Объект который получает информацию называется – Передача информации. 5-й класс

Содержание

Информация и данные — урок. Информатика, 10 класс.

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.

 

Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объёмом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

 

Информация является общенаучной категорией. Существует множество определений этого термина, но в обыденной жизни информацию отождествляют с такими понятиями, как сообщение, сведения, знания.

 

Информация позволяет человеку снизить уровень неопределённости знания о сути какого-либо объекта: предмета, явления или процесса. В результате обмена сведениями об определённом объекте у каждого из участников обмена формируется более полное представление о рассматриваемом предмете, повышается их уровень осведомлённости и, соответственно, понижается уровень неопределённости знаний, касающихся этого объекта. Поэтому информацию также определяют как меру устранения неопределённости знаний об объекте.

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, уменьшающие степень неопределённости знаний об этих объектах или явлениях.

Информация не существует сама по себе. Всегда имеется источник, который производит информацию, и приемник, который её воспринимает.

 

В роли источника или приемника может быть любой объект материального мира: человек, устройство, животное, растение. То есть информация всегда предназначена конкретному объекту.

Источник информации — это объект, порождающий информацию и представляющий её в виде сообщения.

Приемник информации — это объект, принимающий сообщение и способный правильно его интерпретировать.

Человек получает информацию из разных источников: когда читает или слушает радио, смотрит телепередачу или разглядывает картину в музее, дотрагивается до предмета или пробует на вкус какую-нибудь еду. При этом одну и ту же информацию каждый человек может воспринимать по-разному.

 

Информация несёт человеку знания об окружающем мире, многообразие которого и порождает её различные виды. Так, например, существует информация для узкого круга людей, специализирующихся в определенной научной области: химии, биологии, математике, физике, информатике, литературе. Такую информацию называют научной. В каждой научной области используется специализированный язык, для понимания которого требуются определённые знания и специальное обучение.

 

Для человека также важную роль играют средства массовой информации: радио, телевидение, газеты и журналы. Они распространяют общественно-политическую, научно-популярную, культурологическую информацию. С их помощью люди узнают о событиях в мире, науке и искусстве.

С понятием «информация» тесно связано понятие «данные».

Данные — это «сырьё» для получения информации.

Одни и те же данные могут нести разным людям разную информацию. Так, книга математического содержания может дать много полезной информации математику, а для специалиста в другой области знаний, например, для биолога или филолога, она окажется непонятной, и поэтому всё представленное в ней будет восприниматься только как совокупность данных (в виде теорем, формул, доказательств), которые никакой информации этим специалистам не несут.

 

Одна и та же телевизионная передача кому-то даст новую информацию к размышлению, потому что заинтересует его, а другой воспримет всё, что в ней рассказано, только как набор мало значащих для него сведений (данных).

 

Данные могут фиксироваться и храниться на каком-либо материальном носителе: бумаге, компакт-диске, магнитном диске.

Следовательно, данные могут обрабатываться с помощью различных технических устройств.

Они могут быть преобразованы в другую форму представления, сгруппированы, отсортированы и т.д.

Так, например, сведения об учениках школы могут храниться в компьютере на жёстком диске в виде базы данных.

Возможны любые варианты обработки этих данных, например, их можно сгруппировать по классам или отсортировать в алфавитном порядке.

Данные — это совокупность сведений, зафиксированных на определённом носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для записи и хранения на нём информации.

Данные превращаются в информацию только тогда, когда ими заинтересуется человек. Человек извлекает информацию из данных, оценивает, анализирует её и по результатам анализа принимает то или иное решение.

 

Если в базе данных, описанной выше, сделать любую операцию обработки по желанию человека, то результат обработки будет нести в себе определённую информацию.

Например, директор школы может получить информацию из такой базы данных о том, кто из учеников живет на улице Счастливой, сколько девочек по имени Надежда учится в школе или кто из учеников в течение четверти ни разу не получил ни одной тройки.

 

Таким образом, если существует возможность использовать данные для уменьшения неопределенности знаний о каком-либо предмете, то данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

 

Информацию можно измерять. Мера измерения содержательности информации связана с изменением степени неосведомленности получателя и основана на методах теории информации, которые не изучаются в школе.

 

Более понятным и, следовательно, более распространённым методом является подход, связанный с измерением объема данных в сообщении. Это особенно важно при разработке технических систем.

Так, например, при проектировании и эксплуатации систем связи важно наличие устройств, передающих наибольший объём данных за наименьшее время. Как известно, в памяти компьютера информация представляется в форме данных. В этом случае объём информации измеряется количеством двоичных разрядов (битов), содержащихся в этом сообщении.

 

На протяжении тысячелетий своего существования человечество накопило огромные запасы информации, которые продолжают увеличиваться. В наши дни объём информации удваивается каждые два года. От умения человека правильно понимать и обрабатывать информацию во многом зависят его способности к познанию окружающего мира.

www.yaklass.ru

Готовимся к экзамену: Билет 1

Информация. Виды информации, носители информации.

Информацию мы начинаем получать с раннего детства. Получая информацию, маленькие дети учатся понимать, говорить, играть. Когда мы становимся старше и идем в школу, мы начинаем учиться писать, читать и считать, обрабатывая различную информацию.


Трудно даже на секунду представить себе, что человек лишился привычной для него информации: новостей по телевидению либо радио; сведений из книг, газет, журналов и сети Интернет; разговоров по телефону, бесед с друзьями и родственниками.




Информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира, представления, суждения и фантазии людей.


Моряки для передачи сведений (информации) используют различные комбинации флажков, связисты — азбуку Морзе, военные — сигнальные ракеты, люди с нарушением слуха — язык жестов. Сведения о людях хранятся в документах, удостоверяющих их личность: паспортах, водительских удостоверениях. Отпечатки пальцев человека несут информацию, с помощью которой его можно идентифицировать.

Информацией обмениваются люди, объекты живой природы, технические устройства.

Приемник – объект, который получает информацию.

Источник – объект, который передает информацию.


Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. В связи с этим различают виды информации по способам восприятия:


  1. Визуальная (зрительная) – информация о цвете, размере,  форме, объеме, расположении объектов

  2. Звуковая  — информация о звуке, его тембре, силе высоте.

  3. Тактильная (осязательная) – информация о температуре предмета, о характкре поверхности, о материале.

  4. Вкусовая – информация о вкусе пищи (горькая, сладкая, кислая, соленая)

  5. Обонятельная  — информация о запахах


Глаза (орган зрения) позволяют человеку воспри­нимать форму, размер и цвет предметов, отслежи­вать перемещение объектов. Художники, например, различают десятки различных оттенков цвета, что помогает им при создании картин. Уши (орган слуха) дают возможность человеку воспринимать звуки: речь, музыку, пение птиц, шум моря, телефонные звонки. Известно, например, что великий скрипач Никколо Паганини слышал на рас­стоянии более 10 метров переговаривающихся шепо­том людей. Информацию о запахах человек получает с помо­щью носа (органа обоняния). Человек может различать запахи, например, полыни, сирени, яблока и др. Мно­гие запахи усиливают восприятие человеком окружа­ющего мира. Например, запах бергамотного масла обо­стряет зрительные ощущения, а запах герани — слух. С помощью языка (органа вкуса) человек может определить вкус пищи: горькая или кислая, сладкая или соленая. Найдены, например, древнейшие записи о том, что повара Древнего Рима по вкусу рыбы опре­деляли, в каком месте реки Тибр она была поймана. На ощупь с помощью органов осязания человек может определить характер поверхности предмета: гладкая или шершавая, мокрая или сухая. Люди в темноте не могут определить цвет предметов. Но если один из них сделан из резины, а другой — из стекла, то человек в темноте может это различить. Получение информации важно не только для людей, но и для растений и животных. Растения получают различную информацию из окружающей среды. Например, в зависимости от тем­пературы и влажности воздуха и почвы, протяженности светового дня ускоряется или замедляется их рост. Среди многих звуков в лесу: шума деревьев, шелеста травы, криков птиц — животные безошибочно выделяют нужные им сигналы и определяют их источники. Собаки спасательных служб благодаря обонянию находят людей под снегом. Они чувствуют их запах, но хуже воспринимают запахи трав и цветов.

В повседневной жизни мы встречаемся с различными формами представления информации. 

По форме представления информацию можно разделить на следующие виды: текстовая, графическая, звуковая, комбинированная. Текстовая (алфавитно-цифровая) информация записывается с помощью букв, цифр, знаков. Запись информации с помощью текста выполняется на разных языках (сентябрь — слово, записанное на русском языке, верасень — на белорусском, September — на английском). С помощью цифр и арифметических знаков записываются математические выражения (15 — число, записанное арабскими цифрами, XV — римскими, 125 : 5 — 10 = 15 — в виде арифметического выражения). Графическая (визуальная) информация может быть представлена в виде фотографий, картин, рисунков, которые не содержат текста. К звуковой информации (аудиоинформации) относятся музыка, речь, шум. Комбинированная (смешанная) информация представляет собой сочетание нескольких ее видов. Наглядным примером комбинированной информации является сочетание текстовой и графической информации на географических картах. Примером смешанной информации является также видеоинформация (от лат. video — смотрю, вижу). Под видеоинформацией, прежде всего, понимают одновременное воспроизведение визуальной и аудиоинформации. Примером использования видеоинфор­мации является просмотр видеороликов и фильмов на компьютере. Объекты живой и неживой природы обладают способностью передавать, получать, хранить и обрабатывать информацию. Процессы передачи, хранения, поиска и обработки информации называют информационными процессами. Процесс передачи информации всегда предпола­гает наличие источника и получателя (приемника) информации. Источниками информации являются различные объекты и процессы: люди, животные, растения, планеты, технические устройства, научные экспери­менты, явления природы. Например, густой дым в лесу может быть источником информации о том, что начался пожар. Специальные датчики, расположенные в сейсмо-опасном районе, фиксируют изменение обстановки окружающей среды и являются для человека источ­ником информации о возможном землетрясении. Источником информации является движение пчел, которые таким образом передают соседкам по улью, куда необходимо лететь за нектаром. В Индии встречаются целые заросли мимозы стыдливой (mimosa pudica). Когда первые капли дож­дя попадают на одно из растений, все остальные сво­рачивают свои листья, спасаясь от тропического дож­дя, так как сигнал о его начале передается другим. Люди, животные, растения могут быть и приемника­ми информации. Например, приемниками информации являются ученики, слушающие объяснение учителя. Каждый человек в зависимости от ситуации мо­жет выступать в роли источника или приемника. Ученик, работающий над сочинением, является ис­точником информации, а учитель, проверяющий это сочинение, — приемником информации.

Важнейшим информационным процессом явля­ется хранение информации. Для хранения информа­ции используются носители информации.

Носитель информации  — это материал или изделие, которое служит для хранения информации. Носителем информации также является человеческая память.


Носителями информации являются: человек, животные, растения, планеты, камни, книги, газеты, рисунки, киноленты и многое другое. С начала своего существования человек сохранял важные сведения лишь в собственной биологической памяти (мозге). Затем для хранения информации он начал использовать зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты, узелки или камешки для счета предметов. Потребность запоминать все больший объем информации привела к возникновению письменности. Для записи информации стали использовать папи­рус, глиняные дощечки, бересту. С появлением книгопечатания носителями информации стали книги, затем газеты и журналы. Носителями информации могут быть объекты неживой природы. Например, с помощью спутников и планетоходов человек смог определить многие свойства планет Солнечной системы, состав веществ, кото­рые на них находятся, состояние окружающей среды. Носителем информации в растительном мире может служить ствол дерева, информация в котором хранится в виде колец. По ним можно определить не только возраст дерева, но и то, какими были отдельные годы — засушливыми или дождливыми. Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, то он организует поиск информации. Искать нужную информацию можно различными способами: читать энциклопедии, словари, журналы и газеты, просматривать телевизионные передачи, обращаться к библиотечным каталогам и компью­терной сети Интернет. Обработка информации подразумевает изменение ее формы представления или содержания. Например, человек, который увидел и запомнил какой-либо предмет, может впоследствии описать его устно или письменно. Он обработал информацию, представленную зрительно, а затем воспроизвел ее в виде звуков или в виде текста. В процессе обработки информации может изме­няться ее содержание или появляться новая информация. Например, введенный на компьютере текст можно отредактировать: дополнить или сократить, заменить отдельные слова, а также отформатировать: изменить шрифт, цвет, начертание слов. Эти опера­ции относятся к процессу обработки информации.

С появлением компьютера широкое распространение получили носители информации, с ним связанные – долговременная память компьютера.



ekzamenn.blogspot.com

Информационные объекты или причина одного заблуждения / Habr

Введение


В прошлой статье мы рассмотрели понятие функциональный объект и посмотрели, как моделируются его части. Сегодня я хочу рассказать про то, как в логической парадигме трактуется информационный объект, и что из этого следует. Помимо этого, мы увидим, как родилось одно занятное заблуждение: идея о том, что термины объект и экземпляр объекта якобы указывают на разные объекты предметной области. И поймем причины этого заблуждения.

Термины


Сразу замечу, что я не претендую на их правильность. Беда в том, что мне не удалось найти согласованных определений модели и информации ни в одном из словарей. Поскольку область психических функций человека — не моя стихия, то я, скорее всего, не знаю точных определений этих терминов. Однако мне важно было подчеркнуть ту мысль, что информация и модель – это то, что существует в воображении у субъекта, а в объектной реальности – только их представления. Поэтому я ввожу рабочие определения, не претендуя на их точность.
  • Модель – это то, что каким-то образом отвечает на вопросы об интересующем нас объекте и иметь разную степень детализации. Даже название будет нами считаться моделью, потому что оно несет важную информацию об объекте. Оно говорит о том, что объект существует.
  • Информация – это модель какой-то части реальности, существующая в сознании людей (человека).
  • Информационный объект – это представление модели в материальном виде, необходимом для хранения информации и передачи ее другим людям.

Примеры информационных объектов


Модели существуют только в сознании людей, но обмен моделями происходит, как правило, при помощи физических объектов, исполняющих роль информационных (мы рассматриваем общепринятые европейские способы передачи информации, и не рассматриваем мистические). Эти физические объекты называются представлениями информации, или представлениями модели.

Напомню, что мы работаем в 4-Д пространстве, где объекты существуют во времени, а время не существует без объектов. Примером информационных объектов могут быть Договор, Билет, Рекламный щит, Купюра, Книга, Электрические напряжения на выводе контактной группы, Произнесенная речь, Фильм. Например, речь – это звуковые колебания, поэтому тоже является физическим 4-Д объектом. С каждым годом количество физических объектов, которые были созданы с единственной целью — нести информацию, становится все больше и больше. В первобытном обществе количество информации, передаваемой от субъекта к субъекту, было небольшим. Сейчас это огромный поток. Однако даже сейчас природа информационных объектов для многих остается тайной. Я предлагаю попробовать разобраться с этим вопросом.

В мире мы работаем исключительно с информационными объектами, которые есть лишь представления моделей, но не сами модели. Это отличие ввел в употребление стандарт ИСО 15926, чтобы различить модель в головах от ее представления в виде материального носителя. Хотя очень часто модель в головах и информационный объект мы не различаем и называем одним именем – модель.

Например, купюра – есть информационный объект, который призван хранить информацию о том, что может себе позволить сделать владелец этой купюры. И это не обязательно возможность совершать покупку товара в магазине. Это также может быть возможность совершать какие-то другие действия. Информация о том, что может позволить себе владелец существует у нас в головах, сама купюра – лишь представляет эту информацию в виде материального объекта. Сама бумажка в отрыве от социального соглашения по ее поводу не имеет никакой ценности. Для того чтобы купюра имела ценность, должна существовать некая общепризнанная модель в головах людей, составляющих некую социальную группу. В этом проявляется ее информационная природа. С другой стороны, сама бумажка – есть физический объект. Эта бумажка вполне может стать причиной гибели мухи, если воспользоваться купюрой как мухобойкой. Кстати, тогда бумажка исполнит роль функционального объекта мухобойка. Это будет означать, что одни и те же атомы бумаги в одно и то же время исполняли роль и информационного объекта и функционального. Но это еще не все. Пусть у вас есть купюра и пусть эта купюра порвалась. Вы идете в банк, и вам дают взамен утратившей свой внешний вид купюры новую купюру. Информация о том, что позволительно Вам, не изменилась. Носитель же этой информации изменился. Следовательно, много информационных объектов могут представлять одну модель.

Со всем этим пересечением объектов должна была справиться логическая парадигма, которая пришла на смену Аристотелевской логике.
Другой пример. Пусть есть договоренность между двумя юридическими лицами. Моделью этой договоренности является модель в головах у тех, кто участвовал в достижении этой договоренности. Представлением этой модели является бумажный документ, на котором стоят подписи должностных лиц. Таких бумажных документов может быть множество: как минимум два — по одному на каждую сторону. Вопрос: эти два бумажных документа есть один объект, или два? Вопрос, кажущийся простым, оказывается очень сложным для современных аналитиков. Мы вернемся к нему чуть позже.

Что хранится в базе данных?


Информационный объект – это объект, который хранит информацию об объектах (в том числе об информационных объектах). В базе данных хранятся только информационные объекты. Эти объекты являются объектами в виде намагниченных доменов, например. Они призваны хранить информацию о других объектах. О чем хранят информацию те объекты, которые в базах данных называются договор и накладная? О договорах и о накладных? Тогда это будет значить, что в системе хранятся информационные объекты, которые хранят информацию о других информационных объектах – договорах и накладных. Или о реальных договоренностях и о реальных поставках? Тогда это будет значить, что в системе хранятся информационные объекты, которые хранят информацию о реальных объектах: договорах и поставках. О чем они на самом деле хранят информацию? Разобраться в этих вопросах очень непросто. Возможно, в одной из статей я расскажу про то, как информация о разных частях предметной области, перемешиваясь с информацией о других ее частях и информацией об информационных объектах, «размазывается» по структуре данных. И о причинах, по которым это происходит.

4 модели для создания информационного объекта


Давайте посмотрим, какие модели нам нужны для создания модели договоренности (у себя в голове).
  1. Модель договоренности опирается на отраслевые нормы и правила. В этих правилах зафиксированы те термины, которые необходимо использовать при создании модели договоренности, те события, которые необходимо оговорить сторонам (поставку деталей), и те события, которые наступят независимо от того, будут они прописаны в договоре или нет (подписание накладных, например). Эти нормы – модель 1 (ее еще можно назвать контекстом). Этими моделями владеют юристы и бухгалтера. Представлены они в законодательных актах.
  2. На основе модели 1 мы создаем модель 2 — модель самой договоренности.
  3. Теперь необходимо модель договоренности зафиксировать в виде представления, то есть, на материальном носителе. Какие модели необходимо знать, чтобы сделать это? Для этого нам понадобится иметь модель, которая описывает, как модель договоренности должна быть представлена. Эту информацию можно найти в специальной нормативной документации. Это – модель 3.
  4. И четвертое – надо знать, как мы будем различать договора, которые моделируют одну договоренность (Различные экземпляры договора) – модель 4.

Имея эти четыре модели, мы можем создать конкретное представление модели 2 конкретной договоренности (экземпляр договора). Используемые термины, связи между ними, события по умолчанию будут взяты из модели 1, юридические реквизиты и прочие данные – из модели 2, структура текста и его оформление – из модели 3, учет подписанных экземпляров – из модели 4. Итого 4 модели необходимы, чтобы создать один экземпляр договора. Две из них относятся к модели предметной области. А две – к представлению модели. Такое деление на модели является универсальным для представления любого информационного объекта. Если у вас есть информационный объект, ищите 4 модели, которые лежат всегда где-то рядом.

Разница между терминами объект и экземпляр объекта


Так, все-таки, разные бумажки с печатями – это разные объекты или одинаковые? Последнее время я слышу такой ответ: это один объект, но экземпляры этого объекта – разные! Причину, по которой произошла деформация, приведшая к такого рода ответу, нам следует выяснить.
История:

Сидит напротив меня бизнес-аналитик и просто человек с улицы. Я показываю аналитику операцию: подношу ко рту чашку чая и делаю глоток. Спрашиваю аналитика: «Можно ли назвать это операцией?» — Да, конечно. Тогда я повторяю те же действия и спрашиваю аналитика: Можно ли назвать и это действие операцией? Ответ утвердительный. Я спрашиваю: а это разные операции, или одна? Аналитик бодро отвечает: одна, конечно! Операция одна, а экземпляров ее много. Человек с улицы немного двинул бровь. Тогда я спрашиваю далее: Перед нами 100 спортсменов все как один в одних трусах и майках. Это один спортсмен, или много спортсменов? Ответ: много спортсменов? А что у них общего спрашиваю я. Внешний вид у них — общий, был ответ. Хорошо, а почему тогда операция-то одна? Аналитик задумался. Я поясняю: операций много, но внешний вид у них одинаковый! Правильно? Сомнения… Тогда я продолжаю: у них общее описание, а операции разные. Ну конечно! Описание операции — одно, а операций, удовлетворяющих этому описанию — много.


Если задуматься, то ответ аналитика кажется стороннему наблюдателю нелепым. Проверено! Однако к этой трактовке часто прибегают современные аналитики, и это стало похоже на заблуждение, принявшее массовый характер. Я все чаще слышу тезис о том, что надо различать термины договор и экземпляр договора, например. При этом авторы этих тезисов так и не смогли мне объяснить, чем эти термины отличаются. Они намекали, что два термина указывают на совершенно разные объекты, но в какой парадигме термины экземпляр договора и договор указывают на разные объекты, мне так и не сказали. Я считаю это очень серьезным заблуждением и попытаюсь объяснить причины его возникновения.

В логике Аристотеля, у которого мы позаимствовали слово экземпляр, термины рыба и экземпляр рыбы – это обозначения одного и того же объекта. При этом я сознательно не говорю, что экземпляр – это термин. Слово экземпляр в логике Аристотеля неотделимо от второго слова, образую вместе с ним неделимый термин. Однако, за пределами логики Аристотеля термины рыба и экземпляр рыбы, указывая нам на один и тот же объект (рыбу), тем не менее, отличаются друг от друга. Вопрос чем?

Мы должны выяснить, чем они отличаются, и откуда в головах появилась мысль о том, что эти термины отличаются чем-то иным. Разобраться в этом меня подвигла задача описания имитационного моделирования бизнес-систем. О том, с какими терминологическими трудностями я столкнулся, и как пришлось их преодолевать – рассказать можно лишь в отдельной книге. Сейчас же я сконцентрируюсь только на одном вопросе: что такое объект и что такое экземпляр объекта?

Пусть есть высказывание: «я держу экземпляр книги «Три мушкетера». Оно интерпретируется следующим образом:

  • Есть тип книг «Три мушкетера», и есть конкретный экземпляр этого типа объектов – конкретная книга. Слово экземпляр дает нам строгое указание на используемый нами контекст. Контекстом будет логика Аристотеля, или филологи используют термин интенсиональный контекст.

Однако данное высказывание может быть сокращено до следующего: «Я держу книгу «Три мушкетера». Это высказывание может интерпретироваться уже двумя способами:

  • Можно сказать, что объект, который я держу в руках, имеет свойство. Это свойство объекта — быть книгой под названием «Три мушкетера (логика Аристотеля, или интенсиональный контекст). Данная трактовка совпадает с той трактовкой, которую порождает термин экземпляр книги.
  • А можно сказать, что перед нами объект (элемент) класса книг «Три мушкетера». Такое высказывание говорит о том, что мы находимся в рамках логической парадигмы или, как говорят филологи, в экстенсиональном контексте.

Вывод: Термин ЭКЗЕМПЛЯР ОБЪЕКТА указывает нам на интенсиональный контекст явно, а термин ОБЪЕКТ предполагает, что контекст мы вольны выбрать сами (интенсиональный, или экстенсиональный).

Один объект, или много?


Вернемся к вопросу о том, что есть разные бумажки с надписью договор? Ответы, как мы видели, могут быть такими:
  1. это два разных договора,
  2. это один договор, но экземпляры его разные.

Если аналитик настаивает на второй интерпретации, я задаю вопрос: где, в какой парадигме существуют объекты и их экземпляры? Ответить на этот вопрос аналитик не может, поскольку такой парадигмы не существует. Однако в некоторых книгах существует путаница в терминах, благодаря которой такое выражение появилось на свет и активно распространилось.

Мне приходится проводить экскурс в историю и объяснять аналитику, что термин экземпляр связан с термином тип. И что термин экземпляр книги имеет такую трактовку: существует тип книг, и есть конкретный экземпляр этого типа книг, — конкретная книга. И нет такой трактовки: есть объект книга, и есть ее экземпляр.
Напомню: мы помним, что тип у Аристотеля – это набор параметров. Экземпляр – это значения этих параметров.

После того, как аналитик решает продолжить исследование, мы продолжаем двигаться с ним, полагаясь теперь только на логику.

Мы можем также считать, что существуют одновременно два термина: экземпляр договора купли-продажи и экземпляр договора купли-продажи от 30-го июня. Понятно, что одна и та же бумажка может быть экземпляром договора купли-продажи и экземпляром договора от 30-го июня. Это значит, что мы допустили существование двух типов, к которым может относиться один объект реального мира! Но этот парадокс был одним из тех, который в итоге привел к появлению теории множеств. Аристотелевская модель не смогла дать ответ на множественность типов.

Еще один пример рассужденийМожно переформулировать вопрос и так: какими параметрами обладает тот тип договоров, на который ссылается аналитик, употребляя термин экземпляр договора? Тогда я использую следующий сценарий опроса:
Далее я задаю второй вопрос: какими параметрами обладает тот тип договоров, о котором упомянул аналитик, предлагая на выбор:
  1. Первый тип относится только к тем объектам, которые зафиксировали информацию о конкретной договоренности. Он содержит параметр «Чей экземпляр?» (подрядчика, заказчика). Пример использования данного типа: экземпляр договора от 30-го апреля.
  2. Второй содержит параметры: дата подписания, предмет соглашения, юридические лица, и так далее. Пример использования данного типа: экземпляр договора купли-продажи.

Если аналитик дает первый ответ, то я задаю вопрос: допускает ли он существование такого типа договоров, который включает в себя все экземпляры всех договоров купли-продажи? Если да, то, как мы отличаем в разговоре, о каком типе идет речь? И получается, что один и тот же экземпляр может относиться к двум разным типам договоров? Но это модернизация Аристотелевской логики, про которую мы ничего не знаем. Получается, что объект может быть одновременно и машиной и кораблем. На это логика Аристотеля не смогла дать ответ, и потому нам пришлось изобретать теорию множеств.
Если аналитик отвечает вторым образом, я задаю второй вопрос: Содержит ли упомянутый тип параметр «Чей экземпляр?» Ответов может быть два:
  1. Да, содержит
  2. Нет, не содержит. Это самый распространенный ответ, поскольку во всех системах документооборота и учета именно этот тип активно поддерживается.

Если я получаю первый ответ, то я задаю вопрос: а что есть тот тип, экземпляром которого является экземпляр договора от 30-го июня?
Если я получаю второй ответ, то я уточняю, а что есть объекты, которые содержат этот параметр? Ответ вы слышали: объект один, а экземпляров его много, что возвращает нас к вопросу о логичности и корректности такого тезиса.

Пример представления модели предметной области


Давайте посмотрим, как обычно аналитики моделируют стандартные предметные области. Например, такую:

Мы видим, что все множество вооружений делится на классы. Каждый класс вооружений, в свою очередь, делится на подклассы. Мы видим, что класс подлодок – есть подмножество класса вооружений, а класс Акула – есть подмножество класса подлодок.
Часто встречающаяся реализация этой модели в виде таблиц такая:

Таблица 1 моделирует подклассы класса оружие. Таблица 2 – подклассы класса подводных лодок. Связь между таблицей 1 и таблицей 2 моделирует специализацию вооружений. Таблица 1 моделирует подводные лодки, а связь между таблицей 2 и таблицей 1 моделирует классификацию подводных лодок. (Термины специализация и классификация взяты из логической парадигмы и не случайны). Понятно, что одному подклассу вооружений «подводная лодка» соответствует много подклассов класса подводных лодок и понятно, что одному подклассу подводных лодок может принадлежать много подводных лодок, что обозначено «Вороньей лапкой» на конце связи между таблицами. Принято считать, что структура таблиц и есть модель предметной области, но, как вы видите, информации в структуре таблиц намного меньше, чем в модели предметной области.
Эта модель очень похожа на другие, подобные ей:

Модель предметной области в парадигме Аристотеля


Вспоминая то, о чем я говорил в статье о том, что в Аристотелевской логике таблица – есть описание типа объектов, а запись в таблице – это описание объекта, нарисуем модель предметной области в парадигме типов и экземпляров. (В этой парадигме чаще всего происходит обсуждение предметной области и именование таблиц). Для этого применим формальный подход, который я озвучил в статье. То есть таблица – обозначает тип объектов, а записи в ней – экземпляры.

Полученная модель выглядит так:

Таблица 3 моделирует тип подводных лодок. Запись в таблице моделирует экземпляр подводной лодки. Связь с записью в таблице 2 моделирует тот факт, что подводная лодка принадлежит определенному классу подводных лодок. Но с таблицей 2 мы не можем определиться. Что за тип объектов моделирует эта таблица? Экземпляр чего есть запись в этой таблице? Терминов в Аристотелевской логике для этих сущностей не предусмотрено. Мы можем попытаться придумать сами название тому типу объектов, которые хранятся в таблице 2, например: тип классов. Тогда Класс Акула будет экземпляром класса. (Замечу, что экземпляр класса указывает на класс, а не на объект класса, как некоторые могли бы подумать. На объект класса указывает ЭЛЕМЕНТ КЛАССА, а не ЭКЗЕМПЛЯР КЛАССА!). Полученная модель выглядит теперь так:

Проблема в том, что одновременно в одной модели мы видим и типы объектов и классы. (Я иногда встречал таблицы, озаглавленные: типы классов, виды типов, виды классов и так далее…) Надо понимать, что типы существуют только в Аристотелевской логике, а классы – только в логической. И они не смешиваются. Поэтому класс Акула нам следует переименовать в тип подводных лодок Акула. Риторика была бы такая: наряду с экземпляром подводной лодки у нас появляется экземпляр Акулы, где под Акулой понимается тип подводных лодок. Однако в данной статье я предлагаю остановиться и посмотреть, что будет с другими моделями – собак и сварных швов.

Ограничения парадигмы Аристотеля


В случае с собаками таблица 2 – есть описание типа пород. И в случае со швами – типа типов. И вот тут засада возникла. Представляете: на совещании аналитиков мы обсуждаем структуру таблиц и у нас возникают термины: тип типов. Это мало кто поймет. Это слишком сложно для обыденной речи и обыденного понимания. Лично я, если встречал такой термин, то крайне редко. Проблема в том, что Аристотель не проработал терминологию для описания структур сложнее классов, например, класса классов. Это сделала теория множеств много позже. Но наши аналитики пока не знают о существовании теории множеств и пытаются выкрутиться в рамках Аристотелевской логики. Для этого они меняют риторику. Новая риторика была заимствована из описания информационных объектов. В описании информационных объектов задолго до возникновения проблемы с типами типов, было найдено «решение». «Решение» возникло само собой, поскольку никто не задумывался над этим.

Постановка задачи


Давайте посмотрим, как выглядит оно в применении к сварным швам. Сначала была такая структура таблиц, описывающая такую модель предметной области:

В такой модели шов №234 можно назвать двумя способами: экземпляр сварного шва и экземпляр стыкового шва. Оба эти термина являются корректными терминами, и объяснить их удобно в рамках теории множеств. Понятно, что шов №234 принадлежит классу сварных швов. Понятно, что шов №234 принадлежит также классу стыковых швов, являющимся подклассом сварных швов:

В структуре данных это отражено так: запись в таблице «сварные швы» говорит нам о первой классификации объекта, а связь с записью в таблице «типы сварных швов» говорит нам о второй классификации.
Замечу, что две разные формы моделирования одной и той же связи «классификация», которая есть между швом и классом сварных швов и между швом и классов стыковочных швов, говорит нам о том, что моделирование при помощи таблиц не создано для корректного моделирования предметной области.
Но вот объяснить, что тип стыковых швов есть экземпляр типов сварных швов, становится уже неловко.

«Решение»


Чтобы избавиться от столь замысловатых терминов, иногда рисуют вот такую структуру:

Теперь у нас в разговорной речи все нормально. Можете проверить.
Конструкция на первый взгляд кажется разумной, но ровно до тех пор, пока не нарисуем модель терминов:

Теперь у нас появилось несколько сюрпризов:

  • Запись «Стыковой шов» моделирует (сюрприз!) нет, не шов! Он моделирует целый класс швов!
  • Таблица СВАРНЫЕ ШВЫ содержит (сюрприз!) не информацию о сварных швах, нет! Она содержит информацию о классе сварных швов!
  • ТИП сварных швов не имеет никакого отношения к типу сварных швов.
  • ЭКЗЕМПЛЯР сварного шва — не есть экземпляр сварного шва.
  • ЭКЗЕМПЛЯР стыкового шва — не есть экземпляр стыкового шва.
  • Два термина «Экземпляр сварного шва» и «сварной шов» до этого момента указывали на один объект – сварной шов. Однако теперь я иногда слышу от некоторых аналитиков, что надо различать сварной шов и экземпляр сварного шва, как будто это разные вещи!

Такая конструкция является самопальной и ошибочной. Причина в том, что она не опирается ни на одну из онтологий и являет из себя подмену понятий. Как я уже говорил, в парадигме Аристотеля термины экземпляр стыкового шва и стыковой шов указывают на один и тот же объект реального мира – на конкретный стыковой шов. В нарисованной структуре объект справочника Стыковой шов указывает не на объект, а на класс объектов!
В результате некоторое количество аналитиков начинают мыслить искаженным способом: они перестают различать различные объекты, называя их одним термином: Стыковой шов. Риторика их следующая: есть один объект «Стыковой шов» и есть различные его ЭКЗЕМПЛЯРЫ. У них в сознании есть один спортсмен и множество его ЭКЗЕМПЛЯРОВ! Надо понимать, что под термином ЭКЗЕМПЛЯР эти аналитики понимают нечто такое, что не было ведомо ни Аристотелю, ни кому бы то ни было еще. Это самопальный термин, который выглядит ужасно с любых точек зрения: с логической и лингвистической точек зрения. То есть, ЭКЗЕМПЛЯР стыкового шва для них обозначает: есть объект СТЫКОВОЙ ШОВ и есть его ЭКЗЕМПЛЯРЫ. Хорошо, что Аристотель этого не слышит!

Другой пример подобного «Решения»


Теперь приведем пример подобного рода моделирования, которое мы встречаем повсюду. Возьмем наши любимые договора. В любой системе мы найдем такой справочник:

Каждая запись в этом справочнике моделирует… А что она моделирует? Название предполагает, что запись в этом справочнике либо является договором, либо моделирует договора. Запись в базе не содержащая подписи сторон, не может быть договором. Поэтому здесь хранится информация о договорах, то есть, информация о других информационных объектах. Мы знаем, что одна запись в базе данных соответствует множеству экземпляров договора от 30-го июня, отличающихся тем, кому они принадлежат: Заказчику или Подрядчику. Давайте попробуем нарисовать модель терминов:

Мы видим ту самую картину, которую анализировали ранее. Вот откуда пришли к нам понятия объект и его экземпляр! Из некорректного моделирования информационных объектов! Мы видим в этой модели разные экземпляры одного договора. Что и требовалось показать. Только в некорректной модели могут родиться некорректные термины: объект и его экземпляр.
Причина такого рода заблуждений кроется в незнании логики и в неправильном понимании сути информационных объектов.

Правильное решение


Давайте применим правильный подход к моделированию договоров и посмотрим, как должна выглядеть структура данных непротиворечивым образом с точки зрения Аристотелевской логики (не считая типов типов и наличие множественности типов).

Итак, в базе данных в таблице Договора, оказывается, хранилась информация о типе договоров, а не о договоре! Заметьте, существует устойчивое мнение, что мы храним информацию об информационном объекте, а не о множестве информационных объектов! Справочники, с которыми мы работаем каждый день, так и называются: Договора, Накладные, Счета-фактуры, и так далее. А не типы договоров, типы накладных и типы счетов-фактур. Это привело к массовому заблуждению, которое проявилось сейчас в убежденности многих аналитиков, что существует объект и есть его экземпляр. Вспомните, стандарты моделирования бизнес-процессов! Это заблуждение проникло и в стандарты!
А как же тогда называют справочник, в котором хранится информация о договорах (в Таблице 3, если придерживаться в нашей практике обозначений)? Я видел много названий, среди которых: Подписанные договора (как будто есть не подписанные), Экземпляры договоров (как будто есть объект и его экземпляры), Разосланные договора, Сформированные договора, Выполненные договора, Распечатанные договора. Каждый, кто сталкивался с необходимостью учета реальных информационных объектов, придумывает свои названия.
Наконец, мы пришли к ответу на вопрос, заданному ранее: разные бумажки с печатями и подписями — это разные объекты, или это разные экземпляры? Ответ очевиден — это разные объекты! Мы видим, что существующая практика именования таблиц не выдерживает никакой критики. Теперь, когда мы выяснили, что у нас каждый документ – это отдельный документ, нам предстоит построить корректную модель этих объектов. Чтобы понять, как это сделать, не исковеркав язык (порождая виды, типы, классы, рода и прочее), нам придется обратиться к теории множеств.

Решение в логической парадигме


В теории множеств есть три класса объектов: объекты, классы и классы классов, а также классы отношений между объектами и классами. Всех возможных конструкций я перечислять не буду, но по мере необходимости буду давать пояснения.
Пусть у нас есть множество всех договоров (в смысле каждая бумажка – отдельный договор). Каждый договор принадлежит классу договоров.

Тогда говорят, что договор связан с классом договоров связью классификация.
Класс договоров купли-продажи есть подмножество всех договоров.

Связь между классом всех договоров и классом договоров купли-продажи – называется специализация.

Класс договоров купли-продажи, класс договором аренды и проч. – есть объекты множества, которое есть множество всех подмножеств класса договоров.

Множество всех подмножеств класса договоров – есть класс классов, и связывает его с классом всех договоров, классом договоров купли продажи связь классификация.
Среди всех подмножеств множества договоров можно выделить те подмножества, которые относятся к одной сделке. Объединив эти подмножества в один класс, назовем его подклассы класса договоров. То есть, договора одного класса представляют модель одного объекта – одной сделки.

Теперь мы готовы нарисовать структуру таблиц и дать им имена.
Модель предметной области в логической парадигме выглядит так:

А структура таблиц, реализующая эту модель, такая:

Как это будет звучать на практике?

  • Таблица 3 моделирует класс договоров и содержит модели договоров.
  • Таблица 2 моделирует класс классов договоров, относящихся к одной сделке, и содержит модели классов договоров, относящихся к одной сделке.
  • Связь между записями таблиц моделирует связь классификация между классами договоров, относящихся к одной сделке, и договорами.

Замечу, что диаграммы отношений между сущностями предметной области в логической парадигме рисуются просто, однозначно и демонстрируют полноту. Смысл их легко читается, если помнить и знать смысл названий и обозначений. Данные модели демонстрируют полноту в отличие от моделей предметной области, сделанных в виде ER–моделей. Для моделирования одной и той же информации можно построить разные ER-модели. Это хорошо видно, когда есть модель предметной области в логической парадигме. Становится очевидным произвольность выбора таблиц для хранения информации о предметной области.

Чтобы завершить разговор об информационных объектах и о их моделировании, я предлагаю обратить внимание на «размазанность» информации об объекте предметной области по структуре данных. Это дает нам основания говорить, что нет однозначного соответствия между объектами предметной области и объектами в системе. Более того, часто одна запись в таблице хранит одновременно данные об объекте и о классе объектов! Всего этого лишена логическая модель данных. Поэтому она иногда называется моделью данных в последней нормальной форме.

Еще одна пострадавшая предметная область


В последнее время я все чаще слышу тезис о том, что надо различать процесс и экземпляр процесса. После того, как вы прочитали пост, у вас должно закрасться сомнение в истинности этого утверждения. Возможно, я когда-нибудь напишу причины этого заблуждения. Причины эти не связаны с неправильным пониманием того, что такое информационный объект. Причина в неправильном понимании того, что такое процесс. Но это совсем другая история…

habr.com

Информация — урок. Информатика, 5 класс.

Каждый день вы узнаёте что-то новое, чего вы не знали раньше, т.е. получаете новую информацию. (Это знания, которые получаете в школе, это сведения, которые черпаете из книг, это новости, которые слышите по радио или от людей, с которыми общаетесь).

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Первичную информацию об окружающем нас мире люди и живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.


Больше всего информации мы получаем с помощью органов зрения:

глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.

Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?

 

Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения. Вам кажется, что изображение на картинке движется, но это не так.

 

 

Картинки обмана зрения: размер круга. Какой из кругов, расположенных посередине, больше?

 

 

 На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?

 

 

 

Глядя на рисунок, можно наблюдать иллюзию цветовосприятия. На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.

 

 

 

 

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы:

линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.

Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д.

Виды информации по способу восприятия

Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих её.

 

Визуальная — воспринимается органами зрения. Мы видим все вокруг.
Аудиальная — воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.

Виды информации по форме представления

Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).

 

 

Текстовая информация

Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.

В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме.

Числовая информацияТаблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др.

В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информацияРисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель)
Музыкальная (звуковая) информацияВсё, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, сигналы машин и т.д.
Мультимедийная (многосредовая, комбинированная)Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

 

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной.

Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика.

Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.

Источники:

Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012. 7- 10 стр. 

Обман зрения — 44 картинки с пояснением ttp://ona-znaet.ru/publ/56-1-0-339

www.yaklass.ru

Информационный объект: определение, виды и особенности

Информационный объект представляет собой обобщенное понятие, с помощью которого можно описать разные виды материальных объектов. Под ними можно подразумевать процессы, явления, обладающие материальными либо нематериальными свойствами. Рассматривать информационные объекты можно с позиции их позитивных характеристик.

Особенности классификации

Существует их подразделение на несколько групп. Все информационные объекты классифицируют по видам рассматриваемых объектов, виду изображения, наличию (отсутствию) звука. Проанализируем некоторые варианты подобного подразделения. Так, простой информационный объект можно рассмотреть как изображение, число, звук, текст. Для комплексных вариантов характерно присутствие гипертекста, таблиц, базы данных, гипермедиа.

Передача информации

Любой информационный объект предполагает наличие определенных сведений. Например, дерево имеет генетическую информацию, перенос которой позволяет получать через определенный временной промежуток от маленького семечка взрослое дерево. В качестве основного источника информации в такой ситуации выступает воздух. В зависимости от его состояния дерево определяет время для распускания почек, появления зеленых листьев. Отдельные стаи перелетных птиц прекрасно знают свои маршруты, при перелетах они им четко следуют, не сбиваются с намеченного пути.

Способы хранения информации

Рассматривая различные виды информационных объектов, отметим, что человек всегда искал способы для сохранения каких-то важных сведений о явлении, объекте. Мозг отвечает за разнообразную информацию, им применяются свои способы передачи данных другим людям. Основой для этого может быть двоичный код, что аналогично современным персональным компьютерам. Для того чтобы объект информационного процесса был использован по назначению, в настоящее время можно выбрать несколько видов его передачи и длительного хранения. Помимо собственной памяти, можно размещать важную информацию на разнообразных магнитных носителях.

Любой информационный объект можно сохранить разными способами. Самым простым является графический либо изобразительный вид. Именно так первобытные люди пытались передавать из поколения в поколение информацию о природных явлениях, объектах. До нашего времени сохранить некоторые наскальные рисунки, сделанные первобытными людьми. Потом их сменили картины, схемы, фотографии, чертежи.

Передача звука

Также можно сохранить объект информационных технологий с помощью звуков. В окружающем человека мире существует множество звуков, которые можно хранить и тиражировать. В 1877 году было придумано специальное звукозаписывающее устройство. В качестве разновидности звуковой информации можно рассмотреть музыкальное кодирование. Оно предполагает шифрование с помощью определенных символов звуков, последующую передачу текста посредством звуков (в виде мелодии).

Передача текста

Такой вид кодирования человеческой речи посредством специальных символов – букв — применяется различными народами. Каждая национальность имеет свой язык, использует определенные наборы букв (алфавиты), благодаря которым отображается речь. В результате данного вида кодирования информации появилось первое книгопечатание.

Количественной мерой объектов и их характеристик в современном мире выступает числовая передача информации. С появлением торговли, денежного оборота, экономики данный вид информационных объектов стал особенно актуальным и востребованным.

Системы числовой кодировки могут быть разными. Среди распространенных вариантов в наши дни отметим видеоинформацию. Она подразумевает сохранение определенной информации в виде «живых» картин. Такой способ кодировки стал возможен только после появления кино. Но, несмотря на то что большинство информационных объектов можно каким-либо образом передавать другим поколениям, даже в нашем веке компьютерных технологий остались такие источники, для которых пока не изобретены способы сохранения, кодировки, трансляции информации. В качестве наглядного примера рассмотрим тактильную информацию. Речь идет о передаче органолептических качеств, ощущений, запахов, вкусов. Тактильные ощущения невозможно представить в кодированном виде, можно только словами передать свои ощущения и эмоции. До того как было изобретено электричество, на большие расстояния важную информацию передавали с помощью кодированных световых сигналов. Затем процедура была существенно упрощена, на смену сложным сигналам пришли радиоволны.

Двоичная кодировка как способ передачи информации

Создателем такой теории, т. е. основоположником современной цифровой связи является Клод Шеннон. Именно им была обоснована возможность использования двоичного кода для трансляции информации. После появления компьютеров (ЭВМ) сначала было разработано средство для проведения обработки числовой информации. По мере совершенствования персональных компьютеров варианты обработки, поиска, передачи числовой, звуковой, изобразительной информации существенно изменились. В наши дни важные сведения хранят на магнитных лентах либо дисках, съемных носителях информации, лазерных дисках. В качестве особого источника современной информации выделим сведения, которые можно найти в глобальной сети Интернет. Для поиска, обработки, хранения сведений в этом случае применяют особые приемы.

Заключение

Любой информационный объект имеет определенные потребительские характеристики. Можно с ним совершать определенные действия, например применять как программное средство компьютера. Информацию на цифровом носителе можно рассматривать как самостоятельную информационную единицу (папку, архив, файл). При умелом и своевременном применении различных информационных объектов можно создавать комплексное впечатление о рассматриваемом природном или общественном процессе, явлении, а также определять пути последующего развития, модернизации анализируемого явления.

fb.ru

Перечислить известные виды информации… Помогите пожайлуста

В современной науке рассматриваются два вида информации: Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатляются в их структуре. Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

Виды: +графическая ( изобразительная) +звуковая +текстовая +числовая +видеоинформация Свойства: Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам: преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон» ) и недостаточно точных средств ее фиксации. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна. Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

touch.otvet.mail.ru

Тема Информатика и информация


Тема 1.1. Информатика и информация.

Понятие информации, свойства информации. Объекты и их свойства. Информационные процессы. Информационные технологии. Способы передачи и сохранения информации. Носители информации. Математические основы информатики. Кодировка информации. Общие сведения о системах исчисления.

Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин образован путем слияния слов “информация” и “автоматика” и означает “информационная автоматика или автоматизированная переработка информации”. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

Часто возникает путаница понятий “информатика” и “кибернетика”.

Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.

Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика. Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без нее. Кибернетика развивается сама по себе и, хотя достаточно активно использует достижения компьютерной техники, совершенно от нее не зависит, т.к. строит различные модели управления объектами.

^ заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

^ состоят в следующем:


  • исследование информационных процессов любой природы;

  • разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

  • решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

Термин “информация” происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между другими людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

^ Телефон, стол, книга, кошка — примеры объектов-предметов. Каникулы, учёба, чтение, поездка — примеры объектов-процессов. Гроза, солнечное затмение, снегопад – примеры объектов-явлений. Понятие объекта является очень широким и объединяет в себе как реальные, осязаемые предметы (например: кресло, автомобиль, мост), так и образы, созданные мышлением человека (например: стихотворение, музыкальное произведение, математическая теорема). Каждый объект имеет название (имя), совокупность признаков, которые отличают его от других объектов (свойства объекта). Для каждого конкретного объекта свойства имеют определённые значения.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся.

В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чём – либо, данные превращаются в информацию.

Под информацией в быту понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов.

Под информацией в теории информации понимают не любые сведения, а лишь те которые, снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность. По определению К. Шеннона информация – это снятая неопределенность.

Под информацией в кибернетике, по определению Н. Винера понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.

Свойства информации:


  • Объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего – либо мнения.

  • Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

  • Полнота. Информацию можно считать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

  • Актуальность – важность, существенность для настоящего времени.

  • Адекватность – определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению.

Часто говорят ещё о полезности, распознаваемости и нематериальности информации.

Информация становится доступной, полезной лишь при условии возможности распознавания знаков и сигналов, с помощью которых она передаётся. Во многих реальных системах на полезный информационный сигнал накладываются помехи — шумы, которые ухудшают условия распознавания информации. Когда в здании во­кзала объявляют информацию о прибытии или отправлении поезда, а вы не можете расслышать это объявление из-за шума в зале — это значит, что информация не удовлетворяет требованию распознаваемости.

Наконец, информация представляет собой нематериальную категорию, но она может проявляться только через материальные процессы — сигналы. Любые преобразования информации требуют преобразования физических объектов.

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, будем называть информационной деятельностью.

Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.

Рассмотрим более подробно различные виды информационных процессов между автоматом и автоматом (техническими устройствами).
^
Передачу и приём информации называют обменом информации. Передача информации между автоматами выполняется с использованием технических средств связи. Ретрансляционная вышка передает информацию, которую воспринимает блок приема телевизора. Радиостанция передает информацию, которую воспринимает блок приема радиоприемника. Видеомагнитофон передает информацию с видеокассеты на экран.

При обмене информацией нужны источник информации и приемник информации. Передаваемая от источника информация достигает приемника с помощью последовательности сигналов, которая называется СООБЩЕНИЕМ. Сигналы могут быть звуковыми, электрическими, электромагнитными и т.д. Информация может поступать непрерывно, а может и дискретно, то есть в виде последовательности сигналов, отделенных друг от друга временными или пространственными промежутками.

^ сигнал (звуковой, световой, цветовой, предметный, азбука Морзе, флажковая азбука), речь, мимика, жесты, гонец (пеший, конный, человек, животное, птица), почтовая служба — транспортировка сообщений (велосипед, автомобиль, поезд, самолёт, ракета, бутылочная почта), электросвязь-радиосвязь (телеграф, телефон, телевидение, радиовещание, радиотелефон, видеотелефон, телефакс, пейджинговая связь, мобильная связь, компьютерные сети)
^
Обработка информации – преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Обработка информации по принципу “черного ящика” — процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

Возможность автоматизированной обработки информатизации основывается на том, что обработка информации не подразумевает ее осмысления.
^
Хранение информации — это процесс фиксирования сообщения на материальном носителе.

Устройство, предназначенное для хранения информации называют НОСИТЕЛЕМ информации. (Носитель — это материальная среда, используемая для записи и хранения сообщения). Носитель информации может быть разной природы: механический, магнитный, электрический, т.е. он может иметь вещественную или энергетическую природу.

Носители информации различаются по форме представления информации, по принципу считывания, по типам материала.

Информация запоминается в виде сигналов или знаков. С помощью микрофона и других устройств магнитофона звуковая информация записывается на магнитную ленту, т.е. на магнитной ленте хранится информация. С помощью магнитной головки магнитофона информация считывается с магнитной ленты. Информация записывается на носитель посредством изменения физических, химических или механических свойств окружающей среды. Запись и считывание информации осуществляется в результате физического воздействия с носителем информации записывающих и считывающих устройств.

Примерами носителей для долгого сохранения сообщений могут быть хромосомы, мозг, камень, деревянная или металлическая поверхность, пергамент, бумага, фото- и киноплёнка, грампластинки, магнитная аудио- и видеоплёнка, магнитные и оптические диски и т.д.

^ — это процесс перемещения сообщения от источника к приёмнику. Сообщения поступают от источника к приёмнику по каналам связи с помощью сигналов по классической схеме Шеннона:

Источник информации → Канал передачи → Приёмник информации

Источником информации может быть все, что угодно: любой объект или явление живой или неживой природы. Процесс передачи информации протекает в некоторой материальной среде, разделяющей источника и получателя информации, которая называется каналом передачи информации. Канал передачи может иметь либо естественную природу (атмосферный воздух, через который переносятся звуковые волны, солнечный свет, отраженный от наблюдаемых объектов), либо быть искусственно созданным. В последнем случае речь идет о технических средствах связи (электропроводная линия связи, оптоволоконная, радиоволновая, спутниковая).

Процесс передачи информационного сообщения происходит с помощью сигнала.

Сигнал — это физический процесс, в переменные параметры которого «заложено» информационное значение. По характеру изменения информационного параметра различают аналоговые и дискретные сигналы.

Аналоговый — это непрерывно изменяющийся сигнал, принимающий значения определённого диапазона. Например: температура человека, скорость перемещения автомобиля за определённое время на участке пути без остановок.

Дискретный сигнал — это последовательность импульсов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину, принимающая конечное число конкретных значений. Например: рабочий за первый час смены обработал на станке 40 деталей, за второй — 45, за третий — 20 и т.д. Речь человека — последовательность звуков и пауз. Любые зарегистрированные сигналы называют данными. Для регистрации данных используют различные приборы: термометр, весы, компас, линейка и т.д.

Сообщение

В качестве каналов связи могут использоваться компьютерные сети (локальные, Интернет и др.), средства телекоммуникации (телефонные линии, радиотелефоны и др.), а также внешние накопители информации. Например, на своём компьютере вы скопировали на дискету новую игру и передали ее приятелю. Дискета в данном случае — это канал связи между двумя автономными (то есть не подключенными к сети) компьютерами.

Информационная технология (ИТ) совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии — производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Вы должны объяснить:


  • предмет информатики;

  • понятие информации и ее свойства;

  • понятие информационных процессов;

  • принципы передачи информации;

  • необходимость кодировки информации;

  • понятие информационной системы;

  • основные принципы работы ПК;

  • сферы использования компьютеров;

  • архитектуру электронно-вычислительных машин;

  • назначение аппаратных составляющих.

привести примеры:

  • информационных процессов;

  • информационных сообщений;

  • способов передачи информации;

  • способов сохранения информации;

  • носителей информации и запоминающих устройств;

  • устройств компьютера;

  • коммуникационного оборудования;

описать:

  • отрасли применения компьютерной техники;

  • возможности современных компьютеров;

  • структуру информационной системы;

  • основную конфигурацию и характеристики персональных компьютеров;

  • возможности периферийных устройств.

zavantag.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *