Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»
Статья из опыта работы
«Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»
Подготовила: учитель истории и обществознания, педагог-психолог Кузьмина Ольга Владимировна; учитель русского языка и литературы Кузьмина Татьяна Георгиевна |
Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания.
Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, не смотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, возросла их практическая значимость.
По-прежнему, опыт социально-экономического, политического и духовного развития предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием социализации подрастающего поколения
Для выстраивания образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами необходимо внедрение новых технологий обучения.
Одной из таких технологий является интеграционный подход в обучении. Подход предлагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных ученых предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения.
Мы с вами постоянно сталкиваемся с конфликтами на расовых, этнических почвах, проблемах взаимодействия и взаимоотношений между учащимися. Все эти вопросы, проблемы нам приходится решать ежедневно.
Я хочу предложить вашему вниманию мой опыт работы, как я интегрирую обществознание и психологию. Тема урока «Одноклассники, сверстники, друзья».
Цель и задачи урока:
Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице).
Задачи.
Предметные:
формировать чувства гражданственности, общности;
систематизировать важные жизненные ценности, правил поведения;
показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей.
Метапредметные:
развивать способности сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную;
развивать способности к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе;
развивать способности к выполнению в повседневной жизни этических норм;
развивать память, внимание, умение рассуждать, мыслить, работать с текстом.
Личностные:
развивать личностную самостоятельность при осуществлении выбора;
формировать такие личные качества, как альтруизм, сочувствие, умение слушать и слышать собеседника при споре, дискуссии, умение выражать свою точку зрения.
Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений.
Мы с ребятами сформулировали следующие вопросы, на которые ответим в конце урока:
Какую роль в жизни человека играют одноклассники?
Что такое настоящая дружба?Чем она проверяется?
Нужно ли учиться дружить?
Можно ли этому научиться?
Урок выстраивала в формате виртуальное путешествие. Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших лесах и болотах есть одно волшебное место, называется «дружба». Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо целый день, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя.
На карте обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!
1. «Поляна одноклассников». Выясняем в чем разница между понятиями одноклассники, сверстники, друзья, что объединяет их.
Одноклассники – сложное слово, состоящее из 2 простых, что оно означает? Что объединяет одноклассников? Можно ли выбирать одноклассников? *Сколько лет Диме? Алине? Значит, вы все одного возраста? Как вас можно всех назвать? ( Сверстники – синонимы –
Ученики 5б класса будут вам сверстниками? (да). А 10 класса? (нет)
Сделайте вывод о том, как учеников 5а класса можно называть и чем по смыслу различаются понятия « Одноклассники» и «сверстники».
2. ПРИВАЛ «Дружба» отвечаем на вопросы: Что объединяет настоящих друзей? Как относятся друг другу друзья? В каких делах и поступках познается настоящая дружба?
3. Есть одна народная мудрость « Друзья познаются в беде!» разбираемся, как друзья познаются в беде и как в радости, приводим примеры.
4. Упражнение « Дерево без листьев»
Путешественники делают остановку у дерева без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев? Выясняем, что дерево грустное, хмурое, потому что оно одиноко и у него нет друзей. Вспомнили с ребятами качества характера, определили, какими качествами должны обладать друзья.Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист — это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте — карточки – подсказки. Учитель первым выполняет задание (даёт образец: Настоящий друг — ).
УМНЫЙ | ГЛУПЫЙ | ЗЛОЙ | ЧУТКИЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
СМЕЛЫЙ | ВРУН | ОТЗЫВЧИВЫЙ ЖАДНЫЙ | |
ГРУБЫЙ | ДОБРЫЙ | ЯБЕДА | НАСМЕШНИК СПРАВЕДЛИВЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ | НАДЁЖНЫЙ | ВЕРНЫЙ | РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЖАДНЫЙ |
5. «Что у нас общего».
Ребята, а вы часто ссоритесь с друзьями, однокласниками?
Для того, чтобы понять почему возникает иногда недопонимание друг друга, почему возникают сложные отношения между людьми давайте выполним упражнение. Упражнение №1. Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!
Далее буквально выполняйте команды:
1. Возьмите листок бумаги.
2. Сложите его вдвое.
3. Оторвите верхний правый угол.
4. Снова сложите бумагу вдвое.
5. Оторвите верхний правый угол.
6. Снова сложите бумагу вдвое.
7. Оторвите верхний правый угол.
8. Снова сложите бумагу вдвое.
9. Разверните листки бумаги.
У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему? Дети высказывают свое мнение. Психолог обобщает мнение детей: «Потому, что мы все разные. Каждый из нас обладает разным характером, темпераментом (вспомнили виды темперамента холерик, сангвиниг, флегматик, меланхолик, вспомнили, как люди с этими видами темперамента реагируют на ситуацию). У нас разные взгляды и иногда эти взгляды настолько разные, что происходит непонимание людей друг друга. И это создает сложности во взаимоотношениях».
6. Рутеры и Барготы
Класс делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Рутрии, а вторая жителями Барготии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. Затем детям даётся задание: нарисовать портреты типичных жителей этих народов, найти и написать их сходства и различия. Затем — презентация рисунков и текстов (выступление Рутеров о Барготах и о Барготах о самих себе, затем выступление Барготов о Рутерах и Рутеров о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.
Письмо Рутеров:
«Барготы живут в стране, которая называется Баргония. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Баргонии однообразно, но много.
Другое дело наша страна Рутрия! Жители Рутрии — замечательные люди. Все дети дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать».
Письмо Барготов:
«Рутеры живут в другой стране, которая называется Рутрия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутрии — очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.
В стране Баргония живут Барготы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргонии — замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Баргонии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми».
Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, который разделен на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного баргота в левой части листа и типичного рутера в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Барготами и Рутерами.
Команда Барготов
Три сходства между нами и РУТЕРАМИ:
1.
2.
3.
Три различия между нами и РУТЕРАМИ:
1.
2.
3.
Команда Рутеров.
Три сходства между нами и БАРГОТАМИ:
1.
2.
3.
Три различия между нами и БАРГОТАМИ:
1.
2.
3.
Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.
Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, и на сравнение этих двух картин.
Ребята, мы выполнили все задания, обозначенные в карте. Вот и место обозначилось, где становятся «Осведомленными» — это наша школа!
Давайте ответим на вопросы, которые поставили перед собой в самом начале урока. Вот наше путешествие окончилось.
Список используемой литературы.
Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание поурочные разработки 5 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой.
Учебник по обществознанию 5 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой.
8
multiurok.ru
📌 Социальная интеграция — это… 🎓 Что такое Социальная интеграция?
- Социальная интеграция
- — состояние и процесс объединения социальных явлений в единое целое, сосуществование различных элементов общества вместе, гармонизация отношений между различными социальными группами, их взаимозависимость; духовное, социально-политическое и экономическое единство общества, проявляющее себя в создании единой для всех людей системы ценностей и идеалов; наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями и т.д.; единство разнообразия; характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов.
Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. — М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. 2003-2004.
- Социальная дистанция
- Социальная клоузула
Смотреть что такое «Социальная интеграция» в других словарях:
Социальная интеграция — (лат. integratio восстановление, восполнение; лат. integer целый): Принятие индивида другими членами группы. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами… … Википедия
социальная интеграция — Общественный процесс, когда национальное меньшинство адаптируется к основному сообществу и получает права, равные со всеми слоями общества … Словарь по географии
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — См. интеграция, социальная … Толковый словарь по психологии
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. integratio восстановление, восполнение, integer целый) процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и… … Социология: Энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — (social integration and system integration) различие (Локвуд, 1964) между интеграцией в общество. Социальная интеграция является результатом социализации и соглашения по ценностям, а системная интеграция происходит в результате действия… … Большой толковый социологический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ — – процесс интеграции (включения) молодого поколения в общество посредством включения в общественные отношения и идентификации с ними … Терминологический ювенологический словарь
ИНТЕГРАЦИЯ — культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии
Интеграция культурная — состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной антропологии, во многом… … Энциклопедия культурологии
Интеграция — Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия
социальная структура — СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка. Нет единого… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Книги
- Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью. Учебное пособие, Стебляк Елена Анатольевна, В учебном пособии обобщены результаты современных исследований ведущих отечественных специалистов в области изучения и формирования социальных представлений лиц с интеллектуальной… Категория: Дефектология и логопедия Издатель: Флинта, Подробнее Купить за 780 руб
- Мы и наши малыши. Какими родителями делают нас природа и культура, Смолл М., Нужно ли приучать новорожденного спать в одиночестве? Почему грудное вскармливание лучше искусственного? Нужно ли давать ребенку поплакать, прежде чем взять его на руки? Действительно ли… Категория: Дети и родители Серия: — Издатель: СветЛо, Подробнее Купить за 473 руб
- Мы и наши малыши. Какими родителями делают нас природа и культура, Мередит Смолл, Нужно ли приучать новорожденного спать в одиночестве? Почему грудное вскармливание лучше искусственного? Нужно ли давать ребенку поплакать, прежде чем взять его на руки? Действительно ли… Категория: Для детей Издатель: СветЛо, Производитель: СветЛо, Подробнее Купить за 295 грн (только Украина)
sociologiya.academic.ru
Тема 6. Международная экономическая интеграция
6.1. ИНТЕГРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (ЭФФЕКТЫ)
6.2. ИНТЕГРАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ЭВОЛЮЦИЯ, МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ, РАСШИРЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
6.3. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ (НАФТА)
6.4. ИНТЕГРАЦИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (АТЭС)
6.5. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
6.6. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СНГ
6.1. Интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, экономические последствия (эффекты)
Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений, сопровождающийся заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными органами власти
Региональное интеграционное соглашение (РИС) – международный договор об устранении барьеров для производства и обмена товаров (услуг и факторов производства) между соседними государствами, и о создании межгосударственных и наднациональных органов власти, управляющих процессом устранения барьеров, и региональной организации, выступающей в качестве субъекта мировой экономики
Регионализация – это более широкое понятие по отношению к МЭИ обозначающее развитие и укрепление экономических и иных связей между экономическими субъектами, регионами, национальными хозяйствами, входящими в один регион.
Межгосударственный орган власти – институт интеграционного объединения, решения которого адресуются участвующим государствам.
Наднациональный орган власти – – институт интеграционного объединения, решения которого адресуются непосредственно экономическим субъектам участвующих государств.
Примеры региональных интеграционных организаций
Европа | Европейский союз (ЕС; EU) Центрально-европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА; CEFTA) |
Америка | Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА; NAFTA) Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР; MERCOSUR) Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ; CARICOM) |
Юго-Восточная Азия | Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС; APEC) Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН; ASEAN) Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК; SAARC) |
Африка и Ближний Восток | Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС; ECOWAS) Центрально-Африканский экономический и валютный союз (ЮДЕАК; UDEAC) Совет по сотрудничеству Арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ; GCC) |
Евразия | Содружество независимых государств (СНГ; CIS) Союзное государство Беларуси и России (СГ) Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС: Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) Единое экономическое пространство Беларуси, России, Казахстана и Украины (ЕЭП) Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) ГУАМ (Альянс Грузии, Украины, Армении и Молдовы) |
studfiles.net
Обобщение опыта » Интеграция в процессе обучения истории и обществознания» — Другое — История и обществознание
(Слайд 1)
Обобщение опыта в форме инновационного проекта
« Интеграция в процессе обучения истории и обществознания»
(выступление на областном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года – 2011» город Курск).
Панкеева Людмила Анатольевна.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» города Курска.
Учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе.
Интеграция в процессе обучения истории и обществознания.
Жили–были педагоги. Они ходил в строгих костюмах, составляли КИМ, чтобы проверять знания, полученные на уроках. А ученики на их уроках узнавали так много нового, что зачастую не успевали все усвоить. И чем больше старались педагоги разными приемами и методами преподносить свою науку, используя любую возможность, тем больше огорчались, когда видели, что интерес к их предметам становился все более формальным. (Слайд 2)
И вот однажды один из педагогов случайно открыл «Философский словарь» и «О чудо!» Он давно искал это слово! Интеграция! Вот он, выход!
Да, действительно. Задумывались ли мы, насколько необходимы детям для здоровой счастливой жизни более 10 тысяч основных понятий физики, химии, истории, обществознания, математики, которые заставляют выучить в 5-11 классах. Как превратить школу из места принудительного слушания чужих мыслей вместо естественной жизни ребёнка?
На лицо противоречие: между увеличиваемым объёмом учебного материала, скоростью появления новых знаний (известно – поток информации удваивается каждые 20 месяцев) и временем, отводимым на изучение предмета.
Но ещё Ян Амос Коменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». (Слайд 3)
Цель моего педагогического опыта является раскрытие сущности интеграции как инновационной формы работы в обучении истории и обществознания. (Слайд 4)
Задачи: (Слайд 5)
1. Рассмотреть причины потребности интегрированных уроков.
2. Разработать модель интеграции в образовательном процессе.
3.Определить этапы реализации модели интегрированного обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
4. Выявить результаты интегрированного обучения и его значение.
Объект: учебный процесс в школе. (Слайд 6)
Предмет: процесс интеграции учебных предметов в школе.
Гипотеза. При том же объёме учебного материала, при том же времени, отведённом на изучение истории и обществознания, но изменив методику преподавания, возможно, достичь высоких предметных, метапредметных, личностных результатов. (Слайд 7)
Именно интеграция содержания образования позволяет создать единую картину мира на научной основе, ликвидировать повторения и дублирования материала в разных предметах, обеспечивает взаимосвязь различных предметных систем знаний, разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников. Кроме того, интегрированное обучение способствует наиболее эффективному развитию у обучающихся значительного круга компетенций: социально-адаптивной, когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной, что является главным требованиям к результатам обучения в стандартах второго поколения. (Слайд 8)
Следует отметить, что корни интегрированного подхода уходят ещё в 18 век. России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский, другие педагоги. Любая инновация основана на традициях. Инновация моего проекта — в совершенствовании интегрированного обучения в условиях глобализации современного мира.
Результатом моего педагогического опыта стало появление модели интегрированного обучения «Гармония познания». (Слайд 9) Эта модель основана на выстраивании межпредметных связей по содержанию, с учётом возрастных особенностей школьников. Реализуется она во взаимодействии с такими учреждениями как НМЦ, КИНПО, КГУ, РОСИ, ЮЗГУ, МЭБИК. (Слайд 10)
« Гармония познания» состоит из трех ступеней, соответствующих следующим возрастным категориям: (Слайд 11)
1.5-7 классы — ведущей идеей является внутрипредметная интеграция понятий, знаний, умений внутри своего учебного предмета. Она направлена на «прессование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более емким.
2.8-9 классы — межпредметная–синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин. Вторая ступень проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к формированию целостной картины мира в сознании обучающихся. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях,категориях, подходах.
3. 10-11 классы — третья ступень –транспредметная- синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Это высший уровень интеграции содержания. Он может быть охарактеризован как объединение в целое содержания образовательных областей обучения с содержанием образования, получаемого детьми вне школы.
Несмотря на обозначенные ведущие идеи, на каждой ступени интеграции в модели возможна коррекция степени интегрированного погружения, время перехода к следующей ступени. Всё зависит от уровня формирования общеучебных умений, навыков и способов деятельности детей.
На первой ступени (Слайд12) обучающиеся изучают понятия собственного предмета (истории и обществознания), учатся формулировать определения понятий. Для этого составляются пошаговые карты работы (где ранее встречали, что знаем, что хотим узнать, как оно связано с другими дисциплинами).Решают познавательные задачи, предусматривающие установление и усвоение связей между знаниями и умениями учебного предмета. Объяснение нового материала происходит с опорой на ранее известные обучающимся факты или теоретический материал. Таким образом, это позволяет связывать между собой разные темы внутри самого предмета. Мной разработаны индивидуальные карты пошаговой работы по составлению определений, составлены информационные карты-схемы для анализа познавательной деятельности обучающихся. (Слайд 13)Часто использую на занятиях метод «Шесть шляп мышления». Мышление делится на шесть разных режимов, что позволяет явления, события рассматривать с различных точек зрения. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. (Слайд 14)
На второй ступени (Слайд 15) акцент делаю на перенос знаний из предмета в другой предмет: история-биология, история–иностранный язык, история-математика, история- литература, обществознание-биология. Для этого часто использую метод беседы с созданием проблемной ситуации. Урок начинаю со слов: «как выдумаете?», «правильно ли такое высказывание?», «согласны ли вы с мнением?» Проблемные вопросы требуют от школьников более высокого, поискового или творческого уровня мыслительной активности. В этом плане мне представляется удачными уроки в форме практического занятия на основе групповой работы. Формы интегрированных уроков подбираю различные, чтобы обучающиеся не теряли интерес к предмету. Это урок — «исторический театр», урок-«путешествие в прошлое», урок-рекламный плакат, урок- съезд. (Слайд 16)
На этом этапе важно познакомиться с учебными планами ОУ по предметам, рабочими программами коллег, с целью корректировки своих рабочих программ. Подобная работа способствует проникновению в содержание ведущих идей других учебных предметов, обусловливая тем самым связь между предметами. Мной разрабатываются интегрированные курсы «Знания в современном мире», «Гражданин в мире».
Третья ступень – транспредметная. (Слайд 17) Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам, приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. При интеграции основного и дополнительного образования детей одним из ведущих видов деятельности становится проектно- исследовательская работа, которая позволяет каждому участвующему в ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои способности. На этом этапе я стараюсь создать и поддержать творческую атмосферу, выступаю в роли консультанта. Моя работа направлена на изучение школьниками методов научного познания. Помощь в достижении динамичных результатов транспредметной интеграции оказывают мне научные работники ВУЗов. Такая работа способствует не только усвоению школьниками суммы знаний, но и способов деятельности. Традиционными становятся «Дни наук», литературно-музыкальные композиции, встречи с интересными людьми, научно-практические конференции. (Слайд 18) Творческие отчёты о проделанной работе представляются в различных формах: выпуск газет, школьного журнала, оформление выставки, создание видеофильмов и учебных презентаций. Так, нами совместно с членами краеведческого общества была подготовлена выставка «Краеведческая литература», «Встреча с военными историками Курска»; научно- практическая конференция «Современный взгляд на историю второй мировой войны»,в которой приняли участие не только обучающиеся города, но и представители ЮЗГУ. (Слайд 19)
На этой ступени модели «Гармония познания» происходит активное взаимодействия ребенка с социальной средой. Причем, не только активное вхождение школьника в социум, но и формирование способности ребёнка влиять на среду, изменяя её и самого себя.
Модель «Гармония познания» наиболее успешно реализуется при соблюдении следующих условий. (Слайд 20)
1.С
самого начала и на всем протяжении
учебного процесса необходимо
демонстрировать детям свое полное к
ним доверие.
2. Помогать обучающимся
в формулировании и уточнении целей и
задач, стоящих как перед группами, так
и перед каждым обучающимся в отдельности.
3.Всегда исходить из того, что у
ребёнка есть внутренняя мотивация к
учению и её необходимо поддерживать.
4. Формировать информационную культуру школьников, что позволит им легко преодолевать трудности в работе с источниками различного типа.
5.
Развивать коммуникативные и рефлексивные
умения обучающихся, умение соотносить
приложенные усилия с полученными
результатами своей деятельности.
Образовательная модель «Гармония познания», основанная на интегрированном обучении, приводит к следующим результатам: (Слайд 21-22)
Высокая мотивация школьников в учебной деятельности;
Результативность обучения стабильно повышается: качественные показатели возросли на 10% по сравнению с 2008-2009 учебным годом, при 100% успеваемости;
Наблюдается положительная динамика сформированности общих учебных умений, навыков, способов деятельности обучающихся.
Растет динамика участия обучающихся в муниципальных, региональных конференциях, конкурсах, социально значимых проектах. Приведу только некоторые примеры:
Ситник Т. Стала победителем городского конкурса творческих работ : «Дню освобождения г. Курска посвящается…», команда школы стала победителем конкурса «Умники и умницы» в рамках городской программы «Юный правовед», победителем правовой игры среди команд учащихся города Курска «Права. Обязанности. Закон», творческого конкурса «Во имя мира на Земле», посвященного 65- летию Великой Победы. Призером регионального интеллектуально-творческого конкурса «Свой мир мы строим сами». (Слайд 23)
Таким образом, интегрированное обучение создает предпосылки для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир, способной активно действовать в социальной и профессиональной среде.
Когда ко мне подходят ученики и спрашивают: « Какую тему мы будем изучать на следующем уроке?» Я думаю, что это один из главных результатов моей работы. (Слайд 24)
pedsovet.su
Расскажите что такое экономическая интеграция и приведите примеры
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами. Причины и формы развития международной экономической интеграции. Если 17 – первая половина 20 вв. стали эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине 20 в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер. Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации. Международное разделение труда – это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли. Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы – на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей. Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой) . Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок. Рис. Эффект экономии на масштабе: при малом объеме выпуска Q1, только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие высокую цену; при большем объеме выпуска Q2, с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются. Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран (см. изложение теорий абсолютных и относительных преимуществ в торговле в статье МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ) , а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным (см. рис.) , иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле- и самолетостроение, производство ЭВМ, видеомагн
Экономи́ческая интегра́ция — процесс развития устойчивых взаимосвязей национальных хозяйств разных стран, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Пример — вся Европа.
touch.otvet.mail.ru
Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»
Здесь Вы можете скачать Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания» для предмета : Обществознание. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Статья из опыта работы
«Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»
г.Троицк
2015 год
Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания.
Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, не смотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, возросла их практическая значимость.
По-прежнему, опыт социально-экономического, политического и духовного развития предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием социализации подрастающего поколения.
Для выстраивания образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами необходимо внедрение новых технологий обучения.
Одной из таких технологий является интеграционный подход в обучении. Подход предлагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных ученых предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения.
Мы с вами постоянно сталкиваемся с конфликтами на расовых, этнических почвах, проблемах взаимодействия и взаимоотношений между учащимися. Все эти вопросы, проблемы нам приходится решать ежедневно.
Я хочу предложить вашему вниманию мой опыт работы, как я интегрирую обществознание и психологию. Тема урока «Одноклассники, сверстники, друзья».
Цель и задачи урока:
Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице).
Задачи.
Предметные:
формировать чувства гражданственности, общности;
систематизировать важные жизненные ценности, правил поведения;
показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей.
Метапредметные:
развивать способности сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную;
развивать способности к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе;
развивать способности к выполнению в повседневной жизни этических норм;
развивать память, внимание, умение рассуждать, мыслить, работать с текстом.
Личностные:
развивать личностную самостоятельность при осуществлении выбора;
формировать такие личные качества, как альтруизм, сочувствие, умение слушать и слышать собеседника при споре, дискуссии, умение выражать свою точку зрения.
Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений.
Мы с ребятами сформулировали следующие вопросы, на которые ответим в конце урока:
Какую роль в жизни человека играют одноклассники?
Что такое настоящая дружба?
Чем она проверяется?
Нужно ли учиться дружить?
Можно ли этому научиться?
Урок выстраивала в формате виртуальное путешествие. Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших лесах и болотах есть одно волшебное место, называется «дружба». Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо целый день, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя.
На карте обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!
1. «Поляна одноклассников». Выясняем в чем разница между понятиями одноклассники, сверстники, друзья, что объединяет их.
Одноклассники – сложное слово, состоящее из 2 простых, что оно означает? Что объединяет одноклассников? Можно ли выбирать одноклассников? *Сколько лет Диме? Алине? Значит, вы все одного возраста? Как вас можно всех назвать? ( Сверстники – синонимы – однолетки, одногодки…Древнерусское слово ВЕРСТА –возраст, часть жизненного времени)
Ученики 5б класса будут вам сверстниками? (да). А 10 класса? (нет)
Сделайте вывод о том, как учеников 5а класса можно называть и чем по смыслу различаются понятия « Одноклассники» и «сверстники».
2. ПРИВАЛ «Дружба» отвечаем на вопросы: Что объединяет настоящих друзей? Как относятся друг другу друзья? В каких делах и поступках познается настоящая дружба?
3. Есть одна народная мудрость « Друзья познаются в беде!» разбираемся, как друзья познаются в беде и как в радости, приводим примеры.
4. Упражнение « Дерево без листьев»
Путешественники делают остановку у дерева без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев? Выясняем, что дерево грустное, хмурое, потому что оно одиноко и у него нет друзей. Вспомнили с ребятами качества характера, определили, какими качествами должны обладать друзья.
Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист — это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте — карточки – подсказки. Учитель первым выполняет задание (даёт образец: Настоящий друг — ).
ГЛУПЫЙ | ЗЛОЙ | ЧУТКИЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ | |
СМЕЛЫЙ | ЧЕСТНЫЙ | ВРУН | ОТЗЫВЧИВЫЙ ЖАДНЫЙ |
ГРУБЫЙ | ДОБРЫЙ | ЯБЕДА | НАСМЕШНИК СПРАВЕДЛИВЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ | НАДЁЖНЫЙ | ВЕРНЫЙ | РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЖАДНЫЙ |
5. «Что у нас общего».
Ребята, а вы часто ссоритесь с друзьями, однокласниками?
Для того, чтобы понять почему возникает иногда недопонимание друг друга, почему возникают сложные отношения между людьми давайте выполним упражнение. Упражнение №1. Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!
Далее буквально выполняйте команды:
1. Возьмите листок бумаги.
2. Сложите его вдвое.
3. Оторвите верхний правый угол.
4. Снова сложите бумагу вдвое.
5. Оторвите верхний правый угол.
6. Снова сложите бумагу вдвое.
7. Оторвите верхний правый угол.
8. Снова сложите бумагу вдвое.
9. Разверните листки бумаги.
У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему? Дети высказывают свое мнение. Психолог обобщает мнение детей: «Потому, что мы все разные. Каждый из нас обладает разным характером, темпераментом (вспомнили виды темперамента холерик, сангвиниг, флегматик, меланхолик, вспомнили, как люди с этими видами темперамента реагируют на ситуацию). У нас разные взгляды и иногда эти взгляды настолько разные, что происходит непонимание людей друг друга. И это создает сложности во взаимоотношениях».
6. Рутеры и Барготы
Класс делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Рутрии, а вторая жителями Барготии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. Затем детям даётся задание: нарисовать портреты типичных жителей этих народов, найти и написать их сходства и различия. Затем — презентация рисунков и текстов (выступление Рутеров о Барготах и о Барготах о самих себе, затем выступление Барготов о Рутерах и Рутеров о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.
Письмо Рутеров:
«Барготы живут в стране, которая называется Баргония. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Баргонии однообразно, но много.
Другое дело наша страна Рутрия! Жители Рутрии — замечательные люди. Все дети дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать».
Письмо Барготов:
«Рутеры живут в другой стране, которая называется Рутрия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутрии — очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.
В стране Баргония живут Барготы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргонии — замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Баргонии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми».
Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, который разделен на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного баргота в левой части листа и типичного рутера в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Барготами и Рутерами.
Команда Барготов
Три сходства между нами и РУТЕРАМИ:
1.
2.
3.
Три различия между нами и РУТЕРАМИ:
1.
2.
3.
Команда Рутеров.
Три сходства между нами и БАРГОТАМИ:
1.
2.
3.
Три различия между нами и БАРГОТАМИ:
1.
2.
3.
Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.
Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, и на сравнение этих двух картин.
Ребята, мы выполнили все задания, обозначенные в карте. Вот и место обозначилось, где становятся «Осведомленными» — это наша школа!
Давайте ответим на вопросы, которые поставили перед собой в самом начале урока. Вот наше путешествие окончилось.
Список используемой литературы.
Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание поурочные разработки 5 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой.
Учебник по обществознанию 5 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой.
docbase.org
Интеграция на уроках обществознания. Из опыта работы.
Интеграция — процесс сближения и связи
Интегрированные уроки зачастую служат прямым
Интегрированными являются все
-уроки в форме соревнований и игр:
-уроки, имитирующие общественно-
Урок интеграции может проводить как
Чем привлекают меня интегрированные
Должно преподаваться в такой же связи».Ян Амос Каменский.
«Любви все возрасты покорны».
У счастья нет завтрашнего дня…
Синквейны.На I этапе рассматривается вопрос, какие
Учитель обществознания рассматривает с
В заключении: Какие стихи и высказывания о
«Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и даёт тем, у кого его нет».
Используемая литература.
|
fs.nashaucheba.ru