Образное мышление примеры – Образное мышление. Развитие образного мышления

Содержание

Образное мышление. Развитие образного мышления

Под мышлением мы понимаем человеческую способность рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают следующие его виды: наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое.

Первое из них больше присуще людям творческих профессий. Его суть составляют психологические отношения и связи с людьми, предметами, событиями, обстоятельствами, процессами.

Образное мышление это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

Как мы используем образное мышление?

•   Благодаря образному мышлению можно научиться находить выход из сложных ситуаций, решать непростые проблемы. Например, можно использовать с этой целью следующий приём визуализации:

1. Представьте свою проблему в виде картинки-образа. К примеру, у Вас проблемы в бизнесе. Представьте его в виде увядающего деревца.

2. Придумайте и нарисуйте образы, отражающие причину происходящего и образы-«спасатели», которые помогут найти решение. Например, избыток солнца (слишком много устаревших, давлеющих, принятых кем-то ранее решений, которые мешают мыслить креативно. Избыток солнца может также олицетворять, например, усилившуюся конкуренцию). Подумайте, что нужно для того, чтобы спасти растение: полив (новые идеи и решения), или защита от солнца, или приглашение специалиста-садовода, или удобрение почвы, или что-то ещё?

3. Не торопите себя, переосмысление не наступает мгновенно, но вскоре оно непременно приходит в виде озарения.

•   Образное мышление может помочь нам успокоиться, обеспечивая психологическую защиту от нервирующей ситуации или неприятного человека. Мы склонны принимать происходящее близко к сердцу, и поэтому нуждаемся в защите психики от перегрузки. Чаще всего используется приём представления обидчика в абсурдном или комичном виде. Например, Вас задела и обидела чья-то скупость. Не обижайтесь, лучше представьте запасливого хомячка с большущими, набитыми щеками. Ну не может он без припасов, так устроен. Стоит ли обижаться? Лучше улыбнитесь. Беспощадного сатрапа представьте совершенно голым – это смешно и нелепо, и его крик больше не будет иметь над Вами власти.

•   Есть предположение, что способность визуализации будущего увеличивает шансы на его воплощение. Чем красочнее и подробнее визуализировать, тем лучше. Правда, есть оговорка: как и во всем хорошем, в данной визуализации следует соблюдать меру. Главный принцип – «не навреди».

•   Использование образного мышления делает жизнь интереснее, а общение и самореализацию – полнее.

Развитие образного мышления

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

—    Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

—    Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували). Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

—    Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Образное мышление у детей

Дети легко представляют в своём воображении и предметы, и обстоятельства, это для них так же естественно, как дышать. В детстве воображение так сливается с мышлением, что их и не разделить. Развитие мышления ребёнка происходит во время игр, рисования, лепки, конструирования. Все эти занятия заставляют представлять то или иное в уме, что и становится базой образного мышления. На этой основе впоследствии сформируются вербальное и логическое мышление, без которых не обойтись на занятиях в школе.

Детское восприятие мира через образы способствует развитию воображения, фантазии, а также становится основой развития творческого потенциала, столь важного для достижения успеха в любом деле.

Какие упражнения способствуют развитию образного мышления у детей?

1. Читаем или рассказываем сказки с мимикой, жестами, эмоциями.

2. Играем, перевоплощаясь. Играем вместе с детьми, меняем роли и образы. Поощряем детские игры с перевоплощением.

3. Рисуем – и вспоминаем, и сочиняем, и допридумываем. Пусть ребёнок вспоминает персонажа из прочитанной недавно сказки или мультяшного героя. А потом пусть дорисует ему нового друга или просто нового персонажа. Получилась «каляка маляка»? Дорисуйте её так, чтобы вышло что-то новое или что-то узнаваемое.

4. Сочиняем. Можете начать сами – о том, что видите: об этом маленьком росточке, пробившемся между камней, об этом неутомимом муравьишке, тянущем ношу втрое больше его самого, об этом кузнечике… Сочиняйте вместе, не бойтесь фантазировать и поощряйте фантазию ребёнка.

5. Загадки – настоящая находка. Их можно загадывать по дороге, их можно придумывать. Они заставляют рассматривать предметы и явления с разных сторон, мыслить нестандартно и не сдаваться.

6. Наблюдаем и подмечаем: на что или на кого похоже это облако, этот камушек, эта коряга?

Игры на мышление очень помогут Вашему ребёнку получать новые знания, сопоставлять, запоминать, раскрывать отношения между явлениями, познавать мир и развиваться.

Образное мышление у взрослых

Существует несложный тест-проверка, позволяющий понять, хорошо ли развито Ваше образное мышление. Для этого нужно выбрать любую картинку (не старайтесь сразу брать сложные изображения, начните с простых), разглядывать её в течение некоторого времени (около минуты), стараясь учесть все нюансы – расположение линий и предметов, цвет и оттенки, сюжет и прочие нюансы. После того, как почувствуете, что все подметили, закройте глаза и мысленно добейтесь детального воспроизведения. Увидьте её с закрытыми глазами четко и ясно. Получилось? Отлично! Это означает, что нужно только поддерживать уже имеющийся у Вас уровень образного мышления. А вот если картинки не получилось, если были проделы или расплывчатые формы – тренируйтесь, выполняя это упражнение.

Усложнённый вариант – визуализация абстрактных картинок. Можете сами нарисовать такую из точек, изломанных линий, узоров, используя разные цвета и формы, а потом запомнить. Обращайте внимание на детали и отдельные признаки. Игры для развития мышления несложно найти в Интернете, на сайтах, посвящённых саморазвитию. Помогают в этом и развивающие тренажёры Битрейники. Например, в игре «Пирамидстрой» образное мышление вкупе с воображением помогут запомнить совершенно не связанные между собой слова, соединив их в невероятный рассказ. Тренировки и игры для развития мышления очень помогают поддерживать мозговую деятельность в тонусе, им стоит уделять внимание в течение всей жизни.

Развитие образного мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, генерированию новых идей. Кроме того, благодаря развитию образного мышления улучшается запоминание, облегчается усвоение нового, улучшается интуиция, появляется гибкость мышления.

Желаем Вам уверенности в своих силах и успешного в саморазвития!

Образное мышление имеет ряд особенностей, превращающих его в универсальный инструмент, который можно и нужно использовать в своей жизни любому человеку

 

Фото: Russ Seidel

 

b-trainika.com

Что всем следует знать про образы и образное мышление?

Воображение — это способность души формировать различные условия, с целью прожить желаемый для себя опыт.

Сергей Перекрёстов

Мы многое слышали про воображение… Знаем, что это прикольная и полезная штука, и как важно сознательно включать воображение в реализации своих планов и мечт.

Почему же у одних воображение развито и, что называется, работает на человека, у других оно может вообще отсутствовать (как они думают), а у третьих может быть «больным» (когда человек не управляет им и в голову лезет всякая чепуха и страшилки)?

Словом, сегодня мы поговорим про воображение, образы и образное мышление. Ну, обо всем по порядку…

Воображение — это способность души формировать различные условия, с целью прожить желаемый для себя опыт

С помощью воображения мы привлекаем желаемые события в свою жизнь, формируем своё тело, притягиваем деньги и т.д.

Понятно, что сила воображения у нас разная. Она зависит от уровня сознания, соединённости с душой, внутренней гармонии, воли, принятии чувств и эмоций…

Признаём ли мы эту свою супер способность, используем или игнорируем, напрямую отражает тот уровень жизни, который каждый из нас имеет.

Образы являются продуктом воображения и содержат в себе:

  • идею создателя,
  • чувства,
  • желание,
  • состояние,
  • опыт, который человек ассоциирует с этим образом.

Получая опыт, окрашиваемый различными чувствами и переживаниями, мы создаём в своём внутреннем пространстве несметное число образов.

Читайте также: 9 наиболее часто задаваемых вопросов об образах: что такое образы, с точки зрения разных доктрин, как они рождаются в нашем подсознании и как те, или иные образы влияют на нашу реальность.

Через призму своих образов мы создаём и воспринимаем свою жизнь

Если человек утверждает, что для него отношения — это гармония, творчество, любовь, понимание, но при этом у него нет таких отношений (хотя он желает их для себя), это говорит о том, что он нечестен с собой и внутри него есть образ отношений, который совершенно другого содержания.

В его образе отношений может быть много боли и непринятых чувств, которые и не позволяют иметь то, что он хочет.

Чтобы привлечь желаемые отношения и насладиться ими такому человеку здорово поразмышлять об этом вопросе и пробудить истину с помощью базовой медитации ТОТ.

Базовая медитация Погружение в себя в Технологии Образного Творения

Конечно, ещё  полезно настроить свой прибор «сплошного видения» — фокус внимания и проявить настойчивость, т.к. нужно некоторое время, чтобы сформировались новые нейронные связи.

Имея определённый набор образов во всех сферах жизни в течение продолжительного периода времени мы обрастаем привычками и суждениями, которые направляют наши действия и получаемые результаты.

Читайте также: Что такое осознанно мыслить образами? Сегодня на повестке мои размышления о том, что такое осознанно мыслить образами и несколько, тесно связанных с этим понятием, явлений.

Поэтому, пробуждая истинный образ своего желания и используя другие инструменты Технологии Образного Творения, человек постепенно (но достаточно быстро) приходит к желанной для себя жизни.

В моём случае, долгое время был образ семьи, где постоянно присутствовали скандалы, выяснение отношений и прочие трудности…

Естественно, я не стремился создать семью, т.к. это было для меня смерти подобно. Лишь тогда, когда я пробудил истину образов, связанных с семьёй, отношениями и родителями, я создал собственную семью, которой очень рад!

Интересные факты про образы и образное мышление

  • Мы проживаем те опыты, которые напрямую отражают образы в нашем подсознании.

Например, имея образ «Мама» определённого характера и очертания, вы будете похожей мамой для своего ребёнка или ваша мама будет полностью соответствовать образу внутри вас: своим поведением, чувствами, интонациями взаимодействуя с вами.
И — о, чудо! — в глазах других людей она будет играть в совершенно иную игру, т.к. у них будет свой образ вашей мамы.

Читайте также: Языки любви: как и когда вы изучаете свой мир? С самого раннего возраста ваши родные передают вам ОБРАЗЫ всего, что вас окружает, передают МОДЕЛИ МЫШЛЕНИЯ, и обучают своему ЯЗЫКУ ЛЮБВИ.

  • Внутри человека есть миллиарды образов в отношении всего, что он проживал и чувствовал.

Наша душа, воплощаясь многократно на земле и других планетах, хранит в себе информацию о тех опытах, которые, что условно говоря, «тронули её за живое».

  • Если мы наблюдаем мысль или событие в своей жизни, и при этом эмоционально не откликаемся (не реагируем), тем самым мы не создаём образов в отношении этого.
  • Пробуждая истинное знание одного образа, мы освобождаемся от сотни убеждений и тысячи программ, однажды выбранных нами.

Тем самым высвобождается огромное количество энергии во внутреннем пространстве человека и, естественно, мир воспринимается и сотрудничает с нами в новых красках и тонах.

  • Образное мышление позволяет получить любое желание быстрее и легче, т.к. образы содержат в себе силу мысли, чувств, вибраций человека и выраженного намерения, в соединении со своим духом (Высшим Я).
  • Образы влияют на ваше состояние. Представьте, вы плаваете в море, обнимаете любимого человека или играете в свою любимую игру… Вообразите так, чтобы было ярко и сочно!

Обратили внимание на ваши чувства, сердцебиение, ощущения в теле? Они изменились, правда? Ваше тело полностью подстраивается под ваши образы и соответствует им.

Читайте также: Как пробуждать образы и зачем это следует делать? Вы сможете получить собственную, уникальную, родную, ни на что не похожую истину про все окружающее, пробуждающую энергию и растворяющую напряжение в теле.

Наука о творческом мышлении

В процессе творчества логические понятия отступают на задний план, поскольку основным способом творческого мышления являются зрительные образы.

Использование зрительных образов — неотъемлемое свойство ума человека, который визуализирует любые понятия перед тем как их помыслить, что справедливо и для научного познания

Исследования показали, что визуализация решения творческой задачи всегда предваряет его осознание. Анализ М. Вертгеймера показал, что если бы Галилей и Эйнштейн ограничивались правилами формальной логики, то никогда не совершили бы своих открытий

Википедия

Читайте также: 5 признаков того, что вы окружили себя ложными образами. Конечно, их намного больше, но через семь минут вы увидите ТОП-5 главных ложных образов, которые крепко прижились в сознании и реально управляют вашим миром.

При подготовке материала для этой статьи, помимо моих личных наработок, я решил поделиться осознаниями студентов проекта «Обретение Мастерства», чтобы более ярко проиллюстрировать свои слова.

Десятки человек ежемесячно проходят через наш «волшебный конвейер». Все они люди ищущие, совершенные в своем опыте и желающие прийти к новому уровню осознанности и принятия. Это люди рассуждающие. Вместе с тем, это совершенно обычные homo sapiens. Это я вам говорю на случай, если вы уже решили, что образное мышление «не для вас».

То, что вы можете представить и почувствовать внутри себя — вы можете получить в жизни

Достаточно ещё начать совершать шаги в этом направлении и всё сбудется.

Читайте также историю Аделины: Никогда не знаешь, какой образ станет «пусковым» для перехода на новый уровень! Для меня это стал образ ДЕЙСТВИЕ))))»

Помните, действия — это мощнейший катализатор запуска всех вселенских процессов

Предлагаю вам прочесть осознания студентов I уровня обучения:

Вы тоже можете пробудить у себя способность к образному мышлению и интуитивные способности на курсе «Пробуждение Света» (I уровень ТОТ).

Марина Касаткина:

Образ. Для меня — это нечто объемное. Энергоинформационное облако, в котором есть вся информация об объекте, о том, как это выглядит, чувствуется, для чего, зачем, почему и т.д. Такое компактное описание чего-то с ощущениями и состояниями.

Образное мышление. Я поняла, что довольно часто этим пользуюсь, общаясь с людьми. Особенно, когда пытаюсь что-то объяснить и не нахожу нужных слов. И тут люди начинают мне помогать, в точности описывая то, что я им передаю.

С близкими, порой, вообще можно обходиться без слов, говоря лишь пару слов, а потом: «Ну, вобщем, ты меня понял(а)», и не потому что человек много раз это делал, и уже нет необходимости повторять, а потому что, действительно «поймал» образ, который я неосознанно передала.

Образное мышление — это понимание, «схватывание» сразу всей сути.

Вероника:

После образа «образ» — очень много новых открытий, легкость, понимание, что все совершенно. Поняла, что многие ограничения мною созданы как предохранитель от недисциплинированных мыслей и сомнений. 

Татьяна Алёшкина:

Образное мышление — видение какой-либо картинки или ряда картинок с проживанием всех чувств и ощущений, как будто ты там находишься; когда человек передает свою мысль не через слова, а через свои эмоции, чувства, ощущения (транслирует на уровне энергии).

Линейное мышление — передача мыслей другому человеку или обдумывания внутри себя через слова, без задействования и проживания чувств, эмоций, ощущений.

Образ — это мысленная совокупность каких-либо воспоминаний, картинок, видений, чувств, эмоций, ощущений в теле на уровне энергии и как будто реального проживания всего этого; мгновенный многогранный отклик организма; наша Душа с нами говорит через Образы.

Лариса Ковалевская:

Образ для меня — это как одежда для мысли в таком объемном ее восприятии, типа 5D. Картинка, как я это называю, наполненная чувствами и даже, бывает, запахами.

Честно скажу, видеть такие картинки я стала совсем недавно. И сейчас тоже не всегда. Раньше я вообще только слышала, как бы составляла образ из слов, получала ответы на свои вопросы тоже в виде слов или отрывков из песен. Смешно.

Видела как одни энергии сменяют другие, а картинки — образы очень редко. Конечно, они вызывали радость, удивление, восхищение. Очень хотелось вспомнить свою способность мыслить образами. Это и была одна из многих причин моего прихода на проект. ПОЛУЧАЕТСЯ!!!!!! Как всегда благодарю ВАС!!!!

Линейно мыслить мы учились всю жизнь. Мне даже нравилось структурировать все вокруг себя, раскладывать по полочкам. Четко знать, что и в какой последовательности делать.

Я искренне считала какое-то время, что это путь для достижения моих целей.

Правда кое-что я все-таки не забывала никогда. Когда я учила стихи я поняла, что если читать их и с выражением, они запоминаются легче, потому что подключаются чувства и эмоции, которые и дают нам образы, от которых стихи запоминаются легко и надолго. Этому я научила своего сына. И у него тоже всегда это работало…

Вы видите, совершенно разные люди говорят, по сути, об одном и том же!?

Используя образное мышление и познавая себя мы открываемся новым и лёгким возможностям в построении жизни

Многие задачи и желания исполняются быстро и просто!

Отступают чрезмерные усилия и борьба и мы творим свою реальность в гармонии ума и сердца. Человек становится хозяином своей жизни, осознавая свою силу и единство с окружающим миром.

Напишите, пожалуйста, своё мнение…

Как часто вы используете силу образов и образного мышления? Что для вас образно мыслить? Признаёте ли вы свою способность воображать?

Всегда рад вашим комментариям и обратной связи.

Напоминаю вам о старте занятий в Школе ТОТ с 1 сентября.

Цены, указанные сейчас на странице Школы, после 20 августа еще раз резко подскочут вверх! Рекомендую поспешить с принятием решения, к тому же проект — бомбический: ВСЕ мастер-классы и курсы за ТРИ года, плюс участие во ВСЕХ уровнях обучения.

Также, приглашаю вас на мои личные сессии в ТОТ. Пробудив истину своего вопроса, вам будет гораздо легче идти к своим целям и мечтам.

С уважением,

✓ Сертифицированный тренер Технологии Образного Творения.
✓ Автор статей на темы о познании себя, отношения в паре, энергетике человека, духовных исканиях
✓ Автор вдохновляющих онлайн-проектов в сферах реализации, финансов, отношений

obreteniemasterstva.ru

Развитие образного мышления у взрослых — Викиум.ру

Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.

Образное мышление помогает нам:

  • расширять наш ассоциативный ряд,
  • «увидеть» проблему или задачу как картинку,
  • достроить ее недостающие элементы,
  • преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.

Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.

Такие живые мысленные образы

Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.

Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):

  1. Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
  2. Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
  3. Тот же автомобиль, двигающийся с места.
  4. Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
  5. Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
  6. Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
  7. Он же – на берегу моря.
  8. Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
  9. Он же, мчащийся на высокой скорости.
  10. Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.

Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.

С чем связан у вас образ «Шампанского»?

У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.

Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:

  • Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
  • Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
  • Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
  • И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.

Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!

С Викиум вы сможете развить образное мышление онлайн

Законы пространственных структур

Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».

Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.

Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.

Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.

Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –

  • увеличивайте и уменьшайте,
  • приближайте и отодвигайте,
  • раскрашивайте и меняйте форму…

Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

blog.wikium.ru

Виды мышления в психологии

Почему-то люди часто жалуются на свою память или сетуют на недостаток внимания, но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

Что такое мышление

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного восприятия. Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки — нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это творческое мышление. Но о нем стоит поговорить отдельно.

psychologist.tips

Образное мышление

308 Глава восьмая

1. Образное мышление

Следующая форма проявления мышления встречается на первых ступенях че­ ловеческого развития. Она характерна для примитивного сознания, но, в то же вре­ мя, и для детского сознания современного ребенка, поскольку объективная реаль­ ность для него является еще чуждой и незнакомой.

Для этой формы мышления прежде всего наиболее характерно то, что в отли­ чие от практического мышления она протекает вне рамок действия, предшествуя ему, и, следовательно, не находит свое проявление непосредственно в действии.

В этом отношении образное мышление не отличается от высшей формы мыш­ ления. Различие состоит лишь в том, что высшая форма мышления оперирует поня­ тиями, а образное мышление — представлениями. Следовательно, если практическое мышление представляет собой мышление действиями, то логическое мышление яв­ ляется мышлением понятиями; образное мышление — это мышление представления­ ми, наглядными образами. Поэтому данная форма мышления именуется конкретным, предметным мышлением (Вернер), образным мышлением (Нико Марр) или нагляд­ ным мышлением (Басов).

2. Речь и образное мышление

В случае практического мышления мысль выявляется и воплощается непосред­ ственно в действии. В этом плане она изначально дана объективно, не являясь тайной внутренней жизни субъекта, его скрытым переживанием. Она представляет собой одно из явлений объективной реальности, а потому ясна и очевидна как для того, кто мыслит, так и для того, кто связан с ним совместной деятельностью, кто «рабо­ тает» вместе с ним.

Когда же мышление утрачивает непосредственную связь с действием, опери­ руя лишь представлениями и понятиями, то очевидно, что оно, прежде всего, замы­ кается пределами внутреннего мира субъекта. В данном случае наблюдать извне над протеканием мышления уже невозможно. Но поскольку человек всегда испытывает затруднения при наблюдении за собственными переживаниями, поскольку его со­ знание всегда направлено вовне, а не внутрь, протекание мышления в этих услови­ ях может ясно не осознаваться и самим мыслящим субъектом. Однако, как извест­ но, неосознанное мышление нельзя считать мышлением. Следовательно, естественно предположить, что невозможно, чтобы мышление и на этом этапе развития не было бы дано объективно, замыкаясь в области чистых представлений. Маркс в свое вре­ мя отмечал, что психика объективно дана в действии и его продуктах, указывая, в то же время, что психика может быть дана объективно и другим путем. В частно­ сти, он отмечал, что непосредственной действительностью мысли является речь.

Сегодня это положение следует признать совершенно очевидным. Оно дает чет­ кий ответ на наш вопрос: образное мышление находит свое объективное выражение если не в действии, то в слове, в речи. Следовательно, благодаря слову образное мыш­ ление доступно для других, позволяя и самому субъекту следить за собственной мыс­ лью и вносить в нее по мере надобности соответствующие изменения.

Психология мышления

309

3. Предмет мышления

Как отмечалось выше, мышление охватывает как предметы, так и соотноше­ ния. Следовательно, для характеристики образного мышления следует ознакомиться

стем, как оно их отражает. Обратимся вначале к отражению предмета.

1.Как происходит осмысление предмета в случае образного мышления? Полу­ чить ответ на данный вопрос легче всего через анализ содержания примитивных слов, поскольку образное мышление, как уже отмечалось и выше, для передачи своего содержания использует слово.

Визвестном исследовании Леви-Брюля (о мышлении диких племен), основы­ вающемся на богатейшем материале, особенно ясно видно, что выражает содержа­ ние слова для дикарей, что подразумевают они, используя то или иное слово. Под­ мечено, что в примитивных языках для обозначения одного и того же понятия вместо одного слова, как правило, употребляется множество слов. Так, например, для обозначения снега племя лапов использует 41 различное слово. Племя тамов для обозначения «идти на восток» использует одно слово, для обозначения «идти на за­ пад» — другое слово; соответственно, для обозначения «идти на север» и «идти на юг» они также используют различные слова. Что касается одного слова, обозначаю­ щего в общем понятие «идти», то в их языке оно отсутствует. У племени гуронов нет глагола, обозначающего процесс принятия пищи вообще; потребление различной пищи обозначается по-разному: есть мясо — это одно слово, рыбу — другое и т.д.,

взависимости от того, что они едят.

Одним словом, в примитивных языках часто каждый отдельный предмет, каж­ дое отдельное явление имеет свое название; в примитивных языках отсутствуют слова, обозначающие какой-либо предмет или какое-либо действие вообще, такие, напри­ мер, как человек, еда и пр.; существуют слова, обозначающие только индивидуальное, только конкретное.

Объяснение причин этого мог бы дать точный анализ слов примитива. Но то, по какому принципу примитивный человек создает свои слова, отчетливо видно и из того, как называют некоторые незнакомые им предметы примитивы, говорящие на европейском языке. Известно, например, что одно из примитивных племен на своем местном английском языке назвало пианино «ящиком, который кричит, когда его ударишь».

Приведенный пример достаточно хорошо показывает, что дикарь в содержа­ нии слова пытается передать максимально точную картину. Но поскольку образ предмета или явления всегда конкретен и индивидуален, то понятно, почему для обозначения, скажем, снега племя лапов использует 41 слово — каждое из них дает конкретную картину снега, а ведь их очень много.

Таким образом, совершенно ясно, что примитивный человек в своих словах подразумевает индивидуальный образ; общее, абстрактное для него непостижимо.

2. Однако использование слов без обобщения вообще невозможно, ведь каждое слово подразумевает определенное обобщение. И действительно, существование сло­ ва имеет смысл лишь в случае возможности его повторного употребления, когда оно имеет определенное значение, с которым человеку доведется встретиться еще раз, и, следовательно, возникнет необходимость его повторения. Поэтому невозможно, что­ бы слово означало нечто совершенно конкретное, индивидуальное, единичное, ведь такое слово, раз возникнув, тотчас же исчезло бы вместе со своим значением. Соот­ ветственно, слово примитивного языка также должно подразумевать некоторое обоб­ щение — слово принципиально не может иметь совершенно неповторимое, индиви-

310 Глава восьмая

дуальное значение. Тот факт, что на языке племени тамо существует два разных сло­ ва для обозначения «идти на восток» и «идти на запад», указывает, конечно, на то, что эти слова подразумевают общее, а не конкретное. В самом деле, ведь «идти на во­ сток» можно совершенно различным образом! Одно дело идти на восток сегодня, а другое — завтра, ведь при этом образ не может быть полностью идентичным; кроме этого, на восток могут идти разные люди, из разных мест, в различном состоянии. Несмотря на это — слово одно. Оно подразумевает все случаи «идти на восток», дви­ жение в этом направлении вообще.

Стало быть, бесспорно, что образному мышлению свойственно некоторое обобщение. Но как это происходит? В общем, о движении в сторону востока можно говорить, лишь подразумевая все признаки, встречающиеся во всех возможных ва­ риантах подобной активности. Следовательно, нужно выделить эти общие признаки и руководствоваться только ими. Это же требует акта так называемой «абстракции», то есть выделения отдельных частей и признаков целого и рассмотрения каждого из них в отдельности.

Получается, что и образное мышление подразумевает абстракцию. Но тогда ка­ кой смысл называть его конкретным, неабстрактным мышлением в отличие от поня­ тийного мышления!

Дело в том, что «абстракция» образного мышления — абстракция иного рода. Она представляет собой специфический способ, который, хотя и служит той же цели, что и развитая абстракция, но все же не может считаться настоящей абстрак­ цией; это — не настоящая абстракция, а лишь ее функциональный эквивалент. Что представляет собой этот эквивалент?

Это особенно ясно видно из примеров все той же примитивной речи. Посмот­ рим, какие слова употребляются в примитивном языке для обозначения свойств, признаков предмета — например, как называется тот или иной цвет, скажем «чер­ ный» или «красный». В данном случае это интересно потому, что для внесения от­ дельного слова для обозначения отдельного признака нужно выделить этот признак из представления предмета в целом, а употребляя соответствующее слово, подразу­ мевать, иметь в виду только это выделенное содержание; иначе говоря, необходимо обратиться к абстракции. Итак, как же обозначается на примитивном языке каче­ ство, признак, то есть отвлеченное содержание? Жители Новой Померании, напри­ мер, «черное» называют «коткот» (ворона), а «красное» — «габ» (кровь), то есть для обозначения тех или иных признаков используют названия тех предметов, у которых они наиболее ярко выражены.

Что доказывает отмеченное обстоятельство? Очевидно, что в сознании дика­ ря при употреблении слова, обозначающего некое качество (например, черный), появляется не понятие «черного» как отдельного признака, а обязательно представ­ ление целого предмета — в нашем примере вороны. Но ведь у вороны есть и другие признаки! Но эти признаки обозначаются уже названиями других предметов. Оче­ видно, что на дикаря ворона оказывает впечатление прежде всего своим густым черным цветом; поэтому понятно, что, желая отметить аналогичное впечатление, он вспоминает ворону.

Следовательно, в примитивном языке название абстрактного содержания, на­ пример признака, подразумевает не отдельный признак, выделенный из целостного представления, а целостность, для которой данный признак характерен. Именно по­ этому черное называется «вороной», а красное — «кровью».

То, что это действительно должно быть именно так, то есть то, что дикарь вместо выделения из целого отдельной стороны, то есть абстракции, использует

Психология мышления

311

опять-таки целостность, для которой особенно характерен тот или иной признак (например, в случае вороны — черный цвет, в случае крови — красный), подтвер­ ждают и другие примеры. Скажем, представители одного из диких племен назвали зонтик летучей мышью; другие приняли двух совершенно непохожих европейцев за братьев. Почему? Что они нашли общего между летучей мышью и зонтиком или теми европейцами? Можно предположить, что в обоих случаях в сознании дикарей целостное впечатление имело один, особенно бросающийся в глаза признак. В слу­ чае с зонтиком и летучей мышью в этом впечатлении на передний край выступали, по-видимому, раскрытые крылья летучей мыши; что касается европейцев, то, как выяснилось впоследствии, решающее значение имели «желтые сапоги», в которые оба были обуты.

Таким образом, образное мышление лишено способности истинной абст­ ракции — вместо осмысления отдельных признаков всегда подразумевается це­ лое, но такое целое, в котором доминирует один определенный признак, произво­ дящий наиболее яркое впечатление на примитивного человека. В соответствии с этим, процесс «абстракции» примитива можно представить следующим образом: когда он видит, предположим, ворону, то более всего его впечатляет ее черный цвет. В целостном представлении вороны ее чернота выполняет роль «фигуры», а все ос­ тальное служит «фоном». Допустим, дикарь впервые в жизни увидел черные черни­ ла; если в этом случае его особое внимание привлечет цвет, если данное качество будет воспринято фигурой, а все остальное — фоном, тогда очевидно, что для него чернила и ворона будут одинаковыми: и то и другое черное (он назовет их одина­ ково — вороной). Назвав условно взаимодействие фигуры и фона «фигурацией», функциональным эквивалентом абстракции в образном мышлении следует признать именно фигурацию.

Таким образом, очевидно, что примитивное мышление действительно следует считать образным мышлением, поскольку его предмет всегда представлен в виде от­ дельного образа. Тем не менее, это — все-таки образ, а не актуальная действитель­ ность, представление, а не восприятие. Представление же подразумевает некоторое обобщение, как это подтверждают слова примитивных племен и их содержание. Следо­ вательно, очевидно, что образное мышление выходит за пределы актуальной действи­ тельности, так или иначе освобождается от непосредственной зависимости от нее. Образное мышление выше практического мышления и в этом смысле.

3. Из сказанного явствует еще один важный момент, вытекающий из основной особенности образного мышления. Дело в том, что мир образного мышления пред­ ставляет собой мир предметов и явлений, расположенных в одной плоскости. Образ­ ному мышлению чужда идея «взаимоподчиненности» понятий. Для него непостижи­ мо, что существует род и вид, что вид подчинен роду; например, «человек вообще» — родовое понятие, а его различные виды — «женщина» и «мужчина»; в свою очередь, каждое из этих понятий имеет собственные подчиненные понятия, то есть подвиды (например, женщина — замужняя и незамужняя) и т.д. Образному мышлению идея подчиненности чужда. Причина этого в том, что его предметом всегда является кон­ кретный образ, конкретное представление. Конкретный же образ может лишь встать рядом с другим образом. Между ними не могут возникнуть родо-видовые, подчинен­ ные отношения.

То, что это так, хорошо подтверждает опять-таки материал примитивных язы­ ков. Допустим, дикарь видит нечто новое, которому он должен как-то назвать. В ана­ логичной ситуации мы поступили бы следующим образом: в зависимости от призна­ ков, присущих новому объекту, отнесли бы его к определенной группе предметов,

studfiles.net

особенности, способы и рекомендации :: BusinessMan.ru

Мыслительная деятельность человека является многогранной. Ведь каждому из нас приходится сталкиваться с самыми разными задачами, требующими своего, особого подхода. Образное мышление непосредственно связано с восприятием человеком предметов реального мира. Происходит оно в тесном взаимодействии с другими психическими процессами – памятью, вниманием, воображением.

У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?

Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях. Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально. Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:

  • Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
  • Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
  • Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?

Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности. Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат. Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.

Образное мышление у деток дошкольного возраста

Наглядно-образное мышление является главным типом мышления у ребенка в дошкольном возрасте. Именно с его помощью малыш совершает большинство операций. К тому моменту, когда ребенок вступает в этот период развития, он умеет выполнять только те задания, которые можно сделать с помощью орудия или ручками. Такие действия направлены на то, чтобы достичь непосредственного результата. В процессе развития ребенка его действия становится все более сложными. Возникают задачи другого типа, в которых результат активности малыша будет не прямым, а иметь косвенный характер. Самый простой пример – это бросание мячика об стенку. Мяч кидается для того, чтобы ребенок его затем снова поймал. Те же задачи, в которых результат действий косвенный, включают в себя игру с конструктором, механическими игрушками и проч.

Развитие наглядно-образного мышления у детей – важная задача. Ведь чтобы решать усложненные задачи, не обойтись без умения управлять образами. Также данный тип мышления учит ребенка реагировать на образы, предъявляемые внешним миром. Поэтому для дошкольника развитие образного мышления является залогом успешного обучения в младших классах. В среднем дошкольном возрасте дети учатся удерживать в воображении образы различных предметов, закреплять шаблоны. К примеру, огурчик ассоциируется с формой овала, квадрат – с формой поверхности стола.

Простые способы развития воображения у дошколят

Самые простые методы развития наглядно-образного мышления у дошколят – это:

  • Наблюдение красивых пейзажей.
  • Экскурсии на различные выставки произведений искусства.
  • Путешествия, в которых родитель расскажет подробно о памятнике природы.
  • Пазлы различных уровней сложности.
  • Изготовление поделок из цветного картона, аппликаций.
  • Рисование с использованием как ведущей, так и неведущей руки.

Оригами

Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется изготовление фигурок из бумаги. Для этого требуется всего лишь несколько предметов – картон, бумага, ножницы. Как правило, маленькие дети не очень интересуются сложным процессом сгибания бумаги до тех пор, пока не увидят результат. Поэтому взрослому хорошо для начала продемонстрировать «чудеса» этого вида поделок.

Лепка из пластилина

Это один из самых простых и увлекательных способов развития образного мышления для малышей. Лепка позволяет развить не только фантазию, но и мелкую моторику. Даже если у малыша будут получаться самые простые изделия – «колобки», «морковки», «мячики», самое главное, чтобы занятие у него вызывало интерес. Пластилин должен быть мягким, пластичным. Можно заменить этот материал полимерной глиной или же предложить ребенку лепку из соленого теста.

Образное мышление. Младшая школа

Становясь старше, ребенок постепенно перестает в своем мышлении опираться на наглядные образы. Возможности мышления становятся все более широкими, малыш учится давать все более широкие характеристики объектам. Он учится оперировать разными образами в памяти, преобразовывать их – к примеру, соединять объекты и разделять их в своей фантазии. Развитию логического и образного мышления способствуют различные игры:

  • Настольные игры (например, домино, лото). Интерес у малыша могут вызвать и специальные головоломки.
  • Чтение различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
  • Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления у школьников помогает и лепка.
  • Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
  • Семейные праздники, путешествия.
  • Прогулки на природе.

Игра «На что это похоже?»

Хорошим упражнением для развития наглядно-образного мышления дошкольников является игра «На что это похоже?». Она позволяет ребенку научиться оригинально и творчески подходить к решению задач. Задание заключается в том, что на каждую картинку (кружочек, квадрат, треугольник, спираль, или абстрактный рисунок) нужно придумать как можно больше ассоциаций. Это упражнение хорошо проводить в группе деток. Данная игра хорошо способствует развитию образного мышления у младших школьников.

Зачем необходимо образное мышление взрослому

Развитое образное мышление необходимо во многих профессиях – например, без него не обойтись дизайнерам. Фраза «нарисуйте мне что-нибудь яркое и запоминающееся» не должна ставить работника в тупик; напротив, эти слова должны быть катализатором мыслительной деятельности. Работа над образным мышлением помогает развивать и аналитические способности. Упражнения для развития таких навыков будут полезны не только работникам творческих профессий, но и всем тем, кто хотел бы расширить свой кругозор.

Образное мышление: как развить взрослому

Прежде чем приступать к выполнению упражнений, взрослому необходимо поверить в себя, выбросить мысль о том, что он не обладает хорошо развитым чувством юмора, творческой жилкой, воображением. Все эти способности есть у каждого – просто, скорее всего, они оказались на «задворках» сознания.

Прямое доказательство того, что каждый человек обладает воображением – это способность вызывать в памяти наглядные образы. Каждый помнит, как выглядит его родитель, подруга или друг. Человек также способен описать особенности ближайшей к нему станции метро или же любимого места в городе. Не нужно подолгу заниматься упражнениями на развитие образного мышления, чтобы восстановить в памяти мелкие детали любимых мест, вспомнить, как выглядят дома и улицы родного города. Так, можно совершить воображаемое «путешествие» во времени и снова оказаться в плену ярких воспоминаний. Поэтому стоит только немного потрудиться, чтобы расширить пространство своей фантазии.

Бином фантазии

Хорошим способом развития образного мышления является упражнение под названием «Бином фантазии». Его автор – знаменитый сказочник Джанни Родари. Нужно сказать, что методика подойдет как взрослому, так и ребенку. Писатель поясняет: обычные ассоциации не развивают воображения. Например, словосочетание «конь — пес» не дает простора для фантазии, являясь всего лишь упоминанием животных из одного семантического ряда.

Способ Джанни Родари способствует развитию художественно-образного мышления. «Бином фантазии» в идеальном варианте должен определяться посредством случая. Например, можно открыть наугад книгу (или разные книги) на разных страницах. Можно скомбинировать два отрывка фраз из рекламы.

Эксперимент сказочника

Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом «шкаф». Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции – никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе. Однако если связать понятие «шкаф» с понятием «пес», то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа – использовать предлоги. Например, «пес в шкафу», «пес на шкафу». Тогда воображение подскажет различные образы – это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.

Другие методы

Еще несколько способов развития образного мышления:

  • Работа с друдлами – каракулями со множеством значений, которые необходимо описать. Такие картинки по своему виду напоминают каракули, которые человек рисует во время разговора по телефону или же слушая скучную лекцию. Однако у друдла есть одна особенность – его создатели изначально закладывают в него смысл. На картинке ниже можно увидеть друдлы, которые способствуют развитию образного мышления.
  • Еще один способ – пробовать воспроизводить в воображении только что увиденные предметы. Хорошо помогает игра под названием «Спички». Для ее проведения нужно бросить на стол пять спичек, посмотреть на них, отвернуться, и на другом конце стола изобразить их расположение другими пятью спичками. Поначалу может не получиться, однако практика со временем принесет результат. С каждым разом необходимо стараться тратить меньше времени на воспроизведение. Когда начнет получаться, количество спичек можно увеличить.
  • Также можно придумывать новые функции уже привычным предметам. К примеру, в привычных кружевных или капроновых колготках можно сушить лук, использовать в качестве оформительного элемента для декора цветочных горшков, изготавливать из них куклы.
  • Еще один хороший способ – это подбор эпитетов и антиэпитетов к слову. Для выполнения этого упражнения нужно выписать по центру листа бумаги любое слово, с правой стороны – те определения, что ему подходят. С левой – разместить слова, которые никак нельзя употребить с этим предметом или явлением. В качестве примера можно рассмотреть слово «человек». Человек может быть свободным, умным, богатым, худым, продвинутым и т. д. Определения, которые не подойдут к этому слову – старинный, тугоплавкий, жидкий, заостренный.
  • Можно попробовать воспроизвести последнюю встречу с друзьями или коллегами. В процессе воспоминания необходимо постараться вспомнить: сколько человек было в компании? Что на них было надето? Какие блюда были на столе? О чем шел разговор, какие темы обсуждались? Какие переживания сопровождали эту встречу?

Данные упражнения можно преобразовывать на свое усмотрение. Главное в них то, что эти методы задействуют образное мышление. Чем чаще выполнять упражнения, тем больше это свойство психики будет развиваться.

businessman.ru

Развитие образного мышления / Habr

Пламенный привет, дорогие хабравчане!

В своей дебютной статье я хочу рассказать вам об упражнениях-играх на развитие образного мышления, которые будут полезны не только людям творческих профессий: в отличие от упражнений на развитие воображения, в которых идет доминирование правого полушария, прокачка образного мышления активно задействует аналитические способности, а это уже симбиоз двух полушарий. Поэтому эти упражнения прекрасно подойдут не только для получения каких-либо плодов для людей, чья работа хоть как-то связана с образной информацией, но и любому человеку, который хочет иметь острый ум и налаженное взаимодействие обоих полушарий мозга.

Упражнения следует выполнять в комфортной обстановке: отсутствие ограничения по времени, отсутствие соревновательной мотивации и критики действий, средняя степень мотивации достижения. В упражнениях ценится не только количество произведенных ответов, но и их оригинальность. Протестировать свое образное мышление можно в одной из глав замечательной методички «Диагностика и активизация творческих способностей».

Приветствуются тренировки на доморощенном по ходу дела сырье (загогулины, кляксы, друдлы и прочее). Приложенные примеры к упражнениям, не имеющие ссылку на автора, выполнены мной.

Каждому упражнению можно посвятить отдельную статью (что я постараюсь сделать в будущем), пока же быстрый обзор основных.

Друдлы
Одна из рекламных кампаний бразильской школы креатива была основана на этом простом упражнении, когда несложную линию или фигуру требуется разрисовать по своему усмотрению:

Можете использовать заранее растиражированные несложные фигуры на А4-листе либо отталкиваться от собственных спонтанных линий по ходу упражнения.

Кляксы
В отличие от предыдущего упражнения, где мы использовали линии, в этом требуется вдохновляться сплошными фигурами: кляксами, пятнами, облаками и другими любыми абстракциями:

Кляксы не обязательно могут быть монохромными: посмотрите какой цикл работ, основанный на цветных пятнах, получился у замечательного португальского иллюстратора Filipe dos Santos:


Образное выражение
Суть упражнения в рассказе вербальной смысловой единицы (фразы, предложения) в образном варианте.
Чем-то это упражнение напоминает старые добрые ребусы. И действительно, часто из таких занятий получаются отличные «ребусные» логотипы:





Авторы: Richard Fonteneau, Jens Wickelgren, s-farm, Helms Workshop

Если не хочется тратить время на обдумывание фразы, можно использовать афоризмы, пословицы, слоганы, названия и фразы из песен, фильмов и прочие известные выражения:

В сети популярны иллюстрации, в которых отображены словесные выражения-казусы типа «Медведь собирает грибы в лису», «Курицы – не сушки», «Рыба пила» и прочие:


Автор werebober

Желающим подробнее изучить соотношение знака и смысла поможет семиотика.

По образному подобию
В этом упражнении требуется найти образные синонимы объекта в целом либо его отдельных частей. Например: cкрипка ~ талия ~ бутылка.

Цепочка может быть либо центрированной (синонимы вытекают от изначального варианта), либо последовательной (синонимы цепляются от предыдущего варианта), либо хаотичной (какая-либо последовательность не соблюдается).

Можно усложнить упражнение и составлять цепочки не только по образному подобию, но и по функциональному, прикладному и прочим. Эта методика называется визуальной матрицей.

Калейдоскоп
Суть этой игры очень простая и основана на соотношении объекта и нашей проекции на него. В этой игре мы просто жонглируем нашими проекциями на наблюдаемое. Избитый пример – стакан наполовину пуст или полон.

Достаточно просто выписывать варианты вербально. Для умеющих рисовать открывается больше возможностей: можно по новому взглянуть на знакомых личностей, привычные процессы, бытовую жизнь и другие аспекты нашей жизни:


Из дембельского альбома Бритни

Именно поэтому так популярны ресурсы с подобными плодами (демотиваторы, блоги, например, Проснись, группы в соцсетях): свежий взгляд на избитые образы, мнения, процессы всегда удивляет и смешит.

На этом мой обзор заканчивается. Буду рад комментариям, в которых вы расскажете о методиках и упражнениях, не упомянутых в этой статье.

habr.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *