Образование в рб – Система образования в Республики Беларусь. Базовое и общее среднее образование в Беларуси

Система образования в Республики Беларусь. Базовое и общее среднее образование в Беларуси

Образование — стратегический ресурс государства

Беларусь находится в группе стран с очень высоким уровнем Индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире и ныне достигает 99,7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием составляет 98%. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу Беларусь вышла на уровень самых развитых стран планеты. В последние годы на образовательную систему государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.

Всего в республике насчитывается свыше 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание около 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают свыше 400 тыс. работников или каждый 10-й занятый в экономике.

Система образования Республики Беларусь

Система образования Республике Беларусь обеспечивает образование обучающихся на уровнях основного, дополнительного и специального образования.
Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования.
Дополнительное образование подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.
Классификация уровней образования Республики Беларусь соответствует Международной стандартной квалификации образования (МСКО 2011). Таким образом в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образования через всю жизнь».

В рейтинге по индексу человеческого развития Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран мира и имеет лучший результат среди стран СНГ (14 позиция вместе с Японией и Латвией).
В рейтинге по индексу уровня образования в странах мира (Education Index)  — комбинированному показателю Программы развития ООН (ПРООН)  Беларусь находится на 21 месте.

В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе.
В 2015г. Республика Беларусь вошла в Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс), что подчеркивает высокий уровень качества образования в стране.

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.
Охват детей с 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования составляет 74,4 %, в том числе в сельской местности – 49,7 %, в городской местности – 81,4 %.
В 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 972 учреждения дошкольного образования, из них 11 частной формы собственности, контингент воспитанников составляет 410,5 тыс. человек.

Общее среднее образование


Общее среднее образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

В 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 233 учреждения общего среднего образования, из них 10 частной формы собственности, контингент учащихся составляет 964,9 тыс. человек.

Среди последних тенденций системы общего среднего образования — введение профильного обучения в старшей школе.

В настоящее время в учебно-воспитательный процесс общего среднего образования прочно вошли современные информационные технологии. В ряде гимназий и школ проводится эксперимент по внедрению электронных дневников, идет формирование «облачной» информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации.

На международных предметных олимпиадах среди школьников с 2010 по 2015 годы Беларусь завоевала 199 медалей (20 золотых, 76 серебряных и 103 бронзовых).

Специальное образование

Республика Беларусь добилась неплохих результатов в организации работы с детьми с особенностями психофизического развития.
Система учреждений образования обеспечивает не только образование, но и сопровождение, реабилитацию, коррекционно-педагогическую помощь и воспитание таких детей на всех этапах их социализации и всех возрастных групп (99,2%). Более 70% детей с особенностями психофизического развития интегрированы в учреждения дошкольного и общего среднего образования.

В настоящее время функционируют 240 учреждений специального образования — они функционируют и как ресурсные центры, т.е. являются материальной, информационной, методической базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогов, работающих с такими детьми.

Профессионально-техническое образование и среднее специальное образование

Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего-специального образования, которая в отличие от других стран постсоветского пространства сохранена и успешно функционирует. Наш опыт используется в России и других государствах.
Профессионально-техническое образование: включает 166 учреждений профессионально-технического образования (профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи, профессионально-технические училища) и 40 учреждений образования других видов, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования

(ежегодный прием и выпуск составляют около 35 тыс. чел., подготовка осуществляется почти по 300 профессиям).

Среднее специальное образование: включает 119 учреждений среднего специального образования (колледжи), в том числе 12 частной формы собственности, и 94 учреждений образования других видов, реализующих образовательные программы среднего специального образования (ежегодный прием и выпуск составляют около 40 тыс. чел., подготовка осуществляется по 172 специальностям).

Высшее образование

Высшее образование, включает 52 учреждения высшего образования (университеты, академии, институты), в том числе 9 частной формы собственности. Ежегодный прием составляет более 60 тыс. чел., выпуск – свыше 80 тыс. специалистов.

Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 382 специальности высшего образования первой ступени и 331 специальность высшего образования второй ступени.

Высшее образование в Республике Беларусь может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной, в том числе дистанционной, формах.

Учреждения высшего образования организуют образовательный процесс на русском и белорусском языках. Для иностранных граждан обучение может быть организовано на английском языке.

Также в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру) и в 56 организациях Республики Беларусь, имеющих докторантуру, осуществляется подготовка научных работников высшей квалификации. Подготовка в аспирантуре, докторантуре осуществляется по 430 специальностям научных работников.

Национальные учреждения высшего образования сотрудничают более чем с 300 предприятиями внутри страны, экспортируют научно-техническую продукцию более чем в 30 государств мира: Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и другие страны.

Учреждения высшего образования по регионам

В 2012 году по инициативе Министерства образования Республики Беларусь создан Центр международного сотрудничества в сфере образования Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» (далее Центр) для решения следующих задач:

  • консультация иностранных граждан, желающих получить образование в Республике Беларусь;
  • поиск зарубежных партнеров, заинтересованных в отборе на обучение в Республике Беларусь иностранных граждан;
  • распространение информации об образовательных услугах белорусских учреждений высшего образования для иностранных граждан.

Центр уполномочен осуществлять деятельность по привлечению на обучение в белорусские учреждения образования граждан иностранных государств, а также для поиска партнеров, оказывающих посреднические услуги в различных странах мира для отбора на обучение иностранных граждан.

Кроме того, Центр выступает координатором международного взаимодействия учреждений высшего образования Республики Беларусь и других стран.

С 2017 года Центр организует проведение дистанционного обучения по программе повышения квалификации «Методика преподавания русского языка как иностранного». Целью дистанционного обучения является знакомство с современными подходами к организации обучения русскому языку как иностранному; с принципами, средствами, методами, формами организации учебной деятельности иностранных слушателей; с содержанием курса русского языка как иностранного в системе образования; с современными технологиями обучения русскому языку как иностранному.
Порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждения высшего образования

Иностранные граждане могут поступать в учреждения высшего образования для получения образования:

  1. за счет средств бюджета или на платной основе – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
  2. на платной основе – по результатам итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего образования;
  3. на платной основе – по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения языком, на котором осуществляется образовательный процесс.

Видеоролик о возможностях образования в Беларуси для иностранных граждан можно посмотреть здесь

Порядок приема граждан России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана

В соответствии с Соглашением о предоставлении равных прав гражданам государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения граждане России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана пользуются равными с гражданами Республики Беларусь правами на получение высшего и среднего-специального образования и могут участвовать в конкурсе на места для получения образования за счет бюджета и для обучения за оплату, отведенные для граждан Беларуси.

Беларусам замежжа (Лiтва, Латвiя, Польшча)

З мэтай выканання мiжведамасных пагадненняў у галiне адукацыi з Лiтоўскай Рэспублiкай, Латвiйскай Рэспублiкай i Рэспублiкай Польшча ў частцы прыёму на вучобу ў вышэйшыя навучальныя ўстановы Рэспублiкi Беларусь асоб беларускай нацыянальнасцi, якiя з’ яўляюцца грамадзянамi ўказаных дзяржаў i (або) пражываюць на ix тэрыторыi, Мiнiстэрствам адукацыi Рэспублiкi Беларусь устанаўлiваецца механiзм прыёму гэтых грамадзян i крытэрьii, якiм павiнны адпавядаць кандыдаты на вучобу.

Механiзм прыёму

Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ажыццяўляе накiраванне названай катэгорыi грамадзян на вучобу ў вышэйшыя навучальныя ўстановы Рэспублiкi Беларусь, за выключэннем навучальных устаноў ваеннага, мастацкага i музычнага профiлю, на падставе асабовых спраў на кандытатаў, прадстаўленых беларускiмi грамадскiмi арганiзацыямi (у Лiтоўскай Рэспублiцы — Згуртаванне беларускiх грамадскiх арганiзацый у Лiтве, у Латвiйскай Рэспублiцы — Саюз беларусаў Латвii, у Рэcпублiцы Польшча — Беларускае грамадска-культурнае таварыства ў Польшчы).
Прыём беларусаў замежжа на вучобу ў Рэспублiку Беларусь ажыццяўляецца згодна з устаноўленай адпаведным пагадненнем квотай:

  • для Лiтоўскай Рэспублiкi — 20 чалавек,
  • для Латвiйскай Рэспублiкi — 10 чалавек,
  • для Рэспублiкi Польшча — 40 чалавек.

На адну спецыяльнасць залiчваюцца не больш як дзве асобы ад кожнай краiны.

Беларускiя грамадскiя арганiзацыi названых краiн пры неабходнасцi (калi колькасць заяў ад кандыдатау перавышае прадугледжаную пагадненнем квоту) арганiзоўваюць правядзенне на базе навучальных устаноў, у якiх ажыццяўляецца навучанне прадстаўнiкоу беларускай дыяспары, адбор кандытатаў для накiравання на вучобу у Рэспублiку Беларусь шляхам правядзення iспытаў па прадметах у залежнасцi ад выбранай спецыяльнасцi. Пры вызначэннi iспытаў па прафiлюючых предметах неабходна кiравацца Правiламi прыёму у Вышэйшыя навучальныя ўстановы, зацверджаiымi Указам Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь ад 07.02.2006 № 80 з улiкам змяненняў i дапаўненняу. Форма правядзення iспытаў па прафiлюючых прадметах, а таксама па беларускай цi рускай мове, вызначаецца навучальнымi ўстановамi пералiчаных дзяржаў.

Крытэрыi прыему

Асабовыя справы павiнны мець пералiк дакументаў, прадугледжаных Правiламi, у тым лiку якiмi пацвярджаецца беларуская нацыянальнасць кандыдатаў (пасведчанне аб нараджэннi кандыдата або аднаго з яго бацькоў).

Cярэднi бал дакумента аб атрыманнi агульнай адукацыii i адзнакi па двух прафiлюючых прадметах павiнны быць:

  • для Лiтоўскай Рэспублiкi — не меньш як 7 балаў,
  • для Латвiйскай Рэспублiкi — не меньш як 7 балаў,
  • для Рэспублiкi Польшча — не меньш як 4 балы.

Мiнiстэрства ажыццяўляе прыём да 15 кpacaвiкa папярэднiх спiсаў кандыдатаў на вучобу ў Рэспублiку Беларусь з указаннем канкрэтных вышэйшых навучальных устаноў i абраных спецыяльнасцей, а да 13 лiпеня — асабовых спраў кандыдатаў.
Мiнiстэрства ажыццяўляе нaкipaвaннe асабовых спраў у вышэйшыя навучальныя ўстановы, падпарадкаваныя Мiнiстэрству, i ў органы дзяржаунага кiравання, у падпарадкаваннi якiх ёсць вышэйшыя навучальныя ўстановы, да 16 лiпеня для залiчэння кaндыдaтaў у лiк студэнтаў.
Заўвага: усе дакументы павiнны быць перакладзены на беларускую або рускую мову i завераны кipaўнiкaмi адпаведных устаноў.

Дополнительное образование детей и молодежи

Национальную систему дополнительного образования детей и молодежи страны сегодня представляют 318 учреждений (3 – республиканских и 315 – региональных). 133 учреждения дополнительного образования являются однопрофильными (в том числе  4 центра (дворца) художественного профиля, 17 центров технического профиля , 24 центра экологического профиля,  62 центра туристско-краеведческого профиля, 20 центров физкультурно-спортивного профиля) и 185 учреждений – многопрофильными.
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи всех типов насчитывается более 30 тыс. объединений по интересам, фактически каждый третий учащийся сегодня посещает учреждение дополнительного образования детей и молодежи.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционирует 284 коллектива, имеющих звание «заслуженный», «образцовый» и «народный».

Дополнительное образование взрослых

В 400 учреждениях образования реализуется дополнительное образование взрослых (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации).

Ежегодно осваивают содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых около 380 тысяч человек. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов организовано по всем 15 профилям образования, переподготовка кадров осуществляется по 402 специальностям. Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих (служащих) осуществляется более чем по 3,5 тыс. профессий в учреждениях образования и в иных организациях.
 

 

belarusfacts.by

Система образования в Республике Беларусь

Система образования в республике Беларусь — предмет небезосновательной национальной гордости. Правительство страны выбрало эффективную стратегию развития системы обучения. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • почти 100-процентный уровень грамотности взрослого населения.
  • 98% работающего населения имеет базовое, среднее или профессиональное образование.

По числу студентов с высшим образованием Беларусь на равных с самыми развитыми странами мира.

Система образования в РБ финансируется из госбюджета. За последние десять лет в Республике Беларусь построено свыше 300 зданий для университетов, школ, детских садов. Огромный вклад внесен в выпуск современных учебников и методических пособий, а технологические новинки в образовательных заведениях стали привычным явлением, а не диковинкой.

При этом система образования в Беларуси до сих пор находится в процессе реформирования. Цели реорганизации:

  • обеспечение всем гражданам равного доступа к образованию;
  • улучшение качества обучения;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • интеграция национальной системы образования в мировую;
  • увеличение финансирования отрасли образования.

Дошкольное

Благодаря политике государства система дошкольного образования в Беларуси успешно функционирует и постоянно совершенствуется. Уровень подготовительного обучения самый высокий в СНГ. В стране существуют государственные и частные дошкольные учреждения. В образовании активно внедряются новые технологии, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

В детских садах развивают наблюдательность и любознательность малышей, учат правильно говорить и выражать свои мысли, знакомят с культурой общения, формируют умение налаживать контакт с ровесниками и взрослыми. Воспитатели помогают освоить ориентацию во времени и пространстве, закладывают основы позитивного отношения к окружающему миру, порядку, труду и прививают любовь к родине.

В детских садах Республики Беларусь работают грамотные психологи и квалифицированные доктора, которые внимательно следят за психическим и физическим здоровьем каждого ребенка.

Частные детские садики предлагают дополнительные уроки музыки и иностранного языка.

Школьное

Система школьного образования в Беларуси делится на три этапа:

  • начальный: 1-4 классы;
  • базовый: 5-9 классы;
  • средний: 9-11 классы.

Первые две ступени обязательны. Основная цель начального образования – привитие неугасающего интереса к получению новых знаний. Обучение проходит на двух языках – русском и белорусском, но есть и школы, где преподавание ведется исключительно на родном языке. С третьего класса в школьную программу вводится иностранный язык – английский, французский или немецкий.

Основная нагрузка начинается в пятом классе. Добавляются новые дисциплины – физика, геометрия, химия, алгебра. Изучение иностранных языков проходит на продвинутом уровне. Педагоги помогают ученикам раскрыть свои способности и показывают сферы их возможного применения.

Большое внимание в белорусской системе образования уделяется физической подготовке детей. Школьные стадионы соответствуют международным нормам безопасности и санитарии.

В старших классах учеников готовят к поступлению в вузы, программы строятся в зависимости от выбранного направления обучения.

В некоторых городах Беларуси старшеклассники в учебно-производственных комбинатах могут получить рабочую специальность (повар, парикмахер, озеленитель и др.) без отрыва от школьного обучения.

Высшее

Система высшего образования в Беларуси представлена следующими типами учреждений:

  • Классический университет — готовит научных работников высшей квалификации. В программу включены фундаментальные теоретические исследования различных направлений.
  • Профильный университет — выпускает специалистов по одному или двум направлениям. В таких учреждениях можно получить диплом архитектора, дизайнера, агронома, маркетолога или финансиста.
  • Институт — проводит узкопрофильное обучение и готовит переводчиков, политологов, психологов, программистов.
  • Высший колледж — здесь можно получить лишь степень бакалавра.

В некоторых университетах, например Брестском, можно освоить две специальности одновременно.

Форма обучения в вузах очная и заочная, развивается также практика удаленного образования. Срок учебы составляет пять лет. Лекции читаются на русском и белорусском языках. Помимо государственных высших учебных заведений существуют и частные, качество образования в которых строго контролируется правительством.

На данный момент учреждения высшего образования выдают дипломы со степенью бакалавра и магистра. Дипломы докторов наук не предусмотрены.

edunews.ru

Кодекс об Образовании РБ Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 г.

 Скачать бесплатно Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 г.

Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-З от 13.01.2011 г. Содержание


  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ
    РАЗДЕЛ I
    ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    ГЛАВА 1
    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения
  • Статья 2. Основы государственной политики в сфере образования
  • Статья 3. Государственные гарантии прав в сфере образования
  • Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом
  • Статья 5. Субъекты и объекты образовательных отношений
  • ГЛАВА 2
    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ЕГО ДЕЙСТВИЕ
  • Статья 6. Законодательство об образовании
  • Статья 7. Цели законодательства об образовании
  • Статья 8. Принципы законодательства об образовании
  • Статья 9. Действие законодательства об образовании во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Статья 10. Применение законодательства об образовании по аналогии
  • ГЛАВА 3
    СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 11. Система образования
  • Статья 12. Основное образование
  • Статья 13. Дополнительное образование
  • Статья 14. Специальное образование
  • Статья 15. Получение основного и дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития
  • Статья 16. Образовательные программы
  • Статья 17. Формы получения образования
  • Статья 18. Воспитание в системе образования
  • РАЗДЕЛ II
    СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    ГЛАВА 4
    УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, КОТОРЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Статья 19. Учреждения образования
  • Статья 20. Права и обязанности учреждений образования
  • Статья 21. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений образования
  • Статья 22. Устав учреждения образования
  • Статья 23. Структура учреждения образования
  • Статья 24. Изменение вида учреждения образования
  • Статья 25. Управление учреждением образования
  • Статья 26. Полномочия руководителя учреждения образования
  • Статья 27. Организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность
  • Статья 28. Права и обязанности организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность
  • Статья 29. Государственная аккредитация учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, подтверждение государственной аккредитации
  • ГЛАВА 5
    ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • Статья 30. Обучающиеся
  • Статья 31. Основные права обучающихся
  • Статья 32. Основные обязанности обучающихся
  • Статья 33. Законные представители несовершеннолетних обучающихся
  • Статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся
  • Статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся
  • Статья 36. Социальная защита обучающихся
  • Статья 37. Принципы социальной защиты обучающихся
  • Статья 38. Меры социальной защиты обучающихся
  • Статья 39. Пользование учебниками и учебными пособиями
  • Статья 40. Обеспечение питанием
  • Статья 41. Охрана здоровья
  • Статья 42. Стипендии и другие денежные выплаты
  • Статья 43. Обеспечение одеждой, обувью и другими необходимыми средствами и предметами первой необходимости
  • Статья 44. Обеспечение местами для проживания в общежитиях
  • Статья 45. Обеспечение местами для проживания в государственных школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гимназиях-интернатах, санаторных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, вспомогательных школах-интернатах, обеспечение питанием в государственных школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, средних школах – училищах олимпийского резерва, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
  • Статья 46. Предоставление кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования
  • Статья 47. Транспортное обеспечение
  • Статья 48. Поддержка выпускников
  • Статья 49. Отпуска
  • ГЛАВА 6
    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ. ИНЫЕ РАБОТНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 50. Педагогические работники
  • Статья 51. Требования, предъявляемые к педагогическим работникам
  • Статья 52. Права педагогических работников
  • Статья 53. Обязанности педагогических работников
  • Статья 54. Иные работники учреждений образования
  • РАЗДЕЛ III
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    ГЛАВА 7
    ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Статья 55. Возникновение образовательных отношений в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования
  • Статья 56. Возникновение образовательных отношений в иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность
  • Статья 57. Общие требования к порядку приема лиц для получения образования в учреждение образования, организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования
  • Статья 58. Требования к порядку приема лиц для получения образования в иную организацию, к индивидуальному предпринимателю, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность
  • Статья 59. Договоры в сфере образования
  • Статья 60. Договор о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета
  • Статья 61. Договор о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе
  • Статья 62. Договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета
  • Статья 63. Договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего)
  • Статья 64. Договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе
  • Статья 65. Договор о переподготовке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета
  • Статья 66. Договор о переподготовке руководящего работника (специалиста) на платной основе
  • Статья 67. Договор о переподготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета
  • Статья 68. Договор о переподготовке рабочего (служащего) на платной основе
  • Статья 69. Договор о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета
  • Статья 70. Договор о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) на платной основе
  • Статья 71. Договор о повышении квалификации рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета
  • Статья 72. Договор о повышении квалификации рабочего (служащего) на платной основе
  • Статья 73. Договор о профессиональной подготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета
  • Статья 74. Договор о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе
  • Статья 75. Договор о стажировке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета
  • Статья 76. Договор о стажировке руководящего работника (специалиста) на платной основе
  • Статья 77. Договор о платных услугах в сфере образования
  • Статья 78. Изменение образовательных отношений
  • Статья 79. Прекращение образовательных отношений
  • Статья 80. Восстановление для получения образования
  • ГЛАВА 8
    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
  • Статья 81. Общественные отношения, связанные с образовательными отношениями
  • Статья 82. Государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования
  • Статья 83. Распределение выпускников
  • Статья 84. Направление на работу выпускников
  • Статья 85. Перераспределение выпускников
  • Статья 86. Последующее направление на работу выпускников
  • Статья 87. Предоставление выпускникам права на самостоятельное трудоустройство
  • Статья 88. Возмещение в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего
  • ГЛАВА 9
    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
  • Статья 89. Образовательный процесс
  • Статья 90. Язык обучения и воспитания. Изучение языков в учреждениях образования
  • Статья 91. Основные требования к организации образовательного процесса
  • Статья 92. Образовательные стандарты
  • Статья 93. Аттестация обучающихся
  • Статья 94. Научно-методическое обеспечение образования
  • Статья 95. Программно-планирующая документация воспитания
  • Статья 96. Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи
  • Статья 97. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  • ГЛАВА 10
    ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБУЧЕНИИ
  • Статья 98. Документы об образовании
  • Статья 99. Документы об обучении
  • Статья 100. Юридическое значение документов об образовании, документов об обучении
  • Статья 101. Основания для выдачи документа об образовании, документа об обучении
  • Статья 102. Признание документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установление их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь
  • Статья 103. Дубликат документа об образовании (приложения к нему, документа об обучении)
  • Статья 104. Порядок и основания отмены решения о выдаче лицу документа об образовании (документа об обучении)
  • РАЗДЕЛ IV
    УПРАВЛЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
    ГЛАВА 11
    УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 105. Цели и принципы управления в сфере образования
  • Статья 106. Государственное управление в сфере образования
  • Статья 107. Компетенция Президента Республики Беларусь в сфере образования
  • Статья 108. Компетенция Правительства Республики Беларусь в сфере образования
  • Статья 109. Компетенция Министерства образования Республики Беларусь в сфере образования
  • Статья 110. Компетенция государственных органов, подчиненных и (или) подотчетных Президенту Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в сфере образования
  • Статья 111. Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов в сфере образования
  • Статья 112. Лицензирование образовательной деятельности
  • Статья 113. Прогнозирование развития системы образования
  • Статья 114. Учет в сфере образования
  • Статья 115. Информационное обеспечение в сфере образования
  • Статья 116. Координационные и иные советы в сфере образования
  • Статья 117. Общественные объединения в сфере образования
  • ГЛАВА 12
    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 118. Международное сотрудничество в сфере образования
  • Статья 119. Внешнеторговая деятельность в сфере образования
  • Статья 120. Получение образования в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь
  • Статья 121. Академическая мобильность
  • Статья 122. Признание и установление соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств
  • Статья 123. Образовательная деятельность учреждений образования Республики Беларусь (их филиалов) на территории иностранных государств, организаций иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований (их филиалов) на территории Республики Беларусь
  • ГЛАВА 13
    КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 124. Контроль за обеспечением качества образования
  • Статья 125. Самоконтроль за обеспечением качества образования
  • РАЗДЕЛ V
    ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    ГЛАВА 14
    ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ
  • Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности
  • Статья 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность
  • Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания
  • Статья 129. Дисциплинарная ответственность обучающихся из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
  • ГЛАВА 15
    ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ
  • Статья 130. Презумпция невиновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности
  • Статья 131. Права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности
  • Статья 132. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания
  • Статья 133. Сроки применения мер дисциплинарного взыскания
  • Статья 134. Объявление решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся
  • Статья 135. Обжалование решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся
  • Статья 136. Порядок снятия и погашения мер дисциплинарного взыскания
  • РАЗДЕЛ VI
    ФИНАНСИРОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    ГЛАВА 16
    ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 137. Финансирование учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых
  • Статья 138. Приносящая доходы деятельность учреждений образования
  • ГЛАВА 17
    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 139. Материально-техническая база учреждений образования
  • Статья 140. Развитие материально-технической базы учреждений образования
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
    РАЗДЕЛ VII
    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    ГЛАВА 18
    СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 141. Система дошкольного образования
  • Статья 142. Образовательная программа дошкольного образования
  • Статья 143. Образовательные стандарты дошкольного образования
  • Статья 144. Срок получения дошкольного образования
  • ГЛАВА 19
    УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 145. Учреждения дошкольного образования
  • Статья 146. Управление учреждением дошкольного образования
  • ГЛАВА 20
    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 147. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования
  • Статья 148. Общие требования к приему лиц для получения дошкольного образования
  • Статья 149. Обучение и воспитание воспитанников в санаторно-курортных и оздоровительных организациях
  • ГЛАВА 21
    НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 150. Система научно-методического обеспечения дошкольного образования
  • Статья 151. Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования
  • РАЗДЕЛ VIII
    ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    ГЛАВА 22
    СИСТЕМА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 152. Система общего среднего образования
  • Статья 153. Образовательные программы общего среднего образования
  • Статья 154. Образовательные стандарты общего среднего образования
  • Статья 155. Срок получения общего среднего образования
  • ГЛАВА 23
    УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 156. Учреждения общего среднего образования
  • Статья 157. Управление учреждением общего среднего образования
  • ГЛАВА 24
    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 158. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования
  • Статья 159. Общие требования к приему лиц для получения общего среднего образования
  • Статья 160. Получение общего среднего образования на дому
  • Статья 161. Обучение и воспитание учащихся в организациях здравоохранения
  • Статья 162. Обучение и воспитание учащихся в санаторно-курортных и оздоровительных организациях
  • Статья 162-1. Обучение и воспитание учащихся, принимающих участие в спортивных мероприятиях
  • ГЛАВА 25
    АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 163. Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
  • Статья 164. Текущая и промежуточная аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
  • Статья 165. Итоговая аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
  • ГЛАВА 26
    НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 166. Система научно-методического обеспечения общего среднего образования
  • Статья 167. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования
  • РАЗДЕЛ IX
    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    ГЛАВА 27
    СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Статья 168. Система профессионально-технического образования
  • Статья 169. Участники образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического образования
  • Статья 170. Образовательные программы профессионально-технического образования

kodeksy-by.com

II. Национальная система образования в республике беларусь

Статья 14. Структура системы образования

Все государственные и негосударственные образовательные и воспитательные заведения на территории Республики Беларусь принадлежат к национальной системе образования республики, включающей:

— дошкольное воспитание;

— общее среднее образование;

— внешкольное обучение и воспитание;

— профессионально-техническое образование;

— среднее специальное образование;

— высшее образование;

— подготовку научных и научно-педагогических кадров;

— повышение квалификации и переподготовку кадров;

— самостоятельное образование граждан.

Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.

Статья 15. Дошкольное воспитание и обучение

Целью дошкольного воспитания и обучения системы образования в Республике Беларусь является развитие естественного желания детей учиться, стремления познавать мир, способствование физическому и духовному развитию ребенка.

Ведущая роль в дошкольном воспитании детей принадлежит семье.

В детских дошкольных учреждениях республики обеспечивается воспитание детей через их приобщение к белорусскому языку, культуре, традициям белорусского народа, культур других национальных общностей республики.

С учетом нужд семьи и общества создаются детские ясли, сады, ясли-сады с кратковременным, дневным, суточным пребыванием детей, детские учреждения семейного типа, а также учреждения интернатного типа различного профиля.

Государственные органы, предприятия, общественные объединения и отдельные граждане оказывают материальную и психолого-педагогическую помощь семье в воспитании детей.

Статья 16. Общее среднее образование

Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования и имеет целью развитие разнообразных творческих способностей личности через овладение системой знаний из главных сфер жизни, освоение основных навыков умственного и физического труда, формирование эстетического вкуса, нравственных убеждений в сочетании с надлежащим уровнем физического развития.

Система общего среднего образования включает ступени: начальную (четырехлетнюю), базовую (девятилетнюю), среднюю (одиннадцати-двенадцатилетнюю), которые могут существовать отдельно или в составе базовой или средней школы. Каждый выпускник базовой (девятилетней) школы, изъявивший желание продолжать обучение в средней школе, зачисляется в десятый класс без ограничений.

Образование начинается с шестилетнего или более позднего возраста с учетом медицинских показаний и согласия родителей.

Обучение по программе первого класса может проводиться в детских садах.

Государство в лице своих соответствующих исполнительных органов определяет минимальный уровень требований к содержанию общего среднего образования, в том числе обязательный перечень учебных дисциплин и минимальный объем их преподавания.

В учебных планах, программах и учебниках учитывается разнообразие интересов учащихся, разница их способностей. Для удовлетворения индивидуальных потребностей учеников, развития их творческих способностей вводятся индивидуальные программы, внеклассные занятия и факультативны, создаются школы (классы) с углубленным преподаванием отдельных предметов, гимназии, лицеи.

Дети-сироты получают образование в средних общеобразовательных учебных заведениях, созданных при детских домах, в том числе семейного типа, а также в школах-интернатах, находящихся на полном государственном обеспечении.

Обучение в базовых и средних школах завершается выпускными экзаменами. По их результатам выпускники базовых школ получают свидетельство, а средних — аттестат. Выпускникам средних школ (гимназий, лицеев), продемонстрировавшим отличные знания, вместе с аттестатом вручаются золотые или серебряные медали, листы за успехи в изучении отдельных предметов.

(Статья 16 — в редакции Закона от 22.03.95 г. N 3682-XII — Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., N 18, ст.200).

Статья 17. Внешкольное обучение и воспитание

С целью формирования и более полного удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей детей и подростков в образовании, духовном и физическом усовершенствовании, для организации их свободного времени и отдыха в дополнение к возможностям, которые предоставляются учебными заведениями, государственные органы, предприятия, организации, общественные объединения и отдельные граждане создают внешкольные учреждения культурно-эстетического, естественнонаучного, технического, спортивного и других направлений.

Учреждения внешкольного образования и воспитания пользуются государственной поддержкой. Их деятельность координируется органами образования.

Статья 18. Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетании с общим образованием, духовным и физическим развитием.

Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего среднего образования, на основе базового девятилетнего образования с одновременным получением общего среднего образования либо с получением только рабочей профессии.

Граждане получают профессиональное образование в профессионально-технических училищах. Профессиональное обучение может осуществляться также в учебно-производственных комбинатах, центрах, в иных учебных заведениях либо непосредственно на производстве. Обучение завершается экзаменами, при успешной сдаче которых присваивается соответствующая квалификация и выдается документ установленного образца.

Статья 19. Среднее специальное образование

Среднее специальное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена: непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев производства, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определенного квалифицированного труда, требующего не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки.

Среднее специальное образование сочетается с дальнейшей общеобразовательной подготовкой, духовным и физическим развитием учащихся.

Среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах, колледжах и иных средних специальных учебных заведениях, в том числе соединенных с учебными заведениями иных типов (профессионально-техническими или высшими).

Среднее специальное образование завершается выпускными квалификационными экзаменами с защитой дипломного проекта, иными формами итоговой аттестации учащихся. Лицам, успешно закончившим среднее специальное учебное заведение, присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом установленного образца.

Статья 20. Высшее образование

Высшее образование имеет целью подготовку специалистов для производственной и социальной сферы, которые должны владеть глубокими общенаучными и специальными знаниями в сочетании с гуманитарной, социально-политической и экономической подготовкой, необходимыми практическими навыками в избранной области деятельности.

Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионального или среднего специального образования в университетах, академиях, институтах и иных учебных заведениях.

Для отбора и подготовки молодежи для обучения при высших учебных заведениях могут создаваться лицеи, колледжи, училища, подготовительные отделения и курсы, иные подразделения и учебные заведения.

Подготовка в высших учебных заведениях ведется на базе достижений современной науки и техники, в условиях тесной интеграции учебного процесса с научной, практической (творческой) деятельностью студентов и преподавателей. С этой целью в высших учебных заведениях или при них создаются научно-исследовательские учреждения, лаборатории, учебно-производственные и исследовательские предприятия, проектные, конструкторские и технологические бюро, мастерские, иные предприятия и организации по профилю подготовки специалистов.

Обучение в высших учебных заведениях заканчивается сдачей государственного экзамена по профилю специальности и (или) защитой дипломного проекта (дипломной работы). Лицам, успешно завершившим изучение установленного цикла дисциплин, по результатам аттестации может присваиваться степень бакалавра и выдаваться соответствующий документ. Лицам, успешно закончившим высшее учебное заведение, присваивается степень магистра и (или) соответствующая квалификация, выдается диплом установленного образца.

Статья 21. Подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров

Подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров осуществляется в высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Беларусь.

По результатам аттестации присваивается квалификация исследователя, присуждается ученая степень и присваивается ученое звание.

(Статья 21 — в редакции Закона от 22.03.95 г. N 3682-XII — Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., N 18, ст.200).

Статья 22. Повышение квалификации и переподготовка кадров

Повышение квалификации предусматривает углубление профессиональных знаний и навыков граждан в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, экономического и социального развития, а также с целью удовлетворения индивидуальных потребностей граждан в повышении своей профессиональной подготовки.

Переподготовка кадров осуществляется с целью приобретения ими новых профессиональных знаний и навыков, профессий и специальностей в связи с требованиями научно-технического прогресса, структурными изменениями в производстве и социальной сфере, на рынке труда, а также с учетом индивидуальных потребностей граждан.

Повышение квалификации, переподготовка или переквалификация кадров в условиях рынка труда регулируются специальными законодательными актами Республики Беларусь, организуются государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и осуществляются в государственных и иных учебных заведениях, а также на предприятиях, в организациях.

Лицам, успешно прошедшим повышение квалификации или переподготовку, выдаются документы установленного образца.

Статья 23. Самостоятельное образование граждан

Для удовлетворения разносторонних познавательных потребностей граждан и оказания им помощи в самостоятельном образовании создаются народные университеты, школы, лектории, национально-культурные и иные центры и курсы.

Самостоятельное образование граждан осуществляется при содействии со стороны библиотек и иных информационных центров, общественных объединений, издательств и средств массовой информации.

studfiles.net

Высшее образование в Беларуси | Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Александр Лукашенко общается со студентами факультета международных отношений Белорусского государственного университета, 1 сентября 2012 года

Беларусь имеет развитую систему образования, которая обеспечивает подготовку широкого круга специалистов, готовых эффективно работать в современном мире. Уровень грамотности взрослого населения, по данным переписи 2009 года, составляет 99,6%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения — 98%. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений на 10 000 населения Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира. Высшее образование в республике является престижным и доступным.

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

государственно-общественный характер управления;

обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;

повышение качества образования для каждого.

В настоящее время в стране работает более 7 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание около 2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают более 200 тыс. педагогических работников.

Республика Беларусь в рейтинге государств по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования относится к государствам с высоким уровнем человеческого развития.

По итогам международного рейтинга университетов Webometrics (январь 2019 года) 4 университета страны вошли в ТОП – 4000, из них БГУ заняло 1119 место.

В мае 2015 г. Беларусь официально стала участником Болонского процесса – Европейского пространства высшего образования.

Высшим консультативным органом в системе высшего образования является республиканский совет ректоров высших учебных заведений (создан Указом Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2001 г. № 71).

Высшее образование в республике является престижным и при этом остается доступным. Зачисление в высшие учебные заведения осуществляется по конкурсу на основе результатов централизованного тестирования. Форма обучения может быть дневной, вечерней либо заочной. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца. Молодым специалистам, получившим высшее образование за счет средств бюджета на дневной форме обучения, гарантируется трудоустройство по полученной специальности.

Высшая школа Республики Беларусь учитывает в своем развитии мировой опыт, существующие тенденции и выполняет принятые международные обязательства. Сотрудничество осуществляется в рамках ЮНЕСКО, СНГ, Союзного государства Беларуси и Российской Федерации.

В Беларуси учреждения высшего образования могут быть различных типов: классические университеты, профильные университеты (академия, консерватория), институты, высшие колледжи.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров ведется в аспирантуре, докторантуре учреждений (организаций), реализующих образовательные программы послевузовского образования. В стране существует разветвленная сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Белорусское образование высоко ценится в мире, поэтому многие иностранные студенты выбирают для обучения образовательные учреждения Беларуси.

13 января 2011 г. Президент Республики Беларусь подписал принятый 2 декабря 2010 г. Палатой представителей и одобренный 22 декабря 2010 г. Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь об образовании. Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений. При этом нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений. Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений.

president.gov.by

Специальное образование в Республике Беларусь.

 

Специальное образование представляет собой процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.

Совершенствование системы специального образования направлено на обеспечение большей доступности и равных прав лицам с особенностями психо­физического развития на получение образования и коррекционно-педагогической помощи по месту жительства. Современный этап развития специального образования в Республике Беларусь характеризуется также активным обновлением содержания образования детей с особенностями психофизического развития, повышением его качества.

Механизм реализации конституционного права лиц с особенностями психофизического развития на образование определен в Концепции ре­формирования специального образования и программе по ее реализации, закреплен в Законе Республики Беларусь «Об образовании лиц с особен­ностями психофизического развития (специальном образовании)». Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направлен на создание необходимых условий для получения образования лицами с особенностями психофи­зического развития, социальной адаптации и интеграции указанных лиц в общество.

Всего в системе специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования обучаются и получают необходимую коррекционно-педагогическую помощь 102,4 тыс. детей, в том числе в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования – 37,5 тыс. детей, центрах коррекционно-развивающего обучения и реаби­литации, специальных школах, школах-интернатах и учреждениях, обес­печивающих получение общего среднего образования, создавших усло­вия для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития – 64,9 тыс. учащихся.

В 2005 г. работали 20 специальных и вспомогательных школ, 64 спе­циальные и вспомогательные школы-интерната, 146 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 1839 пунктов коррекционно-педагогической помощи, 250 специальных и 5113 итерированных классов; 1,7 тыс. детей с особенностями психофизического развития обучались на дому.

До начала 1990-х годов приоритетным направлением в образовании и воспитании детей-инвалидов и детей с особенностями психофизиче­ского развития являлось их обучение в специальных школах-интернатах. В основе современной государственной политики лежит их интеграция в общество, обучение в условиях обычного или специального класса мас­

совой или специальной школы, где дети получают образование в благо­приятных условиях. Уже сегодня можно говорить о реальности решения задачи интеграции общего и специального образования в единое обра­зовательное пространство, обеспечивающее реализацию равного права на образование всех детей, независимо от состояния их здоровья.

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению в учреждениях образования классов и групп интегрированного обучения и воспитания. В 1995 г. в системе образования классы и группы интегрированного обу­чения и воспитания отсутствовали, в 2004 г. на базе дошкольных учреж­дений действовали 110 интегрированных групп, в системе общего средне­го образования – 289 специальных классов, 4442 класса интегрирован­ного обучения (в 2005/2006 учебном году – 5113).

В систему общего среднего образования интегрировано 53% детей от общего количества детей школьного возраста с особенностями психо­физического развития (в 2004 г. – 47,6%). Развитие структур интегри­рованного профиля обусловило сокращение сети существующих государ­ственных специальных учреждений образования – специальных школ-интернатов.

Продолжается работа по научно-методическому обеспечению содер­жания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизи­ческого развития в возрасте до 3 лет. Важным аспектом в педагогическом сопровождении развития ребенка в этом возрасте является обучение ро­дителей педагогическим приемам и методам его воспитания, оказание психологической поддержки семье. В настоящее время специалистами центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказы­вается помощь около 700 детей с особенностями психофизического раз­вития в возрасте до 3 лет.

В целях научно-методического обеспечения деятельности учрежде­ний, обеспечивающих получение специального образования, подготов­лен ряд инструктивно-методических материалов для работы психолого-медико-педагогических комиссий; рекомендации по оценке результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получе­ние специального образования детьми с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями слуха, трудностями в обучении; методические рекоменда­ции по совершенствованию деятельности пунктов коррекционно-педагогической помощи и др. Разработаны и проходят апробацию критерии и показатели качества специального образования. Издано 438 учебных и 65 методических пособий, 131 программа. Продолжена работа по апро­бации в специальных учреждениях образования новых учебно-методиче­ских комплексов 12-летней общеобразовательной школы. Подготовлены методические рекомендации по использованию учебно-методических комплексов для детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями ре­чи 5-6 классов 12-летней школы. В целях совершенствования организа­ции питания детей с особенностями психофизического развития в спе­циальных учреждениях образования издан «Сборник научно-технологи­ческой документации по организации питания детей, обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

В 2005 г. начата реализация нового направления в работе учреждений, обеспечивающих получение специального образования, – психолого-педагогическое сопровождение выпускников в первые годы их самостоя­тельной жизни. Учреждения образования обеспечивают патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после окончания учебы. Содержание и порядок осуществления патроната регулируется Инструкцией о патронате лиц с особенностями психофизиче­ского развития.

Проведен анализ трудоустройства выпускников специальных и вспо­могательных школ (школ-интернатов). В 2005 г. специальные общеобра­зовательные школы (школы –интернаты) закончили 792 ученика, из них поступили в ПТУ – 264, ССУЗы – 89, вузы – 25. Вспомогательные шко­лы (школы-интернаты) закончили 1018 учащихся, из них продолжили обучение в ПТУ – 493, классах углубленной социальной и профессио­нальной подготовки – 182.

С целью реализации прав лиц с особенностями психофизического развития на получение профессионального образования в учреждениях профтехобразования осуществляется подготовка учащихся данной категории по 26 специальностям. В 40 профессионально-технических учеб­ных заведениях и 3 центрах профессиональной и социальной реабили­тации обучаются 2,3 тыс. учащихся с проблемами в развитии.

Актуальными для системы специального образования остаются пробле­мы разработки и внедрения информационных и коммуникационных тех­нологий в образовательный процесс, внедрение дистанционных форм обу­чения и трудоустройства лиц с особенностями психофизического развития.

pogovorim.by

Ст. 3 Кодекс об Образовании РБ Государственные гарантии прав в сфере образования 243-З от 13.01.2011 г. Кодекс Республики Беларусь об Образовании Статья 3 Комментарий

1. Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование.

2. Граждане Республики Беларусь имеют право на получение в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи (за исключением дополнительного образования детей и молодежи, получаемого в государственных детских школах искусств), дополнительного образования взрослых, получаемого при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов, образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего образования, если соответствующее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов они получают впервые, и послевузовского образования.

Категории лиц, которые получили среднее специальное, высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и имеют право на получение второго и последующих соответственно среднего специального, высшего образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, определяются Президентом Республики Беларусь.

3. Второе и последующее профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование, дополнительное образование взрослых, получаемое при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), могут быть получены при условии обучения по иной специальности (направлению специальности, специализации, профессии).

4. Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.

5. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающие на территории иностранных государств, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь, имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь. Несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, имеют право на дошкольное, общее среднее и специальное образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

6. Для получения образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь принимаются только граждане Республики Беларусь, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь.

7. Право граждан Республики Беларусь на образование обеспечивается:

7.1. развитием сети учреждений образования;

7.2. созданием социально-экономических условий для получения образования в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, в том числе бесплатного;

7.3. финансированием из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования;

7.4. сохранением в государственных учреждениях образования мест, предназначенных для получения образования гражданами за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

7.5. установлением ежегодно учредителями государственных учреждений образования, государственных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, контрольных цифр приема для получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

7.6. созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся;

7.7. предоставлением возможности выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;

7.8. созданием необходимого количества мест в организациях для прохождения практики, производственного обучения обучающихся;

7.9. созданием специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их интеграции в общество, социализации;

7.10. развитием системы кредитования граждан, получающих образование на платной основе.

kodeksy-by.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *