе общественные отношения устанавливаются на основе законности и порядка. Поскольку эти разграничения хорошо проясняют, какие органы исполнительной или законодательной власти имеют право издавать те или иные акты, а также в какой конкретной правовой ситуации нужно использовать тот или иной акт для достижения конечной или промежуточной цели в деле.
Назначения
Трудность понимания этих двух видов правовых документов состоит не столько в их отличиях, а по большей мере в их общих признаках. Основоположное общее правило нормативных и ненормативных актов состоит в сфере распространения, поскольку их действия обязывает к подчинению со стороны всех гражданских лиц, государственных или общественных органов.
Главное отличие состоит в структуре и органах, которые их издают. Эти отличия возникают на законотворческом этапе, а на последующем этапе действий они практически одинаково работают (ведь на то они и законы), за исключением того, что нормативные акты используются многократно, а ненормативные – однократно.
Нормативные акты регламентируют обобщенные правила и нормы общественных отношений между людьми. Они применяются ко всем участникам правовых отношений или затрагивают определенную группу. Их юридическая сила действует на постоянной основе. Они применяются многократно, но в силу динамичности и появления трансформаций общественной, социальной, экономической жизни могут претерпевать дополнительные уточнения, предписания. В таком случаи эти предписания – это нормативные или ненормативные акты?
Именно форму вспомогательных законных приложений и уточнений, предписаний приобретают ненормативные акты. Они устанавливают не общие и основоположные поведенческие аспекты субъектов правовых отношений, а выражают скорее конкретные распоряжения, актуальные в определенный момент предписания. Сфера их распространения касается определенного юридического лица или индивидуума, применение является однократным, а их сила прекращает действовать после определенных действий в рамках этого же предписания. Также разница между двумя видами акта состоит еще и в их форме выражения содержания.
Общие правила нормативных актов и ненормативных актов
Всяческие законные и подзаконные акты напрямую связаны с определенными органами государственного значения. Правила четкой субординации при их выполнении и реализации требуют этого. Понятия нормативных актов и ненормативных актов непосредственно связаны с органами исполнительной власти и органами государственного управления. Теперь же следует надлежащим образом обозначить конкретные и четкие признаки нормативных документов. К ним относятся таковые:
- Обладают правотворческими свойства. Они могут устанавливаться, изменяться, отменяться.
- Обязательной является документальная форма нормативных актов, обладающая набором реквизитов: вид, наименования, название учреждения, издавшего документ, место, дата, а также номер.
- Акты нормативных видов в обязательном порядке должны опираться на Конституцию, а также не иметь противоречий с уже существующими нормативными документами, имеющими более существенный юридический вес.
- Должны быть содержательными, четкими, лаконичными понятными и доведенными наилучшим способом до граждан.
Государство имеет право требовать от граждан неукоснительного соблюдения правил и норм нормативно-правовых актов только в случае строгого и надлежащего соблюдении вышеизложенных принципов.
Виды
Нормативно-правовой акт широко и повсеместно используется во многих современных общественно-правовых системах.
К преимуществам категории нормативных актов следует отнести повышении роли государственного регулирования и координации, адекватную и быструю реакцию на быстротечные и переменчивые процессы в обществе, возможность моментального донесения гражданам главных идей и законов в документальной форме детализованным способом.
Виды нормативно-правовых актов можно сгруппировать, отталкиваясь от субъектов управления, которых их принимают на своем уровне (федеральном, региональном или местном).
На федеральном уровне они принимаются высшими органами власти и порядка. К их видам относятся:
- Конституция государства, которая принимается непосредственно народом страны.
- Законы государства, в принятии которых берет участь высший орган законодательной власти – Государственная дума.
- Указы, принимающиеся президентом государства.
- Постановления, над которыми работает правительство страны.
- Инструкции, которые разрабатывают и детализируют министерства.
- Международные правовые акты, на которых специализируются соответственно международные организации, и которые ратифицированные государством.
На региональном уровне законы принимаются региональными законодательными собраниями, а указы и постановления — областными губернаторами и администрациями.
На местном уровне принимаются такие виды актов:
- Решения над которыми работают органы местного самоуправления.
- Корпоративные акты, которые разрабатывают местные специальные организации.
Характеристика ненормативных актов
Правовой акт ненормативного вида является формализованной и строгой документацией. Формируется по заданному образцу с целью однократного использования. Перестает действовать после заявленных в акте действий.
Стандартный ненормативный акт характеризуется признаками правового документа, в котором нет общих нормы права. Он представляется односторонним властным решением органа исполнительной власти, предназначенным для внедрения правотворческих норм в связи с определенными обстоятельствами.
Ненормативные акты специализируются на создании, трансформации или отмене разного рода правовых отношений, обязанностей, прав и норм, касающиеся рядя задействованных лиц в дело, регулируемое нормами права.
Наиглавнейшим ключевым признаком разницы ненормативного акта от нормативного является требование к исполнению лицами, которые в нем указаны. Тем временем, акты, указанные вторыми, содержат в себе строгие требования и нормы гражданского поведения, которые распространяются на большой круг участников. Они предполагают долгосрочное и многократное использование.
Акты ненормативных видов обладают индивидуальными свойствами, поскольку нацелены на определенное лицо либо группу лиц, объеденных определенным образом.
Неотъемлемыми признаками ненормативной правовой документации являются:
- Направленность на урегулирования нормативно-правовых отношений.
- Требование обязательного исполнения указания, которое является основоположным квалифицированным свойством данного вида актов.
- Ненормативные документы подготавливаются государственными органами инициативным способом, поэтому являются односторонней документацией
- Ненормативный акт может обладать формой, предполагаемой другим нормативным актом, более юридически увесистым, но в то же время может быть и вовсе не определена. Поэтому форма не является обязательным признаком данного вида документации.
Документы ненормативных видов могут обладать формой указа, предписания, решения.
Ненормативный акт подлежит опровержению как со стороны адресата, так и со стороны гражданина или группы граждан, чьи права были нарушены посредством этого акта.
В процессе действия ненормативных актов они могут быть опровергнуты в арбитражном суде. Но только если имеет место нарушение законных прав граждан или же нарушение правил субординации, то есть подчинения и власти.
Субъекты нормативно-правовых отношений
Оценивая и анализируя отличия нормативного и ненормативного правового акта, следует настоятельно отметить и подчеркнуть факт того, что первые служат способом выявления властной воли государства. А она, в свою очередь, опосредована регулирующими общественную жизнь правовыми нормами. Специфика нормативных актов состоит в том, что государство при помощи них может добиться определенной цели в экономической, социальной, финансовой, политической, внешнеторговой сфере общественной жизни. Главная задача государства состоит в правильном донесении этого до граждан и информированности о правопорядке и законах как можно скорее и лучше. То есть по факту субъектами таких отношений являются фактически все члены гражданского общества.
Отличие нормативного и ненормативного правового акта состоит также в том, что исполнителем ненормативных предписаний может быть любое гражданское лицо. При этом данный человек должен участвовать в более узконаправленных правовых отношениях. То есть ненормативной документацией оперируют на различных стадиях юридических процессов в различных сферах.
Органы, их издающие
В целом нормативные и ненормативные правовые акты являются способами на пути урегулирования сфер общественной жизни. Их выполнение через соблюдение предписанных юридических норм и принципов гарантирует благополучие и порядок.
Стоит отметить и особенности органов, издающих подобные документы. Например, органы, специализирующиеся на судебных разбирательствах, издают исключительно ненормативные акты и только в специальной, свойственной только им форме. Любой судебный орган сам по себе призван заниматься реализацией юридических последствий уклонений от правовых актов, а также контролировать соблюдение законов.
К ненормативным актам могут принадлежать, например, решения органов налогообложения по поводу привлечения определенных лиц к ответственности, предписания органов антимонопольного направления, документация федерального значения.
Они составляются органами законодательной направленности, органами федерального значения, ведомственными организациями, органами самоуправления.
В состав подавляющего количества актов нормативного вида входят ненормативные правовые предписания. Подобная оплошность в юриспруденции является категорически недопустимой, поскольку приводит к лишней путанице и неразберихе.
Вспомогательные дополнения, отмена действия, изменения не могут выражаться нормативно-правовой документацией. Такого рода нарушения приводят к фальсификациям юридических данных и того же рода спекуляциям для односторонней выгоды. Виной тому зачастую некомпетентные органы или учреждения, превышающие полномочия.
Нормативные и ненормативные акты, издающиеся по одному и тому же предмету, могут противоречить друг другу.
Это неминуемо приводит к разрушению стойкости правоотношений и законодательной системы, отсутствие соответствия между формой и содержанием, подрывает юридические принципы и нормы законопослушного общества, разрушает правотворческую систему в целом.
Предложения по усовершенствованию данной тематики
После детального описания нормативных и ненормативных правовых актов и разницы между ними стоит осветить конкретные предложения по поводу этого вопроса.
Ведь исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что этот раздел законотворческой деятельности является размытым, обладая некоторыми существенными неточностями.
Проблематичность данной тематики объясняется тем, что с практической точки зрения отличия между нормативными актами и ненормативными актами являются весьма нечеткими и размытыми. Очень часто документ издается в форме правового акта для установления правовых отношений. Но он обладает распоряжением индивидуального характера и другими признаками ненормативной документации.
Важнейшим и существенным способом повышения качества современной правотворческой системы в сфере подготовки законов нормативных актов и ненормативных актов должно быть приведения стандартов подготовки вышеупомянутой документации к единым формам. Можно сказать, что отличия между ними в обязательном порядке должны быть строго очерчены и определены. У одной группы актов и у второй должны быть своя структура, наименование, наличие отличительных атрибутов.
Создание соответствующего компетентного органа государственного значения, специализирующегося на регистрации и оформлении нормативно-правовой документации также могло бы посодействовать приведению данного вопроса в порядок.
Исходя из всего сказанного, следует отметить, что разность нормативных актов и ненормативных правовых актов присутствует в полной мере и она достаточно существенна для того чтобы предпринять в обязательном порядке меры со стороны государства для ликвидации такого рода недочетов.
Реализация приведенных выше предложений сможет повысить уровень правовой культуры в государстве, устранить некоторые правонарушения, уменьшить количество судебных тяжб, длительное время поддерживать правопорядок и благополучие в государстве.
businessman.ru
Нормативные и ненормативные акты: понятие и отличия.
Поделись с друзьямиНормативный правовой акт — это документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц и рассчитанные для неоднократного применения. А ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем же и указаны. Поэтому его зачастую называют правовым актом индивидуального характера. (назначения на должности, награждения и т.д.) Предметом судебного разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, т.е. власти и подчинения.
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
Отличия:
1. Ненормативные акты не устанавливают общих норм поведения, носят индивидуальный, определенный характер. Они принимаются во исполнение закона или иных норм права, по организационно-распорядительным вопросам.
2. Властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.
3. Обязательность исполнения властного предписания — один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.
4. Ненормативные акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер.
5. Форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.
Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.
Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм, не направлены на неоднократное применение».
students-library.com
Вопрос №4 Законы и подзаконные акты. Нормативные и ненормативные правовые акты.
Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
законы никто не вправе отменить кроме органа, их издававшего.
Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.
Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.
Главное свойство состоит в отражении иерархии нормативных актов, их соподчиненности по юридической силе. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.
Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечить исполнение законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам наряду с процессуальными законами принадлежит основополагающее значение в качестве юридической основы всей правореализующей деятельности.
В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, постановлениям правительства.
К ненормативным актам относятся акты, не содержащие общих правил поведения, являющиеся актами однократного применения и относящиеся к индивидуально конкретным отношениям. Ненормативными являются индивидуальные правовые акты (например, приговор суда, указ о награждении орденом, приказ о приеме на работу и т.п.) и ненормативные акты общего характера (например, решение властного органа об амнистии, решение суда о разрешении строительства водохранилища, приказ о проведении учебного семинара на предприятии и т.п.). Если индивидуально-правовой акт имеет разовое значение и касается индивидуально определенных лиц, то это – ненормативный акт общего характера: хотя и исчерпывается однократным исполнением, но предназначен для реализации многими субъектами.
Однако ненормативные правовые акты не являются источниками права, поэтому особое внимание следует уделить нормативно-правовым актам.
Нормативные акты имеют временные, пространственные, предметные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты им силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других правовых актов. В частности, в Российской Федерации федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в официальных изданиях: «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ». Они публикуются в этих изданиях в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если законом или актом законодательного органа не установлен другой порядок вступления их в силу.
studfiles.net
27 июня 2012 года в Высшем Арбитражном Суде РФ будут обсуждаться спорные вопросы, касающиеся определения понятий нормативного правового акта и ненормативного правового акта
- Главная
- Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Информация ВАС РФ «Справка Управления публичного права и процесса, Управления частного права по вопросам, касающимся определения понятий нормативного правового акта и ненормативного правового акта, а также о том, может ли суд обязать орган, принявший оспариваемый акт, внести в него изменения»
Информация ВАС РФ «Справка Управления публичного права и процесса, Управления частного права по вопросам, касающимся определения понятий нормативного правового акта и ненормативного правового акта, а также о том, может ли суд обязать орган, принявший оспариваемый акт, внести в него изменения»
Сообщается, в частности, что арбитражные суды определяют нормативный характер правового акта исходя из его содержания и направленности, полномочий принявшего его органа. Признаки, характеризующие содержание акта, являются приоритетными по отношению к тем, которые определяют его форму. Как отмечается в ряде постановлений Президиума ВАС РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение, затрагивает ли права и законные интересы, соответствует ли закону; при этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, иных условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании.
По мнению ВАС РФ, наиболее существенные признаки нормативного правового акта проявляются в его содержании:
— устанавливает новую норму права (правило поведения), изменяет или отменяет действующую норму права, тем самым регулируя общественные отношения;
— является общеобязательным;
— адресован неопределенному кругу лиц;
— рассчитан на многократное применение (причем он может носить временный характер, но не должен быть связан с регулированием конкретного правоотношения).
В представленной справке дается характеристика правового акта на примере лесохозяйственного регламента, а также рассматриваются вопросы, касающиеся полномочий суда вносить изменения в нормативный или ненормативный правовой акт.
Перейти в текст документа »
Дата публикации на сайте: 14.06.2012
Поделиться ссылкой:
www.consultant.ru
Вопрос №4 Законы и подзаконные акты. Нормативные и ненормативные правовые акты.
Законы — первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
законы никто не вправе отменить кроме органа, их издававшего.
Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.
Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.
Главное свойство состоит в отражении иерархии нормативных актов, их соподчиненности по юридической силе. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конституционное закрепление.
Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспечить исполнение законов. В механизме реализации законодательных норм подзаконным актам наряду с процессуальными законами принадлежит основополагающее значение в качестве юридической основы всей правореализующей деятельности.
В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, постановлениям правительства.
К ненормативным актам относятся акты, не содержащие общих правил поведения, являющиеся актами однократного применения и относящиеся к индивидуально конкретным отношениям. Ненормативными являются индивидуальные правовые акты (например, приговор суда, указ о награждении орденом, приказ о приеме на работу и т.п.) и ненормативные акты общего характера (например, решение властного органа об амнистии, решение суда о разрешении строительства водохранилища, приказ о проведении учебного семинара на предприятии и т.п.). Если индивидуально-правовой акт имеет разовое значение и касается индивидуально определенных лиц, то это – ненормативный акт общего характера: хотя и исчерпывается однократным исполнением, но предназначен для реализации многими субъектами.
Однако ненормативные правовые акты не являются источниками права, поэтому особое внимание следует уделить нормативно-правовым актам.
Нормативные акты имеют временные, пространственные, предметные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты им силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других правовых актов. В частности, в Российской Федерации федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в официальных изданиях: «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ». Они публикуются в этих изданиях в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если законом или актом законодательного органа не установлен другой порядок вступления их в силу.
studfiles.net
РАЗГРАНИЧЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ И НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
С. ПОТАПЕНКО
С. Потапенко, судья Верховного Суда РФ, доктор юридических наук.
Возрастающая роль судебной
власти в нашем государстве во многом
обусловлена имеющимся у судов полномочием
контролировать правовое содержание всех
правовых актов, издаваемых органами
законодательной и исполнительной власти.
Это является, как обоснованно отмечается в
юридической литературе, проявлением
принципа «сдержек и противовесов» (Лебедев
В.М. Судебная власть в современной России:
проблемы становления и развития. СПб., 2001. С.
88).
Правовые акты, соответствие которых
закону может проверить суд общей
юрисдикции, могут носить как нормативный,
так и ненормативный характер. ГПК РФ
содержит специальную главу 24 «Производство
по делам о признании недействующими
нормативных правовых актов полностью или в
части». Порядок оспаривания ненормативных
правовых актов, за исключением
подведомственных арбитражному суду,
определяется главой 25 ГПК РФ «Производство
по делам об оспаривании решений, действий
(бездействия) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих». Правильное
определение нормативных и ненормативных
актов как предметов судебного оспаривания
имеет важное значение, поскольку порядок их
судебной проверки (контроля) имеет свои
особенности. От этого, в частности, зависит
не только разная подсудность, но в
определенных случаях и подведомственность
дел, возникающих из публичных
правоотношений. К подведомственности судов
общей юрисдикции отнесены только те дела об
оспаривании нормативных правовых актов,
проверка которых не относится к
исключительной компетенции
Конституционного Суда РФ (ч. 2 ст. 125
Конституции РФ), и дела, не относящиеся к
компетенции арбитражного суда (ст. 29 АПК
РФ).
Как известно из общей теории права,
правовой акт — родовое понятие, включающее
как правотворческие (нормативные), так и
правоприменительные (ненормативные,
индивидуальные) акты.
Рассматривая в
течение нескольких лет до принятия нового
ГПК дела о нормоконтроле, суды сталкивались
с проблемой разграничения нормативных и
ненормативных правовых актов. Важным
ориентиром для судов в разрешении этого
вопроса служило определение нормативного
правового акта, данное в п. 2 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г.
N 5 (в ред. от 21 декабря 1993 г., от 25 октября 1996
г., от 25 мая 2000 г. и от 24 апреля 2002 г.) «О
некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел по заявлениям прокуроров
о признании правовых актов противоречащими
закону». Под нормативным правовым актом
понимается изданный в установленном
порядке акт управомоченного на то органа
государственной власти, органа местного
самоуправления или должностного лица,
устанавливающий правовые нормы (правила
поведения), обязательные для
неопределенного круга лиц, рассчитанные на
неоднократное применение, действующие
независимо от того, возникли или
прекратились конкретные правоотношения,
предусмотренные актом. Под правовым актом
индивидуального характера понимается акт,
устанавливающий, изменяющий или отменяющий
права и обязанности конкретных лиц.
Несмотря на то что п. 2 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г.
N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с
принятием и введением в действие
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации» Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г.
N 5 (с последующими изменениями и
дополнениями) признано утратившим силу, в п.
12 этого же Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2
содержится понятие нормативного правового
акта, полностью совпадающее с имевшимся
ранее. Правда, при этом опущено понятие
индивидуального правового акта.
В
целом же определение нормативного
правового акта, содержащееся в названном
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ,
содержит в себе основные признаки, которыми
нормативные акты отличаются от
ненормативных. Нормативный акт понимается
как результат правотворческой
деятельности компетентных органов и
должностных лиц государственной власти и
местного самоуправления, он содержит в себе
общеобязательные правила поведения (нормы),
которые не персонифицированы, а адресуются
неопределенному кругу лиц, рассчитаны на
постоянное или длительное применение.
Что же касается ненормативных актов, то
самым общим образом сущность
ненормативного правого акта определена в
его названии «ненормативный», т.е. это такой
правовой акт, который не содержит
перечисленных признаков нормативного акта.
Исходя из этого, возможно в первом
приближении отграничить нормативный акт от
ненормативного. Ненормативные
(правоприменительные) акты носят
индивидуально-разовый,
индивидуально-определенный характер и
принимаются в основном по
организационно-распорядительным вопросам
(например, о назначении на должность, о
присвоении звания и т.д.).
Кроме того,
нормативные и ненормативные акты
отличаются по возможным последствиям их
принятия. Как верно подметил Г. Жилин,
поскольку нормативные акты устанавливают
обязательные правила поведения для
неопределенного круга лиц, рассчитаны на
многократное применение, отрицательные
последствия принятия нормативного акта,
противоречащего требованиям права,
неизмеримо возрастают по сравнению с
принятием такого же индивидуального акта
(Жилин Г.А. Судебное признание юридических
актов недействительными по заявлениям
прокуроров. Комментарий судебной практики.
Вып. 5. М., 1999. С. 105).
Нормативные и
ненормативные акты различаются не только
по содержанию, но и по порядку их принятия,
регистрации, опубликования. Обязательным
условием применения нормативных правовых
актов является их официальное
опубликование (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), а
для нормативных правовых актов федеральных
органов государственной власти — их
государственная регистрация в
Министерстве юстиции РФ.
До принятия
нового ГПК в судебной практике, в том числе
и Верховного Суда РФ, наблюдались различные
подходы к неопубликованным нормативным
правовым актам как предмету судебного
нормоконтроля. С одной стороны, в судебной
практике прослеживалась позиция, в
соответствии с которой неопубликованный
нормативный акт мог быть предметом
судебного нормоконтроля. Верховным Судом
РФ при рассмотрении дел по первой инстанции
высказывалось мнение, что в этих случаях
суду достаточно установить факт нарушения
порядка регистрации и опубликования
нормативного акта без проверки по существу
доводов о незаконности содержания
оспариваемого нормативного акта.
С
другой стороны, при рассмотрении заявлений
о нормоконтроле по делам, подсудным
Верховному Суду РФ по первой инстанции,
задолго до 1 февраля 2003 г., т.е. еще в период
действия ГПК РСФСР, судьи Верховного Суда
РФ отказывали в принятии заявлений об
оспаривании неопубликованных и
зарегистрированных в установленном
порядке нормативных правовых актов. Так,
например, гражданин Д. обратился в
Верховный Суд РФ с заявлением о признании
частично недействительной Временной
инструкции по обмену и выдаче дипломов и
квалификационных свидетельств членам
экипажей морских судов, утвержденной
распоряжением Министерства транспорта
Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N
ВР-ЗЗ-Р. Судья Верховного Суда РФ своим
определением от 30 октября 2001 г. постановил,
что данное заявление не подлежит принятию к
производству Верховного Суда РФ, так как
согласно ст. 116 ГПК РСФСР Верховный Суд РФ
рассматривает по первой инстанции дела об
оспаривании нормативных актов федеральных
министерств и ведомств, касающихся прав и
свобод граждан. Постановлением же
Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в
ред. от 11 февраля 1999 г.) утверждены Правила
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти
и их государственной регистрации.
Обжалуемая заявителем Временная
инструкция, как указано в определении
Верховного Суда РФ, по своей форме не может
считаться нормативным актом,
предусмотренным данным Постановлением
Правительства РФ, поскольку она не
зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ
и официально не опубликована (дело N
ГКПИ2001-1635).
Такие же подходы имели место
и в практике краевых (областных) судов.
Прокурор Новосибирской области обратился в
Новосибирский областной суд с заявлением о
признании противоречащим федеральному
закону постановления и.о. главы
администрации Новосибирской области от 13
октября 1998 г. N 623, утвердившего Правила
обязательного медицинского страхования
граждан на территории Новосибирской
области, с момента его издания на том
основании, что оно не было опубликовано.
Определением судьи Новосибирского
областного суда от 14 июня 2002 г. в принятии
заявления было отказано на основании п. 7 ст.
129 ГПК РСФСР. В частном протесте прокурора
Новосибирской области поставлен вопрос об
отмене определения судьи в связи с его
незаконностью. Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда РФ не
нашла оснований для удовлетворения
протеста прокурора. В ее определении
отмечено, что, отказывая в принятии
вышеуказанного заявления, судья правомерно
исходил из того, что областному суду в
соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР подсудны
дела об оспаривании нормативных правовых
актов органов государственной власти и
должностных лиц субъектов Российской
Федерации. Нормативными правовыми актами
являются только правовые акты, изданные в
установленном порядке. Оспариваемый же
прокурором правовой акт не был опубликован,
и потому его нельзя признать действующим
нормативным правовым актом, подлежащим
применению (дело N 43-Г02-4).
Пункт 1 ст. 251
ГПК РФ предоставляет право
заинтересованным лицам оспаривать в суде
только опубликованные в установленном
порядке нормативные правовые акты. Если же
заявителем не представлены сведения об
опубликовании оспариваемого нормативного
акта, то судья должен отказать в принятии
заявления согласно п. 1 ст. 134 ГПК РФ, так как
заявление не подлежит рассмотрению и
разрешению в порядке гражданского
судопроизводства.
Таким образом,
законодателем подчеркнуто, что правовой
акт можно считать нормативным не только при
наличии в нем содержательных признаков
нормативного акта, но и при условии
соблюдения его формы опубликования. Исходя
из этого нормативный правовой акт в отличие
от ненормативного должен быть издан в
установленном законом порядке, что
является одним из важных формальных
признаков нормативного правового акта.
В этой связи отметим особую позицию авторов
Комментария к Гражданскому
процессуальному кодексу Российской
Федерации (постатейному), где записано, что
«хотя в комментируемой статье (п. 1 ст. 251 ГПК
РФ. — С.П.) и говорится об «опубликованном в
установленном порядке» нормативном
правовом акте, отсутствие публикации не
дает оснований для отказа в принятии
заявления об оспаривании вступившего в
силу нормативного акта, а может лишь
явиться одним из оснований для признания
данного акта недействующим» (Комментарий к
Гражданскому процессуальному кодексу
Российской Федерации (постатейный). М., 2003. С.
474).
С такой позицией можно согласиться
только с оговоркой о том, что в таком случае
можно обращаться в суд не с заявлением об
оспаривании нормативного правового акта в
порядке ст. 251 ГПК, а с заявлением об
оспаривании решения, действия (бездействия)
органа государственной власти в порядке,
предусмотренном ст. 254 ГПК. Но это уже не
нормоконтроль. В целом же, как
представляется, правильной является
высказанная в юридической литературе точка
зрения, что если правовой акт не
опубликован, то он не может признаваться
нормативным правовым актом, применяться
кем-либо и оспариваться в таком качестве.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята
всенародным голосованием 12.12.1993)
«ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС
РСФСР 11.06.1964)
«АРБИТРАЖНЫЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(принят
ГД ФС РФ 14.06.2002)
«ГРАЖДАНСКИЙ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят
ГД ФС РФ 23.10.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 28.03.2001 N
ВР-33-р
«ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ОБМЕНУ
И ВЫДАЧЕ ДИПЛОМОВ И
КВАЛИФИКАЦИОННЫХ
СВИДЕТЕЛЬСТВ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.1993 N 5
«О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ
ДЕЛ ПО
ЗАЯВЛЕНИЯМ ПРОКУРОРОВ О
ПРИЗНАНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ
ЗАКОНУ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума
Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ И ВВЕДЕНИЕМ
В
ДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы
администрации Новосибирской области от
13.10.1998 N 623
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ»
Российская юстиция, N 6, 2003
КАК ВОСПОЛНИТЬ ДЕФИЦИТ ЗДРАВОГО СМЫСЛА В СТАТЬЕ 209 ТК? »
Комментарии к законам »
www.lawmix.ru
нормативный акт, юридический акт, правовой акт, нормативно-правовой акт и ненормативный правовой акт.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒
Юридический акт – это правомерное действие субъекта права, порождающее, изменяющее или прекращающее то или иное правоотношение. Правовой акт – это результат совершения субъектом (субъектами) права юридического акта или реализации специально уполномоченным субъектом правотворческих функций, выраженный в форме официального юридического документа, составленный (изданный) в соответствии с требованиями законодательства и порождающий правовые последствия.
Определений понятий «нормативный правовой акт» и «индивидуальный правовой акт» следует, что данные понятия определяются в отечественном и зарубежном правопорядках через понятие «документ».
«Правовым актом» необходимо именовать официальный документ, которым оформляется внешнее выражение воли компетентных субъектов права, представляющий собой индивидуальный правовой акт (правовой акт, содержащий индивидуальные предписания), в случае, если имеет место выражение воли субъекта (субъектов) права, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений (в результате совершения юридического акта), или нормативный правовой акт, в случае, если имеет место выражение воли субъекта права в сфере правотворчества (в результате реализации таким субъектом специально предоставленных законом соответствующих полномочий). Необходимо отметить в связи с этим, что нормативно-правовой акт не может являться результатом совершения субъектом права юридического акта, поскольку для создания нормативно-правового акта необходима реализация субъектом специальных властных полномочий, которая не является действием в смысле юридического факта (не создает, не прекращает, не изменяет правоотношения, а устанавливает правовые нормы).
Юридический акт представляет собой правомерное действие (волеизъявление) субъекта права, являющееся предпосылкой для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Данное положение является общепризнанным в отечественной теории права. В результате акта действия, например, подписания (заключения) договора, возникает, как правило, документ (договор в данном случае), содержащий изложенную в словесной форме волю субъектов права, а также иные условия, являющиеся средством достижения такой воли. Так, например, при совершении сотрудником правоохранительных органов действий по составлению протокола результатом таких действий (юридического акта) является сам протокол (правовой акт). При совершении судом действий по вынесению решения по конкретному делу результатом действий по осуществлению правосудия является судебное постановление (правовой акт) и т.п.
Из приведенных определений следует, что под термином «правовой акт» многие ученые-правоведы понимают официальный документ, изданный (совершенный) субъектом права, влекущий некоторые правовые последствия.
Нормативно-правовой акт и ненормативный правовой акт
Легальное определение НПА давалось только один раз в Постановлении Госдумы ФС от 11.11.96 № 781_II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации»
Вот это определение:
Нормативый првовой акт — это писменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение илиотмену правовых норм.
Ненормативный правовой акт — правовой акт, принимаемый (издаваемый) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение
Положение о рекламе — нормативный правовой акт органа местного самоуправления. Почему? — см определение НПА, приведенное выше.
Нормативный акт
Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства.
Юридический акт
Юридический Акт — издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на упорядочение взаимоотношений людей, органов, организаций в процессе производства, в политической сфере, экологии, семейной жизни и т.д. Обязательное исполнение Юридический Акт обеспечивается специальными принудительными средствами, имеющими юридическое значение и находящимися в руках государства (уголовная, административная, гражданско-правовая и другая ответственность). С помощью Юридический Акт регулируются общественные отношения.Один из видов Юридический Акт — нормативный акт. Это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права — общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение. Нормативные акты составляют иерархическую систему, в которую включаются конституции, иные законы (конституционные и обыкновенные), указы,постановления,ордонансы, регламенты, приказы и т.д.Другой вид Юридический Акт — нормативные договоры, т.е. содержащие нормы права соглашения, заключенные между различными субъектами права. К их числу относятся международные договоры, а также договоры между отдельными субъектами федерального государства. В частности, в РФ имеютсяФедеративный договор, договоры между РФ и ее отдельными субъектами. Заключаются договоры и в трудовом праве. Так, имеют нормативное значение коллективные договоры, регулирующие трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем иработниками.Самостоятельным видом Юридический Акт являются акты официального толкования законов (например, постановления КС, разъясняющие положения Конституций РФ, постановления Пленума ВС по вопросам применения законодательства при рассм. отрении судебных дел, разъяснения Пленума ВАС по вопросам разрешения хозяйственных споров).Еще один вид Юридический Акт — индивидуальные акты, порождающие конкретные права и обязанности органов, организаций и отдельных лиц. Они направлены на реализацию требований юридических норм, конкретизируют их применительно к определенным ситуациям и лицам. Такие акты строго индивидуальны, адресованы поименно определенным субъектам права. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером. Главное место среди индивидуальных Юридический Акт занимают принимаемые компетентными органами или должностными лицами акты применения норм права, выражающие конкретные решения государственной власти по руководству обществом и властно устанавливав ющие определенные права и обязанности, назначающие меры юридической ответственности.
Правовой акт
ПРАВОВОЙ АКТ (англ. juridical act, law) — официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Понятию «П.а.» соответствует понятие «юридический акт».
В юридической литературе дано много содержательных характеристик П.а. Нередко их отождествляют с понятием «нормативные правовые акты», хотя к таковым не относят индивидуальные, информационные и иные акты. Главное в них — выражение гос-ного веления и закрепление решения правотворческого органа о создании, изменении, отмене акта и содержащихся в нем норм и предписаний (см.: А.В. Мицкевич. Нормативные акты Советского государства. — М., 1958; Социалистическое право. — М., 1973; Р.Ф. Васильев. Акты управления. — М., 1987).
Природа, признаки и виды П.а. обстоятельно проанализированы в книге Ю.А. Тихомирова и И.В. Котелевской «Правовыеакты. Учебно-практическое и справочное пособие» (М., 1999). По мнению авторов, для П.а. как разновидности документовхарактерны прежде всего такие общие свойства, как документальное фиксирование информации, ее официально признанное закрепление и выражение в документах строго определенных форм. Вместе с тем П.а. обладает специфическими признаками, выделяющими его среди др. документов. К таким признакам относится прежде всего круг субъектов, управомоченных готовить и принимать П.а. (носителей властных функций и полномочий). П.а. рассчитан на установление норм и их реализацию, т.е. на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Гарантией действенности П.а. является наделение его юридической силой, понимаемой в смысле общеобязательности в соотношениях с др. актами и непререкаемой обязательности для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.
15. Юридико-технические требования к структуре правового акта.
(См. уч. Кашаниной, с. 227)
Структура нормативного акта — это его строение. Одним из главных средств юридической техники является расположение нормативного материала в определенном порядке, его последовательная дифференциация. Структура нормативных актов обусловлена их содержанием. Поэтому единой схемы, пригодной для всех законодательных актов, не существует. Если ориентироваться на крупные и сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значительным. В небольших по объему нормативных документах, которые являются более простыми и по содержанию, нет необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации нормативного материала. Перечислим все возможные единицы структурной организации текста нормативных актов:
1.— заголовок;Заголовок — это наименование нормативного акта. Не следует думать, что заголовок — просто реквизит нормативного акта (и относится только к его внешней форме). Он выполняет куда более значительную роль: представляет собой одно из средств выражения смысла определенной группы юридических норм, поэтому его одновременно следует относить и к внутренней форме нормативного акта.
Цель заголовка — лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику. Основные требования к заголовку нормативного акта таковы:
— точность. Это означает, что он должен весьма определенно отражать содержание закона.
— краткость. Заголовок в сжатой форме должен передавать суть нормативного акта.
— оптимальная обобщенность содержания нормативного акта.
— емкость. Это требование касается законов, содержание которых настолько многопланово, что каждая его часть вполне может претендовать на автономность.
— формализованность. Заголовок — это одна из частей нормативного акта, и поэтому его следует излагать официальным стилем.
2.— оглавление;Его имеют обычно крупные по объему нормативные акты. Задачи оглавления заключаются в следующем: 1) сориентировать пользователя в нормативных предписаниях; 2) обеспечить поиск необходимых правовых предписаний на протяжении всего срока действия нормативного акта; 3) сделать текст закона доступным; 4) облегчить чтение нормативного материала.
3.— преамбула;Преамбула — это часть закона, содержащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного закона (мотивы), а также указание на задачи и цели, которые должны быть достигнуты в процессе применения этого закона.
Задача — это постановка проблем
Структурные единицы текста
4.— часть;Часть. Это самое крупное подразделение нормативного акта. Обычно деление на части используется при формировании ведущих отраслевых нормативных актов (как правило, кодексов), причем не любых, а основополагающих или «старых» отраслей права.
5.— раздел;Раздел. Эта структурная единица в кодексах может не встречаться. Но когда она есть, то вполне может использоваться для выделения подотрасли (или группы институтов). Подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих область общественных отношений.
6.— глава;Глава. Назначение данной структурной единицы состоит в оформлении правового института или субинститута. Институт права — это обособленный комплекс правовых предписаний, обеспечивающий цельное, относительно законченное регулирование определенной группы родственных общественных отношений.
7.— статья;Статья. Это основная структурная единица текста нормативного акта, поскольку именно она является носителем правовой информации. В принципе, можно предположить, что в статье должна содержаться юридическая норма, т. е. правило поведения, регулирующее то или иное общественное отношение.
8.— параграф;Параграф. Это довольно редко используемая структурная единица текста нормативного акта. В основном она встречается в подзаконных актах, как правило ведомственных. Параграф применяют для группировки немногочисленных пунктов ведомственных актов.
9.— пункт;Пункт. В законах эта структурная единица является вторичной по сравнению со статьей. Она может быть, но может и отсутствовать, и тогда статья представляет собой целостный, а не дифференцированный текст.
10.— подпункт;Подпункт. Эту структурную единицу редкой тоже не назовешь. В большей мере она используется в подзаконных актах для градации текста больших пунктов. Как правило, подпункты не нумеруются, но начинаются с заглавной буквы.
11.— абзац;Абзац. В отличие от подпункта текст абзаца начинается со строчной буквы. Это говорит о том, что нормативное предписание, сформулированное в абзаце, является органичной или неразрывной частью текста пункта и самостоятельно существовать не может. Абзац служит показателем перехода от одной мысли к другой.
12.— примечание;Примечание — часть нормативного акта, которая представляет государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания, имеющее сопроводительный характер.
13.— заключительные положения;Заключительные положения — это структурная часть нормативных актов, которая вызывает большое количество споров. Законодатель стал ее использовать недавно. Анализ российских нормативных актов не позволяет выявить какое-либо правило относительно содержания заключительной части. Заключительные положения пишутся произвольно.
14.— приложение.Приложение — не обязательная структурная единица нормативного акта. Ее скорее можно назвать редкой. В приложении, как правило, содержатся рисунки, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания нормативного акта и облегчающие понимание смысла его статей.
16. Юридико-технические требования к тексту правового акта.
Структура текста правового акта — это состав элементов текста правового акта.
Элементы правового акта как документа достаточно разнообразны. Ими являются, например, и статья акта, и заголовок акта, и приложение к акту, и предложение, и даже отдельное слово.
Элементы правового акта группируются в зависимости от их юридического характера и назначения: одни из них относятся к реквизитам правового акта, другие образуют собственно содержание (текст) правового акта.
Исходя из этого, можно сказать, что текст правового акта как документа в укрупненном плане состоит из реквизитов (заголовка, номера, даты и т.п.) и содержательной части. Содержательная часть включает структурные элементы правового акта (разделы, главы, статьи и т.п.) и в подавляющем большинстве случаев состоит из текста в точном значении этого слова, т.е. речевой информации, зафиксированной каким-либо типом письма. Структура правового акта может рассматриваться на различных иерархических уровнях. В зависимости от степени сложности структуры правовых актов (на макроуровне) последние можно подразделить на унитарные (простые) и сложносоставные.
Унитарный (простой) правовой акт — это правовой акт, в структурном отношении состоящий из одного целостного текста (т.е. не имеющий элементов, прилагаемых к этому тексту).
Сложносоставной правовой акт — это правовой акт, в структурном отношении состоящий из основного правового акта (основного текста) и производных от него одного или нескольких правовых актов и (или) приложений, не являющихся правовыми актами.
Возможны следующие варианты структуры (точнее, макроструктуры) сложносоставного правового акта:
* основной текст правового акта и одно или несколько приложений к нему, не являющихся правовыми актами, например, в форме таблицы, рисунка, образца документа;
* основной (первичный) правовой акт (указ, постановление и т.п.) и утвержденные им один или несколько вторичных правовых актов (положений, правил и т.п.), которые могут иметь приложения, не являющиеся правовыми актами;
* основной (первичный) правовой акт и одно или несколько приложений, не являющиеся правовыми актами, а также утвержденные первичным актом один или несколько вторичных правовых актов, которые в свою очередь могут иметь приложения, не являющиеся правовыми актами.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com