Российская Федерация — история образования
Российская Федерация образовалась после распада СССР. Распад Советского Союза на республики стал крупнейшей геополитической катастрофой 21 века. В результате была сломлена двуполярная модель мира, и осталась единственная сверхдержава – США. Только к 2014-15 годам Россия стала выходить на такие отметки по ключевым показателям, которые позволили вновь говорить о многополярном мире, центром которого становится не только США, но и Россия, и Китай.
События новейшей истории России можно разделить на 3 этапа:
- До 4 октября 1993. До этого года формально существовал СССР со старой Конституцией. Попытка Ельцина ее изменить привела к вооруженным столкновениям и штурму Белого Дома.
- Период правления Бориса Ельцина (1993-1999). Кратко этот период можно охарактеризовать так – экономический упадок, проблемы во всех областях жизнедеятельности государства, война в Чечне.
- 2000 – настоящее время. Период правления Владимир Путина, прерванное единожды Дмитрием Медведевым. Это период стабилизации экономики и ее переход в стадию роста, решение социальных проблем, укрепление позиций России на международной арене.
Федеральный договор
Федеральный договор 31 марта 1992 года закрепил создание России как государства. До этого была проблема – регионы хотели больше независимости, а некоторые и вовсе говорили об отделении от России. Это стало возможно после того, как Борис Ельцин, в последние годы существования СССР на встрече с лидерами регионов повторял одну и ту же фразу «Берите суверенитета столько сколько хотите». Они и брали.
Федеральный договор был подписан со всеми субъектами федерации кроме Чечни и Татарстана. Оба региона говорили о своей независимости. И если случай с Чечней известен всем – началась война, то мало кто знает, что российская армия была в шаге от похода на Казань. В дальнейшем вопрос Татарстана был решен дипломатическим путем, а чеченский вопрос – силовым путем.
События сентября-октября 1993
До октября 1993 года история Российской Федерации демонстрировала двоевластие: президент РСФСР (Ельцин) с одной стороны и Верховный совет с другой стороны. 21 сентября Ельцин издает указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Это была попытка привести Россию к действующему виду Конституции, но проблема в том, что это напрямую нарушало Конституцию, действующую тогда! Формально Ельцин нарушил закон. Это вылилось в то, что Верховный совет в ночь на 23 сентября 1993 года признает действия Ельцина государственным переворотом и снимает его с должности президента. В ответ вводятся войска в столицу, здание Верховного совета штурмуется 3-4 октября, и Ельцин забирает власть в свои руки.
По всем законам и нормам того времени это был вооруженный переворот, который едва не вылился в гражданскую войну (вернее вылился в нее, но только в одном регионе – на Кавказе).
12 декабря 1993 принимается новая Конституция. По ней Россия становится президентской республикой, тем самым все элементы СССР были упразднены.
Основные события этого времени:
- Декларация «О государственном суверенитете».
- Распад СССР и образование СНГ.
- «Шоковая терапия»
- Становление авторитарной демократии Ельцина
Правление Б.Н. Ельцина
Этот этап российской истории можно охарактеризовать одним словом – КРИЗИС. Причем это был кризис повсеместный: экономический, политический, социальный, геополитический и так далее. Во всех областях жизнедеятельности государства был упадок.
Это привело к кризису власти 1996-1999 годов, в результате которого Борис Ельцин 31 декабря 1999 года добровольно покидает пост президента РФ, назначая своего преемника – Владимира Путина. На тот момент стояла реальная проблема сохранения целостности государства, и новому президенту нужно было ее решать.
Основные события этого времени:
- Создание новой экономической и политической системы
- Появление олигархов
- Чеченская война
- Дефолт 1998 года
Правление В.В. Путина
Владимиру Путину досталась страна с огромным количеством проблем, но все их он сумел преодолеть. Ключевые проблемы, которые требовали безотлагательного вмешательства:
- Падение экономики. Достаточно быстро удалось ее остановить и перевести в стадию роста.
- Недоверие к власти. Население было доведено до отчаяния ужасными условиями жизни.
- Социальные гарантии и обязательства. Зарплаты, пенсии, пособия – практически со всем были перебои.
- Война. Новый виток чеченского конфликта вносил существенные проблемы в управление страной.
- Расширение НАТО на Восток.
По всем основным вопросам Путин сумел реформировать страну, направив ее в созидательное и положительное русло. Наилучшим показателем эффективности является поддержка населения, которая у президента всегда является крайне высокой.
Основные события этого периода:
- Укрепление власти
- Решение чеченской проблемы
- Рост экономического благосостояния страны
- Увеличение президентского срока
- Избрание на 4 года президентом России Дмитрия Медведева
- Конфликт 08 08 08 (8 августа 2008 года).
Этапы становления государства
Карта России
istoriarusi.ru
Распад СССР и образование Российской Федерации
К началу 1990 г. все республики СССР вслед за РСФСР приняли декларации о суверенитете. 1 ноября Верховный Совет РСФСР обсуждал закон по переводу в собственность России находящихся на её территории природных ресурсов. Усиление центробежных тенденций наблюдалось в течение всей осени 1990 г. во всех без исключения республиках СССР.
После одностороннего перехода правительства РСФСР к программе рыночных преобразований между центром и республикой началась «война законов». Экономический кризис углублялся, на местах из двух соперничавших структур получали порой взаимоисключающие распоряжения.
Процесс многочисленных встреч по согласованию текста нового Союзного договора, который проходил в Ново-Огарёво в мае–июле 1991 г., выявил значительные противоречия и расхождения как в позиции республик, так и в отношениях между ними и союзным центром. Текст Союзного договора, опубликованный 14 августа 1991 г., носил крайне противоречивый характер. Ряд руководителей СССР, резко возражая против подписания договора в отсутствие президента СССР М. С. Горбачева в Москве (он отдыхал в Крыму), 19 августа 1991 г. создали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Российские политики (Б. Н. Ельцин, исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР, Р. И. Хасбулатов и И. И. Силаев) в своём заявлении «К гражданам России» назвали ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом» и потребовали созыва чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства, которое поддерживало большинство людей. Лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд. Августовский «путч» стал тем событием, после которого центробежные процессы вышли на качественно новый уровень. Начался распад СССР. 20 августа 1991 г. парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости. До конца августа такие же документы были приняты в Латвии, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане.
Союзные республики | Даты принятия документов о государственном суверенитете | Дата провозглашения независимости |
Азербайджан | 23 сент. 1989 | 30 авг. 1991 |
Армения | 28 мая 1989 | 23 сент. 1991 |
Белорусия | 27 июля 1990 | 25 авг. 1991 |
Грузия | 9 марта 1990 | 9 апр. 1991 |
Казахстан | 25 окт. 1990 | 16 дек. 1991 |
Киргизия | 15 дек. 1990 | 31 авг. 1991 |
Латвия | 28 июля 1989 | 21 авг. 1991 |
Литва | 18 мая 1989 | 11 марта 1990 |
Молдавия | 23 июня 1990 | |
Россия | 12 июня 1990 | 12 дек. 1991 |
Таджикистан | 24 авг. 1990 | 9 сент. 1991 |
Туркмения | 22 авг. 1990 | 27 окт. 1991 |
Узбекистан | 20 июня 1990 | 31 авг. 1991 |
Украина | 16 июля 1990 | 24 авг. 1991 |
Эстония | 16 нояб. 1988 | 20 авг. 1991 |
8 декабря 1991 г. в городе Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых государств (статья 1). В Соглашении констатировалось, что Союз Советских Социалистических Республик (СССР) как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование.
Входившие в состав СССР союзные республики стали независимыми государствами с границами, в которых они существовали к моменту обретения независимости.
Постановлением Верховного совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2015-1 «О денонсации Договора об образовании СССР» денонсирован «Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик», утвержденный 1 съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. в городе Москве. Настоящее Постановление признано утратившим силу Постановлением Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 156-II.
21 декабря 1991 года в городе Алма-Ата новые независимые государства — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина — равноправных началах и как Высокие Договаривающие Стороны подписали Протокол к «Соглашению о создании Содружества Независимых Государств», подписанный Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной 8 декабря 1991 года в городе Минске.
25 декабря 1991 г. был принят закон РСФСР (№ 2094-1) «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая республика». Верховный Совет РСФСР постановляет: Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия). Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны (Конституция Российской Федерации, статья 1).
Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» закреплены основы конституционного строя государства «Российская Федерация».
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием был принят основной закон государства — Конституция Российской Федерации.
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Главой государства является Президент Российской Федерации, избираемый гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательным органом является Федеральное собрание — парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, состоящим из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.
xn--80aaaa1bhnclcci1cl5c4ep.xn--p1ai
Образование Российской Федерации
В июне 1988 года на 19 партийной конференции М. С. Горбачев сделал доклад, в котором признавал, что необходимо отказаться от руководящей роли коммунистической партии. Перед страной была поставлена новая задача, продиктованная современностью: построение правового демократического государства. В понятие «правовое демократическое государство» входили многопартийная система, гласность, демократические выборы.
Первые альтернативные выборы народных депутатов состоялись в 1989 году. После этого политическая ситуация в стране только обострилась. Она усугублялась экономическим кризисом в государстве. В большей степени недовольство действующей властью проявлялось в союзных республиках. Коммунистическая партия в течение многих десятилетий являлась для них сдерживающим фактором.
В 1988-1989 годах произошел конфликт между Азербайджаном и Арменией, в 1989 году начался конфликт в Приднестровье. В Баку и Ошской области конфликты на национальной почве произошли в 1990 году, в Вильнюсе и Риге – в 1991 году. Так как КПСС уже не имела подавляющего влияния над республиками, то они одна за другой заявляли о своём желании выйти из состава Советского Союза. В Конституции возможность выхода была предусмотрена, но механизм этого процесса не был оговорен. Однако в первой половине 1990 года, воспользовавшись нерешительностью действующей власти, о государственном суверенитете объявили практически все союзные республики. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете главной республики СССР – РСФСР. Ровно через год Президентом РСФСР был избран Борис Николаевич Ельцин.
Тем временем в правительство СССР подготовило новый союзный договор. Предполагалось, что он будет подписан верховными руководителями всех бывших союзных республик, и на основании этого договора между ними установятся новые демократические отношения. Однако подписанию договора помешали события августа 1991 года. Члены ГКЧП (Государственного Комитета по Чрезвычайным Ситуациям), организовавшие государственный переворот 18 августа 1991 года, ставили перед собой цель предотвратить распад СССР. Они не ожидали, что на защиту Белого дома (здания Верховного Совета РСФСР, в котором Б. Н. Ельцин организовал центр сопротивления ГКЧП) встанет столько людей. В результате все члены ГКЦП были арестованы, а их акция лишь ускорила распад СССР.
В августе 1991 года о своей независимости объявили Украина и Молдова, в сентябре – Узбекистан, Таджикистан, Армения, Чеченская республика, тогда же была признана независимость Литвы, Латвии и Эстонии, в октябре отделились Азербайджан и Туркменистан.
8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще встретились лидеры России, Украины и Белоруссии (Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич). Они подписали соглашение о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, и договорились о возможности создания Содружества независимых государств (СНГ). 25 декабря М. С. Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР. СССР и РСФСР прекратили свое существование, а вместо последней было образовано новое государство – Российская Федерация.
geographyofrussia.com
Образование в России Википедия
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Российское образование подразделяется:
- на общее образование,
- на профессиональное образование,
- на дополнительное образование,
- на профессиональное обучение.
Эта система образования должна обеспечивать возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)[3].
Главным отличием от деления образования, принятого законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года, стала перегруппировка уровней образования. Дошкольное образование теперь стало уровнем общего образования, программы обучения в аспирантуре (адъюнктуры), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования. Таким образом, сейчас система образования в Российской Федерации выглядит так:
ruwikiorg.ru
Образование в России — Documentation
Материал из Documentation.
Россия — один из мировых лидеров по охвату населения профессиональным образованием (к нему относят программы начального, среднего и высшего профессионального образования). В зарубежных странах традиционно используется понятие третичного образования, к нему относится российское среднее профессиональное и высшее образование. По численности студентов программ третичного образования Россия является мировым лидером — 673 человека в расчете на 10 000 населения в 2009 году (в странах ОЭСР соответствующий показатель в середине 2000-х годов варьировался от страны к стране в пределах 160—660 человек на 10 000 населения).[1]
В последние 15-20 лет молодежь в первую очередь ориентирована на получение высшего образования. К концу 2000-х годов о предпочтении высшего образования говорили почти в 88 % семей с детьми школьного возраста. В 2009 году более 2/3 обучающихся по программам профессионального образования были студентами вузов. По программам среднего профессионального образования обучались чуть менее ¼ студентов. Оставшиеся 10 % учащихся посещали программы начального профессионального образования.[2]
[править] Государственные расходы
Динамика объёма расходов консолидированного бюджета России на образование в 2006—2016 годах, в % ВВПВ России объём государственных расходов на образование составил 3,6 % ВВП в 2016 году. Для сравнения: средний показатель по странам ОЭСР равен 5,3 % ВВП, а по странам ЕС — 4,9 % ВВП.[3]
[править] Государственная политика
13 февраля 2019 года председатель правительства России Дмитрий Медведев заявил: «Мы должны совершить серьёзный, я бы даже сказал — опережающий рывок [в сфере образования]. Чтобы из потребителей научно-технологических новаций превратиться в их создателей. Для этого надо внедрять новейшие программы и методики, развивать дополнительное образование, поддерживать вузы как „инновационные лаборатории“. Не убеждать школьника, студента, молодого ученого — „это невозможно“, а говорить — попробуй. И создавать для этого все условия.»[4]
[править] Международные исследования
Начиная с 1995 года, Россия постоянно участвует в PISA, PIRLS, TIMSS и других международных сравнительных исследованиях. Участие в этих проектах позволило России провести серьезные исследования и выявить слабые места в образовательной политике и своевременно их устранять.[5]
[править] PISA
В рамках исследования PISA 2015 российские учащиеся в возрасте 15 лет продемонстрировали владение математикой и понимание прочитанного текста на среднем уровне стран ОЭСР, и владение естественно-научными дисциплинами почти на среднем уровне.[6]
В рамках исследования PISA 2015 было предусмотрено изучение навыков коллективного решения задач учащимися (CPS), выявляющее их способность вырабатывать единую точку зрения, решать задачи и создавать команды. По этому показателю российские учащиеся оказались ниже среднего уровня ОЭСР.[7]
[править] PIRLS
В сравнительном исследовании PIRLS 2016 российские учащиеся заняли 1-е место.[8]
[править] TIMSS
В сравнительном исследовании TIMSS 2015 российские учащиеся заняли 7-е место по математике и 4-е место по естественным наукам.[9]
[править] Рейтинги Economist Intelligence Unit
[править] 2012 год
В 2012 году британская исследовательская компания Economist Intelligence Unit составила первый образовательный рейтинг 40 развитых государств, в этом рейтинге Россия заняла 20-е место. Россия заняла в рейтинге 20-е место, немного уступив США (17-е место) и Словакии (19-е место) и обогнав такие страны, как Чехия (22-е место) и Франция (25-е место).[10][11]
Для исследования образовательных достижений использовалось более 60 критериев, которые поделены на три раздела. Пункт «вложения в образование» включает затраты государства на эту отрасль, соотношение зарплаты учителей со средней по стране, продолжительность обучения детей и другие индикаторы. Группа «результаты образования» учитывает последние результаты стран в международных тестах PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), TIMSS (оценивает качество математического и естественно-научного образования) и PIRLS (исследование качества чтения и понимания текста). Сюда же относится уровень безработицы среди выпускников и другие подобные критерии. Отдельно подсчитывались социально-экономические параметры: имущественное неравенство, уровень преступности в стране, размер ВВП на душу населения, общая безработица.[12]
[править] 2014 год
В 2014 году в образовательном рейтинге Economist Intelligence Unit Россия заняла 13-е место. Рейтинг составлен на основе международных исследований — в частности, тестов PISA, которые проводит Организация экономического сотрудничества и развития, и американских исследований Timss и Pirls («Тенденции в международном математическом и естественном образовании» и «Международное исследование навыков чтения»).[13][14]
В 2018 году отмечалось, что недавнее исследование Всемирного банка о реализации норм социальной справедливости в контексте образования показало, что в России успешно обеспечивается равный доступ и качество образования. Как показывает исследование, успешное развитие «устойчивых школ» свидетельствует об огромных возможностях, которыми обладает система образования по предоставлению гражданам «социального лифта» и возможности раскрыть свой потенциал.[15]
[править] Министерство образования и науки России
[править] Росстат
[править] ОЭСР
[править] TIMSS
[править] РИАН
[править] ЖЖ
[править] Учительская газета
[править] Рунет
[править] Прочее
- ↑ Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года
- ↑ Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года
- ↑ Доклад об экономике России. Ноябрь 2017
- ↑ Дмитрий Медведев о стратегических целях развития страны. 13 февраля 2018
- ↑ Доклад об экономике России № 40. Декабрь 2018
- ↑ Доклад об экономике России № 40. Декабрь 2018
- ↑ Доклад об экономике России № 40. Декабрь 2018
- ↑ Доклад об экономике России № 40. Декабрь 2018
- ↑ Доклад об экономике России № 40. Декабрь 2018
- ↑ России есть чему поучиться. Опубликован мировой образовательный рейтинг. 28 ноября 2012
- ↑ Качество образования в мире. 28 ноября 2012
- ↑ России есть чему поучиться. Опубликован мировой образовательный рейтинг. 28 ноября 2012
- ↑ UK ‘second best education in Europe’. 8 мая 2014
- ↑ Рейтинг: лучшее образование в мире — в Южной Корее. 8 мая 2014
- ↑ Доклад об экономике России № 40. Декабрь 2018
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ База данных с образовательной статистикой стран мира, в том числе и России
Образование в России | |
---|---|
История | 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020) |
Виды | Дошкольное • Начальное • Среднее • Среднее специальное • Высшее |
Реформы | 1991-1999 годы • 2000-е годы • Реформы среднего образования (2000-е годы) |
ЦФО | Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва |
СЗФО | Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург |
ЮФО | Адыгея • Калмыкия • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область |
КФО | Крым • Севастополь |
СКФО | Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край |
ПФО | Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область |
УФО | Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область |
СФО | Алтай • Бурятия • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Забайкальский кpай • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область |
ДФО | Якутия • Камчатский кpай • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ |
Прочее | Министерство образования и науки Российской Федерации • Национальный проект «Образование» • Владимир Путин и образование в России |
Образование | |
---|---|
История | 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015) |
Виды | Дошкольное • Начальное • Среднее • Среднее специальное • Высшее |
Европа | Австрия • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
Азия | Абхазия • Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • Китай • КНДР • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Палестина • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Южная Корея • Южная Осетия • Япония |
Америка | Ангилья • Антигуа и Барбуда • Аргентина • Аруба • Багамы • Барбадос • Белиз • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Колумбия • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Парагвай • Перу • Сальвадор • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • Сент-Люсия • США • Суринам • Тринидад и Тобаго • Уругвай • Чили • Эквадор • Ямайка |
Африка | Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • ДР Конго • Египет • Замбия • Западная Сахара • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • ЦАР • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР |
Австралия и Океания | Австралия • Новая Зеландия • Палау • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Науру • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Федеративные Штаты Микронезии • Фиджи |
newsruss.ru
Система образования в России
Система образования в России — федеральная, централизованная. Сегодня российская система образования достаточно похожа на немецкую, но все-таки является более упрощенной ее версией. Состоит из таких структурных элементов:
1. Дошкольное образование. Оно позволяет детям получить элементарные знания, однако не приравнивается к школьному образованию. Детки начинают посещать детские сады в основном с полутора лет и находятся там до шести лет.
2. Начальная школа. Отвечает за обучение детей с шести лет до десяти. Отличием от германского аналога является возможность получать начальное образование также в гимназиях.
3. Неполное среднее образование в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях получают на протяжении пяти лет. По окончании девяти классов в этих учебных заведениях молодежь имеет право получить документ об общем среднем образовании.
4. Полное среднее либо производственно-техническое образование дает право на поступление в колледж, техникум и прочие учреждения профессиональной подготовки. После завершения образования выпускники 10 и 11 классов гимназии, школы или лицея обладают правом на получение подтверждающего полное среднее образование документа с последующей подачей его при поступлении в ВУЗ. Подобное право система образования в России дает любому человеку, который окончил профессиональное учебное учреждение (в Германии это не позволено).
5. Высшее образование связано с получением степени бакалавра, диплома специалиста или магистра.
В 1992 году после принятия соответствующего Закона РФ началась реформа отечественного высшего образования. С помощью данного законодательного документа и сформирована современная система образования в России.
Другим Законом РФ, отвечающим за получение высшего образования, с 1996 года определены три этапа его получения:
— неполное высшее, для получения которого необходимо учиться два года;
— базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения четыре года;
— специалист (срок подготовки пять лет) и магистр (срок обучения — шесть лет).
Итак, остановимся подробнее на каждом уровне высшего образования. Бакалавр является выпускником ВУЗа, который прошел обучение на протяжении четырех лет и получил фундаментальную подготовку по общей специализации. При этом он вправе уже занимать должности, требованием для которых является наличие высшего образования.
Система образования в России предусматривает повышение уровня бакалавра с помощью дополнительного обучения (еще один год) и получения квалификации «специалист». Однако наилучшим вариантом для бакалавра является получение квалификации «магистр» (обучение два года с защитой магистерской диссертации).
Особого внимания сегодня заслуживает система непрерывного образования в России. С одной стороны, эта система служит отражением объективных потребностей общества. С другой стороны, с помощью такой системы обучения осуществляется постоянное обновление знаний базового уровня и получение специальных навыков, которые так необходимы в условиях современной экономики. Также можно сказать, что непрерывное образование является своеобразным учением о постоянном совершенствовании человека и пожизненном развитии его способностей.
Система образования в России с позиции концепции непрерывности должна быть «достроена» новыми ступенями, которые были бы рассчитаны на все периоды человеческой жизни. В качестве главной цели управления в данной системе обучения должно быть рассмотрено постоянное развитие творческого мышления и потенциала человека. И в центре данной системы должен находиться сам человек, его желания и, конечно же, развитие его способностей.
fb.ru
Министерство образования России Википедия
Министе́рство просвеще́ния Росси́йской Федера́ции (Минпросвещения России) — федеральный орган исполнительной власти России в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
Министерство просвещения Российской Федерации образовано в мае 2018 года и представляет собой часть существовавшего в 2004—2018 годах Министерства образования и науки (Минобрнауки), оставшуюся после выделения из него Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в качестве отдельного органа[1].
История
Управленческая структура с сопоставимыми задачами функционировала ещё в царской России и затем многократно реформировалась и преобразовывалась. Традиционно такая структура отвечала в первую очередь за общее образование в стране, но в некоторые периоды и в разной мере в сферу её ответственности входили также вопросы профессионального образования, высшей школы и науки.
Российская Империя
Министерство народного просвещения Российской империи было создано 8 сентября 1802 года (в 1817—1824 гг. в связи с присоединением Главного управления духовных дел иностранных исповеданий называлось Министерством духовных дел и народного просвещения).
Советские годы
В ноябре 1917 года образован Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР), который в марте 1946 года был переименован в Министерство просвещения РСФСР. В 1937—1989 годах в областях существовали областные отделы народного образования (ОблОНО), в районах — районные отделы народного образования (РайОНО), в городах — городские отделы народного образования (ГорОНО).
В 1988 году при объединении Министерства просвещения РСФСР и Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию создали Министерство образования РСФСР (Минобр РСФСР).
Распад СССР, 1990-е
При распаде СССР в 1991 году Минобр РСФСР превратился в Министерство образования Российской Федерации. Оно стало, по факту, правопреемником не только соответствующей инстанции РСФСР, но и общесоюзного органа — Государственного комитета СССР по народному образованию (1988—1991), образованного путём слияния трёх министерств СССР: Министерства высшего и среднего специального образования (Минвуза) СССР, Министерства просвещения СССР и Министерства профессионально-технического образования СССР.
В период до 1996 года Министерство образования Российской Федерации управляло начальным и средним (в том числе средним специальным и профессионально-техническим) образованием в РФ. За высшее и послевузовское образование и науку в этот период отвечали Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию (1993—1996) и Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993). Последнее было реорганизовано (путём передачи ему вопросов высшей школы от Министерства образования) из формально просуществовавшего две недели в ноябре 1991 года Министерства науки и технической политики РСФСР, созданного на базе Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы и Госкомитета СССР по науке и технологиям.
В августе 1996 года было решено объединить функции Министерства образования и Госкомитета по высшему образованию в новой структуре — Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (1996—1999), которое, однако, именовалось так лишь до мая 1999 года, затем последовало очередное расформирование и превращение в Министерство образования Российской Федерации.
Минобрнауки РФ, 2000-е—2010-е годы
При создании первого правительства Фрадкова указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года было образовано Министерство образования и науки (Минобрнауки) Российской Федерации. К нему перешли функции по принятию нормативных актов упразднённого этим же указом Министерства образования Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных актов упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в сфере науки) и реорганизуемого Российского агентства по товарным знакам.
Одновременно функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности были переданы в ведение создаваемых четырёх федеральных служб и агентств, подконтрольных министерству, — Федеральному агентству по образованию, Федеральному агентству по науке, Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
Министром в тот же день был назначен Андрей Александрович Фурсенко, который ещё с ноября 2003 года исполнял обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Дмитрий Ливанов и Дмитрий Медведев, июнь 2012 г.С 21 мая 2012 года Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации было преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, функции же по молодёжной политике, указом Президента Российской Федерации, перешли в Министерство образования и науки Российской Федерации[2].
Создание Министерства просвещения Российской Федерации
Во второй половине 2010-х годов периодически озвучивалась идея[3][4] разделения Минобрнауки России на два ведомства: одно ответственное за обучение и воспитание, другое — за науку.
После длительных дискуссий, 15 мая 2018 года Минобрнауки было расформировано — в результате появилость два отдельных министерства: Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Рособрнадзор и Росмолодёжь перешли в управление Правительства Российской Федерации[1].
Тем самым впервые в постсоветской истории было учреждено министерство именно под названием «Министерство просвещения Российской Федерации». На пост министра была назначена О. Ю. Васильева, ранее возглавлявшая Минобрнауки России.
Руководство
Министры
Заместители министра
Структура центрального аппарата
Органы, находящиеся в ведении Министерства просвещения
Федеральные органы власти
Консультативные органы
Примечания
Ссылки
См. также
wikiredia.ru