Обеспечение государственного контракта – Обеспечение исполнения государственного контракта: порядок оформления и требования

Содержание

Обеспечение исполнения государственного контракта от Тендер-Гарант

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Обеспечение исполнения обязательств по контракту – это любые юридические меры, которые снижают вероятность того, что контракт не будет выполнен. При высоком качестве ваших услуг, чем убедительнее обеспечение, тем больше ваши шансы на победу.

Сущность обеспечения госконтракта состоит в том, чтобы предоставить заказчику гарантии выполнения работ надлежащего качества в оговоренном объеме и в назначенные сроки. Способы обеспечения государственного контракта в настоящее время в России могут быть только денежными, хотя раньше могло использоваться поручительство третьей стороны.

Государственный заказчик должен быть уверен в том, что не рискует, выбрав вас в качестве исполнителя контракта. Обеспечительные меры – это фактически материальное выражение готовности понести штрафные санкции за неисполнение контракта.

Размер обеспечения государственного контракта

Основная проблема для исполнителя может состоять в том, что размер обеспечения государственного контракта порой превышает ту сумму, которую компания готова изъять из своего оборота. Особенно это касается случаев, когда компания участвует в нескольких государственных тендерах, и по каждому должна предъявить обеспечение. Неизбежно приходится обращаться в банк.

С 2014 года это стало обязательным, поскольку банк, выдавая обеспечение, обязан сам проверить юридическую чистоту компании, ее платежеспособность и надежность. Таким образом, заказчику не приходится отвлекаться на эту работу – за вас отвечает банк. Однако, не все умеют правильно общаться с банками и быстро ориентироваться в необходимых документах. Драгоценное время уходит впустую – и вот вы лишились возможности участия в государственном конкурсе, поскольку не успели оформить обеспечение. Этого не произойдет, если вы обратитесь за помощью к профессионалам.

Обеспечение исполнения государственного контракта в компании Тендер-Гарант

В компании Тендер-Гарант вы сможете получить полную консультацию по всем вопросам, выбрать подходящий вариант оформления обеспечения, быстро получить необходимые бумаги. Успеть подать заявку на участие в тендере будет простым и приятным делом.

Мы предлагаем срочное оформление кредитов и банковских гарантий на исполнение госконтракта, гарантируя полную прозрачность сделок и их соответствие действующему законодательству. Мы имеем партнерские отношения с авторитетными банками, чьи гарантии высоко ценятся государственными заказчиками. Также мы сотрудничаем с микрофинансовыми организациями, открытыми навстречу малому и среднему бизнесу.

Мы делаем все для того, чтобы оптимизировать оформление документов, сводя к минимуму количество бумаг и время личного присутствия клиента в различных офисах. Если ваши услуги и ваша финансовая история не вызывают сомнений, не стоит тратить время на бумажную волокиту – просто поручите эти вопросы нам, и победа в государственном конкурсе будет за вами.

tendergarant.ru

Исполнение государственного контракта | Виды обеспечения исполнения контракта

11.05.2018

Представителей малого и среднего бизнеса все больше привлекает перспектива получения госконтрактов. Это отличный действенный способ для осуществления предпринимательской деятельности и ее развития. Но заключению договора с государственной компанией на предоставление ей товаров, услуг или работ предшествует немало важных процессов. Компания должна принять участие в тендере (аукционе), выиграть его, а также предоставить обеспечение государственного контракта, тем самым подтвердив свою благонадежность. И это не говоря о том, что все обязательства договора должны быть в последствии выполнены.

Вопросы обеспечения подобной сделки нередко остаются вне поля зрения предпринимателей. В результате необходимость платить заказчику товаров, услуг или работ окажется неприятным сюрпризом. Чтобы подобного не произошло с вами, мы расскажем про виды обеспечения исполнения контракта (речь о государственных торгах).

Почему нужно обеспечить сделку?

В соответствии с федеральным законом 44-ФЗ, при заключении договора с государственной компанией исполнитель обязательно должен предоставить заказчику обеспечение. При взаимодействии с компаниями с долей государства в собственности, это не обязательное требование (233-ФЗ). Но и тут заказчик может включить этот пункт в договор на свое усмотрение.

Получается, что исполнение государственного контракта в обязательном порядке предполагает обеспечение. Оно для заказчика является своеобразным подтверждением благонадежности исполнителя, серьезности его намерений выполнить взятые на себя обязательства. Лишь после этого происходит подписание договора и непосредственно выполнение работ, предоставление товаров или услуг по госконтракту. Кстати, есть и четкий срок, в течение которого победитель тендера должен «подтвердить серьезность намерений» — 10 дней. В противном случае компания может оказаться в реестре недобросовестных поставщиков (а это крест на последующих перспективах участия в аукционах), а победа автоматически перейдет тому, кто занял второе место.

Как обеспечить?

Есть лишь два способа:

  • обеспечение контракта в виде денежных средств. Это самая простая форма в аспекте простоты и понятности ее реализации для бизнеса. Все, что требуется — перевести нужную сумму денег на счет заказчика в указанный срок. Исполнителю целесообразно использовать для этого собственные средства. Поступившие заказчику деньги остаются в его распоряжении до момента выполнения всех контрактных обязательств, а затем возвращаются исполнителю;
  • обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии. В данном случае гарантом исполнения обязательств исполнителя выступает банк. Он становится поручителем по заключенному договору. Процедура предоставления банковских гарантий регламентируется законодательством, при госконтрактах к банковским учреждениям, которые могут выступать гарантами, предъявляются особые требования. К тому же имеется риск, что заказчик не примет гарантию и подписание договора сорвется.

Что делать, если из-за обеспечения сделки, возникли проблемы с реализацией контракта?

Необходимость перевести государственной компании денежные средства на счет или получать у банка гарантию, нередко вызывает затруднения. Так, с малым бизнесом банковский сектор работает не охотно, поэтому, как правило, приходится обеспечивать контракт, извлекая собственные деньги из бизнеса. Но из-за этого исполнить контрактные обязательства зачастую становится сложнее — денежных средств в обороте оказывается недостаточно. Чтобы подобная ситуация не привела к негативным последствиям и оставила возможность выполнить контракт, вы можете взять микрокредит в компании «Подмога». Мы предлагаем простые, удобные и выгодные условия сотрудничества по кредитованию исполнения контракта, а также предоставлению займов на участие в аукционах.

Вернуться ксписку новостей

podmoga24.ru

теория и практика (Цатурян Е.)

Все статьи Обеспечение госконтракта: теория и практика (Цатурян Е.)

Тема обеспечения исполнения госконтрактов не является новой. Она уже достаточно подробно изучена специалистами в сфере госзакупок, однако на практике по-прежнему порождает проблемы в правоприменении.

Разные подходы

В соответствии с ч. 4 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
Частью 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором, в соответствии с законодательством РФ, учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Обеспечение предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта.
На практике возникает вопрос, а имеет ли право третье лицо предоставить обеспечение контракта вместо участника закупки?
Официальное ведомство считает, что возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена (письма Минэкономразвития России от 19.09.2014 N Д28и-1893, от 15.10.2014 N Д28и-2099, от 09.07.2015 N Д28и-2060).
Однако в этом году в судебной практике появился иной подход, согласно которому нормы Закона N 44-ФЗ не содержат положений, предусматривающих исключительную обязанность победителя торгов по предоставлению обеспечения исполнения контракта, а также не содержат порядка осуществления таких действий, а лишь разъясняют порядок заключения контракта, а именно то, что до внесения обеспечения исполнения контракта такой контракт заключению не подлежит <1>.
———————————
<1> Постановление 9 ААС от 14.01.2016 по делу N А40-126679/15.

Ранее аналогичную точку зрения высказал УФАС Коми в решении от 27.03.2014 N 04-02/2548, из которого следует, что из Закона о контрактной системе обязанность участника закупки лично перечислить средства в качестве обеспечения исполнения договора не следует.
Давайте попробуем разобраться, насколько предоставление обеспечения исполнения контракта третьим лицом нарушает требования Закона N 44-ФЗ и влечет негативные последствия для заказчика.

Охраняемый законом интерес

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.
Известно, что гражданско-правовые обязательства должны исполняться надлежащим способом <2>. В юридической литературе это означает, что при исполнении обязательства должен соблюдаться установленный законом, иными правовыми актами или договором либо следующий из обычаев делового оборота или существа обязательства порядок действий сторон в процессе исполнения обязательства <3>.
———————————
<2> Сарбаш С.В. Общее учение об исполнении договорных обязательств: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005.
<3> Алексеев С.С. и др. Гражданское право в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. С.С. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Проспект; Институт частного права, 2009.

Пунктом 1 ст. 313 ГК РФ установлено, что кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
Исполнение обязательства третьим лицом представляет собой один из способов надлежащего исполнения обязательств; совершение третьим лицом соответствующих действий влечет прекращение обязательства между первоначальным кредитором и должником подобно тому, как если бы эти действия совершил сам должник. Возложение исполнения обязательства не является переменой лиц в обязательстве, ибо не является переводом долга (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65).
Кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
Из анализа п. п. 1, 3 ст. 313 ГК РФ можно вывести, что возложение исполнения обязательства на третье лицо возможно по обязательствам определенного характера и что исполнение обязательства третьим лицом возможно лишь при наличии факта возложения.
В результате получается, что право должника возложить исполнение на третье лицо корреспондирует с обязанностью кредитора принять соответствующее исполнение.
Причем если согласно ст. 312 ГК РФ должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом и несет риск последствий непредъявления такого требования, то для кредитора при исполнении обязательства за должника третьим лицом данной зеркальной обязанности не предусмотрено.
Как следует из Постановления АС ВСО от 18.08.2015 по делу N А33-15331/2014, по смыслу нормы п. 1 ст. 313 ГК РФ закон не наделяет добросовестного кредитора полномочиями по проверке того, действительно ли имело место возложение должником исполнения обязательства на третье лицо.
Представляется абсолютно справедливым, что не может быть признано ненадлежащим исполнение добросовестному кредитору, который принял как причитающееся с должника предложенное третьим лицом, если кредитор не знал и не мог знать об отсутствии факта возложения исполнения обязательства на предоставившее исполнение лицо и при этом исполнением не были нарушены права и законные интересы должника.
Получается, что госзаказчик не сможет не принять исполнение денежного обязательства от третьего лица, поскольку денежные средства поступают непосредственно на счет, указанный в документации о закупке, то есть последний уведомляется о перечислении денежных средств уже постфактум.
Поскольку исполнение кредитором принимается правомерно, то к нему не могут быть применены положения ст. 1102 ГК РФ, а значит, сама по себе последующая констатация отсутствия соглашения между должником и третьим лицом о возложении исполнения на третье лицо не свидетельствует о возникновении на стороне добросовестного кредитора неосновательного обогащения в виде полученного в качестве исполнения от третьего лица <4>.
———————————
<4> Бычков А. О переводе долга // ЭЖ-Юрист. 2015. N 15.

Однако для минимизации рисков последующего предъявления недобросовестным третьим лицом кондикционных требований к госзаказчику в назначении платежа о внесении обеспечения исполнения контракта третьим лицом целесообразно указать фразу «…за должника».
В Постановлении АС Дальневосточного округа от 01.06.2015 по делу N А24-2667/2014 отмечено, что поскольку ООО УК «Жилремсервис» при перечислении платежей продемонстрировало МУП «Петропавловский водоканал» осведомленность о том, по каким обязательствам перечисляются денежные средства, сославшись на них в платежных поручениях, а предприятие обоснованно, в соответствии с п. 1 ст. 313 ГК РФ, приняло исполнение, то полученные при названных обстоятельствах денежные средства не являются неосновательным обогащением ответчика.
Полагаем, что если исполнение осуществлено третьим лицом, имеющим «охраняемый законом интерес», то такое исполнение, несомненно, будет правомерным.
Понятие «законный интерес» применительно к данной норме не определено, но следует сказать, что и ранее в судебной практике возможность исполнения обязательства третьим лицом толковалась весьма широко <5>.
———————————
<5> Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: Учебное пособие. М.: Статут, 2015.

В. Толстой указывает на то, что (в идеале) должны быть приняты во внимание не только опасения кредитора оказаться беззащитным перед фактом нарушения третьим лицом обязательства должника, но и всякий иной заслуживающий внимания интерес третьего лица, а также мотивы, по которым кредитор может отказаться от исполнения, предлагаемого третьим лицом, при условии, что они не противоречат смыслу гражданского законодательства и нормам морали <6>.
———————————
<6> Толстой В.С. Исполнение обязательств. М.: Юрид. лит., 1973.

Важное условие

Пункт 3 ст. 313 ГК РФ устанавливает, что кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
Согласно толковому словарю слово «личный» означает «осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью» <7>, то есть решающее значение при исполнении обязательства имеет личность самого исполнителя.
———————————
<7> Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. М., 2007.

В юридической доктрине отмечается, что гражданско-правовые обязательства, связанные с личностью их сторон (личные обязательства), — это обязательственные правоотношения, в которых личность должника и (или) кредитора (их психологические, социальные, нравственные, профессиональные и иные качества) и (или) характер взаимоотношений между должником и кредитором оказывают существенное влияние на возникновение, исполнение и прекращение обязательства <8>.
———————————
<8> Воронина Е.И. Гражданско-правовые обязательства, связанные с личностью сторон.: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2014.

Замена должника в таких обязательствах приводит к тому, что сам характер исполнения изменяется настолько, что будет значительным образом отличаться от того, которого ожидает кредитор от должника, в отношения с которым он вступает <9>.
———————————
<9> Там же.

Полагаем, что частично можно согласиться с позицией Л. Семеновой, утверждающей, что «обязанность платить деньги никак не связана с личностью должника, исполнение может быть произведено и без его участия. Для кредитора имеет значение исключительно платежеспособность должника, но не его личность» <10>.
———————————
<10> Семенова Л. Прием банком исполнения за заемщика от третьих лиц // Бухгалтерия и банки. 2006. N 8.

Так, требование возврата кредита, выданного физическому лицу по кредитному договору, не относится к числу требований, неразрывно связанных с личностью кредитора <11>.
———————————
<11> Постановление АС Поволжского округа от 12.10.2015 N Ф06-1041/2015 по делу N А55-27306/2014.

Однако указанное автором утверждение, на наш взгляд, применимо не ко всем ситуациям. Возьмем в качестве примера ситуацию, в которой заемщик и заимодавец заключили договор займа, а обеспечением по нему выступает недвижимое имущество заемщика. Зная, что сумма займа не будет возвращена в срок, заимодавец заранее страхует себя от риска неполучения денежных средств посредством нужного ему обеспечения, то есть в данном правоотношении личность должника для него будет иметь непосредственный интерес, и он будет заинтересованным в получении денежных средств исключительно от должника.
Есть основания полагать, что из Закона N 44-ФЗ обязанность по исключительно личному предоставлению победителем закупки обеспечения контракта не следует, поскольку в системе действующего правового регулирования установление требования об обеспечении исполнения контракта в виде банковской гарантии или перечисления на счет заказчика денежных средств в первую очередь служит средством минимизации рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту. Иными словами, обеспечение исполнения контракта является средством, за счет которого заказчик получит удовлетворение своих определенных требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), возникших при исполнении контракта <12>.
———————————
<12> Постановление 17 ААС от 23.09.2015 по делу N А50-1678/2015.

Таким образом, следует поддержать позицию судов, которые считают правомерным предоставление обеспечения исполнения госконтракта третьим лицом при условии, что обеспечение контракта внесено надлежащим образом лицом, имеющим законный интерес. Только при таком подходе интересы госзаказчика не пострадают, а цель, преследуемая Законом N 44-ФЗ, будет достигнута.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

депозит или банковская гарантия — что выбрать?

 

Автор: А. Меркулова
25.11.2015

Государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации с 1 января 2014 года осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — № 44-ФЗ). Этот закон регламентирует действия участника (юридическое или физическое лицо) и государственного (муниципального) заказчика.

Разумеется, каждый поставщик (подрядчик, исполнитель) продукции, работ или услуг стремится выиграть закупке и получить долгожданный контракт. Работать в сфере госзаказа по-настоящему выгодно и престижно, несмотря на множество ограничений, которые накладывает 44-ФЗ.

Одним из таких ограничения является обязанность заказчика потребовать у победителя закупки предоставить обеспечение исполнения контракта. Даже если на этапе успешного обеспечения заявки были внесены собственные средства, был получен тендерный заем или кредит, то обеспечить контракт будет сложнее и этот процесс займет больше времени. Закон 44-ФЗ дает поставщику абсолютное право выбора, каким способом обеспечить контракт. Также закон подразумевает, что это могут быть как внесение депозита денежных средств, так и банковская гарантия. Но для начинающей компании процесс обеспечения может превратиться в настоящую головную боль.

 

Внесение депозита денежных средств

На первый взгляд, очевидно, что внесение депозита денежных средств для обеспечения контракта –удобно и выгодно. Поставщик переводит от 5 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта на счет заказчика. Но в классическом случае сотрудничества эта сумма (зачастую внушительная) возвращается обратно на счет поставщика лишь после окончания срока исполнения контракта, а это может занять не один год.

Средства выводятся из оборота, замораживаются на счете заказчика и недоступны для закупки необходимых материалов, обеспечения других заявок и выплаты заработной платы сотрудникам. Конечно, крупные компании с большой выручкой переживают это безболезненно, а вот у среднего и малого бизнеса не всегда найдутся свободные суммы для обеспечения контракта.

 

Есть ли альтернатива?

Чтобы деньги работали, и компания всегда могла использовать их по назначению, положениями 44ФЗ предусмотрена возможность получения банковской гарантии для обеспечения контракта.

Банковская гарантия представляет собой особый вид документа, который банк выдает юридическому или физическому лицу. Этот документ подтверждает, что банк (гарант) выплатит указанную сумму компенсации государственному или муниципальному заказчику, с которым заключается контракт (бенефициару), если поставщик (принципал) продукции (услуг, работ) не выполнит условия по контракту.

Давайте разберемся в том, что именно должно быть прописано в этом документе и в каких случаях банковская гарантия соответствует требованиям 44-ФЗ, или, если выражаться на сленге специалистов, «белой».

Во-первых, в банковской гарантии должна быть указана сумма обеспечения, предельный срок действия гарантии (он равен сроку действия контракта плюс не менее одного календарного месяца), обязательства гаранта и принципала (например, при каких обстоятельствах гарантом выплачивается неустойка и какие обязательства принципала покрывает эта гарантия). Кроме того, банковская гарантия может содержать указание на условие о бесспорном списании денежных средств со счетов гаранта (если данное условие было указано заказчиком в документации о закупке).

Банковская гарантия должна содержать список документов, которые заказчик предоставляет банку в случае невыполнения условий контракта поставщиком и условия поступления денежных средств на счет. Обязательным считается условие, что гарантия будет именно безотзывной.

Одновременно стоит отметить, что сведения о выданной банковской гарантии обязательно должны содержаться в реестре банковских гарантий. При этом в случае нарушения данного условия заказчик может признать предоставленную банковскую гарантию не соответствующей требованиям № 44-ФЗ.

Одним из самых важных преимуществ банковской гарантии является ее надежность. Она равномерно распределяет риски между гарантом, бенефициаром и принципалом, тем самым обеспечивая безопасность и удобство отношений между партнерами по бизнесу.

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!

Как получить банковскую гарантию?

Чтобы этот важный документ был в руках поставщика, необходимо серьезно заняться вопросом подачи заявки в банк. Банковскую гарантию можно сравнить с обычным потребительским кредитом в принципе ее получения. Комиссия за выдачу банковской гарантии выплачивается единовременно и составляет от 2 до 10% от всей суммы обеспечения.

Банк будет досконально проверять всю финансовую деятельность за последний год, оценивая компанию на устойчивость. Именно этот параметр является отправной точкой в принятии решения. Если банк удовлетворяет финансовая отчетность клиента, то он дает согласие на выдачу банковской гарантии.

Далее компанию ждет стандартная процедура предоставления документов и получение скана гарантии для отправки на электронную торговую площадку (в случае заключения контракта в электронной форме). Оригинал банковской гарантии может быть получен в банке или доставлен в офис поставщика.

А что делать, если компания не уверена в получении банковской гарантии, так как имеет слабый бухгалтерский баланс? Здесь паниковать не стоит, ведь существуют банки, которые идут навстречу таким компаниям, предоставляя бланк гарантии под более высокий процент комиссии.

Многие компании по незнанию сразу подают заявки в крупные банки и сходу получают отказ. Найти лояльный банк самостоятельно непросто, тем более, что у многих банков эта услуга не является приоритетной.

При самостоятельной подаче заявки в банк возможна и другая проблема: так как заявка на банковскую гарантию будет рассматриваться в общем режиме наряду с остальными, первичное рассмотрение документов может затянуться на несколько дней, затем нужно будет посещать офис банка для переговоров, заполнения документов и их согласования.

Как видите, ситуация с обычным потребительским кредитом повторяется. Вероятность получения отказа в этом случае довольно велика, но самое печальное — это потеря времени, ведь заказчик не будет ждать выдачи банковской гарантии. При этом участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, потеряет внесенное обеспечение заявки, а сведения об участнике могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик же сможет свободно предложить заключение контракта участнику, занявшему второе место на торгах. Конечно, при обращении к проверенному брокеру, который осведомлен об особенностях банков, можно быть спокойным: подходящий банк всегда найдется. Однако популярность такой услуги как предоставление банковской гарантии, вызвала появление на рынке большого числа недобросовестных брокеров.

 

Одна «серая», другая «белая». Два вида банковских гарантий

Бывают ситуации, когда ввиду нехватки времени и опыта компания-поставщик обращается в первый попавшийся банк самостоятельно или через брокера и получает положительный ответ. С радостью он подает остальные документы, оплачивает комиссию и становится владельцем банковской гарантии, которую незамедлительно предоставляет заказчику.

Но случается неожиданное: гарантия признается нелегитимной, так как выдана банком, который не имеет права оформлять подобные документы.

Такая банковская гарантия в обиходе специалистов по госзаказу носит название «серой». Попытаться призвать к ответственности за ее выдачу можно только брокера, написав на него заявление в полицию. А на будущее важно запомнить, что законной может считаться только та банковская гарантия, которая была выдана банком, входящим в особый список Минфина РФ, и внесена в реестр банковских гарантий.

 

Как же быть?

Оптимальным выходом из этой ситуации является получение банковских гарантий непосредственно через электронную торговую площадку посредством соответствующих финансовых сервисов.

Финансовый сервис – это электронная система обмена информацией, в которой работают сотрудники банка и сами клиенты, обратившиеся за получением банковской гарантии. При этом избегается посредничество. Благодаря интеграции с сервисом у банков пропадает необходимость разработки и установки сложных программных продуктов. Передача данных в такой системе имеет максимально защищенный формат, так как все действия заверяются электронной подписью. Таким образом, получение обеспечения через финансовый сервис сводит к нулю риск получения поддельных документов и другие возможные негативные последствия.

Другой, несомненно, положительный момент состоит в том, что при использовании такого финансового сервиса, банки направляют клиенту свои предложения, предоставляя тем самым возможность выбора наиболее выгодного варианта.

Таким образом, использование финансовых сервисов на ЭТП сокращает время получения финансового обеспечения (как обеспечения заявки, так и банковской гарантии). Например, получение банковской гарантии и тендерного займа с использованием сервиса OTC-finance занимает всего около 3 часов банковского дня, что значительно повышает шансы участника закупки на своевременно заключить контракта и подать заявку на участие в закупке.

В этой статье мы рассмотрели различия между двумя способами обеспечения исполнения контакта. Большинство аргументов выступают за оформление банковской гарантии как наиболее простого и выгодного способа обеспечения исполнения контракта. Быстрый срок выдачи документа и сравнительно небольшой размер комиссии банку делают этот финансовый инструмент настоящим спасением для малого и среднего бизнеса, который не располагает большим объемом свободных средств.

Подводя итоги, следует обратить внимание, что в судебной практике по данному вопросу есть примеры признания действительной выдачи банковской гарантии с использованием телекоммуникационной системы SWIFT (СВИФТ) (Постановление ФАС Московского округа от 29.03.2012 по делу N А40-63658/11-25-407 (банковская гарантия была подчинена Унифицированным правилам Международной торговой палаты для платежных гарантий в публикации N 458 Международной торговой палаты в редакции 1992 года)).

Банковская гарантия также может быть выдана и с использованием усиленной электронной подписи (ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Возможность выдачи гарантий, подписанных электронной подписью, предусматривается и в Унифицированных Правилах для Гарантий по Требованию (в публикации ICC N 758).

Кроме того, Пленум ВАС РФ указал, что даже несоблюдение простой письменной формы банковской гарантии не влечет за собой ее недействительность, поскольку заинтересованные лица вправе приводить письменные и другие доказательства, подтверждающие сделку и ее условия (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

otc.ru

Обеспечение госконтракта госзаказа

Законодательством нашей страны предусмотрено, что государственный заказчик имеет право требовать у победителя открытого аукциона, конкурса обеспечение исполнения госконтрактов (94-ФЗ, 223-ФЗ). Самым оптимальным и выгодным вариантом обеспечения выполнения обязательств по контракту принято считать банковские гарантии.

Гарантия нужна для того, чтобы госзаказчик, не опасаясь рисков, мог спокойно заключить договор с победителем и последний спокойно мог приступить к исполнению гос заказа. Для победителя получение и предоставление банковской гарантии играет тоже значительную роль. С этим документом победитель приобретает важное преимущество: заказчик уверен в своем будущем, что все возможные риски не оставят его в убытках и с легкостью заключает с победителем контракт, который в свою очередь принесет желаемую прибыль победителю. Гарантия для Вас, как победителя, это залог успешности заключения сделки. А мы поможем сделать этот процесс легким, оказав помощь в получении банковской гарантии от банка.

Достоинства обеспечения госконтракта госзаказа

  1. Банковская гарантия — это лучший и проверенный временем финансовый инструмент, который несет пользу, как заказчику (бенефициару), так и принципалу (победителю), и становится надежным способом обеспечения. Она рентабельнее по сравнению с другими формами обеспечений таких, как страхование, денежный залог.
  2. Получение данного финансового продукта гарантирует появление в Вашем списке серьезных контрагентов-заказчиков и, как следствие, выгодных сделок по поставкам услуг, товаров, работ, крепких и доверительных отношений с заказчиками, прибыли и развития бизнеса. Так как выдача Вам банковской гарантии подтверждает устойчивость финансового положения Вашей компании.
  3. В большинстве случаев банковские гарантии выпускаются без залогового имущества и какого-либо обеспечения в виде депозита и векселей.
  4. Гарантии по цене выходят дешевле, чем коммерческие кредиты. Нередко в качестве обеспечение государственной закупки заказчик требует внести либо залог в виде установленной суммы денег, либо предоставить банковскую гарантию. И в случаях, когда деньги не хочется извлекать, победители аукционов решаются взять их в кредит в размере обеспечения, однако, выгоднее в этом случае все-таки купить гарантию банка.
  5. В большинстве случаев банковская гарантия является безотзывной.

Гарантируем своевременную помощь в обеспечении госзакупок госконтракта

  1. Обеспечиваем максимально выгодные и приемлемые условия по гарантиям.
  2. Исключаем вероятность задержек по ответу от банков. Делаем все, чтобы решение по каждому клиенту принималось в финансовых учреждениях максимально быстро, в короткий срок, и он своевременно смог обеспечить свои обязательства.
  3. Наши постоянные клиенты пользуются определенными программами лояльности.
  4. Ценовые предложения (ставки) от предложенных банков Вас гарантированно порадуют. Мы работаем без комиссий.
  5. Заявки клиентов подаются одновременно в несколько надежных и проверенных банков с целью получения разных предложений от них и выбора для нашего клиента самого выгодного для него.
  6. Помогаем обеспечить обязательства по госзаказам обеспечению госконтрактов, а также муниципальным и коммерческим контрактам, компаниям города Москвы и иных регионов России. Получаем положительные отзывы, так как всегда нацеливаемся на задачу по оказанию помощи в полном объеме с нашей стороны каждому клиенту.
  7. Ко всем нашим клиентам банки предъявляют заниженные требования в плане документов (минимальное количество документов), что обосновывается нашими долгосрочными и доверительными отношениями с банками.
Порядок работы по обеспечению госконтракта
  1. Вами заполняется заявка на нашем сайте или Вы совершаете звонок по указанным контактным номерам телефонов, чтобы оставить заявку.
  2. Происходит обработка заявки, и запрашиваются необходимые документы для формирования запросов в финансовые учреждения, которые предоставляют банковские гарантии.
  3. Выбор банка, готового выдать банковскую гарантию и озвучивающего предварительное согласие на это, исходя из пожеланий клиента и оптимального предложения по цене для клиента.
  4. В случае необходимости запрос у клиента дополнительного пакета документов (серьезно меньшего, чем при самостоятельном обращении в финансовые организации).
  5. Оплата счета клиентом, получение им скана гарантии.
  6. Получение оригиналов сопутствующих документов и банковской гарантии.

Ознакомьтесь со стоимостью поручительства

Подбираем самые выгодные варианты, помогаем разбираться в основных условиях и существующих нюансах этого финансового продукта и любого другого, чтобы Вы своевременно получали только действенные и надежные финансовые инструменты.

Особенности банковской гарантии, обеспечивающей госзаказ и госконтракт

В случае с госконтрактом , как и с госзаказом приобретение услуг, продукции происходит за счет государственного бюджета, которые используются для потребления или резервирования. Поэтому уровень ответственности поставщика весьма высок. Вы, как поставщик, обязаны гарантировать свои обязательства и подтвердить серьезность намерений, способность исполнить госконтракты в полной мере. Как известно, обеспечивает обязательства по госзакупкам и обеспечивает госконтракты в большинстве случаев банковская гарантия. И, если Вы не справились с возложенными на себя обязанностями или справились, но не в полном объеме, то гарант осуществляет финансовую компенсацию Вашему заказчику.

Поручительство в виде банковской гарантии снимает риски сделки обеих сторон, как принципала, так и бенефициара. Исполнитель по гос контракту имеет в этом случае приемлемый уровень затрат, ведь ему не приходится выводить деньги из оборота компании или оформлять не выгодный для него кредит с целью внести залог в виде денежной суммы, которая обеспечить госконтракт и госзаказ.

Что касается стоимости данного финансового продукта, то она весьма привлекательна. Еще более интересной она окажется для компаний, уровень финансового оборота которых отличается стабильными и достаточно высокими показателями.

p-s.ru

Банковская гарантия как обеспечение государственного контракта

 

Эксперты в сфере закупок разбирают несколько часто встречающихся ошибок, связанных с обеспечением государственных контрактов.

Авторы: Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center; Наталья Михалёва, ведущий специалист-эксперт правового отдела Московского УФАС России.

Вопросы обеспечения контракта, как и вопросы обеспечения заявки, являются на практике одними из наиболее острых в сфере контрактной системы. Эти институты, с одной стороны, призваны защищать права заказчика и обезопасить его от злонамеренных действий недобросовестных поставщиков. Но они же часто становятся для поставщика добросовестного непреодолимым препятствием на пути к участию в закупке. Не секрет, что поставщиками обеспечительные меры Закона «О контрактной системе» (Закон № 44-ФЗ) оцениваются как ключевое «отсекающее» условие, защищающее крупнейших продавцов от конкуренции за госконтракт со стороны малого и среднего бизнеса. Однако даже крупные заказчики должны быть готовы к той ответственности за соблюдение требований к обеспечению контракта, которая возложена на них законодательством о контрактной системе.

Выбор способа обеспечения контракта по общему правилу отнесен Законом «О контрактной системе» к правам участника закупки. Популярным способом обеспечения, предусмотренным Законом «О контрактной системе», является банковская гарантия. Указанный способ безусловно имеет ряд преимуществ, однако он же несет в себе и ряд правовых рисков, которые должны учитываться участниками закупок. Ведь одним из пороков Закона «О контрактной системе» является несовпадение в ряде случаев субъекта, совершающего то или иное юридически значимое действие, и субъекта, ответственного за последствия его совершения. Иными словами, участник государственной закупки порой должен перепроверять соответствие Закону тех действий, которые он не совершал.

Реестр банковских гарантий

Одним из таковых рисков является отсутствие банковской гарантии в реестре, что является безусловным основанием для признания такого обеспечительного документа несоответствующим требованиям Закона «О контрактной системе». Требование о включении банковской гарантии в реестр фигурирует в перечне требований к банковским гарантиям в ст. 45 Закона «О контрактной системе». Отсутствие банковской гарантии в соответствующем реестре презюмирует ее правовой неустранимый порок формы, а негативные последствия такого порока ложатся на участника закупки.

Реестр банковских гарантий размещается в Единой информационной системе, а порядок ведения реестра банковских гарантий определен постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005. В силу п. 5 правил, утв. указанным Постановлением, банк одновременно с выдачей банковской гарантии формирует и включает в реестр необходимые информацию и документы. Согласно же ч. 8 ст. 45 Закона «О контрактной системе» банк в течение одного рабочего дня после включения информации и документов в реестр банковских гарантий направляет принципалу (участнику общества) выписку из реестра банковских гарантий.

Совокупное толкование приведенных положений позволяет сделать вывод, что включение сведений о банковской гарантии в реестр осуществляется одновременно с выдачей такой гарантии принципалу. В этой связи участники закупки не лишены возможности изначально, до предоставления такой гарантии заказчику, проверить факт ее размещения в единой информационной системе. Важно лишь помнить о том, что субъектом действия по включению гарантии в реестр является банк, однако ответственность за последствия несовершения такого действия возложены законодательством на участника закупки.

В этой ситуации участники закупки сами вынуждены проверять наличие сведений о банковской гарантии в реестре до ее предоставления заказчику. В случае же отсутствия банковской гарантии в реестре участник закупки должен незамедлительно уведомить об этом банк, а также заказчика. Указанные действия помогут участнику доказать свою осмотрительность и добросовестность, и не попасть в реестр недобросовестных поставщиков в том случае, если предоставленная в качестве обеспечения контракта банковская гарантия отсутствует в реестре банковских гарантий. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности решениям Арбитражного суда г. Москвы по делам №№ А40-86527/15, №А40-171635/15, №А40-171635/15, №А40-204155/15 и др.

Требования Закона к банковской гарантииии

Выдача банковской гарантии является односторонней сделкой, совершаемой гарантом т.е. банком (ст. 154 ГК РФ)

umestentorg.com

Государственный контракт: способы обеспечения исполнения



В статье рассматриваются проблемы обеспечения исполнения государственного контракта. В частности, возможность выдачи банковской гарантии в электронной форме; возможность применения нескольких способов обеспечения исполнения контракта. Предлагается внести изменения в Закон N 44-ФЗ в отношении применения банковской гарантии.

Ключевые слова: банковская гарантия, государственный контракт, электронный документ, способ обеспечения, Закон N 44-ФЗ.

Тема обеспечения исполнения госконтрактов не является новой и изучена достаточно широко специалистами в сфере госзакупок. Вместе с тем Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1] (далее — Закон N 44-ФЗ) с 1 января 2014 г. кардинально изменил регулирование отношений в области обеспечения государством своих потребностей.

В соответствии с п. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ исполнение госконтракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта самостоятельно определяется участником закупки, с которым заключается контракт. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Выдача банковской гарантии относится к банковским операциям, которые осуществляются только на основании лицензии на ведение банковской деятельности.

Таким образом, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт. Участник закупки не вправе одновременно выбрать два способа обеспечения исполнения одного контракта: предоставление банковской гарантии или денежные средства (перечисление на счёт заказчика) в сумме, соответствующей размеру требуемого обеспечения.

Представляется, что такая ситуация ущемляет права участников системы закупок. Для повышения эффективности обеспечения исполнения обязательств в системе государственных закупок необходимо дополнить Закон N 44-ФЗ нормой, позволяющей подрядчику представить государственному заказчику «смешанное» обеспечение своих обязательств — банковскую гарантию и денежные средства одновременно.

На основании вышеизложенного, предлагаем первое предложение пункта 3 ст. 96 изложить в следующей редакции:

«3. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, и/или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику».

Следует отметить, что в новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации [2] (далее — ГК РФ) банковская гарантия заменена независимой гарантией. Как указал юрист В. Петров, независимые гарантии имплементированы в российское законодательство из западной практики, где их регулирование существует уже достаточно долгое время. При этом в структуре ГК РФ независимые гарантии заняли то же место, что и банковские гарантии до них, в главе «Обеспечение исполнения обязательств». Однако на этом сходство этих правовых средств обеспечения заканчивается [3].


В правоприменительной практике российских судов много проблем вызывал вопрос формы банковской гарантии.Ранее в ст. 368 ГК РФ определялось, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Таким образом, банковская гарантия — это письменное обязательство.

Однако, особенностью банковских отношений и сделок является высокая доля электронного обмена сообщениями, заявлениями, которые, являясь юридическими фактами в силу специального регулирования, систематизированных норм обычаев делового оборота, приводят к возникновению, изменению и прекращению правоотношений. Для этих целей существуют специальные коммуникационные каналы связи, форматы которых позволяют передавать информацию по шифрованным каналам связи с применением электронной подписи, позволяющие однозначно установить, что сообщение исходит от определённого лица и доставлено получателю в неизменном виде.

Пленумом ВАС РФ в пункте 3 Постановления от 23 марта 2012 г. N 14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий» [4] разъяснено, что ГК РФ не запрещает совершение односторонней сделки путём направления должником кредитору по обязательству, возникающему из односторонней сделки, соответствующего документа посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от лица, совершившего одностороннюю сделку (ст. 156, п. 1 ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ) [5].

Следовательно, если банковская гарантия выдана в форме электронного сообщения, то требование о письменной форме банковской гарантии соблюдено.

Кроме того, необходимо учитывать, что даже несоблюдение простой письменной формы банковской гарантии не влечёт ее недействительности; заинтересованные лица вправе приводить письменные и другие доказательства, подтверждающие сделку и ее условия (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

Эта позиция была воспринята судами. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 29 марта 2012 г. по делу N А40–63658/11–25–407 [6] указал, что действующее на момент разрешения спора российское законодательство не содержит прямого указания на возможность выдачи банковской гарантии в форме электронного сообщения с использованием телекоммуникационной системы СВИФТ, однако оно также не содержит прямого запрета на электронную форму совершения такой односторонней сделки, как банковская гарантия.

Таким образом, законодательство и судебная практика допускает, что гарантия может быть выдана в письменной форме, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в иной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее источника в порядке, установленном соглашением гаранта с бенефициаром.

В виду специфики банковских отношений и сделок, где высока доля электронных сообщений, заявлений, которые являются юридическими фактами в силу специального регулирования, допускаем, что гарантия может выдаваться в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем внести в ст. 44 Закона N 44-ФЗ следующие изменения:

1) п. 3 статьи 96 дополнить вторым абзацем следующего содержания:

«Банковская гарантия может выдаваться в форме электронного документа».

Литература:

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — N 14. — Ст. 1652.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Петров В. Гражданское право: актуальные новеллы / В. Петров // ЭЖ-Юрист. — 2015. — N 35. — С. 6.
  4. Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий: постановление Пленума ВАС РФ от 23 марта 2012 г. N 14 // Вестник ВАС РФ. — 2012. — N 5.
  5. Барыкин М. Ю. Спорные вопросы применения банковской гарантии как способа обеспечения исполнения обязательств / М. Ю. Барыкин, В. В. Бессонова // Банковское право. — 2013. — N 3. — С. 46–50.
  6. Постановление ФАС Московского округа от 29 марта 2012 г. по делу N А40–63658/11–25–407 [Электронный ресурс]. — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 03.02.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): банковская гарантия, ГК РФ, электронный документ, односторонняя сделка, Российская Федерация, электронная подпись, письменная форма, государственный контракт, российское законодательство, письменное обязательство.

moluch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о