Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность – 4.2. , /

Содержание

2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.[4]

3. Давностные сроки назначения административного наказания и сроки их погашения

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) — двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите прав потребителей, таможенного законодательства и на некоторые другие случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное наказание может быть назначено в названные выше сроки, исчисляемые со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Кодекс об административных правонарушениях определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством. [4]

studfiles.net

26. Административная ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Статья 33. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

1)  чистосердечное раскаяние виновного;

2)  предотвращение виновными вредных последствий правонарушения, добровольное воз­мещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3)  совершение правонарушений под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных обстоятельств;

4)  совершение правонарушения несовершеннолетним;

5)  совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребен­ка в возрасте до одного года.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие от­ветственность за административное правонарушение.

 Статья 34. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: .

1)  продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2)  повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному ..взысканию; совершение правонарушения лицом, ра­нее совершившим преступление;

3)  вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4)  совершение правонарушения группой лиц;

5)  совершение правонарушений в условиях стихийного бедствия или при других чрез­вычайных обстоятельствах;

6)  совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), на­лагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного

27. Понятие и признаки административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения :

Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения, причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Исходя из степени общественной опасности, решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений.

Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой.

Виновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию, а также к наступившим последствиям.

Наказуемость означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административная ответственность.

28. Понятие и элементы состава административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административное правонарушение.

Состав административного правонарушения состоит из 4 элементов:

Объектом состава административного правонарушения являются общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом.

Субъектом состава административного правонарушения являются физические лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста (в отдельных случаях — 14-летнего возраста), вменяемые, а также юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

29. Понятие и виды административных взысканий.

Административное взыскание это мера ответственности, которая применяется уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение административного правонарушения.

Виды административных взысканий:

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основных административных взысканий.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции определенной статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

studfiles.net

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность :: BusinessMan.ru

Даже самое простое на первый взгляд административное правонарушение может быть опасно для общества. Именно поэтому противоправные деяния всегда требуют наказания, только в этом случае возможно предотвратить их повторение в дальнейшем и обезопасить граждан, их здоровье, права и свободу. Ответственность за проступки такого рода должна быть суровой, однако не следует отвергать и обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Учет подобных факторов поможет определить наиболее подходящее и справедливое наказание, а значит, сделать судебную систему в нашей стране более совершенной.

Общие понятия

Перед тем как говорить про обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, необходимо определить основные ее особенности и характеристики. Так, она представляет собой одну из разновидностей юридической ответственности, в рамках которой уполномоченные органы (судебная инстанция) применяют определенные взыскания (или санкции) по отношению к лицам, преступившим закон в данной сфере. К особенностям административной ответственности (АО) относится:

  • Возможность регулирования направления законами и подзаконными актами.
  • Регулирование исключительно административных правонарушений и никаких иных более.
  • Отсутствие судимости в качестве меры наказания.
  • Наложение ответственности только на виновное лицо после получения доказательств и проведения суда.
  • Недопущение страданий обвиняемого, нанесения вреда его здоровью или достоинству.

При совершении нескольких правонарушений одним лицом наказание не суммируется и не обобщается, а назначается относительно каждого процесса отдельно.

Сроки давности административных проступков

У административных правонарушений существует и свой срок давности. Так, при прошествии двух месяцев со дня совершения деяния наказание назначено быть не может. При этом необходимо учитывать, что при длящихся правонарушениях (к примеру, проживание на территории России без регистрации) срок отсчитывается со дня выявления данного факта. При противоправных деяниях, обозначенных в статье 4.5 КоАП, срок увеличивается до одного года. К ним относятся проступки в области налогов, валюты, экологии.

Общий перечень смягчающих факторов

Итак, для начала приведем общий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Список хоть и не получается весьма значительным, но охватывает основные моменты, которые действительно могут повлиять на определение и смягчение возможного наказания. Включает он следующие пункты:

  • Беременность женщины-правонарушительницы.
  • Наличие у женщины-правонарушительницы малолетних детей на иждивении.
  • Возраст нарушителя — до 18 лет.
  • Предотвращение возможных негативных последствий совершенных противоправных действий.
  • Влияние состояния аффекта, тяжелые личностные или семейные обстоятельства, эмоциональная нестабильность.
  • Раскаяние в совершенном правонарушении, полное осознание своей вины.
  • Явка с повинной (добровольное информирование органов власти о совершенных действиях, противоречащих закону).

Дополнительные смягчающие обстоятельства

Необходимо отметить, что на усмотрение судьи могут быть обозначены и другие обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Коап РФ не содержит сведений об уступках вследствие болезни правонарушителя или его значительного возраста, однако в большинстве случаев эти факторы также учитываются, и скидка на них дается. Кроме того, крайне важно может быть и поведение провинившегося на процессе, а также его характеристика с работы или места учебы.

Подобные факторы актуальны не только в административном, но и в уголовном законодательстве нашей страны. Познакомимся с некоторыми из них немного подробнее.

Признание вины

Отвечая на вопрос, какое обстоятельство смягчает административную ответственность в большей степени, каждый второй юрист расскажет вам о добровольном признании вины или раскаянии. Как правило, судьи или присяжные заседатели оценивают не только сам факт информирования правоохранительных органов о проступке, но и наличие негативной оценки своих действий правонарушителем. То есть он должен оценить собственные деяния, понять их недопустимость и искренне захотеть не повторять подобного в будущем. Безусловно, даже самое правдивое раскаяние не является панацеей от наказания, однако в ряде случаев способно значительно уменьшить его.

Возмещение ущерба

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть дополнены таким пунктом, как возмещение ущерба объекту (человеку, юридическому лицу), пострадавшему от противоправных действий. Подобный фактор также требует прояснения ряда нюансов.

Так, возмещение ущерба пострадавшему должно быть совершено виновной стороной по собственной инициативе, без принуждения и в полном объеме, лучше до начала официального спора. Также понесенные убытки могут быть не только возмещены, но и устранены. Такие обстоятельства актуальны не только для физических, но и для юридических лиц.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, не признается ситуация, когда возмещение ущерба было совершено по настоянию судебной инстанции уже после открытия дела. Если этот вопрос является спорным, то он решается при помощи гражданского судопроизводства, в результате которого обе стороны могут окончательно прояснить нерешенные ранее моменты.

Состояние аффекта

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся состояния аффекта и эмоциональной нестабильности. Подобная временная особенность организма виновного лица объясняется неосознанной реакцией, порывом, сложным психоэмоциональным состоянием. Одного заявления провинившегося о совершении им действий в состоянии аффекта мало, для учета этого фактора необходимо мнение третьей, незаинтересованной стороны, квалифицированных экспертов.

Для определения подобной ситуации проводится специальная экспертиза, на основании которой подготавливается заключение. Оно и будет рассмотрено на суде при определении возможных послаблений. Если результаты такого исследования признаются спорными, то манипуляции могут быть повторены для выявления неточной информации или подтверждения полученных ранее данных.

Прочие факторы

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются и уже перечисленные выше факторы, такие как беременность правонарушительницы, наличие малолетних детей на иждивении у женщины, возраст виновного до 18 лет. При этом существует и ряд других возможных предпосылок, не указанных в законе напрямую. Это может быть тяжелое материальное положение, возраст старше 70 лет. В таких случаях суд рассматривает невозможность психологической или физической оценки своих действий, повлекших совершение правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц

Рассмотрим еще один важный вопрос: «Каковы обстоятельства, смягчающие административную ответственность юридических лиц?» Для получения точного ответа необходимо определить, кто же является ответчиком от лица компании в такой неприятной ситуации. Согласно информации из все того же КоАПа, вина возлагается на физических лиц, являвшихся руководителями высшего звена компании, или членов совета директоров. Цель административного наказания в таком случае заключается в следующем:

  • Предупреждение совершения новых правонарушений виновным юридическим лицом или другими объектами.
  • Обеспечение выполнения взятых на себе обязанностей юридическим лицом.

Отвечая непосредственно на поставленный вопрос, необходимо отметить информацию, которая содержится в разделы 1, 3, 4, 5 административного кодекса России. Согласно ей, законы в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам. А это значит, что и смягчающие обстоятельства будут абсолютно идентичны, за исключением тех случаев, когда по смыслу статьи подразумевается применение относительно только физического лица.

Отягчающие обстоятельства

Необходимо отметить, что существуют обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, о последних забывать также не следует. В их перечень входят несколько основных факторов:

  • Совершение проступка под воздействием алкогольных напитков.
  • Совершение проступка в трудное время, например во время стихийного бедствия, любой другой форс-мажорной ситуации, а также по религиозным или национальным убеждениям.
  • Правонарушение, содеянное не одним лицом, а группой.
  • Привлечение несовершеннолетних лиц к правонарушению.
  • Повторное совершение противоправного деяния при неистекшем сроке первого наказания за аналогичный проступок.
  • Продолжение совершения виновных действий при получении требований от органов власти и порядка прекратить их.
  • Правонарушение в отношении незащищенных категорий граждан (например, беременных женщин).

Необходимо отметить, что учет отягчающих факторов зависит напрямую от мнения судьи ведущего дела, при определенных обстоятельствах он вполне может не брать их в расчет.

Если отягчающее обстоятельство является непосредственным признаком правонарушения, определяющим его, то оно не может рассматриваться в качестве дополнительного фактора, усиливающего вину.

Перечень отягчающих обстоятельств (в отличие от смягчающих) не может быть расширен на усмотрение судебного органа, это попросту исключено. Согласно действующему законодательству, он является исчерпывающим.

Основные нюансы отмены административной ответственности

Регулирует наказание за противоправные действия такого рода Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Обстоятельства, смягчающие административную ответственность — не единственные нюансы, перечисленные в нем. Так, существуют особые условия, исключающие АО в принципе, даже несмотря на наличие признаков правонарушения. Заключаются они в следующем:

  • Виновное лицо не достигло возраста 14 лет.
  • Виновное лицо не отдает отчета в своих действиях (невменяемость, слабоумие, психические расстройства).
  • Отсутствие заявления от потерпевшей стороны.
  • Совершение проступка с целью защиты собственной жизни или здоровья.
  • Совершение проступка при задержании лица, которое само совершило правонарушение.
  • Возникновение условий особой необходимости (например, при существовании опасности для здоровья и жизни других людей).

Основные нюансы освобождения от административной ответственности

Если административная ответственность лица уже была доказана, это еще не означает автоматическое назначение наказания. В отдельных случаях законом предусмотрена возможность освобождения от него, происходит это в следующих ситуациях:

  • Малая значимость проступка для общества.
  • Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (перечислены выше).
  • Примирение с потерпевшей стороной.
  • Тяжелая физическая или психическая болезнь, приобретенная виновной стороной уже после вынесения приговора.

Вместо заключения

Административное наказание представляет собой одну из разновидностей ответственности за совершенное гражданином правонарушение, противоречащие нормам действующего законодательства. В первую очередь цель подобного воздействия — предотвратить рецидивы преступления, не допустить их повторного совершения в будущем. Кроме того, возможность наказания за проступок влияет не только на самих правонарушителей, но и на каждого члена общества, являясь предупреждением о возможных санкциях при пренебрежении общими правилами.

При этом действующие законы остаются вполне лояльными и учитывают возможные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Перечень подобных факторов запротоколирован в кодексе об административных правонарушениях и является фиксированным. При этом необходимо учитывать, что в ряде случаев местные судьи имеют право принять за смягчающие обстоятельства и другие особенности. Благодаря их наличию правосудие становится более справедливым, способным учитывать большинство существующих нюансов.

businessman.ru

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В КоАП РФ дан перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, т.е. тех обстоятельств, которые усиливают либо ослабляют ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2 КоАП РФ):

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Вышеназванные обстоятельства, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность: Видео

legalquest.ru

Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность

Административная ответственность

Законодателями утвержден перечень, в котором указаны обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

Законодателями утвержден перечень, в котором указаны обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

Судебная коллегия тщательно рассматривает причины, исследует факторы, повлекшие правонарушение.

Те из них, которые перевесят виновность или оправдают проступок, станут направлением для судебного определения.

Навигация по статье

В чем суть общих понятий

Прежде чем давать оценку, какие могут в проступках присутствовать обстоятельства, отягчающие и смягчающие административное наказание нужно определиться с его характерными особенностями.

Административная — одна из юридических ответственностей, на основании которой судебные инстанции наказывают лиц с помощью взысканий, штрафных санкций, если они преступили законодательные положения на данном поприще.

К особенностям подобной юриспруденции относятся:

  • регулирование направлений законов и подзаконных актов
  • юрисдикция направлена только на административные правонарушения
  • наказания без судимостей
  • на основании доказательной базы после судебного заседания накладывается ответственность на виновного
  • отсутствует нанесенный вред в любом виде для обвиняемых

Важным условием в административных судах, является фактор, что они в ходе процесса не проводят суммирование взысканий, проводимых обвинений до текущей процедуры. Прежние проступки не оказывают влияния на судебное решение, так как оценка идет в каждом случае по отдельности.

Срок давности

Даже сроки давности за административный проступок имеют свои особые ограничения.

Как только истекут два месяца после происшествия, никто не сможет наказать нарушителя.

В подобных деяниях имеют наличие длительные правонарушения, но их отсчет начинается с даты, обнаружения подобной информации.

Какие признаки служат смягчением

Законодатели выявили большой перечень разных причин, которые послужат неким оправданием для проступков и позволят смягчить участь правонарушителей.

В него входят следующие факты:

  • наличие беременности
  • малолетние дети
  • возрастное ограничение (до 18 лет)
  • осуществление предотвращения другого преступления
  • внесение средств за нанесенный ущерб с полным раскаянием
  • действия совершались в сильном волнении под зависимостью неприятностей
  • признание в добровольном порядке о совершении правонарушений, внесение денег за причинение ущерба

На основании этих критерий судья проводит квалификацию степени проступка, уровень его опасности для общества, выносит под их влиянием определенную санкцию.

Виды отягчающих причин

Существует ряд фактов,занесенных в специальный список,которые могут стать оценкой уровня, определяющие степень общественной опасности от происшествия. Результатом послужат требования в назначении сурового наказания.

Подобные обстоятельства разделяют на  виды следующего характера:

  • общего
  • специфичного

При этом специфичные обстоятельства предусматривают публичное оскорбление гражданина, унижая его честь и достоинство. Если человек наедине высказался грубо, и за этот проступок на него поступило заявление, наказание будет в виде штрафной санкции в небольшом размере, но они увеличатся вдвое за те же слова, произнесенные в обществе.

Групповое правонарушение

В состав общих обстоятельств, отягчающих участь нарушителя, входят:

  • несмотря на замечание уполномоченного лица продолжение своих хулиганских действий
  • повторяющиеся нарушения порядка, после того как было исполнено наказание за подобный проступок
  • вовлечение детей в административные нарушения
  • групповые противоправные действия, они считаются более опасными для общества, чем те же проступки совершенные одним человеком
  • неподобающее поведение в условиях чрезвычайных ситуаций,стихийных бедствий
  • совершение действий, нарушающих закон в неадекватном состоянии под действием алкоголя, наркотических веществ

Если обстоятельства, отягчающие и в административном праве, принадлежат к проступкам совершенным в состоянии опьянения, они не всегда таковыми считаются, потому что подобный факт не принимается во внимание с подобающим свойством.

Но это зависит от того, какое действие было сделано, и если судья посчитает совершение не  опасным, то по закону возможно пьянство не засчитывать, как данность для увеличения суровости приговора.

В любом случае, раз уж свершилась неприятность, юристы рекомендуют добровольно признать свою виновность. В суде идет оценка не только негативного факта совершенного действия, но и осознание собственных деяний, искреннее раскаяние, решение о недопустимости повторных подобных нарушений.

Это не значит, что извинения избавят от санкций, но помогут уменьшить их. Лучше, разумеется, не доводить конфликт до судебного разрешения, а провести перед  официальным спором примирение сторон, выплатить причинённый ущерб, покаяться в содеянном проступке.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства — представлены в видеоматериале:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Еще по этой теме:

vyborprava.com

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

 

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

— раскаяние виновного;

— добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

— предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

— совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.13

Данные обстоятельства являются основанием для выбора менее строгого наказания в пределах санкции нарушенной нормы. Указанные обстоятельства не образуют исчерпывающий перечень. Орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например, преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

— продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;

— вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

— совершение административного правонарушения группой лиц;

— совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.14



Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами. Он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств. Это исключает признание иных оснований в качестве отягощающих вину,

а равно и оснований для усиления административного наказания.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны лишь те, которые не представляют собой объективные признаки административного правонарушения, как, например, состояние опьянения не расценивается подобным обстоятельством в случае управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, поскольку данное правонарушение образует состав самостоятельного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.15

 

Давностные сроки назначения административных наказаний и срок их погашения

 

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) – двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, таможенного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и на некоторые другие случаи. За эти нарушения предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Кодекс определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Таким образом, наложение административного наказания осуществляется с соблюдением общих правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания. Особую роль при назначении наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение. Перечень таких обстоятельств устанавливается Кодексом, но следует учитывать, что в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении орган или должностное лицо может признать смягчающим обстоятельство, неуказанное в законе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке к виновному лицу, совершившему административное правонарушение. Оно может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.

Административные наказания осуществляют цели общей и частной превенции, им присущ принцип гуманизма, носят наказательный и воспитательный характер.

Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

КоАП РФ устанавливает девять основных видов административных наказаний. В зависимости от тяжести правонарушения устанавливается и наказание. Самым распространенным наказанием является административный штраф. Он предусмотрен во всех статьях Особенной части Кодекса, а также в законах Российской Федерации об административных правонарушениях. В зависимости от вида административного правонарушения, административные наказания могут назначаться судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дело об административном правонарушении.

Наложение административного наказания осуществляется с соблюдением общих правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания.

Особую роль при назначении наказания играют обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение. Перечень таких обстоятельств устанавливается Кодексом, но следует учитывать, что в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении орган или должностное лицо может признать смягчающим обстоятельство, неуказанное в законе.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ). Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп.).

4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

5. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.).

6. Агапов А.Б. Административное право. – 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2009.

7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. – М.: Норма, 2004.

8. Борисов А.Н. Административные правонарушения. – М.: ООО «Новая правовая культура», 2005.

9. Дугенец А.С. Административно — юрисдикционный процесс: Монография. – М., 2003.

10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Ю.М. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

12. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

13. Максимов И.В. Административные наказания. – М.: Норма, 2009.

14. Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству РФ. – Саратов, 2004.

15. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 2003.

16. Парыгин Н.П., Головко В.В. Исполнение административных наказаний. – М.: Эксмо, 2006.

17. Россинский Б.В. Административная ответственность. – М.: Норма, 2004.

18. Сатышев В.Е. Административное право: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. – М.: Омега-Л, 2009.

19. Стахов А.И. Административная ответственность. – М.: Юнити, 2004.

1 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.

2 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.

3 Кодекс Российской Федерации об административных праонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

4 Россинский Б.В. Административная ответственность. — М.: Норма, 2004.

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

6 Дугенец А.С. Административно — юрисдикционный процесс: Монография – М., 2003.

7 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Ю.М. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

8 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Ю.М. Козлова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

9 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.).

10 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Общие правила назначения административного наказания. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения.

Поделись с друзьями

Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан частью 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

 

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *