23. Толкование норм права: понятие и виды
Толкование правовых норм — это деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, и действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений (А.Ф.Вишневский).
Толкование правовых норм — это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла нормы права.
Данный процесс состоит из двух элементов: толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем в целях установления одинакового ее понимания и применения разъясняет смысл правового предписания всем заинтересованным лицам.
Первая часть этой деятельности — уяснение — характеризует гносеологическую природу толкования, направленную на познание права. Уяснение выступает как мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права.
Разъяснение — вторая часть единого процесса толкования права, адресованная другим участникам отношений. Она осуществляется компетентными органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить таким образом правильное ее применение к тем обстоятельствам, на которые она рассчитана.
Субъектами толкования могут выступать государственные органы, должностные лица, организации, предприятия, учреждения, физические лица.
Объектами толкования выступают законы и подзаконные акты.
В теории права выделяются следующие виды актов толкования права.
В зависимости от юридических последствий
различают акты официального и неофициального толкования.Актами официального толкования являются решения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.
Актами неофициального толкования являются комментарии кодексов, учебники и другие акты доктринального толкования. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.
По юридической значимости различают акты нормативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования (постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь) распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение. В этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты (разъяснения судов, административных органов) относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц.
24. Токования норм права по субъекту (юридической силе)
В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, и юридической силы результатов толкования, выделяют официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование — это разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченных на то органов, которое является обязательным для субъектов, осуществляющих применение этой нормы.
Основная цель официального толкования заключается в обеспечении единообразного понимания норм права и достижения их одинакового применения.
Официальное толкование подразделяется на аутентическое (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). Аутентическое толкование — это разъяснение правовой нормы, исходящее от издавшего ее органа. Такое толкование может давать любой правотворческий орган в отношении изданных им нормативных правовых актов (Национальное собрание, Президент, Совет Министров и т.д.). Результат толкования обычно облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт.
Легальное толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу представленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.
Как правило, эти разъяснения распространяются на тех субъектов и отношения, на которые распространяются правомочия органа, дающего толкование. Наиболее показательными видами легального толкования являются руководящие разъяснения высших судебных органов в связи с обобщением судебной практики.
В зависимости от того, распространяется ли толкование на все случаи, предусмотренные нормой права, или касается лишь отдельного юридического дела, официальное толкование подразделяется на
Нормативное толкование — это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида.
Нормативное толкование применяется всякий раз, когда применяется толкуемая норма. В этом смысле оно не имеет самостоятельного значения. С утратой силы или с изменением толкуемой нормы теряет силу или изменяется и нормативное толкование.
Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Подобно норме права, оно имеет общий характер и является обязательным.
Казуальное толкование — это официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентным органом (преимущественно судами) для правильного разрешения конкретного юридического дела. Примерами такого толкования являются разъяснения вышестоящих судов. Подобного рода разъяснения касаются только этой ситуации и формально обязательны лишь при ее рассмотрении.
Неофициальным является такое толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных официальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Оно не является обязательным при применении норм права, на него нельзя официально ссылаться при рассмотрении конкретных дел.
Вместе с тем, этот вид толкования оказывает большое влияние на формирование правосознания в обществе, правотворческий процесс, развитие юридической науки.
studfiles.net
Толкование норм права
Кузбасский филиал
государственного образовательного учреждения
«Владимирский юридический институт Минюста России».
Кафедра государственно-правовых дисциплин и
гражданско-правовых дисциплин
К у р с о в а я р а б о т а
по дисциплине: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема: ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРВА
Выполнил Хахалева Екатерина Михайловна
( Ф.И.О. )
1 курс, гр.442, зач.кн.№93/04
( курс, № группы, № зач.кн. ) Научный руководитель(ученая степень, ученое звание, должность)
( Ф.И.О. )
Дата защиты: « » 200 г.
Оценка:
(Подпись научного руководителя)
г. Новокузнецк – 2004г.
Оглавление
Оглавление ………………………………………………………………….с.2
Введение …………………………………………………………………….с.3
Глава 1 Понятие, необходимость и цели толкования ……………………с.4
1.1. Цель толкования ……………………………………………………….с.7
1.2. Два аспекта толкования …………………………………………….…с.7
1.3. Функции толкования …………………………………………………..с.8
Глава 2 Виды толкования по субъектам ………………………………….с.10
2.1. Официальное толкование ……………………………………………..с.10
2.2. Неофициальное толкование …………………………………………..с.12
Глава 3 Способы и объемы толкования правовых норм …………………с.17
Глава 4 Акты толкования права: понятие особенности, классификация .с.23
Заключение …………………………………………………………………..с.25
Список используемой литературы …………………………………………с.26
Приложение №1 ……………………………………………………………..с.27
Приложение №2 ……………………………………………………………..с.28
Введение
Теорией государства и прав является наука обширная и многогранная. В неё входит изучение такой деятельности, как толкование правовых норм.
Любая деятельность по своей сути плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменения также не бывает без уяснения смысла правовых требований.
Без всестороннего и глубокого понимания смысла правовых норм невозможно правовое регулирование общественной жизни, укрепление законности. Толкование нормативных актов является необходимой предпосылкой для правильного осуществления норм права.
Проблема толкования является одной из традиционных проблем юридической науки. Она имеет самостоятельное значение в процессе научного или обыденного познания государственно-правовой жизни. Необходимость четкого преставления о содержании действующих норм возникает в ходе правотворческой работы. Не издать новый акт, ни систематизировать имеющиеся нельзя без знаний подлинной воли законодателя, которая получила официальное выражение. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйственными структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданских юридически значимых действий и т.д.
При написании данной работы использовалось большое количество литературы. Однако подх
mirznanii.com
4. Виды толкования норм права по объему
Толкование норм права преследует цель точно познать подлинный смысл, вложенный законодателем в правовые нормы. Результатом толкования права должна быть ясность, определенность в интерпретации правовых норм. Здесь действует закон формальной логики «исключенного третьего». Результатом толкования не должны быть выводы типа «и да, и нет», «и то, и другое», а должно быть «только это», «только да», «только нет». Часто бывают случаи, когда лицо, толкующее норму, сталкивается с ситуацией, когда фактический смысл нормы права следует понимать уже или шире, чем это можно усмотреть на первый взгляд из текста закона. Отсюда в теории права принято различать буквальное, распространительное (расширительное) и ограничительное толкование.
Наиболее часто встречающийся вид толкования — это буквальное толкование, в то время как распространительное и ограничительное являются, при строгом режиме законности, исключениями из общего правила.
Буквальное толкование норм права состоит в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, полностью совпадает со смыслом который вытекает из текста нормы права. Результат такого толкования полностью адекватен словесной форме правовой нормы. Иными словами, это совпадение «буквы и духа» законодательства. Подобное толкование является наиболее типичным и распространенным в юридической практике. В качестве примера можно привести ст. 454 ГК РФ, согласно которой по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В этой статье указаны субъекты правоотношения (продавец и покупатель), их действия — передача товара и денег и результат — переход права собственности на купленную вещь к покупателю. Условия совершения сделки вытекают из общих требований, предъявляемых к сделкам, а именно: наличие дееспособности у сторон, а предмет сделки не является запрещенным в товарообороте.
Действительное содержание нормы имеет строго определенный характер, оно точно соответствует тексту, языковому выражению. По общему правилу, толкование хорошо отработанных законов является буквальным: оно не уже и не шире, чем его буквальный текст. Это служит необходимым условием укрепления законности и правопорядка в стране.
Расширительное (распространительное) толкование норм права выряжается в том, что действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате толкования, шире, чем буквальный смысл, текст закона.
Например, ст. 122 Конституции РФ закрепляет предписание, согласно которому судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Таким образом, буквальное толкование этой статьи приводит к выводу о том, что в своей деятельности судьи не должны подчиняться законам субъектов Российской Федерации.
Однако такой вывод был бы неправомерным, поскольку он противоречит ч. 6 ст. 76 Конституции РФ, закрепляющей приоритет законов субъектов Российской Федерации над федеральными законами.
Федеральные законы признаются актами, имеющими высшую юридическую силу и действующими на всей территории Российской Федерации, но при условии, что они приняты по вопросам исключительного ведения Федерации либо совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же федеральный закон, принятый по вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъекта Российской Федерации, противоречит закону субъекта Российской Федерации, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ применению подлежит закон субъекта Российской Федерации. Следовательно, во всех подобных ситуациях судья должен руководствоваться этим, а не федеральным законом. Поэтому и ст. 122 Конституции РФ следует толковать расширительно, предписывая судье подчиняться всем действующим законам, как федеральным, таки законам субъектов Российской Федерации. Таким образом, смысл данной нормы на самом деле шире ее буквального содержания, и только благодаря распространительному толкованию смысл и текст закона оказались приведенными в полное соответствие друг с другом.
Ограничительное толкование норм права выражается в том, что действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате толкования, уже, смысла вытекающего из текста нормы права. Например, в ст. 57 Конституции РФ говорится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но вполне очевидно, что не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане. Остальные (дети, душевнобольные лица) исключаются. Следовательно, данная норма толкуется ограничительно. Вообще, в Конституции многие статьи начинаются со слов: «каждый может», «каждый вправе», «каждому гарантировано», «все свободны», «все равны» и т.д. Но при внимательном изучении оказывается, что далеко не каждый и не все. Объясняется это тем, что законодатель не может без конца делать соответствующие оговорки, он надеется на то, что будет правильно понят.
Частое и произвольное распространительное и ограничительное толкование может повлечь нарушение законности. Поэтому законодатель в некоторых нормах не допускает возможности распространительного и ограничительного их толкования. Так, ст. 63 УК РФ, устанавливающая перечень обстоятельств, отягчающих наказание, не может быть толкуема расширительно. В то же время существуют нормы права, возможность расширительного толкования которых специально предусматривается законодателем. Так, в ч.1 от. 61 УК РФ, устанавливается перечень обстоятельств, смягчающих наказание, а в ч.2 этой же статьи закреплено, что «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.
При расширительном и ограничительном толковании устанавливается действительная воля законодателя, поэтому такое толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл нормы права, а осуществляется строго в пределах толкуемой нормы. Ни расширительное, ни ограничительное толкование не «расширяет» и не «сужает» само содержание нормы, а только выявляет действительный смысл юридической нормы.
studfiles.net
ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА — это… Что такое ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА?
деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них
воли сил, стоящих у власти. Разработка новых юридических предписаний невозможна без Т.н.п., поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими нормативными положениями. Немаловажно оно и для создания сводов законов, собраний и справочников по законодательству, для учета нормативных актов. Процесс Т.н.п. неизбежен при реализации правовых норм.
В ходе Т.н.п. устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно-историческая обстановка его принятия,условия, в которых происходит толкование, и т.д. Для правильного выявления воли, выраженной в нормативном акте, необходимо проанализировать сам текст нормативного акта. его преамбулу, официальные и неофициальные разъяснения, материалы его обсуждения и принятия, другие близкие по содержанию нормы, материалы периодической печати, научные работы и т.д.
Цель Т.н.п. — правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Оно призвано противодействовать любым попыткам отойти от смысла правовых норм. противопоставить букву и дух закона. Т.н.п. не вносит поправки и дополнения в действующие нормы, оно призвано лишь объяснить и уточнить то, что сформулировано в законе. Оно не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании и где необходимо издание новых нормативных актов. Верховенство закона над всеми другими нормативными актами, его высшая юридическая сила предопределяют, что смысл подзаконных актов должен пониматься и объясняться в точном соответствии с законом.
Т.н.п. — сложное, комплексное явление. Во-первых, это процесс мышления лица, изучающего правовую норму, уяснение смысла и его объяснение. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела. проведения кодификационной работы, составления собраний •и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта-разъяснения нормы права и т.д. Во-вторых. Т.н.п. предполагает разъяснение содержания нормы. Это деятельность определенных органов и лиц. имеющая самостоятельное и специальное значение,цель которой — обеспечить правильное и едино-
Уясняя смысл и социальное назначение правовой нормы, интерпретатор исследует: саму норму; ее правовые связи, т.е. взаимоотношение с другими юридическими предписаниями и правовыми принципами;ее внеправовые связи с другими общественными явлениями. Это дает основание выделить три самостоятельных приема уяснения юридической нормы.
Текстовое толкование начинается с осмысливания соответствующего текста нормативного акта. Устанавливаются основное значение отдельных слов, их смысловой оттенок в данном контексте, выясняется грамматическая форма (падеж, число, род, лицо и т.д.). Если в нормативном акте нет определения термина, ему придается общеупотребимое литературное значение. Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база, используемая в нормативных актах, постоянна. Однако возможность изменить значение слов существует, и ее нельзя не учитывать при Т.н.п. Вторая, не менее ответственная задача — установление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимозависимости всех предложений, уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права, что особенно важно в случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т.д.). Одновременно исследуются технико-юридические средства и приемы выражения воли законодателя в толкуемой норме (раскрывается содержание специальных юридических и технических терминов, особых правовых конструкций, анализируется структура рассматриваемой нормы, устанавливается, к какому виду норм права она относится, и т.д.).
Любая- норма представляет собой составную часть системы права и взаимодействует с множеством других норм. Поэтому после анализа содержания необходимо проследить и раскрыть все ее юридические связи и опосредования(систематическое толкование). Установление систематических связей толкуемой нормы с другими, близкими ей по содержанию, в одних случаях позволяет всесторонне рассмотреть первую норму без
изменения ее смысла; в других близкая норма может дополнять предписание исследуемой, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов при ее применении. Связь норм проявляется также в том, что одна норма может установить определенные исключения из общего правила, сформулированного в другой норме, изменить в той или иной степени содержание другой нормы, ограничить или расширить объем ее действия. Установление систематических» связей между нормами помогает правильно понять сферу их действия, определить круг лиц, которых они касаются, смысл того или иного термина и т.д. Это особенно важно, когда изданная ранее норма сравнивается с новой, которая в какой-то степени корректирует ее содержание. Систематическое толкование позволяет выявить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые хотя формально и не отменены, на самом деле заменены другими и фактически не действуют. При необходимости применения аналогии закона этот прием Т.н.п. помогает найти наиболее близкую норму к конкретному случаю.
Исследование социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание, составляет содержание историко-политическо-го толкования. Важно использовать документы и материалы,опубликованные в СМИ, литературу, отражающую политику государства по рассматриваемому вопросу. Кроме того,интерпретатор изучает преамбулы и введения к толкуемым актам, их официальное и неофициальное толкование, тексты старых, отмененных актов по тому же вопросу, материалы обсуждения и принятия толкуемой нормы, а также учитывает социально-политическую обстановку, складывающуюся в момент самого процесса толкования. Ис-торико-политическое толкование помогает выявить нормы, фактически утратившие свое значение.
В отдельных случаях в результате толкования нормы обнаруживается, что она недостаточно ясна или вызывает сомнения. Неясность нормы может проявляться в расплывчатости формулировок, недостаточной точности того или иного термина или выражения, двусмысленности, неполноте. Неясность может возникнуть также из-за противоречий внутри самой нормы в силу несовершенства законодательной техники. В таких случаях весьма важно использовать все то, что объединяется под условным наименованием «дополнительные материалы» к правовой норме: специальные
разъяснения органа, издавшего толкуемую норму, акты ВС РФ или ВАС и их коллегий, официальные разъяснения других государственных органов, комментарии законодательства, монографическую литературу, мнения сведущих людей (например, разъяснения адвокатов, работников кодификационных бюро) и другие материалы. При этом выводы, полученные с помощью использования дополнительных материалов, не должны устранять нормы за счет изменения или отмены ее положений.
В процессе толкования смысл нормы объясняется как общее правило, в точном соответствии с текстом нормативного акта (буквальное толкование). Это служит необходимым условием укрепления законности, правопорядка в стране. Однако в отдельных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее оформлением, заключающееся в том, что словесная формулировка бывает уже или шире, чем та мысль, которую законодатель вложил в нее. В таких случаях мы говорим либо о распространительном (расширительном), либо об ограничительном толковании, когда смысл нормы понимается несколько уже, чем это прямо выражено в буквальной формулировке нормы. Первая и наиболее простая причина распространительного и ограничительного толкования — наличие других норм близкого содержания, которые могут в той или иной степени сузить или, наоборот, расширить объем действия толкуемого предписания. Особенно это важно для случаев, когда сравнивается норма, изданная ранее, с новой, которая не отменяет полностью старую, но в определенной степени корректирует ее содержание. Вторая причина сводится к тому, что словесное выражение нормы в силу тех или иных дефектов оформления недостаточно полно и четко выражает ту мысль, которую законодатель вложил в нее. В подобных случаях может возникнуть несоответствие между тем, что действительно хотел выразить законодатель, и самим выражением, расхождением текста и действительного смысла нормы. Распространительное и ограничительное толкование в таких случаях приводит в соответствие содержание, идею правовой нормы и форму ее изложения. Так, в соответствии с УК РФ подлежат уголовной ответственности лица, вовлекающие несовершеннолетних в преступную деятельность. Как известно, уголовная ответственность наступает с 16 лет, а по отдельным видам преступлений-с 14 лет. Однако в данном случае к ответственности
могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста. Таким образом, эта норма подлежит, ограничительному толкованию.
ПиголкинА.С.
Энциклопедия юриста. 2005.
dic.academic.ru
21.4 Толкование норм права по объему. Теория государства и права
21.4
Толкование норм права по объему
Как известно, результатом толкования применяемой нормы права служат полная ее ясность и точность, отсутствие двойного смысла. Если говорить более точно, то между «духом» и «буквой» закона не должно быть расхождений, т. е. между смыслом нормы и словесным ее выражением не должно быть различий.
В зависимости от результатов толкования различают три его вида: буквальное (адекватное), расширительное, или распространительное, ограничительное.
Чаще всего воля законодателя уясняется в точном смысле с текстом нормы. Иными словами, словесное выражение нормы и ее действительный смысл должны совпадать. Тогда говорят: «дух» и «буква» закона не расходятся, совпадают.
Расширительное толкование нормы права, иногда его называют распространительным, имеет место тогда, когда словесное выражение нормы у?же ее действительного смысла, т. е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120). В действительности имеются в виду не только законы, принятые представительными законодательными органами власти, но и подзаконные акты.
Ограничительное толкование применяется в случаях, когда словесное (текстуальное) выражение нормы шире содержательного ее смысла. Например, перечисленные в Уголовном кодексе обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно (ст. 63). А обстоятельства, смягчающие наказание, подлежат расширительному толкованию, поскольку в ст. 61 УК РФ указывается, что при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств и другие, не предусмотренные данной статьей.
Расширительное и ограничительное толкование относятся к исключительным видам; как правило, используется буквальное толкование. Обычно считается, что не могут расширительно толковаться нормы, устанавливающие какие-либо ограничения или более строгую ответственность, а также санкции норм права. Если же в тексте нормы использованы такие обороты, как «и другие» условия или обстоятельства, «иные», «и так далее», то они предполагают расширительное толкование.
Толкование нормы права и нормативных правовых актов тесно связано с их конкретизацией. Конкретизация нормативных предписаний чаще всего осуществляется в процессе подзаконного правотворчества. Но нормы права могут конкретизироваться и при их толковании. Это характерно, например, для решений Конституционного Суда РФ. В своих решениях и при толковании конституционных норм он конкретизировал конституционные положения о трехкратном представлении Президентом РФ в Государственную Думу кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, о подсчете голосов при голосовании федеральных законов в Государственной Думе и Совете Федерации. Конкретизация, безусловно, вносит нечто новое в содержание правового установления, поэтому конкретизацию норм могут осуществлять только субъекты толкования, обладающие соответствующими полномочиями.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru