6. Конституционные основы экологического права.
Ст.9: «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»
Ст. 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»
Ст. 72: «1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
7. Общая характеристика Закона рф “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г.
12 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон ≪Об охране окружающей среды≫ и с этого дня утратил силу действовавший ранее Закон ≪Об охране окружающей природной среды≫. Данный Закон определяет задачи всего природоохранительного законодательства РФ, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, в целях удовлетворения потребностей общества. В ст. 1 Закона содержится перечень определений. К природопользованию
теперь относятся не только действия по ее хозяйственной эксплуатации, но и воздействие на данные природные объекты. В ст. 2 сформулированы принципы охраны окружающей среды, среди которых доминирует принцип приоритета жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения. Данные принципы реализуются в содержании всего законодательства об охране окружающей среды. Закон закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Статья 11 Закона говорит о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. В ст. 15-24 Закона определен экономический механизм охраны окружающей среды. Сюда включаются планирование, финансирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицензирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на природопользование и платность использования природных ресурсов, экологическое страхование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.Закон ≪Об охране окружающей среды≫ содержит общие положения, касающиеся порядка проведения государственной и общественной экологической экспертизы. В нем предусмотрены экологические требования строительства, проектирования, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. Выполнение данных требований позволяет предотвратить причинение вреда окружающей природной среде. Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей среды на территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная глава содержит общие положения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственныеприродные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зеленые зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны. Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля. Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.
studfiles.net
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика.
Ныне действующий закон был принят 10 января 2002 года, пришёл он на смену закона РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды».
До сих пор существует множество дебатов о том, лучше ли этот закон, чем предыдущий.
К семинарским занятиям – по поводу критики действующего закона много статьей (Бренчук, Дубовик об этом писали…).
Закон 1991 года назывался «Об охране окружающей природной среды», новый – «Об охране окружающей среде», без «природной».
Существовал предыдущий чуть больше десяти лет, новый на данный момент тоже.
Между понятиями природы и окружающей среды много отличий. Природа – это только естественные компоненты, которые произошли без влияния человека. А окружающая среда – это естественные плюс антропогенные компоненты (зданий, памятники, земля, атмосферный воздух – это всё окружающая среда).
Поэтому когда законодатель убрал слова «природную», то получается, что, наверное, и здания тоже надо охранять.
При этом в первой статье даются понятия и антропогенных объектах. При этом сам закон не посвящён антропогенным объектам.
Уже само название порождает множество проблем.
Авторы некоторых учебных пособий говорят о том, что ряд причин в 2002 года побудил законодателя принять новый закон (хотя в него столько изменений было внесено, однако лектор считает, что ничего особенно не улучшилось – даже несмотря на то, что вносились изменения регулярно).
Причины, побудившие разработать новый закон.
1) Считается, что в законе 1991 года существовало большое количество декларативных положений.
2) Во-вторых, с принятием в 1993 году Конституции появилась необходимость привести экологическое законодательство в соответствии с нормами Конституции, причём по нескольким направлениям (появлением множества форм собственности, там было право на здоровую и безопасную окружающую среду, а в Конституции – благоприятная).
3) Необходимо в законе уточнить компетенцию органов государственной власти, исполнительной власти.
4) После распада СССР стали проводиться различные реформы в стране социального и экономического характера, что надо было отразить в законе.
5) Необходимо было закрепить два таких положения, как: 1) процедура оценки воздействия на окружающую среду (это процедура ОВОЗ) и 2) процедура экологической экспертизы.
В 1993 году был принят закон, в 1995 году стали говорить, что нуждается в доработки и привлекались учёные, множество вариантов было предложено. Принимали участие Боговлюбов, Бренчук, Дубовик в этих комиссиях, и когда они увидели проект – они были удивлены, так как все их пожелания не были учтены.
Критика закона 1991 года не вся была учтена.
Закон состоит из 16 глав и 84 статей.
Содержание полистаем сами.
В преамбуле говорится, что закон определяет правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Там многое идёт к контексте идеи устойчивого развития.
Имеющиеся достоинства (весьма условны):
1. Законодатель стремился обеспечить комплексное регулирование в охране окружающей среды (хотя это тоже достаточно условно и в законе отсутствуют процессуальные нормы). Закон 1991 года по содержанию и значимости был приближен к кодексу, а нынешний от этого далёк.
2. В законе 2002 года закреплены положения, посвящнные процедуре ОВОЗ и экологической экспертизе. Помимо этого, закон содержит положения об экологической сертификации и об экологическом аудите (это – новеллы, появившиеся в 2002 году). Но ни сертификация, ни экологический аудит не получили должного развития; а аудит вообще даётся сугубо понятием.
3. В концепции продолжения идей устойчивого развития в законе появляются положения о необходимости нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (человек должен ограничивать своё потребление природной среды). В числе экологического контроля впервые предусмотрены положения о нормировании допустимости изъятия компонентов природной среды, впервые – и нормативы по недрам (раньше по лесам были, а по недрам – нет).
4. Содержание статьи 36 закона говорит, что при проектировании необходимо учитывать наилучшие существующие технологии (и написано, что это такая технология, которая основана на последних достижениях науки и техники, наименьшее воздействие на окружающую среду…).
При внедрении этих наилучших существующих технологий хозяйствующий субъект может иметь налоговые льготы, а также возможно снижение платы за загрязнение и использование окружающей среды (это – экономические стимулы).
5. Статья 65, которая закрепляла положения о проведении государственного экологического контроля – в нём закреплялся принцип разъединения в полномочиях функции использования природных ресурсов и функции контроля. То есть для того, чтобы повысить эффективность контроля, был принцип. Это было достижением 2002 года – но в 2011 году этот принцип убрали.
Министерство природных ресурсов и экологии – оно и по использованию природных ресурсов, и в его ведении находится служба по контролю.
Недостатки действующего закона:
1)а Содержит множество декларативных положений и норм (не устранён недостаток 1991 года закона).
2) В нём содержится большое количество норм отсылочного характера. Некоторые положения требует разработки целого пакета нормативных актов – но должной проработки получены были далеко не все нуждающиеся в том положения.
3) В нём не использованы современные средства юридической техники (юридическая техника хромает).
4) Не регулируются процессуальные отношения (хотя есть претензия на то, что это – комплексный закон).
5) Закон изобилует стилистическими погрешностями.
В силу этих дефектов он не может реализовывать свою роль и его нельзя назвать эффективным.
studfiles.net
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика.
Ныне действующий закон был принят 10 января 2002 года, пришёл он на смену закона РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды».
До сих пор существует множество дебатов о том, лучше ли этот закон, чем предыдущий.
К семинарским занятиям – по поводу критики действующего закона много статьей (Бренчук, Дубовик об этом писали…).
Закон 1991 года назывался «Об охране окружающей природной среды», новый – «Об охране окружающей среде», без «природной».
Существовал предыдущий чуть больше десяти лет, новый на данный момент тоже.
Между понятиями природы и окружающей среды много отличий. Природа – это только естественные компоненты, которые произошли без влияния человека. А окружающая среда – это естественные плюс антропогенные компоненты (зданий, памятники, земля, атмосферный воздух – это всё окружающая среда).
Поэтому когда законодатель убрал слова «природную», то получается, что, наверное, и здания тоже надо охранять.
При этом в первой статье даются понятия и антропогенных объектах. При этом сам закон не посвящён антропогенным объектам.
Уже само название порождает множество проблем.
Авторы некоторых учебных пособий говорят о том, что ряд причин в 2002 года побудил законодателя принять новый закон (хотя в него столько изменений было внесено, однако лектор считает, что ничего особенно не улучшилось – даже несмотря на то, что вносились изменения регулярно).
Причины, побудившие разработать новый закон.
1) Считается, что в законе 1991 года существовало большое количество декларативных положений.
2) Во-вторых, с принятием в 1993 году Конституции появилась необходимость привести экологическое законодательство в соответствии с нормами Конституции, причём по нескольким направлениям (появлением множества форм собственности, там было право на здоровую и безопасную окружающую среду, а в Конституции – благоприятная).
3) Необходимо в законе уточнить компетенцию органов государственной власти, исполнительной власти.
4) После распада СССР стали проводиться различные реформы в стране социального и экономического характера, что надо было отразить в законе.
5) Необходимо было закрепить два таких положения, как: 1) процедура оценки воздействия на окружающую среду (это процедура ОВОЗ) и 2) процедура экологической экспертизы.
В 1993 году был принят закон, в 1995 году стали говорить, что нуждается в доработки и привлекались учёные, множество вариантов было предложено. Принимали участие Боговлюбов, Бренчук, Дубовик в этих комиссиях, и когда они увидели проект – они были удивлены, так как все их пожелания не были учтены.
Критика закона 1991 года не вся была учтена.
Закон состоит из 16 глав и 84 статей.
Содержание полистаем сами.
В преамбуле говорится, что закон определяет правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Там многое идёт к контексте идеи устойчивого развития.
Имеющиеся достоинства (весьма условны):
1. Законодатель стремился обеспечить комплексное регулирование в охране окружающей среды (хотя это тоже достаточно условно и в законе отсутствуют процессуальные нормы). Закон 1991 года по содержанию и значимости был приближен к кодексу, а нынешний от этого далёк.
2. В законе 2002 года закреплены положения, посвящнные процедуре ОВОЗ и экологической экспертизе. Помимо этого, закон содержит положения об экологической сертификации и об экологическом аудите (это – новеллы, появившиеся в 2002 году). Но ни сертификация, ни экологический аудит не получили должного развития; а аудит вообще даётся сугубо понятием.
3. В концепции продолжения идей устойчивого развития в законе появляются положения о необходимости нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (человек должен ограничивать своё потребление природной среды). В числе экологического контроля впервые предусмотрены положения о нормировании допустимости изъятия компонентов природной среды, впервые – и нормативы по недрам (раньше по лесам были, а по недрам – нет).
4. Содержание статьи 36 закона говорит, что при проектировании необходимо учитывать наилучшие существующие технологии (и написано, что это такая технология, которая основана на последних достижениях науки и техники, наименьшее воздействие на окружающую среду…).
При внедрении этих наилучших существующих технологий хозяйствующий субъект может иметь налоговые льготы, а также возможно снижение платы за загрязнение и использование окружающей среды (это – экономические стимулы).
5. Статья 65, которая закрепляла положения о проведении государственного экологического контроля – в нём закреплялся принцип разъединения в полномочиях функции использования природных ресурсов и функции контроля. То есть для того, чтобы повысить эффективность контроля, был принцип. Это было достижением 2002 года – но в 2011 году этот принцип убрали.
Министерство природных ресурсов и экологии – оно и по использованию природных ресурсов, и в его ведении находится служба по контролю.
Недостатки действующего закона:
1)а Содержит множество декларативных положений и норм (не устранён недостаток 1991 года закона).
2) В нём содержится большое количество норм отсылочного характера. Некоторые положения требует разработки целого пакета нормативных актов – но должной проработки получены были далеко не все нуждающиеся в том положения.
3) В нём не использованы современные средства юридической техники (юридическая техника хромает).
4) Не регулируются процессуальные отношения (хотя есть претензия на то, что это – комплексный закон).
5) Закон изобилует стилистическими погрешностями.
В силу этих дефектов он не может реализовывать свою роль и его нельзя назвать эффективным.
studfiles.net
Федеральный закон “Об охране окружающей среды”
Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, принятый 10 января 2002 г., является систематизированным, комплексным нормативно- правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
Общая характеристика закона
Этот закон определил основные задачи и механизм регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и человека. Он заложил основы прогрессивного развития экологического законодательства как законодательства нового поколения. Для этого закона характерно наличие следующих особенностей:
Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. Он формулирует основные положения, которые позволяют предупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований. К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственность за экологические правонарушения.
Закон является базовым нормативным актом, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Отдельные разделы этого закона впоследствии стали основой для разработки других федеральных законов и иных нормативных актов экологического законодательства.
Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вредного воздействия окружающей среды на организм человека. С этой точки зрения действуют основные правовые институты охраны окружающей среды. В частности, здоровье человека является основным критерием при установлении экологических нормативов.
Закон исходит из научно обоснованного сочетания экологи-
ческих и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов общества является основополагающим в концепции устойчивого развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг. В нашем законодательстве этот принцип нашел отражение в такой компромиссной формулировке
Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия. Такое сочетание позволяет, с одной стороны, государству контролировать деятельность природопользователей, так как природные ресурсы являются достоянием всего общества, с другой стороны, внедрение рыночных механизмов создает предпосылки для рационального использования природных ресурсов.
Закон состоит из преамбулы, 16 глав и в84 статей.
Нормативные акты по рациональному Природопользованию
Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсные.
Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.
В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ, Закон РФ “О недрах”, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, Федеральный закон “О животном мире”.
Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков.
1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объектом собствен-
ности, но они являются специфическим объектом собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов.
Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия “охрана и рациональное использование природного ресурса”.Какие качества природного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т.д. Если вода используется как судоходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения. Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является ее пригодность для питья, т.е. чистота.
Выполнение любых предписаний невозможно без наличия ответственности. Норма права — это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства.
Указанные законодательные акты предусматривают ответственность за нарушение соответствующего законодательства (земельного, водного, лесного т.д.), причем меры ответственности могут иметь свои специфические особенности.
Рассмотрим подробнее два основных природоресурсных федеральных закона.
Земельный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий:
поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям;
защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;
предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.
Водным кодексом РФ предусмотрены следующие обязанности водопользователей: рационально использовать водные объекты; не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нане-
сения вреда здоровью людей и окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.
Водным кодексом РФ предусмотрено, что “лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации” (ст. 130). Если нанесен ущерб водному объекту, то лица, виновные в этом, обязаны возместить ущерб.
Вопросы для самопроверки
Назовите основные нормативно-правовые акты, которые регулируют использование отдельных природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.
Охарактеризуйте основные этапы формирования российского законодательства.
Дайте общую характеристику Федерального закона “Об охране окружающей среды”.
Какие общественные отношения регулируются природоресурсными нормативными актами?
Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.
Дайте характеристику Водного кодекса РФ.
Какие обязанности землепользователей предусмотрены Земельным кодексом РФ?
studfiles.net
Общая характеристика Закона РФ “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г.
12 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон ≪Об охране окружающей среды≫и с этого дня утратил силу действовавший ранее Закон ≪Об охране окружающей природной среды≫. Данный Закон определяет задачи всего природоохранительного законодательства РФ, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, в целях удовлетворения потребностей общества. В ст. 1 Закона содержится перечень определений. К природопользованиютеперь относятся не только действия по ее хозяйственной эксплуатации, но и воздействие на данные природные объекты. В ст. 2 сформулированы принципы охраны окружающей среды,среди которых доминирует принцип приоритета жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения. Данные принципы реализуются в содержании всего законодательства об охране окружающей среды. Закон закрепляет право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Статья 11 Закона говорит о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. В ст. 15-24 Закона определен экономический механизм охраны окружающей среды. Сюда включаются планирование, финансирование, обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, лицензирование, учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, установление лимитов на природопользование и платность использования природных ресурсов, экологическое страхование, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и т. д.
Закон ≪Об охране окружающей среды≫ содержит общие положения, касающиеся порядка проведения государственной и общественной экологической экспертизы.В нем предусмотрены экологические требования строительства, проектирования, реконструкции, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. Выполнение данных требований позволяет предотвратить причинение вреда окружающей природной среде. Глава 9 Закона посвящена чрезвычайным экологическим ситуациям и мерам по восстановлению окружающей средына территориях, объявленных зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического кризиса. Данная глава содержит общие положения правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов. К ним относятся государственныеприродные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники, редкие растения и животные, зеленые зоны; курортные и лечебно-оздоровительные зоны. Специальный раздел Закона (ст. 68-72) посвящен вопросам экологического контроля.Закон также регулирует вопросы экологического воспитания, образования, организации научных исследований, а также вопросы ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, и еще вопросы международного сотрудничества области охраны окружающей среды.
8. Законы как источники экологического права.
Законы:
1) природоохранного и природоресурсного законодательства
— ФЗ «об охране ОС»
— Водный Кодекс РФ (отменил лицензирование на водопользование. Водные объекты, кроме прудов и обводнённых карьеров — в фед. собств-сти. Увеличилось кол-во водных О-ктов, кот. м.б. в частн. собств-сти)
— Лесной кодекс РФ (отменил понятие «древесно-кустарниковой растит-сти»; земли лесного фонда признаны фед. собств-стью; отмена разрешительной документации на лесопользование)
— Закон «о недрах» (все недра в гос. собств-сти; ввод лицензий на добычу полезных ископаемых)
2) законодательство других отраслей
— НК (предусмотрены налоги и сборы в отнош. прир-х рес-сов и О-ктов)
9. Подзаконные нормативные правовые акты (кроме законов) как источники экологического права.
—указы Президента
— постановл-я Пр-ва
— ведомственные нпа.
Внастоящее время значение указов президента заключается в установлении организационной структуры фед.органов исполнительной власти .
Функции органов исполнительной власти: -нормотворчество-министерство прир.ресурсов и эколоии
—гос услуги-агенство по недрам польз-я
—контроль и надзор – фед.служба по контролю и надзору в сфере природопол-я
Значения Постановления правительства
Детализация и конкретизация положений фед.закон-ва + реализация указов през-та
Ведомства в НПА в области экологии разрабатываются и принимаются как правило мин-ом прир-х ресурсов и экологии РФ в форме разл приказов методик.
10. Государственное управление в области охраны окружающей среды.
К управленческие ф-ии в обл охраны окр среды и прородопользования осущ-ся органами гос власти и МСУ.
В соот с гл2 ФЗ Об охране ОС к функциям ОГВ в том числе федер-х и регион-х отностяся:
1)нормотрворчество 2) гос-й экол-й мониторинг 3) гос экол контроль 4) экол нормирование 5)экол экспертиза 6) плата за негативное воздействие на окр среду 7) образование особо охр прир тер-й в том числе ведение в красную книгу 8)обращение в суд с требованиями об ограничении либо прекращении деят-ти осущ-й с нарушением законодательсва 9)предявление исковых требований.
Функции органов МСУ
1)сбор вызовбытовых отходов и мусора 2)утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов 3)организацие мероприятий по охране окр среды.
Сущ несколько класс-й системы органов гос управ-я: в зависимости от компетенции- органы общей компетенции (фед собрание,презилент,правительство РФ.
Органы спец.компетенции (министерство прродных ресурсов и экологии. Фед служба по надзору природопользования)
В зависимости от фед-го или регионального уровня урправления: — федеральные; — региональные органы исп власти.
Возглавляет структуру органов исп власти в области экол-х отношений – Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Компетенция Фед службы по надзору с сфере природопользования.
Яв-ся основным органом гос экологического надзора.Так например осущ-ет контроль в отношении лесов,водных объектов,недр.
Компетенция Фед службы по экологич и атомному надзору.
1)осущ ведение гос кадастра опасных отдохов.
2) выдает разрешения на выбросы и сбросы запрещающих в-в в окр.среду
3)проводитгос экол.экспертизу
Компетенция Фед агентства водных ресурсов
1)заключает договоры водопользования
2)осущ гос рег-ю договоров водопользования
3) принимает решения о предоставлении и прекращении права водопользования
4) осущ-ет гос мониторинг водных объектов
Компетенция фед агентства по недропользованию
1)осущ проведение торгов по предоставлению недр в пользование
2)выдает лицензии на недропользование
3)осущ-ет ведение гос кадастра месторождения полезных ископаемых
Компетенция фед агентства лесного хоз-ва
Нах-ся ведении мин-ва с/х РФ.
В наст время данное агентство рассматривает: 1) материалы о переводе земель лесного фонда в состав земель др категории
2) осущ отнесения лесов к эксплуатационным резервным и защитным
3)проводит мониторинг лесов
В РТ действуют 3 органа исп власт:
1)министерства экологии и прир ресурсов
2) мин-во лесного хозяйства РТ
3) мин-во земельных и имущ-х отношений (осущ предоставление земельных уч-в гражданам
11. Понятие и особенности права собственности на природные объекты.
Институт права собственности яв-ся комплексным.
Пр. собств-сти на прир. рес-сы поним-ся в 2-х аспектах:
— как объективное ПС. Это сист. пр. норм, регулирующих отнош-я по владению, польз-ю и распоряж-ю прир-ми рес-сами. Форма проявл-я – нпа (ГК,ЗК,ЛК,ВК)
— как субъективное ПС. Это совок-сть правомочий собственника по влад-ю, польз-ю, распоряж-ю принадлежащими ему прир-ми рес-сами по своему усмотр-ю. В его основе лежит воля собственника, которая в отношении прир-х рес-сов не явл-ся безграничной. Она ограничена О-ктивным правом собств-сти. Не яв-ся абсолютным.
Особенность ПС на природные ресурсы закл-ся в том что в закон-ве закреп-ся положения направленные на установления обяз-тей и ограничение прав собственников прир.ресурсов.Напр.ст209 ГК во всех природоресурсных нпа закреплен принцип целевого использования прир-х ресурсов,обяз-ти пользователей.
Содержание ПС составляет 3 полномочия
-владение (фактическое обладание прир.ресурсом)
-пользование (закл-ся в извлечении из прир-х ресурсов полезных свойств,например добыча полезных ископаемых)
-распоряжение (возможность определить юр.судьбу прир.ресурса)
Действующее закон-во предусматривает 1)что если отсутствует 1 из 3х правомочий то отсутствует и само право собственности.2) отсутствие полномочия распоряженияàвозникают ограниченные вещные права, производные от право собственности. Напр.право пост.бессрочного пользования.
Объекты ПС
— недвижимые вещи (в соот.со ст.130 гк это только земельные участки и участки недр) До 1 янв 2007 лесные участки и обособленные водные объекты тоже относились к недвижимым вещам
— движимые вещи (полезные ископаемые, заготовленная древесина, объекты животного мира и др)
Пр. собств-сти на прир. О-кты мб:
— частной ( определяется как собственность грждан и юр.лиц)
-мун. (определяется как собственность городских, сельских насел.пунктов и др.МО)В мун.собсвености нахся: зем.участки,пруды и обводненные карьеры, леса,произрастающие на землях МО, заказники, памятники природы и др.
.- гос
12. Право государственной собственности на природные объекты.
Государственная собственность на природные ресурсы яв-ся основной формой собственности среди др. в отношении природных ресурсов. ГС установлена практически на все природные ресурсы.
2 вида:
— Фед собств-сть
— Собств-сть С-ктов.
В искл. фед. собств-сти мб:
— леса, нах-ся на землях лесного фонда
— водные О-кты (кроме прудов и обводнённых карьеров)
— участки недр федерального знач-я
— О-кты животного мира, перечень кот-х утвержд. пр-вом РФ это животные занесенные в красную книгу или нах-ся на особо охр.прир.тер-х)
В собств-си С-ктов:
— леса, произрастающие на землях С-ктов.
— пруды и обводнённые карьеры
— участки недр, не отнесённые к фед. перечню.
— О-кты жив-го мира, не попадающие под фед. перечень.
Право гос. собств-сти осущ-ся через орг. исп. вл. : Например на фед.уровне — прав-во, соответствующие агентства (фед. агентство по недропольз-ю; фед. агентство по управл-ю гос-ным им-вом). На уровне субъектов РФ — право собств-сти осущ. региональный орг. исп. вл. В РТ — кабмин, мин-во земельных и им-ных отнош-ий, мин-во экологии и прир-х ресурсов.
infopedia.su
Характеристика ФЗ «Об охране окружающей среды». — КиберПедия
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права <42>. Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы этого механизма — экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль и некоторые другие — служат достижению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.
Экологические правоотношения.
Экологические правоотношения– это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированной нормами экологического и смежных отраслей права.
Структура экологических правоотношений.
Структура экологических правоотношений включает в себя объекты, субъекты правоотношения и его содержание.
Общая характеристика субъектов ЭП.
Субъектом же экологического правоотношения может лишь то лицо, которому законом дан допуск к участию в тех или иных экологических правоотношениях. Например, субъектами правоотношений по приоритетному пользованию животным миром могут быть лишь граждане, принадлежащие к группам населения коренных малочисленных народов, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования животного мира.
Общая характеристика объектов ЭП.
Под объектами правоотношений в правовой литературе традиционно понимается то, по поводу чего складывается данное правоотношение. А поскольку правоотношения складываются либо по поводу каких-нибудь объектов материального мира, либо по поводу какого-то определенного порядка, то и в экологических правоотношениях объекты бывают двух основных видов:
а) природные объекты в виде их элементов, целостных объектов, природных комплексов и окружающей природной среды в целом;
б) порядок эксплуатации и охраны этих объектов.
Прокуратура.
Большая роль в защите экологических прав граждан в настоящее время принадлежит органам прокуратуры. Прокурорская проверка исполнения поднадзорными органами и организациями экологических норм законодательства – основная форма деятельности прокуратуры по выявлению фактов нарушения экологических прав граждан. Сведения, полученные в результате проведения проверок, служат основой дальнейшей работы прокурора, направленной на пресечение выявленных нарушений закона и привлечение к установленной ответственности лиц, совершивших эти нарушения. В целях упорядочения осуществления надзора за исполнением экологических норм законодательства и соблюдением экологических прав граждан представляется возможным выделение трех основных видов прокурорских проверок в зависимости от направлений деятельности государственных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в сфере обеспечения экологической безопасности.
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности и, в частности, входящих в нее органов Пограничной службы РФ, таможенных органов РФ. Проведение ими оперативно-розыскных мероприятий допускается при наличии, в частности, информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.
Экологическая милиция.
Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды — организационная правоохранительная структура в составе МВД России по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды.
cyberpedia.su
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика — Мегаобучалка
Ныне действующий закон был принят 10 января 2002 года, пришёл он на смену закона РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды».
До сих пор существует множество дебатов о том, лучше ли этот закон, чем предыдущий.
К семинарским занятиям – по поводу критики действующего закона много статьей (Бренчук, Дубовик об этом писали…).
Закон 1991 года назывался «Об охране окружающей природной среды», новый – «Об охране окружающей среде», без «природной».
Существовал предыдущий чуть больше десяти лет, новый на данный момент тоже.
Между понятиями природы и окружающей среды много отличий. Природа – это только естественные компоненты, которые произошли без влияния человека. А окружающая среда – это естественные плюс антропогенные компоненты (зданий, памятники, земля, атмосферный воздух – это всё окружающая среда).
Поэтому когда законодатель убрал слова «природную», то получается, что, наверное, и здания тоже надо охранять.
При этом в первой статье даются понятия и антропогенных объектах. При этом сам закон не посвящён антропогенным объектам.
Уже само название порождает множество проблем.
Авторы некоторых учебных пособий говорят о том, что ряд причин в 2002 года побудил законодателя принять новый закон (хотя в него столько изменений было внесено, однако лектор считает, что ничего особенно не улучшилось – даже несмотря на то, что вносились изменения регулярно).
Причины, побудившие разработать новый закон.
1) Считается, что в законе 1991 года существовало большое количество декларативных положений.
2) Во-вторых, с принятием в 1993 году Конституции появилась необходимость привести экологическое законодательство в соответствии с нормами Конституции, причём по нескольким направлениям (появлением множества форм собственности, там было право на здоровую и безопасную окружающую среду, а в Конституции – благоприятная).
3) Необходимо в законе уточнить компетенцию органов государственной власти, исполнительной власти.
4) После распада СССР стали проводиться различные реформы в стране социального и экономического характера, что надо было отразить в законе.
5) Необходимо было закрепить два таких положения, как: 1) процедура оценки воздействия на окружающую среду (это процедура ОВОЗ) и 2) процедура экологической экспертизы.
В 1993 году был принят закон, в 1995 году стали говорить, что нуждается в доработки и привлекались учёные, множество вариантов было предложено. Принимали участие Боговлюбов, Бренчук, Дубовик в этих комиссиях, и когда они увидели проект – они были удивлены, так как все их пожелания не были учтены.
Критика закона 1991 года не вся была учтена.
Закон состоит из 16 глав и 84 статей.
Содержание полистаем сами.
В преамбуле говорится, что закон определяет правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Там многое идёт к контексте идеи устойчивого развития.
Имеющиеся достоинства (весьма условны):
1. Законодатель стремился обеспечить комплексное регулирование в охране окружающей среды (хотя это тоже достаточно условно и в законе отсутствуют процессуальные нормы). Закон 1991 года по содержанию и значимости был приближен к кодексу, а нынешний от этого далёк.
2. В законе 2002 года закреплены положения, посвящнные процедуре ОВОЗ и экологической экспертизе. Помимо этого, закон содержит положения об экологической сертификации и об экологическом аудите (это – новеллы, появившиеся в 2002 году). Но ни сертификация, ни экологический аудит не получили должного развития; а аудит вообще даётся сугубо понятием.
3. В концепции продолжения идей устойчивого развития в законе появляются положения о необходимости нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (человек должен ограничивать своё потребление природной среды). В числе экологического контроля впервые предусмотрены положения о нормировании допустимости изъятия компонентов природной среды, впервые – и нормативы по недрам (раньше по лесам были, а по недрам – нет).
4. Содержание статьи 36 закона говорит, что при проектировании необходимо учитывать наилучшие существующие технологии (и написано, что это такая технология, которая основана на последних достижениях науки и техники, наименьшее воздействие на окружающую среду…).
При внедрении этих наилучших существующих технологий хозяйствующий субъект может иметь налоговые льготы, а также возможно снижение платы за загрязнение и использование окружающей среды (это – экономические стимулы).
5. Статья 65, которая закрепляла положения о проведении государственного экологического контроля – в нём закреплялся принцип разъединения в полномочиях функции использования природных ресурсов и функции контроля. То есть для того, чтобы повысить эффективность контроля, был принцип. Это было достижением 2002 года – но в 2011 году этот принцип убрали.
Министерство природных ресурсов и экологии – оно и по использованию природных ресурсов, и в его ведении находится служба по контролю.
Недостатки действующего закона:
1)а Содержит множество декларативных положений и норм (не устранён недостаток 1991 года закона).
2) В нём содержится большое количество норм отсылочного характера. Некоторые положения требует разработки целого пакета нормативных актов – но должной проработки получены были далеко не все нуждающиеся в том положения.
3) В нём не использованы современные средства юридической техники (юридическая техника хромает).
4) Не регулируются процессуальные отношения (хотя есть претензия на то, что это – комплексный закон).
5) Закон изобилует стилистическими погрешностями.
В силу этих дефектов он не может реализовывать свою роль и его нельзя назвать эффективным.
megaobuchalka.ru