Один из видов потребностей – Что такое потребности человека. Виды и их сущность

17 Вопрос.Потребности личности. Виды потребностей.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

— ориентировки,

— любопытства,

— направленного интереса,

— склонности,

— осознанного самообразования,

— творческого поиска.

Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

— естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

— материальные, или предметно – вещные,

— духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или«Пирамида Маслоу»

Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.

Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.

Социальные потребности – дружба, любовь, общение.

престижные потребности – уважение, признание членами общества.

Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

Социальные установки.

Убеждения.

Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.

Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

studfiles.net

2. Виды потребностей:

1. Физиологические (без чего мы жить не можем)

2. Материальные (жилье, одежда, транспорт)

3. Духовные (общение (с самим собой, природой, с другими людьми), познание)

В жизни каждой потребности существует 2 этапа:

1. до встречи с предметом потребности

В этот момент человек испытывает: волнение, тревога, жажда.

2. после встречи с предметом потребности: разочарование, удовлетворение

Есть одна потребность, которая коренным образом отличает человека от животного – потребность в самоидентификации (сохранение представления о самом себе)

Вывод: потребности остаются одними и теми же, а способы и удовлетворения меняются радикальном образом. Нет пределов разнообразия товаров удовлетворяющих эти потребности.

БИЛЕТ 19

1. Мотив – «запал», «горючий материал».

Роль мотива — придать поведению импульс и направленность к цели. Мотив выступает в качестве средства удовлетворения потребностей.

Виды мотивов:

  1. реально действующие.

  2. Знаемый мотив (я знаю как надо сделать, но я это не делаю).

  3. Осознаваемые.

  4. Неосознаваемые

  5. Внутренние (основаны на интуиции и стремлении потребностей)

  6. Внешние.

2.

БИЛЕТ 20

1. Темперамент – врождённый стиль приспособления, темп реагирования, это динамическая сторона личности. Это основа формирования характера.

5 век до нашей эры врач Гиппократ.

Первый пытался объяснить различия в поведения и деятельности людей.

Гиппократ описал 4 сока в организме человека: желчь, кровь, черная желчь, лимфа. Какого сока в организме больше такой и темперамент человека.

2 век до нашей эры Клавдий Галек:

Кровь – сангус (сангвиник)

Желчь – хале (холерик)

Черная желчь – мелайн халия (меланхолик)

Лимфа – флегма (флегматик)

Какова характеристика сока в организме таков и человек. Таким образом до 19 века объясняли физиологию темперамента.

1921 год Кркчмер «….»

  1. астеник – высокий рост, узкие плечи, длинные конечности, впалые грудь. (замкнутость, мрачность, малая контактность.

  2. Пикник – средний рост, объёмный вес, круглая голова, короткие ноги (весёлый, добродушный, общительный).

  3. Атлетик – высокий рост, пропорционально сложен. Грудь колесом (уравновешенный, сильный, работоспособный)

  4. Диспластик – не пропорциональное развитие, человек не чувствительный.

БИЛЕТ 21

1. Павлов определил следующие типы высшей нервной деятельности:

  1. Сильная нервная система – способность выдерживать длительные физические нагрузки, стрессоустойчивость, работоспособность.

  2. Слабый тип – низкая стрессоустойчивость, малая работа способность, повышенная ….

Сангвиник

– сильный, уравновешенный, подвижный, делает много дел сразу, но с трудом доводит до конца.

Холерик – сильный тип нервной системы, неуравновешенный, возбуждение преобладает, высокая реактивность (достаточно малейшего раздражителя), активность, доля инертности. «Всё или ничего», импульсивный, агрессивный, быстрый темп в работе.

Флегматик – уравновешенный, преобладает торможение (инертный), «терпение и труд, всё перетрут», сильный тип нервной системы. Выдержанный, эмоций не проявляет, консервативный, с трудом начинает новое дело, Сложности с переключением с одного дела на другое, речь размеренная, средней громкости, жесты скудные, размеренная походка. Для образа жизни должен быть распорядок. Недостатки: вялый, безынициативный, стереотипы мышления.

Меланхолик – слабый тип нервной системы, неуравновешенный, чувствительный, впечатлительный. чувствительный, ранимый, девиз «Всё равно всё будет плохо» сложно заниматься одним видом деятельности.

studfiles.net

5.1. Виды и особенности потребностей

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

5.1. Виды и особенности потребностей

  Потребность (англ. necessity, need) — состояние нужды в чём-либо (предметах, объектах, тех или иных условиях), необходимом для жизнедеятельности организма, личности.
  Потребности являются изначальной движущей силой, источником и первопричиной активности личности. Возникшая потребность переживается человеком как психическое состояние, которое активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. В этой активации и заключается основная функция потребностей.

  При рассмотрении вопроса о физиологических основах потребностей необходимо учитывать три аспекта.
  Во-первых, физиологическую основу органических потребностей составляет совместная деятельность отделов вегетативной нервной системы и коры больших полушарий головного мозга. Основной причиной возникновения органических потребностей является нарушение постоянства внутренней среды организма (уровня сахара, белка, жиров и т.д.). Например, при снижении в крови уровня питательных веществ возбуждаются хеморецепторы, информация от которых поступает в «центр голода» в гипоталамусе, а от него — в кору головного мозга, результатом чего является ощущение голода. Возбуждение постепенно захватывает всё большие и большие участки коры, что способствует формированию поведения, направленного на поиск или приготовление пищи.
  Во-вторых, в основе социальных, материальных и др. потребностей человека лежат более сложные физиологические механизмы, в обеспечении которых преимущественная роль принадлежит коре больших полушарий головного мозга.
  В-третьих, одинаковым для всех потребностей является возникновение возбуждения трёх типов:
  • специфического — определённых центров мозга при воздействии — изнутри организма или из внешней среды — тех или иных раздражителей. В приведённом выше примере его следствием является ощущение голода;
  • частично специфического — подкорковых отделов мозга, участвующих в эмоциональной регуляции поведения. Так, его следствием у голодного человека может быть переживание в форме чувственного тона неудовольствия;
  • неспецифического — ответственных за общую активацию мозга подкорковых отделов и коры больших полушарий головного мозга. Следствием общей активации мозга является психическое напряжение, «требующее» своего разрешения.
  Свойства потребностей. Потребности характеризуются рядом специфических свойств:
  • силой — потребности создают психическое напряжение разной степени интенсивности. Причём если потребность долго не удовлетворяется, то напряжение постепенно возрастает;
  • периодичностью возникновения — многие потребности возникают с определённой частотой через относительно равные промежутки времени;
  • наличием предметного содержания. Потребность — это всегда потребность в чём-то. В широком смысле то, в чём возникла нужда, и составляет «предметное содержание» потребности. В качестве такового могут выступать самые разнообразные объекты и процессы — от еды до самосовершенствования человека. Но человек осознаёт потребность как нужду не в белках, жирах и углеводах, а в приготовленной определённым образом пище, не в кислороде, а в воздухе и т.д. В узком смысле, когда говорят о «предметном содержании», то подразумевают, что у человека формируются условно-рефлекторные связи между потребностями и образами тех конкретных объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых они могут быть удовлетворены. Во многих стереотипных ситуациях вслед за появлением нужды и её осознанием у человека сразу же, по механизму ассоциации, «всплывают» образы тех объектов, которые удовлетворяли данную потребность ранее;
  • наличием определённого способа удовлетворения — удовлетворение каждой потребности человека предполагает выполнение определённого типа действий. Когда потребность оказывается удовлетворённой, человек испытывает удовольствие, облегчение.
  Потребности характеризуются рядом особенностей:
  1) потребности обусловливают избирательность реагирования человека именно на то, что составляет их предметное содержание. Например, едущий в автобусе проголодавшийся человек, глядя в окно, будет непроизвольно обращать внимание на продуктовые магазины и палатки, кушающих что-либо людей и т.д.;
  2) не все потребности осознаются человеком. Во-первых, некоторые потребности организма, связанные с недостатком минеральных веществ, витаминов и т.п., обладают настолько малой силой, что не могут вызывать ощущения и создавать сколько-нибудь заметное психическое напряжение. Во-вторых, иногда напряжение, создаваемое потребностью, осознаётся как эмоциональное состояние неудовлетворённости, но при этом человеку требуется приложить волевое усилие, чтобы определить (понять, осознать), с чем оно связано . В таком случае неосознаваемые или недостаточно осознаваемые потребности называют влечениями. В-третьих, нередко даже характеризующиеся значительной силой потребности не осознаются человеком в связи с использованием им того или иного механизма психологической защиты ;
  3) для своего удовлетворения потребность должна быть осознана, причём в сознании человека должно отразиться её предметное содержание. Только после понимания человеком того, в чём возникла потребность, он может направить свою активность на поиск цели (предмета и т.п.), которая способна её удовлетворить.
  При рассмотрении данной особенности потребностей необходимо учитывать следующее. Во-первых, ещё до осознания её предметного содержания потребность побуждает психическую активность человека, а именно — активность, направленную на понимание (осознание) того, чем вызвано испытываемое им психическое состояние. Во- вторых, запускающийся после осознания возникшей потребности процесс поиска и постановки цели довольно сложен, хотя, как уже упоминалось, в сознании человека нередко сразу появляются образы объектов, способных удовлетворить данную потребность. Дело в том, что у взрослого человека эти образы, как правило, слишком обобщены, в связи с чем перед ним предстаёт весьма абстрактная цель (нужна еда, жидкость и т.д.), которую ещё нужно конкретизировать с учётом условий, текущей ситуации. Данный процесс максимально упрощается, если человек испытывает органическую потребность и находится в привычных условиях, и наоборот, усложняется, если он испытывает потребность другого вида и (или) находится в необычной ситуации. В- третьих, осознание потребности и постановка цели означают формирование у человека желания достичь этой цели или, другими словами, мотива деятельности, направленной на удовлетворение данной потребности . В-четвёртых, осознание потребности не гарантирует её немедленного удовлетворения. Осознав свою потребность, человек оценивает её значимость с учётом обстоятельств, на основе чего принимает решение о том, когда он будет её удовлетворять . Необходимо отметить, что на принятие решения может повлиять сила возникшей потребности;
  4) пережитые человеком осознанные потребности запоминаются им. Поэтому у человека постепенно накапливаются знания о свойственных ему потребностях. Необходимо подчеркнуть ошибочность отождествления тех потребностей, о которых человек знает, что они ему свойственны, и актуальных, испытываемых им в настоящий момент. «Здесь и сейчас» только последние обладают побудительной силой;
  5) осознанные потребности образуют собой иерархию, т.е. упорядоченно располагаются по степени их важности для человека. Наиболее важные для нормального самочувствия и благополучного существования человека потребности занимают верхнюю, самую высокую ступень в иерархии. Они тесным образом связаны с целью и смыслом жизни человека, поэтому он уделяет их удовлетворению больше всего внимания, времени и сил. Наименее важные для человека потребности занимают последнюю, самую низкую ступень в иерархии. Человек уделяет их удовлетворению минимум внимания, времени и сил.
  Иерархия потребностей представляет собой достаточно устойчивое образование, а потому выступает как свойство личности. Она неодинакова у разных людей, поскольку зависит от их образа жизни. У гармонично развитой личности высшую ступень в иерархии занимают потребности в самосовершенствовании, в творчестве и т.д., а, например, у зависимого от алкоголя, наркотиков или т.п. человека — физиологическая потребность в психоактивном веществе;
  6) предметное содержание потребностей может трансформироваться в ценности человека. Это происходит в том случае, когда у человека формируется положительное отношение, например, к тому объекту, который неоднократно удовлетворял его потребность и гарантированно, с его точки зрения, будет удовлетворять её и впредь;
  7) удовлетворение потребностей предполагает вступление человека в определённые отношения с окружающим миром (рис. 27).

Рис. 27. Потребностные отношения человека

txtb.ru

3.Потребности и их виды. Закон возвышения потребностей.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

•естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

•материальные, или предметно – вещные,

•духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»:

1.Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.

2.Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.

3.Социальные потребности – дружба, любовь, общение.

4.Престижные потребности – уважение, признание членами общества.

5.Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности;

вторичные потребности (приобретенные) — социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Закон возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей — один из общих экономических законов, выражающих причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества.

4.Типы и модели экономических систем..

Экономическая система представляется экономистами как совокупность производителей и потребителей товаров и услуг и связей между ними, а также механизмов, влияющих на экономическое поведение.

Основными элементами экономической системы являются:

•производительные силы как совокупность средств производства и трудовых ресурсов, обладающих знаниями, навыками и производственным опытом;

•средства производства включают в себя предметы труда и средства труда;

•производственные отношения – социально-экономические, такие как отношения собственности, организационно-экономические и технико-экономические.

Типы экономических систем:

1.Традиционная

Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить. Отсталая технология производства. Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие нововведений.

2. Командная

Экономические решения принимают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства.

3. Рыночная

Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности. Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства.

4.Смешанная.

Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни. Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием. Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.

Различают следующие модели экономических систем:

1.Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

2.Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций.

В то же время, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

studfiles.net

Ответы@Mail.Ru: какие виды потребностей существуют?

Согласно Х. Мюррею, список потребностей таков: доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать; агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить; поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия; отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения; автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр. ; пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности; потребность в уважении и поддержке; потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным; потребность быть в центре внимания; потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью; эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении; социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других; потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения; потребность оказания помощи; потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением; потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок; потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях; потребность избегания опасности; потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте; потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами» , и пр.

По сферам: * биологические, * трудовые, * познания, * общения, * отдыха; По объекту потребностей: * физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п. ) * материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т. п) * социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. ) * духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п. ) * этические, * эстетические, * другие; По функциональной роли: * доминирующие/второстепенные, * центральные/периферические, * устойчивые/ситуативные; По происхождению: * врожденные, * простые приобретенные * сложные приобретенные По субъекту потребностей: * групповые, * индивидуальные, * коллективные, * общественные.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *