Обществознание интеграция примеры – Интеграция — что это такое простыми словами и какие вещи можно интегрировать

Содержание

Словарь по обществознанию — интеграция

Интеграция

интеграция

— процесс объединения отдельных функций, видов деятельности, предприятий в единое целое, основанный на объективных процессах концентрации производства. В результате И. возникают различного рода комбинаты (см. Комбинат). Первоначально развивалась преимущественно горизонтальная И., пбзже преобладающей стала вертикальная И. предприятий. И, является частью более широкого явления, которое называется диверсификацией (см. Диверсификация). И. вертикальная — объединение в рамках одной корпорации последовательных производственных процессов, образующих единую технологическую цепочку начиная от обработки сырья и заканчивая производством готовых продуктов и послепродажным обслуживанием потребителей. Вертикальная И. помимо преимуществ горизонтальной интеграции дает экономию от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок внутри технологической цепочки. Предполагает развитие синтеза мелкого и крупного бизнеса. И. горизонтальная — объединение технологически однородных производств в рамках одной отрасли. Это направление было ведущим примерно в первые два десятилетия XX в. В результате возникли отраслевые объединения в виде картелей, синдикатов и трестов. Высококонцентрированный капитал перестает удовлетворяться узким рынком, на котором конкуренция между производителями приводит к увеличению предложения и, как следствие, к снижению рыночной цены товаров (см. Рыночное равновесие), что вызывает необходимость фиксирования цены. Для этого нужно менять условия сбыта, устанавливать единые сроки платежа, определять единые условия найма рабочей силы. Появляются первые комбинаты.

См. в других словарях

1.

  процесс объединения усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации. …

Основы менеджмента

2.

  (от лат. integration восстановление и integer целый) объединение в целое каких-либо частей. …

Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, несмотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, возросла их практическая значимость.

По-прежнему, опыт социально-экономического, политического и духовного развития предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием социализации подрастающего поколения.

Новые подходы к организации образовательного процесса в стране предпринимают масштабные структурные изменения, прежде всего появление профильного обучения на старшей ступени обучения. В действующем Федеральном базисном учебном плане (Московский базисный учебный план 2007/08 года) образовательная область “Социальные науки” объединяет все науки об обществе, что требует формирования новых учебно-методических комплексов и внедрение новых технологий обучения.

Одной из таких технологий является интеграционный подход в обучении. Подход предполагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения. Необходимость в интеграционном подходе обусловлена:

  • направлением гуманизации в обучении,
  • профилизацией обучения на втором образовательном концентре,
  • не простым формированием знаний, умений и навыков, а формированиемn личности на основе новых технологий обучения,
  • преодолением до сих пор существующего противоречия между “большой наукой”, которая вырабатывает компоненты государственного образовательного стандарта, определяет “чему учить?” школьников и “малой наукой” (школа, учитель), которая является образом и подобием первой и, отвечая на вопрос “как учить?”, пытается представить целостным образовательный процесс,
  • невозможностью игнорирования принципа целостности в субъектах педагогической деятельности — личности учителя и ученика.

Интегрирование в процессе обучения это взаимопереплетение, согласованность образовательных задач различных предметов, разнообразное расширение межпредметных связей, регулируемое углубление содержания школьных курсов. Интеграционные процессы понимаются не как обобщение и суммирование, но как динамика, как направленность к целостности. Интеграция базируется на следующих принципах: комплексном планировании наиболее важных задач обучения, воспитания и развития личности, активизации учебно-познавательной деятельности, формировании основных компетенций учащихся, в том числе навыков исследовательской деятельности.

Интегрирование можно представить как двусторонний процесс — внешний и внутренний. Внешняя интеграция необходима для устранения дублирования в содержании предметов образовательной области, для согласованности и синхронности задач обучения, для обоснованного углубления содержания на уровне профильного обучения. С учётом основных задач модернизации образования — повышением его доступности, качества и эффективности в первую очередь необходимо значительное обновление содержания образования. [1]

Так, обучение истории, обществознания на втором концентре начинается с вводных тем, которые согласно обязательному минимуму содержания включают в себя:

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Проблемы периодизации всемирной истории.

Основные источники в истории.

Общество и общественные отношения. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного прогресса. Человек как продукт эволюции. Бытие человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

В определённой мере ключевые понятия этих тем уже известны ученикам из курса основной школы. Задача учителя — поднять эти знания на более высокий теоретический уровень, ввести знания о парадигмах-концепциях и моделях решения проблем исторического процесса, создать позитивную мотивацию на овладение содержанием предметов. Эффективнее для усвоения знаний здесь интегрировать содержание истории и обществознания, показать, что обществознание изучается с опорой на исторические знания, что оба предмета взаимосвязаны. Если в курсе истории изучается прошлое человечества в его конкретно неповторимом облике, то в курсе обществознания изучается мир человеческих отношений, общественных ценностей в целом с учётом осмысления и выработки гражданской социальной позиции для понимания закономерностей настоящего и будущего развития общества. Тематическое поурочное планирование и основные методические рекомендации можно представить в таком варианте.

№ п/п урока Основное содержание урока Предмет, вид интеграции Основание для интегрирования
1 Понятие общества, взаимоотношения общества и природы, общество как динамичная система, проблемы общественного прогресса.

Интегрируется также понятие безопасность человека в обществе из курса ОБЖ

Обществознание

Учебник “Человек и общество” под ред.Л.Н.Боголюбова 4.1-10кл.- §1.

История Учебник Н.В. Загладина

“Всемирная история с древн.вр. до конца XIX века”, 2006, 10 кл.с.27-31.

Обществознание -и стория

Обществознание — ОБЖ

Изучение понятия “общества” как этапа исторического развития человечества или конкретной страны. Понятие общественного прогресса и этапы развития человечества
2 Этапы развития исторического знания История

“Всемирная история” 10кл.§ 1.

История — обществознание

Познание (вид деятельности) человеком окружающего мира, себя в этом мире через обращение к истории. Конкретизация понятия общества как динамичной системы
3-4 Человек, индивид, личность.

Человек как продукт эволюции. Бытие человека

Обществознание

“Человек и общество” Ч.1-10кл.-, § 2 Ч.П-11кл.-§2-3

История

“Всемирная история” §2

История — обществознание

Подходы к изучению человека — бытие человека, начиная с древнейших философских систем Китая, Индии и заканчивая философией истории XX века
5-6

 

Различные теории — парадигмы исторического развития История

“Всемирная история” §2, с.19-22

Обществознание

“Человек и общество” Ч.П-11кл., §1

История — обществознание

Развитие общества с позиций цивилизационного, формационного подходов.

Концепции: теория локальных цивилизаций, марксистская концепция истории, теории мирового развития У.Ростоу, Д.Белла и др.

7 Обобщение и повторение вводных тем История — обществознание

Обществознание — ОБЖ

 

Из таблицы видно, что такой способ интегрирования содержания убирает дублирование некоторых тем обществознания, отнесённых программой в 11 класс. Если посчитать количество часов, отводимых на вводные уроки по истории и обществознанию в 10 классе, то получается: [2]

Предмет Количество часов при раздельном предметном обучении Количество часов при использовании интегрированного подхода история
история 4 3
обществознание 6 3
ОБЖ 2 Интегрируется с обществознанием
Урок повторения и обобщения 1
итого 12 7

Данный вариант реализуется в тех профильных классах, где предметы История, Обществознание, ОБЖ изучаются на базовом уровне. Также данный подход удобен тогда, когда предметы история и обществознание ведёт один учитель.

В классах, где история и обществознание или обществознание являются профильными предметами необходимо углубление в содержании изучения ключевых понятий и большее количество урокочасов.

Профильное обучение вводится в режиме личностно-ориентированного образования. Оно призвано развивать такие компетенции учителя и учащихся как системное мышление, способности к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексии, мотивированию, а также информационную и коммуникативную культуру. В учебный процесс активно вводятся интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных, организационно-деятельностных игр, заданий, в которых обучение проходит путём свободного общения, вовлечение в деятельность. Организация процесса обучения, опирающаяся на оптимальный выбор общедидактических форм, методов, приёмов и средств обучения, становится внутренней стороной процесса интегрирования.

Интегрированный подход позволяет проводить бинарные уроки, разворачивать широкую творческую и поисковую деятельность учащихся и учителей-предметников. При этом сохраняется возможность углубленного “однопредметного” изучения определённой части содержания блока. Это — оптимальное соединение содержательной дифференциации и интеграции, которые связаны диалектическим законом маятника, где дидактически определяется преобладание то первого, то второго составляющего.

Полезно посвящать целые учебные дни изучению смежных предметов (похожих тем). О таком принципе сообразности писал ещё Я.А.Коменский: “Пусть в школах будет установлен порядок, при котором ученики в одно и тоже время занимались бы только одним предметом”. [3] Критиковал классно-урочную систему П.П.Блонский за много предметность учебного дня, ведущую к тому, что “уроки растерзывают внимание учащихся”. [4]

Обновление содержания и технологии обучения в условиях профильного обучения также предполагает широкую предметную интеграцию непрофильных предметов и углублённое изучение, даже с индивидуальной траекторией обучения профильных предметов.

Способствует процессу интегрирования представление содержательного программного материала в виде тематических блоков. Блок — это совокупность, объединение частей отдельных школьных курсов или тем в единую конструкцию, где содержание подобрано в определённом порядке и отвечает дидактическим принципам и закономерностям обучения, обеспечивающим целостность педагогического процесса.

Ведущими принципами для построения блоковой конструкции являются принципы научности и доступности; преемственности, систематичности и последовательности; проблемности и мотивации обучения. Блок- это проявление внешней интеграции.

Принципы научности и доступности обучения требуют, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, раскрывало современные достижения науки. В процессе обучения ведущими становятся исследовательские и практические работы, постановка проблемных заданий, умение выдвижения и доказательства гипотез, дебаты и дискуссии. Принципы преемственности и систематичности предполагают рациональный выбор вариантов последовательного изучения содержания на основе логики и проблемно-хронологического подхода построения учебных курсов. Так, в 10 классе могут быть следующие тематические блоки:

  1. Вводный блок. (интеграция обществознания, ОБЖ, всеобщей истории, истории Отечества).
  2. Предцивилизационная стадия истории человечества и цивилизации Древнего мира (обществознания и всеобщей истории).
  3. Средневековые цивилизации: европейская, византийская, восточнославянская, арабская, восточноазиатские V — XIV века. (всеобщей истории и истории Отечества).
  4. Культурное и философское наследие средневековья. (всеобщей истории, истории Отечества, литературы, МХК, обществознания)
  5. Кризис и модернизация традиционного общества. Направления социально-экономического развития стран в ХV-ХVП веках. (всеобщей истории, география, истории Отечества, обществознания)
  6. Политическое развитие мира: эволюция европейской государственности, первые буржуазные революции, укрепление самодержавности в России, традиционализм в Азии конец XVII-XVIII века. (всеобщая история, обществознание, история Отечества).
  7. Время потрясений и перемен. Становление индустриальной эпохи конец ХVIII-ХIХ век. (обществознание, ОБЖ, всеобщая история, история Отечества).
  8. Культурное и философское наследие нового времени. (всеобщей истории, истории Отечества, литературы, МХК, обществознания).

Курсивом выделены учебные дисциплины, которые в составе блока реализуют межпредметные связи, рассматриваемые как часть технологии интегрирования.

Содержательная интеграция опирается на широкие межпредметные связи, где происходит слияние знаний, способов деятельности, технологий, что представляет больше возможностей для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся. Но за рамками межпредметности формируются общенаучные понятия, выступающие средством систематизации и упорядочения знаний. К этим общенаучным понятиям относятся: понятия и законы формальной логики, методологические, философские, историко-научные знания, показывающие эволюцию идей, теорий, представлений. Так, по мнению Выготского Л.С., мыслительная деятельность “движется в пирамиде научных понятий”,  которые формируются во взаимосвязях и взаимопереходах, что позволяет достичь диалектического мышления.

Таким образом, механизм интеграции (способность к синтезу информации) заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии. Если межпредметность — это целостное представление о какой-либо области научного знания, то интегративность — это целостное представление об окружающем мире. Если в межпредметных связях подход к знаниям статический, то интегративность отличается динамичностью.

Создание тематических блоков позволяет реализовать в более полной мере и принцип прочности результатов учебного процесса. Знания должны носить действенный, а не пассивно-созерцательный характер, проявляющийся в активной творческой деятельности, в учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенциях учащихся.

Обществознание в тематическом блоке как учебная дисциплина представляет собой целостную систему знаний об обществе и человеке. Её содержательным стержнем является социология, собственно наука об обществе, вокруг которой науки о различных сферах жизни общества - экономика, политология, культурология, а также социальная психология и социальная философия. Одна из целей обществоведческой подготовки в старших классах указывает на овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нём. [5] В профильных классах освоение учащимися основ общественных наук должно отвечать уровню, необходимому для будущего профессионального образования и самообразования. [6]

В реализации этой цели базовую роль играют исторические знания, что является основанием для более тесной содержательной интеграции этих предметов. При этом оба учебных предмета имеют и самостоятельную ценность, та как история изучает прошлое человечества в его конкретном, неповторимом облике, а обществознание систематизирует знания об обществе и человеке для его социализации в настоящем и развитии в будущем.

Содержательная сторона обществознания дидактически интегрирована, знания об обществе представлены в обобщённом виде.

Московский региональный базисный учебный план, разработанный на основе

Федерального базисного учебного плана (БУПа), утвержденного приказом Министерства

Образования России от 9 марта 2004 года № 1312 и Федерального компонента государственного стандарта общего образования определил специфику регионального компонента образования. Среди региональной специфики БУПа отмечается направленность на: вариативность системы московского образования путем фиксации минимального объема изучения укрупненных образовательных областей, а не отдельных предметов; и на практику интегративного изучения отдельных дисциплин. [7]

Таким образом, интеграционный подход предполагает модернизацию предметных программ на основе внешней интеграции, что ведёт к постоянной связи образовательных предметов вместо эпизодических межпредметных связей, к планированию предметного курса на основе тематических блоков и определённому выбору приёмов, методов, средств обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения (внутренняя интеграция). Это даёт синхронность обучения, убирает излишнюю часовую нагрузку учащихся, преодолевает дробление знаний, позволяя достичь большей концентрации внимания учащихся и погружения в изучаемый материал.

  1. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. История. М.:Дрофа, 2004, с.З.
  2. Загладин Н. В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: “Русское слово”, 2005, с.6, 49-51. Боголюбов Л.Н. и др. Обществоведение. Методические рекомендации 10-11 класс. М. “Просвещение” 2001, с.9-11.
  3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1982, т.1. Великая дидактика, с.333.
  4. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения в 2-хт., М., 1979, т.1, с.211.
  5. Обществоведение 10-11. Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М., “Просвещение”, 2001, с.3
  6. Там же, с.4
  7. Приказа № 252 Департамента Образования города Москвы от 18.04.2007 г.

21.01.2008

urok.1sept.ru

Статья по обществознанию на тему: Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Статья из опыта работы

«Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»

Подготовила:

учитель истории и обществознания, педагог-психолог

Кузьмина Ольга Владимировна;

учитель русского языка и литературы Кузьмина Татьяна Георгиевна

г.Троицк

2015 год

Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания.

Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, не смотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, возросла их практическая значимость.

По-прежнему, опыт социально-экономического, политического и духовного развития предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием социализации подрастающего поколения.

Для выстраивания образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами необходимо внедрение новых технологий обучения.

Одной из таких технологий является интеграционный подход в обучении. Подход предлагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных ученых предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения.  

Мы с вами постоянно сталкиваемся с конфликтами на расовых, этнических почвах, проблемах взаимодействия и взаимоотношений между учащимися. Все эти вопросы, проблемы нам приходится решать ежедневно.

Я хочу предложить вашему вниманию мой опыт работы, как я интегрирую обществознание и психологию. Тема урока «Одноклассники, сверстники, друзья».

Цель и задачи урока:

Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице).

Задачи.

Предметные:

  • формировать чувства гражданственности, общности;
  • систематизировать важные жизненные ценности, правил поведения;
  • показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей.

Метапредметные:

  • развивать способности сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную;
  • развивать способности к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе;
  • развивать способности к выполнению в повседневной жизни этических норм;
  • развивать память, внимание, умение рассуждать, мыслить, работать с текстом.

Личностные:

  • развивать личностную самостоятельность при осуществлении выбора;
  • формировать такие личные качества, как альтруизм, сочувствие, умение слушать и слышать собеседника при споре, дискуссии, умение выражать свою точку зрения.

Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений.

Мы с ребятами сформулировали следующие вопросы, на которые ответим в конце урока:

Какую роль в жизни человека играют одноклассники?

Что такое настоящая дружба?

Чем она проверяется?

Нужно ли учиться дружить?

Можно ли этому научиться?

Урок выстраивала в формате виртуальное путешествие. Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших лесах и болотах есть одно волшебное место, называется «дружба». Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо целый день, преодолевая  трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя.

На карте обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!

1. «Поляна одноклассников». Выясняем в чем разница между понятиями одноклассники, сверстники, друзья, что объединяет их.

Одноклассники – сложное слово, состоящее из 2 простых, что оно означает? Что объединяет одноклассников? Можно ли выбирать одноклассников? *Сколько лет Диме? Алине? Значит, вы все одного возраста? Как вас можно всех назвать? ( Сверстники – синонимы – однолетки, одногодки…Древнерусское слово ВЕРСТА –возраст, часть жизненного  времени)

Ученики 5б класса будут вам  сверстниками? (да). А 10 класса? (нет)

Сделайте вывод о том, как учеников 5а класса можно называть и  чем по смыслу различаются понятия « Одноклассники»  и  «сверстники».

2. ПРИВАЛ «Дружба»  отвечаем на вопросы: Что объединяет настоящих друзей? Как относятся друг другу друзья? В каких делах  и поступках познается настоящая дружба?

3. Есть одна народная мудрость « Друзья познаются в беде!» разбираемся, как друзья познаются в беде и как в радости, приводим примеры.

4. Упражнение « Дерево без листьев»

Путешественники делают остановку у дерева без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев? Выясняем, что дерево грустное, хмурое, потому что оно одиноко и у него нет друзей. Вспомнили с ребятами качества характера, определили, какими качествами должны обладать друзья.

Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист  — это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть  счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте  — карточки – подсказки. Учитель первым выполняет задание (даёт образец: Настоящий друг — ).

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ                 ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ    ЖАДНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

 НАСМЕШНИК     СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ        ЖАДНЫЙ

5. «Что у нас общего».

Ребята, а вы часто ссоритесь с друзьями, однокласниками?

Для того, чтобы понять почему возникает иногда недопонимание друг друга, почему  возникают сложные отношения между людьми давайте выполним упражнение. Упражнение №1. Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!

Далее буквально выполняйте команды:

1.     Возьмите листок бумаги.

2.     Сложите его вдвое.

3.     Оторвите верхний правый угол.

4.     Снова сложите бумагу вдвое.

5.     Оторвите верхний правый угол.

6.     Снова сложите бумагу вдвое.

7.     Оторвите верхний правый угол.

8.     Снова сложите бумагу вдвое.

9.     Разверните листки бумаги.

У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему? Дети высказывают свое мнение. Психолог обобщает мнение детей: «Потому, что мы все разные.  Каждый  из нас обладает разным характером, темпераментом (вспомнили виды темперамента холерик, сангвиниг, флегматик, меланхолик, вспомнили, как люди с этими видами темперамента реагируют на ситуацию). У нас разные взгляды и иногда  эти взгляды настолько разные, что происходит непонимание людей друг друга. И это создает сложности во взаимоотношениях».

6. Рутеры и Барготы

Класс делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Рутрии, а вторая жителями Барготии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. Затем  детям  даётся задание:  нарисовать портреты типичных жителей этих народов,  найти и написать их сходства и различия. Затем — презентация рисунков и текстов (выступление Рутеров о Барготах и о Барготах о самих себе, затем выступление Барготов о Рутерах и Рутеров о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.

Письмо Рутеров:

«Барготы живут в стране, которая называется Баргония. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Баргонии однообразно, но много.

Другое дело наша страна Рутрия!  Жители Рутрии — замечательные люди. Все дети  дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать».

Письмо Барготов:

«Рутеры живут в другой стране, которая называется Рутрия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутрии — очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.

В стране Баргония живут Барготы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргонии — замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Баргонии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми».

Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, который разделен на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного баргота в левой части листа и типичного рутера в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Барготами и Рутерами.  

Команда Барготов

Три сходства между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Команда Рутеров.

Три сходства между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.

Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, и на сравнение этих двух картин.

Ребята, мы выполнили все задания, обозначенные в карте. Вот и место обозначилось, где становятся «Осведомленными»  — это наша школа!

Давайте ответим на вопросы, которые поставили перед собой в самом начале урока. Вот наше путешествие окончилось.

Список используемой литературы.

  1. Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание поурочные разработки 5 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой.
  2. Учебник по обществознанию 5 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой.

nsportal.ru

Социальная дифференциация и интеграция общества

Еще одной стороной функционирования соц структуры является ее мобильность. Речь идет о переходе людей из одних соц групп в другие. Соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент — предпринимателем, предприниматель — профессиональным политиком. Мобильность может быть горизонтальной (переход в равные по статусу социальные группы) и вертикальной, связанный с изменением места в социальной иерархии. Перемещение индивида с одного этажа социального здания на другой осуществляется с помощью так называемого социального лифта – это те социальные институты, которые упорядочивают систему социальной стратификации. К ним относятся институты образования, брака, собственности, наследования, политики. Человек, который утратил прежний социальный статус и не способен исполнить роль нового, называют маргинальной личностью, этот человек находится в безвоздушном социальном пространстве. Изучение социальной мобильности имеет важное значение для полного представления о происхождении соц перемещений, надо знать их причины и последствия, чтобы контролировать процесс в интересах сохранения целесообразной соц динамики и стабильности общества. проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества.

При этом надо отметить две тенденции современного развития. Это активный процесс дифференциации, появлении новых социальных групп, и процесс интеграции, сближение условий труда, характер и содержание у представителей разных соц групп — обусловлено идущими в мире интеграционными процессами в экономике, кот воздействуют на развитие соц-й структуры общества. Это ведет к сближению х образа жизни и структуры их потребностей и интересов.

Гражданское общ есть относительно независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаим всех имеющихся больших и малых групп, экономической основой их вз становятся различные формы собственности, а защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства. При этом гос-во должно по минимуму регламентировать и ограничивать свободу самовыражения этих групп, следя только за выполнением законов. Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи соц-экономической и правовой сторон гражданского общества.

Социальная справедливость – один из универсальных общесоциологических и этических принципов организации общественной жизни. Современная философия рассматривает социальную справедливость как сущность идущего на смену индустриальной цивилизации информационного общества. Её аспекты: наличие многоукладной экономики и регулируемого рынка при ведущей роли государственного сектора; трудовая основа, вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством труда, сильная социальная защита тех слоев общества, которые по каким-либо причинам не могут трудиться; демократические формы организации во всех сферах общественной жизни; государственное управление всеми социально значимыми процессами; высокий уровень науки и культуры, особенно правовой и нравствен-ной. Общество социальной справедливости – гражданское общество, определяющее положение индивида в зависимо-сти от количества и качества труда. Характеризуется более высокими показателями в социально-экономической, политической и духовной сферах, по сравнению с капитализмом и социализмом. Маркс- в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса.

studfiles.net

Статья из опыта работы «Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Статья из опыта работы

«Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания»

Подготовила:

учитель истории и обществознания, педагог-психолог

Кузьмина Ольга Владимировна.

г.Троицк

2015 год

Интеграция как методическое явление на примере урока обществознания.

Процесс обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе всегда был ответственным. В обществе, не смотря на критическое переосмысление трактовки многих исторических событий, фактов, возросла их практическая значимость.

По-прежнему, опыт социально-экономического, политического и духовного развития предшествующих поколений востребован, так как именно он является необходимым условием социализации подрастающего поколения.

Для выстраивания образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами необходимо внедрение новых технологий обучения.

Одной из таких технологий является интеграционный подход в обучении. Подход предлагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных ученых предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения.

Мы с вами постоянно сталкиваемся с конфликтами на расовых, этнических почвах, проблемах взаимодействия и взаимоотношений между учащимися. Все эти вопросы, проблемы нам приходится решать ежедневно.

Я хочу предложить вашему вниманию мой опыт работы, как я интегрирую обществознание и психологию. Тема урока «Одноклассники, сверстники, друзья».

Цель и задачи урока:

Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице).

Задачи.

Предметные:

  • формировать чувства гражданственности, общности;

  • систематизировать важные жизненные ценности, правил поведения;

  • показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей.

Метапредметные:

  • развивать способности сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную;

  • развивать способности к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе;

  • развивать способности к выполнению в повседневной жизни этических норм;

  • развивать память, внимание, умение рассуждать, мыслить, работать с текстом.

Личностные:

  • развивать личностную самостоятельность при осуществлении выбора;

  • формировать такие личные качества, как альтруизм, сочувствие, умение слушать и слышать собеседника при споре, дискуссии, умение выражать свою точку зрения.

Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений.

Мы с ребятами сформулировали следующие вопросы, на которые ответим в конце урока:

Какую роль в жизни человека играют одноклассники?

Что такое настоящая дружба?

Чем она проверяется?

Нужно ли учиться дружить?

Можно ли этому научиться?

Урок выстраивала в формате виртуальное путешествие. Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших лесах и болотах есть одно волшебное место, называется «дружба». Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо целый день, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя.

На карте обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!

1. «Поляна одноклассников». Выясняем в чем разница между понятиями одноклассники, сверстники, друзья, что объединяет их.

Одноклассники – сложное слово, состоящее из 2 простых, что оно означает? Что объединяет одноклассников? Можно ли выбирать одноклассников? *Сколько лет Диме? Алине? Значит, вы все одного возраста? Как вас можно всех назвать? ( Сверстники – синонимы – однолетки, одногодки…Древнерусское слово ВЕРСТА –возраст, часть жизненного времени)

Ученики класса будут вам сверстниками? (да). А 10 класса? (нет)

Сделайте вывод о том, как учеников 5а класса можно называть и чем по смыслу различаются понятия « Одноклассники» и «сверстники».

2. ПРИВАЛ «Дружба» отвечаем на вопросы: Что объединяет настоящих друзей? Как относятся друг другу друзья? В каких делах и поступках познается настоящая дружба?

3. Есть одна народная мудрость « Друзья познаются в беде!» разбираемся, как друзья познаются в беде и как в радости, приводим примеры.

4. Упражнение « Дерево без листьев»

Путешественники делают остановку у дерева без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев? Выясняем, что дерево грустное, хмурое, потому что оно одиноко и у него нет друзей. Вспомнили с ребятами качества характера, определили, какими качествами должны обладать друзья.

Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист — это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте — карточки – подсказки. Учитель первым выполняет задание (даёт образец: Настоящий друг — ).

УМНЫЙ

5. «Что у нас общего».

Ребята, а вы часто ссоритесь с друзьями, однокласниками?

Для того, чтобы понять почему возникает иногда недопонимание друг друга, почему возникают сложные отношения между людьми давайте выполним упражнение. Упражнение №1. Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!

Далее буквально выполняйте команды:

1. Возьмите листок бумаги.

2. Сложите его вдвое.

3. Оторвите верхний правый угол.

4. Снова сложите бумагу вдвое.

5. Оторвите верхний правый угол.

6. Снова сложите бумагу вдвое.

7. Оторвите верхний правый угол.

8. Снова сложите бумагу вдвое.

9. Разверните листки бумаги.

У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему? Дети высказывают свое мнение. Психолог обобщает мнение детей: «Потому, что мы все разные. Каждый из нас обладает разным характером, темпераментом (вспомнили виды темперамента холерик, сангвиниг, флегматик, меланхолик, вспомнили, как люди с этими видами темперамента реагируют на ситуацию). У нас разные взгляды и иногда эти взгляды настолько разные, что происходит непонимание людей друг друга. И это создает сложности во взаимоотношениях».

6. Рутеры и Барготы

Класс делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Рутрии, а вторая жителями Барготии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. Затем детям даётся задание: нарисовать портреты типичных жителей этих народов, найти и написать их сходства и различия. Затем — презентация рисунков и текстов (выступление Рутеров о Барготах и о Барготах о самих себе, затем выступление Барготов о Рутерах и Рутеров о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.

Письмо Рутеров:

«Барготы живут в стране, которая называется Баргония. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Баргонии однообразно, но много.

Другое дело наша страна Рутрия! Жители Рутрии — замечательные люди. Все дети дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать».

Письмо Барготов:

«Рутеры живут в другой стране, которая называется Рутрия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутрии — очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.

В стране Баргония живут Барготы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргонии — замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Баргонии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми».

Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, который разделен на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного баргота в левой части листа и типичного рутера в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Барготами и Рутерами.

Команда Барготов

Три сходства между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Команда Рутеров.

Три сходства между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.

Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, и на сравнение этих двух картин.

Ребята, мы выполнили все задания, обозначенные в карте. Вот и место обозначилось, где становятся «Осведомленными» — это наша школа!

Давайте ответим на вопросы, которые поставили перед собой в самом начале урока. Вот наше путешествие окончилось.

Список используемой литературы.

        1. Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание поурочные разработки 5 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой.

        2. Учебник по обществознанию 5 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой.

7

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ ЖАДНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

НАСМЕШНИК СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЖАДНЫЙ

globuss24.ru

Что такое социальная интеграция? Значение

Термин «интеграция» перешел в социальные науки из других дисциплин – биологии, физики и пр. Под ней понимают состояние связанности дифференцированных элементов в целое, а также ход объединения этих компонентов. Рассмотрим далее процесс социальной интеграции.

Общие сведения

Термину «социальная интеграция» в современной литературе уделяется не так много внимания. В источниках отсутствует четкий понятийный аппарат. Однако некоторые общие характеристики категории выделить можно. Социальная интеграция – это объединение в целое, совместное сосуществование элементов системы, ранее разрозненных, на основе их взаимной дополняемости и зависимости. Анализируя энциклопедические данные, можно определить понятие как:

  1. Степень, в которой индивид чувствует принадлежность к группе либо коллективу на основе разделяемых с объединением убеждений, ценностей, норм.
  2. Соединение в одно целое элементов и частей.
  3. Степень, в которой функции отдельных институтов и подсистем становятся взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу.
  4. Наличие специальных учреждений, поддерживающих координированную деятельность прочих подсистем.

В рамках позитивистской социологии были впервые актуализированы принципы функционального подхода к интеграции. По Конту, кооперация, которая базируется на разделении труда, обеспечивает поддержание гармонии и установление «всеобщего» согласия. Спенсер выделял два состояния. Он говорил, что существует дифференциация и интеграция. Социальное развитие по Дюркгейму рассматривалось в рамках двух структур: с механической и органической солидарностью. Под последней ученый понимал сплоченность коллектива, консенсус, установившийся в нем. Солидарность обуславливается либо объясняется дифференциацией. Сплоченность Дюркгейм понимал как условие стабильности, выживания коллектива. В качестве основной функции общественных институтов он видел именно интеграцию.

Феномен суицида

Изучая самоубийства, Дюркгейм осуществлял поиск факторов, которые обеспечивали защиту индивида от изоляции. По результатам исследований он выявил, что количество суицидов прямо пропорционально уровню интеграции тех групп, в которые входит человек. Позиция ученого базируется на представлении, в соответствии с которым поведение людей, направленное на реализацию коллективных интересов, формирует основы сплоченности. Ключевые факторы, на основании которых происходит социальная интеграция, — это, по мнению Дюркгейма, политическая активность и моральное воспитание. Близкую позицию занимал Зиммель. Он сходится с Дюркгеймом в том смысле, что также открыл в институтах и структурах капитализма функциональные эквиваленты простейших связей обычая. Они должны поддерживать единство традиционного коллектива. Зиммелем также рассматривается социально-экономическая интеграция. Он указывает на то, что разделение труда и операции в сфере хозяйствования способствуют укреплению доверия в отношениях между людьми. Соответственно, это обеспечивает более успешную интеграцию.

Т. Парсонс

Он считал, что социальная адаптация и интеграция – явления, имеющие тесную связь. Парсонс утверждал, что становление и поддержание взаимоотношений и взаимодействий является одним из функциональных условий равновесия в коллективе наряду с достижением целей и сохранением ценностей. Для исследователя социальная адаптация и интеграция обеспечивают солидарность индивидов, необходимую степень их лояльности по отношению друг к другу и к структуре в целом. Стремление к объединению людей считается фундаментальным свойством, функциональным императивом социетального коллектива. Он, выступая как ядро общества, обеспечивает разные порядки и степени внутренней интеграции. Такой порядок, с одной стороны, требует определенной и ясной солидарности в последовательности нормативной модели, а с другой, — социетальной «координированности» и «гармонии». Таким образом, интеграция социальной деятельности обладает компенсаторным характером. Она способствует восстановлению равновесия после прошедших возмущений и гарантирует воспроизводство и непрерывность коллективного существования.

Интернационализация

Она, по мнению Парсона, является основой для социальной интеграции. Общество формирует определенные коллективные ценности. Их «вбирает» в себя индивид, родившийся в нем, в рамках взаимодействия с другими людьми. Таким образом, интеграция – социально-коммуникативное явление. Следование общезначимым стандартам становится элементом мотивационной структуры человека, его потребностью. Этот феномен достаточно четко описал Дж. Г. Мид. Согласно его представлениям, индивиду необходимо ввести в свое личное сознание общественный процесс в виде принятия установки, действующей для других людей по отношению и к нему, и друг к другу. Затем его поведение направляется в сторону коллективной активности. Из этого следует, что формирование и существование личности реализуются в ходе взаимодействия субъекта с членами конкретной социальной группы, общения, совместных дел.

Специфика взаимодействия

Это явление в целом представлено в виде определенной системы. В ней имеет место тесная функциональная взаимосвязь между центрами отношений. Поведение либо состояние одного незамедлительно отражается на другом. Изменения одного индивида, являющегося на данный момент доминирующим, определяют (зачастую скрыто) корректировки в активности контрагента. Из этого следует, что единство, высокая интеграция социальной группы возможны при формировании между субъектами функциональных связей – отношений взаимодействия.

Мнение Ч. Миллса

Этот американский исследователь изучал порядковые (структурные) проблемы социальной интеграции. В ходе анализа он пришел к важному выводу. Солидарность структур сосредотачивается на объединении мотиваций активистов. Межличностным образом происходит взаимное проникновение действий индивидов под влиянием этических стандартов. В результате происходит социально-культурная интеграция.

Единство индивида и поведения

Этот вопрос рассматривал М. Вебер. Он считал, что индивид выступает в качестве «клеточки» социологии и истории, «простейшим единством», не подлежащим дальнейшему расщеплению и разложению. И. Х. Кули анализировал феномен через исходную целостность общественного сознания и взаимосвязь социума и человека. Как отмечал исследователь, единство сознания заключается не в сходстве, а во взаимном влиянии, организации, причинной связи компонентов.

Свойства

Социальная интеграция, таким образом, выступает как характеристика степени совпадения целей, ценностей, интересов разнообразных объединений и индивидов. Близкими понятиями в разных аспектах выступают согласие, сплоченность, солидарность, партнерство. В качестве естественного варианта ее абсолютизации рассматривается синкретизм. Он предполагает ценность индивида не столько самого по себе, сколько исходя из его принадлежности к тому или иному единству, организации, объединению. Субъект рассматривается как компонент целого. И его ценность определяется по тому вкладу, который он вносит.

Правовой фактор

Он выступает в качестве еще одной предпосылки для интеграции индивида в общество. Концепции правоведения использовали в своих трудах Г. Спенсер, М. Вебер, Т. Парсонс, Г. Гурвич. Все мнения ученых сходятся по сути. Они считают, что право является определенной совокупностью ограничения и мер свободы. Через зафиксированные нормы поведения оно выступает в качестве основы самовоспроизводства связей между индивидами.

Концепция Ю. Хабермаса

В рассуждениях о жизненной структуре и мире в пределах концептуальных стратегий ученый заявляет, что фундаментальным вопросом теории является задача соединения удовлетворительным образом два направления, обозначенные понятиями «жизненный мир» и «структура». По Хабермасу, первая и есть «социальная интеграция». В рамках стратегий описывается еще один немаловажный фактор. Им является коммуникация. Подход к исследованию концентрируется на нескольких элементах. В первую очередь это жизненный мир. Кроме этого, анализируется характер интеграции системы действий посредством нормативно установленного либо достигнутого при коммуникации консенсуса. Теоретики, отталкиваясь от последнего, отождествляют объединение индивидов с жизненным миром.

Мысли Э. Гидденса

Этим ученым интеграция социальной системы рассматривалась не как синоним консенсуса либо сплоченности, а как взаимодействие. Ученый проводит дифференциацию между понятиями. В частности, он разделяет системную и социальную интеграцию. Последняя представляет собой взаимодействие коллективов, составляющих основу объединения индивидов как целого. Социальная интеграция предполагает взаимоотношения между субъектами активности. Гидденс определяет ее как структурность на личном уровне. Социальная интеграция, по его мнению, предполагает временное и пространственное присутствие взаимодействующих агентов.

Исследования Н. Н. Федотовой

Она считает, что любое определение социальной интеграции не будет универсальным. Свою позицию Федотова объясняет тем, что в них учитываются только немногие компоненты, функционирующие в мире. Социальная интеграция, по мнению ученого, представляет собой комплекс феноменов, за счет которых происходит соединение разнородных взаимодействующих звеньев в целое. Она выступает в качестве формы поддержания определенного равновесия и устойчивости в объединениях индивидов. При анализе Федотова выделяет два ключевых подхода. Первый связан с интерпретацией интеграции в соответствии с общими ценностями, второй – на основе взаимозависимости в условиях разделения труда.

Точка зрения В. Д. Зайцева

По мнению ученого, рассмотрение единства целей, убеждений, ценностей, взглядов индивидов как одного из ключевых оснований их интеграции следует считать недостаточно правомерным. Объясняет свою позицию Зайцев следующим. У каждого человека есть собственная система предпочтений, ценностей, взглядов, а интеграция предполагает главным образом совместную активность на базе межличностного взаимодействия. Именно ее, считает Зайцев, нужно рассматривать в качестве определяющего признака.

Выводы

Пространство общественной интеграции, таким образом, способствует становлению коммуникативной модели человека. Оно предоставляет возможность сознательно и бессознательно постигать необходимые, адекватные и продуктивные практики интеракционирования с помощью освоенных раньше ролей. В результате у индивида формируется поведение, ожидаемое коллективом, обусловленное статусом субъекта – его позицией, связанной с конкретными правами, обязанностями и нормами. Социальная интеграция в целом сводится к:

  1. Объединению людей на базе общих ценностей и взаимной зависимости.
  2. Формированию практик взаимодействия и межличностных связей, взаимоадаптации между коллективами и индивидами.

Выше рассмотрено множество концепций. На практике единая теория, с помощью которой можно было бы выявить универсальные основания феномена, отсутствует.

Социальная, образовательная интеграции

Основы наук, изучавшиеся в древности, имели форму целостного знания. Коменский считал, что все, что пребывает во взаимосвязи, должно преподаваться в этом же виде. Вопрос об интеграции в обучении возникает в ситуациях, когда необходимо ввести в школу детей с нарушениями развития. Стоит сказать, что такие случаи нельзя назвать массовыми. Как правило, речь идет о взаимодействии с конкретным ребенком и родителями, в той или другой степени — с учебным заведением, детским садом. Интеграция в социальной работе с детьми, имеющими нарушения, во многом обуславливается уровнем организации психолого-педагогического сопровождения.

Актуальность вопроса

В настоящее время отмечается тенденция к интеграции разных дисциплин. Это обуславливается увеличением объема фактического материала наук, пониманием сложности исследуемых предметов, законов, феноменов, теорий. Все это не может не отражаться и на педагогической практике. Это подтверждается и расширением числа дисциплин, изучаемых в учебных заведениях нового типа. Следствием процессов является повышение внимания к межпредметным взаимодействиям в рамках организационно-методического обеспечения. В учебные планы общеобразовательных школ вводятся различные интегративные по содержанию дисциплины (ОБЖ, обществознание и пр.). Принимая во внимание довольно обширный опыт, сформировавшийся в педагогической сфере, можно говорить о сложившемся подходе, связанном с исследованием и использованием методик в воспитании и обучении для повышения их результативности.

Социально-экономическая интеграция

Она считается высшей ступенью разделения труда на международном уровне. Экономическая интеграция связана с формированием устойчивых и глубоких взаимосвязей объединений государств. Это явление основывается на проведении согласованной политики разными странами. В ходе такой интеграции происходит сращение процессов воспроизводства, активизируется научное сотрудничество, создание тесных торговых, хозяйственных связей. В результате возникают зоны преференций, свободного товарообмена, таможенные союзы, общие рынки. Это приводит к формированию экономического союза и полной интеграции.

Вопросы современности

В настоящее время предметом исследования выступает социально-культурная интеграция. В быстроизменяющихся современных условиях молодые люди вынуждены подстраивать свое поведение под окружающие обстоятельства. В последнее время эта проблема обсуждается в педагогической сфере. Современные реалии заставляют переосмыслить действовавшие долгое время концепции, вести поиск новых ресурсов и возможностей в технологиях и практике. Этот вопрос обостряется во время кризисных периодов. В таких ситуациях социально-культурная интеграция становится важнейшим условием качества жизнедеятельности, средством, обеспечивающим непрерывность индивидуальной биографии, сохранение душевного личностного здоровья в деформируемом социуме.

Определяющие факторы

Острота и масштаб проблемы социокультурной интеграции обуславливаются содержанием реформ, увеличивающейся институциональной отчужденностью людей, обезличенностью индивида в рамках профессиональных отношений. Немаловажное значение имеет и неоптимальное функционирование государственных и гражданских институтов. Неитегрированность людей, спровоцированная содержанием и масштабами преобразований в привычной психологической, культурной, социальной, профессиональной среде, начинает обретать всеохватывающий характер. В результате нарушаются устоявшиеся связи. В частности, теряется профессионально-корпоративная, этнокультурная, духовная общность. Маргинализация больших объединений населения, в том числе, молодых людей, сложности в самореализации и самоидентификации сопровождаются усилением личной неудовлетворенности в ключевых областях жизнедеятельности, ростом напряженности.

Недостатки действующих государственных программ

Мероприятия, которые осуществляются в рамках госполитики, не устраняют полностью возникшие проблемы. Молодежь нуждается в системных мерах. Рассматривая комплекс мероприятия, направленных на создание условий для интеллектуальной, творческой, профессиональной, культурной самореализации индивида, следует отметить недостаточность разработанных проектов. Это, в свою очередь, актуализирует вопрос планирования функционирования соответствующих институтов на базе не только ситуационного подхода. В практику необходимо внедрять и системные методы. Поиск дополнительных резервов нельзя ограничивать кругом профессиональных, досуговых и прочих организаций. Следует пересмотреть приоритеты и функции всех институтов, организацию всей модели их взаимодействия.

Индивидуализация

Она осуществляется через совместную деятельность. Результатом индивидуализации выступает осознание человеком своего творческого, интеллектуального, физического, нравственного отличия от остальных людей. В итоге формируется личность – бесконечное, уникальное существо. Однако в реальности человек всегда находится в рамках. Он ограничен условиями, социокультурной средой, ресурсами (временными, биологическими и пр.).

Нравственный аспект

В качестве одного из важнейших факторов выступает совокупность ценностей индивида. Она является вместе с тем стержнем социума, отражает духовную квинтэссенцию интересов и потребностей личностей и их групп. В зависимости от функций, ценности могут быть объединяющими или дифференцирующими. При этом одна и та же категория может реализовывать разные задачи в тех или иных условиях. Ценности выступают одним из ключевых стимулов социальной деятельности. Они способствуют объединению индивидов, обеспечивают их вхождение в коллектив, помогая осуществлять приемлемый выбор поведения в значимых случаях. Чем ценность универсальнее, тем выше будет интегрирующая функция социальных действий, стимулируемых ею. В этой связи обеспечение нравственного единства коллектива следует рассматривать как важнейшее направление государственной политики.

fb.ru

«Интеграция на уроках истории, обществознания.doc

«Интеграция на уроках истории, обществознания
как средство формирования целостного восприятия мира».
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной,
интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием
глубины связей и процессов, представляющих данную картину. Новые государственные стандарты
общего образования предусматривают необходимость преодоления узкопредметного подхода в
образовании и интеграцию предметов школьного курса. Проблема актуальна, поскольку не все
школьники в процессе обучения видят взаимосвязь отдельных школьных предметов, а без нее нельзя
понять и полноценно изучить суть многих явлений природы и общества.
Само понятие «интеграция» широко используется в развитии современного общества.
Буквальный смысл этого понятия (от латинского integration – восполнение, восстановление) –
объединение, суммация определенных процессов, видов деятельности.
Отсюда следует, что под интеграцией в широком смысле слова понимают процесс становления
целостности системы, понятия, предмета, объекта познания, достижения, истины. Интеграция
относится к общенаучным категориям и заимствована педагогикой из философии.
В философии интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с
объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь
место в рамках уже сложившихся систем – в этом случае они ведут как к повышению уровня ее
целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных
элементов.
Различные аспекты проблемы интеграции наук, как основы разработки интегративного подхода
к содержанию образования, рассмотрены в трудах таких выдающихся ученых, педагогов, психологов
современности, как В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.А. Самарин, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов, Д.Б.
Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Н.А Менчинская и других.
Впервые интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах Я.А. Коменского «Всё – и самое
большое, и самое малое так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать
единое целое».
Первоначально теория интеграции возникла как философская теория. Но, прежде чем стать
теорией, т.е. системой обобщенных знаний, она прошла непростой путь. В истории человечества
первоначальные знания, полученные в результате наблюдений природы и жизни общества, были
эмпирическими. Это наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
Но наступило время, когда потребовалась систематизация всех накопленных столетиями
знаний. Так возникла философия, объединяющая всю совокупность знаний о природе, обществе и о
человеке на доступном ему уровне. Когда объем накопленных научных знаний стал выходить за
1

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *